Роспись по дереву акриловыми красками: декоративная и народная техника для начинающих мастеров. Стили русской росписи (20 фото)

В современном искусстве обширно используют роспись по дереву акриловыми красками, гуашью, масляными и анилиновыми красящими веществами. В истории роспись по дереву - старинное народное ремесло. Дерево долгие века преобладало в быту из-за своей доступности и легкости в обработке. До того как люди научились обрабатывать металл, из дерева делали всю мебель и кухонную утварь, сундуки, шкатулки, прялки, не говоря уже о дверях, воротах, деревянных ставнях. Наряду с плотничеством и резьбой по дереву, развивались особые технологии по обработке дерева и орнаментальная разрисовка изделий.

Виды художественной росписи

В середине 20 века виды росписи по дереву из ремесленного вида искусства перешли в художественные и их изучают и школах изобразительного творчества. Различные виды техник характеризуются своим неповторимых и узнаваемым орнаментом, который исторически развивался в ногу со временем и эволюцией красок и материалов.

В наши дни достаточно использовать специальные краски по дереву и приобрести деревянные изделия, лаки и укрепляющие средства для поделок. Многие современные мастера не только привносят новизну в работы, но и продолжают традицию росписи деревянных изделий.

Первые уроки для начинающих мастеров состоят в изучении принципов рисования каждого вида. Городецкая роспись по дереву характеризуется растительным орнаментом яркими расцветками, преимущественно на желтом фоне, но в наши дни фону в этом виде росписи уделяют меньше внимания, так как рисунок хорошо смотрится на чистой деревянной фактуре.

Элементы рисунка делают в несколько простых этапов, замалевкой основными цветами, теневкой более темными тонкими штрихами и осветлением белой или желтой краской.

Используются также идеализированные изображения птиц, животных, в частности вороных коней, деревьев. В древние времена городецкая роспись также изображала крестьянскую и купеческую жизнь тех времен. На картинках ниже видно пример.

Хохломская роспись существующая в массовом производстве и по сей день, стала визитной карточкой России. Это не просто разрисовка, а целая технология производства деревянных изделий, при обработке которых используется олифа, глина, алюминиевый порошок и лак. В результате многоэтапных действий изделия сначала обретают серебристую окраску, расписывают преимущественно черной и красной красками, иногда выполняют листья зеленым цветом. В конце работы покрывают лаком, и серебристая окраска становится позолоченной. Такая технология росписи пришла от иконописцев.


Элементы хохломской росписи — это в основном густая растительность, большие цветы, завитки, листья, ягоды рябины, клубники, встречаются декоративные птицы, петухи лебеди, но главным символом хохломы является жар-птица.

Также этот вид разрисовки делится на два типа техники — верховую и фоновую. Верховая роспись подразумевает собой нанесение рисунка на фон, а фоновая нанесение контуров и нанесением черного или красного фона.

Мезенская роспись изображает черно-красных орнаментов, более напоминающая пещерную наскальную живопись.


Роспись гжель также не спутать с другим искусством, своими синими пышными цветами на белом фоне.


В современном искусстве росписи по дереву мастера-художники пользуются различными техниками для создания стиля декора, сувенирных наборов посуды. В подарок преподносят собственноручно разрисованные тарелки, конфетницы, салатницы, разделочные доски.

Подготовка дерева

Роспись по дереву акриловыми красками - простое занятие для опытных художников, так как материал дорогой, хоть и подходящий для работы с деревом.

Чтобы начать рисовать на деревянной поверхности, нужно взять готовое изделие, которые продаются как заготовки для декора, почистить самой мелкой наждачной бумагой и загрунтовать поверхность соответствующей краске, после чего можно приступить к рисованию.


Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания

Роспись по дереву - это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства и народного промысла. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву возрождается, так давайте разберемся в чем же её особенность?

