Школьник: составляем ему распорядок дня. Распорядок дня школьника — каким должен быть и как составить

Режим дня школьника

AD EXEMPLUM

по образцу

Что необходимо знать?

  1. Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток .
  2. Режим дня необходим, чтобы обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования.
  3. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма .

Подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов .

Второй подъём в 16 - 18 часов более низкой интенсивности и продолжительности.

Основные элементы режима дня школьника

  1. Учебные занятия в школе и дома
  2. Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
  3. Регулярное и достаточное питание
  4. Физиологически полноценный сон
  5. Свободная деятельность по индивидуальному выбору.

! При организации режима следует учитывать состояние здоровья и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.

В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении.

В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы.

Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия.

В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности.

Утренняя зарядка

Утреннюю гимнастику не случайно называют зарядкой, она снимает сонливость и «заряжает» организм бодростью на весь день.

Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно воздействуют на нервную систему.

! Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания , затем упражнения для рук и плечевого пояса , затем туловища и ног . Заканчивают зарядку прыжками и бегом , после чего делают успокаивающее дыхание . Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут . Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе . Лучшими считаются подвижные игры, а также занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки, повышается эмоциональный тонус.

Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимость от ваших склонностей.

Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах.

Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3-4 прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа.

! Ч ем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице .

Водные процедуры

После утренней зарядкивас ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ .

Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой.

Наиболее слабой водной процедурой являются обтирания, поэтому с них и нужно начинать проведение водных процедур.

Завтрак

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка.

Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не нужно во время еды читать книги и разговаривать.

Обед около 13-14 часов, ужин не позднее 19.30.

Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный приём пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.

После школы, отдых

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть . Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну.

Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность.

Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим .

Наилучшим активным отдыхомявляется подвижная деятельность, особенно на воздухе. Свежий, чистый воздух укрепляет организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции.

Лучшими видами подвижной деятельности являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).

Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе , включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3-3,5 часов, для старших - не менее 2-2,5 часов .

В режиме дня следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности , такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1-1,5 часа, а старшим - 1,5-2,5 часа .

Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.

Домашнее задание

На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа .

При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными.

! Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается. Тотчас же после школы домашнее задание готовить нельзя! В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается.

! Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2,5 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.

! Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше,чем с 16-17 часов. При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо бы сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.

Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио.

Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма.

В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться.

Занятия по интересам

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.).

! Длительность просмотра телепередач - не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю . Л учшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам.

! Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.

Примерная схема режима дня школьников первой смены (начало занятий в 8 ч 30 мин)

Вид занятий и отдыха

Возраст школьников

7-9 лет

10 лет

11-13 лет

14-17 лет

Подъём

7.00

7.00

7.00

7.00

Утренняя зарядка

Водные процедуры

Уборка постели, туалет

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

Утренний завтрак

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

Дорога в школу

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

Занятия в школе

8.30–12.30

8.30–13.30

8.30–14.00

8.30–14.30

Горячий завтрак в школе

около 11 ч.

около 11 ч.

около 11 ч.

около 11 ч.

Обед

13.00-13.30

14.00-14.30

14.30-15.00

15.00-15.30

Послеобеденный

сон или отдых

13.30-14.30

Прогулка

Игры и спортивные

занятия на воздухе

14.30-16.00

14.30-17.00

15.00-17.00

15.30-17.00

Полдник

16.00-16.15

17.00-17.15

17.00-17.15

17.00-17.15

Приготовление

домашних заданий

16.15-17.30

17.15-19.30

17.15-19.30

17.15-20.00

Прогулка

на свежем воздухе

17.30-19.00

Ужин и свободные

занятия (чтение,

музыкальные занятия,

ручной труд, помощь

семье, занятия

иностранным языком и пр.)

19.00-20.00

19.30-20.30

19.30-21.00

Для 14-15 лет:

20.00-21.30

Для 16-17 лет:

20.00-22.00

Приготовление ко сну

(чистка одежды, обуви,

гигиенические

процедуры)

20.00-20.30

20.30-21.00

21.00-21.30

22.00-22.30

Сон

20.30-7.00

21.00-7.00

21.30-7.00

Для 14-15 лет:

22.00-7.00

Для 16-17 лет:

22.30-7.00

! В выходные дни и каникулы режим дня школьника должен отличаться от обычного тем, что значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для посещения кино, театров, музеев и т. п.

! Отдых должен быть активным - поход в лес, сбор ягод, грибов, лекарственных растений, сбор материала для коллекций, разнообразные подвижные игры, купание. Полезен также посильный физический труд на воздухе, в саду, огороде.

! Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма.

