Сообщение на тему зачем человеку нужен язык. Зачем человеку нужен язык? Материалы для сочинения-рассуждения

Иногда мы не задумываемся о самых простых вещах: они существуют и всё, и все пользуются ими на автомате. Вот, к примеру, зачем человеку нужен язык (но не тот, что во рту находится, а тот, на котором говорим)? Ведь если разобраться, он - одна из основных характеристик, которая отличает нас от животного мира. И возможно, если бы не возникла речь, люди до сих пор находились бы на самом низком уровне развития. Итак, зачем человеку нужен язык? Попытаемся и мы с вами разобраться в этом вопросе.

Средство общения

Зачем человеку нужен язык? В любом обществе, даже самом примитивном и первобытном, каждый его участник хочет и вынужден общаться с другими людьми. Без этого общения невозможно существование. Кстати, по утверждениям ученых, если человек попадает на если нет возможностей пообщаться с другими людьми, то в большинстве случаев велика вероятность того, что он одичает или сойдет с ума. Итак, общение - основная необходимость и потребность каждого. А язык выступает как средство для данного общения.

Зачем людям нужен русский язык?

А некоторые языки являются между различными народами. Разные нации выбирают для себя один из языков (или так исторически складывается), на котором удобнее всего договариваться и решать поставленные задачи. Он выступает объединяющим началом для многих миллионов людей. Таким средством межнационального общения является наш, великий и могучий. Зачем людям нужен русский язык? А как вы еще представляете себе, к примеру, общение эскимоса и дагестанца либо любых других представителей нашей Родины, где проживает множество наций. Для них русский язык такой же родной, как национальный, и служит в государственных и общественных целях.

Многообразие

По последним научным данным, на планете Земля говорят на великом множестве языков (у некоторых исследователей эта цифра перевалила за 6000, у других - за 2500). Однако, если спросить среднестатистического гражданина любой страны, он, безусловно, назовет гораздо меньшее их количество - всего до сотни. Трудность определения, что именно считать самостоятельным языком, и не является ли он диалектом, в малой изученности. Есть языки, на которых говорит мизерное количество носителей (всего несколько сотен). Такие языки встречаются в Африке, Полинезии. А на 170 языках индейцев Америки говорят только ограниченные группы людей (в основном старики), и эти языки постепенно вымирают. В Гималаях таких языков насчитывается до 160, в бассейне реки Нигер - более 250.

Сложные и простые языки

Многие из существующих языков не знают письменности. Некоторые - весьма оригинальны в своих формах. Так, в языке индейцев Америки Чиппева около 6 тысяч форм глаголов. А в табасаранском языке в Дагестане - 44 падежа. В языке хайда - 70 приставок, а в языке эскимосов - аж 63 формы настоящих времен. Но одним из самых сложных в мире из действующих лингвистами признан китайский: значков-иероглифов в нем более двадцати миллионов! Самый легчайший - гавайский (один из диалектов Полинезии). Здесь всего 6 согласных и 5 гласных - завидный минимализм! Но на любом из этих вышеперечисленных языков можно выразить чувства, эмоции, поговорить о делах, рассказать о себе и своей стране.

Роль языка

Зачем человеку нужен язык, какова его роль в жизни общества? На эти вопросы искали ответы величайшие умы человечества. Но, если не углубляться в дебри славословия, то можно сказать коротко и емко: при помощи языка люди от одного поколения к другому передают свои знания и опыт. А в тот момент, когда речь зафиксировали в письменном виде, и возникла человеческая цивилизация. В современном мире языки многих народов находят многогранное применение в народном хозяйстве, обучении, историческом аспекте, развиваясь вместе с научно-техническим прогрессом.

Зачем человеку нужен язык? Сочинение в школе

При написании сочинения в школе на заданную тему следует обратить внимание на историю возникновения языка и его основную задачу - общение между людьми в обществе, а также - между различными представителями национальностей, рассказать о роли языка в древности и в настоящее время. Раскрыть тематику «Зачем человеку нужен язык?» при помощи ярких примеров из истории стран и народов: какую объединяющую функцию выполняет, к примеру, русский или английский язык на современном этапе.

