Предмет, цели, условия труда, средства труда и их основные разновидности. Цели, задачи и функции трудового законодательства

Ст 1 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к статье 1 ТК РФ:

1. Изложение Трудового кодекса начинается со статьи 1 ТК РФ, определяющей цели и задачи трудового законодательства.

В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров.

Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых - создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей. В отличие от ранее действовавшего Кодекса комментируемый ТК более подробно регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников. В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, положения об органах управления охраны труда, порядок и условия расследования и учета несчастных случаев, источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (см. коммент. к разделу X "Охрана труда").

Защита трудовых прав работников осуществляется различными способами. Основными из них являются: самозащита работниками своих трудовых прав, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, судебная защита (см. комментарий к статьям гл. 56 - 59 ТК РФ).

Значительный массив норм Кодекса связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, установления предела договорного регулирования с тем, чтобы не ухудшить положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Эти нормы имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

2. Комментируемая статья формулирует основную задачу трудового законодательства через круг отношений, составляющих предмет трудового права. Ст 1 ТК РФ имеет принципиальное значение, поскольку определяет критерии разграничения трудового права и смежных отраслей российского права.

Центральное место в отношениях, регулируемых трудовым законодательством, занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с заключением трудового договора (см. комментарий к статье 15 ТК РФ).

Трудовыми отношениями не исчерпывается круг отношений, составляющих предмет трудового права. В него входят и другие отношения, тесно связанные с трудовыми. Одни из них предшествуют, другие - функционируют одновременно, третьи - приходят на смену трудовым отношениям. К предшествующим относятся отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений - обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых отношений между ними и работодателями. Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в сфере занятости. Для этих отношений характерна множественность субъектов. К ним относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, профсоюзы.

Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию. Сюда относятся отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Эти отношения в обобщенной форме являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность - наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сами работники, как правило, непосредственно в коллективным трудовым отношениях не участвуют.

Ст 1 ТК РФ с комментариями относит к самостоятельным видам отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

Отношения по надзору и контролю (в т.ч. профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. Трудовой кодекс не отступает от этих традиций. В соответствии с конституционным правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК нормы в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с осуществлением надзора и контроля отношения функционируют наряду с трудовыми отношениями.

Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, статья 1 ТК РФ завершает отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым. Они предусматривают (во многих случаях) альтернативный порядок рассмотрения споров, определяют механизм исполнения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

Наряду со спорами, возникающими между конкретным работником и работодателем, существуют коллективные трудовые споры, порядок разрешения которых предусматривает специальную процедуру вплоть до объявления забастовки (см. комментарий к статьям гл. 61 ТК РФ).

Одной из задач, указанных в статье 1 ТК РФ является регулирование отношений по обязательному социальному страхованию. Объединяющий признак их принадлежности к предмету трудового права - связь с трудовыми отношениями. Трудовой кодекс подчеркивает, что отношения по обязательному социальному страхованию регулируются трудовым законодательством в случаях, предусмотренных федеральными законами. Одним из таких законов является Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Согласно этому Закону пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующем размере: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60% среднего заработка. Однако независимо от продолжительности страхового стажа размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.

В 2009 г. в соответствии с Законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 г. максимальный размер пособия равен в 2009 г. - 18720 руб., в 2010 г. - 20030 руб., в 2011 г. - 21390 руб. (ч. 1 статьи 8 ТК РФ). Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы.

Текущая редакция ст. 1 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к статье 1 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена определению целей и задач правового регулирования труда в современных условиях. В таком виде и объеме цели и задачи трудового законодательства сформулированы впервые именно в ТК РФ.

Первые отечественные кодифицированные акты о труде (КЗоТ 1918 года, 1922 года) цели и задачи трудового законодательства не устанавливали. КЗоТ 1971 года в ст. 1 закрепил задачи Кодекса, которые в большей степени являлись принципами социалистического общества, чем задачами законодательства. Среди них, например, "содействие росту производительности труда, улучшение качества работы, повышение эффективности общественного производства и подъем на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укрепление трудовой дисциплины и постепенное превращение труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека". Лишь во второй части статьи установлены реальные правовые задачи Кодекса - установление высокого уровня условий труда, всемерная охрана трудовых прав работников.

