Подклассы дефектов зубных рядов по кеннеди. Дефекты зубного ряда и их классификация

Нередко у одного пациента может наблюдаться сразу несколько дефектов зубного ряда.

Зачем нужно классифицирование?

Еще с 19 века многие стоматологи озадачились вопросом создания определенной классификации всех основных типов дефектов зубных рядов с тем, чтобы выработать универсальные подходы к их изучению и подбору корректных и эффективных методов терапии.

Классификация позволяет быстрее и более точно определить тип имеющегося дефекта, подобрать оптимальный путь его лечения, к примеру, наиболее подходящий в конкретном случае вариант протеза.

Это очень сложная и важная задача, так как, если не учитывать характер отклонения, то можно, например, нарушить нормальное функционирование зубных рядов уже после протезирования.

Нередко бывает так, что после некачественного нагрузка на зубы распределятся неравномерно и они, а также находящиеся рядом опорные мягкие ткани, постоянно перегружаются, что может вызвать другие проблемы.

Чтобы избежать осложнений и добиться максимальной эффективности лечения видные дантисты разработали и систематизировали все ортодонтические патологии по классам и подклассам.

Наиболее часто в современной стоматологии используются классификации дефектов зубных рядов по Кеннеди, Бетельману и Гаврилову. Также пользуются популярностью систематизации по Эйхнеру, Жулеву, Оксману и некоторым другим медикам.

Выбор дентального протеза дело непростое — от разбегаются глаза…

Эдуард Кеннеди – американский дантист, который одним из первых начал проводить довольно сложные .

Имея большой опыт практической работы он решил разделить все наиболее часто встречающиеся зубочелюстные аномалии на 4 класса, а также три подкласса.

Кеннеди предложил свою систему в 1921 году и с тех пор она является наиболее часто используемой и признанной всеми мировыми специалистами.

Первый класс включает дефекты, когда у человека отсутствуют жевательные зубы с обеих сторон дуги. Помимо основного 1 класса, в нем есть еще 3 подкласса:

  • отсутствие зубов не только по бокам дентального ряда, но и где-либо еще в одном месте;
  • отсутствие некоторых зубов в 2-х местах (не считая боковых позиций);
  • отсутствие зубов в целых 3-х местах помимо основных боковых жевательных.

Главным вариантом протеза для лечения отклонения от нормы первой группы выступает так называемое лабильное крепление, в котором предусмотрены специальные приспособления для установки недостающих зубов, которые должны дополнить поврежденный дентальный ряд.

Второй класс по Кеннеди включает в себя случай наличия одностороннего дефекта совместно с потерей дистальной опоры. Подклассы здесь точно такие же, как и в предыдущем варианте: 1-й подразумевает наличие одного потерянного зуба, помимо основного дефекта, 2-й – двух, 3-й – трех.

Лучший способ коррекции – использование протеза с палатинальной фиксацией со стороны здоровых зубов, а также крепления лабильного типа со стороны, где находится непосредственно дефект.

Третий класс включает в себя одностороннее нарушение, но при этом дистальная опора присутствует. Подклассы все те же, что и в предыдущих вариантах. Лучшая конструкция для лечения – специальный съемной конструкции с применением опорных .

Четвертый класс не имеет подклассов и касается случая, когда отсутствуют передние зубы, находящиеся во фронтальной части зубного ряда. Лучший вариант лечения здесь тот же, что в третьем классе – установка мостовидного протеза с опорными кламмерами.

Систематизация по Эйхнеру

Более простой вариант деления аномального зубочелюстного развития, нежели предыдущий. Эйхнер выдвинул предположение, что в зубной дуге человека присутствуют четыре так называемые защитные зоны, имеющие названия моляров и премоляров для правой и левой сторон. Именно они ответственны за удержание межальвеолярной высоты.

В случае дефектов с зубами, их можно поделить три такие группы:

  • первая группа А – включает ряды, которые имеют зубы-антагонисты во всех четырех премолярных и молярных зонах;
  • вторая группа В – в некоторых защитных зонах зубы отсутствуют, это может касаться как одной зоны, так и сразу нескольких;
  • третья группа С – во всех 3-х зонах зубы-антагонисты потеряны.

