Понятие метода, методологии и методики. Метод, методика, методология

В словарном запасе практически каждого человека фигурирует несколько тысяч слов. Это количество существенно зависит от его уровня образования, эрудиции и общего развития. Согласно статистическим данным, средний объем словарного запаса взрослого человека находится в пределах десяти-двенадцати тысяч слов.

Характерной особенностью образованных людей можно назвать правильное и уместное использование своего лингвистического резерва. Залогом грамотного оперирования словами и понятиями служит обращение к истокам словообразования, а также поиск достоверной, неискаженной информации.

В данной статье будет рассмотрено происхождение и значение понятия «метод», «система методов», их виды и области применения.

Определение термина

Слово «метод» имеет греческие корни. При буквальном переводе оно означает «путь, следуя по пути». Расширенная трактовка понятия включает комплекс действий, последовательность шагов или совокупность приемов, которые направлены на достижение вполне конкретной задачи. То есть, набор целенаправленных мероприятий и представляет собой метод. Определение может незначительно изменяться при внесении уточнений, касающихся видов и специфики мероприятий, но, в целом, суть остается неизменной.

Разновидности методов

Изучение существующих методик, их вариаций и сфер применения привело к созданию классификации. Учитывая конечную цель, а также особенности предпринимаемых действий, основные методы различают следующим образом:

  1. Аналитические.
  2. Дедуктивные.
  3. Диалектические.
  4. Индуктивные.
  5. Интуитивные.
  6. Научные.
  7. Обобщенные.
  8. Экспериментальные.

Следует различать понятия «методы» и «формы», так как первые характеризуют совокупность мероприятий и действий, а вторые - то, как это происходит. Более иллюстративно разницу можно изобразить на примере процесса обучения. Методов, которыми руководствуются преподаватели, довольно много и они также имеют свою классификацию, но среди основных можно выделить пассивный, активный и интерактивный.

Вместе с тем, форма организации обучения может быть дневной, вечерней, заочной, стационарной.

Аналитический и особенности

Слово «аналитика», от которого происходит название соответствующего метода, означает «искусство анализа». Этот термин предполагает разделение рассматриваемого объекта на составные элементы, их исследование, измерение, изучение. Аналитические методы работы предполагают сбор и обработку информации, поступившей в результате использования других приемов.

Сегодня большинство аналитических операций выполняется с помощью компьютеров. Их возможности одновременной параллельной, а не последовательной обработки исходных данных позволяют совершать аналитические действия со сверхскоростью. Такой подход используют в большинстве сфер научной, экономической, производственной деятельности для достижения различных целей.

Дедукция и дедуктивные методы

Понять, что такое можно при ознакомлении с его определением. Согласно словарю, построения прогнозов, умозаключений или выводов о частных ситуациях или о характеристиках отдельных элементов системы. Дедуктивный метод основан на изучении общих закономерностей какого-либо явления или системы. Другими словами, это изучение общего для познания частного.

Дедуктивные методы применяют:

  • В научной деятельности.
  • В криминалистике.
  • При обучении.
  • В экономике, статистике, бухгалтерском учете.
  • Для ведения юридической практики.
  • Как аспект медицинских исследований, а также во многих других важнейших сферах человеческой деятельности.

Учитывая особенности дедуктивного метода, следует выделить то, что его эффективное применение возможно только при наличии достоверных и проверенных исходных данных. Так как логический вывод основан на анализе предпосылок, их содержание имеет важнейшее значение.

Что такое метод индукции

В противоположность описанному ранее дедуктивному методу, индукция представляет собой генерирование логического вывода, основанного на переходе от частных положений к общим. Индуктивные умозаключения связывают исходные данные с выводом, руководствуясь не только строгими а и с помощью некоторых фактических, психологических или математических представлений. Неотъемлемым компонентом таких методов выступают общие закономерности, присущие всем явлениям в природе.

Существует понятие полной и неполной индукции. В первом случае, установления причинной связи предполагает обработку конечного числа частных предпосылок или случаев. Для обоснованного вывода необходимо, чтобы рассматриваемые случаи охватывали все возможные аспекты явления.

