Пермяк две пословицы рабочая тетрадь. Е пермяк смородинка две пословицы

>>Литература 2 класс >> Литература: Е. Пермяк «Две пословицы»

Е. ПЕРМЯК «ДВЕ ПОСЛОВИЦЫ»

Цели: учить определять жанр произведения, словесно описывать героев произведения; развивать навыки пересказа.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

Подробный пересказ рассказа А. Митта «Шар в окошке» по плану:

1. Коля заболел.
2. Коля скучает.
3. Шар в окошке.
4. Коля и друзья.

III. Знакомство со сказкой Е. Пермяка «Две пословицы».

– Расшифруйте название сказки, которую мы будем читать сегодня:


1. Первичное знакомство с произведением (чтение учителем и хорошо читающими детьми).

2. Определение жанра произведения.

– Что это: сказка или рассказ? Объясните.

IV. Работа по содержанию.

1. Словарная работа.

Гривенник – 10 копеек.
Медяки – медные деньги – 1, 3, 5 копеек.
Семиголосая – на 7 нот.
Брод – мелкое место на реке.
Ярмарка (устар.) – регулярная выездная торговля.
Кудлатая – кудрявая, лохматая.

2. Словесное описание героев сказки.

– Каким был мальчик Костя? (Бережливым.)
– Можно ли сказать, что Костя был плохим мальчиком?
– Почему Косте помогали голубь, плотвичка и кудлатая собака? Прочитайте.
– Что шепнула Косте кудлатая собака? Прочитайте.
– Как изменился Костя?
– Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
– Что вы можете сказать о Феде?

V. Повторное чтение сказки учащимися.


VI. Тест.


1. Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги?

а) Игрушки;
б) оружие;
в) корм для животных.

2. Федя не поехал на ярмарку, потому что:

а) мама не разрешила;
б) Костя не взял с собой;
в) не было денег.

3. На ярмарку Костя шел:

а) через город;
б) лес;
в) поле.

4. Первым на дороге Костя повстречал:

а) собаку;
б) голубя;
в) старичка-лесовичка.

5. Дорогу через речку показала Косте:

а) щучка;
б) плотвичка;
г) ставридка.

6. На ярмарке у Кости украли:

а) деньги;
б) велосипед;
в) все вместе.

7. Вора нашла:

а) милиция;
б) кошка;
в) собака.

8. Чего Костя не купил?

а) гармошку;
б) сладости;
в) балалайку.

9. Когда Костя подарил Феде гармошку, тот:

а) удивился;
б) поблагодарил;
в) попросил еще и конфет.

10. Какую пословицу собачка не прошептала Косте?

а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) бережливым быть хорошо, а добрым лучше;
в) друзья познаются в беде.

Ответы: 1–в; 2–в; 3–б; 4–а; 5–б; 6–а; 7–в; 8–в; 9–а; 10–в.

VII. Итог урока.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Евгений Пермяк

Две пословицы

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.

Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

- Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

- Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

- А я Федин товарищ, - отвечает Костя.

- Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.

Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошел. Идет и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг, смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:

- Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала.

Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:

- Не горюй! Жди меня тут.

А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчёл.

Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.

- Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

Тот глазам не верит.

- Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.

- Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.

Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

Фамилия ___________________________________Дата _______сентября

Евгений Пермяк «Две пословицы»

Тест

    Определи жанр произведения.

рассказ басня

сказка присказка

    О чём рассказывается в произведении?

о животных о дружбе

о встрече Кости с голубем

о ярмарке в большом селе

    Каким рос Костя?

сильным и честным

жадным и злым

бережливым и умным

весёлым и честным

    Каким рос Федя?

маленьким и сильным

высоким и стройным

жадным и хитрым

добрым и отзывчивым

    На что тратил свои деньги Федя?

покупал игрушки

покупал сладости

ни на что не тратил, копил

покупал корм животным

    Как к деньгам относился Костя?

тратил дарил

не обращал внимания копил

    Почему животные помогали Косте?

Потому что у него были деньги.

Потому что он был добрый.

Потому что он был Федин товарищ.

Потому что он шёл на ярмарку.

    Для кого или для чего купил «разных разностей» и семиголосую гармошечку Костя?

для друзей для родителей

для радости для соседей

    Пронумеруй пункты плана по порядку.

Дорога на ярмарку.

Костя и кудлатая собака.

Возвращение Кости с ярмарки.

    Два друга

Что Косте шепнула собака.

    Какая пословица выражает главную мысль произведения?

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Зима весну пугает, да всё равно тает.

Хлеб – всему голова.

    Определи тему произведения.

