Основные направления политики ярослава. Княжение ярослава мудрого

Вступление

В истории развития Киевской Руси значительное место занимает период правления князя Ярослава Мудрого. Именно в этот период произошел подъем Руси, она стала одним из сильнейших мировых государств. Во время княжества Ярослава окончательно утвердилось христианство. Культура и экономика достигли невиданного ранее расцвета. Князя по праву можно считать основателем книжности и учености на Руси.

Предмет исследования: освещение аспектов внутренней и внешней политики, дипломатической деятельности и культурных процессов Киевской Руси во времена княжества Ярослава Мудрого.

Объект исследования: государственно созидательная и культурная деятельность Ярослава Мудрого.

Актуальность: актуальность темы определяется стремлением изучения своего прошлого через исследования деятельности лучших государственных деятелей.

Цель: проведение объективного анализа исторического наследия, внутренней и внешней политики, дипломатии и культуры Ярослава Мудрого.

  • 1. проанализировать внутреннюю политику Ярослава Мудрого и ее результаты для Киевской Руси;
  • 2. дать оценку дипломатической деятельности Ярослава Мудрого;
  • 3. осветить основные аспекты расцвета культурной жизни Киевской Руси;
  • 4. определить вклад в это Ярослава Мудрого.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Период княжения Ярослава Мудрого - это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Можно сказать, что Ярослав уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. При нем был составлен свод законов под названием «Правда Ярослава», составляющий наиболее древнюю часть «Русской Правды». Издание этого документа способствовало организации внутренней жизни страны. В период правления Ярослава христианство окончательно утвердилось в Киевском государстве. В 1039г. была основана Киевская митрополия, которая подчинялась константинопольскому патриарху. В 1051г. Ярослав, желая освободится из-под «опеки» Византии в церковных делах, вопреки канону, на сборе русских епископов, избрал митрополитом киевского церковного деятеля Иллариона. При Ярославе в Киевской Руси были основаны первые монастыри - Св. Ирины, Св. Юрия, Киево-Печерский монастырь, что стали крупными церковными и общественно-культурными центрами. Ярослав также заботился о развитии образования в государстве. По его распоряжению были созданы школа и библиотека при Софийском Соборе. Перед смертью он попытался наладить ещё одну тревожившую его проблему, и усовершенствовать аппарат передачи власти, что бы в дальнейшем избежать кровавых междоусобиц. Но он умер прежде, чем ему удалось решить эту проблему. В целом можно сказать, что внутренняя политика Ярослава Мудрого была успешной, и направленной на развитие государства.

«Русская Правда».

«Русская Правда» - сборник норм древнего права, составленный преимущественно в 11 - 12 вв. Большинство исследователей связывают древнейшую часть «Русской Правды» с именем Ярослав Мудрого. Сыновья Ярослава, (во второй половине 11в.), дополнили и изменили текст «Русской Правды», назвав её «Правдой Ярославичей». Преимущественно Русскую Правду принято разделять на три редакции - Краткую, Расширенную, и Сокращенную, отображающие определённые этапы развития общественных отношений в Киевском государстве.

Основные положения Русской Правды.

Преступление и наказание по «Русской Правде».

С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию.

Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового.

Виды преступлений и соответствующих им наказаний по «Русской Правде»:

  • 1. Кровная месть. Замена языческих понятий о преступлении и наказании новыми понятиями особенно ясно выражается в законодательстве, определяющем наказание за убийство и в постепенном преобразовании института кровной мести. Так, например, по договору с греками 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства. «Русская Правда», в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника.
  • 2. Побои и оскорбление. Месть в Русской Правде упоминается не только в статьях, говорящих об убийстве. Так, например в случае избиения человека до крови и синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива: либо мстить, либо взять с обидчика 3 гривны за обиду. Причём в этом случае даже не требуется свидетель. «Если же на нём не будет никакого знака, то пусть придёт видок; если же не может, то на том конец». Таким образом, в этой статье мы впервые встречаемся с понятием видока, т.е. непосредственного свидетеля - очевидца происходящего. Кроме видока, Русская Правда знает ещё один вид свидетеля - послух, т.е. лицо, которое может ручаться в невиновности обвиняемого, защищать его доброе имя. В отличие от предшествующих обычаев, здесь уделяется внимание не характеру нанесённых повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причинённое телесное повреждение, а оскорбление непосредственно нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен.
  • 3. Членовредительство. Выделяются три основных вида членовредительства: травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки, а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, т.е. налагался штраф в размере 40 гривен. Также в виде наказания за это преступление могла применяться кровная месть.
  • 4. Убийство. Являясь правовым памятником феодального государства со всеми присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях чётко разграничивает правовой статус различных групп населения. Начиная со ст.19 более чётко выступает классовое деление общества. В законе устанавливаются штрафы за убийство княжеских слуг, за кражу и порчу княжеского имущества. Следующей разновидностью умышленного убийства по Русской Правде было убийство в разбое. В Древней Руси оно рассматривалось как наитягчайшее преступление. В случае убийства огнищанина обязанность розыска преступника возлагалась на вервь (общину), на территории которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, то вервь обязана была выплатить виру в размере 80 гривен.
  • 5. Кража или порча имущества. Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его имущество. Целый ряд статей рассматривают различные случаи кражи. В изучаемом мною памятнике права краже отводится значительное место, достаточно подробно разработана система наказаний за неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления и в то далёкое время. Следует заметить, что Русская Правда предусматривает более суровое наказание в случае совершения преступления группой лиц. Независимо от количества преступников, каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по сравнению со штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку.