Продолжительность различных видов суточной деятельности (в часах)

Возраст,

лет

Учебные

занятия

дома

Спорт

Игры

Прогулки

Чтение

Занятия

в кружках

Помощь

семье

Приём

пищи

Туалет

Зарядка

Ночной

сон

7

1

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

8

1 -1,5

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

9

1,5 - 2

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

10

2 – 2,5

3,5

2,5

2,5

10,5 -10

11

2 – 2,5

3

2,5

2,5

10 – 9,5

12

2,5 - 3

3

2,5

2,5

9,5 - 9

13

3 - 4

2,5

2

2

9,5 - 9

14

3 - 4

2,5

2

2

9,5 - 9

15

3 - 4

2,5

2

2

9 -8,5

16

3 - 4

2,5

2

2

8 - 8,5

Ученикам младших классов, особенно первоклашкам, очень сложно порой бывает адаптироваться к условиям их новой школьной жизни. Отсюда и неуспеваемость, и конфронтация с одноклассниками, и нежелание ребенка ходить в школу/делать уроки и т.д. И основной задачей родителей является помочь ребенку справиться с нелегкой для него нагрузкой. Столкнувшись с этой проблемой, каждый родитель ищет свои пути ее решения. Но при составлении грамотного распорядка дня для ученика младшего класса с первого дня посещения школы помогло бы избежать большую часть этих проблем.

Зачем нужен распорядок дня школьнику младших классов

Не стоит относиться пренебрежительно к организации режима рабочего дня особенно для детей, начиная со школьных лет. Соблюдение определенного распорядка приводит к тому, что силы ребенка не тратятся понапрасну, дозировано распределяются и их хватает на все виды деятельности. При этом повышается жизненный тонус организма, сводится к минимуму утомление и быстро восстанавливаются силы.

Составление правильного режима дня зависит от индивидуальных особенностей школьника: состояния здоровья и особенностей того или иного возраста. В расписание должны быть включены в определенной очередности основные элементы:

мере того, как ребенок будет придерживаться ежедневного распорядка дня, у него выработается привычка делать все в определенное время, организм включит внутренние часы и впоследствии все действия войдут в привычку.

Как составить правильно распорядок дня школьника

Утренняя гимнастика: взбодрит организм, поможет зарядиться работоспособностью. Продолжительность зарядки зависит от здоровья школьника, поэтому этот вопрос необходимо решить в индивидуальном порядке.

Водные процедуры: включают в себя принятие душа после гимнастики, закаливающее обливание водой контрастных температур и утренние гигиенические процедуры – умывание и чистка зубов. Что касается процедуры закаливания, то необходимо обсудить этот вопрос со специалистом, не форсировать события во избежание простудных заболеваний.

Занятия спортом: посещение игровых спортивных секций, бассейна, игры на свежем воздухе.

Питание: прием пищи необходимо организовать таким образом, чтобы у ребенка был сытный и горячий завтрак, полноценный обед из горячих блюд и витаминных салатов, непоздний ужин. Принятие пищи в одно и то же время обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта.

Выполнение домашних заданий: их нужно запланировать, не отодвигая этот процесс на вечер, когда ребенок уже устал, и эффективности от работы не будет. После небольшого отдыха, примерно через час после обеда и прогулки, можно с новыми силами начинать делать уроки. При этом нужно делать перерывы для отдыха на несколько минут.

Выполненные домашние задания дают полное право прогуляться, подышать свежим воздухом. На игры во дворе можно выделить не менее двух часов. Это оптимальное время для того, чтобы дать отдых мозгу, переключившись на другой вид деятельности и вдохнуть свежего воздуха перед сном. Продолжительность сна младшего школьника должна быть 9-10 часов. Время пробуждения и отхода ко сну необходимо установить в одно и то же время, так как это приучит организм быстро засыпать и просыпаться.

Распорядок дня школьника по часам на неделю

Распорядок дня, включающий в себя основные режимные моменты:

Действия школьника Время
Подъем 06.30
Гимнастика, водные процедуры 06.30 — 07.00
Завтрак 07.00 — 07.30
Сбор и дорога в школу 07.30 — 07.50
Уроки в школе 08.00 -12.00
Прогулка 12.00 -12.30
Обед 12.30 -13.00
Прогулка 13.00 -14.00
Отдых 14.00 -14.30
Выполнение уроков 14.30 -16.00
Прогулка 16.00 -18.00
Ужин и свободное время 18.00 -21.00
Отход ко сну 21.00

Таблица распорядка дня школьника младших классов по часам

Естественно, что расписание необходимо корректировать в соответствии с тем, чем школьник занят помимо учебных занятий (посещение секции, кружки и прочее), но обязательные пункты должны в нем присутствовать обязательно.