Цели и задачи правового регулирования труда были сформулированы в декларативных актах МОТ. Прежде всего, необходимо выделить Декларацию МОТ "О целях и задачах Международной организации труда" (Принята в г.Филадельфии 10 мая 1944 года на 26-й сессии Генеральной конференции МОТ), где зафиксированы 10 достаточно конкретных целей деятельности МОТ. Согласно разделу 3 указанной Декларации МОТ приняла на себя обязательства способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью:
- полную занятость и повышение жизненного уровня;
- занятость трудящихся на таких работах, где они могут получить удовлетворение проявлением в полной мере своего мастерства и навыков и принести наибольший вклад в общее благосостояние;
- обеспечение, в качестве средства достижения этой цели и при соответствующих гарантиях для всех заинтересованных, возможностей обучения и передвижения рабочих, включая миграцию в целях устройства на работу и поселения;
- предоставление возможностей для всех участвовать на равных началах в распределении плодов прогресса в области заработной платы и дополнения к ней, рабочего времени и прочих условий труда, также как и прожиточного минимума заработной платы для всех, кто трудится и нуждается в такой защите;
- эффективное признание права на коллективные переговоры, сотрудничество предпринимателей и рабочей силы в деле постоянного улучшения организации производства и сотрудничество рабочих и предпринимателей в подготовке и применении мер социального и экономического порядка;
- расширение социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в такой защите и полное медицинское обслуживание;
- необходимую защиту жизни и здоровья рабочих на всех работах;
- защиту благосостояния детей и матерей;
- обеспечение необходимого питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры;
- обеспечение равных возможностей в области общего и профессионального образования.

Зафиксированные в ст. 1 ТК РФ цели и задачи трудового законодательства основаны также на основополагающих принципах и правах в сфере труда, закрепленных, в первую очередь, в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г.Женева 18 июня 1998 года), в других актах международного права, а также в Конституции РФ.

В частности, согласно названной Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" к принципам, касающимся основополагающих прав, отнесены:
- свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
- упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
- действенное запрещение детского труда;
- недопущение дискриминации в области труда и занятий.

2. В ч.1 комментируемой статьи зафиксированы цели трудового законодательства, которыми являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. По сравнению с ранее действовавшим законодательством цели сформулированы более четко, конкретно и выражены в основных функциях трудового права.

Цели трудового законодательства в полной мере соответствуют изменениям в политической, социальной и экономической жизни российского общества и государства в постсоветский период.

С одной стороны, сохраняется традиция жесткого централизованного регулирования трудовых отношений, что необходимо в условиях переходной экономики, нестабильности рынка труда и связано с необходимостью защиты трудовых прав работников. С другой стороны, - многообразие форм собственности и рыночная экономика требуют обращения к новым методам правового регулирования трудовых отношений, усиления договорных начал, необходимости защиты прав и законных интересов не только работников, но и работодателей. Кроме того, новые социальные реалии в условиях глобализации и международного общения предъявляют большие требования к уровню жизни граждан. Именно поэтому наряду с достаточно традиционными целями (установлением государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан и защитой прав работников) ТК РФ провозглашает и новые - создание благоприятных условий труда и защиту прав и интересов работодателей.

Цели трудового законодательства выражены в функциях трудового права, которые можно определить как основные направления воздействия трудового права на общественные отношения, возникающие в процессе труда.

В современной науке трудового права подходы к понятию и перечню функций трудового права во многом схожи. Однако перечень и, соответственно, содержание некоторых функций определяются авторами по-разному.

К.Н.Гусов и В.Н.Толкунова выделяют социальную, защитную, хозяйственно-производственную, воспитательную функции, а также функцию развития производственной демократии.

________________
См.: Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 496 с. С.30-31.

М.О.Буянова называет те же функции за исключением функции развития производственной демократии.

________________
См.: Буянова М.О. Трудовое право: учебное пособие. Москва: Проспект, 2011. 240 с.

В учебнике под редакцией Е.Б.Хохлова и В.А.Сафонова, кроме того, что не указана функция развития производственной демократии, социальная и защитная функции представлены как тождественные.

________________
См.: Трудовое право России: учебник для вузов / А.В.Завгородний, В.В.Коробченко, А.В.Кузьменко и др.; Под общ. ред. Е.Б.Хохлова, В.А.Сафонова. М.: ООО "Юрайт-Издат", 2008. С.69.

