Сдать отчет по квотированию. Теперь столичные работодатели могут сдавать отчеты по квотированию в онлайн-режиме

ИНСТРУКЦИЯ

по заполнению формы регионального государственного

наблюдения ие

“Сведения о выполнении установленной квоты

и движении денежных средств »

Сведения по форме ие в соответствии с Законом города Москвы «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997года № 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве»1и Положением о квотировании рабочих мест в городе Москве2представляют все работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москвы. Форма представляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в территориальные отделы Государственного учреждения города Москвы «Центр квотирования рабочих мест» по месту государственной регистрации в 2-х экземплярах (один экземпляр возвращается отчитывающейся организации с отметкой о дате её получения). 3

При заполнении адресной части отчета обязательно вносится следующая информация: наименование отчитывающейся организации (предприятия), почтовый адрес, индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), регистрационный номер в Фонде квотирования рабочих мест (из извещения плательщику) и присвоенные организации коды (ОКПО, ОКОНХ, ОКВЭД, ОКАТО, ОКОПФ, ОКФС).

Все данные в форме отражаются за отчетный квартал текущего года (в том числе и по месяцам). Каждая строко-графа должна содержать информацию (не быть пустой), при отсутствии данных ставится прочерк.

Данные графы 3 разделов I, II, III по всем строкам (кроме 01-03) должны быть равны сумме данных граф 4 и 5.

РАЗДЕЛ I. Сведения о выполнении установленной квоты


Данные строк 01-03 графы 3 “Среднесписочная численность работников” формируются в целом по отчитывающейся организации в соответствии с “Порядком заполнения организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения”, утвержденной постановлением Госкомстата России от 04.08.03 № 72, исходя из численности работников, занятых на территории города Москвы.

Строка 01 рассчитывается за последний месяц предыдущего квартала, строки 02 и 03 за первый и второй месяцы отчетного квартала соответственно.

Например: в отчете за первый квартал строка 01 рассчитывается за декабрь месяц предыдущего года, строки 02 и 03 - за январь и февраль текущего года.

При определении среднесписочной численности не учитываются внешние совместители, работники, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера и др.

По строкам 04-06 “Количество квотируемых рабочих мест:” показывается число квотируемых рабочих мест, на которые должны быть трудоустроены инвалиды и

молодежь в возрасте до 18 лет, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей в возрасте до 23 лет (далее - молодежь). Данные по этим строкам рассчитываются работодателем самостоятельно за каждый месяц отчетного ___________________________________

1 Принят Московской городской Думой 26 июня 2002 года № 32.

2 Утверждено постановлением Правительства Москвы от 01.01.01 года.

3 Работодатели, у которых среднесписочная численность работников менее 30 человек отчеты направляют почтой.

квартала в зависимости от среднесписочной численности, учтенной в строках 01-03 графы 3. (Строка 04 в соответствии со строкой 01, строка 05 со строкой 02, 06 со строкой 03). Для работодателей, у которых среднесписочная численность работников составляет более 30 человек, квота исчисляется в размере 4-х процентов для трудоустройства инвалидов. Работодатели, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек могут в счет установленной квоты трудоустраивать молодежь, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять менее 3-х процентов (при расчете округление производится в сторону уменьшения до целого значения).

По строкам 07-09 “Работало на квотируемых местах не менее пятнадцати календарных дней:” отражается численность инвалидов и молодежи, от работавших на квотируемых рабочих местах не менее 15 календарных дней по состоянию на последнюю дату месяца отчетного квартала. В эту численность могут включаться и граждане указанной категории, принятые на работу до принятия Закона о квотировании.

В количество работающих на квотируемых рабочих местах по строкам 07-09 учитываются граждане, уволившиеся до конца месяца отчетного квартала, но проработавшие на квотируемом рабочем месте не менее 15 календарных дней этого месяца.

Данные строк 07-16, 18 формируются в пределах указанных по строкам 04-06 чисел (стр. 07 должна быть меньше или равна стр. 04, и т. д., стр. 18 меньше или равна стр. 06).

По строкам 10-13 “Невыполненная квота (подлежит оплате), всего за отчетный квартал (стр.11+12+13)” показывается число рабочих мест, на которые не трудоустроены в рамках установленной квоты граждане (или число квотируемых рабочих мест, которые были заняты менее 15 календарных дней) и за которые должна быть внесена обязательная плата1.


Обязательная плата за каждого нетрудоустроенного на квотируемые рабочие места соответствует величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Российской Федерации на день внесения платы (п.4 ст.2 Закона о квотировании).

Данные строк 10-13 равны:

стр.10 = стр.11+стр.12+стр.13;

стр.11 = стр.04 минус стр.07;

стр.12 = стр.05 минус стр.08;

стр.13 = стр.06 минус стр.09

РАЗДЕЛ II. Движение работников на квотируемых рабочих местах

По строке 14 “Работало на квотируемых рабочих местах на начало отчетного квартала” показывается численность инвалидов и молодежи, занятых на квотируемых рабочих местах по состоянию на первое число первого месяца квартала.

