С безударной гласной в окончании имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

Безударные гласные в падежных окончаниях

§ 67. В соответствии с общим правилом (см. § 33), написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же окончанием (того же типа склонения), в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:

о?зеро, коле?но, по?ле, полоте?нце (окно?, долото?, лицо?, ружьё ),

ча?ши, ко?ни (столы?, пни );

кни?ге, о кни?ге (руке?, о руке? );

сту?ла, о?зера, ка?мня (стола?, окна?, пня );

до?мом, по?лем, сто?рожем, кле?ем (столо?м, окно?м, ножо?м, остриём );

об учи?теле, о сто?роже, о пла?тье, в по?ле (о коне?, о ноже?, о белье?, в окне? );

но?чи, ло?шади, ра?дости (косвенные падежи ед. ч.; ср. любви?, глуши? );

чита?телей, ра?достей (учителе?й, лошаде?й );

слу?гам, пе?сням, о?кнам (города?м, учителя?м, моря?м );

кра?сного, си?него, ры?жего (молодо?го, большо?го и моего?, самого? );

си?ним (больши?м );

оди?ннадцати (пяти?, двадцати? );

девяно?сто (сто? );

девяно?ста (косвенные падежи; ср. ста? ).

Примечание. Буква и пишется на конце форм тв. п. мн. ч. имен существительных и прилагательных и тв. п. числительных - в окончаниях ?ами (?ями ), ?ыми (?ими ): столами, сёстрами, ночами; большими, сильными; тремястами и т. п. Конечная гласная этих окончаний, всегда безударная, может быть проверена сопоставлением с ударным окончанием тв. п. мн.ч. ?ми в формах детьми?, людьми? и в вариантах форм дверьми?, дочерьми?, лошадьми? (ср. дверя?ми, дочеря?ми, лошадя?ми ).

§ 68. В форме им. п. ед. ч. муж. рода имен прилагательных (а также всех других слов, склоняющихся как прилагательные) без ударения пишется окончание ?ый (после мягких парных согласных и шипящих - ?ий ), хотя ударное окончание - ?ой .

Ср., напр.: злой, молодо?й, большо?й , но по?лный, бо?дрый, си?ний, кре?пкий, хоро?ший, све?жий ; ср. такие варианты, как перено?сный и переносно?й, бредо?вый и бредово?й ; ср. большо?й и бо?льший, морско?й и примо?рский, речно?й и заре?чный .

§ 69. В следующих окончаниях содержатся гласные, не проверяемые ударной позицией.

Всегда безударен конечный гласный окончаний им. п. прилагательных жен. рода ?ая (?яя ): красная, большая, синяя ; сред, рода ?ое (?ее ): красное, большое, синее ; мн. числа ?ые (?ие ): красные, большие, синие .

Имена существительные на ?анин (?янин ), а также слова барин, боярин, цыган в им. п. мн. ч. имеют безударное окончание ?е: крестьяне, горожане, граждане, римляне, армяне, бояре, баре (наряду с вариантом бары ), цыгане (но ср. форму цыганы у Пушкина).

В им. и вин. п. числительных пишутся окончания: в слове двести; в словах триста и четыреста; () в собирательных числительных, напр.: четверо, шестеро, двое, трое . В окончании тв. п. числительного три пишется буква е : тремя .

§ 70. Существительные с некоторыми суффиксами имеют особенности в написании безударных окончаний.

Существительные с увеличительным суффиксом ?ищ- муж. или сред. рода оканчиваются в им. п. ед. ч. на , напр.: домище, волчище, котище, письмище, веслище . Существительные жен. рода с тем же суффиксом оканчиваются в им. п. ед. ч. на , напр.: коровища, ручища, грязища . Слова на ?ище муж. рода в им. п. мн. ч. оканчиваются на ?и: волчищи, домищи, глазищи .

Примечание. Слова сред, рода на ?ище - как с увеличительным, так и с другими значениями - имеют в им. п. мн. ч. окончание ?а: письмища, плечища . Ср. пожарище, топорище (муж. род) - увеличительные к пожар, топор - им. п. мн. ч. пожарищи, топорищи ; но пожарище (сред, род) ‘место, где был пожар’, топорище (сред, род) ‘рукоятка топора’ - пожарища, топорища . У слов с увеличительным суффиксом ?ищ- , имеющих только формы мн. ч., в им. п. - то же окончание, что в им. п. производящего слова, напр.: деньги - деньжищи, ворота - воротища .

