Организация финансового планирования и прогнозирования. Прогнозирование и планирование финансов

  • Назмутдинова Камила Радиковна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ПЛАНИРОВАНИЕ
  • ФИНАНСЫ
  • МЕТОДЫ
  • ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
  • ЭТАПЫ
  • ЗАДАЧИ

Данная статья включает в себя понятия финансового планирования и финансирования. Приведены задачи, методы и этапы финансового планирования. Также указаны методы финансового прогнозирования.

  • Развитие долгосрочного финансового планирования на муниципальном уровне

Финансовое планирование- это процесс обоснования финансовых отношений и движения соответствующих финансовых ресурсов на определенный период. Финансовое планирование является составной частью управления финансами.

В ходе финансового планирования государственные органы и субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, объемы финансовых ресурсов, выявляют возможности их увеличения, направления их эффективного использования.

Задачи финансового планирования:

  • выявление резервов увеличения доходов организации и способов их мобилизации;
  • эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;
  • увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана организации;
  • обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами.

Этапы финансового планирования:

  1. Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах. На этом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана. В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:
    • горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
    • вертикальный анализ, в результате за которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
    • трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);
    • факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущем и текущих годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

  1. Составление финансового плана как документа

На данном этапе осуществляется расчет плановых показателей числовых величин, выражающих конкретное задание по формированию и использованию финансовых ресурсов.

  1. Составляется финансовый план как документ

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

Финансовое прогнозирование предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов.

Для изучения и разработки возможных путей развития предприятия в условиях рыночной экономики возникает необходимость в финансовом прогнозировании. Основные его задачи – установить объем финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источники их формирования и направления наиболее эффективного использования. Прогнозирование позволяет рассмотреть складывающиеся тенденции в проведении финансовой политики с учетом воздействия на нее внутренних и внешних условий и на основе анализа определить перспективы финансовой стратегии, обеспечивающей предприятию стабильное финансовое и рыночное положение. Разработка прогноза дает возможность ответить на жизненно важный вопрос, что ожидает предприятие в обозримом будущем – укрепление или утрата платежеспособности (банкротство).

Основное отличие прогноза от плана состоит в том, что прогнозируются те показатели, которыми компания не может управлять в полной мере: риски или действия конкурентов. Планироваться может то, что полностью находится в сфере влияния, например, расходы. Основная цель прогнозирования состоит в том, чтобы получить возможность оценивать работу компании как «удачную» или «неудачную» не по тем показателям (прибыли, рынкам, дивидендам), которые есть, а по тем, которые потенциально могли быть.

Методы финансового прогнозирования

К числу наиболее распространенных методов бюджетного прогнозирования относят:

  • Индексный метод (от достигнутого);
  • Нормативный метод;
  • Балансовый метод;
  • Метод бюджетирования ориентированного на результат;
  • Программно - целевой метод;
  • Метод экспертного прогнозирования;
  • Метод экстраполяции;
  • Метод моделирования;
  • Метод экономического анализа.

Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создание любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли).

Список литературы

  1. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: Материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.
  2. Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития: Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
  3. Сираева, Р.Р. Финансирование агроформирований в целях их инновационного развития [Текст] / Р.Р. Сираева // Научное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010". – Уфа, 2010. - Часть IV. – С. 122-125.
  4. Сираева, Р.Р. Финансирование сельского хозяйства: зарубежный опыт [Текст] / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Научные исследования в современном мире: проблемы, перспективы, вызовы: материалы Второй Международной молодежной научной конференции (форума) молодых ученых России и Германии в рамках Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009–2013 годы. – Уфа, 2012. - С. 250-256.
  5. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др. / Под ред. проф. Н.В. Колчиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 447 с.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы , величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы , бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста .

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства . Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов ; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некомерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах , определяющих финансовую политику.

Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов , позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ - финансовый план . Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления . Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.

Финансовый план - это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности . Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

  1. определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
  2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
  3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
  4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Финансовое прогнозирование, его содержание и значение

К целям разработки перспективного финансового плана можно отнести: выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ , программ, законов; определение среднесрочных тенденций развития экономики и социальной сферы; отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременные разработка и принятие соответствующих корректирующих мер. В настоящее время ставится задача, чтобы перспективный финансовый план стал основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений1.

Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и законодательно не утверждается. Это связано с тем, что показатели перспективного финансового плана носят расчетный характер и используются только для обоснования и взаимоувязки заданий различных планов и прогнозов.

Порядок формирования перспективного финансового плана основан на использовании методики скользящего планирования. Он разрабатывается на три года; первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие два года - период, на который прогнозируются результаты реализации предложенной государственной (региональной, муниципальной) финансово-экономической политики. Перспективный финансовый план, исходной базой для формирования которого является бюджет на текущий год, ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед, т.е. осуществляется актуализация показателей плана.

