Праздник святых жен- мироносиц. Православный женский день

День святых жен-мироносиц издавна на Руси был посвящен женщинам и праздновался через 2 недели после Пасхи. Этот праздник является данью памяти удивительным женщинам, которые проследовали по жизни за Спасителем. Именно к ним и пришло известие о воскрешении Иисуса Христа, которое отмечается уже много столетий подряд.

Изменение роли женщины в обществе под влиянием христианства

До пришествия Иисуса Христа, во времена Ветхого Завета слабая половина человечества была в подчиненном положении, почти рабском у мужчин, считавших себя сильными. Женщины считались более низкими по происхождению и достоинству, а некоторые деятели античности не признавали их полноценными людьми. Это мнение было распространено и среди языческого населения, и у иудейского.

Причину такого отношения можно найти в Библии, которая описывает прародительницу Еву как первую, поддавшуюся искушениям дьявола и преступившую Божьи заповеди. Верша над Адамом и Евой суд, Господь указал на зависимость ее от мужа, и его превосходящее господство. Этим и определялся подчиненный статус женщин в Древнем мире.

После пришествия Иисуса Христа положение женщин стало меняться: они стали свободными. По древним летописям известно, что уже в 1 в. стали выбирать диаконис, которые служили помощницами епископам в некоторых делах и даже при совершении таинств. Однако в храме им выделяли отдельный двор для молитв, ведь они не могли находиться в церкви вместе с мужчинами.

За прошедшие 2 тысячелетия именно женщины стали самыми постоянными прихожанками Церкви Христовой, ее самыми верными последовательницами. Ведь женское сердце способно любить беззаветно и искренне, сохраняя верность Господу. Именно так и поступали женщины, помогающие Иисусу Христу в его миссии «привнесения в мир» христианской веры, которые позднее и получили такое название в народе, как мироносицы.

Кто такие жены-мироносицы и число их?

По данным историков, эти женщины не всюду сопровождали Спасителя, не всегда слушали его беседы и проповеди, т. е. ходили они за ним непостоянно. Однако в дни испытаний шли за ним по зову сердца, даже в те, когда апостолы разбежались, хотя и любили Христа.

Все то время, когда Господа пытали, унижали и оскорбляли, они были рядом. Даже когда разъяренная толпа его провожала, требуя распятия, эти женщины не покидали Иисуса, стояли рядом с крестом, не обращая внимания на озверевших людей и грубость воинов.

По некоторым сведениям, их было больше, однако до нас до дошли имена только семи святых жен-мироносиц, которые история сохранила за многие годы. Это Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, Саломия, Сусанна (все из Галилеи), Марфа и Мария (жили в Вифании, Иудея). Эти имена навеки запечатлены в священных книгах.

Многие из мироносиц были даже из зажиточных семей, однако продолжали любить Христа и служить ему. Известные сведения о них приведены ниже.

Самое известное имя среди жен-мироносиц. Она родилась в городе Магдала в Галилее и до встречи с Христом жила в грехе. Иисус смог изгнать из нее бесов, и тогда Мария стала всюду следовать за своим Спасителем и апостолами, стараясь служить ему. Ее преданность и вера в него были очень сильными.

Именно Мария Магдалина несла весть о воскрешении Христа, от нее и пришли слова «Христос Воскресе!». Она сообщила благую весть и подарила императору яйцо, который ей не поверил и сказал, что это так же невероятно, как и то, что яйцо станет красным. В ответ на его слова оно мгновенно окрасилось, что впоследствии заложило основы традиции использовать на праздник Пасхи «крашенки».

Состарившись, Мария жила постоянно в Эфесе, где живущий неподалеку Иоанн Богослов сделал записи ее рассказов. За раскаяние и преданность вере, за активное проповедование учений Господа ее стали звать равноапостольной. Она умерла и похоронена в Эфесе.

Иоанна

Выйдя замуж за богатого домоправителя царя Ирода, Иоанна стала уважаемой и известной женщиной в Иудее. В Господа она уверовала после исцеления ее тяжело больного сына. Ее муж Хуза попросил Христа о спасении мальчика, что и произошло чудом и считалось божественным знамением. Когда царь и царица стали ее за это преследовать, то Иоанна ушла из дома вслед за Христом. Она взяла с собой драгоценности, которые продала, чтобы накормить бедных людей, сопровождавших Иисуса в его миссии. Она очень переживала, что покинула своего сына, а мать Христа ее за это жалела. Однако вскоре они уже вдвоем оплакивали замученного и распятого Иисуса.

