Подвижная игра «Зайцы и волк. Подвижные игры для средней группы

Елена Павлова
Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо»

МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ

на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО »

ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г. Москвы,воспитатель ПАВЛОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

1. Подбор и планирование игры .

Подвижная игра «Пастух и стадо »

Цель игры : Учить детей соблюдать правила игры , играть в командном составе . Развивать реакцию и быстроту движений.

Ход игры:

Нужно выбрать 2-х ребят, один из которых будет пастухом , второй – волком, остальные – овцы. На площадке с противоположных сторон проводят 2 линии, это границы овчарен. Сюда волку хода нет. Все овцы располагаются сначала в одной овчарне.

Примерно посередине поля прочерчивают окружность, это волчье логово, где он и располагается. Игра начинается со слов «овец» , призывающих пастуха заиграть в рожок : «Гони стадо в чисто поле , погулять хотим на воле» .

У «пастуха » в руках дудочка, он начинает играть , в это время «овцы» разгуливают по полю, то есть по площадке. Волк следит за ними, ожидая, когда «пастух » прокричит слово : «Волк!» . Задача «овец» – добежать до противоположной стороны, в другую овчарню. Задача «волка» – осалить одного из игроков. Задача «пастуха » – защищать стадо , загораживая путь хищнику (руками волка не трогать, только заслонять «овечек» ). Те овечки, которые попались в лапы волку, выходят из игры .

2. Предварительная работа.

2.1. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных : коров, овец, коз. Обсудить функцию пастуха : «Он пасет стадо » , «Охраняет стадо от хищников » и т. д. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лгун» .

2.2. Учить детей двигаться в разные стороны не натыкаясь друг на друга.

2.3. Изготовление двух медальонов на ленточках с изображением волка и пастуха .

3. Организация подвижной игры .

Объясняя игру, важно правильно разместить детей . Детей средней группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры . Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все.

В средней группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры . Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей , рассказывает, как нужно действовать. При повторном проведении игры правила уточняются . Если игра знакома детям , можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким , точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры . Движения можно показать до начала или в ходе игры . Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору . Объяснение часто сопровождается показом.

Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих . Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры .

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры , от численного и возрастного состава группы , от поведения участников. В средней группе воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель может рассказать сказку крошку, после предложить детям на примере сказки , поиграть в игру :

Жил-был в одной деревне молодой пастух , трудолюбивый да смекалистый. Каждое утро, чуть свет, вел он свое стадо овец и баранов на пастбище , самые лучшие места для него выбирал, чтобы могли его овцы по травке погулять да травку пощипать.

Хорошо смотрел за стадом пастух , овцы его всегда были сыты и ухожены, стадо все прибывало , а пастуху это было только в радость – очень любил он свое дело и своих овечек.

Но однажды приключилась в стаде беда . После вкусного обеда заснул пастух , а волк в это время утащил одну овечку и съел. Горько плакал пастушок , но с этой поры он стал пуще прежнего охранять стадо . Как только увидит или услышит что где-то кусты зашевелятся, крикнет своим овечкам : «ВОЛК!» , и овцы тут же убегают к себе в овчарню. А волк с той поры ходит голодный и злой, но всё равно надеется вдруг какая- нибудь овечка зазевается и не успеет убежать.

4. Распределение ролей.

Пастух и волк выбираются с помощью считалочки :

Шёл баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот вон пойдёт.

5. Руководство воспитателя.

Воспитатель участвует в распределении ролей, следит за соблюдением правил. Разрешает споры в нестандартных ситуациях. Следит за эмоциональным и физическим состоянием детей .

6. Вариативность подвижной игры .

1. Изменение размеров игровой площадки (уменьшить или увеличить границы) .

2. Поменять расположение игроков на площадке.

3. Изменить сигнал на «ОПАСТНОСТЬ » , «БЕРЕГИСЬ» .

4. Можно усложнить правила завязав «волку» глаза, он будет ловить овечек по звуку, например «бе-е-е» .

7. Окончание игры .

Снижение физической нагрузки, после бега перейти на ходьбу. Сделать дыхательные упражнения, руки не должны быть выше уровня плеч.

8. Оценка действий детей в игре .

Окончание игры и подведение итогов . Отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «Волк» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей . Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

1) Семенова Т. А. Технология проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста . // Инновационная наука в глобализующемся мире : материалы Международной научно-практической конференции (Уфа, 5-6 марта 2014 г.) . – Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. – С. 113-122.

2) Степаненкова Э. Я. Использование подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста »: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. А. В. Кенеман, Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1984. - С. 71 – 84

3) Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия» , 2008. – 368с.

4) Степаненкова Э. Я., Семенова Т. А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх . Монография. – М.: Издательство «Спутник +» , 2013. – 199 с.

Публикации по теме:

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы) В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной.

Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста. Сентябрь «Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО» СРЕДНЯЯ ГРУППА Сентябрь 1 неделя.

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к подвижным играм Классификация подвижных игр. Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся.