Перспективный финансовый план на федеральном уровне составляется с 1998 г.; в настоящее время разработан и используется перспективный план на период до 2006 г. (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Перспективный финансовый план на 2004-2006 гг.
Показатели 2004 2005 2006
Млн руб. % к ВВП Млн руб. % к ВВП Млн руб. % к ВВП
Доходы - всего 2740163,5 17,9 3012195,2 17,0 3398834,9 16,7
из них:
налоговые доходы 2068872,6 13,5 2321746,0 13,1 2634270,1 13,0
неналоговые доходы 219019,4 1,4 187451,6 1,0 191048,4 0,9
доходы целевых бюджетных фондов 14061,5 0,1 14407,6 0,1 14546,4 0,1
единый социальный налог 438210,0 2,9 488590,0 2,8 558970,0 2,7
Расходы - всего 2656760,1 17,4 2849924,5 16,1 3099758,6 15,2
из них:
процентные расходы 288770,6 1,9 344794,4 1,9 345546,0 1,7
непроцентные расходы (без расходов, финансируемых за счет ЕСН) 1929779,5 12,6 2016540,1 11,4 2195240,6 10,8
расходы, финансируемые за счет единого социального налога 438210,0 2,9 488590,0 2,8 558970,0 2,7
Профицит 83403,4 0,5 162270,7 0,9 299078,3 1,5

Использование в практике финансового прогнозирования на макроэкономическом уровне перспективных финансовых планов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса , преемственность целей и задач финансово-экономической политики государства и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой прогноз формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования в рамках конкретной административно-территориальной единицы страны, региона, муниципального образования. Назначением этого баланса являются обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития, формирование финансовых резервов.

Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и используется при составлении проекта бюджета . Показатели баланса финансовых ресурсов формируются на основе прогноза социально-экономического развития и отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год. Этот финансовый прогноз составляется на один календарный год.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хозяйствования на территории конкретной административно-территориальной единицы (страны, субъекта РФ, муниципального образования). Он охватывает находящиеся в распоряжении органов власти, организаций основные источники средств, направляемых на развитие производства (капитальные вложения) и осуществление социальных программ, и не включает денежные средства населения .

С точки зрения межбюджетных отношений эти балансы позволяют на этапе макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений и решений, принимаемых органами государственной власти в отношении финансовой обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Баланс построен по методу двойной записи - доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел - Доходы, II раздел - Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.

При расчете показателей раздела I баланса финансовых ресурсов учитываются показатели отчетного баланса, прогноза социально-экономического развития, изменения налогового и бюджетного законодательства , проведение мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, другие обстоятельства, которые могут повлиять на объем доходов субъектов хозяйствования и субъектов власти в прогнозируемом периоде. Кроме того, принимаются во внимание положения, связанные с проводимой государственной политикой в области межбюджетных отношений, в частности при разграничении и распределении доходов по уровням бюджетной системы , предоставлении финансовой помощи бюджетам других уровней.

Доходы баланса финансовых ресурсов, исчисленные на душу населения, определяют финансовую обеспеченность субъекта РФ, муниципального образования, которая может служить индикатором для оценки реальной потребности в дополнительных финансовых ресурсах, направляемых соответственно из федерального или регионального бюджета.

В разделе II баланса финансовых ресурсов отражаются расходы, прогноз которых осуществляется исходя из проектных расчетов доходных статей баланса с учетом необходимости снижения дефицита финансовых ресурсов. В расходной части баланса отражаются расходы, осуществляемые на территориях административно-территориальных единиц из всех финансовых источников. Структура бюджетных показателей расходов определяется в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». При определении объема и направлений расходов принимается во внимание порядок, закрепляющий определенные обязательства (полномочия) за конкретным уровнем государственной власти или местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

В базовых показателях для расчета расходов принимается ожидаемая оценка на соответствующий период, учитываются прогнозные показатели возможной инфляции и индексация заработной платы и материальных затрат.

Баланс финансовых ресурсов на федеральном уровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учетом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Состав статей сводного финансового баланса РФ приведен в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Схема сводного финансового баланса Российской Федерации
Доходы Расходы
  1. Прибыль
  2. Амортизация
  3. Налоговые доходы
  4. Единый социальный налог
  5. Неналоговые доходы
  6. Средства целевых бюджетных фондов
  7. Безвозмездные перечисления
  8. Средства государственных внебюджетных фондов

Итого доходов

Превышение доходов над расходами

  1. Средства, остающиеся в распоряжении организаций
  2. Затраты на государственные инвестиции
  3. Фундаментальные исследования и содействие НТП
  4. Расходы на социально-культурные мероприятия
  5. Расходы на национальную оборону
  6. Расходы на проведение военной реформы
  7. Расходы на правоохранительнуюдеятельность и обеспечение безопасности государства
  8. Расходы на судебную власть
  9. Расходы на содержание органов государственной власти и местное самоуправление
  10. Расходы по международной деятельности
  11. Обслуживание государственного и муниципального долга
  12. Финансовая помощь бюджетам других уровней
  13. Целевые бюджетные фонды
  14. Прочие расходы

Всего расходов

Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому планированию, т.е. составлению проекта бюджета. Сбалансированность баланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.

Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов. В частности, некоммерческие организации их, как правило, не составляют, а коммерческие организации разрабатывают по форме, аналогичной форме их финансового плана. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Кроме того, коммерческие организации могут составлять прогноз прибыли и убытков, прогноз движения денежных средств, прогноз активов и пассивов.

Можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой - является его составной частью, так как разработка финансовых планов производится на основе показателей финансовых прогнозов.

Этапы и методы финансового планирования

Финансовое планирование охватывает ряд этапов: 1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах; 2) расчет плановых показателей; 3) составление финансового плана как документа.

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа . Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

  • горизонтальный анализ , в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
  • вертикальный анализ , в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
  • трендовый анализ , проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);
  • факторный анализ , который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

  • экстраполяции . Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;
  • нормативный . Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование и прогнозирование. Так, например, в соответствии со ст. 65 БК РФ с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ должно базироваться на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности;
  • индексный . Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений , наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни , роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен - индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);
  • программно-целевой . Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

  • на микроэкономическом уровне : минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на оборот капитала ; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.;
  • на макроэкономическом уровне : максимум доходов бюджета ; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и др.

