Палочка-выручалочка (чёрная палочка). Найди себе пару

(ЧЁРНАЯ ПАЛОЧКА)

Дети по считалке выбирают водящего. Он отбегает от них и встает лицом к стене. У стены лежит палочка-выручалочка. Водящий берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он ставит палочку у стены и идет искать. Заметив одного из играющих, громко называет его по имени, быстро подбегает к стене, берет палочку, стучит ею по стене и кричит: «Палочка-выручалочка нашла...» (называет по имени играющего). Так водящий находит всех детей. При повторении игры должен водить тот, кто был найден первым.

Если игрок, которого нашли, добежит до палочки-выручалочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами: «Палочка, выручи меня!» - стучит ею по стене, затем бросает ее как можно дальше и, пока ее ищет водящий, прячется. Водящий находит палочку, возвращается к условленному месту, стучит ею и громко говорит: «Палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет!»

Правила

1. Водящий не должен подсматривать, когда дети прячутся.

2. Водящий говорит слова медленно, чтобы все дети могли спрятаться.

3. Он должен искать по всей площадке, не стоять возле палочки-выручалочки.

4. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.

Указания к проведению

Эту игру хорошо проводить на лесной опушке. Обязательно нужно ограничить игровую площадку и показать детям несколько мест, где они смогут спрятаться (за кусты, деревья, пеньки, в канавку, в высокую траву).

Для проведения игры нужно сделать палочку-выручалочку из дерева длиной 50-60 см, покрасить в яркий цвет, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве.

Усложнение к игре

Можно, выручить игрока, которого нашел водящий. Если кто-то из играющих незаметно выйдет из укрытия, быстро подбежит к палочке-выручалочке, постучит ею по стене со словами: «Палочка-выручалочка, выручи...» - и назовет по имени выручаемого. Палочку бросает как можно дальше, и, пока водящий ищет ее, дети вновь прячутся.

По материалам сборника Марии Литвиновой "Русские народные подвижные игры"

Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д.Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подаётся в игровой форме.

Тяжело переоценить ту огромную роль, которую играют национальные игры в физическом и моральном воспитании детей. С давних времён игры были не только формой проведения досуга и развлечений. Благодаря ним формировались такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т.д.

В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности.…

Различают:

  • индивидуальные,
  • коллективные,
  • сюжетные,
  • бытовые,
  • сезонно – обрядовые,
  • театрализованные игры,
  • игры – ловишки,
  • игры забавы,
  • игры – аттракционы.

Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе.

По своей структуре большинство народных игр простые, одноплановые, завершённые; в них в единое целое соединяется слово, движение, песня.

Игра «Гуси-лебеди» в младшей группе

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси! Га-га-га.

Есть хотите? Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Средний возраст

Русская народная игра:

У медведя во бору

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: У медведя во.бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Старший возраст

Русская народная игра:

Палочка-выручалочка

Дети выбирают водящего считалкой:

Я куплю себе дуду "

Я на улицу пойду!

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50-60 см, диаметром 2-3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве.

Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палОчки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня»- и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.

Правила игры. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.

Вариант. Дети могут выручить игрока, которого нашли. Кто-то из играющих незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке-выручалочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи... (называет по имени того, кого выручает)» - стучит ею по стене. Затем палочку бросает как можно дальше. Пока водящий ищет ее, дети прячутся.

Подготовительная группа

Русская народная игра:

Коршун

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

-- Коршун, коршун, что ты делаешь? -- Ямку рою.

На что тебе ямка?

Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку куплю.

- Зачем тебе иголочка?
- Мешочек сшить.

Зачем мешочек?

Камешки класть.

Зачем тебе камешки?

В твоих деток кидать.

За что?

- Ко мне в огород лазят!

- Ты бы делал забор выше,
Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.


Дети по считалке выбирают водящего. Он отбегает от них и встает лицом к стене. У стены лежит палочка-выручалочка. Водящий берет палочку, стучит по стене и говорит:«Палочка пришла, никого не нашла. Кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он ставит палочку у стены и идет искать. Заметив одного из играющих, громко называет его по имени, быстро подбегает к стене, берет палочку, стучит ею по стене и кричит: «Палочка-выручалочка нашла…» (называет по имени играющего). Так водящий находит всех детей. При повторении игры должен водить тот, кто был найден первым.

