Школьная энциклопедия. Приложение темы басен

Билет.

Тематика басен Крылова

Крылов Иван Андреевич (1769 - 1844)

Крылов не любил рассказывать о себе. Когда Крылов стал знаменит, его попросили написать автобиографию. Он отказался. Каменский написал биографию Крылова . Незадолго до его болезни ему с Парижа прислали его биографию. Крылову было все равно, что о нем напишут. Поэтому в биографии Крылова так много белых пятен. 1838 год – 50 лет его творчества.

Его все любили, его называли «хранителем традиций» - классицисты, сентименталисты и др. Белинский – «народный поэт» (он так назвал только одного Крылова).

Родился в Москве. Семья армейского офицера. Отец много странствовал. Крылов в детстве был в Екатеринбурге. У Крылова был брат Левушка. Переезжают в Тверь. Отец рано умирает, мать остается с Крыловым и Левушкой одна. Крылов не мог получить образование. Ходил к помещику Львову и занимался с ним, учился с неохотой. 1783 год – мать увезла детей в Питер. Его творческий путь можно поделить на 2 этапа: 1780е-1790е гг и 1805-1844 гг.

1 Этап: Комедия «Рифмокрад». Рано умирает мать. Брату тогда было всего 9 лет. Идет на службу. Выпускает ежемесячник «Почта духов» (самый разгар взятия Бастилии). Печатает в типографии объявления театральные и т.п. Вместе с актером Петревским издает «Крылов с товарищами» 1791 год. Выпускает журнал «Зритель». «Санкт-Петербургский Меркурий».

Екатерина 2 вызвала молодых издателей и сказала, что всем им нужно учиться и лучше в других краях. Крылов уезжает, но не учиться. Уже к этому времени Крылов образован и начитан.

О Крылове ходило очень много анекдотов, потому что Крылов для издательской деятельности, которая требовала активности, а Крылов был ленивым, стеснительным, неловким. Крылов всегда смеялся над этими анекдотами.

Крылов жил то в Москве, то в провинции. На 10 лет отходит от литературы. Одно время увлекся азартной игрой. Игры азартные были запрещены Екатериной 2. Татищевы – друзья Крылова. Они его приютили к себе (Татищевы уехали в Курск). Вернулся к простой гармоничной жизни, читал Ж-Ж Руссо.

Приезжает в Москву, знакомиться с Карамзиным. Принимает предложение князя Голицына – занять какой то пост. Пишет «Подщипа, или трумф» - защита на Павла 1 (1800 год). – шутотрагедия, сатирический шедевр. Голицын отправляется в Ригу. Крылов чувствует желание вернуться в литературу. На престоле Александр 1. Крылов возвращается. Все предыдущие пьесы не ставились, журналы терпели крах.

Комедия «Пирог». Эта первая комедия была поставлена в Москве и в Питере. Комическая опера «Кофейница», изображавшая нравы эпохи – первое юношеское драматическое произведение.

2 Этап: «Модная лавка» 1806 год, «…» - триумф Крылова.

Басни.

Ø Краткий рассказ сатирического характера,

Ø композиция предельно проста,

Ø мораль отделяется от эпизода.

Ø Басня – малая форма.

Ø Развитие действия – диалог.

Басню «Дуб и трость» Крылов отнес на суд Дмитриеву, самому прославленному баснописцу того времени, который и одобрил это начинание (самая первая басня Крылова). Первые басни были очень слабые. Дар изображать бытовые сценки, умел юмористически изобразить характер. Умение вести диалог.

Пишет 3 басни 1805 год. Стал писать басни. На светских вечерах начинает читать басни. Сначала были вольные переводы Лафонтена, затем пишет свои басни.

Крылов подготовил издание басен в 9 книгах, куда вошло около 200 наименований. Порядок размещения басен был продуман им самим и постоянно совершенствовался (этот принцип до сих пор представляет загадку). Все сборники Крылова открывались басней «Ворона и Лисица». Первый сборник 1808 год. – триумф Крылова.

1809 год – отдельное издание – 23 басни. До Крылова ни один автор не выражался так просто, доступно и метко. Крылов пополнил наш язык множествами афоризмами. Крылов пытается разнообразить ямб.

Новаторство Крылова – мораль. Мораль превращается у Крылова в мораль массовую, которая, казалось, вырабатывалась веками. Мораль может звучать очень обыденно или наоборот очень торжественно. Мораль у Крылова либо в начале басни, либо в конце.

1 рецензия на басни принадлежит Жуковском (1809 г.). Очень скоро слава Крылова станет всероссийской. 1811 год – «Члены любителей русского слова». Крылов становился участником разных литературных сообществ на протяжении всех своих лет. Каждые 2-3 года выходят сборники Крылова.

Чаще всего басня построена в форме диалога, где автор и герои говорят каждый своим собственным языком. Это было открытием баснописца, в котором ему помог предшествующий опыт драматурга. Драматургическая структура басен сделала их более живыми и яркими, передавая интонации непринужденного живого разговора.

Басни, которые пишет Крылов можно разделить на несколько тематических групп

1. Басни на общественные и политические темы, т. е. общественно значимые басни (сатирические басни). Крылов показывает противоречия и столкновения между сильными и слабыми, между богатыми и бедными, властными господами и бесправным народом.