Говоря о различных группах населения, упомянутых в Русской Правде, следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, т.е., будучи лично зависимым человеком, он не нёс личной ответственности за свои деяния. За совершённое им преступление должен был отвечать его хозяин. Жизнь холопа ценилась меньше жизни остальных членов общества, и размер штрафа за его увод, т.е. похищение, значительно превышал штраф за его убийство.

Историческое значение Русской правды.

По меркам современных исследователей, историческое значение «Русской Правды» трудно переоценить. Она выступает как один из важнейших источников изучения Киевской Руси, её социальной жизни и общественных отношений, а также норм правопорядка и устройства государственной власти. Кроме своего огромного значения для историков Киевской Руси, она выступает также как источник для изучения древних норм и прав человека в сфере преступлений и соответствующих им наказаний, и поэтому является ценным материалом для исследования юридических прав древности, т. е. является ценной для юристов. Если говорить о стиле изложения мысли в «Русской Правде», то можно представить её значение для литературоведов. Да и для своей эпохи «Русская Правда» явилась огромным прорывом вперёд, ведь, по сути, это был первый в истории Киевской Руси сформировавшийся свод законов и общественных норм. Из всего вышесказанного следует, что Ярослав Мудрый проявил себя не только как блестящий дипломат и полководец, но и как законодатель и «устроитель» внутренней жизни государства.

дипломатический княжество ярослав мудрый

Внешняя политика Ярослава была устремлена на заключение прочных отношений с западными и северными соседями. Поэтому браки детей Ярослава Владимировича носили совершенно иной характер. Своих дочерей он выдал замуж за правителей разных стран: Елизавету -- за норвежского короля Харальда, Анастасию -- за венгерского принца, а потом короля Андрея, Анну -- за короля Франции Генриха, сестра Ярослава Добронега-Мария, как уже говорилось, женой польского князя. Сыновья Ярослава также получили в жены иностранных принцесс: Изяслав был женат на польской принцессе Гертруде, Святослав получил жену из Германии, а Всеволод -- из семьи константинопольских цесарей Мономахов.

При Ярославе были установлены тесные связи и со Скандинавией. 300 гривен дани от Новгорода в пользу варягов, которые установил еще Олег, платили до смерти Ярослава, только теперь, видимо, другим “варягам”, именно тем, что помогли Ярославу овладеть Киевом и устранить соперников. И показательно, что сразу после кончины Ярослава его сыновья прекратили выплату этой дани, и никто не пытался на нее претендовать.

Отношения Киевской Руси с Венгрией во многом определялись ожесточенной полувековой борьбой венгров с Моравией и славяно-русским населением Поддунавья, ведь славяне и славяноязычные русы примыкали к Венгрии и со стороны Карпат, и с запада. В ходе этой борьбы происходил значительный отток населения из Поддунавья на восток -- в земли будущей Галицко-Волынской Руси и на Среднее Подднепровье. Постепенно взаимодействие местного славяно-русского и пришлого венгерского населения становится уравновешенным, тем более, что в хозяйственном плане разные этнические группы друг друга дополняли (большинство сельскохозяйственных терминов в современном венгерском языке заимствованы из славянских языков). Сближало разные народы и принятие христианства в кирилло-мефодиевском и православном варианте. В принципе, вплоть до перехода Венгрии в католичество в XII веке оставалась вероятность ассимиляции венгров славяно-русами. От середины XI века западные источники сообщают о целом ряде браков русских принцесс с венгерскими королями и герцогами и русских герцогов с русскими принцессами. Помимо дочери Ярослава, вышедшей замуж за венгерского короля, на венгерской герцогине был женат князь Ростислав, правивший сначала в Новгороде, а затем в Тмутаракани. После его гибели киевский князь отпустил вдову на родину в Венгрию. Но в большинстве случаев, когда мы говорим о массовости браков русских и венгров, нужно иметь в виду следующее обстоятельство -- скорее всего эти русские принцессы и русские герцоги были выходцами не из Киевской, а из Тюрингской Руси, что практически не учитывается современной исторической наукой.