Распорядок дня школьника в выходные дни

Если в семье введен режим дня, то он должен выполняться ежедневно, для него не может быть выходных и праздничных дней. Естественно, что в субботу и воскресенье он будет подкорректирован без учета похода в школу и выполнения домашних заданий. Но основные моменты исключать из него не рекомендуется. Допускается сдвинуть время подъема на один час попозже, заменить период посещения школы еженедельным совместным семейным мероприятием, а часы, отведенные на уроки, можно заменить походом в кино с друзьями. Но все остальные пункты должны оставаться неизменными.

Распорядок дня школьников, обучающихся во вторую смену

Есть очень неудобная для всех форма обучения — во вторую смену. Но это объективная причина, от которой школы пока не могут отказаться из-за загруженности. Соответственно, режим дня школьников, обучающихся во вторую смену, будет другим. Просто все действия, которые упомянуты в примерном распорядке после обеда, нужно перенести на первую половину дня, соблюдая их продолжительность: то есть подъем в 7 часов утра, гимнастика, душ, завтрак, а потом прогулка, выполнение домашних заданий, обед, учебные занятия, ужин, вечерняя прогулка и сон. Привыкнув к такому распределению времени, школьник не будет испытывать дискомфорт от учебных занятий во 2 смену.

Приучая свое чадо к выполнению определенного распорядка дня, было бы очень уместно родителям стать примером и принять участие в этом процессе. Тогда и привыкание пройдет быстрее, и рейтинг родительского авторитета значительно вырастет.

О пользе наличия режима говорят во всем мире. Правильный распорядок дня позволяет грамотно распределять нагрузку и сформировать биологические ритмы. Именно от этого зависит и психологическое развитие ребенка.

Рациональное распределение времени с учетом отдыха делает ребенка более собранным и дисциплинированным. Такие качества очень важны в современной жизни. Кроме того, это позволит избежать переутомлений и нервозов, которым очень подвержены дети.

Школьная жизнь вносит значительные изменения в привычный ритм. Дети, посещавшие детский сад, легче адаптируются. Однако и они нуждаются в правильном режиме. Что учесть, составляя идеальный распорядок дня?

  1. Расположение школы. Чем дальше школа расположена от дома, тем раньше нужно встать. У малыша должно быть достаточно времени, чтобы спокойно собраться и позавтракать;
  2. Гимнастика. Несложные физические упражнения, на выполнение которых потребуется 10 минут, помогут настроиться ребенку на рабочий лад и прогнать сонливость. Психологи советуют делать зарядку вместе с малышом. Бодрая и веселая музыка в совокупности с хорошо проветренной комнатой помогут быстрее прийти в отличную форму и зарядиться энергий на весь день.
  3. Завтрак. Полезный завтрак требуется как детям, так и взрослым. Однако не стоит заставлять малыша есть, если он не хочет. Ищите компромиссы и готовьте то, что ваш ребенок съест с удовольствием.
  4. Утренняя прогулка. Старайтесь не превратить поход в школу в забег. Утренняя прогулка спокойным шагам позволит малышу сохранить хорошее настроение. В это время можно пообщаться с ребенком и подышать свежим воздухом, поэтому выходить из дома стоит с запасом времени до начала уроков.
  5. Послеобеденный отдых. Исследования доказывают, что многие дети после уроков очень устают. Сложности с адаптацией к школьному процессу только усугубляют данный показатель. После школы стоит дать малышу возможность отдохнуть и заняться приятными делами.
  6. Дневной сон. Прекрасно справиться с утомлением позволит дневной сон. Если малыш готов спать днем, не стоит ему препятствовать. В случае с первоклассниками дневной сон, по мнению врачей, должен стать обязательной процедурой.
  7. Активные игры на свежем воздухе. Это еще один способ восстановиться после умственной работы.
  8. Первокласснику рекомендуется принимать пищу через каждые четыре часа. При этом они должны спать не менее 10 часов в сутки. Даже незначительный недосып негативно сказывается на здоровье и самочувствии малыша. Ребенок в возрасте 6-7 лет должен отправляться спать не позднее 9 часов вечера.

Какой должен быть распорядок дня у школьника

Составляя примерный распорядок дня школьника, стоит учитывать время на отдых, выполнения заданий, игры и т.д. Для каждой возрастной категории режим дня имеет свои особенности.

