Состояние эритроцитов в растворе NaCl различной концентрации. Эритроциты в гипертоническом растворе Эритроциты помещенные в физиологический раствор поваренной соли

Статья профессионального репетитора по биологии Т. М. Кулаковой

Кровь – это промежуточная внутренняя среда организма , это жидкая соединительная ткань. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов.

Состав крови - это 60 % плазмы и 40 % форменных элементов.

Плазма крови состоит из воды, органических веществ (белки, глюкоза, лейкоциты, витамины, гормоны), минеральных солей и продуктов распада.

Форменные элементы - это эритроциты и тромбоциты

Плазма крови – это жидкая часть крови. Она содержит 90% воды и 10% сухого вещества, главным образом белков и солей.

В крови находятся продукты обмена веществ (мочевина, мочевая кислота), которые должны быть удалены из организма. Концентрация солей в плазме равна содержанию солей в клетках крови. Плазма крови в основном содержит 0,9% NaCl. Постоянство солевого состава обеспечивает нормальное строение и функцию клеток.

В тестах ЕГЭ часто встречаются вопросы о растворах : физиологическом (раствор, концентрация соли NaCl равна 0,9%), гипертоническом (концентрация соли NaCl выше 0,9%) и гипотоническом (концентрация соли NaCl ниже 0,9%).

Например, такой вопрос:

Введение больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните, почему.

Вспомним, что если клетка контактирует с раствором, водный потенциал которого ниже, чем у её содержимого (т.е. гипертоническим раствором ), то вода будет выходить из клетки за счёт осмоса через мембрану. Такие клетки, (например эритроциты), сморщиваются и оседают на дно пробирки.

А если поместить клетки крови в раствор, водный потенциал которого выше, чем содержимого клетки, (т.е. концентрация соли в растворе ниже 0,9% NaCl), эритроциты начинают набухать, потому что вода устремляется в клетки. В этом случае эритроциты набухают, и их оболочка разрывается.

Сформулируем ответ на вопрос:

1. Концентрация солей в плазме крови соответствует концентрации физиологического раствора 0,9 % NaCl, что не вызывает гибели клеток крови;
2. Введение больших доз лекарственных препаратов без разбавления будет сопровождаться изменением солевого состава крови и вызовет гибель клеток.

Помним, что при написании ответа на вопрос допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.

Для эрудиции : при разрушении оболочки эритроцитов гемоглобин выходит в плазму крови, которая окрашивается при этом в красный цвет и становится прозрачной. Такая кровь называется лаковой кровью.

Классы

Задание 1. Задание включает 60 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован.

  1. Мышечная ткань образована:
    а) только одноядерными клетками;
    б) только многоядерными мышечными волокнами;
    в) плотно прилегающими друг к другу двуядерными волокнами;
    г) одноядерными клетками или многоядерными мышечными волокнами. +
  2. Клетками поперечнополосатой исчерченности, составляющими волокна и взаимодействующими между собой в местах контактов, образована мышечная ткань:
    а) гладкая;
    б) сердечная; +
    в) скелетная;
    г) гладкая и скелетная.
  3. Сухожилия, при помощи которых мышцы соединяются с костями, образованы соединительной тканью:
    а) костной;
    б) хрящевой;
    в) рыхлой волокнистой;
    г) плотной волокнистой. +
  4. Передние рога серого вещества спинного мозга (“крылья бабочки”) образованы:
    а) вставочными нейронами;
    б) телами чувствительных нейронов;
    в) аксонами чувствительных нейронов;
    г) телами двигательных нейронов. +
  5. Передние корешки спинного мозга образованы аксонами нейронов:
    а) двигательных; +
    б) чувствительных;
    в) только вставочных;
    г) вставочных и чувствительных.
  6. Центры защитных рефлексов - кашля, чихания, рвоты находятся в:
    а) мозжечке;
    в) спинном мозге;
    в) промежуточном отделе головного мозга;
    г) продолговатом отделе головного мозга. +
  7. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:
    а) сморщиваются;
    б) набухают и лопаются;
    в) слипаются друг с другом;
    г) остаются без внешних изменений. +
  8. Кровь течет быстрее в сосудах, суммарный просвет которых:
    а) наибольший;
    б) наименьший; +
    в) средний;
    г) несколько выше среднего.
  9. Значение плевральной полости заключается в том, что она:
    а) защищает легкие от механических повреждений;
    б) предотвращает перегрев легких;
    в) участвует в удалении из легких ряда продуктов обмена веществ;
    г) уменьшает трение легких о стенки грудной полости, участвует в механизме растяжения легких. +
  10. Значение желчи, вырабатываемой печенью и поступающей в двенадцатиперстную кишку, заключается в том, что она:
    а) расщепляет трудно перевариваемые белки;
    б) расщепляет трудно перевариваемые углеводы;
    в) расщепляет белки, углеводы и жиры;
    г) повышает активность ферментов, выделяемых поджелудочной и кишечными железами, облегчает расщепление жиров. +
  11. Светочувствительность у палочек:
    а) не развита;
    б) такая же, как у колбочек;
    в) выше, чем у колбочек; +
    г) ниже, чем у колбочек.
  12. Медузы размножаются:
    а) только половым путем;
    б) только бесполым путем;
    в) половым и бесполым путями;
    г) некоторые виды только половым, другие - половым и бесполым путями. +
  13. Почему у детей появляются новые признаки, не свойственные родителям:
    а) так как все гаметы родителей разносортные;
    б) так как при оплодотворении гаметы сливаются случайно;
    в) у детей родительские гены сочетаются в новых комбинациях; +
    г) так как одну половину генов ребенок получает от отца, а другую – от матери.
  14. Зацветание некоторых растений только в условиях дня представляет собой пример:
    а) апикального доминирования;
    б) положительного фототропизма; +
    в) отрицательного фототропизма;
    г) фотопериодизма.
  15. Фильтрация крови в почках происходит в:
    а) пирамидках;
    б) лоханках;
    в) капсулах; +
    г) мозговом слое.
  16. При образовании вторичной мочи в кровяное русло возвращаются:
    а) вода и глюкоза; +
    б) вода и соли;
    в) вода и белки;
    г) все выше перечисленные продукты.
  17. Впервые среди позвоночных животных у земноводных появляются железы:
    а) слюнные; +
    б) потовые;
    в) яичники;
    г) сальные.
  18. Молекула лактозы состоит из остатков:
    а) глюкозы;
    б) галактозы;
    в) фруктозы и галактозы;
    г) галактозы и глюкозы.
  1. Неверным является суждение:
    а) кошачьи - семейство отряда хищных;
    б) ежи - семейство отряда насекомоядных;
    в) заяц - род отряда грызунов; +
    г) тигр - вид рода пантера.