Если игрок, которого нашли, добежит до палочки-выручалочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами: «Палочка, выручи меня!» - стучит ею по стене, затем бросает ее как можно дальше и, пока ее ищет водящий, прячется. Водящий находит палочку, возвращается к условленному месту, стучит ею и громко говорит: «Палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет!»

Правила

1. Водящий не должен подсматривать, когда дети прячутся.

2. Водящий говорит слова медленно, чтобы все дети могли спрятаться.

3. Он должен искать по всей площадке, не стоять возле палочки-выручалочки.

4. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.

Указания к проведению

Эту игру хорошо проводить на лесной опушке. Обязательно нужно ограничить игровую площадку и показать детям несколько мест, где они смогут спрятаться (за кусты, деревья, пеньки, в канавку, в высокую траву).

Для проведения игры нужно сделать палочку-выручалочку из дерева длиной 50-60 см, покрасить в яркий цвет, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве.

Усложнение к игре

Можно, выручить игрока, которого нашел водящий. Если кто-то из играющих незаметно выйдет из укрытия, быстро подбежит к палочке-выручалочке, постучит ею по стене со словами: «Палочка-выручалочка, выручи…» - и назовет по имени выручаемого. Палочку бросает как можно дальше, и, пока водящий ищет ее, дети вновь прячутся.

По материалам сборника Марии Литвиновой «Русские народные подвижные игры»

«Море волнуется»- русская народная игра

В эту игру можно играть в помещении. По считалке ребята выбирают водящего, затем составляют стулья (их должно быть меньше, чем ребят) и по возгласу водящего «Море волнуется» — бегают, прыгают, изображая волны. По сигналу водящего «Море утихло», бросаются занимать места. Тем, кому не досталось места, водящий назначает фанты — просит их сплясать, спеть, прочесть стихотворение.

Море волнуется передо мной,
Бьётся о берег волна за волной.
Эта волна, не очень сильна,
Эта волна — сильнее слона!

«Белая палочка» — таджикская игра

По считалке дети выбирают водящего и делятся на 2 команды.
Незаметно для ребят водящий прячет » белую палочку» (можно обернуть бумагой карандаш).
По знаку водящего все бегут искать палочку, нашедший палочку кричит: «Есть!» и старается отнести её в заранее условленное место, например, в вычерченный на земле кружок. Ему помогают игроки его команды, а ребята из другой команды стараются палочку отнять. Палочку нельзя перебрасывать, её можно только передавать.

Палочка — выручалочка, наша игра впереди!
Палочка — выручалочка, кто прозевает — води!
Палочка — выручалочка, слышится гомон и смех,
Палочка — выручалочка, выручи всех -всех -всех!

«Собери яблоки»- туркменская игра

На табуретку кладут одно яблоко.Ребята по очереди берут мяч и подбрасывают его вверх. Пока мяч коснётся земли, надо собрать «урожай»- взять с табурета яблоко. Те, кому удастся, продолжают игру-кладут на табурет два, три, четыре яблока и т. д. Побеждает тот, кто смог собрать больше яблок за то время, пока мяч был в воздухе. Вместо яблок можно взять камушки, косточки слив и другие предметы.

Угадай, Фатимушка, что в мешке у бабушки:
Луковицы? Пуговицы?Рис? Или мука?
Если догадаешься, бабушка даст яблочко-
Красное, щекастое из полного мешка!

«Канатоходец» — узбекская игра

На площадке ребята чертят прямую линию длиной 6-10 метров. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты — «слетят с каната»

Висит канат натянутый,
Пройди, Фархад, сначала ты.
Потом Шараф, потом Рашид,
Потом Илья, потом и я!

«Дед Мороз» — белорусская игра »

Вед: Белый пух, снежный пух-все, все, все в пуху вокруг!,
Пух на шапках, пух на шубках, пух на бровках, пух на губках.
Как щекотно, ух! Кто щекочет?
Дети: Пух!

По считалке выбирается Дед Мороз и дети разбегаются по площадке. Дед Мороз бежит за ними и старается дотронуться до одного из ребят рукой-«заморозить» его. » Замороженный должен остановиться и развести руки в стороны. Игра заканчивается, когда будут «заморожены» все ребята (или 3-4 по уговору). Затем выбрать нового Деда Мороза и начинать игру сначала.

