Подборка дидактических игр по трудовой деятельности.docx - Подборка дидактических игр по формированию и развитию знаний и навыков трудовой деятельности. Подборка игр и упражнений на тему «Игрушки

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник дидактических игр,

направленных на развитие познавательных действий

у детей дошкольного возраста.

Камышлов,2017

Сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. / сост.Топычканова Наталья Федоровна. – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Сборник содержит дидактические игры, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Данный сборник имеет большую педагогическую значимость в развитии познавательных действий у детей дошкольного возраста. Он может быть использован педагогами дошкольной образовательной организации и студентами педагогических колледжей в своей профессиональной практике и родителями. В сборник включены следующие разделы: «Дидактические игры по сенсорному воспитанию», «Дидактические игры по развитию речи», «Дидактические игры по ознакомлению с природой», «Дидактические игры по формированию математических представлений», заключение, список литературы. Руководитель: Кочнева Г.Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин.

Пояснительная записка …………………………………………………………4

1. Раздел «Дидактические игры по сенсорному воспитанию, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»…………8

2. Раздел «Дидактические игры по развитию речи, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»…………………..12

3. Раздел «Дидактические игры по ознакомлению с природой, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»…….17

4. Раздел «Дидактические игры по формированию математических представлений, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»………………………………………………………….24

Заключение ……………………………………………………………………...31

Список литературы …………………………………………………………….32

Пояснительная записка

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Педагогам и психологам известно огромное значение игры в развитии ребёнка. К сожалению, сегодня в сфере досуга преобладают порой разрушающие объекты, созданные западной индустрией развлечения, портящие психику детей, делающие их жестокими, бесчеловечными. Многие дети не умеют нормально общаться друг с другом, поэтому в детской среде часто возникают конфликтные ситуации. Игры ребят – это, в первую очередь, площадка их человеческого общения и развития познавательных действий. Известно, что развитие ребёнка, его социализация и нравственное становление могут осуществляться только в процессе общения с другими людьми, а игра для ребёнка – это лучшая сфера развития познавательных действий, её процесс всегда удовольствие.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОО предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познавательные действия.

Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Подводя итог вышесказанному, можно выделить целый ряд развивающих и воспитательных функций игры. Дидактическую игру можно рассматривать как: важнейший вид самостоятельной деятельности детей, позволяющей ребёнку самореализоваться и самоутвердиться; фактор, формирующий внутренний мир ребёнка.

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательных действий. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

А. И. Сорокина писала: «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

В сборнике подобрано 27 игр наиболее интересные, оригинальные, самобытные и современные.

Сборник состоит из 4 разделов:

1 раздел «Дидактические игры по сенсорному воспитанию, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста».

Данные игры проводятся с целью обогащения ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

2 раздел «Дидактические игры по развитию речи, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста».

Данные игры проводятся с целью овладение детьми дошкольного возраста навыками звуко - слогового анализа который имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для развития словаря. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Играя в дидактические игры по развитию речи дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, а так же развивать познавательные действия как способность аргументировать свои утверждения.

3 раздел «Дидактические игры по ознакомлению с природой, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»

Цель представленных дидактических игр заключается в том, что в процессе игр формируются знания об окружающем мире, развиваются познавательные действия, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Дидактическая игра эффективное средство для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем мире. Действия в дидактической игре по ознакомлению с природой различны как в практическом, так и в умственном плане – начиная с действий, позволяющих развивать такие познавательные действия как умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, и заканчивая сложными логическими умозаключениями.

4 раздел «Дидактические игры по формированию математических представлений, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста ».

В данный раздел вошли игры по формированию элементарных математических представлений направленные на развитие познавательных действий, когда дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм через такие действия как умение устанавливать размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины, толщины), систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке, по величине, анализировать величину предметов сравнивать, обобщать, классифицировать. Играя в дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей появляется живой естественный интерес, который способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познавательных действий.

Дидактические игры представленные в сборнике могут применяться педагогами как в образовательной деятельности для развития познавательных действий у детей, так и в самостоятельной деятельности.

1 раздел «Дидактические игры по сенсорному воспитанию, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста».

Дидактическая игра "Нарядим солнышко"

(Для детей 3 - 4 года)

Дидактическая задача: закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение классифицировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Игровая задача: нарядить солнышко, прикладывая к каждому лучику соответствующего цвета бантик.

Игровые действия: взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца с «открытыми глазами». Детям предлагается «нарядить солнышко», т.е. путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу. Далее ребёнку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путём наложения нарядить лучик.

Правило игры : подобрать к каждому лучику у солнышка бантик соответствующего цвета.

Результат: Ко всем лучикам у солнышка подобраны бантики соответствующего цвета.

Дидактическая игра «Укрась бабочку»

(Для детей 3 - 4 года)

Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по цвету.

Игровые действия: воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

Правило игры: Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов. Выбрать из кружков разного цвета круги одного цвета и украсить крылышки бабочек кружками одного цвета.

Результат: в конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее. К каждой бабочке подобраны кружки одного цвета.

Дидактическая игра «Почини одежду зайчатам»

(Для детей 3 - 4 года)

Дидактическая задача: развивать умение выделять цвет и форму как особые свойства предметов. Закреплять умение классифицировать однородные предметы по цвету и форме.

Игровая задача: Подобрать заплатки к дыркам на одежде зайчат.

Игровые действия: воспитатель рассказывает детям о беде, которая приключилась с зайчихой: купила она своим зайчатам подарки – платья, шорты, рубашки, юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает одежду из картона). Воспитатель предлагает ребятам помочь зайчихе: подобрать заплатки и залатать дырки. Уточняет, на какие геометрические фигуры похожи дырки на юбочках и шортах.

