Природные инстинкты человека. Первобытные инстинкты: что нам передали по наследству

Несмотря на то, что человек является существом мыслящим, т.е. обладающим разумом, некоторые мотивы его поведения основаны исключительно на инстинктах.

Что такое инстинкты?

Врожденное поведение, заложенное природой, свойственно не только животным, но характерно и для человека. Конечно, люди умеют мыслить и благодаря этому контролировать свои поступки, подавляя инстинктивную природу. Но в ситуации опасности или в случае, если « » начинает над «человеческим», природа берет свое. Инстинкты есть абсолютно у всех "гомо сапиенс", и они являются тем общим, что объединяет человека и животного.

Какие инстинкты достались человеку от животных?

Инстинкт самосохранения. Благодаря ему люди умеют различать потенциальные опасности и себя, соизмеряя собственные силы и желания. У некоторых это врожденное поведение выражается ощущением дискомфорта. Оно часто возникает, если, к примеру, человек оказывается в незнакомых местах. Чувство опасности диктует и дальнейшее поведение. Однако у ряда смельчаков этот инстинкт приглушен, и именно путешественники- смело идут новыми маршрутами, исследуя заповедные территории.

Инстинкт продолжения рода. Любое живое воспроизводит само себя. В этом заключен закон жизни, и человек как часть живого мира тоже участвует в процессе воспроизведения. Наложение разума позволяет приглушить половой инстинкт, и люди свою сексуальную жизнь, не спариваясь бесконтрольно. Впрочем, подобное поведение свойственно , которые образуют одну пару на всю жизнь.

Особенно много примеров моногамного поведения среди птиц. Лебеди, черные грифы, альбатросы, белоголовые орланы и даже обыкновенные горлицы создают пару на всю жизнь.

Материнский инстинкт. Один из самых сильных врожденных , позволяющих выхаживать потомство, оберегать и заботиться о нем. Неразрывная связь мать-ребенок существует так долго, сколько дитя остается беспомощным и подверженным опасностям. Материнский, как и другие , тесно связан с гормональным уровнем человека. Мощная связь мать-ребенок позволяет регулировать физиологические процессы: выделение молозива и молока, поверхностный сон и другие.

Недаром мощный запуск природного поведения матери осуществляется с прикладыванием новорожденного ребенка к груди. Об этом свидетельствует поведение женщин, выносивших нежелательного малыша и впервые покормивших его грудью.

Нет ни единого инстинкта, который бы не достался в наследство человеку от животных, хотя люди разумные зачастую не осознают причин своего поведения, диктуемых природой.

Человеком движут три основных его инстинкта, это сексуальный инстинкт, инстинкт власти и инстинкт самосохранения. Используя эти инстинкты, можно подчинить себе волю человека и манипулировать им. А также можно с их помощью стимулировать себя на достижение больших целей. Психологи считают самым слабым инстинктом, инстинкт самосохранения, но я пришел к иному выводу, и ставлю его превыше остальных, считая его основным. Я считаю, что как сексуальный инстинкт, так и инстинкт власти, имеют основу в инстинкте самосохранения, который отвечает как за собственное воспроизводство, так и за максимальную безопасность. Посудите сами, для чего еще человеку нужна власть, как не для большей безопасности, а сексуальный инстинкт, есть не что иное, как необходимость продолжения своего рода, что также можно считать самосохранением. Все манипуляции с человеческим сознанием, и главное подсознанием, замешаны на манипуляции его инстинктами.

Вообще если говорить о сознательной частичке человека, то более чем у девяноста процентов людей, она, эта частичка сознания, частичка разума, напрочь, к сожалению, атрофирована. Все дело в том, что в нашем обществе не принято эту частичку развивать, вот память тренировать, это да, это мы умеем, этому нас учат, а вот развивать сознание, у нас не принято. Поэтому эффективность обращения к подсознанию такого вот, бессознательного человека, в котором преобладают лишь его инстинкты и так сказать, фоновые мысли, а не здравый смысл, это гораздо более эффективный способ подчинить его своей воле. Но почему психологи ставят инстинкт самосохранения ниже инстинкта власти и сексуального инстинкта? При стандартном воспитании человека, сексуальный инстинкт и инстинкт власти подавляются, понятное дело по каким причинам.

Именно эти инстинкты дают человеку основное преимущество в жизни, давая ему мощный импульс к достижению высоких результатов. А вот инстинкт самосохранения, в чистом виде, в основном держится на страхе, и человек находится в подчинении из-за своего страха. Но как я уже сказал, я потому и считаю инстинкт самосохранения выше остальных, что его полная структура, это как раз и инстинкт власти и сексуальный инстинкт вместе взятые. И страх связанный с инстинктом утраты власти, равно как и инстинктом сексуальным, намного выше, что можно объяснить большим риском жизни из-за власти или секса.

Для меня это очевидные факты, ведь инстинкт самосохранения нередко притупляется двумя другими основными инстинктами, и это их недостаток, ведь жизнь для человека – это самое главное, без нее у него ничего не будет. Но по большей части, хорошо развитый инстинкт власти и сексуальный инстинкт, безусловно, дают человеку больше безопасности, чем инстинкт самосохранения, основанный на слабом страхе. Я называю его слабым страхом, так как все инстинкты являются страхом, а страх как известно дает бешеную силу, если это сильный страх.

Вот почему инстинкт самосохранения я считаю основным, потому что в полной мере он собирает в себе все страхи, связанные с жизнью человека, и заставляет его действовать, заставляет добиваться высоких результатов. Из всего сказанного можно сделать вполне логичный вывод, манипуляции подвержен любой человек, и страх свойственен каждому, он только распределяется в разных пропорциях для разных людей.

А вот если человек мыслит сознательно, то любой его страх теряет силу, ибо когда ты знаешь причину страха, тебе не составляет особого труда его устранить. Трусы боятся погибнуть, движимые неполноценным инстинктом самосохранения, они быстрее всех и погибают. Жаждущие власти, нередко забывают про самосохранение и здравый смысл, что также приводит к трагичным последствиям. Ну а уж сколько люди совершают глупостей из-за противоположного пола, перечислять полагаю не имеет смысла. И все это страх за себя, причем страх неосознанный.

Инстинкт – это как автопилот, когда вы сами себя не контролируете, инстинкт движет вами, это происходит примитивно, грубо, достаточно просто, но и часто очень даже эффективно. А все потому, что только человек, осознающий все свои действия и желания, может противостоять манипуляции, манипулировать сам, и соответственно более изящно и эффективно добиваться результатов. Но таких мало, потому изучение и применение подсознательных манипуляций человеком с целью побудить его к чему-либо, посредством его инстинктов — это самый действенный метод воздействия на людей.

Пытаясь показать сходство и различие между животными и людьми, мы должны хотя бы кратко обсудить проблему инстинктов, которую уже затрагивали. Инстинкты занимают важное место в природе и деятельности животных и человека.

Прежде всего необходимо предупредить, что сам термин «инстинкт» достаточно двусмыслен и темен. Поэтому существует множество разных его интерпретаций, и не так просто с точностью определить, что есть инстинкт, особенно когда речь идет о человеке 63 . Современные биологи и психологи используют и прилагают этот термин очень осторожно, даже применительно к животным, потому что не всегда можно отличить инстинкт от плохо изученных сложных форм поведения. Кроме того, биологи, будучи плохо знакомы с философией, оказываются в затруднении, когда нужно разграничить инстинкт и мышление, и часто называют мышлением то, что на деле является инстинктом.

В первом приближении можно воспользоваться определением инстинкта, которое дал Уильям Джеймс: «[Инстинкт есть] способность действовать таким образом, что определенные цели достигаются непредвиденно и без предварительного научения относительно способа осуществления деятельности» 64 . Инстинкты служат животным и человеку для того, чтобы они могли развиваться, заботиться о самосохранении и производить потомство. Таким образом, они призваны способствовать сохранению и развитию отдельной особи и вида в целом. Отличительные признакиживотного инстинкта таковы: а) сложное психофизическое влечение. Это значит, что инстинкт принадлежит к области ощущений, а не вегетативной способности. В растениях не обнаруживается инстинктов в собственном смысле. Хотя растения тоже «знают» способы добычи пропитания и способы размножения, их не называют инстинктами. Растения реагируют путем рефлексов; но инстинкт гораздо сложнее, чем рефлекс; б) специфическое сложное и единообразное влечение, определенным образом ограниченное, у каждого вида животных, направленное на достижение конкретной цели и прекрасно приспособленное к этому. Бергсон говорит, что «инстинкт есть симпатия» 65 ; в) инстинкт врожден и проявляется таким образом, что субъект не ведает о его назначении. Инстинкты не требуют научения, и потому животные, которые выросли без родителей, во взрослом состоянии поступают так же, как те: стереотипы поведения передаются путем генетической наследственности. Как только детеныши рождаются, они уже готовы к действию. Только в отдельных случаях потомство проходит обучение через подражание, например, обучение полету или способам захвата добычи, к которой их влечет инстинкт.

