Солнечная лаборатория: интересные опыты и игры с солнцем. Летние опыты для детей с солнечным светом

Картотека опытов и экспериметнов

по теме «Космос»

Опыт № 1 «Солнечная система»

Цель : объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Оборудование : желтая палочка, нитки, 9 шариков.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?

Солнцу помогает вечное движение. Если Солнышко не будет двигаться, вся ситема развалится и не будет действовать это вечное движение.

Опыт №2 «Солнце и Земля»

Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли.

Оборудование: большой мяч и бусина.

Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, Земля бы тогда со всеми городами и странами, горами, реками и океанами стала бы размером с эту бусину.

Опыт №3 «День и ночь»

Цель: оюъяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. (Ребята догадаются, что это утро либо вечер)

Опыт №4 «День и ночь «2»

Цель : объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Содержание: создаем модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Расскажите детям, что во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к фонарику) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы ни вращался глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как люди живут за полярным кругом.

Опыт №5 «Кто придумал лето?»

Цель: объяснить детям, почему происходит смена времен года.

Оборудование: фонарик, глобус.

Из-за того, что Солнце по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима.

Расскажите, что Земле необходим целый год для того, чтобы облететь вокруг Солнца. Покажите детям то место на глобусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда бумажного человечка или фотографию ребенка. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с детьми определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание ребят на то, что каждые пол-оборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.

Опыт №6: «Затмение Солнца»

Цель: объяснить детям, почему бывает затмение Солнца.

Оборудование: Фонарик, глобус.

Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как многие думают. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца.

Даа… Звучит непонятно… Нас выручат простые подручные средства. Возьмите крупный мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света – вот вам и черное Солнце… Все очень просто, оказывается.

Опыт №7 «Вращение Луны»

Цель : показать, что Луна вращается вокруг своей оси.

Оборудование: 2 листа бумаги, клейкая лента, фломастер.

Идите вокруг «Земли», продолжая оставаться лицом к кресту. Встаньте лицом к «Земле». Идите вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом.

Итоги: пока вы ходили вокруг «Земли» и при этом оставались лицом к кресту, висящему на стене, различные части вашего тела оказывались повернутыми к «Земле». Когда вы ходили вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом, то были постоянно обращены к ней только передней частью тела. ПОЧЕМУ? Вам приходилось постепенно поворачивать свое тело по мере вашего движения вокруг «Земли». И Луне тоже, поскольку она всегда обращена к Земле одной и той же стороной, приходится постепенно поворачиваться вокруг своей оси по мере движения по орбите вокруг Земли. Поскольку Луна совершает один оборот вокруг Земли за 28 дней, то и ее вращение вокруг своей оси занимает такое же время.

Опыт №8 «Голубое небо»

Цель: установить, почему Землю называют голубой планетой.

Оборудование: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

Итоги : луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

ПОЧЕМУ? Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы азота и кислорода, как и частицы молока, достаточно малы, чтобы так же выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суще воздух, тем голубее небо, т.к. голубые волны рассеиваются больше всего.

Опыт №9 «Далеко-близко»

Цель: установить, как расстояние отСолнца влияет на температуру воздуха.

Оборудование: 2 термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр)

Итоги: ближний термометр показывает более высокую температуру.

ПОЧЕМУ? Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энегрии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета – получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их атмосферы холоднее. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца. Что же касается температуры атмосферы планеты, то на нее оказывают влияние и другие факторы, такие как ее плотность и состав.

Опыт №10 «Далеко ли до Луны?»

Цель: узнать, как можно измерить расстояние до Луны.

Оборудование : 2 плоских зеркальца, клейкая лента, стол, листок из блокнота, фонарик.

Склейте зеркала лентой так, чтобы они открывались и закрывались как книга. Поставьте зеркала на стол.

Прикрепите листок бумаги на груди. Положите фонарик на стол так, чтобы свет падал на одно из зеркал под углом.

Найдите для второго зеркала такое положение, чтобы оно отражало свет на листок бумаги у вас на груди.

Итоги: на бумаге появляется кольцо света.