Политические отношения с Дунайской Болгарией были очень интенсивны при Святославе, который вел с Дунайской Болгарией войну. Более того, отправляясь на Дунай, Святослав собирался перенести туда и центр всей Русской земли. Видимо, его претензии имели исторические корни -- эти земли когда-то занимали какие-то русы. Во всяком случае, прибрежные области Болгарии и в конце XIV века считались “русскими”, а тогдашний русский митрополит Киприан претендовал на них как на составную часть “русской” митрополии. Но именно Святослав, потерпев поражение в войне с Византией, утратил эти территории, и позднее прямых политических контактов у Киевской Руси с Дунайской Болгарией не было. Но сохранились культурные контакты, может быть, за счет эмиграции болгарских книжников на Русь после византийского завоевания, как это было и в случае с утратой независимостью Моравией: многие памятники западнославянской письменности сохранились именно на Руси.

Самыми многосторонними и сложными были контакты и связи Киевской Руси с Византией. Сложность проблемы заключается в том, что Византия взаимодействовала с разными “Русиями” и этот важнейший факт продолжает оставаться практически не осмысленным в отечественной исторической науке. Первые контакты Византии с русами относятся к концу V века. Это были придунайские руги-русы, которые вместе с гуннами отступили к черноморским границам Византии из Центральной Европы, и часть ругов осталась в качестве федератов на окраине византийских владений. Позднее Византии приходится выдерживать набеги причерноморских русов, чья этническая природа сегодня нам не ясна, но, предположительно, эти русы представляли собой конгломерат придунайских ругов-русов с салтовскими русами-аланами. Именно эти русы упоминаются в ряде византийских сообщений конца VIII -- начала IX вв., они же в середине IX века приняли из Константинополя христианство, а затем и учредили “русскую” митрополию (с которой позднейшие летописцы смешивали киевскую митрополию).

В договоре руси с греками, заключенном в 911 году Олегом Вещем, упоминаются русские общины, которые находились на службе у византийских императоров. Эти общины могли восходить еще к ругам-русам конца V века. Но интересно, что приднепровские и причерноморские русы рассматривались в Византии как части единого этноса, что могло быть следствием их славянизации, по крайней мере, в языковом отношении. Со времен Олега возникла и проблема Крыма, где издревле располагались греческие колонии, но существовали и поселения русов. В соответствии с договором 944 года киевскому князю Игорю вменялось в обязанность охранять византийские владения в Крыму, но не оспаривалось и его право владеть какой-то частью Крыма, принадлежащей русам. Скорее всего, речь могла идти о восточной части Крыма, традиционно входившей в состав Тмутараканской Руси.

В конфликте Руси с Византией при Игоре русская дружина состояла на равных из двух компонентов: языческого и христианского. Христианская часть дружины воевала с христианами-греками также, как и языческая, и в заключение договора христиане Киева твердо занимали те же позиции, что и язычники. Видимо, русы-христиане в дружине Игоря были выходцами из Моравии, поэтому они держались особого от Рима и Константинополя понимания христианства. С византийской церковью впервые свяжет себя Ольга (в 959 году), заинтересованная, по-видимому, в преодолении негативных последствий поражения Игоря в 941 году. Но за епископом она отправит посольство в Германию, тем самым опять-таки подчеркивая независимость от Византии и в церковном отношении. Правда, миссия прибывшего из Германии Адальберта закончится неудачей, причем изгнали его, вероятно, не язычники, а христиане моравского толка, почитавшие немецкую церковь главным своим врагом.

Ко времени Владимира, в Византии сохранялся значительный наемный русский отряд, и какая-то связь его с Киевом сохранялась. Но женитьба Владимира на сестре константинопольских императоров не означала союза.