Правило игры: нужно подобрать заплатки такого же цвета и формы, что и дырки на одежде зайчат.

Результат: подобраны все заплатки к дыркам на одежде зайчат.

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

(Для детей 3 - 4 года)

Дидактическая задача : развивать умение сравнивать по форме, цвету и размеру прорези и вкладышей.

Игровая задача: подбери крышку к окошку домика мышки.

Игровые действия: педагог показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

Мышки сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные : круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте себе, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Закройте так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, чтоб они были плотно закрыты.

Наступило утро, открывайте окошки. Но, вот, идет кошка. Спрячьте быстро мышек, чтобы кошка их не съела. Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки.

Правило игры: подобрать крышки к окошкам домиков мышек по форме и по цвету.

Результат: все окошки у домиков мышек закрыты соответствующими по цвету крышками.

Дидактическая игра «Рыбки и звезды»

(Для детей 3 - 4 года)

Дидактическая задача : развивать умение дифференцировать цвета.

Игровая задача : подобрать для рыбок подружек - морских звезд по цвету.

Игровые действия: педагог прикрепляет двух рыбок и говорит, то у каждой рыбки есть подружка – морская звезда. Педагог прикрепляет под каждой рыбкой по одной морской звезде такого же цвета и говорит, что он положил их столько же, сколько и рыбок. После этого педагог спрашивает детей , какого цвета эти рыбки и звезды. Затем все рыбки и звезды убираются. После этого педагог просит выйти одного из детей и прикрепить красную и синюю рыбки. Потом вызывается другой ребенок, которого просят прикрепить столько же звезд. Другие дети называют цвета прикрепленных звезд. После этого картинки снова убираются. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание по нахождению для рыбок подружек-звезд.

Правило игры: подобрать каждой рыбке подружку морскую звезду такого же цвета, как и рыбка.

Результат: все рыбки нашли своих подружек морских звезд по цвету.

2 раздел «Дидактические игры по развитию речи, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста».

Дидактическая игра «Кто больше назовёт действий»

(игра для детей 5 –

Дидактическая игра: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями. Активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).

Игровая задача: Назвать действия людей соответствующие профессии.

Игровые действия:

Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Мама Никиты лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает продавец? Дети – продает, отрезает, расставляет, и др. Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы.

Правило игры: Назвать профессии и действия которые предполагает профессия.

Результат: За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек. Подобраны ко всем перечисленным профессиям слова означающие действия.

Дидактическая игра «Лавина»

(игра для детей 5-7 лет)

Дидактическая задача: развивать память, умение классифицировать предметы по группам.

Игровая задача: называть предметы по группам в определенной последовательности.

Игровые действия: ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть предметы, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущим участником игры. Например: яблоко; яблоко, груша; яблоко, груша, слива и т.д.

Правило игры: Называть предметы, а тот, кто не может назвать свое слово или пропустит сказанное ранее, выбывает из игры (или пропускает ход). Например: яблоко; яблоко, груша; яблоко, груша, слива и т.д.

Результат: правильно называть предметы классифицируя по группам

Дидактическая игра «Если бы…»

(для детей 5 – 7 лет)

Дидактическая задача: развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.

Игровая задача: продолжи предложение.

Игровые действия: предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был президентом…» (каким, зачем? Что делал бы?), «Если бы вдруг исчезло солнце…» (Что в этом хорошего и плохого?) и т.д.

Правило игры: Педагог говорит фразу, а дети продолжают.

Результат: продолженные предложения детьми имеют логически связную речь.

Дидактическая игра «Переезжаем на новую квартиру»

(для детей 3 – 4 года)

Дидактическая задача: формирование умения сравнивать предметы, сходные по назначению и похожие внешне.

Игровая задача: Правильно подобрать и показать картинку соответствующую данному предмету.

Правила игры: играют 6-9 детей. Показать картинку, которую называет воспитатель.

Игровые действия: воспитатель вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка - стакан, платок - косынка, ранец - портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны - многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку». Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным - называть предмет, объединенный в пару с предъ-являемым. Например, ведущий говорит: «Перчатки».- «Варежки»,- отвечает партнер по игре и отдает ему свою картинку.

Результат: Правильно подбирать картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

(для детей 4 – 5 лет)

Дидактическая задача: формирование умения сравнивать по признакам предмета.

Игровая задача: называть отличия предметов.

Игровые действия: воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия». Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.

Посмотрите на лица снеговиков. Они? У каждого два глаза и оранжевый нос.

На головах? Головные уборы разного цвета.

Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие – в левой.

Правила игры: Найти сходства и различия предметов.

Результат: умеют находить свойства и различия предметов.

Дидактическая игра «Задумай слово»

(для детей 5 – 7 лет)

Дидактическая игра: Систематизирование представления детей, учить выражать свои мысли в краткой форме, обозначать качество, предметы, действия с ними.

Игровая задача : отгадать какой предмет подходит под описание.

Игровые действия : педагог предлагает поиграть в интересную игру, дети должны задумать слово, которое все знают, но не называть его, а только рассказать, что оно обозначает: какое и что можно с ним делать или что делает, а все будут отгадывать. Например: Он пушистый, лакает и мурлыкает. (Котенок). Он кукарекает. (Петух). Она металлическая, ею можно есть суп, борщ. (Ложка). Она оранжевая, вкусная, длинная. (Морковка). Оно белое, по небу плывет. (Облако).

Правила игры: рассказать о предмете и действии с ним.