ПОЧЕМУ? Свет сначала был отражен одним зеркалом на другое, а затем уже на бумажный экран. Ретрорефлектор, оставленный на Луне, составлен из зеркал, похожих на те, которые мы использовали в этом эксперименте. Измерив время, за которое посланный с Земли лазерный луч отразился в ретрорефлекторе, установленном на Луне, и вернулся на Землю, ученые и вычислили расстояние от Земли до Луны.

Опыт № 11 «Далекое свечение»

Цель: установить, почему сияет кольцо Юпитера.

Оборудование: фонарик, тальк в пластмассовой упаковке с дырочками.

Итоги: луч света едва виден, пока в него не попадает порошок. Разлетевшиеся частицы талька начинают блестеть и световую дорожку можно рассмотреть.

ПОЧЕМУ? Свет нельзя увидеть, пока он не отразится от чего-нибудь и не попадет в ваши глаза. Частицы талька ведут себя так же, как и мелкие частицы, из которых состоит кольцо Юпитера: они отражают свет. Кольцо Юпитера находится в пятидесяти тысячах километров от облачного покрова планеты. Считается, что эти кольца состоят из вещества, попавшего туда с Ио, ближайшего из четырех спутников Юпитера. Ио – единственный известный нам спутник с действующими вулканами. Возможно,что кольцо Юпитера сформировалось из вулканического пепла.

Опыт № 12 «Дневные звезды»

Цель: показать, что звезды светят постоянно.

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Итоги: дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другом стороны конверта, прямо на вас.

ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Опыт №13 «За горизонтом»

Цель: установить, почему Солнце можно видеть до того, как оно поднимается над горизонтом.

Оборудование: чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол, в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку с водой, глядя поверх книг. Если пластилинового шарика не видно, подвиньте его.

Оставшись в таком положении, уберите банку из поля своего зрения.

Итоги: вы можете увидеть шарик только через банку с водой.

ПОЧЕМУ? Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этим предметом свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу (сотни километров воздуха, окружающего Землю) прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет так же, как банка с водой. Из-за преломления света Солнце можно видеть за несколько минут до того, как оно поднимается над горизонтом, а так же некоторое время после заката.

Опыт №14 «Звездные кольца»

Цель: установить, почему кажется, что звезды движутся по кругу.

Оборудование : ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.

Проткните круг карандашом по центру и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.

Итоги: на вращающемся бумажном круге появляются светлые кольца.

ПОЧЕМУ? Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в светлые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластинке длинный круговой след, как будто бы звезды двигались по кругу. На самом же деле, движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя на кажется, что движутся звезды, движется вотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.

Опыт № 15 «Звездные часы»

Цель: узнать, почему звезды совершают круговое движение по ночному небу.

Оборудование: зонтик темного цвета, белок мелок.

Итоги: центр зонтика останется на одном месте, в то время, как звезды движутся вокруг.

ПОЧЕМУ? Звезды в созвездии Большой Медведицы соврешают кажущееся движение вокруг одной центральной звезды – Полярной – как стрелки на часах. На один оборот уходят одни сутки – 24 часа. Мы видим вращение звездного неба, но это нам только кажетя, поскольку на самом деле вращается наша Земля, а не звезды вокруг нее. Один оборот вокруг своей оси она совершает за 24 часа. Ось вращения Земли направлена к Полярной звезде и поэтому нам кажется, что звезды вращаются вокруг нее.

Погожими летними деньками можно не только без устали бегать и кататься на качелях, но и играть с такими казалось бы неуловимыми субстанциями как солнце, воздух и вода.

ТЕПЛО-ХОЛОДНО

Возьмите несколько цветных листов бумаги, в том числе белый и черный. Разложите их на освещенном солнцем месте, чтобы они погрелись (можно предварительно вырезать из этих листов человечков, чтобы малышу было интереснее укладывать их «на пляж» позагорать). Теперь потрогайте листы, какой лист самый горячий? А самый холодный? А все потому, что предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Кстати, поэтому грязный снег тает быстрее чистого.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

Для солнечных часов можно использовать бумажную одноразовую тарелку и карандаш, а можно сделать их прямо на земле (на открытом пространстве).