Виды финансовых планов, их характеристика

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.

Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется орган или должностное лицо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: для бюджетных учреждений - Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти ; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм - приказами, распоряжениями по организации.

При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов ; обеспечения инвестиционной привлекательности ; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета.

Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.

В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам - направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии . Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.

Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.

  • Прочие расходы
  • Дефицит бюджета (в случае превышения расходов над доходами)

    Бюджеты структурных подразделений формируются на основе следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда оплаты труда ; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета погашения кредитов. Такая система бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные внебюджетные фонды и часть налоговых платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей.

    Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.

    Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:

    • повышение управляемости и быстрой адаптации организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;
    • обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;
    • расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает коммерческие организации информационно прозрачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации при привлечении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

    Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями является определение объема финансовых ресурсов, необходимого им для выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера.

    Бюджетные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять смету доходов и расходов. В смете доходов и расходов бюджетного учреждения указываются: ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, расходы, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Расходы указываются общей суммой, с выделением расходов, финансируемых из бюджета, и расходов, покрываемых за счет внебюджетных источников.

    Бюджетные учреждения сначала составляют проекты смет на основе показателей, доводимых до них соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, таких, как задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельные объемы финансирования и индексы-дефляторы по отдельным статьям сметы. Кроме того используются:

    • тарифная сетка и справочник тарификационно-квалифика-ционных требований, утвержденный соответствующим министерством, ведомством (например, Министерством здравоохранения и социального развития РФ для медицинских учреждений), данные о сотрудниках (образование, ученая степень, ученое звание, стаж работы и др.) - при расчете фонда оплаты труда бюджетного учреждения на планируемый год;
    • ставки единого социального налога (взноса), нормативы выплаты компенсаций и пособий, установленные действующим законодательством (как федеральным, так и региональным, местным), - при расчете начислений на фонд оплаты труда и размера трансфертов населению;
    • материальные и финансовые нормы и нормативы, установленные соответствующим органом государственной власти и местного самоуправления по отдельным кодам экономической классификации расходов бюджета, - при расчете показателей по отдельным нормируемым статьям расходов сметы;
    • положения договоров с ресурсоснабжающими организациями - при расчете расходов на оплату коммунальных и прочих услуг;
    • фактический объем расходов в текущем году - при планировании хозяйственных расходов.

    В проекте сметы доходов и расходов приводится поквартальная разбивка показателей на планируемый год.

    Утверждение сметы доходов и расходов происходит после принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год, когда на основании уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств, доводимых до бюджетных учреждений органами, исполняющими бюджет, учреждения уточняют показатели проектов смет. Право утверждения смет доходов и расходов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставлено главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств. Утвержденная смета доходов и расходов является основным плановым документом для финансирования бюджетных учреждений.

    Некоммерческие организации иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм могут составлять как смету доходов и расходов, так и баланс доходов и расходов. Выбор конкретного вида финансового плана фиксируется, как правило, в учредительных документах некоммерческих организаций. Смету доходов и расходов составляют фонды, общественные и религиозные организации; у остальных финансовый план формируется в виде баланса доходов и расходов. Порядок составления финансового плана регламентируется нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми самой некоммерческой организацией. Следует отметить, что организационно-правовой и методический аспекты финансового планирования в некоммерческих организациях иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм в настоящее время максимально приближены к порядку, характерному для коммерческих организаций.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение финансового планирования, сформулируйте его отличительные черты.
    2. Перечислите и раскройте основные задачи финансового планирования.
    3. Дайте определение финансового прогнозирования, охарактеризуйте его значение.
    4. Дайте характеристику этапов и методов финансового планирования.
    5. Перечислите специфические методы финансового прогнозирования.
    6. Назовите виды финансовых планов и прогнозов, составляемых на общегосударственном и территориальном уровнях, охарактеризуйте их назначение.
    7. Охарактеризуйте виды финансовых планов и прогнозов, составляемых коммерческими организациями.
    8. Перечислите финансовые планы, составляемые некоммерческими организациями, сформулируйте их особенности.

    Задания для самостоятельной работы

    1. Сформулируйте отличия перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов, перспективного финансового плана и бюджета (федерального, регионального, местного).
    2. Дайте сравнительную характеристику финансовых планов, составляемых коммерческими и некоммерческими организациями; объясните, чем обусловлены существующие различия.

    Финансовое планирование - один из элементов управления компанией, позволяющий достигать стратегических и тактических целей в увязке с имеющимися ресурсами. Как и иные прикладные методы менеджмента, финансовое планирование обладает своими характеристиками, подходами к реализации и имеет собственные ограничения при применении.

    Содержание и характеристика финансового планирования и прогнозирования на предприятии

    Механизм, который дает возможность определить направления использования денежных фондов компании, - это и есть финансовое планирование . В ходе выполнения данной процедуры учитываются как фактически имеющиеся в наличии остатки ресурсов, так и возможные к получению в перспективе на основе предварительных вычислений потоки. Источниками информации для финансового планирования служат подписанные договоры, данные по инвестиционным проектам и иные заслуживающие доверия материалы.

    Финансовое планирование в компании характеризуется:

    • установлением временных интервалов, в течение которых будут осуществляться все операции с капиталом;
    • определением входящих и исходящих потоков ресурсов и составлением их графиков;
    • проведением расчетов по размерам реализации и уровню затрат, с детализацией их параметров (количественных, объемных, временных, стоимостных).

