Сказание о Словене и Русе и городе Словенске.

3.3. «Сказание о Словене и Русе»

История «Сказания о Словене и Русе». «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске», известная также как повесть «О истории еже о начале Руския земли и создании Новаграда», существует более чем в 100 списках XVII и XVIII вв.; древнейший датируется 1630 г. Большинство относится ко второй половине XVII в., в их числе списки в Летописном своде патриарха Никона, «Хронографе» 1679 г., Новгородской III летописи. Современные издания обычно основываются на списке из «Хронографа» 1679 г.

Содержание «Сказания о Словене и Русе». Повесть начинается с раздела Ноем земли между сыновьями. Иафету достаётся север и запад. Правнуки Иафета, Скиф и Зардан, ушли от братьев и рода своего в западных странах и поселились в Ексинопонте (Причёрноморье). Их потомки размножились и назвали страну по имени предка Великой Скифией. Из-за многолюдства наступили у них междоусобицы. Князьями у скифов тогда были братья Словен, Рус, Болгар, Коман и Истер. Стали Словен и Рус размышлять вместе с подданными и сказали им: «…послушайте совета нашего, оставим далече от нас вражду сию и несогласие… и идем от земля сея и от рода нашего, и пойдем по вселенной света… иде же нас приведет счастие и благословение праотца нашего благословеннаго Афета и подаст нам землю доброплодну во обитание нам и родом нашим». Понравилась речь князей людям, и решили они последовать их совету.

В лето 3099 от сотворения мира (2409 г. до н. э.) Словен и Рус со своими родами ушли с берегов Чёрного моря и через 14 лет дошли до большого озера Мойско; Словен назвал его Илмером по имени сестры Илмеры. Волхование повелело им здесь поселиться. Старший Словен со своим родом сел на реке Мутной, названный им Волховом во имя старшего сына. Поставили град и назвали по имени князя – Словенск Великий. Он встал полтора поприща [версты] от истока реки из озера. С того времени пришельцы скифы стали называться славянами. Реку, впадавшую в Илмер, назвали Шелонь по имени жены Словена. Младший сын, Волховец, дал имя рукаву Волхова.

Старший сын Словена Волх – бесоугодник и чародей, бесовскими ухищрениями «преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя». Люди нарицали его богом, Громом или Перуном. Он же, окаянный чародей, ради ночной ворожбы и собраний бесовских поставил градок мал с идолом Перуна. Невежи славили Волхва и его идолов как богов. Но христианское истинное слово сильнее. Окаянный чародей был удавлен в реке бесами. Заклинаниями бесов тело его понесло вверх по Волхову и вынесло на берег у городка Перыня. Невежи с великим плачем погребли окаянного и справили поганскую тризну. Насыпали высокую могилу. Но через три дня земля просела и пожрала мерзкое тело. Могила вместе с ним упала на дно адово. Яма бездонная, ненаполнимая – знак могилы его.

Рус поселился в пятидесяти стадиях от Словенска. Создал град между двумя реками. Нарек его по своему имени – Руса, что ныне именуется Руса Старая. И иные городки многие поставили Словен и Рус. От того времени по именам князей и городов стали называться люди словяне и русь. От сотворения мира до потопа – 2242 года; от потопа до разделения языков – 530 лет; от разделения языков до начала Словенска и Русы – 327 лет. От сотворения мира до начала словенского – 3099 лет. Получается, что Словенск был основан в 2409 г. до н. э. Автор потерял при подсчёте 14 лет хождения славян от Ексинопонта к озеру Мойско.

Словен и Рус завладели многими странами. Пошли от них сыновья и внуки. Мечом и луком обрели они славу и богатство. Обладали северными странами до пределов Ледовитого океана. Имели земли окрест Желтовидных вод и за непроходимыми каменными горами в стране Скирь по великой реке Оби до устья Беловидной реки. Ходили в «Египетцкие» страны воевать и много храбрости показали. Узнал о словенах и русах самодержец вселенной Александр Македонский, решил, что покорять их слишком далеко, и послал письмо, царскою рукою подписанное. Даровал он народу словенскому, колену русскому, владеть вечно землями от моря Варяжского до моря Хвалынского, а в иные пределы не вступать. Князья повесили пречестнейшую епистолию в божнице по правую руку идола Велеса и поклонялись ей.

Прошло много лет. От рода славян явились князья Лалох и Лахерн. Воевали владения Греческие. Приходили под царствующий град, и там храбрый Лахерн был убит. Князь Лалох, раненный, возвратился домой с многими богатствами. Жили и дальше погано, как скоты, не имели закона. О том свидетельствует блаженный апостол Андрей Первозванный. Но пришел на землю Словенскую праведный гнев божий. Вымерли люди во всех градах и весях, некому стало погребать мёртвых. Кто выжил, бежали в дальние страны. Опустели Словенск и Руса. Дикие звери их заселили. Потом пришли с Дуная славяне, вместе с болгарами, и начали города Словенск и Русу населять, но напали угры белые и положили Словенскую землю в полное запустение.

Услышали скифские жители о земле прадедов, что лежит пуста. Опечалились и начали мыслить, как наследовать отчую землю. Пошло от Дуная множество их. Поставили город по Волхову на поприще от старого Словенска и нарекли Новгородом Великим. Избрали старейшим князя Гостомысла. И Русу поставили на старом месте. И другие города обновили. Разошлись каждый со своим родом. Одни нареклись поляне, ныне поляки, иные полочане, мазовшане, бужане, дреговичи, кривичи, чудь, меря и другие народы. Сын князя Гостомысла именовался Младый Словен. Он ушел от отца в Чудь и поставил над рекой святой град Словенск. Княжил там года три и умер. Его сын Избор переименовал град в Изборск. Но был укушен змеем и погиб.

Гостомысл достиг глубокой старости и уже не мог избежать мятежных кровопролитий. И тогда премудрый муж призвал всех властителей русских и сказал им, чтобы после смерти послали они послов за море в землю Прусскую и молили себе там князя из рода кесаря Августа, Так старейшины и сделали. Когда умер Гостомысл, послали послов в Прусскую землю, и они обрели там князя, именем Рюрика от рода Августа. И пошел на Русь с двумя братьями Трувором и Синеусом. И сел Рюрик в Новгороде, а Синеус на Белозере, а Трувор в Изборске. По пророчеству новгородцев, больше же благоволением божиим, и поныне царствуют над ними благородные потомки Рюрика. Как прежде в нечестии им повиновались до святого Владимира, теперь, познав истинного Бога и получив святое крещение, управляемы Владимировым благородным потомством из рода в род.

