Развитие речи. лексическая тема "перелётные птицы"

Небольшая длиннокрылая птица семейства ласточковых из отряда воробьинообразных. Ласточка прилетающая из-за моря, связана с иным миром, выступает как посредница между смертью и жизнью, долёким морем и близкой землёй, иногда как вместилище усопшего. Многочисленные примеры, когда ласточка выступает как символ опасности, неприязни и ненадёжности. Так же в другом понемании ласточка приносит жизнь, счастье, уют.
В древнем востоке ласточку считали как символ и облик богини Нины как Великой Матери.
В Египте ласточка была как символ отцовского наследия, потому что прежде чем умереть она строит гнездо для своих птенцов. Согласно мифу, Исида в облике ласточки отпраляется искать убитого мужа Осириса. С 18-ой династии ласточка почиталось как священное животное в Фивах. Ласточки летящие над рекой жизни "Вечные северные звёзды".
В античности ласточка почиталась как символ богини Афродиты. Как посланцы весны славятся в древнегреческих песнопениях, их щебетание сравнивается с варварскими языками. Строительство ласточками гнезд на домах не всегда, в отличие от нынешних народных поверий, оценивалось положительно, оно могло быть и недобрым предзнаменованием.
Со времен античности считается: съевший пепел ласточки, высиживавшей птенцов, станет неотразимым для любой женщины; кровь и помет ласточки способны стимулировать рост красивых волос; магической силой обладает находимый в желудке молодых ласточек красноватый камень хелидон (чистотел): - в Средние Века это отложение используется для лечения эпилепсии, - делает невидимым того, кто носит его во рту.
Славяне знали что: Ласточка и голубь - любимые Богом птицы. Своим пением ласточка славит Бога. Щебетание ее воспринимается как молитва: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». В народной легенде о распятии Христа ласточки старались избавить Его от мучений: кричали «умер, умер!», похищали гвозди, вынимали колючие тернии из Его венца и носили Ему воду.
Ласточке присущи функции покровительницы дома и скота: Гнездо ласточки под крышей обеспечивает дому счастье. Если ласточка бросит гнездо, вся семья в доме вымрет. Убивший ласточку не будет иметь удачи в разведении скота, а разоривший ее гнездо сам лишится крова или ослепнет, на лице у него появятся веснушки, у него умрет мать или кто-нибудь из домашних, сдохнет корова, у коровы пропадет молоко или она будет доиться кровью. Считают также, что гнездо ласточки оберегает дом от пожара и что ласточка спалит дом обидчику, разорившему ее гнездо: недаром у нее есть красное пятно, словно от ожога. Встречается примета, что девушка скоро выйдет замуж, если ласточка совьет гнездо на ее доме или залетит к ней в окно. Если ласточки и голуби летают возле дома, когда в нем справляют свадьбу, молодые будут счастливы в супружестве. Кто носит при себе сердце ласточки, будет любим женщинами.
Ласточка и ее гнездо используются в любовной магии. Ласточка - вестница весны. Говорят: «Ласточка весну начинает, а соловей кончает». В песнях ее называют ключницей: она приносит из-за моря золотые ключи, которыми отмыкает лето и замыкает зиму. Чаще всего прилет Л. приурочен к Благовещению (25.III/7.IV). В некоторых районах южной России на Сорок мучеников (9/22.III) к прилету птиц пекли «ластовочек» с раскрытыми крыльями.
Иногда в щебете ласточки слышится жалоба на опустевшие за зиму закрома: воробьи поклевали все зерно. Весной при виде первой ласточки стараются умыть лицо, чтобы не было веснушек, прыщей или солнечных ожогов. Умываясь, говорили: «Ластивко, ластивко! На тоби веснянкы, дай мени билянкы!» Считается также, что если умоешься на первую ласточку, станешь резвым и веселым, избавишься от сонливости и хвори. У украинцев, белорусов и поляков распространены поверья о зимовье ласточек в воде. В день Св. Симеона Столпника (1/14.IX) ласточки собираются вместе и жалуются этому святому на то, что воробьи занимали их гнезда, а дети их разоряли. Сразу после этого или на Воздвижение (14/27.IX) они прячутся в колодцы, чтобы таким путем скорее попасть в ирий. Осенью люди стараются не вычерпывать воду из колодцев, чтобы не помешать ласточкам вылететь в ирий. По другим поверьям, ласточки прячутся в реки и озера, сцепляются лапками или крыльями в цепочки и спят под водой. Весной из воды вылетают лишь молодые ласточки, а у старых опадают перья и они превращаются в лягушек. Ласточка обнаруживает сходство с лаской: названия их родственны по происхождению; с помощью ласточки, как и по окраске ласки, определяют выбор масти скота; при виде первой ласточки берут из-под ноги землю и ищут в ней волос: какого цвета он окажется, такой масти и следует покупать лошадь, чтобы она понравилась домовому; ласточку, пролетевшую под коровой, считают причиной появления крови в молоке, так же как и ласку, пробежавшую под коровой.

Надежда Николаева
Сказка о зимующих и перелётных птицах

Сказка о зимующих и перелётных птицах

Доктор лесной – дятел сказал : «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно погубителей деревьев короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».

Сова сказала : «Я тоже не могу лететь в тёплые края. Мышей летом много развелось, а если зимой их не уничтожать, то они летом все грибочки и ягодки съедят».

Голубь сказал : «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло и там мои гнёзда. Не хочу бросать свой дом».

Воробей подумал : «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других птиц . Думаю, голода мы испытывать не будем.

Эти птицы стали зимующими .

Остальные птицы – цапля , лебедь, чайка, журавль, утка улетели потому что вода зимой в реках и озёрах замерзает, а они водоплавающие.

Скворцы, ласточки, кукушка и другие птицы которые питались насекомыми, тоже улетели в тёплые края и стали перелётными .

Один грач долго думал, а когда на полях снег закрыл осыпанные зёрна, тоже решил улететь, но обещал вернуться первым.

С тех пор так и повелось : одни птицы улетели в тёплые края, где вода не замерзает и много рыбы и насекомых. Некоторые птицы остаются и кормятся зимой сами. А многие птицы остались на попечение людей воспитывать доброту и чуткость к пернатым друзьям.

Публикации по теме:

Беседа о зимующих и перелетных птицах Цель. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку, возможность удовлетворения.

Детско-взрослый образовательный проект по экологии «Мы - друзья зимующих птиц» Паспорт проекта Вид проекта: естественнонаучный Продолжительность: краткосрочный (недельный) Участники: воспитатели, родители, дети средней.

Экологический праздник "Синичкин день" отмечают во многих уголках нашей страны. В этот день добрые, заботливые люди встречают зимующих птиц.

Конспект НОД по формированию представлений о зимующих птицах в подготовительной к школе группе «Юные орнитологи» Тема: «Юные орнитологи» Подготовил воспитатель: Каргина Светлана Леонидовна Цель: уточнить и расширить представления о зимующих птицах,.

«Беседа о зимующих и перелетных птицах».Программное содержание: -закрепить понятие «зимующие» птицы, «перелетные» птицы; -уточнить знания.

Конспект занятия «В гостях у зимующих птиц» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Алёнушка» городского округа город Октябрьский Республики.

Образовательная деятельность «Встречаем перелётных птиц» Цель: Уточнять знания детей о весне и перелётных птицах. Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах.

