ПравоСлавие. Как появлялись исторические мифы

Уходящий 2013 год стал юбилейным для поворотного события в истории Церкви и христианской культуры.
В 313 году в городе Медиолане (нынешний Милан, Италия) римский император Константин Великий огласил эдикт, которым он легализовал христианство. Люди, считавшиеся до того момента вне закона, получили право открыто исповедовать свою веру и широко реализовывать ее принципы в жизни. Церковь вышла из катакомб - и начался один из самых удивительных периодов в ее истории. Конечно, сознание человека, а тем более всего общества невозможно поменять оглашением одного, пусть и самого важного, документа. На это требуются годы и века непрерывной работы. Но эта работа началась именно тогда, в 313 году, при императоре Константине.
Что же так судьбоносно изменилось в жизни христиан? Какие события и процессы стали прямым или косвенным следствием Миланского эдикта? В чем основная ценность этого документа с позиции истории и современной культуры?

Было: С конца I века христиане на территории Римской империи подвергались гонениям за свою веру. Почему? Рим был толерантен по отношению ко всем религиям, здесь можно было верить во что угодно, но при одном условии: необходимо своевременно воздавать почести и римским богам. Христиане же отказывались их почитать, не принимали участия в государственных религиозных праздниках, не признавали культ императора (в римской традиции император после смерти мог стать богом). Тем самым они, оставаясь самыми законопослушными людьми, с точки зрения римской власти представляли опасность для государства. Христиан объявили вне закона. В 303-305 годах, в правление императора Диоклетиана, развернулись самые масштабные и жестокие гонения. Не только священнослужители, но и миряне, не только «простые смертные», но и римские граждане, и среди них немало знатных людей, претерпели в это время мученическую смерть за свою веру.

Стало: Миланский эдикт 313 года легализовал положение христиан, уравнял их веру в правах с другими религиями. Масштабные гонения прекратились, христианам более не нужно было прятаться в катакомбы. У Церкви появилась возможность открыто строить храмы и вернуть себе имущество, конфискованное за время гонений. Если у этого имущества успел появиться новый хозяин, он получал компенсацию из казны императора.
Через двенадцать лет после оглашения эдикта, в 325 году, император Константин созвал Первый Вселенский собор, где были определены основные догматы христианства. На Собор были приглашены пастыри и епископы, прошедшие через гонения. Многие из них были изувечены, и Константин приветствовал их целованием в раны.


Было: Между мужчинами и женщинами в дохристианском обществе не просто не было равноправия - не было идеологических предпосылок для него. Только мужчины имели право принимать участие в политической жизни и религиозных собраниях, только мужчины имели право голоса, только мужчинам принадлежала инициатива развода в семье. Кроме того, психологически в обществе не считалась преступлением мужская измена, в то время как для женщины это заканчивалось позором.

Стало: Миланский эдикт способствовал распространению новой системы ценностей. Внутри христианской общины и мужчины, и женщины были равноправными членами Церкви, поскольку перед Богом все равны. Измену равно строго осудили и с мужской, и с женской стороны. Постепенно под влиянием христианства сформировалось мировоззрение, в котором стало возможно полное уравнивание в правах мужчин и женщин.

Было: Смертная казнь через распятие на кресте была уделом самых отъявленных воров, разбойников и подстрекателей. Римских граждан на нее не осуждали - им полагалась «почетная» смерть от меча, а распятый был презираем обществом. Типичная карикатура первых веков христианской истории - пригвожденный ко кресту человек с головой осла. Прилюдно начертить крест уже само по себе было подвигом и фактически значило подвергнуть себя гонениям.

Стало: Крест из орудия позорной казни повсеместно становился символом Воскресения Христова, победы жизни над смертью. Смертную казнь через распятие отменили. После обретения святой царицей Еленой Честного Животворящего Креста Господня в Иерусалиме почитание его быстро распространилось в христианских общинах.

Было: За годы гонений христиане привыкли прятать свои святыни, тайно сохранять мощи мучеников. Римские власти, зная об особенности христиан совершать на мощах Евхаристию, зачастую уничтожали их, чтобы святыня не досталась общине. О местонахождении многих реликвий к IV веку не было известно ничего. Так, разрушенный до основания Иерусалим не сохранил никаких следов Голгофы, Гроба Господня, других важных для христиан мест и святынь.

Стало: Через несколько лет после оглашения эдикта царица Елена совершила паломничество на Святую Землю, результатом которого стало обретение Честного Животворящего Креста и целого ряда других важнейших святынь. Тогда же было определено местонахождение Голгофы. По сути, Елена установила традицию паломничества в заново «обретенные» святые места, а почитание святынь стало открытым.

Было: Пока церковная жизнь протекала в катакомбах, социально передовые христианские ценности- например, заповедь о любви к врагам, о прощении обидчика, о равенстве перед Богом людей всех национальностей - не имели широкого влияния на общественное сознание. Развернутой миссионерской работы в Римской империи практически не было. За пределы империи проповедь христианства практически не выходила (за исключением, пожалуй, миссии апостола Фомы в I веке).

Стало: Миланский эдикт дал возможность развернуть миссионерскую работу. Христианская проповедь стала звучать открыто и по всему миру. С распространением нового учения и вести о Воскресении Христовом произошло преображение всей Римской империи. Впоследствии христианская миссия вышла далеко за ее пределы и преобразила многие народы и государства.

Конечно, в обычной журнальной статье невозможно отобразить всех последствий Миланского эдикта. Этот документ стал поистине судьбоносным не только для христиан, но и для всего мира. Достаточно сказать, что важнейшие отрасли нашей современной жизни - например, передовая наука, современная правовая система - никогда не достигли бы того уровня развития, которое стало возможным внутри нашей, христианской цивилизации. Подробно об этом мы уже писали в предыдущих номерах «Фомы» и будем писать дальше. А пока - пусть уходящий год станет для всех нас напоминанием о великом событии 313 года.

