Школа дистанционного образования для детей инвалидов. Дистанционное обучение инвалидов в россии
Дистанционное обучение детей-инвалидов
в МБОУ СОШ №1 г. Климовск Московской области
(из опыта работы Лоскутовой В.В. – учителя начальных классов)
Дети-инвалиды – особая категория учащихся и имеют право на особую заботу и обучение. С 2012 г. наша школа вступила в проект Дистанционного обучения детей-инвалидов. Учителя и дети обеспечены комплектами компьютерной техникой, цифровым учебным оборудованием.
Школа стремится дать образование на таком уровне, чтобы ребенок-инвалид пришел к итоговым контролям знаний в форме ГИА и ЕГЭ на равных условиях со всеми другими детьми. Что является основной целью нашей образовательной деятельности. Обязательным условием работы педагога является учет возможностей здоровья ребенка, психофизиологических особенностей, способностей; ориентированность на перспективы развития обучающегося, раскрытие его потенциала.
Дистанционное обучение позволяет: получить образование в соответствии с ФГОС, о бучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя специализированное новейшее компьютерное оборудование, рассчитанное на детей-инвалидов, развить творческие способности и участвовать в проектной, исследовательской деятельности.
Я обучаю детей с разными диагнозами. Урок – основная единица образовательного процесса. Преподаватель дистанционного урока должен ориентироваться на определенный алгоритм его построения, насыщенного электронным контентом. Поскольку важное значение имеет контент, которым заполняются этапы дистанционного урока, то преподаватели проводят постоянный мониторинг образовательных сайтов. Рекомендуем к использованию в педагогической деятельности следующие сайты, богатые ценными разработками, интересными находками, различными материалами к уроку:
1. http://vacad.ru - Здесь, зарегистрировавшись, можно получать различную информацию о системе ДО, перенимать опыт и обмениваться мнениями с коллегами, уже давно работающими в этой сфере.
2. InternetUrok.ru – Коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы.
4. http://www.rusedu.ru/ - Архив учебных программ и презентаций (тесты, уроки, рефераты и т.д.) (сайт можно использовать для самостоятельного просмотра учеником по заданной теме).
5. http://www.school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
8. http://аудиохрестоматия.рф - Масштабный всероссийский образовательный медиапроект. Это аудиокурс, упорядоченный в соответствии с утверждённой Министерством образования и науки РФ школьной программой по литературе. Среди аудиозаписей – отрывки из прозаических произведений и циклов стихов, принадлежащих как русской, так и зарубежной литературной традиции, в классических переводах.
В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов по электронной почте. При этом можно передавать не только текстовую информацию, но и видеоматериалы, контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Создавая уровневые домашние задания с различными способами коррекции на каждом занятии. Составление учащимися кроссвордов, написание ими рефератов, сказок, стихов, представление информации средствами мультимедиа-технологий, презентаций, Flash-анимации, отработка навыков с помощью программ-тренажеров, интерактивное исследование учебного материала на образовательных сайтах сети Интернет, посещение электронных библиотек, словарей, проведение виртуальных экскурсий.
На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи - десяти лет является игровая, я убедилась, что использование ЦОРов в дистанционном обучении:
- во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
- во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
- в-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
- в-четвертых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности;
- в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Хочу остановиться на тех ЦОРах, которые использую в дистанционном обучении:
1.Презентации, которые дают уроку привлекательность своим разнообразием.
Презентация - это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.
2.Тренажёры. Использование дидактических игр-тренажёров позволяет существенно интенсифицировать работу учащихся, увеличить количество повторений действий за счёт повышения мотивации. Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения. Используя эти игры, у детей не возникает стресса и страха. Даже слабоуспевающие ученики охотно работают с тренажером. Допустив ошибку, учащиеся имеют возможность вернуться к заданию и ответить правильно.
3.Flash-анимация на уроках – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала.
В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации почти по всем предметам.
4.Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности. Использование тестов дает возможность вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания, достоверно оценивать и управлять качеством обучения.
