Око за око зуб за зуб значение. Око за око и зуб за зуб

Спрашивает Майя
Отвечает Александра Ланц, 26.05.2011


Доброго вам времени суток, Майя!

"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую..." ()

Понять эти два повеления возможно только тогда...

1) когда мы хорошо осознаём ту обстановку, в которой были произнесены эти слова,
2) когда мы принимаем Ветхозаветных Писания за богодухновенные, необходимые для нашего совершенствования в вере и праведности.

Израиль во времена Иисуса жил под властью Рима, иудеи того времени были практически рабами Римской империи. Желание освободиться и отомстить римлянам за все притеснения и всю несправедливость, которые те творили на земле Израиля, было очень сильно. Дух мщения и жажда власти владела иудеями, полностью перекрывая им возможность правильно понимать Закон Вседержителя. Они выдёргивали слова Бога «око за око и зуб за зуб» из всего ЗАКОНА в надежде применить их в сложившейся ситуации, однако упускали важнейшее.

Дело в том, что этот заповедь «око за око и зуб за зуб» должна была применяться как одна из статей уголовного кодекса самого Израиля по отношению к израильтянам, но никак не к гражданам какой-то другой страны. Т.е. это был закон для тех, кто являлся израильтянами. При этом данная статья могла применяться только тогда, когда шло законное судебное разбирательство, и никак не могла быть использована самочинно, т.е. если вам вдруг кто-то выбил зуб, вы сразу же бросаетесь в атаку и выбиваете тот же самый зуб у своего обидчика, или делаете это чуть позже, как следует продумав свои действия. Нет. Это называется самоуправство, а Господь установил закон для того, чтобы через суд была выяснена вина и наложено верное наказание. При этом обратите внимание, что данная статья уголовного кодекса требует именно справедливого возмездия, а не мщения.

Но иудеи того времени, ослеплённые ненавистью к римлянам, упускали всё это из виду. Поэтому Иисус направил мысли своих слушателей к сути закона, который они пытались использовать неправильно:

"Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую..." , здесь Иисус ничего не придумал и не изменил, но просто напомнил иудеям о том, что Он Сам когда-то говорил им через пророков:

"Не говори: я отплачу за зло" ().

"Не говори: как он поступил со мной, так и я поступлю с ним" ().


"Не радуйся, когда упадет враг твой" ().


"Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водой: ибо ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе" ().

"Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою" () .


Т.е. Иисус как бы сказал: «Что же вы всё пытаетесь извратить и привязать Мой закон к желаниям вашего переполненного ненавистью сердца? Да, в Я дал вам закон и вы слышали о статье уголовного кодекса «око за око», но ведь Я, когда учил вас правильно относиться друг к другу и другим людям, говорил так же о любви и жертвенности. Перестаньте отбрасывать от себя эту часть Моего закона!»

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

1 Люди часто в своей повседневной речи используют крылатые фразы и выражения, смысл которых не совсем им понятен. К сожалению, сегодня образование находится на столь низкой отметке, что мало кто знает об их происхождении и значении. На сайте сайт мы стараемся растолковывать самые различные выражения, пословицы и сленговые слова, поэтому вы без труда найдёте ответы нас свои вопросы. Добавляйте нас в закладки, ведь мы постоянно выкладываем полезную инфу . Сегодня мы будем говорить про довольно известную в широких кругах поговорку, это Око за око , что значит вы можете прочесть немного позже.
Впрочем, прежде чем вы продолжите, я бы хотел ознакомить вас с моими новыми публикациями по тематике фразеологизмов . Например, что значит Вечер в хату ; как понять Накручивать себя ; что означает Аршин проглотить ; что такое Авгиевы конюшни и т. п.
Итак, продолжим, что значит Око за Око ?

Око за Око - это принцип возмездия, иначе называемый принципом Талиона, то есть наказание тебе назначается такое же, какой ты вред принёс


Око за Око - это цитата из Библии, особая формула закона возмездия


Синоним выражения Око за Око : сквитавшийся, рассчитавшийся, расквитавшийся, посчитавшийся, оплатившей той же монетой, отомстивший, невестке в отместку, как аукнется, так и откликнется; кровью за кровь; расплатившийся, припомнивший, поквитавшийся.

Происхождение фразеологизма Око за око, своими корнями уходит в историю Израиля. Этот принцип был сформирован в качестве гражданского закона, и он гласил: "Кто нанесёт повреждение на теле ближнего своего, тому необходимо сделать то же самое - зуб за зуб, око за око, перелом за перелом".

Хотя не стоит так буквально трактовать эту фразу. Она вовсе не означает, что если кто-то выбил вам глаз, то вы должны сразу же бить в ответ. Если какой-нибудь человек, по злому умыслу или случайно нанёс вам увечья, то вам следует обратиться в судебные органы, в которых необходимо рассказать о произошедшей беде.
После того, как в суде решали, что обвиняемый вами индивидуум, действительно виновен, и он не смог помириться с заявителем, то только в этом случае, обвиняемому наносили такое же повреждение. Как мне думается, это было весьма справедливое правило, и нам нужно снова взять его на "вооружение".

Данными законами руководствовались многие древние народы. Хотя существовал такой момент, что имелась вероятность, откупиться от возмездия деньгами. Впрочем, у нас всё то же самое, если человек богат, то он способен "залить" любой пожар своими денежными средствами, невзирая на лица и положение.

Прочтя эту небольшую статью, вы теперь будете знать, что значит Око за Око , и откуда пошла эта любопытная фраза.

Что еще нового принес Мессия на землю?

Посмотрите, как Иисус отнесся к женщине, уличенной в измене мужу. Окружающей ее толпе Он сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» . А ее Он простил и отпустил с напутствием: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8:7,11). Хотя, раньше по закону Моисея за измену была предусмотрена смертная казнь (см. Лев. 20:10 , Втор. 22:22). То есть Христос не только исполнил обрядовую часть закона, упразднив тем самым ритуальные заповеди, в соблюдении которых просто пропала необходимость, но и показал людям наступившую ветхость уголовной составляющей закона Моисея.

Изначально, Бог дал своему народу мудрый, справедливый закон, который был исключительно на пользу людям: чтобы предостерегать их от злых поступков, оберегать от ненужных искушений и наказывать виновных:

Заповеди закона Моисея, предупреждающие правонарушения, были намного милосерднее и справедливее, чем законодательства всех существующих тогда стран. Например, для людей, которые совершили непредумышленное убийство, даже существовали специальные города-убежища (см. Чис. 35:11 , Иис. Нав. 20:2,3).

Сегодня многие люди введены в заблуждение заповедью «око за око» (Исх. 21:23-25 , Лев. 24:18-20), считая ее жестокой. Но она никогда не исполнялась и не должна была исполняться буквально. Здесь Бог призывал к соразмерному возмещению причиненного ущерба . Подумайте, что будет лучшим для человека с выбитым глазом: первое - если глаз выбьют причинителю вреда? Или, второе - если виновник несчастья заплатит за лечение и окажет иную соразмерную увечью материальную помощь, компенсируя нанесенную травму? Конечно, второе. Посмотрите, в текстах, которые находятся рядом со знаменитой фразой «око за око» , поясняется заложенный в ней принцип:

«Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину » (Лев. 24:18).

«Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его » (Исх. 21:18,19).

При этом, согласно Ветхому, и Новому Заветам, верующий в Бога человек сам не должен делать зла другому, даже, если считает, что справедливость требует отомстить обидчику. Бог лично или через земные власти воздаст каждому свое:

«Никому не воздавайте злом за зло… не мстите за себя … но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам » (Рим. 12;17,19 , см. также

Нагорная проповедь. Толкование. Иисус отменил заповеди закона Моисея, н-р, око за око? «Слышали, что сказано, а я говорю вам»

    ВОПРОС ОТ АНДРИАНА
    Почему Вы пишите, что закон Моисея актуален. Но в Нагорной проповеди Иисус изменил закон Моисеев до неузнаваемости. "В законе написано.., а Я говорю.." "Написано - исполняй перед Богом клятвы, а Я говорю - не клянись вообще". Т.е. этими словами заповедь о клятве из закона фактически УДАЛЕНА!