о родной природе

о животных

о детях

о волшебстве и приключениях

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

«А. Митта. Шар в окошке.

Е. Пермяк. Две пословицы»

УЧИТЕЛЬ:

Тема «А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы»

Цели урока:

образовательные : познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий «ярмарка», «пригоршня», «гривенник»;

развивающие : содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива , содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование : компьютер и проектор, портреты писателей А. Митты и Е. Пермяка, карточки на доске по сказкам В. Сутеева, макеты обложек произведений, карточки для фонетической зарядки, аудиозаписи, учебник и хрестоматия, рабочие тетради

Учебник : . Литературное чтение.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Логика урока : мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия

Ход урока

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.

Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

План рассказа составлять,

2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

На дом вчера вы получили творческое задание, которое вы выполняли по группам.

1 группа работала в библиотеке , она искала различные сказки В. Сутеева. Готовьте свое задание у доски.

2 группа разыскивала героев сказок В. Сутеева . Возьмите маркеры и работайте на другой стороне доски.

Герои сказок Сутеева

3 группа составляла модель обложки произведения В. Сутеева, которое вы читали дома, вспоминала, чем отличается рассказ от сказки.

Кто из вашей группы будет составлять модель обложки?

4 группа отрабатывала выразительное чтение .

Послушаем выразительное чтение по ролям. Прочитать по ролям отрывок на с. 46 в учебнике.

Молодцы! А теперь послушаем ответ 3 группы, кто у вас отвечает? Докажите, почему это сказка? (Сказка - это произведение устного народного творчества. Главное в сказке - вымысел, фантазия. Рассказ- это небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни).

Ребята, а как считаете вы, кто же из героев сказки лучше?

Сутеев открывает нам мир человеческих отношений. Какие сказки Владимира Григорьевича Сутеева вы нашли в библиотеке? Дадим слово 1 группе.

А каких героев сказок вы знаете? Дадим слово 2 группе.

Ребята, а кого бы вы еще дополнили?

Работа в тетрадях.

- Откройте рабочие тетради, назовите героев сказки «Кто лучше?».

Какой была девочка?

Какое слово вы не захотели отмечать в своей тетради?

Какие загадки вы записали дома в свои тетради о героях сказки? Прочитайте.

3. Сообщение новой темы урока.

На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить 1 сентября . Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Ребята, вы помните наш «Фонарик дружбы», сегодня мы зажжем его вновь, чтобы в нашем доме было тепло и уютно.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо, звучит тихая мелодия

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с двумя произведениями. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений?

3.Речевая разминка.

- Итак, вперед, разминка ждет!

Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика .

Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.

Упражнение 2 . Развитие высоты голоса.

У У У У

У У У У

О О О О
О О О О
О О

а а а а

а а а а

и и и и

и и и и

э э э э

э э э э

Упражнение3. Дыхательная гимнастика .

Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! –фу! –фу!)

Упражнение 4. На развитие интонационной выразительности речи .

Мы завтра идем в поход.

Прочитайте

Печально

Удивлённо

Радостно

Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.

4.Организация восприятия и усвоения учащимися материала.

- Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.

Если с другом вышел в путь,

Веселей дорога.

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями много.

Сегодня мы знакомимся с произведением А. Митта «Шар в окошке».

Работа с текстом .

Почему Коле стало хорошо?

Какие друзья у Коли?

5. Организация осмысления учащимися нового материала

Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста.

Составление плана.

Определение тона чтения.

Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.

В начале текста? (печальный, скучный)

В середине текста? (удивленный)

В конце текста? (радостный)

Словарная работа.

- Давайте поработаем над некоторыми словами и выражениями.

Компресс

Поднимите руки, кому мама хоть раз ставила компресс.

Четко проговаривайте за мной.

Нос от капель щи плет

Обратите внимание на длительную паузу.

Нельзя,//з аразиться могут.

Чтение текста по составленному плану.

6. Первичная проверка понимания рассказа

Пересказ по плану.

Давайте попробуем подробно пересказать этот текст по плану.

Составление модели обложки.

7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.

О ком или о чем этот рассказ?

Какими вы представляете друзей Коли?

Какая пословица подходит к этому рассказу?

Физкультминутка (по Базарному).

Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).

8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения

Знакомство с произведением Е. Пермяка «Две пословицы».

Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы».

Ваша задача: выяснить жанр и тему произведения. Доказать свою точку зрения. Составить модель обложки произведения.

Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся.

Словарная работа.

