Плохое отношение к инвалидам. Как жить с инвалидностью: отношение к инвалидам в России

Начну с того, что я ни разу не писатель. Ну совсем ни разу. Просто у меня есть мнение. И я хочу его выразить. Есть отношение. И я хочу о нем рассказать. Может кому- то будет интересно.

Открыла словарь на слове «инвалид». Invalid (существ.) – больной, инвалид. С этим не поспоришь. Invalid (прилаг.) – больной, нетрудоспособный, непродуктивный, неплодотворный. А вот тут согласна только с первой формулировкой про болезнь. Трудиться, создавать продукты и творить плоды особенные люди умеют зачастую получше самых здоровых. Написанные ртом картины, связанные ногами ковры, созданные сайты, изданные книги… Примеров миллионы. Конечно, они не стоят у станка и не добывают нефть. Но их труд не менее созидателен. И они опровергают всяческие словари и ярлыки, оставаясь трудоспособными.

Неважно, что толкает людей на подобные подвиги. Нужда или желание выразить себя. Их примеры более чем красноречивы для остальной, здоровой части населения.

Я про отношение. Не было у меня отношения к инвалидам. Раньше не было. Никакого. И мне стыдно в этом признаваться. Хотя и не считаю вину только своей. Я родилась и росла в то время, когда в нашей стране не было не только инвалидов, но и свободы, доступной информации и многого другого.

Об инвалидах молчали, родные и близкие их стеснялись, особые дети учились исключительно в спецшколах. В 17 лет я узнала, что у знакомых моих родителей есть дочь, но она с рождения в интернате и о ней стараются забыть. Им стыдно за нее. Возможно, она не могла обходиться без медицинской помощи или оборудования, я не знаю. Но зачем забывать? И почему за нее стыдно, а не за себя?

Не было интернета, телевидение не освещало таких людей и их проблемы. Среди родных и близких такие люди не встречались. А в школе мы часто слышали о Мересьеве. Но ведь он не инвалид, он герой! Вот, пожалуй, основные причины, которые я сама себе могу объяснить.

С детства мне привили любовь к книгам, и я читаю их сотнями в год. Значит, это важно. Воспитание нас как настоящих людей именно с детства. Значит, именно тогда мы восприимчивы к добру, сопереживанию, уважению…

Я рада, что ко мне пришло это понимание. Я отношусь к инвалидам как к равным себе. А во многом считаю их лучше. Ведь я боюсь и не терплю боли, я позволяю себе лениться, я завидую, стремлюсь к материальным благам, я часто поощряю свое беспричинное плохое настроение. Пожалуй, хватит. Я стараюсь быть лучше.

У них есть право быть в обществе, жить комфортно и достойно, принимать решения, быть услышанными и понятыми, зарабатывать теми способами, которые позволяют их физические и умственные возможности. Они имеют право на помощь. Имеют право ее просить, если она необходима. И у государства, и у людей. Цивилизованное общество не должно жить по принципу львиного прайда, где больной лев – одинокий лев.

Но вот только я их не вижу. Этих людей. Речь о тех, которые могут передвигаться при помощи инвалидной коляски.

Мы отдыхали много раз в Крыму. В маленьком курортном городке Саки. Там есть несколько специализированных санаториевдля людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И людей на колясках всегда очень много. Очень. Они как часть города. В кафе, в магазинах, на пляжах, в парках. И абсолютно не выделяется их присутствие. Ничем. А вот в своем городе я их не встречаю. Конечно, скажете, не та концентрация. Ну и хорошо. Пусть все будут здоровы. Туда люди едут специально за лечением. В городе предусматривается их присутствие, обеспечивается степень комфорта. А в своем районе я этого не наблюдаю. Конечно, все новые станции метро оснащены спецподъемниками, лифтами. Правда, не знаю, пользуются ими или нет. Точнее, предоставляют их при необходимости или нет. Новые здания строятся с пандусами. Это радует. Значит мы на правильном пути.

А пока мои наблюдения не очень приятные. Я столкнулась в последний год со всеми трудностями передвижения по своему городу с коляской. С малышом. Те же трудности и ограниченность будут и у человека на инвалидной коляске. Выбирали мы коляску самой легкой, узкой и маневроспособной модели. За это даже переплатили, так как я активный человек и сидеть в заточении с малышом дома не собиралась. И вот. Я с огромным трудом вхожу в лифты, колеса не соответствуют ширине дорожек на лестницах (причем они везде разной ширины, что в принципе мне кажется странным, должны же быть стандарты), в магазинах, ателье, химчистках на входе вертушки, в общественном транспорте при входе ступени, их нет только в новых троллейбусах, но все равно без посторонней помощи я зайти в них не могу (несоответствие по высоте бордюра и двери). В нашей аптеке с гордым названием «государственная»целых 2 лестничных пролета с 10-ю ступеньками в каждом! А дорожки для колес давно заросли травой и цветами. Зимой туда сбрасывают снег. Правильно, зачем чистить, ведь на этот Эверест навряд ли кто-то рискнет взойти. В другой аптеке всего 8 ступенек. Но они вместе с пандусом облицованы полированной плиткой.

