Презентация по дисциплине русский язык на тему "Выразительные возможности русского синтаксиса", (11 класс). Выразительные возможности русского синтаксиса

Синтаксис русского языка, кроме того, располагает множеством эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций. Так, разнообразными модально-экспрессивными значениями характеризуются инфинитивные предложения, обладающие окраской разговорности: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Не скрыть, // Не спрятать изумления //Ни горновым, ни мастерам (В. Федоров).

Эмоционально-оценочное отношение к содержанию высказывания можно выразить с помощью восклицательных предложений: Какой красивой кажется мне жизнь, когда я встречаю в ней беспокойных, неравнодушных, увлеченных, ищущих, щедрых душою людей! (В. Чивилихин); предложений с инверсией: Судьбы свершился приговор! (М. Лермонтов), сегментированных и парцеллированных конструкций: Зима — это так длинно, так бесконечно; Тал, где мы будем жить, лес настоящий, не то что наша роща... С грибами, с ягодами (В. Панова) и др.

Оживляет повествование, позволяет передать эмоционально-экспрессивные особенности речи автора, ярче показать его внутреннее состояние, отношение к предмету со-общения прямая и несобственно-прямая речь. Она более эмоциональна, выразительна и убедительна, чем косвенная. Для примера сравним отрывок из рассказа А. П. Чехова «Дорогие уроки» в первой и второй редакциях:

Воронов приказал просить, и меньше, чем через минуту, в кабинет вошла молодая, очень прилично и изысканно одетая барышня.

— Проси, — сказал Воронов.

И в кабинет вошла молодая, по последней моде, изысканно одетая барышня.

Придают высказыванию живость, подчеркивают динамизм изложения определенно-личные предложения; большой смысловой емкостью и выразительностью отличаются номинативные; разнообразные эмоции выражают вокативные и другие предложения: Всей земли народ // Пусть тревогу бьет: // Будем мир беречь! // Встанем, как один, — // Скажем: не дадим // Вновь войну зажечь (А. Жаров); Эх, дороги! //Пыль да туман, // Холода, тревоги // Да степной бурьян (Л. Ошанин); — Верочка, скажи-ка Аксинье, чтобы она отперла нам калитку! (Пауза.) Верочка! Не ленись же, встань, милая! (А. Чехов).

Выразительные возможности синтаксических (как и, других) средств языка актуализируются благодаря различным стилистическим приемам использования их в речи. Вопросительные предложения, например, являются средством выразительности, если они не только содержат побуждение к получению информации, но и выражают разнообразные эмоционально-экспрессивные оттенки (Разве это утро?; Так ты не придешь?; Опять этот противный дождь?); пробуждают у адресата интерес к сообщению, заставляют задуматься над поставленным вопросом, подчеркивают его значимость: Далеко ли уплывешь на волне кризиса?; Тяжела ли сумка почтальона?; Светит ли нам тепло?; Укрепит ли позиции СНГ? (таковы некоторые заголовки статей). Привлечению внимания адресата и усилению воздействия речи на его чувства способствуют риторические вопросы, широко используемые в публичных выступлениях: Разве нет у нас творчества, бьющего через край? Разве у нас нет умного, богатого, гибкого, роскошного языка, более богатого и гибкого, чем какой-либо из европейских языков?

Почему мы должны скучно скрипеть перьями, когда наши идеи, мысли, образы должны греметь, как золотая труба нового мира"? (А. Н. Толстой).

В практике ораторского искусства выработался особый прием использования вопросительных предложений — вопросно-ответный ход (говорящий ставит вопросы и сам на них отвечает): Как же эти обыкновенные девушки становились необыкновенными солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. И армия, в свою очередь, не была готова к ним, потому что в большинстве девушки шли добровольно (С. Алексиевич).

Вопросно-ответный ход диалогизирует монологическую речь, делает адресата собеседником говорящего, активирует его внимание. Диалогизация оживляет повествование, придает ему выразительность.

Таким образом, выразительность речи может создаваться самыми обычными, стилистически немаркированными языковыми единицами благодаря умелому, наиболее целесообразному использованию их в контексте в соответствии с содержанием высказывания, его функционально-стилевой окраской, общей экспрессивной направленностью и целевым назначением.

В качестве средств речевой выразительности в определенной ситуации преднамеренно используются отступления от норм литературного языка: употребление в одном контексте единиц разной стилистической окраски, столкновение семантически несоединимых единиц, ненормативные образования грамматических форм, ненормативное построение предложений и др. В основе такого употребления лежит сознательный выбор языковых средств, базирующийся на глубоком знании языка 1 .

Добиться речевой выразительности можно лишь при правильном соотношении основных аспектов речи — логического, психологического (эмоционального) и лингвистического, что определяется содержанием высказывания и целевой установкой автора.

Примечание:

1. Определить, является ли ненормативное употребление языковых средств стилистическим приемом или речевой ошибкой, можно лишь на основании речевой ситуации, контекста высказывания и целевой установки автора.

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.

Приложение

Все остальные.

За тайные мучения страстей,

Пять чувств у человека есть…

Но сколько в нас таится их

Не учтены ни долг, ни честь,

Ни чувство интуиции.

И кроме чувства высоты,

Нам всем ничуть не менее

Знакомо чувство красоты

И чувство отвращения.

И чувство локтя - наконец,

Что гонит чувство страха?!

А чувство юмора - венец,

С которым - хоть на плаху.

Могучих и несметных,

И чувство собственной вины-

Ты наденешь рукавицы,

Тонко скрипнут половицы,

Улетят с крыльца синицы

В оснеженные сирени.

