Решения мсэ. Порядок обжалования решений мсэ

Каждый, кто имел дело с освидетельствованием в медико-социальном бюро, знает, что процедура может быть весьма длительной, проблематичной и не всегда результативной, к сожалению. В связи с этим каждый житель, который имеет гражданство РФ, имеет право обжаловать результаты освидетельствования. Для этого гражданину необходимо подать заявление на оспаривание результатов экспертизы в ту же службу, где осуществлялась медико-социальная экспертиза. Далее, дело за МСБ: необходимо передать жалобу в главное бюро течении трех рабочих дней и прикрепить к нему все необходимые документы: справки, медицинские заключения, результаты прошлых МСЭ.

В главном учреждении проводят экспертизу заново в течение тридцати дней. После чего объявляется решение. По такому же принципу можно обжаловать и результат главного бюро: написать жалобу в федеральное. В данном случае, окончательно решение также принимается в течение одного месяца.

Подробнее о том, как апеллировать решение МСЭ

На сегодняшний день есть несколько способов оспаривания результатов медико-социальной экспертизы:

  • Судебный.
  • Внесудебный.

Каким из способов апелляции воспользоваться – это Ваше решение, но оно также зависит от уровня медико-социального бюро: если на филиал можно написать жалобу и в главное бюро, и в суд, а на главное позволено писать жалобу как в федеральное бюро, так и в суд, то результаты экспертизы последней инстанции – не обсуждаются, и обжаловать заключение федерального бюро медико-социальной экспертизы можно только в суде.

Внесудебная процедура

Если Вы желаете подать жалобу на оспаривание заключения медико-социальной экспертизы, то для Вас будет актуален такой порядок:

Шаг первый – Составление письменной жалобы

Писать жалобу имеет право лишь тот человек, который проходил экспертизу непосредственно, или его опекун (доверенное лицо). Согласно 146 пункту Административного регламента от 29 января 2014 года, текст жалобы должен раскрывать информацию:

  • Полное название бюро, на которое пишется заявление, а также ФИО сотрудников, действия которых описываются в жалобе.
  • Данные заявителя – фамилию, инициалы, адрес проживания, контактный номер телефона. Дополнительно нужно указать почтовые данные.
  • Заключение МСЭ указанного бюро.
  • Аргументы, в связи с которыми заявитель желает оспаривать заключение медико-социальной экспертизы.

Когда документы подаются доверенным лицом, а не человеком, который проходит экспертизу, необходимо прикрепить доверенность, подписанную нотариусом.

Шаг второй – Подача жалобы

Срок для оспаривания – 30 дней с момента принятия заявления о неправомерности социальной экспертизы. Его можно подать тремя способами: лично, по почте, в электронном виде.

Шаг третий – повторное прохождение медико-социальной экспертизы

В течение месяца бюро должны провести экспертизу повторно и вынести новое решение. Ответ будет отправлен на следующий день после принятия решения по жалобе.

Обжалование в судебном порядке

Порядок подачи жалобы в суд гораздо сложнее, чем в первом случае. Поэтому необходимо четко придерживаться регламента.

Шаг первый – Составление заявления и сбор документов

Самое важное – это определиться со списком требований. Это может быть компенсация морального ущерба, взыскание о признании человека инвалидом и др. Соответственно, от характера требований зависит и судопроизводство, а значит и порядок обращения в суд: исковое заявление или об оспаривании результатов медико-социальной экспертизы.

Заявление об оспаривании результатов и решения бюро


Необходимо указать следующие данные:

  • Полное название суда, куда подается заявление.
  • ФИО заявителя, адрес.
  • Полное название ответчика, юридический адрес.
  • Информацию о том, какие действия считать незаконными, какие права нарушены в связи с этими действиями.
  • Подтверждение и доказательства факта нарушения порядка.
  • Дополнительно прикрепляются: копия заявления, копия квитанции об уплате государственного сбора (300 рублей), нотариально заверенная доверенность, если документы подаются представителем.

Согласно статье 333.36 НК РФ госпошлину не уплачивают инвалиды первой и второй группы.

Исковое заявление

Помимо всех вышеуказанных данных дополнительно указывают:

  • Цену иска: денежную сумму и ее расчет.
  • Копию заявления (количество копий должно соответствовать количеству ответчиков и третьих лиц).

Шаг второй – подача заявление и подготовка документов

Для подачи заявления в суд установлен срок в три месяца с момента нарушения прав, на протяжении которого гражданин может подать иск. Истец вправе сам выбирать местонахождение суда: или по своему месту проживания, или по месту жительства ответчика.

Шаг третий – участие в судовом заседании

Заявление на обжалование решения мсэ и получение компенсации рассматривается на протяжении 2-х месяцев. В случае удовлетворения жалобы бюро обязано устранить нарушения и сообщить об этом суд.