Игры и упражнения по психогимнастике для детей среднего и старшего дошкольного возраста Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики.

Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Консультация для педагогов «Методика обучения методу наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста» ПЕРЕСКАЗ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно.

Мастер-класс «Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движения: бег» Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движения: бег. Что такое бег? Характерным признаком бега, отличающим его от.

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия.

Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте Знакомство с детскими музыкальными.

Библиотека изображений:

- 89.00 Кб

Заочное отделение

Контрольная работа

по Теории и методике физического воспитания дошкольников

на тему Подвижная игра «Пастух и стадо»

студентки группы ___ПЕДбз Сз- 331 Кабиной И. В. --- ----

Ф.И.О. студентки

Тольяттинский государственный университет

Заочное отделение

Педагогический____факультет__ _

по Основам коррекционной педагогики и специальной психологии

на тему Нарушение темпа речи

студентки группы ___ПЕДбз Сз- 331 Епанчиновой Н.Н.

Ф.И.О. студентки

Преподаватель к.п.н., доцент Ошкина Алла Анатольевна

Оценка________________________ ______________________________ ___

Регистрационный номер___________дата__________ ________________

АНАЛИЗ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ «ПАСТУХ И СТАДО»

1. Фотозапись игры: Воспитатель предлагает узнать название игры по стихотворению (зачитывает его). Дети угадывают игру «Пастух и стадо». Воспитатель предлагает детям напомнить присутствующим правила игры. Двое детей поочередно рассказывают правила, дополняя друг друга. Воспитатель предлагает выбрать пастуха считалкой. «Пастух» надевает шапочку и занимает позицию в игре. Остальные дети – «овцы» занимают место за рейкой - загоном. «Пастуху» завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел!». «Овцы» поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к «пастуху» и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне сделать шагов?» Каждому играющему «пастух» называет какое-либо число в пределах десяти. «Овцы» отсчитывают соответствующее количество шагов от «пастуха» и останавливаются. Когда все «овцы» разойдутся, «пастух» спрашивает: «Где мое стадо?» Все «овцы» отзываются: «Бе, бе, бе». Потом затихают. «Пастух» начинает искать «овец» - идет на их голоса, а «овцы» стоят на своих местах неподвижно. Когда «пастух» дотрагивается до кого-нибудь рукой, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?». «Овца» отвечает: «Бе, бе, бе». «Пастух» отгадывает детей, называя по имени. Если он ошибся, все «овцы» начинают блеять и кто-нибудь из них отводит «пастуха» к овчарне, а сам возвращается на свое место. Игра повторяется 3 раза. Водящего выбирают разными способами: стрелочкой, выбор замены самим водящим. По окончанию игры воспитатель предлагает назвать лучшего «пастуха». Дети, обсуждая, выбирают лучшего.

2. Сведения о группе: 12 детей старшей группы (5-6 лет); 1,2,3 - группы здоровья; уровень физического развития – гармоничный, среднегармоничный и негармоничный; уровень физической подготовленности – высокий и недостаточный.

3. Условия проведения игры: Спортивный зал.

4. Подготовленность места и спортивного инвентаря: Место и инвентарь выбран и подготовлен правильно.

5. Одежда и обувь детей и воспитателя: одежда и обувь детей и воспитателя соответствует требованиям.

6. Длительность игры составляет 10 минут. Каждое повторение (3 раза) по 2 минуте. Повторение правил игры – 0,5 мин., выборы водящего – 1 мин., объяснение (художественное слово), подготовка игроков и заключительная часть – 2,5 минут. Способ организации воспитанников: художественное слово – загадка. Дети размещены по всей площадке, воспитатель с боку в центре, имеет возможность видеть всех детей. Помещение используется рационально. Раздача и сбор инвентаря проходит быстро.

7. Образовательные задачи решались эффективно: движения выполнялись на высоком уровне. Воспитатель использовал приёмы предупреждения и исправления ошибок: напоминание, показ движения товарища. Выбраны правильные приёмы развития физических качеств: выдержка.

8. Оздоровительные задачи реализованы полностью: продолжительность игры в целом – 10 минут; темп выполнения упражнений высокий; оценка моторной плотности игры 60%.

9. Воспитательные задачи реализованы полностью: содействуют умственному воспитанию - счёт в пределах 10, развитие тембрового восприятия; нравственному – оказание помощи другу; трудовому – ознакомление с трудом работников сельского труда.

10. Уровень педагогического мастерства воспитателя высокий: контролирует деятельность всех детей в игре, качество выполнения упражнений, самочувствие, поведение и настроение детей. Обращение к детям спокойное, уверенное, требовательное. Педагог доброжелателен ко всем детям.

11. Общая оценка приведения подвижной игры - игра соответствует возрасту детей; программное содержание содержит все задачи: обучающую, развивающую, воспитательную - выполнено полностью; проведение игры соответствует методике проведения подвижных игр детей старшего дошкольного возраста.

12. Предложения по совершенствованию: использовать при повторении игры различные ее варианты.