На ресницы ляжет иней.

Лыжи под гору скользнут…

Зайцы в ельнике мелькнут.

Вспыхнет солнечное пламя,

Обожжет морозом щеку,

Лось лиловыми глазами

Не убей последнего тайменя,

Не губи последнего болотца,

Загнанного волка пощади,

Г. (А.К. Толстой)

Афоризм

Ж. Если стало темнее вокруг,

И клубятся туманы в лугах,-

Раскинувши ветви широко,

Он входит глубоко- глубоко.

  1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

Ответы:

(градация) .

градация (зевгма) . перечисление градация, многосоюзие ) (М. Дудин)

Ночь как будто черная дыра.

Вышла круглолицая луна.

Тихо сосны во бору стоят,

Речка шепчет берегам,

По густым высоким камышам.

Ярко светят дальние огни

Будто бы кого-то ждут они…

Не утомленную, не праздную,

Не обеззвученную тьмой,

Я тишину люблю цветастую,

Живую, птичью надо мной,

Не безнадежную, не гневную,

Не вздрагивающую от шагов,

А полноправную, полдневную,

В простом спокойствии отца,

В сосредоточенном молчании

Первым разоренным очагам:

Селенье, рощу под холмом

В толковом словаре слово «угасать» «угасать»

Вдали от света и искусства,

Вдали от солнца и природы,

Вдали от жизни и любви

Предварительный просмотр:

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА

Купцова Е.Ю., учитель русского языка, МОУ «Гимназия № 1», г. Балаково

Пояснительная записка

В последние годы русский язык в глазах учащихся предстает как трудный и неинтересный предмет. Учащиеся при ответственной коммуникации не способны точно и четко выразить свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Бедна и невыразительна их речь.

Знание стилистических приемов и средств, наиболее активно используемых в русском языке, способствует более точному и глубокому анализу и, следовательно, пониманию разновидностей речи: художественной (особенно поэтической), публицистической, научно-популярной, разговорной. Умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает речь, придает ей образность, экспрессию. Однако ни в ВУЗе, ни в школе курс стилистики не предусматривает формирование и развитие навыков и умений, связанных с построением и распознаванием экспрессивной лексики. Считается, что ученики должны догадаться об ее присутствии в речи. А ученики, не зная формы искусствоведческих терминов, не замечают их. Выразительность речи для них пропадает.

Различные эмоциональные чувства и вообще экспрессия в речи выражается с помощью интонации, благозвучия, экспрессивных морфем, частиц, лексических синонимов, экспрессивного конструирования предложений (стилистических фигур).

Речь бывает насыщена перечисленными средствами выразительности речи в большей или меньшей степени в зависимости от стиля речи. Деловой стиль – нулевая экспрессия, в научном экспрессивные средства встречаются в научно-популярном стиле, в публицистике в зависимости от жанра – от нуля до исключительной выразительности, в поэтическом насыщенность зависит от индивидуальной манеры автора – от автологии до символичности.

Главное, на что необходимо обратить внимание в первую очередь в процессе обучения выразительности речи, – это обеспечение более глубокого и полного понимания школьниками смысла слов, обладающих эмоционально-экспрессивной и стилистической окрашенностью, а также слов с отвлеченной семантикой. Именно в 12-13 лет человек отличается наибольшей восприимчивостью к усвоению лексического богатства родного языка. И если в этот период школьник недополучит наиболее актуальный, наиболее содержательный и выразительный лексико-фразеологический материал, то позднее этот пробел будет трудно восполнить.

Для этой цели подбирается «высококачественный» дидактический материал в виде микротекстов и отдельных предложений насыщенных «образной» лексикой, и также тексты художественной, публицистической, научно-популярной литературы, в которых авторы добиваются лексико-грамматическими средствами особенной художественной выразительности с помощью стилистических фигур, то есть речевых средств, не предусмотренных обязательными требованиями нормы, а целиком зависящих от степени речевого мастерства автора.

Такой дидактический материал целиком служит принципу оценки выразительной функции грамматических форм, усвоению прагматической стороны речи.

Ученики должны знать выразительные средства речи, узнавать их в тексте, понимать их лингвистическую форму, чувствовать их экспрессивную суть и уместность в данном тексте.

Изучение же синтаксического строя языка играет важную роль в развитии речи учащихся, так как на уровне синтаксиса предложения, текста учащиеся реализуют все свои знания и умения, полученные при изучении других разделов науки о языке. Немаловажным разделом синтаксиса русского языка с точки зрения проблемы развития речи учащихся является учение о «второстепенных членах предложения», так как изучение второстепенных членов предложения помогает ученикам осознать смысловое назначение различных грамматических форм и, следовательно, понять, какими средствами пользуется язык для выражения тех или иных синтаксических отношений, что, в свою очередь, будет способствовать развитию речи, сознательному использованию средств языка для выражения оттенков мысли.

Данный курс является предметным, расширяющим материалы базовой общеобразовательной программы, общеучебные навыки учащихся, а также позволяющим им судить об особенностях и достоинствах речи изучаемых в школе авторов литературных произведений.

В рамках программы выделяются два основных направления:

Практическое – совершенствование связной речи учащихся, выработка у них навыков и умений логического, эмоционального изложения мысли.

Исследовательское – содержание курса направлено на формирование способностей учащихся самостоятельно исследовать тексты художественных и публицистических произведений.

Цели курса:

  1. научить видеть художественную ценность слова в процессе обучения синтаксису русского языка.
  2. добиться существенного повышения интереса к изучению русского языка.