Сегодня в ряде христианских церквей распространено мнение, что Иисус Христос отменил заповеди закона Моисея. Под заповедями закона Моисея понимают заповеди Божьи, записанные Моисеем в Торе (Пятикнижье Моисея – первых пяти книгах Библии). Среди этих заповедей были как морально-нравственные заповеди, так и обрядовые, касаемые служения в храме, где приносились заместительные жертвы за грехи людей.

Давайте вместе прочтем слова Христа, с которых Он начал разговор о законе в Нагорной проповеди:

«Не думайте , что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнит ь (в оригинале — наполнять, исполнять, дополнять). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших ().

Пословный перевод Библии с оригинала можно посмотреть онлайн на сайте www.biblezoom.ru . Нагорную проповедь я уже частично разбирал в свой книге “ ” и отвечая на вопросы в материале « ». Сейчас мы более подробно ее разберем.

В начале мы проанализируем процитированные выше слова Христа из Нагорной проповеди, помня, что они были вступлением к перечислению Иисусом некоторых заповедей закона Моисея:

«Не думайте , что Я пришел нарушить (в оригинале – разрушать, сносить, сокрушать, ниспровергать, свергать, упразднять, отменять) закон или пророков:…»

Иисус здесь четко и однозначно заявил, что цель Его пришествия не РАЗРУШИТЬ, СНЕСТИ, ОТМЕНИТЬ, УПРАЗНИТЬ… закон и пророков . Словосочетание “закон и пророки ” часто употребляется для указания на Танах – то, что мы сегодня называем книгами Ветхого завета – это Пятикнижие Моисея (Тора), которая содержала в себе закон Моисея, и письмена пророков (см. Матф. 7:12: 11:13; 22:40; Лук. 24:44; Деян. 13:15 и мн. др.).

«не нарушить пришел Я, но исполнить (в оригинале — наполнять, исполнять, дополнять)»

Христос повторил, что пришел . Именно это и делал все Свое служение Иисус. Он всю Свою жизнь с рождения не нарушал, а исполнял закон. Также, Он является исполнителем, то есть воплощением, реализацией всех образов служения в Израильском храме по очищению людей от грехов. Иисус стал истинным жертвенным Агнцем, отдавшем свою жизнь за грехи людей, а также Священником в небесном храме, что хорошо видно из послания к Евреям 7-10 глав. Иисус прямо заявлял, что Он есть храм и даже больше храма (см. Иоан. 2:19-22, Матф. 12:6) . Кроме того, Иисус стал исполнением предсказаний закона и пророков о Христе (в переводе Мессии):

«И сказал им: … надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук. 24:44)

«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта (буква и знак) не прейдет (не исчезнет) из закона, пока не исполнится все (в оригинале — всякий, каждый, целый) »

После того как Иисус убедительно заявил, что пришел не отменить закон, но исполнить , Он объяснил почему именно Он так сказал и поступает: «Ибо» — потому, что .

Итак, прочтем вместе сокращенно фразу Христа: Я пришел не отменить закон, а исполнить и дополнить, потому что пока не кончится небо и земля ни одна буква и знак не исчезнут из закона, пока не исполнится каждая из них (см. ). Люди, знакомые с алфовитом иврита поймут странное выражение Иисуса, ведь в письменах иврита ценной была не только каждая буква, но и каждый знак.

Давайте запомним заявление Христа, что ВСЕ буквы и знаки в законе действенны пока не исполнится их данное Богом предназначение! Иисус тут не зря сказал “Ибо ”, т.е. “потому что ”. Он напомнил, что Бог не раз в Писании говорил о вечности Его закона, см. главу « ». И в начале Нагорной проповеди, знаменующей начало Его земного служения, Иисус на этом акцентировал внимание!

А затем мы читаем про ответственность, которая по утверждению Господа грозит за неисполнение закона и пророков :

Итак (вывод) , кто нарушит одну из заповедей сих (речь о заповедях закона, о котором говорилось выше) малейших (несложных) и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ().

Внимание! После того как Иисус предупредил об ответственности за нарушение несложных заповедей закона Моисея и неправильное обучение людей закону Божьему, Христос тут же перешел к обличению фарисеев и книжников. Он прямо сказал, что если у учеников фарисеев и книжников будет такая же показанная праведность как и у их учителей, то они не войдут в Царствие Небесное:

«Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы НЕ ВОЙДЕТЕ в Царство Небесное» ().

Стоит акцентировать внимание на том, что 19 и 20 тексты теснейшим образом связаны. Раньше в Библии не было деления на стихи и тем более на главы. Поэтому любая отдельная речь изучалась полностью – как одна цельная проповедь, коею она и была. Поэтому 17, 18, 19 и 20 стихи нужно воспринимать как одну фразу, имеющую общую главную мысль. В нашем случае – это неизменность закона и ответственность за его неверное исполнение. Таким образом, в 19 и 20 стихах Иисус указал на то, что фарисеи и книжники зачастую учат народ неверно: неправильно, формально, поверхностно понимая наставления, данные Богом Своему народу в законе Моисея. И лишь закончив с ответственностью и предупреждением, Христос перешел к непосредственному анализу неверного понимания фарисеями и книжниками заповедей закона Моисея, которые, напомним, Он пришел не отменить, а исполнить, наполнить, дополнить…

Слышали, что сказано, а я говорю вам… Разберем заповеди закона Моисея из Нагорной проповеди

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» ()

Здесь Иисус процитировал заповедь «не убивай» () и ответственность за убийство. Законоучителя Израиля понимали буквально это наставление закона Моисея: значит нельзя убивать. Конечно, это верно. Но разве это все, о чем возвещает заповедь? Давайте теперь посмотрим, отменил ли эту заповедь Христос или пояснил и дополнил?:

«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ().

Разве Иисус сказал, что теперь заповедь «не убивай» отменена и можно убивать? Конечно, нет! Он пояснил, что по своей сути означает эта заповедь: не просто «не убивай» , а даже не гневайся, потому, что гнев уже является формой антипатии к человеку, и не оскорбляй, потому что и словом можно доставить огромную боль.

Смотрим следующую заповедь закона Моисея «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), которую якобы отменил Иисус в Нагорной проповеди:

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй» ()

« А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ()

Господь тут указывает, что прелюбодеяние начинается в сердце и только потом реализуется в реальности… Не напрасно, другая заповедь закона Моисея учит: «не желай жены ближнего твоего» (Исх. 20:17). К сожалению в среде иудев было распространено деление заповедей на главные и второстепенные. Мол главные соблюдать нужно приоритетно, при этом жертвуя якобы второстпенными. Иисус не раз возражал против такого неверного понимания Божьего закона: нельзя игнорировать заповеди, которые кажутся человеку второстепенными или ненужными, ведь на напрасно Бог дал людям эти наставления (см. Матф. 23:23).

Переходим к следующей заповеди, которая в Нагорной проповеди нашла свое толкование:

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» ().

Приглашаю посмотреть на заповедь закона Моисея, упомянутую Христом, которая констатировала возможность развода с выдачей разводного письма:

«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней ЧТО-НИБУДЬ ПРОТИВНОЕ (в оригинале словосочетание «что-нибудь противное » имеет перевод «дело срамное, нагое, голое »), и напишет ей разводное письмо…» ()

В то время иудеи по-разному толковали эту заповедь. Школа раввина Гиллеля учила, что данный текст позволяет развод практически по любой причине, однако школа Шаммая утверждала, что заповедь говорит только о сексуальной распущенности. Иисус четко подтвердил вторую позицию:

«А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, КРОМЕ вины прелюбодеяния (в оригинале — любые незаконные сексуальные отношения, разврат), тот подает ей повод прелюбодействовать» ().