Теперь нам нужно выяснить, что мы делаем в реальной жизни при помощи языка?

Во-первых, общаемся с другими людьми, устанавливаем контакты, разрываем отношения;

во-вторых, выражаем свои чувства и эмоции;

в-третьих, вызываем чувства и реакции в других людях.

Иными словами, - влияем на людей.

В-четвёртых, язык – это система магических знаний и действий в окружающем мире.

Язык – удивительный инструмент, посредством которого люди общаются между собой. Именно язык хранит все людские знания с древнейших времён и до наших дней. Именно язык делает возможным само существование и развитие человеческой культуры.

В общении двух людей есть две позиции: говорящий и воспринимающий. Слова говорящего явно и не явно воздействуют на воспринимающего. Что в этом явного?

Я влияю через свою мысль на окружающий меня мир, людей. Но и люди тоже оказывают влияние на меня, на мою жизнь.

Часто приходится слышать от людей: «Этот человек пытался управлять мной, манипулировать» или «Он не даёт мне нормально жить».

Мы все влияем друг на друга. Без этого жить невозможно. Даже, если вы уйдете в лес, в горы, то всё равно будете ощущать влияние. В конце концов, цивилизация доберётся до вас, как когда-то добралась до индейцев Америки и Австралии.

Очевидно то, что слова каким-то образом воздействуют на человека. Но каким образом?

Ответ сокрыт в самом вопросе.

Каким образом?

Именно образ является ключом к разгадке.

Слышим слово «Собака». Что происходит с нами? В сознании возникает образ собаки. Причём, у каждого он свой.

Вот другое слово – «Дом».

И снова образ-картинка. У одного человека это образ многоэтажки и квартиры в ней. У другого – это образ дома бабушки и дедушки, с русской печкой. Вот он уже ощущает запах свежеиспечённого хлеба и вкус парного молока, слышит мычание коровы и лай собаки.

А теперь соединим эти образы неким действием: «Собака бежит к дому». Картинка ожила. И оживил её глагол «бежит». Предлог «к» направил действие. Всё просто.

Слова говорящего вызвали к жизни образы в сознании у слушающего. Но, что особенно важно, они произвели в нём некое действие. Это действие очень тонкое, пока не видимое. Но оно произошло. Сочетания букв и слов могут вызывать в человеке разные чувства. Одни из них могут разрушать, другие будут благотворны и целительны. Именно звуки, слова, в том числе и напечатанные, вызывают в душе человека необычное движение чувств.

А если наделить слова неким смыслом, вызвать в слушающем движение чувств? То тогда можно сказать, что общение состоялось, и люди поняли друг друга.

Но вот что интересно. При общении не происходит передачи информации.

Как же так?! - удивится читатель, - ведь существует даже выражение «передача информации».

И для чего же нужно общаться?

Мы с вами уже знаем, что в подсознании человека есть вся информация, которая имеется во Вселенной. А раз есть ВСЯ информация, то что может быть передано при общении?

Что же тогда происходит при взаимодействии людей?

Я уже писал в своих предыдущих книгах о том, что общение с человеком – это всегда соприкосновение с другим миром. Мы воздействуем друг на друга на очень глубоком подсознательном уровне и помогаем друг другу задействовать чувства и образы. Происходит взаимодействие двух Миров, Вселенных. Но какова цель этого взаимодейситвия?

Оказывается, единственная цель общения – сотворчество, созидание. При общении происходит объединение мыслей-образов, а значит, и энергий людей, их усилий. Формируется коллективная мысль, которая силой обладает неимоверной. А под воздействием многих коллективных мыслей формируется общая реальность.

У одного человека нет никакого сознания. Есть только знание. Со-знание (совместное знание) есть как минимум у двух и более людей. Поэтому, когда человек говорит о сознании, он подразумевает связь со многими разумами.

Язык – это инструмент. Это система символов и знаков, это неявная философская система. Однажды Конфуций сказал: «Знаки и символы управляют миром». Но кто-то же их создал? Поэтому следует уточнить: управляет миром человек, создающий знаки и символы.