Результат: отгадать по описанию о каком предмете идет речь.

Дидактическая игра «Кто подберет больше слов?»

(для детей 5 – 7 лет)

Дидактическая задача: Развивать анализ и синтез, активизировать словарный запас.

Игровая задача: назвать как можно больше слов к вопросам.

Игровые действия:

Взрослый предлагает детям назвать как можно боль­ше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использо­вать предметы или картинки.

Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Правила игры: подобрать как можно больше слов к одной группы.

Результат: побеждает тот, кто подобрал больше слов.

3 раздел «Дидактические игры по ознакомлению с природой, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

(игра для детей 6-7 лет)

Дидактическая задача : развивать умение синтезировать предметы.

Игровая задача : найти свою пару.

Игровые действия :

Первый вариант.

Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – вершки – ботву. Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.

Второй вариант.

«Вершки» или «корешки» стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки», найдите свои «вершки»!» Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правило игры: найти свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу.

Результат: правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто – нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угас и дети получили знания о разных растениях, надо предложить им поменяться несколько раз вершками и корешками.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом!»

(игра для детей 5-6 лет)

Дидактическая задача : умение развивать абстракцию через определение степени зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.

Игровая задача: поиск своей группы по степени созревания овощей и фруктов.

Игровые действия: овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти последовательность созревания – от неспелого к спелому. В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.

Правило игры: Правильно выстроить цепочку по мере созревания овощей

Результат: Все овощи и фрукты выстроены в определенной последовательности, по мере созревания. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной последовательности по мере созревания.

Дидактическая игра «Волшебные экранчики»

(игра для детей 6-7 лет)

Дидактическая задача : развитие у детей умений систематизировать предметы по свойству, анализировать, сравнивать предметы.

Игровая задача: подобрать картинки к какому либо предмету по цвету, форме, размеру.

Правило игры : вначале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

«экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое).

Правило игры : воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.

Результат: Правильно построенный упорядоченный ряд предметов по свойству.

Дидактическая игра «Чей след?»

(игра для детей 6-7 лет)

Дидактическая задача : формировать умение сравнения зверя с оставленными им следами в зимнем лесу.

Игровая задача: определить хозяина следов.

Игровые действия :

Педагог говорит:

Тихо в зимнем лесу, снег искрится на солнце разноцветными красками. Все спит. Кажется, никого нет. Но зимний лес таит в себе множество загадок. Только самым внимательным он расскажет, что здесь происходит, кто сегодня от нас спрятался и наблюдает за нами.

Посмотрите на наш зимний лес. Вы ничего не замечаете? Был ли здесь кто-нибудь из зверей до нашего появления. (Дети замечают множество следов.)

Чьи они? Почему их не видно летом? Оказывается, все живые существа всегда оставляют свои следы. Просто мы их можем увидеть только на снегу - зимой или на мокром песке - другое время года. Следы невозможно увидеть на траве, асфальте. Давайте попробуем рассмотреть следы и догадаться, кому они принадлежат.

Правило игры: внимательно рассмотреть дидактическую картину зимнего леса. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами). Количество играющих не должно превышать 6 человек.

Результат: выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу, соотнеся зверя с оставленными им следами.

Дидактическая игра «Зимние запасы»

(игра для детей 5-7 лет)

Дидактическая задача: формировать умение детей правильно классифицировать пищу зверей. Учить действиям анализа и синтеза.

Игровая задача: подобрать зверю соответствующие запасы на зиму.

Правило игры: продумать, в каком месте можно устроить склад продуктов на зиму (у одних зверей склад в норке, у других-в дупле, третьи закапывают его под сухие листья, корни деревьев и т.д.). Выбрать из предложенной еды только то, что любит зверек. Разместить вместе со своим зверьком запасы еды на зиму. В игру играют от 4 до 6 человек.

Каждый ребенок выбирает зверька, которому он хотел бы помочь заготовить запасы на зиму.

Игровые действия:

Педагог говорит:

Природа осенью очень добра: она одаривает не только людей но и всех живых существ - в лесах, полях, во всех уголках. Но звери знают, что после щедрой осени придет суровая зима, принесет морозы и снега, которые укроют землю. Звери готовятся к приходу зимы. Они не только утепляют свои домики, но и запасают еду, чтобы прожить долгую холодную зиму. Давайте, ребята, поможем им приготовиться к зиме. Кого из лесных жителей вы знаете? Кто из них делает запасы на зиму? Кому из них вы хотели бы помочь? (Дети высказываются)

Результат: выигрывает тот ребенок, который быстро и правильно помог своему зверьку и смог набрать большее количество карточек с запасами на зиму. За каждое выполненное доброе дело ребенок получает карточку.

Дидактическая игра «Найди в букете такой же листок»

(игра для детей 3-4-лет)

Дидактическая задача : развитие умения сравнивать предметы.

Игровая задача : найди похожий предмет в своём букете.

Игровые действия:

Вариант 1. Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой – нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.

Вариант 2.

Ребенок (ведущий) описывает лист из букета по внешним признакам, дети находят в своем букете такой же лист.

Правило игры: найти листок, который подходит данному цветку.

Игровые действия: воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой – нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

Вариант 2.

Ребенок (ведущий) описывает лист из букета по внешним признакам, дети находят в своем букете такой же лист

Результат: подобрать одинаковые букеты из 3 – 4 разных листьев.

Дидактическая игра «Цветочный магазин»

(игра для детей 5-7 лет)

Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Игровая задача: Найти растение по цвету цветка.

Игровые действия : дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.

Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Правило игры: составить букет по описанию цветов растения.

Результат: правильно составленный букет по описанию.