«Сторож»- грузинская игра

Зайчик в ямке спит-спит-спит, верно, Зайчик занемог,
И не может Зайчик-прыг, Зайчик-прыг, Зайчик-скок!
Вот охотник-топ-топ-топ, с ним собака-гав-гав-гав!
Мигом Зайчик наутёк, Зайчик-прыг, Зайчик-скок!

Выбранный по считалке «сторож» подходит к одному из играющих. Тот сразу же присаживается на корточки, а «сторож» кладёт руку ему на голову-охраняет. Другой рукой он старается задеть ребят, которые пытаются дотронуться до сидящего. Те, кого «запятнает» сторож, выходят из игры, а тот, кто «запятнает» сидящего, становится новым «сторожем».

«Разорви цепь» — казахская игра

Берегись, сторонись, я Чингиз-тракторист!
Я пашу, бороню, звонкий обруч гоню!

Дети становятся друг против друга в две шеренги на расстоянии 10-15 шагов. Они берутся за руки- образуют цепь. По очереди из каждой шеренги бежит игрок, стараясь разорвать цепь «противника». Тот, кому удаётся, уводит к себе в команду двух ребят из разорванной цепи, а неудачник остаётся у «противника».

«Скачка» — киргизская игра

На коне-скакуне я лечу, если зайца схвачу-отпущу.
За лисицей поскачу-кнутовищем исхлещу,
А на волка налечу-растопчу!

По считалке выбрать водящего, который становится в центр круга.
Хлопая в ладоши, дети скачут галопом по кругу, изображая всадников.
Скачку выигрывает тот, кто на лету подхватит платок, брошенный водящим в центр круга.

«Лиса и журавушки» — русская игра

Нарисовать мелом или палочкой на земле «луг», «дом», «лисью нору».
Ведущий с помощью считалки выбирает «лису». » Лиса» прячется в»нору».»Журавушки»собираются в домике. Ведущий начинает читать стихотворение, а «Журавушки» вылетают из «домика» и неспеша расхаживают по «лугу», высоко поднимая то одну, то другую ногу.
Скажет ведущий слова:»Лети, лети, лети!»- и полетят журавушки домой, широко раскинув руки-крылья. А «лиса» выскочит из «норы» и вдогонку за ними! Поймает одного-меняется с ним местами. Не поймает- пусть снова водит.

По травушке-муравушке журавушка идёт
И песенку о травушке-муравушке поёт:
«Ах, травушка-муравушка, густа и хороша!»
Идёт домой журавушка, шагает неспеша.
Журавушка, журавушка, лисица на пути!
Лети домой, журавушка, лети, лети, лети!

«Перепрыгни через ров» — азербайджанская игра

Вед: Если хочешь ловким быть,
Если хочешь сильным быть,
Если хочешь быть здоров,
Прыгай с нами через ров!
На площадке мелом нарисованы две параллельные линии на расстоянии полуметра одна от другой — это «ров». Дети по считалке делятся на две команды, которые выстраиваются по обе стороны «рва» на расстоянии пяти шагов от него. По очереди с закрытыми глазами ребята подходят ко рву и прыгают. Игроки каждой команды помогают своим товарищам возгласами: «Прыгай!», «Не прыгай!». Выигрывает та команда, в которой больше ребят сумели перепрыгнуть через ров, не наступив на черту.

«Земля, вода, огонь, воздух» — армянская игра

Вед: По дороге в Ереван плещет озеро Севан,
Рыба к берегу плыла, мы спросили:»Как дела?»
Рыба в рот воды набрала, ничего нам не сказала,
Повернулась и ушла…
Мимо озера Севан мы ведём свой караван
В славный город Ереван на реке Раздан.
Ребята становятся в круг, в середине-ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом одно из четырёх слов: «Земля»,»Вода»,»Огонь»,»Воздух». Если водящий сказал-«Земля», то тот, кто поймал мяч, должен назвать какое-либо домашнее или дикое животное, на слово»Вода»- дети отвечают названием какой- либо рыбы, на слово»Воздух»- названием птицы. При слове «Огонь»- все должны несколько раз быстро повернуться вокруг себя, взмахивая руками.

