Салтыков щедрин премудрый пескарь содержание. Энциклопедия сказочных героев: "Премудрый пескарь"

Жил-был «просвещённый, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе). Пескарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днём «дрожал» в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берёг свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти.

У пескаря нет семьи: «самому бы прожить». «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется - только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!» Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят. Пескарь не поддаётся ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведёт он, способствует вырождению. Он относится к «бесполезным пескарям». «Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия... живут, даром место занимают да корм едят». Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит. Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее «остолопом» и «постылым». В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да ещё и премудрый.

В данной статье будет рассмотрена одна из страниц творчества знаменитого русского писателя Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина - рассказ "Премудрый пескарь". Краткое содержание этого произведения будет рассматриваться вкупе с его

историческим контекстом.

Салтыков-Щедрин - известный писатель и сатирик, создававший свои литературные творения в интересном стиле - в виде сказок. Исключением не является и "Премудрый пескарь", краткое содержание которого можно рассказать двумя предложениями. Однако в нем подняты острые социально-политические проблемы. Рассказ этот был написан в 1883 году, в период начавшихся репрессий императора направленных против активизировавшихся противников царского режима. В то время многие прогрессивно мыслящие люди уже понимали всю глубину проблем существующего строя и пытались донести это до народных масс. Однако в отличие от студентов-анархистов, мечтавших о силовом перевороте, передовая интеллигенция пыталась найти выход из положения мирными способами, с помощью соответствующих реформ. Лишь при поддержке всей общественности можно было повлиять на ситуацию и предотвратить существующий беспорядок, считал Салтыков-Щедрин. "Премудрый пескарь", краткое содержание которого будет дано ниже, саркастически повествует нам об определенной части российской интеллигенции, всячески уклоняющейся от общественной деятельности из страха перед наказанием за вольнодумство.

"Премудрый пескарь": краткое содержание

Жил да был один пескарь, да не простой, а просвещенный, умеренно-либеральный. С самого детства наставлял его отец: "Берегись опасностей, подстерегающих тебя в реке, кругом полно врагов". Пескарь решил: "И правда, в любой момент тебя либо на крючок

поймают, либо щука съест. А сам-то ты никому вреда причинить не можешь". И решил он всех перехитрить: построил себе нору, где безвылазно жил, "жил и дрожал", на поверхность выходил лишь в полдень, чтобы поймать какую-нибудь мошку, что не всегда удавалось. Но пескарь не огорчался, главное - цел. И всю жизнь прожил он так, и не было у него ни семьи, ни друзей, и жил он в постоянном страхе за свою жизнь, но он был очень горд сознанием того, что умрет не в ухе или в пасти рыбы, а своей смертью, как и его почтенные родители. И вот лежит пескарь в своей норке, помирает от старости, бегут в его голове ленивые мысли, и вдруг как будто кто-то шепнул ему: " А ведь зря ты жил, не сделал ничего ни полезного, ни вредного... Лишь корм переводил. Помрешь, никто про тебя и не вспомнит. Даже и премудрым тебя почему- то никто не называет, только дураком да остолопом. "И понял тогда пескарь, что он сам лишил себя всех радостей, что место его было не в этой искусственно вырытой полутемной норке, а в естественной среде. Но было уже поздно, он лежал и засыпал. И вдруг пропал пескарь, никто не знает как. Скорее всего, помер да всплыл на поверхность, потому что никто не стал бы его есть - старого, да еще и "премудрого".

Таково краткое содержание. "Премудрый пескарь" повествует нам о бесполезных для общества людях, которые всю жизнь живут в страхе, всячески избегая борьбы, самонадеянно считая себя при этом просвещенными. Салтыков-Щедрин в очередной раз жестоко высмеивает жалкую жизнь и образ мыслей подобных людей, призывая не прятаться в норе, а смело бороться за место под солнцем для себя и своих потомков. Не только уважения, но даже жалости или сочувствия в читателе не вызывает премудрый пескарь, краткое содержание существования которого можно выразить двумя словами: "жил и дрожал".