Дидактическая игра «Домик для листочков»

(игра для детей 5-7 лет)

Дидактическая задача: развивать умение анализировать и синтезировать названия деревьев по существенным признакам.

Игровая задача : правильно подбирать листочки к деревьям и кустарникам.

Игровые действия:

Педагог настраивает детей на игру.

Перед вами лес, проснувшийся весной. Солнышко разбудило его своими теплыми лучами, растопило снег, побежали веселые ручейки и напоили землю. Лес начинает оживать. Как вы думаете, как узнать, что деревья и кустарники проснулись?

Кто спрятался в этих почках, в этих домиках?

Давайте подберем каждому дереву и кустарнику соответствующую одежду. Кого вы хотели бы нарядить?

Дети высказываются и начинают наряжать выбранные ими деревья и кустарники по описанию.

Правило игры: определить, какое дерево или кустарник вы хотите нарядить в весенний наряд. Выбрать весенние листочки, соответствующие данному дереву или кустарнику по описанию. Количество играющих 5-6 человек; если игра идет по командам, то 3 команды по 2-3 человека. Победителями считаются те дети, которые быстро, правильно
и аккуратно выполнили задание.

Результат: нарядить в весенний наряд деревья и кустарники в нашем лесу.

4 раздел «Дидактические игры по формированию математических представлений, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста ».

Дидактическая игра «Разложи в коробки»

(игра для детей 4-5 лет)

Дидактическая задача: учить группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины.

Игровая задача: разложить фигуры по коробкам с контурным изображением.

Правило игры: в этой игре используются коробки (столы на каждом из которых лежит геометрическая фигура), на которых даны контурные изображения фигур, и различные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.

Игровые действия: навести порядок, разложить все фигуры по коробкам (столам). Дети" вначале рассматривают коробки и определяют, в какую из них что нужно положить. Затем они раскладывают фигуры по коробкам (столам), соотнося их форму с контурным изображением.

Результат: фигуры в коробке должны соответствовать нарисованному контуру на коробке.

Дидактическая игра « Кому какая форма?»

(игра для детей 3-4 года)

Дидактическая задача: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Игровая задача: разложить геометрические фигуры круг и овал по разным подносам.

Игровые действия: едагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос – матрешке, все овалы на другой – мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

Правило игры: разложить по группам геометрические фигуры, матрешке на поднос положить круг, а мишке овал.

Результат: геометрические фигуры круг и овал разложены в соответствии с заданием. «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка – заберет круги домой».

Дидактическая игра «Соберем бусы»

(игра для детей 3-4 года)

Дидактическая задача: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Игровая задача: разложить бусы по образцу.
Правила игры: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т.д. Разложить бусы по образцу.

Правило игры: Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка, следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Результат: бусы собраны по образцу.

Дидактическая игра «Мостики для зайчат»

(игра для детей 3-4 года)

Дидактическая задача : развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».

Игровая задача: подобрать дощечку по величине.

Игровые действия: воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять.

Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика?

Правило игры: помочь зайчикам подобрать дощечки для постройки мостика по величине.

Результат: подобраны дощечки по величине. Зайчики очень рады, что вы им помогли».

Дидактическая игра «Жучки на листиках».

(игра для детей 4-5 лет)

Дидактическая задача : формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Игровая задача: найти жучку свой домик по количеству листиков.

Игровые действия : воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками.

Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть».

Правило игры: найти жучку свой домик, посчитав количество листиков.

Результат: жучки нашли свои домики.

Дидактическая игра «Украсим коврик».

(игра для детей 3-4 года)

Дидактическая задача : развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Игровая задача: украсить коврики с помощью геометрических фигур.

Игровые действия: воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета?

Правило игры: Украшаем коврики геометрическими фигурами по образцу.

Результат: украсили по образцу для Мишки коврики с помощью геометрических фигур. Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям».

Дидактическая игра «Домики для медвежат»

(игра для детей 3-4 года)

Дидактическая задача: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Игровая задача: построить домики медвежатам

Игровые действия: воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю.

Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку?

Правило игры: помочь медвежатам построить домики, сравнивая все детали по величине.

Результат: построили медвежатам домики из геометрических фигур. Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».

Дидактическая игра « Каких фигур не хватает?»

(игра для детей 5-7 лет)

Дидактическая задача : Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

Игровая задача: найти недостающую фигуру в ряду из разных геометрических фигур.

Игровые действия: Распределив между собой таблички, каждый игрок должен проанализировать фигуру первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым, легко увидеть, что в нем недостает большого квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом. Второй игрок, рассуждая подобным же образом, во второй ряд должен поместить большой круг с малым желтым квадратом, а в третий ряд - большой круг с малым красным кругом.

Правила игры: Большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и малые (круг, треугольник, квадрат) трех цветов. Проанализировать ряды с геометрическими фигурами, выделить недостающую фигуру и вставить в этот ряд. Играют двое.

Результат: Правильно выделить недостающую фигуру в каждом ряду. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.

Список литературы

    Алабина, Л. В. Сборник упражнений и дидактических игр: учебно-методическое пособие / Л. В. Алабина. – М.: ЦГЛ, 2013.

    Гилева А. Дидактические игры и игровые занятия. – Тбилиси: Гора, 2007. 6. Дидактические игры для дошкольников. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ГРАФ ПРЕСС, 2013.

    Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром / Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез, 2006

    Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. – М.: Наука, 2008.

    Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя д/с. – М.: Просвещение, 2006.

    Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, Беларусь, 2016.