Понятие «неполная индукция» заключается в выдвижении предположения или гипотезы на основании изучения (наблюдения) избранных частных случаев. Естественно, такие гипотезы нуждаются в подтверждении.

Наиболее часто для их доказательства применяют метод математической индукции. С его помощью становится возможным осуществление полной индукции для бесконечного счетного множества объектов.

Какой метод называют диалектическим

Обобщая несколько определений, можно сказать, что диалектический метод - это способ, используемый для доказательства какого-либо положения или утверждения при рассмотрении и сопоставлении двух кардинально противоположных взглядов. Изучение диаметрально разных точек зрения позволяет получить истинное представление о целом.

Понимание того, что такое метод диалектики, помогает восстановить последовательность событий в криминалистике, юриспруденции и психотерапии. Широкое применение диалектика также находит в научной и хозяйственной сферах деятельности. В экономике этот метод предполагает изучение хозяйственных процессов, а также их закономерностей во время развития и движения. Подобный подход позволяет установить взаимообусловленность явлений экономического характера, а также особенности их взаимодействия. Диалектический метод является эффективным для выявления существующих противоречий и несоответствий. Также он незаменим при поиске компромиссных решений для удовлетворения потребностей противоборствующих сторон.

Роль интуитивных методов в процессе человеческой деятельности

Полной противоположностью аналитическим способам принятия решений и формированию логических выводов является интуиция. Согласно определению, интуитивные методы решения задач представляют собой психическую деятельность человека, направленную на подсознательную обработку исходных данных и выдачу быстрого результата. Как правило, на процесс генерации вывода оказывают влияние предшествующий опыт, проницательность, «чутье», эмпатия и воображение человека.

Интуитивные методы не являются какими-нибудь сверхъестественными, сверхразумными или идущими в обход ощущений, мышления и представлений. По большому счету, они являются результатом своеобразного типа мышления. Формирование метода происходит, когда обработка данных и отдельные этапы процесса анализа выполняются практически бессознательно, но итог оказывается предельно ясен. Зачастую, результат интуитивных методов оказывается более успешным, чем при случайном наборе действий, но менее эффективным, чем при использовании аналитических и научных методик.

Научный метод и его специфика

Научным методом называют комплекс способов, используемых для приобретения новых знаний и разработки алгоритмов для решения научных задач. Он представляет собой совокупность приемов, применяемых для изучения феноменов, упорядочивания, систематизации и корректировки полученных или уже имеющихся знаний. Формирование умозаключений и выводов происходит при использовании фактических данных, полученных в результате эмпирических исследований. Основная база, которую применяют для добычи данных, включает:

  • Эксперименты.
  • Измерения.
  • Наблюдения.

На их почве строят теории и выдвигают гипотетические предположения, которые становятся основой для построения математического описания (модели исследуемого объекта).

Научный метод характеризуется объективностью и полным исключением субъективного толкования результатов. Это условие обязательно для методов, применяемых в каждой науке. Категорически неприемлемо принятие на веру каких-либо утверждений, даже исходящих от признанных авторитетов в данной области. Существует понятие независимой проверки. Ее проведение было бы невозможным без документирования наблюдений, а также доступности исходных материалов, промежуточных и конечных результатов для ознакомления другими учеными.

Такой подход гарантирует получение дополнительного подтверждения при успешном воспроизведении экспериментов или критической оценки степени адекватности эксперимента и результата относительно теории, которую проверяют.

Понятие «обобщенный метод»

Использование обобщенных методов позволяет применять некоторые системы, разработанные для достижения конкретной цели, в других сферах.

Обобщенные методы могут иметь различное происхождение (чаще всего они относятся к аналитическим или научным), но посредством логических операций после исключения видовых признаков они приобретают новое значение. Эти методы имеют более широкий объем и менее конкретное содержание.

Заключение

Общая информация о том, что такое метод, позволяет лучше ориентироваться при чтении специализированной литературы, изучении инструкций и рекомендаций. Особенное значение знакомство с этим понятием имеет для участников образовательного процесса.