    Прогнозирование - это составной элемент финансового планирования, на основе которого определяют направления использования денежных фондов на выполнение задач, стоящих перед компанией, в части возможных в будущем доходов, которые она рассчитывает получить с высокой, но не гарантированной вероятностью. Например, увеличение товарооборота в результате выхода на рынки нового региона, возможной ликвидации компании конкурента, поднятия цены на продукцию (с неопределенностью в отношении изменения объема продаж).

    Характерные черты прогнозирования не совсем идентичны приведенным выше для финансового планирования. Связано это в первую очередь с недостаточной надежностью предположений относительно генерации новых поступлений средств и, как следствие, с невозможностью отнести их к четким направлениям распределения. Сделать однозначный план доходов и затрат также довольно проблематично. Сходство же в отношении финансового планирования заключается в наличии ограниченного промежутка времени прогнозирования и применении расчетных величин.

    Особенности бюджетирования как инструмента финансового планирования

    Довольно часто в качестве неразрывной связки, используемой в управленческих целях, рассматриваются финансовое планирование и бюджетирование на предприятии . Почему данные понятия употребляются вместе? Формирование бюджетов по своей сути является неотъемлемым элементом, одной из наиболее часто применяемых методик процесса финансового планирования . Данный процесс связан с разработкой плана доходов и расходов компании, с детализацией по статьям и периодам использования и в итоге должен служить достижению стратегических целей фирмы. Как правило, он оформляется в формате отдельного бюджета либо сметы.

    Под бюджетированием как частью финансового планирования также понимается механизм постоянного сравнения прогнозных и фактических показателей деятельности компании. При этом все процедуры охватывают перечень смежных задач:

    • в части, относящейся к проработке плановых показателей;
    • в отношении подсчета результатов их исполнения;
    • в области администрирования процесса выполнения планов.

    Последний вариант определения бюджетирования применяется сотрудниками финансовых и экономических отделов при создании вариантов алгоритмов накопления, анализа и толкования данных, касающихся движения фондов, источников доходов и затрат, перспективных направлений использования ресурсов. Полученные в результате цифры используются владельцами, инвесторами и кредитными учреждениями.

    Взаимосвязь финансового планирования и бюджетирования в организации

    Как уже было отмечено ранее, для отражения сути термина «бюджетирование» применяется два подхода:

    • первый подход связан с применением бюджетирования как механизма для составления планов и детализированных смет доходов и расходов, используемого в ходе осуществления финансового планирования на предприятии;
    • второй подход рассматривает бюджетирование как орудие, элемент финансового планирования , позволяющий подробно исследовать разнообразные бизнес-процессы посредством работы с дифференцированными информационными источниками.

    Использование каждого из этих подходов в финансовой работе зависит от потребности в решении тех или иных задач, стоящих перед фирмой. Очевидно, что бюджетирование является неотъемлемой частью финансового планирования , поскольку без определения источников поступления и направлений расходования менеджмент финансов не может существовать. Если развивать данную мысль дальше, можно прийти к выводу, что правильнее было бы определить весь описываемый процесс как финансово-бюджетное планирование и прогнозирование.

    Однако приведенным методом финансовое планирование не ограничивается, существуют и дополнительные мероприятия, которых не избежать. Однако все они осуществляются с соблюдением неких общих правил и ограничений, их необходимо изучить отдельно.

    На каких принципах строится организация финансового планирования на предприятии

    В современной практике финансовое планирование проводится с учетом следующих обязательных правил:

    • объективность;
    • упорядоченность;
    • сбалансированность;
    • доступность для проверки;
    • соответствие законодательству.

    Объективность финансового планирования означает, что все действия и расчеты носят непредвзятый характер и соответствуют реальным текущим интересам бизнеса, строятся на основе достоверной информации и рациональных предположений. Статьи расходов, которых можно избежать, либо тех расходов, которые можно отложить на последующие периоды, должны соответственно не учитываться либо приниматься к расчету только в отдаленном будущем. Аналогичный подход должен применяться и в отношении доходов, поступление которых находится под большим вопросом. Финансовое планирование не должно использовать подобные показатели на текущий период.

    Упорядоченность предполагает использование при финансовом планировании комплекса статей затрат, разделенных на группы в зависимости от их связи с основной или вспомогательной деятельностью, образующих единый исходящий поток ресурсов, используемый для достижения целей компании. В ходе разработки номенклатуры расходов практически не встречаются случаи, когда они не были бы так или иначе связаны между собой.

    Сбалансированность является довольно важной характеристикой финансового планирования , так как позволяет добиться наилучших результатов работы при имеющихся в распоряжении компании средствах. Кроме того, подобный подход позволяет предусмотреть возможные «провисания» в наличии ресурсов в процессе работы компании и заранее найти пути приведения бизнес-модели в равновесие. Наиболее ярким примером реализации подобного подхода является ликвидация кассовых разрывов посредством спланированных сценариев внешнего кредитования фирмы.

    Финансовое планирование подразумевает создание числовых значений и выводов, которые должны быть легкодоступными для проверки и для изучения той методологической базы, которая применялась. То есть пользователи планов должны четко понимать, на основе каких предпосылок, допущений и источников информации, правовых актов осуществлялось их составление.

    На основе приведенных принципов финансового планирования можно сделать вывод, что бюджетирование при формировании планов поступления доходов и осуществления расходов должно строиться с применением различных подходов, подчиненных следующим задачам:

    • изучение наличия обоснований для каждой категории финансовых поступлений и затрат;
    • соблюдение упорядоченности (системности) при формировании перечня статей планирования;
    • создание прогнозов, сбалансированных с точки зрения поступления и расходования средств;
    • обеспечение прозрачности финансовых прогнозов - когда пользователи итоговых моделей в любой момент могут изучить методы их построения и проверить достоверность и обоснованность исходной информации.