Задачи курса:

  1. систематизировать знания учащихся о стилистических приемах и средствах, наиболее используемых в русской речи;
  2. научить видеть изобразительную и выразительную стороны языка;
  3. прививать любовь к красоте родного слова, его силе, величию;
  4. воспитание общей речевой культуры.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

  1. самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в «целом» слове, в предложении, тексте;
  2. осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;
  3. обогащение словарного запаса;
  4. умение работать с книгой.

Литература

  1. Аспектные и толковые словари.
  2. Выразительности образной речи. «Учитель», 2000
  3. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966
  4. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства.
  5. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997
  6. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.

Произведения художественной литературы, изучаемые в курсе средней школы, художественная публицистика – основной источник для работы по данному курсу.

Дидактический и справочный материал.

Форма итоговой отчетности учащихся – исследовательская работа по использованию в речи стилистических фигур и лексических микросистем для создания экспрессии, представляемая на итоговую конференцию.

Текущая проверка усвоения материала – изложение, во время которого внимание учащихся должно быть направлено не только к лексико-фактологическому содержанию текста, но и к наиболее ярким экспрессивным языковым средствам.

Прилагаемый дидактический материал – не традиционные упражнения на вставку пропущенных букв и знаков препинания. Он направлен на распознавание синтаксических конструкций, выражающих экспрессию только синтаксической формой, способствующих развитию образного мышления учащихся и используемых в художественной прозе, стихах и публицистике.

В рамках данной работы нельзя рассмотреть все существующие в русском языке стилистические фигуры. Здесь приведены наиболее употребляемые и часто встречающиеся.

Учебно-тематический план

ИТОГО

8 часов

Приложение

Выразительные средства синтаксиса

«Однородные члены предложения».

1. Выпишите предложения, в которых однородные члены предложения усиливают эмоциональность художественной речи. Произведите их синтаксический разбор, составьте схемы.

Вот и сейчас все было необыкновенным: и небо, и воздух, и мокрая от росы трава, и одинокая паутина в синеве. Все давало ему (Тарасу) перевес перед другими: и преклонные лета, и опытность, и умение двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Н.Гоголь)

Наука, техника, культура и производство было бы мертво без общения людей, без языка.

2. Запишите предложения в такой последовательности:

С двумя рядами однородных членов;

С тремя рядами однородных членов;

Все остальные.

Укажите стилистические фигуры, встречающиеся в данных предложениях.

Аромат воздуха – нет возможности передать. Млеющий, он бросает в лицо то нежный запах фиалок, то травы, то потянет сосной, ландышем, заберется далеко внутрь в самую глубину сердца, вольет в него радость чудного дня, освежит, разгладит складки души и заставит и внутри в себе прибраться в тон этой майской природе. (Гарин-Михайловский)

Пред нею зыблются, шумят великолепные дубравы, аллеи пальм и лес лавровый, и благовонных миртов ряд, и кедров гордые вершины, и золотые апельсины. (А.Пушкин)

Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду.

За тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пройду.

«Обособленные члены предложения».

1. Выпишите три предложения с метафорами в причастном обороте.

И старый клен, о лете сожалея,

Чуть шелестит, не в силах спрятать грусть. (Васильев)

Сентябрь идет не втихомолку. И словно сброшена с плеча у кленов, вышедших к проселку, багрово- алая парча. (Прокофьев)

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины. (Тютчев)

Стрела шоссе летит сквозь город, проулками оперена. (Савельев)

2. Выпишите три предложения с деепричастным оборотом, распространяющим развернутую метафору.

Весна! Весна! Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака. (Баратынский)

С каждым утром сильнее мороз, в белом пламени клонится куст леденящих ослепительных роз. (А. Ахматова)

Почти между стволов ползет гроза, расшаркивая тучи всем зигзагом магниевых швов. (Савельев)

Ледоход шумит на солнце, ледоход. Под разгневанным лучом сломался лед. (Васильев)

Иногда соловей, пригорюнясь на ветке, разговаривает вполголоса с тишиной. (Исаковский)

3. Определите функцию зевгмы, сделайте структурный анализ.

В Италии никогда не перестают созревать апельсины и художники. (Паустовский)

Паровоз и проводница взвыли одновременно. (Думбадзе)

Старик пил чай с женой и с лимоном.

За все, за все тебя благодарю я,

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов, за клевету друзей. (М.Ю. Лермонтов).

4. Определите количественный состав и функцию сложной антитезы.

Грубым дается радость, нежным дается печаль. (С. Есенин)

Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уроды, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. (Черкасов)

И многим это сердце обещала и никому не отдала. (М.Ю. Лермонтов).

«Главные и второстепенные члены предложения».

1. Укажите, какой частью речи выражен и каким членом предложения является эпитет. Произведите синтаксический разбор трех предложений.

Стыдливо белая береза зеленеет,

Проходят облака все выше и нежней,

А ветер сушит сад и мягко в окна веет

Теплом апрельских дней. (Блок)

И над озером серебряным камыши, склонясь, шепталися. (С. Есенин)

Землей пережита пора роскошных сил и мощных трепетаний. (А.К. Толстой)

Стали сосны сдержанней и глуше, все о чем- то шепчутся во сне. (Исаковский)

Вечер был задумчив и прекрасен, и заря, как летняя, тепла. (Блок)

Материалы для работы над связным текстом.

1. Прочитайте текст, укажите его стилистическую отнесенность, назовите использованные в нем фигуры.