Саломия и Сусанна

Св. Саломия была дочерью обручника Девы Марии — Иосифа. Она вышла замуж за Зеведия и родила 2 сыновей, которые впоследствии стали апостолами Иоанном Богословом и Иаковом. Она вместе с другими мироносицами служила Христу, когда он был в Галилее, и с ними же пришла к его гробу и обнаружила воскресшего Сына Божьего.

Св. Сусанна упоминается у евангелиста Луки при описании им похода Иисуса с проповедями по городам и селениям. Она была зажиточна, жила в имении, но сопровождала своего учителя вместе с другими женами-мироносицами.

Мария Клеопова

Дочь Иосифа Обручника, которая была выдана замуж за его младшего брата Клеопу, долгое время жила в доме Пресвятой Девы и подружилась с ней. Она присутствовала при Божественном усыновлении Господа, однако в церковных преданиях сведений о ее дальнейшей жизни не сохранилось. Ее сын Иаков впоследствии стал одним из сподвижников Христа.

Марфа и Мария

Они были родными сестрами, беззаветно любили своего брата Лазаря, которого Иисус считал своим ближайшим другом. После смерти Лазаря он смог воскресить его спустя 4 дня, за что сестры полюбили его еще больше. По некоторым данным именно Мария в процессе погребения Христа выливала на него ароматную мирру. Впоследствии сестры последовали за Лазарем на Кипр, где он служил епископом.

История Воскрешения Христа

В Священном Предании рассказывается история о том, как Иуда стал предателем, передав Христа первосвященникам. После это все его ученики разбежались, а многие апостолы отреклись от него. Жители Иудеи требовали от Пилата смерти и распятия Христа. После того, как это свершилось, многие насмехались над Его Матерью и стоявшими рядом женщинами, которые позднее получили звание жен-мироносиц.

Оставаясь верными Господу до конца, на следующий день они пошли к месту погребения Иисуса, неся в руках сосуды с благовонной миррой для умащивания тела (отсюда и пошло название «мироносицы»). По дороге они размышляли о том, смогут ли оттащить камень, закрывающий вход в погребальную пещеру. Однако тут к ним снизошел Ангел, и случилось землетрясение, из-за чего камень упал сам и напугал стражников. Ангел принес им весть о воскрешении Христа, и они увидели, что гробница осталась пустой.

Мария Магдалина испугалась, что тело похищено, и заплакала, и тогда Спаситель явился к ней и попросил сообщить его ученикам о своем Воскрешении.

Праздник жен-мироносиц

День памяти всех событий, в которых участвовали мироносицы, приходится на 3-е воскресенье после Пасхи. Он считается церковным женским праздником, при наступлении которого все поздравляют самых близких своих женщин: супругу, мать, сестру и т. д.

На Руси такой праздник называли Маргоскиной неделей, в которую женщины устраивали посиделки и танцы, традиционно ели яичницу и запивали квасом. Существовал обычай обмена крестиками, когда во время народных гуляний одна из женщин вешала свой на ветку, чтобы обменяться затем с другой, совершив троекратный поцелуй. После такого обряда женщины считались кумушками.

Точная дата праздника Жен-мироносиц (какого числа он происходит и в какой месяц) определяется отсчетом 15 дней после Пасхи и меняется каждый год. В традициях православной церкви этот праздник считается Женским днем, ведь каждая женщина по своей сути является прообразом одной из мироносиц: она является основой для своей семьи, приносит спокойствие и мир домашнему очагу, рожает детей и служит опорой для своего мужа.

Мироносицкие церкви и храмы

На территории России, Украины и других православных стран построено несколько храмов жен-мироносиц, о некоторых можно рассказать более подробно.

В Калуге деревянная Мироносицкая церковь была построена в Ямской слободе еще в 1698 г. на средства прихожан, однако в 1767-м она сгорела. Новая была каменная, возведена по проекту архитектора Ясныгина и открыта в 1804 г. С тех пор храм является главным украшением города, ранее в нем хранилась икона Сретения (при помощи которой жители отражали чуму на дороге в Москву), а также иконы Казанская, Спаса Нерукотворного и другие, но они пропали после закрытия в 1930 г. Возрождение храма произошло уже в 1990-е годы.