45. Для синтеза белка НЕ требуется:
а) рибосомы;
б) т-РНК;
в) эндоплазматическая сеть; +
г) аминокислоты.

46. Для ферментов верно следующее положение:
а) ферменты теряют некоторую или всю их нормальную активность, если их третичная структура разрушена; +
б) ферменты обеспечивают энергию, необходимую для стимулирования реакции;
в) активность ферментов не зависит от температуры и рН;
г) ферменты действуют только один раз и затем разрушаются.

47. Наибольшее освобождение энергии происходит в процессе:
а) фотолиза;
б) гликолиза;
в) цикла Кребса; +
г) брожения.

48. Для комплекса Гольджи, как органоида клетки, наиболее характерно:
а) повышение концентрации и уплотнение продуктов внутриклеточной секреции предназначенных для выделения из клетки; +
б) участие в клеточном дыхании;
в) осуществление фотосинтеза;
г) участие в синтезе белка.

49. Клеточные органоиды, трансформирующие энергию:
а) хромопласты и лейкопласты;
б) митохондрии и лейкопласты;
в) митохондрии и хлоропласты; +
г) митохондрии и хромопласты.

50. Число хромосом в клетках томата – 24. В клетке томата происходит мейоз. Три из полученных клеток дегенерируют. Последняя клетка сразу же делится путем митоза три раза. В результате в образовавшихся клетках можно обнаружить:
а) 4 ядра с 12 хромосомами в каждом;
б) 4 ядра с 24 хромосомами в каждом;
в) 8 ядер с 12 хромосомами в каждом; +
г) 8 ядер с 24 хромосомами в каждом.

51. Глаза у членистоногих:
а) у всех сложные;
б) сложные только у насекомых;
в) сложные только у ракообразных и насекомых; +
г) сложные у многих ракообразных и паукообразных.

52. Мужской гаметофит в цикле воспроизведения сосны образуется после:
а) 2 деления;
б) 4 деления; +
в) 8 деления;
г) 16 деления.

53. Конечная на побеге почка липы является:
а) верхушечной;
б) боковой; +
в) может быть придаточной;
г) спящей.

54. Сигнальная последовательность аминокислот, необходимая для транспорта белков в хлоропласты, находится:
а) на N-конце; +
б) на С-конце;
в) в середине цепочки;
г) у разных белков по разному.

55. Центриоли удваиваются в:
а) G 1 -фазе;
б) S-фазе; +
в) G 2 -фазе;
г) митозе.

56. Из нижеперечисленных связей наименее богата энергией:
а) связь первого фосфата с рибозой в АТФ; +
б) связь аминокислоты с тРНК в аминоацил-тРНК;
в) связь фосфата с креатином в креатинфосфате;
г) связь ацетила с КоА в ацетил-КоА.

57. Явление гетерозиса как правило наблюдается при:
а) инбридинге;
б) отдаленной гибридизации; +
в) создании генетически чистых линий;
г) самоопылении.

Задание 2. Задание включает 25 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован.

  1. Борозды и извилины характерны для:
    а) промежуточного мозга;
    б) продолговатого мозга;
    в) больших полушарий мозга; +
    г) мозжечка; +
    д) среднего мозга.
  2. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:
    а) нуклеиновые кислоты;
    б) крахмал;
    в) жиры; +
    г) углеводы; +
    д) углекислый газ и воду.
  3. В состав среднего уха входит:
    а) молоточек; +
    б) слуховая (евстахиева) труба; +
    в) полукружные каналы;
    г) наружный слуховой проход;
    д) стремя. +
  4. Условные рефлексы являются:
    а) видовыми;
    б) индивидуальными; +
    в) постоянными;
    г) как постоянными, так и временными; +
    д) наследственными.

5. Центры происхождения определенных культурных растений соответствуют конкрктным регионам суши Земли. Это объясняется тем, что эти места:
а) были наиболее оптимальны для их роста и развития;
б) небыли подвержены серьезным природным катаклизмам, что и способствовало их сохранению;
в) геохимических аномалий с наличием определенных мутагенных факторов;
г) были свободны от специфических вредителей и болезней;
д) являлись центрами древнейших цивилизаций, где и происходил первичный отбор и размножение наиболее продуктивных разновидностей растений. +

6. Для одной популяции животных характерно:
а) свободное скрещивание особей; +
б) возможность встречи особей разного пола; +
в) подобие по генотипу;
г) сходные условия жизни; +
д) сбалансированный полиморфизм. +

7. Эволюция организмов приводит к:
а) естественному отбору;
б) разнообразию видов; +
в) адаптации к условиям существования; +
г) обязательному повышению организации;
д) возникновению мутаций.

8. Поверхностный комплекс клетки включает:
а) плазмалемму; +
б) гликокаликс; +
в) кортикальный слой цитоплазмы; +
г) матрикс;
д) цитозоль.

9. Липиды, входящие в состав клеточных мембран кишечной палочки:
а) холестерол;
б) фосфатидилэтаноламин; +
в) кардиолипин; +
г) фосфатидилхолин;
д) сфингомиелин.