Вставьте в проделанное в центре тарелки отверстие карандаш заточенным концом вниз и это приспособление положите на солнце так, чтобы на него ни от чего не падала тень. Карандаш будет отбрасывать свою тень, по которой нужно прочерчивать линии каждый час. Не забудьте проставлять по краю тарелки цифры, обозначающие время.

Правильно было бы делать такие часы в течение всего светового дня - от восхода до заката. Но будет достаточно и того времени, когда вы обычно гуляете.

«ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ»

Попробуйте вместе с малышом догнать ваши тени. Побегайте быстро-, резко меняйте направление, чтобы обмануть вашу тень, спрячьтесь за горкой и внезапно выскочите, чтобы поймать её. Получилось?

Чтобы лучше понять, почему тени перемещаются, с утра найдите ничем не затеняемое солнечное место. Поставьте малыша спиной к солнцу и отметьте длину его тени. Перед заходом солнца поставьте ребенка в том же направлении и на том же месте, что и утром, и снова отметьте тень. Результат поможет понять, почему тени бегут то впереди, то сзади.



ПОРТРЕТ ПО ТЕНИ

Обведите мелом на асфальте контур тени ребенка, а детали пусть он дорисует сам: лицо, волосы, одежду. Получится очень забавный автопортрет.

ДОБЫВАЕМ ОГОНЬ

При помощи солнца можно добывать огонь. Вообразите себя первобытными людьми, правда вооруженными лупой и листом черной бумаги. Сфокусируйте при помощи лупы солнечные лучи так, чтобы они образовали маленькую точку. Совсем скоро ваш листик задымится!

ВЫЖИГАНИЕ

Еще интереснее попробовать себя в пирографии - рисунках при помощи огня. Используется тот же принцип, что и с поджиганием бумаги, просто за основу возьмите деревянную дощечку. Лупу необходимо будет передвигать так, чтобы точка света перемещалась по поверхности доски, оставляя выжженный след.

Это не так-то просто, нужно большое терпение, чтобы нарисовать картину, да еще обязательно должно повезти с погодой - минимум облаков и солнце в зените.

ОХОТА НА ЗАЙЦЕВ

Излюбленный партнер в летних играх - солнечный зайчик. Вооружитесь на прогулке несколькими зеркалами и запускайте солнечных зайчиков по любым поверхностям. Попробуйте использовать кроме зеркал фольгу и блестящие обертки от конфет.

СОЗДАЕМ РАДУГУ

Когда солнечный свет расщепляется на отдельные цвета, мы видим радугу. Это происходит, когда солнце работает вместе с водой. Например, когда тучи расступились, и засветило солнце, а дождик еще идет. Или в погожий день у фонтана. Попробуйте создать радугу сами с помощью пульверизатора - заодно и освежитесь. Обратите внимание малыша на то, что и мыльные пузыри на солнышке играют всеми цветами радуги.



СОЛЯНЫЕ СТАРАТЕЛИ

Маленьким пиратам предложите добыть соль из «морской» воды. Предварительно сделайте дома насыщенный соляной раствор, а в жаркую солнечную погоду на улице попробуйте выпарить воду.

СОЛНЕЧНЫЕ ЗВЕЗДОЧКИ

В домашних условиях тоже можно немного поиграть с солнечным светом, сделав посреди дня ночь в отдельно взятой комнате. Для этого, на большом черном листе бумаги проделайте отверстия различного диаметра и частоты, а затем прикрепите этот лист на окно. У вас получится эффект звездного неба.

РИСОВАНИЕ ВОДОЙ

В солнечный можно рисовать обычной водой на асфальте или на деревянных покрытиях. Разные фигуры, цифры и буквы будут быстро высыхать, и это исчезновение нравится детям, так же как и появление мокрых следов от кисточки.

Халезова Татьяна Дмитриевна
Картотека опытов с солнцем

Опыт 1

«Влияние солнечного света на жизнь на Земле»

Кладут два камешка : один на солнышко , другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее.

Опыт 2

«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»

Наливают в два блюдца воду - одно блюдце ставят на солнце , другое - в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.