Христос не раз вспоминал, что семья создана Богом как одно целое неделимое, поэтому Он пояснил, что развод возможен лишь по причине негативного сексуального поведения, неприемлемого для супруга. Именно это и написано в заповеди с употреблением в оригинале фразы о сексуальной распущенности.

Итак, что мы наблюдаем? Иисус разве отменил заповедь закона Моисея о разводе? Нет, Он дал ее правильное толкование!

Приступаем к анализу следующей истолкованной в Нагорной проповеди Христом заповеди закона Моисея:

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои» ()

Откроем закон Моисея и прочтем эту заповедь:

«Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою , … то он не должен нарушать слова своего , но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Числ. 30:3).

Мы видим, что в законе Моисея записано, что человек не должен был нарушать своей клятвы. Следуя логике тех христиан, которые верят в отмену Иисусом закона Моисея, далее в Нагорной проповеди должна быть фраза Христа о том, что теперь можно нарушать клятвы. Но мы этого не увидим:

«Не клянись вовсе (Внимание! на этом фраза не заканчивается, а продолжается перечислением): ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; … ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ()

Я тут не вижу, что Иисус отменил необходимость исполнения человеком своего слова - клятвы. Разве Он заявил, что теперь можно нарушать свое обещание? Также здесь нет и запрета клясться, то есть давать обещание. Но здесь явно определен запрет клясться ЧЕМ-ТО («небом, землею…»), что не в твоей власти и от тебя не зависит! Многие знатоки истории Израиля понимают о чем здесь говорил Иисус. В то время, иудеи придумали обход заповеди закона Моисея о запрете нарушать клятвы. Они решили, что можно поклясться чем-то таким, чтобы потом можно было отказаться от выполнения обещания. Иисус об этом более подробно говорил в 23 главе:

«Горе вам, вожди слепые (фарисеи и книжники), которые говорите: если кто поклянется храмом, то НИЧЕГО, а если кто поклянется золотом храма, то ПОВИНЕН…» (Матф. 23:17).

Иисуса до глубины души возмущало это лицемерие и попытки людей уклониться от выполнения своего обещания, то есть клятвы. Поэтому Он и сказал, что в клятве пусть будут только слова Да или Нет, а что сверх, имея ввиду предметы и вещи, которыми подкрепляются слова, то от лукавого.

Мы подошли к очень важному принципу из закона Моисея, которые многие христиане считают отмененным:

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб» ()

Многие думают, что до пришествия Бога Сына Иисуса Бог Отец был жестокий, который учил отмщению обидчику соразмерным увечием. А Иисус вдруг пришел и стал учить, что Бог Отец был не прав и дал злые заповеди, а Я мол — Сын, изменяю закон и дам добрые заповеди! На самом деле, многие богословы уверены, что изначально именно Иисус и давал заповеди людям (см. Ис.63:9; Деян.7:38; 1Кор.10:4). Кроме того, Иисус Бог, а разве может Бог Сам себе противоречить и говорить, что мол, ранее Я был не прав? При том, что этот же Бог не раз говорил, что Он неизменен и Его закон вечен!

Все встанет на свои места, если понять к чему призывала заповедь «око за око, зуб за зуб » (Лев. 24:20, Исх.21:24)

Там, где звучит эта заповедь в законе Моисея, рядом находится разъяснение ее применения:

«Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину» (Лев. 24:18).

«Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его» (Исх. 21:18,19).

Можете спросить у любого простого иудея или раввина и Вам объяснят, что НИКОГДА заповедь “око за око , зуб за зуб ” не применялась буквально, как законченное повеление. Эта часть закона Моисея посвящена соразмерности и адекватности наказания и необходимости восстановления ущерба при нарушении чьих-то прав, а не мести таким же образом. Кстати в законе Моисея есть конкретная заповедь, запрещающая месть:

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (см. Лев.19:18).

Неужели, Бог одними заповедями учил Свой народ любви к ближним как с самому себе , не мстить , а потом в другой заповеди написал, чтобы за перелом сломали руку виновному, а выбившему глаз тоже выбили глаз!? И рядом с этими словами, как мы прочли выше (в Исх. 21:18,19, Лев. 24:18) Бог дал наказ, чтобы виновный восстановил ущерб и компенсировал простой в работе тому кому причинил вред. Получается виновному надо и глаз выбить и компенсацию у него просить?

Конечно нет. В Божьем законе часто применимы образы. Например, есть заповедь:

«Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх.23:4,5)

Здесь Бог учит уважать даже врагов и помогать им. И конечно здесь речь НЕ ТОЛЬКО об осле и воле. Это касается и коня и кошелька и если враг сам будет лежать раненый… Каждый иудей понимает, что нужно не БУКВАЛЬНО исполнять эту заповедь, а она показывает на принцип. То же касается и заповеди закона Моисея око за око – она указывает на принцип соразмерности ответственности и восстановления ущерба. Этот принцип применяется в еврейском суде, а не призывает в досудебном порядке сразу выбить обидчику глаз в ответ на выбитый глаз.

В доказательство можно привести комментарии еврейских раввинов. Вот цитата с еврейского сайта о законе Моисея (www.threeda.ru):

“Писаный закон: Око за око, зуб за зуб - никогда не соблюдался в своем прямом смысле. Традиция знала только о наложении материальных взысканий, но, когда объявились люди, толковавшие око за око в прямом смысле, то хазал (мудрецы) вынуждены были объяснить и истолковать написанное”

Также можно привести цитату из открытой энциклопедии «Википедия» о заповеди око за око:

«Из следующих (за фразой око за око, зуб за зуб ) стихов Торы ОЧЕВИДНО, что всем физическим повреждениям, нанесенным одним человеком другому, - при условии, что они не приводят к смертельному исходу, - должно быть найдено денежное выражение, и нанесший повреждение должен компенсировать их. Таким образом, выражение Торы «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» следует понимать как требование возместить пострадавшему нанесенный ущерб, заплатив штраф в том размере, который судьи определят как стоимость потери здоровья, трудоспособности и т. п.»

Об этом же говорит и другая заповедь закона Моисея:

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА , … то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и ВОЗВРАТЯТ СПОЛНА то, в чем виновны » (Числ. 5:5-7)

Кроме того, далеко не все христиане знают, что многие еврейские богословы - иудеи (например, Авраам Гейгер, Иосиф Сальвадор и др.) признают Иисуса за хорошего раввина и согласны с тем, что он учил правильно понимать и соблюдать закон Моисея. Они считают, что евреи могли бы принять его за пророка, если бы ученики его не обожествили. Есть также мессианский иудаизм - евреи, которые признают Иисуса за Мессию (Христа), правильно учившего народ Торе (закону), но не все из них считают Его Богом.