Тема 1.3. Характеристика и особенности организации дидактических игр

Основные понятия и термины по теме : игры с правилами, дидактическая игра, игровое действие.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Методика руководства дидактическими играми.

2. Подбор дидактических игр для разных возрастных групп. Специфические особенности дидактических игр.

3. Структура дидактической игры. Наличие обучающей задачи и игрового действия.

4. Виды дидактических игр: игры с предметами, словесные, настольно-печатные. Народные дидактические игры.

Методика руководства дидактическими играми.

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это ИГРЫ с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.). В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные). Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.). Основная особенность игр с правилами определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Сущность игр с правилами - не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.

Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей («Витя, научи Алешу складывать домик!»). Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.

Подбор дидактических игр для разных возрастных групп. Специфические особенности дидактических игр.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Но можно проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам независимо от того, в каком уголке земного шара они возникли. В них отчетливо прослеживается сложившийся в представлениях разных народов взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться, проявить себя. С полным основанием можно считать народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка.

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста, тема: «Игрушки»

(Материал на эту же тему есть на нашем сайте в виде конспектов занятий для детей 1-2 и 2-3 лет. Игры и упражнения там подобраны исходя из возраста и умений детей, а в этой подборке мы подготовили и собрали большое количество заданий и упражнений в дополнение к тем, что уже содержатся в конспектах).

Цели:

Обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек.
Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами.
Учить детей составлять целое из частей.
Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования - рисованием ватными палочками.
Совершенствовать умение рисовать прямые линии карандашом, наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами.
Совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Игрушки: чебурашка, маленькие раздаточные матрёшки, кубики, мячи, кошка, мишка, флажки, рули.
Картинка с изображением Чебурашки без ушей и нагрудника, вырезанные из бумаги эти детали, клеящие карандаши.
Лодки, сделанные из мыльниц с наклеенными на них цифрами «1» и «2».
Лист зеленого картона с наклеенными речкой, узким и широким мостиками, кустами с тремя и множеством ягод.
Ватные палочки, красная гуашь, вырезанные из бумаги корзинки.
Картинки с силуэтным изображением неваляшки (из кругов), разноцветные круги соответствующих картинке размеров, разноцветные камешки, круг с изображением лица неваляшки.
Картинка заготовка для пальчикового рисования «Неваляшка» (без глаз), готовые пластиковые глазки, пластилин, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Прищепки, разноцветные круги.
Рисунок с пустыми местами в виде геометрических фигур, геометрические фигуры соответствующих размеров и цветов.
Разрезные картинки с изображением игрушек.
Различные игрушки в двух экземплярах каждая, сундук для игрушек.
Пуговицы двух величин разных цветов, картинка с изображением разноцветных флажков, соответствующие цвету и величине пуговиц.
Игрушки: слон, бычок, мишка, кровать, коробка.
Вырезанные из картона квадраты-печенье, картинки с изображением кошки, собаки, коровы, мышки, вороны, поросенок, козочка, уточка, курочки.
Цветные картинки игрушек, вырезанные из бумаги, и их черные тени, нарисованные на картоне.
Цветные карандаши, листы бумаги с нарисованными флажками без палочек, счетные палочки.
Емкость с крупой, в которой зарыты мелкие игрушки.
Картинка-фон с изображением игрушек, картонные квадраты-кубики разных цветов.
Картинка-заготовка «Ночное небо», пластилин желтого цвета.
Аудиозаписи: «Чебурашка», «Флажок», «Игрушки-зверушки».

Сюрпризный момент «Чебурашка»

Посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости? Чебурашка. Он сам игрушка и любит другие игрушки. Сегодня мы будем играть с самыми разными игрушками.

Аппликация «Чебурашка»

Чтобы закончить портрет Чебурашки, нужно приклеить недостающие детали: уши и нагрудник.

Дидактическая игра «Найди тень от игрушки»

Игрушки потеряли свои тени. Найдите тень каждой игрушки и приложите цветную игрушку сверху на ее черную тень.

Дидактическое упражнение «Разрезные картинки»

А этим игрушкам не повезло - дети плохо с ними играли и поломали. Давайте починим эти игрушки - соединим части в целое.

Дидактическая игра «Сколько матрёшек?»

Вот лодки для матрёшек, но в лодку можно посадить столько матрёшек, какую цифру вы видите на лодке. Если на лодке цифра «1» - значит в эту лодку можно посадить только одну матрёшку. А если на лодке цифра «2», то в такую лодку можно посадить две матрёшки.
Берите лодки и рассаживайте матрёшек.

Дидактическая игра «Матрёшки в лес пошли»

Матрёшки любят ходить гулять в лес. Вот и сейчас возьмите матрёшку и ведите ее на прогулку. (Дети манипулируют игрушкой-матрёшкой на листе с наклеенными мостиками через речку, пеньками, ягодными кустами).


Вот идет матрёшка. А перед нею речка. Есть мостики? Сколько мостиков? Два мостика. Одинаковые мостики? Нет. Разные мостики. Один мостик узкий, а другой широкий.
Пошла матрёшка по узкому мостику.
Устала и присела отдохнуть на узкий пенек. Неудобно на узком пеньке, пересела матрёшка на широкий пень.
А вот и кусты с ягодами. На одном кусте много ягод. А на другом мало. Подошла матрёшка к кусту, на котором ягод мало. Собрала все ягодки и сосчитала их: один, два, три. Затем пошла матрёшка к кусту, на котором много ягод.
Пора матрёшке домой. Пошла она домой по широкому мостику. До свидания!

Рисование ватными палочками «Ягодки для матрёшки»

Матрёшки захотели собрать ягоды в корзинки и принести их домой. Давайте нарисуем ягоды. А рисовать ягоды мы будем ватными палочками.