    Внутрифирменные методы финансового планирования и прогнозирования

    Каждому из тех принципов, характерных для процессов финансового планирования, что были рассмотрены выше, соответствует свой набор алгоритмов, формул, подходов к реализации.

    В частности, для получения достоверных данных о статьях доходов и затрат служат следующие процедуры:

    • аналитические вычисления - дают возможность надлежащим образом интерпретировать полученный объем данных в соответствии с прослеживающимися тенденциями и формировать будущий перечень статей доходов и расходов;
    • применение нормативов различных затрат - с помощью нормирования определяется максимально возможное значение затрат того или иного вида в зависимости от исходных параметров;
    • обработка накопленных ранее баз данных путем использования статистического инструментария - статистика позволяет накапливать необходимые для планирования данные, группировать статьи по важнейшим направлениям, выявлять и отсеивать случайные факты, не характеризующие всю совокупность.

    Следующий набор алгоритмов обеспечивает соблюдение упорядоченности (системности):

    • экономический анализ;
    • экстраполяция;
    • эконометрика и математические подходы.

    Путем применения эконометрики, математики и экономического анализа компания строит финансовые планы с соблюдением принципа равновесия поступлений и затрат. Экстраполяция позволяет сохранить увязку формируемых планов с реальным положением дел, которое имело место на протяжении предыдущих периодов. Иными словами - нет оснований предполагать, что в дальнейшем события будут развиваться по-другому, нежели ранее. Однако у этой части методики есть недостаток - она не учитывает вероятность наступления чрезвычайных событий, в частности внезапных кризисов или падения спроса, неожиданное появление нового конкурента.

    Третья группа методов, определяющая сбалансированность финансового планирования, включает:

    • вычисление прогнозного баланса;
    • разработку итоговых финансовых моделей;
    • многовариантность расчета в зависимости от уровня воздействия различных внутренних и внешних факторов.

    Составление прогнозного баланса позволяет вывести оптимальный для компании усредненный план соотношения между доходами и расходами, активами и пассивами. Финансовая модель дает возможность в полной мере оценить, из каких ключевых элементов получается конечный финансовый результат, а применение вариативности расчетов позволяет компании проработать наиболее важные решения при изменении внутренних и внешних условий. При этом чаще всего рассматриваются именно негативные, неожиданные колебания тех или иных параметров. Это позволяет менеджменту оперативнее реагировать на изменяющуюся в реальности ситуацию.

    Для обеспечения соответствия результатов финансового планирования нормам законодательства, принятым методам, а также возможности провести проверку их всеми заинтересованными пользователями применяются следующие подходы:

    • анализ имеющихся систем учета на соответствие закону;
    • оценка внутренней методической базы по планированию на предмет отражения необходимых алгоритмов, правил и соблюдения ограничений;
    • использование обратной связи при проведении процедур планирования на всех этапах.

    В первом случае проверяется актуальность имеющихся информационных баз и их доступность для работников различных уровней. Вторым методом оценивается достаточность имеющихся инструкций и описаний для проведения всех процедур планирования с наименьшими затратами труда и в оптимальные сроки. Постоянное общение, обсуждение имеющихся проблем, контроль за процессом позволяет проверить исполняемость имеющихся инструкций и их доступность для понимания пользователей.

    Сущность этапов финансового планирования в организации

    Последовательность процедур разработки финпланов определяется специалистами по-разному. Однако наиболее часто весь процесс внутрифирменного финансового планирования условно делится на следующие части:

    • стратегическую;
    • тактическую;
    • оперативную.

    Разработка стратегических планов предполагает составление прогнозов на длительный временной промежуток в строгом соответствии со стратегическими задачами фирмы. Изучаются перспективы развития рынков, отрасли и будущие возможности компании в соответствии с имеющимися ресурсами, изучается потребность привлечения дополнительных источников их получения, задаются базовые параметры дальнейшей работы. Четкого бюджетирования каждого элемента при этом не проводится, получаются некие обобщенные значения будущих финансовых показателей. Как правило, данный этап проводится советом директоров совместно с владельцами организации.

    Тактическое или среднесрочное планирование связано с составлением краткосрочных и текущих расчетов - как правило, в пределах года. При этом определяется потребность в ресурсах для поддержания, развития существующих объемов деятельности и реализации утвержденных новых направлений. В процессе задействованы специалисты и руководители среднего и низшего звена.

    Оперативная часть ограничивается детализированными расчетами в пределах месяца. На данном этапе проводится составление четких бюджетов с приведением перечня источников и размеров поступлений и направлений расходования средств. При этом основные функции смещаются на уровень рядовых специалистов, досконально разбирающихся в происходящих внутри компании хозяйственных процессах. Роль руководителей сводится к согласованию полученных результатов.

    Пример возможного подхода к финансовому планированию

    Определившись с основными элементами, параметрами и ограничениями, характеризующими сущность финансового планирования , можно переходить к изучению конкретных методов его осуществления на примере. Для этих целей предпочтительнее будет рассмотрение технологии реализации построения планов на промышленном предприятии.

    Начинаться финансовое планирование на предприятии на примере небольшого завода будет с этапа разработки перспективных прогнозов. На данном этапе топ-менеджмент должен определиться со следующими вопросами:

    • какими финансовыми ресурсами будет обеспечиваться стратегия развития, какова доля собственных средств, а сколько из них нужно будет привлечь извне;
    • как будет распределяться полученная прибыль среди участников;
    • разработан ли наиболее общий график жизненного цикла перспективных проектов: внедрение, развитие, стабильность, снижение темпов, закрытие или перепрофилирование направления бизнеса.

