Шокирующая правда: исторические факты о крестовых походах. Правда о детском крестовом походе

ПРАВДА О КРЕСТОВЫХ ПОХОДАХ.

Еще в 1074 году Григорий седьмой, по словам некоторых летописцев, выражал желание лично «повести христианских рыцарей на борьбу с врагами господа до гробницы спасителя». Но война с немецким императором затянулась, и он ничего не мог предпринять. Урбан второй, укрепив свое положение не только в Риме, но и во всей Италии, мог осуществить наконец заветные мечты Григория седьмого. Кроме того, Алексей Комнин, царствовавший тогда в Византии, пообещал папе подчинить апостольскому престолу все церкви своей империи, если святой отец побудит властителей Запада вступить в борьбу с неверными. Соблазнившись выгодной сделкой, Урбан второй с удвоенной энергией взялся за выполнение давно задуманного плана.

Отправившись во Францию, Урбан второй созвал Клермонский собор, где было принято решение относительно первого из безумных и преступных походов, известных под названием крестовых.

Когда собор закончил свою работу, папа, собрав под открытым небом многотысячную толпу, произнес пламенную и воинственную речь, в которой увещевал рыцарей защищать Христа против неверных.

– Не забывайте, – воскликнул он под конец, – что бог моими устами обещает вам победу и отдает в ваши руки неисчислимые сокровища неверных! Всякий, кто отправится для освобождения церкви божьей, удостоится венца мученика и заслужит полное отпущение грехов.

Папа издал также указ относительно похода: никто не смеет воспользоваться владениями тех сеньоров, которые отправляются в священный поход, никакие кредиторы не могут преследовать их; всякий, кто поднимет руку на имущество рыцарей, подлежит отлучению.

Надо ли добавлять, что речь первосвященника была встречена с энтузиазмом.

Ведь кроме своего благословения папа наперед давал отпущение за все грабежи и убийства, которые могут быть совершены. Толпа разразилась воплями: «Так хочет господь! Так хочет господь!» Это стало боевым кличем крестоносцев.

Существует легенда, возникшая несколько лет спустя, что настоящим инициатором крестового похода был Петр Пустынник, который убедил папу взяться за это дело. Во время своего паломничества в Иерусалим он заснул в Церкви святого гроба и во сне увидел спасителя, якобы сказавшего ему: «Петр, дорогой сын мой, встань, пойди к своему патриарху и расскажи на твоей родине о гонении на христиан, и побуди верующих освободить Иерусалим от язычников». Петр Пустынник вернулся в Рим и рассказал обо всем папе.

Историк Жюрье утверждает, что Петр не был отшельником и никогда не посещал «святых» мест, а просто-напросто был агентом папы, который выбрал его за смелость и красноречие проповедником идеи священной войны. «Петр, – добавляет историк, – получил изрядную сумму денег за то, что сумел увлечь одураченных людей на завоевание земли Ханаанской, которая 300 лет орошалась кровью крестоносных фанатиков».

Никогда не совершалось столько чудес, сколько в ту эпоху. У изнуренных голодом и жаждой людей посты и молитвы нередко вызывали видения. Так, одному священнику явился во сне апостол Андрей и, указав место в церкви, где зарыто копье, которым был пронзен Христос, сказал, что это копье даст победу христианам. Когда копье нашли, многие люди стали утверждать, что священник сам зарыл его. Тот предложил подтвердить истину своих слов испытанием огнем, поклявшись, что пройдет сквозь пылающий костер с копьем в руках. Суд божий он выдержал, но почти тотчас умер.

Священники стали утверждать, что он погиб якобы потому, что в какую-то минуту поколебался в своей вере. Однако пресловутое копье было причислено к святым реликвиям.

Другой летописец рассказывает, что при невыносимом зное, когда для утоления жажды нельзя было найти ничего, кроме луж зловонной воды, священник, чтобы поднять боевой дух крестоносцев, уговорил их совершить крестный ход вокруг города: так якобы повелел некий святой, явившийся ему во сне. Крестоносцы босиком, вооруженные, трижды обошли город, а потом двинулись штурмовать мечеть, где спрятались мусульмане. "Кровь доходила до колен рыцаря, сидевшего на коне.

На минуту они прервали резню, чтобы отправиться босиком на поклонение святому гробу, а затем снова принялись убивать и грабить".

Кроме фанатизма и суеверия, на котором чудовищным образом спекулировало духовенство, были и другие предпосылки, игравшие огромную роль в этом «святом деле». Во всяком случае, как говорит один историк, «если некоторые крестоносцы и стремились прежде всего достигнуть гроба господня, чтобы исполнить свои обеты, то вожди их, напротив, хотели использовать их, чтобы завоевать себе княжество на Востоке. Большинство людей отправлялось в Азию лишь из любви к разбоям, а также потому, что на родине уже нечего было грабить».

Каноник Гвиберт и иезуит Мэмбур признают, что армия крестоносцев походила на гигантскую банду разбойников.

Бейль, сторонник реформации, чья терпимость и беспристрастие, однако, были столь велики, что реформаторы обвиняли его в неверии, дает такую оценку крестовым походам: "Кто осмелится назвать эти чудовища воинами Христа? Эти лицемеры только грабили и убивали, насиловали женщин и девушек, оказывавших им гостеприимство.

Христиане Азии испытывали при приближении этих гнусных варваров, якобы идущих им на помощь, более гнетущий страх, чем при появлении турок или сарацин. Несомненно, крестовые походы представляют собой самые отвратительные страницы в истории человечества".

Первая банда крестоносцев отправилась в путь 8 марта 1096 года. Это скопище людей, покрытых лохмотьями, почти сплошь состояло из пехотинцев. Ни у кого из них не было средств для покупки лошадей. Если кто-нибудь умудрялся добыть лошадь, то нужда заставляла продать ее. Предводителем их был Вальтер Голяк, или Безденежный – прозвище достаточно знаменательное. Можно не сомневаться, что освобождение святого гроба меньше всего привлекало этого проходимца. В действительности он мечтал о наживе, о землях на Востоке и замене своего нелестного прозвища каким-либо пышным титулом.

Мы останавливаемся на некоторых подробностях только для того, чтобы точнее обрисовать этих мнимых героев, освященных церковной легендой. Вальтер направился со своей бандой вдоль рейнских областей к Дунаю, оттуда в Константинополь.