И как видно, с применением ЦОРов на уроках дистанционного обучения, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Ребенок заинтересован, приобщен к творческому поиску; активизирована его мыслительная деятельность. Процесс становится нескучным, разнообразным, творческим. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребенка.
Творчески организованный урок с использованием дистанционных технологий способствует формированию в учащихся склонности к самостоятельному поиску информации, дальнейшему развитию своих способностей. В свою очередь для педагога открываются возможности обогащения внеурочной деятельности и поддержки талантливого ученика. Границы таких возможностей с использованием всевозможных интернет-олимпиад, дистанционных конкурсов и прочих ресурсных центров глобальной сети практически необъятны. Современный учитель непременно должен использовать эти ресурсы, привлекая учащихся к участию в мероприятиях развивающего и творческого характера. Самые простые технологии интерактивности, доступные в начальной школе - это создание своих собственных презентаций, и посложнее - проектов. Проектная деятельность развивает навыки самостоятельного мышления, наблюдательность, внимание, воображение, цветовые ощущения, повышается успеваемость учащихся. Метод проектов, используемый на занятиях, формирует положительное и ответственное отношение к учению, вызывает устойчивый интерес к учебной деятельности.
Кроме школы творческие способности у детей развивают родители. Федор Монаенков посещает музыкальную школу. Агафонов Даниил занимается рукоделием.
Эффективная организация системы дистанционного образования детей-инвалидов создает среду, развивающую у детей интерес не только к информационным технологиям, учебной и исследовательской деятельности, но и способствует всестороннему развитию ребенка-инвалида, позволяет найти, оптимальный для себя, способ успешно адаптироваться в жизни.
Индивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных возможностей ребенка, в программе может быть предусмотрено обучение в высшей школе. Больные дети имеют право на обучение. Это закреплено Конституцией РФ (ст. 43). Обучение детей-инвалидов производится в общеобразовательных школах, специальных коррекционных учебных заведениях, на дому: дистанционным методом или путем семейного воспитания. Инвалидам детства также предоставляется право обучаться в музыкальных и художественных школах на бесплатной основе.
Для получения специального образования инвалидам предоставляются льготы при поступлении в профессиональные училища, техникумы, высшие учебные заведения. Единственным, но значительным ограничением для обучения детей-инвалидов является состояние здоровья. Согласно заключению медицинской психиатрической и педагогической экспертизы инвалиды детства определяются в специализированные учебные заведения для обучения детей со следующими нарушениями:
- Зрения;
- Слуха;
- Речи;
- Двигательной активности.
При имеющихся нарушениях интеллектуального развития предусмотрено обучение детей-инвалидов в специальной школе-интернате по особой методике специально подготовленными преподавателями.
Так или иначе, ни один инвалид детства не может остаться без образования, независимо от характера заболевания.
Обучение детей-инвалидов в школе
Средние общеобразовательные учебные заведения не имеют права отказывать в приеме детям инвалидам, тем не менее школы не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями. Педагоги не разрабатывают специальных учебных программ, не привлекают к процессу обучения детей-инвалидов в школе специалистов: дефектологов, логопедов, массажистов и пр. Частные школы имеют право принимать инвалидов, но не обязаны это делать.
Дети-инвалиды, не страдающие задержкой умственного развития, как правило, не имеют проблем с усвоением школьного материала. На первый план для таких учеников выступает проблема общения со сверстниками. Детская психология значительно отличается от взрослой, ученики могут «организовать» инвалиду невыносимые условия не только в плане обучения, но и в жизнедеятельности. Тем временем руководство среднего общеобразовательного учебного заведения не имеет возможности создания благоприятных условий для детей с ограниченными физическими возможностями. В штате средней школы не предусмотрена работа психолога, прямой обязанностью которого является создание необходимого микроклимата в коллективе.
Подобные условия созданы в коррекционных школах, в которые ребенок направляется только с согласия родителей.
Обучение на дому детей-инвалидов
В тех случаях, когда родители не желают, чтобы их ребенок учился в коррекционной или общеобразовательной школе, предусмотрена возможность получения среднего образования на дому.
