Смерть Маяковского: трагический финал поэта. Владимир Владимирович Маяковский

При жизни Маяковский имел много романов, хотя в официальном браке никогда не состоял. Среди его возлюбленных было немало русских эмигранток – Татьяна Яковлева, Элли Джонс. Самым серьезным увлечением в жизни Маяковского был романом с Лилей Брик. Несмотря на то, что она была замужем, отношения между ними сохранялись долгие годы. Более того, долгий отрезок своей жизни поэт жил в одном доме с семьей Брик. Этот любовный треугольник существовал несколько лет, пока Маяковский не встретил молодую актрису Веронику Полонскую, которой на тот момент исполнился 21 год. Ни разница в возрасте в 15 лет, ни наличие официального супруга не могли помешать этой связи.Известно, что поэт планировал с ней совместную жизнь и всячески настаивал на разводе. Эта история стала причиной официальной версии самоубийства. В день смерти Маяковский получил отказ от Вероники, что спровоцировало, как утверждают многие историки, серьезное нервное потрясение, которое привело к таким трагическим событиям. Во всяком случае, семья Маяковского, включая мать и сестер, считали, что вина за его смерть лежит именно на Полонской.

Маяковский оставил предсмертную записку следующего содержания:
«ВСЕМ

В том что умираю не вините никого и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама сестры и товарищи простите – это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет.
Лиля – люби меня.
Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. –
Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам они разберутся.
Как говорят – «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт
Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.
Счастливо оставаться

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ.

Загадочная смерть Маяковского до сих пор вызывает споры. Одни исследователи утверждают, что Владимир Владимирович покончил с собой из-за любовных неудач. Другие убеждены в том, что поэт не по своей воле покинул мир, а был убит чекистами по приказу высшей власти.

14 апреля 1930 года «Красная газета» сообщила: «Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая скорая помощь нашла его уже мертвым. В последние дни В.В.Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада и ничего не предвещало катастрофы». Днем тело перевезли в квартиру поэта в Гендриковом переулке. Скульптором К.Луцким была снята посмертная маска, причем плохо - он ободрал покойному лицо. Сотрудники Института мозга извлекли мозг Маяковского, весивший 1700 г. В первый же день в клинике медицинского факультета МГУ патологоанатом профессор Талалай произвел вскрытие тела, а в ночь на 17 апреля состоялось повторное вскрытие: из-за поползших слухов о якобы имевшемся у поэта венерическом заболевании, которые не подтвердились. Потом тело было кремировано.

Самоубийство Маяковского вызвало различную реакцию и множество версий. Некоторые обвиняли в его смерти 22-летнюю актрису МХАТа Веронику Полонскую. Известно, что Маяковский просил ее стать женой. Именно она была последним человеком, видевшим поэта живым. Однако показания актрисы, соседей по квартире и данные следствия свидетельствуют, что выстрел прогремел сразу после того, как Полонская вышла из комнаты Маяковского. Значит, стрелять она не могла.


Несколько лет назад в передаче «До и после полуночи» известный тележурналист Владимир Молчанов высказал предположение, что на посмертной фотографии на груди Маяковского ясно видны следы двух выстрелов. Эту гипотезу развеял другой журналист - В. Скорятин, который провел свое скрупулезное расследование. В результате которого установил, что выстрел был один, но Скорятин также считает, что в Маяковского стреляли. Скорятин так представляет картину убийства Маяковского: начальник секретного отдела ОГПУ Агранов, с которым поэт дружил, спрятавшись в подсобной комнате и дождавшись ухода Полонской, проникает в кабинет, убивает поэта, оставляет предсмертное письмо и вновь черным ходом выходит на улицу. А затем уже поднимается на место происшествия как чекист. Эта версия почти укладывается в законы того времени.