Опыт 3

«Почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом»

Материал : чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

Наполняйте банку водой, пока она не начнет литься через край. Плотно закройте банку крышкой. Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку, глядя поверх книг. Если шарика не видно, подвиньте его. Оставшись в том же положении, уберите банку из своего поля зрения. Вы можете увидеть шарик только через банку с водой. Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этими предметами свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу, прежде чем дойти до нас.

Опыт 4

«Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч »

Материал : противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.

Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день . Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям . Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца . Поместите зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет . Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

Опыт 5

«Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»

Материал : два термометра, настольная лампа, длинная линейка.

Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 мин. сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.

Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое.

Опыт 6

«Чем ближе, тем быстрее»

Материал : пластилин, линейка, рейка метровой длины.

Скатайте из пластилина два шарика размером с грецкий орех, поместите один на конец линейки, а другой - на конец рейки. Поставьте линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Одновременно отпустите рейку и линейку. Линейка падает первой. Пластилиновому шарику, прилепленному к рейке, падать дальше, чем шарику на линейке. Это напоминает движение планет, которые непрерывно «падают» вокруг Солнца .

Опыт 7

«На ярком фоне»

Материал : настольная лампа, карандаш, линейка.

Поверните настольную лампу лампочкой к себе и включите. Держите карандаш на расстоянии вытянутой руки от себя и в 15 см от включенной лампочки.

На карандаше нельзя прочитать надпись и трудно различить его цвет. Свет от лампы такой яркий, что очень трудно рассмотреть поверхность карандаша. Точно так же из-за ослепительного света Солнца трудно изучать планету Меркурий.

Опыт 8

«Солнце на экране »

Материал : большая коробка, ножницы, бинокль, картонка размером с открытку , клейкая лента, фольга, лист белой бумаги.

Расположите коробку так, чтобы открытая сторона оказалась сбоку. В верхней стенке коробки вырежьте отверстия, в которых могут поместиться окуляры бинокля. Вырежьте круг из картонки и при помощи клейкой ленты закройте им один из объективов бинокля. Вставьте бинокль в отверстие в коробке окулярами вниз и закрепите его в таком положении клейкой лентой. Вынесите коробку на солнце , поставив открытой стороной перед собой. Расположите коробку таким образом, чтобы лучи солнца попадали в незаклеенный объектив. Расположите лист белой бумаги внутри коробки под биноклем таким образом, чтобы на нем стало видно изображение солнца . На бумаге виден яркий солнечный луч .

Опыт 9

«Мяч светит отраженным светом»

Зажжем в темной комнате электрический фонарь и его свет направим на белый мяч. Если смотреть на мяч из темноты, то он кажется ярким. Свет фонаря освещает мяч и отражается от него. Такой свет называют отраженным. Если фонарь погасить, то мяч в темноте становится невидимым, потому что он не излучает собственного света.

Опыт 10

«Тень»

Встаньте между зажженной лампой и стеной на довольно большом расстоянии от лампы. Свет от лампы не может пройти через ваше тело. На стене образуется тень. Если бы лучи света не были прямолинейны, то они могли бы обогнуть тело, и никакой тени не было бы.

Опыт 11

«Твердые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении»

В гладкую деревянную дощечку вбейте две булавки (или два гвоздика) так, чтобы между ними едва проходила монета. Возьмите монету щипцами и нагрейте ее на огне. Теперь монета между булавками не проходит. От нагревания она расширяется. Через несколько минут она остынет, сожмется и снова будет легко проходить между булавками.

Не только монета, но и другие твердые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА ИОЗДОРОВЛЕНИЯ № 17 «ЛАДУШКИ» ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА, АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

РАБОТ И ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

« ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ В РОДНОМ ГОРОДЕ»

Солнечные фокусы

Доскалиев Никита, 5 лет,

Зернова Анастасия,5 лет

воспитанники старшей

группы МБДОУ детского сада № 17

Научный руководитель: Крук Галина Николаевна,

воспитатель

МБДОУ детского сада № 17

НОВОАЛТАЙСК, 2014

Оглавление

    Введение …………………………………………………………………....... 3

    Основная часть ………………………………………………………............ 5

    1. Что такое Солнце?.............................................................................5

      Узнать, какие свойства у Солнца ?.................................................6

