Обычаи и традиции пасхальной недели по дням. Первое воскресенье после Пасхи — Красная горка или Антипасха: история, традиции, что делать

Следующее за Пасхой воскресение называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем. Этот день издавна считается праздничным и является своего рода второй Пасхой. Именно тогда апостол Фома, который изначально не поверил в воскрешение Иисуса Христа, убедился в том, что Спаситель вернулся к жизни, и поверил в свершённое Богом чудо.

С Антипасхи начинается вторая пасхальная седмица, называемая Фоминой неделей. Для православных христиан, помимо воскресенья, особое значение имеет и Фомин вторник. На него приходиться Радоница - день особого поминовения усопших, когда радость от их перехода в Царствие Божие должна быть сильнее грусти из-за разлуки с теми, чей земной путь уже окончен.

Отвечая на вопрос, какой православный праздник после Пасхи отмечается христианами, мы тут же вспоминаем об Антипасхе. Она именуется также Фоминым воскресением. Этот церковный праздник получил свое второе название в честь Фомы, одного из учеников Иисуса Христа.

Выражение о неверующем апостоле Фоме слышал, наверное, каждый. Но очень важно правильно понимать его смысл. Фома искренне почитал Бога, много времени проводил в молитвах, и его вера во Всевышнего была нерушима. После казни Иисуса Христа он был в страшном горе. Фома не присутствовал среди апостолов в момент первого явления им воскресшего Спасителя и отказался верить на слово апостолам, поведавшим ему о свершившемся чуде.

Согласно Евангелию, Фома хотел лично убедиться в том, что всё рассказанное учениками Христа - правда, и заявил им, что не поверит в воскрешение Сына Божиего до тех пор, пока своими глазами не увидит его и не дотронется до ран от гвоздей на его руках и до его рёбер. С точки зрения православной церкви это свидетельствовало не столько о его недоверии, сколько об огромном всепоглощающем желании Фомы лично пережить встречу с вернувшимся к жизни Сыном Божиим, и не с чужих слов, а своим сердцем ощутить радость этого светлого события.

Иисус Христос внял желанию своего ученика и явился ему спустя неделю после своего воскрешения. В Евангелие по этому поводу написано, что Спаситель пришел в комнату, двери которой были заперты. Встал среди апостолов и обратился к Фоме со словами «подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в рёбра мои; и не будь неверующим, но верующим». На что его ученик ответил: «Господь мой и Бог мой!». После чего Иисус вновь обратился к апостолу: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». После свершенного чуда апостол Фома безоговорочно поверил в Воскрешение Спасителя и стал проповедовать христианство, странствуя по миру. В память об этих событиях в церковном календаре , называемый также Фоминым воскресеньем, являющийся своего рода обращением к прошедшему , его повторением.

В православные христиане празднуют второе явление Спасителя апостолам, утвердившее веру в истинность его Воскрешения.

Антипасха и Радоница

Во всех православных храмах праздники после Пасхи продолжаются еще в течение 39 дней, вплоть до дня Вознесения Христова.

Период Что принято делать
Светлая седмица - неделя после Пасхи. На протяжении всей первой недели после светлого Христова Воскресения, называемой Светлой седмицей, в церквях идут праздничные богослужения с открытыми царскими вратами, сопровождаемые крестным ходом вокруг храма.
Антипасха, или Фомино воскресение. В Фомино воскресение, когда заканчивается Светлая седмица, во всех храмах проводят последнюю литургию по пасхальному чину, после чего священнослужители закрывают алтарные врата. И следующие богослужения проходят уже менее торжественно и празднично.
После Антипасхи наступает Фомина неделя. В Фомин вторник, на девятый день пасхальный день, называемый Радоницей, все православные христиане поминают умерших.

Название праздника происходит от слов «род» и «радость», и он является днём особого поминовения усопших. На Радоницу нельзя грустить и тосковать по людям, которых нет рядом с нами. В этот день православным христианам, наоборот, предписывается радоваться за родных, которые уже «ушли» в Царствие Божие.

