Шах джахан и мумтаз махал. История и этнология

Легенда гласит, что в возрасте 15 лет, князь, который вскоре станет «королем мира» впервые увидел 14-летнюю Арджуманад Бану Бегам (будущую Мумтаз Махал) на восточном базаре, развернувшемся недалеко от Королевского дворца. Кто-то считает, что красавица была бедной девушкой, но на самом деле «луналикая дева» имела знатное происхождение, являясь дочерью главного министра королевства. Ожидание свадьбы заняло долгие пять лет, церемония откладывалась по ряду причин.

Во-первых, принцу Хурраму (настоящее имя Шаха Джахана) предназначалась в жены персидская принцесса, ну, а во-вторых, бракосочетания при дворе принято было совершать согласно астрологическому прогнозу, а благоприятная дата наступала лишь в 1612 году. Поскольку ислам разрешал многоженство, то препятствий к браку между Арджуманад и Хуррамам не было, оставалось лишь ждать. В течение целых пяти лет влюбленные не могли видеть друг друга, но юношеское чувство лишь крепло, в итоге свадьба состоялась. На бракосочетании отец жениха, император Джаханджир «переименовал» свою невестку Арджуманд Бану. Дело в том, что по традициям Моголов, представительницы королевской семьи получали новое имя после своего замужества или других важных моментов жизни, которое и использовалось в последствие публично. Так «родилась» Мумтаз Махал (значение имени: «Украшение Дворца»).

К слову, в 1612 году Хуррам еще не взошел на престол, коронация случится гораздо позже, в 1628 году. Вообще-то принц имел мало шансов перенять бразды правления у своего отца, потому что не был старшим среди многочисленных отпрысков правителя Моголов Джаханжира. Однако император всегда выделял Хурамма среди других детей и даже нарек его Шахом Джаханом, что в переводе означало «Властитель Мира». Принц Хуррам пользовался заслуженной любовью при дворе, ведь он был не только образован и хорошо разбирался в искусстве, но и немало поспособствовал укреплению империи, одерживая многочисленные победы в военных кампаниях.



Считается, что к трону Хуррама привела случайность. Однако историки предполагают, что коварный принц подстроил смерть своего старшего брата и смог взойти на престол, сменив на посту старого и больного Джаханжира. Все это время преданная супруга Мумтаз Махал была верной соратницей и компаньонкой мужа, сопровождала царевича в военных походах, помогала советом в государственных делах. Современники утверждают, что Шах Джахан не обращал никакого внимания на остальных жен и наложниц, пока его супруга была жива. Мумтаз не только была хорошей женой, но и стала матерью для 13 детей Джахана. Не смотря на частые роды и тяготы походной жизни, верная супруга была всегда рядом со своим властителем.



Итак, лишь 1628 году Шах Джахан стал Императором огромного королевства. Историки отмечают, что его царствование принесло огромную пользу для государства. В этот период империя Моголов крепла и богатела, а основным принципом, характеризующим политику правления Джахана, стала фраза: «Если и есть рай на Земле, то он находится здесь».

Однако древняя восточная поговорка гласит «Сладость удовольствия не бывает без горечи….» Спустя три года, после восшествия на престол Хуррам был вынужден отправиться в новый военный поход, на этот раз путь лежал в Бурханпур для того, чтобы подавить восстание и навести порядок во взбунтовавшейся провинции. Мумтаз Махал как обычно решила последовать за мужем, не смотря на то, что находилась на сносях.


Именно в Бурханпуре королева родила своего 14-ого ребенка, спустя несколько дней после родов ослабевшая женщина умерла. Причиной тому стала инфекция, с которой не смог справиться ослабевший от частых беременностей организм женщины. В то время Мумтаз было всего 36 лет.

Придание гласит, что убитый горем Шах Джахан поклялся умирающей жене, что создаст для нее мавзолей невиданной красоты, который увековечит их любовь в веках. Правитель сдержал свое слово – после смерти жены единственной заботой и отрадой для него стало строительство усыпальницы.

Первоначально могила Мумтаз находилась Бурханпуре, и лишь спустя какое-то время останки доставили в Агру и захоронили недалеко от быстрой реки Ямуна. На месте погребения было начато строительство мавзолея, которое длилось около 22 лет.

Возведение усыпальницы было завершено в 1648 году (хотя возможно, отделочные работы продолжались вплоть до 1652 года) и обошлось правителю в 32 миллиона рупий. Судя по дошедшим до нас письменным источникам, главным архитектором Тадж-Махала был некто Устад-Иса, известнейший агрийский зодчий того времени. Кроме него, к строительству было привлечено множество мастеров из Дели, Лахоры, Мултана, а также из Багдада, Шираза и Бухары. В общей сложности над Тадж-Махалом трудились не менее двадцати тысяч человек. Существует мнение о том, что к строительству привлекались также архитекторы и художники из Италии и Франции, но в архитектуре Тадж-Махала наиболее четко прослеживается преемственность монументального древнеиндийского искусства в сочетании с элементами средневекового зодчества Ирана и Средней Азии.



Считается, что даже Шах-Джахан мог приложить руку к строительству усыпальницы, по крайней мере, сама идея, концепция здания точно принадлежит ему. Император обладал глубокими познаниями в искусстве и был хорошим художником к тому же, на создание Тадж-Махала его вдохновляла огромная, всепоглощающая любовь к Мумтаз. Шах Джахан воплотил в мавзолее свое видение мира, мира гармоничного, изящного и чистого. Тадж-Махал стал не только материальным воплощением любви, но и символом великой эпохи.

Отметим, что усыпальница Мумтаз выстроена в строгих канонах исламской архитектуры, поэтому имеет некую схожесть с мечетью. На это указывают: минареты, купола, стрельчатые пологие арки, арабская вязь и растительный орнамент на стенах и фасаде здания. Тадж-Махал воздвигнут на квадратной платформе (186 на 186 футов) с четырьмя усеченными углами. Таким образом, мавзолей имеет форму неправильного восьмиугольника.

Как уже и говорилось выше, при создании Тадж-Махала использовался причудливый арабский стиль, в котором каждый элемент неповторим, и при этом превосходно вписывается в общую архитектурную композицию. Кроме того, все строения комплекса подчиняются строгой симметрии. Основной материал для строительства - белый мрамор, его доставляли на специальных повозках из месторождения, находящегося в 320 км. от Агры.



Центральный купол мавзолея достигает 58 футов в диаметре, и поднимается ввысь на 213 футов (74 метра). Его окружают четыре купола меньших размеров, а чуть дальше высятся четыре изящных тонких минарета, которые, словно часовые, охраняют покои Мумтаз от незваных гостей. Примечательно, что башни возведены под углом, они немного отклонены назад – это вовсе не огрех в проектировке, а продуманная деталь. Такое положение минаретов спасло бы усыпальницу от разрушения при землетрясении. Кстати, не чудо ли, что Тадж-Махал ни разу не был сильно поврежден из-за сильных подземных толчков, столь частых в этой сейсмически активной зоне?
Вся поверхность Тадж-Махала (как внутри, так и снаружи) украшена резьбой и инкрустирована полудрагоценными камнями, такими как агат, яшма, бирюза, малахит, сердолик. А над каждой аркой, ведущей в усыпальницу, вырезаны цитаты из Корна, чьи затейливые завитки-узоры, придают еще большую прелесть усыпальнице. Кроме того, большая часть стен и панелей внутри мавзолея изукрашена затейливым мусульманским орнаментом.