    Каким может быть практическое воплощение приведенных пунктов? В рамках промышленной компании, вероятнее всего, будут приняты следующие параметры плана:

    • в качестве основного источника вложений выступают кредитные ресурсы;
    • в качестве процента для распределения дивидендов - 30%;
    • процесс роста будет обеспечен за счет выхода на новые рынки в Восточной Сибири.

    Для тактической (среднесрочной) части квалифицированные специалисты должны:

    • составить прогнозы получения прибыли, объемов затрат, кассовый план, вероятный баланс на следующий год;
    • разработать инструменты, при помощи которых будут формироваться бюджетные формы, определить перечень лиц, задействованных в процессе.
    • сформировать регламенты, инструкции для оформления тех или иных частей плана.

    Далее рядовые исполнители применяют созданные индивидуально и общепринятые методики составления бюджетов на местах. С их помощью обеспечивается необходимая проработка отдельных статей доходов и затрат. Как правило, при этом все сводится к сбору информации на местах, ее обобщению, анализу и заполнению заранее разработанных таблиц. Конкретными мероприятиями в данной сфере могут служить:

    • планирование оборотов по определенным счетам, разработка смет, построение балансов;
    • составление графика привлечения и погашения кредитов;
    • расчет возможностей размещения ценных бумаг на рынке и результатов сделок на валютном рынке.

    Они позволяют воплотить в формате конкретных хозяйственных действий те направления, что были оформлены на этапе среднесрочного планирования.

    ***

    Рассмотренные характеристики, порядок и ограничения в области финансового планирования актуальны для компании любого экономического сектора. При этом сегодня практически повсеместно в качестве базового инструмента подобной деятельности используются бюджеты. Периодически некоторые специалисты выделяют отдельный термин «бюджетное планирование». Связано это с тем, что подобный подход позволяет создать довольно сильно приближенные к реальности и, что немаловажно, очень детализированные и проработанные финансовые модели. Крайне важно постоянно анализировать исполнение планов и в случае наличия существенных отклонений выявлять, где были допущены просчеты, чтобы не допустить их в будущем.

    Деловой мир постоянно меняется. Руководители компаний должны постоянно оценивать задачи и цели, чтобы определить, находится ли компания на верном пути к успеху. Финансовое планирование - это инструмент, который компании используют для создания, реализации и оценки краткосрочных и долгосрочных целей. Он позволяет руководителям использовать внутреннюю и внешнюю финансовую информацию наряду с другими связанными рыночными данными.

    Компания, при формировании своего финансового плана, должна рассмотреть три важных вопроса:

    • Сколько денег понадобится получить компании в будущем из внешних источников.
    • Как изменения в деятельности компании повлияют на ее общую стоимость.
    • Как компенсации сотрудникам (дивиденды, разделение запасов, вознаграждение сотрудников и т. д.) повлияют на будущий бизнес.

    Методы финансового планирования и прогнозирования на предприятии

    Для оценки финансового состояния предприятия и для того, чтобы помочь руководителям изучить возможные результаты различных бизнес-стратегий, финансовый менеджер может применять различные методы финансового планирования. Эти методы могут быть простыми или сложными, но их основная функция - дать ответы на конкретные финансовые вопросы, задаваемые руководителями. Изучение потенциальных финансовых стратегий предприятия в конечном итоге приводит к достижению краткосрочных и долгосрочных целей компании.

    Методы финансового планирования позволяют руководителям прогнозировать финансовую отчетность. Финансовая отчетность за прошлые периоды используется наряду с другой финансовой информацией и рыночными данными для создания финансовой модели.

    Каждый элемент модели финансового планирования имеет важное значение. Подобно тому, как шеф-повар нуждается во всех ингредиентах рецепта, чтобы приготовить блюдо, финансовому менеджеру необходимы все компоненты модели финансового планирования, чтобы точно оценить потенциальный финансовый результат.

    Такими элементами могут являться, например:

    • прогноз продаж;
    • список требований к активам - содержит информацию о том, что необходимо для роста продаж;
    • список финансовых обязательств - в нем подробно описывается информация о задолженности и дивидендах;
    • экономические предположения - описывают экономику, рыночный сектор и другие внешние факторы.

    Виды финансового планирования

    Существуют различные виды финансовых планов, которые нужно проектировать для достижения целей. Перечислим некоторые ключевые виды финансового планирования:

    • Планирование денежных потоков. Это один из важнейших видов финансового планирования, в рамках которого компания прогнозирует свои краткосрочные и долгосрочные денежные поступления и платежи.
    • Инвестиционное планирование.
    • Планирование доходов, расходов и финансового результата.
    • Налоговое планирование и т.п.

    Кроме того, можно выделить следующие виды планов по периоду планирования:

    • долгосрочный финансовый план;
    • краткосрочный финансовый план.

    Финансовое прогнозирование

    Первым этапом финансового планирования может являться финансовое прогнозирование. Финансовое прогнозирование - процесс, с помощью которого компании обдумывают и готовятся к будущему. Прогнозирование дает возможность компании обозначить свои цели и приоритеты и обеспечить их внутреннюю согласованность. Оно также помогает идентифицировать требования к активам и потребности во внешнем финансировании.