Скорятин в своем расследовании упоминает о рубашке, в которую был одет Маяковский в Маяковский с Лилей Брикмомент выстрела, в частности, он пишет: «Я осмотрел ее. И даже с помощью лупы не обнаружил следов порохового ожога. Нет на ней ничего, кроме бурого пятна крови». В середине 1950-х годов Л.Ю.Брик, у которой находилась рубашка поэта, передала ее в Государственный музей В.В. Маяковского - реликвия хранилась в коробке и была завернута в пропитанную специальным составом бумагу. На передней стороне рубашки - сквозное повреждение, вокруг него видна засохшая кровь. Удивительно, но это «вещественное доказательство» ни в 1930 году, ни позже не подвергалось экспертизе. А сколько было споров вокруг фотографий!

Экспертиза была проведена только в наши дни. Экспертам из Федерального центра предстояла нелегкая работа - найти на рубашке следы выстрела более чем 60-летней давности и установить его дистанцию. А их в судебной медицине и криминалистике три: выстрел в упор, с близкого и дальнего расстояния. Были обнаружены характерные для выстрела в упор линейные повреждения крестообразной формы (они возникают от действия отражаемых от тела газов в момент разрушения ткани снарядом), а также следы пороха, копоти и опаления как в самом повреждении, так и на прилегающих участках ткани.

Но надо было выявить ряд устойчивых признаков, для чего и использовался диффузно-Маяковскийконтактный метод, не разрушающий рубашку. Известно: при выстреле вместе с пулей вылетает раскаленное облачко, затем пуля опережает его и улетает дальше. Если стреляли с дальней дистанции, облачко не достигло объекта, если с близкой - газо-пороховая взвесь должна была осесть на рубашке. Предстояло исследовать комплекс металлов, входящих в состав оболочки пули предполагаемого патрона.

Полученные оттиски показали незначительное количество свинца в области повреждения, а меди практически не обнаружено. Зато благодаря диффузно-контактному методу определения сурьмы (один из компонентов капсульного состава) удалось установить обширную зону этого вещества диаметром около 10 мм вокруг повреждения с характерной для выстрела в боковой упор топографией. Причем секторальное отложение сурьмы говорило, что дульный срез был прижат к рубашке под углом. А интенсивная металлизация в левой части - признак произведения выстрела справа налево, почти в горизонтальной плоскости, с небольшим наклоном книзу.

В заключении экспертов говорится: «Повреждение на рубашке В.В.Маяковского является входным огнестрельным, образованным при выстреле с дистанции «боковой упор» в направлении спереди назад и несколько справа налево почти в горизонтальной плоскости.
Судя по особенностям повреждения, было применено короткоствольное оружие (например, пистолет) и использован маломощный патрон. Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В.В.Маяковский находился в горизонтальном положении, лежа на спине. Форма и малые размеры помарок крови, расположенных ниже повреждения, и особенность их расположения по дуге свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

Можно ли так тщательно сымитировать самоубийство? Да, в экспертной практике встречаются случаи инсценировки одного, двух, реже пяти признаков. Но весь комплекс признаков фальсифицировать невозможно. Установлено, что капли крови - не следы кровотечения из раны: они падали с небольшой высоты с руки или оружия. Даже если допустить, что чекист Агранов был убийцей и нанес капли крови после выстрела, скажем, из пипетки, хотя по восстановленному хронометражу событий у него на это просто не было времени, необходимо было достичь полного совпадения локализации капель крови и расположения следов сурьмы. Но реакция на сурьму была открыта лишь в 1987 году. Именно сопоставление расположения сурьмы и капель крови стало вершиной этого исследования.


Специалистам лаборатории судебно-почерковедческих экспертиз пришлось исследовать и предсмертное письмо Маяковского, ведь многие, даже очень чуткие люди, сомневались в его подлинности. Письмо выполнено карандашом почти без знаков препинания: «Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская... Любовная лодка разбилась о быт Я с жизнью в расчете И не к чему перечень Взаимных бед И обид. Счастливо оставаться. Владимир Маяковский. 12.IV.30 г.».