Впереди его отряда выступали коза и гусь, священные животные древней германской мифологии. Перед выступлением крестоносцы перебили в рейнских городах евреев, как врагов Христа, и разграбили их дома; когда архиепископ Кельнский спрятал кельнских евреев в первом этаже своего дома, толпа разбила дверь топорами и перерезала несчастных. «В Майнце и Кельне, – говорил монах Гвиберт, – жители устраивали баррикады в своих домах, чтобы спасти себя от этих чудовищ. Матери в исступленном отчаянии душили своих детей, мужья закалывали своих жен, девушки кончали самоубийством, чтобы не попасть в руки безжалостным фанатикам с крестом на плече».

За первой бандой крестоносцев шли полчища в сорок тысяч бродяг во главе с Петром Пустынником. Часть крестоносцев, под водительством монаха Готшалька, погибла в битвах с венграми и болгарами, которые, охваченные гневом и ужасом, решили не пропускать их через свою страну. Некоторое время спустя двести тысяч мародеров обрушились на эти несчастные народы, разрушая города, сжигая деревни, истребляя жителей.

Крестоносцы отдельными отрядами прибыли в Константинополь. Западные рыцари были поражены при виде этого огромного города с мраморными дворцами, золотыми куполами церквей и широкими многолюдными улицами. Богатство вызывало их зависть, а греки-схизматики не внушали почтения. Алексей Комнин приготовил заранее огромные запасы продовольствия для войска и принял ряд предосторожностей, чтобы предупредить грабежи. Но все оказалось бесполезным: крестоносцы срывали свинец с церковных крыш, поджигали дома, убивали землевладельцев, не щадили даже женских монастырей. Подвиги этих ревностных воителей креста невозможно описать. Анна Комнина, дочь императора (жизнь которого она описала в сочинении «Алексиада»), так рассказывает о подвигах солдат Петра Пустынника: «Они рубили детей на части, заставляли матерей своих жертв выпивать их кровь. Они насиловали природу с мальчиками и юношами, а затем, вешая их, упражнялись во владении мечом на их трупах». По ее словам, сам Петр Пустынник подавал своим мародерам пример в разбоях и зверствах. И этого Петра Пустынника церковь рисует нам пламенным апостолом, чем-то вроде пророка!

Даже те немногие, кто покинули родину в порыве искреннего фанатизма, подогретого пламенными речами Урбана второго и его агентов, и не принимали участия в грабежах, презирали греков, как еретиков.

Иезуит Мэмбур, чье перо всегда восхваляло действия католической церкви, признавал, что святой престол извлек колоссальные доходы из крестовых походов.

Некоторые прелаты за бесценок скупили владения, которые продавали рыцари, нуждавшиеся в деньгах для снаряжения своих отрядов. Священники, милостиво согласившиеся оберегать имущество рыцарей, не преминули перекачать в свои карманы их доходы. Впоследствии, когда чума, голод, болезни и героическое сопротивление мусульман почти уничтожили армию Христа, многие клирики постарались завладеть доверенным церкви имуществом.

Баснословное умножение богатств церкви – вот основной результат первого крестового похода.

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

ПРАВДА Она - предшественница Царства БожияПравда, о коей спрашиваете, ничего более не означает, кроме того, что значит правда, - праведную жизнь, чистую и святую, без коей никто не узрит Царства Божия. Царствие Божие позади, а спереди его - правда. Надо прежде правдою

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какие материальные выгоды получала церковь от крестовых походов? Многие крестоносцы, владевшие землей, отдавали свои участки во временное распоряжение церкви вплоть до возвращения из крестового похода, чтобы во время их отсутствия этими участками не завладели крупные

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Кто участвовал в крестовых походах римско-католической церкви? Возглавляли крестовые походы именитые сеньоры, короли и крупные феодалы, однако в количественном отношении их личные отряды составляли ничтожно малую часть крестоносного воинства. Средневековая Европа

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Правда Когда Господь, окружённый сонмом небожителей, провозгласил: «Сделаем человека по образу Нашему», к Божественному престолу явилась Правда, поклонилась и сказала:- Не создавай человека, ибо он будет преисполнен лицемерия и лжи.Но вслед за нею предстала Милость и

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

3:21–26 Правда Божья В основе этого важнейшего текста лежит понятие Божьей «правды» (праведности, dikaiosyne). Это слово упоминается четыре раза (21,22,25,26), а употребление двух других родственных слов («оправдание», dikaiod; 24,26 и «праведный», dikaios; 26) подтверждает его ключевое значение.

Из книги Конспект по истории Поместных Православных Церквей автора Заев профессор КДА протоиерей Василий

ПРАВДА Слова Писания «Правды, правды ищи…»* Люблинский равви толковал так: «Если человек считает, что он совершенно правдив и к еще большей правде ему стремиться бессмысленно, то он не ведает правды. К правде следует стремиться постоянно, никогда не останавливаясь на

Из книги Догматическое богословие автора (Кастальский-Бороздин) Архимандрит Алипий

2.1.2. Александрийская Церковь в период арабского господства и крестовых походов Упадок самого города Александрии начался со времени его завоевания арабами. Во второй трети VII в. восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов-мусульман. В сентябре 642 г.

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

4.1.2. Иерусалимская церковь в период арабского господства и крестовых походов В 637 г. Иерусалим, как и вся Палестина, был завоеван арабами. Патриарх Софроний, видя, что спасти город не удастся, заключил с халифом Омаром I договор. Поэтому в первые годы владычества отношение

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Д. ПРАВДА В Ветхом Завете правда Божия обычно понималась в смысле справедливого суда, который вершит Бог, карая врагов Израиля (Втор. 33, 21), грешников и преступников Закона (Ам. 5, 24; Ис. 5, 16; 10, 22), или же избавляя того, кто прав (Иер. 9, 23; 11, 20). По Своей правде Бог избавляет от бед

Из книги Апологетика автора Зеньковский Василий Васильевич

2.3.4.5. Правда «Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» (Пс. 10, 7).Бог есть полнота совершенства, и Он требует совершенства и от Своего творения.«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5, 48).Для достижения этой цели Бог дает человеку

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Правда см.: Истина, Правда.

Из книги Очерки по истории Вселенской Православной Церкви автора Дворкин Александр Леонидович

Правда Божья см.: Справедливость, Правда Божья.