    Исследовательская работа …………………………………………............. 8

    1. Эксперимент: какими свойствами обладает Солнце?...... .......... 8

    Заключение ……………………………………………………………......... 11

    Список литературы ……………………………………………………....... 12

    Приложение №1 …………………………………………………….……....13

Приложение №2 ………………………………………………………...…..14

Приложение №3 …………………………………………………………….15

Приложение №4 …………………………………………………………….17

Приложение№5 …………………………………………………………….18

Приложение№6 …………………………………………………………….21

Приложение№7 …………………………………………………………….22

Приложение №8 …………………………………………………………….25

Введение

История исследования :

Мы, ребята старшей группы очень любознательные. Нам очень интересно узнавать что-то новое, мы всегда задаем много вопросов. Однажды, нам в группу из библиотеки принесли интересную книжку-энциклопедию. Там мы увидели много интересных картинок о космосе, звездах, космонавтах. И когда мы готовились к завтраку, Галина Николаевна нам её почитала. И мы узнали, что Солнце нам помогает. Нам стало интересно узнать, а как солнышко может помогать? Так и началось наше исследование.

Актуальность:

Нам стала интересна эта тема. Мы ничего не знали о солнце и захотели это узнать?

Что мы хотим узнать (Цель) : Изучить свойства солнца .

Что сначала надо узнать и сделать? (Задачи):

    Подумать самим, что мы знаем об этом?

    Найти специальную литературу по данной теме.

    Узнать свойства Солнца.

    Исследовать свойства солнца опытным путем.

Что мы будем исследовать? (Объект исследования): свойства Солнца.

Что здесь интересного? (Предмет исследования): Солнце .

А что если (Гипотеза): если мы узнаем свойства Солнца, то поймем как можно использовать солнечный свет в нашей жизни.

Как будем изучать? (Методы):

    • подумать самостоятельно, что мы знаем о свойствах Солнца;

      спросить у взрослых о свойствах Солнца ;

      найти информацию в книгах и энциклопедиях, о свойствах Солнца ;

      найти информацию на данную тему в сети Интернет;

      понаблюдать за Солнцем в разное время года;

  • посетить планетарий;

    • провести эксперимент.

2. Основная часть

2.1. Что же такое Солнце?

Подумать самостоятельно

После того, как мы узнали, что Солнце это большая звезда и что оно нужно всем живым существам.

Я (Тимофей Г.) сказал, что если поставить цветок в тёмное место, то оно пропадёт.

Я (Настя З.) рассказала, летом мы ездили на речку и загарела. Кожа у меня потемнела.

Я (Никита Д.) сказал, что когда пасмурная погода Солнце не видно на небе.

Вывод: Солнце помогает растениям расти и делает нашу кожу красивой .

Что мы узнали от взрослых

От папы я (Настя З.) узнала, что Солнце светит, нам много тысяч лет и если бы не было Солнце, то всё живое на земле погибло.

От мамы я (Никита Д.) узнал, что Солнце играет огромную роль в природе.

Галина Николаевна (воспитатель), рассказала нам, что до Солнца мы не можем дотронуться, т. к. оно высоко. Солнце - главное светило для нашей планеты Земля. Это самая близкая к нам звезда.

Наша Земля вращается вокруг Солнца и поэтому меняются времена года. Земля, получая свет и тепло от Солнца, передает их растениям. Ведь на севере холодно – поэтому там очень мало растений, а вот на юге они растут круглый год, потому что на юге больше света и тепла. Солнце дает пищу растениям, растения – это пища травоядным животным, а эти животные пища для хищников. Заметьте, где мало растений, там мало и животных. Животные также обогреваются теплом Солнца.

Наталья Сергеевна (воспитатель) нам рассказала о лечебных свойствах.

С наступлением первых летних дней мы подставляем свое лицо и тело ярким солнечным лучам. Кроме красивого загара солнечный свет заряжает наш организм энергией. Но при правильном подходе он может излечить нас от множества болезней: ангина, пневмония… Для того чтобы очистить комнату от микробов, необходимо выносить вещи на солнце или открывать окна, пропуская солнечные лучи.