Но конечно самое большое доказательство, что Иисус понимал заповедь око за око именно как призыв возмещать причиненный ущерб, а не мстить, это комментарий Самого Иисуса:

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ()

Очевидно, что Иисус здесь не говорит лишь о том, что мстить не нужно, это ведь и так понятно, так как есть соответствующая заповедь в законе Моисея «не мсти» (Лев. 19:18). Обратите внимание, комментируя заповедь око за око , Господь в 40 стихе прямо употребляет описание процесса суда: «захочет судиться» ! Если присмотреться, то видно, что Иисус здесь обращается сразу к двум категориям людей в СУДЕБНОМ процессе: 1) кому причинен ущерб и 2) к тем, на кого подали в СУД. Иисус призывает тех и других быть милосердными и смиренными: первым – кому доставлен вред - не бежать сразу в суд треся заповедью ОКО за ОКО, а научиться прощать, а вторым – если на них подали в суд, то отдать все требуемое и даже больше…

К сожалению, как раньше, так и сейчас есть люди, которые пользуются случаем, когда им сделан какой-то ущерб. Да, они имеют право по смыслу заповеди око за око на соразмерное восстановление! Но некоторые через суд затем почти раздевают обидчика, даже не смотря на отсутствие у него умысла и другие смягчающие обстоятельства. Они придумывают убытки и моральный вред! Иисус для них и говорил, что хоть и сказано в законе о возмещение в суде по принципу око за око , но заповедь око за око не отменяет заповедей закона Божьего о любви, о прощении и справедливости! А вторым – на кого подали в суд - Христос призывает уступить таким наглецам, не втягиваясь с ними в судилище – отдать даже больше. Естественно, Бог потом, со временем воздаст каждому свое: и честному и нечестному человеку.

Из изложенного выше понятно, что истинная суть заповеди око за око – актуальна до сих пор и Иисусом НЕ ОТМЕНЕНА. Ведь Божье наставление око за око никогда не призывало и не призывает мстить, а обращена повторим к тем, кому причинен вред – он имеет право на соразмерное возмещение от обидчика и к тем, кто сам причинил вред – на необходимость восстановления принесенного им вреда. Например, если сегодня один верующий возьмет у товарища машину покататься и разобьет ее, то как здесь должна применяться заповедь ОКО за ОКО? Конечно причинитель вреда должен ее отремонтировать – восстановить в то же состояние, а не заявлять другу, мол, давай мне другую машину, как Иисус учил – подставь другую щеку. А пострадавший, естественно, должен довольствоваться восстановлением машины, а не таскать виновника по судам, вытягивая из него все что возможно – штрафы, проценты, пени якобы, покрывая свои убытки: потерю времени, упущенные возможности и моральный вред.

А сейчас мы проанализируем последние наставления из цикла “сказано” , рассмотренные Иисусом в Нагорной проповеди:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» ()

Вначале мы видим цитату заповеди закона Моисея, которую уже цитировали выше:

«Люби ближнего твоего, как самого себя» (см. Лев.19:18).

Но заповеди «ненавидь врага твоего» в законе Моисея нет, как нет ее и во всем Танахе (ветхозаветном Писании). Но почему Иисус так сказал? Здесь уместно вспомнить то, о чем я писал вначале. Иисус в Нагорной проповеди толковал не столько сами заповеди закона Моисея, сколько их неверное, формальное, неполное толкование духовными учителями Израиля, нашедшем свое отражение в устной традиции.

Так заповедь «люби ближнего твоего» они толковали как люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего и учили этому народ. Естественно, Иисус был возмущен таким искаженным пониманием мудрого справедливого закона Божьего, основанного на любви к людям.

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ()

Учение о любви было не новацией, привнесенной Иисусом. Как мы увидели выше, закон Моисея учил с уважением относится к врагам, не ненавидя, а помогая им в трудной ситуации. Об этом же возвещали пророки:

«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Прит. 25:21).

Вам ничего не напоминает эта фраза? Ее цитировал апостол Павел в послании к Римлянам 12:20.

Иисус в Нагорной проповеди лишь истолковал как нужно правильно понимать заповеди закона Моисея!

Подведем итог: как мы могли убедиться Иисус не отменил ни одной заповеди закона Моисея из перечисленных Им в Нагорной проповеди. А лишь пояснил как их правильно нужно понимать: так, как угодно Богу. Иисус этим истолкованием показал, что заповеди закона Божьего вечны, и Он не отменяет их. Но при этом в Нагорной проповеди Господь дал четкое понимание, когда заповеди — буквы и знаки — в законе прекращаются: когда они исполняются.

«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта (буква и знак) не прейдет из закона, пока не исполнится все (каждая)» ().

Так после смерти Христа исполнились все заповеди касаемые храма и служения в нем, очищающего людей от грехов через кровь жертвенных животных. Все эти заповеди были прообразами и указывали на Христа, на Его искупительное служение – на смерть на Голгофе! Теперь жертвы за грехи людей не нужно приносить, а значит и не нужен храм, так как он служил именно для жертвоприношений.

Обрядовые заповеди согласно объяснению Иисуса и их сути уже исполнились. Остальные же заповеди закона Моисея: морально-нравственные, о здоровье, семье остаются актуальными и по сей дань. И останутся таковыми «доколе не прейдет небо и земля».

Валерий Татаркин


Лекция № 27


Лекция:

Прошлый раз мы исследовали клятву в Новом Завете. Сегодня продолжим рассмотрение Евангелия от Матфея, 5-я глава, Нагорная Проповедь с 38 стиха:

“Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся” .

В этих стихах выражена суть пути спасения, собственно как, и во всех словах Библии. И каждый из нас воспринимает столько, сколько способен вместить. В самом начале, когда человек только начинает отходить от своего подзаконного ожесточенного состояния, то воспринимает это просто как отмену закона мести. “Сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я вам говорю, не противься злому”. То есть, не мстите, не отвечайте ударом на удар, не вынимайте око за око и зуб за зуб. Речь здесь идет о духовном, ибо неужели Господь учил: вынимайте око за око? Разумеется, Он не учит калечить. Это духовные вещи, даже на подзаконном уровне. Что значит око на библейском языке? Это видение, мировоззрение. У меня одно видение, у тебя – другое, мы вдвоем собрались и у нас разные точки зрения, пока мы ходим под Законом, пока еще подобны Иоанну Крестителю, наиболее высоко поднявшемуся в подзаконном служении… И мы видим, что на таком уровне действуют сегодня все конфессии. Сегодня, если встречаются два брата (верующие разных конфессий), то идет “око за око и зуб за зуб”, мировоззрение на мировоззрение, непримиримо. Происходит духовная драка, иногда перерастающая и в настоящую. Вот оно “око за око”, и называют еще себя христианами, но ни один не сойдет с дороги, никто не скажет: брат, прости! Я не буду навязывать свое мнение. Я могу высказать его тебе, если ты согласен услышать. Если же нет, то я останусь при своем.

То же и “зуб за зуб”. Что делает зуб? Разжевывает. Что разжевывает? Слово, Истину разжевывает. И не зря мы должны быть созданиями “жующими жвачку” (в духовном плане) – чистыми созданиями. Чистые создания имеют веру – “раздвоенные копыта”, стоят на этом - отличают плоть от духа, не являются чисто материальными, зацикленными на плотских желаниях, они должны разжевать истину, иметь “двойное жевание”, уметь различать чистое от нечистого, святое от не святого, понять суть спасения, различить, что есть правда и познать ее. Как в свое время украинский предтеча Григорий Сковорода сравнивал это с орехом. Мы должны уметь отбросить скорлупу буквы и вкушать ядро, зерно сладкое. Если же мы не умеем этого делать, а едим все подряд – и скорлупу и орехи, – то на библейском языке мы те, кто не жует, но веру имеет, то есть “свиньи”. Господь же хочет, чтобы мы стали “овечками”, разжевавшие следующее: возлюби, а для этого смирись!