Музыкальная дидактическая игра «Раздай зверушкам печенье»

У нас есть печенье для зверят. Сейчас мы будем их угощать этим печеньем. Слушайте слова песни внимательно - песня подскажет вам, кого нужно угощать. (Соответственно словам песни «Игрушки-зверушки» дети находят картинку с изображением данного персонажа и кладут возле него «печенье»).

Конструирование «Неваляшка»

Вот нарисована Неваляшка. Давайте сделаем ее красивой, яркой с помощью разноцветных кругов. Подбирайте круги подходящего размера и прикладывайте к рисунку.


Когда дети выложат из кругов изображение неваляшки можно предложить украсить туловище - большой круг дети украшают разноцветными камешками и накладывают круг-лицо на круг-голову.

Изобразительная деятельность «Неваляшка»

Давайте сделаем Неваляшке красивые глазки: слепим два шарика из пластилина, приложим к картинке, сверху на пластилин приложим готовые глазки и прижмем их пальчиком.
А теперь с помощью пальчиковых красок мы сделаем Неваляшке красивое красное платье.

Подвижная игра «Карусели»

Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз и два, и раз, и два,
Вот и кончилась игра!

Игра с прищепками «Погремушки»

У игрушек-погремушек поломались палочки-держалочки. Сделайте их из прищепок. (В ходе выполнения детьми задания, воспитатель интересуется, какого цвета палочки для погремушек подбирают дети).

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На столе моем игрушки
Притаились в тишине.
Пять подарков в день рожденья
Принесли ребята мне.
(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)

Раз - мохнатый, мягкий мишка,
Два - зеленый крокодил.
Три - зайчишка-шалунишка,
А четыре - конь один,
Пять - огромная машина
С желтым кузовом большим.
(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику)

Я в него свои подарки
Утром рано положил.
(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)

Дидактическая игра «Найди игрушкам пары»

Детям раздаются игрушки и предлагается сходить в «магазин» и купить еще одну точно такую же игрушку.

Динамическая пауза «Флажок»

Ребята, выбирайте себе флажки. Ты выбрал себе флажок какого цвета? А ты? А у тебя какого цвета флажок? Слушайте песенку и повторяйте движения.

Игра с пуговицами «Флажки»

Разложите пуговицы в нужные места.

(В архиве с занятием есть несколько вариантов этой игры для детей разного возраста).

Рисование карандашами «Палочки для флажков»

Вот какие красивые разноцветные флажки.

Из счетных палочек сделайте флажкам палочки-держалочки. (Дети прикладывают палочки к флажкам вертикально). Уберите палочки и возьмите карандаши. Теперь нарисуем флажкам палочки.

Дидактическое упражнение «Найди на рисунке геометрические фигуры»

Посмотрите, с этой красивой картинки убежали некоторые фигуры.

Вот вам треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, а вы верните эти фигуры на свои места на картинке.

Чтение стихотворения А. Барто «Слон»

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

Лепка «Ночь за окном»

Наступила ночь. На небе появилась луна.

А мы с вами сами сделаем звезды. Отрывайте кусочки пластилина, прикладывайте к ночному небу и придавливайте пальчиком.

Упражнение «Отыщи игрушки в крупе»

Из наполненной крупой емкости дети выкапывают мелкие игрушки.

Дидактическая игра «Сложи башню из кубиков»

Сложите из квадратов-кубиков башню. Назовите цвет каждого кубика.

Эстафета «Сложи игрушки на место»

Дети друг за другом бегут из одного конца комнаты в другой, берут игрушку, возвращаются и кладут ее в сундук.

Сборник

дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста


Предисловие

Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ведь недаром ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже и более любимы детьми.

Дидактические пособия

«Волшебные макароны»

Цель: обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

«Хула-хуп»

Цель : развитие эстетического восприятия и восприятия цвета у детей раннего возраста; повышение эмоционального тонуса.

«Чудесные пуговицы»

Цель: обеспечение накопления представлений о форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

Данное пособие можно использовать как для индивидуальной работы с ребенком так и для самостоятельной деятельности детей, побуждать называть форму и размер пуговиц.

«Сенсорная сумочка»

Предназначено для детей и родителей.

Задачи:

1. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании;

2. Знакомить с формой предмета, цветом, размером;

3. Знакомить с различными материалами (ткань, металл, бумага и т. д.).

1 взрослый показывает божью коровку, рассматривает вместе с ребенком, называет цвет, форму, обращает внимание на пятнышки, предлагает потрогать, расстегнуть ее. Рассматривает геометрические фигуры, называет цвет, форму, обследуют их.

Вопросы: какого цвета треугольник? Покажи красный квадрат? И т. д.

2 взрослый предлагает рассмотреть цветы. «Какая красивая поляна», Покажи красный цветок? Какого цвета? Возьми красный цветок и пристегни к красной серединке и т. д.

«Протяни дорожку»

Цель: Формирование у детей представления о сенсорных эталонах, умение группировать предметы по цвету, форме, величине, развитие мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: Наборное полотно из картона с карточками по правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков.

Игра рассчитана на совместную деятельность воспитателя и ребенка в возрасте от 2-4 лет.

Ход игры: Воспитатель вместе с ребенком рассматривают карточки, педагог обращает внимание на их сходство и отличие. Затем воспитатель открывает карточки с двух сторон на дифференциацию цвета и при помощи шнурка соединяет одну пару. Далее предлагает ребенку подобрать следующую пару картинок, используя шнурок другого цвета. Затем эти же действия производятся с карточками на величину и форму предметов.