ИЗМЕРЕНИЕ МОТОРНОЙ И ОБЩЕЙ ПЛОТНОСТИ ИГРЫ

Моторная плотность = 60%; Общая плотность игры = 80%.

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ «ПАСТУХ И СТАДО»

Программное содержание:

1. Закрепить навыки детей в перепрыгивании, умении держать равновесие и преодолевать препятствие. Ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи.

2. Побуждать детей к двигательной активности.

3. Развивать умение подражать движениям животных, точность в исполнении движений. Формировать интерес к совместным подвижным играм.

Материал: шапочка и индивидуальные косынки для ведущего-пастуха, рейка и кубы для загона, рожок.

Воспитатель: Отгадайте, в какую игру мы поиграем.

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Дети: «Пастух и стадо».

Воспитатель: Напомните правила игры.

Дети: Выбирают пастуха. Ему вручают шапку. Остальные дети - стадо собирается на скотном дворе, за рейкой. Пастуху завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел!» Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне сделать шагов?» Каждый раз пастух называет какое-либо число в пределах десяти. Овцы отсчитывают соответствующее количество шагов и останавливаются. Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где мое стадо?» Все овцы отзываются: «Бе, бе, бе». Потом затихают. Пастух начинает искать овец - идет на их голоса, а овцы стоят на своих местах неподвижно. Когда пастух дотрагивается до кого-нибудь рукой, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?» Овца отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто-нибудь из них отводит пастуха к овчарне, а сам возвращается на свое место. Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?» Игра продолжается до тех пор, пока он не узнает пойманную овечку.

Воспитатель: Помните, отсчитывать надо столько шагов, сколько сказал пастух. Во время поиска овец игрокам нельзя сходить с места. Выберете пастуха считалкой.

Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто травку возьмет,

Тот вон пойдет!

Водящий- пастух надевает шапочку и занимает игровую позицию. Дети - овцы занимают место в загоне. Игра повторяется 2 – 3 раза. Водящего выбирают при помощи «стрелки» и сам водящий выбирает себе замену. В ходе игры воспитатель обращает внимание на выполнение ребенком правил, следит за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи.

Воспитатель даёт сигнал окончания игры - играет в рожок.

Воспитатель: Кто, по вашему мнению, был лучшим пастушком и по чему?

Дети: Витя. Потому, что он давал чёткие команды. С первого раза угадывал своих овечек.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО К ИГРЕ

1. Шел баран

По крутым Горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто травку возьмет,

Тот вон пойдет!

2. Ранним - рано поутру

Пастушок: « Ту-ру-ру-у!»

А коровки в лад ему

Затянули: « Му-му-му!».

Ты, Бурёнушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Hас напоишь молочком.

3. Завиточки и колечки

Без начала и конца.

Вам подарит всем носочки

Серцебольная овца.

4. Шел баран

По крутым Горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто травку возьмет,

Тот вон пойдет!

5. Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

6. Глянь, вдали огонь горит.

Коли там пасется стадо,

Нам, старик, туда и надо.

Пособит святой Лука,

Даст пастух нам молока.

7. Маленький бычок,

Жёлтенький бочок,

Ножками ступает,

Головой мотает.

Где же стадо? Му-у-у!

Скучно одному-у-у!

8. Пришла во двор корова:

«Му! Я здорова,

Раздуты бока,-

Кому молока?»

9. Коровушка, коровушка,

Рогатая головушка!

Малых деток не бодай,

Молока им лучше дай!

10. Что за вой, что за рев?

То не стадо-ли коров?

11. Барашеньки - крутороженьки

По лесам ходили,

По дворам бродили,

В скрипочку играли,

Hастю потешали.

12. Далеко, далеко

Hа лугу пасутся ко...

Hет, не кони!

Далеко, далеко

Hа лугу пасутся ко...

Hет, не козы!

Далеко, далеко

Hа лугу пасутся ко...

Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко -

Будете здоровы!

13. Hа лугу стоят овечки,

Шерсть закручена в колечки,

А играет для овечек

Hа свирели человечек.

Это Ванечка-пастух!

У него хороший слух.

Он и волка ненавидит,

И ягненка не обидит,

Hе обидит нипочем.

Быть Ванюше скрипачом!

ВАРИАНТЫ ВЫБОРА ВОДЯЩЕГО

1. Назначение водящего;

2. Жеребьёвка;

3. Считалка;

4. Волшебная палочка;

5. Юла или волчок;

6. Передача предмета (мяча или кегли);

7. При помощи перехвата;

8. Водящий сам себе выбирает замену.

ВАРИАНТЫ УСЛОЖНЕНИЯ ИГРЫ

1. Увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

2. Усложнить двигательное содержание (преодолеть больше препятствий на перепрыгивание, добавить препятствия на подлезания);

3. Изменить размещение играющих на площадке (стадо расположить с двух сторон);

4. Сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);

5. Провести игру в нестандартных условиях (проползти по скамейке, пройти по ребристой доске);

6. Усложнить правила (увеличить число пастушков).