Правильный режим дня младшего школьника

От рационального распределения времени младшего школьника зависит очень многое. Врачи рекомендуют ориентироваться на следующие советы:

  • Подъем в 7:00 – 7:30 является наиболее благоприятным временем для пробуждения;
  • Зарядка и гигиенические процедуры — 7:30-7:45. Зарядка поможет малышу взбодриться и настроиться на рабочий ритм;
  • Завтрак 7:45-8:00. Завтрак помогает сохранить высокую работоспособность и здоровье ребенка. Нарушение временных интервалов между приемами пищи негативно сказывается на работе пищеварительной системы, а также на аппетите малыша;
  • Пребывание в школе 8:30 – 12:30. В это время малыш должен сконцентрироваться на учебном процессе;
  • Прогулка на свежем воздухе 12:30 -13:00. После школы ребенок должен отдохнуть и снять умственное напряжение. Для этого подходят игры на свежем воздухе. Время прогулки может быть скорректировано;
  • Обед 13:00-13:30;
  • Дневной сон 14:00-15:30. Рекомендуемое время дневного сна составляет час-полтора. Педиатры во всем мире настаивают на том, что сон для первоклашки должен быть обязательным пунктом в режиме дня;
  • Игры на свежем воздухе 15:30-16:30. В течение дня ребенок должен проводить на свежем воздухе не менее трех часов;
  • Полдник 16:30-17:00;
  • Самостоятельные занятия 17:00-18:00. После этого можно также отправиться на улицу с малышом или посетить секцию, которая ему нравится;
  • Ужин 19:00-19:30;
  • Домашние обязанности 19:30-20:00. Первоклассник уже прекрасно должен справляться со своими обязанностями. Он может прибрать в комнате, убрать игрушки и обеспечить уход за домашним любимцем;
  • Вечерняя прогулка 20:00-20:30. Перед сном очень полезно совершить вечернюю прогулку в спокойном ритме;
  • Гигиенические процедуры 20:30-21:00;
  • Ночной отдых с 21:00.

Идеальный режим дня старшего школьника

У старшего школьника появляется множества своих увлечений. При этом ему нет необходимости спать днем. Однако и такой ребенок нуждается в восстановлении сил после непростого учебного дня. Для этого рекомендуются прогулки на свежем воздухе или посещения спортивных секций, посещать которые он может в вечернее время или сразу же после школьных занятий.

Необходимо также найти время для подготовки домашних заданий. Лучше всего делать уроки до 20:00. После восьми часов вечера работоспособность человека уменьшается в разы. Подготовка к будущему школьному дню в это время не просто бесполезное, но и вредное занятие, так как память и нервная система ребенка уже перегружена.

Стоит отметить, что ученики выпускных классов тратят очень много времени на учебу. Это связано с поступлениями в высшие учебные заведения и серьезными нагрузками. Найти время на физические упражнения практически невозможно. Это и есть основная ошибка. Отсутствие тренировок приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Да и лучший отдых – это смена деятельности, поэтому постарайтесь обеспечить своему ребенку хотя бы минимальные физические нагрузки.

Режим учащегося во вторую смену

Организовать грамотный режим ребенка по часам во вторую смену значительно сложнее. Однако родители должны постараться помочь своему чаду правильно распределить время. Многие считают, что учеба во вторую смену позволяет ребенку поспать подольше, при этом смещается время ночного сна. Это неправильно. Школьник должен ложиться не позднее 9 часов вечера, а вставать не позднее 7:30 утра. Завтрак, обед и ужин должен проходить в то же время, как и у учащихся в первую смену. Основные изменения в режиме коснуться времени на подготовку к урокам. Лучше всего их делать с утра.

Приведем примерный распорядок дня:

  • Подъем, гигиенические процедуры, зарядка, уборка постели — 7:00 – 7:30;
  • Завтрак 7:30-7:45;
  • Прогулка на свежем воздухе 8:00-8:30;
  • Подготовка к урокам 8:30 – 10:30;
  • Второй завтрак — 10:45;
  • Свободное время и прогулка – 11:20 – 13:00;
  • Обед 13:00 – 13:30;
  • Уроки в школе 14:00-18:20;
  • Уличная прогулка с 18:30-19:10;
  • Ужин – 19:30;
  • Свободное время до 20:15;
  • Подготовка ко сну и сон -20:00-20:30.

Для ребенка на каникулах

Каникулы – любимое время любого ребенка, ведь теперь нет необходимости ходить в школу. Однако и это время у школьника должно быть организовано правильно. Рекомендуется выдерживать время сна и бодрствования ребенка. Плюс ко всему — свободное от занятий время нужно провести максимально полезно. Что стоит помнить, организовывая режим на лето?

В первую очередь , ребенок должен достаточно спать. Здесь не рекомендуется отходить от привычных временных границ.

Во-вторых , питание ребенка должно быть разнообразным и сбалансированным. Во время летних каникул дети должны максимально набраться сил. Тем более для этого всё есть: свежие овощи, фрукты, ягоды.

В-третьих , оздоровление ребенка – приоритетная задача для родителей. Если нет возможности съездить на море, то неплохо было бы провести побольше времени за городом на свежем воздухе.

В-четвертых , лето – не время прерывать занятия. О каждодневной нагрузке в полной мере речь не идет. Ребенок должен продолжать читать книги, смотреть образовательные передачи и т.д.