Вывод: Без солнечного тепла и света на Земле не возникла бы жизнь. Оно помогает в росте растений и всего живого, а еще обладает лечебными свойствами. Если кто- то заболел, то нужно пропускать в комнату солнечные лучи.


2.2. Узнать, какие у Солнца свойства ?

Для поиска истины мы отправились в библиотеку, и узнали много интересного из познавательной литературы.

Изучая энциклопедии, мы узнали, что Солнце появилось очень давно. Однако еще в начале 17 века итальянский физик и астроном Галилео Галилей сделал правильный вывод о том, что Солнце вращается вокруг своей оси. Один оборот оно совершает примерно за 27 земных суток. В разное время на солнечном диске можно наблюдать различное количество пятен. Они меньше излучают энергии, в том числе и световой, и нам кажутся темными. Эти пятна - проявление солнечной активности, они говорят о том, что в недрах нашего светила происходят какие-то процессы.

Мы узнали что, солнце обладает ещё и лечебными свойствами. Благодаря солнечным лучам можно и улучшить свое здоровье, и продлить свою жизнь. Солнечные лучи сами по себе, без всяких дополнительных средств, уничтожают многие болезнетворные микроорганизмы. Легче заживают даже тяжелые раны. Солнце - это мощный сильнодействующий фактор, и поэтому при пользовании его лучистой энергией следует соблюдать определенную осторожность. Сегодня ученые полагают, что Солнце выделяет тепло в результате процессов, которые происходят в атомной бомбе.

Из рассказов А.Кузнецова «Разговоры по утрам или физика для малышей» мы узнали, что когда Солнце светит, то лучи света летят прямо, рядышком друг с другом и вместе падают на Землю.

Это из Солнышка во все стороны летят маленькие-маленькие частички – братья фотончики (лучики). Когда они попадают на какой-либо предмет, то отскакивают от него и улетают. Но не все, а некоторые остаются там, куда попали. Чем больше фотончиков отскакивает, тем светлее кажется то место, откуда они убежали. Фотончики все разные. Есть красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые, есть даже такие, которые и глазом увидеть нельзя. В свете Солнышка есть фотончики всех цветов. Когда они все вместе отражаются от стенки и попадают в глаза, стенка кажется белой, если это будет, например, красный мячик, то отскакивать будут красные фотончики и т.д.

В Интернете мы узнали о том, что ученые постоянно наблюдают за тем, как ведёт себя солнце. Они установили, что у людей может ухудшаться самочувствие.

А еще, мы узнали, что Земля, получая свет и тепло от Солнца, передает их растениям. Ведь на севере очень мало растений, а вот на юге они растут круглый год, потому что на юге больше света и тепла. Растения выделяют кислород, (а кислородом дышим мы люди) поглощая свет, перерабатывая его в пищу. А теплом цветы и деревья обогреваются. Только представьте себе, если наши растения не получали бы достаточно света. Чтобы тогда случилось? Растения просто погибли, не смогли бы жить без света. А многие животные не могут жить без растений. А другие животные не могут без животных, которые едят эту растительность. Получается цепочка. Солнце дает пищу растениям, растения – это пища травоядным животным, а эти животные пища для хищников. Заметьте, где мало растений, там мало и животных. Животные также обогреваются теплом Солнца.

Вывод: Действительно, Солнце защищает людей от многих болезней и помогает в росте растений и в жизни животных. Благодаря Солнцу – есть кислород на нашей планете, которым дышим мы и всё живое на Земле.

3. Исследовательская работа

3.1. Эксперименты

Опыт №1. (Приложение № 1)

Роль Солнца для развития живого на нашей планете?

Мы провели такой опыт. Посадили одновременно два отростка. Первый поставили в хорошо освещенном помещении, а второй поставили в темный шкаф. Растение, которое было поставлено в хорошо освещенном помещении, росло крепким, зеленым и выглядело красивым. А то растение, которое спрятали в шкаф, было маленьким, блеклым, листья узкие и темные. Итак, наш вывод был таким: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают.

Вывод: все живое на земле зависит от Солнца.

Опыт №2 (Приложение № 2)

Испарение.