Источники «Сказания о Словене и Русе». В «Сказании» использованы ранние письменные источники. Размещение прародины славян – скифов в Подунавье, соответствует летописям – ПВЛ и «Великопольской хронике». «Великой Скифией» в античном и византийском мире называли земли Северного Причёрноморья. В Лаврентьевской и Густинской летописях под 907 г. есть запись о «Великой Скифии». Скифами называли славян некоторые позднеантичные и византийские авторы. Имена братьев – Словен, Рус, Болгар, Коман и Истер и наименование их родича «каган сыроядец» сочетают античную и средневековую ономастику. Истер – это Истр, древнее название Дуная. Болгар и Коман – болгары и кумане (половцы). «Каган сыроядец», о котором «греческая история последи изъяснит», сочетает черты антропофага (каннибала) Геродота с тюркским верховным титулом – каганом. Имена Словен и Рус явно произведены от ильменских словен и русов. Нет оснований выводить их из персидского сочинения XII в. «Моджмал ат-таварих» («Собрание историй»). Там есть братья – Рус и Хазар, но Рус бьётся со Славянином, и сюжет совсем не похож на «Сказание».

Странствования скифов – «предков» славян – из Подунавья в Причерноморье, а затем – к берегам озера Мойско, скорее всего, придумал сам автор «Сказания». Их принимают лишь поклонники альтернативной истории (энтузиасты даже нарисовали карты с маршрутами похода Словена и Руса). Ни один современный лингвист не согласится, что скифо-сарматские языки дали начало языкам славян. Славяне появились в Приильменье на 3000 лет позже, чем легендарные Словен и Рус. И пришли они не из Причерноморья, а из западнославянских земель – с территории Польши. Ильменские словене – носители культуры сопок, – начали осваивать Южное Приильменье в VI–VII вв. Самое раннее славянское городище – Городок на Маяте содержит отдельные находки V в.

В походах славян в «Египетцкие» страны нашли отражение сообщения византийских авторов о натиске славян на Византийскую империю в VI–VII вв. Подвиги князей Лалоха и Лахерна под стенами царского града могут быть отзвуком осады Константинополя аварами и славянами в 626 г. либо походов руси на Царьград в 860 г. Грамота Александра Македонского о даровании народу словенскому права владения землями от моря Варяжского до моря Хвалынского, повторяет текст грамоты Александра «просвещённому роду славянскому» на право владения землями от полуночи до полуденных земель итальянских из «Чешской хроники» Вацлава Гаека (1541).

Сюжет с чародеем Волхом, залёгшим в реке в образе «коркодила» и пожиравшим непокорных, но потом удавленным бесами и вынесенным рекой напротив капища Перыни, исследовал А.Б. Рыбаков. По его мнению здесь совмещается архаичный слой о водяном божестве, «залегающем в реке Волхове», и слой, связанный с летописными сведениями об установлении культа Перуна. Известно, что культ Перуна как главного божества был введён князем Владимиром в 980 г. и по его указанию в Перыни было возведено святилище. Урочище Перынь находится у истока Волхова близ Ильменя. Проведённые В.В. Седовым раскопки выявили там святилище Перуна и, кроме того, следы ещё двух капищ по сторонам капища Перуна. Седов установил, что капищу Перуна предшествовали три святилища IX в., построенные в одной системе. Рыбаков считает, что тройное капище было посвящено Роду и рожаницам – Ладе и Лели. Он нашёл объяснение и «коркодилу»: в славянской мифологии ящер – древний и пока не разгаданный владыка подземно-подводного мира. Рыбаков отмечает волшебную силу, вынесшую тело «коркодила» вверх по реке против течения, но её не объясняет. Между тем известно, что иногда в Волхове бывает обратное течение. Это связано с подпором течения водами притоков и бывает при низком уровне воды в Ильмене.

«Сказание» сообщает, что Новгород возведен на поприще (около 1,5 км) от старого Словенска. Город действительно новый по сравнению с расположенным в 2 км от него Городищем, получившим от краеведов XIX в. прозвище «Рюриково». Раскопки показали, что Новгород был основан в начале Х в., тогда как Городище – резиденция новгородских князей – процветало в середине IX в., а возникло ещё раньше . Скорее всего, Городище и есть легендарный Словенск. Старая Ладога была основана ещё раньше – в середине VIII в. , но Ладога расположена в 210 км от Новгорода. В 14 км от озера Ильмень, вниз по течению Волхова, находилось укрепленное поселение Холопий Городок. Возник Городок в конце VIII – начале IX в. , но видеть в нём Словенск нет оснований. Городок расположен в 12 км от Новгорода и стратегически уступает Старой Ладоге (центру ладожской торговли, открывавшей путь вверх по Волхову) и Городищу (стоявшему у истоков Волхова и контролировавшему Приильменье).

«Рюриков» городок изначально мог называться Словенск. Ибн Хаукаль, арабский географ Х в., писал в «Книге путей и стран»: «И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба (Киев. – К.Р. ), и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа…» Имя города «Салау» расшифровывается в сочинении ал-Идриси «Развлечение истомленного в странствии по областям» (1154), представляющем компиляцию из ранних авторов: «Русов три группы. Одна группа их называется рус, и царь их живет в городе Куйаба. Другая группа их называется ас-Славийа. И царь их в городе Славе, и этот город на вершине горы…» Город Слава на вершине горы мало подходит равнинному Новгороду, но соответствует расположенному на холме Городищу.

После возведения Новгорода Великого новгородцами правил Гостомысл. Имя Гостомысл в ранних летописях не встречается и впервые указано в Новгородско-Софийском своде начала XV в. Совет Гостомысла призвать князя из Пруссии есть в Воскресенской летописи XVI в. Ещё раньше легенда, выводившая Рюрика от Пруса – брата «Августа кесаря римска», появилась в сочинении старца Спиридона «Послание о Мономаховом венце» (около 1503 г.). В сочинении утверждается, что Август дал Прусу царство у моря на берегах Вислы и Немана: «…и оттоль … зоветься Прусьская земля». Там же описано приглашение Гостомыслом с новгородцами из Прусской земли князя Рюрика «от рода римъскаго Августа царя».

Завершается «Сказание» утверждением неразрывной связи принявших крещёние новгородцев с их правителями – благородными потомками святого Владимира и Рюрика. Здесь лежит разгадка имени автора, времени и цели написания «Сказания».

Авторство «Сказания о Словене и Русе». Историки А.В. Лаврентьев, Д.М. Буланин, А.А. Турилов, Е.С. Галкина полагают, что «Сказание» составлено видным церковным деятелем первой трети XVII в. митрополитом Новгородским Киприаном Старорушаниным (Старорусенковым). В то же время С.В. Алексеев считает, что «Сказание» было составлено клириком невысокого ранга, возможно, даже простым монахом, не слишком хорошо образованным. На самом деле тут нет большого противоречия. Новгородский митрополит Киприан вполне мог поручить одному или нескольким монахам подготовить «Сказание», а затем, просмотрев и одобрив, отдать переписчикам. По сути, не важно, составил ли Киприан «Сказание» сам или с помощью подчинённых; главное, что он имел возможности создать летописную повесть.