В центре мавзолея, лежат останки императрицы и Шаха Джахана. Кенотафы (ложные гробницы) окружены мраморной изгородью, которая искусно декорирована ажурным орнаментом и самоцветами. В тех гробницах, что расположены в погребальной камере на самом деле нет тел, они захоронены в склепах под ними. Находясь внутри усыпальницы, так легко представить себе как некогда убитый горем правитель проливал слезы над могилой жены. И в те далекие времена лучи солнца также как и сейчас озаряли саркофаг Мумтаз, и исходящий свет ласкал лицо и руки скорбящего мужа, словно нежные прикосновения пальцев его возлюбленной королевны. Лишь голос муллы, читающего суры из Корана, гулко отдаваясь эхом, рассекал тишину, тишину и покой, нашедшей здесь последнее пристанище «луналикой девы»….



Мавзолей Тадж-Махал - это часть огромного комплекса, состоящего из главных ворот, ведущих в великолепный, искусно разбитый сад. Сюда же входит мечеть, гостевой дом (приемный зал) и еще несколько других роскошных зданий. Мечеть, выстроенная из красного песчаника, также привлекает внимание паломников и туристов. Особенно интересны красивые ворота, украшенные 22 куполами, символизирующими количество лет, затраченных на строительство Тадж–Махала.

Тадж-Махал стоит в самом конце этого комплекса, на берегу реки Ямуны. В настоящее время он потерял часть былого великолепия - вандалы не пожалели и этого шедевра архитектуры. Так, во время одного из набегов неприятеля были украдены серебряные ворота, безвозвратно исчезло жемчужное покрывало, которым убирали кенотаф Мумтаз, часть самоцветов была выдолблена из фасада здания и внутренних стен … Однако Индийское правительство старается поддерживать памятник в достойном состоянии. Так же этот объект занесен в список культурно-исторических ценностей мира и охраняется ЮНЕСКО. Интересно, что для реставрации стен до сих пор используют старинное индийское косметическое средство, приготовленное на основе извести и молока. Эту «маску» наносят на мраморные стены здания, что позволяет отбелить их очистить от загрязнений.
Достойное обрамление Тадж-Махалу – великолепный парк, который имеет четкую планировку. Возможно, именно здесь приложили свои умения приглашенные европейские мастера. В центре огромного сада расположен бассейн, разделяющий комплекс на четыре части, которые, в свою очередь, также делятся на равные секции. Весь комплекс на две половины делит оросительный канал, протянувшийся через всю территорию сада. К минаретам Тадж-Махала ведут дорожки, выложенные плиткой.

Таким образом, сад повторяет причудливый стиль самого Тадж-Махала, где каждая деталь необычная и гармонична, но при этом подчиняется общей симметрии.


Жемчужина Индии – Тадж Махал… Сейчас, спустя много веков он остается по-прежнему прекрасным. Днем, молочно белые мраморные стены улавливают лучи яркого солнца и сами будто излучают свет, ночью – мавзолей источает лиловое сияние, а ранним утром он уже имеет розовый, словно перламутровый, окрас. Мавзолей отражается в спокойных водах реки Ямуна, загадочно сияет в утренней дымке и издалека, кажется, что Тадж-Махал парит над землей, устремляясь ввысь, к небесам. Поэт Рабиндранат Тагор сказал о Тадж-Махале: «Пусть великолепие алмаза, рубина, жемчуга исчезнет как магическое мерцание от радуги, только пусть одна слеза – Тадж-Махал ярко сияет на щеке времени…».

История великой любви: Шах-Джахан и Мумтаз-Махал

Каждый год Тадж-Махал в Индии посещает около пяти миллионов туристов. Создание величайшего сооружения на Земле связано с именем Шах-Джахана, внука великого могола Акбара.

Имя Шах-Джахан, которое означает «правитель мира», дал любимому своему сыну Хурраму его отец. Еще в юном возрасте мальчик был помолвлен с Мумтаз-Махал, но так совпало, что они полюбили друг друга. И их любовь прошла испытание вечностью…

У Шах-Джахана был большой гарем, но для него не существовало других женщин, кроме Мумтаз-Махал. Да, у него были дети и от других жен, но его чувства к этим женщинам не шли ни в какое сравнение с его большой любовью к «избраннице дворца» - именно так переводится имя Мумтаз-Махал. Тот факт, что они были очень близки, зафиксирован во всех дворцовых хрониках, что необычно для восточного мира. Ведь у мусульман проповедуется разная любовь: любовь к Богу, к повелителю, к стране, - но не романтическая.

Счастье влюбленных длилось недолго. В одной из отдаленных провинций вспыхнуло восстание, и Шах-Джахан отправился его подавлять. Во всех походах Мумтаз-Махал сопровождала своего мужа. Но этот поход давался ей очень трудно - она была беременна. Роды проходили очень тяжело, и 17 июня 1631 года после рождения своего четырнадцатого ребенка она скончалась.

Горе Шах-Джахана невозможно описать словами. Он не выходил из своих покоев 8 дней, ничего не ел и ни с кем не разговаривал. За это время он очень постарел и поседел.

История создания Тадж-Махала


По легенде, незадолго до смерти Мумтаз-Махал попросила мужа построить самый красивый мавзолей в мире. Это было единственным, что теперь мог сделать Шах-Джахан для своей любимой…

Строительство Тадж-Махала началось в 1632 году через шесть месяцев после смерти Мумтаз-Махал и продлилось двенадцать лет. На этот проект ушли огромные средства. Тадж-Махал - самое дорогое из когда-либо построенных сооружений. На строительство было потрачено около 32 миллионов рупий, что в настоящее время сопоставимо с миллиардами евро. Для облицовки здания использовался самый чистый мрамор в мире, который добывали в провинции Раджастан. Шах-Джахан запретил использовать этот мрамор на других стройках индийской империи.

Из-за строительства в стране начался голод: часть зерна, которая предназначалась провинциям, была отправлена на стройку, чтобы обеспечить питанием рабочих.

Строительство Тадж-Махала завершилось в 1643 году. После этого правление Шах-Джахана продолжалось еще довольно долго - до 1658 года. Но его нельзя было назвать успешным. Империя оказалась в очень тяжелой экономической ситуации. Сын Шах-Джахана и Мумтаз-Махал лишил отца власти. Остаток жизни Шах-Джахан провел в Красном форте, из окна которого он постоянно смотрел на усыпальницу женщины, ставшей любовью всей его жизни… Похоронен великий правитель моголов рядом со своей любимой женой.