Для обучения на дому детей-инвалидов существует две формы преподавания:
- Семейная;
- Надомная.
Семейное обучение не предполагает участия в образовательном процессе учителей из общей школы. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Если же решением комиссии ребенок нуждается в учебе в коррекционной школе, размер компенсации увеличивается согласно существующим нормативам. Между родителями и школой заключается договор, который предусматривает проведение промежуточной аттестации знаний. В случае отрицательных результатов договор расторгается, а компенсация подлежит возврату.
Надомная форма обучения детей-инвалидов предусматривает выплаты на двухразовые горячие обеды, труд прикрепленных учителей школы оплачивает государство. Преподаватели также проводят занятия с ребенком на дому и проводят аттестацию, в ходе которой предусмотрены итоговые экзамены по определенным предметам.
Ребенок, обучаясь дома, получает полное образование, уровень которого не отличается от общего.
Дистанционное обучение детей-инвалидов
Для обучения инвалидов с детства существует несколько моделей дистанционного обучения:
- В центре дистанционного обучения. Занятия проводят штатные педагоги;
- Методическое сопровождение преподавания по месту жительства;
- Разработка программы обучения детей-инвалидов несколькими образовательными учреждениями.
Учебно-методический комплекс дистанционных технологий составляется с учетом плана школы и программ предметов по отдельным дисциплинам. Вся информация находится в открытом доступе как для учеников и родителей, так и для преподавателей. С этой целью разработаны комплекты электронных ресурсов.
Дистанционное обучение детей-инвалидов предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время задать вопрос учителю и получить на него исчерпывающий ответ.
Важное достижение дистанционного обучения – возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.
Аттестация знаний при обучении детей-инвалидов
Контрольная работа проводится согласно графику, утвержденному руководителем учебного центра. Режим очного взаимодействия обеспечивается с помощью специальных компьютерных программ. Ученик устанавливает камеру таким образом, чтобы преподаватель мог видеть рабочее место. Подобный режим полностью исключает использование подсказок как в устной, так и в письменной форме.
Обучающиеся с низким темпом работы выполняют контрольную работу в несколько этапов. Учителя не имеют права нагнетать обстановку, преувеличивая значимость прохождения аттестации.
Вступительные экзамены в среднетехнические и высшие учебные заведения для инвалидов проводятся на особых условиях. Абитуриентам предоставляется дополнительное время на подготовку в течение полутора часов независимо от формы сдачи экзамена: письменной или устной. Обучение детей-инвалидов в высших и среднетехнических учебных заведениях также проводится по индивидуальным программам с учетом рекомендаций врачей, психологов и социальных работников.
Инвалидность определяется не состоянием здоровья, а степенью ограничения к трудовой деятельности. Современные технологии позволяют детям инвалидам получить необходимое образование и стать полноценными членами общества.
Человеческое сострадание всегда помогало инвалидам хоть как то облегчить их жизнь. В настоящий момент данная функция возложена на государство.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Принятие новых законов, которые направлены на поддержку детей-инвалидов, сейчас достаточно актуальны.
Возможность получения образования детям-инвалидам в 2019 году была скорректирована государством, неся новые возможности этому незащищенному сегменту общества.
Что нужно знать
Инвалид — данный термин вызывает у нас чувство жалости к нетрудоспособному человеку, которому не доступны все радости повседневной жизни.
Мы сочувствуем человеку, который передвигается в коляске, с тростью или имеющего другие серьезные патологии. Мы живем полной жизнью и считаем, что нас никогда не коснется эта участь.
Но болезнь может войти в нашу с тобой жизнь, и мы не сможем ничего поменять. Мы оказываемся по другую сторону жизни, к которой мы привыкли.
Необходимые термины
Человек, который перенес серьезную травму или болезнь первое, что слышит от врачей — «Вы стали инвалидом».
Причины, по которым устанавливается инвалидность следующие:
- устойчивая утрата способности трудится, что вынуждает пациента покинуть работу на продолжительный период времени;
- вынужденное, существенное изменение условий работы;
- ограничение жизнедеятельности, что не позволяет человеку обслуживать себя;
- потребность в реализации мер соцзащиты индивидуума.