В сделанном экспертами заключении говорится: «Представленное письмо от имени Маяковского выполнено самим Маяковским в необычных условиях, наиболее вероятной причиной которых является психофизиологическое состояние, вызванное волнением».
Не вызвала сомнений и датировка - именно 12 апреля, за два дня до смерти - «непосредственно перед самоубийством признаки необычности были бы выражены более ярко». Так что тайна решения уйти из жизни кроется не в 14-м дне апреля, а в 12-м. Сравнительно недавно дело «О самоубийстве В.В.Маяковского» было передано из Президентского архива в Музей поэта вместе с роковым браунингом, пулей и гильзой. Но в протоколе осмотра места происшествия, подписанного следователем и врачом-экспертом. Сотрудники Музея В.В.Маяковского обратились в Российский федеральный центр судебных экспертиз с просьбой провести исследование переданного им из Президентского архива пистолета браунинг № 268979, пули и гильзы и установить, из этого ли оружия стрелял в себя поэт.

Химический анализ налета в канале ствола браунинга позволил экспертам сделать вывод о том, что «из оружия после последней чистки выстрел не производился». Но пуля, извлеченная когда-то из тела Маяковского, действительно «является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года». Так в чем же дело? Экспертиза показала: «Калибр пули, количество следов, ширина, угол наклона и правосторонняя направленность следов свидетельствуют, что пуля была выпущена из пистолета маузер модели 1914 г.».
Результаты экспериментальной стрельбы окончательно подтвердили, что «пуля 7,65 мм патрона браунинга была выстрелена не из пистолета браунинг № 268979, а из маузера калибра 7,65 мм».
Все-таки - маузер. Кто же подменил оружие? Это еще одна загадка в смерти поэта...

Маяковский Владимир Владимирович - советский поэт, добившийся успеха и признания. Родился он в 1893 году на Кавказе. Его работы можно определить по эмоциональному характеру стихов и по хорошо узнаваемой «лесенке» изложения текста, которая впоследствии стала его «визитной карточкой».

По жизни он был энергичен, не держал язык за зубами, за что сидел в тюрьме, он был скандальной личностью. Владимир Маяковский внес огромный вклад в копилку русской культуры. Но кто бы мог подумать, что Маяковскому В.В. отведен столь короткий строк. Он умер, когда ему было 36 лет. Но почему и как умер Маяковский?

Из личной жизни поэта

Загадочная смерть Маяковского волновала экспертов очень долгое время.

Личная жизнь его не радовала. Над его желанием иметь нормальную семью смеялись все, а особенно Лиля Брик, любимая женщина всей его жизни. Она говорила, что если родит ему ребенка, то он уже никогда не родит ни одного талантливого стиха. И он все чаще стал говорить о самоубийстве, как о единственном спасении.

Любовь и смерть

Пытаясь освободиться от чар Лили, он пытался начать свою жизнь с чистого листа.

Последняя его пассия была Вероника Полонская, красивая актриса МХАТа. 14 апреля 1930 г. у них должно было быть свидание. Он закрыл двери на ключ и долго говорил он о том, чтобы та развелась с мужем и переехала к нему немедленно. Но Вероника (Нора) не могла решиться уйти от Михаила Яншина, понимая, что в любой момент их роман может закончиться. Он вышел за дверь, она услышала звук выстрела, прибежала к любовнику и увидела кровь на его теле.

Выстрел был произведен в упор в сердце. Также была найдена предсмертная записка от 12 апреля.

Версии гибели Маяковского

В чем причина смерти Маяковского? Любимая женщина или то, что он боялся старости, или его конфликты с поэтами, которых он перестал понимать, как и они его. Он был революционером, но революция уже закончилась. Версий гибели поэта существует несколько, у каждой есть свои сторонники и противники.