Метод - в самом широком смысле слова - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие "методология " имеет два значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности; учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Метод - совокупность правил, приемов познания и действия, система предписаний, требований, которые должны ориентировать в решении задачи, достижении результата. Он позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Только осознанное применение методов делает деятельность людей более рациональной и эффективной.

Методология формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, которые были открыты в философии, науке. Любой научный метод разрабатывается на основе теории, которая выступает его предпосылкой. Эффективность метода обусловлена фундаментальностью теории, которая "сжимается в метод". Метод используется для дальнейшего развития науки, теоретического знания.

Основные различия теории и метода состоят в следующем:

а) теория - результат предыдущей деятельности, метод - исходный пункт последующей деятельности;

б) главные функции теории - объяснение и предсказание, метода - регуляция и ориентация деятельности;

в) теория - система идеальных образов, отражающих сущность объекта, метод - система правил для дальнейшего познания и изменения действительности.

Современное наукоучение выделяет основные уровни методов и методологий:

1. Философско-методологический (включает в себя анализ методов с точки зрения их мировоззренческой и гносеологической обоснованности).

2. Общенаучная методология изучает общенаучные методы, а к ним относятся: наблюдение, эксперимент, общелогические методы обработки фактов и их оформление, методы построения теорий и гипотез.

3. Частно-научные методы (являются конкретизацией общенаучных применительно к частным дисциплинам).

4. Дисциплинарные методы - система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

В методологии используется несколько неопределенный методологический термин - познавательный подход. Под подходом принято понимать сложный методический комплекс, особый ракурс рассмотрения предмета исследования. Возможен подход к объекту в динамике (исторический подход) или в статике (статистический структурный подход), возможны подходы с точки зрения различных дисциплин. Порою под подходом понимают использование междисциплинарных идей в качестве метода. В современном познании наиболее распространены синергетический подход к объекту и системный подход. С точки зрения этих подходов могут быть рассмотрены объекты, которые поддаются интерпретации в терминах этих подходов. Системный подход предполагает рассмотрения взаимосвязанности структурных элементов. Методология - сложная, динамичная, целостная, система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.

Методология – учение о принципах исследования, формах и способах научного познания. Методология определяет общую ориентацию исследований, особенности подхода к объекту изучения, способ организации научного знания.

Различают три взаимосвязанных иерархических уровня методологии: философскую, общенаучную и частную методологию. Философская методология - самый высокий уровень. Определяющее значение для нее имеют принципы, сформулированные в истории фф: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания, категории общего, частного и отдельного, качества и количества; принцип всеобщей связи явлений, принципы противоречия, причинности. Сюда входит также логика научного познания, требующая соблюдения законов логики по отношению к изучаемому явлению. Общеметодологические способы исследования - анализ и синтез изучаемых явлений. Методологические принципы познания развиваются вместе с наукой.

Философская методология устанавливает формы научного познания, основываясь на раскрытии взаимосвязей наук. В зависимости от принципов, лежащих в основе деления, выделяют различные классификации наук, из которых наиболее общим является их деление на физико-математические, технические, естественные и гуманитарные.

Общенаучная методология представляет собой обобщение методов и принципов изучения явлений различными науками. Общенаучные способы исследования - наблюдение, эксперимент, моделирование, которые носят разный характер в зависимости от специфики науки.

Наблюдение включает в себя отбор фактов, установление их признаков, описание наблюдаемого явления в вербальной или символической форме (графики, таблицы и пр.) Лингвистическое наблюдение касается отбора языковых явлений, выделения из устной или письменной речи определенного факта, соотнесения его с изучаемой парадигмой явления, определения его свойств и признаков: выделение групп лексики, грамматических свойств слова и т.д. Здесь требуется хорошее знание языка исследователем, наличие у него так называемого этимологического чутья.

Эксперимент – это поставленный в точно учитываемых условиях опыт. В лингвистике эксперименты проводятся как с использованием приборов и аппаратов (экспериментальная фонетика, нейролингвистика), так и без них (психолингвистические тесты, анкетирование и пр.).