Человек признается инвалидом после прохождения . МСЭ изучает заключения врачей разной специализации о физическом и психическом состоянии больного.
Классификация инвалидов и критерии их оценки установлены Министерством здравоохранения.
Степень нарушения функций организма больного влияет на группу инвалидности, а граждан, не достигших шестнадцати лет, относят к категории «детей- инвалидов». МСЭ проходят по месту жительства.
Если больной по состоянию здоровья не может самостоятельно приехать для прохождения МСЭ, то обследование пациента и заключение проводится:
- дома у больного;
- заочно на основании документов, которые предоставляются с согласия больного или его представителя;
- в стационаре, где больной проходит лечение.
Законодательная база
Теперь поступить в высшее заведение без очереди на бакалавра и специалиста в рамках квоты могут:
- инвалиды с детства;
- инвалиды I и ;
- дети-инвалиды;
- лица, получившие инвалидность в период военной службы.
Законодательный акт предусматривает выделение квоты, при этом заключение МСЭ не нужно.
На законодательном уровне за детьми-инвалидами закреплено право на получение образования. Под действия данного закона попадают все субъекты РФ.
Условия развития дистанционного образования детей-инвалидов
В 2019 году Министерство образования продолжает вносить изменения, которые призваны улучшить образование детей-инвалидов, осуществляемого дистанционно.
В России планируется поэтапное формирование условия для обучения инвалидов дистанционно.
При такой форме обучения можно кроме общих предметов, получить и дополнительное образование детям .
Основной целью такого обучения является наличие условий для формирования качественного обучения ребенка-инвалида, учитывая его увлечения и предпочтения, с применением интернета.
Обучаться дистанционно можно:
- Дома.
- Дистанционно.
Варианты организации процесса
В настоящий момент в России, кроме отсутствия надлежащего образования лиц с ОВЗ, ребенок сталкивается со следующими проблемами:
- Недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми.
- Нарушение связи с окружающей средой.
- Ограничение доступа к информационным технологиям.
- Нехватка общения с ценностями культуры и природой.
Дети с ограниченными возможностями испытывают:
- низкую самооценку;
- им присуща неуверенность в себе;
- им тяжело понять и выбрать свою жизненную цель.
Все это ведет к медленному процессу интеграции детей-инвалидов. Решить эти проблемы поможет доступность дистанционного образования и обучения на дому.
На дому
Когда ребенок-инвалид не может на постоянной основе посещать школу, то он может учиться дома. Принять такое решение могут компетентные органы местной власти.
Для этого родителям требуется представить ряд документов:
- заявление на необходимость проходить обучение малышом дома;
- заключение МСЭ о необходимости ребенку-инвалиду учиться на дому из-за состояния его здоровья.
Родителям необходимо заключить договор с администрацией школы или с органом исполнительной власти, которые осуществляют работу в области образования.
Следует знать, что соглашение на обучение в домашних условиях составляется в определенной форме, которая утверждена законодателем.
Если малыш обучается дома с применением дистанционных средств, то ему на период обучения должны предоставляться средства связи и компьютер за счет бюджета населенного пункта, где проживает ребенок.
Дистанционное
Различают несколько видов дистанционного обучения:
- веб и чат-занятия;
- телеприсутствие;
- телеконференции;
- использование сети Интернет.
При обучении в дистанционном режиме можно:
- проходить обучение в общеобразовательном учреждении, независимо от материальных условий семьи инвалида и от места ее проживания;
- слушать лекции в удобном для себя месте, заниматься по расписанию, согласованному с родителями школьника, применяя специализированное компьютерное оборудование.
- получать дополнительное образование;
- использовать и получать навыки коллективной работы;
- пройти подготовку к поступлению в ВУЗ;
- осуществить развитие творческих способностей школьника;
- принять участие в исследовательской работе;
- получить возможность консультироваться с профильными врачами (психологом, логопедом, дефектологом и т.д.).
Дистанционного обучения позволяет детям-инвалидам получить реабилитацию и коррекцию развития, достичь полной интеграции среди своих сверстников.