Данное пособие полифункциональное может быть использовано для занятий не только по сенсорному развитию.

Варианты игр: «Кто где живет?», «Угости зверюшек», «Найди маму детенышам», «Найди контур предмета», «Оденем кукол».

Дидактические игры

«Спрячь зайку»

Цель: формирование представлений о цвете.

Материал: домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса (плоскостное изображение); окна по цвету домиков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков.

https://pandia.ru/text/78/584/images/image011_31.jpg" align="left" width="597 height=415" height="415">

«Бутылочки»

Цель: закрепить с ребенком выполнение целенаправленных действий (открыть, закрыть), упражнять в составлении целого из двух частей, продолжать учить называть основные цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку, с оединив части бутылочки, сложить половинки рисунков; назвать: получившийся рисунок, цвет предметов

«Разноцветные коврики»

Цель: Закреплять с детьми цвет, форму, величину, развивать мелкую моторику пальчиков рук.

https://pandia.ru/text/78/584/images/image014_29.jpg" align="left" width="636" height="466 src=">

Воспитатель вместе с детьми, рассматривают, что в мешочках, какие предметы, какого цвета, размера.

В каждый мешочек складываются предметы определенного цвета, таким образом закрепляются основные цвета.

На корзиночку размещают цветы в соответствии с цветом пуговички. С помощью этой игры закрепляются основные цвета, развивается мелкая моторика пальцев рук.

Развивающая среда

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Стремление позаимствовать для дома что-нибудь с работы – в нашей стране, увы, не вызывает особого удивления. А вот в детских садах наблюдается абсолютно противоположный процесс: воспитатели и заведующие несут вещи из дома в детский сад, да еще привлекают к этому родных и близких.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Можно смело утверждать, что в нашем городе руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества.

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

В данном сборнике мы предлагаем познакомиться с предметно-развивающей средой по сенсорному воспитанию на примере МДОУ д/с № 000 «Электроник» комбинированного вида.

Дидактические пособия «Божья коровка» и «Гусеница».

Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов.

Дидактические пособия на обогащение сенсорного опыта детей в процессе знакомства с предметами разной формы, величины и цвета; развитие мелкой мускулатуры рук

Дидактическая игра

«Положи шарик, «киндер – яйцо» в свой домик»

Цель: обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные объекты по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал: лотки из-под яиц, выкрашенные в красный, желтый, синий, зеленый цвет, пластмассовые шарики такого же цвета, собранные в мешочек.

На первом этапе обучения игре детям предлагают только два цвета: синий и красный, или желтый и зеленый. По мере запоминания цветов игру проводят с тремя, четырьмя цветами.

Развивающая среда в первой младшей группе

Многофункциональное панно

Физкультурный уголок

Дидактическая игра

«Подари слоненку цветок»

Цель: обогащение сенсорного опыта; развитие мелкой мускулатуры рук

Ход игры : воспитатель предлагает ребенку найти и «подарить» слоненку (игрушке) цветок синего (красного) цвета.

Дидактическая игра

«Украсим елочку»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев, умение пользоваться прищепкой; развитие внимания, наблюдательности, величины объекта.

Материал: трёхгранные елочки из картона, разноцветные прищепки.

Воспитатель предлагает взять прищепку любого цвета или взять прищепку только синего, красного, желтого, зеленого и укрепить на елочку.

Дидактическая игра

«Ловкие ручки» или «Волшебные кубики»

Цель: научить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать, застегивать замок, развитие внимания, усидчивости.

Дидактические пособия

«Солнышко» и «Ёжик»

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах.

Данные пособия используются для развития мелкой мускулатуры рук. Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнышка и иголки ежику.

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР,

СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Христенко С.П. - воспитатель МБДОУ д/с № 5

Адрес:

Краснодарский край

Белоглинский район

с.Новопавловка

ул.Соболя, д.58а

Телефон: 8(861 54)9-41-00

1.Введение

2.Дидактические игры

3.Литература

Введение

Огромное место дидактические игры занимают в детском изотворчестве. Дети создают на занятиях по рисованию дидактические игры. Само название игр (дидактические) определяют их основную функцию - обучение в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:

Накапливать сенсорный опыт уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать).

Развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Совершенствовать восприятие, внимание, память.

Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольном возрасте.

А если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества то она:

1. увеличивает его привлекательность для детей

2. способствует его развитию и совершенствованию(более глубокие представления о свойствах предметов позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, изготовления аппликаций их характерные черты и детали).

Особое место занимают игры и упражнения на различие цвета. Они помогают познакомить дошкольника с общепринятой систематизацией цветовых тонов и оттенков, включающей как переходные фазы от одного тона к другому, так и варианты одного цвета по его насыщенности. Эти игры важны. Исследования показывают, что ребенок, воспринимая цвет в окружающей обстановке, рисуя цветными карандашами и красками, понимают систематизацию цветовых тонов и оттенков, с помощью дидактических игр.

Подборка игр составлена на упражнение цветовых тонов и оттенков. А это в свою очередь, делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов.

Игра " Где какие фигуры лежат".

Цель: Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Игровые материалы: Набор фигур.

Правила игры: Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочерёдно. Каждый ход состоит в том, что кладётся одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

Можно ещё выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем, в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.

Игра "Мальчики".

Цель: Закрепить счёт и порядковые числительные. Развивать представления: "высокий", "низкий", "толстый", "худой", "самый толстый", "самый худой", "слева", "справа", "левее", "правее", "между". Научить ребёнка рассуждать.

Правила игры: Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы. Как зовут мальчиков?