Секреты строительства Тадж-Махала

Тадж-Махал поражает своей красотой вот уже более трехсот лет. Его по праву можно назвать одним из самых грандиозных сооружений за всю историю человечества. Идеи и решения, которые были использованы при его строительстве, просто поражают воображение! Особенно если учесть, что Тадж-Махалу уже несколько веков. Но он идеален по своей красоте и точности. Где же находится Тадж-Махал и почему его стоит посетить?

  • Тадж-Махал находится в городе Агра (примерно 250 км от Дели) на берегу реки Джамна. Это место не было самым удобным для строительства такого сооружения: грунт неустойчивый из-за близости воды. Поэтому была использована уникальная технология, которой пользуются и сейчас только в несколько измененном виде (например, использование свай при строительстве небоскребов в ОАЭ).

Рабочие выкопали глубокие колодцы, которые проходили через слой грунтовых вод. Эти колодцы заполнили камнями и известковым раствором. На этом фундаменте воздвигли каменные колонны, связанные друг с другом арками. На эту конструкцию была помещена фундаментная плита здания.

  • При проектировании Тадж-Махала были использованы некоторые оптические иллюзии. Чтобы попасть на территорию Тадж-Махала, нужно пройти арку входных ворот, через которую посетитель первый раз видит здание. По мере приближения к арке кажется, что Тадж-Махал удаляется. И наоборот, когда посетитель уходит, то видит через арку, как будто сооружение приближается. Тем самым создается эффект, что человек уносит Тадж-Махал с собой.
  • Кажется, что удивительно красивые минареты Тадж-Махала расположены строго вертикально. Но и здесь не обошлось без оптического трюка! На самом деле они слегка отклонены в стороны от здания. Если бы они стояли строго вертикально, то казалось бы, что они склоняются к мавзолею. Но в выбранном наклоне скрыто и еще одно преимущество. При землетрясении минареты обрушились бы в стороны от Тадж-Махала, не задев его.
  • Тадж-Махал сочетает в себе лучшие элементы мемориалов, построенных ранее представителями династии моголов: минареты, купол, четыре угловые башни и четыре портала.
  • Гробница, которая находится под главным куполом Тадж-Махала - это не настоящее место захоронения Мумтаз-Махал. Настоящая ее гробница расположена в секретном мраморном зале под мавзолеем. Это было сделано для того, чтобы покой «избранницы дворца» никто не потревожил. В Коране сказано, что нельзя нарушать покой умершего.

Пьетра дура

Отделка внутри Тадж-Махала выполнена по технике Пьетра дура, которая попала в Индию из Италии. Удивительные каменные цветы из самоцветов украшают стены залов и другие элементы здания. Поэтому Тадж-Махал внутри похож на шкатулку для драгоценностей.

В настоящее время в индийских мастерских можно увидеть это искусство резки по камню. А технология за последние несколько веков совершенно не изменилась.

Религиозный символизм Тадж-Махала

Тадж-Махал изображает земную и загробную жизнь в соответствии с представлениями ислама. Весь комплекс делится на 2 части. Земная часть состоит из базаров и караван-сараев, а загробная - из райского сада и мавзолея. Пруд и входные ворота, расположенные между этими двумя частями, символизируют переход из одного мира в другой.

Также очень символично цветовое оформление Тадж-Махала. Строения земной части выполнены из красного песчаника. Белый цвет используется только для мавзолея и символизирует духовность и веру.

В мавзолее находятся восемь залов, которые символизируют описанные в Коране восемь ворот рая и один центральный - в нем расположена гробница Мумтаз-Махал.

Что нужно знать туристам

Весь комплекс обнесен надежной стеной, а на входе производится тщательная проверка посетителей на наличие запрещенных вещей: еды, зажигалок, сигарет, жевательной резинки, мобильных телефонов. Так что лучше оставить их в гостинице.

Фото: Википедия,Muhammad Mahdi Karim, Vetra,

Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна

Мумтаз Махал и Шах-Джахан

Мумтаз Махал и Шах-Джахан

Моголы завоевали Индию еще в XVI столетии и перенесли столицу из Дели в Агру. Шах-Джахан, потомок Чингисхана, был выдающимся полководцем, предводителем Великих Моголов. Он был третьим сыном императора Джахангира, правил в Индии в первой половине XVII века. В 1612 году, будучи еще принцем, он взял себе третью жену - девятнадцатилетнюю Арджуманад Бану Бегам, племянницу любимой супруги императора, что существенно прибавило ему шансов в борьбе за престолонаследие.

После смерти Джахангира наследник провозгласил себя в Агре императором, приняв тронное имя Шах-Джахан.

У Шах-Джахана, как и положено высокому правителю в Индии, был огромный гарем. Но любимой женой его была Арджуманад. Еще во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана Джахангир дал ей имя Мумтаз Махал, что означает «Украшение дворца». Шах так сильно любил свою избранницу, что не мог расстаться с ней ни на час. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. В 25 лет Мумтаз Махал родила третьего сына - Аурангзеба, - который стал впоследствии великим правителем.

Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14 ребенка. Произошло это во время возвращения из удачного военного похода на Декан, в лагере, разбитом под Бурханпуром. Ей было 38 лет, шаху - 39. Шах-Джахан был настолько охвачен горем, что едва не покончил жизнь самоубийством. Перед смертью она просила мужа никогда больше не жениться и построить в ее память мавзолей.

Остаток жизни шах посвятит грандиозному проекту, который был бы достойным по красоте его любимой жены, а по величию - силы его чувств. Мавзолей назвали Тадж-Махал. На строительство комплекса было приглашено более 22 000 мастеров со всех концов империи. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь - серебристым. Из-за жары (Агра - самый жаркий город в Индии), пар, исходящий от земли создает иллюзию, что дворец парит над землей, как душа прекрасной Мумтаз.

Дворец стал не только символом любви, но и свидетельством необузданных амбиций монарха. По задумке Шах-Джахана напротив Тадж-Махала, на другом берегу реки, должен был стоять построенный из черного мрамора его собственный мавзолей. Влюбленных соединял бы черно-белый ажурный Мост вздохов - символ вечной, нетленной, неподвластной времени любви. Индия была разорена войнами и расточительным проектом, второй такой казался безрассудством, народ стал роптать. Мавзолей был делом жизни императора - он забыл о том, что владыке, желающему сохранить трон, нужно быть безжалостным, нетерпимым и коварным. Таким стал Аурангзеб, третий сын Шах-Джахана и Мумтаз Махал, храбрый воин и не знающий сомнений исламский фанатик. Он расправился с братьями и в 1658 году захватил власть. Потом он разогнал зодчих и камнерезов, а отца заточил в собственных покоях - угловой башне крепости. Бывшему императору оставили нескольких слуг и серебряное зеркало, в котором он ловил отражение минаретов Тадж-Махала: через много лет заточения старик наполовину ослеп и почти ничего не видел вдали. Он умер в 1666 году в возрасте 74 лет.

Прах императора по воле Аурангзеба был перенесен в Тадж-Махал ночью и захоронен без почестей.