Был очень умеренных политических взглядов. Критикует недостатки и пороки, которые есть во власти. Ряд басен посвящен соотношению сословий. Например, «Листья и корни», «Волк и ягненок».

ВОЛК И ЯГНЕНОК

У сильного всегда виноват слабый. Ягненок пришел напиться к ручью, пришел волк и говорит: «какого черта ты тут мутишь воду», тот отвечает что не виноват, тот его съел.

Тема насилия и угнетения слабого. Эта басня начинается глубоким обобщением: «У сильного всегда бессильный виноват». Эта фраза стала крылатой. Она как нельзя лучше характеризует мир разбоя и насилия. Ее можно поставить эпиграфом ко всему сатирическому циклу басен.

ЛИСТЫ И КОРНИ

Листы разговаривали с зефирами (ветрами), хвалились густотой и зеленостью. Хвастались, что они дают тень, прохладу, радуют глаз. И тут корни им говорят: вообще-то мы вас питаем, лист появляется новый каждую весну, а без корня не станет не дерева, ни листьев.

Отмечая, что в крепостнических условиях не может развиваться талант народа, баснописец требовал внимания к голосу масс, высказывался против монополии дворян в управлении страной. Указывает на огромное значение тех, кто пистает общество, как корни питают дерево.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ. Как демократический «низовой» жанр басня выражала настроения недовольства. Басня отчасти предоставляла подобную возможность благодаря намекам, иносказанию, аллегории. Тематика Федра разнообразна. Заметную роль играют социально-политические мотивы. Такова его знаменитая басня «Волк и ягненок» (Lupus et agnus), в которой в широком плане идет речь о произволе власть имущих, о праве грубой силы, что и выражено в заключительной сентенции:

О людях говорится здесь, которые
Гнетут невинность, выдумавши поводы.
В другой басне «Корова, коза, овца и лев» (Vacca et capeila, ovis et leo) – прозрачный намек на верховную власть. Жизнь учит, что «союз» с сильным не сулит для слабого ничего доброго: когда коза, корова и несчастная овца во время совместной охоты со львом изловили тучного оленя, то дележ добычи прошел под знаком диктата сильнейшего. Олень был разделен на четыре части. Царь зверей так «рассчитался» со своими сотоварищами: первую часть он взял за то, что «зовется львом»; вторую – за то, что был «союзником» зверей; третью – по «праву самого сильного». Для обладания четвертой частью аргументов уже не нашлось. Лев просто объявил:
И горе тому, кто к четвертой части притронется.
Социальная несправедливость – тема басни «Коршун и голубки». Голубки желали уберечься от лютого коршуна, который пообещал им защиту, если они поставят его царем. Но он, вступив на царство, стал их «бить и есть». Басня – предостережение тем, кто простодушно верит в посулы власти, неизменно тиранической и несправедливой. Актуальна и мораль басни «Осел и старик пастух » (Asinus ad senem pastorem). «Трусливый старик», услышав приближение вражеского войска, зовет осла бежать, чтобы не попасть в плен. Но осел ему не внемлет: ведь новая власть не станет тяжелее прежней. Мораль басни не «привязана» лишь к римской действительности.
При перемене власти государственной
Бедняк меняет имя лишь хозяина.
Иронией пронизана и близкая по проблематике басня «Лягушки, просящие царя ». Неразумно просить у богов нового властителя, который может оказаться еще хуже нынешнего…
Безусловно, Федру близки чувства людей малоимущих! Поэтому в его баснях подозрительное отношение к богатству, особенно к неправедно нажитому. Оказавшись на небе, Геркулес, воздавая всем богам знаки уважения, отворачивается от Плутоса, бога богатства. Свой поступок богатырь объясняет так:
Мне ненавистен тот, кто друг дурным.
И развращает всех, пленяя выгодой.
В басне «Лиса и дракон » лиса, прорывающая нору, добирается до логова дракона, который денно и нощно стережет клад, спрятанный в земных недрах. Жизнь этого скупца незавидна, ничто его не радует, «ни звуки лирные», «ни благозвучье флейт». Он даже готов экономить на собственных похоронах.
Федр не устает напоминать: в обществе, разделенном на хозяев и рабов, царит несправедливость; добродетель не ценится, найденное в навозе жемчужное зерно оказывается ненужным («Петух и жемчужина»); процветают низкие люди («Об успехе негодяев»); тунеядцы ценятся выше тружеников («Пчелы и трутни перед судом осы»); невинные могут пострадать из-за «разборок» между хозяевами жизни («Лягушки в страхе перед дракою быков»); невежды эксплуатируют людскую доверчивость («Сапожник врач»).
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОРОКИ. Темы многих басен – пороки и изъяны, имеющие общечеловеческий характер. Изобличая их, Федр демонстрирует наблюдательность, психологическое чутье. Широко известен сюжет басни «Лиса и ворон» (Vulpes et corvus), восходящий к Эзопу. Объект насмешки – глупый ворон, поддавшийся на коварную лесть. Басня – пример такой композиции, когда мораль высказана уже во вступительных строках:
Кто любит слышать похвалы коварных уст,
Позорно тот наказанный, раскается.