Возможные компенсации
Обязанность государства – дать инвалиду образование, на которое выделяются бюджетные средства. Это осуществляется 2 способами:
- В общеобразовательной школе.
- На дому.
Родителям, обучающих инвалида дома, выплачивается после того, как ребенок достигнет возраста 6 лет и 6 месяцев.
То есть с того периода времени, когда инвалид может начать учебу в общеобразовательной школе. Выплаты компенсации производятся до завершения обучения в школе (по достижению 18 лет).
Срок получения образования в школе может быть увеличен, если у подростка, имеются различные серьезные патологии.
Если ребенок обучается дома, то количество часов занятий с учителем из школы намного меньше, чем при обычном посещении школы. Поэтому большую часть работы ребенок должен делать сам
Родители могут согласовать с педагогом из учебного заведения о дополнительных занятиях, но количество часов таких занятий ограничено законом до 3 часов в неделю.
Только фактические расходы на обучение будут компенсированы и они не должны превышать установленный норматив.
Чтобы семья инвалида получила компенсацию, родители должны подать заявление о необходимости дополнительных общеобразовательных руководителю школы, который утвердит размер компенсации, выплачиваемую семье инвалида.
При составлении заявления, в нем нужно указать:
- паспортные данные;
- справка из ЖЭКа, подтверждающая регистрацию малыша.
- документ о рождении ребенка-инвалида.
К заявлению следует приложить ряд документов:
Когда договор об обучении на дому подписан, в он заключается сроком на 1 год, можно будет получить компенсацию.
Если расходы превышают установленный лимит, то их несут родители ребенка. Дети-инвалиды не достигшие школьного возраста имеют право присутствовать на некоторых занятиях детсаду.
Плата с родителей не взимается, если малыш болеет определенным заболеванием. Так же государство предоставляет для определенных групп населения, чей малыш посещает детский сад.
К ним относятся:
- семьи военных;
- одинокие матери;
- родители, имеющие ребенка-инвалида;
- многодетные семьи;
- семьи, где один из родителей призван на военную службу;
- если оба родителя студенты.
Перечень льгот
Для детей-инвалидов, не достигших 7 лет, предоставляется возможность на получение мер реабилитации и получение всего необходимого для пребывания в детском саду.
Существует ряд льгот для этой категории инвалидов:
- зачисление в дошкольное заведение без очереди;
- за пребывание и питание в дошкольном учреждении с родителей плата не взимается.
Если малыш не способен посещать детский сад из-за его состояния здоровья, то ему в обязательном порядке предоставляется возможность на безвозмездное поступление в специализированный детский сад без очереди.
Школьники обладают теми же правами, которые перечислены выше. Они могут учиться как в общих, так и в специализированных школах
Денежные средства на содержание детей-инвалидов в детских садах и школах выделяются бюджетом.
Дети и школьники, имеющие физиологические и психологические патологии, с согласия родителей могут проходить обучение в специальных учебных заведениях.
Обучение в данных заведениях осуществляется с учетом заключения . Родители могут выбрать вариант обучения ребенка-инвалида на дому.
Государство предоставляет возможность детям-инвалидам поступать в государственные учебные заведения вне конкурса.
Какие существуют проблемы в России
В настоящее время можно выделить 2 проблемы, с которыми сталкивается ребенок-инвалид:
Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха и незначительными отклонениями в интеллекте может посещать учебные заведения.
Но, огромное количество детей-инвалидов не может посещать общеобразовательные заведения, и вынуждены обучаться по индивидуальной программе.
Часто педагог затрудняется подобрать правильную индивидуальную систему обучения ребенка. Часто это касается детей с психическими отклонениямиУ нас в стране очень мало учителей, которые способны обучать таких детей. Цель школы – подготовить ребенка к жизни в социуме и дать ему необходимые для этого знания.
И хоть в пединститутах на лекциях читают специальные предметы, такие как дефектология, коррекционная педагогика, специальная психология, учителей готовят для обучения детей, которые не имеют ярко выраженных нарушений со здоровьем.