Поляки массово убивали евреев и после Второй мировой войны: что говорят об этом историки. Поляки и Евреи - deniss_t

Свыше 500 лет присутствие евреев в Польше, Литве и Беларуси было весьма ощутимым .

Варшава. Еврейский квартал, 1930

Первые письменные упоминания о евреях в ВКЛ — это грамоты князя Витовта, выданные в 1388 и 1389. евреям Берестье (Бреста) и Гародни (Гродно).

К 1560 году численность евреев в ВКЛ достигла 20 тысяч человек, к 1628 — 40 тысяч, к 1788 — 157 тысяч. А через 110 лет, по данном Всероссийской переписи население 1897 года, в пяти беларуских губерниях проживали 1202129 евреев. Они составляли 14,1% всего населения тогдашнего Северо-Западного края и 35,9% городских жителей.

По состоянию на январь 1939 в тогдашней маленькой Беларуси было 375 тысяч евреев. После присоединения Западной Беларуси их численность возросла более чем вдвое.


Первые евреи появились на территории современной Беларуси в XIV в., в эпоху существования Великого Княжества Литовского. Евреев, живших в этом средневековом государстве и их потомков до сих пор называются «литваками». По мнению этнографа М. Членова, к литвакам относили евреев Литвы, Белоруссии, западных районов современных Брянской, Смоленской и южных районов Псковской областей России. От других еврейских этнографических групп они отличались своим северо-восточным диалектом идиша, особыми признаками быта и обычаев.

Первый письменный источник о пребывании евреев на белорусской земле - грамота князя Витовта брестским евреям, датированная 1383 годом.

В XIV и XV веках происходит массовая миграция евреев из немецких городов в Польшу и Великое Княжество Литовское. Переселяются целые общины, которые перевозят свои капиталы, вековые привычки к торговой деятельности, кагальный строй, немецко-еврейский говор (идиш), религиозные традиции и систему талмудическго воспитания. К концу XV века в Польше и Великом Княжестве Литовском живет более 20 тыс. евреев.

До 1495 года в Великом Княжестве Литовском было пять городов с оседлым еврейским населением: Брест-Литовск, Владимир-Волынский, Гродно, Луцк, Троки. В других населенных пунктах евреи встречались в этот период только временно: это Дрогичин, Каменец, Кричев, Минск, Новогрудок.

С 1503 по 1569 год возникли новые еврейские поселения в Кобрине, Пинске, Индуре, Новом Дворе, Турце, Дворце, Ляховичах, Ратно, Слониме, Сураже.

В это же время создано ядро будущих еврейских поселений там, где евреи имели аренду мытней и откупов. Это Витебск, Дрогичин, Каменец-Литовск, Мерочь, Минск, Могилев, Бобруйск, Дрисса, Желудок, Мышь, Новогрудок, Полоцк, Глубокое, Городец, Друя, Молчадь, Мотоль, Мстиславль, Мосты, Острино, Пружаны, Радошковичи, Шерешев.

Александр Ягеллон (великий князь Литовский, с 1501 года - король польский), запутавшись в долгах и не имея возможности избавиться от кредиторов-евреев, публикует указ «жидову с земли вон выбити». В апреле 1495 года изгнанию подверглись все евреи Великого Княжества Литовского - Бреста, Гродно, Трок, Луцка, Владимира-Волынского и Киева. Евреи брестской и гродненской общин переселились в соседнюю Польшу и частично - в имения удельных князей литовских.

В апреле 1503 года Александр разрешил евреям вернуться в Великое княжество Литовское, возвратив им отчужденное имущество.

В лице великого князя и короля Жигимонта I Старого (1506-1548) белорусские евреи нашли деятельного защитника. Он укрепил правовое положение белорусского еврейства законодательными актами: освободил их от обязанности выставлять на войну тысячу всадников, уравнял в податном отношении с мещанами, предоставил свободу торговли и ремесла и защитил от произвола воевод и старост, судивших евреев, «яка сами хотят».

Нуждаясь в деньгах для войны с Москвой, Жигимонт задумал в фискальных интересах централизовать власть над евреями и в 1514 году назначил генеральным старшиной всех евреев Великого княжества Литовского таможенного откупщика Михеля Езефовича.

В первой четверти XVI века наиболее цветущие еврейские общины были в Бресте, Гродно и Пинске.

В 1551 году белорусские евреи получили право избрания раввинов. Интересно, что раввин Бреста Мендель Франк титуловался «королевским чиновником», а еврей Шлоймо Израилович был назначен депутатом при Виленском воеводстве. Наиболее знатные евреи в официальных документах обычно титуловались «панами». Подобно шляхтичам, они носили при себе сабли и в случае необходимости всегда готовы были действовать ими.

В то же время Статут 1529 года запрещал евреям иметь невольников, а Статут 1566 года определял одежду, которую обязаны носить евреи. В частности, они не должны были носить дорогие платья с золотыми цепями. «Пусть носят они желтые шляпы или шапки, а жены их - повойники из желтого полотна, чтобы всякий мог отличить еврея от христианина».

В период с 1569 по 1667 год возникли новые еврейские поселения: Пуховичи, Малеч, Могильно, Слуцк, Смоляны, Брагин, Высоко-Литовск, Копыль, Коссово, Лида, Несвиж, Раков, Радунь, Ружаны, Селец, Словатичи, Сморгонь, Тимковичи, Туров, Гомель, Горки, Копысь, Койданово, Логишин, Любеч, Мозырь, Ошмяны, Речица, Старо-Быхов, Чериков, Узда, Чаусы, Чечерск, Шилов, Зельва.

Высшим органом еврейского самоуправления являлись Ваады - съезды раввинов и кагальных представителей. Ваад коронных, или польских, евреев существовал с 1580 по 1764 год, еврейские общины Белоруссии объединялись в составе т. н. «Литовского Ваада», сотрудничавшего с существовавшим в Польше Ваадом Четырех Земель. В 1623 году в Брест-Литовске собрался первый Ваад белорусских и литовских общин, маршалком (председателем) которого до самой своей смерти состоял брестский раввин Меир Валь, сын легендарного польского «короля» Шауля (Саула) Валя.

В 1654 году началась война между Москвой и Речью Посполитой, принесшая белорусским евреям неисчислимые бедствия. Их снова грабили, убивали и изгоняли из городов, завоеванных русской армией. В 1648 году на Украине началось восстание казаков под командованием Зиновия-Богдана Хмельницкого. Десятки цветущих еврейских общин на Украине были разгромлены, тысячи беженцев хлынули в белорусские и литовские местечки. Однако вскоре восстание охватило часть Белоруссии и Литвы. От рук казаков погибло более 2 тыс. евреев Гомеля. «Огнем и мечом» казаки разорили пинскую еврейскую общину и весь Пинский округ.

В XVII в. белорусские евреи пострадали от погромов Богдана Хмельницкого и вторгшихся в 1655 г. русских войск. В ходе восстания Богдана Хмельницкого и последовавших за ним русско-польской и польско-шведской войн погибло около 86 тысяч евреев.

В результате разделов Польши в 1772, 1793 и 1795 гг. территория Белоруссии вместе с проживавшими там евреями отошла к Российской Империи.

После первого раздела Речи Посполитой в составе России оказалось около 55 тыс. белорусских евреев. Сенатским указом 1775 года было узаконено существование кагалов. По представлению генерал-губернатора Чернышева, евреи в Белоруссии были выделены в особую податную и сословную единицу. С 1780 года евреи получили право записываться в купечество и участвовать в сословно-городском самоуправлении.