В заключительных строках поэт возвращается к этой мысли, он ее уточняет и развивает:

Отсюда видно, что всего важнее ум,
Сама добродетель уступает хитрости.
Тема басни «Волк и журавль» – человеческая неблагодарность. Журавль, извлекший кость из горла волка, напрасно надеялся если не на награду, то хотя бы на доброе слово. Но волк напомнил ему, что журавлю надо радоваться тому, что он целым унес ноги. Вновь мораль басни вынесена в ее «зачин»:

Кто ждет от негодяя благодарности,
Грешит вдвойне.

Такая басня учит видеть разницу
Меж тем, кто блещет ложными достоинствами,
И тем, чье украшенье – в добродетели.

Пагубно и подражание богачам и власть имущим (басня «Лопнувшая лягушка и бык» (Rana rupta et bos)). Читателю предлагается вывод: «Бессильный гибнет, подражая сильному». Поэт поучает читателя не обманываться видимостью вещей, а смотреть в их сущность (басня «Олень у источника»). Глядя в воду источника, олень восторгался красотой своих рогов; и сетовал на то, что его ноги слишком тонки. Когда же ему пришлось спасаться от охотников, именно быстрые ноги унесли его от врагов; зато, оказавшись в чаще леса, он запутался в густых ветвях рогами и оказался добычей охотничьих собак…
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАСЕН. В своих описаниях, сюжетосложении Федр немногословен. Главное для него не художественность, наглядность, а четко высказанная мысль, которая даже может «потеснить» повествовательную часть. При этом мораль могут высказывать не только автор, но и исторические персонажи. Стиль Федра – суховатый, не лишенный схематизма; в нем редки украшения, удачные метафоры, баснописец не дает воли эмоциям. Зато он чуток к социальным явлениям, живо улавливая проявления несправедливости к слабым, порочности и двуличия.

Среди знаменитых сентенций Федра назовем такие: «Привычно звание друга, но верность редка»; «Теряет свое, кто жаждет чужого»; «Слава воздается не за знатность рода, а по заслугам».
2. Мифология как форма мышления, ее основные принципы и воздействие на лит-ру.

Возникновение мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития человеческого общества. Зависимость человека этого времени от непонятных для него природных и общественных сил, его бессилие перед ними находили свое выражение в фантастических, мифологических представлениях о природе и о способах воздействия на нее. Мифы имеются у самых отсталых народов: они в огромном большинстве случаев представляют собой рассказы о происхождении тех или иных предметов, явлений природы, обычаев, установлений, наличие которых играет значительную роль а общественной жизни. первобытный охотник особенно заинтересован в животных, и каждое племя имеет много рассказов о том, как и откуда пришли разные виды животных и как они получили свойственные им черты внешности. Предметом мифа являются и небесные светила - солнце, луна, созвездия; миф повествует об их приходе на небо и о том, как создавалась их форма, направление движения и.т.д. Значительную роль во всех этих рассказах играют животные и мотивы превращения. Мифотворчество не является просто игрой фантазии; это - ступень в процессе освоения мира, через которую прошли все народы. Низкий уровень производительных сил, недостаточное господство над природой открывают в первобытном обществе широкий простор для фантастических представлений о действительности, а впоследствии, с развитием социального неравенства и образованием классов, фантастические религиозные представления закрепляются в интересах господствующих слоев. Одной из важнейших предпосылок мифообразования является приписывание человеческих свойств предметам окружающей среды.

Мифология является той почвой, на которой впоследствии вырастают науки и искусства. С успехами познавательной деят-ти миф теряет свое "священное" значение, высвобождаются заключенные в нем элементы научной мысли и художественного творчества.Мифология становится достоянием искусства, входит в фонд языковых метафор(геркулесовы столбы, яблоко раздора, муки Тантала, прокрустово ложе).

Мифотворчество прошло много этапов, прежде чем отлилось в формы, известные нам из греческой мифологии. В ней обнаружились напластания различных эпох. Греческие мифы содержат многочисленные отзвуки группового брака, матриархата, но вместе с тем отражены и исторические судьбы греческих племен в более поздние времена; они повествуют о происхождении явлений природы и предметов материальной культуры, о происхождении мира(космогония) и богов(теогония). В мифологических сказаниях греков находят отражение и представления о природе.Микенская эпоха является исторической базой основного ядра греческих героических сказаний, и сказания эти содержат в себе много элементов мифологизированной истории.

Античная мифология является отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений.Мифология и есть известного рода перенос общинно-родовых отношений на природу и на весь мир.Периоды мифологии: древнейшая, дофессалийская, или доолимпийская основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата (все окружающее человек мыслит движымым непонятными силами, земля - основа мифологии, хтонизм), олимпийская основа,связанная с централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к строгому героизму.(ранняя классика и поздний героизм) , затем наивная и нетронутая мифология гибнет(поздняя классика и декаданс).

7. Образы богов и способы их характеристики в "Илиаде".

Олимпийские и доолимпийские боги были для древнего грека мифом.Каждое существо имело свою священную биографию,свое развернутое магическое имя, силой которого оно повелевало и совершало чудеса. Миф оказывался чудом и реальным предметом веры.Таковы были Зевс и Гера, Деметра и Посейдон, Афина и Гефест, Аполлон и Артемида.