Мой ребенок скоро подрастет и коляску мы оставим. А вот как быть тем, для кого это на всю жизнь?

Грустно читать статьи о том, как у них там хорошо, и как у нас тут плохо. И самой писать про это грустно. Создание «доступного» города не является неразрешимой проблемой. Есть примеры за рубежом, остается только перенять и применить.

Когда люди говорят о своем отношении к чему-то или кому-то, они рассказывают о своей самой общей программе поведения и состоянии готовности к ней. Я о своей программе написала. Я готова общаться с ними, помогать им, говорить об их проблемах. В рамках своих возможностей и способностей.

Отношение — такое же поведение, и менять его можно, как и любое другое поведение: определяя и ставя цели, нарабатывая умения, навыки и привычки. И если раньше вы невольно отводили взгляд от человека в инвалидном кресле и переключали канал, увидев на экране историю про инвалида, то это легко изменить. Было бы желание. Начните с малого. Начните просто думать про этих людей, общайтесь с ними.

А всех пользователей данного сайта я не стану призывать к силе, стойкости духа и терпению. Из уст относительно здорового человека это может показаться нелепым и даже смешным. Мол, что ты понимаешь, да знаешь ли ты…

Однако если заранее, приступая к чтению, верить в искренность автора, то негативных ассоциаций и эмоций возникнуть не должно.

Почему тетя на коляске? Почему дядя стучит палочкой перед собой? Почему этот дядя так странно ходит? Вопросы, которые задают дети, видя на улицах инвалидов, не по-детски серьезны. От ответа мамы или папы напрямую зависит, будет ли этот человек через 20 лет называть человека с инвалидностью «калекой» и голосовать против установки пандуса в подъезде.

Исследование, проведенное в учебных заведениях Петрозаводска, выявило, что каждый третий школьник не хочет учиться с инвалидами в одном классе. Ученики переживают, что детям-инвалидам будут ставить завышенные оценки, что учителя будут делать таким детям необоснованные поблажки. А около 3% испытывают к инвалидам личную неприязнь. В Москве также признают, что столичные школьники не готовы учиться вместе с детьми-инвалидами. Во Всероссийском фонде образования полагают, что данные по Петрозаводску даже ниже, чем по России в целом. С детьми-инвалидами не хотят учиться более половины детей, и чем крупнее город, тем нетерпимее ребята. Для обучения ребенка с инвалидностью в обычном классе требуется большая подготовительная работа со школьниками, родителями и педагогами.

Отсутствие воспитания ответственности, доброты и терпимости к недостаткам других все чаще приводит к трагедиям, сопровождающимся недетской жестокостью. В Калининградской области в 2012 году возбуждено уголовное дело по факту избиения девочки-инвалида ее сверстниками. И, к сожалению, это не единственный пример чудовищного отношения к инвалидам.

Практика показывает, что родители, отвечая на детские вопросы, совершают примерно одни и те же ошибки. Более того, есть несколько стандартных неправильных ответов.

Неправильный ответ

Мама резко одергивает ребенка: «Не смотри на него!». В этом случае ребенок, скорее всего, испугается маминой реакции и сделает для себя вывод, что инвалиды - это те, кого следует избегать, чье общество является нежелательным и даже неприличным (ведь родители запрещают детям смотреть только на что-то плохое или стыдное).

Мама отвечает: «Он больной, таких людей трогать не надо». Очевидно, что мамой в этот момент движут благие намерения. Желание, чтобы ребенок ненароком не задел чувств человека с инвалидностью, не ранил его неосторожным словом. Но в перспективе такой ответ ни к чему хорошему не приведет. У ребенка может сформироваться мотив избегания инвалидов, нежелание общаться и взаимодействовать с ними, в том числе в тех ситуациях, когда инвалиду потребуется посильная помощь в общественном месте.

Мама говорит: «Пойдем скорее, тебе не стоит видеть это». Ребенок усвоит, что от инвалидов следует держаться подальше и испытывать к ним жалость, смешанную с отвращением, а это не соответствует ни культурному, ни гуманному отношению к людям с инвалидностью.

Мама говорит: «Его надо пожалеть, у него постоянно все болит». Подобный ответ на детский вопрос также абсолютно неконструктивен: он призывает к жалости, но не к уважению. Совершенно нежелательно, чтобы ребенок рос с представлениями об инвалидности как о чем-то ущербном и достойном жалости.

Работа над ошибками

Лучший ответ для ребенка - рассказать, что именно произошло с человеком с инвалидностью и почему он так двигается или так выглядит. И самим предлагать помощь слабому - в присутствии ребенка.

«Такое иногда случается, если попадаешь в аварию». Чтобы этот ответ не вызвал у ребенка нездорового страха перед транспортом, нужно рассказать ему, или в очередной раз напомнить, о правилах безопасности.