Рисунки Артема Безменова

Х ристианство не существовало бы, если бы не было предназначено еврейскому народу. Я понимаю, что эта концепция — прямой вызов антисемитской отраве, которая столетиями наполняла уста церковных лидеров. Но это – правда: христианские ценности, которыми мы так дорожим, уходят корнями в теологию, которая практиковалась Израильтянами на протяжении тысяч лет прежде, чем христианство вообще появилось на свет. Их вклад является краеугольным камнем нашей веры, как таковой.

Для антисемитов является необходимым отделить Иисуса от Его еврейских корней. Если вы поступите так, тогда ненависть становится модной и антисемитизм превращается в христианскую добродетель. Если Иисус может быть отделен от своих еврейских корней, тогда христиане могут и дальше прославлять мертвых евреев прошлого, таких как Авраам, Исаак и Иаков, одновременно относясь с пренебрежением к семейству Голдбергов, живущих напротив.

Но когда вы правильно смотрите на евреев, как на семью нашего Господа, тогда они становятся нашими братьями и сестрами, а таковых нам велено любить безусловной любовью.

Адольф Гитлер знал, что ему необходимо уничтожить еврейские корни Иисуса в умах немецкого народа. Его безумие породило «Правило Мишлинге», которое законным образом определяло евреем того, кто имел двух родителей-евреев. Гитлер сделал это по двум причинам: во-первых, ему было необходимо лишить Иисуса еврейского происхождения, признавая Его рождение исключительно от Девы Марии. Нацистские головорезы ни за что бы с таким энтузиазмом не вырезали шесть миллионов родственников Господа. Во-вторых, Гитлер опасался, что и сам мог частично быть евреем.

Историк Джон Толанд, обладатель Пулитцеровской премии, пишет, что свидетельство о рождении отца Гитлера объявило его «незаконным». Место, где должно было быть вписано имя его отца осталось пустым, создав тайну, неразгаданную по сей день.

Существует отдаленная возможность, что дедушка Гитлера был богатым евреем по имени Франкербергер или Франкенреитер. Гитлер был настолько заинтересован этим вопросом, что приказал своему личному адвокату, Гансу Франку, провести конфиденциальное расследование.

Последующий отчет, собранный «из всех возможных ресурсов», очень обеспокоил Гитлера. Был сделан вывод — вероятность того, что отец Гитлера был наполовину евреем, не может быть отвергнута. Если так, тогда Гитлер был бы неарийским полукровкой или же «мишлинге» (метис). «Правило Мишлинге» убрало с Гитлера позорное пятно еврейского прошлого, так как, согласно новому определению, он больше не мог считаться евреем. Это Правило также отделило Иисуса от евреев Германии. Из-за непорочного зачатия Марии, у Иисуса остался только один родитель-еврей, что позволило Гитлеру обратить ненависть к евреям в «волю Божью».

Не христианский Иисус?!

Большинство христиан воспринимает Иисуса и Его учеников, как самых, что ни на есть, ранних христиан. Нет уж! Иисус не был христианином. Он был рожден еврейскими родителями. Он был посвящен в еврейские традиции. Он воспитывался на словах Моисея и пророков Израиля. Он стал еврейским рабби и умер со знаком над Его головой, гласившим: “Это царь Евреев!”

Иисус никогда не слышал слова христианин . Библия впервые описывает употребление этого слова в Антиохии, спустя 40 лет после распятия (Деян. 11:26), описывая последователей Иисуса. Это слово использовалось язычниками, чтобы описать любящее поведение тех, кто следовал учению этого кроткого еврейского рабби. Я могу только догадываться о том, какое слово выдумали бы современные неверующие, чтобы описать поведение христиан по отношению друг к другу.

Если бы Иисус пришел в вашу церковь, позволила бы группа порядка Ему войти? Скорее всего, нет. Он бы выглядел, как невысокий и стройный человек с проницательными темными глазами, оливкового цвета лицом и выдающими себя семитскими чертами. У Него были бы длинные, ниспадающие еврейские пейсы, необрезанные по углам волосы и полноценная мужская борода, а на Его плечах покоился бы таллит (молитвенное покрывало).

Если бы Иисус представил Себя вашей общине, как еврейский рабби, который дружит с проститутками, общается со сборщиками налогов и прочими изгоями, ненавидим правительством, и которого окружает дюжина бородатых, безработных мужчин с длинными, до плеч, волосами, нашлись бы для них место у вас?

Если бы Он приказал самым богатым членам вашей церкви продать все свое имущество и раздать его бедным, или если бы Он вошел в ваш прекрасный церковный тренажерный зал и перевернул столы для бинго, крича: “Мой дом назовется домом молитвы” (Луки 19:46), вызвали бы ваши служители полицию? Не сомневаюсь, что да.

Правда состоит в том, что спустя 2000 лет антисемитского учения и проповеди, мы упустили из виду еврейскую природу нашего Господа и Спасителя, Иисуса Христа.

Все в семье

Иисус из Назарета был из колена Иуды, которое связано с царем Давидом, Авраамом и Моисеем (см. Матф. 1:1-2). Его имя было дано Марии через ангела Божьего. Иисус (Йешуа, по-еврейски) означает “Бог спасает”. Христос является термином, которое описывает Его как “Помазанный”.

Мария и Иосиф воспитали Иисуса в соответствии с культурными и духовными традициями еврейского общества. Он был принесен в Храм для обрезания на восьмой день, что до сих пор является очень еврейским событием (см. Луки 2:21). В конце Своего 12-го года, что являлось Его 13-м днем рождения, Иисус был взят в Храм, чтобы Он совершил бар-мицву, что до сих пор принадлежит исключительно евреям (см. Луки 2:42). Иисус пришел в Храм мальчиком, но вышел уже мужчиной.

В этом контексте вовсе не тяжело понять последовавший разговор между Иисусом и Его матерью. Когда Мария и Иосиф покинули Храм и после целого дня пути обнаружили, что Иисуса с ними нет, они вернулись в Храм и увидели своего сына разговаривающим с мудрецами. Мария отругала Иисуса, сказав: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня?» (Луки 2:48-49).

