Притча о языке. Как мы говорим

Свобода - это богообщение. Общение с Богом и в Боге, общение богом в себе с богом в другом. Свобода - это бытие в Боге. Быть собой с самим собой или с другими, или с Богом, можно только пребывая в Боге.

Святой - это присутствие Бога, святая земля, на которую может зайти всякий, кто ищет Бога, и встретиться с Ним.

Самость любит себя и понимает других, говорящих на языке самости. Она живёт в душе, как змея и говорит другим змеям, живущим в других людях: ублажите меня - и я вас ублажу. И если кто не ублажит, того змея ужалит.

Знать человека - это знать его глубинное, сердцевинное, главное, его вечное. Вечность - это когда мы смотрим друг на друга вечными глазами и видим вечное друг друга. Когда мы смотрим на вечное, мы становимся вечными.

Есть люди, агрессия которых направлена вовне (потенциальные убийцы в критических обстоятельствах), и люди, агрессия которых направлена внутрь (потенциальные самоубийцы). Так и с обществами: есть направленные против других, а есть общества-самоеды, которым и враг-то не нужен - сами себя съедят.

Человек - не фабрика по производству добрых дел, к нему нельзя относиться утилитарно. Человек - не средство для получения того или иного добра, он сам - цель.

Сначала возникает в нас вопрос, вопрошание, потом неизбежно следует ответ. Подлинное вопрошание беременно ответом. А ответ без вопрошания не дает ничего кроме надмевания и мнения о своем знании, с которым так яростно боролся ещё Сократ.

Лучше плохо делать, чем хорошо не делать. Усилие, рывок, стремление - тоже вклад.
Мы становимся тем, что делаем. Мир становится тем, что мы делаем.

Мир стоит, пока существуют чудаки. Когда останутся только умники - мир рухнет.

Работа на износ - изнашивает.

Любить ближнего - это значит быть пространством его становления в Боге.
Быть с Богом - это быть пространством становления в Боге другого.

Православие - не трон, а крест.

Любовь - это не я, не моё. Любовь - это Божье и для Бога: в себе ли, в другом ли. Любовь всегда течёт от Бога к Богу, она всегда в Боге, и человек делается посланником Бога, когда впускает в себя эту благодатную реку, не препятствуя ей течь в согласии с волей Всевышнего, не навязывая ей своей маленькой корыстной воли.

Истина - это и есть искомая всеми радость. Блаженство! Из равнодушия к истине ничего по-настоящему радостного не вырастает.

Жизнь - это то, что следует отдать Богу и ближним, отдать Христа ради - т.е. безвозмездно.
Что отдал во имя любви, то и жизнь...

Вечный всегда под подозрением у невечных.

Если надо - возьми жизнь ягоды, претвори её жизнь в свою жизнь, но не глумись над её жизнью...

Дружба - поиск Песни сердца другого (петь навстречу), вызывание своей Песней Песни другого. Это бережное внимание к Песне другого. Светящийся шар на картине Чюрлёниса «Дружба» - и есть Песня. Её принимают или передают - всё это пение Одной Песни.

Не торгуй небом - не лишишься хлеба.

Любую проблему можно решить, используя принцип «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди» (Мтф. 18:20), т.е. если проблемы не решаются, значит мы не собираемся их решать во имя Его, а хотим решить во имя своё (если вообще хотим решить, а не предпочитаем ничего не видеть и не слышать). Или же попросту каждый находится на своей волне и думает лишь о себе и своём, теряя из виду другого.

Около дороги стоял слепой мужчина. Один он не мог отправиться в свою деревню, и поэтому ждал своего сына, который задержался на рынке. Присев на старое бревно, он слушал мир вокруг и был счастлив немного побыть в одиночестве.

— Эй, старикашка! – окликнули его. – Все равно ты просиживаешь тут штаны. А ну-ка скажи мне, не проходила ли тут рота солдат?

— Да, проходила, — ответил слепой мужчина безразлично. Ему было глубоко неприятно такое к себе обращение, но он решил не грубить в ответ.