Моделирование – способ познания действительности, при котором объекты или процессы изучаются путем построения и исследования их моделей. Под моделью понимается любой образ (изображение, чертеж, схема, график и пр.) или устройство, используемые в качестве «заместителя» объекта или явления. Модель строится на основе гипотезы об устройстве оригинала и является его функциональным аналогом. Понятие модели вошло в языкознание в 60-е гг. в связи с проникновением в него идей и методов кибернетики.

Интерпретация – общенаучный метод познания, состоящий в раскрытии смысла полученных результатов и включении их в систему существующих знаний. Без этого их смысл и ценность остаются нерсаскрытыми. В 60-70-е гг. развилось направление - интерпретирующая лингвистика, которая рассматривала значение и смысл языковых единиц в зависимости от интерпретирующей деятельности человека.

Частная методология - методы конкретных наук: лингвистические, математические и пр., соотносящиеся с философской и общенаучной методологией и могут заимствоваться др. науками. Лингвистические методы исследования характеризуются слабой формализацией доказательств и редким применением инструментальных экспериментов. Лингвист ведет анализ путем наложения имеющихся знаний об объекте на конкретный материал (текст), из которого производится та или иная выборка, а теория стоится на основе моделей-образцов. Свободная интерпретация разнообразного фактического материала по правилам формальной логики и научная интуиция являются характерными чертами лингвистических методов.

Термин метод не имеет однозначного толкования. В.И.Кодухов предлагает различать 4 понятия, выражаемые этим термином:

· Метод-аспект как способ познания действительности;

· Метод-прием как совокупность правил исследования;

· Метод-методика как процедура применения метода-приема;

· Метод-способ описания как внешняя форма приема и методики описания.

Чаще всего под методом понимаются обобщенные совокупности теоретических установок, приемов исследования, связанных с определенной теорией. Метод всегда вычленяет ту сторону объекта исследования, которая признается главной в данной теории: исторический аспект языка – в сравнительно-историческом языкознании, психологический – в психолингвистике и т.д. Любой крупный этап в развитии языкознания сопровождался изменением метода исследования, стремлением создать новый общий метод. Т.о., каждый метод имеет свою сферу применения, исследует свои аспекты, свойства и качества объекта.

Методика исследования – процедура применения того или иного метода, которая зависит от аспекта исследования, техники и способов описания, личности исследователя и иных факторов. Так, при количественном изучении единиц языка в зависимости от целей исследования могут использоваться разные методики: приблизительные подсчеты, подсчеты с помощью математического аппарата, сплошная или частичная выборка языковых единиц и т.п. Методика охватывает все этапы исследования: наблюдение и сбор материала, выбор единиц анализа и установление их cвойств, способ описания, прием анализа, характер интерпретации изучаемого явления. Различие в школах внутри одного лингвистического течения чаще всего заключается не в методах исследования, а в различных методиках анализа и описания материала, степени их выраженности, формализованности и значимости в теории и практике исследования. Так, например, характеризуются различные школы структурализма: пражский структурализм, датская глоссематика, американский дескриптивизм.

Т.о., метод, методология и методика тесно связаны и взаимно дополняют друг друга. Выбор в каждом конкретном случае методологического принципа, сферы применения метода и методики зависит от исследователя, целей и задач исследования.

Глава 2. Методология науки.

Философия науки решает одну из кардинальных задач – занимается изучением методов и принципов, на основе которых ученый получает факты, истолковывает их и выдвигает гипотезы, создает теории.

Конечный результат научной деятельности зависит не только от того, кто действует (т.е. субъекта познания), и от того, на что направлена эта деятельность (т.е. объекта познания), но и от того, как совершается этот процесс, какие способы и приемы при этом применяются. Это и есть проблема метода.

Метод – совокупность правил, приемов и операций, направленных на решение какой-либо задачи; в науке – на организацию исследовательской деятельности.

Под методом обычно понимается любая процедура, используемая для получения определенного результата. Метод в широком смысле включает не только предписания или правила определенной деятельности, но и те критерии и идеалы, которыми она руководствуется, образцы удачного применения метода, требования к тому, кто пользуется этим методом и т.д.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

Под научной методологией понимается систематический анализ тех рациональных принципов и процессов, которые должны направлять научное исследование. Новые концепции и теории в науке возникают как результат применения различных методов исследования. Современная наука выработала большое количество таких методов, общих для ряда областей и специфических для отдельных объектов.