На Радоницу также принято:

  • молиться за упокой души покойных родственников;
  • посещать храм;
  • убираться на кладбище после зимы;
  • проводить поминальные трапезы с традиционными пасхальными угощениями, чтобы разделить с покойными радость от Воскресения Христова.

При этом Церковь предписывает верующим устраивать поминальные трапезы дома, а не на кладбищах. И не оставлять на могилах покойных родственников стакан водки с хлебом, а также крашеные яйца и куличи, так как это языческий, а не христианский обычай.

Угощение лучше всего отдать нуждающимся людям, либо просто подать милостыню нищим.

Красная горка - время свадеб и сватовства

Фомино воскресенье, также как и вся Фомина неделя, которая также называется Красной горкой, издавна считалась на Руси порой сватовства и свадеб. В этот период, впервые с начала Великого поста, церковь возобновляла проведение венчальных обрядов. Поэтому на Фомину неделю люди отмечали не только церковные праздники, но и многочисленные свадьбы.

Фомину неделю стали называть Красной горкой благодаря тому, что по древнерусским обрядам в это время в деревнях проходили весенние смотрины невест. В Фомину неделю все молодые незамужние девушки, или красны девицы, как их тогда называли, собирались на холмах посреди сел и хором пели особые праздничные песни, а женихи во время таких гуляний приходили к холму и смотрели, какие невесты сейчас на выданье. Так и повелось с тех пор, что в честь песен и хороводов, устраиваемых на холмах красными девицами, этот праздник прозвали в народе Красной горкой.

В это же время праздновалось и огромное количество свадеб. Наши предки издавна считали, что браки, заключенные на Красную горку, будут очень счастливыми, а молодые, венчанные в эти дни, проведут всю свою жизнь в любви и согласии.

Этот обычай сохранился и до наших дней, и многие христиане предпочитают вступать в брак именно на Фоминой неделе.

12 двунадесятых праздников Православной Церкви:

За неделю до Пасхи – Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресенье

40-й день после Пасхи – Вознесение Господне

50-й день после Пасхи – Троица

Сплошные седмицы:

Мытаря и фарисея – неделя перед сырной неделей

Сырная (масленица)- неделя перед пасхальной неделей

Пасхальная (Светлая) – пасхальная неделя с понедельника по воскресенье

Троицкая – неделя после Троицы

Родительские субботы:

Для поминовения умерших, всех вообще, Православная Церковь установила особенные времена – субботы , известные под именем родительских . Таких суббот три: Мясопустная – на мясопустной, иначе пестрой неделе перед Великим постом . Так как в воскресенье за этою субботою воспоминается Страшный Суд, то в эту субботу, как бы пред самым страшным судом, церковь молится пред Судиею – Богом о помиловании умерших чад своих. Троицкая – пред Троицыным днем; после торжества победы Спасителя над грехом и смертью прилично молиться за усопших в вере во Христа, но во грехах, чтобы и умершие удостоены были воскресения для блаженства со Христом на небе. Дмитровская – перед днем св. великомученика Димитрия Солунского, т.е. перед 26 октября по ст. ст. . Московский князь Димитрий Донской, разбив татар, в эту субботу совершил поминовение воинов, павших на брани; с того времени и учреждено в эту субботу поминовение.

Празднование Пятниц в течение года : - день святой Пятницы; - временные пятницы (именные пятницы), т.е. те, которые отмечались в определённое время перед главными годовыми праздниками: 1-я пятница – в первую неделю Великого поста; 2-я – перед Благовещением; 3-я – на Страстной неделе; 4-я – перед Вознесением; 5-я – перед Троицей; 6-я – перед Рождеством Иоанна Предтечи; 7-я – перед Ильиным днём; 8-я – перед Успением Богородицы; 9-я – перед днём Кузьмы и Демьяна; 10-я – перед днём архангела Михаила; 11-я – перед Рождеством Христовым; 12-я – перед Богоявлением. Так же отмечали обетные пятницы, когда в случае произошедших несчастий давался обет не только соблюдать строгий пост по некоторым пятницам, но и отмечать их как праздничные. Таких пятниц соблюдают девять: Обжорная (на третьей неделе Великого поста); Страстная; Спасовая; Временная (при совпадении дня Параскевы с пятницей); Разгульная (в эту пятницу происходит угощение молодым зятем тёщи и тестя за непорочность невесты киселём с маслом); Молебная; Кающаяся; Праздничная (в день святой Параскевы); Девятая (на первой неделе Петрова поста).