Украсить росписью по дереву можно практически все, что нас окружает. Это может быть посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни,браслеты, бусы, серьги, игрушки. Расписывать также можно деревянную мебель, деревянные скульптуры.У каждого мастера имеется собственный подход к росписи по дереву. Но среди многообразия росписей существует определенная последовательность их выполнения. Это подготовка поверхности древесины, нанесение защитного покрытия, нанесение грунтовки, собственно сама роспись по дереву, закрепление росписи. Рассмотрим чуть подробнее каждый из этих этапов.

Подготовка деревянного изделия к росписи начинается с шлифовки («зашкуривания») расписываемой поверхности. Шлифовка нужна для того, чтобы в дальнейшем красящие пигменты лучше «сцепились» с древесиной и роспись была более стойкой. Для шлифовки обычно применяется

как минимум 2 типа наждачной бумаги: сначала с более крупным зерном, а затем - с более мелким. Шлифовка всегда выполняется по направлению вдоль волокон древесины.

Следующий этап - это нанесение защитного покрытия на поверхность древесины. В качестве такого покрытия, как правило, выступает морилка: спиртовая, водная, масляная. Морилка помогает древесине лучше храниться. Морилку следует наносить на поверхность деревянного изделия в соответствии с инструкциями, указанными производителем.После нанесения защитного покрытия приступают к грунтовке поверхности древесины. Грунтовка обеспечивает более равномерное нанесение краски во время выполнения росписи. Грунтовочный

  • Фигуры из гипса оптом по низким ценам. Широкий ассортимент. Доставка
  • flora-pak.ru
состав наносится на изделие либо широкой плоской кистью, либо, если поверхность достаточно большая, валиком.Наконец наступает очередь выполнения непосредственно росписи.

Лучше всего использовать для росписи современные акриловые краски : они яркие, стойкие, имеют множество оттенков. Также подходят для росписи по дереву краски масляные, но они сохнут медленнее и менее разнообразны. А начинающие могут при выполнении своих первых работ пользоваться художественной гуашью.

Техники росписи по дереву очень разнообразны. При этом есть как народные, веками используемые техники (волховская, северодвинская, хохломская роспись, городецкая), так и индивидуальные, применяемые каждым мастером на свой вкус. Постепенно можно выработать свой собственный стиль работы. Мне ближе всего оказалась именно "Городецкая роспись", так как она очень душевная, теплая и искренняя, не даром её называют "дыханием дерева сквозь краски".



Когда изделие расписано, нужно обязательно рисунок закрепить . Для этого изделие покрывают лаком, чаще всего - акриловым. Также могут применяться лаки мебельные (нитролаки) или масляные. Выбор лака зависит от того, какое именно изделие расписывается. Например, акриловый лак под воздействием тепла может делать деревянные изделия слегка липкими, поэтому деревянные украшения вроде браслетов или бус покрывать таким лаком нежелательно.

Роспись по дереву - это очень интересное и увлекательное хобби. Творите, друзья, вкладывайте в изделия частичку своей души и оно будет радовать Вас и ваших близких долгие годы!!!

Какой краской рисуют по дереву?

  1. По дереву можно рисовать любыми красками. Но ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно прежде загрунтовать. Если писать масляными красками без грунтовки, то масло уходит в древесину, на поверхности остаются несвязанные красочные массы, которые быстро слетают. Грунтовка не дат маслу уходить в древесину.
    Есть несколько способов грунтовки. Самый простой, который я давно использую, такой:
    Берем белый клей ПВА, насыпаем в него мел строительный (можно из школьных мелков) , тщательно размешиваем до консистенции густой сметаны. Не допускать комочки. Покрываем место для рисования тремя слоями этого состава. Первый слой - кисть (лучше, если широкая) двигаем горизонтально. Слой должен высохнуть. Второй слой - кисть двигаем вертикально. Слой должен высохнуть. Третий слой - кисть снова двигаем горизонтально. Просушиваем и начинаем писать.

    Если вы не хотите иметь белый фон, тогда нужно нанести три слоя клея ПВА без мела. Когда все слои высохнут, общий слой будет прозрачным.