Жил-был пескарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку, да полегоньку аридовы веки (долгие годы. - Ред.) в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется - везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать? Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха - в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пескарь - и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют.

А человек? - что это за ехидное создание такое! каких каверз он ни выдумал, чтоб его, пескаря, напрасною смертью погублять! И невода, и сети, и верши, и норота, и, наконец… уду! Кажется, что может быть глупее уды? - Нитка, на нитке крючок, на крючке - червяк или муха надеты… Да и надеты-то как?.. в самом, можно сказать, неестественном положении! А между тем именно на уду всего больше пескарь и ловится!

Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал. «Пуще всего берегись уды! - говорил он, - потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься - ан в мухе-то смерть!»

Рассказывал также старик, как однажды он чуть-чуть в уху не угодил. Ловили их в ту пору целою артелью, во всю ширину реки невод растянули, да так версты с две по дну волоком и волокли. Страсть, сколько рыбы тогда попалось! И щуки, и окуни, и головли, и плотва, и гольцы, - даже лещей-лежебоков из тины со дна поднимали! А пескарям так и счет потеряли. И каких страхов он, старый пескарь, натерпелся, покуда его по реке волокли, - это ни в сказке сказать, ни пером описать. Чувствует, что его везут, а куда - не знает. Видит, что у него с одного боку - щука, с другого - окунь; думает: вот-вот, сейчас, или та, или другой его съедят, а они - не трогают… «В ту пору не до еды, брат, было!» У всех одно на уме: смерть пришла! а как и почему она пришла - никто не понимает.. Наконец стали крылья у невода сводить, выволокли его на берег и начали рыбу из мотни в траву валить. Тут-то он и узнал, что такое уха. Трепещется на песке что-то красное; серые облака от него вверх бегут; а жарко таково, что он сразу разомлел. И без того без воды тошно, а тут еще поддают… Слышит - «костер», говорят. А на «костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере, во время бури, ходуном ходит. Это - «котел», говорят. А под конец стали говорить: вали в «котел» рыбу - будет «уха»! И начали туда нашего брата валить. Шваркнет рыбак рыбину - та сначала окунется, потом, как полоумная, выскочит, потом опять окунется - и присмиреет. «Ухи», значит, отведала. Валили-валили сначала без разбора, а потом один старичок глянул на него и говорит: «Какой от него, от малыша, прок для ухи! пущай в реке порастет!» Взял его под жабры, да и пустил в вольную воду. А он, не будь глуп, во все лопатки - домой! Прибежал, а пескариха его из норы ни жива ни мертва выглядывает…

И что же! сколько ни толковал старик в ту пору, что такое уха и в чем она заключается, однако и поднесь в реке редко кто здравые понятия об ухе имеет!

Но он, пескарь-сын, отлично запомнил поучения пескаря-отца, да и на ус себе намотал. Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить - не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, - сказал он себе, - а не то как раз пропадешь!» - и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому - не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно - именно только одному поместиться впору. Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят - он будет моцион делать, а днем - станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть все-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полдён, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.

Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днем забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать - да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится. Поглотает воды - и шабаш!

Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»

Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернется на другой бок - глядь, ан у него целых пол рыла из норы высунулось… Что, если б в это время щуренок поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!

Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем все дрожал, все дрожал.

В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в предвкушении сна, - глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта была. А он и щуку надул: не вышел из норы, да и шабаш.

И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день. И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи! жив!»

Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья. Он рассуждал так:

«Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут нашелся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и пескари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»

И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется - только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!»

Даже щуки, под конец, и те стали его хвалить: «Вот, кабы все так жили - то-то бы в реке тихо было!» Да только они это нарочно говорили; думали, что он на похвалу-то отрекомендуется - вот, мол, я тут его и хлоп! Но он и на эту штуку не поддался, а еще раз своею мудростью козни врагов победил.

Сколько прошло годов после ста лет - неизвестно, только стал премудрый пескарь помирать. Лежит в норе и думает: «Слава богу, я своею смертью помираю, так же, как умерли мать и отец». И вспомнились ему тут щучьи слова: «Вот, кабы все так жили, как этот премудрый пескарь живет…» А ну-тка, в самом деле, что бы тогда было?