Согласно пунктам 42-45 данных Правил гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.На основании пункта 46 Правил решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством РФ.Анализ судебной практики показывает, что основания обращения инвалидов в суд многообразны. Это связано как с наличием у них большого объема субъективных прав, так и с зависимостью их правового статуса от причины и группы инвалидности, степени утраты трудоспособности и т.д.Гражданами, обращающимися в суд, заявляются требования о незаконности принятых в отношении них комиссиями бюро медико-социальной экспертизы решений относительно: установления той или иной группы инвалидности, отказа в признании лица инвалидом, причины инвалидности, срока, на который установлена инвалидность, размера процентов степени утраты профессиональной трудоспособности.Дела рассматриваются судами как в порядке искового производства, так и по правилам главы 25 ГПК РФ, то есть в том порядке, который был избран гражданином при обращении в суд. При разрешении заявленных требований граждан суды проверяют: 1. соблюдение порядка и процедуры принятия решений комиссиями МСЭ, 2. компетенцию комиссии, 3. а также соответствие принятого решения действующему законодательству.Суды руководствуются нормами ст. 254 ГПК РФ, разъяснениями Верховного Суда РФ, являющимися общеобязательными и подлежащими использованию в вопросах применения норм права, изложенными в п. 5 постановления Пленума от 10.02.2009г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 30.11.2011г.) медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009г. N 906н, к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.Во исполнение ст. 7 Федерального закона N 181-ФЗ приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 N 295н, зарегистрированным в Минюсте РФ 22.07.2011г. N 21444, утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который определяет административные процедуры исполнения государственной функции по организации проведения медико-социальной экспертизы. Как правило, при разрешении дела по существу суды назначают судебные комиссионные медико-социальные экспертизы.В основном указанные экспертизы назначаются судами в главные бюро медико-социальной экспертизы одного из соседних регионов и были проведены без оплаты, так как оказание платных услуг не предусмотрено Уставами бюро. Проведение экспертизы в ФГУ «Федеральное бюро МСЭ» в г.Москве является платным, и при назначении медико-социальной экспертизы в этом Бюро расходы по её проведению судами отнесятся за счет средств федерального бюджета.Важно! Предусмотренный Правилами о признании лица инвалидом порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы в системе федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются дополнительной гарантией для лица, не согласного с принятым решением. Предусмотренный в Правилах и других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность учреждений медико-социальной экспертизы, порядок внесудебного урегулирования спора между сторонами по смыслу ст. 222 ГПК РФ не является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, поскольку гражданским процессуальным законодательством, иным Федеральным законом не установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы, выбор способа защиты является правом заявителя.

Обжалование решения бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) возможно в двух формах:

    в административном порядке в вышестоящее учреждение медико-социальной экспертизы (МСЭ) и

    в судебном порядке в суд общей юрисдикции по месту нахождения бюро медико-социальной экспертизы.

При этом административный порядок обжалования инвалидом решений бюро медико-социальной экспертизы не является обязательным. Гражданин вправе выбрать, с чего начать - либо сначала подать жалобу в вышестоящее бюро медико-социальной экспертизы, либо сразу обратиться в суд.

Если при выборе первого варианта вышестоящее бюро МСЭ откажет в удовлетворении жалобы, инвалид вправе обжаловать отказ в судебном порядке.

Судебное решение, вступившее в законную силу, ставит окончательную точку в споре, после этого административный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы уже не допускается.

Административный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы

Административный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы предполагает пересмотр решения, вынесенного бюро медико-социальной экспертизы, вышестоящим бюро МСЭ.

Решения районных и городских бюро МСЭ обжалуются в главное бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту РФ, решения главного бюро МСЭ - в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Срок подачи жалобы на решение районного или городского бюро медико-социальной экспертизы составляет 1 месяц с даты вынесения решения.

Жалоба на решение бюро медико-социальной экспертизы должна содержать следующие сведения:

    наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, чье решение обжалуется;

    фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина-заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;

    сведения об обжалуемом решении бюро МСЭ;

    доводы, на основании которых получатель государственной услуги не согласен с решением бюро МСЭ.

Если жалоба подается через представителя гражданина, то дополнительно должен быть предоставлен документ, подтверждающий полномочия представителя (оформленная в соответствии с законодательством РФ доверенность либо документ, подтверждающий право действовать от имени представляемого в силу закона - свидетельство о рождении для несовершеннолетних, удостоверение опекуна и т. п.).

Жалоба на решение медико-социальной экспертизы подается либо в бюро МСЭ, которое проводило медико-социальную экспертизу, либо непосредственно в главное бюро МСЭ.

В первом случае бюро МСЭ, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления должно направить его со всеми имеющимися документами в главное бюро МСЭ. В течение 1 месяца со дня поступления заявления гражданина главное бюро МСЭ проводит его медико-социальную экспертизу.