Для контроля правильности заполнения строки 14 необходимо сопоставить эти данные с данными строки 09 формы, представленной за предыдущий квартал . Расхождение может быть за счет числа квотируемых рабочих мест, которые были заняты менее 15 календарных дней, в этом случае строка 14 будет больше строки 09.

______________________________

1 Обязательная плата устанавливается как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставляет работодателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов и молодежь на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина.

По строке 15 “Выбыло с квотируемых рабочих мест в течение квартала” приводятся данные о численности работников, выбывших с квотируемых рабочих мест в течение всего отчетного квартала (независимо от количества отработанных дней) по различным причинам (расторжение трудового договора по инициативе работника, инициативе администрации; соглашению сторон; призыв или поступление на военную службу; перевод в другую организацию; в связи с ликвидацией или перепрофилированием рабочего места, изменением показаний к труду, достижением 18-летнего возраста и т. д.), уход или перевод которых оформлен приказом (распоряжением), а также выбывшие в связи со смертью.

По строке 16 “Принято на квотируемые рабочие места в течение квартала” показывается численность инвалидов и молодежи, зачисленных на квотируемые рабочие места в течение отчетного квартала (независимо от количества отработанных дней) приказом (распоряжением) о приеме на работу.

Трудоустроенные в счет квот граждане должны учитываться при определении среднесписочной численности работающих в организации (по строкам 01-03)

По строке 17 справки 1 “Работает сверх установленной квоты на конец отчетного квартала”, приводятся данные о численности работающих в организации инвалидов и молодежи без учтенных по строкам 07 - 09 .

РАЗДЕЛ III. Сведения о рабочих местах

По строке 18 “Потребность в работниках на квотируемые рабочие места на конец отчетного квартала” отражается количество инвалидов и молодежи, требующихся работодателю для трудоустройства на квотируемые места.

В справке 2 указывается число работающих на квотируемых рабочих местах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, если таковые имеются, эти данные не должны превышать данные, показанные по стр.09 гр.5.

По строке 20 “Остаток задолженности на начало отчетного квартала” за плательщиком” показывается остаток задолженности на начало отчетного квартала по обязательной плате за каждого нетрудоустроенного в счет квот гражданина, включая штрафы, пени и доначисленную сумму, выявленную в ходе проверки организации, за предыдущие периоды (если она не была перечислена).

По строке 21 указывается сумма штрафов и пени, учтенная в строке 20.

Строка 22 “Остаток задолженности на начало отчетного квартала” за Фондом квотирования рабочих мест - включает в себя остаток задолженности за излишне перечисленную сумму на Целевой счет Фонда квотирования.

Строка 23 “Начисленная обязательная плата за отчетный квартал, всего:” равна сумме строк 24+25+26.

По строкам 24,25,26 показывается сумма, предназначенная к оплате за 1,2,3 месяцы отчетного квартала за невыполнение установленной квоты (Спл.), отраженной по строкам 11,12,13, которая определяется по формуле:

Спл. = Ц пл. х Р пл. , где:

Ц пл. - количество рабочих мест, за которые вносится обязательная плата (стр.11,12,13)

Р пл. - размер обязательной платы.

строка 24 = строка 11 х Рпл.;

строка 25 = строка 12 х Рпл.;

строка 26 = строка 13 х Рпл.

Сумма строк (24+25+26) = строке 23.

По строке 27 “Доначислена обязательная плата” проставляется сумма обязательной платы, выявленная при проверке организации (неверно рассчитаны: количество квотируемых рабочих мест, невыполнение квоты, начисления и т. д.).

По строке 28 “Начислены штрафы, пени” показывается сумма начисленных штрафов и пени за отчетный квартал.

В строку 29 “Всего причитается к платежу” заносится общая сумма обязательной платы, которую необходимо перечислить на Целевой счет Фонда квотирования рабочих мест не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислена плата (реквизиты счета имеются в территориальных отделах Центра квотирования рабочих мест, публикуются в периодической печати). Данные строки 29 должны быть равны стр.20 +стр.23+стр.27+стр.28.

Строки 30 и 31 Перечислено в отчетном квартале, всего” и “в том числе штрафов, пени” заполняются согласно произведенной оплате. По строке 30 показывается сумма, перечисленная в отчетном квартале, в том числе по строке 31 - перечисленных пени и штрафов.

В строку 32 Остаток задолженности на конец отчетного квартала” “за плательщиком» заносится разность строк (29 и 30), т. е. стр.32 равна стр.29 минус стр.30.

Полученный результат должен быть занесен в строку “Остаток задолженности на начало отчетного квартала” отчета за следующий квартал.

Из строки 32 выделяется сумма просроченной задолженности и проставляется по строке 33 в том числе: просроченная задолженность”. Просроченная задолженность это сумма обязательной платы (без учета штрафов и пени) перечисленная после 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом или неперечисленная вообще.

Строка 34 “штрафы, пени” указывается не перечисленная сумма штрафов и пени по состоянию на конец отчетного квартала. Стр.34 равна стр.28 минус стр. 31.

По строке 35 Остаток задолженности на конец отчетного периода” “за Фондом квотирования рабочих мест” учитывается сумма, которую необходимо возвратить работодателю или зачесть в счет будущих платежей.