Стал он раскидывать умом, которого у него была палата, и вдруг ему словно кто шепнул: «Ведь этак, пожалуй, весь пескарий род давно перевелся бы!»

Потому что для продолжения пескарьего рода прежде всего нужна семья, а у него ее нет. Но этого мало: для того, чтоб пескарья семья укреплялась и процветала, чтоб члены ее были здоровы и бодры, нужно, чтоб они воспитывались в родной стихии, а не в норе, где он почти ослеп от вечных сумерек. Необходимо, чтоб пескари достаточное питание получали, чтоб не чуждались общественности, друг с другом хлеб-соль бы водили и друг от друга добродетелями и другими отличными качествами заимствовались. Ибо только такая жизнь может совершенствовать пескарью породу и не дозволит ей измельчать и выродиться в снетка.

Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят.

Все это представилось до того отчетливо и ясно, что вдруг ему страстная охота пришла: «Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!» Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил - дрожал, и умирал - дрожал.

Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?

И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».

Он жил и дрожал - только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде; ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнёт. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет: когда же наконец голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования?

Слышно ему, как мимо его норы шмыгают другие рыбы - может быть, как и он, пескари - и ни одна не поинтересуется им. Ни одной на мысль не придет: дай-ка, спрошу я у премудрого пескаря, каким он манером умудрился с лишком сто лет прожить, и ни щука его не заглотала, ни рак клешней не перешиб, ни рыболов на уду не поймал? Плывут себе мимо, а может быть, и не знают, что вот в этой норе премудрый пескарь свой жизненный процесс завершает!

И что всего обиднее: не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?» А многие даже просто дураком и срамцом его называют и удивляются, как таких идолов вода терпит.

Раскидывал он таким образом своим умом и дремал. То есть, не то что дремал, а забываться уж стал. Раздались в его ушах предсмертные шепоты, разлилась по всему телу истома. И привиделся ему тут прежний соблазнительный сон. Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает.

А покуда ему это снилось, рыло его, помаленьку да полегоньку, целиком из норы и высунулось.

И вдруг он исчез. Что тут случилось - щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своею смертью умер и всплыл на поверхность - свидетелей этому делу не было. Скорее всего - сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и премудрого?

Читать сюжет сказки Премудрый пескарь

Жил на свете умный пескарь. Он хорошо запомнил рассказы и поучения отца, который в молодости чуть не попал в уху. Понимая, что опасность подстерегает его со всех сторон, решил защитить себя и вырыл нору такого размера, чтобы только один и мог там поместиться. Днём сидел в ней и дрожал, а ночью выплывал на прогулку. Искал пищу в полдень, когда все живые существа были сыты. Частенько ему приходилось недоедать и недосыпать. Однако больше всего он беспокоился за свою жизнь.

Подстерегали его и рак, и щука. Но им не удалось выманить премудрого пескаря из норы. Он так был озабочен сохранением собственной жизни, что даже не женился, и детей не завёл. Вина не пил, не курил, в карты не играл. Друзей не имел, с родственниками не общался.
Подобным образом прожил пескарь более ста лет. Пришла и ему пора помирать. Думал он, думал и понял, что если бы все пескари вели себя так, как он, то их род давно бы перевёлся. Захотелось ему выбраться из норы и проплыть по реке. Но он испугался этой мысли и снова начал дрожать.

  • Сергей Есенин - Зима

    Вот уж осень улетела, И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она.

  • Одоевский

    Мало кто знает о Владимире Федоровиче Одоевском. Но если внимательно изучить жизнь и творчество этого человека, то мы узнаем его как великолепного педагога, писателя и специалиста по теории музыкального искусства.

  • Чехов - Дом с мезонином

    Рассказ ведется от первого лица. Этим лицом был художник, приехавший на лето погостить к своему приятелю – помещику Белокурову в Т-ую губернию. Живописцу не хотелось трудиться

  • Баран-непомнящий

    Баран-непомнящий — герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что "мир не оканчивается стенами хлева". Овцы стали глумливо именовать его "умником" и "филозофом" и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный "вольного -барана во сне видел".