Прошло несколько минут, и старик снова услышал обращение к себе.

— Старик! Проходили ли тут солдаты? – спросили его.

— Да, — ответил тот, и спросивший тут же удалился.

Еще четвертью часа позже слепца окликнули снова.

— Здравствуй, отец! Не слышал ли ты случайно роту солдат? Они должны были проходить тут недавно?

— Да, они ушли на юг, — сказал старец.

Чуть позже еще один человек подошел к слепому. Он положил руку ему на плечо и подождал, пока старик дотронется до нее и почувствует, что опасности нет.

— Дорогой мой, — сказал человек. – Скажи мне, пожалуйста, не слышал ли ты, как рядом с тобой шла рота солдат?

— Слышал, господин, — ответил слепой. – Они отправились на юг.

— Спасибо тебе и прощай, — сказал напоследок человек и удалился.

Наконец, слепой дождался сына.

— Ты знаешь, — сказал он молодому человеку. – Только что меня спросили про ушедшую час назад роту солдат четыре человека. Один из них был рядовым, второй – офицером, третий – полководцем, а четвертый – царем.

— Как же ты узнал, ведь ты не видел их? – удивился сын.

— Да, но мне достаточно было их слышать.

То, каким языком мы говорим с окружающими, определяет нас, наш характер и воспитание. По речи можно многое сказать о человеке. Язык – это средство, при помощи которого говорит наша душа, а грубость, несдержанность в речи только ее ожесточает. Отношение людей вокруг во многом определяется тем, как и что мы им говорим.

Сравните с таким вариантом:

На днях я не мог говорить, потому что ничего не приходило в голову.

На прошлой неделе во время разговора с потенциальным клиентом я не мог сказать и слова, потому что в голове было пусто.

Какой пример, по-вашему, более удачный и с большей вероятностью может привлечь внимание людей? Конечно, последний.

Если бы в 1987 году президент США Рональд Рейган в своей речиРечь Р. Рейгана перед Бранденбургскими воротами в Берлине о Берлинской стене сказал что-то вроде:

Эта стена - это что-то ммм… что не должно быть там, так что, в общем, давайте её поскорее уберём.

Такое сообщение попросту затерялось бы в информационном потоке. Вместо этого был брошен лаконичный и ёмкий вызов:

Снесите эту стену!

Наверняка вы замечали (если не за собой, то за кем-то из окружающих) дефекты речи ритмического характера. Когда слова произносятся отрывисто, со слишком большими паузами, или наоборот, человек тараторит так, что слушатель не успевает понять его мысли.

Чтобы ощутить разницу в восприятии, попробуйте произнести представленную ниже фразу. Чётко проговаривайте каждый слог и делайте короткие паузы между словами. Слушайте звучание вашей речи:

Сегодня я пойду в спортзал. Возможно, с подругой.

У вас получится так называемая «ступенчатая» речь, в которой слишком много акцента делается на отдельные слоги, и это - ошибка.

А теперь попробуйте смешать каждое слово со следующим, чтобы получился как бы один цельный пассаж. Прочтите без заминок, но и не слишком торопясь:

Сегодняя-пойдув-спортзал-возможнос-подругой.

Может показаться, что этот вариант звучит несколько небрежно. На самом деле речь с такими плавными переходами-связками становится более лёгкой для восприятия на слух.

Что касается слишком быстрого темпа, есть риск не только остаться недопонятым, но и сболтнуть чего-то лишнего (например, в порыве эмоций). Отследить скорость речи поможет, опять же, запись на диктофон.

Попробуйте глубже вдыхать перед каждым предложением и думать о том, что вас слушают с большим интересом и спешить вам некуда.

3. Неумение использовать язык тела

Многие люди знают разницу между закрытым и открытым вариантами , но продолжают использовать закрытые жесты, когда надо бы, наоборот, открыться.