Инстинкты отличаются непосредственной точностью и определенностью, так как действуют автономно и безошибочно, хотя порой эта деятельность очень сложна. Далее, инстинкты постоянны. Это значит, что они в неизменном виде повторяются у всех особей данного вида: пауки не совершенствуют технику изготовления паутины, и ласточки не делают более удобными свои гнезда. Действие инстинктов специализировано, то есть точно ориентировано на достижение определенной, совершенно конкретной цели путем применения совершенно конкретных мер. Каждое животное добывает пищу, строит жилище и производит потомство точно определенным способом. Инстинктивное поведение приспособлено к нормальным условиям среды, хотя в некоторых случаях обладает известной гибкостью, способностью адаптироваться к изменившимся внешним обстоятель ствам. Некоторые животные могут поправлять ущерб, причиненный случайно или вследствие вмешательства человека.

Мы также сказали, что поведение животного, побуждаемого инстинктом, направлено на достижение определенной цели, но животное не сознает этой цели. Об этом свидетельствуют не только многочисленные эксперименты, но и тот факт, что если бы они обладали рефлективным знанием цели и средств, то модифицировали и совершенствовали бы то и другое, чего они никогда не делают. Далее, тогда могли бы существовать особи - «отщепенцы», но их не существует. Каждая особь последовательно выполняет то же, что и остальные. Пауки плетут паутину с математической точностью, в то время как человеку потребовалось бы для этого тщательное размышление и планирование. У паука все получается само собой, без каких-либо признаков предварительного знания, как если бы его действия уже были заранее предопределены. У человека существовало бы несколько различных проектов; у паука он всегда один, причем один и тот же. Кроме того, инстинктам свойственно бессознательно «запускать ся» в результате воздействия конкретного внешнего или внутреннего стимула и доводить действие до конца даже тогда, когда исходный стимул исчезает.

Конечно, все мы поражаемся удивительным инстинктивным действиям животных. Начиная с цыпленка, который формируется внутри скорлупы яйца и по достижении полного развития уже «знает», как разбить ее и выйти наружу, до невероятной предусмотритель ности некоторых насекомых, например, муравьев, которые очищают и вновь наполняют свои склады, готовясь к зимовке, или пчел, строящих совершеннейшие соты для хранения меда, - пролегает целая гамма инстинктивных систем, задача которых обеспечить выживаемость особей и сохранность вида. У позвоночных, особенно у высших млекопитающих, обладающих более развитым «сознанием», инстинкты могут испытывать существенные изменения в результате одомашнивания и дрессировки, вырабатывающей условные рефлексы 66 .

Каким образом у разных видов животных возникли инстинкты - загадочная проблема, в которую мы не можем углубляться. Бергсон считал инстинктивную деятельность продолжением физиологической деятельности организма, как если бы к сложным предсуществующим физиологическим процессам присоединялось (или пробуждалось в них) некое «сознание» - сперва очень смутное, а затем постепенно просветляющееся. Инстинкт продолжает работу жизни по организации материи - вплоть до того, что становится трудно различить, где кончается организация и начинается инстинкт 67 . Инстинкты зарождаются в темной и подспудной области, необъятной и неконтролируемой; в темных глубинах жизни, ускользающих от рационального определения. Здесь мы подходим к бергсоновскому «жизненному порыву».

Инстинкт «руководит» тем, что под его воздействием совершает животное, и руководит тем больше, чем сильнее он развит, чем совершеннее приспособлен к сохранению особи и вида. Жизненное начало как бы «вдохновляет» стремление к некоторой цели, а ее достижение, соответственно, вызывает чувство удовлетворения. Животное испытывает приятное ощущение от всякого действия, ведущего к общей цели, хотя эта цель ему неведома.

Инстинкт есть своего рода «бессознательное мышление» (Гегель), то есть мышление, лишенное рефлексии, неспособное наличествовать для самого себя. Но именно поэтому оно с необходимостью отсылает к высшему упорядочивающему Мышлению. Это Мышление в акте творения запрограммировало в материи процессы, посредством которых обеспечивается выживание, размножение и развитие видов.

Нельзя отрицать, что в человеке тоже присутствуют устремления, которые мы называем инстинктами. Это неоспоримо, несмотря на дискуссии между инстинктивистами (McDougall, K. Lorenz ) и кондуктивистами (Watson, Skinner ), которые полагают, что наши стремления и побуждения определяются только обучением. Вообще говоря, во всяком нормальном человеке есть врожденные инстинкты или побуждения, предшествующие любому размышлению и научению и направленные на сохранение жизни, самозащиту, размножение, социальное общежитие, удовлетворение основных потребностей. В конце концов, человек тоже представляет собой психофизио логическое существо, и, хотя его психика и физиология отличны от психики и физиологии животных, он тоже обладает природой, наделенной врожденными стремлениями. Эти стремления обусловливают возможность его выживания, способствуют его развитию и сохранению вида. Человек тоже испытывает необходимость удовлетворять свои потребности и обретает удовлетворение в их достижении.

Можно спросить: чем отличаются человеческие инстинкты от инстинктов животных? Очевидно, радикальное отличие состоит в том, что человек, испытывая инстинктивное влечение, обычно обладаетсознательным рефлективным знанием цели и предмета влечения, а также способов его достижения, знанием, которого нет у животных. Поэтому человек способен выбирать средства достижения цели, свободно откладывать удовлетворение инстинкта или даже во многих случаях вообще отказать ему в удовлетворении. Неженатый мужчина или девственная женщина испытывают сексуальное влечение, однако не дают ему физиологического удовлетворения по аскетическим соображениям высшего порядка. Руководствуясь гуманными или мистическими мотивами, человек может отказаться от агрессии, к которой склонен по природе, причем отказаться даже в ситуации законной самозащиты. И так происходит во многих других случаях.

В человеке инстинкт не является таким безошибочным вожатым, как в животных, ибо человек, будучи существом мыслящим и свободным, может исказить собственные инстинкты, направить их в разные русла - верные или ошибочные. Этим объясняются, с одной стороны, акты героизма, - например, мученичество или риск собственной жизнью ради спасения чужой жизни, а с другой стороны, порочные поступки - отказ от детей, терроризм, обжорство, алкоголизм и т. д.

Самым сильным человеческим инстинктом представляется инстинкт самосохранения, настолько сильным, что психологи считают самоубийцу личностью, совершающей нечеловеческий поступок, то есть личностью, не вполне сознательной и свободной. Но за исключением этого пункта, число реальностей, которые человек может понять как предмет своих инстинктивных влечений, довольно велико. Поэтому он не чувствует своей обязанности к однозначному ответу, а может выбирать между несколькими объектами, причем выбирать верно или неверно. Более того, выбрав объект устремления, он может выбирать средства его достижения. Человек способен изобретать влекущие его стимулы (гастрономия в случае голода, эротизм и порнография применительно к плотскому вожделению и т. д.).

Кроме того, очевидно, что человек может ставить перед собой цели независимо от инстинктов, а потому способен подавлять или сублимировать инстинкты, как уже было сказано. Он не может не ощущать инстинктивного стремления, однако в его власти подавить его, когда оно под влиянием воображения, эмоциональных комплексов или даже разумного расчета влечет его к беспорядку или злоупотреблению. Говоря языком Аристотеля, человек не обладает «деспотической» властью над инстинктами, но обладает властью «политической» 68 . Это значит, что человек может воспитывать и обуздывать инстинктивные устремления, ведомый высшими ценностями, и что путем упражнения он способен вырабатывать в себе поведенческие навыки, поднимающиеся над чисто инстинктивными действиями. Можно сказать, что в животном инстинкт скорее биологичен, чем психологичен, - вернее, в животном психическое рождается только из биологического. Что же касается человека, в нем психическое превалирует над биологическим, потому что психические явления в человеке рождаются не просто из биологического, но из той уникальной природы, в которой слиты два совершенно разных компонента - материя и дух. Отсюда радикальное различие между инстинктами у животных и у человека. Притом, что сама биологическая конституция человека абсолютно отлична от конституции животного, она к тому же преодолевается духовным компонентом. Поэтому в человеке инстинкты, «животное начало» означают нечто совсем иное, чем в неразумных животных.