Пять чувств у человека есть…

Но сколько в нас таится их

Не учтены ни долг, ни честь,

Ни чувство интуиции.

И кроме чувства высоты,

Нам всем ничуть не менее

Знакомо чувство красоты

И чувство отвращения.

И чувство локтя - наконец,

Что гонит чувство страха?!

А чувство юмора - венец,

С которым - хоть на плаху.

Средь чувств, которым нет цены,

Могучих и несметных,

И чувство собственной вины-

Редчайшее у смертных! (Николаев).

Оглянись, русский человек на древние гордые кремли твоих городов, на детей наших, взирающих на тебя с надеждой, на молчаливые тени предков твоих, на каждый полевой цветок, еще не оскверненный мертвым дыханием вражеских машин. И пусть львиный гнев родится в твоем богатырском сердце.

Подымись во весь рост, гордый русский человек, и пусть содрогнутся в мире все, кому ненавистна русская речь и нетленная слава России! (Леонов).

Ты наденешь рукавицы,

Дверь откроешь, выйдешь в сени-

Тонко скрипнут половицы,

Улетят с крыльца синицы

В оснеженные сирени.

Хлынет в ноздри воздух синий,

На ресницы ляжет иней.

Лыжи под гору скользнут…

Мост, как кошка, спину выгнет,

Щелкнет дятел, белка прыгнет,

Зайцы в ельнике мелькнут.

Вспыхнет солнечное пламя,

Обожжет морозом щеку,

Лось лиловыми глазами

На тебя посмотрит сбоку. (Ковалев)

2. Укажите, какая стилистическая фигура использована в данных текстах.

А . Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечность. (Л.Толстой)

1. Антитеза. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Риторическое обращение.

Б . Я прошу тебя, большое время,

Но прошу - прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болотца,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

Отчего щемит в моей груди. (Куняев)

В . Рыбу ловят в океанах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах (Чехов)

  1. Зевгма. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Антитеза.

Г. Не для тебя ль по скалам бегут и брызжут водопады? Не для тебя ль в ночной тени вчера цветы благоухали? Из синих волн не для тебя ли восходят солнечные дни? (А.К. Толстой)

  1. Антитеза. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Риторическое обращение.

Д. Доброе дело, если оно действительно доброе, стоит больше, чем миллион добрых слов; но порой слово и есть дело, и тогда оно дорого стоит.

Афоризм

1. Зевгма. 2. Градация. 3. Хиазм. 4. Многосоюзие.

Е. О низкие характеры! Они и любят, точно ненавидят. (Достоевский)

1. Хиазм. 2. Антитеза. 3. Многосоюзие. 4. Градация.

Ж. Если стало темнее вокруг,

Если гаснет звезда за звездою,

Если скрылась луна в облаках

И клубятся туманы в лугах,-

Это стало темней пред зарею. (Майков)

1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

З. Хотя страшился он сказать, не трудно было б отгадать, когда б…но сердце, чем моложе, тем боязливее и строже хранит причину от людей своих надежд, своих страстей. (Лермонтов)

1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

И. Развесистый дуб на холме зеленеет,

Раскинувши ветви широко,

И в землю родную своими корнями

Он входит глубоко- глубоко.

И пусть над вершиной проносятся тучи,

Пусть ветры над ним завывают,-

Он держится крепко за землю родную,

И бури его не сломают. (Исаковский)

  1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

К. А впрочем, я слишком много болтаю, оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. (Достоевский)

1. Повторы. 2. Градация. 3. Хиазм. 4. Анафора.

Ответы: А. 2; Б. 4; В. 1,2; Г. 4; Д. 3; Е. 2; Ж. 2; З. 3; И. 4; К. 3.

3. Указать в данном тексте все имеющиеся известные вам стилистические фигуры.

До чтения ли, до письма было тут, когда душистые черемухи зацветают, когда пучок на березах лопается, когда черные кусты смородины опушаются белым пухом распускающихся сморщенных листочков, когда все скаты гор покрываются подснежниками и тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтого и белого цвета; когда ползут везде свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе над самым двором, рассыпаясь в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, пчелы зажужжат; когда и луч солнца дрожит, пробиваясь сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал. (С.Аксаков)

Эльбрус сверкал чистейшей двуглавой белизной на бархатном звездном небе бесконечности. Он звал к себе.

А зачем человеку все-таки нужно идти в горы, карабкаться с уступа на уступ, по непроходимым тропинкам, ежеминутно рискуя поплатиться головой за любую свою неосторожность (градация) .

Человека всегда тянет к вершине. Он жертвует собой, но идет сантиметр за сантиметром, отвоевывая высоту, утверждая мужество своего духа (градация ). С вершины виден мир и возможности человека (зевгма) . Об этом знают альпинисты и поэты. Они первыми замечают, как из-за горизонта выкатывается солнце и первый его луч приветствует их дерзость (перечисление ). Это ощущение ни с чем не сравнимо. Ради него можно идти на любой риск, потому что благородству порыва нет смерти, потому что за покоренной вершиной встает новая, более высокая и прекрасная высота на пути к бесконечному совершенству (градация, многосоюзие ) (М. Дудин)

Ночь как будто черная дыра.

Облака прозрачны, словно дым.

Вышла круглолицая луна.

Светят звезды над крыльцом моим.

Тихо сосны во бору стоят,

Речка шепчет берегам,

Ветра шорохи чуть слышные летят

По густым высоким камышам.

Ярко светят дальние огни

Там вдали за реченькой- рекой.

Будто бы кого-то ждут они…

Одиночество…Одни лишь мы с тобой. (Екатерина Григорьева, 9 А).