Видео: образец будничного распорядка дня школьника

Данный видеоролик продемонстрирует вам, как правильно организовать режим дня ребенка и как это важно для его гармоничного роста и развития. После просмотра вы узнаете, как распределить время на сон, отдых, учебу, питание и прогулки, а также сможете лично оценить предложенный распорядок дня, считающийся идеальным для детей в зависимости от различных возрастных категорий.

Ты, наверняка, не раз замечал, что твоё время бежит с такой страшной скоростью, что ты даже оглянуться не успел, как пора спать. А ведь ты не сделал даже и половины того, что запланировал на этот день. Почему же так получается? А все дело в том, что ты не умеешь ценить время и планировать его. Итак, поговорим о том, что собой представляет режим дня ученика , а также дадим советы, как его составить и соблюдать.

Расписание дня для школьника

Встречаются два друга и один из них говорит другому:

Ты знаешь, я начинаю соблюдать режим дня с послезавтра.

А почему не завтра?

Потому что завтра по телевизору классный боевик.

Серёжа и Юра - друзья, про которых говорят «не разлей вода». Всё у них вроде бы хорошо: из-за пустяков не ссорятся, не дерутся, вместе посещают плавательный бассейн и участвуют в соревнованиях, но иногда Серёжа обижается на Юру. Как ни зайдёт Сережа за Юрой в школу, а Юра ещё не готов, только завтракать садится, да ещё по­том 20 минут школьную сумку собирает, а потом 10 минут одевается и в итоге получается, что Серёжа из-за Юры опаздывает в школу. Од­нажды у мальчиков должны были состояться соревнования в бассейне, Юра с Серёжей целый месяц тренировались и тщательно готовились к этому ответственному соревнованию: с вышки прыгали, плавали на дальние дистанции, и вот, наконец-то, настал этот волнующий день. Серёжа встал пораньше, сделал утреннюю разминку, позавтракал и от­правился за Юрой. А Юра только с постели поднялся…

Юра, до соревнований осталось 30 минут, нам нужно успеть одеться и приготовить всё необходимое, а ты как всегда копаешься, опять мы опоздаем из-за тебя. Ну почему ты вечно ничего не успева­ешь? - отчаянно выпалил рассердившийся на Юру Серёжа.

Юра чувствовал себя очень виноватым перед Серёжей, он так хо­тел пораньше встать, но почему-то у него опять ничего не получилось.

А почему ты всё успеваешь делать: и с собакой гулять, и на тре­нировку ходить, да ещё время остаётся на игры, а я ничего не успе­ваю? - обратился Юра к Серёже.

А ты соблюдаешь режим дня?

Нет, - опустив голову, проговорил Юра, - а как это, соблю­дать режим?

Побыстрее одевайся и побежали на соревнования, а после них я тебе всё подробно расскажу.

После соревнований мальчики возбуждённо обсуждали показа­тельные выступления и остались очень довольны своими результатами.

Серёжа, а ты мне обещал рассказать о режиме дня, - напом­нил другу Юра.

Пойдём ко мне домой, и я тебе всё расскажу.

Как только Юра вошел в комнату к Серёже, то первое, что он уви­дел, был большой разлинованный листок с расписанием, прикреплен­ный на стене.

Вот моё расписание, - показывая на этот листок, сказал Серё­жа и стал подробно рассказывать его Юре.

Пример режима дня ученика. Расписание Серёжи

Я встаю в 6.30 утра по звонку будильника. Раньше, когда у меня не было смартфона, я просил маму или старшую сестру поставить нужное мне время на часах-будильнике. Но теперь у меня есть смартфон, и я использую в нём функцию будильника.

Потом я открываю форточку, чтобы хорошенько проветрилась комната, и сам убираю постель. На всё это уходит у меня 2-3 минутки.

Затем я приступаю к утренней гимнастике, на которую я трачу не больше 15 минут. После гимнастики я чувствую себя бодрым и энер­гичным.

Потом я иду гулять . Мы бегаем с ней минут 15-20, по­сле чего довольные возвращаемся домой.

После прогулки с собакой я иду в ванную комнату, умываюсь, де­лаю обтирание холодной водой, а в жаркую погоду даже обливаюсь хо­лодной водой. Потом я тщательно чищу зубы и причёсываюсь.

В 7.30 мама зовёт меня завтракать. Я съедаю полную тарелку гер­кулесовой каши, бутерброд и выпиваю стакан какао или чая.

После завтрака иду в школу. Школьную одежду я приготавливаю с вечера: чищу обувь, если это необходимо, сам глажу себе брюки. Обязательно смотрю, чистая ли у меня рубашка, свежий ли джемпер. В школу я всегда хожу в чистых брюках. Я не люблю, когда они мя­тые и пыльные.