Ярмарка - большая торговля с развлечениями

Пригоршня – горсть (ладонь)

Медяки – медные копейки

Пятак – 5 копеек

Гривенник -10 копеек

Глазеть – смотреть с удивлением

Плотвичка – вид мелкой рыбы

Кудлатая (……….) собака

Познакомить вас с текстом мне помогут Валерия и Дима.

9. Организация осмысления учащимися нового материала

Составление обложки.

Жанр, тема? Почему?

Как называется это произведение?

Работа по тексту. Выборочное чтение.

Прочитайте словесный портрет Кости, Феди.

Кто помогал Косте?

Что шепнула собака Косте на ярмарке?

Давайте разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.

С чего начинается сюжет сказки?

Как развивается действие?

Самый напряженный момент?

Как продолжается действие?

Чем заканчивается сюжет сказки?

(на экране появляются две пословицы)

Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?

10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.

Вывод.

- озаглавил свое произведение «Две пословицы»?

- О дружбе сложено так много песен, а одну из них мы пели на уроке музыки. Давайте вспомним эти слова и прочитаем хором.

Друг в беде не бросит.

Лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий

Верный друг!

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)

Мы рассмотрели два произведения. Давайте сравним модели обложек.

В чем отличия?

Чем похожи эти произведения?

Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»?

Чему учит сказка Е. Пермяка «Две пословицы»?

12. Разноуровневое домашнее задание.

2. Подготовить подробный пересказ «Шар в окошке».

3. 1 группа. Разбить сказку Е. Пермяка «Две пословицы» на части в соответствии со схемой развития сюжета.

4. 2 группа. В рабочей тетради выполнить задание на с.28-29 по произведению «Две пословицы».

13. Рефлексия.

У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • образовательные : познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий “ярмарка”, “пригоршня”, “гривенник”;
  • развивающие : содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
  • воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: компьютер и проектор, портреты писателей А. Митты и Е. Пермяка, карточки на доске по сказкам В. Сутеева, макеты обложек произведений, карточки для фонетической зарядки, аудиозаписи, учебник и хрестоматия, рабочие тетради.

Учебник: Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. 2 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

ПЛАН УРОКА

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Постановка цели урока.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений: чтение домашнего текста, подготовка выставки произведений В. Сутеева, защита макета обложки произведения В. Сутеева, результаты исследовательской работы в рабочих тетрадях, чтение по ролям, выборочное чтение.

3. Речевая разминка.

4. Организация восприятия и усвоения учащимися материала: чтение текста рассказа А. Митты “Шар в окошке” учителем и подготовленными учащимися.

5. Организация осмысления учащимися нового материала: составление простого плана пересказа, подготовка учащихся к пересказу, словарная работа.

6. Первичная проверка понимания рассказа: подробный пересказ текста по плану, работа по формированию навыка выразительного чтения: соблюдение интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски.

7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.

8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения: чтение текста сказки Е. Пермяка “Две пословицы” учителем и подготовленными учащимися.

9. Организация осмысления учащимися нового материала: словарная работа, выделение главного в тексте, составление макета обложки, выборочное чтение о характеристике героев.

10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)

12. Разноуровневое домашнее задание.

13. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.

Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
План рассказа составлять,
Выразительно читать.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

На дом вчера вы получили творческое задание, которое вы выполняли по группам.

1 группа работала в библиотеке, она искала различные сказки В. Сутеева. Готовьте свое задание у доски.

2 группа разыскивала героев сказок В. Сутеева. Возьмите маркеры и работайте на другой стороне доски.

3 группа составляла модель обложки произведения В. Сутеева, которое вы читали дома, вспоминала, чем отличается рассказ от сказки.

Кто из вашей группы будет составлять модель обложки?

4 группа отрабатывала выразительное чтение.

Послушаем выразительное чтение по ролям. Прочитать по ролям отрывок на с. 46 в учебнике.

Молодцы! А теперь послушаем ответ 3 группы, кто у вас отвечает? Докажите, почему это сказка? (Сказка - это произведение устного народного творчества. Главное в сказке - вымысел, фантазия. Рассказ - это небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни).

Ребята, а как считаете вы, кто же из героев сказки лучше?

Сутеев открывает нам мир человеческих отношений. Какие сказки Владимира Григорьевича Сутеева вы нашли в библиотеке? Дадим слово 1 группе.

А каких героев сказок В. Г. Сутеева вы знаете? Дадим слово 2 группе.

Ребята, а кого бы вы еще дополнили?

Работа в тетрадях.

Откройте рабочие тетради, назовите героев сказки “Кто лучше?”.

Какой была девочка?