Познавательная сказка к беседе о домашних животных и птицах и их детенышах Однажды, возле двора проснулся детеныш и стал звать свою маму. Вдруг он услышал как рядом заквакали лягушки. Детеныш подумал, что они смеются.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Рассказ про аиста детям
К аистам с давних времен люди относятся тепло
и уважительно. С этими грациозными длинноногими птицами связано много
легенд и поверий. Самое распространенное поверье гласит о том, что детей
приносит в клюве аист. Люди, испытывая добрые чувства к этим птицам,
никогда не причиняют им зла. Аисты платят людям взаимностью и охотно
селятся рядом с человеком. Они строят свои гнезда на водонапорных
башнях, на трубах и даже на крышах домов. Считается, что дом, на крыше
которого аист свил гнездо, находится под защитой добрых сил.
На территории России наиболее часто встречаются черный и белый аисты.
Но черный аист не так доверчив к людям, как белый. Селятся черные аисты
в лесах, избегая населенных мест. Места их обитания начинаются на берегах
Балтийского моря и заканчиваются на Дальнем Востоке. Свое название
черный аист получил за темный вид оперения на крыльях и спине. Но грудь
и брюшко у этой птицы белые.
Белый аист чаще встречается на территориях, населенных людьми. Аист –
высокая и крупная птица. Его рост за счет длинных ног составляет более
метра, а размах крыльев – около двух метров. Вес взрослого аиста может
достигать четырех килограмм. Спина и грудь у него белые, а концы крыльев
и хвост покрыты черными перьями. Ноги и клюв у аиста красного цвета.
С питанием аистов связана еще одна древняя легенда. Она гласит, что
однажды бог собрал всех лягушек, змей и ящериц и велел человеку
уничтожить их. Но любопытный человек развязал мешок с этими
животными, и они опять распространились по всей Земле. Бог превратил
человека в аиста и заставил его собирать выпущенных животных по всем
уголкам нашей планеты. С тех пор аисты и питаются в основном лягушками,
змеями и ящерицами. Не брезгуют аисты и жуками, и дождевыми червями.
В пищу к ним попадают и различные мелкие грызуны.
В места гнездования аисты возвращаются ближе к апрелю. Они многократно
используют свои старые гнезда, которые строят на высоких деревьях и на
различных зданиях. Гнезда у аистов большие, до двух метров в диаметре.
Даже на самых высоких зданиях эти гнезда хорошо заметны. Насиживают
отложенные яйца аисты поочередно. Обычно самка делает это ночью, а

самец – днем. Птенцов родители выкармливают дождевыми червями.
Кормить детишек приходится довольно долго – более пятидесяти дней. К
концу августа молодые аисты, освоив летную науку, улетают на зимовку в
теплые страны. А их родители отправляются вслед за детьми только в
сентябре. Их путь далек, летят они в африканские тропики.
Рассказ про уток детям
Среди водоплавающих птиц утиное семейство
наиболее многочисленно. Оно насчитывает более полутора сотен видов. В
нашей стране особенно распространены так называемые «речные утки»,
которые обитают на берегах пресных водоемов. Когда мы видим стаю диких
уток, наиболее часто это оказываются кряквы. Именно они издают
знаменитое «кря-кря-кря», знакомое нам с детства по сказкам и рассказам.
«Кряканье» характерно и для домашних уток, которые как раз и произошли
от кряквы. Много тысяч лет назад люди начали разводить уток в домашних
условиях, и за это время путем селекции были выведены современные
породы домашних уток.
Питаются кряквы растительной пищей и мелкими водными обитателями. С
помощью своего широкого клюва они процеживают воду и придонный ил,
выбирая все, что может быть съедобным. Нырять кряквы умеют, но делают
это только в крайних случаях. Обычно в поисках пищи они встают в воде
«торчком», оставляя на поверхности только лапки и хвост. Таким образом
они пытаются дотянуться клювом до растений, растущих на дне водоема.
Кряква – самая крупная из речных уток. Длина ее тела может достигать
шестидесяти сантиметров, а вес доходит до полутора килограммов. Окрас
оперения у этих уток неприметный, серо-буроватый, с пятнышками и
пестринками в передней части тела. Однако в брачный период самцы,
которых еще называют селезнями, меняют свой неприметный повседневный
наряд на яркое одеяние. Голова у них окрашивается в насыщенно-зеленый
цвет, с металлическим отливом, перья на груди становятся коричневыми, а
все остальное оперение имеет нейтрально-серый оттенок.

В это время селезни настолько отличаются внешним обликом от самок, что
их легко можно узнать и выделить в любой утиной стае. Привлеченные
необычным внешним видом селезней, самки делают свой выбор, и
образуется семейная пара. Утиные семейные пары отличаются
долговременностью.
Выращиванием потомства занимается только самка. Маленькие утята с
первых дней жизни прекрасно ходят и отлично плавают. Вместе с мамой-
уткой они резвятся в воде и пытаются добывать себе пищу.
Осенью утки, обитающие в северных широтах нашей страны, начинают
улетать в страны с теплым климатом. Обычно они зимуют в странах
Западной Европы. В более теплых районах России утки могут остаться на
зимовку в родных краях. По этой причине кряквы относятся к частично
перелетному виду.
Рассказ о чайке детям
Оказавшись на берегу моря, человек первым делом
слышит крики чаек, неустанно парящих над волнами. Вся жизнь чаек
неразрывно связана с водой. Их недаром называют «околоводными»
птицами. Плавают чайки так же хорошо, как и летают, на лапах у них есть
перепонки, как у водоплавающих птиц. В воде они сидят высоко за счет
малой плотности тела. Оперение у чаек белое, крылья – длинные. Клюв у
этих птиц очень характерный – прямой, но слегка загнутый на конце.
Селятся чайки не только возле моря, но и возле пресных водоемов. Их
можно встретить и на озерах и на крупных реках. Еду чайки отыскивают в
воде и возле воды, но могут находить съестное и на суше. Эти
водоплавающие птицы не брезгуют насекомыми и могут даже охотиться на
мелких животных.
Наибольшее распространение получила чайка с красивым названием
«серебристая». Это крупная птица с размахом крыльев в полтора метра.
Оперение у нее белое, но верхняя поверхность крыльев и спина имеют
серебристо-серый оттенок. Кончики крыльев у этого вида чаек черные.
Серебристые чайки – перелетные птицы. Весной они прилетают, когда на
водоёмах уже появляются разводья, а на земле – проталины. Селятся чайки
большими колониями в заболоченных местах. Для строительства гнезд и

выведения птенцов чайки образуют семейные пары. Гнездо имеет
конусовидную форму и для его постройки чайки используют траву, мох и
высохшие водоросли. Птенцы у чаек покрыты рыжеватым пухом. Через
несколько часов после своего рождения они уже способны самостоятельно
добраться до воды и приступить к поискам пропитания.
В питании серебристые чайки не привередливы. Они угощаются и мелкой
рыбой, и насекомыми и ягодами. Могут охотиться на мышей. Не гнушаются
чайки и разорять чужие гнезда. Характер у этих птиц, мягко говоря, не
мирный. Они легко нападают на других чаек, ворон и даже на орланов,
чтобы завладеть их добычей. Не боятся чайки искать пищу и в местах,
заселенных человеком. Они питаются отходами рыбных промыслов и часто
следуют за рыболовецкими судами. Любимое их занятие – вытаскивать
мелкую рыбешку из рыбацких сетей.
Чайки достаточно прожорливы. Но иногда эта прожорливость играет на
руку человеку. В одном из американских городов установлен памятник
чайке. В этой местности чайки однажды спасли урожай, уничтожив всю
саранчу на полях.
С наступлением поздней осени чайки покидают места обитания и
перемещаются в более теплые регионы, выбирая максимально близкие места
зимовки. Чайки, обитающие на Северо-Западе России, улетают в теплые
регионы Балтийского и Северного морей, а чайки, живущие на востоке
нашей страны, предпочитают зимовать в Японии, на Тайване и на побережье
Южно-Китайского моря.
Рассказ про гусей детям
Уже несколько тысячелетий рядом с человеком живут
гуси. В сельской местности можно каждый день наблюдать, как эти
неприхотливые крупные птицы мирно щиплют траву у деревенских домов.
Но и в дикой природе гуси чувствуют себя превосходно. На территории
нашей страны наиболее часто встречаются белолобый гусь и серый гусь. От
диких серых гусей и пошли современные домашние гуси.
Гуси – крупные птицы. По размерам они больше уток, но меньше лебедей.
Шея у них средней длины, оранжевые лапки снабжены перепонками для
передвижения в воде. Клюв у этих птиц в основании довольно высокий, а на