    Например, основным драйвером процесса прогнозирования обычно является прогноз продаж. Поскольку большинство счетов баланса и отчета о прибылях и убытках связаны с продажами, процесс прогнозирования может помочь предприятию оценить увеличение текущих и основных средств, которые понадобятся для поддержки прогнозируемого уровня продаж. Аналогичным образом может быть определено внешнее финансирование, которое потребуется для оплаты прогнозируемого увеличения активов.

    Предприятия также имеют цели, связанные со структурой капитала (сочетание задолженности и капитала, используемого для финансирования активов), дивидендной политикой и управлением оборотным капиталом. Таким образом, процесс прогнозирования позволяет фирме определить, соответствует ли прогнозируемый темп роста продаж желаемой структуре капитала и дивидендной политике.

    Финансовое планирование, бюджетное планирование и контроль

    Финансовое планирование, бюджетное планирование и контроль включают в себя сочетание мероприятий, которые поддерживают весь процесс управления финансами на предприятии.

    Процесс начинается с финансового планирования, часто в форме плана движения денежных средств и прогноза баланса. Это создает ключевые входные данные, которые могут использоваться для различных целей: для расчета ключевых показателей эффективности (KPI), для расчета рисков, для расчета лимитов бюджетов центров финансовой ответственности и т.д. На этапе финансового планирования реализуются ключевые функции управления. При этом, для правильной оценки финансовых операций, необходимо выбрать методику бюджетного планирования и соответствующим образом оценить рыночные данные.

    Роль системы бюджетного планирования и контроля заключается в обеспечении соответствия финансовых планов более высокого уровня и текущих операций компании. Принцип разделения ответственности - делегирование ее центрам финансовой ответственности - позволяет настроить соответствие финансовых операций рыночным требованиям, а также осуществлять контроль за казначейской деятельностью предприятия.

    Рисунок 1. Журнал документов «Бюджет» в программе «WA: Финансист».

    По завершении процесса финансового планирования, бюджетного планирования и контроля, формируются финансовые показатели и отчеты, необходимые организации. Производится оценка финансового состояния предприятия. Как правило, это связано с обработкой большого объема данных из разных областей, выполнением расчетов и анализом результатов. Конечной целью финансового планирования на предприятии является получение консолидированных отчетов о движении денежных средств, сопоставления плана с фактом и плана с планом предыдущего периода.

    Интегрированная система финансового управления может помочь в решении этих задач. Компания WiseAdvice накопила значительный опыт в области процессов и методологии, благодаря своему практическому опыту на многих проектах. Наши клиенты могут рассчитывать на поддержку в полном объеме в процессе финансового планирования, составления бюджетов и задач их оперативного контроля.

    Задействование таких понятий, как прогнозирование и планирование финансов позволяет решить массу вопросов как материального обеспечения компании, так и ее развития. В целом рассматривают несколько кардинально противоположных по сути методов прогнозирования, которые направлены на улучшение функциональности бизнеса. Планирование и прогнозирование деятельности отрасли или целой компании – это в чем-то схожие, но все же отличающиеся понятия, которые решают разные задачи.


    Финансовое планирование – это…

    Один из инструментов в управлении и организации бизнеса, помогающий производить расчет всех фактических или планируемых доходов, которые в дальнейшем будут направлены на обеспечение деятельности компании, ее развитие. Главное отличие данного определения – это задействование конкретно финансовых активов компании, фактических денег, в то время как иные инструменты планирования могут предполагать задействование материальных ценных активов, акций, материальных ресурсов.

    Финансовое планирование классифицируется на перспективное (предположительное), обязательное годовое (текущее) и внеплановое.

    Основными целями планирования является выявление наиболее перспективных и эффективных ресурсов, помогающих установить соответствие между фактической потребностью и реальными возможностями. Это относится еще и к на предприятии. Также целевым предназначением, целью данного рода планирования являются:

    • обеспечение финресурсами в необходимом объеме на конкретный период отдельной отрасли/целого предприятия;
    • выбор эффективных направлений в производственной, финансовой деятельности отрасли/компании;
    • выявление необходимых методов инвестирования;
    • рациональная оценка выгодных предложений для капиталовложений;
    • гарантируемое временное обеспечение взаимовыгодных отношений между всеми структурами бизнеса;
    • выделение и выявление приоритетов;
    • обеспечение финансовой самостоятельности, независимости;
    • оптимизация существующих процессов;
    • контроль производственной деятельности;
    • выявление внутрихозяйственных резервов для увеличения прибыли;
    • изучение состояния (с финансовой точки зрения) отрасли или компании целиком.

    Планирование и прогнозирование деятельности предприятия играют весомую, основополагающую значимость в формировании поочередных четких планов по развитию структур, усовершенствования (модернизации) всего предприятия.

    Примечательно, что весь поток финансового планирования осуществляется ответственными органами или владельцами компании. Поскольку на этапе поступления финансы принадлежат только владельцу, только он имеет право распоряжаться деньгами в полном объеме. Далее идет перенаправление финансов в те или иные сферы.

    Финансовое планирование: методы

    Методы финансового планирования определяются спецификой направленности предприятия, его масштабами, сроками реализации и индивидуальными особенностями. Основные методы дополняются, корректируются в зависимости от ряда факторов. Главное – это улучшение функциональности предприятия.

    №1 Способ экономического рассмотрения

    Определяет основообразующие направленности в перемещении естественных характеристик, материальных запасов отрасли/предприятия. На базовой основе отчетной/учетной информации составляется оценка финансового состояния бизнеса, отношения внутри отрасли и с партнерами.

    Метод рассмотрения (фин. анализа) охарактеризовывает и показывает в виде графика или цифровой таблицы платежеспособность и доход, эффективность внедряемых нововведений и степень развития. На основании такого анализа руководство или ответственное лицо может принимать обоснованные решения насчет развития или приостановления инноваций, смене направления отраслевой активности.