    Богатырь

    Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил. Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.


    Дикий помещик

    Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты "Весть", по глупости жаловался, что "очень уж много развелось… мужика", и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и "не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика". Тот пришел было в восторг ("чистый" воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. Однако он от своих "принципов" не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело "мужика изловить и водворить обратно". С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

    Карась-идеалист

    Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что "сами в рот лезут" и у них "не душа, а пар".


    едстав перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: "Поди проспись!" Во второй — заподозрен в "сицилизме" и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: "Знаешь ли ты, что такое добродетель?" — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника". В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш — тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что "все-таки с ним одним по душе поговорить можно", и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход "диспута" Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

    Здравомысленный заяц

    Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, "так здраво рассуждал, что и ослу впору". Считал, что "всякому зверю свое житье предоставлено" и что, хотя зайцев "все едят", он "не привередлив" и "всячески жить согласен". В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

    Кисель

    Кисель — герой одноименной сказки, "был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели.


    спода до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, "от киселя остались только засохшие поскребушки", В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только "господамн"-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, "сытости… не знают".

    Баран-непомнящий

    Бедный волк

    Богатырь

    Верный Трезор

    Ворон-челобитчик

    Вяленая вобла

    Гиена

    Господа Головлевы

    Деревенский пожар

    Дикий помещик

    Дурак

    История одного города

    Карась идеалист

    Кисель

    Коняга

    Либерал

    Медведь на воеводстве

    Орел-меценат

    Премудрый пескарь

    Пропала совесть

    Рождественская сказка

    Самоотверженный заяц

    • Краткие содержания
    • Салтыков-Щедрин
    • Баран-непомнящий
    • Бедный волк
    • Богатырь
    • Верный Трезор
    • Ворон-челобитчик
    • Вяленая вобла
    • Господа Головлёвы
    • Деревенский пожар
    • Дикий помещик
    • Добродетели и Пороки
    • Дурак
    • Здравомысленный заяц
    • Игрушечного дела людишки
    • История одного города
    • Карась-идеалист
    • Кисель
    • Коняга
    • Либерал
    • Медведь на воеводстве
    • Недреманное око
    • О корени происхождения Глуповцев
    • Орёл-меценат
    • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
    • Помпадуры и помпадурши
    • Пошехонская старина
    • Премудрый пескарь
    • Пропала совесть
    • Рождественская сказка
    • Самоотверженный заяц
    • Сказка Гиена
    • Соседи
    • Христова ночь
    • Чижиково горе

    Салтыков-Щедрин по праву признан лучшим сатириком девятнадцатого века. Это писатель, соединивший в своем творчестве такие направления, как беллетристика и журналистика. Он продолжил традиции Свифта и Рабле, направил по верному пути Булгакова, Зощенко и Чехова.

    Начал писать Салтыков-Щедрин еще в юном возрасте. Первое произведение было написано им в возрасте шести лет и на французском языке. А первая публикация датирована мартом одна тысяча восемьсот сорок первого года.

    Переехав в Петербург, писатель стал много времени уделять созданию рецензий для «Современника», в этом же издании он опубликовал повести: «Противоречия» и «Запутанное дело». Результатом этих публикаций стала немедленная ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку. Так лично распорядился сам Николай I. В Вятском «плену» писатель пробыл около восьми лет. Он смог построить завидную карьеру, между делом успел ознакомиться с системой бюрократии, жизненным укладом помещиков и крепостных. В дальнейшем все это найдет отражение в его произведениях.


    Только после смерти царя Салтыкову-Щедрину было позволено возвратиться в Петербург, где он начал работать над «Губернскими очерками», которые принесли писателю неслыханную популярность. Находясь на государственной службе, Салтыков успевал публиковаться в нескольких изданиях. Позже он вышел в отставку и продолжил литературное творчество. За один год работы с «Современником» он напечатал шестьдесят восемь произведений, в число которых вошли первые его повести из серии «Помпадуры и помпадурши» и роман с сатирической ноткой «История одного города». Возникшие материальные проблемы заставили Салтыкова выйти снова на службу. Далее были два года тяжелого творческого кризиса.