Убийство. Возможно, кто-то хотел его смерти? Противники этой версии говорят, что Владимир Владимирович готовился к тому, чтобы уйти из жизни. Ведь он оставил предсмертную записку. Но тот факт, что записка была написана простым карандашом, настораживает. Так как, во-первых, почерк карандашом можно подделать легче, так уверяют графологи. К тому же, как утверждал В.И.Скорятин, Маяковский трепетно относился к своей авторучке и, скорее всего, стал бы писать последнее письмо именно ею. А С. Эйзенштейн отмечает, что вообще ничего подобного Маяковский не писал, и записка – дело рук его убийц. В защиту версии об убийстве говорит и тот факт, что у Маяковского был сломан нос, хотя он упал на спину. По словам Норы, когда его нашли, Владимир Владимирович лежал на спине с открытыми глазами и пытался ей что-то сказать, но не успел. Еще один довод в пользу того, что Маяковский не стал бы себя убивать: когда он услышал весть о самоубийстве Сергея Есенина, он его строго осудил, назвав подобный поступок трусостью. Как правило, в убийстве поэта обвиняют советские спецслужбы.

Несчастный случай. Самая непопулярная версия говорит о том, что умер поэт в результате печального стечения обстоятельств. Дело в том, что Маяковский несколько раз устраивал себе экстрим с одной пулей в семизарядном пистолете. И неужели в этот раз удача ему отказала в игре «русская рулетка»?

Самоубийство. Сегодня это официальная версия. Ее придерживаются большинство исследователей. Да и согласно воспоминаниям Лилии Брик, Маяковский не раз пытался свести счеты с жизнью. Также отмечается, что у поэта были резкие перемены настроения. Его захлестывали эмоции радости, когда у него был успех, а неудачи вводили в глубокую депрессию.

Истинная причина гибели поэта до сих пор остается предметом горячих споров.

85 лет назад, 14 апреля 1930-го, в Москве в Лубянском проезде застрелился МАЯКОВСКИЙ. Такой была официальная версия: поэт сам поднес пистолет к груди, измученный проблемами с женщинами, творческими неудачами и сифилисом (в некрологе было написано: «стремительная болезнь», хотя позже были сделаны анализы, и болезнь они не подтвердили).

«Многие засекреченные документы и раздражающие вопросы без ответов подсказывают: истинная правда была искажена и сокрыта. Выдающаяся работа, проделанная русским исследователем Валентином Скорятиным , заставляет по-новому посмотреть на версию о самоубийстве Маяковского», - говорил на конференции по Маяковскому американский профессор Альберт Тодд .
Чем больше материалов о гибели поэта находил Скорятин, тем больше он замечал несостыковок и странностей.
Несколько человек дали показания, что Маяковский не собирался считать 14 апреля последним днем своей жизни. 10 или 12 апреля поэт пообещал, что поможет делать первомайские лозунги для ЦК, но попросил отложить работу на несколько дней из-за гриппа.

Чуть раньше, 4 апреля, он внес деньги в жилищный кооператив РЖСКТ им. Красина. И попросил знакомых, чтобы до осени, пока строится дом, ему помогли снять жилье. Жизнь втроем с Бриками тяготила Маяковского, он хотел иметь нормальную семью, сделал предложение Веронике Полонской .
После смерти поэта в новую квартиру переехали Брики.
Лиля не скрывала от своего Щеника, что стала любовницей Агранова , начальника Секретного отдела ОГПУ. Кровавый следователь, которого называли палачом русской интеллигенции и который лично санкционировал казнь Гумилева , Агранов ничуть не ревновал к предшественнику. Даже подарил ему револьвер. Маяковский был левшой, однако пистолет перед выстрелом почему-то взял в правую, неудобную для него руку... Годы спустя, изучая протокол следствия, Скорятин заметил, что оружие подменили. Вместо маузера № 312045, записанного в протоколе, обнаружился браунинг № 268979.