Школьные занятия начинаются с 8.30, но я выхожу пораньше, чтобы не спеша дойти до школы, посмотреть, как постепенно просыпается весь город.

Занятия в школе у нас заканчиваются в 12.40. После школы я иду домой, не торопясь, чтобы ещё полчасика погулять.

Дома я переодеваюсь в домашнюю одежду, обедаю примерно в 13.30, полчасика отдыхаю и иду на тренировку.

Тренировка заканчивается в 17 часов. Когда у меня нет трениров­ки, то я занимаюсь разными домашними делами: прибираюсь, иду в магазин, помогаю родителям или присматриваю за младшим братиш­кой. Обязательно ещё раз выгуливаю собаку, ведь ей нужно сходить в туалет, а также размяться на просторе.

В 18 часов я выпиваю стакан кефира или компота с бутерб­родом и принимаюсь за уроки.

Для уроков у меня отведено два-три часа, иногда я успеваю сде­лать уроки быстрее, тогда до ужина я гуляю или читаю свою любимую книгу, играю в компьютер.

В 8 часов вечера мы всей семьёй собираемся за столом, ужинаем и обсуждаем новости прошедшего дня.

С 9 часов я готовлюсь ко сну: умываюсь, чищу зубы, принимаю душ. , чтобы утром не торопить­ся. Обязательно готовлю одежду на завтра, если это необходимо.

Вот и у тебя должен быть примерно такой режим дня.

Как это так можно приучить себя есть, делать уроки и ложить­ся спать в определённое время? - удивлённо спросил Юра.

Во-первых, приучить себя к режиму не так уж и трудно, всё, что для этого тебе нужно, - это просто набраться терпения, а во-вто­рых, приём пищи в определённое время способствует её хорошему ус­воению. А приготовление уроков в одно и то же время помогает быст­рее и лучше их выполнять, ну а привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и глубокому сну, - отве­тил другу Серёжа.

С сегодняшнего дня я буду делать всё так же, как и ты, - с ра­достью сказал Юра.

Как правильно распоряжаться временем

Давай оставим ненадолго наших героев и поговорим с тобой о тво­ём распорядке. Соблюдаешь ли ты режим дня, как Серёжа, или попро­сту тратишь время?

Ты, наверное, знаешь, что в сутках 24 часа. Придуманы сутки во­все не людьми, а природой. Кажется, что 24 часа - это так много! Сколько дел можно переделать за это время! Но на самом деле многие ребята неправильно распоряжаются своим временем и в итоге ничего не успевают сделать, как наш герой Юра. А вот Серёжа времени да­ром не теряет, всё у него расписано до мельчайших минуточек, и по­этому он и необходимые дела успевает сделать, да ещё и на отдых вре­мя остаётся.

Без режима твоя жизнь будет бессистемной. Ты ничего не будешь успевать. А если тебе захочется сделать всё быстро, то ты будешь толь­ко торопиться. И толку из этой спешки не получится. Как же можно всё успеть сделать за день? А очень просто.

Как можно разумно распорядиться своим временем и успеть сде­лать как можно больше? Почитать, пообщаться с друзьями, сделать уроки, поиграть в футбол и подготовиться к урокам на завтрашний день… Всё это можно успеть лишь при одном небольшом условии, ко­торое, как ты уже догадался, называется режим дня. Не думай, пожа­луйста, что это так скучно и неприятно - жить по расписанию. Наобо­рот, правильно спланированное время даст тебе возможность чувствовать себя всегда энергичным, здоровым и бодрым.

Ты можешь придерживаться того режима, который использует Се­рёжа, а можешь составить и свой режим дня. Если ты боишься, что са­мостоятельно не справишься с этим, то мы с огромной радостью гото­вы предложить тебе нашу помощь.

Как составить режим дня школьника. Примерная схема (образец)

    Пробуждение и подъём - 7.00.

Вставать лучше сразу, как проснёшься, а не нежиться подолгу в постели, а то вставать тебе будет ещё трудней.

    Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры (обливание во­дой и обтирание жёстким полотенцем) - 7.15.

Если ты никогда не делал по утрам зарядки, то немедленно начни заниматься ею. Утренняя зарядка займёт у тебя не так уж и много вре­мени, зато поможет отойти ото сна, и ты приобретёшь бодрость и ра­бочее настроение.

    Уборка постели - 7.25.

Приучайся убирать свою постель сразу, а не оставлять на потом! Только представь, что твои друзья решили зайти к тебе сразу после школы. А о том, что у тебя в комнате неубранная постель, ты вспомнил только в тот момент, когда твои товарищи стояли на пороге твоей ком­наты. Неудобно…

    Умывание, чистка зубов - 7.30.