Аурангзеб создал мощную, внушавшую ужас соседям державу: его слово было законом, ему повиновались сотни тысяч свирепых конников, по его приказу с лица земли исчезали целые города, при нем государство достигло наибольшей протяженности и могущества. Смерть почти 90-летнего Аурангзеба привела к междоусобию его сыновей и внуков и распаду государства. Сейчас его не помнит никто. Память о его матери, воплощенная отцом в прекрасный мавзолей, пережила века и восхищает народы мира.

Из книги Любовные истории автора Останина Екатерина Александровна

Легенда о Шах-Джахане и его возлюбленной Мумтаз. Пожертвовать короной ради любви Согласно легенде, Шах-Джахан встретил свою возлюбленную на базаре. Девушка была настолько красива, что деревянные бусы, которые она продавала, показались принцу великолепными бриллиантами.

Из книги Непарадные портреты автора Гамов Александр

XI. Людмила, Джахан, Любовь, Валентина (ПОРТРЕТЫ

Из книги Размышления странника (сборник) автора Овчинников Всеволод Владимирович

2. Джахан Поллыева: «Ну и мысли у мужчин!» Помощник Президента России Джахан Поллыева, которая руководит спичрайтерами, отказывала мне в интервью одиннадцать раз. Пришлось воспользоваться банальным, но проверенным способом: я дождался весны, купил букет тюльпанов и

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Хава-Махал (Дворец ветров) Дворец магарджи тоже кажется иллюстрацией из волшебной сказки. Сказочным выглядит его розовый цвет, его изысканные аркады. Главным декоративным элементом дворца служит резьба по мрамору. Перед входом во дворец стоят два больших металлических

Из книги автора

Нур Джахан и Джахангир У каждой великой истории любви есть своя предыстория. Династия Великих Моголов, правившая в Индии, началась с Бабура – завоевателя из клана Тимуридов. Бабур, приходившийся великому Тамерлану прапраправнуком, был не только замечательным

Гюли уже весело смеялась, а ее защитница неожиданно заплакала, уткнувшись в плечо принца. Он смущенно гладил ее худенькие плечи, говорил какие-то утешительные слова, но Арджуманд никак не могла успокоиться.
После этого происшествия Кхуррам понял, что эта девочка значит для него очень много. Он стал чаще бывать во дворце первого министра. Отец не препятствовал его общению с Арджуманд, и они подолгу бродили по тенистому саду и беседовали обо всем на свете.

Арджуманд Бано Бегум
Слава о мудрой не по годам Арджуманд Бано Бегум распространилась по всей Индии. Ее руки добивались многие, но свое сердце девушка отдала принцу Кхурраму. Однако, согласно традиции и статусу наследника престола, принц был обязан жениться на персидской принцессе.
К счастью для влюбленных, ислам разрешал многоженство, поэтому они смогли соединиться в браке. Но произошло это не скоро, так как астрологи и звездочеты ждали благоприятного расположения звезд. Влюбленных разлучили на долгие пять лет. В 1612 г. Арджуманд наконец стала второй и самой любимой женой принца.
Ее называли «бриллиант в короне», «белолицая персиянка», а свекор еще до свадьбы прозвал невесту сына Мумтаз-Махал, что в переводе означает «высокая избранница дворца». Ее называли самой прекрасной женщиной страны. Никто не мог сравниться с ней тонкостью стана и стрелами длинных темных ресниц. Поэты всех стран воспевали красоту Мумтаз-Махал.
Хрупкая на вид Арджуманд на деле оказалась очень выносливой и терпеливой. Шах-Джахан подвергался преследованиям со стороны отца, правящего падишаха Джахангира. Семь лет Кхурраму и Мумтаз пришлось скитаться по стране, так как падишах не хотел передавать свой трон Шах-Джахану и пытался уничтожить его.
Когда же смерть настигла Джахангира, наследный принц появился во дворце и сумел захватить трон. Несмотря на настойчивые просьбы Мумтаз пощадить братьев и племянников, Шах-Джахан жестоко расправился с ними, уничтожив всех возможных претендентов на престол. Так он отомстил за годы изгнания и преследований, за жестокие схватки, каждая из которых могла закончиться гибелью принца, его жены и детей.
По законам ислама Шах-Джахан должен был прятать жену от посторонних. Так поступали все мусульмане. Этому способствовало отсутствие окон на женской половине дома. Женщины могли лишь выходить в закрытый двор или смотреть на мир через зарешеченные подобия окон, созданные восточными мастерами. Через просветы узоров женщины могли наблюдать за происходящим снаружи дворца, оставаясь при этом незамеченными.
Кроме прочего, считалось крайне непристойным расспрашивать мужчину о его супруге или вообще говорить о ней, даже при общении с близкими друзьями.
В повседневной жизни, согласно канонам ислама, муж и жена должны были обращаться друг к другу как к матери Али или отцу Хусейна (имена, конечно, произвольны), то есть по родственной принадлежности к общим детям. В третьем лице жена говорила о муже как о господине, а он о ней – как о госпоже. Младшим господином обычно именовался первенец.
Любопытен тот факт, что женщины на Востоке умудряются рожать по два раза в год. Тонкая талия здесь – показатель женской несостоятельности и непривлекательности для противоположного пола. Поэтому между вынашиванием детей тело под одеждой оборачивают несколькими слоями ткани, помогающей женщине снова выглядеть «сильно беременной» в доказательство того, что она любима и желанна.

Свадебная процессия. Рисунок на персидском ковре XVII в.
Рождение ребенка окружалось тайной по причине боязни влияния дурного глаза. Появление на свет мальчика было гордостью семьи и предметом зависти недругов, а потому могло навлечь на роженицу и новорожденного злых духов. Приняв младенца, повитуха громко объявляла: «Да это девочка, да еще кривая!» Таким наивным сокрытием пола семья надеялась уберечь ребенка от сглаза.
При рождении девочки пол не скрывали, ибо оснований для зависти это событие не давало. Но, чтобы девочка выросла красивой, та же повитуха сообщала во всеуслышание, что девчонка черным-черна. На самом деле это означало, что новорожденная «светла, как полная луна». Родственники и даже домашние могли увидеть роженицу и младенца лишь на шестой день после родов, в праздник чхати, поскольку до этого срока мать и дитя были особо уязвимы для дурного глаза.
В знатных семьях женщину называли по титулу или почетному прозвищу. Все дошедшие до нас имена знаменитых индийских мусульманок – Мумтаз-Махал, Нур-Джахан, Джаханара, Зеб ун-Нисса, Хазрат Махал и другие – суть титулы и прозвища.
История индийского Средневековья сохранила имена этих женщин, которые проявили себя не только как жены и матери. Эти женщины сумели совместить семейный долг с иной деятельностью (а иногда им, по воле обстоятельств, приходилось жертвовать супружеством и материнством).
Все они в той или иной степени нарушили сложившиеся традиции и стереотипы, хотя и не всегда осознавали это, но именно таким путем они смогли оставить свои имена на страницах истории.
Мумтаз-Махал стала для мужа незаменимой помощницей и верным другом. Она оказалась замечательной матерью. Дети рождались один за другим, но состояние беременности не мешало Мумтаз сопровождать мужа во всех его походах.
Изнемогая от постоянной усталости, Мумтаз-Махал сама ухаживала за детьми, но никогда не жаловалась и всегда умела найти для мужа теплые слова поддержки.