Некоторые христиане рассматривают такой ответ Иисуса матери как неуважительный. Но Он не был неуважителен. Теперь Иисус был мужчиной, а у Его матери были сложности с принятием этого факта.

Многие христианские учителя говорят, что раз Библия ничего не говорит о жизни Иисуса с этого момента и до начала Его публичного служения, значит мы ничего не знаем о жизни Иисуса с 12-ти до 30-ти лет. Отсутствие Библейских записей этого периода привело к появлению некоторых причудливых, эзотерических учений о путешествии Иисуса в Египет и изучении Им ближневосточных религий в течение этого времени. Но зная, что Иисус был евреем, мы можем знать наверняка, чем Он занимался на каждом этапе Своей жизни.

«Everyman’s Talmud» утверждает: “5 лет – это возраст, чтобы начать изучение Писаний; 10 лет – для изучения Мишны; 13 лет – для исполнения Заповедей [бар-мицва]; 15 лет – для изучения Талмуда; 18 лет – возраст для брака; 20 лет – для поиска средств к существованию; 30 – для вступления в полноту своей силы [дело жизни]”

Следовательно, Иисус начал изучать Писания в возрасте 5 лет; Он изучал еврейские устные традиции в возрасте 10 лет, а в 13 совершил бар-мицву в Храме. В 15 лет Он изучал то, что впоследствии станет Талмудом, раввинские комментарии к закону, и получил достаточную подготовку, чтобы утвердиться, как раввин.

Зная, что перед Ним был крест, Иисус не женился, как это обычно бывало, в 18 лет. В 20 лет Он работал плотником вместе со Своим отцом Иосифом, и начал Свое публичное служение в возрасте 30 лет, войдя в Свою полную силу или, как считалось, зрелый возраст.

Плод иудаизма

Те, кто утверждают, что Иисус не практиковал традиционный иудаизм, не знают ни историю, ни Писания. На самом деле, во время жизни Иисуса, иудаизм был единственной религией на всей Земле, которая исповедовала веру в одно всемогущее Высшее Существо. Одинокий голос иудаизма кричал политеистическому миру язычников: “Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть!”

Именно иудаизм верил, что люди были созданы по образу Божьему. Традиционный иудаизм дал нам концепцию ада, рая, ангелов, демонов, признание Адама и Евы как первых мужчины и женщины, и творение мира за семь дней. Иудаизм научил нас петь, в то время как другие религии рыдали в печали. Иудаизм дал нам любовь и уважение к жизни. Пока языческие религии приносили своих детей в жертву чуждым богам, иудаизм дал нам любящего Бога, который дорожит жизнью каждого ребенка.

Иудаизм дал нам Вечерю Господню, которая была частью праздника Пасхи, где преломление хлеба и принятие чаши причастия служило напоминанием. Ранние христиане праздновали Пасху в течение 300 лет после смерти Иисуса, пока Константин не объявил это незаконным, пытаясь отделить евреев от Иисуса. Иудаизм дал нам патриархов, пророков и нашего Господа.

Иудаизм также дал нам Писания. Каждое слово Танаха, еврейской Библии, которая является христианским Ветхим Заветом, вышло из-под пера еврейских писателей. Это свет истины и основание, на котором построены наша культура и цивилизация. Джордж Вашингтон сказал: “Невозможно правильно править миром без Бога и Библии.” Авраам Линкольн сказал: “Я верю, что Библия является лучшим подарком Бога, данным человеку. Все доброе, что Спаситель дал миру, было сообщено посредством этой книги.” Дэниэл Уэбстер сказал: “Если мы будем придерживаться принципов, которым учит нас Библия, начнем и будем процветать; но если мы или наши потомки пренебрежем ее инструкциями и властью, никто не сможет сказать, насколько внезапно катастрофа может сокрушить нас и похоронить всю нашу славу до глубокой безвестности.”

Задолго до современной одержимости НЛО, Исаия и Иеремия записали историю Илии, который был взят с земли неким космическим аппаратом, названным в оригинале “огненной колесницей” (2 Цар. 2:11). Прежде, чем фильм «Челюсти» опустошили пляжи мира своим кино-терроризмом, Иона описал, как он был проглочен живьем “огромной рыбой” и провел три дня и три ночи в ее желудке прежде, чем был исторгнут на сухую землю.

Библия – книга поэзии, истории, любви, секса, романтики, войны, приключений и представления любящего Бога Небес. Резюмируя вышесказанное, евреи дали христианству основание Слова Божьего.

Подписывайтесь:

Без еврейского вклада в христианство, христианство бы не существовало. Запомните: евреи не нуждаются в христианстве, чтобы объяснить свое существование, но мы, христиане, не можем объяснить свое существование без наших еврейских корней.

John Hagee является основателем и старшим пастором Cornerstone Church в Сан-Антонио, а также автором нескольких книг, включая «Иерусалим: обратный отсчет» и «В защиту Израиля».

«…и ученики в Антиохии
в первый раз стали
называться Христианами». ()

Христиани́н – человек старающийся уподобиться Христу, член созданной Им Церкви. У христианина существует чёткая иерархия ценностей, высшая из которых – Богочеловек Иисус Христос, а всё остальное имеет значение лишь в той мере, в какой соотносится с Ним и приближает к Нему.
В священном Писании наименование христианин встречается три раза (), (), ().

Фраза невоцерковлённый христианин — оксюморон, наподобие женатый холостяк. Готовящийся стать христианином именуется катехуменом или , после крещения он попадает в разряд . Не причащающий более 3-х седмиц подряд без веских причин, переходит в разряд (от Бога, Его Церкви и спасения). Отлучённые — несущие в виде запрета причащаться на определённый срок.