Система Гаврилова

Гаврилов Евгений Иванович является видным научным деятелем СССР, доктором медицинских наук, который также разработал свою систему классификации дефектов зубных рядов. В своей работе он пытался добиться не только красивого внешнего вида зубов, но и полного восстановления их функциональности, а также правильного распределения нагрузки между всеми частями зубного ряда.

Классификация по Гаврилову предполагает наличие таких разновидностей дефектов:

  • односторонние, а также двухсторонние ряды зубов с имеющимися на их концах нарушениями (случай, когда испорченными или вообще отсутствующими являются крайние большие зубы или с одной, или с обеих сторон);
  • односторонние, а также двухсторонние ряды, в которых наблюдаются включенные боковые дефекты (в этом случае проблемы присутствуют с боковыми зубами на одной или обеих сторонах);
  • дефекты на передних зубах;
  • комбинированный вариант, когда встречаются признаки нескольких или всех упомянуты выше групп (дефекты с боковыми зубами и с передними, задними, крупными и боковыми, задними и передними);
  • также выделяется вариант с одиночно сохранившимися зубными единицами, то есть, фактически полной .

Эта структуризация нередко используется многими стоматологами, так как дает возможность подобрать оптимальные варианты протезов в самых разнообразных случаях.

Классы и подклассы Бетельмана

Дантист Бетельман предложил свой способ определения необходимых для установки протезов при тех или иных дефектах. Он поделил все зубочелюстные отклонения на две большие группы, каждая из которых в свою очередь состоит из двух подклассов.

Выглядит классификация по Бетельману следующим образом:

  1. Первый класс – имеются дефекты зубных рядов с одним либо же несколькими концевыми дефектами. Это значит, что проблемные зубы находятся на концах рядов. Соответственно, здесь есть два подкласса: 1 подкласс – в ряду присутствует только односторонний концевой дефект, 2 подкласс – у больного наблюдается двухсторонние концевые дефекты.
  2. Второй класс – наблюдаются включенные дефекты, один или несколько. Включенные значит, что концевые зубы на месте, а вот те, которые находятся в других частях ряда, отсутствуют. 1 подкласс 2-го класса обозначает наличие одного или нескольких включенных дефектов, при которых отсутствует не больше трех соседних зубов; 2 подкласс включает дефекты, при которых есть одно или несколько повреждений протяженностью на 3 и больше зубных едениц.

Такой подход более простой, чем у того же Кеннеди, но хорошо систематизирует типовые отклонения в строении зубочелюстной системы.

Особенности системы Жулева

Жулев Е. Н. – представитель Нижегородской медицинской академии, профессор, который в 1989 году выдвинул свой вариант систематизации зубочелюстных отклонений. Его система состоит из пяти классов:

Существует множество других, менее известных классификаций по классам, но ими пользуются довольно редко, так как указанные выше системы Кеннеди, Гаврилова и некоторых других медиков вполне хорошо справляются с поставленной задачей – выбор наиболее подходящего протеза для типичных часто встречающихся зубочелюстных дефектов.

Используя подобные системы стоматологи существенно облегчают жизнь себе и пациенту и могут подобрать наиболее оптимальный вариант устанавливаемого протеза, который будет по максимуму учитывать анатомические особенности конкретного человека.

Конечно, каждый случай уникален и предугадать все возможные оригинальные комбинации отклонений нелегко, но в большинстве случаев указанные системы классификации довольно неплохо решают поставленные перед дантистами задачи.

Классификация у пациента дефектов зубного ряда проводится стоматологом для выбора лечения. Учитывается число недостающих зубов, здоровье оставшихся единиц, состояние пародонта.

Мнение эксперта

Бирюков Aндрей Aнатольевич

врач имплантолог ортопед-хирург Закончил Крымский мед. институт в 1991 г. Специализация терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология включая имплантологию и протезирование на имплантах.