Движения и мимика характеризуются как открытые, если они выражают дружественный настрой и готовность к взаимодействию: когда не прячутся ладони, взгляд направлен в глаза собеседника, стопы обращены в его сторону и тому подобное. Закрытые жесты включают в себя скрещенные руки или ноги, поглядывания в сторону или на телефон, сжатые кулаки - всё, что показывает напряжение или даже агрессию.

У всех нас есть естественные склонности вести себя тем или иным образом в зависимости от ситуации. Если вы не согласны с кем-то, тело автоматически реагирует: вы сужаете зрачки, отворачиваете голову, скрещиваете руки. И наоборот, когда вас понимают, слушают и поддерживают, вы неосознанно открываетесь.

Однако не всегда стоит подавать собеседнику невербальные сигналы, зачастую ситуация требует обратного. Попробуйте контролировать движения своего тела и выражение лица при разговоре. Обращайте внимание на положение рук, на то, какие мышцы лица напрягаются. Потренировавшись, вы сможете этим управлять.

4. Привычка спорить

Само по себе выражение несогласия - это не плохо. Как говорят, в споре рождается истина. Так появляются творческие идеи, стимул учиться и что-то улучшать. Всё это бывает полезно и необходимо для социального взаимодействия, даже если вы выступаете против многих людей.

Несогласие можно считать ошибкой только тогда, когда от согласия или несогласия собеседников ничего не зависит и не меняется. То есть если это пустой спор, который не приносит никаких результатов, кроме раздражения оппонентов. Суть подобных дискуссий не в том, чтобы узнать что-то новое. Когда вы утверждаете, что кто-то неправ, вы вступаете с ним в словесную битву за статус. И именно поэтому большинство спорщиков остаётся при своём мнении - чтобы сохранить достоинство.

В следующий раз, когда вы услышите нелепую или неверную, на ваш взгляд, точку зрения, сначала выясните, почему человек так считает, а не спешите опровергнуть его.

Если, даже выслушав аргументы, вы не согласны с чьим-то мнением, не вступайте в бесполезный . Вместо этого переведите разговор на другую тему, где вы сможете прийти к взаимопониманию. Такой области нет? Тогда просто избегайте общения с этим человеком.

5. Отсутствие тем для разговора

В малознакомой компании или в беседе с новыми для вас людьми слова могут очень быстро иссякнуть из-за сложностей в выборе общей темы. Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось вытягивать из себя какие-то фразы, пытаясь заполнить неловкие паузы. Чтобы не попадать в некомфортные ситуации, можно заранее придумать список дежурных тем и пользоваться ими при случае.

Представьте обстоятельства, когда вы хотите начать разговор с незнакомым или малознакомым собеседником: около кулера на работе, при встрече в кафе, на остановке.

Подготовьте 10 тем, которые подойдут для разговора с любым человеком в любой ситуации.

Это проще, чем кажется. К примеру, всегда можно расспросить о жизни или работе (конечно, ненавязчиво и деликатно), обсудить последние новости (но желательно избегать политики), спросить совета по какому-нибудь вопросу. Беспроигрышный, хоть и не слишком интересный вариант - беседы о погоде.

6. Безграмотная речь

Не стоит забывать и о том, что разговор с грамотным, образованным человеком воспринимается лучше, чем с тем, кто путается в падежах и словарных . Повышайте культуру своей речи, больше читайте, пользуйтесь словарями. Но при этом важно помнить о чувстве меры: не превращайтесь в занудного умника и не грузите собеседника слишком сложными для него фразами и терминами.

Таковы самые распространённые ошибки в разговорной речи. Есть ли у вас какие-то из них? Может, вы знаете хороший способ от них избавиться? Поделитесь опытом в комментариях.

Подолянчик Александр

Каждый ребенок когда-то задумывается: с помощью чего мы разговариваем? Но не все знают, какие органы нашего тела помогают нам при произношении того или другого звука. Саша решил понять, что помогает каждому из нас четко и красиво разговаривать.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Вы когда – нибудь думали о том, как вы научились говорить? Или почему мы не говорим, когда ещё совсем маленькие?