О причинах появления термина христианин пишет : «Пока приверженцы казненного в Иерусалиме около 30 г. галилейского Проповедника Иисуса не покидали пределов Палестины, у них не было ни малейшей нужды в каком-то особом самообозначении. Ведь они, вспомним это, вовсе не собирались «основывать» новую религию, а себя самих считали наиболее верными из иудеев, сумевшими узнать и признать Мессию, когда Он наконец явился. В своем кругу, среди своих все было просто: друг для друга они «братья», в общем отношении к Учителю – «ученики», для враждебно настроенных раввинских авторитетов – «отщепенцы» (евр. «миним» ). Но вот когда ареал их проповеди, распространяясь на север, дошел до столицы на Оронте, тут-то для них понадобилось какое-то более общезначимое, более похожее на термин наименование, которое выражало бы их место среди чужих, в широком мире, фиксировало статус движения наряду с другими движениями, религиозными или еще какими-то».

Чувствовали ли вы когда-либо в жизни побуждение духа и любви Бога внутри себя? Если вы исповедуете веру в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя и любовь к ближнему своему, вы начали жизнь христианина по вере. Вера – значимая часть личной жизни, подобно тому как вы доверяете свою жизнь водителю, мчащемуся на скорости 120 км/ч по двусторонней трассе, когда лишь маленькая полоска отделяет вас от катастрофы. Вера в Бога не такая пугающая как приведенный пример. Если вы решили стать христианином, но не знаете, что это значит и что следует делать, эта статья прольет свет на вашу новую жизнь в любви Христа.

Стать христианином легко, это не требует особых ритуалов. В большинстве протестантских церквей предлагается принять крещение как символ вашего обращения после покаяния перед Богом и в благодарность за смерть и воскресение Христа, взявшего на себя ваши грехи. В католической и православной церквях больше внимания уделяется Таинствам как способу присоединения ко Вселенской церкви, а также в этих церквях вам необходимо обрести духовное наставничество (например, в виде конфирмации со стороны священника). Ваше новое рождение в любом случае ведет к личностному развитию через служение людям и жизнь во Христе, о чем вы сможете узнать ниже.

Шаги

Обращение

    Задумайтесь о том, что вы нуждаетесь во Христе. Прочтите внимательно Десять заповедей . Вы когда-нибудь лгали? Богохульствовали? Крали (хотя бы нечто маленькое)? Смотрели на кого-то с похотливыми мыслями и желаниями? Христианство полагает, что мы все рождены грешными и на протяжении всей жизни грехи проявляются в нас, даже после принятия Христа. Как сказал Иисус: И если кто посмотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Матфея 5:27-28). Он также сказал: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Матфея 5:21-22). В день Великого суда вы предстанете перед Богом, чтобы дать отчет за свои грехи. Если вы умрете во грехах своих, за нарушение закона Богу придется отправить вас туда, где Его нет, то есть в ад, и это называется второй смертью.

    Верьте, что Иисус умер на кресте за ваши грехи и воскрес из мертвых, чтобы уплатить наказание за ваши грехи и сделать вас правыми перед Богом.

    Выразите Богу свое покаяние – просто выразите в словах свое сожаление обо всем, что вы сделали недостойного Его святости. Это хорошее время признать свои личные ошибки и непослушание Богу. Верьте, что Иисус Христос прощает вас. Покаяние всегда выражается в изменениях в жизни; вы отвращаетесь от греха и обращаетесь ко Христу.

    Выразите свое доверие Богу – в особенности, исповедуйте свою духовную нужду в Нем и признайте Иисуса Христа своим личным Господом и Спасителем.

    Изучите различные христианские деноминации – баптистскую, католическую, лютеранскую, методистскую, внеденоминационную, православную, пятидесятническую и тд – чтобы решить для себя, чье учение ближе к тому, о чем говорил Христос, согласно Его словам в Священном Писании.

    Продолжайте свой путь – после того, как вы приняли Христа и получили Святого Духа, общайтесь с Ним в своей повседневной жизни путем молитвы, чтения Библии и следования примеру Христа.

    Любите – любите Иисуса, любите людей любовью, которую Он дает вас. Это главное отражение изменений в вашем сердце, любовь – один из самых важных аспектов христианской жизни.

    • Не лгите – никогда не лгите Богу, ищите Его в покаянии, принимайте Его любовь, Его действие и спасение по благодати. Отсутствие покаяния, ведущего ко спасению, крайне плохо, и если вы этого не делаете, ваш путь лежит в ад – но никто не хочет, чтобы это произошло – особенно, если вы хотите встретить на небесах свою семью и друзей. Разве это не то, чего вы хотите?
  1. Восхититесь тем, о чем говорится в Послании к Ефесянам 2:8-10:

    " "[http://bible.cc/ephesians/2-8.htm 8. Ибо вы спасены "верою", "по благодати"--

    И сие "не от вас", "Божий дар"--

    9. "не от дел", чтоб никто не хвалился.

    10. Ибо мы Божие творение

    "созданные" во Христе Иисусе "на добрые дела",

    Которые Бог предназначил нам исполнять." (Ephesians 2:8--10) Итак, если вы спасены живите, делая добрые дела, согласно Божьему закону любви…

  2. Читайте Священное Писание как можно больше: так вы начнете понимать, что вам нужно, чтобы жить во Христе. Чтобы быть Христ ианином, нужно расти во Христе.

    • Вам нужно Евангелие: Благая весть Иисуса Христа о том, что несмотря на то, что вы нарушили закон, Христос понес наказание за вас. Это ничем не заслужено, это в чистом виде проявление Божественной благодати. Он дарит нам возможность покаяния и веры в Своего Сына, чтобы обрести спасение от вечных мук.
    • Верьте в основные доктрины об искупительной смерти Христа и Его воскресении.
    • Покайтесь в своих грехах и примите Христа как своего Господа и Спасителя.
    • Примите свой дар от Бога в ежедневном хождении со Христом: "Благодатью спасены вы по вере, и сие не от вас, Божий дар. Не от дел, чтобы никто не хвалился."(Ефесянам 2:8-9)