Вскоре все евреи Белоруссии попали в «черту оседлости». По специальному указу Екатерины II, c 1791 года еврейское население удерживалось в границах его расселения. В 1794 году узаконена расширенная «черта оседлости». Евреям разрешалось «отправлять купеческие и мещанские промыслы» в губерниях: Минской, Изяславской (впоследствии Волынской), Брацлавской (Подольской), Полоцкой (Витебской), Могилевской, Киевской, Черниговской, Новгород-Северской, Екатеринославской и области Таврической. Днепр по двум его берегам сделали центральной рекой «еврейской территории».

Примерно в это же время в некоторых частях страны распространяется хасидизм.

Хотя евреев в то время еще не брали на действительную военную службу, немалое число белорусских евреев приняло активное участие в Отечественной войне 1812 года на стороне русской армии. Они были искусными разведчиками и умелыми снабженцами.

11 апреля 1823 года последовал высочайший указ, чтобы в белорусских губерниях, евреи прекратили винные промыслы и содержание аренд и почт, а к 1825 году переселились в города и местечки.

Первая для детей российских евреев школа 1-го разряда (низшая) была учреждена в 1847 году в Минске.

Согласно переписи 1897 г., в Беларуси проживало более 900 тысяч евреев - 21,1% еврейского населения черты оседлости Российской империи. При этом они являлись второй по значимости - после титульной этнической - группой на белорусских землях, опережая по количественным показателям и удельному весу даже традиционно многочисленную польскую диаспору.

В 1897 году в Витебске жило 34 440 евреев (52% населения города), в Бресте - 30 260 (65%), в Гродно - 22 684 (48%), в Минске - 47 652 (52%), в Пинске - 21 065 (74%), в Слуцке - 10 264 (77%), в Могилеве - 21 547 евреев (50%), в Гомеле - 20 385 (55%).

В конце XIX века от 25% до 38% евреев в местечках Белоруссии жили за счет благотворительности, а многие эмигрировали в США и другие страны.

Представители различных еврейских социалистических групп в октябре 1897 года собрались в Вильно и основали «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» (сокращенно на идиш - Бунд).
В конце 1901 года в Минске состоялся также съезд общества под названием «Поалей Цион» («Рабочие Сиона»).

Когда летом 1903-го был организован еврейский погром в Гомеле, еврейская молодежь города впервые в истории еврейских погромов в России сумела создать отряд самообороны и успешно отразить натиск погромщиков. Участники этого отряда самообороны, переселившись в Палестину положили начало второй алии и основали организацию «Ха-Шомер».

На белорусской земле существовали крупные ешивы - в Воложине, Любавичах, Мире, Слониме, Слуцке. Сюда стекалась еврейская молодежь из многих стран мира.

Важное место в жизни белорусских евреев занимали синагоги. В 1917 году их было: в Минске - 83, в Могилеве - 50, в Бобруйске - 42, в Витебске - 30, в Гомеле - 26.

Февральская революция 1917 года ликвидировала «чёрту оседлости». 20 марта 1917 года Временное правительство приняло «Постановление об отмене всех национальных и вероисповедных ограничений». Все еврейские партии вышли из подполья. В результате свободных выборов председателем городской думы Минска стал член Бунда Арон Вайнштейн. На выборах в Учредительное собрание в Минской губернии за сионистов проголосовало 65400 человек, за Бунд и меньшевиков - 16270. Сионист Ю. Бруцкус был избран депутатом Учредительного собрания. В Минске начали издаваться несколько еврейских газет: еженедельник «Дос идише ворт» («Еврейское слово»), ежедневная газета «Дер векер» («Будильник»), легальная сионистская газета «Дер ид» («Еврей»).

В 1919-1922 годах белорусские евреи стали жертвами погромов со всех сторон: и польских войск, и банд Булак-Булаховича, и частей, находившихся под идейным руководством Бориса Савинкова, и просто банд грабителей («зеленых»), и частей Красной Армии, На территории Белоруссии в этот период было учинено 225 погромов.

Первая мировая и Гражданская войны привели к ускорению процесса урбанизации белорусского еврейства и его массовому оттоку за пределы республики. В 1920-х годах в результате нэпа была разрушена хозяйственная структура еврейского местечка. Десятки тысяч бывших ремесленников и торговцев лишились не только постоянного заработка, но и гражданских прав (стали «лишенцами»).

Октябрьская революция разделила белорусских евреев на два лагеря. Одна часть приняла активное участие в борьбе за установление советской власти, а другая, меньшая, была настроена антисоветски.

В июне 1919 года комиссариат по еврейским делам Наркомнаца обнародовал решение о роспуске еврейских общин и потребовал сдать ему их имущество.

После установления советской власти (1920 г.) еврейская община была распущена, еврейские партии ликвидированы, язык иврит запрещен, как и обучение в хедерах и иешивах, преследовались еврейские учителя-меламеды, закрывались синагоги. Советская власть создала для евреев советскую систему образования, просвещения и культуры на языке идиш без национальных традиций и национальной культуры. Кроме бундовской газеты «Дер векер», все еврейские издания были запрещены.

В 1920-1930-х годах в БССР было четыре государственных языка: белорусский, русский, еврейский (идиш) и польский. Если в 1924-1925 учебном году в БССР работало 87 начальных и 42 семилетние еврейские школы с обучением на идише, то в 1926-1927 учебном году количество начальных школ увеличилось до 147, а семилетних - до 53. В них обучалось 24 тыс. учащихся. В начале 1920-х годов были открыты три еврейских педагогических техникума. В Белоруссии работали еврейские отделения рабфаков, педфаков, кафедра еврейского языка Горецкой сельхозакадемии, еврейская секция этнолого-лингвистического факультета БГУ, еврейский зоотехникум и т. д. Но в конце 1930-х годов еврейское образование в БССР было фактически ликвидировано. В июле 1924 Года был учрежден еврейский отдел института белорусской культуры, затем преобразованный в еврейский сектор Белорусской академии наук. В 1932 году создан Институт еврейской пролетарской культуры. В 1935 году в системе Белорусской академии: наук был организован Институт национальных меньшинств, который закрыли уже в 1936 году. В Минске был открыт еврейский сектор в Институте белорусской культуры, в библиотеке им. В. И. Ленина, в БГУ на педагогическом факультете.

В 1926 году в Минске создан Белорусский государственный еврейский театр, который возглавил Михаил Рафальский, а в 1929-м-еврейская хоровая студия под руководством композитора Самуила Полонского.

В БССР издавались еврейский ежемесячный литературный журнал «Штерн», двухнедельный журнал «Дер юнгер арбетер», ежедневная, газета «Октябрь», еврейская пионерская газета «Дер юнгер ленинец». В 1929 году в Минске было издано 55 наименований еврейских книг.

Вторая половина 1920-х - первая половина 1930-х годов стали воистину периодом расцвета еврейской культуры Белоруссии. Еврейская культура Белоруссии дала миру таких известных художников, как Марк Шагал, Хаим Сутин, Иегуда Пэн, Соломон Юдовин, Меир Аксельрод.
К концу 1930-х гг. в Белоруссии проживало около 400 000 евреев.