Задать вопрос эксперту

Считаю, что на визитах к стоматологу всё же можно существенно сэкономить. Конечно я говорю об уходе за зубами. Ведь если тщательно ухаживать за ними, то до лечения действительно может и не доходить дело - не потребуется. Микротрещинки и небольшой кариес на зубах можно убрать обычной пастой. Как? Так называемой пломбирующей пастой. Для себя выделяю Denta Seal . Попробуйте и вы.

Существуют закономерности, позволяющие подобрать протез с учетом протяженности, местоположения нарушения. Классификация облегчает общение специалистов-стоматологов между собой, упрощает документирование.

Когда нужно классифицирование?

Любой из способов классификации облегчает ортодонту изучение частичной утраты зубов, упрощает ведение документации, позволяет врачам обозначать проблему во время работы. Однако распространенная классификация не способна дать указаний по выбору конструкции, не может отразить конкретную картину нарушений, вида прикуса, здоровья тканей.

Благодаря систематизации ускоряется, уточняется определение дефекта, проясняется выбор направления лечения. Если не учитывать характер патологии, можно навредить функциональности зубов неправильным протезированием.

Тогда нагрузки распределяются неравномерно, ткани и зубы перегружаются, провоцируя появление осложнений. Чтобы исключить развитие событий ортодонты систематизировали патологии, разделив их по классам, подклассам.

Параметры, позволяющие причислить дефект к определенной группе:

  • недостатки структуры единиц челюсти, идущих после клыков;
  • аномалии строения резцов, клыков;
  • патологии задней либо передней части дуги;
  • проблемы с крайними зубами ряда.

Самые распространенные виды систематизации – по Бетельману, Кеннеди, Гаврилову. Названы по фамилии изобретателей. Не сильно популярные способы – по Жулеву, Эйхнеру, Оксману.

Классификация Кеннеди

Американский стоматолог Эдуард Кеннеди был революционером проведения операций, призванных устранить нарушения прикуса. Накопленный опыт позволил ему в 1921 г. разработать классификацию встречающихся аномалий, выделив 4 класса и 3 подкласса:

  • 1 класс. Отсутствие жевательных зубов по обеим сторонам дуги. Подклассы различают 3 варианта развития ситуации. Первый – кроме отсутствия моляров, не хватает еще 1 зуба. Второй – отсутствуют моляры и зубы в 2 местах. Третий – кроме моляров, нет зубов в 3 разных местах. Основной способ лечения аномалий этой группы – приспособления с лабильным креплением;
  • 2 класс. Односторонний дефект, потеря дистальной опоры. Предусмотрены 3 подкласса, аналогичные предыдущему. Коррекция таких дефектов осуществляется протезами с палатинальной фиксацией (на стороне здоровых зубов) и приспособлением с лабильным креплением (на участке с дефектом);
  • 3 класс. Односторонняя проблема, присутствие дистальной опоры. Подклассы те же, что указаны выше. Оптимальным протезом становится мостовидная съемная конструкция, которая крепится кламмерами;
  • 4 класс. Относятся клинические ситуации, когда у пациента нет передних зубов. Устраняется проблема установкой протеза с опорными кламмерами.

Систематизация по Эйхнеру

Систематизация была предложена К. Эйхнером. Он предположил, что зубная дуга состоит из 4 защитных зон, состоящих из моляров и премоляров на каждой стороне. Они отвечают за межальвеолярную высоту. Если речь о дефектах зубов, Эйхнер предлагает выделить три группы:

  • А – присутствуют ряды, где есть зубы антагонисты во всех 4 зонах;
  • В – одна либо несколько зон без антагонистов;
  • С – нет антагонистов во всех 4 зонах.

Система Гаврилова

Е.И. Гаврилов – доктор медицинских наук, видный научный деятель Советского Союза. Задачей он ставил не только возвращение эстетики зубному ряду, но и функциональности, распределения нагрузки по всем участкам челюсти. Систематизация, разработанная Гавриловым, определяет детальное описание проблемы, что помогает врачу определить схему лечения. Ученый систематизировал проблемы по 7 группам.