Греческие мифы рассказывают, что Земля, отягощенная разросшимся населением, просила Зевса пощадить ее и уменьшить число людей, живущих на ней. Ради просьбы Земли по воле Зевса и начинается Троянская война.Земной причиной этой войны было похищение царицы Елены троянским царевичем Парисом. Однако это похищение обосновывалось чисто мифологически. Один из греческих царей,Пелей, женился на морской царевне Фетиде, дочери морского царя Нерея. На свадьбе присутствовали все боги, кроме Эриды, богини раздора, замыслившей поэтому отомстить богам и бросившей богиням золотое яблоко с надписью "Прекраснейшей". Миф повествовал, что претендентами на обладание этим яблоком явились Гера(супруга Зевса), Афина(дочь Зевса и богиня войны и ремесел) и Афродита(дочь Зевса,богиня любви и красоты).И когда спор богинь дошел до Зевса, он приказал разрешить его Парису,сыну троянского царя Приама.Эти мифологические мотивы весьма позднего происхождения. Все три богини имели долгую мифологическу историю и представлялись в древности суровыми существами.Человек уже считает себя настолько сильным и мудрым, что может даже творить суд над богами. Дальнейшее развитие данного мифа только усугубляет этот мотив относительного бесстрашия человека перед богами и демонами: Парис присуждает яблоко Афродите, и та помогает ему похитить спартанскую царицу Елену.

Хочу привести мнение А.Ф. Лосева о мифологии в "Илиаде" и "Одиссее" : "можно сказать, у Гомера нет никакой мифологии.Правда, вера в богов и демонов здесь не отрицается, но они даны в такой форме, которая имеет мало общего и с примитивной народной религией. Гера, Кирка и Калипсо - это женщины в роскошных одеждах, утопающие в наслаждениях, ....Привлечение образов богов ничем не отличается от использования им всех прочих ресурсов.Это совершенно такие же персонажи его художественного произведения, как и самые обыкновенные герои и люди."

Стоит обратить внимание на два вида мифологического у Гомера, а именно на хтонизм и героизм. Под хтонизмом понимают ту мифологию,которая строится по типу стихийных и беспорядочных явлений природы, беспринципных и анархических, иногда просто звериных, а зачастую дисгармонических(керы, гарпии, эринии, доолимпийские божества). Героическая мифология, наоборот, оперирует уже с образами чисто человеческими, более или менее уравновешенными или гармоническими, содержащими в себе установку на определенные принципы и мораль.Олимпийские боги являются скорее героическими, но и хтоническое начало сильно в большинстве из них.

Действие "Илиады" протекает в двух планах - человеческом - под троей - и божественном - на Олимпе.Боги разделены на два враждебных лагеря.Однако мать Ахилла Фетида получает от Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения,пока не загладят обиду,нанесенную ее сыну.Исполняя это обещание,Зевс посылает Агамемнону обманчивый сон, предвещающий близкое падение Трои, и Агамемнон решается дать бой троянцам.Далее боги постоянно вмешиваются в жизнь героев. Когда Менелай уже почти оказывается победителем,но покровительствующая Парису Афродита похищает его с поля боя, Афина наущает союзника троянцев Пандара пустить стрелу в Менелая.В пятой книге Диомед ранит Ареса и Афродиту,следовательно, иногда люди и боги показаны сражающимися как равные. От "Илиады" вторая гомеровская поэма отличается обилием авантюрных и фантастических,сказочных мотивов.

В обеих поэмах много религиозно - мифологических противоречий.Зевс - верховный бог, но он многого не знает, что творится в его царстве, его легко обмануть; в решительные моменты он не знает, как поступить; и в конце концов невозможно понять, кого он защищает, греков или троянцев.Вокруг него ведется постоянная интрига, причем часто совсем не принципиального характера, какие-то домашние и семейные ссоры. Зевс - весьма колеблющийся правитель мира,иногда даже глуповатый.В "Илиаде" Зевс в прямой речи посылает Аполлона привести в сознание Гектора, лежащего на поле сражения в бессрзнательном состоянии, а далее сам поэт говорит, что Гектора пробудил разум Зевса. По мнению Гектора, Зевс собирается помочь троянцам овладеть кораблями; однако, из картины, рисуемой здесь самим поэтом этого не видно. Зевс предлагает богам сражаться по их собственному выбору, потому что иначе Ахилл сразу победит всех троянцев, но река Ксанф направляет Ахилла на бой с троянцами в предположении, что Зевс уже решил вопрос о поражении троянцев Ахиллом.

Боги постоянно вздорят между собой, вредят друг другу, обманывают друг друга; одни из них почему-то стоят за троянцев, другие за греков. Не видно, чтобы Зевс имел какой-либо моральный авторитет.Внешний облик богов изображается также противоречиво. Афина в пятой песни "Илиады" такая огромная, что от нее трещит колесница Диомеда, на которую она вступила, а в "Одиссее" это какая-то заботливая тетушка для Одиссея, с которой он сам обращается без особого почтения.