Какое слово вы не захотели отмечать в своей тетради?

Какие загадки вы записали дома в свои тетради о героях сказки? Прочитайте.

3. Сообщение новой темы урока.

На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить 1 сентября. Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Ребята, вы помните наш “Фонарик дружбы”, сегодня мы зажжем его вновь, чтобы в нашем доме было тепло и уютно.

Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с двумя произведениями. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений?

3. Речевая разминка.

Итак, вперед, разминка ждет!

Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика.

Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.

Упражнение 3. Дыхательная гимнастика.

Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! – фу! – фу!)

Упражнение 4. На развитие интонационной выразительности речи.

Мы завтра идем в поход.

Прочитайте

Печально

Удивлённо

Радостно

Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.

4. Организация восприятия и усвоения учащимися материала.

Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.

Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.

Сегодня мы знакомимся с произведением А. Митта “Шар в окошке”.

Работа с текстом.

Почему Коле стало хорошо?

Какие друзья у Коли?

5. Организация осмысления учащимися нового материала

Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста.

Составление плана.

Определение тона чтения.

Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.

В начале текста? (печальный, скучный)

В середине текста? (удивленный)

В конце текста? (радостный)

Словарная работа.

Давайте поработаем над некоторыми словами и выражениями.

Компресс

Поднимите руки, кому мама хоть раз ставила компресс.

Четко проговаривайте за мной.

Нос от капель щиплет

Обратите внимание на длительную паузу.

Нельзя,//заразиться могут.

Чтение текста по составленному плану.

6. Первичная проверка понимания рассказа

Пересказ по плану.

Давайте попробуем подробно пересказать этот текст по плану.

7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.

О ком или о чем этот рассказ?

Какими вы представляете друзей Коли?

Какая пословица подходит к этому рассказу?

Физкультминутка (по Базарному).

Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).

8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения

Знакомство с произведением Е. Пермяка “Две пословицы”.

Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка “Две пословицы”.

Ваша задача: выяснить жанр и тему произведения. Доказать свою точку зрения. Составить модель обложки произведения.

Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся.

Словарная работа.

  • Ярмарка - большая торговля с развлечениями
  • Пригоршня – горсть (ладонь)
  • Медяки – медные копейки
  • Пятак – 5 копеек
  • Гривенник -10 копеек
  • Глазеть – смотреть с удивлением
  • Плотвичка – вид мелкой рыбы
  • Кудлатая (……….) собака
  • Семиголосая гармошечка (звучат все семь нот)

Познакомить вас с текстом мне помогут Валерия и Дима.

9. Организация осмысления учащимися нового материала

Составление обложки.

Жанр, тема? Почему?

Как называется это произведение?

Работа по тексту. Выборочное чтение.

Прочитайте словесный портрет Кости, Феди.

Кто помогал Косте?

Что шепнула собака Косте на ярмарке?

Давайте разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.

С чего начинается сюжет сказки?

Как развивается действие?

Самый напряженный момент?

Как продолжается действие?

Чем заканчивается сюжет сказки?

(на экране появляются две пословицы)

Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?

10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.

Вывод.

Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение “Две пословицы”?

О дружбе сложено так много песен, а одну из них мы пели на уроке музыки. Давайте вспомним эти слова и прочитаем хором.

Друг в беде не бросит.

Лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий

Верный друг!

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)

Мы рассмотрели два произведения. Давайте сравним модели обложек.

В чем отличия?

Чем похожи эти произведения?

Чему учит рассказ А. Митты “Шар в окошке”?

Чему учит сказка Е. Пермяка “Две пословицы”?

12. Разноуровневое домашнее задание.

  1. Прочитать два текста с. 47-50
  2. Подготовить подробный пересказ “Шар в окошке”.
  3. 1 группа. Разбить сказку Е. Пермяка “Две пословицы” на части в соответствии со схемой развития сюжета.
  4. 2 группа. В рабочей тетради выполнить задание на с. 28-29 по произведению “Две пословицы”.

13. Рефлексия.

У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.

Две пословицы

Евгений Пермяк

Две пословицы

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.
Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
- Покажи мне, голубь, дорогу! - просит Костя. - Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
- Зачем же мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
- А я Федин товарищ, - отвечает Костя.
- Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.
Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошёл. Идёт - и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг смотрит - плотвичка к нему подплывает и говорит:
- Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Столько времени копил!
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте:
- Не горюй! Жди меня тут.
А у собак известно нюх хороший. Они всё могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчёл.
Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подаёт ему семиголосую гармошечку:
- Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
- Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал!
- Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя. Что с Костей произошло? Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

Похожие публикации