кончике клюва имеются мелкие и острые зубцы, с помощью которых гуси
щиплют растительную пищу. Общаются друг с другом эти птицы с помощью
гогота, а будучи в плохом настроении, угрожающе шипят.
Как гласит легенда, способность этих птиц громко гоготать в свое время
спасла знаменитый город Рим от завоевания. Когда ночью враги пытались
незаметно пробраться в город, разбуженные ими гуси подняли неимоверный
шум, и нападающие получили отпор. С того времени в нашем обиходе
закрепилось выражение «Гуси спасли Рим».
Дикие гуси возвращаются на места гнездования ранней весной, когда на
земле только появляются первые проталины. Весенний прилет гусей –
незабываемое зрелище. Порой кажется, что все небо заполнено гогочущими
птицами. Прилетев, птицы расселяются парами по местам, где они будут
строить свои гнезда. Гуси, как и лебеди, образуют устойчивые семейные
пары.
Гнездо у гусей устроено очень просто. Обычно оно представляет собой
ямку, прикрытую каким-либо кустиком. В эту ямку стаскиваются
прошлогодние листья близлежащих растений, а потом гусыня выщипывает у
себя с брюшка пух и завершает им отделку гнезда. Насиживание яиц длится
примерно месяц. Все это время гусак находится рядом, охраняя гнездо от
опасностей. Но на время поиска корма гуси покидают гнездо. Они улетают
к речным поймам или мелководным болотам, где много травы и там
утоляют свой голод.
Когда в гнезде появляются гусята, все семейство перебирается поближе к
воде, где есть корм и в любой момент можно спастись от сухопутных
хищников. Гусята умеют с первого дня сами добывать себе пропитание и
отлично плавают.
В конце лета молодые гуси начинают осваивать искусство полета. Сначала
они долго галдят, машут крыльями, а потом поднимаются в воздух и
начинают беспорядочно летать над поверхностью воды. Кто-то из них
быстро заканчивает полет, а кто-то продолжает подниматься все выше и
выше. Во время таких тренировок молодые гуси учатся летать клином. С
наступлением осени дикие гуси, выстроившись клином, улетают в дальние
страны до следующей весны.
Короткие рассказы про птиц
.
Воробей на часах
Автор: Толстой Лев Николаевич
В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не
покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки.

Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в
кусты.
Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не
спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и
стрелой спустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же
ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.
Скворцы
(Отрывок)

... Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые
знакомые - скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые
перелетные гости, радостные вестники весны.
Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники,
покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.
... Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас
же, при первом тепле, заняли скворечники.
Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал:
«Смотрите - скворцы!»
И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались
непривычно большими и чересчур черными...
Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали
прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев.
Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом
не замечал. Обыкновенно скюрцы по два сидят высоко над скворечниками и,
по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним
глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно.
Нет-нет - высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки - и назад.
Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать.
«Слетаю, - думает, - на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю.
Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец
камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы
стерегут гнездо поочередно: один сидит - другой летает по делам.
Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.
... И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во
время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на
деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того,
желтогрудого, во веки веков не осилить». - «Как? Мне? Да я его сейчас!»
- «А ну-ка, ну-ка...»
И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо
больше...
Песня скворца
Автор: Куприн Александр Иванович
Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках
и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои
собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого.
Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий
голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист
синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в
одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица,
зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба.
И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец как ни в чем
не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую
юмористическую песенку.
Жаворонок
Соколов-микитов Иван Сергеевич
Из множества звуков земли:пения птиц, трепетания листвы на деревьях,
треска кузнечиков, журчания лесного ручья - самый веселый и радостный
звук - песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на
полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные
проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости.
Столбом поднимаясь в небо, трепеша крылышками, насквозь пронизанными
солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в
сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка,
приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа
эта радостная песня.
Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались
изобразить эту радостную песнь...
Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат
рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте

водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми
пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки
защелкал, звонко запел первый соловей.
Лебедь

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и
справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый
как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом
и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо
прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей,
гладкой поверхности воды.
Движения лебедя
Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич
Все движения лебедя исполнены прелести: начнет ли он пить и, зачерпнув
носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться,
нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая
брызги воды, скатывающиеся с его пушистого тела; начнет ли потом
охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную
шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и в хвосте смятые или
замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный
косой парус, и начнет также носом перебирать в нем каждое перо,
проветривая и суша его на солнце, - все живописно и великолепно в нем.
"Лебеди". Лев Толстой.
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели
через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не
отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко
внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая
крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели
старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.
Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул
крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл
книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше
белелись в месячном свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья.
Море всколыхнулось под ним и покачало его.
Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно
было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида,

лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море,
поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.
Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую
грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и
звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями,
приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и
выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.
Яша. Автор: Чарушин Е. И. (1901 - 1965).
Однажды я пошёл в зоосад. Там я посмотрел всех зверей и всех птиц. Видел
слона, павлина, крокодила, разных антилоп.
Но почему-то всех больше мне понравилась простая рыжая кошка. Её звали
Маруська. Она забралась в клетку к бобрам и сидела там, будто настоящий
дикий зверь. А потом поймала огромную, противную крысу, вышла из
клетки и понесла её в зубах мимо всех зверей. Потом эта Маруська
встретила служителя зоосада, отдала ему крысу и снова пошла в клетку к
бобрам - ловить крыс.
Я ходил, ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на скамейку. Передо
мной была клетка-вольера, в которой жили два больших чёрных ворона -
ворон и ворониха.
Сижу я, отдыхаю, покуриваю. Вдруг один ворон подскочил к самой
решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:
- Дай Яше горошку!
Я даже сначала испугался и растерялся.
- Чего, - говорю, - чего тебе надо?
- Горошку! Горошку! - закричал снова ворон. - Дай Яше горошку!
У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное,
завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь
прутья решётки копейку.
Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с нею в угол и засунул в
какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным
ворониху, а потом съел свою половину. Интересная и умная птица! А я-то
думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова.
И там же, в зоосаде, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и
ворону, и галку, и маленького скворца. Говорить их учат так. Надо
посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы
птица не развлекалась. А потом не торопясь, ровным голосом повторять
одну и ту же фразу - раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу
угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда
живёт.