В изображении общего хода действий, в сцеплении эпизодов и отдельных сцен огромную роль играет "божественное вмешательство". Сюжетное движение определяется необходимостью, лежащей вне характера изображаемых героев,волею богов, "судьбою". Мифологический момент создает то единство в картине мира, которое эпос не в состоянии охватить рационально.Для гомеровской трактовки богов характерны два обстоятельства: боги Гомера гораздо более очеловечены,чем это имело место в действительной греческой религии,где еще сохранялся культ фетишей, почитание животным и.т.д.; им полностью приписан не только человеческий облик, но и человеческие страсти, и эпос индивидуализирует божественные характеры так же ярко, как человеческие.Затем, боги наделены - особенно в "Илиаде" - многочисленными отрицательными чертами: они мелочны, капризны, жестоки, несправедливы. В обращении между собой боги зачастую даже грубы: на Олимпе происходит постоянная перебранка, и Зевс нередко угрожает побоями Гере и прочим строптивым богам. Никаким иллюзий "благости" божественного управления миром "Илиада" не создает. Иначе в "Одиссее" : там,наряду с чертами,напоминающими богов "Илиады" , встречается и концепция богов как блюстителей справедливости и нравственности.

И.А. Крылов, великий баснописец первой половины ХІХ столетия, останавливает свой взгляд на басне, народном, понятном и занятном жанре, только после многих литературных проб в драматургии, комедии, журналистике.

Своеобразием его басен стал "мужицкий" взгляд на окружавшую его действительность. Высмеивая человеческие недостатки, Крылов чаще всего в своих баснях показывал различных животных. Но современники знали, что под масками Ослов, Волков, Лисиц скрывались конкретные исторические лица. Они раздражали автора своей тупостью, подлостью, жадностью. На сторону слабых и угнетенных вставал сам автор. О беззаконии сильных мира сего Крылов пишет в басне "Волк и Ягненок":

Усильного всегда бессильный виноват!..

Последняя фраза настолько точно выразила характер представителей власти, что стала крылатой.

Новаторство Крылова

Под пером Крылова жанр басни изменился. Баснописец приблизил басню к большим жанрам: комедии или роману. Строение и законы такого текста остались прежними: рассказ и моральное поучение. Персонажи создают мир, которому тут же выносят приговор. Рассказ наполнен подробностями, персонажи наделены характерами, вместо автора присутствует в тексте рассказчик.

Автор и рассказчик

Показывая объективный взгляд на проблему, автор не проявляет себя в тексте прямо. На первый план выходит рассказчик, который находится рядом с героями, проникнут их чувствами, знает их не понаслышке.

Поведение рассказчика:

    притворно доверяется персонажам;

    дает выговориться и совершить поступки;

    передает их точку зрения.

В конце лукавый рассказчик приводит героев к полному посрамлению, так как знает все их слабости и достоинства.

Тематика басен

С давних пор басня учила людей правилам поведения в обществе, поэтому в них высмеивались пороки человека и недостатки общественной жизни:

    хитрость;

    жадность;

    трусость;

    глупость;

    невежество.

Язык басен прост и доходчив.

Тема труда

Крылов считал, что нормальная жизнь в обществе зависит от труда, профессионализма и согласия. К чему приводит отсутствие профессионализма говорится в басне "Квартет". Горе-музыканты искали причину в том, что нужно правильно сесть:

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет.

Лишь соловей соловей открыл настоящую истину провала оркестра:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней...

Об общем деле, требующим согласия, говорится и в басне "Лебедь, Щука и Рак". Животные не желали прислушиваться друг к другу, поэтому воз, который они тянули в разные стороны, не сдвинулся с места.

Тема противоречия сильных и слабых

Открыто и смело Крылов направлял свое жало сатиры против властителей, что были «богаты иль когтем, иль зубком»,

против льва и тигра, алчного волка и хитрой лисы, подразумевая под масками этих зверей грабителей вельмож, продажных чиновников, судей-взяточников:

Что Климыч на руку не чист, все это знают...

Насилие и взяточничество

Тема насилия звучит в басне "Мор зверей", в которой каятся насильники. Каждый из зверей хватает добычу согласно его положению:

что можно великому Льву, то нельзя Волку и Лисе (басня «Лев на ловле»).
.

Слон-воевода занимается преступлениями на службе, разрешая подчиненным волкам «по шкурке снять» с овцы («Слон на воеводстве»).

Продажный суд

Крестьянин в произведении Крылова "Крестьянин и овца" обращается к судье Лисице с жалобой на Овцу, подозревая ее в краже курей, потому что она была во дворе. Свидетели-соседи утверждали, что не видели в ней «ни воровства, ни плутовства», овца «совсем не ест мясного». Все же судья решает:

Все плуты, ведомо, искусны.

И вследствие того казнить Овцу…

Басни бытового цикла

Человеческие пороки Крылов высмеивает в баснях бытового цикла:

    угодничество в басне "Кукушка и Петух";

    хвастовство - «Слон и Моська»;

    трусость - «Мыши»;

    неблагодарность - «Волк и Журавль»;

    лицемерие - «Напраслина»;

    ложь - «Лжец»;

    невежество - «Мартышка и Очки».

Человеческие поступки проглядывают через маски зверей, а читатель без труда узнает пороки, которые высмеивает баснописец.