Церковь Жен-Мироносиц в Нижнем Новгороде расположена в Верхнем посаде, объединяет сразу 2 зала (зимний и летний) — построена взамен деревянного храма в 1649 г. После пожара (1848) была восстановлена только в 1890-е, были обновлены фресковые росписи. При советской власти церковь многие годы была закрыта, затем в 1990-е возвращена Нижегородской епархии и к 2004 г. восстановлена.

Храм Жен-Мироносиц в Барановичах (Беларусь) является современным зданием, возводившимся на пожертвования нескольких предприятий и организаций города. В 2007 г. при большом стечении верующих он был торжественно освящен, проведена Божественная литургия. При храме работает воскресная школа и детские кружки.

Современный Мироносицкий храм в Харькове был построен в 2015-м в самом центре города, на месте, где когда-то стояла церковь на Жен-Мироносицком кладбище (1783). Она была взорвана в 1930-м с целью строительства «Театра культурного действа», который так и остался в проекте.

Современное здание Свято-Жено-Мироносицкого храма возведено по проекту архитектора П. Чечельницкого и является ярким примером торжества православной веры. Церковь имеет 9 куполов, высота 45 м, выполнена в стиле украинского барокко с использованием элементов Лиманской архитектурной школы. Каждый год здесь проводится торжественная Литургия в честь праздника Жен-Мироносиц, расписание и точные даты других религиозных мероприятий указываются заранее.

В среде православных не особо принято поздравлять прекрасную половину человечества с праздником 8 Марта. Почему? Да потому, что Церковь установила День жен-мироносиц, который особо почитают православные женщины. Но чей подвиг веры в этот день вспоминают христиане? Более подробно об ученицах Христа и современных христианках читайте далее.

Что говорит Евангелие?

В третье воскресенье после Пасхи Православная Церковь вспоминает жертвенное служение женщин Сыну Божьему. В этот день вспоминаются отверженные ученицы Иисуса, принесшие к Его гробу благовония — миро, чтобы помазать тело Христа. Поэтому Церковь и называет их мироносицами.

Эти события описывают все четыре евангелиста. Апостол Иоанн вспоминает только Марию Магдалину, как одну из самых преданных последовательниц Иисуса. Она первой увидела пустой гроб и побежала к Петру и Иоанну, с ней беседовали два ангела, с ней заговорил Христос после Воскресения. Но она сразу не узнала учителя и приняла Его за садовника. Лишь только когда Спаситель обратился к ней по имени, Магдалина поняла, с Кем она беседует.

Евангелист Матфей указывает, что утром ко гробу Христа прибыли Мария Магдалина и другая Мария; апостол Марк говорит, что помазать тело Иисуса миром пришли, кроме Магдалины, Мария Иаковлева и Саломия — мать Иоанна и Иакова. Евангелист Лука добавляет, что среди них были не только эти упоминаемые Марии, но и Иоанна, и «другие с ними».

Кто изображен на иконе «Жены-мироносицы»?

Все эти свидетельства евангелистов взяли во внимание иконописцы, создавшие образ мироносиц.

Встречается образ, на котором изображены три праведницы. Все они подходят ко гробу, в котором лежат только белые пелены. Рядом сидит Ангел в белоснежных одеждах, известивший им о воскресении Сына Божьего.

Также есть икона, на которой изображают пятерых мироносиц, имена которых нам известны из Евангелия.

Но Священное Предание говорит, что среди женщин с миром, которых апостол Лука таинственно называет и «другие с ними», были Мария и Марфа — сестры Лазаря, Мария Клеопова и Сусанна .

Поэтому особо распространенной является икона с семью женами — кроме Марий (Магдалины, Клеоповой и еще одной, названной только по имени) на этом образе можно увидеть Иоанну, Саломию, Марфу и Сусанну с сосудами для благовоний в руках.

Апостолы струсили, женщины проявили смелость

Евангельские повествования о женском подвиге и воскресении Сына Божьего выглядят очень трогательно и одновременно торжественно. Но что им предшествовало? Тотальное предательство Христа в его ближайшем окружении.