«Серый кот»- украинская игра

По считалке ребята выбирают «кота», остальные-«мыши». «Мыши» встают за » котом» в колонну.
Колонна движется по площадке. Между «котом» и «мышами» происходит разговор:
Кот: Есть мыши в стогу?
Мыши: Есть!!
Кот: Боятся кота?
Мыши: Нет!
Кот: А я, Котофей, разгоню всех мышей!
«Мыши» разбегаются, «кот» ловит их, кого поймает, тот становится»котом».

Бродит кот по траве, носит сон в рукаве.
Как увидишь этот сон, выходи, Мышонок, вон!

«Птицы» — эстонская игра

Дети по считалке выбирают «Хозяйку» и»Ястреба», а остальные-«птицы».
Хозяйка тайком от ястреба даёт название каждой птице: «Ты-кукушка»,»Ты-ласточка» и так далее.
Прилетает ястреб.
Хозяйка: Зачем пришёл?
Ястреб: За птицей!
Хозяйка: За какой?
Ястреб называет, например,»Кукушку». «Кукушка » выбегает, «ястреб» её ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба. Игра продолжается, пока ястреб не поймает всех птиц.

«Ласточка, ласточка, что там случилось?»
«Девочка Марта в лесу заблудилась!
Спешат ей на выручку добрые птицы-
Чечётки, стрижи, снегири и синицы».

«У медведя во бору» — русская игра

Дети по считалке выбирают «медведя». Медведь уходит в свой «лесной дом»(в заранее условленное место), а дети дразнят его, напевая песенку. Медведь начинает ловить детей. Кого поймает, тот и станет медведем.

У медведя во бору грузди, рыжики беру,
А медведь молчит, не рычит и не урчит!
У медведя во бору я и мёду наберу…
-Ррру!… А я удеру!

«Кто лишний?» — башкирская игра

Хлопая в ладоши, напевая песенку и приплясывая, дети водят хоровод.
Внутри хоровода нарисован треугольник со сторонами в 3-5 шагов, а у каждой вершины-кружки.
Трое ребят становятся в кружки, а четвёртый»лишний» в центре треугольника. Из кружков ребята перебегают в хоровод. Те, перед кем они встают, должны быстро занять опустевший кружок, пока его не захватил «лишний». Кто опоздает, тот «лишний».

Что под нами под ногами, под железными столбами?
Это нефть под Ишимбаем, это мы по ней шагаем!
Ямиля, Камиля, Бибинур и Фазиля,
И Байрам, и Буранбай, прилетайте в Ишимбай!

«Мяч» — карельская игра

Дети делятся на 2 команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке «крепость» — квадрат со сторонами в 5 шагов. Игроки другой команды находятся в «поле». Они подходят к крепости не ближе 5 шагов. У одного из нападающих в руках мячик. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимает мячик и бросает его в нападающих, а те в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся, выбывает из игры.

Шёл домой от Вани Саня и не встретил никого,
Шёл домой от Сани Ваня, встретил Ваня Никого.
И спросил у Никого:» Ты кто?»- «Никто!»
«Ты где?» -«Нигде!»
«Ты откуда?» -«Ниоткуда!»
«Ты куда?»- «Никуда!»
» Ты мне враг?» — » Никогда!»

«Невод» — игра народа коми

Дети выбирают «Рыбу». На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 15-20 шагов от хоровода устанавливается 4 украшенных лентами шеста. Рыба, прорвавшись сквозь невод (под руками ребят), бежит к одному из шестов. Если её не догонят, она остаётся рыбой, если догонят, возвращается в хоровод, а рыбой становится тот, кто её догнал.

Снег с утра синее неба
Всё вокруг синё от снега.
Шишка, вешка, три олешка,
Щёки тру…, из носа пар.
Еду, еду и доеду на оленях в Сыктывкар!

«Где платок?» — марийская игра

Ребята становятся в круг и передают за спиной друг друга платок. Водящий, выбранный по считалке, ходит в середине круга и старается угадать, у кого находится платок. Тот, у кого он обнаружил платок, становится водящим.