РАЗДЕЛ V. Перечислено в отчетном квартале

В раздел заносятся номера, даты и суммы платежных поручений по перечислению денежных средств за соответствующие месяцы отчетного квартала, подтверждающие произведенную оплату, указанную по строкам 30 и 31.

Заполненная форма ие должна быть подписана руководителем, главным бухгалтером и заверена печатью организации.

За достоверность данных и своевременность представления формы ие несет персональную ответственность руководитель организации (предприятия).

Председатель Комитета Согласовано:

города Москвы городского комитета

государственной статистики

_________________ _______________

«____»_________2003 года «____»___________2003 года

М.А. Кокурина, юрист

Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько

Как правильно создать резерв рабочих мест

Читатели часто задают нам вопросы, касающиеся квотирования рабочих мест. Для кого нужно квотировать рабочие места - только для инвалидов или для кого-нибудь еще? Как правильно это делать? Кто может проверить соблюдение этого требования и какие санкции предусмотрены за его нарушение? На какие налоговые льготы можно рассчитывать при соблюдении квоты?

На все эти вопросы мы и ответим. Сразу отметим, что порядок квотирования рабочих мест регулируется региональным законодательство м. Мы приведем наиболее часто встречающиеся в регионах показатели и правила. Не забывайте, что в вашем субъекте они могут быть другими, поэтому сверьтесь со «своим» законом, который обычно так и называется - «О квотировании/о порядке квотирования рабочих мест».

Какие организации обязаны соблюдать квоту

Итак, квотирование рабочих мест - это их резервирование для приема на работу граждан, испытывающих сложности с трудоустройство мп. 1 ст. 13 Закона от 19.04.91 № 1032-1 .

Резервные рабочие места должны быть в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, если среднесписочная численность работников превышает, как правило, 100 челове к ; см., например, . Хотя, к примеру, в Якутии резервировать места для несовершеннолетних надо уже при среднесписочной численности сотрудников 50 челове кЗакон Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV .

Среднесписочная численность работников определяется:

  • за период, указанный в региональном законе (например, в Республике Карелия фирмы отчитываются ежегодно и численность работников берется по состоянию на 1 октября текущего год аст. 2 Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК , а в Москве - ежеквартальн оч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 );
  • в порядке, предусмотренном для заполнения статистической формы № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности».

Как нам разъяснили в Департаменте труда и занятости населения г. Москвы, квоту должны создавать компании, численность которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек. При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении.

Например, в компании работает всего 200 человек - 50 из них в головном офисе в Москве, 150 - на производстве в Солнечногорске. Вы должны выполнить квоту:

  • в головном офисе по московскому Закону зарезервировать два места (50 х 4%)ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ;
  • на производстве по Закону Московской области - четыре места (150 х 3% = 4,5, округляем до 4)ч. 2, 3 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ .

Организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (или иного показателя, предусмотренного законом вашего субъекта), а также предпринимателям независимо от количества у них работников резервировать рабочие места ни для кого не нужно.

Сколько мест нужно квотировать

Резервирование рабочих мест предусмотрено:

  • федеральным законодательством - для инвалидо вст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ ;
  • региональным законодательством, в частности, для таких категорий:

Молодежи (например, граждан в возрасте 18- 20 лет, ищущих работу впервые после получения среднего профобразовани яп. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ , детей в возрасте 16- 18 лет из семей, потерявших кормильц аподп. 1 п. 1 ст. 2 Закона Курской области от 31.10.2007 № 111-ЗКО );

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семе й;

Женщин, имеющих детей в возрасте до 3 летп. 4 ст. 4 Закона Камчатского края от 11.06.2009 № 284 ;

Людей предпенсионного возраст аст. 4 Закона Липецкой области от 14.09.2000 № 104-ОЗ ;

Одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидо вп. 4 ст. 1 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 № 106-ОЗ .

Размер квоты составляет, как правило, 2- 4% среднесписочной численности работников организации. Из закона своего региона вы можете узнать точный размер:

  • всей квоты (например, в Иркутской области установлены дифференцированные максимальные значения квоты - 2% для некоммерческих организаций и 3% - для коммерчески хст. 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009 № 27-оз );
  • квоты для конкретной категории работнико вч. 1 ст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ (например, в Москве 2% - для трудоустройства инвалидов и 2% - для трудоустройства молодеж иЗакон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ).

Кроме того, в законе может присутствовать правило о том, что если инвалидов принято больше, чем предписано законом (например, 3% от среднесписочной численности работников вместо 2%), то для других квотируемых категорий количество рабочих мест можно уменьшить на соответствующую величин уч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 .

Работодатели сами рассчитывают количество работников, которых они должны принять в счет квоты. Регионы могут разрешать округление числа таких сотрудников как в сторону уменьшени яч. 3 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ , так и в сторону увеличения до целого значения при показателе от 0,5 и выш еч. 3 ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV .

Когда квотирование считается выполненным

Итак, какие действия вы должны предпринять, чтобы квота для приема работников считалась выполненной.