Дело в том, что пока мы были совсем крошечными малышами, нам приходилось очень много слушать, чтобы не только понять, что обозначает каждое слово, но и научиться правильно произносить все звуки. Попробуйте угадать, на каком музыкальном инструменте учатся играть люди всей планеты с самого рождения и всю жизнь?

Сразу догадаться непросто.

Это - наш речевой аппарат.

Когда я был совсем маленьким, моя мама, наклоняясь над кроваткой, ласково говорила мне: «Лучик мой». Я, конечно, не понимал, что обозначает это слово. Но мама улыбалась и продолжала повторять его изо дня в день, неделю за неделей, и, в конце концов, я понял это слово. Даже пытался повторять его или сказать что-то в ответ. Постепенно я научился говорить некоторые звуки, которые произносила мама и понимать её слова. Если бы мама со мной не разговаривала, то я не научился бы говорить.

После того, что мама рассказывала мне, как я рос и учился разговаривать, мне стало интересно узнать об этом подробнее. И я решил узнать, что нам помогает говорить.

Ребенок учится говорить, потому что он слышит. Мы с ребятами в группе на занятии играли в игру «За стеклом».

Один из нас говорил слово губами, без голоса, а другие догадывались, что ведущий сказал. И мы не могли догадаться, потому что не слышали. Глухой человек не научится говорить правильно, потому что не слышит.

Слово начинается с того, что воздух, поднимается из легких и попадает в гортань, которая находится в области шеи.

Гортань похожа на коробочку, в которой есть две складки. Эти складки – голосовые связки. Когда воздух хочет пройти через голосовые связки, то он как будто протискивается через щель, и получается звук.

Цель: понять происхождение звука в голосовых связках.

Я попробовал получить звук при помощи воздушного шарика. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук.

Вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.

Почему же мы издаем так много разных звуков, а не свист? Дело в том, что у голосовых связок есть много мелких мышц, которые заставляют их принимать до 170 положений.

Когда звук попадает в рот, то за работу берутся язык, нёбо, зубы и губы. С их помощью звук превращается в слово.

Думаете, мы говорим только с помощью языка? Конечно, без него мы не могли бы разговаривать, если он плохо двигается, или у него слабые мышцы, то у тебя ничего не получится. Слова будут получаться неправильные, тебя будет трудно понять. Когда мы говорим, язык, как гимнаст успевает для каждого звука принять новое положение. Он перекрывает дорогу воздуху, который рвется наружу, и получается звук. И надо много тренировать мышцы языка, чтобы научиться правильно произносить звук.

Но слово мы говорим не только языком.

Попробуйте сказать любое слово, например «мама», с открытым ртом – у вас ничего не получится. А теперь произнесите слово «папа» с закрытым ртом – и опять ничего не получится.

Дети начинают говорить, когда научатся действовать языком и губами одновременно. Значит, помогают говорить: губы и челюсти. Но и это еще не все помощники.

Оказывается, говорить нам помогает даже нос. Когда мы произносим «М» или «Н», звук идет через нос. А когда у нас насморк, наш голос становится совсем другим.

Даже зубы помогают нам говорить. Я это понял, когда у меня выпали зубы. Сразу воздух стал вырываться наружу через дырочку, и слова стали смешными.

Я понял, что у меня так много помощников:

  • Легкие;
  • Гортань;
  • Голосовые связки;
  • Язык;
  • Нёбо;
  • Челюсти;
  • Губы;
  • Нос.

И тогда я решил, что надо их беречь и развивать.

Дети растут, и постепенно всё лучше и лучше управляют своим речевым аппаратом. Ребята начинают понимать, что если делать специальные упражнения, то у них будут получаться даже самые сложные слова. Ведь когда маленький ребенок говорит неправильно, это всем нравится.

Но когда ты становишься большим и собираешься в школу, то надо говорить правильно, чтобы ничего не мешало тебе хорошо учиться, и ты не стеснялся говорить и отвечать на уроках.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЕ ШАГИ» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ЧТО НАМ ПОМОГАЕТ ГОВОРИТЬ? ВЫПОЛНИЛ: ПОДОЛЯНЧИК АЛЕКСАНДР, РЕЧЕВАЯ ГРУППА, МДОУ «ЧЕРЛАКСКИЙ Д /С №9» РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ШИРОВАТОВА М. В. 2009Г.