7. Включить правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания.

КАРТОЧКИ - СХЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ИГРЕ «ПАСТУХ И СТАДО»

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

2 младшая группа

Подготовитель-ная

Игры с бегом

Бегите ко мне;

Птичка и птенчики;

Солнышко и дождик;

Принеси игрушку;

Не опоздай;

Мыши и кот;

Бегите к флажку;

Найди свой цвет;

Лохматый пёс

Цветные автомобили;

Птички и кошка;

У медведя во бору;

Найди себе пару;

Мышеловка;

Мы весёлые ребята;

Карусель;

Гуси-лебеди;

Затейники;

Сделай фигуру;

Караси и щука;

Перебежки;

Кто сделает меньше шагов;

Пробеги тихо;

Парный бег;

Встречные перебежки;

Хитрая лиса

Перемени предмет;

Два мороза;

Ловишки в кругу;

Ловишка, бери ленту;

Ноги от земли!

Чьё звено с

Кто скорее докатит мяч до флажка?;

Весёлые соревнования;

Не намочи ноги

Игры с прыжками

По ровненькой дорожке;

Поймай комара;

Воробышки и кот

Зайцы и волк;

Лиса в курятнике

Не оставайся на полу;

С кочки на кочку

Лягушки и цапли;

Попрыгунчики- воробушки;

Волк во рву

Игры с лазанием

Наседка и цыплята;

Мыши в кладовой;

Обезьянки

Пастух и стадо;

Перелёт птиц

Кто скорее до флажка?

Медведи и пчёлы;

Пожарные на учении

Ловля обезьян;

Перелёт птиц

Игры с метанием

Попади в круг;

Подбрось по выше;

Поймай мяч

Подбрось – поймай;

Сбей булаву;

Мяч через сетку;

Школа мяча;

Кольцеброс

Охотники и зайцы;

Брось за флажок;

Попади в обруч;

Сбей кеглю;

Сбей мяч;

Школа мяча;

Мяч водящему;

Кого назвали, тот и ловит;

Ловишка с мячом;

Поймай мяч;

Охотники и утки;

Школа мяча

Игры на ориентировку в пространстве

Угадай, кто кричит;

Что спрятано?;

Найди где спрятано;

Найди и промолчи;

Кто ушёл?

Найди где спрятано;

Найди и промолчи;

Кто ушёл?

Найди и промолчи

Описание работы

Воспитатель предлагает узнать название игры по стихотворению (зачитывает его). Дети угадывают игру «Пастух и стадо». Воспитатель предлагает детям напомнить присутствующим правила игры. Двое детей поочередно рассказывают правила, дополняя друг друга. Воспитатель предлагает выбрать пастуха считалкой. «Пастух» надевает шапочку и занимает позицию в игре. Остальные дети – «овцы» занимают место за рейкой - загоном. «Пастуху» завязывают глаза.

Дата публикации

Создано 15.07.2013

Страница 1 из 2

Пастух и стадо

Цели: Развивать у детей внимание, ловкость. Упражнять в прыжках и ориентировке в пространстве.
Ход игры
На одной стороне площадки помощью гимнастической скамейки или реек, положенных на кубы, огораживается овчарня. Выбирается пастух. Остальные – овцы. Пастуху завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел». Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне даешь шагов?»

Каждый раз пастух называет какое – либо число (до 10). Овца отсчитывает соответствующее число шагов и останавливается.
Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает «Где мое стадо?» все овцы отзываются: «Бе, бе, бе…» - потом замолкают.
Пастух начинает искать овец – идет на их голоса, а овцы стоят на своих местах. Когда пастух дотронется до кого – нибудь, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?» Овечка отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто – нибудь из них отводит пастуха к овчарне, а сам возвращается на свое место. Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?» - и игра продолжается до тех пор, пока он узнает пойманную овечку. Тогда он снимает повязку и становится овечкой, а овечка – пастухом.

Караси и щука

Цели: Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге и приседании, в построении в круг, в ловле.
Ход игры
Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна из них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом.
По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем – нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.
Игра проводится 3 – 4 раза, после чего подсчитывается число пойманных.
Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.

Медведи и пчелы

Цели : Развивать у детей смелость, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге и в лазании.
Ход игры
Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) – медведи, остальные – пчелы. На расстоянии 3 -5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8 -10 м на противоположной стороне – луг. Пчелы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи вылезают на вышку – в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» - пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того, как игра проведена 2 – 2 раза, дети меняются ролями.
Воспитатель должен находиться у вышки (гимнастической стенки), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.