Оснований для приостановления рассмотрения жалобы на решения бюро медико-социальной экспертизы законом не предусмотрено.

При рассмотрении жалобы на решение бюро медико-социальной экспертизы заявитель имеет право:

    предоставлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

    знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

    получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов;

    обращаться с жалобой на принятое по жалобе решение или действия (бездействие) в связи с рассмотрением жалобы в административном и (или) судебном порядке, в соответствии с законодательством РФ;

    обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

На основании полученных результатов медико-социальной экспертизы выносится соответствующее решение:

    либо удовлетворить жалобу и отменить принятое нижестоящим бюро МСЭ решение,

    либо отказать в удовлетворении жалобы и оставить в силе ранее принятое решение.

Решение по результатам рассмотрения жалобы принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение бюро МСЭ. Ответ по результатам рассмотрения жалобы должен быть направлен заявителю в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы должны быть указаны следующие сведения:

    наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, рассмотревшего жалобу и принявшего решение по жалобе;

    номер, дата, место принятия решения, которое обжалуется;

    фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

    основания для принятия решения по жалобе;

    принятое по жалобе решение;

    в случае если жалоба признана обоснованной - сроки устранения выявленных нарушений;

    сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

При удовлетворении жалобы уполномоченное на ее рассмотрение бюро МСЭ обязано выдать заявителю все требуемые при установлении инвалидности документы не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством РФ.

В свою очередь решение главного бюро МСЭ также может быть обжаловано в течение 1 месяца с даты его вынесения в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Письменное заявление об обжаловании может быть подано либо в главное бюро МСЭ, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро МСЭ главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту РФ, с согласия гражданина, может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро МСЭ. В течение 1 месяца со дня поступления заявления об обжаловании Федеральное бюро МСЭ проводит медико-социальную экспертизу гражданина и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решение Федерального бюро МСЭ может быть обжаловано в судебном порядке.

Судебный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы

Порядок судебного обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ. Обжалование осуществляется в форме подачи искового заявления в районный (городской) суд по месту нахождения бюро медико-социальной экспертизы, чье решение обжалуется.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме и должно содержать следующие сведения:

    наименование суда, в который подается заявление;

    наименование истца, его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

    наименование ответчика (федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы), место его нахождения;

    указание на то, какие нарушения прав истца со стороны ответчика были произведены и в чем заключаются требования истца;

    обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

    перечень прилагаемых к заявлению документов.

Дополнительно в заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца к суду.

К исковому заявлению должны быть приложены следующие документы:

    копии искового заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

    доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя истца (если иск подается представителем);

    документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, с копиями этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.

Освобождены от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции истцы - по искам неимущественного характера, связанным с зашитой прав и законных интересов инвалидов, а также истцы - инвалиды 1 и II группы. В остальных случаях (в частности, если обжалуется решение об отказе в установлении инвалидности) размер государственной пошлины составляет 300 рублей.

Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривает также возможность обращения в суд прокурора от имени гражданина, чьи социальные права нарушены. Прокурор вправе по заявлению от такого гражданина обратиться в суд с исковым заявлением в его интересах об оспаривании решения бюро медико-социальной экспертизы.

Решение, вынесенное судом по результатам рассмотрения искового заявления, вступает в законную силу в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме, если не была подана апелляционная жалоба. В случае обжалования решение суда вступает в законную силу с момента вынесения судом апелляционной инстанции определения об оставлении решения без изменения.

В следующем материале мы познакомимся с такими понятиями как реабилитация и абилитация инвалидов.

Я родился в 85-ом году, и с 94-го неизлечимо болен сложнейшим инсулинозависимым сахарным диабетом. На протяжении всего времени заболевания (кроме детства) мне приходится ежегодно доказывать сотрудникам различных бюро медико- социальных экспертиз (МСЭ), что я не представитель какой- то внеземной расы, а обычный человек, страдающий ужасным неустранимым недугом, и как у всех людей с таким заболеванием мне приходиться бороться с постоянно прогрессирующими осложнениями. До мая 2015 года я 7 раз признавался инвалидом 2-ой группы из 9- ти МСЭ на взрослую инвалидность. В 22-ой год болезни и инвалидности в МСЭ № 11 бюро города Белгорода получил 3-ю группу, несмотря на ухудшение моего состояния, несмотря на полное соответствие моих диагнозов действующим на тот момент критериям для установления второй группы инвалидности. Я с этим смириться не могу, поскольку 3-я группа для меня необоснованна по состоянию здоровья и длительностью 2-ой группы. При этом Кайдалова проводила МСЭ без сведений о моей болезни и инвалидности с 1994 г.