Из книги История российского мусульманства. Беседы о Северном исламе автора Бухараев Равиль

Правда Православия. Православная Церковь, верная Священному Преданию, не отошла ни в чем от той полноты истины, какая раскрылась в истории Церкви через вселенские соборы. В этом - источник правды Православия, которое и в догматах и в канонических положениях

Из книги автора

Глава V. Православная Церковь в эпоху крестовых походов. Исихазм. Падение Византии Материал настоящей главы охватывает почти четырехвековой период времени, богатый разнообразными событиями мировой истории. Это разнообразие не позволяет выбрать единую точку зрения на

Из книги автора

XVI. Нехалкидонские восточные церкви от эпохи Крестовых походов до турецких завоеваний Литература: Papadakis; Runciman, The Great Church; Meyendorff, The Orthodox Church; Шмеман, Исторический путь; Дворкин А. Историческое развитие христологической доктрины Армянской церкви // Ежегодная богословская

Из книги автора

Северный ислам и эпоха крестовых походов История человечества слишком часто пишется как история войн. Войны вызываются вполне земными причинами, однако они же всегда нуждаются в оправдательной идеологии, и гораздо чаще, чем следовало бы, именно эта политическая или

Ещё в 1074 году Григорий седьмой, по словам некоторых летописцев, выражал желание лично «повести христианских рыцарей на борьбу с врагами господа до гробницы спасителя». Но война с немецким императором затянулась, и он ничего не мог предпринять.

Урбан второй, укрепив своё положение не только в Риме, но и во всей Италии, мог осуществить наконец заветные мечты Григория седьмого. Кроме того, Алексей Комнин, царствовавший тогда в Византии, пообещал папе подчинить апостольскому престолу все церкви своей империи, если святой отец побудит властителей Запада вступить в борьбу с неверными. Соблазнившись выгодной сделкой, Урбан второй с удвоенной энергией взялся за выполнение давно задуманного плана.

Отправившись во Францию, Урбан второй созвал Клермонский собор, где было принято решение относительно первого из безумных и преступных походов, известных под названием крестовых.

Когда собор закончил свою работу, папа, собрав под открытым небом многотысячную толпу, произнёс пламенную и воинственную речь, в которой увещевал рыцарей защищать Христа против неверных.

Не забывайте, - воскликнул он под конец, - что бог моими устами обещает вам победу и отдаёт в ваши руки неисчислимые сокровища неверных! Всякий, кто отправится для освобождения церкви божьей, удостоится венца мученика и заслужит полное отпущение грехов.

Папа издал также указ относительно похода: никто не смеет воспользоваться владениями тех сеньоров, которые отправляются в священный поход, никакие кредиторы не могут преследовать их; всякий, кто поднимет руку на имущество рыцарей, подлежит отлучению.

Надо ли добавлять, что речь первосвященника была встречена с энтузиазмом. Ведь кроме своего благословения папа наперед давал отпущение за все грабежи и убийства, которые могут быть совершены. Толпа разразилась воплями: «Так хочет господь! Так хочет господь!» Это стало боевым кличем крестоносцев.

Существует легенда, возникшая несколько лет спустя, что настоящим инициатором крестового похода был Пётр Пустынник, который убедил папу взяться за это дело. Во время своего паломничества в Иерусалим он заснул в Церкви святого гроба и во сне увидел спасителя, якобы сказавшего ему: «Пётр, дорогой сын мой, встань, пойди к своему патриарху и расскажи на твоей родине о гонении на христиан, и побуди верующих освободить Иерусалим от язычников». Петр Пустынник вернулся в Рим и рассказал обо всём папе.

Историк Жюрье утверждает, что Пётр не был отшельником и никогда не посещал «святых» мест, а просто-напросто был агентом папы, который выбрал его за смелость и красноречие проповедником идеи священной войны. «Пётр, - добавляет историк, - получил изрядную сумму денег за то, что сумел увлечь одураченных людей на завоевание земли Ханаанской, которая 300 лет орошалась кровью крестоносных фанатиков».


Никогда не совершалось столько чудес, сколько в ту эпоху. У изнурённых голодом и жаждой людей посты и молитвы нередко вызывали видения. Так, одному священнику явился во сне апостол Андрей и, указав место в церкви, где зарыто копьё, которым был пронзён Христос, сказал, что это копьё даст победу христианам. Когда копьё нашли, многие люди стали утверждать, что священник сам зарыл его.

Тот предложил подтвердить истину своих слов испытанием огнём, поклявшись, что пройдёт сквозь пылающий костёр с копьём в руках. Суд божий он выдержал, но почти тотчас умер. Священники стали утверждать, что он погиб якобы потому, что в какую-то минуту поколебался в своей вере. Однако пресловутое копьё было причислено к святым реликвиям.

Другой летописец рассказывает, что при невыносимом зное, когда для утоления жажды нельзя было найти ничего, кроме луж зловонной воды, священник, чтобы поднять боевой дух крестоносцев, уговорил их совершить крестный ход вокруг города: так якобы повелел некий святой, явившийся ему во сне. Крестоносцы босиком, вооружённые, трижды обошли город, а потом двинулись штурмовать мечеть, где спрятались мусульмане. «Кровь доходила до колен рыцаря, сидевшего на коне. На минуту они прервали резню, чтобы отправиться босиком на поклонение святому гробу, а затем снова принялись убивать и грабить».

Кроме фанатизма и суеверия, на котором чудовищным образом спекулировало духовенство, были и другие предпосылки, игравшие огромную роль в этом «святом деле». Во всяком случае, как говорит один историк, «если некоторые крестоносцы и стремились прежде всего достигнуть гроба господня, чтобы исполнить свои обеты, то вожди их, напротив, хотели использовать их, чтобы завоевать себе княжество на Востоке. Большинство людей отправлялось в Азию лишь из любви к разбоям, а также потому, что на родине уже нечего было грабить ».

Каноник Гвиберт и иезуит Мэмбур признают, что армия крестоносцев походила на гигантскую банду разбойников .

Бейль, сторонник реформации, чья терпимость и беспристрастие, однако, были столь велики, что реформаторы обвиняли его в неверии, дает такую оценку крестовым походам: «Кто осмелится назвать эти чудовища воинами Христа? Эти лицемеры только грабили и убивали, насиловали женщин и девушек, оказывавших им гостеприимство. Христиане Азии испытывали при приближении этих гнусных варваров, якобы идущих им на помощь, более гнетущий страх, чем при появлении турок или сарацин. Несомненно, крестовые походы представляют собой самые отвратительные страницы в истории человечества».