Много вопросов оставило и предсмертное письмо Маяковского. Почему поэт написал его карандашом, а не ручкой? Известно, что Маяковский был страшно брезглив и свою ручку не дал бы постороннему. К тому же подделать почерк авторучкой почти невозможно, а вот карандашную подделку профи из ведомства Агранова изготовили без труда.
Да и содержание письма выглядит странно. Как могло случиться, что очень порядочный к близким людям Маяковский, определяя наследников, поставил мать и сестру после Лили? Право на наследство закрепили Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР: 1/2 часть - Лиле, по 1/6 - матери и сестрам. В. Полонской, в нарушение воли поэта, - ничего. Интересно, что оригинал письма тут же забрал Агранов. Члены правительства при разделе наследства руководствовались не подлинником, а газетной перепечаткой.

Агранов пулей примчался в комнатку Маяковского и сразу взял следствие в свои руки. Возможно, это с его помощью следствие «не заметило» показания людей, вбежавших в комнату сразу после рокового выстрела. Они утверждали, что поэт упал ногами к двери. Те, кто пришли позже, увидели тело в другом положении, головой к двери. Положение тела кто-то изменил, чтоб не возникало мысли о том, что в поэта стреляли.
Изучая посмертную маску, исследователи обратили внимание, что у поэта сломан нос. Похоже, Маяковский упал лицом вниз, а не на спину, как бывает, если человек стреляет сам в себя.


АПОСТОЛ ИЛИ ИУДА

Михаил Булгаков , который неплохо знал Маяковского, не поверил в официальную версию самоубийства. Марина Черкашина , исследовательница творчества Булгакова, заметила: «Булгаков был настолько потрясен, что возобновил работу над оставленным было романом о князе тьмы. На его глазах разыгрывалась драма воистину библейского масштаба». Кесарь в этой драме - Маркс и его «всесильное учение», прокуратор Пилат (наместник кесаря в СССР) - товарищ Сталин , начальник тайной службы Ершалаима Афраний - начальник Особого отдела ОГПУ Яков Агранов (даже фамилия созвучна!) с Ягодой . «Проповедником Иешуа был Мастер, распятый на газетных полосах; наконец, румяным менялой из Кириафа (променявшим душу на 30 монет) - рослый поэт из Багдади, променявший талант на партийный агитпроп, - пишет Черкашина. - Надо было обладать недюжинной смелостью, чтобы в стране, где действовала отлаженная машина политических убийств - ОГПУ-НКВД, вскрыть и показать в романе тайный механизм таких убийств. Булгаков это сделал на печальном примере Маяковского.


И никого не обманул библейский антураж эпизода. Под белым плащом с кровавым подбоем, под тогами Афрания и его подручных явственно проступают чекистские френчи с синими петлицами».
Булгаков настойчиво подчеркивал: библейские события романа происходили 14 числа весеннего месяца нисана. Прямая отсылка к дате гибели поэта, 14 апреля 1930 г. 14 числа начальник тайной службы Ершалаима, Афраний, беседует с прокуратором Иудеи Пилатом. В этот же день Иуда гибнет, получив удар ножом в сердце. С Маяковским расправились без ножа. Он был застрелен.
В романе Пилат поднимает бокал с красным, как кровь, вином - Цекубой. Название этой марки очень созвучно со знакомой аббревиатурой ЦК(б) - большевиков. А вот тост Пилата, обращенный к кесарю: «За тебя, кесарь, отец римлян, самый дорогой и лучший из людей!» Самым дорогим и лучшим из людей в булгаковские времена именовали лишь одного единственного человека.


Из романа «Мастер и Маргарита»:
- Да, Афраний, вот что внезапно мне пришло в голову: не покончил ли он сам с собой?
- О нет, прокуратор, - даже откинувшись от удивления в кресле, ответил Афраний, - простите меня, но это совершенно невероятно!
- Ах, в этом городе все вероятно! Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу.
Слухи о том, что самоубийству кто-то помог, действительно в тот же день поползли по Москве.
Но не слишком ли жестко представлять живого страдающего человека, каким был Маяковский, в образе библейского предателя? Почему в глазах Булгакова пролетарский поэт мог быть только Иудой?