Кукушки в лесу распевают частушки:
«Ку-ку, мы кукуем, ку-ку, мы кукушки!
Носатые галки выводят считалки:
«Я- галка! Ты- галка! Мы-галки! Вы-галки!»
И только чернушки, и только белянки
В лесу на полянке играют в молчанку!

«Верблюд и верблюжонок» — бурятская игра

Эй, ребята, встаньте в круг!
Аты-баты, бурундук!
Кто не пляшет-выйди вон,
Целый кон считай ворон!

Ребята выбирают «верблюда» и «верблюжонка», а затем становятся в круг и берутся за руки. Верблюд старается поймать верблюжонка, а тот уворачивается, бегая в кругу или за кругом. Ребята помогают верблюжонку: если он в кругу, они не пропускают туда верблюда, если же верблюду удаётся прорвать цепь, верблюжонка моментально выпускают из круга.

«Ищи — найдёшь» — дагестанская игра

Дети выбирают водящего, завязывают ему глаза. Затем они прячут какую-нибудь вещь, например шапку, и начинают петь и плясать. Водящий ищет шапку. Когда он приближается к ней, ребята поют громче и хлопают в ладоши, а когда удаляется — поют тише.

Есть в ауле детский сад,
В этот сад ходил Мурад.
Был он ниже всех ребят,
Ай, ай, ай, всех ребят!
Рос на горке виноград,
Рос чеснок и рос Мурад.
Стал он выше всех ребят,
Эй, эй, эй, всех ребят!
И теперь ему мала,
Говорят Махачкала!

» Гуси» — кабардино — балкарская игра

Дети выбирают » лису» и «пастуха». Остальные-«гуси». Лиса гонится за гусями и ловит их, а пастух старается помешать лисе. Если пастух успевает схватить гуся за крыло раньше лисы, гусь спасён. Играют до тех пор, пока лиса не переловит всех гусей.

Я гусей в лесу пасу, от лисы гусей спасу!
-Гуси, гуси! -Га-га-га! -Это правда? -Да-да-да!
-Кто вас слышит? — Кабарда!

«Заяц» — калмыцкая игра

Ребята располагаются вокруг выбранного по считалке водящего. Водящий напевает, приплясывает, показывает жестами, как заяц прыгает, садится на задние лапки, умывается и так далее. Ребята подражают ему. Кто подражает лучше всех, становится водящим.

Зайчик, зайчик, это ты ускакал из Элисты?
Доскакал до Башанты, съел капусту и в кусты?
Ты или не ты?

«Мяч в ямке» — мордовская игра

Каждый играющий выкапывает ямку. Их нужно расположить в одну линию на расстоянии 1-2 шагов. Выбранный по считалке водящий отходит от ямок на 3-4 шага и катит мяч, стараясь попасть в одну из ямок. Участник игры, в ямку которого попадёт мяч, должен схватить его и бросить в кого-нибудь из играющих. Если он попадёт, водящим становится тот, в кого попади, а если промахнётся, сам идёт водить.

На дороге, где запруда. я увидел чудо-юдо.
«Чудо-юдо, ты откуда? Из-под снега или с неба?»
Обернулось чудо-юдо, улыбнулось чудо-юдо,
И сказало чудо-юдо:»Энзы-брэнзы, я из Пензы!»

«Журавль» — осетинская игра

Дети выбирают водящего и «волка». Остальные -«журавли», становятся в колонну по одному. Каждый кладёт руки на пояс впереди стоящему. Водящий становится впереди колонны и старается всё время быть лицом к волку. Журавли, не разрывая колонны, прячутся за ним. Волк может схватить любого журавля, кроме водящего. Играют до тех пор, пока волк не схватит журавля. После этого выбирают нового водящего и волка.

Как курлычут журавли?
-Гли, гли, гли!
-Что на них наводит страх?
-Волк в горах!
-Кто прогонит волка вон?
-Я! Ты! Он!

«Колышки» — татарская игра

Дети выбирают водящего. Нарисовав на площадке круг диаметром в 15 шагов, они делятся на пары и встают по кругу. Один игрок становится внутрь круга лицом к центру, а другой за ним вне круга. Водящий из центра круга должен подойти к кому-нибудь из стоящих вне круга ребят и сказать:» Элчи-бэлчи, продай колышек!» После этого водящий бежит в одну сторону, а игрок, к которому он обратился, в другую. Напарник этого игрока делает шаг назад за круг, а тот, кто раньше прибежит, становится впереди него, внутри круга. Опоздавший-водит.