Вы когда-нибудь думали о том, как мы научились говорить?

Интересный музыкальный инструмент – речевой аппарат!

Мама улыбалась и разговаривала со мной.

Цель: узнать, что помогает нам говорить.

Ребенок учится говорить, потому что слышит.

Игра «За стеклом».

Вывод: глухой человек не научится говорить правильно, потому что он не слышит.

Слово начинается с того, что воздух поднимается из легких и попадает в гортань.

Гортань похожа на коробочку, в которой есть две складки.

Превращение звука в слово. Язык как гимнаст успевает для каждого звука занять новое положение.

Нам помогают говорить челюсти и губы.

Еще один помощник – нос.

Помогают говорить и зубы.

Вывод: «Нам помогает научиться говорить наш речевой аппарат, и его надо беречь и развивать» Легкие; Гортань; Голосовые связки; Губы; Челюсти; Язык; Зубы; Нос; Нёбо.

ПРАВИЛЬНАЯ РАБОТА РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПОМОЖЕТ МНЕ В ШКОЛЕ.

Как мы говорим и во что верим

Уже давно мне хотелось сделать обзор некоторых выражений, которые используются в церковном обиходе, посмотреть, каковы их истоки, как менялось со временем их значение и употребление – и в результате понять, каковы наши (православных христиан) ценности и какова наша вера.

Конечно, эта публикация – с одной стороны, всего лишь набросок. С другой стороны, я уверен, что обозначенной теме посвящены серьёзные филологические и богословские исследования. Поэтому я ни в малейшей степени не претендую ни на глубокомысленность, ни на оригинальность. Я лишь хочу призвать читателей «Предания» к совместным размышлениям. А поразмыслив, мы, может быть, что-нибудь изменим в этом мире.

Итак, к делу. Меня будут интересовать четыре понятия. И самим этим понятиям, и соответствующим русским (церковнославянским) словам и выражениям сотни и сотни лет. Мы с ними свыклись, они – некий фон нашей церковной жизни. Тем важнее, как мне представляется, критически взглянуть на обыденные вещи, на то, что формирует наш язык и наши представления о Боге, о церкви и о нас самих.

Четыре понятия, о которых пойдет речь, объединены в пары. И первая пара – это слова священник (с греческим вариантом иерей ) и храм (с синонимом церковь ).

Священник

Слово священник вполне привычно православным, католиками и еще целому ряду христианских конфессий. Казалось бы, что тут обсуждать, о чем говорить? Священник – это, как мы все знаем из книжек и из жизни, вторая степень священства в христианской церкви (между диаконом и епископом); священник совершает литургию и другие службы; он проповедует; он также принимает исповедь и осуществляет духовное руководство вверенной ему паствой.

Да, всё это так или почти так. Но дело в том, что в Новом Завете соответствующее греческое слово ἱερεύς если и употребляется (в Евангелии, в Деяниях апостолов, в Послании к Евреям и в Откровении), то вовсе не по отношению к руководителям христианских общин. Это слово обозначает: 1) либо иудейских (ветхозаветных) священников – в Четвероевангелии и в Деяниях; 2) либо Сына Божия, который является истинным (перво)священником – идея, которая проходит через всё Послание к Евреям; 3) либо, метафорически, верных Агнцу, пребывающих в Его Царстве (употребление, характерное для Апокалипсиса), то есть всех христиан. Сюда же примыкает использование слова ἱεράτευμα (священство) в известном пассаже в 1 Пет 2:9 (Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ).