    Выйдя в отставку окончательно, он был назначен ответственным редактором журнала «Отечественные записки», в котором и продолжил свои публикации. Писатель смог сформировать свой личный, присущий только ему стиль писателя. Он обходил строгую цензуру благодаря задействованию иносказаний. В своих произведениях Салтыков-Щедрин сатирически отразил картину современной России, высмеял пороки общества и описал во всех подробностях типичную бюрократию и реакционеров.

    / / / «Премудрый пискарь»

    Жил-был пискарь. Родители у него были умные, перед смертью завещали сыну по жизни всегда «глядеть в оба».

    Когда начал пискарь своим умом «раскидываться», понял, что он среди рыб является самым меньшим и что все остальные могут причинить ему вред. А еще большое зло может причинить человек. Отец пискаря много раз рассказывал ему, как его поймали и из него чуть было на костре не сварили уху. Поэтому отец говорил сыну, чтобы тот всегда сторожился уды.

    Пискарь-сын намотал себе на ус отцовские наставления. И решил он прожить жизнь так, чтобы никто его никогда не замечал. Для этого он целый год, боясь за свою жизнь, строил себе такую нору, чтобы никто не смог туда забраться. Помещался в нору только он сам, и больше никто не смог бы забраться к нему в гости. Затем пискарь решил для себя: будет он питаться по ночам, а днем «сидеть и дрожать». Ведь лучше, по его мнению, не есть и не пить, чем потерять свою драгоценную жизнь.

    Однажды пискарь после сна увидел, что за ним «костяными глазами» наблюдает рак. Выжидал он его полдня, за которые пискарь успел очень много «надрожаться».

    В следующий раз заметил пискарь щуку, которая поджидала его целый день. Но и на этот раз обманул герой врага: никуда не выходил, и щука уплыла ни с чем.

    И каждый день происходили такие страшные случаи. И каждый раз пискарь радовался, что смог выжить.

    Не имел главный герой ни жены, ни детей, ни родных, ни близких, ни друзей. В карты он не играл, вина никогда не пил, табака никогда не курил. И прожил так он 100 лет.

    Даже щуки стали хвалить героя за его тишину и спокойствие. Только хотели они таким образом вызволить из норы пискаря, но он опять не ведется на обман врагов.

    И вот близится смерть к пискарю. Начинает думать он о своей длинной жизни, о словах, которые произносили щуки. Понимает пискарь, что для продолжения рода пискарей нужна семья. А у него-то ее и не было. До пискаря доходит, что только общественная жизнь и воспитание не в норе, а в обычных условиях могут предотвратить вымирание пискарей.

    Только теперь герой понимает, что он относится к бесполезным пискарям. Все это время он не жил, а только зря занимал место и переводил еду.

    Решает пискарь все-таки вылезти из норы и переплыть напоследок всю реку. Но только он подумал об этом, как снова задрожал, а затем и вовсе начал умирать. При жизни он дрожал и, дрожа, умирал. Никаких радостей у него не было, никого он никогда не утешил, хорошего совета никому не дал, доброе слово никому не сказал, никого не приютил, не обогрел, не защитил. Никто не вспомнил о пискаре. Никто и не слышал о нем. Говорили только, что он остолоп, дурак, срамец и идиот, которого не понятно как вода держит. А ведь пискарь считал себя премудрым.

    Лежит герой в тесной норе, дрожит, не зная даже почему, и думает, когда же смерть освободит его от такого бессмысленного существования.

    И вот, задремав, тело его вылезло из норы. А дальше не знает никто, что случилось: щука его съела, рак ли это был, или своей смертью умер пискарь.

    Наверное, умер пискарь своей смертью, ведь зачем щукам и ракам больной пискарь. Да еще и премудрый.

    Похожие публикации