Пожарные на учении

Цели: Развивать у детей внимание, ловкость. Упражнять в лазании.
Ход игры
Играющие дети делятся на 2 – 3 отряда по 5 – 6 человек и строятся в колонны против гимнастической стенки на расстоянии 4 – 5 м. Это – пожарные, они должны уметь быстро взбираться по лестнице. На верхней рейке гимнастической стенки против каждого отряда подвешивается колокольчик.
По сигналу воспитателя (слово или удар в бубен) дети, стоящие первыми в колонне, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, слезают и встают в конец колонны. Вос-ль снова дает сигнал; бежит следующая пара или тройка и т.д.В конце игры воспитатель отмечает более ловких пожарных, которые уже быстро лазают по лестнице.
После этого игра повторяется.
В процессе игры воспитатель должен находиться около гимнастической стенки, следить, чтобы дети при лазанье не пропускали ступеньки и не спрыгивали (об этом он договаривается с детьми до начала игры).

Быстрей по местам

Цели: Развивать у детей внимание, ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Ход игры
Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Место каждого играющего отмечается каким-нибудь предметом, например кубиком, который кладется на пол. По слову воспитателя «бегите» или удара в бубен дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Воспитатель тем временем убирает один из предметов, лишая, таким образом, одного ребенка места. При ударе в бубен или после слов «по местам» все дети бегут в круг и занимают любое место. Оставшемуся без места дети хором говорят:
Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.),
Быстро место занимай.
Когда игра проводится в последний раз, воспитатель кладет кубик обратно, для того, чтобы все дети имели место.

Успей пробежать

Цели: Развивать у детей координацию движений. Упражнять в беге.
Ход игры
Воспитатель с кем-нибудь из детей держит за концы шнур (длина его 3-4 м.) и медленно вращает его по направлению к бегущим детям. Дети, один за другим, должны успеть пробежать под шнуром в тот момент, когда он находится наверху.
Воспитатель регулирует движение детей; для каждого пробегающего он дает сигнал: «Беги!»
В дальнейшем дети должны сами следить за движением шнура и пробегать, когда он находится наверху.

Школа мяча

Цели: Развивать у детей внимание. Упражнять в ловле и метании.
Ход игры
Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое или небольшими группками.
В ходе игры ребенок, допустивший ошибку, передает мяч другому. При продолжении игры он начинает с того движения, на котором ошибся.
Виды движений:
1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками. Подбросить мяч вверх и, пока он совершает полет, хлопнуть в ладоши перед собой.
2. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками. Ударить мяч о землю, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой и поймать его двумя руками.
3. Стать лицом к стене на расстоянии двух – трех шагов от нее, ударить об нее мяч и поймать его двумя руками.
4. Бросить мяч о стену, дать ему стукнутся о землю, отскочить от нее, а затем уже ловить его.
5. Отбивать мяч о землю до пяти раз правой и левой рукой.

Карточка №1

«Поезд»

Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Ход игры Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый - «паровоз», остальные - «вагоны». Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение - поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну - и поезд начинает двигаться.

Карточка №2

«У медведя во бору»

Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.

Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг - это берлога «медведя», второй - это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».

Карточка № 3

"Цветные автомобили "

(По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.

Карточка №4

Найди себе пару

Цель : развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.

Ход игры : для игры необходимы платочки по количеству детей. половина платочков одного цвета, половина другого. По сигналу воспитателя дети разбегаются. На слова «Найди пару!» дети имеющие одинаковые платочки встают парой. В случае если ребенок остался без пары, играющие говорят «Ваня, Ваня не зевай, быстро пару выбирай».

Слова воспитателя можно заменить звуковым сигналом. Игра эмоциональней проходит с музыкальным сопровождением.

Карточка №5

Мы, веселые ребята.

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три — лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4—5 раз.

Указания. Если после 2—3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка.

Карточка №6

ЛОВИШКИ

Цель : Развивать увертливость, ловкость, быстроту.

Ход игры : дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до противоположной стороны так, чтобы ловишка, стоящий посередине, их не поймал. Кого осалят, считается пойменным. После 2-3 пробежек пойманные подсчитываются. Выбирают нового ловишку

Карточка №7

Совушка

Цель. Продолжать учить выполнять правила игры, быть внимательным. Упражнять в беге. Воспитывать выдержку.

Ход игры .

Из числа играющих выбирается сов ушка. Воспитатель надевает ей шапочку с клювом. Остальные дети - птицы, жуки, бабочки. Сова влезает на дерево (на 3-4 рейки гимнастической стенки или заборчика), а все дети остальные дети летают, помахивая крыльями.
Воспитатель говорит: «Ночь». Птицы и насекомые замирают на своих местах. Совушка слезает с дерева и медленно летает вокруг. Кто из детей пошевелится, того совушка уводит к своему дому.
Воспитатель говорит: «День», и совушка вновь влезает на дерево.
После одного повторения выбирается другая совушка, и игра повторяется
.

Карточка №8

Пилоты.

Цель : формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры

Дети разделены на 3-4 звена. Они стоят в колоннах друг за другом за командиром звена. Звенья расположены в разных местах площадки, отмеченных цветными флажками, - это аэродромы. По сигналу воспитателя «Пилоты, готовьте самолеты к полету!» дети разбегаются в разных направлениях по площадке, останавливаются каждый у своего самолета, наливают бензин (наклоняются), заводят моторы (кружат руками перед грудью), расправляют крылья (разводит руки в стороны) и летят (быстро разбегаются в разных направлениях по площадке). Самолеты находится в воздухе до сигнала воспитателя «На посадку!». После этого сигнала командиры собирают свои звенья (дети на бегу строятся в звенья) и ведут их на посадку на аэродромы. Выигрывает то звено, которое первым приземлится. Игра повторяется 4 - 5 раз.