Испытываете ли волнение перед визитом к стоматологу?

Да Нет

I класс. Сюда относят дефекты с правой, левой стороны конца зубной дуги.

Варианты лечения:

  • бюгельный протез с литыми кламмерами аккуратно воздействует на зубы, выполняющие функцию опоры;
  • съемный частичный пластинчатый протез. Есть недостатки – слабая фиксация, вероятность опрокидывания во время еды из-за односторонней нагрузки;
  • протезирование с имплантами – несъемный протез, восстанавливающий функциональность челюстей без нагрузок. Если нет противопоказаний, то этот вариант считается лучшим.

II класс. К этой группе относятся дефекты, когда дистальная опора одной из челюстей утрачена. Варианты протезирования подбираются аналогично состояниям. Двустороннее наличие проблем у концов челюстей обеспечивает фиксацию съемного протеза, нагрузка равномерно распределяется по ряду. Во время выбора конструкций останавливаются на бюгельном протезе, когда речь идет о проблемах верхней челюсти. Благодаря металлической дуге удается снизить габариты пластинки, а небо остается открытым.

При состояниях, относящихся к этой группе, можно выбрать несъемное протезирование. Такая методика восстановления функциональности челюсти допустима при установке имплантов. Для ситуаций, когда зубы давно утрачены, лечения не было, признаком становится дефицит костной ткани. Технологии позволяют провести операцию по ее наращиванию. Если нет противопоказаний, а гигиенические навыки удовлетворительные, то протезирование с помощью имплантов будет эффективным решением задачи, чем съемные конструкции.

III класс. К этой группе относятся дефекты, сопровождающееся отсутствием моляров, при условии, что крайний моляр сохранился.

Восстановить зубной ряд можно съемными, несъемными протезами таких видов:

  • бюгельный протез съемного типа. Хороший вариант, но не комфортный. Недостатки обусловлены тем, что конструкция снимается, а при одностороннем эффекте опрокидывается;
  • мостовидная конструкция, одна из опор которой фиксируется на жевательном зубе. Это недорогой вариант протезирования. К достоинствам метода относят надежность фиксации, к недостаткам – нагрузку опор. Противопоказаниями к выбору моста становятся болезни пародонта, подвижность зубных единиц;
  • лидирующие позиции занимает имплантация. Этот способ обеспечивает максимум комфорта, физиологичность, идентичную натуральной. Исключена нагрузка опорных зубов, здоровые ткани нет нужды стачивать, зато жевательная, эстетическая функция полностью восстанавливаются.

IV класс. К такой группе относят состояния, когда боковые секции имеют изъяны, но дистальные опоры сохранены. Варианты устранения проблемы аналогичны указанным выше, но бюгельные протезы уже не имеют недостатков, поскольку здесь нагрузка равномерно распределяется по всем зубам.

V класс. Включает состояния, при которых на передней части души отсутствует сразу несколько единиц. Восстановить зубной ряд помогут мостовидные, съемные протезы. Чтобы обеспечить им надежную фиксацию, задействуют кламмеры. Такие крепления заметны на зубах, поэтому эстетичность будет не на высоте. Учитывая, что речь идет о зубах, участвующих в улыбке, отдавать предпочтение такому способу лечения не следует. Мосты при наличии прочных опор обеспечивают отличную функциональность, но смотрятся некрасиво, особенно, если присутствует зазор между десной и шейкой искусственной коронки.

В отличие от предыдущих способов лечения, импланты практически не имеют недостатков (за исключением цены). Они способны вернуть утраченную эстетику, жевательную функцию. Предпочтительной становится одномоментная имплантация, при которой зуб удаляется, на его место сразу устанавливается искусственный корень. Это позволяет сохранить форму десны, количество костной ткани челюсти, создаются оптимальные условия заживления раны. Полученный результат по эстетическим показателям не имеет равных.

VI класс. Сюда относят комбинированные дефекты. Планирование выполняется с учетом выявленных проблем.