Первая банда крестоносцев отправилась в путь 8 марта 1096 года. Это скопище людей, покрытых лохмотьями, почти сплошь состояло из пехотинцев. Ни у кого из них не было средств для покупки лошадей. Если кто-нибудь умудрялся добыть лошадь, то нужда заставляла продать её.

Предводителем их был Вальтер Голяк, или Безденежный - прозвище достаточно знаменательное. Можно не сомневаться, что освобождение святого гроба меньше всего привлекало этого проходимца. В действительности он мечтал о наживе, о землях на Востоке и замене своего нелестного прозвища каким-либо пышным титулом.

Мы останавливаемся на некоторых подробностях только для того, чтобы точнее обрисовать этих мнимых героев, освящённых церковной легендой. Вальтер направился со своей бандой вдоль рейнских областей к Дунаю, оттуда в Константинополь. Впереди его отряда выступали коза и гусь, священные животные древней германской мифологии. Перед выступлением крестоносцы перебили в рейнских городах евреев, как врагов Христа, и разграбили их дома; когда архиепископ Кёльнский спрятал кельнских евреев в первом этаже своего дома, толпа разбила дверь топорами и перерезала несчастных.

«В Майнце и Кёльне, - говорил монах Гвиберт, - жители устраивали баррикады в своих домах, чтобы спасти себя от этих чудовищ. Матери в исступлённом отчаянии душили своих детей, мужья закалывали своих жён, девушки кончали самоубийством, чтобы не попасть в руки безжалостным фанатикам с крестом на плече».

За первой бандой крестоносцев шли полчища в сорок тысяч бродяг во главе с Петром Пустынником. Часть крестоносцев, под водительством монаха Готшалька, погибла в битвах с венграми и болгарами, которые, охваченные гневом и ужасом, решили не пропускать их через свою страну. Некоторое время спустя двести тысяч мародёров обрушились на эти несчастные народы, разрушая города, сжигая деревни, истребляя жителей.

Крестоносцы отдельными отрядами прибыли в Константинополь. Западные рыцари были поражены при виде этого огромного города с мраморными дворцами, золотыми куполами церквей и широкими многолюдными улицами. Богатство вызывало их зависть, а греки-схизматики не внушали почтения.

Алексей Комнин приготовил заранее огромные запасы продовольствия для войска и принял ряд предосторожностей, чтобы предупредить грабежи. Но всё оказалось бесполезным: крестоносцы срывали свинец с церковных крыш, поджигали дома, убивали землевладельцев, не щадили даже женских монастырей.

Подвиги этих ревностных воителей креста невозможно описать. Анна Комнина, дочь императора (жизнь которого она описала в сочинении «Алексиада»), так рассказывает о подвигах солдат Петра Пустынника: «Они рубили детей на части, заставляли матерей своих жертв выпивать их кровь. Они насиловали природу с мальчиками и юношами, а затем, вешая их, упражнялись во владении мечом на их трупах».

По её словам, сам Пётр Пустынник подавал своим мародёрам пример в разбоях и зверствах. И этого Петра Пустынника церковь рисует нам пламенным апостолом, чем-то вроде пророка!

Даже те немногие, кто покинули родину в порыве искреннего фанатизма, подогретого пламенными речами Урбана второго и его агентов, и не принимали участия в грабежах, презирали греков, как еретиков.

Иезуит Мэмбур, чье перо всегда восхваляло действия католической церкви, признавал, что святой престол извлек колоссальные доходы из крестовых походов.

Некоторые прелаты за бесценок скупили владения, которые продавали рыцари, нуждавшиеся в деньгах для снаряжения своих отрядов. Священники, милостиво согласившиеся оберегать имущество рыцарей, не преминули перекачать в свои карманы их доходы. Впоследствии, когда чума, голод, болезни и героическое сопротивление мусульман почти уничтожили армию Христа, многие клирики постарались завладеть доверенным церкви имуществом.

Баснословное умножение богатств церкви - вот основной результат первого крестового похода .

Крес-то-вые по-хо-ды тра-ги-чес-кая стра-ни-ца в ис-то-рии му-суль-ман-ских на-ро-дов Ближ-не-го Вос-то-ка. В от-но-ше-нии крес-то-вых по-хо-дов со-вре-мен-ной ци-ви-ли-за-ци-ей еди-но-душ-но вы-не-сен вер-дикт – это кро-ва-вые, не-спра-вед-ли-вые и бес-смыс-лен-ные за-хват-ни-чес-кие вой-ны за-пад-но-ев-ро-пей-ских фе-о-да-лов, ко-то-рые про-во-ди-лись в 1096–1270 гг. по под-стре-ка-тельст-ву ка-то-ли-чес-кой церк-ви под ло-зун-гом осво-бож-де-ния хрис-ти-ан-ских свя-тынь в Па-лес-ти-не из-под влас-ти му-суль-ман.

Участ-ни-ки крес-то-вых по-хо-дов на-ши-ва-ли на одеж-ду кре-с-ты как сим-вол их «бла-го-чес-ти-вых» на-ме-ре-ний. Ис-тин-ной при-чи-ной крес-то-вых по-хо-дов ста-ла рос-кош-ная жизнь и без-ум-ные тра-ты ма-те-ри-аль-ных средств фе-о-даль-ной зна-ти в Ев-ро-пе, ко-то-рая под-толк-ну-ла их на по-ис-ки но-вых ис-точ-ни-ков бо-гатств. Не-ма-ло-важ-ную роль сыг-ра-ло и то, что Ва-ти-кан хо-тел под-чи-нить се-бе пра-во-слав-ную цер-ковь и рас-ши-рить свои вла-де-ния на Вос-то-ке. Фор-маль-ный по-вод – вой-на тур-ков-сельд-жу-ков с Ви-зан-ти-ей, ко-то-рая при-зва-ла на по-мощь ев-ро-пей-ских хрис-ти-ан.

Ду-хов-ным и свет-ским пра-ви-те-лям Ев-ро-пы вна-ча-ле уда-лось при-влечь к по-хо-ду бед-ную часть на-се-ле-ния. Бед-ня-ков за-ма-ни-ва-ли воз-мож-ностью быст-ро-го обо-га-ще-ния и «про-ще-ни-ем всех гре-хов». Быст-ро по-няв, что хрис-ти-ан-ские ли-де-ры пре-сле-ду-ют свои лич-ные це-ли, бед-но-та по-сте-пен-но ото-шла от учас-тия в крес-то-вых по-хо-дах.