Общение побуждает к совместному действию. Это действие может быть созидательным или разрушительным. Происходит соединение энергий людей (если общение состоялось). Люди начинают производить одни и те же мысли, или очень похожие. Мысли, образы и чувства – становятся общими. Потом они переходят в действия. Так происходит процесс сотворения.

А вот на что мы направим этот процесс?

Ведь можно подумать о конце света и представить страшные картины. А можно дружно помечтать о прекрасном будущем и приблизить его своими действиями.

К вам подходит на улице женщина с какими-то книжечками в руках и начинает пугать апокалипсисом. А потом предлагает спастись вместе с ней.

Знайте, этот человек не хочет жить в этом мире. Но это его выбор. В мыслях он уже уничтожил этот мир. Но одной его мысли недостаточно, и поэтому он хочет привлечь вас и ещё людей, чтобы коллективная мысль стала сильнее и воплотилась в реальных событиях. Именно подобные мысли и способствуют разным катастрофам и стихийным бедствиям.

Если вы хотите жить, то вы не пойдёте за этими людьми.

Вывод: слова и общение нужны для совместного творения. Для того, чтобы включить коллективный разум, а значит, сделать мысль во сто крат, в миллион раз сильнее.

Потому человек и не может жить без общения. Оно необходимо ему как воздух, вода или пища. Именно с помощью общения человек обретает цельность, целостность. Общение – это жизнь.

Сказать что-то – сделать это

Мы используем как устную, так и письменную речь. Мы можем использовать ее посредственно, а можем понимать всю глубину происходящих явлений, порождаемых нашей речью и мыслями.

Значительная часть используемых нами форм речи активно влияет на окружающий мир.

Другими словами, когда мы что-то говорим, мы уже делаем то, о чём мы говорим.

Это очень важно понять!

Сказать что-то – значит, уже сделать это. Помните поговорку: «Слово - не воробей. Вылетит – не поймаешь».

За любым словом стоит образ. У любого слова есть своя функция.

Существует два вида языка.

1. Чувственный язык. Описывает конкретные предметы и явления. Это то, что можно заснять на пленку.

«Стол стоит на полу»

«Море шумит»

2. Оценочный язык. Это понятия, абстракции, процессы.

«Я чувствую себя счастливым».

«Вы выглядите усталым».

Магия языка заключена в его структуре.

Давайте заглянем в словарь.

У каждого слова есть свое значение. Но значения эти, по сути, абстрактны.

Переживая субъективный опыт, человек называет предметы и явления своими именами и закрепляет за ними то или иное значение. Но значение – это иллюзия. Оно не присутствует в самом предмете. Это мы, люди, наделяем предметы значениями. Мы создаём образы.

Например:

Лимон кислый

Небо голубое

Стакан стеклянный.

В первом случае мы связали предмет (лимон) с неким качеством (кислый), определяемым нашими органами чувств.

Потом мы связываем один предмет или качество с другим, создавая ассоциации.

Например: Белый и сладкий

Желтый и кислый

Сначала мы называем предмет или явление, т.е. даём ему название. Затем определяем его функцию, т.е. связываем с другими предметами и используем для получения чего-либо. Мы снова представляем себе то, что увидели, услышали и почувствовали. Слова позволяют нам описать свои образы, чувства.

С другой стороны, слово – это ключ к образам и чувствам, хранящимся в подсознании.

Но с лимоном как будто всё понятно. Это предмет и мы можем проверить на опыте его качества.

А что означает слово «Горе»? Как нам толкует его словарь?

Горе – скорбь, глубокая печаль.

Ничего конкретного. Тогда может быть слово «Печаль» что-то прояснит?

Печаль – чувство грусти и скорби, состояние душевной горечи.

Ничем не лучше. Посмотрим ещё слово «Скорбь».

Скорбь – крайняя печаль, горесть, страдание.

Опять одни абстракции. Ходим вокруг да около.

Но пока мы искали в словаре значение всех этих слов, у вас уже наверняка возникло воспоминание, в котором проявились эти чувства. Значение этого чувства для вас зависит от конкретных образов, звуков, ощущений, которые появляются у вас в ответ на это слово.

Возьмём другое слово - «Радость»?