Киприан – архимандрит Хутынского монастыря (с 1611 г.) – в 1620 г. послан в Сибирь предстоятелем Тобольской епархии. В 1624 г. вызван в Москву и возведен в сан митрополита Крутицкого. Киприан стал правой рукой патриарха Филарета. В 1627 г. он занял митрополичью кафедру в Новгороде. Восемь лет митрополитства в Новгороде (по год смерти в 1635 г.) Киприан утверждал новгородскую святость. Митрополит использовал чудо: 14 января 1627 г. в Новгороде ночью возле купола храма Святого Димитрия Солунского стал раздаваться звон и было слышно чудесное пение. Пение повторилось 29 января. Испросив разрешения Филарета, Киприан учредил в Новгороде ежегодное празднование святому Димитрию Солунскому. Тогда же было составлено сказание об этом чуде. Скорее всего, в эти годы было создано и «Сказание о Словене и Русе». Маловероятно создание повести в период настоятельства Киприана в Хутынском монастыре (1611–1619) – слишком бурные события обрушились тогда на него: захват Новгорода шведами (1611), поездка с дипломатическим поручением в Швецию, арест шведами и пребывание в заключении до 1613 г. После ухода шведов из Новгорода в 1617 г. Киприан занимался обустройством разоренного города.

«Сказание о Словене и Русе» как утверждающий миф. Цель написания «Сказания» – патриотическая и церковно-поучительная. Автору присущ патриотизм местный, новгородский и державный, монархический. Автор, несомненно, уроженец русского Северо-Запада (Киприан родился в Старой Руссе). События Смуты, захват Новгорода шведами и попытки навязать новгородцам власть шведского короля показали уязвимость Новгородчины, опасность её отторжения от Московского государства. Отсюда пафос «Сказания», подчёркивание идеи, что Словенск-Новгород – не одна из русских земель, а начало начал, место, откуда пошла земля русская. Отказаться от Новгорода – значит отказаться от своего прошлого. Общерусские идеи нашли отражение в грамоте Александра Македонского, даровавшего народу словенскому, колену русскому право на владение землями от моря Варяжского до моря Хвалынского – это не одна Новгородчина, а матушка-Россия. В заключительных строках державность объединяется с идеей богоданности династии святого Владимира. То, что Романовы не Рюриковичи, значения не имело: в глазах русских людей они были корени царского после заключения брака Ивана Васильевича с Анастасией Романовой. « Сказание о Словене и Русе» было создано как утверждающий исторический миф . Повесть пользовалась большим успехом у читателей XVII в. Под её влиянием было написано ещё одно произведение XVII в. – «Иоакимова летопись».

Критика «Сказания» историками. Неправдоподобность «Сказания», его архаичность, близость к легендарным повестям начала XVI в. – «Посланию о Мономаховом венце» и «Сказаниям о князях владимирских» – породили неверие. Уже в XVII столетии «Сказание» критиковал Юрий Крижанич: его возмущало выведение славян из скифов, он высмеивал грамоту Александра и не верил, что Рюрик – потомок Августа. Попытки П.Н. Крёкшина ввести в исторический обиход «Сказание» не были приняты В.Н. Татищевым. В «Истории Российской» (1739) он приводит выписки из «Сказания» (известного тогда как предисловие к новгородской «Степенной книге») и ругает автора: «Какого сей сказатель, или скорее враль, доверия достоин, я толковать сейчас не буду…» По его мнению, сочинитель исказил Иоакимову летопись: «Я думаю, что он сказание Иоакимово за основание имел, да не разумея хотел пополнить и тёмность оного изъяснить, только ума столько не было».

М.В. Ломоносов был снисходительнее к «Сказанию» (известному ему как «Новгородский летописец»). Он допускал реальность Словенска: «Новогородский летописец хотя сначала многими наполнен невероятными вымыслами, однако никакой не нахожу причины упрямо спорить, чтобы город Славенск никогда не был построен и разорен много прежде Рурика». Хотя имена Словена и Руса вымышлены, однако описанные дела славян «правде не противные». Находил объяснение и для «коркодила»: «Про Славенова сына Волхва, от которого Волхов наименование носит, пишет, что в сей реке превращался в крокодила и пожирал плавающих. Сие разуметь должно, что помянутый князь по Ладожскому озеру и по Волхову, или Мутной реке тогда называемой, разбойничал и по свирепству своему от подобия прозван плотоядным оным зверем». Ломоносов признавал призвание Рюрика из Пруссии, но сомневался в его происхождении от Августа: «Вероятности отрещись не могу; достоверности не вижу».

«Сказание» в изучении языческих преданий. Н.М. Карамзин не удостоил «Сказание» места в тексте «Истории государства Российского», но написал о нём в комментариях. Карамзин относит его к числу «сказок», «сочиненных большею частию в XVII веке и внесенных невеждами в летописи». После Карамзина историки не рассматривали «Сказание и Словене и Русе» как летописный источник. Писатели использовали отдельные сюжеты «Сказания». В.А. Лёвшин написал на его основе сказку «Повесть о богатыре Булате» (1780–1783). В конце XIX в. «Сказанием» заинтересовались как источником преданий о верованиях древних славян. Писатель и литературовед Ф.А. Гиляров рассмотрел их в книге «Предания русской начальной летописи» (1877). Та же тенденция сохранилась в ХХ в.: Б.А. Рыбаков в монографии «Язычество древней Руси» (1987) подробно останавливается на языческих мифах «Сказания» и их связи с общеславянской мифологией. Казалось, «Сказание и Словене и Русе» нашло достойное место как объект исследований древнерусских и древнеславянских языческих мифов. Ситуация изменилась, когда распался Советский Союз – «Сказание» попало в руки творцов folk-history.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

КНЯЗЬ СЛАВЕН

Словен (Славен) - омоним с вероятными палеолитическими корнями. Версия Б. А. Рыбакова, что ононим может иметь значение - «слы вена» (посол венов, венедов) - подвергается критике. Чаще связывают происхождение ононима от собственно славянских - слово и слава (этнос, действительно, добился широкой славы в 5 - 6 вв. н. э., что отметили многие соседние страны и народы, начиная с Византии). Есть версия о изменении ононима по линии «сколоты» (самоназвание скифов около 5 в. до н. э.; смысл - «люди коло-круга», почитатели солнца) - скловены - сакалибы (у арабов) - словени (славяне). Словенские исследователи М. Бор, Й. Шавли и И. Томажич «Венеты: создатели европейской цивилизации» суммировали доказательства в пользу цивилизационной активности пращуров славян уже несколько тысяч лет назад на огромных пространствах Евразии. Академик О. Н. Трубачев в монографии «Этногенез и культура древнейших славян» обосновывал появление языка пращуров славян почти 5 тыс. лет назад в округе Дуная, где много позже появились античные римские провинции Реция и Норик («нарцев еже суть словен» русские летописи упоминают среди 72 первых народов на планете, строивших Вавилонскую башню). Многие русские летописи, как правило, указывают на время сразу после потопа (3264 г. до н. э.) славян рядом с Иллирией; повторяют этот сюжет в различных вариантах, например, в записи под 898 г.