Цитата

Иван БУНИН:
- Думаю, что Маяковский останется в истории литературы большевицких лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства по части литературного восхваления его.


БУНТ НЕДОУЧКИ

Михаил Булгаков, сын профессора Духовной академии, выходец из религиозной семьи, с содроганием смотрел на богоборчество Маяковского. Тот мог быть в его глазах только Иудой, восклицая: «Я бросал бы в небо богохульства». Чуть ли не в каждом стихе Маяковский озвучивает навязчивые мысли о Боге, буквально ведет личное соперничество со Всевышним, надеясь занять его место в сердцах людей.
Я, воспевающий машину и Англию,
может быть, просто,
В самом обыкновенном Евангелии
тринадцатый апостол.
И когда мой голос
похабно ухает -
от часа к часу,
целые сутки,
может быть,
Иисус Христос нюхает
моей души незабудки.

Еще в 1916 - 1917 годах он пишет поэму «Человек», где выстраивает жизнь лирического героя (которого без ложной скромности зовут Владимир Маяковский) по евангельскому канону. Говоря о рождении Маяковского, поэт обыгрывает сюжет Рождества Христова. Следующие главы - «Страсти Маяковского», «Вознесение Маяковского», «Возвращение Маяковского», «Маяковский векам».
«Как же
себя мне не петь,
если весь я -
сплошная невидаль,
если каждое движение мое -
огромное,
необъяснимое чудо».

МНЕ И РУБЛЯ НЕ НАКОПИЛИ СТРОЧКИ

Марина Черкашина замечает: «В глазах Булгакова Маяковский мог быть только Иудой, ведь он предал свой «атакующий класс», став новым пролетарским буржуа: заграничные поездки, большие гонорары, валютные подарки любовнице - все это мало вязалось с образом пламенного «агитатора, горлана-главаря».
«Будьте прокляты! - кричит поэт всем сытым в 22-м голодном году. - Пусть будет так, чтоб каждый проглоченный глоток желудок жег! Чтоб ножницами оборачивался бифштекс сочный, вспарывая стенки кишок!» «Всероссийский староста» Калинин , побывав в южных областях, засвидетельствовал факты людоедства. А Маяковский, путешествуя по Берлину, заказывает огромные порции в самых дорогих ресторанах. В Париже идет в дорогое ателье на Вандомской площади, чтоб рубашки шила портниха.

По Лилиной просьбе привозит из-за границы в Москву «форд» последнего выпуска на усиленных покрышках-баллонах. Советский барин носил шелковое белье, отдыхал в лучших домах отдыха, снимал дачи, нанимал домработниц.
«Заявления Маяковского в налоговую позволяют создать представление о его доходах. Обычный его доход за полугодие составлял около 6 тысяч рублей, то есть 12 тысяч в год. Сравним эту сумму с годовым заработком рабочего, составлявшим примерно 900 рублей. Маяковский зарабатывал почти в 13 раз больше», - пишет шведский литературовед Бенгт Янгфельдт.

В КОМПАНИИ ГЭПЭУШНИКОВ

Как-то на двери квартиры, где жили Маяковский и Брики, появилась эпиграмма, авторство которой приписали Есенину : «Вы думаете, здесь живет Брик, исследователь языка? / Здесь живет шпик и следователь Чека». Осип Брик был официально завербован ЧК. Вскоре и у Лили появилось удостоверение сотрудницы ГПУ за номером 5073. В их квартире собирается специфическая публика: энкавэдэшники, советские банкиры и госчиновники.
Пастернак позже назовет этот дом «отделением московской милиции». Позже признавался, что страшно было слышать, как Лиля говорит: «Подождите, скоро будем ужинать, как только Ося придет из ЧК».