Скорее, это был откуп со стороны Константинополя ради сохранения на службе в Византии русского корпуса и возвращения завоеванного русским князем Корсуня. При этом весьма существенно, что и корсунское христианство значительно разнилось с собственно византийским. В целом, в средневековой литературе Владимир предстает великим завоевателем и противником Византии, серьезно потеснившим великую империю. Свидетельство тому, сообщение польского хрониста XVI века Стрыйковскго, который, имея в виду события конца Х века, утверждал, что Владимир “собрал большое войско, с которым, переправившись через Дунай, подчинил земли Болгарскую, Сербскую, Хорватскую, Семиградскую, Вятницкую, Ятвяжскую, Дулебскую, и те земли, где теперь волохи, мултаны и татары добручские, и всех их привел в послушание одним походом и возложил на них дань, которую они раньше давали царям греческим”. Неясно, из каких источников заимствовал польский хронист эти сведения, представляющиеся фантастическими. Наиболее вероятным источником являются более ранние польские хроники, использующие летописные записи Галицко-Волынской Руси. И соединены в этом перечислении те земли, на которые киевский князь действительно совершал походы (карпатские хорваты и дулебы, ятвяги, вятичи, прикарпатское Семиградье), и те, которые сохраняли название “Руссия” еще и в XVI столетии.

По существу, первым русским князем, попытавшимся для укрепления собственного положения опереться на помощь Византии, стал Ярослав. Очевидно, не случайно в 1018 году, когда из Киева бежал Болеслав Польский, вместе с ним в Польшу бежал и Анастас Корсунянин, настоятель Десятинной церкви, построенной Владимиром. Ярослав же, заняв киевский стол, начал искать контакты с византийским духовенством, во имя чего была заложен, по аналогии с Константинополем, Софийский собор. Именно при Ярославе в Киевской Руси была создана первая митрополия, подчиненная Константинополю (1037 г.). Отношения с Византией, однако, складывались трудно. Вскоре после учреждения митрополии последовал разрыв с Византией и в 1043 году состоялся последний поход Руси с наемными варягами (на сей раз, видимо, норманнами) на Константинополь, закончившийся трагически. Разрыв продолжался до начала 50-х годов XI века, когда браком Всеволода с дочерью Константина Мономаха было достигнуто определенное примирение. Но отчужденность будет проявляться и позднее. В частности, это выразится в установление на Руси праздника в честь перенесения мощей Николая Мирликийского (“Николы вешнего”, 9 мая), который в Византии не признавали, потому что он был установлен в римской церкви и связан с кражей норманнами мощей святого из пределов Византийской империи. Более с Западом, чем с Константинополем сближал Русь и особый культ Климента папы Римского, который поддерживался Десятинной церковью. Интересен и еще один факт -- вплоть до конца XIV века в русские месяцесловы не включали имена вновь канонизированных византийских святых.

24 января 2015

Внутренняя политика Ярослава Мудрого - вопрос, достойный отдельного внимания. История Киевской Руси пошла бы по совершенно другому пути, если бы не действия этого правителя. В чем же была особенность его внутренней политики? На этот и другие вопросы мы ответим ниже.

Восхождение Ярослава на престол

В 1015 году умирает князь Владимир. Естественно, началась борьба между наследниками за престол. За четыре года братоубийственных распрей погибли Глеб, Святополк, Борис и Святослав.

В Киеве на престол взошел Ярослав. Примечательно. что с 1024 по 1036 год в Киевской Руси было два князя, которые не воевали между собой, а княжили вместе из двух административных центров - Киева и Чернигова. Как отмечают летописцы, внутренняя политика Ярослава Мудрого, кратко если ее описывать, представляла собой политику просветителя и строителя централизованного государства. Но обо всем по порядку.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого в отношении церкви

Ярослав Мудрый, желая выйти из-под "опеки" Византии, назначает в 1051 году митрополитом церковного деятеля Иллариона. Это становится началом полного и окончательного утверждения христианства на Руси. Как было сказано выше, Ярослав в основном прославился не завоеваниями, а работой по благоустройству Киевской Руси. В частности, он сделал очень много для христианской церкви, продолжив дело Владимира - внедрение христианства. Помимо этого, с распространением новой веры возникла возрастающая потребность в священнослужителях. Еще Владимир приказывал учить боярских детей грамоте, чтобы потом сделать из них священнослужителей, столь необходимых Киевской Руси. Матери этих детей плакали по ним, так как еще не укрепились в вере. Ярослав продолжил эту традицию, организовав впоследствии в Новгороде духовное училище для 300 мальчиков, сыновей старост и священников.

Князь отличался любовью к книгам и нанимал писцов для переписывания болгарских рукописей. Иногда он даже поручал исправлять болгарские переводы или переводить прямо с греческого. Летопись гласит, что он сам переписывал некоторые книги, а затем принес их в дар храму Святой Софии. Именно при Ярославе Мудром начали появляться монашеские общины, которые занимались переписыванием книг.