Радость – ощущение большого душевного удовлетворения, весёлое чувство.

И здесь получается описание ощущений. Мы связываем это слово с теми чувствами, которые мы испытываем внутри себя. Но какие чувства мы испытываем, зависит только от нас. Так как одна и та же ситуация у первого человека может вызвать горе, а у второго – радость. Даже у одного человека в течение короткого времени чувства могут резко измениться, если изменится отношение к ситуации.

Как вы уже поняли из вышесказанного, никакого значения или смысла в реальности не существует отдельно от человека, так как значение предмету придаёт человек. Оно существует только в функционировании его нервной системы. Оно существует только благодаря Человеку.

Отсюда следует гениальный вывод! Так называемая объективная реальность – это среднестатистическая, совокупная, усреднённая характеристика субъективных реальностей всех людей. Получается, что Реальность – это своеобразное негласное соглашение людей. Почему негласное? Потому что действует на уровне подсознания.

Конечно, я не отрицаю её объективность, Но она объективна и существует независимо от нас только до тех пор, пока мы с этим соглашаемся. Как только берём на себя ответственность за свою реальность, - начинаем ею управлять.

Отсюда следует второй гениальный вывод: мы можем изменить объективную реальность только в том случае, если изменим свою субъективную реальность.

Я ещё не надоел своими научными выкладками? Если нет, - идём дальше.

Вообще дело обстоит так. Создатель сотворил наш прекрасный мир, Природу и Человека, как венец своего творения по образу и подобию своему. Создатель отдал Человеку всё, что имел, в том числе и свободу воли. Далее Человек, обладая свободой выбора, может улучшить мир, созданный Отцом, создав свой уникальный, или уничтожить то, что ему уже дали. По какому пути пошло человечество – нетрудно догадаться!

Если мы на глубоком подсознательном уровне сможем понять, что мы сами конструируем реальность с помощью слов и значений, то станем хозяевами языка, а не только его потребителями, пользователями. Мы сможем творить чудеса при помощи слов. Мы сможем использовать свой язык магическим образом, меняясь при этом сами и помогая измениться другим.

Меня удивляет, что большинство людей просто не осознают своих уникальных волшебных возможностей. Они продолжают жить совершенно безсмысленно, не понимая сути происходящих явлений.

Язык не просто описывает взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира. Он создает и структурирует этот мир.

А сейчас проделаем небольшое упражнение.

Прочитайте фразу «Я люблю?»

Какой образ и какие ощущения возникли у вас? Что вы видите, слышите, чувствуете? Это события из прошлого или будущего? Где вы находитесь и есть ли кто-то рядом с вами?

Что же произошло? Возникло ли у вас переживание, образ? Если да, то вы поддались магическому действию слов. Вы отправились внутрь себя и придали этим словам свой смысл и значение. Причём, обратите внимание, у каждого человека возник свой образ. Это очень важный момент в осознании этого процесса! СВОЙ ОБРАЗ!

Именно мы сами создаём воздействие на себя, придавая ему некое значение. И в то же время мы воздействуем на окружающий мир, так как порождаем словами образы и чувства у других людей.

А теперь давайте раскроем волшебные механизмы воздействия языка.

Каждый человек хочет общаться с другими людьми. Люди не живут без общения, разве что их забросит куда-нибудь, на необитаемый остров. И то, не общаясь с другими, человек может одичать. А для того, чтобы общаться, обмениваться информацией, человеку и нужен язык.

В словах любого языка содержатся понятия, которыми человек пользуется в повседневной жизни. Если бы не было языка, то предметы и явления не имели бы названий. А человек стремится всему дать имя, определение: ложка, кошка, плошка. И чтобы давать имена себе и другим людям, человек тоже пользуется словами языка. Без речи, без языка все люди так и остались бы безымянными. Мы даже не смогли бы различать друг друга!

С помощью языка люди передают друг другу свои знания. Когда-то человек изобрел, например, колесо. Он передал свой опыт другим людям с помощью слов, и они тоже научились мастерить колёса. Он рассказал им, чем полезно его изобретение. А если бы не было языка, другие люди так и не узнали бы, зачем нужно колесо и как его делать. Передавать знания - очень важное свойство языка. Когда люди научились передавать речь в письменном виде, они построили цивилизацию.