Вот и вся премудрость. Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на
двадцатый день ученья, как только его посадили в маленькую клетку и
закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечьему:
- Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!
Тут ему горошку и дали:
- Кушай, Яшенька, на здоровье.
Наверно, очень интересно держать у себя дома такую говорящую птицу.
Проснёшься утром, а птица тебе крикнет:
- С добрым утром! С добрым утром!
Или попросится:
- Эй. выпусти погулять! Выпусти!
Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.
Воробей.Автор: Чарушин Е. И.
Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит - кто-то
чирикает: Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге.
Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький,
клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
- Смотри-ка, папа, - закричал Никита, - воробей не настоящий!
А папа говорит:
- Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик
выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал. И стал этот воробушек жить
у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с
молоком.
Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит - есть просит. Ну и обжора
какой! Чуть утром солнце покажется, - он зачирикает и всех разбудит.
Тогда Никита сказал:
- Я научу его летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
- Ты крыльями вот так маши, - сказал Никита и показал руками, как надо
летать. А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить
летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями.
Полетел воробей!
Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль
перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся
на неё и упал.
- Плохо ты ещё летаешь, - говорит ему Никита. - Давай-ка я тебя ещё денёк
покормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку
перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот
только через комод не мог перелететь - свалился.
Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой
в сад, да там и выпустил.
Воробей через кирпич перелетел.
Через пенёк перелетел.
И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от Никиты улетел.
Вот как здорово научился летать!
Что почитать о перелетных птицах.
Сказки лесной опушки

Лесные сказки
Медведь и солнце Чья проталина? Зимние долги Клест и Дятел Кто в моем
доме живет? Кто такой? Непослушные малыши Дупляной Утенок Осень на
пороге Кто куда Сорока и Дятел Веселый крапивник Суд над Декабрем
Курорт "Сосулька"
Лесные сказки с голосами зверей и птиц

Рассказы о животных малышам
Пришвин и его произведения
Филин Журка Пиковая Дама Курица на столбах Изобретатель Ребята и
утята Луговка Ёж Этажи леса Гости Орлиное Гнездо Лимон Сват
Предательская колбаса

Чей нос лучше?
Сказка «Как Воробьишко Африку искал». Часть1. Перелетные
птицы.
Жил да был я летом, не тужил. А тут вдруг осень пришла, холодно стало.
Дедушка – воробей рассказал мне, что осенью птицы улетают в Африку.
Там тепло, много еды и там они зимуют. Как же мне захотелось тоже эту
Африку найти и хоть одним глазком на нее взглянуть! Вот и решил я в
Африку полететь и попрыгал ее искать. Думаю: дело-то простое в Африку
попасть. Сейчас найду перелетных птиц и вместе с ними полечу.
Прыг-скок, прыг-скок, чик-чирик, чики-чирики. И тут вижу – скворцы в
стаю собрались, что-то обсуждают, улетать на юг собираются. Совет
держат – решают, кто за кем лететь будет. И интересно друг с другом
разговаривают, будто приговаривают «так-так», «так-так», « а теперь не
так», «вот так»! Как здорово! Вот сейчас спрошу у них об Африке и с
ними в Африку полечу!
«Возьмите меня с собой в Африку!», - говорю. А самый старый скворец
мне отвечает:
- А в Африку мы не летим! Мы в Туркменистан собираемся. Там тоже
тепло зимой. Сначала наши детки полетят. Они летят медленно, поэтому
первыми вылетают. А затем уже мы – старики. Мы быстро летим и их
догоним. Ты спроси у других птиц, может быть кто-то из них в Африку
летит?

А зачем Вы на зиму улетаете?
- Здесь корма нет. А там и тепло, и корма вдоволь. Из-за корма и летим!
Вот как весна придет, обратно вернемся.
- А как же мы - воробьи зимой жить будем?
-Так у вас корм есть – лети в деревню или в город, там крошками и
прокормишься.
«Ну ладно», - думаю.- «Попрыгаю-полечу-почирикаю дальше. Может
быть еще кого-то из попутчиков найду».
Тут подлетела ко мне птица-чечевица и спрашивает: «Куда собрался,
Воробьишко? Что это ты сегодня суетишься, всё прыгаешь да летаешь и со
всеми чирикаешь?». Чечевица – это название этой птицы. Даже складно
получается как в стихах: птица – чечевица! Мне очень нравится. А вам?
«Да вот в Африку хочу полететь, попутчиков ищу, а то здесь слишком
холодно. Возьмешь меня с собой?»
«А мы птицы-чечевицы в Африку не летаем и дороги туда не знаем. Мы на
зимовку в Индию летим. Там перезимуем в тепле и обратно вернемся».

Что делать? Пришлось мне дальше лететь. И тут – такая удача –
стая диких уток! На озере сидят, галдят. Вот они точно в Африку летят!
- Чик-чирики, приветики! Можно с Вами в Африку полететь?
- Да мы в Африку на зиму не летаем, - ответили утки. – Мы летим
поближе в Европу кто куда – кто в Англию, кто во Францию, кто в
Голландию. Там, конечно, не Африка, но теплее чем здесь. Здесь нам
оставаться нельзя. Скоро все речки да озера замерзнут – как нам здесь
жить? А вот как весна придет, лед растает, так мы и вернемся.
«Да… Придется других попутчиков искать», - подумал я и дальше
попрыгал. Зернышек поклевал и полетел попутчиков искать.
Кто это на ветке сидит? Кукушка! Мой дедушка – воробей как раз про них
и рассказывал, что они в Африку улетают на зиму и хорошо там зимой
живут!
- Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка!

Вот это новости! Воробышек! Ты чего сюда прилетел? Я ведь уже в
Африку улетать собралась.
- Тетушка Кукушка! Возьмите меня с собой в Африку! Я умею летать!
- Как же я тебя с собой возьму? Мы – кукушки никогда вместе в Африку
не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой.
Сначала сами улетим, а они здесь останутся - их еще кормят их родители,
к которым мы подкинули кукушат. А уж пройдет время, и после нас наши
подросшие кукушата в Африку летят. И тоже по одному.
- А откуда кукушата узнают дорогу?
- А это наша тайна. Ее никто не знает. А ты других птиц найди, которые
стайкой в Африку летят. Они тебя возьмут с собой.
А вот и стайка птичек - пеночки да мухоловки. Ты уже догадался, почему
так называют мухоловок: мухо – ловки. Потому что они…? Правильно, мух
ловят! И не только мух, но и других насекомых. Уж они точно в Африку
летят.
- Куда путь держите?
- В Африку.
- Ура! Я тоже хочу в Африку! А где она – эта Африка?
- Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до нее.
- Возьмите меня с собой. А что такое море? Я смогу его перелететь?
- А ты ночью летать умеешь?
- Нет, ночью я сплю.
- А мы только ночью летим. Иначе нас ястребы, да соколы поймают. А тебе
и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а ты птичка зимующая.
Тебе здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас
впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться
с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на
зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно
– то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи,

жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы.
А тут деться нам некуда - надо лететь. Здесь мы от голода зимой
погибнем.
- Эх, и почему я ночью не могу лететь, - расстроился я. Я бы опасностей
не испугался бы. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться и здесь
свою Африку искать. Пойду зимующих птиц расспрошу – где же наша
Африка? И где они зимой греются и кормятся?
А пока Воробышек Чик-Чирик идет в лес искать зимующих птиц, давай
заглянем в веселую лесную школу и вместе со сказочными героями узнаем
другие лесные новости и посмотрим, какие еще птицы перелетные, как и
куда они путешествуют.
Познавательная сказка для детей «Как воробьишко Африку
искал». Часть 2. Зимующие птицы.
Уфффф, наконец, добрался я до Тетушки Куропатки. Она наверняка зимует у нас и знает, где
наша Африка, где погреться зимой можно.