Заполнить квотируемые рабочие места

Заполнение проходит двумя способами:

  • <или> человек из рассмотренных категорий трудоустроен вами, то есть:
  • с ним заключен трудовой договор, по которому он проработал не менее обозначенного в региональном законе о квотировании срока. К примеру, в Карелии - не менее 3 месяцев в течение календарного год аст. 4 Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК , а в Москве - не менее 15 дней за меся ц;

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Обязанность по трудоустройству инвалидов в счет квоты заменить уплатой компенсации в бюджет нельзя - федеральным законодательством это не предусмотрено.

  • соблюдены льготы и гарантии, предусмотренные законодательством для некоторых из квотируемых категорий (например, инвалиду предоставляется рабочее место с адаптацией всего оборудования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выданной МСЭ, в его трудовом договоре прописано условие о сокращенной до 35 часов рабочей неделе, ежегодном 30-днев -ном отпуске);
  • <или> вносится ежемесячный платеж в бюджет региона за предусмотренные законом субъекта категории (например, в Москве можно платить компенсационную стоимость квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума для трудоспособного москвича на день ее уплат ыч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ).

Подать сведения

Как правило, в органы занятости надо представлять информацию о наличии вакансий для квотируемых категорий или о работающих в компании по квоте по форме:

  • <или> утвержденной региональными нормативными актами;
  • <или> произвольной, если в регионе не утверждена специальная форма.

Такой отчет надо подавать ежемесячн оп. 3 ст. 25 Закона от 19.04.91 № 1032-1 , если региональным законодательством не установлено иной периодичности. В региональных законах смотрите и конкретные сроки представления отчетности по квоте.

Там же могут устанавливаться дополнительные обязанности компаний в сфере квотирования рабочих мест. Например, московские работодатели должны становиться на учет в государственное казенное учреждение «Центр квотирования» в течение месяца со дня регистрации в налоговых органах.

И именно в этот Центр нужно представлять отчет по форме № 1-кво -ти-ро-ва-ние ежеквартально - до 30-го числа месяца, следующего за отчетным квартало мп. 2.1 Положения о квотировании, утв. Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП .

Перед подачей отчета о квотах уточните в региональном центре занятости форму и срок его представления, поскольку органы власти могут устанавливать особые порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квот ыст. 7.1-1 Закона от 19.04.91 № 1032-1 . Например, в Москве такие сведения подаются с учетом указаний, приведенных на сайте Департамента труда и занятости населения г. Москвы → раздел «Направления деятельности» → «Квотирование рабочих мест» → «Организационная структура системы квотирования».

После представления в орган занятости сведений о квоте уже не нужно искать потенциального работника из квотируемых категорий. Ваша обязанность - только рассмотреть кандидатуру такого сотрудника, когда его пришлет орган занятости или он обратится за трудоустройством к вам самостоятельно.

Всегда четко указывайте требования к работнику в информации о вакансии, документируйте процесс собеседования с кандидатами на квотируемую должность при помощи анкет, тестовых заданий по профессиональной тематике. Так у вас будет возможность доказать, что отказ в приеме на работу по квоте был обоснованным, если у соискателя нет, к примеру, необходимого образования, опыта работы, квалификации.

Ответственность за несоблюдение квоты

Нарушение порядка заполнения квотируемых рабочих мест и подачи информации о них может выявиться при плановой или внеплановой проверке, проводимой трудинспекцией.

Она вправе самостоятельно оштрафовать за несоблюдение гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для инвалидов и несовершеннолетних работников (например, не оборудовано специальное рабочее место для инвалида, не предусмотрена трудовым договором с несовершеннолетним работником сокращенная рабочая неделя)ст. 5.27 КоАП РФ .

Если трудинспектор выявит:

  • <или> необоснованный отказ в приеме на работу инвалид аст. 5.42 КоАП РФ (например, фирма имеет среднесписочную численность более 100 человек, у вас на собеседовании был инвалид, из его тестового задания видно, что он подходит по профессиональным качествам, но вы не приняли его на работу, указав, что «мест нет»);
  • <или> непредставление вами в службу занятости информации о выполнении квот ыст. 19.7 КоАП РФ ,

то он составит протокол об административном правонарушении и передаст его в судстатьи 28.3 , 23.1 КоАП РФ .

Региональным законодательством также предусматриваются штрафы за иные нарушения в отношении людей из квотируемых категорий. Например, если не рассчитано количество рабочих мест для квотируемых категорий в Москве или Краснодарском крае, это может обернуться штрафом как для руководителя (3000- 10 000 руб.), так и для компании (до 50 000 руб.)ст. 4.1.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ ; ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 . А отказ в приеме на работу граждан в возрасте от 14 до 18 лет в пределах установленной квоты в Кабардино-Балкарской Республике может стоить руководителю компании 500- 4000 руб.ст. 3.6-1 КоАП Кабардино-Балкарской Республики

За подобные «региональные» нарушения трудинспектор тоже не вправе штрафовать самостоятельно: он должен составить протокол и направить его в административную комисси юст. 1.6 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз или мировому судь ест. 11.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ .

Налоги и взносы

Никаких специальных налоговых преференций для работодателей, обязанных резервировать рабочие места для разных категорий работников, нет, за исключением некоторых льгот компаниям, где работают инвалиды.