VII класс. Последняя группа, куда относятся все патологии, при которых во рту остался всего один зуб.

Систематизация по Гаврилову применяется ортодонтами, позволяет выбрать оптимальную конструкцию для протезирования в широком разнообразии состояний. Потом одиночно расположенные зубы использовались в качестве опоры съемных протезов. Распространена такая практика была в отношении проблем нижней челюсти.

Благодаря имплантации больше нет необходимости сохранять зуб, если для этого мало оснований. Импланты способны стать опорой под разные ортодонтические конструкции при наличии одиночных зубов, при полной адентии.

Классификация Бетельмана

Бетельман разработал вид систематизации, позволяющей подобрать зубной протез при стоматологических проблемах. Его классификация подразумевает разделение отклонений на 2 класса, в каждом – 2 подкласса.

I класс. Относят состояния, когда выявляются концевые дефекты (нет моляров, начиная с 5 либо 6 единицы и до конца челюсти). Если проблемы локализуются на одной стороне дуги, их относят к I подклассу, если с обеих сторон – ко II подклассу.

II класс. К этой группе стоматологических проблем относят отсутствие коронок в любом месте зубной дуги. Различают 2 подкласса:

  • Состояния, при которых выявляется 1 и больше включенных дефектов, при этом один проблемный участок включает до 3 недостающих единиц.
  • Наличие 1 и больше включенных изъянов, при этом дефект включает более 3 недостающих единиц.

Классификация Жулева

Е.Н. Жулев – профессор, представитель медицинской академии Н. Новгорода. Систематизацию зубочелюстных проблем Жулев представит в 1989 г. Суть сводится к распределению патологий на 5 групп (классов):

  • Ямки, впадинки, полости в фиссурах.
  • Ямки на резцах, полости в фиссурах.
  • Полости на поверхности резцов и боковых зубов.
  • Полости в придесневой, пришеечной области.
  • Комбинированные аномалии, включающие признаки, указанные выше.

Помимо перечисленных, есть известные систематизации дефектов зубных рядов, но они используются реже.

  • 1 класс - потеря жевательных зубов с обеих сторон. Основная конструкция протеза - лабильное крепление. От основного бюгеля отходят ответвления для укрепления на них искусственных зубов, восстанавливающих зубной ряд.
  • 2 класс - односторонний дефект зубного ряда при потере дистальной опоры. Основная конструкция протеза - палатинальная фиксация протеза со стороны челюсти с сохранившимися зубами и лабильное крепление протеза на стороне дефекта зубного ряда.
  • 3 класс - односторонний дефект при наличии дистальной опоры. Основная конструкция протеза - съемный мостовидный протез на опорных кламмерах.
  • 4 класс - дефекты во фронтальном участке зубного ряда. Конструкция протеза - съемный мостовидный протез с опорными кламмерами.

Подробно классификация Кеннеди:

классификация зубных рядов с дефектами - включает четыре класса.

К первому относятся зубные ряды с двусторонними концевыми дефектами, ко второму - зубные ряды с односторонними концевыми дефектами, к третьему - зубные ряды с односторонним включенным дефектом в боковом отделе, к четвертому - зубные ряды с включенными дефектами переднего отдела. Если зубной ряд имеет несколько изъянов, относящихся к разным классам, его относят к меньшему по порядку классу (1923).

Определение оптимальных методов рентгенологического обследования при миофасциальном болевом синдроме челюстно-лицевой области и представление алгоритма рентгенологического исследования пациентов для диагностики данной патологии.