    №2 Нормативный метод

    Основная цель такого варианта планирования – это определение прибыльности бизнеса или отдельной его отрасли на базе определенных общепризнанных и технико-экономических нормативов. За основу анализированных актов берутся заблаговременно установленные показания необходимости в экономических ресурсах нормативов отдельного хозяйственного субъекта.

    В качестве нормативов могут выступать как налоговые отчисления, так и нормы амортизационных (демпферных) отчислений. Главная и основополагающая цель – это определение вариантов для наиболее выгодного вложения инвестиционного плана, ресурсов на выгодное развитие отрасли.

    №3 Баланс-расчет

    Метод позволяет определить потребность в финансовых ресурсах в будущем. За основу берутся показания и расчеты на основе прогнозов поступления средств (плановые, внеплановые, по контракту).

    Важно выбрать подходящую дату, соответствующая периоду активной эксплуатации отрасли (в пик выработки).

    Простое решение данного метода – это составить четкий график планируемого прихода от предприятия, и сопоставить его с растратами на этот же период. Используется такой метод при сезонных или непостоянных изменениях в отрасли, как вариант – введение нового товара для нескольких сезонов в качестве частичного эксперимента.

    №4 Материальные потоки

    Является универсальным методом, который служит наиболее эффективным инструментом с целью моделирования объемов производственного товарооборота и сроков его реализации. Теория прогнозирования денежных потоков держит за основу планируемые в полном объеме поступления на конкретную указанную дату с учетом издержек, общих затрат и фактических расходов.

    №5 Комплексный вариант вычисления

    Метод комплексного подхода будет предоставлять наиболее обширную информацию во всех сферах. Используется уже развитыми компаниями, которые на основе расчетов, нормативов, анализов и альтернативных плановых поступлений выбирают наиболее оптимальный вариант развития.

    Главное отличие планирования от прогноза – это наличие составления плана во временных рамках. То есть, есть четкая структура взаимодействия, которая рассчитана на конкретный период (год, пять лет, месяц).

    Может использоваться сразу несколько методов планирования: в одном учитывается спад производства, убыточность (фактическая и регулируемая), инфляция, девальвация используемой валюты (национальной или иностранной), в другом методе просчитываются перспективы роста процентных ставок, темпы роста экономики, снижение цен на продукцию.

    Универсальность данного метода – существующая возможность анализа деятельности предприятия в разных экономических ситуациях.

    Методы модели прогнозирования и четкого планирования финансов дают четкие цифры по планируемому приросту финансов, их количества и на самых выгодных вариантах приумножения.

    Очерёдность действий или этапы формирования плана

    Составление плана финансового планирования условно целесообразно поделить на определенные и четкие этапы, которые в совокупности дают четкое понимание того, в какую сторону нужно продолжать движение развития. Этапы по очереди выполнения:

    1. финансовый анализ объекта/компании/отрасли;
    2. формирование и составление аналитическим отделом прогнозных смет, бюджетированного анализа;
    3. определение необходимости данного направления с учетом финансовых ресурсов;
    4. поиск и прогнозирование структуры источников для предполагаемого финансирования;
    5. разработка контролирующих органов, системы управления;
    6. корректировка внедряемых планов;
    7. внедрение структуры документа в реальные позиции бизнеса.

    Прогнозирование – суть метода

    Если из указанного выше контекста становится понятным, что планирование – это изначально составление плана, по которому весь коллектив будет ориентироваться указанный срок, прогнозирование – это предполагаемая выгода для отрасли или предприятия, которая имеет характерное отличие – широкие рамки для возможных коррекций.

    Простыми словами, прогнозирование за основу держит расчеты, которые показывают возможную, вероятную выгоду для предприятия. Конечно же, за основу также берутся математические расчеты, формулы и теоретических осуществляемых продаж. Однако суть данного метода – это теория, предположения, которые теоретически будут выгодны для бизнеса в дальнейшем.

    Прогнозирование и планирование финансовой деятельности является обязательным связующим пунктом, который берется во внимание при составлении бизнес-плана пакета капиталореализуемого проекта.

    Методы финансового прогнозирования определяются, скорее, спецификой конкретного предприятия, его отраслевых особенностей и прогнозов рынка сбыта. Так, во внимание берутся такие моменты:

    • состояние рынка на данный момент;
    • прогноз плана продаж на основе предыдущего аналогичного периода;
    • возможные расширенные возможности предприятия, которые увеличивают производственные мощности, а вместе с тем и увеличивают продажи;
    • девальвация валюты;
    • прогноз возможных продаж в результате заключенных сделок.

    По своему принципу такое прогнозирование несет скорее, рекомендационный характер, нежели четкий план действий для каждого сотрудника, руководства. Он имеет массу особенностей и нестабильных положений, которые могут значительно отличаться в начале реализации и в конце периода планирования.

    Также в ряде случаев прогнозирование используется при привлечении дополнительных источников инвестиционной группы из вне рассматриваемого бизнеса. К примеру, если для расширения отрасли или для увеличения продаж потребуется привлечение инвестора, который не имеет отношения к производству, то разрабатывается бизнес-план, который состоит (в том числе) и из плана финансового планирования на основе финансового прогнозирования.

    Конечно же, в основу берется четкий план действий на основе финансового планирования, однако, для более широкого обзора возможных рисков и преимуществ инвестирования во внимание могут браться и экспертные оценки рынка, которые относятся к финансовому прогнозированию.

    Похожие публикации