Страховые взносы

На выплаты в пользу работника-инвалида организация начисляет страховые взносы на обязательное страхование по пониженным тарифам: в 2012 г. в ПФР - 16%, ФСС - 1,9%, ФОМС - 2,3%, в 2013- 2014 гг. - 21%, 2,4%, 3,7% соответственн оп. 3 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

По «несчастному» страхованию есть льгота в части выплат, начисленных в пользу работников-инвалидов независимо от группы - им взносы рассчитываются в размере 60% страхового тариф аст. 2 Закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ ; ст. 1 Закона от 08.12.2010 № 331-ФЗ .

Налог на прибыль

Льгота есть только для организаций, у которых:

  • численность работников-инвалидов - не менее 50% среднесписочной численности работников без учета инвалидов-совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам;
  • доля расходов на оплату труда инвалидов - не менее 25% всех расходов на оплату труда.

Такие компании могут учитывать траты на инвалидов (например, улучшение условий их труда, переобучение, стажировка, взносы на содержание общественных организаций инвалидов) в составе прочих расходо вподп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ .

НДФЛ

Не облагаются НДФЛ суммы:

  • <или> потраченные организацией на технические средства профилактики и реабилитации для работников-инвалидов - протезы, слуховые аппарат ы , если это чернобылец, военнослужащий, ставший инвалидом при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, человек, получивший инвалидность вследствие аварии на производственном объединении «Маяк»;
  • <или> в размере 500 руб. в меся цподп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ , если это инвалид с детства или инвалид I и II групп.

Если инвалид имеет право на оба указанных вычета, то предоставляете максимальный из них независимо от величины годового дохода работника, исчисленного нарастающим итогом с начала года.

Имейте в виду, что компенсационную стоимость квотируемого рабочего места будет сложно учесть в расходах: Минфин и ФНС прямо говорят, что этого сделать нельзя. Ведь компенсации вместо трудоустройства, к примеру, молодежи - это добровольные взносы, федеральными законами они не предусмотрен ыПисьма Минфина от 11.01.2011 № 03-03-06/2/1 ; ФНС от 22.06.2010 № ШС-37-3/[email protected] . Скорее всего, вам придется через суд доказывать право на включение компенсационной выплаты в налоговые расходы. При этом судебные решения в пользу налогоплательщиков имеютс я

Основной документ, который регулирует отношения работодателей с ЦЗН, — это Федеральный закон «О занятости населения РФ» (в ред. от 03.07.2018). В соответствии с п. 2 и 3 ст. 25 работодатели обязаны сообщать в центр занятости населения следующее:

— данные о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;

— информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

— сведения о применении процедур о несостоятельности (банкротстве);

— сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;

— сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.

Зачем это нужно? Ведь во времена интернет-технологий предприятия могут сами искать себе сотрудников, объявлять о банкротстве у себя на сайте и пр., не прибегая к услугам ЦЗН. Требования призваны поддержать государственную политику в области занятости населения, которая способствует трудоустройству граждан, предупреждению массовой и сокращению длительной безработицы, поддерживает предпринимательскую инициативу и мн. др.

Отчет о вакантных местах. Точного определения, что такое вакансия, в трудовом законодательстве нет. Традиционно под этим термином подразумевается наличие незанятого рабочего места или должности, на которую может быть принят новый работник. Не важно, новая ли это штатная единица или вы ищете замену уволенному человеку. При этом должности, которые освободились из-за того, что сотрудник ушел в декрет или временно переведен на другую работу, вакантными не считаются. Сообщать о них в центр занятости не нужно.

А если речь идет о постоянном наборе сотрудников? Когда в организации «текучка» или работодатель хочет усилить состав отдела высококлассным специалистом? По таким вакансиям тоже нужно представлять сведения и следить за их своевременным обновлением.

Иногда бывает так, что в штатном расписании есть свободная единица, а потребности в таком сотруднике в настоящее время нет. Рекомендуем либо декларировать эти должности как вакантные, либо приводить внутренние документы в соответствие с актуальным состоянием штата.

На профильных форумах частенько возникает вопрос: а надо ли подавать нулевой отчет о вакансиях? Исходя из формулировки закона, сведения об отсутствии свободных рабочих мест подавать не нужно. Но работодатель должен уведомить ЦЗН о закрытии вакансии, если нашел сотрудника.

Важно! Сведения о свободных рабочих местах не должны ограничивать права или устанавливать преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

Единой даты для сдачи статистической отчетности нет. Единственное требование — не реже одного раза в месяц. Каждый регион вправе самостоятельно утвердить крайний срок подачи сведений. Его можно узнать в региональном отделении центра занятости населения.

Отчета «Сведения о потребности в работниках, наличии вакантных мест» опубликован в приложении № 11 к Приказу Минтруда России . При этом регионы могут дорабатывать его по своему усмотрению. Актуальную форму можно запросить в своем отделении ЦЗН.

По указанным работодателем в отчете критериям ЦЗН подбирает соискателей и направляет их в организацию. Принимая в штат соискателя, работодатель в пятидневный срок возвращает его направление в ЦЗН с указанием дня оформления на работу. В случае отказа в трудоустройстве работодатель делает в направлении ЦЗН отметку о дне явки, причине отказа и возвращает направление соискателю.

Сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такие сведения работодатель должен сообщать в ЦЗН, если на предприятие распространяется требование ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов». Если в штате больше 100 человек, устанавливается квота для трудоустройства инвалидов — от 2 до 4 % от среднесписочной численности. Дополнительно к этому регионы могут нормативным актом определить квоту не более 3 % для организаций со штатом от 35 до 100 человек.

Игнорировать квоты и отказывать инвалидам в трудоустройстве обходится дорого — штраф от 5 000 до 10 000 рублей для должностных лиц. Статья КоАП РФ расценивает это как нарушение прав людей с ограниченными физическими возможностями.

Сведения о работающих инвалидах представляются ежемесячно. Единой утвержденной формы нет, региональные центры занятости устанавливают ее самостоятельно. Обычно в ней содержится информация о самой организации, общем количестве сотрудников, установленной квоте и фактически созданных рабочих местах. При необходимости в ней же можно указать вакансии, доступные инвалидам.

Сведения о применении процедур о несостоятельности. О применении процедуры банкротства работодатель обязан информировать службу занятости ежемесячно. И если сначала к работодателю применяется процедура наблюдения, о ней следует сообщить сразу. Если ее действие распространяется и на следующий месяц, об этом тоже требуется сообщить в ЦЗН. Сведения представляются в произвольной форме, если иное не утверждено региональным нормативным актом.

Сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства. Когда работодатель меняет организационные или технологические условия труда (производственные изменения, реорганизация компании и др.), зачастую это ведет к корректировке условий трудового договора по инициативе работодателя. ТК РФ допускает такой вариант, главное, чтобы не менялась трудовая функция сотрудника.

Однако серьезные изменения могут повлечь за собой массовое увольнение работников. В целях сохранения рабочих мест работодатель имеет право вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

После того как решение принято, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в ЦЗН в течение трех рабочих дней. Унифицированная форма для такого сообщения не установлена, но может быть определена, например, региональными нормативными актами. В противном случае информация подается в произвольной форме. Отчет должен содержать данные о количестве простаивающих работников или тех, кому установлено неполное рабочее время, а также время, на которое работодатель установил такой режим.

Сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации. Организация обязана уведомить службу занятости о сокращении штата за два месяца, а о предстоящем массовом увольнении — за три месяца (). этого отчета установлена Постановлением Правительства РФ . Она содержит сведения о каждом из сотрудников, подлежащих увольнению:

  • полные ФИО;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • средняя заработная плата.

При этом у регионов есть право дорабатывать отчетную форму по своему усмотрению.

Информация о штрафах. Непредставление, неполное или несвоевременное представление сведений в ЦЗН по любому из отчетов влечет административную ответственность. Должностные лица должны будут выплатить штраф от 300 до 500 рублей; юридические лица — от 3 000 до 5 000 рублей (ст. КоАП РФ).

Вместо заключения. Не стоит забывать, что в отношении службы занятости у работодателей есть не только обязанности. Сотрудничество с региональным ЦЗН может быть полезно. Самое очевидное — это, конечно, подбор персонала согласно обозначенным требованиям. А кроме того, любая организация вправе запрашивать у органов службы занятости информацию о положении на рынке труда. Сделать это можно в любой удобной форме: по электронной почте или через МФЦ государственных и муниципальных услуг совершенно бесплатно.

1. Что такое квотирование рабочих мест?

Квотирование рабочих мест является важнейшим средством содействия занятости граждан, которые испытывают трудности в поиске работы.
Квотирование рабочих мест – это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и молодежи квотируемых категорий.
Трудоустройство на квотируемые рабочие места создает благоприятные условия для профессиональной реабилитации инвалидов, а у молодежи появляется возможность проявить себя в работе, использовать свои возможности и потенциал, обеспечить свою материальную независимость.

2. Какие организации обязаны выполнять квоты для инвалидов и молодежи?

Независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, работодатели организуют в городе Москве квотируемые рабочие места. Рабочие места работодатель организует за счет собственных средств.

3. Какими нормативно-правовыми актами регулируется квотирование рабочих мест Москве?

В первую очередь мы руководствуемся такими федеральными законами как Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другими.
В настоящее время вопрос содействия в трудоустройстве слабозащищенным категориям граждан, а именно инвалидам и молодежи, регулируется Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 г. № 90 (в ред. от 08.04.2009 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Москве.
Также действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т.д.).

4. Для каких категорий граждан предусмотрены квоты для приема на работу?

По Закону № 90, квоты в городе Москве устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для следующих категорий молодежи:

  • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства в возрасте до 23 лет;
  • выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускники вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
5. Размер квоты. Как рассчитать количество квотируемых рабочих мест для инвалидов и молодежи?

Квота для приема на работу инвалидов и молодежи устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек. Размер квоты составляет 4% от среднесписочной численности: 2 % - для трудоустройства инвалидов и 2 % - для трудоустройства молодежи. В случае если количество инвалидов, принятых на квотированные рабочие места составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении молодежи уменьшается на соответствующую величину. Уменьшение квоты в отношении инвалидов не допускается.
Квота рассчитывается организацией самостоятельно.

6. В каком случае квота считается выполненной?

  1. в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
  2. в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
7. Каким образом происходит трудоустройство инвалида на квотируемое рабочее место?