Система образов

Басня широко пользуется олицетворением, так как в ней нарушена логика отношений живого-неживого. Наряду с человеком в тексте живут и действуют:

    животные, наделенные характером;

    растения;

    предметы быта;

    явления природы (реки, тучи).

Крылов обычно использует антитезу, поэтому его герои представляют пару:

    сила-бессилие ("Волк и Ягненок");

    глупость-ум ("Ворона и Лисица").

Антитеза заключена и в название басни.

Афористичность басен

Язык басен Крылова афористичен, близок к народной разговорной речи. Многие фразы стали настолько популярными, что превратились в пословицы и поговорки, стали крылатыми:

    «А ларчик просто открывался»;

    «А Васька слушает да ест»;

    «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!».

Написанные в XIX веке, басни актуальны и сегодня. Ведь и в ХХІ веке люди не избавились от человеческих пороков: также лгут, занимаются не своим делом, не слышат мнения других, власть предержащие творят беззаконие.

К кому же обращены басни Крылова? Не к нам ли? Людям прошлого, настоящего и будущего. Ведь смех во все времена воспитывал людей, показывал те недостатки, от которых надобно избавляться во все времена.

Крылов и поныне учит нас, «что делом, не сведя конца, не надобно хвалиться» (басня «Синица»). Крылатые выражения И.Крылова можно применить во многих ситуациях. Они помогают нам не лгать, не сорить напрасно словами, уметь разбираться в людях, не прославиться льстецом и самим не принимать лесть.

Басня – жанр дидактической литературы, получившей расцвет в классицизме и просветительстве. В басне два начала художественное (рассказ) и логическое (мораль). Без низ басня как жанр не существует. Но соотношение между ними бывает различным, - на первый план выдвигалась то история, то мораль.

Крылов написал более двухсот басен. Где причина их неслыханной популярности и непреходящей ценности? Несомненно, в их народности и реализме . В его басни смело ворвалась проза будничной жизни без всяких прикрас. Простой мужик стал тут не только полноправным, но и наиболее чтимым героем. Все это оскорбляло вкус ревнителей господствовавшей в те времена теории изящного. Историк Каченовский называл басню «Свинья» «презренным сочинением» и «смрадом запачканных нелепостей».

По своей проблематике басни Крылова условно можно разделить на социально-политические («Лев на ловле»; «Слон на воеводстве»; «Рыбья пляска»), морально-философские («Стрекоза и Муравей»; «Огородник и Философ»; «Листы и Корни») и социально-бытовые («Слон и Моська»; «Свинья под дубом»).

Басни Крылова народны не только по своему содержанию, но и по форме их поэтического воплощения. Сознательно защищая реализм, баснописец осмеивает торжественность классицизма («Парнас») и чувствительность сентиментализма («Ручей»). В его баснях властвуют не олицетворения отвлеченных моральных принципов, а конкретно-исторические типы: крестьяне, помещики, чиновники, купцы, мастеровые.

Сообщая басням реально-бытовой и национально-исторический колорит , Крылов выступил истинным новатором. Басню, этот условный вид, он превратил в подлинно реалистическую лиро-эпическую форму, в которой на первый план выдвинул типические, т. е. глубоко обобщенные и в то же время индивидуальные характеры, жизненные ситуации и события. Их идейный, нравственно-поучающий смысл ясен, прозрачен и без предваряющих или завершающих выводов («Музыканты»; «Прохожие и Собаки»; «Лев и Лисица»; «Волк и Мышонок»). Басни Крылова часто писались по какому-либо поводу, событию, по, как правило, приобретали расширительный смысл. По глубине своих обобщений басенные образы становятся нарицательными. Реально-символический смысл приобретают иногда даже заглавия его басен: «Тришкин кафтан», «Демьянова уха».

Испытывая воздействие тогда господствовавшей консервативно-реакционной идеологии, Крылов в ряде басен утверждал социальную иерархию («Лягушка и Вол»; «Колос»), религию («Безбожники»), довольство малым, но прочным («Дерево»; «Пастух и Море») и критиковал прогрессивно-демократические, революционные воззрения («Водолазы»; «Бочка»; «Конь и Всадник»). Так сказывалась противоречивость идеологии, политическая ограниченность социальных сил, стоящих за Крыловым: крестьянских и мещанcко-трудовых, мелкобуржуазных. Но при наличии явных противоречий баснописец оставался в основном верен ведущим идеям того просветительского демократизма, который был свойствен ему еще в пору ранней журналистской и драматургической деятельности. Пользуясь хитроумной иносказательностью, применяя эзопов язык, Крылов в условиях драконовской царской цензуры в подавляющем большинстве своих басен выражал определяющие думы, настроения, стремления и чаяния простого русского народа.

Естественности, живости басен Крылова, несомненно, содействует вольный стих. Меняя количество стоп в строках, баснописец достигает необходимой медлительности или действенности развивающегося события, эпизода, явления («Бумажный змей»).