На наш взгляд, функции, предложенные К.Н.Гусовым и В.Н.Толкуновой, более полно отражают все цели трудового законодательства.

3. В ч.2 комментируемой статьи определены основные задачи трудового законодательства.

Первой задачей является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства. К слову, именно эта задача указывает на необходимость выделения такой функции трудового права, как развитие производственной демократии.

Вторая задача - правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, - по сути, фиксирует предмет трудового права.

Наиболее важным элементом предмета трудового права являются трудовые отношения. Их характеристика будет дана .

Отношения, непосредственно связанные с трудовыми, носят вспомогательный характер, а потому многими авторами называются производными от трудовых. Эти отношения в зависимости от соотношения с основным трудовым отношением в науке условно разделяются на отношения:
________________
См., например: Буянова М.О. Указ. соч.

Предшествующие трудовым отношениям - отношения по трудоустройству у данного работодателя, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
- сопутствующие трудовым отношениям - отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях, по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда, по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- вытекающие из трудовых отношений - отношения по разрешению трудовых споров.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что предложенная классификация условна. Так, отношения по разрешению трудовых споров могут вытекать из трудовых (например, в случае оспаривания увольнения работника) либо сопутствовать трудовым (любые споры между работником и работодателем в период существования трудового отношения), либо даже предшествовать трудовым отношениям (споры об отказе в приеме на работу).

________________
См.: Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / И.Я.Киселев, А.М.Лушников. Под ред. М.В.Лушниковой. Изд. 3-е, перераб. и. доп. М.: Эксмо, 2008. С.86.

Другой комментарий к ст. 1 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Трудовое законодательство исходит также из идеи о том, что труд работников, хотя и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, не может все же рассматриваться в качестве обычного рыночного товара. Эта идея положена и в основу международно-правового регулирования труда. К примеру, в Декларации Международной организации труда (далее - МОТ) "О целях и задачах Международной организации труда" (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г.) сказано: "Труд не является товаром" (п. "а" разд. I). В этом смысле наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничных возможностей в его экономической (хозяйской) власти над работником.

Использование наемного труда работников, управление работниками, объединенными в трудовой коллектив, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в демократическом обществе. В силу этого трудовое законодательство призвано определять пределы и порядок осуществления хозяйской власти работодателя в плане его воздействия на работников в ходе осуществления своих нормотворческих, распорядительных и правоприменительных полномочий.

Вместе с тем общая социальная направленность российского трудового законодательства, проистекающая из ст. 7 Конституции РФ, не означает, что трудовое право должно быть правом только работника. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ работодатель вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поэтому он, как и работник, должен иметь определенные гарантии реализации своих прав и свобод в трудовых отношениях, хотя бы для того, чтобы создавать рабочие места, обеспечивать людей работой и оплачивать их труд. С этой точки зрения у трудового права России следует выделить две функции: 1) социальную, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества; 2) экономическую, направленную на обеспечение удовлетворения хозяйственного интереса работодателя в положительных результатах своей деятельности. Само же правовое регулирование труда должно быть направлено на достижение надлежащего баланса этих функций путем создания необходимых правовых условий для оптимального согласования интересов обеих сторон трудовых отношений и государства.

Необходимо учитывать, что в балансе указанных функций социальная функция обладает некоторым приоритетом, и это объясняется прежде всего явной доминантой численности работников в структуре российского общества. К тому же в экономическом смысле каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом со своими финансовыми средствами и орудиями труда, фактически располагает только личными способностями к конкретному труду, которым он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. По этой причине все трудовые права и интересы работника могут быть осуществлены лишь благодаря действиям работодателя, который далеко не всегда заинтересован их совершать. В этом ракурсе работники признаются экономически более слабой стороной трудовых отношений и потому нуждаются в большей мере, нежели работодатели, в государственно-правовой поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

Трудовое законодательство, конечно, не игнорирует права и экономические интересы работодателя, но учитывает, что он в подавляющем большинстве случаев имеет возможность их удовлетворить самостоятельно. По этой причине ему предоставляется возможность осуществлять правовую защиту своих прав и интересов посредством норм других отраслей права, регулирующих те отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства или предпринимателя, осуществляющего конкретный вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной либо другой деятельности.