  1. Адвентивные почки могут образоваться при делении клеток:
    а) перицикла; +
    б) камбия; +
    в) склеренхимы;
    г) паренхимы; +
    д) раневой меристемы. +
  2. Придаточные корни могут образовываться при делении клеток:
    а) пробки;
    б) корки;
    в) феллогена; +
    г) феллодермы; +
    д) сердцевинных лучей. +
  3. Вещества, синтезирующиеся из холестерина:
    а) желчные кислоты; +
    б) гиалуроновая кислота;
    в) гидрокортизон; +
    г) холецистокинин;
    д) эстрон. +
  4. Дезоксинуклеотид-трифосфаты необходимы для процесса:
    а) репликации; +
    б) транскрипции;
    в) трансляции;
    г) темновой репарации; +
    д) фотореактивации.
  5. Процесс, приводящий к передаче генетического материала от одной клетки к другой:
    а) транзиция;
    б) трансверсия;
    в) транслокация;
    г) трансдукция; +
    д) трансформация. +
  6. Органеллы, поглощающие кислород:
    а) ядро;
    б) митохондрии; +
    в) пероксисомы; +
    г) аппарат Гольджи;
    д) эндоплазматическая сеть. +
  7. Неорганическую основу скелета различных живых организмов могут составлять:
    а) CaCO 3 ; +
    б) SrSO 4 ; +
    в) SiO 2 ; +
    г) NaCl;
    д) Al 2 O 3.
  8. Полисахаридную природу имеют:
    а) глюкоза;
    б) целлюлоза; +
    в) гемицеллюлоза; +
    г) пектин; +
    д) лигнин.
  9. Белки, содержащие гем:
    а) миоглобин; +
    б) FeS – белки митохондрий;
    в) цитохромы; +
    г) ДНК – полимераза;
    д) миелопероксидаза. +
  10. Какие из факторов эволюции впервые были предложены Ч. Дарвином:
    а) естественный отбор; +
    б) дрейф генов;
    в) популяционные волны;
    г) изоляция;
    д) борьба за существование. +
  11. Какие из названных признаков, возникших в ходе эволюции, являются примерами идиоадаптаций:
    а) теплокровность;
    б) волосяной покров млекопитающих; +
    в) наружный скелет беспозвоночных; +
    г) наружные жабры головастика;
    д) роговой клюв у птиц. +
  12. Какие из перечисленных методов селекции появились в ХХ веке:
    а) межвидовая гибридизация;
    б) искусственный отбор;
    в) полиплоидия; +
    г) искусственный мутагенез; +
    д) клеточная гибридизация. +

22. К анемофильным растениям относятся:
а) рож, овес; +
б) лещина, одуванчик;
в) осина, липа;
г) крапива, конопля; +
д) береза, ольха. +

23. У всех хрящевых рыб имеется:
а) артериальный конус; +
б) плавательный пузырь;
в) спиральный клапан в кишечнике; +
г) пять жаберных щелей;
д) внутреннее оплодотворение. +

24. Представители сумчатых обитают:
а) в Австралии; +
б) в Африке;
в) в Азии;
г) в Северной Америке; +
д) в Южной Америке. +

25. Для земноводных характерны следующие признаки:
а) имеют только легочное дыхание;
б) имеют мочевой пузырь;
в) личинки обитают в воде, а взрослые особи – на суше; +
г) для взрослых особей характерна линька;
д) грудной клетки нет. +


Задание 3. Задание на определение правильности суждений (Поставьте знак "+" около номеров правильных суждений). (25 суждений)

1. Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые. +

2. У поджелудочной железы одни клетоки вырабатывают пищеварительные ферменты, а другие – гормоны, оказывающее влияние на углеводный обмен в организме.

3. Физиологическим, называют раствор поваренной соли 9%-ной концентрации. +

4. Во время длительного голодания при снижении уровня глюкозы в крови происходит расщепление дисахарида гликогена, имеющегося в печени.

5. Аммиак, образующийся при окислении белков, в печени превращается в менее ядовитое вещество мочевину. +

6. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода. +

7. Под действием бактерий молоко превращается в кефир. +

8. В период покоя процессы жизнедеятельности у семян прекращаются.

9. Моховидные являются тупиковой ветвью эволюции. +

10. В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды. +

11. В живых организмах содержатся практически все элементы таблицы Менделеева. +

12. Усики гороха и усики огурца - аналогичные органы. +

13. Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами. +

14. Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.

15. Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.

16. Первыми наземными высшими растениями были риниофиты. +

17. Для всех жгутиконосцев характерно наличие зеленого пигмента – хлорофилла.

18. У простейших каждая клетка – самостоятельный организм. +

19. Инфузорию туфельку относят к типу Простейшие.

20. Морские гребешки передвигаются реактивным способом. +

21. Хромосомы являются ведущими компонентами клетки в регуляции всех обменных процессов. +

22. Споры водорослей могут образоваться путем митоза. +

23. У всех высших растений половой процесс – оогамный. +

24. Споры папоротника делясь мейотически формируют заросток, клетки которого имеют гаплоидный набор хромосом.

25. Рибосомы образуются путем самосборки. +

27. 10 – 11 класс

28. Задание 1:

29. 1–г, 2–б, 3–г, 4–г, 5–а, 6–г, 7–г, 8–б, 9–г, 10–г, 11–в, 12–г, 13–в, 14–б, 15–в, 16–а, 17–а, 18–г, 19–в, 20–г, 21–а, 22–г, 23–г, 24–б, 25–г, 26–г, 27–б, 28–в, 29–г, 30–г, 31–в, 32–а, 33–б, 34–б, 35–б, 36–а, 37–в, 38–б, 39–в, 40–б, 41–б, 42–г, 43–в, 44–б, 45–в, 46–а, 47–в, 48–а, 49–в, 50–в, 51–в, 52–б, 53–б, 54–а, 55–б, 56–а, 57–б, 58–в, 59–б, 60–б.

30. Задание 2:

31. 1 – в, г; 2 – в, г; 3 – а, б, д; 4 – б, г; 5 – д; 6 – а, б, г, д; 7 – б, в; 8 – а, б, в; 9 – б, в; 10 – а, б, г, д; 11 – в, г, д; 12 – а, в, д; 13 – а, г; 14 – г, д; 15 – б, в, д; 16 – а, б, в; 17 – б, в, г; 18 – а, в, д; 19 – а, д; 20 – б, в, д; 21 – в, г, д; 22 – а, г, д; 23 – а, в, д; 24 – а, г, д; 25 – в, д.

32. Задание 3:

33. Правильные суждения – 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 18, 20, 21, 22, 23, 25.

конструктор Создатъ(аХ, aY, aR, aColor, аТип_фигуры)

метод Изменить_цвет (aColor)

метод Изменить_размер (aR)

метод Изменить_местоположение (аХ, aY)

метод Изменить_тип_фигуры (аТип_фигуры)

Конец описания.

Параметр аТип_фигуры будет получать значение, определяющее подключаемый к объекту метод рисования.

При использовании делегирования необходимо следить, чтобы заголовок метода соответствовал типу указателя, используемого для хранения адреса метода.