Особую актуальность проблема метода обретает в Новое время – эпоху становления классической науки. Рационализм и эмпиризм – два главных направления того времени в качестве главной задачи выдвигали проблему выработки методов научного познания.

Рационалисты исходили из того, что человеческий ум содержит в себе нечто божественное, а потому не может ошибаться. В правильном методе видели они верное средство направить мысль по тому единственно верному пути, который приведет нас к познанию истины.

Эмпирики, напротив, видели в разуме источник заблуждений, который «грешит против верности тем, что сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу» Они были уверены, что лишь опытным путем достигается истина.

В 19 веке методологию науки рассматривали как ветвь логики или как своего рода прикладную логику: методология, как тогда казалось, изучает приложение логических принципов и операций в сфере научного познания.

Рассматривая историю развития методологии, можно выделить три основных подхода:

1) Поиски универсальных, значимых всегда и везде правил и методов научного исследования (Р.Декарт, И. Кант и др.)


2) Утверждение, что правила зависят от контекста исследования, ни одно из них не является универсальным; имеются, однако, универсальные условные суждения и соответствующие им условные правила, предписывающие в определенной ситуации определенное действие.

3) Нет не только абсолютных методов, но и условные правила и образцы имеют свои пределы, так что даже контекстуально определенные правила могут приводить к отрицательным результатам.

Характерным примером третьей версии является «методологический анархизм» П.Фейерабенда, выражаемый им максимой «Все дозволено»

«Идея метода, содержащего жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принципы научной деятельности сталкиваются со значительными трудностями при сопоставлении с результатами исторического исследования. При этом выясняется, что не существуют правила – сколь бы правдоподобным и эпистемологически обоснованным оно ни казалось, - которое в то или иное время не было бы нарушено. Становится очевидным, что такие нарушения не случайны и не являются результатом недостаточного знания или невнимательности, которых можно было бы избежать. Напротив, мы видим, что они необходимы для прогресса науки» [.26.С.153]

Позиция П.Фейерабенда иногда истолковывается как призыв не следовать вообще никаким правилам и нормам. Однако, П. Фейерабенд утверждает нечто иное: поиски совершенно универсальных, не знающих исключений и не имеющих ограничений в своем применении методологических правил способны привести только к такому пустому и бесполезному правилу: «Все дозволено».

Сам П.Фейерабенд стремится показать, что всякое методологическое правило, даже самое очевидное для здравого смысла, имеет границы, за которыми его применение неразумно и мешает развитию науки.

Методологические правила нужны и всегда помогают ученому. Ученый, переступивший норму, руководствуется при этом другой нормой, так что такие нормы всегда есть. Проблема не в том, какие нормы и стандарты методологии признавать, а какие – нет. Проблема в отношении к методологическим предписаниям и в их использовании. В некоторых ситуациях одни методологические нормы можно заменять другими. Не существует абсолютных, значимых всегда и везде правил, образцов научного исследования. И поиски их – пустое дело.

Методологические исследования можно разделить на общие, частные и конкретные. Общая методология занимается проблемами обоснования научного знания независимо от того, в какой из конкретных научных дисциплин оно получено: проблемой роли опыта в научном познании реальности, различиями между науками о природе и науками о культуре, структурами таких универсальных операций научного мышления как объяснение и понимание, проблемой единства научного познания и т.п.

Частная методология исследует методологические проблемы отдельных наук или их узких групп. Можно, например, говорить о методологии физики, о методологии биологии о методологии наук исторического ряда и т.д. И в физике и в биологии применяется операция объяснения. Вместе с тем многие биологические объяснения включают понятие цели, которое теряет смысл применительно к объяснению физических процессов.

В социальных и гуманитарных науках сравнительно хорошо разработаны частные методологии социологии, экономической науки, психологии и др.

Конкретная методология , называемая иногда методикой, занимается методологическими аспектами, связанными с отдельными исследовательскими операциями в рамках конкретных научных дисциплин.