В 1939 году в БССР проживало 375 тыс. евреев. В сентябре 1939 года, после нападения Германии на Польшу, к БССР была присоединена территория Западной Белоруссии. После присоединения Западной Белоруссии в 1939 г. численность еврейского населения возросла, по разным оценкам, до 800 000 - 1 000 000 человек.

Накануне Великой Отечественной войны на территории Белоруссии проживало около 1 млн евреев.

Великая Отечественная война стала Катастрофой белорусского еврейства. В 1941-1945 годах здесь погибло 983 тыс. евреев, в том числе 85 тыс. иностранных евреев. На территории 207 населенных пунктов было создано более 300 гетто. Большая часть узников Минского, Полоцкого и других гетто и евреи стран Европы были уничтожены в Тростенецком лагере смерти.

В тяжелых условиях гетто возникло антифашистское движение. Подпольные группы действовали в Минском, Слонимском, Барановичском, Бобруйском, Гродненском, Брестском и других гетто. Во многих гетто накануне подготовки фашистами массовых расстрелов происходили восстания. Большинство вырвавшихся на свободу узников приняли активное участие в партизанском движении.

На территории БССР действовало более 10 еврейских партизанских отрядов. В рядах белорусских партизан в 1941-1944 годах сражалось около 12 тыс. евреев.

23 белорусских еврея стали Героями Советского Союза. Полными кавалерами ордена Славы стали два белорусских еврея. В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии и Военно-Морского Флота служило 62 генерала и 4 адмирала-еврея - уроженцев Белоруссии.

В ходе послевоенной антиеврейской кампании «борьбы с космополитами» в республике были закрыты все еврейские школы и культурные организации. В 1945-1946 годах волна антисемитизма прокатилась по многим населенным пунктам Белоруссии. Кроме заместителя председателя СНК Г. Б. Эйдинова. евреев на уровне высшего партийного и государственного руководства республики не осталось. После убийства в Минске в 1948 году выдающегося еврейского артиста С. М. Михоэлса, в БССР, как и по всей стране, началась антисемитская вакханалия. Евреев арестовывали только за то, что они изучали иврит и идиш, читали книги Шолом-Алейхема.

В 1940-е - 1950-е гг. была практически прекращена деятельность религиозных общин.

В 1960-е - 1970-е гг. Беларусь становится одним из центров «антисионистской пропаганды». Разгул государственного антисемитизма в 1970-х годах привел к тому, что в 12-томной «Беларускай Савецкай Энцыклапедыи» не было даже статьи «Евреи». В этом издании не нашлось места Марку Шагалу и Хаиму Сутину.

Численность еврейского населения республики в послевоенный период сократилась со 150 000 в 1959 г. до 112 000 в 1989 г. В 1959 году в Белоруссии насчитывалось 150 тыс. евреев. По переписи 1979 года в БССР жили 135 тыс. евреев, а в 1989 году - 112 тыс.

Главным фактором сокращения численности стали в 1970-е - 1990-е гг. миграционные процессы и ассимиляция. До 1989 г. эмиграция евреев из Советского Союза не носила массового характера. С 1979 г. по 1988 г. из БССР выехало 9 955 евреев.

С 1970-х годов минские евреи стали проводить 9 Мая митинг «на Яме» у памятника погибшим в гетто, который был установлен в 1947 г. Этот памятник - первый в СССР, на котором сделана надпись на идиш: «Евреям - жертвам нацизма». В 1970-е гг. в городе началось движение за национальное достоинство и право на репатриацию: появились подпольные ульпаны по изучению иврита, истории и традиций. Особенно активно эта деятельность развернулась в середине 1980-х гг.

Разрешение свободного выезда за границу в 1989 г. положило начало массовой алии в Израиль. Пик эмиграции в Израиль из Белоруссии приходится на 1989 - 1991 гг. За три года туда выехало 62 389 человек.

Первые еврейские организации в Беларуси возникают в конце 1980-х гг.
В 1988 г. создается Минское общество любителей еврейской культуры (МОЛЕК), а в 1991 г. официально регистрируется Белорусское объединение еврейских организаций и общин, вошедшее в состав Ваада СССР.

В 1989 - 1994 годах число репатриировавшихся из Белоруссии в Израиль составило 49 243 человека. За это же время еврейская эмиграция в Соединенные Штаты и другие страны составила 227 000 человек.

Согласно данным переписи 1999 г., еврейское население в республике составляло 27810 человек, в то время когда только одна благотворительная организация «Хесед» обслуживает более 18 тысяч человек пенсионного возраста. Исходя из этого, даже с учетом возрастных диспропорций, характерных для современной демографической ситуации, по самым приблизительным подсчетам евреев в республике должно проживать не менее 50-60 тысяч.

Больше всего евреев живет в столице Белоруссии, Минске. Остальные действующие крупные общины находятся в Бресте, Витебске, Гомеле, Могилёве, Гродно, Бобруйске, Полоцке, Мозыре, Барановичах и Пинске.

Дипломатические отношения с Израилем были установлены в 1992 г. В 2003 - 2005 гг. израильское посольство в Минске было закрыто в рамках кампании по экономии израильских государственных бюджетных средств. В ответ Белоруссия в январе 2004 г. де-факто снизила свой уровень представительства в Государстве Израиль, оставив во главе посольства временного поверенного. Конфликт был исчерпан в январе 2005 г., когда посольство Израиля возобновило свою работу в Минске, в июне 2005 г. открылся консульский отдел. В настоящее время Чрезвычайным и Полномочным Послом Государства Израиль в Республике Беларусь является Эдди Шапира. В мае 2006 г. Белоруссия также назначила своего посла в Израиле, им стал Игорь Александрович Лещеня.

В белорусской столице есть Иерусалимская улица. Кроме того, решением Минского городского Совета депутатов переулок Мебельный переименован в улицу имени одного из руководителей подполья в Минском гетто Михаила Гебелева с установкой мемориальной доски. Национальный банк Беларуси с 15 января 2008 года ввел в обращение памятные монеты "З. Азгур. 100 год", посвященные 100-летию со дня рождения белорусского скульптора, еврея по национальности Заира Азгура. В марте 2008 г. Национальное агентство по туризму Беларуси разработало экскурсию "Расстрелянные звезды. История Минского гетто". В сентябре 2005 г. в Бресте была торжественно открыта памятная доска в честь премьер-министра Израиля М. Бегина. С октября 2005 г. на хлебозаводе в Могилеве выпекается кошерный хлеб. Действует Лига межпарламентской дружбы "Беларусь - Израиль ", возглавляемая депутатом Национального собрания Белоруссии О. Величко.

В Республике Беларусь в настоящее время нет Закона о реституции, который позволял бы возвращать собственность юридическим или физическим лицам. Единственная возможность существует для действующих, официально зарегистрированных религиозных общин - по решению местных властей им, как правопреемникам, в собственность могут быть переданы культовые здания, ранее принадлежавшие данным конфессиям.

Наиболее представительная из ныне действующих еврейских организаций в стране - Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин (СБЕООО), возглавляемый заслуженным архитектором Республики Беларусь, лауреатом Ленинской премии Леонидом Левиным. СБЕООО является членом Евроазиатского еврейского конгресса, активно сотрудничает с Всемирным еврейским конгрессом, Европейским еврейским конгрессом и другими международными еврейскими организациями → История еврейской общины Беларуси .