Проблематика басен Крылова Живописный и богатый язык делает произведения Крылова вершиной «эволюционного развития» русской басни, и ставит писателя в ряды мировых профессионалов этого жанра. впервые создал басню - сценку , когда у его предшественников главным в басне была мораль. В его произведениях морали ничуть не меньше, просто она умело прячется за искусно построенными комедийными ситуациями. В противовес традиционной схеме жанра, персонажи басен Крылова похожи на реальных людей, представляющих разные социальные слои - от лакея до царя.

Жанр басни под пером Крылова заметно изменился. В нее вошло такое глубокое философское, этическое, социальное содержание, которое было под стать комедии или роману. Крылов решал в басне задачи национального масштаба и серьезного литературного значения. Басня благодаря Крылову стала жанром, сравнимым с большими и «важными», как тогда говорили, литературными формами.

В баснях Крылова ожила национальная история, отлившаяся в проясненные баснописцем национальные моральные нормы, и русская нация в них нравственно осознала себя. Раздвигая содержательные границы басни, фабулист не выходил за пределы жанра и не превращал басню в сатиру, в лирическое стихотворение или в бытовую новеллу. Крылов использовал внутренние возможности жанра, не нарушая его строения и строго соблюдал законы, согласно которым басня состоит из морального поучения и рассказа. Он не отказывается от морали в пользу рассказа или от рассказа в пользу морали, а сохраняет и живой рассказ, комедийную сценку и нравоучительность. Поэтому басня Крылова – это художественное произведение, в котором закреплен способ народного мышления, сохраняющий признаки простодушно-лукавого, не прямого проникновения в суть вещей, и сгусток народной мудрости, и эпический рассказ, и драматический эпизод, в котором персонажи действуют самостоятельно, в соответствии с их характерами. Через их непосредственные отношения проступают зримые черты того общества, в котором они обитают. В свою очередь, этот мир в их поведении и их устами выносит себе приговор. Басня Крылова не столько указывает на порок, сколько показывает его.

Не изменяя классических басенных правил, Крылов перестраивает соотношение между рассказом и моралью, наполняет рассказ живописными подробностями, создает характеры персонажей и образ рассказчика.

Новаторство Крылова в жанре басни раздвинуло широкие дали перед русской литературой, обозначив и облегчив путь к реализму, к созданию общенационального литературного языка и многосторонних типических характеров.

аслуга Крылова состояла прежде всего в том, что он освободил русскую басню от абстрактности ее моралистических устремлений. Сохраняя внешние традиционные признаки своей жанровой структуры (аллегоризм персонажей, смысловая двуплановость повествования, наличие моральной сентенции, конфликтность сюжетной ситуации) , басня Крылова обрела в то же время новую эстетическую функцию иносказательного же, но остро критического изображения совершенно конкретных социальных пороков современной баснописцу русской действительности.

Крылов виртуозно использовал в своем творчестве литературный прием - аллегорию. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно из сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, - такие как лиса, медведь, заяц, волк. Каждый из них был заведомо наделен определенной чертой характера. Прием аллегории использовали классицисты, например, в одах. Крылов соединил опыт использования этого приема разными литературными жанрами в одно целое. Басенный муравей - олицетворение трудолюбия ("Стрекоза и муравей"), свинья - невежества ("Свинья под дубом"), ягненок - кротости, как "Агнец Божий" ("Волк и ягненок").

Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Новаторство Крылова дало начало развитию сказочно-политического жанра в творчестве многих писателей девятнадцатого века.

Народность басен - это, прежде всего, народный разговорный язык и то, что адресатом басен были широкие народные массы. Автор активно использовал разговорную лексику, порой даже просторечия. Индивидуализация речи является еще и признаком реализма. Ведь только у Крылова язык героя так гармонично слит с характером.

Пословицы и поговорки, часто используемые в народной речи, вплелись в текст басни: автор как бы обыгрывает отдельную поговорку, но она же - и вывод из данного эпизода. Многие из них вошли в русский язык: «Слона-то я и не приметил» , «Хоть говорится, что дело мастера боится» , «А Философ - без огурцов» .

Крылов-баснописец несказанно обогатил русский язык, наполнил его множеством афоризмов, («а ларчик просто открывался» , «а Васька слушает да ест») , совершенствовал басенный стих, используя аллегории. Художественные средства - эпитеты, сравнения, каламбуры - еще более подчеркнули народность языка. С помощью языка Крылов впервые в русской литературе вывел психологию, мировоззрение простого человека. Демократизм басен выражается в авторском восприятии мира. Крыловское понимание добра и зла было поистине народным. Героями басен были наряду с вельможами, старостами, воеводами и простые люди -Реализм - третий принцип, которому Крылов, как баснописец, неизменно следовал. Он выражается и в народности, и в демократизме , и в характере персонажей, и в высокой художественности, ведь основной целью автора было донести басню до широких масс! В портрете каждого персонажа преобладала какая-то одна черта, выраженная удивительно естественно и убедительно. В отличие от предшественников Крылов лишил свои басни мистицизма. Действующие лица - звери или предметы - наделялись качествами героев народного эпоса. Каждый персонаж действовал в соответствии с той общественной ролью, которую он олицетворял, то есть Крылов-баснописец придал своим произведениям конкретность и правдивость,

У Крылова басня была обогащена еще и тем, что теперь в ней на первый план выступил рассказчик, простодушный и лукавый, повествующий о житейских сценках, которые сам когда-то наблюдал. Он не пытается выставить свою точку зрения напоказ, а лишь ссылается на молву, общественное мнение. Часто рассказчик говорит «мы» , объединяя себя с читателем. Народная мораль была обобщена под пером баснописца, который и придал ей облик пословицы, поговорки.