Для этого пункта, мы думаем, комментарии не нужны. О том, что по утрам нужно умываться и чистить зубы, ты знаешь.

    Завтрак - 7.35.

Завтракать утром нужно обязательно. Не зря существует золотое правило: «Завтрак съешь сам». А то некоторые ребята ограничиваются по утрам лишь одним стаканом чая или вообще отказываются от завт­рака, и в результате во время уроков появляется головная боль, сла­бость и снижается внимание.

    Дорога в школу - 7.45 - 8.15.

Серёжа правильно делает, выходя из дома пораньше, чтобы про­гуляться перед школой. Свежий воздух очень полезен для головного мозга, усиливает внимание и придаёт бодрость.

    Пребывание в школе (второй завтрак - на большой перемене) - (8.3 0— 12.00 ).

    В некоторые дни в твоём школьном расписании может быть на один урок больше, и тогда твой распорядок дня сдвигается на 40-50 минут (в этом случае свободного времени у тебя будет меньше). Но ложиться спать в любом случае надо вовремя.

Рабочий день в школе спланирован с учётом твоего возраста. 40-минутные уроки, на которых ты заметно устаёшь, чередуются с ве­сёлыми переменками, на которых можно отдохнуть. Но не слишком увлекайся беготнёй по школьному коридору с одноклассниками и все­возможными играми во время большой перемены, а успевай позавтра­кать. Твой организм успел проголодаться, так как с момента первого завтрака прошло 3-4 часа.

    Дорога из школы домой - 12.00 - 12.30.

    Обед — 12.30-13.00.

После школьных уроков тебе просто необходимо хорошенько под­крепиться. Твой обед должен состоять обязательно из первого горяче­го блюда (борща, супа или ухи), второго и компота.

    Послеобеденный отдых - 13.00-13.30.

Ты можешь распорядиться этим временем так, как пожелаешь: по­гулять на улице, почитать любимую книжку или поиграть в какую-ни­будь игру. Ты также можешь использовать это время на уборку своей комнаты или помощь маме.

    Выполнение домашнего задания - 13.30-16.00.

Если тебе задали очень много уроков, то ты можешь использо­вать чуть больше времени, или, наоборот, если задание было не слишком трудным, и ты быстро справился с ним, то можешь закон­чить и раньше.

    Полдник - 16.00 - 16.20.

    Свободное время - 16.20-20.00.

    Ужин - 20.00 - 20.30.

    Приготовление школьной одежды, сумки и т. д. -20.30 - 21.00.

Все и одежду ты должен приготовить заранее, вечером, чтобы утром не торопиться.

    Вечерний туалет - 21.00 - 22.00.

В это время ты должен подготовиться ко сну: умыться (принять душ) тщательно почистить зубы и разобрать постель. Не забудь перед сном проветрить комнату, тогда твой сон будет крепче.

Но ни в коем случае не позже ! Перед школой тебе необходимо хо­рошенько выспаться, а полноценный здоровый сон должен быть не ме­нее 9 часов.

Это было расписание буднего дня школьника и оно является оптимальным для ученика начальной школы (1-2-3-4 классов), то есть 6-7-8-9-10 лет.

Необходимость соблюдения режима дня

Конечно, не обязательно точно придерживаться именно вышеуказанного рас­порядка. Если ты ходишь в спортивную секцию или посещаешь какой- нибудь кружок, музыкальную школу или в строго определённое время забираешь младшего братишку или сестрёнку из садика, то можешь включить в свой распорядок эти или какие-нибудь другие, важные для тебя дела.

Сначала тебе придётся не так уж и легко вставать, есть в опреде­лённое время и , но если ты приложишь немало усилий, то вскоре войдёшь в железный ритм, привыкнешь к режиму, и всё у тебя будет получаться.

А что же стало с Юрой и Серёжей потом? Ты, наверное, уже до­гадался, что история эта закончилась хорошо. Юра не был больше та­ким копушей, как раньше, на стене у него висит разлинованный лист с распорядком дня, который помог ему составить Серёжа. Юра чётко выполняет все пункты режима дня и всё успевает.

А знаешь ли ты, что соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, так как повышает защитные силы организма (иммунитет) и сопротивляемость к различным болезням? Это доказанный факт. Когда ты добьёшься твёрдого выполнения расписания дня, то будешь не только успевать сделать за один день много разных дел, но и станешь здо­ровым, сильным и ловким. Успеха тебе!

Добавить в закладки .

Успешность обучения ребенка в школе во многом обеспечивает выполнение режима. В современном российском обществе к режиму относятся, на наш взгляд, несколько поверхностно, и напрасно. Правильно организованная жизнь школьника позволяет ему достигать больших результатов в обучении, поскольку силы рационально распределены.