Это сложное единство и симбиоз материального и духовного порождает острые противоречия между инстинктивными влечениями и высшими ценностями. Эти противоречия часто причиняют большие страдания личности. Св. Павел пишет об этом в Послании к римлянам: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим 7, 15_23). Единство, в котором пребывают в человеке, с одной стороны, агрессивные и неразумные инстинктивные влечения, а с другой стороны, высшие ценности человеческого естества, которым должны подчиниться инстинкты во имя избавления человека от засилья «животного начала», - это сложное единство является одной из причин внутреннего смятения, испытываемого человеком. Если не удается достигнуть равновесия между ними, то человек становится жертвой невроза - чисто человеческого феномена, отсутствующего у животных.

Следует предупредить, что инстинкты составляют часть человеческой природы, но отнюдь не всю природу. Часто приходится слышать, что некоторые формы инстинктивного поведения, - например, внебрачные сексуальные отношения, - «естественны». Естественно для человека то, что отвечает его человеческой природе. Но человеческая природа, как будет показано в другой главе, есть синтез материи и духа. Поэтому естественно для человека поведение, согласное с такой системой ценностей, в которой телесное направляется и возглавляется высшими духовными ценностями. Так что плотские инстинкты должны подчиняться и направляться высшими ценностями духа. Только тогда человек поступает естественно, то есть в согласии со своим естеством. В конкретном случае сексуальности естественно целомудрие; всякое сексуальное отношение вне брака противоестественно: оно телесно, однако не натурально. Если под естественным понимать только телесное, то это будет означать отождествление человека с животным. То, что мы сказали о сексуальном инстинкте, справедливо и в отношении всех прочих.

Классификация человеческих инстинктов исследовалась множество раз, и заключительный вывод гласит, что единодушие в данном вопросе невозможно. «Такие попытки, - пишет Гелен, - все без исключения обречены на неудачу по тем же причинам, что и теория типов: из-за произвольности предпосылок. «Аутентичными» свойствами человека были объявлены: власть, эгоизм, сексуальность, инстинкт подражания, инстинкт повторения, стремление к экстериоризации, к самоутверждению, инстинкт оценивания, продвижения вперед (пробивания себе дороги), стремление к движению, к созиданию и разрушению и многие другие влечения во всевозможных комбинациях. Макдугалл говорит теперь о восемнадцати основных инстинктах, среди которых - любопытство, стремление к удовольствию, к перемене мест и образованию сообществ. В то же время Ватсон увеличивает число инстинктов до пятидесяти. Шаффер утверждает в работе «The psycologie of adjustment», что Бернард (1924), вместе с сотней других авторов, установил наличие 14 046 видов человеческой деятельности, квалифицируемых как инстинкты!» 69 .

Лерш разделяет психологов, в зависимости от их интерпретации инстинктов, на монотематиков иполитематиков : первые сводят все человеческие инстинкты к одному первичному и фундаментальному стремлению; вторые считают, что многообразные человеческие влечения и стремления независимы друг от друга. Среди первых особое место занимают Фрейд и Адлер. Зигмунд Фрейд (1856_1939) полагаетlibido , или инстинкт наслаждения, отождествляемый с сексуальностью, основным динамичным фактором инстинктивной природы. Правда, Фрейд понимает сексуальность в расширительном смысле, включая в число сексуальных инстинктов все те чисто эмоциональные импульсы, которые мы в обиходном языке обычно называем словом «любовь» (эрос). Совокупность бессознательных либидозных влечений именуется «Оно» (das Es ): это источник биолого-сексуальной энергии, над которой властвует и которую подавляет «Я» (der Ich ) и - главным образом - «сверх-Я» (der ьber-Ich ). В конце жизни Фрейд предпочитал говорить об основных инстинктах:Эросе , или инстинкте жизни, иТанатосе , или инстинкте разрушения и смерти. Принципы реальности и культуры, берущие начало в запрете на инцест, служат средством подавления инстинктов, делая возможной человеческую жизнь.

В определенном смысле монотематической является также теория Альфреда Адлера (1870_1943). Он утверждает, что поведение человека определяется не принципом наслаждения и реальности, как думал Фрейд, а волей к власти, стремлением к превосходству, к богоподобию. Сексуальные импульсы не являются первичными, но рождаются из жажды господства над другими людьми. Причиной неврозов Адлер считает не подавление сексуальности, а комплекс неполноценности. В том же русле движется и гораздо более радикальное мышление Ницше.

Сексуальный инстинкт в теории Фрейда, воля к власти в учениях Адлера и Ницше полагаются в качестве первичного инстинкта, от которого происходят все остальные инстинктивные импульсы человека.

Иначе рассуждают те, кого мы, вслед за Лершем, называем политематиками . Среди них можно упомянуть Канта, который называет основными инстинктами человека сексуальность, эгоизм, жажду свободы, честолюбие, деспотизм и жадность. Шопенгауэр предлагает считать основными инстинктами эгоизм, злодейство и сострадание. Макдугалл, как уже было сказано, различает до восемнадцати инстинктов, к которым относит также чихание, кашель и т. п. А. Пфандер разделяет влечения на транзитивные, цели которых находятся вне моего «Я», и рефлективные, реализующиеся в моем «Я». Между теми и другими помещаются инстинкты обладания, самозащиты, стремления к успеху, деятельности, власти, самоуважению. Со своей стороны, Людвиг Клагес проводит различение между витальными, душевными и духовными инстинктами 70 . Перечни и теории можно приводить до бесконечности 71 .

После такого резюме мы может согласиться с классификацией инстинктов, предлагаемой уже упоминавшимся Филипом Лершем 72 . Он подразделяет импульсивные влечения, которые могут быть отождествлены с инстинктами, наимпульсивные переживания витальности, импульсивные переживания индивидуального «Я» и транзитивные импульсивные переживания .

Под импульсивными переживаниями витальности подразумева ются те импульсы, которые направлены на сознавание жизни в ее непосредственности, изначальности и динамичности. К ним относятся: стремление к деятельности и движению, стремление к наслаждению вообще,libido или сексуальное влечение и жизненное стремление, но уже не в общем смысле, а как опыт любых внутренних состояний, которые означают ощущение присутствия жизни.

Импульсивные переживания индивидуального «Я» рождают у человека опыт восприятия собственной личности как единственного и неповторимого «Я». К ним относятся: инстинкт индивидуального самосохранения (стремление к еде, самозащите, борьбе за существова ние); эгоизм, направленный на установление господства над миром и другими людьми, а также над миром, противостоящим людям. Этим оно отличается от животного инстинкта самосохранения, так же, как эгоизм выходит далеко за рамки биологической необходимости. К этому классу инстинктов принадлежит и воля к власти, но не в радикальном ницшеанском смысле, а как стремление к господству над окружающей средой или реальностью, чтобы иметь возможность распоряжаться ею и обладать несомненным чувством превосходства над нею. Этот инстинкт может выродиться в стремление к авторитаризму, угнетению и диктатуре. Далее, к этой группе инстинктив ных влечений относится потребность в уважении, потому что человек проецирует свое индивидуальное «Я» на горизонт сверхбиологи ческих ценностей и нуждается в признании на этом ценностном уровне. Каждая личность испытывает желание и потребность быть чем-то для кого-то. Человек получает представление о собственной значимости из суждений себе подобных. Другие стремления этого рода - мстительные побуждения, которые могут выродиться в злобу, и потребность в самоуважении и в самооценке.