2. Взаимоотношения работодателя со своими работниками строятся в первую очередь на договорно-правовой основе. Данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного вмешательства. Напротив, трудовое законодательство, проявляя свою социальную направленность в правовом регулировании трудовых отношений, обеспечивает в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда в целях привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, которые позволяли бы одновременно добиваться экономического прогресса и социального мира в нашем обществе. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК) ориентирует правовое регулирование трудовых отношений на учет публичных интересов Российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть подчинена в том числе достижению всеобщего социального блага.

3. Часть 2 ст. 1 ТК очерчивает круг общественных отношений, которые призвано регулировать трудовое законодательство РФ. В настоящее время в него включаются не только трудовые отношения, но и иные общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми. В совокупности с трудовыми отношениями они образуют единый предмет правового регулирования для норм трудового права, содержащихся как в ТК, так и в других нормативных правовых актах (см. ст. ст. 5 - 10 ТК и комментарии к ним).

Основу данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя и не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, также регулируются нормами трудового права и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование всех этих отношений подчинено общей цели обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет регулирования норм ТК, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано гарантировать каждому свободный выбор труда, а также обеспечивать максимально быстрое и юридически корректное возникновение трудовых правоотношений между лицом, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на упорядочение процесса применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у конкретного работодателя. Регулирование отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, направлено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, которые сопутствуют трудовым отношениям, подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. Регулирование отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, которые также сопутствуют трудовым отношениям, опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом и нацелено на преодоление отчуждения работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов посредством предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства.

Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, подчинено выполнению охранительной функции, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. Регулирование отношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, включая их право на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК под общим названием "иные тесно связанные с трудовыми отношения" (в дальнейшем для краткости они будут именоваться социально-трудовыми отношениями), подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся, к примеру, отношения по трудоустройству у конкретного работодателя, материальной ответственности работников, разрешению индивидуальных трудовых споров. Коллективными являются отношения по организации труда и управлению трудом коллектива работников, социальному партнерству, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, разрешению коллективных трудовых споров и др. В составе коллективных отношений следует различать отношения, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия со стороны государственно-властных органов или лиц, и отношения, строящиеся на началах договорного саморегулирования, осуществляемого участниками этих отношений самостоятельно. К первой группе можно отнести отношения по организации труда и управлению трудом (см. ст. ст. 6, 8 ТК и комментарии к ним), а также по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (см. ст. ст. 353 - 369 ТК и комментарии к ним). В состав второй группы следует включить отношения по социальному партнерству и разрешению коллективных трудовых споров.

Консультации и комментарии юристов по ст 1 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 1 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1.2. Цели, задачи и функции трудового права

Цели трудового права состоят в том, чтобы установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создать благоприятные условий труда, защитить права и интересы работников и работодателей.

Основные задачи трудового законодательства – создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

Организации труда и управлению трудом;

Трудоустройству у данного работодателя;

Профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

Социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

Участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

Материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

Надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Разрешению трудовых споров;

Обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Функции трудового права – это воздействие норм трудового права на поведение людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства.

Основные функции трудового права:

? защитная – создание системы государственных гарантий трудовых прав работников;

? производственная – защита интересов работодателя в трудовых отношениях;

? воспитательная - отражена в нормах о поощрениях, в нормах о дисциплинарной и материальной ответственности.

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

4. Функции и цели корпоративного права Каждая отрасль права выполняет в обществе и государстве определенные функции. Функции отрасли права очень важны, поскольку позволяют выявить и изучить направления правового регулирования конкретной отрасли. Функции отрасли тесно

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним: правовые и налоговые аспекты автора Краснов М В

Цели, задачи и назначение государственной регистрации Необходимость проведения ГРПНИСН как обязательное требование ко всем операциям, совершаемым с НИ, впервые была предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.131, ст.8 Вводного закона к части первой ГК

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

1.2. Цели, функции, формы и методы государственного управления Цель является отражением общественных потребностей и интересов общества, продуктом сознания, субъективным отражением объективного. Цели управления - то, что должен достичь субъект управления, конечный

Из книги Шпаргалка по метрологии, стандартизации, сертификации автора Клочкова Мария Сергеевна