Два простых секрета

  1. Узнавайте больше о Христе, верьте в то, что Он умер и воскрес из мертвых как ваш Спаситель, а затем обратитесь в молитве покаяния к Единому, Истинному Богу: "Бог Отец, я отворачиваюсь от своих грехов, от всех своих дурных дел; я хочу изменений и от всей души благодарю Тебя за все, что Ты сделал, за то, что я прощен и спасен от наказания за грех – как дар – и за то, что Ты даешь мне новую жизнь. Спасибо за дар принятия Святого Духа, во имя Иисуса Христа."
  2. Проявляйте любовь; следуйте за Христом, уча других о том, что "есть лишь один Посредник между нами и Богом, Господь Иисус Христос, Сын Божий. Он Господь для всех, кто верует в Него, раскаивается и следует за Ним в Духе:"

    Следование за Христом включает в себя посещение собраний с людьми, имеющими ту же веру, крещеными, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа в знак принятия новой жизни, с людьми, обращающимися к Богу в молитве, читающими Священное Писание и проявляющими Божью любовь через доброту, прощение, миротворчество, верность и любовь в отношениях с верующими. (Не водитесь чувствами; не судите никого строго, даже самого себя; живите Духом Христовым, в вере, надежде и благотворительности. Итак, живите по Духу, и никто не похитит вас из руки Моей; в этом безопасность). Но будучи обличаемы во грехе, в ожидании последствий греха, просите прощения (чтобы быть прощены), и сможете продолжать жить как Дитя Божие, через имя Иисуса Христа – ибо Бог есть единый истинный Судия всего, плохого и доброго. Любовь Божия совершенна и изгоняет всякий страх.

  • Бог не ошибается. Никогда не думайте, что Он сделал что-то плохое. Он точно знает, что делает, и все, что Он делает, имеет свои цель и смысл.:):) Например: у парня умерла мать. Приблизительно в то же время у девушки того же возраста умер отец. Но они не были знакомы. Затем однажды одна женщина пригласила обе семьи на ужин. В той семье, что потеряла свою мать, было два мальчика и девочка около 13 лет. В другой, потерявшей своего отца, было 2 мальчика и 3 девочки того же возраста. Они познакомились и вскоре один из мальчиков и одна из девочек стали встречаться и затем поженились. Позднее встречаться стали родители этих двух семей и тоже поженились:) Они стали двумя счастливыми христианскими семьями. Некоторые люди были бы крайне злы на Бога за утрату близких и любимых. И эти люди какое-то время переживали сильное горе. Но ситуация изменилась. Бог позволил им пережить утрату и даровал новое счастье.

Эти люди теперь мои мама и папа и мои бабушка с дедушкой :):) Поэтому, пожалуйста, не гневайтесь на Бога. Он знает, что делает.

  • Помните, что Бог всегда с вами рядом. Вы можете в молитве поговорить с Ним в любое время.
  • Пожалуйста, не тратьте эту драгоценную жизнь зря, у нас есть только одна жизнь, чтобы прожить ее во Христе .
  • Помните, дело не только в молитве. После покаяния нужно стремиться жить, как Христос.
  • Знайте, что, став истинным христианином, вы увидели Бога по-новому.
    • Вам следует возненавидеть, грех, который раньше вам нравился.
    • Когда вы покаетесь и обратитесь к Богу, он даст вам новое сердце и новые желания, а также Святого Духа для следования за Ним.
  • Для всех истинных христиан, христианство – это не просто религия обожания божественной сущности; это личные отношения со Христом, единственным посредником между Богом и человеком. А Дух Божий станет вашим другом и утешителем на протяжении всей вашей жизни живя в вас, а вы во Христе (поскольку Христос обещал, что никогда не покинет вас).
  • Читая Библию, читайте не просто слова.
    • Нет смысла читать страницу за страницей лишь для того, чтобы выглядеть благочестиво и быть уверенным в том, что поступаете правильно.
    • Просто раз за разом изучайте небольшие отрывки текста, столько, сколько вы можете "осилить" разумом, не перегрузив его.
  • Вы можете найти полезным изучение слов Христа о том, Кто Он и что Он сделал.
    • Чрезвычайно важно исследовать смерть и воскресение Иисуса Христа.
    • Вам нужно узнать, каким образом его безгрешная сущность, несправедливое наказание и воскресение из мертвых позволяют обрести прощение тем, кто верит в Него.
  • Не читайте просто статьи. Несмотря на то, что вам может показаться полезным чтение религиозной литературы, это только начальный этап. Вы можете найти Бога, следуя Его заповедям. Иисус призвал следовать за Ним, сказав "Я и Мой Отец придем к вам и останемся с вами…"
  • Вам может быть полезно поговорить с христианином. Выберите того, чья целостность и знания вызывают у вас уважение.
  • Помните, что Бог любит вас, несмотря ни на что.
  • Если кто-то своими словами причинит вам боль, не отступайте. В конце концов, сам Господь был обвиняем (хотя будучи Святым, не сделал греха), и Он не отступил и даже не разгневался. Следуйте Его примеру.
  • Всякий раз когда вы будете принимать Святое Причастие -- как Божий дар всем нам, любящим Христа – делайте это в воспоминание о том, что Христос отдал за нас Свое Тело и пролил Свою кровь, как объяснил Он Сам присутствие хлеба и вина во время "Последней Вечери". Святое Причастие является буквальным присутствием Христа во всех, его принимающих.
  • Не произносите проклятия без необходимости (т.е., в этом нет необходимости).
  • Кроме того, Бог создал вас для радости в этой жизни. Пожалуйста, не воспринимайте христианство как некий свод моральных законов, которые лишают жизнь всех ее радостей. Принимайте Бога как источник высшей радости, и пусть это будет главным. Бог больше всего прославляется тогда, когда вы радуетесь в Нем. Он создал нас для познания, любви и служения Ему ("Что бы вы ни сделали меньшему из моих детей, вы сделали это ради Меня! " – сказал Иисус) и наслаждения жизни с Ним, этой и будущей. Достигая цели, ради которой мы были созданы, мы переживаем чувство глубочайшего удовлетворения, мира и радости даже в самые сложные периоды своей жизни.
  • Священное Писание утверждает, что "мы все согрешили и лишены славы Божией"(Римлянам 3:23). Другими словами, каждый человек сделал в своей жизни что-то плохое.
    • Римлянам 6:23 продолжает, "Возмездие за грех – смерть, но дар Божий – вечная жизнь во Христе Иисусе, Господе нашем."
    • Из любви к нам Бог принес в жертву Своего Сына, Иисуса Христа, как жертву умилостивления за наши грехи, чтобы мы могли приступать к Богу с молитвой и иметь с Ним личные взаимоотношения.
  • Святая Библия описывает искупительное действие Бога в этом мире.
    • В протестантской Библии содержится 66 книг, разделенных на две категории: книги Ветхого Заветта и Нового Завета. Католическая Библия состоит из 73 книг, а в различных изданиях Восточной Православной Библии количество книг может быть различным.
    • Первые четыре книги Нового Завета называются Евангелиями, поскольку описывают "благую весть", заключенную в жизни и учении Иисуса Христа.
    • Евангелие от Иоанна признано хорошей книгой для начинающих, подходящей для знакомства с учением Иисуса Христа.
  • Разберитесь, в чем заключаются различия между Православной и Протестантской церквями.