Лироэпический жанр подразумевал и наличие лирического героя. В баснях - это умудренный опытом человек, поучающий и оценивающий героев, юмористически характеризующий их.

Крылов явился выдающимся русским баснописцем. В басню, наследуя традиции своих предшественников, он внес русский дух, отразил типичные черты русского характера и сделал это с позиций народной морали, поэтому его герои - это представители русской нации. Главное, что сделало его басни популярными, - это простой русский разговорный язык, что и позволяет нам сказать, что выдающийся Крылов-баснописец стоял у истоков русского реализма.

МБОУ «Криволесская ОШ»

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА ТЕМУ:

"Русские басни"

Работу выполнили:

ученики 3 класса

Голубев Иван,

Решетников Антон,

Шафров Михаил

Учитель: Бодылева Е.А.

2015-2016 учебный год

1. Цели и задачи данного проекта

2. Введение

3. Биография писателя.

4. Басни и их нравоучительный смысл

5. Занимательный материал по творчеству И.А.Крылова

Изучить биографию великого баснописца;

Расширить представления о творчестве И. А. Крылова.

Подобрать и изучить литературу по данной теме;

Понять, чему учит каждая басня.

Введение.

Нами было много прочитано басен разных авторов, например, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева и др., но больше всего нам нравятся басни великого русского баснописца - И.А.Крылова.

Именно поэтому нам захотелось ещё больше узнать о самом авторе и ещё больше прочитать его басен.

Биография писателя.

И.А. Крылов – поэт-баснописец, драматург. Он был писателем редкой судьбы.

Родился в Москве в семье бедного армейского капитана. После выхода отца в отставку семья поселилась в Твери.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.

Зимой 1782 г. Крылов переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. В Петербурге он нашёл то, о чём мечтал: образованных людей, книги, театр.

Он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным. В журнале читатель без труда узнавал современную ему Россию. В типографии был произведён обыск и Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

Несколько раз он начинал, казалось бы, начиная всё сначала, пока не открыл свой счастливый жанр – басню. В ней сошлись все грани его таланта писателя.

Всего при жизни Крылова вышло девять книг басен. Когда его спросили, почему он избрал такой род стихотворения, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».

Крылов прожил 75 лет. На его глазах совершались великие события в России. При нём родились, жили, работали великие русские писатели: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Тургенев.

В мире, пожалуй, было всего три таких мудреца: греческий раб-баснописец Эзоп, французский дворянин Лафонтен и наш российский «дедушка Крылов». Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа». Басни Крылова знали не только в России: ещё при жизни автора многие из них были переведены на западноевропейские языки и завоевали популярность во Франции, Германии, Англии.

Басни и их нравоучительный смысл

Басня "Ворона и лисица"

В этой басне высмеиваются лесть, глупость, баснописец осуждает обман и хитрость.

Басня " Лебедь, рак и щука"

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.

Басня "Волк и Ягнёнок"

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Басня "Свинья по дубом"

Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни "Свинья под дубом", призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.

Занимательный материал по творчеству И.А.Крылова

    Угадайте название басни по картинке


II. По описанию догадайся, о какой басне идет речь

Героиня этой истории не сумела разобраться, как пользоваться одной вещью. От досады она её сломала. (Мартышка и очки)

Героиня этой истории простодушна и доверчива, и потому хитрая противница обманом лишает её всего состояния.(Ворона и лисица).

Героиня этой истории пела и танцевала все лето. А когда наступила зима, ей стало совсем не до веселья.(Стрекоза и муравей)

III. Разгадайте ребусы

Ответы: 1.Стрекоза «Стрекоза и Муравей», 2. Моська «Слон и Моська», 3 Кукушка «Кукушка и Петух», 4. Щука «Лебедь, Щука и Рак»

IV. Прочитайте «Басню». Вы заметили, что её герои перепутались? Вспомните, из каких басен они собрались? Назовите правильные ответы

1.Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осёл, Козёл

Да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки, -

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова.

Случилось соловью на шум их прилететь.

«Изрядно, - говорит, - сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно».

Ответы: «Лебедь, Рак и Щука»; «Квартет»; «Мартышка и Очки».

Басни Крылова учат нас быть честными, справедливыми и добрыми. Учась на ошибках персонажей басен, мы пытаемся в будущем не допускать их и не попадаться на уловки и обманы нечестных и лживых людей.

Знать своё место и не лезть туда, где не умеешь ничего. Такой пример был приведён в басне "Квартет". Не оставлять без присмотра свои вещи, не быть падкими на лесть, как ворона из басни "Ворона и Лисица". Думать о последствиях. Как в басне "Свинья под дубом". И не обращать внимание на всяких Мосек, а также не задаваться. Яркий пример - "Моська и Слон".

Басни Крылова - это не нравоучения, лекции, а неназойливые рассказы и смешные примеры, которые могут взять с каждого.

Похожие публикации