Поведение учеников

Перед Воскресением Иисусу пришлось пережить предательство Иуды , взятие под стражу и мучительный путь на Голгофу, который окончился крестной смертью.

Было темно, холодно и тревожно, поэтому все ученики разбежались. Когда Христа вели на казнь, за ним шел только один ученик — Иоанн, а также Богоматерь и Мария Магдалина.

В субботу, когда апостолы еще боялись преследования со стороны книжников и фарисеев, ко гробу Спасителя пришли последовательницы Христа и принесли миро, чтобы помазать тело Того, на Кого возлагались великие надежды.

Пока Христос проповедовал, Его ученики и ученицы придумали «свой» образ Спасителя. Хоть они и верили, что Иисус — Сын Божий, но не могли осознать тайну воплощения Христа. Апостолов и их матерей еще волновало, кто в Царствии Небесном сядет по правую и левую руку от Иисуса.

Физически хрупкие, но духовно сильные

Женщины-ученицы также верили, что Христос не просто проповедник, но и Сын Божий. Они непосредственно были свидетелями Его чудес. Например, из Марии Магдалины Иисус изгнал семь бесов, а брата Марии и Марфы, Лазаря, четыре дня пробывшего в гробу, вообще воскресил.

Но какие чувства они пережили, когда их любимый Учитель, Сын Бессмертного Бога, умер на кресте, пострадал, будучи ни в чем не виновным? Со всей присущей женской натуре эмоциональностью они заливались слезами.

Даже понимая, что все пошло не так, как они думали, как воспринимали слова Иисуса, они все равно остаются ему верными. Казалось бы, слабые ученицы проявляют стойкость даже тогда, когда ученики разбежались. Хрупкие женщины стоят у Креста и видят человеческие мучения Бога. И эти же физически хрупкие, но духовно сильные женщины приходят ко гробу Христа и приносят миро, чтобы помазать тело умершего Учителя.

Почему Иисус явился именно мироносицам?

Что двигало ими? Вера? Да нет, жены-мироносицы заливались слезами, а не надеялись на воскресение. Это было не что иное, как любовь. Любовь и верность.

Тогда как ученики, разглагольствующие о том, что никогда не предадут Христа и готовы за Ним идти на смерть, разбежались и боялись даже выйти из помещения, ученицы молча, на деле, проявили собственную верность.

Вот почему именно им первым и явился Иисус. Женщинам, чье место в обществе, мягко говоря, было далеко не самым лучшим.

Унижения Христа и низкое положение женщины в обществе

Для человека I века вся история Сына Божьего выглядела странной. Бессмертный невинный Бог почему-то страдает и умирает самой позорной смертью. При жизни Он исцелял многих и даже воскрешал, но здесь почему-то разрешает Себя унижать, плевать в лицо, бросать издевки и прибивать ко Кресту.

Его не спасают ангелы, Его предают самые родные ученики и оставляет даже Небесный Отец. У Его Креста стоит только один ученик и какие-то женщины. Потом Он действительно воскресает, но является в первую очередь не первосвященникам Анне и Каиафе, не Понтию Пилату, не в конце концов струсившим ученикам, а женам-мироносицам.

Важно отметить, что к мнению представительниц «слабого пола» в то время никто особо не прислушивался. Это казалось чем-то низким. Когда Христос у колодца беседовал с самарянкой, недоумевали даже его ученики. Не только потому, что он заговорил с представительницей другого народа, а потому, что он общался с женщиной.

Иисус прошел путь умаления и унижения, который постоянно проходили женщины. Жены пребывали в тени мужчины, стряпали еду, убирали, воспитывали детей. А здесь — вот те на — какие-то жены-мироносицы стали первыми свидетелями Воскресения Сына Божьего. Это было непонятным не только израильтянам, но и языческим обществам.

Противники Христа даже насмехались над евангельской историей. Например, ярый антихристианский полемист Цельс писал:

А что он, хотя не сумел постоять за себя при жизни, став трупом, восстал, показал следы казни, пробитые руки, — то кто это видел? Полубезумная женщина или кто-нибудь еще из той же шарлатанской компании

И если бы Евангелие не передавало полноту событий земной жизни Спасителя, если бы можно было как-то скрыть тот факт, что первыми воскресшего Иисуса увидели именно представительницы «слабого пола», то общество бы так и сделало.