Знатная дама перед зеркалом
Шах-Джахан безгранично доверял жене, он даже назначил ее хранительницей главной государственной печати. Он советовался с Мумтаз при решении всех важных вопросов. А если Мумтаз-Махал по какой-то причине не могла присутствовать на торжественной церемонии или встрече иностранных послов, то их переносили на другое время.
Мнение мудрой Мумтаз воспринималось как бесспорная истина, так как она могла объективно оценить политическую обстановку, просчитать все возможные последствия и обстоятельства принимаемого решения. Шах-Джахан преклонялся перед прозорливостью жены.
Все сокровища мира он готов был положить к ногам любимой. Во имя Мумтаз падишах вместо зданий, возведенных из красного песчаника, строил беломраморные дворцы и мечети. Ему казалось, что все прекрасное становилось во сто крат прекраснее от восхищенного взгляда жены.
Падишах старался выразить всю глубину своих чувств в формах и линиях великолепных зданий и сооружений. Не случайно, а вполне заслуженно Шах-Джахана называли великим зодчим. На всем белом свете у него не было никого роднее и ближе прекрасной Мумтаз. Наверное, огромная любовь к этой женщине и вдохновляла Шах-Джахана на строительство дворцов, крепостей и мечетей, равных по красоте которым нет. В их совершенных линиях вся сила его любви и нежности.
Падишах любил в жене все. Ему казалось, что глубина ее миндалевидных глаз всегда таила в себе какую-то загадку. Когда Мумтаз грустила или сильно уставала, она казалась Джахану обиженным ребенком. Он обнимал жену, прижимал к своему сердцу и старался сделать все, чтобы снова увидеть радостную улыбку на ее устах и милые ямочки, прятавшиеся в уголках губ.
Когда Шах-Джахану нездоровилось, Мумтаз проводила возле его ложа целые часы и дни. Ее прохладные нежные пальцы касались горячего лба любимого, и ему сразу становилось легче, болезнь отступала, а мысли приобретали ясность и четкость.
Но больше всего Шах-Джахан любил сладостное тело Мумтаз, почти два десятилетия дарившее ему несказанное блаженство. Впервые испытав всепоглощающую страсть, Джахан назвал любимую нежным именем Лала, что в переводе с персидского означает «алая капля рубина».

Парадные портреты Шах-Джахана и Мумтаз-Махал
Он жалел ее теплое и нежное тело, когда его разрывала боль родовых мук. Шах-Джахан был горд своими детьми. Четырнадцать раз Мумтаз рожала ему детей. Девять из них выжили и выросли до зрелого возраста.
Шах-Джахан любил беседовать со старшим сыном Дара-Шукохом, увлекавшимся философией и впитавшем древнее учение суфиев. Рядом с ним он всегда отдыхал душой. Сын Шуджа стал убежденным шиитом, а Аурангзеб ненавидел шиитов.
В Аурангзебе словно сосредоточилось все властолюбие Великих Моголов. Его жестокий нрав не смогла смягчить материнская любовь, а отец так и не сумел внушить сыну уважение и почитание к старшим, наделить его гибкостью ума и политическим чутьем.
Шах-Джахан очень любил свою младшую дочь, Джаханару, заботу о которой Мумтаз поручила ему на смертном одре. Она так и не смогла оправиться от последних родов, случившихся во время похода в Декан. Прошло уже несколько дней после того, как Джаханара увидела свет. Мумтаз немного окрепла и вновь начала вникать в решение государственных вопросов.
Это случилось в Бурханпуре, где Шах-Джахан повелел разбить шатры. Ранним утром, покормив дочь, Мумтаз предложила мужу сыграть в шахматы, но внезапно почувствовала недомогание. Шах-Джахана всегда сопровождали в походах лучшие придворные медики, но они оказались бессильны, их лечение не принесло женщине никакого облегчения.
Согласно легенде, когда Мумтаз поняла, что умирает, она обратилась к мужу и попросила его построить для нее красивый мавзолей и не искать другую жену. Шах-Джахан поклялся исполнить просьбу любимой жены. Мумтаз-Махал умерла. Ее похоронили в Бурханпуре, а затем, шесть месяцев спустя, гроб был перенесен в Агру и захоронен в парке, на берегу Джамны.
Восемнадцать лет счастья подарила она Шах-Джахану, столько же времени ушло у него, чтобы построить усыпальницу для любимой, достойную ее красоты. Он мечтал возвести на другом берегу Джамны мавзолей для себя из черного мрамора, точную копию Тадж-Махала.
Падишах представлял, как вознесется к небу черный дворец, как осенние воды Джамны будут касаться нижних ступеней белого и черного мавзолеев, как кружевная арка черно-белого моста соединит их навечно.
Уже начинались подготовительные работы, закладывался фундамент и сооружались свайные укрепления на отлогом берегу Джамны... Это место впоследствии стало называться Мехтаб Дагх – Лунный (Фантастический) Сад. Однако этой, не лишенной изящества и вместе с тем размаха, идее не было суждено воплотиться в жизнь по той причине, что казна уже была опустошена предыдущим строительством, а бесконечные войны мешали накопить силы и средства. Черный мавзолей так и не был построен.

Вид на Тадж-Махал от главных ворот
В тот долгожданный день, когда завершилось строительство Тадж-Махала, к мавзолею направилась торжественная процессия. Великолепную кавалькаду возглавлял всадник на белом жеребце. Его юношеская осанка, уверенность, с которой он держался в седле, не позволяла и думать, что падишаху уже шестьдесят.
Наступало время сумерек, краски чудесного дворца были слегка приглушены. Луна еще не взошла и не украсила белый мрамор своим призрачным блеском. Кавалькада подъехала к воротам, ведущим в сад. Шах-Джахан поднял руку, запрещая свите следовать за ним, и въехал в одиночестве под резную арку ворот.
Легкой поступью конь почти бесшумно продвигался по пустынным дорожкам сада. Высокий забор отделял Шах-Джахана и его любимую Мумтаз от всего мира. Здесь были только Он и Она.
Джахан волновался, как перед свиданием после долгой разлуки. Медленно спустился он по широким ступеням в нижний зал, где не было окон. Он зажег свечи. Их пламя вспыхнуло сотнями искр в огромном бриллианте Кох-и-Нор, вставленном в изголовье гробницы. Блики отразились в зеркальном сводчатом потолке и легли светло-розовым тончайшим узором на гладкую поверхность саркофага. Шах-Джахан погладил мрамор, казавшийся ему теплым, опустился на колени и прикрыл глаза. Он попытался представить образ любимой, но что-то не складывалось. Вспоминались отдельно ее нежные руки, удивительные глаза и алые губы, но он не мог увидеть ее всю.