Предупреждения

  • Вокруг вас много неверующих людей, но это не значит, что вы не можете быть с ними друзьями. Будьте примером, ваше отношение должно отражать Христа. Несмотря на то, что Иисус сам сидел и ел с грешниками, Он учил их тому, как стать святыми. Все мы временами претыкаемся, не забывайте о том, с какой высоты вы упали! Прощайте, как и Христос простил вас.
  • Решение принять Христа и стать христианином за вами. Но не все люди, "называющие" себя христианами, верят в изложенное в Библии и в данной статье. Кто-то не верит в божественную сущность Христа, кто-то в ад или в первородный грех. При этом все могут называть себя христианами, даже отрицая истину. Самое главное в жизни христианина – это вера в смысл жизни согласно учению Христа и следование золотому правилу. Естественно, Христос учил верить в Бога как в реальность, верить в Его всемогущество, в Него как в Судию. Соответственно, жить согласно учению Христа означает верить в реальность Бога и в Христа…
  • Последняя книга Библии – книга Откровения, крайне интересная для чтения, но к ней нельзя приступать слишком быстро. Она может быть пугающей и дать читателю неверное представление мистического характера больше, нежели веры. Прежде чем вы возьметесь за сложные книги Священного Писания, убедитесь, что вы хорошо понимаете Евангелия.
  • Помните, что все люди греховны и несовершенны. Согрешая, приходите к Богу с покаянием.
  • Будьте верными свидетелями Христа. Каждый христианин призван проповедовать словом и делом, но исполнять это призвание следует мягко и уважительно. Христос не проповедовал то, что люди хотели от него услышать. Если бы Он поступал так, Его бы не распяли. Люди могут оскорбиться, но если это произошло, убедитесь, что это не следствие лицемерия или несправедливости.
  • Вам нужно раскаяться в своих грехах. Без истинного покаяния невозможно стать христианином. Исповедуйте свои грехи перед Христом.
  • Возможно, когда вы стали христианином, вам сказали: жизнь наладится, ваш брак будет исцелен, вы больше никогда не будете болеть, все проблемы в жизни разрешаться и так далее. Это просто неправда. Иисус говорил, что вас будут ненавидеть также, как люди ненавидели Его (Матфея 24:9). Над вами могут насмехаться, вышучивать и даже преследовать. Пусть вас это не смутит. Жизнь не так уж длинна, а на небесах вас ждет награда.
  • Несмотря на то, что христиане испытывают проблемы, вы сможете также пережить удивительную силу прощения, благодать, исцеление и чудеса, включая чудо спасения и обретения жизни вечной. Иисус обещал помогать, поэтому никогда не сдавайтесь и благодарите Бога за жизнь и вечную надежду, обретенную в Нем.
  • Заведите дневник, куда вы будете записывать свой опыт с Богом в повседневной жизни. К примеру, заведите молитвенный дневник, куда вы будете записывать свои молитвы и их результаты.
  • Если вы испытываете потребность в изменениях в своей жизни, хотите освободиться от бремени грехов, хотите научиться жить без оглядки на прошлое, начните посещать христианскую церковь, также выучите стих из Евангелия от Иоанна 3:16 "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Это значит, что Бог послал Своего Сына взять на себя бремя наших грехов и освободить нас через веру и доверие Ему.
  • Не пытайтесь делами завоевать себе путь на небеса, поскольку спасение соершается "не от дел" (Ефесянам 2:9). Ваши праведные дела "для Бога как испачканная одежда" (Исайя 64:6). Попробуйте представить себе, как можно очиститься с помощью испачканной одежды…
  • Внутри христианства существует многообразие течений, доктрины которых могут отличаться. Найдите церковь, которая опирается в своем учении на Библию и труды отцов ранней церкви, а не на свои собственные интерпретации библейского учения (и не на традиции отдельных деноминаций). Найдите соответствующую литературу по тем богословским вопросам, которые вас интересуют. Кроме того, изучайте труды "ранней церкви" и историю христианства.

Что вам понадобится

  • Библия.
  • Учения и труды Церкви и христиан на протяжении всей истории, согласных по поводу описанного в Библии евангельского учения Христа.

Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.

Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном месте возникновения христианства. Некоторые считают, что это случилось в Палестине, которая находилась в то время в составе Римской империи; другие предполагают, что это произошло в еврейской диаспоре на территории Греции.

Палестинские евреи на протяжении многих веков находились под чужеземным владычеством. Однако во II в. до н.э. они добились политической самостоятельности, за время которой расширили свою территорию и немало сделали для развития политических и экономических отношений. В 63 г. до н.э. римский полководец Гней Полтей ввел в Иудею войска, в результате чего она стала частью Римской империи. К началу нашей эры и другие территории Палестины потеряли свою самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником.