Контейнерные классы. Контейнеры - это специальным образом организованные объекты, используемые для хранения объектов других классов и управления ими. Для реализации контейнеров разрабатываются специальные контейнерные классы. Контейнерный класс обычно включает набор методов, позволяющих выполнять некоторые операции как с отдельным объектом, так и группой объектов.

В виде контейнеров, как правило, реализуют сложные структуры данных (различные виды списков, динамических массивов и т. п.). Разработчик наследует от класса-элемента класс, в который добавляет нужные ему информационные поля, и получает требуемую структуру. При необходимости он может наследовать класс и от контейнерного класса, добавляя к нему свои методы (рис. 1.30).

Рис. 1.30. Построение классов на базе
контейнерного класса и класса элемента

Контейнерный класс обычно включает методы создания, добавления и удаления элементов. Кроме того, он должен обеспечивать поэлементную обработку (например, поиск, сортировку). Все методы программируются для объектов класса-элемента. Методы добавления и удаления элементов при выполнении операций часто обращаются к специальным полям класса-элемента, используемым для создания структуры (например, для односвязного списка - к полю, хранящему адрес следующего элемента).

Методы, реализующие поэлементную обработку, должны работать с полями данных, определенными в классах-потомках класса-элемента.

Поэлементную обработку реализуемой структуры можно осуществлять двумя способами. Первый способ - универсальный - заключается в использовании итераторов, второй - в определении специального метода, который содержит в списке параметров адрес процедуры обработки.

Теоретически итератор должен обеспечивать возможность реализации циклических действий следующего вида:

<очередной элемент>:=<первый элемент>

цикл-пока <очередной элемент> определен

<выполнить обработку>

<очередной элемент>:=<следующий элемент>

Поэтому обычно он состоит из трех частей: метод, позволяющий организовать обработку данных с первого элемента (получение адреса первого элемента структуры); метод, организующий переход к следующему элементу, и метод, позволяющий проверить окончание данных. Доступ к очередной порции данных при этом осуществляют через специальный указатель текущей порции данных (указатель на объект класса-элемента).

Пример 1.12 Контейнерный класс с итератором (класс Список). Разработаем контейнерный класс Список, реализующий линейный односвязный список из объектов класса Элемент, описанных следующим образом:

Класс Элемент:

поле Указатель_на_следующий

Конец описания.

Класс Список должен включать три метода, составляющих итератор: метод Определить_первый , который должен возвращать указатель на первый элемент, метод Определить_следующий , который должен возвращать указатель на следующий элемент, и метод Конец_списка , который должен возвращать «да», если список исчерпан.

Класс Список

реализация

поля Указатель_на_первый, Указатель _на_текущий

интерфейс

метод Добавить_перед_первым (аЭлемент)

метод Удалить_пoследний

метод Определить_первый

метод Определить_следующий

метод Конец_списка

Конец описания.

Тогда поэлементная обработка списка будет программироваться следующим образом:

Элемент:= Определить_первый

цикл-пока не Конец_списка

Обработать элемент, возможно, переопределив его тип

Элемент: = Определить _следующий

При использовании второго способа поэлементной обработки реализуемой структуры процедура обработки элемента передается в списке параметров. Такую процедуру можно определить, если известен тип обработки, например, процедура вывода значений информационных полей объекта. Процедура должна вызываться из метода для каждого элемента данных. В языках с жесткой типизацией данных тип процедуры должен описываться заранее, при этом часто невозможно предусмотреть, какие дополнительные параметры должны передаваться в процедуру. В таких случаях первый способ может оказаться предпочтительнее.

Пример 1.13 Контейнерный класс с процедурой обработки всех объектов (класс Список). В этом случае класс Список будет описываться так:

Класс Список

реализация

поля Указатель_на_первый, Указатель_на_текущий

интерфейс

метод Добавить_перед_первым(аЭлемент)

метод Удалить_последний

метод Выполнить_для_всех(аПроцедура_обработки)

Конец описания.

Соответственно, тип процедуры обработки должен быть описан заранее, с учетом того, что она должна получать через параметры адрес обрабатываемого элемента, например:

Процедура_обработки (аЭлемент)

Использование полиморфных объектов при создании контейнеров позволяет создавать достаточно универсальные классы.

Параметризованные классы. Параметризованный класс (или шаблон) представляет собой определение класса, в котором часть используемых типов компонент класса определяется через параметры. Таким образом, каждый шаблон определяет группу классов, которые, несмотря на различие типов, характеризуются одинаковым поведением. Переопределить тип в процессе выполнения программы нельзя: все операции конкретизации типа выполняются компилятором (точнее - препроцессором).

По программе И.Н. Пономаревой.

Учебник: Биология Человек. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.

Тип урока:

1. по основной дидактической цели-изучение нового материала;

2. по способу проведение и этапам учебного процесса-комбинированный.

Методы урока:

1. по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрированный, проблемно-поисковый.

2. по виду источника знаний: словесно-наглядный.

3. по форме совместной деятельности учителя и учащихся: рассказ, беседа

Цель: Углубить значение о внутренней среде организма и о гомеостазе; разъяснить механизм свёртывания крови; продолжить развитие навыков микроскопирования.

Дидактические задачи:

1) Состав внутренней среды организма

2) Состав крови и её функции

3) Механизм свёртывания крови

1) Называть составные компоненты внутренней среды организма человека

2) Определять под микроскопом, рисункам клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

3) Указывать функции кровяных клеток

4) Характеризовать составные компоненты плазмы крови

5) Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровяных клеток

6) Разъяснять значение анализа крови, как средство диагностики заболеваний. Обосновывать своё мнение.

Развивающие задачи:

1) Умение выполнять задания, руководясь методическим инструктажем.

2) Извлекать необходимую информацию из источников знаний.

3) Умение делать выводы после просмотра слайдов по теме “Кровь”

4) Умение заполнять схемы

5) Анализировать и оценивать информацию

6) Развивать творческие способности у учащихся

Воспитательные задачи:

1) Патриотизм на жизнедеятельности И.И. Мечникова

2) Формирование здорового образа жизни: человек должен следить за составом своей крови, употреблять пищу, богатую белком и железом, избегать потерю крови и обезвоживание.

3) Создавать условия для формирования самооценки личности.

Требование к уровню подготовки обучающихся:

Узнавать:

  • клетки крови под микроскопом, рисунки

Описывать:

  • функции клеток крови;
  • механизм свёртывания крови;
  • функцию составных компонентов плазмы крови;
  • признаки малокровия, гемофилии

Сравнивать:

  • молодой и зрелый эритроцит человека;
  • эритроциты человека и лягушки;
  • количество эритроцитов у новорождённых и взрослых людей.