“Око за око и зуб за зуб” , - было сказано древним: мировоззрение против мировоззрения, одно толкование истины против другого. И пока мы подзаконные, Господь, из-за нашего жестокосердия, допускает это. Но когда мы становимся подблагодатными, то и общение иное. Если даже то мировоззрение злое, и, то разжевывание злобное, не навязывай своего, но засвидетельствуй свою истину один раз и второй раз, а если не воспринимается – все, достаточно, прекрати спор! Потому что не в пререкании христианство, не в споре смирение, не в распре любовь. Святой отец церкви Иоанн Лествичник учит, как вести себя с иноверными или зловерными (иноверные не обязательно зловерны; речь идет о людях, которые, по-своему разжевав истину, твердо стоят на ней и навязывают другим свое мировоззрение и свою духовную пищу, т.е. то, что сами уяснили, говоря: “Так жить надо!” Ибо пища – это уже исполнение слова). Так вот, говоря с иноверным или зловерным, вы должны засвидетельствовать ему свою точку зрения, свое видение, удостоверить истину, исповедать устами свою веру один раз, а потом еще раз. Зачем делать это второй раз? Потому что вас просто могли не услышать и сгоряча отвергнуть. В таком случае нужно попробовать еще раз объяснить свою точку зрения. Если ее восприняли – хорошо: вы приобрели себе брата; если же нет, то не следует вступать в спор о мнениях. Необходимо найти в себе смирение, найти в себе силы замолчать. Ты сможешь засвидетельствовать эту истину на следующий день, через месяц, год И, возможно, в тот раз будешь свидетельствовать в “лето благоприятное”; и тебя услышат. Так, как сделал Господь наш Иисус Христос, когда шел в Иудею, исцелять Лазаря, который умер, а Фома Близнец говорит Ему: Господи, куда Ты идешь? Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда. Ведь однажды Тебя не услышали? На что Господь ответил: не двенадцать ли часов во дне? Пришел Я в первый час – не услышали, но приду во второй и в третий, и в четвертый… Я буду приходить каждый час, и, возможно, в самый последний час Меня все-таки услышат. Я должен свидетельствовать. Если в первое время Меня не приняли – Я не стану спорить. Не понимают мое видение, не воспринимают: Хорошо, брат, я не собираюсь спорить о взглядах, я отхожу. Но уходи, не хлопнув дверью, не бросив презрительное “подрастешь – поймешь”, а тихо и смирено отойди, видя, что вещи, о которых ты говоришь, не воспринимаются. Это значит, что потом ты засвидетельствуешь еще раз в благоприятный час. Вспомним притчу о работниках на винограднике. Приходит Хозяин и нанимает. Приходил около третьего часа, около шестого, и девятого, и одиннадцатого, когда уже и день кончается. Но стоящие там, все таки согласились, и получили свой динарий. В сдержанности - терпение, в смирении – терпение… Спокойствие, мир. Давать хлеб умея, - идти учить без агрессии, но с любовью. А коль не воспринимается хлеб твой, то не превращай его в «демьянову уху». То же читаем в Послании апостола Павла к Римлянам (14-я глава). Мы должны знать ее наизусть, потому что это наше кредо в общении с иноверными, инославными, зловерными, вообще со всеми. Да и со своими братьями: ведь часто мы находимся на разных уровнях. В Послании к Римлянам сказано очень красиво и четко о том, как должно христианину вести себя. Давайте посмотрим так ли поступаем мы сегодня в межконфессионных отношениях: “Немощного в вере принимайте без споров о мнениях” (Рим. 14.1). Как все просто! Ты считаешь того, кто видит иначе, и кто “разжевал” не так, как ты, слабым в вере? Мы все такие. И апостол Павел знал, что будет так, что будем считать друг друга немощными в вере, мол “мы с вами в вере истинной, а все другие – недостаточно верят…”. Но апостол Павел говорит нам, что Господь сам рассудит, чья вера лучше. А лучшей есть та вера, которая исполнена любви. Кто источает больше любви, тот имеет веру истинную, тот и есть овечкой Господней, независимо от деноминации в какой он находится. А ты считаешь других слабее в вере? Принимай их к общению, но не “око за око и зуб за зуб”, не для споров о взглядах, - не противься злому. Может твой оппонент и действительно зловерен, но не тебе судить чужого раба. Он верит и даст ответ Господу, своему Господину, но не тебе. Кто ты? Кто ты такой, чтобы судить чужого раба? “Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи” (Рим. 14.2). У каждого свой уровень пищи, а пища – это исполнение воли Божьей. Кто-то разжевал так, что ест уже твердую пищу, кто-то – овощи, а кто-то – уже грызет орехи, каждый на своем уровне. Почему ты навязываешь брату свою пищу? Ты можешь показать ему как разжевать, можешь разжевать для него сам, если он примет. Но если он явно не воспринимает и говорит: не хочу слушать! Тогда не навязывай - придет пора благоприятная, и, возможно, этот брат услышит тебя. Если же сегодня ты «отсечешь» ему уши, то это может никогда не случится. Это будет значить, что ты убил в нем брата своего, так как сделал это Петр слуге первосвященника Каиафы, Малху. Вспомним, апостол Петр ведь в буквальном смысле фехтованием не занимался, это духовные вещи. Это путь, - и мы должны учиться на этих примерах. Он «отрубил ухо» мечем слова, вместо того, чтобы в споре между слугами первосвященника, то есть рабами, и учениками Христовыми, принимать их так, как учит Господь, не противясь злому. А он выступил с позиции “око за око, зуб за зуб.”

Если православный, ведя спор с протестантом и видит, что последний его не воспринимает, и не говорит ему: брат, прости, я не смог найти нужных слов, я виноват. Но говорит: ты, штунда, что ты можешь понять,– то все, ухо отсечено, он уже никогда ничего не услышит. Или наоборот, протестант не может донести до православного свое понимание, то, как “разжевал” он. Ему не нравится обрядность православия. И он вместо того, чтобы попробовать найти точки соприкосновения с любовью и смирением, бросает презрительное: да вы все язычники, идолам поклоняетесь, с мощами носитесь, кадилом закоптили все храмы свои! После этого православный больше никогда не услышит протестанта, только из-за того, что его обидели, что ему “отсекли ухо”. Не так поступает Христос, не так поступают христиане. Вспомним, что сделал Христос? Он взял это ухо, приложил его и прирастил с любовью. Вот как действуют христиане! Если тебе или ты сам проповедуешь с агрессией, то ты не настоящий христианин, потому что ты действуешь на подзаконном уровне. Ты под клятвой, ты просто называешься именем Христовым, но ешь хлеб свой. Ты из тех, о которых читаем в Священном Писании: “И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день и скажут: “свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем” (Ис. 4.1). Сегодня существует более 1800 христианских конфессий. И все они называются именем Христовым, но едят свой хлеб и не живут по-христиански, а значит, фактически христианами не являются. Хотя это, безусловно, не значит, что в этих дворах нет овечек Господних (истинных христиан): они есть во всех дворах, где есть любовь и смирение. Это те, кто разжевал истину – Возлюби, – и поднимается по этой лестнице к совершенной любви.

“Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его” (Рим. 14.3). Послушайте, - он для Бога ест или не ест! Да, они не понимают, но не осуждайте, ведь каждый сам даст за себя ответ! Очень легко указывать на кого-то пальцем, но чрезвычайно трудно увидеть себя. На себя смотри! Есть такая православная притча о том, как Антоний Великий когда-то, молясь Богу, говорил: “Господи, почему есть злые и есть добрые? И почему одни – богатые, а другие – бедные? И почему один верует так, а другой иначе?” И услышал он голос Господний: “Антоний, к себе прислушивайся!” Эти слова относятся и к нам. На себя смотри, бей себя тихонько в грудь и говори: “Господи, будь милостив ко мне грешному…”

“И кто не ест не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его”. Послушайте, Бог принял его! Великим грешником Бог его принял. Ест он или нет – Господь принял его, ибо из-за него пришел Он. Больные нуждаются во враче, а не здоровые. Это его личные отношения с Богом. Какое ты имеешь право судить? Он раб Господний и даст ответ самому Богу! И ты раб Господний, и сам дашь ответ за себя.

“Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его” (Рим. 14.4). Где же ты тогда окажешься? Когда ты ходил и осуждал брата своего, а оказалось, будучи первым, стал последним?! А он последний, стал первым, ибо поднял его Господь, потому что его власть сделать это. В жизни находим немало тому примеров. Часто считаем соседа или знакомого пропащим человеком; а потом оказывается, что он лучше, и тебе уже пора на него равняться. Он стал первым, а ты – последним! И мы удивляемся: как же так случилось? А случилось так потому, что Господь в силах поднять из камней этих, этих каменных сердец, Себе народ Божий, детей Авраамовых, ибо Он знает, что происходит в наших сердцах. Господь допустил ему страдания, дал ему озарение, видение – и он пришел к живой вере. А ты, осуждая, на самом деле, потерял веру, и впал в состояние фарисейское – состояние Люцифера, ставшего сатаной. Поэтому будьте бдительны, не судите никого, каждый даст ответ за себя. Это древним было сказано: око за око, зуб за зуб, мы же – христиане. Христиане не отвечают злом на зло, даже если это и вправду зло. Борьба наша не против плоти и крови, не против “ока” и “зуба” (не против воззрения и не против разжевывания истины, то есть практического применения своего понимания). Наша борьба направлена против духов злобы поднебесной и в первую очередь – в своем сердце! Спасись ты – и тысячи вокруг тебя спасутся. Вот тут обличие твое должно быть подобно кремню. Здесь ты должен быть непоколебимым, как сказал Господь Иисусу Навину: будь стойким и мужественным, исповедуя веру, исполненную любви и завернутую в одежду смирения.

“Иной отличает день ото дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума (важно придерживаться своих убеждений). Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя. А живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, – всегда Господни" (Рим 14. 5-8). Так действует программа Господня, и Дух Святой над каждым индивидуально витает, как витал Он над водами во время сотворения мира. Книга Бытия (1.1) повествует нам о сотворении духовности человека. "И Дух Божий носился над водами…" И небо души человеческой создано для того, чтобы дать Небо Господне, дать свет веры, чтобы разделить воды и явилась Твердь Закона, произросла трава, деревья (духовное возрастание), а потом и человек сотворен был по образу и подобию.

“И потому живем ли, умираем ли, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми” (Рим. 14.8-9). Тут речь идет не только о физическом теле, тут речь идет о мертвых для греха и живых для греха, о мертвых для Бога и о живых для Бога. Сказано: у Бога все живы, потому что Он читает сердца. Он до последнего стоит и стучит в двери сердца, до последнего витает Дух Святой над водами, используя каждую возможность, чтобы в сердце человека засиял свет. Бывает и так, что человек, всю жизнь бывши разбойником, в последние секунды жизни попадает в рай. “Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” – говорит Иисус разбойнику, распятому справа от Него. (Лук. 23.43). Вот так. Тысячи фарисеев оказались последними, а этот отпетый разбойник оказался первым. Разве можем мы знать о мыслях человека в момент агонии тела, в момент, когда уже ничего нельзя изменить, когда окончились дела и руки уже прибиты? Человек глотает воздух, хрипит. И в этот момент, раскаявшись сердцем, – не умом, не устами, а сердцем, – и воззвав: “Помяни мя Господи, когда придешь во Царствие Свое!”, не услышит ли он: “Ныне же будешь со Мною в раю”, потому что Бог есть Любовь?! Он ждет от нас наименьшего движения сердечного, чтобы поднять нас. Он ждет наименьшего воробушка с нашей души, чтобы не дать ему упасть, но оправдать, ибо сказано: “Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их” (Рим. 8.33). А мы лезем с осуждением ко всем: и к врагам, и к братьям. Если мы христиане, то не имеем права осуждать никого, мы должны осуждать лишь самих себя. Когда сами себя осуждаем, то становимся людьми праведными, а праведники на суд не приходят, ибо они судятся каждый день. Такой человек каждый день освещает свои дела, мысли, слова, жизнь светом истины и на суд не приходит.

“А ты чтo осуждаешь брата своего? Или и ты, чтo унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога” (Рим. 14. 10-11). В чем же суть? Разбойник всю жизнь убивал, грабил… И в последний час пришел на виноградник Господний и получил тот же динарий. Так когда-то, помните, работники искушали Господа и сетовали: мы думали, что получим больше, а имеем то же, что и он. Так в чем же суд Его? А в том, что целый день Он проповедовал, и потому что никто не судит так, как свет Христов, открывающийся в нас. И ты будешь грызть локти (которых уже нет) и говорить: “Боже, как я прожил свою жизнь, чем я занимался?” Как это страшно! Дым прошлых грехов будет выедать глаза нам в вечности. Вот в чем суд! “Суд же состоит в том, что свет пришел в мир” (Иоан. 3.19), но “динарий” один для всех. Господь желает всех видеть в Своем сиянии, в доме Своем, хочет быть со всеми. Господь желает обожествить все свои творения, ибо Он есть Любовь безграничная и открытая для всех. Так не будем же завидовать, что Господь дает другим, которых мы не считаем достойными, так же, как и нам. Он Сам сказал нам: “Я не обижаю тебя: не за динарий ли ты договорился со Мною? Возьми свое и пойди; Я же хочу дать этому последнему то же , что и тебе. Разве Я не властен в своем делать чтo хочу? Или глаз твой завистлив от того, что Я добр?” (Мф. 20.13-15). Это Мой динарий и он для всех, – говорит Господь.

“Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну” (Рим. 14.12-13). Суди лучше о том, чтобы самому жить по Божьему, чтобы спастись, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся. Ты воспылай, стой на этой горе Господней и свети, а Господь сделает что необходимо, Он знает как использовать тебя. “Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто” (Рим. 14.14). Потому что каждый проходит свой этап развития, и то, что нечисто для совершенного, для несовершенного праведника чисто. Когда-то мы уже говорили с вами об этом. Действительно, как-то страшно звучит: будто бы убийца, не приемлющий убийство ради убийства, но совершающий убийство ради справедливости, есть праведником. Слово “праведник” употреблено здесь в прямом значении – идущий путем правды. Это грешник, ставший на путь правды. Нет ничего в себе самом нечистого, только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если я поднялся выше, то я уже не тот, который был год или три назад… Я очищаюсь, и в сравнении с собой тогдашним я чист, но, продолжая следовать тем же путем, через год буду смотреть на себя сегодняшнего, как на нечистого. Все познается в сравнении: вот значение этого стиха.

“Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию” (Рим. 14.15-19). Храните мир: "блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими". В отношения с братьями – только мир.

“Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому” . Вот вам и духовно-символический смысл этого стиха. Теперь давайте обратимся к морально-этическому плану Священного Писания. “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два” . На самом низком уровне – это закон об отмене мести. Подымаемся выше, а наивысшая планка – вообще не противиться злу. И я уверен, что большинство присутствующих здесь скажет: я не могу этого сделать. А некоторые скажут, что это вообще невозможно. Как это так, меня ударили в одну щеку, а я еще и другую должен подставить? Да я ему так отвечу, что он меня больше никогда не тронет! Так рассуждает окружающий мир, а мир этот в нас с вами, мы из него произрастаем, и, действительно, существуют такие вещи, которые на сегодняшний момент мы не в состоянии постичь. Еще год тому назад я тоже этого понять не мог. Как говорит апостол Павел: “Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие” (1Кор. 1.23). Для светского человека это безумие. Ну, как можно подставить другую щеку, когда нужно «врезать» ему хорошенько! Для человека веры это соблазн. Как же подставлять другую щеку, а может этим я его соблазню? – начинает искать аргументы тот змей внутри нас. Но Христос говорит: Я есть Путь. И Он показал этот Путь, наивысшую планку, наивысшую ступень лестницы, горы Господней – не противиться злу совсем. Это не значит, что сегодня мы все сможем покорить эту вершину, но Господь показал нам путь к ней. Когда меня спрашивают, как поступить в той или иной ситуации, я отвечаю: поставь Иисуса Христа на свое место и представь, как поступил бы Он. Вот так и нужно действовать. – А я так не могу! – скажете вы. – Ну что же, ты еще не можешь вместить всего, и я не осуждаю тебя за то, что ты еще не “вкушаешь” этого. Я принимаю уже немного иную пищу, но не осуждаю тебя, ибо знаю, что сам ем недостаточно, и есть те, что вкушают больше, реализовавшие в жизни больше меня. И слава Богу! Не я сам по себе еще нечист, и ты сам по себе не есть нечист, только если я буду считать тебя таковым, тогда ты будешь нечистым в глазах моих. Потому что никто не является полностью чистым, один Господь – абсолютная Любовь. Мы все следуем этим путем, постепенно очищаясь, но это не значит, что мы абсолютно чисты.