Утрата политической самостоятельности воспринималась частью населения как трагедия. В политических событиях усматривали религиозный смысл. Распространялась идея божественного возмездия за нарушения заветов отцов, религиозных обычаев и запретов. Это приводило к усилению позиции еврейских религиозных националистических группировок:

  • хасидеи — правоверные иудеи;
  • саддукеи , которые представляли примиренческие настроения, они были выходцами из высших слоев иудейского общества;
  • фарисеи — борцы за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами. Фарисеи выступали за соблюдение внешних норм поведения, за что их обвиняли в ханжестве.

По социальному составу фарисеи были представителями средних слоев городского населения. В конце I в. до н.э. появляются зелоты — выходцы из низших слоев населения — ремесленников и люмпен-пролетариев. Они высказывали наиболее радикальные идеи. Из их среды выделились сикарии - террористы. Их любимым оружием был кривой кинжал, который они скрывали под плащом — по латыни «сика». Все эти группировки с большей или меньшей настойчивостью вели борьбу с римскими завоевателями. Было очевидно, что борьба идет не в пользу повстанцев, поэтому усиливались чаяния о приходе Спасителя, Мессии. Именно первым веком нашей эры датируется самая древняя книга Нового Завета - Апокалипсис, в котором так сильно проявилась идея возмездия врагам за несправедливое отношение и притеснения евреев.

Наибольший интерес представляет секта ессеев или эссенов , поскольку их учение обладало чертами, присущими раннему христианству. Об этом свидетельствуют найденные в 1947 г. в районе Мертвого моря в Кумранских пещерах свитки. Общими у христиан и ессеев были идеи мессианизма - ожидания скорого пришествия Спасителя, эсхатологические представления о грядущем конце света, истолкование идеи греховности человека, обрядность, организация общин, отношение к собственности.

Процессы, происходившие в Палестине, были подобны процессам, происходившим в других частях Римской империи: везде римляне грабили и нещадно эксплуатировали местное население, обогащаясь за его счет. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических отношений переживались людьми болезненно, вызывали ощущение беспомощности, беззащитности перед государственной машиной и способствовали поиску новых путей спасения. Возрастали мистические настроения. Распространяются восточные культы: Митры, Исиды, Осириса и др. Появляется множество различных объединений, товариществ, так называемых коллегий. Люди объединялись на основе профессий, общественного положения, соседства и т.д. Все это создавало благоприятную почву для распространения христианства.

Источники возникновения христианства

Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве, эсхатологии, хилиазме - вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле. Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку.

Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов. Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Филон сформулировал понятие Логоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы — ангелы.

Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше». Близкую формулировку мы может найти в Евангелиях.

Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия.

Еще одним источником христианства стали процветающие в это время в различных частях Римской империи восточные культы.

Наиболее спорным вопросом в исследовании христианства является вопрос об историчности Иисуса Христа. В решении его можно выделить два направления: мифологическое и историческое. Мифологическое направление утверждает, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы написаны через много лет после описанных событий, они не имеют реальной исторической основы. Историческое направление утверждает, что Иисус Христос был реальной личностью, проповедником новой религии, что подтверждается рядом источников. В 1971 г. в Египте был найден текст "Древности" Иосифа Флавия , который дает основание полагать, что в нем описан один из реальных проповедников по имени Иисус, хотя о чудесах, им совершаемых, говорилось как об одном из многочисленных рассказов на эту тему, т.е. сам Иосиф Флавий их не наблюдал.

Этапы становления христианства как государственной религии

История становления христианства охватывает период с середины I в. н.э. до V в. включительно. В течение этого периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые могут быть сведены к следующим трем:

1 — стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

2 — стадия приспособления (II в.);

3 — стадия борьбы за господство в империи (III-V в.).

На протяжении каждой из этих стадий менялся состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, непрестанно кипели внутренние столкновения, которые выражали борьбу за реализацию насущных общественных интересов.

Стадия актуальной эсхатологии

На первой стадии христианство еще не выделилось окончательно из иудаизма, поэтому ее можно назвать иудеохристианской. Название «актуальная эсхатология» означает, что определяющим настроением новой религии в это время было ожидание прихода Спасителя в ближайшее время, буквально со дня на день. Социальной основой христианства стали порабощенные, обездоленные люди, страдающие от национального и социального гнета. Ненависть порабощенных к своим угнетателям и жажда мести находили свое выражение и разрядку не в революционных действиях, а в нетерпеливом ожидании той расправы, которая будет учинена грядущим Мессией над антихристом.

В раннем христианстве не было единой централизованной организации, не было священников. Общины возглавляли верующие, способные воспринять харизму (благодать, сошествие Святого Духа). Харизматики объединяли вокруг себя группы верующих. Выделялись люди, которые занимались разъяснением учения. Их называли дидаскалы — учителя. Для организации хозяйственной жизни общины назначались специальные люди. Первоначально появились диаконы , выполнявшие простые технические обязанности. Позднее появляются епископы — наблюдатели, надзиратели, а также пресвитеры — старейшины. Со временем епископы занимают главенствующее положение, а пресвитеры становятся их помощниками.

Стадия приспособления

На второй стадии, во II в., ситуация меняется. Светопреставления не наступает; напротив, происходит некоторая стабилизация римского общества. Напряженность ожидания в настроениях христиан сменяется на более жизненную установку существования в реальном мире и приспособления к его порядкам. Место эсхатологии, общей в этом мире, занимает эсхатология индивидуальная в потустороннем мире, активно разрабатывается учение о бессмертии души.

Изменяется социальный и национальный состав общин. В христианство начинают обращаться представители состоятельных и образованных слоев населения разных народов, населявших Римскую империю. Соответственно изменяется вероучение христианства, оно становится более терпимым к богатству. Отношение властей к новой религии зависело от политической ситуации. Один император осуществлял гонения, другой проявлял гуманность, если это позволяла внутриполитическая ситуация.