Из Повести временных лет в переводе Д. С. Лихачёва:
К моравам же ходил и апостол Павел и учил там; там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне. Поэтому учитель славян - апостол Павел, из тех же славян - и мы, русь; поэтому и нам, руси, учитель Павел, так как учил славянский народ и поставил по себе у славян епископом и наместником Андроника. А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий - славянский

Выдающийся вклад в славяноведение внёс российский историк В. В. Седов, опубликовавший фундаментальные монографии «Славяне в древности» и «Славяне в раннем средневековье» (М.1994 - 1995). Он начало культурно-хозяйственной истории славян датировал 3 - 2 тыс. до н. э.
Современная генетика ведёт генетический тип славян примерно с периода позднего палеолита около 25 - 20 тыс. лет назад, связывая окончательное формирование типа со временем трипольской культуры около 6 тыс. лет назад. Этому не противоречат и антропологические данные (Клесов А. А.. Хинди-Руси бхай-бхай с точки зрения ДНК генеалогии, или откуда есть пошли Славяне; Назарова А. Ф. Биологические, археологические и культурологические доказательства палеоазиатского происхождения северных монголоидов, европеоидов и американских индейцев с указанными источниками).

В связи с современными данными интерес вызывают более сотни списков летописного Сказания о Словене и Русе и городе Словенске, где - в частности - говорится, следующее:
Правнуки Афетовы Скиф и Зардан ушли с Запада на Север, и послелились в Евксинопонте (Черное море), и родились у них сыновья и внуки, и прозвались скифами. Родоночальники же у них тогда княжили, одного отца сыновья имена же их: Словен, Рус, Болгар, Коман и Истер.
Князья скифские Словен и Рус мудростью и храбростью в Роде своем всех превзошли. И отлучились они от Евксинопонта, и ходили по странам Вселенной. 14 лет пустые страны обходили, пока не дошли до озера великого, названного Словеном Ильмер по имени сестры их Ильмеры.
Старший же словен князь с родом своим, сел на реке, названной Волхов, по имени старшего сына Словена названного Волховом. И поставили град и назвали его по имени князя своего - Словенск Великий (Ныне Великий Новгород). И от того времени стали они именоватся словенами.
Другой же брат Словенов Рус поселился на месте некоем расстоянием от Словенска Великого стадий 50, у соляного источника, и создал град меж двух рек, и назвал его по имени своему Руса, которая и по ныне именуется Руса Старая.
И иные города многие Словен и Рус поставили, и от того времени именами князей своих начали зваться люди эти словянами и русами.
Так же сыновья их и внуки по коленам своим, обладали северными странами и по всему Поморью и за высокими горами в стране Скир (Сибирь), по великой реке Оби до устья Беловодной реки, вода которой бела, как молоко...
Округа Словенска Великого (система селений Северного Приильменья) неоднократно запускалась, окончательно возрождена при Гостомысле.

Иоакимовская летопись приводит такую версию о хождениях Словена:
Сынове Афетовы и внуки (после потопа) отделишася, и един от князь, Славен з братом Скифом, имея многие войны на востоце, идоша к западу, многи земли о Черном мори и Дунае себе покориша. И от старшего брата прозвашася славяне, а греки их ово похвально алазони, ово поносно амазони (еже есть жены бес титек) имяновали, яко о сем стихотворец древний Ювелий глаголет.
Славен-князь, оставя во Фракии и Иллирии на вскрай моря и по Дунаеви сына Бастарна, иде к полуносчи и град великий созда, во свое имя Славенск нарече. А Скиф остася у Понта и Меотиса в пустынех обитати, питался от скот и грабительства и прозвася страна та Скифиа Великая.
По устроении Великого града умре Славен князь, а по нем владаху сыиове его и внуки много сот лет. И бе князь Вандал, владая славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многи земли на вскрай моря повоева и народы себе покоря, возвратися во град Великий.
По сем Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников Гардорика и Гунигара с великими войски славян, руси и чуди. И сии шедше, многи земли повоевав, не воз-вратишася. А Вандал разгневався на ня, вся земли их от моря до моря себе покори и сыновом своим вдаде. Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята...
Персидские историки в начале 12 в. н. э. передавали сказание в таком варианте:
И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться. Рус же ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: "Здесь обоснуюсь и им легко отомщу". (Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал, чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей не стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И эта земля обильна. И много занимаются они торговлей...

В 2002 году братья Полонио неожиданно обнаружили в музее военной академии под Мадридом двухметровый крест. Надпись гласила, что крест был вывезен из России командиром испанской инженерной части по той причине, что «в СССР был враждебный христианству режим, который мог бы этот крест уничтожить». По словам ветеранов «Голубой дивизии», крест не был для них военным трофеем, а служил знаком памяти о погибших в России товарищах, многие из которых были похоронены рядом с Софийским собором.

Братья Полонио сразу обратились к испанской общественности с предложением вернуть крест в Россию. Их поддержали многие видные деятели Испании, депутаты парламента. Однако выяснилось, что сделать это нельзя юридически, поскольку Испания формально не участвовала в войне и между нашими странами нет соглашения о реституции, то есть возврате перемешенных ценностей.

В конце концов, вопрос о возвращении креста был решен в ходе личной встречи президента России В.В. Путина и короля Хуана Карлоса. Торжественная церемония состоялась 16 ноября 2004 года в храме Христа Спасителя в Москве. Акт передачи новгородской святыни Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму проходил при участии министров обороны обеих стран. Через два дня крест был доставлен в Новгород. Ныне реликвия находится перед иконостасом Софийского собора как новая реликвия. А в Испанию в качестве дара была передана ее точная копия, изготовленная новгородским мастером.

За возвращение на родину православной реликвии были награждены медалями Министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества» и церковными наградами - медалями князя Даниила Московского адвокаты братья Полонио, мэр Толедо Хосе Гарсия, начальник полиции Толедо Хосе Гарсия.

Приложение

Сказание о Словене и Русе

Родоначальники

Во время Всемирного потопа спаслась только семья праведного Ноя. На второй год, как спала вода, Ной завещал своему любимому сыну Афету властвовать над всеми западными и северными странами. Пока властвовать было не над кем. Однако люди вновь расплодились, возгордились и даже стали строить в Вавилонии столб - башню до самого неба. Богу пришлось перемешать людям языки, чтобы не могли они понимать друг друга и сделаться небожителями.

Через 130 лет после потопа (согласно подсчетам летописца в 3135 г. до н.э.) сын Афета Мосох пришел с племенем своим от Вавилона и заселил земли в Северном Причерноморье, и Приазовье. Правнуки Афета Скиф и Казардан основали Великую Скифию. Вскоре потомки их столь расплодились, что из-за тесноты места начались распри, междоусобие и вражда.