Существительные с суффиксом ?ишк- оканчиваются в им. п. ед. ч. на или : в словах муж. рода одушевленных и в словах жен. рода - окончание , в словах муж. рода неодушевленных и в словах сред, рода - окончание . Ср., напр.: братишка, мальчишка, человечишка, котишка, службишка, мыслишка и домишко, городишко, заводишко, пальтишко, платьишко, молочишко . Такие же окончания имеют существительные с ласкательным (безударным) суффиксом ?ушк- (?юшк- ): ср., напр., дядюшка, тестюшка, соседушка, соловушка, вдовушка, нянюшка, волюшка и хлебушко, чадушко, полюшко, горюшко .

В словах сред, рода с суффиксом ?ышк- в им. п. ед. ч. - окончание , напр.: перышко, горлышко ; в слове жен. рода оладышка - окончание .

В существительных с суффиксом ?л- в им. п. ед. ч. - окончание или : существительные общего или муж. рода - названия лиц оканчиваются на , неодушевленные существительные сред, рода - на . Ср., напр.: запевала, заводила, зубрила, громила, вышибала, надувала, приставала и поддувало, точило, мерило, бродило, пугало .

Примечание. В собственных именах типа Гаврила, Данила, Кирила, Михайла, Самойла пишется окончание . Но ср. традиционное написание Михайло Ломоносов , а также устаревшие написания типа Гаврило, Данило , сохранившиеся в некоторых текстах писателей XIX в.

§ 71. Падежные формы существительных на?ий, ?ие, ?ия.

1. Существительные с неодносложной основой муж. и сред, рода на ?ий и ?ие в предл. п. и жен. рода на ?ия в дат. и предл. п. ед. ч. имеют в безударном положении, в отступление от общего правила, окончание , а не , напр.: гений - о гении, натрий - о натрии, радий - о радии, Василий - о Василии, Юрий - о Юрии, отделение - в отделении, возвращение - по возвращении, содействие - при содействии; армия - к армии, об армии; линия - по линии, на линии; станция - к станции, на станции; Болгария - по Болгарии, в Болгарии; Мария - к Марии, о Марии .

При наличии вариантов на ?ие и ?ье, ?ия и ?ья указанные падежные формы имеют разные окончаниями - : ср., напр., вариантные пары типа об умении - об уменье, в цветении - в цветенье, о многословии - о многословье, о Наталии - о Наталье, к Марии - к Марье .

Примечание. В художественной, особенно поэтической, речи допускается написание форм предл. п. существительных сред, рода на ?ье (обычно при предлоге в ) с окончанием , напр.: В молчаньи шел один ты с мыслию великой (П.); Подвиг есть и в сраженьи, / Подвиг есть и в борьбе. / Высший подвиг - в терпеньи, / В любви и мольбе (Хом.); И снег соперничал в усердьи / С сумерничающею смертью (Б. Паст.); «В очарованьи» (название стихотворения И. Северянина); Птицы кричат в поднебесьи, / Сердце стучит в подреберьи (В. Долина). Под ударением окончание предл. п. отмечается только у одного слова на ?ье: забытьё - в забытьи? .

2. Немногочисленные существительные на ?ий, ?ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание . Перечень таких слов: змий - о зми?е, кий - о ки?е (вариант: о кие? ), Кий (легендарный основатель Киева) - о Кие, чий (растение) - о чие, «Вий» - в «Bue», Пий - о Пие, при папе Пие; хрия (термин риторики) - по хрие, о хрие; Бия (река) - по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) - к Ие, о Лие, о Вие; Гия (мужское имя) - к Гие, о Гие .

Примечание к пп. 1 и 2. У немногих существительных на ?ие, ?ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на и либо на е , напр.: судия? - к судии?, о судии?, лития? - в литии?, ектения? - в ектении?, бытие? - о бытии?, житие? - о житии?, в житии? , но: остриё - на острие?, об острие?, Зия?, Алия?, Зульфия? (личные имена) - о Зие?, об Алие?, к Зульфие?, Кызыл-Кия? (город) - в Кызыл-Кие? .