Видео по теме

Правовое законодательство Руси - заслуга Ярослава

Именно внутренняя политика Ярослава Мудрого ознаменовалась созданием первого свода законов - "Русской Правды". Князь серьезно подошел к вопросу реформирования правовой системы государства. Историки связывают появление древнейшей части "Русской Правды" именно с именем Ярослава Мудрого. И даже называют примерное место ее издания - Новгород. До нас, к сожалению, первоначальный вариант свода не дошел. Достоверно известно, что в 11-12 веке сыновья Ярослава изменили текст писания и назвали его "Правдой Ярославичей". С введением христианства языческие понятия о морали, преступлении и наказании начали заменяться нормами и правилами христианской морали.

Преступление в "Русской Правде" определялось не как нарушение воли князя или кого бы то ни было, а как нанесение ущерба. То есть, уголовное нарушение не отличалось от гражданско-правового, поскольку виновник должен был уплатить определенную компенсацию пострадавшей стороне. Таким образом, в основном на укрепление государства была направлена внутренняя политика Ярослава Мудрого. Описание наказаний за то или иное преступление в "Русской Правде" четко показывает, что Ярослав стремился создать систему единого для всех законодательства.

Культура и градостроительство Киевской Руси во время княжения Ярослава

Правление этого князя-просветителя часто называется историками "золотым веком" развития культуры и наук Киевской Руси. Помимо развития христианства и переписи книг, внутренняя политика Ярослава Мудрого характеризовалась небывалым расцветом градостроительства.

Была возведена церковь Святой Софии - жемчужина средневековой архитектуры, а также другие большие и малые храмы. Причем, если до принятия христианства все постройки в городах были деревянными, то с новой верой на Русь пришла и каменная архитектура. В основном строились храмы, так как развивающееся христианство остро нуждалось в местах поклонения. В Киевской Руси самой популярной моделью храма была крестово-купольная, поскольку храмы представляли собой крест из двух сводов, увенчанный куполом. В двух словах, такова была внутренняя политика Ярослава Мудрого. Таблица представлена ниже.

Как видим, Ярослав действовал в трех основных направлениях. Довольно сложная тема - внутренняя политика Ярослава Мудрого. Таблица поможет в ней лучше разобраться.

В период правления Ярослава Мудрого славянское государство Киевская Русь достигло своего максимального рассвета, став одним из самых мощных в Европе. Внешняя и внутренняя политика данного правителя были направлены на укрепление стольного города и государства в целом. При Ярославе было воздвигнуто много новых городов.

Благодаря стратегическому уму и разумной внешней политике князь Ярослав Мудрый смог поднять авторитет Киевской Руси. Военные походы предпринятые киевским князем (польский поход, поход в Литовское княжество, а также к финнам) были очень удачны, однако самой важной его победой, открывшей второе дыхание Руси, была победа над печенегами от 1036 года.

Кроме этого, при Ярославе Киевская Русь столкнулась последний раз с Византией. Данный военный конфликт смогли решить мирно, подписав договор, подкреплённый династическим браком. Византийская принцесса Анна вышла замуж за Всеволода, сына киевского князя. Необходимо отметить, что сам Ярослав использовал такие династические браки неоднократно для укрепления мира. Сыновья князя Игорь, Вячеслав и Святослав также были женаты на принцессах, но немецких. Также были выданы замуж и дочери князя Елизавета, Анна и Анастасия.

Новаторские внутренние реформы Ярослава Мудрого охватили каждую область общества. Великий киевский князь придавал огромное значение культурному просвещению народных масс, а его внутренняя политика была направлена на повышение грамотности и образованности общества.

Во времена правления князь приказывает построить училище, где позже мальчики обучались «церковному делу». Также стоит отметить, что именно в период правления Ярослава Мудрого на Руси появляется славянский митрополит. Для того чтобы укрепить позиции церкви во владениях князь возобновляет выплату так называемой «десятины», которая до этого была установлена Владимиром Великим.

Такая активная княжеская деятельность сильно изменила Киевскую Русь. В это время возводились каменные храмы и монастыри, благодаря чему бурно развивалась живопись и зодчество. Большое значение имеет и издание Ярославом первого свода законов, который был назван «Русская правда». Данный документ регулировал размер виры (дани), а также наказания за различные нарушения. Спустя некоторое время появляется и свод церковных законов, называющийся «Номоканон» или же «Кормчая книга».

Похожие публикации