А еще с помощью языка человек выражает свои чувства. Он говорит словами о своей любви, симпатии. Еще ими же можно выразить ненависть, ярость, гнев, но я бы хотел сказать именно о хорошем. Доброе слово воодушевляет людей, им можно согреть другого человека.

Язык человека - это мышечный орган, как и у всех позвоночных.


Его функции - участие в обработке и глотании пищи, в речевых актах.

Распознавание вкуса

За распознавание вкуса ответственны вкусовые сосочки, расположенные на поверхности языка. У взрослых людей их примерно девять тысяч.

Вкусовой сосочек - это группы клеток-рецепторов (около 50 клеток для одной вкусовой «луковицы»). «Луковицы» имеют внешнюю форму грибка или сосочка - папиллы, на поверхности которых - тончайшие выступы-микроворсины, выходящие на поверхность языка. Между собой клетки групп связаны нервными волокнами, а с мозгом, куда они передают информацию, - лицевым и языкоглоточным нервами.

Сосочки реагируют на химические соединения с горьким, сладким, кислым и солёным вкусом. До конца ХХ века считалось, что только эти вкусы и их комбинации доступны человеку. И лишь в XXI веке был признан ещё один вкус - умами (umami), вкус глютаминовой кислоты, ощущаемый, когда мы едим мясо или помидоры, блюда из морских водорослей.

Открытие умами принадлежит Икеда Кикунае, который описал пятый вкус ещё в начале ХХ века. Однако вполне вероятно, что на этом открытия не закончатся. Французские учёные обнаружили вкусовые рецепторы, реагирующие на… жирный вкус. Дальнейшие исследования должны опровергнуть или подтвердить их находку.


Следует сказать несколько слов и о зонах распознавания вкусов. До недавнего времени считалось (хотя и часто оспаривалось), что за распознавание сладкого вкуса отвечают рецепторы на кончике языка; кислого - листовидные рецепторы по бокам языка; солёного - рецепторы на передней и средней части спинки языка; горького - цилиндрические рецепторы на задней части спинки. Теперь и эта информация подвергается основательным сомнениям.

Язык как орган глотания

Язык служит человеку и как глотательный орган. Он участвует в ротовой фазе глотания. Пережёванная, смоченная слюной пища формируется в болюс - комок до 15 мл в объёме.

С помощью языка и мышц щёк болюс попадает на спинку языка, прижимается к нёбу, транспортируется на корень языка, а далее - в глотку.

Язык как орган говорения, речи

Язык выполняет важнейшую функцию в образовании звуков речи. Его малоподвижность, врождённые дефекты - самые частые причины плохого произношения.


В образовании звуков принимают участие разные зоны языка. Если язык полностью опущен, расположен плоско и совершенно не препятствует выходу воздуха, образуется очень открытый, музыкальный [a]. При максимальном подъёме языка образуются гласные [у], [и], [ы], при среднем подъёме языка к нёбу образуются ударные звуки [о], [е].

Для образования согласных во рту с помощью языка и губ образуются препятствия для прохождения воздуха. Преодолевая их, воздух совершает трение, «размыкает» смычки, вызывает вибрацию языка.

Чтобы образовался чистый [т], нужно язык плотно прижать к зубам и «взорвать» смычку энергичной струёй . Аналогично образуется [д], но язык будто «приклеивается» к нёбу, после чего уже смычка раскрывается. [х] возникает, когда задняя спинка языка сближается с мягким нёбом. При образовании звука [р] кончик языка под воздействием выходящего воздуха вибрирует.

Другие согласные также образуются при помощи разного положения и работы языка, потому его силу, подвижность крайне важно тренировать, чтобы звуки получались чистыми, яркими, красивыми.

Интересные факты о человеческом языке как органе тела

— Язык - самая сильная мышца тела и наиболее чувствительная.

— Отпечаток языка у каждого человека - особый и в этом смысле похож на отпечатки пальцев.

— Язык - единственная мышца, закреплённая с одной стороны и свободная - с другой.