Иудейский первосвященник и православный священник (источник инфографики журнал Фома)

А как же говорит новозаветное Писание о «наших» священниках? А оно называет их пресвитерами (πρεσβύτερος) – то есть старшими, старейшинами. Стало быть, руководитель христианской общины – это не ветхозаветный коэн , а старший из христиан, первый среди равных. И если принять такой взгляд, то многое меняется: к примеру, пресвитер – не «служит литургию» (это звучит абсурдно: как можно единолично делать то, название чего переводится как «общее дело»?), а он возглавляет евхаристическое собрание . Да, он тут старший, он председатель. Но и другие христиане («миряне») – они также являются полноправными и необходимыми участниками собрания.

И между пресвитером и прочими христианами нет какой-то непреодолимой бездны: пресвитер – лишь одно из многочисленных церковных служений. И в этой перспективе возможность или невозможность входить в определенные помещения, прикасаться к определенным предметам, произносить те или иные слова – всё это видится как возрождение ветхозаветного (если не языческого) представления об отношениях между Богом и людьми.

Храм

Второе слово, о котором хочется сказать, – это храм (ну или церковь , но в том же значении культового здания). На ектеньях мы молимся о храме, в котором находимся в данный момент, о тех, кто входит в этот храм, о поющих и труждающихся в нем… Поскольку все важнейшие церковнославянские богослужебные тексты переведены с греческого, имеет смысл заглянуть в греческий служебник: что там? Там – οἶκος, то есть слово, которое означает «дом». (Кстати, в церковнославянском и русском языках родственником этого греческого слова является существительное весь ‘деревня’, ‘селение’; как видим, тут тоже нет ничего специфически сакрального. Само же слово храм в церковнославянском языке обозначает именно дом – ср. рус. хоромы ; но в русском языке эта лексема превратилась в церковный термин.)

Напротив, Иерусалимский храм, единственный в своем роде, в Новом Завете обозначался словом ἱερόν, то есть буквально святилище (замечаете перекличку со словами священник , иерей ?); использовалась также лексема ναός. Оба эти слова в греческом языке обозначали также языческие храмы и их внутренние святилища. Аналогичным образом, слово ἱερεύς вне ветхо- или новозаветного контекста обозначало прежде всего языческого жреца.

Иерусалимский храм Соломона, реконструкция

Итак, что мы имеем? От идеи дома, где собираются христиане, чтобы преломить хлеб, мы – и уже очень давно – перешли к понимаю храма как особого культового сооружения, которое специальным образом освящается, которое имеет специфическую структуру, в котором есть запретные для непосвященных зоны – и так далее и тому подобное. То есть, как и в случае со словами пресвитер / священник , мы вновь вернулись к ветхозаветному мышлению.

Иными словами, идея преображения (если угодно – освящения) мира через человека, идея расширения церкви «даже до конец земли» очень быстро сменилась стремлением отгородить церковь от мира, посвященных от непосвященных, пастырей от пасомых, алтарь от прочего храма… Что это, как не торжество ветхозаветных представлений о Боге, мире и человеке? Или же это языческие представление?

Теперь перейдем ко второй паре понятий. Эти слова и выражения также весьма давние, в основе своей – греческие и древнееврейские. Но сдвиг в их семантике, о котором я хочу сказать, произошел у нас на глазах – может быть, в последние два-три десятка лет.

Благословлять

Первое слово – благословить (благословлять ). Буквально, как мы понимаем, это означает «сказать (произнести) благое (хорошее) слово». Достаточно полистать Псалтирь, чтобы найти многочисленные примеры, когда человек (например, Давид) благословляет Бога – то есть прославляет Его. Более привычна нам другая конструкция: когда высший благословляет низшего. В литургическом контексте это может означать ниспослание (передачу) от Бога верным (через епископа или пресвитера) Божьего благоволения, Божьей любви, Божьей силы. В церковном обиходе устойчивым является еще один вариант значения слово благословлять , а именно: высший (священник, старец, отец или мать) велит или же разрешает низшему (мирянину, духовному чаду, сыну, дочери) совершить некое действие, которое, как полагает благословляющий и как верит благословляемый, послужит к пользе (духовной, душевной, физической) благословляемого. Звучит сложно, но на самом деле мы все прекрасно знаем случаи, когда слово благословлять употребляется в подобном значении. Старец благословил Анну [идти] в монастырь – то есть старец считает, а Анна ему в этом верит, что уход в монастырь будет полезен ей с духовной точки зрения. Отец Иоанн благословил Игоря сорок раз в день читать 50-й псалом – то есть о. Иоанн считает (а Игорь, как подразумевается, готов с этим согласиться), что епитимья в виде многократного чтения покаянного псалма поможет молодому человеку преодолеть последствия его грехопадения.