→ Еврейские кварталы и местечки


→ Хроники Минского гетто

Физическое уничтожение в годы войны, а затем эмиграция привели к тому, что еврейское население в Польше, Литве и Беларуси после 1940 неуклонно сокращалось:

в 1950 году в послевоенной Беларуси — около 150 тыс. евреев,
в 1970 — 148 тыс.,
в 1979 — 135 тыс.,
в 1989 — 112 тыс.,
в 1999 — около 28 тыс.,
в 2009 году — 18,5 тыс. (0,2% население страны).

Таким образом, евреи в Беларуси фактически исчезли .


→ Варшавское гетто

В 1946 году в послевоенной Польше жило 23,8 миллиона человек. Польских евреев, которым удалось избежать холокоста, оставалось полмиллиона человек, но евреи по-прежнему оставались большой национальной группой. Для сравнения, во Франции, в которой сейчас проживает самая крупная еврейская община в Европе, после войны жило всего 180 тысяч евреев.

Однако в течение нескольких послевоенных лет Польшу покинуло подавляющее большинство евреев. В конце шестидесятых годов произошел новый всплеск иммиграции, и из Польши уехали практически все остававшиеся в стране евреи.

По данным переписи населения Польши 2002 года в стране проживало 1133 еврея.

На сохранившихся сегодня в Польше четырехстах старых еврейских кладбищах и сотнях других, не сохранившихся, лежат предки миллионов граждан России, Израиля, США, Аргентины, Германии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, других стран.

Но Польша сегодня - это страна без евреев .

Число евреев в Литве постоянно снижается .

К началу XX века евреи составляли 40% населения Вильнюса. Согласно переписи 1923 г., еврейское население независимой Литвы достигало примерно 154 тыс. человек (7,6% всего населения), проживавших в основном в крупных городах — Каунасе (25 тыс., 27%), Паневежисе (6,8 тыс., 36%), Шяуляе (5,3 тыс., 24,9%), Укмерге (3,9 тыс., 37,5%), Вилкавишкисе (Волковышки; 3,2 тыс., 44%) — и местечках.

Литва была оккупирована немецкими войсками в конце июня 1941 г., В Литве ко времени оккупации находилось от 225 до 265 тысяч евреев, включая 13-15 тысяч беженцев из Польши. К началу 1942 г. остатки еврейских общин сохранялись лишь в городах Каунас, Вильнюс, Шяуляй и Швенчис. В гетто Вильнюса было около 20 тысяч евреев, Каунаса — 17 тысяч, Шяуляя — 5 тысяч, Швенчис (Свенцян) — около 500 человек.

В годы Второй мировой войны на территории Литовской ССР, которая в Российской империи входила в черту осёдлости и включала в себя районы, плотно населённые евреями, было уничтожено почти 94 % литовских евреев.

В Вильнюсе массовые расстрелы евреев осуществляли подразделения эйнзацгруппе «А» и части местной полиции. В населенном пункте Панеряй (Понары) к началу сентября 1941 г. расстреляли около 35 тысяч евреев, и ещё 10 тысяч до конца года (из 60 тыс. живших в городе).


Вильнюс. 1941

К середине октября 1941 г. общее число евреев, уничтоженных в Литве, по результатам последних научных исследований, составило 71 105 человек.

В Литву нацисты депортировали европейских евреев с целью уничтожения. Так, в конце декабря в Каунас прибыли эшелоны с пятью тысячами евреев из Германии, Австрии и Чехословакии. Они сразу были уничтожены в девятом форте. В 1941-43 гг. там же были уничтожены несколько тысяч евреев из Бельгии, Нидерландов и Франции.

В большинстве местечек и городов Литвы все еврейское население было уничтожено немецкими частями и отрядами литовцев к декабрю 1941 года.

Всего к концу января 1942 г. в результате массовых казней, смерти от холода и голода в Литве погибло 180-185 тысяч евреев.

Трагедия Холокоста в Литве унесла жизни 95-96% довоенного еврейского населения (200 тысяч человек, по другим сведениям 215—220 тысяч) Литвы. К 1944 году в Вильнюсе оставалось всего 600 евреев.

→ Тайна Виленского гетто

По переписи населения 1959 г., в Литве насчитывалось около 25 тыс. евреев (менее 1% всего населения), из них свыше 16 тыс. — в Вильнюсе, около 5000 — в Каунасе.

Согласно переписи 1979 г. (после начала еврейской эмиграции из СССР) еврейское население Литвы составляло 15 тыс. человек (0.4% всего населения).

В 1989 г. еврейское население Литвы составляло 12,400 человек. В конце 1980-х - начале 2000-х гг. большое число литовских евреев переехали в Израиль, США, Канаду, Германию, Австралию. Всего в 1989-2004 гг. из Литвы выехали 7362 человека.

По переписи населения 2001 евреев в Литве насчитывалось 4007 человек, из них в Вильнюсе — 2 769, в Каунасе — 427.

ПОЛЬША И ЕВРЕИ

Самый давний из известных мне предков, Абрам Зеликман, родился а белорусском Полесье в 1730 году. В одном с ним поколении жили 512 моих шесть раз прадедушек и прабабушек. А течение четырехсот лет до рождения Абрама, пока евреи из средней Европы двигались на восток, в польскую землю легли останки десятков тысяч евреев, являющихся моими прямыми предками. Может быть поэтому, на уровне генетической памяти, мне кажутся знакомыми и родными польские поля, леса, реки и озера.

Польша является колыбелью российского еврейства, предки практически всех евреев, живущих сегодня в пределах нашего Отечества, в результате трех разделов Польши в XVIII веке стали подданными Российской империи.

С тех пор прошло почти 250 лет, из которых Россия в течение полутора столетий имела в своих пределах наибольшую часть нынешних польских земель. В 1918 году на карте мира вновь возникло Польское государство. Через двадцать лет, к началу второй мировой войны население Польши составляло 35 миллионов человек, но только 65% польских граждан были этническими поляками, а польские евреи являлись второй по величине национальной группой численностью 3,3 миллиона человек. В то время польские евреи были самой большой в Европе еврейской общиной.

В ходе второй мировой войны евреи подверглись массовому уничтожению. За время войны в Польше погибло 2,8 миллионов евреев, что составляет почти половину от общего числа погибших польских граждан.

Эти цифры общеизвестны. Гораздо менее известно то, что происходило с евреями в Польше в послевоенное время.

В 1946 году в послевоенной Польше жило 23,8 миллиона человек. Польских евреев, которым удалось избежать холокоста, оставалось полмиллиона человек, но евреи по-прежнему оставались большой национальной группой. Для сравнения, во Франции, в которой сейчас проживает самая крупная еврейская община в Европе, после войны жило всего 180 тысяч евреев.

Однако в течение нескольких послевоенных лет Польшу покинуло подавляющее большинство евреев. В конце шестидесятых годов произошел новый всплеск иммиграции, и из Польши уехали практически все остававшиеся в стране евреи.

По данным переписи населения Польши 2002 года в стране проживало 1133 еврея .

На сохранившихся сегодня в Польше четырехстах старых еврейских кладбищах и сотнях других, не сохранившихся, лежат предки миллионов граждан России, Израиля, США, Аргентины, Германии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, других стран.

Но Польша сегодня – это страна без евреев.

Только за послевоенное время число евреев в Польше уменьшилось более, чем в три тысячи раз.

Как такое могло произойти?

«Здесь живи!»