— С помощью языка новорождённые сосут материнское молоко, при этом - дышат и глотают - такой способностью не обладает ни один взрослый.

— Чем больше на языке вкусовых сосочков, тем реже человек испытывает чувство голода, чем меньше - тем чаще.


— Если слюна не способна что-то растворить (хотя бы частично), невозможно почувствовать вкуса.

— Самый длинный язык - у Шанель Тэппер. Его длина - 9, 75 см.

— К 60 годам 4/5 всех людей утрачивают половину и более вкусовых рецепторов.

Конспект урока русского языка.

Класс : 5

Тема учебного занятия : «Зачем человеку нужен язык»

Продолжительность учебного заня тия: 45 мин.

Тип учебного занятия : Изучение нового материала..

Целеполагание :

Показать учащимся, что язык – это универсальное средство общения, и что свободное владение родным языком – признак культуры человека; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений; раскрыть связь основных единиц языка и разделов лингвистики, изученных в школе;

Научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов;

Привить любовь и уважение к родному языку.

Оборудование:

Учебник под редакцией М.М.Разумовской «Русский язык. 5 класс», 2009г.;

Компьютер, проектор;

Презентация;

Таблица «Единицы языка и разделы лингвистики»;

Таблица «Слово»,

Словари русского языка,

- инструкция по работе со словами из рубрики ЗСП.

Ход урока .

I . Целеполагание.

1.Интрига. .

Учитель.

Наш урок посвящён очень интересному вопросу, но, чтобы ответить на него, нужно провести, как говорят учёные, эксперимент . Что означает это слово? (Опыт.) Кто из вас хочет хоть на минуту побыть актером? Задание детям (два человека у доски) без слов разыграть сценку. Темы сценок: «Поймал большую щуку»; «Пятерку получил».

Беседа.

Что изображали наши «актеры»?

На каком языке они говорили? (Язык мимики и жеста, пантомимы.)

Почему нам не всегда было понятно, что изображали товарищи? (Бессловесная, неозвученная речь трудна для понимания и общения.)

2. Объявление темы и целей урока .
Учитель : Вы немного удивлены такому необычному началу урока? Может быть, кто-то догадался, с чем это связано? (Помогает учащимся определить тему урока).
- Народная мудрость гласит: «Язык дан человеку, животным - немота».

Нам сегодня предстоит выяснить, для чего человеку нужен язык, возможно ли владение языком вне общества, какой речью должен владеть человек. А в этом нам помогут лингвистические тексты учебника, словари русского языка, таблица, презентация и, конечно, ваши знания .(Слайд №1). Сформулируйте и запишите свои задачи на этот урок.

II . Актуализация знаний .

1) Вводная беседа «Что вы можете рассказать о языке?».

Вопросы к беседе :

Что, по вашему мнению, называется языком?

Какие языки вы знаете?

Для чего человеку нужен язык?

Можно ли обойтись без языка в жизни?

Что объединяет разные языки, например, русский и немецкий?

2) Словарная работа .

- А теперь обратимся к толковому словарю С. Ожегова. В нём мы найдем
точное значение слова
язык :

О каком языке мы будем говорить на уроке?
3) Объяснение смысла эпиграфа.

Эпиграфом урока является высказывание Г.Р.Державина: « Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Слайд №2) . Как вы понимаете смысл высказывания.

Что такое «эпиграф»? Спишите его без ошибок.

4) Исследование таблицы «Единицы языка и разделы лингвистики».

Учитель. Язык изучает лингвистика. (Слайд №3) . Мы знаем, чтобы сообщить нечто и быть понятым, надо действовать в системе данного языка, по законам его структуры, правильно пользуясь тем, что относится к области лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса. Во избежание трудностей, давайте закрепим лингвистические термины , чтобы увереннее быть в своих знаниях при выполнении тренировочных упражнений.

Рассмотрите таблицу, прочитайте её, подбирая примеры. (Одновременно под контролем учителя уточняют содержание основных лингвистических терминов)

Единицы языка и лингвистики.