Плазма крови, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гомеостаз, фагоциты, фибриногены, свёртывание крови, тромбопластин, нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, моноциты, лимфоциты, изотонический, гипертонический, гипотонический растворы, физиологический раствор.

Оборудование:

1) Таблица “Кровь”

2) Электронный диск “Кирилл и Мефодий”, тема “Кровь”

3) Цельная кровь человека (отцентрифугированная и простая) .

4) Микроскопы

5) Микропрепараты: кровь человека и лягушки.

6) Сырой картофель в дистиллированной воде и солёной

7) Физиологический раствор

8) 2 мантии красного цвета, белый халат, воздушные шарики

9) Портреты И.И. Мечникова и А. Левенгука

10) Пластилин красного и белого цвета

11) Презентации обучающихся.

Этапы урока

1. Актуализация опорных знаний.

Клод Бернар: “Я первый стал настаивать на той идее, что для животных есть собственно 2 среды: одна среда – внешняя, в которой помещён организм, а другая среда – внутренняя, в которой живут элементы тканей.

Заполните таблицу.

“Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме”. Смотри приложение №1 .

2.Изучение нового материала

Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с “нечистой силой”, говорил: “Кровь, надо знать, совсем особый сок”. В этих словах отражается мистическое верование в кровь в нечто таинственное.

За кровью признавали могучую и исключительную силу: кровь скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа.

Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшие условия жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линей связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносится кислород, вода, белки и другие вещества. С развитием науки человеческий разум всё глубже проникает во многие тайны крови.

Итак, общее количество крови в организме человека равно 7% его веса, по объёму это около 5-6 литров у взрослого человека и около 3 литров у подростков.

Какие функции выполняет кровь?

Ученик: Демонстрирует опорный конспект и объясняет функции крови. Смотри приложение №2

В это время учитель делает дополнения по электронному диску “Кровь”.

Учитель: Из чего состоит кровь? Демонстрирует отцентрифугированную кровь, где видны 2 чётко отличающиеся друг от друга слоя.

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови и нижний слой – осадок тёмно-красного цвета, который образован форменными элементами – клетками крови: лейкоцитами, тромбоцитами и эритроцитами.

Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой соединительную ткань, клетки которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме. Кроме того, в ней не происходит размножение клеток. Выполнение старых, отмирающих клеток крови новыми осуществляется благодаря кроветворению, происходящему в красном костном мозгу, которых заполняет пространство между костными перекладинами губчатого вещества всех костей. Например, разрушение состарившихся и повреждённых эритроцитов происходит в печени и селезёнке. Общий объём его у взрослого равен 1500 см 3 .

В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% её приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав! Здесь и сложнейшие белки (альбумины, глобулины и фибриноген), жиры и углеводы, металлы и галоиды – все элементы таблицы Менделеева, соли, щёлочи и кислоты, различные газы, витамины, ферменты, гормоны и пр.

Каждое из этих веществ имеет определённое важное значение.

Ученик с короной “Белки” - “Строительный материал” нашего организма. Они участвуют в процессах свёртывания крови, поддерживают постоянство реакции крови (слабощелочная), образует иммуноглобулины, антитела, участвующие в защитных реакциях организма. Высокомолекулярные белки, не проникающие через стенки кровеносных капилляров, удерживают в плазме определённое количество воды, что важно для уравновешенного распределения жидкости между кровью и тканями. Наличие белков в плазме обеспечивает вязкость крови, постоянство её давления сосудов, препятствует оседанию эритроцитов.

Ученик с короной “жиры и углеводы” - источники энергии. Соли, щёлочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменения которой опасно для жизни. Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и взаимное влияние органов и систем.

Учитель: Суммарная концентрация минеральных солей, белков, глюкозы, мочевины и других веществ, растворённых в плазме, создаёт осмотическое давление.

Явление осмоса возникает везде, где имеются 2 раствора различной концентрации, разделённые полунепроницаемой мембраной, через которую легко проходит растворитель (вода), но не проходят молекулы растворенного вещества. В этих условиях растворитель движется в сторону раствора с большой концентрацией растворённого вещества.

Благодаря соматическому давлению происходит проникновение жидкости через клеточные оболочки, что обеспечивает обмен воды между кровью и тканями. Постоянство осмотического давления крови имеет важное значение для жизнедеятельности клеток организма. Мембраны многих клеток, в том числе и клеток крови, тоже являются полупроницаемыми. Поэтому при помещении эритроцитов в растворы с различной концентрацией солей, а, следовательно, и с разным осмотическим давлением в них происходят серьёзные изменения.

Солевой раствор, имеющий такое же осмотическое давление, как плазма крови, называют изотоническим раствором. Для человека изотоничен 0,9% раствор поваренной соли.

Солевой раствор, осмотическое давление которого выше, чем осмотическое давление плазмы крови, называются гипертоническим; если осмотическое давление ниже, чем в плазме крови, то такой раствор называется гипотоническим.

Гипертонический раствор (10% NaCl) – применяют при лечении гнойных ран. Если на рану наложить повязку с гипертоническим раствором, то жидкость из раны будет выходить наружу, на повязку, поскольку концентрация солей в ней выше, чем внутри раны. При этом жидкость будет увлекать за собой гной, микробы, отмершие частицы тканей, и в результате рана очиститься и заживёт.

Поскольку растворитель движется всегда в сторону раствора с более высоким осмотическим давлением, то при погружении эритроцитов в гипотонический раствор вода, по закону осмоса, интенсивно начинает проникать внутрь клеток. Эритроциты набухают, их оболочки разрываются, и содержимое поступает в раствор.

Для нормальной деятельности организма важно не только количественное содержание солей в плазме крови. Чрезвычайно важен и качественный состав этих солей. Сердце, например, остановится, если из протекающей через него жидкости полностью исключить соли кальция, то же произойдёт при избытке солей калия. Растворы, которые по своему качественному составу и концентрации солей соответствуют составу плазмы, называют физиологическими растворами. Они различны для разных животных. Такие жидкости используются для поддержания жизнедеятельности изолированных от тела органов, а также как заменители крови при кровопотерях.