Заострим внимание на важном моменте: хотя речь идет, казалось бы, о реализации духовной власти, но эта власть со стороны руководимого основана на разумном и добровольном подчинении, а со стороны руководителя – на желании духовной пользы руководимому.

Однако ситуация изменилась. Кто из нас не видел и не слышал фраз наподобие этих: Не благословляется подпевать клиросу ; Батюшка благословил не выплачивать вам отпускные ; Отец Сергий благословил Пашу быть его водителем во славу Божию ; Не благословляется ставить свечи, купленные в других храмах – и так далее. Что мы видим здесь? Отношение «высший – низший» сохраняется, но высший уже не ищет пользы благословляемого – он ищет исключительно своей пользы, и прежде всего материальной, денежной: обеспечить доход своему храму за счет продажи свечей, сэкономить на водителе за счет эксплуатации неофитского рвения молодого прихожанина; получив сделанную работу, удержать «мзду наемничу»; в лучшем случае – избавить себя и прихожан от головной боли во время службы (но почему бы здесь не обойтись без церковного жаргона и не написать просто и честно: Не разрешается подпевать – ?).

Обретение мощей

Второе выражение из нашей второй пары – обретение мощей . Тут два слова, и каждое требует комментария.

Обретение само по себе значит «отыскание», «находка». Но применительно к мощам (что это такое – скажем ниже) слово обретение обычно имеет в своем значении важный добавочный компонент: неожиданность, непредсказуемость, внезапность. Конечно, это агиографический штамп – и тем не менее, в течение многих столетий представление об обретении мощей было именно таким: гроб святого случайно вскрыли (при строительстве церкви, при новом захоронении, вообще совершенно случайно) – и обнаружили нетленные останки.

Теперь о том, что такое мощи. Это слово (как и все слова, о которых мы говорили выше) – церковнославянское по происхождению. Оно представляет собой форму множественного числа от существительного мощь – то есть «сила», «власть». Вероятно, здесь имел место метонимический перенос: человеческие останки, обладающие чудесной силой => сила, мощь. Интересно, что в церковнославянских богослужебных текстах мы можем увидеть и случаи, когда слово мощи используется в расширительном значении «останки» (любого человека, необязательно причисленного к лику святых). Так, в первых же строчках «Последования мертвенного мирских тел», то есть чина отпевания, читаем: «Скончавшуся кому от православных, абие призывают сродницы его священника, иже пришед в дом, в немже мощи усопшаго лежат … кадит тело мертваго…» И через пару страниц: «И вземше мощи усопшаго, отходим в храм…» В конце чина отпевания: «И тако вземше мощи отходим ко гробу… И полагаются мощи во гроб…»

Таким образом, получается, что останки обычного мирянина «ничуть не хуже» чудотворных останков святого: те и другие достойны благоговейного почитания. И за этим стоит более общая мысль, которая – и уже не первый раз – возвращает нас к Новому Завету: святые – это не те, кто канонизирован; нет, одно из имен христиан. И если обратиться к недельному (седмичному) богослужебному циклу, то это ведь не случайно, что к субботе приурочено, с одной стороны, поминовение усопших, а с другой – молитва всем святым (см. каноны Октоиха на субботних утренях). Тут нет четкой границы: все мы в определенном смысле святые – и все нуждаемся в милости Божией и надеемся на нее.