Тетушка Куропатка, Здравствуйте. Наше Чик-чирик Вам и привет от моей
мамы Чирики и от моего папы Чирикыча. А Вы зимующая птица? Никуда не
улетаете?
- А как же, зимующая конечно. Я никуда не улетаю. Здесь зимой живу. Да
и зачем мне улетать. Мне и тут хорошо!
- Как же Вы в морозы живете, Вам же холодно и голодно? Наверное, Вы
здесь у нас Африку нашли?
- Африку? А зачем нам Африка? Нам – куропаткам - нисколько не
холодно! Мы к зиме становимся белыми как снег. Нас на снегу не видно.
Очень мы этим довольны! А наши новые зимние белые перышки намного
теплее летних рябых перышек, потому мы и не мерзнем. И вот что еще мы
- куропатки придумали. Мы на зиму заводим себе на лапках кружки –
такие снегоступы. Она для нас как настоящие лыжные палки, в таких
снегоступах – кружках так удобно по снегу ходить! И в снег мы даже не
проваливаемся! А корм из-под снега мы коготками добываем. Зачем нам
куда-то лететь, если нам и здесь хорошо! Так что не знаю я, где твоя
Африка! И знать не хочу!
- А как же мне жить зимой? У меня белых зимних перышек нету и
снегоступов на лапках тоже нет. Придется еще у кого-нибудь
спросить. Полетел я дальше. Вижу – сидит на ветке попугай! Не настоящий,
а северный попугай. Так клестов у нас называют.
- Прыг-скок! Чик-чирик! Привет, клест! Как живешь? Об Африке не
мечтаешь?
- Хорошо живу. Шишек вокруг много, дом – гнездо у меня теплое. Птенцы
зимой появятся, будем их кормить еловой кашей из шишек. Чего еще надо?
Приходи к нам на ель жить – тоже будешь шишки есть.
- Спасибо за приглашение! Да с моим клювом я шишку не разгрызу –
голодным останусь. Полечу я дальше свою Африку искать. Кто-то кажется

впереди есть и меня уже заметил. Ой, какой большой и страшный наверное!
Полечу - познакомлюсь.
- Чик-чирик. А Вы кто?
- Я рябчик.
- Дяденька Рябчик, а Вы как зимуете? Почему не улетели в южные страны?
- А зачем мне улетать? Здесь у меня пушистое теплое снежное одеяло есть
– я ведь под снегом сплю.
- А что же Вы есть зимой будете?
- А мы птицы умные, махоньких камушков наглотаемся, они у нас внутри
любую еду перетрут. Так что голодными не останемся – съедим зимой и
хвою, и почки с веток. И ты можешь пожить зимой с нами - камушков
съесть, под снег залезть.
- Нет, дяденька рябчик. Я под снег не полезу и камешки есть не буду. Не
воробьиное это дело. Полечу дальше свою – воробьиную Африку искать.
Может быть, у глухаря Африку найду.

Дедушка Глухарь! Здравствуйте!

Что-то плохо я слышу. Ты погромче скажи!
- Здравствуйте, дедушка Глухарь! А Вы не знаете, где у нас зимой Африка,
где погреться можно в холод и в мороз?
- Как не знать? Знаю, конечно.
- А мне расскажете?
- Расскажу и даже покажу. Африка у нас – у глухарей в сугробе! Лучше
Африки не найти!
- Какая же она Африка, если снег холодный?
- Это сверху снег холодный, а внутри сугроба тепло и уютно. Мы в сугробе
отдыхаем. Иногда три дня в нем сидим.
- А как же Вы едите?
- Мы зимой едим мало. Пешком дойдем до ствола дерева, взлетим на сучок,
да поедим хвою сосенки. Наедимся вдоволь – и снова – нырк – и в снег.
Пройдем под снегом чуть-чуть вперед, чтобы нас не нашли и спим в покое и
тепле. И ты к нам приходи – мы тебе место в сугробе найдем.
- Спасибо, только мы - воробьи – в сугробе не спим. Наверное, у нас
другая Африка.
Хотите узнать, нашел ли Воробей свою Африку? Конечно, нашел. Вот
какую!
Холодно, холодно!.. Солнце не греет.
В Африку, в Африку, птицы, скорее!
В Африке жарко! Зимою, как летом,
В Африке можно гулять неодетым!
Все улетели за синее море…
Только один Чик-Чирик на заборе.
С ветки на ветку воробышек прыг -
Африку ищет в саду Чик-Чирик.
Африку ищет для мамы своей,
И для братишек, и для друзей.
Сон потерял он, забыл про еду -
Ищет, но Африки нету в саду!
Он облетел, обыскал спозаранку
В дальнем лесу за полянкой полянку:
Дождик и ветер под каждым кустом,
Зябко и сыро под каждым листом.
Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
Грустный, расстроенный, и говорит:
- Мама, где Африка наша с тобой?
- Африка?.. Тут - за печною трубой! (Г. Васильев)
Примечание: спасибо автору этого стихотворения за идею. Именно
благодаря этому стихотворению и родилась у меня сказка для детей,
которую Вы сейчас читаете.

Так и остался я жить с вами вместе, ребята. И нашел свою Африку -
греюсь за печной трубой. И спасибо вам, что о нас – воробьях вы зимой не
забываете – корм кладете в кормушки. Без вас бы мы зимой пропали бы
совсем! Вот и летаю я около ваших домов и чирикаю: «Жив ли я? Жив-
жив, чик-чирик, чик-чирик!»
А теперь я полечу еду себе добывать. Уже зима пришла, холодно стало.
Пока светло на улице нужно успеть наесться досыта, иначе ночью
замерзнешь. Чик-чирикиданья! Вы догадались, что по-воробьиному это
называется «до свидания».
А на прощание я подарю Вам загадки – особые, воробьиные.
Перелеты птиц
Еще в глубокой древности люди обратили внимание на ежегодные перелеты
птиц. Это явление в жизни природы действительно замечательно. С
наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в наших лесах
и на полях, исчезают. Вместо них прилетают другие, которых летом мы не
видели. А весной исчезнувшие птицы снова появляются. Где же они были и
почему вернулись к нам? Разве эти птицы не могли остаться в тех местах,
куда улетали на зиму?
Исчезают на зиму одни птицы и появляются другие не только на севере. На
юге и даже вблизи экватора птицы совершают сезонные перелеты. На севере
птиц заставляют улетать похолодание и недостаток пищи, а на юге - смена
влажных и засушливых сезонов. Птицы, размножающиеся на севере и в
умеренном климате, проводят на местах гнездования меньшую часть года, а
большую часть затрачивают на перелеты и жизнь на зимовках. Тем не менее
ежегодно перелетные птицы возвращаются туда, где они вывелись в
прошлом году. Если весной птица не вернулась на родину, можно считать,
что она погибла.
Чем лучше птица находит свою родину, тем более вероятно, что она
выживет и выведет потомство. Это понятно: ведь любое животное,. в том
числе и птица, наиболее приспособлено к тем условиям, где оно родилось.
Но когда на родине условия жизни изменяются - наступает похолодание,
исчезает пища, птица вынуждена лететь в более теплые и обильные пищей
места. Птицы, совершающие такие путешествия, называются перелетными.