В действующем законодательстве нет строгих требований по способу трудоустройства инвалида, трудоустройство осуществляется:

* Самостоятельно инвалидом
* Самостоятельно работодателем
* По направлению ЦЗН, в соответствии с запросом работодателя
* На специализированных ярмарках вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья

8. Какую ответственность несет работодатель, не трудоустраивающий инвалидов и молодежь по обязательной квоте?

Невыполнение работодателем установленной обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного законом г. Москвы от 21.11.2007 г. № 45, административный штраф за невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест составляет:

  • для должностных лиц от 3 000 до 5 000 руб.
  • для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

9. Каким образом производится постановка на учет и снятие с учета по квотированию? Предоставление отчетности по квотированию.

Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальное подразделение Отдела квотирования рабочих мест ГКУ ЦЗН в соответствии со своим юридическим адресом.
При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку по Форме К-1 «Сведения о регистрации работодателя» (карточка должна быть подписана руководителем организации и главным бухгалтером, заверена печатью организации) и предъявляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

  • копии Устава/Положения, учредительного договора (для ассоциации или союза)/решения собственника (для учреждения);
  • информационное письмо органов государственной статистики об учете в статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;
  • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», если работодатель не сдает форму в органы статистики, то он представляет письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).
В рамках межведомственного взаимодействия при постановке работодателя на учет ДТСЗН самостоятельно запрашивает:
  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования, в случае смены места постановки на учет работодателя в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации – сняться с учета.
Для снятия работодателя с учета в территориальное подразделение Отдела квотирования представляется один из следующих документов:
  • заявление работодателя о снятии с учета;
  • решение собственника или судебных органов о ликвидации.
В рамках межведомственного взаимодействия при снятии работодателя с учета ДТСЗН самостоятельно запрашивает:
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • информационное письмо о снятии с учета в налоговых органах в качестве налогоплательщика.
Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.
Работодатели предоставляют в территориальное подразделение Отдела квотирования ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты по форме N 1-квотирование «Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств», утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, координирующим работу по квотированию рабочих мест в городе Москве, и согласованной с Мосгорстатом.
В связи с запуском Интерактивного ГКУ ЦЗН с 01 сентября 2016 года у работодателей появилась дополнительная возможность предоставлять форму № 1-квотирование через ИАП ЦЗН ().
Для того чтобы сдавать отчетность через «Личный кабинет» Интерактивного портала работодателям необходимо обратиться в территориальное подразделение Отдела квотирования для получения доступа для регистрации. Код активации высылается на адрес электронной почты, указанной в карточке организации, а также выдается на руки под подпись сотрудником территориального подразделения Отдела квотирования. После процедуры активации и регистрации в «Личном кабинете» работодатель получает возможность заполнить необходимые поля формы № 1-квотирование. В «Личном кабинете» появляется подтверждение о принятии отчета.
Инструкция по предоставлению формы № 1-квотирование через Интерактивный портал размещена на .

10. Какие меры экономической поддержки предусматриваются для работодателей в городе Москве, которые готовы трудоустроить граждан с ограниченными возможностями сверх квоты?

В 2017 году планируется проведение Эксперимента по экономической поддержке работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Субсидии будут предоставляться юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям (далее – работодатели) в целях возмещения фактически понесенных и документально подтвержденных затрат, связанных с осуществлением мероприятий по созданию (сохранению) рабочих мест для инвалидов и трудоустройству инвалидов, к которым относятся:

  • затраты на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленных в связи с созданием рабочих мест для инвалидов на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на заработную плату трудовых кураторов инвалидов, трудоустроенных на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное образование инвалидов.

Далеко не все работодатели знают, что они обязаны предоставлять отчеты в центр занятости в 2018 году. В то же время существует множество форм, которые подаются организациями в территориальное подразделение ЦЗН и в установленные сроки. В частности, речь идет о сведениях по увольнению персонала, по наличию вакантных должностей и свободных мест работы, по квотированию мест для трудоустройства инвалидов, по предпенсионерам и т.д.

В соответствии с Законом № 1032-1 от 19.04.91 г. все работодатели, включая предприятия-юрлиц и предпринимателей с наемными работниками, обязаны содействовать гражданам в трудоустройстве, снижая общий уровень безработицы в стране. Особенно это актуально для социально незащищенных физлиц, имеющих инвалидность или находящихся в предпенсионном (пенсионном) возрасте. Согласно стат. 25 Закона работодатели должны предоставлять в ЦЗН следующую информацию:

  • По готовящемуся увольнению персонала по причине прекращения хоздеятельности или ликвидации бизнеса, а также в связи с сокращениями штата (ф. 1а-ВР, 1-ВР).
  • По фактическим увольнениям сотрудников (ф. 2-ВР, 3-ВР).
  • По наличию свободных мест или должностей (ф. 1-ТН).
  • По выделению или же созданию мест занятости для устройства сотрудников с инвалидностью (ф. 1-КИ).
  • По выделению или же созданию мест занятости для устройства нуждающихся в особой соцзащите сотрудников (ф. 2-ИТПР).
  • Другие формы по необходимости.