3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ Стандартизация – это научно-техническая деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления требований для всеобщего и многократного применения в

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.Основными

Из книги Налоги и налогообложение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

13. Понятие налоговой политики, ее цели и задачи Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний. Они включают: установление общих положений и принципов исполнения

Из книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

1. Цели и задачи учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» История государства и права зарубежных стран – историко-правовая наука, изучающая исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. Ее цель –

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

32. Цели и задачи прокурорского надзора Цели прокурорского надзора – это результат, на который направлена в целом деятельность прокуратуры. Изложение целей деятельности органов прокуратуры можно найти в ФЗ «О прокуратуре РФ»:1. Обеспечение верховенства

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

109. Каковы цели и задачи антимонопольной политики ЕС? Общее направление политики в области конкуренции можно определить как движение от негативной ситуации монополизации рынка к положению, более или менее приближенному к экономике совершенной конкуренции. Поэтому

Из книги Административный процесс автора Бандурка Александр Маркович

1.2. Цели и задачи административного процесса Выяснение вопроса о целях и задачах административного процесса позволяет охарактеризовать административный процесс в качестве самостоятельного правового явления в целом, с одной стороны, и в качестве сложной

Из книги Криминалистика. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

§ 3. Цели и функции юридической ответственности Для более глубокого проникновения в сущность юридической ответственности необходимо выяснить ее цели и назначение в обществе. На необходимость подобного выяснения указывал еще Н. Винер: «До тех пор, пока общество не

Из книги автора

ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА Задачами трудового законодательства являются: содействие росту производительности труда, снижение себестоимости продукции, услуг, работ; охрана и защита прав работодателей и наемных работников.Задачей в

Цели законодательства в трудовой сфере

Целями трудового законодательства являются нормы, определенные в ст. 1 ТК РФ. Они включают:

  • государственные гарантии прав и свобод граждан, занимающихся трудовой деятельностью;
  • обеспечение допустимых и безопасных условий труда; защиту прав и интересов работников и работодателей.

Создание системы защиты прав работника и работодателя предполагает обращение в государственные органы власти (ведомства специального контроля и надзора), общественные объединения - профсоюзы, правозащитные организации.

Выяснить какие правоотношения регулируют нормы трудового законодательства необходимо для того, чтобы обращаться в компетентные органы по адресу. Это поможет избежать получения формальных отписок о том, что обращение было направлено не по подведомственности.

Эффективна самозащита прав работников, которая регулируется правами административного и гражданско-процессуального законодательства.

Они могут обращаться в Государственную инспекцию труда, правоохранительные органы (МВД, прокуратуру) и суд. Стоит отметить, что госпошлина за исковое заявление о защите трудовых прав в судах общей юрисдикции не взимается.

Создание благоприятных условий работы - гарантия, которая предполагает действенный механизм по охране труда на производстве и в других отраслях деятельности. Работодатель обязан регулярно проводить аттестацию рабочих мест, направлять сотрудников на обучение в профильные организации. Работодатель должен нести основные расходы на предоставление лечебного питания, более высоко оплачивать труд на вредных и опасных для здоровья производствах.

Задачи трудового законодательства

  • организацию регулирования трудового процесса;
  • порядок поступления на работу и увольнения;
  • повышение квалификации персонала;
  • процедуру коллективных переговоров и содержание достигнутых соглашений в рамках социального партнерства;
  • участие сотрудников и профсоюзов в согласовании условий работы, применение трудового законодательства на практике.

Нормы ТК также устанавливают материальную ответственность работников и работодателей (гл. 39). Содержание задач дополняют положения о необходимости государственного и общественного контроля.

Предусматриваются условия и порядок расследования, учета несчастных случаев на производстве. Определены требования к органам охраны труда. Базовые обязанности работодателя - обеспечить сотрудникам безопасные условия работы на предприятии, предоставить средства индивидуальной и коллективной защиты (респираторы, противогазы, спецодежду).

Критерии разграничения трудового права

Нормы трудового права позволяют определить специфику регулируемых отношений. Они отграничиваются от смежных отраслей законодательства. Различия заключаются в предмете и методе регулирования. Предмет отрасли права предполагает особенности отношений, которые устанавливаются правилами, обозначенными в нормативных актах - Кодексах, ФЗ, письмах, приказах.