  • 1. Ортопантомография. По данным литературы в настоящее время ортопантомография рассматривается как основной вид рентгенологического исследования при любых видах патологии зубочелюстной системы. Значимым свойством данного метода является быстрота и простота получения важных данных, позволяющих ускорить диагностический процесс, низкие дозы облучения. В большинстве случаев ортопантомография оказывается единственным видом рентгенографии, исчерпывающим все диагностические задачи. При изучении снимков необходимо обратить внимание в первую очередь:
    • -- на межрезцовое соотношение верхней и нижней челюстей;
    • -- на характер межчелюстных контактов, т.е. соотношение зубов верхней и нижней челюстей;
    • -- на равномерность смыкания зубов справа и слева;
    • -- на наличие адентии (вторичного или первичного происхождения);
    • -- на наличие протезов и качества их исполнения;
    • -- на состояние тканей пародонта;
    • -- на наличие структурных изменений в альвеолярной кости верхней и нижней челюсти (остеопороз, атрофия, наличие системных заболеваний, опухолевых процессов и т.д.)
    • -- на состояние зубов и наличие периапикальных костных изменений.

Нередко ортопантомография дает обзорную информацию и требует дополнительных видов съемки, но в этом случае ограничивается их число.

Для зубных врачей основной проблемой всегда было восстановление зубов. В современных условиях стоматологи стараются сохранять каждый зуб, так как впоследствии их восстановление может оказаться непосильной проблемой. Для улучшения планирования лечения стоматологи разработали классификацию с разными клиническими обстоятельствами. Благодаря этому зубной врач может с лёгкостью определить успех терапии и обладает определёнными протоколами действий.

В 1923 году Э. Кеннеди создал классификацию недостатков рядов зубов. На сегодняшний день она является общеизвестной и называется классификация по Кеннеди. Её основным плюсом является практичность и доступность. Кеннеди делит челюсть на четыре главных класса в зависимости от нахождения недостающих зубов. Данный вид классификации помогает определить тип предстоящего протезирования.

Необходимость классифицирования

В XIX веке зубные врачи хотели выработать определённые подходы к изучению главных видов недостатков зубных рядов и поиску правильных и действенных видов лечения.

Классификация подбирает правильный вид терапии, а также быстро и точно определяет вид дефекта. Такая задача является важной и сложной по причине того, что при игнорировании характера отклонения можно нарушить правильную работу зубного ряда после протезирования.

Зачастую складывается такая ситуация, что неправильное ортодонтическое лечение приводит к нагрузке на зубной ряд и её неравномерному распределению. Таким образом, происходит перегруз мягких опорных тканей и возникают новые проблемы.

Для того, чтобы добиться максимального эффекта от терапии, стоматологи создали и классифицировали ортодонтические отклонения согласно классам и подклассам.

На сегодняшний день в стоматологии применимы следующие классификации дефектов зубных рядов:

  • Гаврилов;
  • Кеннеди;
  • Бетельман.

Классификация по Кеннеди

Э. Кеннеди является одним из первых дантистов, который проводил трудные операции с целью коррекции прикуса. Он разделил основные зубные аномалии на четыре класса и три подкласса.

С 1921 года, предложенная им система, считается наиболее востребованной и признанной во всём мире. В первом классе находятся дефекты, связанные с отсутствием жевательных зубов. Главный первый класс включает в себя следующие три подкласса:

  • отсутствие зубов ещё в одном месте;
  • отсутствие зубов в двух местах;
  • отсутствие зубов в трёх местах.

Основным способом протезирования для терапии отклонения от нормы считается лабильное крепление, в котором есть определённые устройства для крепления отсутствующих зубов.

Во второй класс входит наличие дефекта с утратой опоры дистальной. Подклассы являются аналогичными с предыдущими. Наилучшим методом коррекции является применение протеза со стороны здоровых зубов и со стороны дефекта.

В третий класс входят односторонние нарушения с дистальной опорой. Подклассы являются аналогичными. Наилучшей конструкцией для терапии является мостовидный протез разъёмной конструкции с опорными кламмерами.

В четвёртом классе отсутствуют подклассы . К нему относят случаи с отсутствием передних зубов, которые расположены во фронтальной части. Наилучшим способом лечения является установка протеза мостовидного с кламмерами опоры.

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди является доступной и широко используемой в терапии по всему миру.