Научный метод представляет собой систему категорий, ценностей, регулятивных принципов, способов обоснования, образцов и т.д., которыми руководствуются в своей деятельности члены научного сообщества.

Научный метод предполагает:

Достаточно устойчивую и ясную систему категорий, служащих координатами научного мышления;

Определенную систему идеалов, на которую ориентируются в своей деятельности ученые;

Систему норм научного познания, требующих обоснованности научного знания, его логической последовательности;

Специфический отбор способов обоснования полученного знания;

Ряд общих регулятивных принципов, соответствие которым желательно, но не обязательно;

Особые, специфические для каждой научной дисциплины правила адекватности;

Особые принципы упорядочения, или иерархизации, многообразных истолкований истины, типов научных теорий, применяемых в науке приемов обоснования, видов научного объяснения;

Использование определенных философских представлений о мире, позволяющих прояснить философские основания науки и использовать метафизику в анализе роста и развития научного знания;

Определенные образцы успешной исследовательской деятельности в конкретной области.

Выделяют два основных типа методов исследования. Во-первых – общелогические методы, присущие человеческому познанию в целом и применяемые как в обыденном, так и в научном познании. Во-вторых – методы, характерные только для научного познания. Эти методы вырабатываются в процессе развития самой науки и, как правило, не применяются в обыденном познании.

К общелогическим методам осносятся:

Анализ – расчленение объекта, который на уровне созерцания всегда дан как некоторая целостность, на определенные составные части, элементы, свойства, признаки и т.д.

Синтез – соединение составных частей, элементов, свойств, признаков, расчлененных анализом, в единое целое.

Абстрагирование – отвлечение от каких-либо свойств объекта с целью более полного и глубокого изучения других его свойств.

Обобщение – объединение однородных объектов в группы на основе присущих им одинаковых свойств.

Сравнение – установление сходства или различия между объектами или группами объектов.

Дедукция – переход в процессе познания от общего знания к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего.

Индукция - переход в процессе познания от частного и единичного к общему.

Аналогия – метод, когда на основе сходства объектов по каким-то одним свойствам или параметрам делается вывод об их сходстве и по другими свойствам или параметрам.

В методологии науки принято классифицировать научные методы по двум основаниям: степени общности метода и по характеру получаемого знания. В первом случае выделяются общенаучные и частно-научные методы. Во втором – методы эмпирического познания и методы теоретического познания.

К общенаучным можно отнести: научное наблюдение, эксперимент, идеализация, доказательство, интерпретация и др.

Частно-научные методы - это методы, применяемые в той или иной сфере познания: логико-математические методы, технико-технологические, методы социально-гуманитарных наук, естественно-научные методы. К частно-научным относятся и методы, применяемые в конкретных науках: методы инженерного проектирования, логические методы, физические методы и т.д.

По характеру получаемого знания выделяют методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование и др.) и методы теоретического познания (идеализация, формализация, математическое моделирование и др.)

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие метода
Рубрика (тематическая категория) Культура

Метод – совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-пер-вых, следование им – крайне важно е условие получения достоверного результата. Во-вторых, они выступают как средство социального контроля в рамках научного сообщества.

История развития науки, свидетельствует о том, что новое в познании рождалось не столько благодаря улучшению психологических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования методов работы.

Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д.

Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целœей в других областях. В то же время многие выдающиеся достижения – следствия переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки. Основа этого переноса – материальное единство мира.

Методы образуют основу учения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ принято называть методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определœенные научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание. По этой причине методология не ограничивает себя лишь исследованием методов. Она вовлекает в свою сферу множество производных вопросов: что такое знание, каковы критерии его отличия от заблуждения, какие формы развития и т.д.

В структуре метода центральное место занимают правила – пред-писания, устанавливающие порядок действий на пути к определœенной цели. В базовом знании правила фиксируется закономерность, проявляющаяся в некоторой предметной области. Базовое знание трансформируется в систему операциональных норм, обеспечиваю-щих ʼʼподведениеʼʼ, ᴛ.ᴇ. соединœение средств и условий с деятельностью человека. Истинность базового знания – крайне важно е условие правильности метода.