§ 72. Устойчивые сочетания предлогов в, на, по с существительными на ?ие в предл. п., близкие по своей роли в предложении к предлогам, оканчиваются (согласно правилу § 71, п. 1) на ?ии . Пишутся: в отношении кого-чего-н., в предвидении чего-н., в преддверии чего-н., в сопровождении кого-чего-н., в соответствии с чем-н., в согласии с кем-чем-н., в сравнении или в сопоставлении с кем-чем-н. (‘по сравнению’; но: не идёт в сравнение ); на основании чего-н., на протяжении чего-н.; по прошествии чего-н. Так же пишется наречие впоследствии .

Их надо отличать от устойчивых сочетаний предлогов в (во ) и на с существительными на ?ие в вин. п., ставших предлогами или близких к предлогам; такие сочетания оканчиваются на ?ие . Пишутся: в заключение чего-н. (и в заключение ‘под конец, заканчивая’), в завершение чего-н., в нарушение чего-н., в отличие от кого-чего-н., в продолжение чего-н., в течение чего-н., во избежание чего-н., во изменение чего-н., во исполнение чего-н. и (слитно) вследствие чего-н., наподобие чего-н.

Различаются в написании близкие к предлогам сочетания в отсутствие кого-н. (‘при отсутствии’) и в присутствии кого-н.

Подобные устойчивые сочетания с буквой е на конце (включающие форму вин. п.) следует отличать (по смыслу) от свободных сочетаний с предл. п. Ср., напр.: в продолжение , но: заметить ошибку в продолжении рассказа; в заключение , но: найти противоречие в заключении комиссии; в отсутствие , но: усмотреть криминал в отсутствии студента на лекции .

§ 73. Русские (и образованные по образцу русских) фамилии на ?ин (?ын ) и на ?ов (?ев ) имеют в тв. п. ед. ч. окончание ?ым (как у прилагательных), напр.: Пришвин - Пришвиным, Лисицын - Лисицыным, Орлов - Орловым, Тургенев - Тургеневым, Газзаев - Газзаевым . Ср. под ударением: Бородин - с Бородины?м .

Примечание. В иностранных фамилиях на ?ин и ?ов в тв. п. ед. ч. пишется окончание ?ом (как у существительных муж. рода), напр.: Дарвин - Дарвином , (Чарли) Чаплин - Чаплином, Гершвин - Гершвином, Вирхов - Вирховом .

Названия городов на ?ов (?ев ) и ?ин имеют в тв. п. окончание ?ом , напр.: город Львов - городом Львовом, Саратов - Саратовом, Канев - Каневом, Могилёв - Могилёвом, Камышин - Камышином . Ср. под ударением: Тульчи?н - под Тульчино?м . Таким образом, фамилии и названия городов имеют разные окончания тв. п.: Пушкин (фамилия) - Пушкиным и Пушкин (город) - Пушкином; Александров (фамилия) - Александровым и Александров (город) - Александровом .

В названиях населенных пунктов и территорий на ?ово (?ево ) и ?ино (?ыно ) в формах тв. п. также пишется ?ом , напр.: Крюково - под Крюковом, Одинцово - Одинцовом, Голицыно - Голицыном, село Марьино - селом Марьином, Косово - Косовом . Ср. под ударением: Бородино? - под Бородино?м, Строгино? - Строгино?м .

Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять (м?рить) костюм – примирять (мир) соседей; развевается

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 2. Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

VI. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях § 35. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением: а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,

Из книги автора

§ 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: леса (лес), лиса (ли?сы), примерять (ме?рить) костюм - примирять (мир)

Из книги автора

§ 2. Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечевка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина,

Из книги автора

§ 3. Чередующиеся гласные Чередование а и о1. В корне гар- - гор- под ударением пишется а, без ударения - о; зага?р, уга?р - загоре?лый, угоре?ть.Исключения: вы?гарки, и?згарь, при?гарь (специальные и диалектные слова).2. В корне зар- - зор- под ударением пишется гласная в

Из книги автора

VI. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ § 34. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,

Из книги автора

§ 35. Гласные после ц 1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о, без ударения е. Например: концо?м - па?льцем, купцо?в - торго?вцев, пальтецо?- пла?тьице, берцо?вый - си?тцевый, окольцо?вывать - окольцева?ть.2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в

Из книги автора

Безударные гласные в корнях § 34. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: вода? (ср. во?ды,