«Некоторые люди рождаются не такими как все, чтобы остальные учились доброте, терпимости, великодушию». Можно объяснить ребенку, что великодушие - это защита слабых, помощь нуждающимся, что именно так во все времена поступали настоящие герои. Прекрасно, если вы вместе с ребенком вспомните персонажей любимых мультфильмов и сказок, которые действовали именно так.

«Инвалиды - это люди, ограниченные в каких-то определенных возможностях, многие из них болеют, некоторые странно выглядят, но во всем остальном они такие же, как мы с тобой. Эти люди могут быть лишены возможности слышать или видеть, но они все понимают, думают, чувствуют, умеют дружить и любить». Лучше не говорить ребенку про инвалида, что он - «больной». Правильнее будет сказать, что этот человек не слышит, или не видит, или не может передвигаться без коляски. Если у человека трясется голова или странная походка, нужно объяснить, что это такая болезнь, и что во всем остальном это обычный человек, поэтому его не нужно бояться.

Сын или дочь, прежде всего, учатся на личном примере родителей. Поэтому если вы боитесь и избегаете инвалидов, едва ли стоит ждать от ребенка другого отношения.

Правила вежливого обращения с инвалидами

Нельзя разглядывать людей с физическими недостатками, даже если кажется, что им это незаметно. Не нужно проявлять преувеличенного сочувствия. Инвалидам не следует задавать вопросов личного свойства. Если человек захочет рассказать о своем здоровье, он заговорит об этом первым.

При общении с человеком с инвалидностью ориентируйтесь на его поведение. Если хотите помочь, сначала спросите, требуется ли ваша помощь.

Сопровождая слепого, сообщайте ему о любых препятствиях на его пути, а также о том, что нужно быть осторожным (чтоб не споткнуться о край тротуара например). Внутри помещений говорите слепому о любых препятствиях, находящихся на высоте его роста, чтобы он не ударился головой или не получил иную травму. Выходя из комнаты, обязательно скажите или попрощайтесь, чтобы человек понял, что вы уходите.

Во время разговора обращайтесь к собеседнику, а не к компаньону или иному сопровождающему лицу. Чтобы привлечь к себе внимание глухого или слабослышащего человека, который не сидит к вам лицом, не кричите, а слегка прикоснитесь к его руке или плечу. Говорите медленно и членораздельно. Будьте готовы повторить сказанное в более простой форме, чтобы было легче прочитать по губам. Не следует преувеличенно артикулировать и усиливать мимику. Если глухой собеседник плохо вас понял, уместно написать записку.

Чуткость по отношению к людям с инвалидностью начинается с речи. При упоминании о человеке в первую очередь обращайте внимание на его личность, а уже потом на физический или иной недостаток. Лучше вместо «инвалид» или «калека» говорить «человек с физическим недостатком», а вместо «паралитик» или «эпилептик» - «человек с эпилепсией». Можно характеризовать человека как «слепого» или «глухого», но не следу-ет называть «увечным» или «дефективным».

Телеканал: ОТВ от 22.01.2007
Телепрограмма: ТАСС Прогноз [ 18:15 ]

Александр Серебренников : Инвалидность – это беда, о которой особенно не задумываешься, пока она не коснется тебя лично. Никто из нас не застрахован от нелепых или трагических случайностей. Согласно статистике, примерно 10 % населения страны – это люди с ограниченными возможностями здоровья. Как общество относится к проблемам инвалидов? Насколько защищены их права?

Неизвестный корреспондент : В Свердловской области проживают около 330 тыс. инвалидов, в том числе почти 20 000 детей-инвалидов. Областная программа социальной поддержки инвалидов на 2007 год предусматривает выделение из областного бюджета 23 млн. руб.

: 1,5-2 десятка лет тому назад инвалиды были на обочине жизни, они трудно включались. Общество сформировало такой стереотип неприятия инвалидов, и в последние 10-15 лет общество стало другим в отношении к инвалидам, и инвалиды стали другими в отношении к другим людям.

Александр Серебренников : Прошло несколько лет с тех, пор как вступил в силу федеральный закон "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", но до сих пор в стране нет комплексного подхода в решении вопроса о социальной реабилитации инвалидов. Третья часть инвалидов вообще не выходят из дома, так что пока рано говорить о создании равной для всех возможности.

Николай Воронин, председатель Свердловской областной Думы : Равных условий для жизни инвалиду, я бы сказал точнее гражданину, имеющему ограничения здоровья, и просто здоровому человеку, конечно, нет. Я хочу сказать, что эти программы начали формироваться и осуществляться может быть в последние 10 лет. К сожалению, до этого общество не уделяло как-то этому внимание. Сегодня мы еще в очень большом долгу перед инвалидами. Все эти программы, которые действуют на территории Свердловской области, или по муниципалитету или по области, мы сохраняем на следующий год. Будет действовать социальное такси в городе Екатеринбурге, в других городах которое осуществлялось. Но впервые на следующий год утвердили государственную целевую программу, на 2007 год, социальной поддержки инвалидов.

Александр Серебренников : В рамках программы "Инвалид" в Екатеринбурге создан городской координационный совет, куда входят представители организации инвалидов. Сейчас с ними согласовываются все проекты на строительство зданий, хотя и пандусов, и поручней, и мест для инвалидных колясок все равно не хватает.