Пер-вый крес-то-вый по-ход. В 1095 го-ду в Клер-мо-не па-па Ур-бан II со-звал под свои зна-ме-на око-ло 100 ты-сяч че-ло-век и на-пра-вил эти вой-ска на Ближ-ний Вос-ток. По-хо-дом ру-ко-во-ди-ли знат-ные лю-ди ев-ро-пей-ских ко-ро-лев-ских дво-ров. Пе-ре-не-ся мно-жест-во ли-ше-ний, хрис-ти-а-не за-хва-ты-ва-ют в 1099 го-ду Иеру-са-лим. Сред-не-ве-ко-вые хро-ни-с-ты со-хра-ни-ли мно-жест-во сви-де-тельств жес-то-кос-ти и ди-кос-ти крес-то-нос-цев по от-но-ше-нию к жи-те-лям Па-лес-ти-ны (му-суль-ма-нам, ев-ре-ям и про-чим). На-се-ле-ние Иеру-са-ли-ма бы-ло вы-ре-за-но пол-ностью. Иеру-са-лим стал сто-ли-цей Иеру-са-лим-ско-го ко-ро-левст-ва.

Вто-рой крес-то-вый по-ход (1147-1149). По-во-дом для это-го по-хо-да яви-лось взя-тие Эдес-сы сельд-жу-ка-ми в 1144 го-ду. По-ход воз-гла-ви-ли фран-цуз-ский ко-роль Лю-до-вик VII и не-мец-кий ко-роль Кон-рад III. Не-смот-ря на то, что по-ход воз-гла-ви-ли лич-но ев-ро-пей-ские ко-ро-ли, он окон-чил-ся пол-ным про-ва-лом крес-то-нос-цев.

Тре-тий крес-то-вый по-ход (1189-1192) был вы-зван воз-вра-ще-ни-ем му-суль-ма-нам Иеру-са-ли-ма в 1187 го-ду Са-лах-ад-ди-ном. По-ход воз-гла-ви-ли гер-ман-ский им-пе-ра-тор Фрид-рих I Бар-ба-рос-са, фран-цуз-ский ко-роль Фи-липп II Ав-густ и ан-глий-ский ко-роль Ри-чард I Льви-ное Серд-це. Как и пер-вые два по-хо-да этот по-ход так-же за-кон-чил-ся про-ва-лом крес-то-нос-цев. Не-уда-ча это-го по-хо-да вы-зва-на раз-ног-ла-си-я-ми сре-ди са-мих крес-то-нос-цев, враж-дой но-вых хрис-ти-ан-ских го-су-дарств Ближ-не-го Вос-то-ка и Ви-зан-ти-ей. Не-ма-лую роль сыг-ра-ло и кон-со-ли-да-ция му-суль-ман-ских го-су-дарств Ближ-не-го Вос-то-ка про-тив ино-зем-ных за-хват-чи-ков.

Чет-вер-тый крес-то-вый по-ход . Он был ор-га-ни-зо-ван па-пой Ин-но-кен-ти-ем III и при-вел к раз-гро-му и за-во-е-ва-нию хрис-ти-ан-ских го-ро-дов: За-да-ра в Дал-ма-ции (1202) и Кон-стан-ти-но-по-ля (1204) – сто-ли-цы Ви-зан-тии. На опре-де-лен-ной час-ти Ви-зан-тии крес-то-нос-цы об-ра-зо-ва-ли Ла-тин-скую им-пе-рию. Тот факт, что хрис-ти-а-не раз-гра-би-ли и уби-ва-ли сво-их еди-но-вер-цев яс-но по-ка-зы-ва-ет гра-би-тель-ский ха-рак-тер всех крес-то-вых по-хо-дов в це-лом.

Так-же од-ним из следст-вий па-губ-но-го вли-я-ния ре-ли-ги-оз-но-го фа-на-тиз-ма ста-ли дет-ские крес-то-вые по-хо-ды в 1212 го-ду, ко-то-рые унес-ли жиз-ни де-сят-ков ты-сяч де-тей.

Осталь-ные крес-то-вые по-хо-ды (с 5-го по 8-ой) но-си-ли от-кро-вен-но за-во-е-ва-тель-ный ха-рак-тер.

Пя-тый крес-то-вый по-ход (1217-1221) был на-прав-лен про-тив Егип-та и окон-чил-ся без-ре-зуль-тат-но.

Шес-той крес-то-вый по-ход (1228-1229) по-зво-лил хрис-ти-а-нам вре-мен-но вер-нуть Иеру-са-лим. Его воз-глав-лял гер-ман-ский им-пе-ра-тор Фрид-рих II. Од-на-ко в 1244 го-род был вновь отво-е-ван му-суль-ма-на-ми.

Седь-мой (1248-1254) и Вось-мой (1270) крес-то-вые по-хо-ды под ру-ко-водст-вом фран-цуз-ско-го ко-ро-ля Лю-до-ви-ка IX «Свя-то-го» бы-ли на-прав-ле-ны в Се-вер-ную Аф-ри-ку (Еги-пет и Ту-нис) и так-же окон-чи-лись пол-ным про-ва-лом крес-то-нос-цев.

В ито-ге мож-но ска-зать, что крес-то-вые по-хо-ды бы-ли бес-смыс-лен-ным истреб-ле-ни-ем мил-ли-о-нов лю-дей и при-нес-ли не-по-пра-ви-мый ущерб на-ро-дам Вос-то-ка.

Ис-точ-ник: Ис-то-ри-чес-кая эн-цик-ло-пе-дия. – М., Из-да-тельст-во "Со-вет-ская эн-цик-ло-пе-дия", 1973-1982.

В двухтысячелетней истории христианства тема Крестовых походов всегда была актуальной и, в то же время, насыщенной предубеждениями. «Рядовому» католику часто приходится сталкиваться с обвинениями в адрес Церкви об этом «темном пятне». Но что же правда, а что — не более чем миф? И как следует понимать эти события?