Классификация по Гаврилову

Евгений Иванович Гаврилов- это доктор медицинских наук СССР, разработавший систему классификации дефектов рядов зубов. Он ставил перед собой задачу достичь восстановление функциональности зубов и верной нагрузки среди частей зубного ряда. Система Гаврилова включает в себя следующие дефекты:

Классификация по Кеннеди и по Гаврилову

1 класс по Гаврилову- 2 класс по Кеннеди

По причине отсутствия дистальной опоры изготовление несъёмного протеза является невозможным из-за отсутствия фиксации. Искусственная коронка в консольной конструкции служит недолго и приводит к выпадению опоры. В таком случае вероятны такие методы лечения? как:

  • Бюгельное протезирование;
  • Протезирование по принципу зуб-имплант.

Такие методы помогают восстановить эффективность жевания и снижают нагрузку на здоровые зубы.

1 класс по Кеннеди-2 класс по Гаврилову

Применяют аналогичные способы протезирования. В двусторонних концевых дефектах функция и фиксирование протезов является лучшим из-за одинаковой нагрузки с обеих сторон. Если стоит выбор конструкции, то бюгельный протез является предпочтительнее. Благодаря металлической дуге происходит уменьшение размера пластины, а нёбо остаётся открытым.

Протезирование такого типа вероятно при применении имплантов. При недостатке ткани, её возможно нарастить при помощи определённой операции.

3 класс по Кеннеди- 3 класс по Гаврилову

В данном случае восстанавливают дефекты несъёмными и съёмными конструкциями. Выделяют следующие способы:

  • съёмный бюгельный протез, который является недостаточно комфортным, но жизнеспособным;
  • бюджетным вариантом является мост с опорой на зубы. Его плюсом является несъёмная конструкция, а минусом является сильная нагрузка;
  • наиболее комфортным вариантов является установка имплантов из-за отсутствия необходимости обтачивания и нагрузки на опорные зубы.

3 класс по Кеннеди- 4 класс по Гаврилову

Способы являются аналогичными, однако протезы бюгельные становятся в один ряд по уровню комфорта и функциональности с несъёмными конструкциями по причине их правильного распределения нагрузки.

4 класс по Кеннеди- 5 класс по Гаврилову

Протезы мостовидного или съёмного типа способны возобновить функции утраченных зубов при помощи кламмеров. Их основным недостатком является явная видимость, а это не является эстетичным. Протезы мостовидного типа являются удовлетворительными. Наиболее эстетическими конструкциями являются имплантаты, которые абсолютно восстанавливают функцию жевания, а также эстетику.

6 класс по Гаврилову

Строго индивидуальным является планирование при комбинированных проблемах зубов. Данный вид классификации у Кеннеди не показан.

7 класс по Гаврилову

Данный тип дефектов зубов у Кеннеди причисляют к концевым двусторонним. План терапии и проявления клинические в описанных случаях вполне могут отличаться. В виде опоры для фиксирования протеза предлагалось использовать одиноко стоящие зубы. Благодаря внедрению имплантации необходимость сохранения последнего зуба отпала. Протезирование такого вида происходит благодаря имплантатам.

Таким образом, классификация Кеннеди является классической для ортопедической стоматологии , так как здесь дефекты ряда зубов подразделяются на четыре класса. Однако к одному классу необходимо относить отсутствие пары зубов с двух или с одной стороны, а это не является удобным на практике. Таким образом, многие зубные врачи применяют подробную классификацию Гаврилова. Данные системы имеют разную нумерацию, поэтому при постановке диагноза стоматологу необходимо указать применимую классификацию.

Изменения последовательности зубного ряда могут нести в себе нарушения непрерывности и единства зубов в верхней или нижней челюсти, причём причины такого явления могут быть совершенно разными. Это и травмы, и ушибы, инфекционные заболевания полости рта, отсутствие должного лечения кариеса, в результате чего возникают осложнения.