Словен и Рус, как самые мудрые и храбрые из князей, первыми поняли, что так жить негоже. «Разве наша земля, - говорили они, - это уже вся вселенная? Неужто нет в наследии Афета другой земли, к поселению человеку угодной? Ведь мы слышали от отцов, что Ной благословил Афета всей землей западного и северного ветров! Ныне, братья и други, послушайте совета нашего. Оставим вражду из-за тесноты. Подвигнемся от этой земли пойдем по свету, унаследованному от прадедов, куда нас приведет счастье!» Люба была речь князей всем людям. И в 2409 году пошли Словен и Рус со своими родовичами от Черного моря прочь. Ходили они по странам вселенной, как крылатые орлы, перелетали пустыни многие, ища себе место на поселение. Во многих местах останавливались - и бросали их, нигде не обретая покоя.

14 лет путешествовали князья, пока не дошли до озера Мойска, которое потом называться стало в честь сестры их Ирмеры Ильмень-озером. Здесь колдовство повелело путешественникам остановиться. Старший князь Словен с родом своим и всеми кто был под рукой его, сел на реке, что звалась тогда Мутная - последствия же знаменовалось Волхов во имя старшего сына Словена - Волхва.

Сцена из жизни восточных славян. Художник С.В. Иванов. 1900-е гг.

В 2395 году до н.э. князь Словен построил город на реке Волхов и назвал его по имени своему Словенск. С того времени новопришельцы скифы стали именоваться словенами. Ведь они понимали слова друг друга в отличие от не знающих их языка немцев, т.е. бессловесных, немых. Потом, стяжав во всем мире славу, привыкли называться славнянцами, как поныне слывут. Брат Словена Рус поселился на некотором расстоянии от Словенска, у Соленого Студенца. Здесь он создал град меж двух рек и назвал его Руса. В его честь славяне именовались также Русью.

Осев у Ильменя, стали славяне обустраиваться и давать всему имена. Реку, впадавшую в Ильмень, прозвали во имя жены Словена Шелони. А именем его младшего сына Волховца назвали Оборотную - протоку, что течет из реки Волхова и вновь возвращается в нее.

Волхв, старший сын Словена, слыл чародеем. Говорили, что он, прикинувшись, например, лютым зверем крокодилом, подстерегал на реке Волхове не покорявшихся ему - одних пожирал, других топил. Люди тогда думали: уж не сам ли бог грома Перун в Волхве воплощен? И правда, молился младший сын Перуну, поставил идола его недалеко от Словенска, а вокруг возвел храм - капище. Здесь любил Волхв ночами предаваться мечтам и колдовать.

Много рассказывают о волшебстве, что творил Волхв, и о том, как пропал он. Одни говорят, что одолели Перунова жреца демоны, с которыми он сражался. Другие верили, что он нечистую силу победил - и заскучал. Тогда, согласно былине, собрал он дружину и устремился прямо на царство Индийское: царя тамошнего и воинов истребил, а красных девиц и жен за себя и воинов своих замуж взял. С тех пор славяне с индийцами нравом и языком сходны.

Словен и Рус осваивали земли и строили города, гласит легенда, когда другие народы еще пребывали в дикости и забвении. Увязывая мифологию и хронологию, летописец стремился подкрепить представление своего времени о глубочайших исторических корнях Российской державы. Лишь через несколько сот лет после описанных выше событий в повествовании Исидора Сназина появляются сведения об иных народах, почерпнутые из Ветхого Завета.

К тому времени Словен и Рус, жившие между собой в любви великой, давно померли. После них сыновья и внуки княжили, добыли богатство великое мечом и луком. Владели они северными странами по всему Поморью до пределов Ледовитого океана, землями по рекам Печёре, Выми, Оби и далее. Там брали дорогой ценою зверя соболя. Ходили и на египетские страны воевать, многую храбрость показали в иерусалимских странах и великий страх на все южные земли наводили. Словом, недаром именовались славянами. Это сам Александр Македонский подтвердил.

Златые письмена

Через 2000 лет после основания Великого Словенска, гласит легенда, самодержавец всей вселенной был македонский царь Александр, сын Филиппа. Когда дошел до него слух о славянах и русах, то собрал Александр советников и сказал: «Что сделать подобаете этими варварами-ратями - ополчится многими, разбить их и покорить в вечное рабство?»

Смело говорил царь, только неудобно показалось ему такое предприятие из-за дальнего пути, труднопроходимых морских вод и превысоких гор. Но не растерялся Александр - тотчас послал к славянам богатые дары и собственной высокодержавной десницей златыми письменами начертал послание:

«Александр, царь царей и над парями бич божий, преславный рыцарь, всего света обладатель и всех что, под солнцем, грозный повелитель, непокорным яростный меч, всего света самодержавец - честнейший над честнейшими в далеком и незнаемом краю вашем.

От нашего величества честь, мир и милость вам и по вас храброму народу словенскому. Славнейшему колену, русским князьям и владельцам от моря Варяжского (Балтийского) даже до моря Хвалынского (Каспийского), любезным и милым моим, храброму Великосану, мудрому Асану, счастливому Авесхану. Вечно поздравляю, будто самих вас лицом к лицу целую и сердечно принимаю, как друзей сердцу моему.

Запрещенная Русь. 10 тысяч лет нашей истории – от Потопа до Рюрика Павлищева Наталья Павловна

Словен и Рус

Словен и Рус

И все же об одном сказании не могу не упомянуть – «Сказании о Словене и Русе». Согласно сказанию пятерым братьям скифского рода Словену, Русу, Болгару, Комару и Истеру стало тесно жить рядом (ишь какие, при таких-то просторах им тесно), и решили два брата – Словен и Рус – уйти, что называется, куда глаза глядят, искать новые места для жительства. Остальные не возражали. Отправились два брата вместе со своими людьми, ходили где-то целых 14 лет (или всего 14, если сравнивать с Моисеем) и пришли к озеру Мойско. Волхование показало, что там надо осесть. Тогда братья поставили два города, один назвали в честь старшего Словенском, второй – Русой. Озеро назвали Ильменем, а реки, впадающие и вытекающие из него, именами своих родственников. Одна река стала Порусью, другая Полистью, третья сначала Мутной, а потом по имени сына Словена Волхова, проток в честь внука Желотугом и т. д.

Все было хорошо у князей, жили дружно, земли новые осваивали, владения расширяли. Одно дурно – у Словена сын Волхов оказался недобрым, принимал вид чудища вроде крокодила, топил в озере или реке всех, кто ему приходился не по нраву. Настолько надоел соплеменникам, что те изловили сие чудище и убили. Выплыл бывший Волхов, а ныне крокодил на берег на Перыни и умер.

Прошли годы, напал на жителей Словенска и Русы мор, да такой сильный, что лишь малая часть из них спаслась бегством. Долгое время стояли оба города в запустении, но вернулись туда люди. И еще раз уходили… Толку не было, пока не пришли на эти берега господа варяги и не организовали все заново.

Ныне почти на месте бывшего Словенска (или где-то неподалеку от него) стоит Великий Новгород, а вот Руса на своем старом месте и зовется Старой Русой.

Когда все это происходило и происходило ли?