В базовом знании интегрируются результаты самых разнообразных наук. Можно выделить философское, общенаучное, конкретно-научное его содержание. Особое место в базовом знании принадлежит его предметно-образному компоненту, закрепленному в различного рода методиках.

Философское содержание метода составляют положения онтологии и теории познания, антропологии, логики, этики, эстетики, аксиологии. Философия помогает определить правильное направление исследования, ᴛ.ᴇ. на уровне философской методологии формируется мотивация научно-исследовательской деятельности.

Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных научных дисциплин, составляют базовое знание методов общенаучного характера. Так, методы теоретической кибернетики, семиотики, теории систем и других наук глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания, но особая роль принадлежит математике. Ее принято относить к естественным наукам, т.к. она всœегда черпала предмет для своего анализа и применения в процессах, изучаемых естественными науками (физикой, химией, биологией и т.д.). В XIX в. математические методы глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания и оказались необходимыми в экономике и многих гуманитарных науках (лингвистика, история, социология, политология и др.).

Результаты фундаментальных наук могут транслироваться в методы более конкретных наук. Тесная связь инженерной деятельности с практическими потребностями вызывает крайне важно сть своевременного учета в технических науках многообразных и быстроизменяющихся регулятивов социально-экономического характера и не позволяет рассматривать технические науки лишь как сумму прикладных разделов математики, химии и других естественных наук.

Знания, применяемые на предметно-чувственном уровне некоторого научного исследования, составляют базу его методики. В эмпирическом исследовании методика обеспечивает экспериментально-производственную деятельность.

Всякая методика создается на базе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность узкоспециализированных установок, включающую в себя достаточно жесткие ограничения – инструкции, проекты, стандарты, технические условия и т.д. На уровне методики установки, существующие идеально, в мыслях человека, как бы смыкаются с практическими операциями, завершая образование метода. Без них метод представляет собой нечто умозрительное и не получает выхода во внешний мир.
Размещено на реф.рф
В свою очередь практика исследования невозможна без влияния идеальных установок. Хорошее владение методикой – показатель высокого профессионализма.

Познавательные методы разделяют на две группы: 1) общелогические – присущие познанию в целом как на обыденном, так и на теоретическом уровне (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование); 2) приводящие к научному познанию. Последние по отношению к опыту делятся на эмпи-рические (наблюдение, эксперимент, измерение, описание) и теоретические (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы).

Понятие метода - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие метода" 2017, 2018.

  • - Билет 1. Понятие метода и методологии юр науки

    Постнеклассический идеал научности. Неклассический идеал научности. Понятие научной рациональности. Содержание классического идеала научности. Рациональность (от лат. ratio - разум) - в общем смысле разъясняется... .


  • - Эмпирический и теоретический уровни познания, их задачи. Научное понятие метода и методологии, методы и формы эмпирического и теоретического уровней познания.

    Эмпирический уровень познания связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента – чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление. Формы и методы научного познания. 1) Проблема - научный вопрос. Вопрос... .


  • - Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности

    Метод в самом широком понимании есть «путь к чему-либо» или способ деятельности субъекта в любой ее форме, в том числе и познавательной. Понятие «методология» употребляется в двух основных значениях: 1) как совокупность способов и приемов, применяемых в той или иной сфере... .

    Метод экономического анализа – это совокупность приемов и способов исследования экономических явлений и процессов путем установления и определения взаимосвязи и изменения их параметров, количественного и качественного оценивания влияния отдельных факторов и их... .


  • - Понятие метода управления. Виды методов управления и их характеристики.

    Термин «метод» греческого происхождения (methodos) трактуется двояко: как способ познания, исследования природных явлений и общественной жизни и как прием, способ или образ практического действия. В первом случае это познание науки управления, во втором - способ... .


  • - Понятие метода и методологии. Общелогические, эмпирические и теоретические методы научного исследования.

    Каждая из форм научного познания использует свои методы(метод – это совокупность действий, приемов и операций, способствующих достижению результата).Методология - учение о методах познания, о структуре и динамике научного знания. Методы эмпирического исследования:... .


  • Похожие публикации