Из книги автора

Безударные гласные в приставках § 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз-/роз-, см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный

Из книги автора

Безударные гласные в суффиксах § 42. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.Примеры

Из книги автора

Безударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных Вводные замечания. Правильное написание буквы на месте безударного гласного в ряде случаев определяется беглостью этого гласного.Беглый гласный появляется во многих именах

Из книги автора

Безударные соединительные гласные § 65. При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и

Из книги автора

Безударные гласные в глагольных формах Гласные в глагольных окончаниях§ 74. Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения

Из книги автора

Безударные частицы не и ни § 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы - не и ни. Ср. случаи, когда они выступают под ударением: Он не? был сегодня в школе. Кто бы он ни? был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в

Сегодня будем работать в группах.

Давай вспомним правила работы в группах.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к друг другу.

Первое задание на внимание.

1 группа сядет, когда я назову имя существительное, 2 группа – глагол, 3 группа – имя прилагательное. (загадочный, загадать)

Какую часть речи я еще не назвала? (существительное). Первая группа образуйте существительное сами, оно должно быть родственное предыдущим словам. (загадка)

Что мы знаем о существительном?

Над какой темой мы сейчас работаем?

Тема нашего урока : «Безударные гласные в окончании существительного».

Что нам нужно знать, чтобы проверить безударное окончание существительного? Обсудите в группах и напишите, что для этого нужно знать, повторить и почему?

Цель какая урока ? (Научиться проверять безошибочно безударные окончания существительных)

Давайте определим, чтобы достигнуть поставленной цели, какую работу нам нужно выполнить на уроке.

Надеюсь, что сегодня на уроке мы будем сосредоточенно работать, узнаем новое, полезное, интересное, также будем работать дружно в группах.

Урок начинаем со словарной работы.

Словарная работа .

1.На доске слова

Автобус, автомобиль, тепловоз, корабль, шоссе, ездить

Предлагаю тренировать мышление.

Что можете сказать об этих словах?

Какое слово лишнее? Почему? (ездить – глагол) Убрали глагол

Какое еще слово лишнее? (шоссе –ср. рода)

Что общего у оставшихся слов? (имена существительные, 2 склонения, мужского рода)

Предлагаю потренировать память.

Запишите эти слова по памяти, причем

1 группа напишет их в родительном падеже,

2 группа в дательном

3 группа в творительном падеже.

Задания на карточке

1) Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы

а) какой?, какая? б) кого?, что? в) кого?, чего?

2) Существительные какого склонения имеют в П.п и Д.п. окончание –И

а) I склонения б) II склонения в) III склонения

3) Какие опорные слова в

а) I склонении

б) II склонении

в) III склонении

Взаимопроверка.

На доске слова .

Разделите их на три столбика, так чтобы в первом столбике были существительные I склонения, во втором существительные II склонения, в третьем существительные III склонения. Объясните написания окончаний.

На окраин...; в книг...; по скатерт...; о вещ..., на столик...; около сторожк...; ветка ел...; на сирен... , к лебед…, по пашн…, о город…, на блюдц…, зимней вьюг…

Физминутка

Оценить свои силы.

1. Да, я хорошо усвоил тему. Возьмите синюю карточку.

2. Я иногда допускаю ошибки, возьмите желтую карточку.

3. Кто не совсем уверен в своих силах возьмите карточку красную.

Задания синей карточки

Исправьте ошибки в тексте и придумайте свое предложение.

Запишите текст и своё предложение.

Марос оставил на окошки зовитушки узорав. В лучах сонца на них зогорелись искристые фонарики. Напушистой ветки ёлке серебряными огоньками переливаеца иней.

Задания желтой карточки

Напишите существительные в предложном падеже, добавив предлог.

В скобках напиши склонение.

Погода, метель, воробей, мороз, вьюга, холод, капель, сугроб, сторожка.

Задания красной карточки

Впиши окончания, указав в скобках склонение.

В тетрад… (), на ярмарк…(), ранним утр…(), в кухн…(), яблочко бабушк…(), сыр для мышк…(), на холод… (), за речк…(), на ел…().

Выводы.

Закончите предложения .

Cегодня мы на уроке узнали...

Могу похвалить нашу группу за …

Эти знания нам пригодятся…

Домашнее задание : упражнение на выбор.