Евреи начали селиться в Польше с XIV века. Существует легенда, что на переселенцев, бежавших в Польшу во время эпидемии чумы, с неба упала записка с двумя словами на иврите: «по лин», что означает - «здесь живи». «Полин»- так евреи называли Польшу.

В XI-XIII веках в странах Северной и Центральной Европы евреи жили в относительном благополучии, успешно занимаясь торговлей и оказанием разнообразных услуг. Изобретательностью еврейских финансистов зарождалась банковская система. Евреи считались незаменимыми в процессе заселения земель и развития городов.

Многие правители гарантировали евреям свободу торговли, право заниматься разменом денег, гарантируя, при этом, право сохранения традиционного еврейского религиозного, общинного и культурного уклада. До конца XI века притеснения евреев со стороны властей были исключительным явлением.

Еврейские погромы в Европе начались с 1096 года, когда толпы рыцарей, горожан и крестьян направились в первый крестовый поход. Дикие и необразованные жители средневековой Европы увидели в евреях виновников распятия Христа. Когда крестоносцы летом 1096 года двинулись на юго-восток, они оставили за собой на берегах Рейна кровавый след вырезанных и уничтоженных еврейских общин и горстки отчаявшихся неофитов, насильно обращенных в христианство. Овладев в 1099 году Иерусалимом, крестоносцы загнали еврейских жителей города в синагогу и сожгли их живьем.

Можно сказать, что с этого времени евреи утратили чувство безопасности. Стало очевидным, что ни государь, ни церковные власти не в состоянии обеспечить безопасность, обещанную евреям в охранных грамотах. Хотя в последующие годы насилие по отношению к евреям повторялось значительно реже, весь XII век евреи жили в постоянном страхе, и их безопасность почти всецело зависела от покровительства властей.

В 1171 году во французском городе Блуа на евреев впервые возвели обвинение в ритуальном убийстве и тридцать четыре еврея были сожжены на костре. Затем, в последующие семьсот с лишним лет, евреев неоднократно обвиняли в ритуальных убийствах. И хотя ни одно обвинение не было доказано, «кровавые наветы» оказались удивительно живучи.

Так в 1235 году возвели кровавый навет на евреев города Фульды. Тела якобы убитых ими христианских детей были показаны императору Фридриху II как доказательство вины всех евреев Германии. Однако этот император, покровитель наук и противник папства, был убежден в невиновности евреев. Он созвал ученых из среды крещеных евреев всей Западной Европы, и они подтвердили, что заветы еврейской религии категорически запрещают какое-либо убийство и что даже употребление крови животного противно еврейским законам и обрядам. Обсуждения и решения съезда были опубликованы Фридрихом II в особом послании. Но даже этот оправдательный вердикт не приостановил волны кровавых наветов.

Во Франции в 1320-21 годах евреи были обвинены в отравлении колодцев с помощью нанятых ими для этой цели прокаженных. Результатом этого чудовищного обвинения была новая волна гонений во Франции и в соседних странах.

В 1348-1349 годах в Европе буйствовала эпидемия чумы, прозванная «черной смертью», унесшей порядка 25 миллионов жизней. Еврейские законы предписывают евреям соблюдение личной гигиены, поэтому среди евреев заболевания случались реже. В результате, евреев обвинили в том, что они намеренно распространяют чуму и евреев стали безжалостно резать, жечь и топить.

В результате, евреи Германии массово поднялись с насиженных мест, и пошли на восток, в Польшу.

В те времена в Польше правил король Казимир Великий, который благосклонно относился к евреям. Беженцы из Германии нашли там приют и спокойное убежище на несколько веков. Начиная с XIV века и до середины XVI века эмиграция евреев из немецких городов в Польшу, Литву и Беларусь была поистине массовой. Переселялись целые еврейские общины, перенося в новую страну обитания свои капиталы, а также свою традицию занятия торговлей.

В XV веке Польша и Великое княжество Литовское стали центром культурной, экономической и общественной жизни евреев. Только в Польше было основано 45 новых еврейских общин, всего в Польше и Великом княжестве Литовском к тому времени проживало более 20 тысяч евреев.

К концу XV - началу XVI века характер и состав еврейской эмиграции в Польшу, Литву и Беларусь существенно изменился. С запада и из центра Европы сюда эмигрировали не только зажиточные евреи, которые искали благоприятные условия для приумножения своих капиталов, но на новые территории потянулись в поисках счастья средняя и бедная еврейская масса, вытесненная из старых насиженных мест жесткой торговой конкуренцией и связанной с ней национальной и религиозной нетерпимостью. Привилегии, дарованные евреям, обеспечивали им совместную мирную жизнь с коренным населением, беспрепятственное расширение экономической деятельности и внутреннее самоуправление.

Несмотря на определенную враждебность со стороны низшего католического духовенства, в экономической деятельности евреи пользовались правом беспрепятственного производства кредитных операций и свободной торговли всеми товарами наравне с христианами при равных для всех купцов налогах.

Как евреи покинули Польшу

Во время второй мировой войны от рук нацистов погибло не менее 2,8 миллионов польских евреев.

Нацистами именно в Польше были созданы фабрики по уничтожению евреев: Треблинка-2, Аушвиц-Биркенау (Освенцим-2), Собибор, Белжец. Эти предприятия принято называть лагерями, но фактически лагерями они не являлись, так как в них постоянно проживало только несколько сотен заключенных, обеспечивающих функционирование фабрик смерти. Люди, обреченные на смерть, прибывали на место уничтожения, в течение короткого времени уничтожались, после чего фабрика была готова к приему следующей партии обреченных евреев. В самой «продуктивной» фабрике смерти Треблинке, расположенной в 80 километрах к северо-востоку от Варшавы, было уничтожено 800 тысяч евреев. На земле нет места, где было бы убито большее количество людей.

В таких лагерях, как Освенцим-1 был постоянный контингент заключенных, они выполняли хоть какую-то работу. В лагерях смерти только убивали, а заключенные обеспечивали этот конвейер с тем, чтобы со временем самим стать его жертвой.

После того, как в лагерях смерти были убиты практически все польские евреи, туда стали прибывать эшелоны из других стран, захваченных гитлеровцами.

Однако польские евреи во время войны гибли не только от внешнего врага, но и от своих соседей поляков.

Во время второй мировой войны поляки совершили военные преступления против евреев как минимум в 24 районах страны. К такому выводу пришла правительственная комиссия, расследовавшая события в Польше, относящиеся к началу Второй мировой войны .

Доклад комиссии занимает 1500 страниц и называется «Вокруг Едвабно». Едвабно – это небольшой польский город, ставший символом уничтожения евреев поляками еще до начала массового уничтожения евреев фашистским режимом Германии. Долгое время убийства евреев во время войны на территории Польши считались делом рук исключительно нацистов, но правительственное расследование, проводившееся в течение двух лет, доказало, что за этнической резней стояли именно поляки. Согласно расследованию Института Национальной Памяти, число убитых поляками евреев только в Едвабно - не менее 1 тыс. человек. Точное число евреев, убитых поляками во время войны, невозможно установить, однако известно, что по результатам 60 расследований обвинения в преступлениях против евреев были предъявлены 93 полякам в 23 регионах страны. В результате судебных процессов, проведенных в Польше в первые послевоенные годы, 17 человек были осуждены на тюремное заключение, один был казнен. Об этом в Польше после окончания войны предпочитают не говорить.