Развитие христианства во II в. привело к полному отрыву от иудаизма. Евреев среди христиан в сравнении с другими народностями становилось все меньше. Необходимо было решать проблемы практически-культового значения: пищевые запреты, празднование субботы, обрезание. В результате обрезание заменили на водное крещение, еженедельное празднование субботы было перенесено на воскресенье, праздник Пасхи перешел в христианство под этим же названием, но был наполнен другим мифологическим содержанием, так же как и праздник Пятидесятницы.

Влияние других народов на формирование культа в христианстве проявлялось в том, что происходили заимствования обрядов или их элементов: крещение, причащение как символ жертвоприношений, молитва и некоторые другие.

В течение III в. происходило формирование крупных христианских центров в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, в ряде городов Малой Азии и других областях. Однако сама церковь не была внутренне единой: среди христианских учителей и проповедников имелись расхождения относительно правильного понимания христианских истин. Христианство изнутри раздиралось сложнейшими богословскими спорами. Появилось множество направлений, по-разному трактовавших положения новой религии.

Назореи (от древнеевр. — «отказываться, воздерживаться») — проповедники-аскеты древней Иудеи. Внешним признаком принадлежности к назореям был отказ от стрижки волос и употребления вина. Впоследствии назореи слились с ессеями.

Монтанизм возник во II в. Основоположник Монтана в преддверии конца света проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Обычные христианские общины рассматривал как душевнобольных, духовными он считал только своих приверженцев.

Гностицизм (от греч. — «имеющий знание») эклектически связывал идеи , заимствованные главным образом из платонизма и стоицизма, с представлениями восточных . Гностики признавали наличие совершенного божества, между которым и греховным материальным миром имеются промежуточные звенья - зоны. К ним относили и Иисуса Христа. Гностики пессимистически относились к чувственному миру, подчеркивали свою богоизбранность, преимущество интуитивного познания перед рациональным, не принимали Ветхий Завет, искупительную миссию Иисуса Христа (но признавали спасительную), его телесное воплощение.

Докетизм (от греч. — «казаться») — направление, отделившееся от гностицизма. Телесность считали злым, низшим началом и на этом основании отвергали христианское учение о телесном воплощении Иисуса Христа. Они считали, что Иисус только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями.

Маркионизм (по имени основоположника - Маркиона) выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеческой природы Иисуса Христа, по своим основным идеям был близок к гностикам.

Новатиане (по имени основоположников — рим. Новатиана и карф. Новата) занимали жесткую позицию по отношению к власти и тем христианам, которые не смогли устоять под давлением властей и пошли на компромисс с ними.

Стадия борьбы за господство в империи

На третьей стадии происходит окончательное утверждение христианства как государственной религии. В 305 г. преследования христиан в Римской империи активизируются. Этот период в церковной истории известен как «эра мучеников». Закрывались места отправления культа, конфисковывалось церковное имущество, изымались и уничтожались книги и священная утварь, обращались в рабство плебеи, признанные христианами, арестовывали и казнили высших членов клира, а также тех, кто не покорился приказу отречься, оказав почести римским богам. Те, кто уступал, быстро выходили на свободу. Впервые места погребений, принадлежавшие общинам, стали на время прибежищем для преследуемых, где они отправляли свой культ.

Однако предпринятые властями меры не возымели действия. Христианство уже укрепилось в достаточной степени, чтобы оказать достойное сопротивление. Уже в 311 г. император Галерии , а в 313 — император Константин принимают указы о веротерпимости по отношению к христианству. Особенно большое значение имеет деятельность императора Константина I.

В ходе ожесточенной борьбы за власть перед решающим сражением с Макенцием Константин увидел во сне знак Христа — крест с повелением выступить с этим символом против врага. Исполнив это, он одержал решающую победу в сражении в 312 г. Император придал этому видению совершенно особый смысл — как знак избрания его Христом для осуществления связи между Богом и миром посредством своего императорского служения. Именно так воспринималась его роль христианами его времени, что позволило некрещеному императору принимать активное участие в решении внутрицерковных, догматических вопросов.

В 313 г. Константин издал Миланский эдикт, согласно которому христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права. Христианская церковь уже не подвергалась гонениям, даже в правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником за ограничение прав церкви и провозглашение веротерпимости к ересям и язычеству. При императоре Феодосии в 391 г. происходит окончательное закрепление христианства как государственной религии, а язычество было запрещено. Дальнейшее развитие и укрепление христианства связаны с проведением соборов, на которых отрабатывалась и утверждалась церковная догматика.

См.далее:

Христианизация языческих племен

К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340-е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенам готов. Готы приняли христианство в форме арианства, которое господствовало тогда на востоке империи. По мере продвижения вестготов на запад распространялось и арианство. В V в. в Испании его приняли племена вандалов и свевов. в Галин - бургундов и затем лангобардов. Ортодоксальное христианство принял франкский король Хлодвиг. Политические причины привели к тому, что к концу VII в. в большинстве районов Европы утвердилось никейское вероисповедание. В V в. с христианством познакомились ирландцы. К этому времени относится деятельность легендарного апостола Ирландии св. Патрика.

Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала эти образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнялись новым, христианским содержанием.

С конца V до начала VII в. власть римского папы была ограничена только римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Однако в 597 г. произошло событие, положившее начало упрочению римской церкви во всем королевстве. Папа Григорий I Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во главе с монахом Августином. Согласно легенде папа увидел на рынке рабов-англов и удивился сходству их имени со словом «ангелы», что счел знаком свыше. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму. Символом этой зависимости стал паллий (плат, надеваемый на плечи), который присылался из Рима предстоятелю церкви, называвшемуся теперь архиепископом , т.е. высшим епископом, которому делегировались полномочия непосредственно от папы — викария св. Петра. Впоследствии англосаксы внесли большой вклад в упрочение римской церкви на континенте, в союз папы с Каролингами. Значительную роль в этом сыграл св. Бонифаций, выходец из Уэссекса. Он разработал программу глубоких реформ франкской церкви с целью водворения единообразия и подчинения Риму. Реформы Бонифация создали в целом римскую церковь в западной Европе. Лишь христиане арабской Испании сохраняли особые традиции вестготской церкви.

Похожие публикации