У имен существительных есть три «ошибкоопасных» падежа: родительный, дательный, предложный. Данный урок поможет вам справиться с трудностями при склонении имен существительных.

У существительных первого склонения в родительном падеже в окончании пишется буква И, а в других «ошибкоопасных» падежах - дательном и предложном - буква Е.

У существительных второго склонения трудности вызывает только предложный падеж, в котором пишется буква Е. У существительных третьего склонения во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

Чтобы узнать, какую гласную следует писать в безударном окончании имени существительного, нужно вначале определить, к какому склонению относится это имя существительное, затем выяснить, в каком падеже оно употреблено, и вспомнить, какая гласная буква пишется в этом «ошибкоопасном» падеже.

2. Закрепляем изученное

Рассуждаем так:

Улыбнуться при встреч…. Встреча - имя существительное первого склонения, употреблено в предложном падеже, пишем букву Е в окончании.

Стремиться к цел… Цель - это имя существительное третьего склонения, у которого во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

При написании безударных падежных окончаний имен существительных можно пользоваться другим способом проверки. Можно использовать «подстановочные» слова с ударными окончаниями во всех «ошибкоопасных» падежах. Для имен существительных первого склонения таким «подстановочным» словом будет слово лиса .

Рассуждаем так:

Писать в тетрадк…. Тетрадка - имя существительное первого склонения. Не определяя падеж, используем «подстановочное» слово лиса . Писал в тетрадке - писал в лисе.

Мы с вами помним о том, что у имен существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ,

ИЙ (армия, сочинение, планетарий ), во всех «ошибкоопасных» падежах действует правило двух букв И.

У существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ, в родительном, дательном и предложном падежах мы пишем две буквы И на конце (одна буква И принадлежит основе, вторая буква И относится к окончанию).

Рассуждаем так:

Подойти к Мари… Мария - имя существительное, оканчивающееся на -ИЯ. Во всех «ошибкоопасных» падежах в нем две буквы И на конце. Поэтому мы пишем подойти к Марии.

Побывать в планетари… Планетарий - имя существительное, оканчивающееся на -ИЙ. В «ошибкоопасных» падежах в нем работает правило двух букв И. Поэтому мы пишем побывать в планетарии (две буквы И на конце).

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.

Домашнее задание

Задание №1

Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

Задание №2

Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.

1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.).

  1. Окончания существительных. Сложным является выбор е/и в окончаниях существительных родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.

Запомните: остриё - на острий, забытьё - в забытьи.
Обратите внимание: в предложном падеже слов на -ия, - ие, -ий буква и, предшествующая окончанию, «зовет» за собой окончание -и, предшествующие буквы е или ь - окончание -е: об
энергии, созвездии, счастии, но о ливрее, галерее, безлюдье, веселье, счастье.
Обратите внимание на правописание окончаний существительных с суффиксами -ищ-, -ушк-/-юшк-, -ышк-/-ишк-, -л-: -ищ-е - у сущ. мужского и среднего рода: город - город- ищ-е, карась - карас-ищ-е; болото - болот-ищ-е, предместье - предместь-ищ-е;
-ищ-а - у сущ. женского рода: нога - нож-ищ-а, голова - голов-ищ-а;
-ушк-о (-юшк-о),
-ишк-о (-ышк-о) - у неодушевленных сущ. мужского и среднего рода: хлеб - хлеб-ушк-о, дом - дом-ишк-о, горе - гор- юшк-о, крыло - крыл-ышк-о;
-ушк-а (-юшк-а),
-ишк-а (-ышк-а) - у всех других существительных (одуш. сущ. м. р.; одуш. и неодуш. сущ. ж. р.): брат - брат-ушк-а, дядя - дяд-юшк-а, студент - студент-ишк-а; девочка - девч-ушк-а, воля - вол-юшк-а,мелочь - мелоч-ишк-а;
-л-а - у существительных общего рода: вообража-л-а, зап- рави-л-а, зубри-л-а, чуди-л-а;
-л-о - у существительных среднего рода со значением орудия действия: грузи-л-о, покрыва-л-о, свети-л-о, точи-л-о, зуби- л-о, моча-л-о.
  1. Окончания глаголов. В безударных личных окончаниях глаголов написание е/и зависит от спряжения глагола:
  1. спряжение - в окончаниях буква е: брить - бреешь, бреет, бреем, бреете; бороться - борешься, борется, боремся, боретесь.
  2. спряжение - в окончаниях буква и: обидеть - обидишь, обидит, обидим, обидите; молиться - молишься, молится, молимся, молитесь.
Обратите внимание:
1) на спряжение «ошибкоопасных» глаголов (глаголы I спряжения; см. их перечень в § 4 п.5):
сеять - сеешь, сеет, сеем, сеете, сеют; веять - веешь, веет, веем, веете, веют; каяться - каешься, кается, каемся, каетесь, каются; плесневеть - плесневеешь, плесневеет, плесневеем, плесневеете, плесневеют;
стлать, стелить - стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют;
  1. непереходные глаголы с приставкой обес-/обез- являются глаголами I спряжения, переходные - II спряжения: обессилеть (перех.) - обессилеешь, обессилеет, обессилеем, обессилеете, обессилеют; обессилить (неперех.) - обессилит, обессилим, обессилите, обессилят.