Наконец, существуют транзитивные импульсивные переживания , то есть такие переживания, которые поднимаются над «Я» и поэтому порой входят в противоречие с биолого-телесными стремлениями. В первую очередь сюда относятся стремления, обращенные на ближнего, например, стремление к совместной жизни и объединению, о котором говорит Аристотель, называя человека общественным живым существом. Далее, сюда относится стремление жить для других: оно выражается в благоволении и в готовности помочь. Это стремление очень напоминает любовь, но не как инстинктивное влечение к противоположному полу, а как любовь-дружбу и расположение. Такое чувство может встречать противодействие со стороны недоброжелательности, злобы, ненависти, цинизма, агрессивного инстинкта и т. д. Далее, за пределы «Я» устремляется творческая потребность, стремление осуществить в мире нечто, что увеличит его объективную ценность, что требует труда и усилия, вознаграждаемых полученным творческим результатом. Сюда же относится стремление к познанию, к расширению горизонтов познания. Далее, в рамкахтранзитивных импульсивных переживаний выделяются нормативные стремления, то есть стремления к тому, чем до0лжно быть. Речь идет о том, что Кант пытался сформулировать в своей теории нравственного категорического императива, присутствующего во всех людях. И, наконец, к этой группе инстинктов принадлежит неизбежное стремление к абсолютному, вечному, бесконечному, совершенному, абсолютно истинному, абсолютно благому, абсолютно прекрасному. Это стремление берет начало в ощущении человеком немощи и непрочности собственного бытия, а также бытия в целом. Поэтому его можно назвать стремлением к высшему.

Нет нужды напоминать, что эта классификация, достаточно подробная, может быть модифицирована. Импульсивные переживания берут начало в сложном и запутанном комплексе витальных переживаний человека, и не всегда инстинкты или влечения проявляются в чистом виде. Чаще они тесно переплетаются друг с другом.

Можно также поспорить относительно того, не являются ли некоторые из перечисленных действий инстинктами лишь по аналогии, и особенно в человеке: ведь к инстинктивным влечениям могут присоединяться обучение, эмоции, сознательная или бессознательная оценка. Еще менее правдоподобно утверждение, будто все инстинкты происходят от одного фундаментального инстинкта: скорее они связаны с единым жизненным основанием человеческой природы. Иногда они проявляются только под воздействием внутреннего импульса, иногда - как ответ на внешние стимулы. Инстинкты - движения, повинующиеся автоматизму. Одни из них более сильны, чем другие; одни и те же инстинкты могут иметь разные степени интенсивности у разных индивидов или в разные периоды жизни. Все они поддаются воспитанию и могут обуздываться разумом, культурой, высшими духовными ценностями, но, прежде всего, - должным образом мотивированной свободой. Личность тем более человечна, чем более она способна достигать равновесия в обуздании своих инстинктов, чтобы они служили полному и гармоничному развитию самой личности в соответствии с присущими ей ценностями.

Другие проблемы, возникающие в связи с инстинктами у животных и у человека, принадлежат скорее области эмпирической психологии, или этологии , чем философии человека. Сказанного достаточно для того, чтобы оценить несомненные качественные различия между теми и другими 73 .

Примечания к четвертой главе

1. Когда мы говорим, что человек возникает после антропоидов, то имеем в виду только хронологию. Мы не утверждаем, что человек происходит исключительно от антропоидов путем постепенной эволюции. В другой главе мы рассмотрим проблему человеческой души, ее природу и происхождение.

2. P. Teilhard de Chardin, Le ph й nom и ne humaine, Paris 1955, 181.

3. J. de Finance, Citoyen des deux mondes. La place de l"homme dans la cr й ation, Roma-Paris 1980, 67_68.

5. Ibid .

6. E. Cassirer, Antropolog н a Filos у fica, Mexico 1971, 56_57.

7. Главным образом мы опираемся на исследование Субири «El origen del hombre», Revista de Occidente 6 (1964), 146_173. Субири использует данные антропологии в том виде, в каком они были известны на момент написания статьи. Но для нас это не так важно, ибо главный вопрос, который нас занимает, - это философский вопрос об отличительном признаке, позволяющем утверждать, что вот это существо есть человек.

8. По этому вопросу см. также E. Aguirre, La primeras huellas de lo humano, в M. Crusafont, B. Melйndez, E. Aguirre, La evoluci у n, Madrid 1974, 768_770; V. Marcozzi, Alla ricerca delle prime trace sicure dell"uomo, Gregorianum 41 (1960), 680_691.

9. X. Zubiri, a.c. 154_155.

10. Сам Субири предупреждает, что такое объяснение никоим образом не затрагивает теологической проблемы возведения человека в сверхприродное состояние. Такое состояние стало возможным только у homo sapiens. С точки зрения теологии, в расчет принимается только стадияhomo sapiens ; только к ней принадлежит человек, о котором ведет речь теология, основанная на книге Бытия и посланиях ап. Павла. Такое возвышение дается даром, не в силу необходимости, хотя и носит внутренний характер. Церковь никогда не высказывалась относительно того, в какую точку эволюции человечества следует поместить разумное живое существо и к какому моменту его существования надлежит отнести возвышение в сверхприродное состояние и приобщение к божественной жизни,a.c. 173.

11. См. уже цитированную работу El azar y la necesidad, Barcelona 1971.

12. E. Morin, El paradigma perdido, el para н so olvidado, Barcelona 1971.

13. E. Morin, El m й todo. La naturaleza de la naturaleza, Madrid 1981.

14. A. Remane, La importancia de la teor н a de la evoluci у n para la Antropolog н a general, en H.G. Gadamer, P. Voglier, NuevaAntropolog н a, t. I, Barcelona 1975, 310. Здесь приводятся многочисленные примеры случайного научения или научения посредством традиции.

15. См. E.O. Wilson, Sociobiolog н a, Barcelona 1980; Sobre la naturaleza humana, Mйxico 1980.

16. На эту тему пишет Juan Luis Ruiz de la Peсa, Crisis y apolog н a de la fe, Santander 1995. Edit. Sal Terrae, 155_209. Книга содержит много критических оценок и обширную библиографию. Наиболее интересные авторы по данному вопросу:Donald McKay, John McCarthy, Marvin Minsky, Nathaniel Rochester, Claude Shannon и т. д. Некоторые из названных книг переведены на испанский язык. Любопытная критика собрана в H. Seidil, Sulla concezione tomista del rapporto tra anima e corpo dell"uomo. Commenti ad una interpretazione informatica di esso, Angelicum 73 (1996), 21_66.

17. A. Gehlen, El hombre, Salamanca 1980, 15_17.

18. I. Eibl-Eibesfeld, Etologia. Introducci у n al estudio comparado del comportamiento, Barcelona 1979, 17. Выдающиеся биологи А. Портман и Ф.Дж. Айала тоже полагают, что, с точки зрения биологии, нужно признать уникальность, необъяснимость и непостижимость человека: его структура и деятельность радикально отличны от структуры и деятельности всех животных, включая человекообразных обезьян. Сущностные свойства человека имеют основанием биологическую природу, однако выходят далеко за рамки биологии, достигая высшей, сущностно иной области. См. A. Portmann, Biologische Fragmente zu einer Lehre vom Menschen, Basel 1951; Zoologie und das neues Bild des Menschen, Hamburg 1962; F.J. Ayala, Origen y evoluci у n del hombre, Madrid 1980.

19. По теме опытов с человекообразными обезьянами классической стала книга W. Kцhler, Intelligenzpr ь fungen an Anthropoiden, Berlin 1921.

20. A. Gehlen, El hombre, Salamanca 1980, 37.

21. M. Scheler, Gesammelte Werke, B. 9, Bern 1976, 44.

22. A. Gehlen, op. cit., 35.

23. M. Scheler, op. cit., 44.

24. A. Gehlen, op. cit., 94.

25. Х. Плесснер резюмирует все, что мы только что сказали, в трех законах: законе «естественной искусственности», «опосредованной непосредствен ности» и «безместного места». См. H. Plessner, Die Stufen des Oorganischen und der Mensch, Berlin 1965, 309 ff.

26. E. Cassirer, Antropolog н a Filos у fica, Mйxico 1945, 71. Мы обращаемся, главным образом, к анализу, представленному Кассирером в этой книге на стр. 71_89.

27. M. Scheler, Die Stellung des Menschen im Kosmos, Gesammelte Werke, B. 9, bern 1976, 36_39.

28. Мы не будем вступать в космологическую дискуссию о природе самого пространства, хотя нам представляется верной схоластическая теория, определяющая пространство как «рациональное сущее, имеющее опору в реальности». По этому вопросу см. F. Suбrez, Disputationes Metaphysicae, d. 51, s. 1, n. 10, 11, 23, 24.