Но Бог пожелал именно обратное. Он принял верность, любовь, жертвенность женщин и захотел, чтобы их пример стал известным.

Чтобы каждая женщина захотела хоть на йоту быть похожей на жен-мироносиц. А для этого нужно ни много ни мало — любовь и верность.

Чему должна учиться современная женщина?

Именно в образе мироносиц Евангелие показывает нам пример христианки.

Какая она? Искренняя, любящая, верная, готовая на жертву. Она скромная, но не стеснительная. Готовность к самопожертвованию делает ее смелой: мироносицы, пришедшие ко гробу Христа, не боялись быть схваченными стражей.

А еще у настоящей христианки горящее, любящее сердце, она преданно служит Богу и людям. Не декларирует по всем углам свою верность Богу, а на деле подтверждает это. Жены-мироносицы следовали за Христом во время его проповеди, потом они разделяли Его страдания на голгофском пути, дальше сопереживали распятому на Кресте.

Но любовь никогда не перестает — пишет апостол Павел. Поэтому женщины приходят помазать тело умершего Учителя. Пусть рушатся все их идеалы, земного благополучия уже не построить, апостолы разбежались, но жены все равно верны Своему Учителю.

Если бы каждой современной христианке иметь хоть частицу верности, любви и жертвенности, которые имели мироносицы, то мир действительно стал бы намного добрее, семьи — намного прочнее, а вера — значительно сильнее.

Православный женский день: громкое название или заслуженное торжество?

Праздник жен-мироносиц еще называют Православным женским днем, среди верующих принято поздравлять представительниц прекрасного пола. Некоторые воспринимают этот день как некую христианскую альтернативу празднику 8 Марта.

Но это не так. Когда еще никто не знал об инициативах Клары Цеткин, Церковь торжественно отмечала третье воскресенье после Пасхи, говорила о жертвенном подвиге женщин. Выглядело это не искусственно, а очень органично.

И если Международный женский день начинался с борьбы за права женщин, общественного признания наравне с мужчинами, то православный праздник имеет высшее начало.

Даже когда общество умаляло роль женщины, держало ее в тени, то Спаситель, а не какие-то революционерки или современные феминистки, первым возвеличил жен, явившись им после Воскресения.

Но за что женщинам такая слава? За смирение и любовь, смелость и верность, кротость и жертвенность.

День памяти жен-мироносиц служит для нас еще одним поводом подумать, насколько современные женщины соответствуют этому образу.

О верности мироносиц рассказывается и в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В третье воскресение после Пасхи Церковь вспоминает подвиг жен-мироносиц, учениц Иисуса Христа.

Евангелие о женах-мироносицах

Женщин называют мироносицами потому, что они после крестной смерти Иисуса Христа по обычаю еврейского народа пришли к пещере, где был погребен Иисус Христос, с целью умастить Его миром, т.е. благовониями и ароматами.

Примечательно, что из большого числа последователей Учителя они были первыми, кто прибыл к месту Его погребения. Еще не рассвело, а группа верных женщин уже была в пути.

Тела Христа они не обнаружили, но встретили ангела, который отвалив тяжеленный камень от входа в пещеру, сообщил, что Христос воскрес из мертвых.

Это были те же самые женщины, которые накануне стояли у Креста во время распятия Христа, эти же женщины оказывали помощь Христу и его ученикам во время проповеди Спасителя, «служа имением своим» (Лк 8, 2-3).

Евангелие называет имена некоторых жен-мироносиц: Мария Магдалина, Саломия (мать апостолов Иакова и Иоанна), Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти) и Иоанна (жена Хузы, домоправителя царя Ирода).

Всем этим женщинам, так же как и апостолам, Христос явился по Своем воскресении из мертвых.

Слабый пол?

После ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду апостолы разбежались и попрятались, Петр, когда его спросили, не ученик ли он Христа, отрекся от Учителя.

Во время распятия Христа, из апостолов у Креста стоял один Иоанн Богослов. Лишь женщины безбоязненно пришли на казнь и самыми первыми прибежали к Гробу Спасителя.

Твердость и стойкость в вере женщины-христианки будут являть на протяжении всей истории Церкви. Наравне с апостолами они будут проповедовать истины веры по всей земле, нам известны имена святой равноапостольный Нины, просветительницы Грузии, равноапостольных царицы Елены и великой княгини Ольги, так много сделавших для распространения христианства.