Тогда как приказ № 59 Минтруда (п. 81 Административного регламента о порядке работы органов МСЭ) обязывает органы МСЭ формировать весь пакет документов. Кайдалова 28. 05. 15 г. При оглашении решения об отмене 2-й группы сказала: «У вас нет осложнений, чтобы рассматривать вопрос об инвалидности вообще, но, учитывая, что вы долго были на 2-й группе, мы вам установили 3-ю».

Этот цинизм имел место после 21 –го года моей болезни и инвалидности(!?). Потом Кайдалова стала фабриковать лжедокументы и придавать этому цинизму видимость отсутствующего профессионального подхода. А в судебном процессе Кайдалова и двое сотрудников её бюро № 11 лгали под протокол допроса свидетелей и не краснели. У меня имеется аудиозапись (прилож.

1 и 2) т. Н. «освидетельствования» 11-го бюро, которая подтверждает факт дачи ими заведомо ложных показаний. Судья 1-ой инстанции никак не реагировала, но отказалась приобщить аудиозапись к материалам дела. После этого были попытки обжалования в вышестоящих бюро. Но какие шансы на истинное решение и усиление группы в тех организациях, которые, судя по всему, призваны и привыкли следить только за необоснованно завышенными решениями.

Не став дожидаться решения последнего из бюро (Федерального Бюро) я обратился в суд города Белгорода. В ходе процесса мне удалось убедить суд в своей правоте, о чём даже имеется промежуточное определение где идёт речь об отказе ответчику в дополнительной экспертизе моего состояния. Но после 10-ти дневного перерыва уважаемый, но непоследовательный суд отказал мне в моих требованиях: видать, передумал или позвонили. Апелляция от 10. 03. 16 г.

Так же, даже не отменила решение суда при отмене на момент апелляции Минтрудом РФ приказа № 664 н, на котором базировалось решение бюро МСЭ № 11 и отказное решение суда 1-ой инстанции. До обращения в суд я ознакомился со статистикой и судебной практикой таких дел, по ней выходит, что из бесчисленных исков удовлетворяется единицы (я нашёл лишь одно положительное решение в Ингушетии). Проблема в том, что по сложившейся практике (менять которую судьям, видимо, религия не позволяет) суд, не обладая знаниями в специальных областях познания, обычно назначает судебную экспертизу и выносит решение на её основании (хотя в моем случае суд сначала отклонил ходатайство ответчика о новой, судебной МСЭ). Но права на проведение МСЭ, в т. Ч. И судебной, есть только у органов МСЭ Минтруда, которые по определению не могут быть независимыми (в особенности, когда ФБ МСЭ на стороне ответчика).

Таким образом, решения этих судебных экспертов в пользу инвалида может быть только за гранью фантастики. Суд в итоге сослался на решение Федерального бюро (ФБ МСЭ) и даже не отразил в решении аргументов, на которые ссылался в иске я. Руководитель бюро № 11 И. Кайдалова, видя свою неуязвимость перед законом (есть сведения, что её, не просто однофамилица, — помпрокурора Белгорода), отказала мне в моём заявления и в предоставлении мне госуслуги при новом направлении меня ЛПУ на МСЭ. Руководитель бюро № 2, получив моё заявление и направление на освидетельствование от ЛПУ вернуло его обратно вопреки регламенту Минтруда. Только после моего заявления через сайт госуслуг со мной связались по телефону из бюро № 2 и пригласили на приём, не сообщив время и место.

Приглашения на портале госуслуг нет и до сих пор. На этом освидетельствование от 20. 01. 16 г. У меня не приняли моё направление на МСЭ, а использовали своё, которое я увидел впервые. Сейчас идёт судебный процесс по обжалованию решения ФБМСЭ ни одного судебного заседания ещё не было.

Первое судебное заседание назначено на 04. 04. 2016г. Но я на него явиться не смог, так как нахожусь в стационаре на лечении, в связи с обострением. Статистика судебных решений Тимирязевского районного суда г. Москвы в отношении исков к ФБ МСЭ по этим делам не оставляет мне ни одного шанса (ни одного положительно решения за последние 5 лет).

Цель моего обращения в вашу организацию следующая, я смогу убедить суд, в случае его беспристрастия, в своей правоте, но без общественного и политического веса это невозможно, молю вас о помощи. Информация в настоящем обращении представлена в максимально сжатом виде, на все указанные факты имеются доказательства (аудио записи, свидетели и свидетельские показания в письменном виде, протоколы суда, иные доказательства). Помимо документов, на которые я ссылаюсь в обращении к вам, имеющаяся у меня документальная база по данному вопросу составляет более 1000 страниц. Справочно, наша публика (инвалиды) около 13 миллионов человек и каждый сталкивался с представительством ада на земле российской в виде бюро МСЭ, и того кто их сможет поставить на место мы оценим по достоинству. Прошу Вас помочь. Рогов Михаил Юрьевич, инвалид с детства.

Похожие публикации