Указания. В игре целесообразно использовать различные атрибуты. Воспитатель может незаметно для пилотов переменить флажки, которыми обозначены аэродромы. Командиры должны правильно посадить звенья на свои аэродромы .

Карточка №9

ЧЬЯ КОЛОННА СКОРЕЕ ПОСТРОИТСЯ?

Цель : упражнять в беге врассыпную, умении слушать сигнал воспитателя, развивать внимание.

Ход игры . Дети распределяются на три группы. Каждая подгруппа выбирает определенный предмет (шишку, камешек). Все дети одной подгруппы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп - пенек, куст, которые обозначаются таким же предметом. Под длары бубна все бегают в разных направлениях. По сигналу «на места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну. Отмечаются те дети, которые быстрее вы-полнили задание.

Усложнение . Воспитатель дает сигнал «стой». Дети останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время меняет места предметов, затем подает сигнал «на места». Дети открывают глаза, бегут к своим предметам и строятся там в колонны.

Карточка №10

«Пастух и стадо»

Цель: закреплять у детей умение играть по правилам игры, упражнять в ходьбе и беге.

Описание. Дети изображают «стадо» (коров, телят, овец). Выбирают «пастуха», дают ему дудочку и «кнут» (прыгалку). Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения по тексту:

Рано - рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру»,

(«Пастушок» играет на дудочке.)

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му».

Дети - «коровки» мычат. Затем «пастух» гонит «стадо» в поле (на условленную лужайку), все ходят по ней. Через некоторое время «пастух» щёлкает кнутом (прыгалкой), гонит «стадо» домой. Игра повторяется.

Карточка №11

ЗАЙЦЫ

Цель : упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Ход игры

Дети —зайцы располагаются в норках — кружочках, нарисованных на земле. На противоположной стороне — будка собаки, перед ней огород с грядками (черточки или палочки на расстоянии 20—30 см одна от другой). Зайцы бегут в огород, прыгают через грядки. На сигнал «собака бежит» убегают в норки, собака ловит зайцев. Игра повторяется. Когда собака поймает 2— 3 зайцев, назначается новая. Воспитатель отмечает ловких зайцев. Правила: перепрыгивать через грядки на двух ногах; пойманные зайцы идут в будку собаки; в норках зайцев ловить нельзя.

Карточка №12

СКОК-ПОСКОК

Цель : упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед и в прыжках на месте по указанию воспитателя в соответствии с ритмом стиха, легко, приземляясь на полусогнутые ноги.

Ход игры. Дети стоят напротив друг друга двумя шеренгами на расстоянии 3-4 м. Воспитатель произносит потешку: «Скок-скок-поскок,

Модой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

(одна шеренга прыгает навстречу к другой. Встав парами, дети прыгают ноги вместе - ноги врозь или одна нога впереди-другая сзади.)

Молодиченька-невеличенька, (останавливаются)

Сама с вершок, (приседают)

голова с горшок» (поднимают руки в стороны)

Те, кто прыгал, отходят назад, начинают прыгать дети другой шеренги.

Карточка №13

ВОРОНЫ

Цель : упражнять в прыжках на двух ногах в разных направлениях, мягком приземлении на полусогнутые ноги. Ход игры . Все дети - вороны. Воспитатель говорит:

«Вот под елкой запушенной,

Скачут по снегу вороны.

(Дети прыгают на двух ногах по площадке, вокруг елки, пенька )

Кар-кар-кар, кар-кар-кар!

Из-за корочки подрались,

Во все горло раскричались.

Кар-кар-кар, кар-кар-кар!

(Бегают в разных направлениях, помахивая руками)

Только ночка наступает,

Все вороны засыпают.

Кар-кар-кар, кар-кар-кар!

(Влезают на ствол дерева, бревно, пеньки, скамейки )

Карточка №14

НЕ БОЮСЬ

Цель : упражнять в прыжках на двух ногах на месте, развивать ловкость, бы- строту реакции.

Ход игры . Один ребенок - ловишка, он стоит в середине круга, образованно- го детьми. Играющие прыгают на двух ногах, приговаривая: «Не боюсь! Не боюсь!» при этом они то разводят руки в стороны, то закладывают их за спину. Ловишка старается осалить кого-нибудь в тот момент, когда у него разведены руки в стороны. Правила: как только ловишка отходит от игрока, тот должен развести руки в стороны. Усложнение: прыгать, ноги в стороны-ноги вместе, салить можно того, кто находится в стойке ноги врозь

Карточка №15

КОНИ

Цель : учить детей выполнять прямой галоп, используя всю площадку, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения в соответствии с текстом. Развивать умение играть не убегая за пределы площадки, координацию движений.