Отчет по инвалидам в центр занятости

Типовой отчет по инвалидам в центр занятости подается теми работодателями, общая численность персонала которых составляет от 35 чел. Если показатель не превышает обозначенный порог, предоставлять этот документ не требуется.

Форма включает в себя сведения о квотировании мест занятости для лиц с инвалидностью. Сколько именно рабочих мест должен забронировать за инвалидами работодатель – устанавливают органы административной власти отдельного региона РФ. При этом под квотой подразумеваются специально оборудованные для инвалидов рабочие места в организации. Общее число таких вакансий определяется расчетным путем посредством процентного соотношения к итоговому количеству работников.

Взятые на себя обязательства по резервированию мест для инвалидов каждое предприятие закрепляет на основании заключенного с ЦЗН соглашения. Затем руководитель утверждает приказ, где обозначается количество забронированных мест с конкретными должностями. Регламент квотирования закрепляется в ЛНА организации. Такие меры помогают трудоустроиться лицам с ограниченными физическими возможностями.

В целях информирования государства о квоте работодателем подается бланк отчета в центр занятости. Документ предоставляется каждый месяц. Точные сроки и используемая форма утверждаются территориальной службой занятости. Отчитаться разрешается путем личного посещения центра или с помощью почтового отправления документа, а также в электронном виде. Для последнего способа требуется оформление ЭЦП (электронно-цифровая подпись) на работодателя.

Обратите внимание! Точный размер квотирования определяется в процентном соотношении к показателю среднесписочной численности персонала компании. Для предприятий с численностью от 100 чел. показатель составляет 2-4 %, с численностью в 35-100 чел. – до 3 %. При расчетах в среднесписочную численность не нужно включать тех сотрудников, которые трудоустроены в опасных или вредных условиях (стат. 21 Закона № 181-ФЗ от 24.11.95 г.).

Новый отчет в центр занятости 2018

В связи с проводимой в РФ пенсионной реформой Правительство утверждает новую категорию трудящихся лиц под названием предпенсионеры. Таких граждан нельзя просто так уволить или как-то иначе нарушить их трудовые права. С 1-го октября 2018 г. Роструд обязывает работодателей предоставить новую форму отчета в центр занятости о предпенсионерах. Соответствующие разъяснения приведены в Письме № 858-ПР от 25.07.18 г.

Документ должен быть подан не позже 15.10.18 г. Госорганы интересуют не все сотрудники компаний, а только лица, достигшие следующего возраста:

  • Женщины 1964 г.р.
  • Мужчины 1959 г.р.

Указывать необходимо данные по работающим на определенную дату лицам, а также по тем, кто был уволен в отчетном периоде. Отдельно поясняются случаи расторжения трудовых взаимоотношений по инициативе работодателя. Предполагается, что форма должна подаваться ежеквартально с целью контроля увольнения лиц предпенсионного возраста.

На данный момент законодательно утвержденного бланка не существует. Равно как и не определена ответственность за непредоставление документа. Поэтому работодателям рекомендуется проконсультироваться в своей службе занятости, нужно отчитываться или пока нет. Если ответ будет положительным, для заполнения можно использовать форму по Письму Роструда № 858-ПР от 25.07.18 г. Именно такой документ рекомендует ведомство для получения сведений от центров занятости. Срок подачи данных за 3 кв. – до 15-го октября.

Отчет в центр занятости по пенсионерам

Собственно говоря, это не отдельный бланк, а продолжение предыдущего. Отчетом о пенсионерах некоторые именуют сведения о сотрудниках предпенсионного возраста, о которых рассказано выше. Следовательно, если у работодателя не числятся в штате работники обозначенного возраста (мужчины до 1959 г.р., женщины до 1964 г.р.), подавать форму не нужно. Также не обязаны отчитываться предприниматели, ведущие бизнес в одиночку, то есть без наемного персонала.

Подается документ в территориальное подразделение службы занятости. Периодичность представления – поквартальная. Крайний срок – до 15-го числа. Точный срок устанавливается ЦЗН. Первый раз отчитаться необходимо за 3 кв. 2018 г. Второй документ будет подаваться уже в 2019 году за 4 кв. 2018 г.

Отчет о кадровом составе в центр занятости

Унифицированный отчет по кадровому составу компании подается в территориальную службу занятости. Бланк формы утверждается органами власти отдельных субъектов РФ. Направить данные можно по почте, принести в центр лично или передать по ТКС (телекоммуникационные каналы связи), то есть в электронном формате.

Точных сроков подачи таких сведений на законодательном уровне не утверждено. Чтобы узнать, до какого числа требуется отчитаться, проконсультируйтесь в региональном подразделении ЦЗН. За неисполнение работодателями обязанности по подаче отчетных данных ответственность предусмотрена в стат. 19.7 КоАП. Размер штрафных санкций установлен в следующих пределах:

  • Для физлиц – 100-300 руб.
  • Для руководителей работодателей – 300-500 руб.
  • Для предприятий-юрлиц – 3000-5000 руб.

В случае несдачи какого-либо из обязательных отчетов, проверяющие органы взыскивают штраф за каждый непредоставленный документ. Поскольку формы заполнить очень легко, рекомендуется отчитываться вовремя, чтобы не платить впоследствии штрафы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Похожие публикации