Но мы отвлеклись. Отдельные слова – это тоже интересно, но у нас шла речь о выражении обретение мощей в целом. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что в массовом сознании православных присутствует следующая идея: 1) останки (= мощи) некоего угодника Божия (известного или безвестного) случайно обнаруживаются; 2) в ряде случаев они оказываются нетленными (полностью или частично); 3) мощи извлекаются из земли для поклонения; 4) установленное нетление мощей становится одним из доводов в пользу канонизации святого. В житийной литературе можно найти множество подобных примеров. Подчеркнем последовательность событий: сначала случайное обнаружение нетленных мощей, потом (да и то не всегда) – извлечение из земли для поклонения.

Что мы имеем в наши дни? Полистаем журналы Синода и постановления соборов. Здесь мы неоднократно в последние годы встречаем вот такой любопытный образчик церковного канцелярита: «… Собор … единомысленно определяет: 1. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания … (далее следует список имен. – Ф. Л. ) … 3. Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение…»

Формулировка последнего пункта кажется несколько косноязычной: если обретаются – то считать, а если не обретаются – то оставить. В огороде бузина, а в Киеве дядька. Но нет, это не косноязычие, а отражение сложившейся практики. Если мощи «не обретаются» (то есть останки утрачены либо их местонахождение неизвестно) – тогда они «оставляются на произволение Божие», то есть человеческая начальственная воля здесь бессильна. Но если же они «обретаются», то есть мы знаем, где они находятся, – тогда Божьему произволению нет места, тогда они обретаются – но уже в другом значении.

Да-да, теперь обретение мощей означает не отыскание по особому Божию промышлению нетленного тела святого, а эксгумацию останков с последующим – уж будем называть вещи своими именами – их расчленением.

Последовательность событий теперь перевернута, логика – обратна той, что была прежде. Было (повторяю, это агиографический штамп, но именно он присутствует в массовом сознании): случайное (читай: промыслительное) обнаружение нетленных мощей => их извлечение из-под спуда => канонизация святого. Стало: решение Синода/Собора о канонизации => извлечение (эксгумация) => установление нетления (или отсутствия такового).

Как видно, участие Бога в этих манипуляциях уже не предполагается.

Выводы из филологии

Какие выводы можно сделать из сказанного? Новозаветный термин пресвитер оказался вытеснен ветхозаветным понятием священник . И дело не только в словах: за переменой слов последовали изменения в мышлении, в самоосознании. Это подтверждает и история слова храм : в то время как в греческом и церковнославянском это прежде всего дом, в русском языке данное слово означает святилище – что опять-таки возвращает нас в Ветхий Завет. И выходит, что вместо того чтобы возвещать миру спасение, победу над грехом, тлением и смертью, вместо того чтобы освящать мир своей молитвой, своим присутствием, своей любовью, вместо того, чтобы превращать в церковь всё человечество, – христиане (православные, но не только) предпочли выделить для себя особое священное пространство, назначить особых священных людей, установить правила, кто куда может ходить, к чему прикасаться, что и когда вкушать – и так далее. То есть вернуться к тем преданиям старцев, о которых со столь горькой иронией и с гневом говорил наш Спаситель.

Что касается слова благословение , то семантические сдвиги, случившиеся с ним, говорят нам о том зазоре между начальствующими и ведомыми, который, раз возникнув, только расширяется. Членов церкви всё меньше связывает любовь: на церковном жаргоне благословением нынче называется приказ (или, наоборот, запрет), который более не имеет отношения к духовной пользе пасомого, но говорит в первую очередь о материальной выгоде начальника.

Наконец, обретение мощей – это часть бюрократической процедуры, которая, как мы понимаем, также имеет одной из целей увеличение денежного потока за счет паломничества к «обретенным» мощам. При этом участия Бога в этой процедуре не требуется: святым делает Синод, он же объявляет останки мощами, он же – гласно или негласно – дает разрешение на эксгумацию и расчленение; никакая случайность тут уже невозможна, Господь с Его промыслом более не нужен.

Мрачно? Да. Ново? Не уверен. Примерно то же видели и приблизительно о том же думали, говорили и писали в Европе полтысячетелия назад. И это имело последствия, которые мы знаем под именем Реформации.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Похожие публикации