Открытый урок в 3 классе

ТЕМА: Безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения.

Цель: Развитие навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Задачи:

  1. развивать орфографическую зоркость учащихся, умение распознавать склонение и падежи существительных и действовать по алгоритму написания безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения;
  2. формировать учебно-познавательную мотивацию;

Оборудование:

1. Презентация – слайды;

2. Дидактический материал к уроку:

3.Карточки с заданиями;

4.Цветные сигнальные карточки

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня…

К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на работу. Сегодня 1 марта – первый день весны. Природа нам тоже улыбается. (Слайд 2)

Начинаем наш урок русского языка.

Сегодня каждый из вас нарисует (составит) своё солнышко. После каждого этапа урока вы будете прикреплять к солнышку лучик.

Приветствие учащихся в начале урока. Обучающиеся поочередно касаются пальцев рук своего соседа.

Желаю (большой палец)

успеха (указательным)

большого (средним)

во всем (безымянным)

и везде (мизинцами).

Чтоб легко было писать,

Надо пальчики размять.

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

- Посмотрите на своё рабочее место и потихонечку сядут те, у кого всё готово к началу урока. С чего мы обычно начинаем наш урок?

С создания хорошего настроения, как залога успешной работы.

Учитель

Чтоб работа была успешной,

Сначала букву напишем неспешно.

Посмотрите на слайд.

Е О И М О У

(Слайд 3)

Найдите букву, отличную от других.

Дайте ей характеристику. Какой звук она обозначает?

Напишите целую строчку строчной и заглавной буквы М.

То вниз, то вверх бежит перо,

Рисуя букву М, -

Как бы спускается в метро

И вверх идёт затем.

II. Разминка – мозговой штурм. Словарно-орфографическая работа. Слайд 4 .

Учитель.

Прочитайте слова, написанные на доске.

п*шеход, пч*ла, с*бака, тр*пинка, к*нура, улей, транспорт

Какое задание вы можете предложить по данной записи?

Ученики:

Вставить в слова пропущенные буквы, разделить их на группы по разным признакам.

Учитель.

На какую орфограмму пропущенные буквы в словах?

Учитель.

Объясните написание проверяемых безударных гласных.

Учитель.

Есть ли способ запомнить написание непроверяемой безударной гласной о в словах собака и конура ? слайд 5


Ученики:

Да, можно по ассоциации. Вход в конуру имеет форму круга и напоминает букву о , а собака живёт в конуре и каждый раз попадает в неё через этот вход. Так запомнить легко. Если дети не скажут, говорит учитель.

Запишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы

собака конура собака конура

Поставьте знак ударения. Подчеркните безударную гласную.

Для чего мы учим словарные слова? (Чтобы писать без ошибок, быть грамотными).

Учитель.

На какие группы вы бы разделили эти слова и по каким признакам? Обоснуйте свой ответ. Слайл 6.

Ученики:

  • слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы;
  • слова, состоящие из двух и из трёх слогов;

Учитель.

Какое слово может быть лишним и почему?

Ученики:

  • Слово улей, так как оно начинается с гласной, а остальные слова с согласных букв;
  • Слово пешеход , так как оно сложное и состоит из двух корней, а остальные имеют только один корень.

Учитель.

Прочитайте вдумчиво слова ещё раз. Может быть, вы заметите что-то интересное.