На европейском Западе думают примерно так же: многие авторы описывают Крестовые походы как исторический прообраз империализма и западного колониализма. В книгах и кино крестоносцев часто представляют как фанатичных интриганов, крайне нетерпимых к благородным и искренним арабам. Разумеется, описание Крестовых походов в черно-белых тонах не поможет узнать о них историческую правду. Сегодня стало «политкорректным» стыдиться Крестовых походов. Большинство христиан утверждает, что война во имя Христово — это извращение евангельского послания и здравого смысла. В то же время христианская догматика не отвергает права на самооборону. Но что же представляли собой Крестовые походы – агрессию, акт религиозной нетерпимости, или же речь шла о вооруженной защите христианского меньшинства на Святой Земле и о защите паломников на пути в Иерусалим?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к источникам как с одной, так и с другой стороны противостояния.

В IV веке благодаря императору Константину стали почитаться святыни, связанные с местом страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа. При императоре Феодосии паломничества к этим святыням достигли наибольшего развития. Не только Рим и Константинополь, но и Иерусалим был центром христианства.

В 610 году 14-летний купец Мухаммад имел целый ряд видений, убедивших его в том, что он является последним пророком Божиим. Эти видения были запечатлены его учениками в форме пророческой книги, называемой Кораном. Видения Мухаммада были истолкованы им как дополнение к Божественному откровению, начавшемуся Ветхим Заветом и продолженному в Новом. Поэтому Мухаммад сначала пытался получить признание среди евреев и христиан, но потерпел неудачу. Для евреев Откровение закончилось освящением второго Храма, а для христиан – завершением апостольской эпохи. Отвержение со стороны евреев и христиан привело Мухаммада к убеждению, что и те, и другие отдалились от пути единого Бога, а их писания были фальсифицированы. Мухаммад отреагировал видениями, в которых звучали все более радикальные послания, вплоть до призывов обращать неверных при помощи меча.

Современные ученые объясняют содержание многих посланий основателя ислама плодом подсознательного, а также влиянием гностицизма. Первая жена Магомета, которая была на 15 лет его старше, исповедовала одно из христианских еретических учений.

Первая попытка представить свои видения публике в Мекке потерпела поражение, поскольку город жил во многом благодаря паломникам к языческому святилищу. Лишь немногие последовали за Магометом и стали проповедовать в Мекке, но после смерти его жены, которая была и его защитницей, Магомета изгнали из города. Он обосновался в Медине, где со временем организовал войско и повел его на Мекку, взятую в 630 году. Жизнь сохранили только тем, кто последовал за его учением. Языческое святилище Кааб он превратил в святыню новой религии, названной им «ислам», что означает подчинение. Начиная с завоевания Мекки Магомет стал считать войну во имя Бога (джихад) законным средством распространения своей религии. Тем, кто отказывался ее принимать, предписывалось платить подать мусульманам. В 9 суре Корана предписывается: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными». Мухаммад начал воплощать эту суру в жизнь. Размах его завоевательной кампании можно сравнить только с деяниями Александра Македонского. Уже в 638 году мусульмане завоевали Иерусалим, и христиане не оказали сопротивления, а подать, которую они должны были выплачивать преемнику Магомета Омару, была ниже, чем та, которую требовала Византия. Омар гарантировал им также безопасность и сохранность имущества, в том числе храмов. Об этом говорится и в Коране: «Нет принуждения в религии» (сура 2). И на других территориях арабы первоначально проявляли терпимость к христианам.

Но вскоре началась иная страница в истории ислама. В Х веке на Святой Земле произошли жестокие столкновения между мусульманами и христианами. В 966 году византийцы отвоевали часть Сирии, а мусульмане объявили джихад, вымещая свой гнев на жителях и святынях Иерусалима. В XI веке особо фанатичный халиф велел уничтожить все христианские символы. Из Иерусалима было выдворено множество христиан, а паломничества из Европы в базилику Гроба Господня были запрещены.

Когда мусульманская угроза нависла над Константинополем, император Алексей 1, несмотря на предубеждение в отношении Церкви Рима, попросил помощи у Папы. Делегация отправилась к Урбану II в 1095 году. Согласно летописям, посланцы императора «умоляли Папу и всех верных Христовых оказать им помощь против язычников для защиты Святой Церкви». Послание произвело большое впечатление на Папу и епископов, которые посчитали эту ситуацию ситуации оправданием для вооруженной защиты. Кроме того, само понятие «священной войны» ввёл не кто иной как Августин Блаженный. Еще предшественник Урбана II поддерживал идею вооруженного освобождения святых мест. Таким образом, в ответе Алексею 1 западные христиане торжественно пообещали помочь бороться против язычников.

Первый крестовый поход был объявлен Урбаном II в ноябре того же года. Он произнес речь перед христианами, собравшимися в Клермон-Ферране, где проходил собор западных епископов. Папа пообещал отпущение грехов тем, кто будет защищать христианские святыни. Он сказал, что «каждый должен собрать деньги и отправиться в путь по весне». В ответ верующие восклицали: «Это угодно Богу!». Целое поколение христиан с энтузиазмом открыло своё призвание.

Таким образом, Крестовые походы начались в следующей ситуации: мусульмане разрушали церкви на Святой Земле и преследовали христиан. Будущее христиан здесь оказалось под тяжелейшей угрозой. Константинополь попросил о помощи, и отказ от этой помощи был бы равноценен неисполнению долга. Наконец, Крестовые походы никоим образом не предполагали «колониализма» или обращения мусульман, но преследовали единственную цель – защиту западных паломников в Иерусалиме.

Эти аспекты побуждают многих историков считать правомерным обращение Урбана II к народу и организацию Крестовых походов. Бытует мнение, будто крестоносцам пообещали трофеи, в том числе и в виде территориальных владений, однако исторические источники не подтверждают этого. Наоборот, в декрете Клермонского собора и в последующих документах крестоносцы призываются защищать святые места, не стремясь к почету и деньгам. Они отправлялись в Иерусалим, оставляя семью и имущество, что в те времена означало действительно полную самоотдачу ради Христа. Об этом свидетельствуют и многочисленные завещания, оставленные крестоносцами, в которых раскрывается искренняя, глубокая вера и желание увидеть места, где жил, умер и воскрес Спаситель. Крестоносцы воспринимали эту поездку как приближение к Раю. Заметим также, что отпущение грехов было обещано не всем, а только тем, кто погибнет в пути или в сражении.