28а. Темпоральность (от лат. tempus ) - имеющее отношение ко времени; относящееся ко времени.

29. Ж. Маритен определяет символ следующим образом: «Знак-образ (обозначает некий объект в силу предполагаемого отношенияаналогии ».J. Maritain, Quatre essais sur l"esprit, Qeuvres complиtes, VII, Fribourg Suisse 1988, 103_104.

30. См. работу Cassirer E., Philosophie der symbolischen Formen, 3 Bd., 1923_1929, написанную после уже упоминавшейся «Философской антропологии».

31. См., например, синтез W.H. Thorpe, Madrir 1980, cap. 3: Lenguajes animales. Автор занимает несколько двойственную позицию по отношению к человеку. Порой он говорит о сущностном различии между животными и человеком (см., например, стр. 353_358), порой ограничивается утверждением количественного различия: «Действительно ли существует настоящая пропасть между ними? [...] С точки зрения названных характеристик, такой пропасти нет» (269); см. стр. 295_296, где речь идет о языке.

32. Op. cit., 280.

33. Op. cit., 281_286.

34. H. Delacroix, En los umbrales del lenguaje, Teot н a del lenguaje y ling ьн stica general, Buenoa Aires 1972, 13_14.

35. Э. Кассирер замечает, что В. Гумбольдт отрицал, будто различные языки служат только для называния одних и тех же предметов. С его точки зрения, различие языков объясняется не столько различием в звуках и знаках, сколько разным пониманием мира. См. E. Cassirer, El lenguaje y la construccion del mundo de los objetos, в E. Cassirer, A. Sechehaye и др., Teor н a del lenguaje y ling ь ist н ca general, Buenos Aires 1972, 21.

36. E. Cassirer, Antropolog н a filos у fica, Mйxico 1971, 70.

37. W.H. Thorpe, Naturaleza animal y naturaleza humana, Madrid 1980, 295.

38. См. A. Gehlen, El hombre, Salamanca 1980, 315_323, где представлены выводы исследователей недавнего времени, таких, как Mc.Dougall, H. Paul, Wund, Jespersen, Kainz.

39. См. M. Heidegger, Erl д uterung zu H ц lderlins Dichtung, Frankfurt am Main 1981; H ц lderlins Hymne, Halle, s.a., Unterwegs zur Sprache, Pfullingen 1959; Ь ber den Humanismus, Frankfurt am Main 1949.

40. См. J. Monserrat, Epistemolog н a evolutiva y Teor н a de la ciencia, Madrid 1983. Мы не можем согласиться с автором в том, что касается его гипотезы эмердженции - нам она кажется необоснованной; однако эта работа очень полно и подробно описывает многие теории науки.

41. См. J.M. de Alejandro, Gnoseolog н a, Madrid 1974, 471.

42. S. Thomas, Contra Gentiles, I, I, c. 94; A. Millan Puelles, L й xico filos у fico, Madrid 1984, «Ciencia».

43. E. Cassirer, Antropolog н a filos у fica, Mйxico 1971, 304.

44. «Эвдемова этика», «Никомахова этика», «Большая этика», «О добродетелях и пороках». Мы не станем вступать в спор, спровоцированный Й. Цюхером, о подлинности трактатов, приписываемых Аристотелю.

45. S. Ramнrez, De hominis beatitudine, t. I, Madrid 1942, 33.

46. См. V. Frankl, Ante el vacio existencial, Barcelona 1980; El hombre en busca del sentido , Barcelona 1982; La presencia ignorada de Dios, Barcelona 1981.

47. M. de Unamuno, Del sentimiento tragico de la vida, Obras Completas, IV, Madrid 1950, 495.

48. Op. cit., 486.

49. Цитируем по книге V. Frankl, Ante el vac н o existencial, Barcelona 1980, 114.

50. См., например, брошюру E. Tierno Galvбn, Qu й es el ser agn у stico? Madrid 1975.

51. S. Thomas, Contra Gentiles, I III, c. XXV.

52. M. Scheler, Die Stellung des Menschen im Kosmos, Gesammelte Werke, B. 9, Bern 1976, 68.

53. Другая проблема - это субъективное представление об Абсолютном Бытии, которое формируется у каждого человека. В главе II мы уже говорили о том, как Фейербах в книге «Сущность христианства» исследует вопрос о причинах возникновения религии и приходит к выводу, что Бог - это лишь проекция вовне субъективных внутренних потребностей личности, фиктивная и внесубъектная персонификация бытия, способного утолить тягу человека к истине, благу, вечности и счастью. Фейербах смешивает психологический аспект религии с ее онтологическим аспектом. Одно дело - какой образ Бога складывается у некоторых людей, и другое дело -существует ли Бог в действительности. Потребность человека в любой ее форме в самом деле есть призыв к абсолютному, к божественному. Но неправомерно утверждать, что божественное представляет собойтолько плод воображения, порожденный желанием.Реальное случайное и преходящее бытие обязывает нас задаться вопросом ореальном основании случайного бытия. Так какреальное случайное по определению не имеет в самом себе причины собственного бытия, оно отсылает нас к Абсолюту какреальному основанию бытия всего случайного.

Религиозность подробно исследуется в работе J. de Dios Martнn Velasco, Fenomenologнa de la Relogiуn, Madrid 1978.

54. О смехе см. очерк H. Bergson, Le rire, Paris 1850; H. Plessner, La risa y el llanto, Madrid, Rev. de Occ., 1960.

55. Наиболее важные исследования, посвященные теме игры: J. Huizinga, Homo ludens, Hamburg 1956; E. Fink, Das Spiel als Weltsymbol, 1960; Oase des Gl ь cks. Gedanken zur Ontologie des Spiels, 1957.

56. F. Engels, Anteil der Arbeit an der Menschwerdung des Affen, в Dialektik der Natur.

57. K. Marx, Das Kapital, t. I, sec. III, cap. V, Marx-Engels Werke, B. 1, Berlin 1975, 192.

58. Ibid., 193.

59. Laborem exercens, n. 6, AAS 73 (1981), 590.

60. См. M. Heidegger, Die Frage nach der Technik, в Vortr д ge und Auss д tze, Pfullingen 1954, 13_44; Die Technik und die Kehre, Pfullingen 1962. См. также J. Ortega-y-Gasset, Meditacion de la Tecnica, Obras Completas, V, Madrid 1955, 317_375.

61. Второй Ватиканский собор, Пастырская конституция «Gaudium et spes», n. 53. Acta, vol. IV, period. IV, pars VII, Vaticano 1978, 53. См. также G. Cottier, O.P., La culture du point de vue de l"anthropologie philosophique, Revue Thomiste 90 (1989), 405_425.

62. Различия между животными и человеком прекрасно представлены изданием La civilta Cattolica, Chi й l"uomo? quaderno 3308 (16 aprile 1988) 105_116.

63. О дискуссии по поводу термина «инстинкт» и его содержании см. J.L. Pinillos, Principios de Psicolog н a, Madrid 1981, 218_228.

64. W. James, The Principles of Psychologie, t. II, London s.a., cap. XXIV, 383. См. также N. Tinbergen, El estudio del instinto, Madrid 1969.

65. См. H. Bergson, L" й volution cr й atrice, Paris 1917, 191.

66. Что касается исследования животных инстинктов, особенно важна работа K. Lorenz, Ьber die Bildung des Instinktbegriffes, 1937.

67. См. H. Bergson, L" й volution cr й atrice, Paris 1917, 179_180.

68. См. Аристотель, Политика, I, 5 1254 b.

69. A. Gehlen, El hombre, Salammanca 1980, 386.

70. Мы следуем изложению Ph. Lersch, La estructura de la personalidad, Barcelona 1962, 101_104.

71. О нейрофизиологии инстинктивных влечений см. книги J. Rof Carballo, Biolog н a y psicoan б lisis, Madrid 1972, Teor н a y pr б ctica psicosom б ticos, Bilbao 1984.