Сказание записано где-то в XII веке, в нем больше места уделено всяческим вставкам вроде обращения Александра Македонского и рассуждений о неправильном поведении тех или иных библейских персонажей, но даты все же названы: начало похода – 2409 год до н. э., окончание – 2395 год до н. э., то есть скитались 14 лет.

Откуда шли, каким путем и вообще зачем?

Указание «вроде от Понта Евксинского (Черного моря)» слишком туманное. И где можно было ходить столько лет, удерживая соплеменников в повиновении? Попробуем порассуждать.

Где могло быть тесно в те времена? Это вторая половина III тысячелетия до н. э. Тесно было в районе Триполья. Это огромное поселение чуть южнее Киева, вернее, целый комплекс поселений. Есть ученые, считающие, что именно в Триполье и зародились первые настоящие города. Там действительно были двух– и даже трехэтажные дома, население под 10 000 человек, четкая планировка и организация жизни.

О Трипольской культуре можно рассказывать очень и очень долго, раскопки произведены с размахом, культура довольно хорошо изучена. Правда, в Европе ее называют Кукутенской по названию румынского поселка, где были впервые обнаружены подобные поселения. И ничего, что Триполье куда больше Кукутен, главное, чтобы приоритет не у русских (для них мы все русские, даже якуты или камчадалы).

Возможно, именно там и стало тесно жить братьям, решившим покинуть дом родной. Это совершенно неудивительно, так и расселялись люди по земле. Куда пришли через 14 лет, мы уже знаем – к озеру Ильмень. А вот как шли?

Есть три варианта. Первый по Днепру до волоков на Ловать, потом спуститься по Ловати до самого Ильмень-озера. Это часть пути из варяг в греки, вернее, наоборот, от греков к варягам. Если знать, как и куда идти, то даже с волоками опытные купцы проходили за сезон туда и обратно. Если без готовых волоков, то еще пару лет накинуть можно. А где остальные 12?

Второй вариант западный, окружной через западнославянские земли до Балтики, потом побережьем и через нынешнюю Ленинградскую область. Как-то не вяжется… Из сказания следует, что шли они преимущественно пустыми землями, то есть ни с кем не встречаясь и ни с кем не воюя, а на этом пути уже довольно серьезно заселено. Кроме того, западный путь тоже «коротковат» для 14 лет бесприютных странствий.

А есть еще третий, совсем уж окружной. Сначала на восток до Дона или даже Волги, потом вверх по реке до самых Северных Увалов, а потом на запад к Ильменю. Лично мне он кажется самым верным, хотя и самым тяжелым. Почему?

Во-первых, куда могли отправиться что от Триполья, что от Понта Евксинского (Черного моря)? На западе занято (там Кукутенская культура), на севере занято – славянские племена, где чужакам не рады, на юге совсем рядом море, остается восток. На востоке, вернее, северо-востоке, лесостепь и довольно много речек. Путь очень долгий и трудный, но за четырнадцать лет его даже пешком можно преодолеть.

Только зачем же так сложно? Для этого надо ответить на вопрос: зачем вообще шли? Тесно стало? Но стоило отойти от родичей подальше, и можно бы остановиться, а Словен с Русом водили своих по пустым местам целых 14 лет. Они словно что-то искали. Что?

Ниже есть глава о Гиперборее – Земле за Северным ветром, благословенной Земле предков, где все водилось в изобилии, а из жизни уходили только из-за полного ею пресыщения. Представляете, рай земной, живи не хочу, надо было лишь дойти. Может, ее и искали?

Проблема в том, как определить положение Рипейских гор, за которыми и лежала эта благословенная земля. Есть те, кто существование таких гор и самой Гипербореи считает чистейшей воды выдумкой, а те, кто верит сказаниям, никак не могут договориться, где же эти горы. Рассказывать о самих горах не буду, всему свое время, но очень может быть, что именно их и страну за ними и искали столько лет братья со своими племенами.

Не нашли, зато нашли прекрасные места для жизни, район озера Ильмень действительно хорош, недаром там так плотно заселено, но тогда было пусто. Место отменное и для развития торговли, потому как лежит на пересечении путей движения с севера на юг и с запада на восток. Каким путем ни двинешься, мимо нынешнего Великого Новгорода не пройдешь.

Сказание утверждает, что те племена и стали зваться словенами и русами. Ильменские словене известны нам и по труду Нестора, именно они позже позвали на свою голову варягов. Хотя это были не те словене и даже вряд ли их потомки, потому как уходить из города, оставляя все, жителям приходилось трижды. Так что в окрестностях Великого Новгорода, а тем более в нем самом едва ли живут потомки Словена и Руса, да и город сам не найден, но название осталось в памяти.

Но это все о Красной Руси, а как же оставленные нами в лесах Белая и Синяя?

Не пропали и не погибли. В лесах жить в каком-то отношении даже проще – меньше желающих посетить с недружественным визитом. Правда, и своих проблем хватало. Откуда известно, неужели что-то сохранилось?

Сохранилось, признается во всем мире и даже написано на очень понятном нам языке. Вспомните, где больше всего наших R1a1. Правильно, в Индии, вернее, на севере Индии среди представителей высших каст и хранителей. Там, где до сих пор сохранили знание санскрита, хотя на нем не говорят.

При чем здесь Индия? Откройте все же «Махабхарату», а заодно и карту Поочья. Занятная картина получается…

Казалось бы, кому, как не русским, ухватиться за книгу Тилака «Арктическая родина в Ведах»? Кому, как не нам, от корки до корки изучить «Махабхарату», Ригведу, «Авесту», многие иранские памятники, рассказывающие о наших предках? В конце концов, по строчке разобрать тех же Птолемея, Геродота, Плиния? С лупой отработать карту Меркатора?..

Ни-ни! Нам и варягов хватит, которые, как известно, навели на бестолковой Руси порядок. Это у египтян пирамиды, у греков цивилизация, у римлян государство, а мы, как у Карамзина, все по уши в невежестве и дикости. Это сказаниям индусов можно верить, хотя они много столетий передавались от одного к другому устно.

Ну и что, что в индийских Ведах почти все о Руси? Не важно, что египетские легенды о людях моря явно рассказывают именно о русах с их умениями. Не важно, что Геродот целую книгу посвятил Скифии и подробно рассказал (со слов участников событий) о неудавшемся походе Дария I Гистаспа Ахеменида на скифов…

Когда воспиталось это уничижение собственной истории, своего достоинства как народа? Почему мы можем ответить только тогда, когда нас сильно ударят, а заранее поднять голову, чтобы, лишь встретившись взглядом, не посмели и подумать об ударе, не можем? Что за загадка у русского народа?