Десять лет спустя некий монах Роберт, основываясь исключительно на устных свидетельствах, передал обещания Папы в ином виде, приписывая ему то, чего не подтверждают документальные источники, а именно обещание материальных преимуществ.

С Крестовыми походами связана фигура Петра Отшельника, который организовал «крестовый поход оборванцев», собрав разных людей, в том числе и не самых порядочных. Он не имели ничего общего с крестоносцами, отправленными Папой. Не имея достаточных средств, последователи Петра финансировали свой поход своеобразным рэкетом, жертвами которого стали, в частности, евреи. В октябре 1096 года «оборванцы» сами стали жертвами сельджуков, от которых спаслись только три тысячи человек, присоединившихся затем к официальному Крестовому походу.

Осада Иерусалима в июле 1099 года длилась пять месяцев. Она завершилась чудовищной кровавой бойней. В некоторых мусульманских источниках утверждается о гибели 100 тысяч человек, но это не может быть правдой, так как в 11 веке Иерусалим насчитывал не более 10 тысяч жителей. Точно так же, в некоторых источниках говорится о массовой гибели евреев, но в архивах синагоги Каира упоминается о многочисленных иудеях, эмигрировавших в Египет после захвата Иерусалима христианами.

Успех осады был недолгим. Христиане восторжествовали в Иерусалиме только на 88 лет, после чего войско крестоносцев было разбито Саладином. В 1291 году году пала Акра, последний бастион христиан. Ни один из семи Крестовых походов, организованных позднее для освобождения святых мест, не имел успеха первого.

Для мусульман Иерусалим является третьим святым городом после Мекки и Медины, потому что Магомет однажды видел во сне, как он посещает Храмовую гору на «небесном коне». Мусульмане не простили христианам то, что их «благородное святилище» оставалось в течение века в руках у «неверных». Кстати, в тот период мусульмане никоим образом не были ограничены в своих правах, в том числе на свободу вероисповедания. Как христиане в их землях, они должны были только платить особую подать. Один испанский мусульманин, Ибн Джубайр, побывавший в этих местах в период христианского владычества, писал, что мусульмане там живут даже лучше, чем в исламских землях.

Мы рассказали о Крестовых походах в узком, первоначальном смысле этого термина, то есть о кампаниях Католической Церкви по освобождению святых мест. Крестовыми походами в литературе называют также другие кампании, организованные, например, против еретиков, — но это уже совсем другая история.


Крестовые походы - религиозный фанатизм, жажда наживы, благородство!?

Жозюа. - Вот человек, Жильберт,
который лучше знает историю того времени:
- это тюремщик Лондонской Башни.
Симон Ренар. - Вы ошибаетесь - это палач!
       (Виктор Гюго "Мари Тюдор")