Нами был проведён такой опыт: налили воды в баночки, закрасили гуашью и провели отметку, сколько воды и наблюдали. Одну баночку накрыли колпачком, создали тень, а другая была открыта. В баночке, которая была закрыта колпачком вода не испарялась, а в другой баночке вода испарялась.

Вывод: Солнце с помощью своего тепла и света испаряет воду.

Опыт №3 (Приложение № 3)

Солнечная лаборатория.

Мы с Галиной Николаевной р азложи ли на окне листы бумаги бе лого, жёлтого и черного цвета .

Вывод: темные листы бумаги нагрелись быстрее чем светлые. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его.

Опыт №4 (Приложение № 4)

Рождение солнечных зайчиков.

С помощью зеркала мы нашли солнечных зайчиков при направление зеркала на стены, потолок и др. В результате, у нас на стене появилось отражение от зеркала и запрыгал самый настоящий солнечный зайчик.

Солнечный зайчик - это и есть кусочек солнечного света, такой луч, который пошел по другому пути, не так, как все.

Вывод: солнечный зайчик рождается на Солнце.

Опыт №5 (Приложение №5)

Наблюдение за состоянием Солнца во время прогулок .

Мы отметили, что солнце летом греет сильнее, поэтому гуляем в лёгкой одежде, так же солнце стоит днем высоко - на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые.

Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее.

Зимой в солнечный день солнце поднимается низко над землей и совсем не греет, а тени на снегу очень длинные.

Осенью Солнце движется по небосклону всё ниже и ниже, день становится короче, ночь длиннее. На улице становится холоднее. Солнце все позже восходит и раньше заходит.

Вывод: что день и ночь и наша жизнь, завсит от состояния Солнца.

Опыт №6 (Приложение № 6)

Игры с тенью.

Ручные тени - это своеобразный теневой театр, который откроет нам интерестный мир, света и теней!

Вывод: чтобы появилась тень - необходим свет и в результате проведенных исследований установлено, что тень – это не бесполезное отражение, а источник всевозможных игр и развлечений.

Вывод: Мы сами увидели, действительно Солнце обладает разными свойствами, и мы его можем использовать в игре, лечении, росте всё живого, тепле.

Заключение.

Мы радуемся, когда видим, что день будет солнечным и огорчаемся, когда небо затянуто тучами. Согласно исследованиям, пасмурная погода в течение трех дней снижает активность мозга, а в течение недели – общую активность нервной системы. Количество заболевших депрессией в пасмурную погоду увеличивается в четыре раза.

Все мы думаем, что Солнце жёлтого или оранжевого цвета, но на самом деле, белое. Желтые тона Солнцу даёт феномен под названием «атмосферное рассеяние».

Солнце согревает и освещает Землю уже очень много лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь.

Солнце защищает нас от многих болезней и помогает в росте растений и в жизни животных. Благодаря Солнцу – есть кислород на нашей планете, которым дышим мы и всё живое на Земле.

В дальнейшем мы бы хотели изучить Солнечную систему.

Список литературы

1. Астрономия и космос / Науч. - поп. Издание для детей. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2011-96с.- (Детская энциклопедия РОСМЭН).

2.Звёзды и планеты, Энциклопедия для детей, ООО « Издательская Группа «Азбука- Аттикус », «Махаон»,2012.- 64с.

3.Интерактивная энциклопедия. Вопросы и ответы

Планета Земля, ООО « Издательская Группа «Азбука- Аттикус », «Махаон» 2013.- 48с.

4.Кнушевицкая, Н. А. Стихи и упражнения по теме «Космос». Развитие речи и логического мышления у детей/ Н. А. Кнушевицкая,- М.: Издательство ГНОМ, 2011.-40с.

5.Спектор, А. А. Солнечная система. Издательство «Белорусский Дом печати», 2010.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

«Суша под солнцем»

Ход урока
I. Организационный момент.

- Допишите слова:
Движение Земли вокруг Солнца происходит по слегка вытянутой орбите, имеющей форму… (эллипса). Полный оборот Земля совершает за… (365 суток). Круглый год ось Земли направлена в одну точку, нацеленную прямо на… (Полярную звезду) в созвездии… (Малая Медведица). Земля вращается с… (запада) на… (восток). Солнце один раз в году бывает в полдень в зените, это… (дни солнцестояний). 22 декабря - это… (зимнее солнцестояние). 21 марта - это…(весеннее равноденствие), 22 июня - это… (летнее солнцестояние). 23 сентября - это… (осеннее равноденствие).