72. Тема феноменологии и классификации инстинктов скорее составляет предмет эмпирической психологии, чем философии человека. Поэтому здесь мы ограничивамся воспроизведением классификации инстинктов, предлагаемой таким серьезным и уравновешенным психологом, как Ph. Lersch, La estructura de la personalidad, Barcelona 1962, 106_174.

73. Нам кажется неуместным говорить об этике животных , как это делают некоторые биологи или этологи, потому что само понятие этики предполагает наличие свободы, которой, несомненно, нет у животных. Другое дело - исследование связи некоторых форм этического поведения человека с биологической, генетической и нейрофизиологической основой личности, - связи, которая, несомненно, существует и может влиять на большую или меньшую степень ответственности в использовании свободы или злоупотреблении ею. По данной теме см. T. Dobzhansky, Mankind Evolving: The Evolution of the Human Species, New Haven 1962; J. Ayala, Origen y evolucion del hombre, Madrid 1980; K. Lorenz, Sobre la agres н on, Madrid 1976; E.O. Wilson, Sociobiolog н a, Barcelona 1980.

У человека, равно, как и у любого другого живого существа, есть три базовых (основных) инстинкта: голод, самосохранение, размножение.

Реализация этих трех инстинктов - то, чему люди посвящают большую часть своего времени, то, что вызывает наибольший интерес. И даже, если кажется, что какие-то действия людей с этими инстинктами никак не связаны, стоит «копнуть» чуть глубже, как станет понятно, что, во многих случаях, все сводится к какому-то из этих инстинктов.
Конечно же, немаловажна духовная часть нашей жизни. Однако, в повседневной будничной рутине на первое место выходят основные инстинкты.
Эти инстинкты неравнозначны для людей. Хотя все три важны, в определенные моменты времени, любой из них может стать важнее остальных.
Например: нередко инстинкт размножения становится важнее, чем инстинкт самосохранения. Так бывает.
Те, которые понимают, насколько эти инстинкты для нас важны, успешно манипулируют нами для достижения собственных интересов.
Не буду голословным.
Телевизионная реклама, в основном, воздействует на базовые инстинкты. Как-нибудь, когда будет лень переключать телевизор на другой канал, проанализируйте, на какой из трех инстинктов воздействует каждый, отдельно взятый, рекламный ролик. Вы столкнетесь с интересным открытием: либо «инстинкты», либо «бред». Причем «инстинктов» гораздо больше.
Но реклама - это цветочки. Ягодки дальше будут.
Каждый телевизионный канал «заинтересован» иметь как можно больше телезрителей, чтобы они смотрели, помешанную на инстинктах, рекламу именно на этом канале. Чем больше зрительская аудитория, тем больше прибыль от продажи рекламного времени. Все просто.
Наиболее эффективный способ привлечь зрительскую аудиторию - говорить о базовых инстинктах.
Разберем по порядку.

Вы не задумывались, почему так популярны кулинарные передачи? Всякие телешоу, в лучшем случае, за несколько сезонов теряют свою новизну и, соответственно, уменьшается зрительская аудитория, в то же время, кулинарные передачи существуют по многу лет, имея относительно постоянного зрителя.
Наше сознание «видит» интересное общение, разные рецепты и так далее, а подсознание «видит» ЕДУ. Подсознанию от понимания того, что реализован основной инстинкт, становится спокойней. Конечно, еда существует в телевизоре, но у большинства есть холодильник, где можно физически реализовать свой инстинкт, даже если там есть не то, что на экране.
Там, где недоедают, кулинарных передач нет.

Самосохранение.

В телевизоре этот инстинкт реализован в полном объеме. Даже слишком. Постоянные рассказы о том, как с кем-то случилось что-то нехорошее с одной стороны «примагничивают» человека к экрану, а с другой - создают общество запуганных людей, которыми легко управлять.
Предположим, захотел человек посмотреть новости, узнать, что нового произошло в стране, в мире, сделать какие-то выводы для себя, а что он видит? Подробности самых жутких преступлений, ДТП и прочих несчастных случаев. Зачем это нужно? Кого это спасло? Что информация обо всем этом, кроме реализации инстинкта самосохранения, дает человеку?
Механизм реализации приблизительно такой: сердобольное сознание искренне сопереживает всему увиденному, а подсознание «довольно потирает руки» - хорошо, что не со мной. Вот такие мы, человеки.
Вы не замечали, что из разговоров на темы «с кем-то случилось что-то хорошее» и «с кем-то случилось что-то плохое» во втором случае разговор получается не то, чтобы более интересным, а более «наполненным», что ли.
Для интереса, в вечернем выпуске новостей попробуйте посчитать количество погибших, о которых рассказали всей стране.
Подробности человеческих несчастий не ограничиваются выпуском новостей. Появляются отдельные передачи, где про них рассказывают более подробно и даже есть отдельный телеканал, круглосуточно вещающий об этом.
Зачем это все нужно?
С одной стороны, для аккумуляции наибольшего количества зрителей, а с другой - для того, чтобы отвлечь общественность от событий, действительно имеющих значение.
Некоторые телеканалы, не самые популярные, не занимаются смакованием чужого горя. Честь им и хвала.

Кто-то возразит, что у нас «типа» демократия. Каждый говорит, что хочет и запретить ничего не удастся. Это не, совсем, правда. Есть неполитические темы, старательно «замалчиваемые» средствами массовой информации.
Например: на телевидении периодически возникает дискуссия на тему: бывают ли смертельные случаи после сделанных прививок? Одна сторона говорит, что бывают, другая - что быть этого не может. Если усреднить эти два мнения, на выходе получаем «ноль». Тема и дальше остается открытой. А «заинтересованным лицам» только того и надо.
Можно подумать, что смерть - это самое страшное, что может быть в жизни.
При этом «замалчивается» возникновение несмертельных осложнений. А их множество. Начиная от незначительного повышения температуры и заканчивая рассеянным склерозом . И это никакой не секрет. Об этом написано в инструкциях к вакцинам. Можете сами почитать . Просто, на телевидении об этом не говорят.
Вероятность возникновения тяжелого осложнения небольшая, но для того, с кем оно случится, вероятность будет стопроцентной.
К слову, вы не задумывались, почему у нас в роддомах начинают делать прививки? Это не оттого, что у нас передовая медицина, которая знает то, до чего весь остальной мир, пока еще, не додумался.
Все дело в том, что беременные «тупят». Это нормально - защитная реакция организма. Пока у матерей не «включилось» адекватное восприятие реальности, новорожденным прививают живую микобактерию туберкулеза и генно модифицированный антиген вируса гепатита В. А дальше - после драки кулаками не машут. Продолжают делать начатые прививки.

Есть еще третья сторона медали, когда в богатых странах нехорошими событиями и рассказами о них достигаются собственные финансовые и другие интересы.
Не находите нестыковки? Какие-то странные террористы, никогда ранее не замеченные в противоправной деятельности, на марафоне в Бостоне проходят «недетскую» службу безопасности, делают свое «черное» дело и, что самое интересное, беспрепятственно оттуда уходят! После этого главный осуществитель физически уничтожается, а его помощник получает ранение в шею таким образом, что он ничего не может сказать в свое оправдание. По большому счету, он, вообще, ничего сказать не может. И надо же, какое совпадение, их родители живут в другой стране!
Думаю, он во всем сознается:
В США никто не «выбивает» чистосердечное признание. И так сознаются. Подозреваемым в тяжелых преступлениях предлагают выбор: либо «уходишь в отказ» и получаешь смертную казнь, либо берешь вину на себя и получаешь «пожизненное». Свобода выбора по-американски.
В это же время, в обществе возникает полемика: может, стоит усилить контроль и увеличить, без того огромные, расходы на безопасность?
Кому война, а кому мать родна.
Для того, чтобы держать людей в страхе, нужно иметь образ врага. Еще Джордж Оруэлл об этом писал. Когда был Советский Союз, это было просто: вы не забыли, что большинство из нас - выходцы из «империи зла»? А сейчас, когда врагов осталось мало, их надо беречь. Если их не будет, кто останется, кроме мифической «Аль каиды»? Не удивляйтесь слову «мифическая»: вы слышали, чтобы кто-нибудь называл себя членом «Аль каиды»? Миф невозможно доказать. И даже разрушение зданий Всемирного торгового центра - тема, требующая детально рассмотрения .
Если внешних врагов не будет, обыватель задастся вопросом: а стоит ли «выкладывать» триллионы долларов на оборону? Может, лучше за эти деньги создать лекарство от рака, или сделать еще что-нибудь очень хорошее?
Поэтому, никто не спешит бороться с Сирией, Ираном или Северной Кореей.