Ход игры . Дети изображают коней, воспитатель - пастуха. Он имитирует игру на дудочке, говоря:

«Тары, тары, та-Ра-Ра

ушли кони со двора.

Со двора то на село,

А село то далеко,

На зелёненький лужок,

Да во тёмный во лесок».

Дети ходят по площадке, постукивают носком ноги, бьют копытами, машут головой.

«Долго тех коне ловили,

долго по лесу бродили,

а ловили то уздой,

а поймали, привязали,

чтоб опять не убежали»

дети скачут галопом по всей площадке, с окончанием слов пастух гонит коней к селу.

Карточка №16

ПОДБРОСЬ - ПОЙМАЙ

Цель: учить детей подбрасывать мяч вверх, и ловить его двумя руками, не прижимая к груди. Развивать координацию движений, глазомер.

Ход игры: Воспитатель предлагает подбросить мяч вверх и поймать его. Мяч не прижимать к груди.

2 вариант.

Подбросить мяч вверх, подождать пока он ударится о землю, и только тогда его поймать, затем ударить мяч о землю и сразу поймать.

Карточка №17

МЯЧ ЧЕРЕЗ СЕТКУ

Цель : упражнять в перебрасывании мяча через сетку, ловле его

Ход игры . Между двумя стойками (деревьями) натягивается сетка (шнур) на высоте поднятой вверх руки ребенка. Дети располагаются по обеим сторонам от сетки на расстоянии 1,5-2м. в руках у каждого ребенка одной группы мяч. По команде воспитателя дети перебрасывают мячи через сетку двумя руками из-за головы. Вторая группа детей старается поймать мячи после отскока от земли.

Карточка №18

ЛОВИ - БРОСАЙ

Цель . Закреплять навыки детей бросать мяч двумя руками в соответствии с произносимым текстом, ловить его, не прижимая к груди.

Ход игры . Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Он перебрасывает детям мяч и ловит от них, говоря: «Лови, бросай, упасть не давай!» Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается с 1 до 2 м.

Карточка №19

ШАРИКИ И СТОЛБИКИ

Цель : развивать глазомер, меткость при выполнении заданий.

Ход игры . На одной линии ставят несколько бревнышек или цилиндров из крупного строительного материала с промежутками примерно 20-30 см. Выходят по очереди 3-4 ребенка, становятся у обозначенной линии примерно в 1.5-2 метров от предметов. Катят шарики, выполняя следующие задания: прокатить шарик через во- рота (промежуток между столбиками). Попасть шариком в столбик; покатить как можно дальше через тоннель (выстроенные в два ряда столбики, покрытые фанеркой). Правила: катить до обозначенной линии, выполнять указанное воспитателем задание.

Карточка №20

БРОСЬ - ДОГОНИ!

Цель : развивать силу броска при метании мяча вдаль, развивать ловкость.

Ход игры . Натянуть веревку на высоте 20-30 см от земли. Перед ней на рас- стоянии 2-3м обозначить линию. Играющие ложатся на живот, берут обеими руками мячи. По сигналу бросают мячи через веревку, догоняют их и поднимают вверх. Выигрывает поднявший мяч первым. Правила: бросать из положения лежа; догонять и поднимать свой мяч.

Усложнение: догнав свой мяч, повернуться обратно, перепрыгнуть веревку и прибежать на исходную линию.

Карточка №21

Подбрось-поймай

Цель: упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его.
Ход игры: Дети свободно располагаются в помещении или на площадке, каждый в руках держит мяч. По сигналу воспитателя: «Начинай!» дети подбрасывают мяч вверх и ловят его. Каждый считает, сколько раз сумеет поймать мяч и не уронить его.
Указания . Детей можно разделить на пары. Одни подбрасывают и ловят мячи, а другие считают или все становятся в круг, а один или двое из играющих выходят в середину круга и подбрасывают мяч. Все наблюдают за правильностью выполнения задания. Можно ввести и элемент соревнования: кто подбросит и поймает мяч большее число раз? Можно включить и такие упражнения: подбросив мяч вверх, подождать, пока он ударится о землю, а затем уже поймать; ударить мячом о землю и поймать его; подбросить мяч повыше, хлопнуть в ладоши, поймать мяч; подбросить мяч, быстро повернуться кругом и после отскока мяча от земли поймать его.

Карточка №22

Скользкая цель

В шести шагах от ограничительной линии ставят табуретку с гладкой поверхностью. В руках у играющего четыре небольших мешочка, набитых песком или горохом. Задача игроков - бросать мешочки так, чтобы они остались лежать на табуретке. Сделать это не так просто, так как мешочки соскальзывают с табуретки на землю.

Карточка №23

Мыши в кладовой

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании, в беге и приседанию.