Гуси летят клином (углом).
Но- есть птицы, которые круглый год находят на родине подходящие
условия для существования и не совершают перелетов. Это оседлые птицы.
Оседлы, например, обитатели наших лесов: глухарь, рябчик. Некоторые
птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы
кочуют с места на место. Это кочующие птицы. К ним относятся некоторые
птицы, гнездящиеся высоко в горах; на холодное время года они спускаются
в долины. Наконец, есть и такие птицы, которые при благоприятной зимней
обстановке оседлы, но в неблагоприятные годы, например при неурожае
семян хвойных растений, улетают далеко за пределы своей гнездовой
родины. Это клесты, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки и
еще многие другие. Так же ведут себя гнездящиеся в степях и полупустынях
Средней и Центральной Азии саджи.
Некоторые широко распространенные виды птиц в одних местах перелетные,
а в других - оседлые. Серая ворона из северных областей Советского
Союза улетает на зимовку в южные области, а на юге эта птица оседлая.
Черный дрозд у нас - перелетная птица, а в городах Западной Европы -
оседлая. Домовый воробей в Европейской части СССР живет круглый год, а
из Средней Азии улетает зимовать в Индию.
Места зимовок у перелетных птиц постоянны, но там они живут, не
придерживаясь определенных узких районов, как при гнездовании.
Естественно, что птицы и зимуют там, где природные условия сходны с
условиями жизни на родине: лесные - в лесистых местах, прибрежные -
по берегам рек, озер и морей, степные - в степях. Точно так же и во время
перелетов птицы придерживаются привычных и благоприятных для них
мест. Лесные птицы совершают перелеты над лесистыми местностями,
степные - над степями, а водоплавающие двигаются вдоль речных долин,
над озерами и морскими побережьями. Птицы, гнездящиеся на океанических
островах, совершают перелеты над открытым морем. Пересекают большие
морские пространства и некоторые материковые птицы. Например, чайки-
моевки, гнездящиеся у берегов Кольского полуострова, зимуют в Северно-
Западной Атлантике и достигают западного побережья Гренландии.
Иногда птицам приходится преодолевать во время перелета непривычные
для них местности, например пустыни (в СССР - Каракумы, в Африке -
Сахару и Ливийскую пустыню). Птицы стараются быстрее миновать такие
места и летят «широким фронтом». Осенний отлет начинается после того,
как молодняк научится летать. Перед отлетом птицы часто образуют стаи и
кочуют иногда на большие расстояния. Места с холодным климатом птицы
покидают осенью раньше, чем более теплые края; весной на севере они
появляются позже, чем на юге. Каждый вид птиц улетает и прилетает в
определенное время, хотя, конечно, погода оказывает влияние на сроки
отлета и прилета.

Птицы одних видов летят поодиночке, других - группами или стаями. Для
многих видов характерен определенный порядок расположения птиц в стае.
Вьюрки и другие воробьиные летят беспорядочными группами, вороны -
редкими цепочками, кроншнепы и кулики-сороки - шеренгой, гуси и
журавли - углом. У большинства птиц самцы и самки летят одновременно.
Но у зяблика самки улетают осенью раньше самцов, а у аистов самцы
прилетают весной на родину раньше самок. Молодые птицы иногда отлетают
на зимовку раньше старых. Одни птицы летят днем, другие - ночью, а
днем останавливаются на кормежку.
Скорости полета птиц: чайка, скворец, ворона, утка, орел беркут,
стриж (слева направо).
Скорость полета птиц на пролетах относительно невелика. Например, у
перепела - 40 км/ч. Наибольшая скорость у черного стрижа - 160 км/ч.
При такой скорости полета птицы могли бы за относительно короткое время
достигнуть области зимовки или гнездовья. Но на самом деле перелет
обычно растягивается на долгое время. Считают, что птицы при дальних
перелетах покрывают за день от 150 до 200 км. Таким образом, например,
воробьиные затрачивают на перелет из Европы в Центральную Африку 2-3
и даже 4 месяца.
При весеннем перелете птицы обычно летят быстрее, чем при осеннем.
Сорокопут-жулан, например, осенью летит около 3 месяцев, а весной - 2.
Высота перелета средняя. Многие мелкие воробьиные летят низко над
землей, еще ниже - при встречном ветре, сильной облачности, осадках.
Крупные виды летят примерно на высоте 1-2 тыс. м, средние и мелкие -
около 500-1000 м. Однако в области Гималаев горные гуси на пролете
наблюдались на высоте около 8 тыс. м над уровнем моря.
Некоторым птицам приходится покрывать при перелетах очень большие
расстояния. Полярные крачки с крайнего севера Америки летят зимовать за
10 тыс. км на юг американского континента, на юг Африки и даже в
Антарктику. Щурки, гнездящиеся в Азии, зимуют в Южной Африке. Около
30 видов птиц, гнездящихся в Восточной Сибири, зимуют в Австралии,
дальневосточные кобчики - в Южной Африке, некоторые американские
кулики - на Гавайских островах. В ряде случаев «сухопутные» птицы
вынуждены пролетать над открытым морем от 3 до 5 тыс. км.

Направление перелетов определяется не только местонахождением зимовок
и гнездовий, но и лежащими на пути местами, благоприятными для
кормежки и отдыха. Поэтому далеко не все птицы в Северном полушарии
летят осенью с севера на юг. Многие североевропейские пернатые летят
осенью на запад и юго-запад и зимуют в Западной Европе.
Бывает и так, что птицы определенного вида из северо-восточной полосы
Европейской части СССР летят в южном направлении к Каспийскому морю,
а их родичи из Западной Сибири - на юго-запад. Североамериканские
птицы обычно движутся на юг к экватору, но некоторые виды летят и
дальше, даже к Огненной Земле. Чернозобые гагары из Западной и Средней
Сибири пролетают через тундру к Белому морю и оттуда, отчасти вплавь,
перемещаются на зимовку к берегам Скандинавии и в Балтийское море.
Значительный перелет совершает маленькая птичка овсянка-дубровник. Она
гнездится на пойменных лугах речных долин, например Москвы-реки и Оки.
Прилетает она к нам весной поздно, в конце мая, улетает раньше других
воробьиных, и, как удалось проследить, осенью она летит на зимовку через
всю Сибирь и Дальний Восток в Южный Китай.
Большое хозяйственное значение имеют зимовки охотничье-промысловых
водоплавающих птиц. Большинство гнездящихся у нас уток зимуют вне
границ СССР - в Северо-Западной Европе (в области Балтийского и
Северного морей), в области Средиземного моря, в низовьях Дуная, в
долине Нила, в Малой Азии, Иране, Индии, в Юго-Восточной Азии. Но
мяого различных птиц зимуют и на территории СССР - на юге Каспия, в
Азербайджане, Туркмении, у Черного моря, на озере Иссык-Куль в
Киргизии. В этих местах зимой скапливается огромное количество уток,
гусей, лебедей, куликов. Для их охраны созданы специальные заповедники.
За время перелетов и на зимовках гибнет очень много птиц. Так, например,
на Каспийском море и в Закавказье погибают каждую зиму десятки тысяч
уток. Они гибнут от бескормицы, сильных морозов, глубокого снега и в
особенности от бурь на море. Водоплавающие птицы часто гибнут от нефти,
разливаемой на Каспийском море при ее добыче или перевозках. Нефть
пачкает перья, на них налипает песок, и птицы уже не могут летать. На юге
Украины смена дождей и похолоданий губит дроф. Под дождем их перья
намокают, а затем смерзаются от наступившего похолодания.
Много было догадок и предположений, почему птицы улетают на зиму и как
они находят при перелетах дорогу. У некоторых птиц сначала отлетают
молодые, а затем старые птицы. Следовательно, Молодым никто не
показывает дорогу на зимовку. Несомненно, в перелетах большое значение
имеет инстинкт, т. е. врожденная, передающаяся по наследству способность
к определенному поведению. Никто не учит птицу строить гнездо, а ведь
когда она впервые приступает к его постройке, то делает это так же, как и
все птицы ее вида. Сложная цепь внешних раздражений вызывает в