Геннадий Белянкин, председатель Уральского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук, народный архитектор СССР : Постановление Главы города, как правило, сейчас пишется, предусмотреть возможности для попадания инвалидов и матерей с детьми на колясках в какое-то общественное здание. Мы делаем сейчас пандусы, и можно попасть, допустим, на первый этаж, но проблема остается, как попасть на следующие этажи, если нет лифта, и много зависит от власти. Если жестко записывать в документы, которые выдаются Главархитектурой для решения той или иной проблемы того или иного общественного здания, где в обязательном порядке должно быть это сделано, и когда вопрос будет сделан, и он приходит на согласование, то без этого решения уже не принимать проект к реализации, вот тогда будет все правильно.

Александр Серебренников : Социологические исследования в Свердловской области показали, что о своих правах и льготах знает лишь каждый пятый инвалид. Средства массовой информации инвалиды назвали своим основным источником информации. Вынужденная изоляция инвалидов привела к тому, что боязнь широко общаться со здоровыми людьми стала их чертой.

Георгий Пахомов, старший инженер испытательной пожарной лаборатории Главного управления МЧС России по Свердловской области : Они может быть видят только жалость и поэтому им неудобно где-то появляться, они не хотят, чтобы их жалели. Они, мне кажется, еще не получили той степени понимания и сочувствия, которое от людей должно исходить. Да, это их беда, но не вина.

Александр Серебренников : Трудовая реабилитация инвалидов – вопрос очень острый. В России на протяжении многих лет существовали специальные предприятия, где работали, например, только слепые или глухие. Не лучше ли, когда инвалид находится в обществе, тогда и общество меняется, и сам инвалид оказывается вовлеченным в общественную жизнь.

Алексей Никифоров, заместитель министра социальной защиты населения Свердловской области : Невозможно из области начинаний хорошими постановлениями, хорошими вкладами и финансами решить все проблемы. Если не будет общественной организации, которая будет воспринимать то, что делается правительством, губернатором, то, что не будет восприниматься людьми, которые здоровы и живут в этом обществе, которые живут каждый день с инвалидом, и если не будет вот этого взаимопонимания и взаимопомощи.

: Программа реабилитации она в первую очередь рассматривает медицинскую позицию. Если он нуждается в медицинской реабилитации предоставим, а вот трудовая реабилитация? Труд, право на труд у всех есть, и даже если человек с ослабленным интеллектом, и если он трудиться не может, право у него тоже есть.

Александр Серебренников : Тема детей-инвалидов заслуживает вообще отдельного разговора. Здесь много нерешенных проблем. Тяжелых детей-инвалидов государство предлагает сдать в интернат, но многие семьи воспитывают больных детишек сами, получая очень маленькую пенсию. Некоторые дети вообще не учатся.

Людмила Петухова, директор НКО "Социально-педагогический центр социальной реабилитации детей-инвалидов" : У нас нет ни государственных учреждений, ни коммерческой автономной организации. Когда дети к нам пришли, которые не могли учиться ни во вспомогательной школе, ни в садике, на тот момент многие коррекционные сады были закрыты, и они вокруг нас оказались, и они пытались понять вообще, каким образом можно им помочь, с чего начать. Главное, что нужно понимать, почему люди вот такие есть инвалиды, почему? Для чего они в мир пришли? Чтобы мы стали добрее.

Александр Серебренников : Многие инвалиды жалуются, что им ежегодно приходится проходить процедуру освидетельствования, чтобы подтвердить свою инвалидность. Здоровый-то человек устанет от хождения по кабинетам, разбросанным по всему городу. А что делать тем, кто нездоров.

Людмила Петухова, директор НКО "Социально-педагогический центр социальной реабилитации детей-инвалидов" : Было время, когда человеку давали инвалидность пожизненно. Вот он болен, он родился, допустим, у него какие-то физические недостатки или психические, или он с болезнью неизлечимой родился. Сейчас у нас отменили пожизненное, ввели ежегодное освидетельствование. Представляете, какая нагрузка, во-первых, медико-социальную экспертизу, во-вторых, на родителей и на самих инвалидов, он не может выйти, кто его на руках поведет, кто?

Николай Кинев, председатель Свердловской областной организации Всероссийского общества слепых : Что реформа эта дала? Бывшие комиссии ВТЭК, их вывели федеральные службы. Что социальное страхование? Тоже федеральная служба. И вы понимаете сегодня, что получается. Что инвалиду надо быть на здоровых ногах со здоровым сердцем. Ведь у нас в области, я вам так примерно скажу, есть все фонды по районам города Екатеринбурга расположены на Мамина-Сибиряка. Социальная защита, управление расположено в других местах, фонд Соцстрах для одного района на Бажова, для других – на Долорес Ибаррури, 30. Вы считаете просто инвалидам съездить собрать справки. Ладно, в 2005 году областное правительство пошло на уступки, дали бесплатные проездные, а если бы не дали бесплатный проездной билет, это был вообще бы коллапс.