Маяковский ухаживал за женщинами с небрежностью, как бы считая их существами низшего порядка. Легко мог охарактеризовать девушку как «вкусный кусок мяса» и очень любил рассказывать о своих похождениях. По словам Бурлюка, Маяковский был «мало разборчив» в своей страсти. Он довольствовался «любовью мещанок, на дачах изменявших своим мужьям - в гамаках, на скамейках качелей, или же ранней необузданной страстью курсисток». В то же время писал о «подонках, присосавшихся к каждой двуспальной кровати».

1. Вера Шехтель. Маяковский вызывал отвращение и ужас у родителей девушек, с которыми был знаком. Когда поэт начал встречаться с Верой Шехтель , дочерью выдающего архитектора, ее отец принял все меры, чтобы прекратить связь. Но напрасно. Вера забеременела, и ее отправили за границу делать аборт.
Потом она вышла замуж за другого. В 1932 году у нее родился сын Вадим Тонков. Старшее поколение помнит его по образу комической Вероники Маврикиевны.

2. Лиля Брик. С юного возраста Лиле Каган было свойственно обостренное половое любопытство. В 17 лет она забеременела от учителя музыки. От беременности Лилю избавил знакомый врач в «грязном клоповнике» - больнице в Армавире.
Выйдя замуж за Осипа Брика , Лиля и не думала скрывать от него свои похождения. Роман с Маяковским, которого она звала Щеник, плавно перешел в странную жизнь втроем.
Андрей Вознесенский позже будет потрясен признанием Лили: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал...»
Когда Лиля уехала в Ригу, Осип и Маяковский имели одну тему для разговоров: «единственный человек на свете - киса». «Я все такой же твой щен, - пишет Маяковский Лиле, - живу, только и думая о тебе, жду тебя и обожаю. Каждое утро прихожу к Осе и говорю: «Скушно, брат Кис, без Лиски», и Оська говорит: «Скушно, брат Щен, без Кисы».
Однажды Лиля сказала Маяковскому, что любит Осипа. Вот что было дальше, по словам биографа Бенгта Янгфельдта : «Маяковский всхлипнул, почти вскрикнул и со всего роста бросился на диван. Его огромное тело лежало на полу, а лицом он зарылся в подушки и обхватил руками голову. Он рыдал. Лиля растерянно нагнулась над ним. - Володя, брось, не плачь. Ты устал от таких стихов. - Ося побежал на кухню за водой. Он присел на диван и попытался приподнять Володину голову. Володя поднял лицо, залитое слезами, и прижался к Осиным коленям. Сквозь всхлипывающий вой выкрикнул: «Лиля меня не любит!» - вырвался, выскочил и убежал в кухню. Он стонал и плакал там так громко, что Лиля и Ося забились в спальне».

4. Элли Джонс. Когда Маяковский приехал в Америку, он, не зная английского, при знакомстве с людьми доставал из кармана записку. С нее он читал вслух извинение, что не здоровается за руку. (Маяковский очень боялся инфекций, даже дверные ручки открывал через карман пиджака или салфеткой.) Быть его переводчицей вызвалась Элли Джонс , эмигрантка, которая бежала из России после революции. В июне 1926-го Элли родила от Маяковского дочку. Вместе с девочкой она в 1928-м приехала в Ниццу - это была первая и последняя встреча отца и дочери.

5. Татьяна Яковлева. Лиля Брик спокойно относилась к амурным похождениям Щеника, но Элли Джонс вызвала у нее страшное опасение. Поэт не скрывал, что влюбился. Это ставило под угрозу материальное положение Бриков, которое обеспечивал Маяковский. Чтобы устранить соперницу, Лиля попросила свою сестру Эльзу, жившую в Париже, познакомить поэта с кем-нибудь еще. Эльза свела Маяковского с Татьяной Яковлевой . И снова роковая страсть! Поэт влюбился так сильно, что, уезжая, оставил кучу денег в цветочном магазине - чтобы Татьяне каждое воскресенье приносили охапку роз.