Резная мраморная ограда кенотафа
Падишах поднялся. Как долго он уже здесь? Две свечи оплавились и погасли. Когда же он вновь вступил в верхний зал, пламя последней свечи вдруг дрогнуло и погасло. Легкий ветерок, словно дыхание любимой, коснулся его щеки. «Лала!» – позвал падишах. Ему показалось, что он различил чей-то нежный шепот в ответ. Тогда он крикнул: «Лала!» – и долго слушал, как ему отвечает многократное эхо. Он отдал бы все на свете, чтобы бесконечно слушать эту песню о красоте вечной любви.
Мумтаз с грустью смотрела вслед уходившему любимому. Ее душа наконец обрела покой. Сейчас Шах-Джахан сможет чаще бывать рядом с ней. Как ей хотелось прижать его поседевшую от горя голову к своей груди! Она собрала все силы и потянулась к мужу, но смогла лишь загасить свечу и на долю мгновения прижаться к его щеке. О чудо! Он заметил это и назвал Мумтаз ее самым любимым именем: «Лала!».
Она парила под узорчатым потолком мавзолея и предавалась воспоминаниям. Когда же впервые он назвал ее так? Когда это было?
Их первая ночь любви... Она помнила каждую минуту этой чудесной ночи. Она думала о своей судьбе, о том, что Аллах подарил ей такую любовь. Жаль, что с восточными женщинами это случается нечасто.
Ей пришло на ум арабское изречение: «Женщина – это верблюдица, которая должна пронести мужа сквозь пустыню жизни». Задача и предназначение женщин в странах Востока сводятся к ублажению сильного пола и продолжению человеческого рода.
Собственные ощущения женщины, ее эмоции не принимаются в расчет. Это не предусмотрено ни в Коране, ни в сунне. Но она обязана быть привлекательной, ее облик должен воздействовать на мужчину так, чтобы он захотел взять ее в жены.
Главная цель мусульманки – обязательно выйти замуж. Чаще всего жених знакомился со своей будущей супругой только в день свадьбы, но разочарований почти не случалось, ведь девушку с малых лет готовили к встрече с мужчиной – мужем. В Персии, а впоследствии и в Индии, было принято учить дочерей владеть телом, ходить, грациозно покачивая бедрами, чтобы при ее виде мужчина преисполнялся желанием.
Средневековье, в том числе индийское, было эпохой господства мужчин, и история его, за редким исключением, писалась мужчинами. Тем интереснее исследовать положение женщин на примерах тех из них, кто смог все-таки оставить свой след на страницах истории.

Узоры на потолке главного зала мавзолея Тадж-Махал
В отличие от мужчины, который рождался для того, чтобы – в зависимости от касты – быть воином или ремесленником, царем или подданным, женщина появлялась на свет для того, и только для того, чтобы быть женой и матерью, к какой бы касте она ни принадлежала. Иной дороги для женщины, если только она не хотела лишить себя и свою семью социального статуса и уважения окружающих, просто не существовало.
Не случайно во многих районах Индии сложился обычай обращаться «матушка» даже к маленькой девочке. Человек, лишавший дочь супружества, какими бы причинами это ни было вызвано, считался грешником, убийцей ее нерожденных детей. Если человек умирал, оставив незамужнюю дочь, первым долгом его родичей, наследников или друзей было устроить ее брак.
На протяжении всего своего жизненного пути женщина находилась в зависимости от других: сначала – от отца, потом – от мужа, а после его смерти – от сына. В литературе утвердилось сравнение мужа со стволом дерева, а жены – с лианой, которая, потеряв опору, не может жить.
Женщина была лишена возможности проявлять свою волю во всем, и прежде всего в выборе супруга, ибо это было долгом ее отца и родичей, да и распространившийся обычай детских браков сводил малейшую возможность самостоятельного выбора на нет.
Даже известный по древней и раннесредневековой литературе обычай сваямвары, когда принцесса выбирала себе жениха из нескольких претендентов, для которых устраивался турнир, ничего не менял, ибо если девушка и не предназначалась в награду победителю, то выбирать ей приходилось среди тех, кого она никогда ранее не видела.
Ни о каком ухаживании и влюбленности в обычном понимании этого слова не было и речи. Не случайно даже самые романтические произведения литературы Средневековья либо описывали чисто династические браки, либо развлекали читателей историями о том, как герой или героиня влюблялись друг в друга на расстоянии, увидев портрет или услышав о красоте суженой из рассказа говорящего попугая.

Накидка вари да багх с 52 вышивками
Мумтаз повезло: она была знакома с женихом задолго до свадьбы. Их связывало большое чувство, по силе и глубине несравнимое ни с чем. Им всегда было хорошо рядом друг с другом. Принц Кхуррам любил беседовать с любимой, уважал ее мнение по любому вопросу. За долгое время разлуки они написали сотни писем, где, кроме страстной тоски, всегда содержались умные и содержательные рассказы об окружающей жизни, о прочитанных книгах, о планах на будущее. Мумтаз совсем не надо было применять какие-то женские хитрости, чтобы увлечь Кхуррама, он и так был увлечен ею. Но она с детства привыкла ухаживать за своим лицом и телом. Еще в девичестве она вместе с матерью подобрала состав своих духов и аромат благовоний.
С той поры она всегда сама готовила духи, приобретая все необходимые компоненты в специальных лавках на рынке. Мумтаз выбрала нежный запах лаванды и аромат пачули. Кхурраму очень понравился ее выбор. Она знала, что до сих пор он хранит ее одежду и часто, раскрывая большой резной сундук, подолгу вдыхает неповторимый родной запах.
Перед свадьбой будущая свекровь, согласно древнему обычаю, преподнесла Мумтаз вари да багх – роскошную алую накидку, вся поверхность которой была покрыта маленькими вышитыми золотисто-желтыми квадратами. Подарила она и чопе – еще одну свадебную накидку, расшитую в стиле багх, в которую бабка с материнской стороны укутывала невесту перед церемонией чуда (обряд первой брачной ночи).
Перед брачной церемонией невеста проводила в полной изоляции двенадцать дней; в день свадьбы лицо ее было закрыто плотным покрывалом и впервые являлось жениху в зеркальном отражении во время обряда «зеркало и Коран».