В то же время, во время войны множество поляков готовы были жертвовать своей жизнью ради спасения евреев. В войну фашистами в Польше было казнено свыше 2 тысяч человек, спасавших евреев или помогавших им. В Иерусалиме в парке музея Яд-Вашем есть «аллея праведников», на которой увековечены имена людей, которые рискуя своей жизнью, спасали евреев во время войны. Больше всего на этой аллее, 3558 имен, - это праведники из Польши. В числе тех, кто в войну спасал евреев, была семья Папы Иоанна Павла II.

Но тех, кто ненавидел евреев, в Польше было гораздо больше. Осенью 1941 года, после первых акций массового уничтожения поляками евреев, генерал Грот-Ровецкий, руководитель подпольной Армии Крайовой, писал в Лондон польскому правительству в эмиграции: «Проеврейские симпатии, выражаемые в заявлениях членов лондонского правительства, производят весьма неблагоприятное впечатление в стране и весьма способствуют успеху нацистской пропаганды. Прошу принять во внимание, что подавляющая часть населения настроена антисемитски. Даже социалисты не составляют в этом исключения, отличие только в тактике. Необходимость эмиграции как способа решения еврейского вопроса так же очевидна для всех, как и необходимость изгнания немцев. Антисемитизм стал широко распространённым явлением» .

В 1944 году комиссар лондонского правительства Кельт сообщал в своём отчете о поездке в Польшу: «Согласно мнению на местах, лондонское правительство перебарщивает в выражении своих симпатий к евреям. Учитывая, что в стране евреев не любят, высказывания членов правительства воспринимаются как слишком филосемитские» .

Сегодня очень тяжело писать об истории нашего народа в Польше: в этой стране нет больше некогда процветавшей общины Израиля

В конце средних веков десятки тысяч гонимых евреев пришли из Германии в другую страну рассеяния — Польшу. Название страны, «Полин», они поняли как сочетание двух еврейских слов — по — «здесь» и лин — «переночуй», решив, что «здесь» будет отдых и покой на всю оставшуюся ночь изгнания… пока Страж не провозгласит, что наступило «утро». Они надеялись дожить и увидеть утренний свет, но пришла тьма и поглотила всех. Да будет отомщена их кровь!

Были у нас в Польше тяжелые времена, были и светлые. Не из добрых чувств руководители страны приняли нас, а в ожидании выгод, которые могли принести ей евреи своими талантами и деньгами. И когда они считали, что с нас получить нечего, хладнокровно выдавали нас нашим врагам. «Под тремя дрожит земля: … и под ногами раба, ставшего королем…». Через сто лет угнетения польский народ наконец-то получил свободу и начал было править на своей земле, но пришла беда, и он стал подручным палачей.

Оплакивая евреев, которые, погибнув, даже не удостоились могилы, мы вновь и вновь спрашиваем: почему наш народ страдает более всех других народов? Впору отчаяться, но «нет места отчаянию в мире». Не поворачивается язык обвинить погибших праведников, но невозможно и оспаривать справедливость Творца. «Грех Иудеи записан железным пером. Мы грешили и гневили — Ты не простил». Получив позволение, не разбирает губитель, и первыми платят по счету праведники. Были ли безгрешны евреи в другие периоды истории? Конечно, нет. Но есть эпохи, когда многократно увеличивался грех. Мы грешили теми же грехами, из-за которых был разрушен Храм, теми, из-за которых были мы изгнаны из Земли нашей. Мы помним трагедии, которые пережил наш народ на протяжении всей своей истории. Трудно поверить, будто такова цепь случайностей, поэтому нам остается только верить в правоту Всевышнего! Вслед за пророком мы повторяем: «Возврати нас к Себе, и мы вернемся. Восстанови нам прежние дни» (Эйха 5:21).

Убежище на поколения

Время начала еврейского поселения в Польше нам неизвестно. Эту страну Б-жественное Провидение избрало нам пристанищем на многие поколения, и здесь произошел духовный расцвет еврейского народа. Общественно-политическое устройство Польши облегчало проблемы эмиграции. Дворянское меньшинство владело почти всей землей аграрной страны. Основную массу населения составляло крепостное крестьянство. Немногочисленный средний класс страны представляли в основном немцы — потенциальные союзники Германии, которая непрерывно стремилась на Восток и мечтала захватить польские земли. Польские власти с радостью приняли евреев — купцов и ремесленников, бежавших от преследований в Германии, в чьей преданности стране, давшей им приют, не было никаких сомнений.

В Польше евреи основали свою общину и жили по законам Торы. Они рассматривали работу как средство добывания пропитания. Целью же жизни считали изучение Торы и соблюдение ее заповедей. Многие проводили годы своей юности в домах учений и ешивах.

В 5024 (1264) году граф Болеслав из Калиша пожаловал евреям особый статус. Теперь евреи подчинялись непосредственно графу и не зависели от городского самоуправления и местных дворян. Под страхом телесного наказания запрещалось причинять вред евреям и их имуществу. Было категорически запрещено возводить на евреев обвинение в ритуальном убийстве. Шляхта и католическое духовенство были недовольны этим указом и пытались уклониться от его выполнения. При слабых правителях они неоднократно натравливали чернь на евреев. Все же положение в Польше было много лучше, чем в Германии.

После погромов, прокатившихся по всей Германии во время эпидемии черной оспы (5108/1348), польский король Казимир III (5093—5130/1333—1370) принял в Польше тысячи евреев. Эпидемия не дошла до Польши, но и в этой стране нашлись подстрекатели, призывавшие отомстить евреям за то, что они, якобы, отравляют колодцы. Король Казимир III сумел защитить евреев, утвердив грамоту Болеслава. И хотя погромы случались и в годы его правления, все же его царствование было периодом расцвета польской общины. При следующих правителях положение общины ухудшилось, в частности, под влиянием торговцев-католиков, жаждавших уничтожения конкурентов.

Положение евреев в Литве было много лучше. Идолопоклонники-литовцы еще не научились антисемитизму у католических священников. Впрочем, когда князь литовский Ягело крестился и, женившись на польской принцессе Ядвиге, объединил обе страны, положение литовской общины не ухудшилось.

Еврейская автономия в Польше

Спокойным временем для польских евреев был период, когда на польский престол взошел литовский князь Казимир IV (5207/1447). Он вывел евреев из-под юрисдикции католического суда и пожаловал им внутреннюю автономию. Отныне спор между евреем и христианином подлежал только прямому суду короля. Чтобы прекратить кровавые обвинения, Казимир IV постановил принимать такого рода дела к рассмотрению только по показанию четырех свидетелей. И когда монах-фанатик Капистрано потребовал от короля Казимира отменить права евреев, король отказал ему в этом.

Антисемиты не могли спокойно смотреть на счастливую еврейскую жизнь и пытались использовать любой предлог, чтобы ухудшить положение евреев. Когда в 5214 (1454) году король потерпел поражение в войне с немецкими рыцарями, священники немедленно начали подстрекать народ, утверждая, что поражение в войне последовало в наказание королю: в нарушение законов церкви слишком хорошо относится к евреям. Мелкие шляхтичи усмотрели в этом возможность не возвращать долги и потребовали отменить или ограничить пожалованные евреям права. Королю пришлось уступить. Но после его победы в войне и подписания мира в Торино (5226/1466) положение евреев опять улучшилось.