Задание: Доказать, что нарушение постоянства солевого состава плазмы крови разбавлением её дистиллированной водой приводит к гибели эритроцитов.

Опыт можно поставить демонстрационно. В 2 пробирки наливают одинаковое количество крови. К одной пробе приливают дистиллированную воду, к другой – физиологический раствор (0,9% - ный раствор NaCl) . Учащиеся должны заметить, что пробирка, в которой к крови прилит физиологический раствор, осталась непрозрачной. Следовательно, форменные элементы крови сохранились, остались в взвеси. В пробирке, где к крови была прилита дистиллированная вода, жидкость стала прозрачной. Содержимое пробирки более не является взвесью, стала раствором. Значит, форменные элементы здесь, прежде всего эритроциты, разрушились, а гемоглобин перешёл в раствор.

Запись опыта можно оформить в виде таблицы. Смотри приложение №3.

Значение постоянства солевого состава плазмы крови.

Причины разрушения эритроцитов при давлении крови воды можно объяснить так. Эритроциты имеют полупроницаемую мембрану, она пропускает молекулы воды, но плохо пропускает ионы солей и другие вещества. В эритроцитах и плазме крови процент воды приблизительно равен, поэтому за определённую единицу времени в эритроцит из плазмы попадает примерно столько же молекул воды, сколько уходит из эритроцита в плазму. При разбавлении крови водой молекулы воды вне эритроцитов становятся больше, чем внутри. Вследствие этого увеличивается и число молекул воды, проникающих в эритроцит. Он разбухает, мембрана его растягивается, клетка теряет гемоглобин. Он переходит в плазму. Разрушение эритроцитов крови в организме человека может произойти под влиянием разных веществ, например яда гадюки. Оказавшись в плазме, гемоглобин быстро теряется: он легко проходит через стенки сосудов, выводится из организма почками, разрушается тканями печени.

Нарушение состава плазмы, как и любое другое нарушение постоянства состава внутренней среды, возможно лишь в относительно небольших пределах. Благодаря нервной и гуморальной саморегуляции отклонение от норм вызывает в организме изменения, восстанавливающие норму. Значительные изменения постоянства состава внутренней среды приводят к заболеванию, а иногда даже являются причиной смерти.

Ученик в красной мантии и короной “эритроцит” с воздушными шариками в руках:

Всё, что содержится в крови, всё, что несёт она по сосудам, предназначено для клеток нашего тела. Они отбирают из неё всё необходимое и используют на собственные нужды. Только кислородосодержащее вещество должно оказаться нетронутым. Ведь если оно будет оседать в тканях, разрушаться там и использоваться на нужды организма, трудно станет транспортировать кислород.

Поначалу природа пошла на создание очень крупных молекул, молекулярный вес которых в два, о то и в десять миллионов раз больше тома водорода, самого лёгкого вещества. Такие белки не способны проходить сквозь клеточные мембраны, “застревая” даже в довольно крупных порах; вот почему они по долгу сохранялись в крови и могли многократно использоваться. Для высших животных было найдено более оригинальное решение. Природа снабдила их гемоглобином, молекулярный вес которого лишь в 16 тысяч раз больше чем у атома водорода, но, чтобы гемоглобин не достался окружающим тканям, поместила его, как в контейнеры, внутрь специальных, циркулирующих вместе с кровью клеток – эритроцитов.

Эритроциты большинства животных круглые, хотя иногда их форма почему-то меняется, становится овальной. Среди млекопитающих такими уродами являются верблюды и ламы. Зачем в конструкцию эритроцита этих животных понадобилось вводить столь значительные изменения, пока точно неизвестно.

Поначалу эритроциты были большие, громоздкие. У протея, реликтовой пещерной амфибии их диаметр 35-58 микрон. У большинства амфибий они значительно меньше, однако их объём достигает 1100 кубических микрон. Это оказалось неудобно. Ведь чем больше клетка, тем относительно меньше её поверхность, в обе стороны которого должен проходить кислород. На единицу поверхности приходится слишком много гемоглобина, что мешает его полноценному использованию. Убедившись в этом, природа пошла на пути уменьшения размеров эритроцитов до 150 кубических микрон для птиц и до 70 для млекопитающих. У человека их диаметр равен 8 микронам, а объём 8 кубическим микронам.

Эритроциты многих млекопитающих ещё мельче, у коз едва достигают 4, а у кабарги 2,5 микрона. Почему именно у коз такие мелкие эритроциты, понять нетрудно. Предки домашних коз были горными животными и жили в сильно разряженной атмосфере. Недаром количество эритроцитов у них огромно, 14,5 миллиона в каждом кубическом миллиметре крови, тогда как у таких животных, как амфибий, интенсивность обмена веществ которых невелика, всего 40-170 тысяч эритроцитов.

В погоне за уменьшением объёма красные кровяные клетки позвоночных животных превратились в плоские диски. Так максимально сократился путь диффундирующих в глубь эритроцита молекул кислорода. У человека, кроме того, в центре диска с обеих сторон есть вдавления, что позволило ещё больше сократить объём клетки, увеличив размер её поверхности.

Транспортировать гемоглобин в специальной таре внутри эритроцита очень удобно, но добра без худа не бывает. Эритроцит – живая клетка и сам потребляет для своего дыхания массу кислорода. Природа не терпит расточительства. Ей немало пришлось поломать голову, чтобы придумать, как сократить ненужные расходы.

Самая важная часть любой клетки – ядро. Если его тихонечко удалить, а такие ультрамикроскопические операции учёные умеют делать, то безъядерная клетка, хотя и не гибнет, всё же становится нежизнеспособной, прекращает свои основные функции, резко сокращает обмен веществ. Вот это и решила использовать природа, она лишила взрослые эритроциты млекопитающих их ядер. Основная функция эритроцитов – была контейнерами для гемоглобина – функция пассивная, и пострадать она не могла, а сокращение обмена веществ было только на руку, так как при этом сильно уменьшается расход кислорода.

Учитель: из пластилина красного цвета слепите эритроцит.

Ученик в белом халате и короной “лейкоцит”:

Кровь не только транспортное средство. Она выполняет и другие важные функции. Передвигаясь по сосудам тела, кровь в лёгких и кишечнике почти что непосредственно соприкасается с внешней средой. И лёгкие, и особенно кишечник, бесспорно, грязные места организма. Не удивительно, что здесь в кровь очень легко проникнуть микробам. Да и почему бы им не проникать? Кровь – чудесная питательная среда, притом богатая кислородом. Если не поставить тут же при входе, бдительных и неумолимых стражей, дорога жизни организма стала бы дорогой его смерти.