Александр Серебренников : Органы социальной защиты области делают много для инвалидов, но проблем пока еще хватает, это и жилье, и спецоборудование, и информационное обеспечение. С каждым годом все активнее работает общество инвалидов. Люди объединяются для совместного решения насущных вопросов, они учатся защищать свои права, и всем нам надо учиться понимать друг друга.

В самом слове «инвалид» заложено некоторое пренебрежение, указание на ущербность: на латыни это слово означает «бессильный», «негодный». Не зря это наполненное негативом слово в последние годы стараются заменять на более приемлемые термины: человек с ограниченными возможностями, с отклонениями, а не с дефектами в развитии и т. д. Но словесное обозначение не очень сильно влияет на отношение общества к тем, кто в силу различных причин выглядит и двигается иначе, вынужден пользоваться коляской для передвижения, лишен зрения, слуха, или частей тела. Наши сограждане по-прежнему относятся к инвалидам достаточно напряженно.

Статистика указывает на двойственное отношение к людям с ограниченными возможностями. С одной стороны, если респондентам предлагают вопросы общего характера, большинство отвечает: инвалиды такие же члены социума и заслуживают такого же уважения, как и все остальные. Большинство россиян готовы жертвовать на социальные программы деньги и считают, что инвалидам должны быть предоставлены равные со всеми возможности.

Но это только до тех пор, пока дело не касается чего-то более конкретного и личного. Например, опросы, проведенные в Москве, Петрозаводске и других городах Российской федерации, выявили: многие школьники не хотят учиться вместе с «особенными» детьми и родители с ними солидарны. На практике это оборачивается тем, что дети-инвалиды и их родители нередко сталкиваются с негативным отношением. Матери особенных детей жалуются, что их детей обижают на детских площадках, а иногда даже просто просят покинуть места общего пользования, чтобы не смущать или не травмировать здоровых ребятишек. Сами дети с ограниченными возможностями говорят, что их нередко дразнят, обижают, толкают и прогоняют здоровые ровесники.

Но не меньше негатива ранит и неумеренная жалость. Как найти золотую середину, как воспитать в детях правильное отношение к людям с особенностями?

Правовые вопросы для инвалидов и личный комфорт окружающих

В 1995 году ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов толерантности», призывая всех членов общества быть терпимее и добрее ко всем окружающим, вне зависимости от расы, религиозных предпочтений, физического здоровья и других качеств.

В России принято несколько законов и постановлений, направленных на создание для людей с ограниченными возможностями нормальных условий для жизни и осуществления своих прав.

В реальности инвалиды часто сталкиваются со многими трудностями, начиная от приема на работу и заканчивая отсутствием элементарных условий для передвижения по городу.

Дети «с особенностями» имеют право обучаться вместе со всеми остальными сверстниками. Но на самом деле учебные заведения нередко ищут поводы отказать таким детям в зачислении, находя множество отговорок.

Те же граждане, которые соглашаются пожертвовать средства на помощь детям-инвалидам, голосуют против установки пандуса у подъезда, в котором нуждается инвалид-колясочник. Правовые вопросы отодвигаются на второй план, когда речь заходит о собственном комфорте.

Почему так происходит? Почему люди проявляют бестактность и равнодушие, сталкиваясь с особенными детьми и взрослыми?

Общество и инвалиды

На самом деле наши сограждане не жестоки и не равнодушны, во всяком случае, в большинстве. Просто очень многие из них не знают, как нужно себя вести, ведь каждый человек с ограниченными возможностями особенный, со своим собственным отношением к своей проблеме. Проще сделать вид, что ничего не замечаешь, чем пытаться найти подход к особенному ребенку или взрослому.

Кто-то из людей с особенностями совершенно не комплексует из-за отсутствия частей тела или нарушения их функций, живет, как живется, не чувствует себя инвалидом и не ждет милостей ни от природы, ни от общества. Принимает помощь легко, не жалуется на ее отсутствие, и даже жалеет тех, кто оказывается в замешательстве, столкнувшись с необходимостью взаимодействия с инвалидом.

Другие не могут избавиться от негатива, от обиды на жизнь, обошедшуюся с ними так несправедливо.

Третьи горят желанием доказать всему миру, что они не отличаются от всех остальных, воспринимают сочувствие и желание помочь как оскорбление и унижение. При этом их может ничуть не меньше ранить и отсутствие внимания и желания помочь.

Наверное, для правильного взаимодействия с особенными людьми необходим не только такт, но и эмпатия. Чтобы почувствовать себя в чужой шкуре, ощутить чужую боль и беспомощность, или внутреннюю силу и жизнелюбие, и вести себя соответственно. Потому что общих правил в отношении к инвалидам быть не может.

Но такую чуткость необходимо воспитывать в детях с самого раннего возраста.


Очень часто мы можем ранить походя, не задумываясь над последствиями своих действий.