Вышивка свадебного наряда
Густая цветочная гирлянда с серебряной бахромой прикрывала и лицо жениха. Новобрачных также называли не по именам, а по ролям в брачной церемонии: жених (дулха или наушах) и невеста (дулхан). Кроме лица и имени невесты, сглазить которую считалось легче легкого, в тайне держали и ее вес. В конце свадебного шествия, когда невеста отправлялась в дом жениха, в ее паланкин клали тяжелый камень, дабы носильщики не узнали ее истинного веса и не разболтали о нем недоброжелателям.
Внешность женщины, особенно в праздничном наряде, не столько открывалась для любования, сколько скрывалась, точнее, украшалась таким образом, чтобы «затемнить» ее природные черты и фигуру.
Все видимое глазу представало измененным или полускрытым: волосы были окутаны покрывалом; шея и грудь спрятаны под массивными ожерельями и гирляндами; очертания тела скрадывали широкие шальвары и курта; узор из хны на лбу и щеках изменял цвет лица; форму глаз было не узнать под густым слоем каджала и сурьмы; нос не разглядеть из-за кольца или подвески, вдетой в ноздрю; естественный цвет губ и зубов полностью уничтожался черным порошком мисси.
Женщина и мужчина обязаны любить друг друга, если они были соединены священными узами брака, хотя бы само их знакомство и произошло только на свадьбе. Коран предписывает мусульманину выполнять свой супружеский долг в ночь с четверга на пятницу: именно в такую ночь, по легенде, был зачат пророк Мухаммед.
Кхуррам бывал в спальне жены намного чаще. Он не мог расставаться с Мумтаз надолго. Даже зная, что она не покидала территорию дворца, он всегда старался чаще видеть ее, слышать тихий, спокойный и такой любимый голос.
У Шах-Джахана был большой гарем, как и полагалось индийскому падишаху. Но он «не обращал внимания на других женщин, пока Мумтаз была жива». Об этом писал в путевых заметках Франсуа Бернье, французский врач, путешественник и философ. Он отмечал, что супруги уважительно, нежно и трогательно относились друг к другу. Мумтаз любила свой народ и знала, что эта любовь тоже взаимна. Ее боготворили простые люди за отзывчивость и милосердие. По ее просьбе были составлены списки вдов и сирот, живущих в государстве. Мумтаз лично следила, чтобы они были обеспечены всем необходимым.
Она была народной заступницей, а своему мужу – мудрой советчицей. Он всегда ценил ее суждения выше собственных. Мумтаз-Махал была так же скромна, как и красива, а о ее преданности супругу слагали легенды. Она никогда не разлучалась с мужем и сопровождала его в самых опасных военных походах.

Гаремное помещение дворца крепости в Агре
Горе Шах-Джахана, потерявшего любимую женщину, было безграничным. Восемь дней он провел взаперти, без еды и питья. Когда же правитель вышел к своим приближенным, они не узнали его, сгорбившегося и постаревшего. Мумтаз видела и это, но ничем не могла помочь любимому. «Аллах пожелал этого испытания для нашей любви», – думала она, прозрачным облачком облетая покои мужа. Шах-Джахан объявил в стране траур, запретив музыку, яркую одежду и украшения. Женщинам также запрещалось пользоваться духами и благовониями. Мумтаз считала это лишним, но она уже не могла влиять на ход мыслей мужа. Она видела, как во время бесед с послами, восседая на ее любимом Павлиньем троне, его рука непроизвольно тянулась погладить чудесных птиц с изумрудными глазами, к которым часто прикасались ее нежные пальцы.
Шах-Джахан замирал, словно прислушиваясь, стараясь уловить голос жены под сводами дворца, но, как она ни старалась, он не слышал более ее советов. Тогда падишах погружался в думы и пытался представить, что ответила бы в том или ином случае его главная и бескорыстная советница.
Она вспоминала день своей кончины. Боль разрывала тело, мысли путались. Мумтаз-Махал, чувствуя приближение смерти, попросила принести новорожденную дочь и позвать мужа. Она вручила ему Джаханару и обратилась к Шах-Джахану с двумя просьбами: больше не жениться и выстроить для нее мавзолей, который был бы достоин их большой любви. Падишах после смерти Мумтаз долгое время не мог приступить к управлению государством, не раз у него возникала мысль отказаться от трона. Приближенные старались развеять тоску Шах-Джахана, но ни сказочная роскошь, ни заморские диковинки, ни дрессированные слоны, ни смотры боевой конницы не могли отвлечь его от грустных дум.
Прошло немало времени, прежде чем подчиненные увидели выполненный из дерева макет мавзолея, поразивший их совершенством форм и пропорций. Таким образом Шах-Джахан приступил к осуществлению своего замысла. Он выполнил обе просьбы умирающей жены, потратив на строительство мавзолея столько же лет, сколько они прожили с Мумтаз.
Занявшись возведением мавзолея, Шах-Джахан воспринимал это как главное дело своей жизни. О пережитом горе окружающим напоминали лишь седые волосы правителя и затаенная грусть в карих глазах. Его плечи вновь распрямились, его энергия и работоспособность поражали. Когда Шах-Джахана спрашивали, как ему это удается, ответ был одним: ни часу праздного безделья.
В 1657 г. Шах-Джахан тяжело заболел. Как уже говорилось, этим обстоятельством воспользовался его сын Аурангзеб. Он арестовал отца и заключил его, еще не окрепшего после недуга, в Агру, в Красный Форт, под домашний арест. Аурангзеб захватил престол и девять лет продержал отца взаперти.
Тяжело было Шах-Джахану смириться с жестокостью сына. Единственным утешением для него было то, что он из своих покоев мог видеть Тадж-Махал. Он писал прошения к сыну, где униженно умолял его похоронить рядом с Мумтаз.
Перед смертью Шах-Джахан сильно ослаб и не мог подходить к окну, чтобы созерцать последний приют возлюбленной. Он умер, глядя на отражение мавзолея в крошечном вогнутом зеркальце, вмурованном в стену. Аурангзеб выполнил его просьбу, похоронив рядом с Мумтаз-Махал.
Спустя долгие годы возлюбленные снова были вместе. На их надгробиях всегда живые цветы. Это дань памяти и восхищения вечно живой Любви.

...Слезам, оплакивающим любовь,
ты пожелал придать вечную жизнь...
ты... поймал время в сеть красоты,
и бесформенную смерть увенчал
бессмертием формы.
Тайну, которую ты в ночной тиши
Поведал на ушко любимой,
Хранит теперь камень
В вечном молчании своем.
...мрамор все еще шепчет звездам:
«Я помню». Рабиндранат Тагор

Жемчужина Индии

Тадж-Махал прекрасен в любое время суток. Это сон и явь, величие и невесомость одновременно. Это скорбный реквием и возвышенный гимн великой любви. Его строгие формы внушительны, ясны и нежны. В спокойном, мягком облике Тадж-Махала явственно проступает непоколебимая и несокрушимая сила.
На рассвете его купола и минареты окрашиваются в теплые розовые тона. Днем он предстает во всем великолепии тонкого каменного кружева, сверкающего на солнце.

Пусть красота алмаза, жемчуга, рубина исчезнет, словно магическое сияние радуги,
-Только пусть останется одна слеза – Тадж-Махал - сиять на щеке времени…

Рабиндранат Тагор

История Тадж-Махала – это история любви и разлуки, страданий и счастья: она о том, что любви покорны все – старик и юноша, сильный и слабый, богач и бедняк. Испытывая чувство всепоглощающей любви, мы получаем возможность прикоснуться к вечности; и некоторые такие истории – истории любви – остаются в человеческой памяти на многие сотни лет.


Эта прекрасная история, похожая на восточную сказку, произошла давным-давно в удивительной стране – Индии. Иногда, когда я читаю о истории любви императора Джахана и его жены Мумтаз, мне кажется, что я становлюсь непосредственным участником тех давних событий. И каждый раз я надеюсь на то, что эта история завершится как-то иначе. А вы знаете эту историю? Тогда садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте.