Ну ладно, хоть индийским Ведам верим. Если так, то давайте убедимся, что они много столетий назад рассказаны о наших предках . А для этого…

Из книги Богатырская Русь [Языческие титаны и полубоги] автора Прозоров Лев Рудольфович

Из книги Богатырская Русь [Языческие титаны и полубоги] автора Прозоров Лев Рудольфович

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

автора Прозоров Лев Рудольфович

Глава 1 К истокам: реликты племенного эпоса словен ильменских в былинах В поисках племени, чей эпос лег в основу русских былин, логичным кажется обратиться к тем персонажам эпоса, которых исследователи давно рассматривают как отражение родоплеменной эпохи. В первую

Из книги Русские корни. Мы держим Небо [Три бестселлера одним томом] автора Прозоров Лев Рудольфович

Глава 2 «Из-за моря Виряйского»: Словен-Соловей Будимирович Внимание исследователей давно привлекает своей поразительной для эпоса бесконфликтностью былина о Соловье Будимировиче. Ее присоединение к Киевскому циклу выглядит несколько искусственно. В ходе этого

Из книги Никакого Рюрика не было?! Удар Сокола автора Сарбучев Михаил Михайлович

Словен и рус. Непохожие близнецы Мы ужасали дикой волей мир, Горя зловеще, там и здесь, зарницей: Пред нами Дарий отступил, и Кир Был скифской на пути смирен царицей. В. Брюсов. «Мы - скифы!» (1916 год) Собственно, что мы знаем о Рюрике? Из учебника в учебник кочует плохо

Из книги Заря славянства. V - первая половина VI века автора Алексеев Сергей Викторович

Первоначальное расселение словен Первые письменные сведения о словенах восходят к концу V - началу VI в. В совокупности с археологическими материалами они позволяют очертить границы расселения славянских племен.Особенно ценно свидетельство Иордана, опирающегося на

Из книги Одиссея варяжской Руси автора Серяков Михаил Леонидович

Глава 6. РУСЫ В ЗЕМЛЯХ ИЛЬМЕНСКИХ СЛОВЕН Рассмотрение вопроса о времени появления русов в землях ильменских словен лучше всего начать с известия о призвании варягов в Ипатьевской летописи: «В лето 6370. И изгнаша Варагы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе

В апреле 2002 года СМИ бегло сообщили о торжествах в «Вечном городе», посвященных очередному «пятилетию» Рима. Более тысячи лет, за несколько столетий до «рождества Христова», в цивилизованном мире счет времени велся от эпического образования Рима - 753 г. до н.э. Но сами образованные римляне доказывали, что скифы древнее по цивилизованности даже египтян. И якобы еще за 2800 лет до основания Рима достигли господства в Европе и Азии.

По данным “Сказания о Словене и Русе и городе Словенске” руские города Словенск и Старая Руса были основаны в 3113 лето от сотворения мира, т.е. в 2395 год до н.э. К сожалению ныне эти даты забыты и врядли изучаются на уроках истории.

Из Хронографа 1679 года

Князья убо скифские Словен и Рус, мудростию и храбростию в роде своем всех превозшедшие, и начаша размышляти со ближними своими премудре: “Оставим далече от нас вражду сию и несогласие, еже ныне тесноты ради творится в нас, и подвигнемся убо, и идем от земля сея и от рода нашего, и пойдем по вселенной света, сущей во жребии прадед наших, иде же нас приведет счастие и благословение праотца нашего благословеннаго Афета и подаст нам землю доброплодну во обитание нам и родом нашим”. И люба бысть сия речь Словенова и Русова всем людем, и вей яко единемы усты реша: “Благ совет князей наших и добра речь и угодна премудрых держателей”.

И в лето от сотворения света 3099 Словен и Рус с роды своими отлучишася от Ексинопонта, и идоша от роду своего и от братия своея, и хождаху по странам вселенныя, яко острокрилаты орли прелетаху сквозе пустыня многи, идуще себе на вселение места благопотребна. И во многих местех почиваху, мечтующе, но нигде же тогда обретше вселения по сердцу своему. 14 лет пустыя страны обхождаху, дондеже дошедше езера некоего велика, Моикса зовомаго, последи же от Словена Илмер проименовася во имя сестры их Илмеры. И тогда волхвование повеле им быти населником места оного.

И старейший, Словен, с родом своим и со всеми, иже под рукою его, седе на реце, зовомей тогда Мутная, последи ж Волхов проименовася во имя старейшаго сына Словенова, Волхова зовома. Начало Словенску граду, иже последи Новъград Великий проименовася. И поставиша град, и именоваша его по имени князя своего Словенеск Великий, той же ныне Новъград, от устия великаго езера Илмеря вниз по велицей реце, проименованием Волхов, полтора поприща. И от того времени новопришельцы скифстии начаху именоватися словяне, и реку некую, во Илмер впадшую, прозваша во имя жены Словеновы Шелони. Во имя же меньшаго сына Словенова Волховца преименова оборотню протоку, иж течет из великие реки Волхова и паки обращается в него. Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще. Наше же християнское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем окаяннем чародеи и Волхове, яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым. И по трех убо днех окаяннаго того тризнища проседеся земля и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпася с ним купно во дно адово, иже и доныне, яко ж поведают, знак ямы тоя не наполнися. Другий же сын Словенов малый Волховец живяше со отцем своим во граде своем великом Словенцы. И родися Волховцу сын Жилотуг, и протока проименовася во имя его Жилотуг, в ней же той утопе еще детеск.

Другий же брат Словенов Рус вселися на месте некоем разстояннем Словенска Великаго, яко стадий 50 у соленого студенца, и созда град между двема рекама, и нарече его во имя свое Руса, иж и доныне именуется Руса Старая. Реку же ту сущую едину прозва во имя жены своея Порусии, другую ж реку имянова во имя дщери своея Полиста. И инии градки многи Словен и Рус поставиша. И от того времени по имяном князей своих и градов их начахуся звати людие сии словяне и руси. От создания мира до потопа лет 2242, а от потопа до разделения язык 530 лет, а от разделения язык до начала создания Словенска Великаго, иже ныне Великий Новъград, 327 лет. И всех лет от сотворения света до начала словенскаго 3099 лет. Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко. Тамо бо берущи дорогою скорою звери, рекомаго дынка, сиречь соболь. Хождаху ж и на Египетъския страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда належаше.

Начальницы же в Словенех во время Александра царя Македонскаго. Начальнейшии же тогда во Словянех и Русех князи быша, им же суть имена: первый Великосан, вторый Асан, третий Авесхасан. Сии же бяху храбръством и мудростию многих превзошедше. Всея же вселенныя тогда самодержец бысть многосчастный Александр, сын Филиппа Македонскаго. О сих же вышереченных словенех и русех от всех стран жалостен слух и самому самодержцу во уши провозгреме. Премудрый же самодержец и всесветлый царь нача розмышляти с подданными своими: “Что сотворити подобает с сыроядцы сими? Ратьми ли многими ополчитися и розбити сих и покорити в вечную работу? Но неудобно сему быти никако ж зелнейшаго ради дальняго разстояния пуста и неудобпроходных морских вод и превысоких гор”. Но обаче посылает к ним з дары многими и писание, всякими похвалами украшено и самого царя высокодержавною десницею златопернатыми писмены подписано. Писание же имяше образ сицев:
Послание Александра царя Македонскаго.