Ситуация: мать, гуляя со своим малышом, встречает на детской площадке ребенка с ДЦП. Странный малыш с неловкими, словно изломанными движениями, обязательно привлекает внимание здоровых детей. Что делают многие мамы в такой ситуации? Говорят своим деткам: «Не смотри на него, нельзя!» Иногда даже закрывают им глазки рукой и уводят ребенка, опасаясь психологической травмы и неудобных вопросов.

«Особенный» ребенок, если замечает такую реакцию, страдает, чувствуя себя изгоем, чудовищем, неприкасаемым. Здоровый малыш, «спасенный» матерью от «неподходящего» зрелища, делает вывод: с некоторыми детьми, не похожими на других, общаться не стоит. Наверное, они плохие, если на них даже смотреть нельзя.

Но если мать внушает своему здоровому ребенку, что всех «не таких» нужно жалеть, это тоже не лучший вариант. Жалость действительно способна ранить, унизить.

Какой же путь правильный?

Уважение к личности. Каким бы ни был человек, он уникален и неповторим. Он живет, и имеет право пользоваться всеми возможностями и благами социума. Маленький мальчик с синдромом Дауна и девочка, страдающая эпилепсией , точно также любят играть с другими детьми, ходить в цирк или в бассейн, как все остальные дети. Ребенок с ДЦП точно так же нуждается в социальных взаимодействиях для гармоничного развития, как здоровый ровесник. Непривычная внешность малышей, родившихся с физическими отклонениями, не должна вызывать нездорового любопытства и уж точно - негатива. Любой ребенок должен привыкнуть с раннего возраста к тому, что все люди разные. Но все заслуживают уважения, дружбы и любви вне зависимости от своих физических особенностей.

Как относиться к «особенному» ребенку?

Просто как к ребенку. Которому иногда нужна помощь, внимание, самостоятельность и все остальное, в чем нуждаются обычно дети. Не нужно приучать их к жалости, к снисходительности. Свои особенности малыш и так знает, но вот как он станет к ним относиться - зависит от его окружения.

Твоё отношение к людям с ограниченными возможностями

Несмотря на наличие достаточно удобного заезда для инвалидных колясок и в целом благоприятной атмосферы, в детской библиотеке инвалиды – редкие гости. Их вообще не так часто увидишь в учреждениях, организациях, на улице… Что этому причина, и каково отношение читателей библиотеки к людям, имеющим ограничения по здоровью? Над этими вопросами читатели библиотеки думали, отвечая на вопросы очередной анкеты.

Анкета исследования состояла из 14 вопросов, включая «паспортичку». Был опрошен 31 человек.Средний возраст опрошенных составил 11 с половиной лет, это вполне сознательные люди, которые могут иметь личное мнение и изложить его в доступной форме. Несмотря на непростую тему для обсуждения, не было ни одного уклонившегося от ответа и проигнорировавшего вопрос. Из опрошенных 23 человека – девочки, 8 – мальчиков.

o Человек с ограниченными возможностями – 13 чел.

o Просто несчастный человек – 1 чел.

o Человек, которому требуется помощь – 14 чел.

o Обычный человек, такой же, как и я – 3 чел.

Таким образом, мнения разделились: одни считают инвалидов людьми с ограниченными возможностями, другие – людьми, которым требуется помощь окружающих. Незначительная часть опрошенных выбрала другие варианты. Официально инвалид ом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Каждый десятый житель России – инвалид.

Мнением о том, как часто в повседневной жизни можно встретить инвалидов, ребята поделились при ответах на следующий вопрос:

o Довольно часто – 5 чел.

o Иногда – 14 чел.

o Редко – 12 чел.

o Ни разу не встречал – 0 чел.

Таким образом, каждый опрошенный хоть однажды встречал инвалида. Меньшинство ответило, что это происходит довольно часто, большинство – редко или иногда. Конечно, инвалида можно увидеть не каждый день. Но важно не только увидеть, но и не пройти мимо, если человеку требуется помощь.

О том, сколько примерно инвалидов в нашем городе, опрошенные высказались следующим образом:

o Несколько сотен – 6 чел.

o Несколько тысяч – 6 чел.

o Десятки тысяч – 2 чел.

o – 17 чел.

Получается, что большинство опрошенных даже никогда не задумывались о количестве инвалидов в городе, в котором они живут. Часть опрошенных считает, что их несколько тысяч, часть – что несколько сотен тысяч… Н а самом деле, в Ставрополе живет 40 тысяч инвалидов. Получается, каждый 11-й житель города ограничен в физических возможностях.

Отношение к инвалидам – важный показатель морального здоровья общества. Респонденты относятся к инвалидам:

o С жалостью, сочувствием – 26 чел.

o С неприязнью – 0 чел.

o Безразлично – 1 чел.

o Доброжелательно – 4 чел.

o Другое – 1 чел.

Несколько человек относятся к инвалидам доброжелательно, а подавляющее большинство опрошенных читателей – с жалостью и сочувствием, что вполне понятно. С другой стороны, наверное, не нужно инвалидов считать людьми второго сорта или жалеть их. Этим людям нужно только немного общения, поддержки и внимания со стороны общества. Инвалид – такой же человек, просто он ограничен в своих возможностях. Хотя вряд ли можно сказать, что их возможности ограничены. Ведь они умеют делать то, что не под силу простым людям.