6. Вероника Полонская. Опасаясь, что влюбчивый Щен женится на Яковлевой и выйдет из-под влияния Бриков, те знакомят его с актрисой Вероникой Полонской . Полонская была замужем, однако о романе с Маяковским знала вся Москва, включая ее мужа. Накануне гибели поэта актриса пообещала, что переедет к нему. Может быть, именно это взбесило Лилю, которой придавал сил и всемогущества адюльтер с Аграновым?
Никто теперь не ответит, что же случилось в «комнатке-лодочке» поэта в момент его гибели. Юрий Олеша рассказывал, что Полонская, которая находилась там, выбежала с криком: «Спасите!» И лишь потом грянул выстрел.
Полонская не пришла на похороны: мать и сестры Маяковского считали ее виновной в гибели поэта. А вот Лиля восприняла гибель Маяковского без трагизма. После похорон у Бриков пили чай, шутили, болтали обо всем на свете.

14 апреля 1930 года в квартире Владимира Маяковского прозвучал выстрел, который оборвал жизнь 37-летнего поэта. «Любовная лодка разбилась о быт…» эти слова из предсмертной записки, казалось бы, вполне четко указывают на причину трагедии, но, тем не менее, споры, о том, что послужило мотивом, и ушел ли поэт из жизни сам или был убит, не стихают уже много лет.

Владимир Маяковский вошел в историю русской поэзии под знаменем футуризма, шумно, ярко, скандально. Исследователями его творчество уподобляется пятиактному театральному действу. Роль пролога исполнила трагедия «Владимир Маяковский». Далее один за одним шли акты, представленные как крупными поэмами, так и небольшими произведениями, стихами. А эпилогом всей этой истории, полной драматизма, накала страстей и неподдельных чувств, стало предсмертное письмо, написанное 12 апреля.

Как и в случае с Есениным, смерть талантливого поэта вызвала бурную реакцию и породила множество версий происшедшего. Наибольшее распространение получили две из них.

Версия «чекистская» широко рассматривалась в различных публикациях перестроечного и постперестроечного периода. В них предпринималась попытка доказать, что речь должна идти не о самоубийстве, а об убийстве поэта агентами ОГПУ. Питают эту версию различные нестыковки и неточности, обнаруженные в ходе следствия по делу о гибели Маяковского. Многих, например, смущает тот факт, что предсмертная записка была написана поэтом за два дня до рокового выстрела, кроме того, Маяковский всегда делал записи своей любимой ручкой, а прощальные слова написаны простым карандашом, почти без знаков препинания. По утверждениям криминалистов, подделать почерк при помощи карандаша гораздо легче, но экспертиза данной записки показала – письмо написано самим Маяковским в состоянии сильнейшего волнения.

Нужно отметить, что результаты экспертиз, проводимых в разное время по этому поводу, однозначны: поэт застрелился сам. Что же могло подтолкнуть молодого человека к такому шагу?

Версия «французская» гласит: «Ищите женщину!» Многие исследователи склоняются как раз к ней, она менее загадочна, но более правдоподобна. Одной из мишеней стала молоденькая актриса Вероника Полонская, которая последней видела поэта живым. Известно, что в тот период между ней и Маяковским был бурный роман, поэт просил ее стать его женой, Полонская колебалась. В день смерти между ними произошла ссора, Вероника покинула квартиру в Лубянском проезде, сделала несколько шагов и услышала выстрел.

Могла ли эта размолвка стать последней каплей, потопившей «любовную лодку» великого поэта и лишившей его желания жить? Сложно сказать. В последней записке он обращается не к Веронике, а к роковой красавице Лилии Брик с просьбой: «Лиля – люби меня». Можно строить бесконечно много догадок, доказать что-то наверняка – сложно. Известно, только, что ранее Владимир Маяковский уже пытался свести счеты с жизнью. Прошлая попытка закончилась осечкой, в этот раз «господин маузер» сказал свое веское слово.

Похожие публикации