Ученики:

Из слов можно образовать логические пары по смыслу.

Учитель.

Давайте запишем эти пары и посмотрим, что у нас получится.

Слайд 7

Ученики:

улей – пчела

конура – собака

тропинка – пешеход

? – транспорт

А слово транспорт у нас осталось без пары.

Учитель.

Подобрав пару к слову транспорт , используя смысловую связь, вы узнаете наше новое словарное слово. Какое же это слово?

Ученики:

Дорога.

Учитель.

- Как вы понимаете смысл этого слова?

Учитель.

Для чего служит дорога? Прочтите те лексическое значение на слайде..

Слайд 8.



д
р
га

1. Дорога - образ действий, направление деятельности.
Быть на хорошей (верной, плохой) дороге. Идти своей дорогой.
2. Дорога - путешествие; пребывание в пути
Устал с дороги. Взять еды на дорогу. В дороге было много интересного. Всю дорогу проспал.
3. Дорога - место, по которому надо пойти и проехать.
По дороге дому.
4. Дорога - полоса земли предназначенная для передвижения, путь сообщения

Асфальтированная, шоссейная, грунтовая дорога.

Слайд 9.

Учитель.

А знаете ли вы, до сих пор происхождение этого слова остаётся неясным.

Одни учёные считают, что слово дорога происходит от общеславянского слова дорога, которое в свою очередь является однокоренным к словам дёргать и драть . Дорогой мог быть назван и проход, расчищенный в лесу от деревьев или просека с вывороченными, выдранными деревьями. Другие учёные утверждают, что на открытых местах любая тропа или колея быстро превращалась в размытые водами лощины- «дороги».

Запишите слово дорога целую строку с ударением и выделением опасного места.

Физминутка.

Видео – если весело живется

III. Определение темы и цели урока через создание проблемной ситуации.

слайд 10

Учитель.

Я тоже выписала на доску предложения с нашим новым словом.

Пробить себе дорогу.




Что здесь записано? Объясните значение.

Слайд 11.

Идти своей дорогой.


Объясните значение фразеологического оборота. Послушайте притчу.

Притча.

Каждому дорога дана от… Бога.

Одному человек показалось, что в его жизни очень много испытаний и дорога его слишком сложная. Ночью ему приснился сон, будто он пришёл к Богу и попросил для себя другую дорогу. Бог предложил выбрать любую из дорог. Путник долго выбирал, но все дороги ему не нравились. Иные были слишком широкие и светлые, иные – узкие и тёмные как горное ущелье. Наконец он выбрал дорогу удобную, на ней были и препятствия, и тёмные места, но ему так хорошо было по ней идти. Он сказал: «А можно мне эту дорогу?» Бог ответил: «Конечно, можно, ведь она твоя».

Что можете сказать? Как нужно относиться к испытаниям в жизни?

Слайд 12.

Прочтите стихотворение:

Выбрана для меня дорог а

Нет дорог и той милей

Отношусь я к той дорог е

И терпимей, и мудрей.

Ту дорог у берегу я,

И дорог ой той горжусь,

И скажу я без сомненья:

«На верной дорог е нахожусь».

Ученики:

Найдите ошибкоопасное место при письме.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать без ошибок безударные окончания существительных 1 склонения.

Сначала ответим на вопросы:

1. Что такое имя существительное?

- Существительное - слово, обозначающее предмет и отвечающее на вопросы кто? что?

2. Как изменяются имена существительные?

Существительные изменяются по падежам и это называется склонением .

  1. Какие существительные относятся к первому склонению?

Существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я относятся к первому склонению . В процессе склонения окончания существительных могут быть ударными или безударными . Если окончание безударное, то это ошибкоопасное место, а значит - орфограмма.

Учитель.

Ответ на какой вопрос нам предстоит найти в течение урока?

Ученики:

Как правильно писать безударные падежные окончания у существительных первого склонения.Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в слабой позиции в окончании имени существительного.

IV. Сообщение нового материала. Работа в исследовательских группах.

Учитель.

Как же определить, какое окончание писать?

Давайте рассуждать логически. Как мы проверяем безударные гласные в корне слова?

Ученики:

Подбираем проверочное слово, в котором безударный станет ударным.

Значит, как можно проверить по аналогии безударные падежные окончания?