Стражи нашлись без труда. Ещё на заре возникновения жизни все клетки организма были способны захватывать и переваривать частички органических веществ. Почти в то же время организмы обзавелись подвижными клетками, очень напоминающих современных амёб. Они не сидели сложа руки, ожидая, когда ток жидкости принесёт им что-нибудь вкусненькое, а проводили жизнь в постоянных поисках хлеба насущного. Эти бродячие клетки-охотники, с самого начала включившиеся в борьбу с попавшими в организм микробами, получили название лейкоцитов.

Лейкоциты – самые крупные клетки человеческой крови. Их размер колеблется от 8 до 20 микрон. Эти одетые в белые халаты санитары нашего организма ещё длительное время принимали участие в пищеварительных процессах. Они выполняют эту функцию даже у современных амфибий. Не удивительно, что у низших животных их очень много. У рыб в 1 кубическом миллиметре крови их бывает до 80 тысяч, в десять раз больше, чем у здорового человека.

Чтобы успешно бороться с патогенными микробами, необходимо очень много лейкоцитов. Организм производит их в огромных количествах. Учёным не удалось пока выяснить продолжительность их жизни. Да вряд ли она может быть точно установлена. Ведь лейкоциты – солдаты и, видимо, никогда не доживают до старости, а гибнут на войне, в схватках за наше здоровье. Вероятно, поэтому у различных животных и в различных условиях опыта получались очень пёстрые цифры – от 23 минут до 15 дней. Более точно было удалось установить лишь срок жизни для лимфоцитов – одной из разновидностей крохотных санитаров. Он равняется 10-12 часам, то есть за сутки организм не меньше двух раз полностью обновляет состав лимфоцитов.

Лейкоциты способны не только странствовать внутри кровяного русла, но при надобности его легко покидают, углубляясь в ткани, навстречу попавшим туда микроорганизмам. Пожирая опасных для организма микробов, лейкоциты отравляются их сильнодействующими токсинами и гибнут, но не сдаются. Волна за волной сплошной стеной они на болезнетворный очаг, пока сопротивление врага не будет сломлено. Каждый лейкоцит может проглотить до 20 микроорганизмов.

Массами выползают лейкоциты на поверхность слизистых оболочек, где всегда много микроорганизмов. Только в ротовую полость человека – 250 тысяч ежеминутно. За сутки здесь гибнет 1/80 часть всех наших лейкоцитов.

Лейкоциты борются не только с микробами. Им поручена ещё одна важная функция: уничтожать все поврежденные, износившиеся клетки. В тканях организма они постоянно ведут демонтаж, расчищая места для строительства новых клеток тела, а молодые лейкоциты принимают участие и в самом строительстве, во всяком случае, в строительстве костей, соединительной ткани и мышц.

Безусловно, одним лейкоцитам не удалось бы отстоять организм от проникающих в него микробов. В крови любого животного много различных веществ, которые способны склеивать, убивать и растворять попавших в кровеносную систему микробов, превращать в нерастворимые вещества и обезвреживать выделяемый ими токсин. Некоторые из этих защитных веществ мы получаем по наследству от родителей, другие учимся вырабатывать сами в борьбе с окружающими нас бесчисленными врагами.

Учитель: Задание: из пластилина белого цвета слепите лейкоцит.

Ученик в розовой мантии и короной “тромбоцит”:

Как ни внимательно контрольные приборы – барорецепторы следят за состоянием кровяного давления, всегда возможна авария. Ещё чаще беда приходит со стороны. Любая, даже самая незначительная, рана разрушит сотни, тысячи сосудов, и через эти пробоины сейчас же хлынут наружу воды внутреннего океана.

Создавая для каждого животного индивидуальный океан, природе пришлось озаботиться организацией аварийно спасательной службы на случай разрушения его берегов. Поначалу эта служба была не очень надёжной. Поэтому для низших существ природа предусмотрела возможность значительного обмеления внутренних водоёмов. Потеря 30 процентов крови для человека смертельна, японский жук легко переносит потерю 50 процентов гемолимфы.

Если судно в море получает пробоину, команда старается заткнуть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 микрона. Заткнуть такой крохотной затычкой сколько-нибудь значительною дыру было бы невозможно, если бы тромбоциты не обладали способностью слипаться под воздействием тромбокиназы. Этим ферментом природа богато снабдила ткани, окружающие сосуды, и другие места, больше всего подверженные травмам. При малейшем повреждении тканей тромбокиназа выделяется наружу, входит в соприкосновение с кровью, и тромбоциты немедленно начинают слипаться, образуя комочек, а кровь несёт ему всё новый и новый строительный материал, ведь в каждом кубическом миллиметре крови их содержится 150-400 тысяч штук.

Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Затычка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка. Если повреждён не очень крупный сосуд и давление крови в нём не настолько велико, чтобы вытолкнуть пробку, утечка будет ликвидирована.

Вряд ли рентабельно, чтобы дежурная аварийная служба потребляла много энергии, а значит и кислорода. Перед тромбоцитами стоит единственная задача – слипнуться в минуту опасности. Функция пассивная, не требует значительных затрат энергии, значит, незачем потреблять кислород, пока всё в организме спокойно, и природа с ними так же, как с эритроцитами. Она лишила их ядер и тем самым, сократив уровень обмена веществ, сильно снизила расход кислорода.

Совершенно очевидно, что хорошо налаженная аварийная служба крови необходима, но она, к сожалению, грозит организму страшной опасностью. Что, если по тем или иным причинам аварийная служба начнёт не вовремя работать? Такие неуместные действия приведут к серьёзной аварии. Кровь в сосудах свернётся и закупорит их. Поэтому кровь имеет вторую аварийную службу – антисвёртывающую систему. Она следит, чтобы в крови не было тромбина, взаимодействие которого с фибриногеном приводит к выпадению нитей фибрина. Как только фибрин появляется, антисвёртывающая система немедленно его инактивирует.

Вторая аварийная служба работает очень активно. Если в кровь лягушки ввести значительную дозу тромбина, ничего страшного не произойдёт, он тут же будет обезврежен. Зато если теперь взять у этой лягушки кровь, окажется, что она потеряла способность свёртываться.