    Второй способ грунтовки. В художественных магазинах продается акриловая грунтовка. Тоже не менее двух слоев положить.

  2. здравствуйте, для рисования по дереву подойдут эти краски http://www.for-paint.ru/ru/market/sendvalues/kraski/guash_tempera/ ,вообще очень хороший сайт в котором можно подобрать краски любого типа и для чего угодно. рекомендую.
  3. там сперва вроди грунтовка нужна
  4. у меня акриловые краски после росписи по зеркалу в ванной посыпались от попадания влаги.
  5. Гуашевые и темперные краски хорошо ложатся на специально грунтованный холст, бумагу, а также на картон и дерево.
  6. Акриловые краски
    Рисовать ими можно по любой нежирной поверхности, например стекло, дерево, металл, полотно, холст. Наружная роспись акрилом дает успешные результаты, т. к. краска не подвержена влиянию погодных условий. Художественные акриловые краски можно приобрести в тубах (пастообразные) или банках (более жидкие) .
    Посмотреть подробную информацию можешь на сайте - http://www.for-paint.ru/ru/market/sendvalues/kraski/

    А именно про акриловые краски в статье - http://www.for-paint.ru/ru/market/sendvalues/kraski/akrilovye_kraski/

    Также там имеется, отличный интернет магазин. Успехов в роботе.

  7. Если будите работать акрилом (маслом по моему мнению не стоит-сохнет долго), то можно воспользоваться белой грунтовкой на акриловой основе- это если рисунок будит покрывать всю поверхность.Если роспись предусматривает в качестве основного фона именно необработанное дерево, то я бы покрыла в качестве грунта "молочком" ПВА (1часть клея+3части воды) . Суть грунтовки в том, что бы закрыть поры поверхности от проникновения в них краски (что бы свойства краски не менялись) . Если вы хотите сохранить структуру дерева и при этом краски давали не яркие тона, а как бы оттенок на дереве, то в строительных магазинах есть так называемые цветные лазури, но можно воспользоваться и акварелью. Но обязательно в этом случае учитывайте то, что дерево имеет свойство "загорать" со временем. Например хвойные породы очень желтеют и это нужно учитывать в цветах рисунка. Ну и в заключении обязательно покрыть несколькими слоями лака-это все же стол. Я бы попробовала яхтный лак (его тоже можно купить в строительных магазинах) - он дает очень крепкий слой, устойчивый к истиранию. А по поводу красок, посмотрите акрил по сложным поверхностям, например французкий или английский.
  8. Это несложно. Сначала проклейте поверхность - например, клеем ПВА (чтобы краску не "тянуло"). После высыхания зачистите наждачкой. Это необходимо, поскольку после проклейки древесные волокна "встанут дыбом", и поверхность будет слишком грубой, шершавой. Потом можно расписывать. Грунтовать необязательно.
    Выбор красок зависит от того, где будет находиться столб. Если в помещении, можно расписать темперой или акрилом. Если на улице, то лучше масляными или алкидными красками.
  9. Акриловые краски
    http://www.for-paint.ru/ru/market/sendvalues/kraski/akrilovye_kraski/

    Краски состоят из пигмента, воды и акриловой полимерной эмульсии, в качестве связующего вещества. Они очень быстро сохнут, при высыхании становятся темнее, но при этом акрил не образует трещин, в отличие от масляных красок. Акриловые краски, могут быть разбавлены водой, но после высыхания становятся стойкими к воздействию воды. Рисовать ими можно по любой нежирной поверхности, например стекло, дерево, металл, полотно, холст. Наружная роспись акрилом дает успешные результаты, т. к. краска не подвержена влиянию погодных условий. Художественные акриловые краски можно приобрести в тубах (пастообразные) или банках (более жидкие) . В нашем интернет-магазине вы сможете выбрать и купить как наборы акриловых красок, так и по одному цвету разных видов и производств, в широком диапазоне цен.

Похожие публикации