В одном городе жили - были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева - самый высокий, Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша самый толстый из них, а Гриша - самый худой, Коля - самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков? Кто где стоит?

Теперь ты знаешь как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто - правее Толи? Кто стоит правее тиши? Кто левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого с лева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдёт домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдёт их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

Игра " Матрёшки".

Цель: Развивать внимание у детей

Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрёшек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребёнок даёт именно такой ответ.

Вопросы: Одинаковы ли волосы у матрёшек? Одинаковы ли платочки? Одинаковы линожки матрёшек? Одинаковы ли у них глазки? Одинаковы ли губки? И т. д.

При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия уже без вопросов.

Игра " Снеговики".

Цель: Развивать внимание и наблюдательность у детей.

Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются

снеговики друг от друга. Играют двое, и выигрывает тот, кто укажет больше различий в

рисунках. Первый играющий называет какое - нибудь различие, затем предоставляет

слово второму и т. д. Игра кончается, когда кто- то из партнёров не сможет назвать

новое отличие.

Начиная игру, взрослый может обратиться к ребёнку примерно так:

" Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках...

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет,

Но что разного у них -

Он понять не может. А теперь посмотри на рисунок и помоги зайчику понять, что разного у этих снеговиков. Сначала посмотри на шапки..."

Игра "Рассеянный художник".

Цель: Развивать наблюдательность и счёт до шести.

Игровой материал: Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Правила игры: Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки

количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить:

какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так: " На улице Басеянной

Один художник жил

И иногда рассеянный

Неделями он был. Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке". Далее можно задать такие вопросы: сколько птиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь чтобы их стало пять?

Игра "Сколько? Какой?"

Цель: Счёт в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятием "первый", "последний", "сложение" и "вычитание".

Игровой материал: Цифры.

Правила игры: Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй,.... десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка - первая, дед - второй, бабка - третья и т.д.). Решить простейшие задачи.

1. Во дворе гуляли курица и три цыплёнка. Один цыплёнок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыплёнка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утёнка будут клевать листочки?

3. сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусёнок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусёнка убегут клевать траву?

4. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка - за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их? Дед - первый, мышка - последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний?

Можно составить и другие задачи.

Игра "Радужный хоровод".

Цель: Закрепить у детей знание цветов радуги в их последовательности. Ход игры: Воспитатель ставит пред детьми на доске (мольберте) конверт с изображением матрёшек и рассказывает: " Семь подружек - матрёшек устроили хоровод и увидели в небе семицветную радугу. Захотели они быть похожими на неё и решили надеть сарафаны таких же цветов, но забыли, в каком порядке расположены цвета в радуге. А, вы, дети помните? Вот семь прямоугольников таких же цветов, как дуги в радугу. Давайте сделаем радужный хоровод матрёшек".

Дети по очереди вставляют в конверт по одному цветному прямоугольнику. Потом воспитатель спрашивает, правильно ли подобраны цвета сарафанов и кокошников, в таком ли порядке, как в радуге. Для проверки показывает картинку с изображением радуги и просит рассказать, как же одеты матрёшки в хороводе. " Первая матрёшка в красном сарафане и кокошнике, вторая в оранжевом, третья..." и т. д.

Подводят итог, воспитатель обращает внимание детей на постепенный переход цвета от красного к фиолетовому.

Игра "Оденем куклу на прогулку".

Цель: 1. Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета. 2. Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложно подчинённые предложения типа " Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто".

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям панно. Спрашивает, какого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы ещё не полностью одеты для прогулки: надо надеть на них шапочки и сапожки. Выставляет фланелеграф, на нём - шапочки и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном пальто, подобрав для неё сапожки, которые светлее пальто, и шапочку, тоже светлее пальто.

Вызванный ребёнок выбирает шапочку, сапожки и "надевает" их на куклу, а потом рассказывает, как она одета: " На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но светлее, чем пальто".

Затем задание видоизменяется: троим детям предлагают надеть на кукол более „ темные шапочки и сапожки, чем пальто.

В заключение игры дети подбирают шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто и наоборот.

Игра "Костюмы для петрушек".

Цель: Научить детей подбирать контрастные цвета, постараться что бы дети

запомнили, какие цвета являются контрастными.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует панно, обращает внимание детей на круг объясняет, что на нём такие же цвета, как у радуги, и расположены в таком же порядке. За красным следует оранжевый, за оранжевым - жёлтый и т.д. Цвета в круге расположены напротив друг друга. Стрелка соединяет 2 цвета. Например, одним концом показывает на оранжевый цвет, а другим - на синий. Цвета, которые находятся друг против друга, называют контрастными. Они сильно отличаются один от другого. И если сшить костюм из ткани двух контрастных цветов, он получится очень ярким, бросающимся в глаза. Такие костюмы шьют для весёлых петрушек.

Затем воспитатель предлагает детям подобрать каждому петрушке половинки для костюма контрастных цветов. Дети поочерёдно подходят к панно, с помощью стрелки определяют контрастные цвета, находят нужные половинки, прикрепляют их, называют цвет костюма.

Когда петрушки окажутся в цветных костюмах, воспитатель обращает внимание детей на яркость, красочность, пестроту одежды клоунов.

Повторно проводя упражнение, воспитатель прикрывает спектральный круг листком бумаги, и дети по памяти подбирают контрастные цвета для костюмов, а потом с помощью стрелок проверяют правильность выполнения задания.

Литература

Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения упражнения для развития речи»

А.К.Бондаренко «Дидактические игры»

Дошкольное воспитание №5за 1996год

Дошкольное образование №2 за 2006год

Похожие публикации