В трудовом праве регулируется сам процесс труда, в то время как, например, содержание гражданско-правовых отношений связано с правами на овеществленные результаты трудовой деятельности - движимое и недвижимое имущество. В гражданском праве велико значение диспозитивного метода, где есть большая свобода выбора субъекта - заключать сделки, становиться участником (учредителем) юридического лица.

Трудовые отношения предполагают обязанности в их максимальном значении, и минимум возможностей субъекта действовать по своему усмотрению.

В гражданско-правовой сфере очевидно юридическое равноправие сторон, а в трудовых отношениях заметна «подчиненность» сотрудника работодателю, которую смягчает содержание гарантированных государством прав и обязанностей. Важна своевременная инициатива сотрудников, столкнувшихся с нарушением прав, и поддержка со стороны профсоюзов, Государственной инспекции по охране труда.

Разграничение с административным правом

При схожести методов регулирования трудового и административного права наблюдается их отличие по предмету. Содержание административного права зависит от его главной функции - государственного управления и определения порядка взаимодействия государства (федеральных органов), с региональными органами власти и муниципальными образованиями.

Отдельный раздел посвящен взаимодействию граждан с органами административной юстиции и юрисдикции, определению наказаний за совершение административных правонарушений - в том числе в области трудового права (например, нарушение правил охраны труда, найма работников без заключения трудового договора и т.д.).

Нормы трудового права направлены на регулирование отношений, не связанных с государственным управлением, и предусматривают исключительно сферу интересов работников и работодателей.

Одновременно трудовое законодательство выполняет основные функции управления организацией труда, но предполагает защиту прав субъектов рабочего процесса, в отличие от административно- правового законодательства, где на первое место выступают интересы публично-правовых образований - федеральной власти, органов субъектов РФ, муниципальных образований.

Разграничение с иными отраслями права

Цели и задачи трудового законодательства не совпадают с другими смежными отраслями. Так аграрное право предполагает комплекс отношений, связанных с организаций труда на сельскохозяйственных предприятиях, защиту интересов сотрудников сельскохозяйственных кооперативов, крестьянских фермерских хозяйств.

Большое значение уделяется функции производства, в то время как права, обязанности и гарантии работников остаются вне зоны интересов этой отрасли. Функции трудового законодательства заключаются в нормировании труда в сельскохозяйственной кооперации, защите прав и интересов субъектов отношений.

Нормы права социального обеспечения и их содержание регулируют порядок предоставления гражданам, на основе соцобеспечения и страхования, денежных выплат, врачебной и лекарственной помощи.

Устанавливаются основные обязанности компетентных органов по предоставлению социальных услуг, защите прав людей на льготное соцобеспечение. Нормы трудового законодательства предусматривают обязанности социального страхования работников, но не затрагивают напрямую порядок предоставления целевой социальной помощи.

Предмет и отношения трудового права

Отношения, составляющие предмет трудового права, предполагают юридические предписания, направленные на упорядочивание трудовых взаимосвязей, с учетом многообразия их субъектов - работников, работодателей, профсоюзов, органов социального партнерства.

Нормы трудового права направлены на отношения по трудоустройству, заключению, соблюдению, исполнению трудового договора. Устанавливаются права граждан на заработную плату и отпуск, обязанности сотрудников и работодателей. Основные права и обязанности сторон установлены в ТК РФ, но их специфика конкретизируется в рамках трудовых, коллективных договоров (нормы глав 3-14).

Предмет отрасли опосредуется основными направлениями регулирования и предполагает следующие функции трудового законодательства:

  • Регулятивная. Ее смысл заключается в обеспечении применения норм трудового законодательства на практике: при составлении договоров, локальных нормативных актов - регламентов, приказов.
  • Сущность социальной функции заключается в приоритете прав и свобод человека (гражданина) в процессе труда, согласовании законных интересов работников, работодателя и государства.
  • Реализация защитной функции предполагает обязанности госорганов обеспечить охрану прав и свобод человека в процессе работы на предприятии.

Функции трудового законодательства взаимосвязаны. Они проявляются в процессе правоприменительной практики, которая определяет: какие предписания следует применять в рамках правоотношений между работником, работодателем и уполномоченными субъектами контроля.

Похожие публикации