Наряду с мужчинами, женщины шли на мученическую смерть за веру, мартирологи (списки, содержащие имена мучеников) включают в себя имена сотен женщин, отдавших жизнь за Христа.

Также как и мужчины, женщины отказывались от жизни в миру, и уходили в пустыни и монастыри. В лике преподобных десятки женских имен. В древности и в новое время женское монашество было развито не менее мужского.

Сестры милосердия – это исключительно женское явления. Женщины из христианского сострадания к ближнему, ухаживали за немощными и ранеными, больными и старыми. Мужского аналога такого явления история не знает.

Во время гонений Русская Церковь выстояла благодаря русским женщинам. В годы советской власти мужчины в церковь практически не ходили – боялись последствий. При Хрущеве даже разовое посещение храма означало конец карьеры, а в некоторых случаях могло привести к лишению свободы.

Но женщины не боялись никаких последствий, им угрожали лишением пенсии – они ходили, грозили выселить из квартиры – неизменно продолжали ходить в храм.

Такое смелое исповедание веры не могло остаться незамеченным пусть не для мужей или братьев, но для детей и внуков. Впоследствии многие из них пришли в Церковь благодаря своим мамам и бабушкам.

Русские женщины продолжают нести подвиг и служение жен-мироносиц и сейчас. Большая часть прихожан православных храмов – женщины, женщины одни «поднимают» детей и «тянут» всю семью. Именно благодаря женщинам (вовсе не политикам) еще живо наше общество и Россия.

И этот праздник отмечается не только в России, но и во всех странах, где присутствует Православная Церковь. Фактически день жен-мироносиц является международным православным женским днем.

С праздником Вас, дорогие женщины!

Народный праздник День жен-мироносиц отмечается во второе воскресенье после Пасхи. В 2019 году он приходится на 12 мая. В православном церковном календаре это дата почтения памяти жен-мироносиц, которые пришли после распятия Христа к пещере с его телом и принесли миро и ароматы. Среди них были Мария Магдалина, Саломия, Иоанна, Мария Клеопова, Марфа и Мария, Сусанна и другие.

История

Праздник посвящен женщинам, которые изменили свою жизнь и посвятили ее Иисусу Христу как Учителю. Они следовали за ним везде. В то время, когда ближайшие ученики от страха и отчаяния не знали, что дальше делать, женщины не оставили Сына Божьего после того, как его схватили иудеи. Хрупкие и беззащитные, они мужественно стояли у креста. Стража не могла их отогнать. Женщины разделили с Иисусом его боль и страдания. Они поддерживали Богородицу. Сопровождали тело Господа до гробницы.

Женщины затемно первыми пришли к гробу Господнему, чтобы сотворить ритуальное умащение Его Тела миром (ароматическим маслом) и ароматами, по обычаю евреев. Они первыми стали свидетельницами чудесного Воскрешения. За это их назвали мироносицами. Позже православная церковь причислила женщин к лику равноапостольных.

Традиции и обряды

Это день женщины-христианки, которая несет мир в этом мире. В этот праздник вспоминают и Еву, первую грешницу, и Богородицу, которая даровала великое благо.

Накануне Дня жен-мироносиц женщины договариваются, у кого будут отмечать праздник и собирают продукты. Главными блюдами застолья являются яичница и курятина. На празднике присутствуют только женщины. Мужчинам запрещено принимать участие даже в подготовке к торжеству (резать курицу и т.п.).

В этот день проводится обряд «кумления девушек». Он подразумевает под собой выбор душевной подруги и обмен подарками.

Второй обряд, который проводят женщины - «крещение и погребение кукушки». Он напоминает старославянский ритуал. Сначала куклу, которая сделана из травы «кукушкины слезки», «хоронят», а через определенное время «вырывают». Кукушка в этом случае символизирует женское начало, душу и потусторонний мир.

Приметы

День выдался пасмурным - хлеб будет с сорной травой.

Если на дубе осталось много желудей, значит, год будет плодородным, а зима - студеной.

Распустился первоцвет - ближайшие дни будут теплыми.

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц : Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться.

Марина Горинова Газета «Благовест»

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.

Похожие публикации