Первая аварийная система работает автоматически, второй командует мозг. Без его указания система работать не будет. Если у лягушки сначала разрушить командный пункт, находящийся в продолговатом мозге, а потом ввести тромбин, кровь мгновенно свернётся. Аварийная служба наготове, но не кому подать сигнал тревоги.

Кроме перечисленных выше аварийных служб, кровь имеет ещё и бригаду капитального ремонта. Когда кровеносная система повреждена, важно не только быстрое образование тромба, необходимо так же его своевременное удаление. Пока порванный сосуд заткнут пробкой, она мешает заживлению раны. Ремонтная бригада, восстанавливая целостность тканей, понемножку растворяет и рассасывает тромб.

Многочисленные сторожевые, контрольные и аварийные службы надёжно охраняют воды нашего внутреннего океана от всяких неожиданностей, обеспечивая очень высокую надёжность движения его волн и неизменность их состава.

Учитель: Объяснение механизма свёртывания крови.

Свёртывание крови

Тромбопластин + Са 2+ + протромбин = тромбин

Тромбин + фибриноген = фибрин

Тромбопластин – белок-фермент, образуется при разрушении тромбоцитов.

Са 2+ - ионы кальция, присутствующие в плазме крови.

Протромбин – не активный белок-фермент плазмы крови.

Тромбин - активный белок-фермент.

Фибриноген – белок, растворённый в плазме крови.

Фибрин – волокна белка, нерастворимые в плазме крови (тромб)

В течение всего урока обучающиеся заполняют таблицу “Клетки крови”, а потом сравнивают с эталонной таблицей. Проверяют друг у друга, выставляют оценку, исходя из критериев, предлагаемых учителем. Смотри приложение №4.

Практическая часть урока.

Учитель: Задание №1

Исследовать кровь под микроскопом. Описать эритроциты. Определить, может ли эта кровь принадлежать человеку.

Учащимся для анализа предлагают кровь лягушки.

В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы:

1.Какую окраску имею эритроциты?

Ответ: Цитоплазма розовая, ядро окрашено ядерными красками в синий цвет. Окрашивание даёт возможность не только лучше различить клеточные структуры, но и узнать их химические свойства.

2. Какой величины эритроциты?

Ответ: Довольно крупные, однако, в поле зрения их немного.

3.Может ли эта кровь принадлежать человеку?

Ответ: Не может. Человек относится к млекопитающим, а эритроциты млекопитающих ядра не имеют.

Учитель: Задание №2

Сравните эритроциты человека и лягушки.

При сравнении отмечают следующее. Эритроциты человека значительно мельче эритроцитов лягушки. В поле зрения микроскопа эритроцитов человека значительно больше, чем эритроцитов лягушки. Отсутствия ядра повышает полезную ёмкость эритроцита. Из этих сопоставлений делают вывод, что кровь человека способна связывать больше кислорода, чем кровь лягушки.

Внесите информацию в таблицу. Смотри приложение №5.

3.Закрепление изученного материала:

1. По медицинскому бланку “Анализ крови” смотри приложение №6, дать характеристику состава крови:

а) Количество гемоглобина

б) Количество эритроцитов

в) Количество лейкоцитов

г) РОЭ и СОЭ

д) Лейкоцитарную формулу

е) Поставить диагноз состояния здоровья человека

2. Работа по вариантам:

1.Вариант: тестовая работа по 5 вопросам с выбором от одного до нескольких вопросов.

2.Вариант: выбрать предложения, в которых допущены ошибки и исправить эти ошибки.

Вариант 1

1.Где вырабатываются эритроциты?

а) печень

б) красный костный мозг

в) селезёнка

2.Где разрушаются эритроциты?

а) печень

б) красный костный мозг

в) селезёнка

3.Где образуются лейкоциты?

а) печень

б) красный костный мозг

в) селезёнка

г) лимфатические узлы

4.Какие форменные элементы крови имеют в клетках ядро?

а) эритроциты

б) лейкоциты

в) тромбоциты

5. Какие форменные элементы крови участвуют в её свёртывании?

а) эритроциты

б) тромбоциты

в) лейкоциты

Вариант 2

Найдите предложения, в которых допущены ошибки и исправьте их:

1.Внутренняя среда организма - это кровь, лимфа, тканевая жидкость.

2. Эритроциты – это красные кровяные клетки, имеющие ядро.

3. Лейкоциты участвуют в защитных реакциях организма, имеют амёбовидную форму и ядро.

4. Тромбоциты имеют ядро.

5. Эритроциты разрушаются в красном костном мозге.

Задания для логического мышления:

1.Концентрация солей физиологического раствора, заменяющего иногда в опытах кровь, разная для холоднокровных (0,65%) и теплокровных (0,95%) . Чем вы можете объяснить такое различие?

2.Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови лопаются; если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и съест много соли?

3.При сохранении тканей живыми в не организма их помещают не в воду, а в физиологический раствор, содержащий 0,9% поваренной соли. Объясните, почему необходимо так делать?

4.Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1мм 3 в 13 раз больше у человека, чем у лягушки. Как вы можете объяснить этот факт?

5.Болезнетворные микробы, попавшие в какой-нибудь орган, могут проникнуть в лимфу. Если бы микробы попали из неё в кровь, то это привело бы к общему заражению организма. Однако этого не происходит. Почему?

6.В 1 мм 3 крови козы находится 10 млн эритроцитов размером 0,007; в крови лягушки 1 мм 3 – 400 000 эритроцитов размером 0,02. Чья кровь – человека, лягушки или козы – перенесёт в единицу времени больше кислорода? Почему?

7.При быстром восхождении на гору у здоровых туристов развивается “горная болезнь” - одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки при частых тренировках со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека?

4. Домашнее задание

п.13,14. Знать записи в тетради, работа №50,51 стр. 35 – рабочая тетрадь №1, авторы: Р.Д. Маш и А.Г. Драгомилов

Творческое задание для учащихся:

“Иммунная память”,

“Работа Э. Дженнера и Л. Пастера при изучении иммунитета”.

“Вирусные заболевания человека”.

Рефлексия: Ребята, поднимите руки те, кому было комфортно и уютно сегодня на уроке.

  1. Как вы считаете, достигли мы цели урока?
  2. Что вам понравилось больше всего на уроке?
  3. Что бы вам хотелось изменить в ходе урока?
Похожие публикации