Чтобы запугивать своих граждан, нужно периодически провоцировать внешних врагов:
Помните, недавно Северная Корея грозила ближайшим, к себе, странам ядерным оружием? А то, что США начали первыми, привезя на совместные с Южной Кореей военные учения два стратегических бомбардировщика B-2 , об этом вы тоже помните?
«Игра» на инстинкте самосохранения стала одной из самых важных тем в СМИ.

Размножение.

Переходим к самому интересному…
Все оживились. Чувствуете, как он на вас влияет?
Реализация этого инстинкта на телевидении - проблемная тема. Для мужчин. Они любят глазами. Сколько лапши на уши не вешай, им, все равно, надо увидеть. Тут и возникает сложность. Сами понимаете, какая. Думаю, она временная: то, что было непозволительным сто лет назад, нормально сейчас. То, что непозволительно сейчас, будет нормальным через сто лет. Придумают, какой-нибудь, «видеозапикиватель» самых интересных моментов. Оно и хорошо, фантазия лучше «работает». Так что, мужики, будем жить. А пока, «доганяйтесь» Интернетом. В конкурентной борьбе он, временно, выигрывает.
Что касается женщин, им повезло. Они, в основном, любят ушами. Для них на телевидении инстинкт размножения реализован по полной программе через «говорильню про отношения». А если в эту говорильню добавить тему - «ребенок», или даже - «больной ребенок», женская часть аудитории «прилипнет к экрану».

Женщины покупают более 85% всей продукции (и они еще борются за свои права). Поэтому, основная часть рекламы и, соответственно, телевизионного эфира рассчитана на женщин. Так что, милые дамы, смотрите телевизор. А для мужчин есть Интернет: 30% мирового Интернет-трафика составляет просмотр порнографии…

Состоится лекция «Инстинкты человека»

Инстинкты. Они есть у человека или их нет?


Виноградова Екатерина Павловна, к.б.н., доц. каф. высшей нервной деятельности и психофизиологии биологического факультета СПбГУ

Смысл, вкладываемый биологом в слово «инстинкт» обычно сильно отличается от того, что вкладывает в него далекий от биологии человек. Давайте попробуем разобраться, в чем разница. Дискуссия, которая последние годы идет в среде этологов и биологов, не касается проблемы биологически детерминированных форм поведения. Среди биологов мало кто сомневается, что человек - существо биосоциальное, и его поведение определяется отнюдь не одними только социальными факторами. В разговоре же между людьми, в разной степени далекими от биологии, все упирается в понятие «инстинкт», его дефиниции.
Одно из определений научного понятия «инстинкт» – «совокупность врожденных потребностей и врожденных же программ их удовлетворения, состоящих из пускового сигнала и программы действия».

Программу действия Конрад Лоренц, один из самых знаменитых этологов, назвал «фиксированным комплексом действия» – ФКД. Таким образом, с позиции ЭТОЛОГИИ

Инстинкт = Врождённые потребности + Врождённая программа действия

С классических позиций биологии врожденная программа действий включает в себя ключевой стимул, общий у всех представителей данного вида, который всегда будет вызывать один и тот же фиксированный комплекс действий (ФКД). Поэтому в БИОЛОГИИ формула приобретает такой вид:

Инстинкт = Врождённые потребности + ключевой стимул + фиксированный комплекс действий

или И = Птрб + КС + ФКД
Давайте поговорим о врожденных потребностях чуть позже, а сначала остановимся на ключевом стимуле и ФКД.

КЛЮЧЕВОЙ СТИМУЛ
Ключевой стимул является действительно врождённым пусковым механизмом и обеспечивает привязку конкретного инстинктивного акта к строго конкретной стимульной ситуации. Целесообразность данного механизма обусловлена тем, что конкретное поведение должно быть осуществлено в адекватной с биологической точки зрения ситуации.

Ключевым стимул является только в том случае, если он проявляются непременно у ВСЕХ представителей вида, даже если они росли изолированно от своих соплеменников, т.е., видотипичны.
В качестве ключевого стимула могут выступать самые разнообразные сигналы:
- химические (феромоны, половые аттрактанты, воздействующие через обонятельные пути);
- акустические (строго фиксированные крики или «песни»);
- тактильные (специфические прикосновения к определённым частям тела);
- визуальные (специфические видовые элементы окраса и разметки, видовые морфологические признаки - хохолки, гребни, наросты, общие контуры тела и размеры);
- видоспецифические телодвижения и позы (позы устрашения, подчинения, ритуалы приветствия и ухаживания).

Предъявление животному любого ключевого стимула влечёт за собой его специфическую врождённую реакцию. В качестве примера такого ключевого стимула можно привести ярко окрашенный открытый клюв птенца, который вызывает поведение кормления, или красное брюшко самца колюшки в период брачного поведения.

Исследования трёхиглой колюшки - классического объекта лабораторных исследований, - показали, что в брачный период брюшко самца колюшки окрашивается в яркий красный цвет. Демонстрируя его всему миру, он, с одной стороны, отпугивает от гнезда соперников-самцов, а с другой - напротив, привлекает самку. Даже созданные в лаборатории модели, крайне отдаленно напоминающие другого самца, вызывали нападение со стороны самца, охраняющего свою территорию, когда он видел "красное брюшко". При этом он оставался безразличным даже в случае максимально близкого образа другого самца, но без красного брюшка.

У птенцов серебристой чайки ключевой стимул - красное пятно на желтом клюве родителей, вид его «включает» реакцию выпрашивания: птенец клюет в это пятно, и родитель отрыгивает ему пищу в рот.

ФИКСИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС ДЕЙСТВИЙ (ФКД)

Ключевой стимул запускает фиксированный комплекс действий, который, в свою очередь, не является монолитным актом, а может быть разделен на две фазы: аппетентное поведение и консуматорное поведение.

Фиксированный комплекс действий= аппетентное поведение (АП) + консуматорное поведение (КП)

Аппетентное поведение (англ. "appetitive behavior" от лат. "appetitus" - "стремление", "желание) – поиск и приближение к объекту удовлетворения потребности.
Консуматорное поведение (от англ. "consummate" - "доводить до конца", "завершать" ) – непосредственно удовлетворение потребности (убийство добычи, совокупление).
Впервые деление инстинктивного поведения ввел Уоллес Крейг.

Итак, развернем теперь начальную формулу инстинкта И = Птрб + КС + ФКД и представим ее в виде:

И = Птрб + КС + АП + КП

Важно запомнить!
Если мы используем биологическое понятие "инстинкт", то должны знать:
- ВСЕ СТАДИИ ИНСТИНКТА (Птрб, КС, АП, КП) - ВРОЖДЕННЫЕ
- НАУЧЕНИЕМ НЕ ОБУСЛОВЛЕНА НИ ОДНА ИЗ СТАДИЙ ИНСТИНКТА
Поскольку наш разговор начался с разницы в восприятии понятия «инстинкт» у биологов и обывателей, то здесь будет уместно уточнить вот что: чем сложнее организация животного, тем меньше доля врождённых компонентов в его поведении и тем менее жёстко эти компоненты запрограммированы.
Исследуя механизмы и структуру протекания инстинктивных актов, исследователи уже давно обнаружили, что аппетентное поведение, с одной стороны, является типичным для каждого конкретного вида, с другой - у многих высокоорганизованных видов оно оказалось изменчиво и приспособлено к меняющимся условиям внешней среды. То же можно сказать и про консуматорную стадию: и у птиц, и у млекопитающих ряд консуматорных актов, в строгом смысле, не является во всей полноте данным от рождения, а содержит и некоторый элемент индивидуальной практики.
В большинстве случаев это относится к моторной составляющей самого инстинктивного акта, когда новорожденный детёныш свои первые консуматорные акты выполняет очень нестабильно, нечётко. По всей видимости, это связано с незаконченным процессом созревания нейронных ансамблей мозга, которые в норме и отвечают за данный врождённый акт. Так и получается, что самые первые движения животного при осуществлении инстинктивного акта являются "незрелыми", "неуверенными", но только после нескольких проб и ошибок они обретают все свои сугубо видотипичные черты.