“Александр, царь царем и над цари бичь божий, презвитяжный рыцарь, всего света обладатель и всех, иж под солнцем, грозный повелитель, к покорным же мне милосердый пощадитель, к непокорным же яростный мечь, страх всего света, честнейший над честнейшими, в далекоразстоятельном и незнаемом крае вашем от нашего величества честь и мир и милость вам и по вас храбросердому народу словенскому, зацнейшему колену русскому великим князем и владцом от моря Варяжского и до моря Хвалимского, велебным и милым мне храбрственному Великосану, мудрому Асану, счастному Авехасану вечне поздравляю, яко самех вас лицем к лицу любезне целую, сердечно приемлю яко други по сердцу моему и нагреднейшии подданицы нашему величеству и сию милость даю вашему владычеству. Аще каковый народ вселится в пределех вашего княжества от моря Варяжскаго и даже до моря Хвалимского, да будут вам и потомку вашему подлежимы вечной работе, во иныя ж пределы отнюдь да не вступит нога ваша. Сие достохвалное дело замкнено сим нашим листом и подписано нашею цысарскою высокодержавною правицею и за природным нашим государьским златокованным гербом привешеным. Дано вашей честности в вечность в месте нашего дела в Великой Александрии изволением великих богов Марша и Юпитера, и богини Верверы, и Венуса месяца примоса начальнейшаго дня”. А припинье царские руки верх строк златопернатыми писмены написано сице: “Мы Александр, царь царем и над цари бичь, сын великих богов Юпитера и Венуса в небе, земский же Филиппа силнаго царя и Алимпиады царицы, нашею высокодержавною правицею утвердих вечне”. Сии ж князи словено-рустии, иж таковыя высокия чести сподобишася от всего державнаго того самодержца прияти и сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца”.

По сих же многим летом прешедшим, восташа от рода сих во языце словенстем два князя, Лалох и Лахерн, и сии паки воевати начаша земли скипетра греческаго. Приходиша же и под самый той царствующий град и много зла и кровопролития сотвориша скипетру греческаго царствия. И храбрый князь Лахерн под царствующим градом убиен бысть близ моря, место же то и доныне зовется Лахерново, на нем же монастырь честен возгражден во имя Пречистыя Богородицы, и множество тогда безчисленно руских вой под стенами града падоша. Князь же Лалох язвен велми со оставшими возвратися во своя со многим богатством. Живяху же отнюд погании, яко скот, не имуще закона. О них же свидетельствует в хожении своем блаженный апостол Андрей Первозванный, яко отнюдь невегласи тогда поганы беша. В Синдерех же тогда княжаху два брата, единому имя Диюлел, а другому Дидиядакх, невегласи боги их тогда нарицаху за то, иже пчелы им налезоша и борти верх древия устроиша. По мале ж времени прииде на землю Словенскую посланный праведный гнев божий, измроша людей без числа во всех градех и в весех, яко некому ужепогребати мертвых. Оставшии же люди пустоты ради избегоша из градов в дальныя страны, овии на Белыя воды, иже ныне зовется Бело езеро, овии на езере Тинном, и нарекошася весь, инии же по иным странам и прозвашася различными проимяновании. Овии же паки на Дунав ко прежним родом своим, на старожитныя страны возвратишась.

Первое запустение Словенску. А великий Словенеск и Руса опустеша до конца на многия лета, яко и дивиим зверем обитати и плодитися в них. По некоих же временех паки приидоша з Дунава словяне и подъяшаскифи болгар с собою немало, и начаша паки грады оны Словенеск и Русу населяти. И приидоша же на них угры белыя, и повоеваша их до конца, и грады их раскопаша, и положиша Словенскую землю в конечное запустение.

Второе запустение Словенску. По мнозе же времени оного запустения слышаху скифские жителие про беглецы словенстии о земли праотец своих, яко лежит пуста и никим не брегома, и о сем зжалишаси вельми и начаша мыслити в себе, како б им наследити землю отец своих. И паки приидоша из Дуная множество их без числа, с ними же и скифы и болгары и иностранницы поидоша на землю Словенскую и Рускую, и седоша паки близ озера Илмеря и обновиша град на новом месте, от старого Словенска вниз по Волхову яко поприща и боле, и нарекоша Новград Великий. И поставиша старейшину и князя от роду же своего именем Гостомысла. Тако же и Русу поставиша на старом месте, и ины грады многи обновиша. И разыдошася кииждо с родом своим по широте земли, и овии же седоша в полях и нарекошася поляне, сиречь поляки, овии полочане речки ради Полоты, овии мазовшане, овии жмутяня, инии же бужане по реце Бугу, овии дреговичи, овии кривичи, овии чюдь, инии меря, инии же древляне, и инии морава, серби, болгари сих же от роды, и инии же северы, и инии лопи, и инии жн мордва, и инии же мурама, инии же в различная именования прозвахуся.

И тако начаша разширятися страна она вельми, а общим же имянем прозывахуся. Сын старейшаго князя новгородцкаго Гостомысла, именуемый младый Словен, сей отъиде от отца своего в Чюдь и тамо постави град во имя свое над рекою на месте, нарицаемом Ходницы, и нарече граду имя Словенеск, и княжив в нем три лета, и умре. Сын же его Избор, сей преименова имя граду своему и нарече Изборск. Сей же князь Избор змием изъяден умре. Земля же Руская тогда сверже с себя ризы сетованныя и паки облечеся в порфиру и виссон и к тому уже не вдовствуя, ниже сетуя, но паки по сем же и дети разилоди и на многа лета опочивая пребывши с премудрым Гостомыслом. Егда ж сии во глубокую старость прииде и не могий уже разсуждати, ниже владети таковыми многочисленными народы, ниже утишити многомятежных междоусобных кровопролитий в роде своем, тогда убо он премудрый, седый умом и власы, призывает к себе вся властели ру-ския, иж под ним, и рече к ним осклабленым лицем: “О мужие и братие, сынове единокровницы, се аз уже состарехся вельми, крепость моя изчезает и ум отступает, но токмо смерть. А се вижду, яко земля наша добра и всеми благими изобильна, но не имать себе властодержца государя от роду царскаго. Сего ради в вас мятеж велик и неутишим и межъусобица зла. Молю убо вы, послушайте совета моего, иже реку вам. По смерти моей идите за море в Прускую землю и молите тамо живущих самодержцев, иже роди кесаря Августа, кровницы суще, да идут к вам княжити и владети вами, несть бо вам срама таковым покоритися и в подданстве у сих быти”. И возлюбиша вси речь старейшинскую, и егда сей умре, тогда всем градом проводиша честно до гроба, до места, нарицаемаго Волотово, иде ж и погребоша его. По смерти же сего Гостомысла послашавсею Рускою землею послы своя в Прускую землю. Они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великого, именем Рюрика, рода суща Августова, и молиша сего, да будет к ним княжити. И умолен быв князь Рюрик, и поиде на Русь з двема братома своима, с Трувором и з Синеусом.

Похожие публикации