Ученики:

Может быть тоже ударением.

Учитель.

Окончание существительных первого склонения

Трудно писать без ударения.

Чтоб ошибок в них не допускать,

Волшебные слова необходимо знать.

Слайд 13.

Снежок растаял

Земля видна,

А значит скоро

Придёт весна.

Какие вы видите существительные 1 склонения? Что можно сказать о гласных в окончаниях?

Слайд 14.

Это и есть волшебные слова – помощники.

Учитель.

Запомните эти волшебные слова-помощники и вы сможете использовать их в работе для проверки безударных окончаний, если вдруг забыли правило или нужно сделать проверку выполненного задания.

А теперь вернёмся к нашим предложениям и, используя алгоритм, определим безударные падежные окончания у существительного первого склонения дорога .

Слайд 15.

И.П. дорог а

Р.П. дорог и

Д.П. дорог е

В.П. дорог у

Т.П. дорог ой

П.П. дорог е

Запись в тетради.

Динамическая пауза. Упражнения на релаксацию.

Мы читали, мы писали
И немножечко устали.
Ручки разгибаются,
Ножки выпрямляются.
Отменяются движенья,
Наступает расслабленье ..

Смотрим на дорогу и вспоминаем лучшие моменты нашей жизни, связанные с дорогой.

Слайд 16.


V. Закрепление изученного материала

Игра «Забей слово – мяч в нужные ворота» . Мячи с буквой е и и нарисовать и вырезать.

Е И

На плакате:

Иду вдоль дорог…

Думать о дорог…

Нет дорог….

Стою на дорог…

Приглашаю к доске ребят, которые испытывают затруднения в написании безударных окончаний существительных, с целью формирования позитивного отношения к учению и снижения уровня ситуативной тревожности ученика, для создания ситуации успеха) и возможности исправления своих ошибок.

  • В это время учащиеся высокого уровня работают по карточкам. Или по учебнику….

Карточка :

Поставь существительные в нужный падеж и определи у них безударные падежные окончания. Обоснуй свой выбор, сделав необходимую разметку (обозначение над существительным рода, склонения, падежа и выделение окончания).

Поселился в (чащоба), метнулась по (берёза), топтались возле(тропинка), запах (грязь), сидела на (черёмуха), вынес в (шапка), бросил в (речка),вцепилась в горло (собака), каталась по (крапива), зубы (полёвка), живут в(деревня). Ты молодец! У тебя всё получится!

VI. Итог урока. Слайд 17.

Рефлексия Слайд 18.

Покажите нам свои солнышки, каких лучиков у вас получилось больше. Молодцы!!

Оценивание работы учащихся. (Вырезать заранее красивые пятёрки и четвёрки). Слайд 3

Е О И М О У

Разминка –мозговой штурм пч *ла, с*бака, тр *пинка, к* нура, улей, транспорт п* шеход,

К О НУРА С О БАКА

ПЕШЕХОД ПЧЕЛА СОБАКА ТРОПИНКА КОНУРА УЛЕЙ ТРАНСПОРТ

улей – пчела конура – собака тропинка – пешеход? – транспорт

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1.Дорога - образ действий, направление деятельности. Быть на хорошей (верной, плохой) дороге. Идти своей дорогой. 2. Дорога - путешествие; пребывание в пути Устал с дороги. Взять еды на дорогу. В дороге было много интересного. Всю дорогу проспал. 3. Дорога - место, по которому надо пойти и проехать. По дороге дому. 4. Дорога - полоса земли предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая дорога.

Пробить себе дорогу

Идти своей дорогой

Выбрана для меня дорог а Нет дорог и той милей Отношусь я к той дорог е И терпимей, и мудрей. Ту дорог у берегу я, И дорог ой той горжусь, И скажу я без сомненья: «На верной дорог е нахожусь».

Снежок растаял З емля видна, А значит скоро Придёт весна.

ВЕСНА ЗЕМЛЯ Волшебные слова -помощники

Проверяем волшебными словами (ВЕСНА ЗЕМЛЯ) И.П. дорог а Р.П. дорог и Д.П. дорог е В.П. дорог у Т.П. дорог ой П.П. дорог е

Итог урока: Два способа проверки безударного окончания существительных 1 склонения: Подставить слово с ударным окончанием. (весна, земля) . Выучить окончания.


Похожие публикации