В дни правления Казимира IV в страну хлынули тысячи беженцев из Германии. Благодаря их деятельности экономика страны сильно упрочилась. Польза еврейского присутствия была очевидна всем. Король передал евреям на откуп сбор податей, ежегодно пополнявших казну громадными суммами. Положение королевских сборщиков налогов в ряде случаев давало евреям преимущество перед христианами, но с другой стороны в глазах народа евреи превратились в ненавистных обирателей. После того как Римский папа объявил крестовый поход против турок, толпа будущих крестоносцев напала на общину города Кракова и убила тридцать евреев. Король негодовал. Он наложил на город штраф и потребовал гарантий, что такое больше не повторится. После смерти короля Казимира (5252/1492) один из его сыновей, Ян, унаследовал польскую корону, а другой, Александр, — литовскую. В Польше право суда над евреями было передано из королевского суда в церковный. В 5255 (1495) году евреи были изгнаны из Литвы. Все же, когда умер польский король и принц Александр вновь объединил две страны, он позволил евреям селиться в Литве и вернул им их имущество. В Польше права евреев были тоже практически восстановлены.

Гонители и покровители

Король Сигизмунд 1 (5266—5308/1506—1548), высоко ценя приносимую евреями пользу, поощрял иммиграцию в страну евреев из Германии и Чехии и защищал их от священников и мелкой шляхты. Крупные землевладельцы разделяли взгляды короля на еврейский вопрос, и, когда шляхта ограничила права евреев, они во главе с королем пригласили беженцев поселиться на своих землях.

Сигизмунд II (5308—5332/1548—1572) официально восстановил грамоту короля Казимира IV. Его личным врачом был еврей р. Йеуда Ашкенази, тот самый, который затем, переехав в Турцию, стал видным дипломатом. Чтобы евреи могли принимать участие в ярмарках, король перенес в своих владениях рыночный день с субботы на другой день недели. Сигизмунд II расширил права общин и разрешил им самостоятельно собирать специальный еврейский налог, который евреи платили вместо службы в армии. Он также повелел, чтобы одним из судей в деле между христианином и евреем был глава еврейской общины. Но когда началась борьба между лютеранской и католической церквями за религиозное будущее Польши, первыми пострадали, конечно, евреи. Так как король отказался преследовать и лютеран, и евреев, католики прибегли к классическому обвинению, безотказно распалявшему чернь во все времена: евреев обвинили в надругательстве над святыми дарами (на сей раз в том, что евреи, якобы, выносят освященный хлеб из церкви и протыкают его). По этому обвинению в городе Холеме были арестованы четыре еврея и девочка-христианка. Под пыткой несчастные признались в справедливости обвинения и были осуждены на смерть. Король отказался утвердить приговор, но городской голова быстро привел приговор в исполнение, не считаясь с мнением монарха. Одному из осужденных удалось бежать, остальные перед казнью отказались от вырванных у них под пыткой признаний и погибли смертью праведников. Чтобы такое не повторялось, король повелел впредь все дела по обвинению в ритуальном убийстве и осквернении святых даров слушать только в королевском присутствии. Король Стефан Баторий, правивший после Сигизмунда II, продолжал защищать евреев. Он приказал казнить за ложный донос той же казнью, какая предназначалась для обвиняемых.

Новые беды

Польский престол не передавался по наследству. После смерти короля собирался дворянский сейм, избиравший главу страны. Это давало известное преимущество мелкой шляхте и князьям церкви, перед которыми заискивали кандидаты на престол. После избрания зависимость короля от шляхты продолжалась. После смерти Стефана Батория на польском престоле один за другим сменялись слабые короли. Наступил период шляхетской вольницы.

То была эпоха религиозной вражды и нетерпимости, когда две христианские церкви боролись за обладание Европой. Религиозная нетерпимость между христианами только подогревала ненависть к евреям. Городские управы ограничивали их права на торговлю и вместе со священниками подстрекали толпу устраивать погромы: евреев убивали, а их имущество грабили. Кровавый навет, обвинение в осквернении святых даров, — все было пущено в ход. Слабые короли ничего не могли поделать — они слишком нуждались в покровительстве католической церкви. Только крупные землевладельцы понимали, что евреи могут быть полезны и не давали их в обиду. В результате общины, находившиеся в королевских владениях, распадались, и евреи переселялись из них на земли крупных графов. Многие, бежав на Украину, которая в то время принадлежала Польше, стали управляющими имении польских панов и благоденствовали до страшного кризиса, разразившегося в 5408 (1648) году.

Публикуется с разрешения издательства Швут Ами

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

К XVI столетию в центральной и восточной Европе складывается отдельный еврейский субэтнос – ашкенази, значительная часть которого проживала на территории Речи Посполитой. Здесь в отличие от соседней Германии евреи не были стеснены большим количеством законов, ограничивавших сферы их профессиональной деятельности, что обеспечивало постоянный приток представителей иудейской веры в польские и литовские земли. В XVI столетии из 11-миллионного населения Речи Посполитой примерно 800 тысяч были евреями.

Свобода, в которой оказались евреи, беспокоила многих поляков. В частности, в 1485 году краковские католики попытались запретить евреям любую деятельность, кроме «закладов за просроченные долги». Однако превратить евреев исключительно в ростовщиков им не удалось. В 1521 году уже главы львовского магистрата жаловались в Познань:

«Неверные евреи лишили нас и наших занимающихся купечеством сограждан почти всех источников пропитания. Они овладели всей торговлей, проникли в местечки и села, не оставили христианам ничего». Однако и в этом случае никакой реакции не последовало. Король не желал терять в лице польского еврейства мощный торгово-экономический пласт, который обеспечивал в том числе и финансовую стабильность государства.

Тем не менее, евреи постепенно сосредотачивали свою деятельность в нише, в которой их не могли побеспокоить представители других национальностей и вероисповеданий – это посреднические функции между горожанами и крестьянами. Суть деятельности такова: сначала еврей-посредник скупал у крестьян сырье и перепродавал его в город, затем закупал у горожан готовую продукцию и снова перепродавал ее уже в село.

Занять такую нишу не евреям было тяжело: нужно было много и упорно работать, лавировать и приспосабливаться, чтобы стать полезным одновременно горожанину и крестьянину. «Навар» от такой деятельности был небольшой: чуть завысь тариф, и крестьянин с горожанином стали бы договариваться напрямую.

Ближе к концу XVI столетия евреи постепенно выходят из-под влияния короля и попадают в сферу интересов магнатов. Евреи превращаются в пусть и зависимое, но вполне обособленное феодальное сословие. Они строят корчмы и кабаки, дороги и гостиницы, мастерские и заводы, тем самым участвуя в создании транспортной и хозяйственной инфраструктуры Королевства. С евреями в Речи Посполитой считаются, но главное – в них нуждаются.

На протяжении столетий евреи жили среди поляков, но жили изолированно, сохраняя свою культуру и свою историю. На протяжении столетий отношения между поляками и евреями складывались по-разному.

Из истории евреев в Польше

Впервые еврейские торговцы стали переселяться из Западной Европы (в основном из Испании и Германии) в Польшу примерно в X в., в поисках убежища от преследований крестоносцев. По Калишскому статуту 1264 г. (Привилегии Болеслава V Благочестивого (Калишского) евреям Великой Польши) евреи находились непосредственно под юрисдикцией князя (а не городских судов), позволявшего им свободно отправлять религиозные обряды. Им дозволялось также свободно заниматься торговлей и предоставлением ссуд под залог недвижимости. Власть предержащие имели определенные выгоды от такого весьма терпимого отношения к евреям, и благодаря этому евреи долгое время избегали изгнания в гетто, изгнания, о котором вновь и вновь поднимал вопрос католический костел.