Организованный ребенок умеет планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности и соотносить со временем, затраченным на их выполнение. Не так сложно сформировать у ребенка чувство времени. Для этого нужно приучить его к режиму. И здесь мы сталкиваемся с колоссальной сложностью, которая заключается отнюдь не в особенностях ребенка младшего школьного возраста, а отсутствии готовности взрослых организовать режим ребенка.

Требования к режиму просты . Это чередование видов деятельности, обязательная прогулка. Желательно кормление в одно и то же время. А главное — отход ко сну не тогда, когда закончатся все телевизионные программы или родители вернутся из гостей, а в строго отведенное время. Для младшего школьного возраста это 21 час. И ничто не должно менять этого режима, если родители хотят, чтобы их ребенок был психически здоров и организован. Врачи установили своеобразные пики работоспособности школьников младшего возраста. В день у ребенка выделяют два подъема сил и энергии — с 8 до 11 часов утра. Потом идет снижение работоспособности, и второй подъем определяется с 16 до 18 часов. Следует заметить, что уроки в школе в первый подъем ставятся самые сложные — математика и русский язык. А на второй подъем приходится самоподготовка в режиме продленного дня. Если говорить о днях недели, то самые продуктивные — вторник и среда. Низкая активность — в субботу. Если брать активность в году, то самый активный месяц — октябрь, пассивные — январь и март. В соответствии с этими данными рассчитывают каникулы.

Начало организации жизни ребенка начинается с утреннего подъема. Желательно, чтобы он проходил в одно и тоже время и без лишней нервозности. Лучше разбудить ребенка, поставить легкую приятную музыку, сделать с ним зарядку. Такие действия помогают ему окончательно проснуться. Конечно, хорошее настроение у школьника будет, если он выспался. А высыпается ребенок лишь тогда, когда накануне лег в 21 час в спокойной атмосфере, не нарушенной чрезмерной активностью или неприятностями. Время подъема рассчитывается индивидуально. Оно прежде всего связано с индивидуальными особенностями малыша.

Абсолютно непозволительно рассчитывать время под себя. Родители должны знать, сколько нужно времени на одевание, умывание, зарядку и завтрак. Естественно, что ранец собран вечером и его наполнение не входит в утренние мероприятия. Особого разговора требует завтрак школьника. Он должен быть полезным, а не только вкусным с точки зрения ребенка. Не чипсы и шоколад, а каша, сок или йогурт и чай. Можно дать творог, стакан молока, лучше теплого. Хлеб лучше зерновой, и полезнее, и сытнее. Далее ребенок спокойно одевается, желательно сам, а не свита из бабушек, дедушек и других родственников завязывает, застегивает, одевает, поправляет. Ребенок готов идти в школу. В школе его жизнь проходит организованно, поскольку выполнение режима предусмотрено нормативами школьной жизни.

После школы ребенок возвращается домой. Днем важны две вещи — это обед и прогулка и лишь потом — уроки. Если ребенок не обедает в школе, то горячий обед после нее обязателен. Опять же обед должен быть полезным. Горячий суп, второе, сок. Ни в коем случае бутерброды, лакомые кусочки, пирожочки и тому подобное. Это очень вредно для организма и совершенно не влияет на восстановление сил ребенка. А они ему нужны, поскольку с 16 до 18 часов — второй подъем работоспособности, во время которого надо сделать качественно домашнее задание .

Вечер имеет особое значение в режиме ребенка. Ведь только в это время суток ребенок имеет возможность пообщать-ся со всеми членами семьи. Для родителей важно общение с ребенком не менее, чем ему с родителями. Поэтому можно и поступиться какими-то своими интересами. Вместе почитать или посмотреть мультфильм, обсудить день и школьные новости. Желательно вместе собрать ранец, проверить уроки. Все это — необходимый набор действий, полезный для ребенка во всех смыслах. И соответственно в 21.00 в постель. Младший школьник должен спать не менее 10 часов в сутки, поэтому сон с 21.00 до 7.00 только отвечает требованиям. Подросткам можно спать чуть меньше — 8-9 часов, соответственно им ложиться лучше не позже 22.00. Чтобы сон ребенка был спокойным, не рекомендуются перед сном сложные фильмы или активные игры. Лучше почитать или поговорить с родителями. Думается, что тем для разговора много, на что-то всегда не хватает времени. Главное условие — темы для разговора должны быть спокойными.

Выполнение режима приучает ребенка к организованности и способствует здоровому образу жизни. Невыспавшийся, сонный, задерганный ребенок не может в полной мере использовать свой потенциал и пропускает в жизни очень много интересных для его становления вещей. Поэтому родители, от которых зависит организация режима, должны в полной мере быть ответственны в этом важном для психического и физического здоровья ребенка деле.

Похожие публикации