Давайте рассмотрим стадии инстинкта у ряда животных на примере поведения совокупления и охоты.
1. Поведение совокупления

Птрб – репродуктивная
КС♀ – изменение секреции гормонов, КС♂ – феромоны самки
АП – поиск полового партнёра, совокупление
КП – отрывание головы самца

Кошки
Птрб – репродуктивная
КС♀ – эндогенное изменение секреции гормонов, КС♂ – феромоны самки
АП – поиск полового партнёра
КП – совокупление у кошек сравнительно с богомолами вариативно в отношении поведения ухаживания самцов. Вариативны также и позиции половых партнёров.

Собаки
Если щенка собаки выращивать изолированно от его сверстников, то в дальнейшем, при достижении половозрелого возраста, этот пес не сможет нормально осуществить акт спаривания с сукой: он, как полагается, вскочит на неё сзади, пристроится, и даже предпримет попытки совершения фрикций. Но это будут именно попытки, поскольку даже введения полового члена во влагалище суки может не произойти. Таким образом, у собак можно обнаружить и врожденную потребность, и ключевой стимул, но проявление ФКД очень сильно зависит от индивидуального опыта.

Приматы
У них совокупление организовано еще сложнее, и этот процесс уже полностью не является врожденным поведением. Выращенные в изоляции обезьяны (без материнской опеки) не способны осуществить этот акт самостоятельно, более того, самки будут категорически противодействовать попыткам самцов осуществить спаривание.

2. Охотничье поведение

Охотничий «инстинкт» у кошачьих и псовых также не имеет чётко детерминированной программы, поскольку консуматорный акт убийства добычи является результатом научения.

Мама-гепард обучает щенков


Аппетентная стадия


Консуматорная стадия

Таким образом, врождёнными являются не столько конкретно сами двигательные акты инстинкта, сколько их некий общий шаблон, в рамках которого и развиваются уже сами движения. Ещё Вагнер** упоминал о некоторой едва уловимой индивидуальности в проявлении инстинкта у разных особей, и поэтому в итоге предпочитал говорить не о строго фиксированных врождённых стереотипах действия, а именно о видовых шаблонах инстинктивного поведения. Таким образом, получается, что проявление конкретного инстинкта у разных особей одного вида может иметь слабые различия, но одновременно с этим проявление данного инстинкта явственно определено у всего вида в целом и может служить чёткой отличительной чертой по отношению к другим видам.

"Но не пора ли уже вернуться к врожденным потребностям?" - вероятно, думает внимательный читатель.
Конечно. Теперь мы с вами готовы поговорить о врожденных потребностях, а заодно и ответить на вопрос об инстинктах человека.

ВРОЖДЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Остановимся теперь чуть подробнее на потребностях. Именно они составляют основу поведения человека и животных. Наше поведение – это движение навстречу потребностям, и его цель - их удовлетворить.
Потребности разделяют на витальные («жизненные»), социальные и идеальные (о них в другой раз).
К витальным относятся не только потребность в самосохранении, которую можно разделить на потребность в пище, в избегании боли и т.п. Жизненно важны для нас потребности в сенсорном притоке (раздражении органов чувств), в эмоциях, в приобретении информации и получении удовольствия.
К социальным относят все те потребности, удовлетворяя которые мы налаживаем коммуникацию с другими людьми. Общение надо понимать в широком смысле - это не только беседа с глазу на глаз или переписка в соцсетях. Человек может быть занят чем-то и в одиночестве, но он, например, моет посуду не потому, что нет чистой, а для того, чтобы порадовать жену.
Социальных потребностей очень много, но главная из них – потребность в социальной самоидентификации, то есть потребность ощущать себя членом какого-либо сообщества.
Все наше поведение и душевные переживания строятся на основе идентификации с определенной группой: семьей, народом, трудовым коллективом, группой внутри этого коллектива.
Самоидентификация лежит в основе многих форм поведения, которые относят к «высшим». Например, потребность в религии определяется потребностью принадлежать к ограниченному сообществу, которое отличается от других рядом внешних признаков, что обеспечивается обрядностью.
Кроме самоидентификации, в чем еще мы испытываем потребность? В доминировании, в подчинении, в дружеских отношениях, в самооценке и т.д. Следует подчеркнуть, что поведение всегда направлено на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Например, зачем студенты могут посещать занятия? В идеале – чтобы получить образование и иметь высокооплачиваемую работу. Но получение знаний и практических навыков – далеко не главная потребность, которую они удовлетворяют, приходя в свой вуз. Единственная ситуация, в которой поведение человека определяется одной-единственной потребностью – когда он торопится в туалет. Но по большому счету, даже при этом он удовлетворяет социальную потребность уединяться при эвакуации содержимого мочевого пузыря и кишечника!

Наличие индивидуального спектра врожденных потребностей указывает на то, что многие другие индивидуальные особенности также являются врожденными свойствами, а не продуктом воспитания и обучения.
Знание врожденных особенностей поведения помогает обычному человеку, прежде всего, правильно вести себя, общаясь с животными. Например, на улице нельзя разглядывать собаку: прямой взгляд – выражение агрессивных намерений. Но и поведение человека подчиняется тем же закономерностям. Вообще, язык наших телодвижений весьма выразителен, и внимательному взгляду может сказать многое о намерениях собеседника, его отношении к нам и даже внутреннем мире.
Каждый человек, как и каждое животное, появляется на свет со своим индивидуальным спектром врожденных потребностей, по-разному и в разной степени выраженных, именно поэтому одним из отличий этологии от других наук о поведении является положение о врожденном разнообразии людей. К слову, - ДА, этология изучает и поведение ЧЕЛОВЕКА, а именно – врожденную составляющую его поведения.

Так есть ли инстинкты у человека?

Итак, исходя из определения и структуры инстинкта, которые мы только что рассмотрели, можем теперь предположить, что у существа, по развитию стоящего гораздо выше кошачьих, инстинктов в классическом представлении нет.
[Хотя, по правде сказать, у человека все же обнаружен один-единственный инстинкт, который был найден Ирениусом Эйбл-Эйбесфельдтом, учеником К. Лоренца. Встречая симпатичного нам человека, мы не только улыбаемся, раздвигая губы, еще у нас непроизвольно приподнимаются брови. Это движение, которое длится 1/6 секунды, Эйбл-Эйбесфельдт зафиксировал на кинопленку у людей разных рас. Самую большую часть своих исследований он провел в диких уголках планеты, среди племен, которые не знают не только телевизора, но и радио, и с соседями имеют контакты редкие и поверхностные. Таким образом, поднимание бровей не могло сформироваться в результате имитационного обучения. Главным же аргументом явилось поведение детей, слепых от рождения. У них тоже голос симпатичного им человека вызывает подъем бровей, и на те же 150 мс]
Так что же получается? Выражения типа «инстинкт самосохранения» некорректны? А как же тогда назвать «автоматическое» отдергивание руки от горячей плиты или огня?!
Да, совершенно верно, у человека есть врожденная ПОТРЕБНОСТЬ самосохранения. Но нельзя называть это инстинктом, поскольку у нас нет соответствующего ФКД, то есть врожденной программы двигательной активности, которая удовлетворяла бы эту потребность. Уколовшись или обжегшись, мы отдергиваем руку – но это НЕ ИНСТИНКТ, а всего лишь РЕФЛЕКС (безусловный) НА БОЛЕВОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ. Вообще, у нас масса защитных безусловных рефлексов, например, мигательный рефлекс, кашель, чихание, рвота. Но это простейшие стандартные рефлексы. Все прочие угрозы целостности организма вызывают только такие реакции, которые мы приобретаем в процессе обучения.
«Материнский инстинкт», «половой инстинкт» и прочие подобные выражения - все они некорректны применительно к человеку. И некорректны они не только по отношению к человеку, но и ко всем высокоорганизованным животным. У нас есть соответствующие потребности, но нет ни врожденной программы их удовлетворения, ни ключевого стимула, ни ФКД.
Еще не забыли формулу Инстинкта, уважаемый читатель?
И = Птрб + КС + ФКД

Таким образом, у человека инстинктов в строгом его понимании – нет. Но при этом он остается существом биосоциальным, и объективно существует ряд биологически детерминированных факторов, которые регулируют его поведение.

Похожие публикации