Начало семнадцатого века, весеннее утро; солнце встает из-за крыш, озаряя ровным розовым светом оживающую рыночную площадь. Несмотря на ранний час, базар уже вовсю гомонит, на разные голоса предлагая ткани, кур, горячие лепешки и разные другие товары - хорошее литературное начало?

Со всех переулков на площадь спешат хозяйки – кто-то хочет успеть купить свежую зелень и фрукты, а другим не терпится обсудить последние новости. И, если шумные женские стайки перебегают от прилавка к прилавку, оживленно болтая, то мужчины, напротив, неторопливы и солидны: по двое-трое они степенно передвигаются по рынку, и, кажется, их мало волнует происходящее. Их лица по большей части знакомы: вот торговец специями, а это владелец пекарни; а эти двое – оружейники. А кто же этот юноша с благородным и таким печальным лицом?..

Принца Джахана интересовали отнюдь не цены на зелень: базар был одним из мест, куда будущий император приходил слушать, о чем говорят в народе. И в этот день он, как всегда, шел в благородной задумчивости и так дошел бы до городских ворот, - если бы его не остановило вдруг возникшее на пути препятствие.
Споткнувшись о разложенные на земле корзины, принц поднял глаза и оцепенел. Рядом с продавцом плетенок стояла девушка, за спиной которой поднималось красное и горячее солнце, - отчего ее волосы отливали мягким бронзовым цветом. Она держала в руках простые деревянные бусы и будто улыбалась чему-то внутри нее, как будто в ее сердце шел какой-то спокойный и радостный диалог.

Девушка подняла на принца глаза, и тут Джахан отчетливо понял, что вот она – его судьба.

Ее звали Арджумананд Бегам; девушка происходила из небогатой семьи, но, как в хороших индийских фильмах, приходилась дальней родственницей матери принца. На тот момент ей было уже 19 лет, что в Индии считается достаточно взрослым возрастом, - в брак вступают гораздо раньше. Но ничего не остановило принца, и очень скоро он взял ее в жены.

Невеста пришлась по душе отцу Джахана, хану Джангиру; хан вообще имел довольно грозный, крутой характер – его боялись и придворная аристократия, и слуги, - но Арджумананд он принял сразу, очаровавшись ее добротой. Кстати, это именно он дал ей прозвище Мумтаз-Махал, что означало «Украшение дворца».

Шаху Джахану, как высокому правителю, в соответствии с древними индийскими традициями полагалось завести гарем. Но он так любил Мумтаз, что не замечал других женщин. Об этом писал в своих записках Франсуа Бернье – французский путешественник, филосов и врач, проживший в Индии много лет и принятый ко двору шаха Джахана.

Мумтаз всегда была рядом с мужем: она сопровождала его на дипломатические встречи, присутствовала на совещаниях и даже делила с ним тяготы военных походов. Говорят, что она была не просто его верной спутницей, но и правой рукой, умной советницей, давшей правителю дельные рекомендации по многим политическим вопросам.

Так прошло семнадцать лет. За годы брака у наших героев родилось 13 детей. Рождение 14-го ребенка застигло супругов в военном лагере. Врачей поблизости не было, ближайший город был далеко, и помочь Мумтаз было некому…

В эту страшную ночь хан потерял любимую жену. Полгода он безутешно горевал; к жизни его вернула идея о строительстве мавзолея, который бы увековечил их с Мумтаз любовь.

С этого момента начинается история одного из самых удивительных зданий в мире, которое по правилу называют «Жемчужиной Индии» - Тадж-Махала. Возведение храмового комплекса продолжалось двадцать лет и было закончено в 1648 году. Многие думают, что Тадж-Махал – это только мавзолей, который изображен на большинстве туристических проспектов; на самом деле, в храмовый комплекс еще входят главные ворота, гостевой дом, мечеть и ландшафтный парк с озером и оросительным каналом.

Автором мавзолейного комплекса был Устад-Иса, считавшийся лучшим архитектором Агры. К «стройке века» привлекали мастеров со всех уголков страны. За все годы строительства к «Жемчужине Индии» приложило руку более двадцати тысяч рабочих. Есть версия, что шах Джахан пользовался услугами европейских архитекторов, - но в облике Тадж-Махала не прослеживаются популярные в Европе архитектурные или художественные мотивы, напротив, в нем четко заметно сочетание монументального индийского зодчества и элементов средневекового среднеазиатского искусства.

А вот следующая «легенда», скорее всего, имеет правдивую основу: говорят, что шах Джахан так был увлечен идеей строительства мавзолея для любимой жены, что захотел и сам приложить руку к его возведению. Не уверен, что шах приходил на стройку и самолично руководил работами, но сама концепция Тадж-Махала – точно его заслуга: Джахан не только прекрасно разбирался в искусстве, но и был хорошим художником.

Мавзолей Мумтаз несколько напоминает мечеть: сходство подтверждают минареты, стрельчатые арки, купола, а также традиционные для этой культуры орнаменты – арабская вязь и растительные узоры. Площадка под мавзолеем квадратной формы, 186х186 футов; здание имеет форму неправильного 8-угольника с усеченными углами.

Главный купол мавзолея огромен – эта «шапка» имеет в диаметре 58 футов и поднимается возвышается на 74 метра. Четыре минарета окружают купол словно часовые, замершие по стойке смирно. Интересно, что все они отклонены назад, что заметно даже невооруженным взглядом: и это вовсе не ошибка проектировщика, а тщательно продуманное положение, позволяющие защитить конструкцию от разрушения вследствие подземных толчков. Данная зона является имеет индекс высокой сейсмоактивности, и исключительно благодаря такому решению землетрясение ни разу не нанесло Тадж-Махалу повреждений.

Для возведения храмового комплекса использовался белый мрамор, который доставляли из отдаленного от Агры месторождения. Все поверхности Тадж-Махала инкрустированы яшмой, агатом, малахитом и другими полудрагоценными камнями; внутренние стены также украшены изящным орнаментом.

Интересный факт: до сих пор для реставрации белых мраморных поверхностей Тадж-Махала используется древнее индийское средство, косметическая маска, которая изготавливалась из молока и извести. Состав, нанесенный на стены, отбеливает их и убирает въевшиеся загрязнения.

Шах Джахан превыше всего в архитектуре ценил симметрию, - этим объясняется четкость планировки ландшафтного парка, окружающего Тадж-Махал. Есть легенда, что на берегу озера, разделяющего парк на четыре части, шах строил еще один мавзолей, но черного цвета – для себя: он должен был быть расположен ровно напротив усыпальницы Мумтаз. Эту легенду подтверждают найденные в результате раскопок обломки мрамора черного цвета; но история не сохранила никаких свидетельств того, что строительство черного мавзолея велось.

В 1666 году усыпальница Мумтаз стала последним пристанищем и для ее мужа, шаха Джахана. Так закончилась великая история любви, подарившая миру «жемчужину Индии» - Тадж-Махал. И даже если когда-нибудь будут преданы забвению имена любящих супругов, - прекрасный беломраморный мавзолей будет продолжать напоминать нам о силе искренней любви.

Еще несколько очень интересных историй и архитектурных путешествий.

Похожие публикации