Интересно мнение опрошенных и том, как по их мнению сами инвалиды относятся к здоровым людям?

o Снеприязнью, с обидой – 4 чел.

o Безразлично – 1 чел.

o Настороженно – 6 чел.

o Доброжелательно – 20 чел.

o Другое – 0 чел.

Большинство респондентов считают, что инвалиды относятся к физически здоровым людям доброжелательно, без злобы. Однако небольшая часть опрошенных нами читателей думает, что инвалиды настороженно относятся к другим людям, а часть считает, что инвалиды могут копить неприязнь и обиду.

Поскольку мы опрашивали школьников, то спросили, как они отнесутся к тому , что вместе с ними будут учиться инвалиды. Вот их ответы:

o Вполне нормально, постараюсь с ними подружиться – 25 чел.

o Настороженно, надо будет присмотреться – 6 чел.

o Отрицательно, постараюсь покинуть класс – 0 чел.

Большая часть опрошенных отнесутся к соседству с инвалидом нормально и постараются с ним сразу подружиться, возможно, стараясь взять под опеку инвалида, оградить его от каких-то внешних воздействий, проблем и пр. Небольшая часть опрошенных отнесется к появлению в своем классе инвалида настороженно, постарается в первое время присмотреться к новичку, его поведению и отношению с другими учениками. Радует, что никто из опрошенных не ответил, что отнесется к инвалиду отрицательно.

На вопрос «Если инвалид попросит у тебя помощь на улице или в общественном транспорте, поможешь ему?», читатели отвечали следующим образом:

o Да, конечно – 27 чел.

o Сперва подумаю – 4 чел.

o Нет

o Затрудняюсь ответить

Почти все опрошенные при первом же обращении помогли бы инвалидам, ответили на ту или иную просьбу с их стороны. С другой стороны, среди инвалидов не распространены жалобы, просьбы и пр. Это довольно гордые и обидчивые люди, во многом привыкшие полагаться только на себя. Но важно всегда быть готовым оказать необходимую помощь и поддержку человеку, нуждающемуся в этом. Существование атмосферы взаимопомощи и поддержки ближнего, заботы о слабых, поддержания гармонии социальной и природной среды являются показателями сильного общества, способного жить и развиваться в новых условиях.

Встреча с инвалидом может оказаться неожиданной и случиться в любом общественном месте, поскольку инвалид такой же член общества, как и любой другой человек. На вопрос «Как ты поступишь, если твоим соседом в поезде окажетсячеловек в инвалидной коляске?» опрошенные ответили так:

o Постараюсь поменять своё место – 0 чел.

o Постараюсь не замечать его трудностей, ведьтебяэто не касается – 0 чел.

o Буду помогать ему,если только онпопросит тебя об этом – 15 чел.

o Буду помогать ему при малейшей возможности,не ожидая просьбы о помощи – 16 чел.

o Другое – 0 чел.

Респонденты разделились на два лагеря: одни будут помогать инвалиду, только если он попросит, другие будут оказывать поддержку и знаки внимания в любом случае, независимо от просьб. В любом случае, все опрошенные, если им доведется встретиться в транспорте с инвалидом, настроены не отвернуться от проблем этого человека, а оказать ему всяческую помощь.

В следующем вопросе проявилось отношение здоровых людей к тому, что инвалиды занимаются спортом, участвуют в соревнованиях. Вот ответы читателей библиотеки:

o Никогда не задумывался об этом – 4 чел.

o Безразлично, меня это не касается – 0 чел.

o Настороженно – не знаю, зачем им это нужно – 0 чел.

o Нормально – наверное, это хорошо,хотя и непривычно – 11 чел.

o Очень хорошо, они – молодцы! – 15 чел.

o Другое – 1 чел.

Таким образом, почти половина опрошенных относится к занятиям спортом инвалидов очень положительно, подчеркивая, что это волевой шаг, на который способны сильные люди. Треть опрошенных считает, что непривычно видеть занимающегося спортом инвалида, хотя, наверное, в этом нет ничего удивительного, ведь это такой же человек. Небольшая часть респондентов отметили, что никогда об этом даже не задумывались. А один человек сказал, что это хорошо, но может быть опасно для инвалида. На самом деле, занимающиеся спортом инвалиды вряд ли задумываются об опасности, для них спорт – часть жизни, часть социокультурной реабилитации. Эти люди умеют играть в футбол, петь, бегать, водить машину, играть в теннис, они завоевывают кубки и медали, устраивают разные состязания… И на олимпиадах они выступают порой гораздо успешнее здоровых людей.

На вопрос, о том, знают ли опрошенные о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях, респонденты отвечали следующим образом:

o Да, знаю, что им приходится несладко – 22 чел.

o Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно – 7 чел.

o Ничего не знаю о жизни инвалидов и не интересуюсь этой темой – 2 чел.