Такое в целом благоприятное положение евреев регулировалось обновляемыми время от времени декретами и продолжалось примерно с XIV в. до первого раздела Польши в конце XVIII в., что привлекало в Польшу евреев из других общин, чаще всего тех, что подвергались гонениям. Этим и объяснялось значительное увеличение еврейского населения в Польше, особенно в XVI-XVII вв. Еврейское население увеличивалось, с одной стороны, благодаря притоку евреев со всей Европы, а с другой, благодаря естественному приросту еврейского населения в Польше. Что же касается прав, то не везде в Польше евреи были в равном положении.

Со временем изменилась и структура занятий евреев. Если поначалу евреи занимались прежде всего торговлей между странами, то с течением времени — больше торговлей внутри страны и ремеслами. Кроме того, евреи были заняты в сфере финансов (ссудные операции) и в арендаторстве. Евреи приобретали у мелкопоместной шляхты право на сдачу в аренду соляных копий, мельниц, трактиров, а также право на связанную с ними деятельность, в частности, на производство и продажу спиртных напитков. Щекотливость положения посредников между, как правило, не имевшими средств клиентами и состоятельной шляхтой, а также страх мелкой шляхты перед еврейской конкуренцией время от времени приводили к выступлениям против евреев и их христианских покровителей — магнатов. В результате подобных выступлений во многих регионах евреям было запрещено заниматься арендаторством.

Одновременно с ростом еврейских поселений и активизацией хозяйственной деятельности евреев развивалась еврейская общинная организация. Управление общины (кагал или кехила] — совет старейшин, избранный из местных зажиточных евреев, заботился об интересах общины, и, прежде всего, о сборе подушной подати. Как и другие горожане, евреев привлекали к участию в финансировании обороны, а какое-то время они даже должны были выполнять воинскую повинность.

Во время войн XVII в. еврейские общины подвергались сильным преследованиям. Это привело к их обнищанию и к изменению характера экономических отношений: теперь уже они брали деньги взаймы у польской шляхты. Высокие проценты, под которые они брали деньги в долг, распределяли на всех членов общины, что влекло за собой еще большее обнищание широких слоев еврейского населения и приводило к внутренней напряженности. Имели место и волнения, и погромы против еврейского населения (например, в ходе крестьянского восстания 1648 г. под предводительством Богдана Хмельницкого на Украине). Это послужило поводом пересмотреть и крестьянский, и еврейский вопрос: с одной стороны, выдвигались требования ограничить хозяйственную деятельность евреев и подчинить или даже изгнать их; с другой, под влиянием просвещенной шляхты — ограничить олигархию кагалов, изменить характер профессиональной деятельности евреев (вместо торговли занятость в мануфактурах и в сельском хозяйстве), ассимилировать и интегрировать их в буржуазное сословие. Но, по сути, ни одно из этих требований не могло быть выполнено на всей территории расселения евреев. Так, евреям, взявшим для возделывания пустопорожние земли, были предоставлены льготы при уплате налогов, однако до буржуазного сословия их не допустили.

По сравнению с тем, что случится позднее, евреи в период до разделов Польши, несмотря на то, что они подвергались преследованиям со стороны духовенства и просто разбойничьих банд и находились в постоянном противостоянии с ремесленными гильдиями, испытывали меньше ограничений. "Безграничный произвол магнатов и опасности, которые таила в себе политическая анархия, были для евреев в определенном смысле менее зловредны, чем жесткие административные меры, предпринимаемые абсолютистскими режимами. Раздел Польши нанес им тяжелый удар, так как с этого момента они попадали под гнет централизованных государств ".

С разделами Польши в конце XVIII в. положение евреев осложнилось еще и потому, что три державы-поработительницы издавали разные указы. Из земель, отошедших Пруссии и Австрии, бедные евреи были изгнаны — право на постоянное место жительства признавали только самым зажиточным. Многочисленные, постоянно менявшиеся указы значительно ограничивали хозяйственную деятельность евреев и автономию еврейских общин.

На территории Российской империи, где теперь проживало большинство евреев, для поселения им были отведены точно обозначенные регионы (так называемая черта постоянной еврейской оседлости). Евреев принудительно удаляли из многочисленных селений, переселяя в города. Целью действий императора Александра I была интеграция евреев в российское общество путем обращения их в христианство. Николай I еще более ужесточил меры по "улучшению" евреев. Согласно изданному им декрету о кантонистах, евреи должны были отбывать 25-летнюю рекрутскую натуральную повинность — эта мера была направлена на насаждение среди евреев христианства. "Большинство юных рекрутов не выносило тягот пути, и разбросанные еврейские могилы — словно вехи их страданий на проселочных дорогах России и огромных просторах Сибири. Из оставшихся в живых немногие выдерживали пытки военной муштры — они сдавались и свидетельствовали в пользу вечной славы всемогущей православной церкви " .

В 1840 г. была создан »Комитет для определения мер коренного преобразования евреев России". Комитет предлагал изменить еврейскую систему образования так, чтобы противодействовать вредному влиянию Талмуда; кагалы должны были быть упразднены, а еврейские общины непосредственно подчинены общей администрации. Евреям запрещалось носить традиционную одежду. И лишь для так называемых "полезных" евреев (купцов, цеховых ремесленников, земледельцев) не предусматривалось ограничений. Власти пытались оказывать влияние на систему еврейского воспитания. По инициативе и при помощи еврейских просветителей (маскилим) они учреждали общеобразовательные еврейские школы, которые должны были противодействовать духу ортодоксального иудаизма. Некоторым еврейским просветителям [это были крещеные евреи, профессора Петербургского университета и духовной академии — прим. Ред.] было предложено участвовать в специальной государственной комиссии для рассмотрения еврейской религиозной литературы [на предмет содержания в них оскорбления христианской веры и, в частности, источения евреями крови у христианских детей в ритуальных целях — прим. Ред.].

Несколько более либеральной по отношению к евреям была политика Александра П. В 1856 г. Коронационным манифестом был отменен институт кантонистов, что означало уравнение евреев в правах с прочим населением в отношении воинской повинности. И в других сферах (право повсеместного жительства, право приобретения недвижимости, право на государственную службу) евреям были сделаны некоторые уступки. Появилась надежда на то, что равноправие — близко.

Однако с убийством Александра II в 1881 г. эти надежды развеялись. Уже после польского восстания 1863 г. и первого покушения на императора в 1866 г. отношение к евреям ухудшилось. В прессе все чаще стали появляться антисемитские высказывания. В 1871 г. в Одессе дело дошло до страшного погрома. Убийство Александра II вызвало открытое преследование евреев (погром в Варшаве в 1881 г.). Преследования и дискриминация евреев продолжались и при Николае II (с 1894 г.). Либеральные и революционные партии выступали за равноправие евреев, но это никак не влияло на антисемитскую пропаганду, которой царь попустительствовал и которую поощрял. По отношению к евреям повсюду творились неприкрытые бесчинства. В первую мировую войну евреи были избраны козлами отпущения и подверглись преследованиям; в 1915 г. их вынудили покинуть Галицию, где они жили на протяжении столетий.

Похожие публикации