организме животного ряд связанных между собой ответов на раздражение -
безусловных рефлексов. Исчезновение привычной для птицы пищи,
изменение погоды, температуры воздуха, влажности - все это заставляет
птицу улетать на зимовку.
Но почему же птицы не остаются в местах зимовки навсегда? Ведь там
тепло и много пищи. Почему они, преодолевая тяжелые препятствия,
возвращаются на места гнездовий? Наука еще не может исчерпывающе
объяснить это явление. Но отчасти это можно объяснить внутренними
изменениями в организме птицы. Когда наступает период размножения,
различные железы внутренней секреции под влиянием внешних
раздражителей выделяют в организм птицы особые вещества - гормоны.
Под влиянием гормонов начинается и проходит сезонное развитие половых
желез. Это, по-видимому, и побуждает птиц к перелету.
Способствуют этому и изменяющиеся внешние условия. На местах зимовок
климат не остается постоянным и изменяется в сторону, худшую для
зимующих там птиц. Например, белая сова гнездится в тундре, где лето
холодное, климат влажный и много леммингов, которыми сова питается.
Зиму она проводит в лесостепи средней полосы. Может ли эта сова остаться
на лето в жаркой сухой степи, где мало привычной ей пищи? Конечно, нет.
Она улетит в родную тундру. По этой же причине не гнездятся в Африке
наши серые журавли и другие перелетные птицы.
Иногда птицы при перелете теряют направление. Под Томском встречали
заблудившихся фламинго, обычно обитающих на Каспии и в тропиках; в
Ярославскую область залетал гриф сип - обитатель Кавказских гор.
Залетают к нам птицы даже из Америки: на Украине бывали случаи
появления свенсонова дрозда, гнездящегося и зимующего на американском
континенте.
Когда птицы летят днем, они могут определить направление полета по
заметным точкам (поворот реки, горы, группы деревьев) и по расположению
солнца. При дальних перелетах наибольшее значение имеют, по-видимому,
не наземные, а небесные ориентиры: солнце - днем, луна и звезды -
ночью.
Многие птицы, чтобы не потерять в полете друг друга, особенно ночью,
издают особые звуки, кричат и даже поют. Кроме того, птица пользуется
голосом как эхолотом. Звук отражается от предметов, попадающихся на
пути птицы, и улавливается ее очень тонким слухом. Поэтому она не
натыкается в темноте на деревья или скалы и, возможно, даже определяет
высоту над землей.
Ученые изучают перелеты птиц. Прежде всего науке помогают в этом
непосредственные наблюдения. Например, устроив несколько
наблюдательных пунктов на морском побережье, где пролетают стаи птиц,
можно установить скорость перелета стай, число птиц в них.

Наблюдением устанавливаются также сроки прилета птиц весной и отлета
осенью, а эти сроки повторяются из года в год с большой точностью. Кроме
того, замечательные результаты дает кольцевание птиц (см. ст.
«Кольцевание птиц»).
Перелеты птиц изучаются наукой уже давно, но в этом явлении природы
еще очень много неисследованного. Орнитология - наука о птицах -
строит свои выводы о перелетах на сопоставлении огромного числа
отдельных наблюдений. Наблюдать перелеты птиц и подметить в них что-
нибудь ценное для науки может каждый юннат (см. ст. «Наблюдения за
птицами в природе»).
Жаворонки едят насекомых и хлебные зерна, семена, пьют росу с листьев.
Зимуют жаворонки в Индии и почти самыми первыми возвращаются на
родину. Гнезда вьют в ямках на земле из сухой травы и перьев. Перья
подбирают такого же цвета, как земля, поэтому очень трудно разглядеть
гнезда жаворонков. Во время полета очень хорошо и красиво поют. По
народной примете, если жаворонка не слышно, значит, будет дождь. Галки
зимой улетают в Индию. После возвращения на родину они селятся в старых
домах и заброшенных башнях. Основная пища – насекомые, улитки, черви.
Насекомых галки любят выбирать из шерсти больших животных, а так же
умеет ловить мышей и есть чужие яйца. Галки дружат с грачами и
воронами. Галка может стать говорящей. Грачи сильные, крупные птицы. В
народе говорят: «Грачи весну открыли», потому что они самые первые
прилетают из теплых стран. Вскоре после прилета, они собираются вместе и
начинают чинить старые гнезда, чтобы вывести там потомство.
Уничтожением насекомых (майский жук и его личинки, клопы-черепашки,
жуки-кузьки, свекловичные долгоносики, проволочные черви, личинки
жуков щелкунов) и поеданием мелких грызунов грачи приносят пользу для
сельского хозяйства. Горихвостка – красивая птичка, которая питается
ягодами. Свои гнезда она вьет в горах, а в черте города её можно найти в
старых трубах и тоннелях. Называют ей так из-за яркого хвостика. Живут
такие птицы поодиночке, любят принимать солнечные и грязевые ванны.
Зяблики боятся сырых мест и болот, поэтому селятся вдали от водоемов.
Весной они разбиваются на пары и строят гнезда, похожие на шар. Они
создают гнезда из зеленого мха, корешков и травы. Птенцов кормят только
насекомыми. Если зяблики видят опасность, то предупреждают друг друга
«Рю – рю». В сентябре они собираются в большие стаи и улетают в
Северную Америку. Скворцы в садах и полях уничтожают вредных
насекомых, улиток и гусениц. Когда они прилетают из теплых стран,
держаться стаей, и только через несколько недель разбиваются на пары и
селятся в скворечниках. Яйца у скворцов голубого цвета, и когда самка
высиживает яйца, самец развлекает её чудесными песнями. Скворца
называют пересмешником, потому что он может подражать голосам других

птиц, собак и даже лягушек. Когда птенцы подрастают, родители берут их с
собой в полет и их стаи напоминают черные тучи. Ласточки не умеют
ходить по земле, они могут только летать. На лету они ловят мушек и даже
пьют, пролетая низко над водой. Народная примета гласит, что если
ласточки летают низко – быть дождю. Так и есть, перед дождем насекомые
начинают летать ниже, ближе к земле. Ласточки не боятся человека и
строят свои гнезда под крышей домов, под окнами. Они строят гнезда из
комочков глины и тоненьких веточек. Их прочные гнезда могут прослужить
несколько лет. Птенцов выводят два раза в год и спасают людей от
нападения разных вредных насекомых. Трясогузку в народе называют
ледоломкой. Так говорят, потому что с её появлением начинает трескаться
лед на лужах и реках. Гнезда трясогузка устраивает возле рек, водоемов
потому, что очень любит купаться и есть комаров. Когда трясогузка видит
ястреба, кричит «Ци –ци». На крик слетаются соседние птицы и все вместе
прогоняют ястреба. Кукушка летает быстро, но не умеет лазать по
деревьям. Кукушка не вьет своего гнезда, а подбрасывает свои яйца другим,
после чего сразу улетает на юг (еще летом).
7.

Считается, что дети должны иметь представление о птицах и пользе от них уже в 5 лет. А в 6-7 лет различать некоторых пернатых по названиям. Весенние месяцы – самые подходящие для занятия на тему «Что такое перелетные птицы» для детей старшей группы.

Чем ярче и разнообразнее будет рассказ о кочующих птицах для детсадовцев, тем больше он останется в памяти. При подготовке я рекомендую максимально задействовать органы восприятия: глаза, уши и пальчики. Это значит, что мы будем смотреть картинки и видео, слушать информацию и стихи о птичках, трогать руками перышки.