Как действовать, если в твой дом ворвались и насилуют твою жену? Вот какой вопрос подбрасывает нам сатана, чтобы мы соблазнились. Как действовать? Кто-то скажет: Хватай табуретку и бей по голове! А кто-то ответит, что даже не задумывался над этим, потому что он знает, что Господь не допустит подобной ситуации в его жизни. Ведь Он Сам сказал, что Ангелам Своим заповедает о тебе – будут охранять тебя на всех путях твоих, на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. О каком камне идет речь? О камне Закона Божьего, камне нарушения либо шестой заповеди – не убей; либо пятой – почитай отца твоего и мать (то есть проявляй любовь к своей семье). Если Господь допускает в моей жизни такие ситуации, значит я еще не достоин большего. А если я еще не достоин, то Господь прекрасно знает, что ты будешь поступать в меру своего совершенства. Как действовать? Ивану так, Петру по-другому, Марте так, а Марии совсем по иному. Каждый поступает в меру своего роста. Существует одна для всех планка: не противиться злу и это уровень Иисуса Христа, это уровень, на котором бесноватые, встретившиеся на твоем пути, упадут пред Христом на колени и будут проситься идти с Ним. Действуй на своем уровне, иди средним путем, – говорит Серафим Саровский. Иди путем праведности, не сходи ни направо, ни налево. Действуй так, как можешь, в меру своего совершенства, но знай, что Христом дан уровень, и представь себе, как поступил бы Господь. Хватал бы Он табуретку или нет? Ты же действуй согласно тому, что можешь вместить, максимально приближаясь к этой высокой планке. Вот путь!

Праведность – это путь правды, ведущий в жизнь вечную, где каждый действует на том уровне, на котором находится, что бы я ни говорил вам, и что бы ни говорил Господь моими устами или устами другого проповедника Слова Божьего. Ведь все равно каждый поступает так, как может вместить. Когда Серафиму Саровскому задавали подобный вопрос, он отвечал: я хочу полностью положиться на Бога. И если ты на таком уровне, то слава Богу! Так зачем же спрашиваешь? Если же задаешь вопрос, то хорошенько подумай, сможешь ли взять такую высоту, сможешь ли броситься с этого угла храма, и понесут ли тебя ангелы Господни. А может то, что ты делаешь, называется чрезмерной надеждой? Может ты еще не готов, и не имеешь того фундамента веры, но хочешь действовать так, будто ты уже в вере? Не соблазнишься ли ты завтра? Не посмеется ли над тобой дьявол? Григорий Богослов однажды разубедил человека, имеющего глубокую веру, и уверенного, что ангелы понесут его на руках, если он прыгнет с крыши, делать это, чтобы дьявол не посмеялся над ним. Так же и Серафим Саровский отговорил брата, который пришел к нему и спросил, обращаться ли ему к врачам. Я же человек веры. И Господь лекарь мой. Идти ли мне в мир лечиться? Серафим сказал ему: “Иди средним путем.” Если ты еще ребенок, то не искушайся. Если ты еще не поднялся к высотам мужа совершенного, в меру роста Христова, то пока иди к врачу, ведь искусство врача тоже от Бога, так сказано в Священном Писании. А когда станешь мужем, то уже к тебе будут приходить, чтобы через твои руки получить исцеление. Снова и снова напоминаю вам ответ Антония Великого старцам, пришедшим к нему узнать, как им спастись. Он сказал: “Разве не знаете: если ударили тебя в одну щеку, подставь и другую?” Они отвечают: “А мы не можем.” – “Тогда хотя бы не уклоняйтесь от удара в одну…” – “Этого мы тоже не можем.” – “Тогда хотя бы не отвечайте ударом на удар…” – “И это нет!” – “Тогда лечитесь Словом, растите, вы еще дети в вере…” Давайте поверим Христу на слово. Будьте уверены, когда каждый из нас войдет в этот мистический опыт и в сердце воцарится нежность, любовь и смирение, то вы поймете, насколько это верно. Вы поймете, насколько это сильно, сколько в этой слабости истинной силы! Это путь выхода из звериного состояния в ангельское, и нет иного пути. Если мы не поднимемся до такого уровня (что бы не говорили о нас те, которые поросли Исавовой шерстью), то никогда не войдем в Царство Божие и не получим мира и радости духовной. Но одним коротким прыжком невозможно выскочить на вершину лествицы,– учит Иван Лествичник. “Посещу в тот день всех, которые перепрыгивает через порог” (Соф. 1.9). Но иди средним путем и не сходи ни вправо ни влево. Доверься Господу, совершай течение жизни в вере, и Он приведет тебя в Царство Божье. И придет другой Утешитель, уже не Слово истины, которому ты сегодня просто веришь, еще не испробовав вкуса, но Дух истины; Он научит и вопросов по этому поводу больше не будет.

“Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” . Что значит: ударили в правую щеку, подставь и другую? Другая – это левая. Большинство людей правши. Как правше ударить в правую щеку? Это не удобно. Никто не задумывался над этим? Ты – праведник, и тебя начинают обвинять во всех твоих праведных делах… Им очень неудобно бить тебя, а ты подставь другую щеку и скажи: брат, я не совершенен, у меня есть еще и левая щека! Я не совершенен, прости меня! Просто по другому я не могу, потому что я – христианин и знаю, что путь, данный мне Господом – это путь правды и счастья, путь вечности. Я уже “разжевал” этот путь, я уже приправил его медом, эта Скала источает мед, духовное наслаждение. Я уже не могу иначе, но я же грешник, и меня есть за что бить, хотя это и не значит, что я буду выворачивать перед тобой свое грязное белье, нет! Потому что ты еще “свинья”, ты не разжевал истину, и бисер души моей втопчешь в болото, развернешься и поглотишь меня. Я не буду соблазнять тебя на подобное, а скажу: брат, прости меня, я не совершенен! Я не буду отвечать тебе ударом на удар, не буду уклоняться от удара в эту щеку, но подставлю тебе другую. Интересно говорит об этом преподобный Амвросий, Оптинский старец: “Когда тебе досаждают – никогда не спрашивай зачем и почему, в Писании этого нигде нет. Там напротив сказано: “Если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую.” В десную ланиту в самом деле ударить неудобно. Это разуметь нужно так – если кто будет на тебя клеветать и безвинно чем досаждать, – это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, то есть, вспомнив свои неправые дела. И если, может, теперь ты и невинен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания”. Какая мудрость, какое смирение! Это путь для нас с вами, и это только кажется, что жить так трудно и бремя это тяжелое. На самом деле – очень легко! Просто мы еще не привыкли к той холодной воде. Мы ходим по берегу реки Иордан, пробуем пальчиком воду: ой, холодная! Заходим по колено – холодная! Но если доверимся Господу, погрузимся, возьмем бремя Его - "Возьмите иго Мое на себя…ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко", - то не пожелаем уже выходить. Нам будет там так хорошо, что будем звать всех к себе, говоря, что здесь чрезвычайно хорошо и вода теплая. Но они будут смотреть на нас и думать: “Да кто его знает?” И мы так же когда-то смотрели и недоумевали. Господь знает, как трудно нам войти в эту воду, Он понимает, как трудно нам принять крещение духовное. Но как легко, когда ты уже полностью положился на волю Божью, когда стал действительно христианином не только по названию, но и по сути, то есть исповедуешь Христа во плоти своей.