Фрагмент урока «Стилистические фигуры»

Далее подробней остановимся на синтаксических конструкциях, которые могут иметь экспрессивную значимость только при наличии определенной лексики, выражающие экспрессию только синтаксической формой. Эти конструкции используются в прозе, стихах, публицистике. Возьмем предложения с однородными членами. Для них характерно то, что экспрессивную нагрузку несут стилистические фигуры: перечисление, градация, антитеза, зевгма.

Не утомленную, не праздную,

Не обеззвученную тьмой,

Я тишину люблю цветастую,

Живую, птичью надо мной,

Не безнадежную, не гневную,

Не вздрагивающую от шагов,

А полноправную, полдневную,

В свеченье трав, в огне снегов,

В шуршанье чащ, дождей качании,

В простом спокойствии отца,

В сосредоточенном молчании

Мир создающего творца. (И. Снегова)

Учащимся предлагается записать текст под диктовку, указать сколько здесь рядов однородных членов и назвать стилистическую фигуру, использованную в этом предложении. Предполагаемый ответ – в этом предложении два ряда однородных членов – определения и дополнения, использована фигура перечисления.

Фигуру перечисления можно встретить в одном предложении с фигурой градации. Градация – «стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи». Различают градацию восходящую – климакс, нисходящую – антиклимакс.

С наслаждением он отыскал место на подушке, плотнее закутался мягким одеялом, которое было теперь на нем вместо разорванной шинели, тихо вздохнул и заснул глубоким, крепким, целебным сном. (Достоевский)

Данные в этом предложении однородные определения имеют лексическое значение свойств, из которых последующие подчеркивают, усиливают предыдущие.

Что вы говорите! Этот немец бедный, одинокий, убитый человек – и вам его не жаль? (Тургенев)

Ученикам предлагается определить, где они встречают восходящую, а где нисходящую градацию, объяснить свой выбор.

И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя под землю. (Бунин)

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (Берггольц).

Анализируя это предложение ученики говорят, что здесь три ряда однородных членов, использованы фигуры перечисления и нисходящая градация.

Если фигуры перечисления, градации уже могут быть знакомы учащимся, то такие фигуры как зевгма, хиазм, сегментация и другие для многих являются неизвестными. Тем не менее, эти фигуры очень интересны по-своему и придают речи экспрессивную окраску. Прежде чем приступить к работе, даем определение зевгмы, приводим примеры.

Зевгма – экспрессивное построение фразы с однородными членами двух видов:

  1. опущение глагола, от которого зависят однородные члены предложения перед вторым и последующими однородными.

Шла, шла. И вдруг перед собою

С холма господский видит дом,

Селенье, рощу под холмом

И сад над светлою рекою. (А. Пушкин)

  1. лексическая многозначность глагола, от которого зависят однородные члены предложения.

Разговор мальчиков угасал вместе с огнями. (И. Тургенев)

В толковом словаре слово «угасать» разъясняется как переставать гореть, переставать светить и переносно ослабевать, исчезать. Однородные члены, относящиеся к глаголу «угасать» , каждый по-своему реализует одно из его лексических значений. В этих случаях зевгма может быть использована с расчетом на комический эффект, возникает экспрессия смешного.

В данном предложении обратим внимание учеников, что зевгма использована вместе с анафорой (единоначатием).

Вдали от света и искусства,

Вдали от солнца и природы,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои златые годы. (Ф. Тютчев)

Работая над предложениями с однородными членами, выделим еще одну фигуру - антитезу, фигуру контраста, которая также служит для усиления выразительности. Ее могут образовывать однородные члены, если они являются соединенными попарно антонимами. Антитеза может быть выражена целым предложением и даже законченным текстом.

Не все ль равно, один иль много этих дней. (А. Фет)

Глаза ее смеялись, а ему казались они страшными, до того они были потрясающе прекрасны: серые, большие, холодноватые. (А.Н.Толстой)

Простая антитеза основана на одной антонимической паре, сложная – на двух и более, используется при развернутой контрастной характеристике двух объектов.

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон коварна и зла. (М. Лермонтов)

Фигура речи, состоящая в обратном, крестообразном расположении элементов двух словосочетаний, объединенных общим членом, или крестообразным расположением частей сложного предложения, называется хиазмом. Она встречается нечасто, но обратить на нее внимание будет небезынтересно.

Справедливость без силы и сила без справедливости одинаково ужасны. Мы на много не отваживаемся, не потому что оно трудно; оно трудно потому, что мы на него не отваживаемся. (Афоризм)


Презентация на тему: Основные выразительные средства синтаксиса

















1 из 16

Презентация на тему: Основные выразительные средства синтаксиса

№ слайда 1

Описание слайда:

Основные выразительные средства синтаксиса Цели и задачи урока:формировать представление о синтаксических средствах выразительности; формировать умение определять стилистическую роль синтаксических средств в художественном тексте; закреплять представление о роли грамматики в речевом общении.МБОУ «Вельеникольская СОШ»Учитель русского языка и литературы Леонтьева В.А.

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Антитеза. (греч. antithesis – «противоположение») – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении каких-либо понятий: Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. Ты румян, как маков цвет, – Я, как смерть, и тощ, и бледен (А. Пушкин).Бессоюзие. АсиндетонПропуск между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию.Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов).Многосоюзие. Полисиндетон Намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи.И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… (А. Пушкин).