Ход игры . Дети - «мышки» находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута верёвка на высоте 50 см от уровня земли - это «кладовка». Сбоку от играющих находится «кошка» (её роль выполняет воспитатель). «Кошка» засыпает, и «мыши» потихоньку бегут в «кладовую». Проникая в «кладовую», они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто «грызут» сухари. «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами». Они быстро убегают в свои норки. Игра возобновляется. В дальнейшем по мере усвоения правил игры роль «кошки» может исполнять кто-либо из детей.

Карточка № 24

ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ

Цель . Совершенствовать навыки детей лазать по гимнастической стенке вверх и вниз, не пропуская перекладин, используя чередующийся шаг.

Описание. Дети стоят свободно на одной стороне площадки напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами. По сигналу «птицы полетели» - бегают по площадке, по сигналу «буря» - влезают на лестницу. Если пролетов мало, число играющих детей ограничивается, чтобы веем хватило места па лестницах (3—4 ребенка на пролете). Правила: бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на с в о б о д н о е м е с т о, у с т у п а я д р у г д р у г у; с л е з а т ь д о к о н ц а, не спрыгивая.

Карточка №25

ПРОПОЛЗИ В ТУННЕЛЬ

Цель . Продолжать учить детей ползать определенным способом (опираясь па колени и ладони, на ступни и ладони, не касаясь руками пола), не задевая препятствие.

Описание . Воспитатель ставит обруч ободом на пол, придерживая его рукой сверху. Вызванный ребенок должен проползти на четвереньках через обруч, не задевая его, потом встать и похлопать в ладоши над головой

Карточка №26

«Воробушки и кот»

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товаищей.

Описание. Дети - «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки - «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

Светлана Сурнакина,
учитель начальных классов, МОУ «Вешкаймская начальная общеобразовательная школа», р.п. Вешкайма, Ульяновская обл.

Этнографическая экспедиция

Национальные подвижные игры

Подвижные игры с ребятами идут на ура всегда: и в паузы между школьными буднями, и в летние каникулы. Предложенной подборкой игр, придуманных разными народами, можно не только занять ребят, но и пробудить в них познавательный интерес к традициям и обычаям различных наций, а также ненавязчиво воспитывать толерантность школьников друг к другу. Особенно эффективной такая форма работы с детьми будет в многонациональном классе или отряде летнего лагеря.

Задачи:

В процессе игры развить у школьников навыки взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи;

Познакомить детей с содержанием подвижных игр разных народов;

Сформировать у ребят представление о национальном колорите обычаев того или иного народа, особенностях речи и традиций.

Русская народная игра «Стадо»

Среди играющих выбираются Пастух и Волк, а все остальные становятся Овцами. Дом Волка – в лесу, а у Овец два дома на противоположных концах площадки.

Овцы громко зовут Пастуха:

Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!

Пастух выгоняет Овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу Пастуха «Волк!» все Овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути Волка, защищает Овец. Все, кого поймал Волк, выходят из игры.

Примечание: во время перебежки Овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк Овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять Овец от Волка, но не должен задерживать последнего руками.

Мордовская народная игра «Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей – они изображают ворота; остальные играющие – Мать с Детьми. Те, кто изображает ворота, поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.

В это время Дети, встав паровозиком, за Матерью проходят в ворота. Изображающие ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом называют ему слова-пароли (по одному слову каждый, например один говорит «Щит!», а другой «Стрела»). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому человеку, чей пароль он выбрал. Когда Мать остается одна, Ворота громко спрашивают у нее: «Щит или стрела?» Мать отвечает и встает в одну из команд соответственно. После этого дети, изображающие ворота, встают лицом друг к другу и берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Примечание: чтобы игра получилась честной, дети не должны подслушивать и выдавать пароль каждому следующему участнику.

Татарская народная игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он встает в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.

Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.).

Чувашская народная игра «Тили-рам?»

В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10–15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?»). Другая команда называет любого игрока из первой. Этот игрок бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После череды вызовов команды перетягивают друг друга с помощью каната через черту.

Примечание: если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.

Узбекская народная игра «Чай-чай!»

Все играющие располагаются на площадке размером 10–12 м, обведенной чертой. Водящий кричит: «Чай-чай!» – и, подняв руку, бежит по площадке. Остальные игроки должны догнать его и коснуться рукой. Коснувшийся водящего игрок становится заводилой. Он тоже, закричав «Чай-чай!» и подняв руку, бежит по площадке. Игра возобновляется. Тот игрок, которому удалось долгое время остаться непойманным, считается победителем.

Примечание: играющие не должны выходить за пределы площадки. Нарушившие правила не принимают участия в игре в течение одного круга.

Азербайджанская народная игра «Ат бели»

С помощью считалки выбирается водящий – игрок, который ложится на ковер лицом вниз на вытянутые вперед руки и кладет свою шапку себе на спину. Все по очереди прыгают через лежащего, предварительно положив каждый свою шапку на шапку водящего. Если при прыжке шапка упадет, то прыгающий должен занять место лежащего, если же нет, то после прыжка он берет свою шапку, а прыгает уже следующий ребенок.

Примечание: прыгать надо ловко. Проигрыш считается, если шапка упала.

Похожие публикации