Элчи-бэлчи, нам сказали, что на автовокзале,
За заборчиком в полоску, у газетного киоска,
Там, где вывеска «Аптека», а за ней «Библиотека»,
А за старым новый дом, парк культуры, автодром…
Так о чём мы говорили? Элчи-бэлчи, мы забыли!

«Найди бусы» — тувинская игра

Дети выбирают ведущего и угадчика. Остальные ребята становятся в ряд, сжимают ладони «лодочкой» и вытягивают их вперёд. Ведущий принимает такую же позу, пряча в руках бусы или какой-нибудь другой предмет — камешек, верёвочку, пуговицу. Он обходит ребят, делая вид, что каждому из них вкладывает в руки этот предмет. А угадчик пытается угадать: кому же он передал его? Если угадчик отгадает, он придумывает фант для ведущего, например, добежать до определённого места, сплясать или что-нибудь другое. Если же он ошибается, ведущий придумывает фант для угадчика. Потом выбирают новых ведущего и угадчика.

А Б В Г Д Е Ж -едет жаба на еже,
З И К Л М Н О, зайка, глянь ко мне в окно!
П Р С Т У Ф Х, перья есть у петуха,
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я, а у щуки чешуя!

«Горелки» — удмуртская игра

Дети становятся в колонну по два, а впереди — лицом к ним -водящий. В руке у водящего платок. Вот он поднял его и сразу же ребята, стоящие в последней паре, устремляются к нему. Тот, кто подбежит первым, берёт платок. Теперь уже он водящий, а прежний водящий становится в пару с его товарищем впереди остальных детей. Затем по сигналу бежит следующая пара.

Дождик, уходи, солнышко, води,
Чтобы коромысло над землёй повисло:
Одним концом над рекой Чепцом,
А другим концом над моим крыльцом!

«Змейка» — игра народов Чечено — Ингушетии

Ребята берутся за руки и, напевая песню, змейкой движутся в такт напеву. Идущий впереди старается неожиданно свернуть и проскочить под руками какой-нибудь пары — «затянуть узел». Попавший в узел, должен присесть и развернуться так, чтобы продолжать путь, не разнимая рук. Ребята, которые разнимут руки, выбывают из хоровода.

Жил на свете Жилдабыл, с Былдажилом он дружил.
Жилдабыл без Былдажила дня бы верно не прожил.
Но уехал Жилдабыл и не пишет Жилдабыл.
Неужели Жилдабыл Былдажила позабыл?

«Солнце и месяц — чувашская игра

Ребята выбирают двух вожаков. Те втайне от других договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «месяцем». «Ты чей?»-спрашивают вожаки у играющих. Отвечать надо тихо, чтобы никто, кроме вожаков не услышал. Так составляются 2 команды. После этого на земле проводится черта. Вожаки становятся друг против друга и берутся за руки. За ними в затылок, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются ребята из их команд. Они помогают своим вожакам, которые стараются перетянуть друг друга за черту.

Город новый, город старый-славный город Чебоксары!
В Чебоксарах на бульварах тараторят воробьи:
Чики-вики, чики-брики, чив,чив,чив-чиви!

«Ястреб и утка» — якутская игра

На площадке рисуют два круга- два «озера». Между ними расстояние в 5-10 шагов. По считалке выбирают «ястреба», остальные-«дикие утки»- чирки, нырки и шилохвостки. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостки- в другом. Затем утки меняются местами: чирки перелетают в озеро к шилохвосткам, шилохвостки к ныркам, а те в свою очередь, перелетают к чиркам. В это время ястреб, который находится «на суше»(между двумя озёрами) ловит уток. Пойманные утки выбывают из игры. В озере уток ловить нельзя.

Утицы- птицы плывут по пруду:
Головка в водице, а хвост на виду.
Ты, Нырок, ныряй, не тони,
Тут нырни, а там вынырни!
Ты, Чирок, крылом черкани!
А ты, Шилохвостка, всех обгони!

Похожие публикации