№ слайда 4

Описание слайда:

Инверсия (от лат. inversio – «перестановка») – стилистический прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов: подлежащее – после сказуемого, определение – после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т.п. Вот нахмурил царь брови черные, и навел на него очи зоркие (М. Лермонтов).Синтаксический параллелизмодинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи: Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь, Ухо пьет – невидимейшую молвь.(М. Цветаева).Градация (от лат. gradatio – «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего: Большинство носило усики, усы и даже усищи (А. Куприн).

№ слайда 5

Описание слайда:

Анафора (разновидность повтора). (Греч. anaphora – «вынесение вверх») - повторение слов или выражений в начале соседних отрезков текста: Только ветер да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только кровь, что наполнила вены, закипающим гулом поет (Э. Багрицкий).Эпифора (разновидность повтора). (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста.…делать то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу (Н. Добролюбов).

№ слайда 6

Описание слайда:

Риторический вопрос. Вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос, не требующий ответа).Какой же русский не любит быстрой езды?Риторическое обращение. Обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу.Русь, куда же несешься ты? дай ответ (Н. Гоголь).Риторическое восклицание. Восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора.Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство!(В. Чивилихин).Вопросно-ответная форма изложения. Автор задает вопрос, а затем сам на него отвечает.Что плохого в насмешливом взгляде?А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз. (В. Харченко).

№ слайда 7

Описание слайда:

Парцелляция. (от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным.Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные (Д. Гранин)Эллипсис. (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.Татьяна – в лес. Медведь – за ней.(А. Пушкин).Умолчание.Оборот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.У себя на ферме овца ненавидела стрижку. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь… Если бы у овцы были деньги, она обязательно зашла бы подстричься! (Ф. Кривин).

№ слайда 8

Описание слайда:

Антитеза1. …выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет … пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. 2. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; ... если надо молчать - ты кричишь; когда следует говорить- ты молчишь. 3. ... - это способ создания идей: автор из мысли извлекает противоположность, познает мир не только путем сравнения сходных явлений (метафора), но и в столкновении явлений “противоположных”, “крайних”.

№ слайда 9

Описание слайда:

Градация - риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей …”) или в порядке убывания значений (“нисходящей …”).Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют...”

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Синтаксический параллелизм… - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми.Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

№ слайда 13

Описание слайда:

Риторическое восклицание … отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. О времена! О нравы!Риторический вопрос…служит для эмоционального выделения смысловых центров текста,для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции?

№ слайда 14

Описание слайда:

Аллегория - …иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.Гротеск …изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным.Примеры: в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» медведь собирается разорять «типографии и университеты»; градоначальник с фаршированной головой.

Описание слайда:

Многосоюзие Полисиндетон Перед глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, иугасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечностьБессоюзиеАсиндетонШвед, русский, колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить.

Одна и та же мысль может быть выражена при помощи самостоятельных простых предложений и сложных. Однако в зависимости от того, суммой каких предложений выражена мысль, совершенно изменяется стилистический характер высказывания.

Цель простых предложений - подчеркивать самостоятельный, независимый характер частей высказывания, выделяя отдельные детали. Кроме того, высказывание, выраженное простыми предложениями, носит характер лаконичной, зачастую непринужденной разговорной речи. Такова проза А.С. Пушкина, А.П. Чехова.

Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, тщательно увязаны друг с другом в единое сложное целое и выступают как его органические элементы. Сложные предложения дают богатейшие и разнообразнейшие возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания.

Анализируя изобразительно-выразительные средства синтаксиса, необходимо выяснить, какую роль играют различные элементы поэтического синтаксиса, стилистические фигуры.

Использование приема инверсии (перестановки слов) приводит к логическому или эмоциональному выделению тех элементов высказывания, которые для автора в условиях данного контекста наиболее значимы и на которых он хочет остановить внимание читателей, например, у И.С. Тургенева: Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она; живого голоса ждала эта чуткая тишина - но все молчало.

Бессоюзие придает речи быстроту, стремительность, энергичность: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет… (П.), а многосоюзие замедляет речь, делает её главной: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…(Л.).

Одно из ярких синтаксических средств – парное соединение однородных членов предложения . Этот приём используется в текстах художественного и публицистического стилей как одно из выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов выступают антонимы: Ничего не дается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. (А. Герцен).

Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры предложения с целью более эмоционального, яркого его восприятия: Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Всё живое вокруг.

Выразительные возможности русского синтаксиса.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Выразительные возможности русского синтаксиса огромны. Образованный человек, как мы уже говорили, использует в своей речи разнообразные синтаксические конструкции, отбирает из возможных вариантов тот, который наиболее уместен в данной ситуации для передачи крайне важной информации.



В разговорной речи мы используем в основном простые предложения, причем очень часто – неполные (отсутствие тех или иных членов восполняется мимикой, жестами);

Реже употребляются сложные (преимущественно бессоюзные).

Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей.

В книжных функциональных стилях широко используются сложные синтаксические конструкции с различными видами сочинительной и подчинительной связи.

Значительно богаче и разнообразнее по своим стилистическим особенностям сложноподчинённые предложения, которые занимают достойное место в любом из книжных стилей.

В русском языке существуют параллельные синтаксические конструкции. Проиллюстрируем синтаксический параллелизм простыми примерами:

1. Редактор прочитал рукопись и написал рабочую рецензию.

2. Редактор, прочитав рукопись, написал рабочую рецензию.

3. Редактор, прочитавший рукопись, написал рабочую рецензию.

4. Редактор закончил чтение рукописи и приступил к написанию рабочей рецензии.