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди

Есть несколько способов описания данной патологии. Наиболее распространённой является классификация по Кеннеди. Она основывается на следующих дефектах:

  • первая группа - зубной ряд ограничивается с двух сторон 5-м или 6-м зубом, при этом жевательных коронок нет;
  • вторая группа - зубной ряд укорочен за счёт отсутствия моляров с одной или другой стороны;

  • третья группа - жевательная коронка сохранена, однако отсутствуют зубы в боковой зоне;

  • четвертая группа - нарушено строение переднего участка челюсти, в частности, отсутствуют клыки или резцы.

Если для диагностики используется классификация Кеннеди, ортопедия подразумевает утрудненное лечение, поскольку, если имеется сразу несколько аномалий, то заболеванию присваивается более низкая группа. Из-за этого изменяется и план протезирования. К одной и той же группе могут относиться разные клинические случаи.

Причины возникновения дефектов зубных рядов

Есть несколько причин, которые приводят к появлению проблемы (для их устранения необходимо отнести патологию к определенной группе, для чего и существует классификация по Кеннеди):

  1. Врождённые аномалии, в частности адентия (отсутствие зубов) по причине болезни матери во время беременности, из-за чего зачатки зубов могут отсутствовать, также могут быть погрешности в структуре эмали, что передается по наследству.
  2. Наличие вредных привычек. У детей - использование пустышки и искусственное вскармливание, сосание пальцев, у взрослых к потере зубов может привести привычка раскусывать орехи, например фисташки.
  3. Кариес, в том случае если его не лечить. Регулярное посещение зубного врача поможет сохранить зубной ряд в целости и сохранности.
  4. Воспалительные процессы. При образовании гнойных воспалений зуб необходимо немедленно удалять. Привести к такому может пародонтит, киста, периодонтит и другие стоматологические заболевания.
  5. Механические травмы, что особенно актуально в возрасте 6-9 лет. В этот период происходит смена молочных зубов на коренные, и сильный удар может привести к повреждению корня.
  6. Детские заболевания, такие как рахит, пневмония, острые респираторные заболевания, которые появляются в период формирования зубов. Они оказывают негативное влияние на структуру центральных резцов.
  7. Наличие новообразования в пародонте. Если оно обнаружено, то необходимо немедленное удаление зубов. Возникать новообразования могут в результате нарушения работы щитовидной железы, желудочно-кишечного тракта, а также при недостатке витаминов.

Симптомы наличия дефектов

Классификация дефектов по Кеннеди говорит о том, что проблема возникает в результате потери зуба или его развития. Признаки зависят от многих факторов:

  • точного места расположения могут быть боковые или передние зубы на нижней или верхней челюсти);
  • параметров изъяна;
  • вида дефекта (может быть включенным или концевым);
  • структуры прикуса;
  • возраста пациента;
  • состояния десен и присутствующих зубов;
  • времени с момента потери зубов до начала лечения;
  • причины появления дефекта.

Чтобы выявить дефект, необходимо прийти на прием к зубному врачу, который проведет осмотр и определит проблему. Основными жалобами со стороны пациентов, которые заставляют людей идти к врачу, являются:

  • нарушения прикуса;
  • отсутствие возможности полноценно пережевывать пищу;
  • деформация челюстной кости;
  • в некоторых случаях нарушения дикции.

Устранение дефекта зависит от группы заболевания, для чего нужно использовать определенную схему, и чаще всего используется классификация по Кеннеди. Перед протезированием или имплантацией дантист обязательно проводит профессиональную чистку зубов, во время которой устраняет кариес и ликвидирует любые воспалительные процессы.

Способы профилактики

Взрослый человек может самостоятельно предпринимать меры, позволяющие предупредить появление дефектов, диагностировать которые поможет классификация по Кеннеди. Главным врагом в данной ситуации является кариес, поэтому необходима адекватная гигиена полости рта и регулярное посещение дантиста. Это касается и детей. Родители могут игнорировать гигиену полости рта ребенка с молочными зубами, поскольку считают, что они все равно выпадут и в уходе не нуждаются. Но это не так. Также при обнаружении и их необходимо вовремя лечить. Игнорирование любых проблем в ротовой полости может усугубить ситуацию и привести к потере зуба.

Похожие публикации