Большинство опрошенных в целом имеют неплохое представление о жизни и трудностях инвалидов, о тех барьерах, с которыми приходится сталкиваться этим людям. Часть опрошенных имеет на этот счет весьма смутное представление, два человека и вовсе ничего об этом не знают. Н едостаточная информированность порождает у части общества искаженное представление о людях с ограниченными возможностями, что, в свою очередь, делает самих инвалидов пассивными и далекими от активной общественной жизни. Изменить эту ситуацию можно, в первую очередь, при устранении барьеров во взаимопонимании между людьми. Не нужно отгораживаться от инвалидов как от людей другого сорта и не нужно забывать о том, что инвалидами мы можем стать в любой момент.

К проблеме защиты прав инвалидов респонденты относятся следующим образом:

o Положительно, их права надо защищать – 28 чел.

o Безразлично, не имею чёткого мнения на этот счёт – 3 чел.

o Отрицательно, пускай сами себя защищают – 0 чел.

Почти все опрошенные считают, что права инвалидов необходимо защищать, и лишь небольшая часть респондентов относятся к этой проблеме безразлично, считая, что это их не касается.

На вопрос о том, что хорошего и полезного, по их мнению, делается в нашей стране, в нашем городе для инвалидов, респонденты отметили:

o Делается всё, чтобы инвалиды не чувствовали себя брошенными – 11 чел.

o Кое-что делается – устанавливаются пандусы, звуковые светофоры и др. – 19 чел.

o Не делается практически ничего – 1 чел.

Лишь один человек считает, что в стране и городе почти ничего не делается для инвалидов, другие считают, что происходят определенные сдвиги (большая часть), или что делается всё необходимое для инвалидов (меньшая часть). Наверное, истина где-то посередине: кое-что действительно делается, но качественных сдвигов и пристального внимания к проблемам инвалидов со стороны власти не наблюдается. К сожалению, российские инвалиды слабо включены в социальное пространство города, страны.

По мнению опрошенных, в интересах инвалидов можно постараться сделать следующее:

o Главное, пересмотреть своё отношение к инвалидам – 9 чел.

o Даже не знаю, чем мы можем помочь инвалидам – 8 чел.

o Помощь инвалидам – забота государства – 8 чел.

o Отдавать часть своего дохода инвалидам – 6 чел.

Мнения опрошенных разделились примерно поровну, отразив спектр позиций по данному вопросу: кто-то считает, что нужно отдавать инвалидам часть своего заработка, кто-то выражает мнение, что данный вопрос должно решать государство, кто-то затруднился с ответом. Но все-таки чуть больше опрошенных считает, что самое главное здесь – пересмотр отношения к инвалидам как к иждивенцам, сидящим на шее государства. Безусловно, данная категория граждан в силу определенных причин не может обеспечивать себя, но это такие же люди, которые требуют к себе такого же отношения, а не жалости, снисхождения и милостыни. Это люди, с которыми нужно считаться разговаривать на равных, вникать в их проблемы, уметь понять и обогреть – хотя бы словом. А желательно – делом.

Таким образом, анализ результатов анкетного опроса читателей библиотеки по проблемам инвалидности позволил нам сформулировать следующие выводы: большая часть опрошенных не испытывает к инвалидам неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации. С другой стороны, некоторые респонденты высказывали определенные опасения во взаимодействии с инвалидами, некую настороженность и опаску, которая проявляется к ним. По отношению к инвалидам опрошенные испытывают разные чувства, преобладающими среди которых являются сострадание и жалость. Читатели детской библиотеки имеют в целом неплохое представление о численности инвалидов, их проблемах, возможностях, которые им предоставляет государство.

Проведенное исследование доказывает актуальность изучения особенностей восприятия детьми людей, имеющих инвалидность, а также необходимость реализации системы мероприятий по формированию позитивного общественного мнения по отношению к данной категории лиц для обеспечения условий их успешной интеграции в общество. Результаты исследования могут послужить базой для научно-практических выводов по привлечению внимания общественности к проблеме инвалидности, разработке серии мероприятий и программ в рамках работы библиотеки.

Для детской библиотеки имеет смысл предложить читателям цикл книг, рассказывающих читателям о проблемах инвалидов, их победах и поражениях, их силе воле и непонимании со стороны окружающих и близких людей. Возможно проведение цикла мероприятий, направленных на раскрытие данной темы среди детей и подростков, демонстрация фильма об инвалидах-колясочниках, слепых, больных ДЦП, обсуждение просмотренного материала.

Кроме того, определенную перспективу открывает сотрудничество детской библиотеки со спец.и нтернатами, детскими домами и другими учреждениями, осуществляющими поддержку инвалидов. Данные партнерские отношения могут быть выстроены вокруг привития интереса к чтению у инвалидов, проведения праздничных мероприятий (например, Нового года, Масленицы и др.), встреч и общения инвалидов с читателями библиотеки. У библиотеки есть хороший шанс дать новые и равные возможности детям-инвалидам – открыть для них посредством инфокоммуникационных технологий окно в большой мир образования, культуры и искусства.

Похожие публикации