5. Когда редактор прочитал рукопись, он смог написать рабочую рецензию.

6. После прочтения рукописи редактор написал рабочую рецензию.

7. Написание рабочей рецензии редактором стало возможным после прочтения рукописи.

Как видим, существование параллельных синтаксических конструкций связано преимущественно с разнообразием способов выражения действия в русском языке. Чаще всœего оно выражается спрягаемой формой глагола (1-й пример), но может быть выражено деепричастием (2-й пример), причастием (3-й пример), отглагольным существительным (4-й пример, неопределённой формой глагола (5-й пример), причём придаточная часть сложного предложения может заменить глагольное сказуемое (5-й пример). Важно подчеркнуть, что подобные замены приводят не только к появлению новых оттенков значения, но и к изменению стилистической окраски высказывания: спрягаемые формы глагола не имеют функционально-стилевой закреплённости, причастия и деепричастия являются книжными формами, а отглагольные существительные придают речи канцелярскую окраску.



Немалое значение имеет и эстетическая сторона речи: её не украшают отглагольные существительные, в особенности те, которые возникли в результате «расщепления» сказуемого (4-й пример), они придают высказыванию тяжеловесность.

Избирая ту или иную конструкцию, мы, конечно, исходим из её конкретного значения, стилистической окраски и особенностей текста. Так, в 1-м и 5-м примерах подчёркнуто главное действие (прочитал), сообщение о нём в придаточной части предложения (в 5-й конструкции) способствует актуализации этой глагольной формы, которая при этом обретает бОльшую самостоятельность.

Остановимся более подробно на некоторых параллельных синтаксических конструкциях. Большие возможности для стилистического выбора предоставляет синонимия причастных оборотов и придаточных определительных частей сложноподчинённых предложений: Автор ознакомился с отзывом, написанным рецензентом . – Автор ознакомился с отзывом, который написал рецензент. Преимущество первой конструкции – в её лаконизме, вторая же акцентирует внимание на действии, указанном в придаточной части сложного предложения; первая тяготеет к книжным стилям, вторая стилистически нейтральна. Из этого, однако, не следует, что для письменной речи всегда предпочтительнее причастный оборот.

Деепричастные обороты имеют параллельные синтаксические конструкции среди придаточных частей сложноподчинённого предложения и членов простого предложения. Проиллюстрируем это примерами:

Случаи синонимии деепричастных оборотов и придаточных частей сложноподчинённых предложений и членов простого предложения не исчерпываются приведёнными примерами, однако и их достаточно, чтобы убедиться в разнообразии синонимических конструкций этого типа. Придаточные предложения в сравнении с деепричастными оборотами кажутся значительнее, последние же формулируют мысль более экономно, но придают речи книжную окраску.

Анализируя употребление в речи причастных оборотов, грамотный человек может заметить ошибки в образовании причастий и устранить их, заменив эту конструкцию придаточным определительным предложением. Рассмотрим примеры такой правки.

Грамматические средства выразительности менее значительны и менее заметны по сравнению с лексико-фразеологическими. Грамматические формы, словосочетания и предложения соотносятся со словами и в той или иной степени зависят от них. Поэтому на первый план выдвигается выразительность лексики и фразеологии, выразительные же возможности грамматики отодвигаются на второй план.

Основными источниками речевой выразительности в области морфологии являются формы определенной стилистической окраски, синонимия и случаи переносного употребления грамматических форм.

Разнообразные экспрессивные оттенки можно передать, например, употребляя одну форму числа имен существительных вместо другой. Так, формы единственного числа личных существительных в собирательном значении живо передают обобщенную множественность. Такое употребление форм единственного числа сопровождается появлением дополнительных оттенков, чаще всего - отрицательных: Москва, спаленная пожаром, ф р а н ц у з у отдана (М. Лермонтов Богатством и разнообразием эмоциональных и экспрессивных оттенков характеризуются местоимения. Например, местоимения какой-то, некто, некий, употребленные при названии лица, вносят в речь оттенок пренебрежительности (какой-то врач, некий поэт, некто Иванов).

Экспрессивность свойственна формам множественного числа, собирательных имен, употребляемых метафорически для обозначения не конкретного лица, а типизированного явления: Мы все глядим в н а п о л е о н ы (А. Пушкин); М о л ч а л и н ы блаженствуют на свете (А. Грибоедов). Узуальное или окказиональное применение множественного числа существительных singularia tantum может служить средством выражения пренебрежения: На курсы вздумал бегать, электричество изучать, к и с л о р о д ы всякие! (В. Вересаев).

Неопределенность значения местоимений служит средством создания шутки, комизма. Вот пример из романа В. Пикуля "Честь имею": При жене его была астраханская селедка. Я думаю - с чего бы это даме с нашей вонючей селедкой по Европе таскаться? Резанул ей брюхо (не даме, конечно, а селедке), так оттуда, мама дорогая, бриллиант за бриллиантом -так и посыпались, будто тараканы.

Особые экспрессивные оттенки создаются противопоставлением местоимений мы - вы, наш - ваш при подчеркивании двух лагерей, двух мнений, взглядов и т.д.: Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! (А. Блок); Мы стоим против общества, интересы которого вам приказано защищать, как непримиримые враги его и ваши, и примирение между нами невозможно до поры, пока мы не победим... Вы не можете отказаться от гнета предубеждений и привычек, -гнета, который духовно умертвил вас, - нам ничто не мешает быть внутренне свободными, - яды, которыми вы отравляете нас, слабее тех противоядий, которые вы - не желая того -вливаете в наше сознание (М. Горький).