“И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду” . Взять рубашку – забрать что-то сокровенное. Рубашка ближе к телу, нежели верхняя одежда, она не всем видна. И съедает кого-то любопытство: какая же она, эта рубашка; я хочу забрать ее, хочу растоптать его праведность, посмеяться над нею высокомерно. Так дай ему и верхнюю одежду, скажи: “Брат, зачем лезешь в глубины мои? Посмотри, что у меня наверху: я до сих пор не могу того и того то. Возьми мою верхнюю одежду, ибо я не совершенен. Господи, помилуй мя грешного! И ты, брат, прости меня!” Это – смирение! Уметь сказать “прости” непросто устами, а всем сердцем – это признак христианина, одежда христианина. Так ты, “отдавая и верхнюю одежду”, заведомо становишься выше своего оппонента, срывающего с тебя рубашку. Научиться говорить: “Прости меня, брат, я так несовершенен”, – это и есть признак праведности.

“И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два”. Что такое “поприще”? Предположим, к вам подходит человек и говорит: “Брат, покажи мне дорогу, пройди со мной это поприще, потому что я не знаю, как попасть в то или иное место. Пройди со мной хоть немного, хотя бы издали покажи его…” А ты ответишь: “Нет, я проведу тебя к конечной цели, и не только пальцем покажу, но пройду с тобой до конца”. Иди смиренно. Принуждают, не просто просят, но принуждают, а ты пройди не одно поприще, но два. Когда к вам обращаются за помощью, вы не только научите, но поддержите и материально, поделитесь буквальным хлебом. Во всех сферах жизни будьте христианами – и в теории, и на практике, и в Слове, и на деле, и в духе, и во плоти.

“Просящему у тебя дай и от хотящего занять не отвращайся” . Вот учение Христово! Остается один маленький момент. Когда Христа ударили по щеке у первосвященника Анны, вспомним, обратил ли Он другую щеку? Нет, Он ответил: “…если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?” (Иоан. 18.23). Что это значит? То, что удар касался не лично Христа. Он касался вопроса веры, а здесь уже лица наши как кремень. Ведь верой поступаться мы не вправе, ни от Слова не можем отступить, ни от Благодати, по вере данной. И опять, не “око за око”, а просто: “Прости, брат, но в этом я измениться не могу”. Иисус не бросился к обидчику с оскорблениями, Он смиренно сказал: “Что ты бьешь Меня?” Покажи мне, что Я понимаю неправильно. Господь свидетель, Он над нами. Я не говорю ничего, кроме того, что Он послал Меня сказать. Итак, видим, что в вопросах веры, лица наши должны быть подобны кремню. Давайте откроем книгу пророка Исаии, глава 50-я, в которой освещен именно этот момент: “Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? Или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша (то есть, придите и будете жить, ибо ваша жизнь, ваша церковь разъединилась со Мною. А разве такова воля Господня? Я ли писал это письмо? Вы сами написали его и ушли от Меня!). Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтоб избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды (укором иссушаю моря, потому что Я установил Закон, и укор Мой – за нарушение его. Если ты нарушаешь Закон Любви, то, безусловно, я упрекаю тебя за это. Брат, пока ты идешь путем праведности, Я буду помогать Тебе, рука Моя не стала короче. Но как только ты выйдешь из Иерусалима в Иерихон Я упрекну тебя, Я скажу тебе: не ходи туда. Море – это мир, он превращается в пустыню. В нем засыхают источники благодати из-за вашего жестокосердия, потому что пишете вы письма разводные, живете своим разумом, а не Моим. Потому что живете вы разумом плотским, а не Христовым!). Я облекаю небеса мраком и вретище делаю покровом их (То есть, вашу духовность, ваши небеса, Я превращаю во тьму… Разве Бог есть мрак, чтобы превращать в мрак наши небеса? Он – Свет, и Он освещает наши небеса, но если ты отвернешься от Него, то наступит тьма. Бог установил этот закон. Но Он предвидел страдания отвернувшихся и для них предусмотрел вретище – покаяние. А покаяние ведет нас к прощению и через страдания приводит к Богу. Страдания спасут мир…). Я предал хребет Свой биющим (Ударили в одну щеку, подставь и другую. Это параллельное место тем стихам из Евангелия от Матфея, которые мы сегодня исследовали) и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевывания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень…” Вот, стань лаской, смирением и кремнем. Мягкость и твердость, твердость в вере, смиренной вере. В этом мы должны быть тверды и не поддаваться искушению ответить ударом на удар. Причем принципы наши, конечно, не изменяются. Мы просто становимся тверже в этих принципах. И когда Христа ударили по одной щеке, Он не отвернул ее, а, на самом деле, подставил и другую. Лицо Свое не спрятал, то есть волю Божью, на нем написанную. И я не спрячу! Плюй! Но в вере я буду стоять непоколебимо. Я не могу отступить от своих принципов, от света истины, открывшегося мне; не могу отступить от веры, пришедшей ко мне через Слово, и благодати, дающейся по вере. В этом лицо мое как кремень. За что ты бьешь меня, брат? Господь не ответил ударом на удар, Он вынес это дело на суд, на свет. Сказано: укори грешника! Так говорит Иеремия. Изобличи грешника, ибо, если не сделаешь этого, он умрет за грех свой, а кровь его Я взыщу с твоих рук. Если же изобличил ты его, а он продолжает грешить, то все равно умрет, но кровь с твоей руки не взыщется… И мы должны действовать на том уровне, на котором находимся: словом ли, жизнью ли своей укорять, изобличать, светить, и светом сим приводить носителей греха на Суд Господень. Когда Христа били, Он светил и светом Своим изобличал грех. Светить можно не только устами: когда Он на суде Каиафы молчал, то тем молчанием Он бил Каиафу больше, нежели “ударил” Анну, когда спросил: “Что ты бьешь Меня?” Каиафа не смог бы понять этого слова, поскольку он уже был тем, кому раскрывать его не было смысла. И больше уже открылось Пилату, нежели Каиафе.

Научимся у Слова, у Писания. Научимся, той мудрости Господней, которая заключается в одном слове – Возлюби! И поймем, что значит: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую, и при этом оставайся в вере твердым, как кремень. Да пошлет нам Господь способность постичь это. Пусть даст нам силы. И дарует нам мир, смирение, любовь и нежность, чтобы мы достойно прославляли Его, как единого Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Библейская школа протоиерея Олега Ведмеденко не имеет постоянной финансовой поддержки от церковных или светских структур – наши программы благословляют своими молитвами и средствами те верные, чьи сердца открыл для этого Господь.

Имеющие возможность поддержать дело возрождения духовного учения Христова собственным пожертвованием, могут сделать это с помощью почтового перевода в адрес Библейской школы (Протоиерею Олегу Ведмеденко, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021 ) с пометкой: «пожертвование», «десятина», или «на построение храма», или же перечислив средства на счет Независимой православной религиозной общины Христового Воскресения, настоятелем которой является протоиерей Олег (тел. в Луцке /0332/ 74-04-04; 8-096-23-01-777): расч. сч. № 26003017473 в КБ «Захидинкомбанк» ТсОО г. Луцка, Украина. МФО 303484. Идент. код 34827281.

МЫ МОЛИМСЯ ЗА ЖЕРТВОВАТЕЛЕЙ ДЕЛА БОГОПОЗНАНИЯ И ИХ СЕМЬИ ПОСТОЯННО.

“Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?” (Книга пророка Малахии, 3 глава, 10 стих).

Похожие публикации