Первое и важно пособие, которое мы используем на занятиях – плакат «Перелетные птицы» . На нем показаны все нужные виды, картинки крупные и видны издалека. Птички хорошо прорисованы и по ним легко объяснять, чем одна отличается от другой (хвостики, крылья, ноги, оперение, размеры). Птички подписаны, самые любознательные дети попробуют прочитать.

Очень помогают и дидактические карточки с перелетными птицами. У них сразу три предназначения: с карточки можно взять стишки и загадки, выучить птичье название на русском и английском. Но самое главное, по карточкам мы даем задание составить рассказ: описать, какие у птички крылышки, лапки, цвет оперения и т.д. Для примера по первой карточке рассказывает ведущий. Есть еще другие карточки без названий. Их мы даем на втором занятии и проверяем узнаваемость.

Стихи, в которых фигурируют жаворонок, ласточки, скворец, соловей, дрозд, аист, грач, журавль и другие птицы, мы ищем в интернете или берем в специальных методических пособиях. В сети есть и сказки, интересные для деток 6 лет. Например, «На озере», «Как Воробьишко Африку искал», «Возвращение на родину» и другие.

Здорово, когда есть возможность после стиха или сказки показать видео, в котором птица летает, ходит, питается. Можно попробовать найти в интернете видеозаписи и смонтировать короткие ролики, не дольше минуты. Есть познавательные фильмы, видеоуроки и обучающие видео о перелетных видах на Youtube. Но они занимают время, лучше такой фильм показать помимо занятия. Можно посмотреть мультфильм: «Серая шейка», «Мама-цапля», «Крякнутые каникулы», «Махни крылом».

Что рассказать детям о перелетных птицах

Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.

Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.

Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.


Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.

Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.

Как составить план занятия

Если это ваше первое занятие по птицам, нужно подробно составить список того, что будете рассказывать и показывать, в какой последовательности, сделать хронометраж. Важно, где вы решите проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении можно посмотреть видео и мультфильмы. Спланировать занятие с описательной частью, играми и другими задачами поможет это тематическое пособие .

Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.

Можно построить занятие для детского сада в форме диалога: задавать вопросы и рассказывать. Например: «Какой сейчас сезон? Дни удлинились, произошли другие изменения (перечислить). А вы слышали пение птиц по утрам? Поют те, кто вернулся из теплых краев – перелетные птицы. Вы знаете, кто такие перелетные?». Стоит упомянуть кочующих птиц, прилетающих к нам на зиму, потому что привыкли к холодам (снегири, синицы).


Можно разделить занятие на две или три части. Но не давать их друг за другом, а сделать перерыв в несколько дней. Детям нужно переварить, «прожить» информацию, рассказать о новых знаниях родителям и друзьям, обсудить.

В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:

  • Назови птенчика (кукушка – кукушонок, грач – граченок и т.д.).
  • Найди лишнего (выбрать из тройки или четверки птиц неперелетную).
  • Назови ласково (кукушка – кукушечка, перо – перышко, крыло – крылышко, соловей – соловушка).

Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.

Перелетные птицы всегда удивляли своей выносливостью, удивительной способностью к ориентированию и преданностью насиженным гнездовьям. Что помогает им совершать такие сложные путешествия и с легкостью преодолевать непростые маршруты, читаем в следующем посте.

Представляем Вам интересные факты о перелетных птицах

1. С наступлением холодов птицы покидают места своего обитания и стремятся поскорее добраться в теплые края. Делают они это не потому что мерзнут. Их оперение прекрасно согревает и при низких температурах (вплоть до -10, -15 градусов Цельсия).

Дело в том, что в такой холод, пища, которую едят птицы, становится недоступной. Земля промерзает и все жучки-паучки прячутся, а пернатые остаются голодными. Именно это и становится причиной их перелетов.

2. Знаете ли вы, почему некоторые перелетные птицы (журавли, лебеди) летят именно клином? Такой порядок построения стаи помогает птицам экономить до 20% энергии. Происходит это за счет того, что впереди летящими птицами создаются воздушные завихрения, позволяющие следующим за ним собратьям прилагать для полета гораздо меньше сил. Основная нагрузка ложится на вожака стаи, летящего впереди. Именно поэтому птичий глава часто залетает в середину стаи, а на его место направляется другая птица, чтобы занять на время его место.

Но не все перелетные птицы летят клином. Например, все воробьиные совершают свои перелеты в беспорядочном, хаотичном порядке, кулики, кроншнепы, сороки выстраиваются шеренгой, вороны вытягиваются вереницей. Каждый вид пернатых выбирает для себя наиболее целесообразный вид построения, который позволяет им лучше беречь энергию, наблюдать за окружающей обстановкой и ориентироваться.

3. Но как же птицы находят свои гнезда? Оказывается, они запоминают, что окружает их гнезда, запоминают это и потом без каких-либо усилий возвращаются туда. Даже результат экспериментов, проведенных учеными-орнитологами, когда гнезда передвигались на сотни километров (!) от привычных мест, показал, что пернатые все равно без труда находили их. Значит, наряду с прекрасной памятью у птиц необычайно развит инстинкт, закладываемый в них генетически и безошибочно приводящий их к родному гнездовью.

4. Перелет в южные страны пернатые совершают так, чтобы было где остаться на ночлег, подкрепиться, да и просто отдохнуть. Чаще всего происходит так, что большую часть всего путешествия птицы проводят отдыхая, оставляя на воздушный марш-бросок всего пару часов за день. Интересно, что одни виды птиц передвигаются только в светлое время суток, другие - отводят на перелет только ночь, а третьи могут лететь и днем и ночью. Остается удивляться совершенству механизма ориентирования птиц, которые способны прокладывать маршрут даже в условиях нулевой видимости или в кромешной тьме ночи, ориентируясь по свету звезд, рельефу местности и геомагнитному полю Земли.

5). Есть и такие "добровольцы", которые совершают самостоятельные, одиночные перелеты. Но у таких "аутсайдеров" гораздо больше шансов стать мишенью для охотника или попасть в прочие неприятности, которые сулят столь дальние путешествия. Перелеты в стае это своеобразная гарантия безопасности и поддержки, которую оказывают друг другу все члены птичьего сообщества.

У зябликов "мужчины" пропускают "дам" вперед - сначала летят самки, потом уже самцы. Выносливость у разных видов птиц разительно отличается. Одни, например, вальдшнепы, могут лететь без остановки целых 36 часов, другим требуется много времени на восстановление сил.

6. Вообще непосредственно перед перелетом птицы переходят на уникальную систему питания, запасаясь энергией и силами для предстоящего путешествия. Так, малый песочник усиленно поглощающий перед перелетом рачков-бокоплавов, достигает увеличения показателей кислородного обмена в мышцах на 58-90%! Для примера - спортсмены-профессионалы добиваются показателя в 38-70% только после 7 (!) недель усиленных тренировок.

7). Основной фактор, который влияет на перелетных птиц, является погода. Только она дает своеобразный сигнал к "старту" или, наоборот, задерживает начало путешествия. Когда совершать перелет и совершать ли его вообще, птицы решают, оценивая погодные условия. Если зима выдается теплая, то перелет будет им отложен. А если вдруг нагрянут нешуточные холода, то даже самые отважные сорвутся в южную "командировку".

Птицы очень чутко чувствуют погодные изменения и с легкостью обходят надвигающуюся бурю. Многие виды птиц, такие как, например, чайки используют ветер для совершения быстрых перелетов, существенно экономя свои силы в полете, отдавая себя на волю воздушным потокам.

Похожие публикации