II. Формирование новых знаний.
- Что происходит с телами при нагревании? (Они расширяются.)
- Что происходит при охлаждении? (Они сжимаются.)
- Что может произойти с предметом, если его нагревать и охлаждать? (Он может разломиться и разрушиться.)
- Когда хотят построить что-то прочное, из чего его делают? (Из камня.)
- Мосты, памятники делают из камня. Проходят года, люди рождаются и умирают, а постройки, сделанные из камней, стоят. Но как ни прочны камни, они не вечны. Камень постепенно, хотя и очень медленно, разрушается. От чего это происходит? (Это воздействие высокой и низкой температуры, дождя, снега, воды и ветра.)
- Могут ли разрушаться горы от высокой температуры, дождя, снега, ветра? (Конечно, могут.)
- Что происходит в жаркую погоду? (Склон горы сильно нагревается.)
- Что происходит ночью? (Камень остывает.)
- Что происходит с частицами гор? (При нагревании частицы увеличиваются в объёме, а при охлаждении сжимаются, уменьшаются в объёме.)
- Эти расширения и сжатия очень невелики, но, сменяя друг друга не день или два, а сотни и тысячи лет, они уменьшают прочность горы. Появляются трещины. Во время дождей вода попадает в трещины, размывая их. Зимой вода замерзает, расширяя трещину. Гора начинает разрушаться.
- Рассмотрите фотографию Останца в учебнике (на с. 99). Это остаток когда-то крутой скалы в жаркой песчаной пустыне. Как вы думаете, почему от огромной скалы остался такой кусочек? (Много лет скалу раскаляло солнце, обдували ветры, а ночью она остывала. Перепады тепла и холода ослабляли связь между частицами вещества скалы, и она разрушалась.)
- Что произойдет дальше с Останцем? (Со временем он так и будет разрушаться и превратится в песок.)

Физкультминутка
III. Закрепление изученного.
- Послушайте рассказ одного путешественника. Он увидел на тихоокеанском острове, как островитяне «жарили гору».
Чтение рассказа в учебнике (на с. 99-100).
- Откуда они взяли такой способ? (Они наблюдали его в природе.)
- Какое свойство веществ они использовали? (Они использовали свойство расширения веществ при нагревании и свойство сжимания при охлаждении.)
- Давайте проведем еще один опыт. Ставим пустой металлический ковш на горелку. Сколько времени потребуется, чтобы нагрелся пустой ковш? (Несколько секунд.)
- Нальем теперь в холодный ковш стакан воды и поставим на горелку. Сколько теперь потребуется времени? (Несколько минут, так как в ковше вода.)
- Перельем горячую воду из ковша в стакан, но чтобы он не лопнул, нужно положить в него ложку.
- Что произойдет с ковшом? (Он через несколько минут станет холодным.)
- Что произойдет со стаканом, ложкой? (Его нельзя будет взять в руки, он, как и ложка, будет очень долго горячим.)
- Наблюдали ли вы подобное явление в природе?
- В жаркий летний день у реки какой песок и вода? (Песок очень горячий, а вода - прохладная.)
- что произойдет вечером? (Песок будет прохладный, а вода - теплая и приятная.)
- Почему так произошло, ведь и вода, и песок весь день грелись под одним солнцем и получили одинаковое количество тепла? (Твердые тела быстро нагреваются и быстро остывают, а жидкости долго нагреваются и долго остывают.)

IV. Итог урока.
- Что происходит с рельефом Земли под воздействием Солнца? (Он разрушается.)
- Как меняется рельеф местности под воздействием воды и воздуха? (Выветривание и работа текучих вод приводят к выравниванию земной поверхности, к выравниванию рельефа. Реки и горные потоки не только разрушают горы, но и создают обширные равнины.)

Домашнее задание: подготовить сообщение об извержениях вулканов и землетрясениях, происходящих на нашей Земле.

Похожие публикации