Большими выразительными возможностями обладают глагольные категории и формы с их богатой синонимикой, экспрессией и эмоциональностью, способностью к переносному употреблению. Возможность употребления одной глагольной формы вместо другой позволяет широко пользоваться в речи синонимическими заменами одних форм времени, вида, наклонения или личных форм глагола другими. Появляющиеся при этом дополнительные смысловые оттенки увеличивают экспрессию выражения. Так, для обозначения действия собеседника могут употребляться формы 3 - го лица единственного числа, что придает высказыванию пренебрежительный оттенок (Он еще спорит!), 1-го лица множественного числа (Ну, как отдыхаем? -в значении `отдыхаешь, отдыхаете") с оттенком сочувствия или особой заинтересованности, инфинитива с частицей бы с оттенком желательности (Тебе бы отдохнуть немного; Вам бы навестить его).

Прошедшее время совершенного вида при употреблении в значении будущего выражает особую категоричность суждения или необходимость убедить собеседника в неизбежности действия: - Слушай, отпусти ты меня! Высади куда-нибудь! Пропал я совсем (М. Горький).

Немало экспрессивных форм наклонений (Пусть всегда будет солнце!; Да здравствует мир во всем мире!). Дополнительные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки появляются при употреблении одних форм наклонения в значении других. Например, сослагательное наклонение в значении повелительного имеет оттенок учтивого, осторожного пожелания (Ты бы сходил к брату)", изъявительное наклонение в значении повелительного выражает приказание, не допускающее возражения, отказа (Завтра позвонишь!); инфинитив в значении повелительного наклонения выражает категоричность (Остановить гонку вооружений!; Запретить испытания атомного оружия!). Усилению экспрессии глагола в повелительном наклонении способствуют частицы да, пусть, ну, же, -ка и др.: - Ну-ка, сладко ли дружище. // Рассуди-ка в простоте (А. Твардовский); Да замолчи ты!; Ну, скажи!

Выразительные возможности синтаксиса связаны прежде всего с использованием стилистических фигур (оборотов речи, синтаксических построений): анафоры, эпифоры, антитезы, градации, инверсии, параллелизма, эллипсиса, умолчания, бессоюзия, многосоюзия и др.

Выразительные возможности синтаксических конструкций, как правило, тесно связаны с наполняющими их слонами, с их семантикой и стилистической окраской . Так, стилистическая фигура антитеза, как отмечалось выше, часто создается путем использования слов-антонимов; лексическая основа антитезы - антонимия, а синтаксическая - параллелизм конструкции. В основе анафоры и эпифоры лежат лексические повторы:

речь выразительность лексика грамматика морфология

В тишине и, сутеми лесной

Думаю о жизни под сосной.

Та сосна корява и стара,

Та сосна сурова и мудра,

Та сосна печальна и спокойна,

Тише струй в большой-большой реке,

Словно мать,

Меня ладонью хвойной

Осторожно гладит по щеке.

(В. Федоров)

Нанизывание синонимичных слов может приводить к градации, когда каждый последующий синоним усиливает (иногда ослабляет) значение предыдущего: Она [немка] была там, во враждебном мире, который он не п р и з н а в а л, п р е з и р а л, н е н а в и д е л (Ю. Бондарев).

Выразительность речи зависит не только от смыслового объема и стилистической окраски слова, но и от способов, принципов их сочетания. См., например, как и какие слова соединяет в словосочетания В. Высоцкий:

Доверчивую Смерть вкруг пальца обернули, Замешкалась она, забыв махнуть косой.

Уже не догоняли нас и отставали пули.

Удастся ли умыться нам не кровью, а росой?!

Смерть -доверчивая; смерть обернули вкруг пальца (т.е. обманули); пули не догоняли, а отставали; умыться росой и умыться кровью.

Поиски свежих, метких сочетаний, расширение, обновление лексической сочетаемости характерны прежде всего для художественной и публицистической речи: Она - молодая женщина, гречанка, заподозренная в любви к свободе (из газет). Словосочетание заподозренная в любви к свободе дает ясное представление о той обстановке, в которой свободолюбие считается качеством весьма подозрительным.

Еще со времен Древней Греции известен особый семантический тип словосочетаний - оксюморон (греч. oxy moron - остроумно-глупое), т.е. "стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое" (горячий снег, безобразная красота, правда лжи, звонкая тишина). Оксюморон позволяет раскрыть сущность предметов или явлений, подчеркнуть их сложность и противоречивость.

Например:

Охватило

С л а д к о е о т ч а я н и е

Б о л ь в о с т о р г а,

По глазам твоим,

Широко открытым,

Как прощанье,

Увидал себя я

(В. Федоров)

Широко используется оксюморон в художественной литературе и в публицистике в качестве яркого, броского заголовка, смысл которого обычно раскрывается содержанием целого текста. Так, в газете "Советский спорт" репортаж с командного чемпионата мира по шахматам озаглавлен "Оригинальный шаблон". Оригинальным шаблоном названа попытка гроссмейстера Полугаевского шире использовать детально проанализированные в пособиях по теории шахмат типичные позиции, возникавшие на доске, знание которых облегчает спортсмену поиски выхода.

Министерство образования РФ ФГОУ СПО

«Усманский промышленно-технологический колледж».

по дисциплине:

«Русский язык и культура речи».

«Выразительные возможности русского синтаксиса».

Выполнила:

студентка 7 группы «П»

Ткаченко Ангелина.

Проверила:

Преподаватель

Лемешко Валентина Викторовна

Похожие публикации