       К XI веку христианская Европа, пережив ряд острейших кризисов, начала расширять свои владения, и среди ее врагов, вынужденных уступать свои земли, оказались и мусульмане-арабы в Испании и Сицилии. Затем, довольно внезапно, какой-то сверхъестественный порыв подтолкнул европейцев к завоеванию далекого и подконтрольного мусульманам Восточного Средиземноморья, в сердце которого лежала "Святая Земля", почитаемая христианами как место, где жил и умер Христос из Назарета. Уходя на священную войну, рыцари "брали на себя крест" и становились крестоносцами.
       Одной из причин крестового похода был призыв о помощи, с которым обратился к папе римскому византийский император Алексей I. Сотни лет Византия была оплотом христианства против воинствующего ислама, но в 1071 году, после сражения при Манцикерте, она утратила большую часть Малой Азии (пределы современной Турции), всегда бывшей жизненно важным источником людских ресурсов и средств. Перед лицом смертельной опасности гордая Византия была вынуждена просить о помощи.
       Победителями в битве при Манцикерте были не арабы, а турки-сельджуки - свирепые кочевники, принявшие ислам и ставшие главной силой на Ближнем Востоке. В то время как арабы были относительно терпимы к христианским паломникам, новые правители сразу стали чинить им препятствия. Это стало еще одной причиной призыва к крестовому походу, с которым выступил в 1095 году в Клермоне папа Урбан II. Помощь византийцам отошла на задний план по сравнению с возвращение Святой Земли, где, как объявил Урбан, будут допустимы убийства, грабежи и захват новых владений, поскольку жертвами станут "неверные", которым на большее нечего и рассчитывать.
       Призывы папы римского, неистовые проповеди Петра Пустынника и других религиозных фанатиков вызвали небывалый подъем. В разных местах Франции, Германии и Италии наскоро снаряжались походы. Кроме того, тысячи людей стихийно собирались в отряды двигались вперед, грабя, убивая евреев и сея хаос на своем пути.
       Прокатившись по Европе под предводительством Петра Пустынника и рыцаря по прозвищу Вальтер Безденежный, крестоносцы в конце концов достигли столицы Византии Константинополя. Встревоженный император Алексей спешно переправил их в Малую Азию, где их всех до одного перебили турки.
       Подобный взрыв массовой истерии произошел более века спустя, когда толпы проповедников из Франции и Германии отправили в так называемый Крестовый поход детей. Поход унес сотни детских жизней, и до Святой земли не добрался никто.
       По-настоящему первый крестовый поход начался, когда отряды рыцарей и солдат под началом знатных воинов, таких как Раймонд Тулузский, Готфрид Бульонский и Боэмунд Тарентский, по мор и по суше добрались до Константинополя. Важно помнить, что многие из них имели звучные титулы, но не земельные владения, а посему были полны решимости заполучить их на Востоке. Император Алексей не слишком был рад этим людям, ведь он надеялся на приезд послушных наемников, а не этих независимых, непредсказуемых, и, вероятно, опасных "варваров". Слабое место этого предприятия было в недоверии, очень быстро возникшем между греками и "франками" - имя, которым и греки, и мусульмане называли крестоносцев независимо от их национальности.
       Благодаря тонкому маневрированию, Алексей уговорил крестоносцев поклясться, что они признают его императором всех ранее принадлежавших Византии земель, которые им удастся отвоевать у сельджуков. Крестоносцев хитростью вынудили сдержать слово при осаде Никеи, но все было быстро забыто, когда начался исторический марш-бросок через Малую Азию, в битве при Дорилее (1097) увенчавшейся первой победой.
       Хотя броня крестоносцев была нелегкой ношей, особенно в жарком климате, она придавала атакующей коннице силу и мощь железного кулака. Правда, легкая кавалерия турок уходила от прямого столкновения, предпочитая кружить и петлять, держа дистанцию и обстреливая крестоносцев из луков. Но это равновесие было шатким, поскольку стрелы турок могли наносить лишь ограниченный урон, в то время как среди крестоносцев было немало профессиональных арбалетчиков, чье оружие имело гораздо большую дальность и убойную силу. Следовательно, результат любого столкновения зависел от стратегии, временного фактора, а также строгого единоначалия - вещи, в которой феодальное войско европейцев обычно уступало, поскольку его предводители относились друг к другу с ревностью, а рыцарей больше заботила личная слава, чем успех всей армии.
       С временным фактором первым крестоносцам особенно повезло - они появились, когда во владениях сельджуков не было единства. В 1098 году франки захватили Антиохию, предварительно разбив сильное турецкое войско, посланное на выручку городу. Год спустя пал и сам Иерусалим. Это было великое достижение христиан, которое они отметили массовой резней.
       Цель кампании была достигнута, и многие крестоносцы вернулись домой. Оставшиеся продолжали воевать вдоль восточного побережья Средиземноморья, где, в конце концов, были основаны четыре государства крестоносцев: Иерусалимское королевство, графство Триполи, княжество Антиохия и графство Эдесса. Готфрид Бульонский был избран первым правителем Иерусалимского королевства. В зените своей славы оно доходило до Акабы на Красном море, кроме того, он стал фактическим правителем и других завоеванных территорий.
       Государства крестоносцев никогда не пребывали в безопасности. Даже в период расцвета им не удавалось раздвинуть свои границы до естественного раздела пустыни, что облегчило бы оборону территории. Постоянно сохранялась угроза со стороны турок, удерживавших контроль над такими ключевыми городами, как Алеппо и Дамаск. Даже в своих собственных землях крестоносцы оставались немногочисленным и рассредоточенным классом феодалов, правивших мусульманским населением, чья лояльность была весьма сомнительна. Крестоносцы навряд ли продержались бы долго без помощи двух специально сформированных военных орденов - рыцарей Храма (тамплиеров) и иоаннитов (госпитальеров). Как и монахи, члены орденов давали обет жить в бедности, целомудрии и покорности; в то же время это были воины, обязанные оборонять Святую землю и сражаться с "неверными".
       В конце 1120-х годов туркам под предводительством Зенги из Мосула удалось добиться определенного единства и остановить продвижение крестоносцев. В 1144 году крестоносцы потеряли Эдессу - наиболее удаленное и открытое для нападения государство. Все это подтолкнуло европейцев к началу новой кампании. Но 2-й Крестовый поход под предводительством французского короля Людовика VII и императора Священной Римской Империи Конрада потерпел неудачу, поскольку франки не смогли спланировать и координировать свои действия.
       В 1180-х годах на сцену выходит великий Саладин - поистине гениальный вождь курдов. Вновь объединив к 1187 году Египет и мусульманский Ближний Восток, он разбил крестоносцев в битве при Тиверии, захватил Иерусалим и всю остальную часть королевства, кроме порта Тир. Для того, чтобы спасти оставшиеся земли и отвоевать Иерусалим, был организован третий, наиболее известный крестовый поход. Император Священной Римской Империи Фридрих I Барбаросса прошел маршем Европу и Малую Азию, но случайно погиб, утонув. Однако короли английский и французский, Ричард Львиное Сердце и Филипп II, успешно добрались до цел и развернули боевые действия, попутно Ричард Львиное Сердце покорил Кипр (и впоследствии продал его оставшемуся безземельным королю Иерусалима Ги де Лузиньяну).
       После двухлетней осады в 1191 году был захвачен прибрежный город Акра, и крестоносцы двинулись на Иерусалм. Поскольку Филипп II ранее вернулся во Францию, в войске Ричарда воцарилось единоначалие, и его дальнейшие действия против Саладина, а также уважение, которое эти два воина питали друг к другу, составили самый известный эпизод в истории крестовых походов. После умело подготовленного броска вдоль побережья (один из его флангов был защищен морем), Ричард дал бой и разил Саладина под Арсуфом (1191). Турки были вынуждены перейти к обороне, но несогласованность е дала крестоносцам развить успех. В 1192 году был подписан договор, признававший контроль франков над побережьем и право христианских паломников на посещение Иерусалима. Но сам город остался в руках турок.
       С уходом Ричарда Львиное Сердце героическая эпоха походов в Святую Землю подошла к концу. Четвертый Крестовый поход не достиг цели из-за устремлений венецианцев, контролировавших к тому времени средиземноморскую торговлю и жаждавших еще большей власти. Крестоносцы "заплатили за проезд" на венецианских судах, завоевав для Венеции христианских город Задар. Затем их переправил в Константинополь, где они восстановили власть свергнутого императора, поддерживаемого венецианцами. Но здесь крестоносцы стали вовсе неуправляемы, и в итоге разграбили город и осквернили его святыни, дав выход нараставшему неприятию утонченной культуры греков и их православной веры.
       На византийских землях была создана и полвека просуществовала так называемая Латинская империя. И хотя в конце концов франки были изгнаны с большей территории Византии, империя уже никогда не смогла восстановить былое могущество.
       За пределами Европы было еще четыре Крестовых похода, но только один из них в Святую Землю. Этот шестой Крестовый поход (1228-1229) был начат императором Священной Римской империи Фридрихом II. Хотя церковь проклинала его как еретика, именно он завоевал Иерусалим, Вифлеем и Назарет.
       Однако эти завоевания оказались временным успехом. Растущая разобщенность христиан в Святой земле позволяла возрожденному Египетскому султанату уничтожать один оплот франков за другим.
       Дух крестоносцев, однако, еще не совсем угас, и в 1271 году под началом Людовика ХI Святого, короля Франции, и принца Эдуарда Английского, впоследствии короля Эдуарда I, была предпринята последняя попытка, потерпевшая неудачу в Тунисе. Тем временем в 1268 году пала Антиохия, вслед за ней, в 1271-м - крепость Крак де Шевалье, а в 1289 году - Триполи.
       Взятие мусульманами Акры в 1291 году положило конец присутствию франков в Малой Азии. Крестовых походов в Святую землю больше не было, хотя это название использовали для других военных кампаний, благословенных церковью - например, отвоевания христианами Испании.

Древо познания, 21 выпуск

Похожие публикации