фонетика

орфоэпия (правила произношения звуков)

графика (правила обозначения звуков на письме)

морфемика (состав слова)

словообразование

орфография (правила написания морфем)

морфология

стилистика (употребление слова в разных частях речи);

орфоэпия (правила постановки ударения в словах);

орфография (различие собственных и нарицательных имен на письме);

различие слова и СС (малопонятный и мало понятный)

Словосочетание

синтаксис;

фразеология

стилистика (употребление СС в разных стилях речи)

Предложение

синтаксис

стилистика (употребление предложения в разных стилях речи);

пунктуация (правила расстановки знаков в предложении);

интонация (особенности методической и ритмической организации предложения)

5)Работа по учебнику. Анализ лингвистических текстов учебника .

Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух.с соблюдением логических ударений, пауз, в неторопливом темпе.

Объясните, о чём этот текст? Озаглавьте его. (Слайд № 4)

Найдите предложения, которые выражают главную мысль текста и запишите их..

(Слайд № 5).

- Какие слова вам незнакомы?

- Прочитайте последнее предложение текста. Попробуйте доказать справедливость этой мысли, отвечая на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?»

Спишите без ошибок первый абзац, проговаривая по слогам трудные для написания слова.

Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух.

Озаглавьте текст. Найдите предложение, которое передаёт главную мысль текста. (Если ребёнок растёт не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научиться говорить). Почему?

Зачем человеку нужен язык? (Слайд № 6).

6) Физкультпауза .

Потрудились – отдохнём!

Встанем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

?). Работа по учебнику Подробное знакомство с рубрикой ЗСП . (Слайд № 7).

Кто попробует расшифровать ЗСП?(учитель помогает учащимся).

З – значение слова (происхождение)

С – морфемное строение (структура)

П – правописание.

Рассмотрим таблицу «Слово», так как именно слово лежит в основе работы с рубрикой ЗСП. (Под руководством учителя учащиеся осмысливают эту таблицу).

лексическое значение строение (структура) как часть речи

главный смысл грамматическое

значение

Учитель . А.П.Сумароков утверждал: «Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил». С этими словами невозможно не согласиться.

Слово имеет лексическое значение – его главный смысл заключен в корне. Зная лексическое значение, мы сможем правильно применить правило.

Для того, чтобы знать значение, происхождение слова, правильно членить его на морфемы, необходимо обращаться к справочной литературе. (Учитель знакомит учащихся со словарями русского языка, представленными на выставке).

Внимательно рассмотрите слова рубрики ЗСП- 1.. Подберите к ним однокоренные, составьте с ними предложения. (Слайд № 8).

Инструкция по работе со словами из рубрики ЗСП

(учитель раздаёт каждому учащемуся на уроке).

1. Проанализируйте слово.

2.Перепишите слово без ошибок, воспроизводя, где это указано, обозначение морфем и ударений.

3.Запишите обозначенное проверочное слово, которое «вывело» на верное написание.

4. Прочитайте слова, сопоставляя значение, структуру и правописание.

5.Запомните правописание каждого слова.

8)Послушайте легенду о языке.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Вопросы и задания:

– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?

– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”

– К чему призывает Л.Н.Толстой?

- Попробуйте доказать, что язык - ваш друг. Ответьте на вопрос профессора: «Когда язык становится врагом человеку?» (Слайд № 9).

При подготовке ответа пользуйтесь планом:

1)Небрежная речь, засоренная пустыми, бессмысленными словами.

2)3лая речь, жестокая и оскорбительная для других.

3) Невежливая, неуважительная речь.

4) Неграмотная речь.

5. Рефлексия

Зачем человеку язык?. (Слайд № 10).

(Рефлексивный прием по принципу незаконченного предложения)

- «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался, я научился….»

- «На уроке мне особенно понравилось…»

- «Сегодня нам удалось…»

Учитель .

Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:

– Ты таким языком со мной не смей говорить!
– А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

Ребята, я думаю, что всем понятно, в каких значениях употреблено слово «язык». Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.

6) Выставление оценок за урок.

7) Домашнее задание :

1.Для всех – на основе лингвистических текстов учебника составить связный рассказ на тему «Зачем человеку нужен язык»; параграф 1,упражнение 5 (письменно), ЗСП 2.

Похожие публикации