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Её во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

ПЕРЕХОДЯЩИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Это праздники, которые на каждый год определяются по лунному календарю: Пасха – после дня весеннего равновесия (22 марта) первое воскресенье, которое выпадает на полнолуние, далее через 40 дней после Пасхи – Вознесенье, через 50 дней после Пасхи – Троица. В обратную сторону от Пасхи – за неделю до Пасхи – Вербное воскресенье (вход Господен в Иерусалим), 7 недель до Пасхи – Великий пост, за неделю до поста, с понедельника – масленица. Более подробно смотри далее:

Скоро Масленая неделя. В некоторых районах России называлась Пестрой. На Пестрой жениться – с бедой породниться. Пестрота – символ творения мира. Пестрая неделя предшествует Масляничной.Празднование Масляницы связано с рождением животворящего солнышка. Вот и выходит, что до того, как солнце осветит мир своими лучами и расцветит его красками, была пестрота, бело-черно, а уж потом краски появились. Пестрой неделе предшествовала Сплошная неделя, когда в течение всей недели ели только постную пищу. И жениться на Пестрой неделе или выходить за муж, значит, иметь жизнь пеструю.

Воскресенье (за неделю до Сретенья или после). Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5. (Сплошная неделя). – первая приготовительная неделя к Великому посту. В лице фарисея Церковь указывает нам на гордость, которая есть первое препятствие к покаянию… В лице мытаря – на смирение, которое есть первое условие покаяния… Прежде всего необходимо, чтобы мы глубоко осознавали свои грехи и искренне о них сожалели… Гордость мешает нам видеть свою греховность, толкает нас на самооправдание, нераскаянность, на утаивание грехов из ложного стыда перед духовным отцом… Будем просить Господа даровать нам смирение, а вместе с ним истинное покаяние. С этой же недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва «Покаяния отверзи ми двери…».

Седмица сплошная. Пост в среду и пятницу отменяется. Обжорная пятница – зять приглашал тестя с тещей на угощение – хлебать гороховый кисель с конопляным маслом. Трапеза является формой ритуального обмена. Хозяин от имени Бога наделяет всех участников их долей, а в ответ принимает знаки почтения. Хозяин, хозяйка и дети – это видимые участники трапезы. Но кроме них в трапезе всегда участвуют Бог, ангелы, бесы и души умерших. Все участники, и видимые, и невидимые, имеют постоянные места. Хозяин должен сидеть не в самом углу под иконами, а немного поодаль, оставляя тем самым место для Бога. Души умерших тоже имеют свои постоянные места на божнице. Иконы всегда расставлялись так, чтобы между ними оставалось небольшое пространство, т.к. здесь и размещались души. За столом положено молчать. Безмолвие – признак не только застолья, но и близкого присутствия смерти, так как на столе находится не просто пища, а жертва. Вкушение пищи есть пропускание через себя внешнего мира, его проглатывание и усвоение.

Воскресенье. Неделя о блудном сыне. Глас 6. – вторая приготовительная неделя к Великому посту. В притче о блудном сыне Господь показывает нам, что даже самый падший человек может восстать (подняться) и что Бог принимает кающегося грешника с отеческой любовью. При рождении мы получаем от Господа известную долю имения – разнообразные таланты, способности и благодатные дарования. Но мы уходим от Отца нашего Небесного в дальнюю страну, т.е. в область греха, и там расточаем своё имение – теряем благодать. Потеряв благодать, мы начинаем ревностно служить бесам за те жалкие утешения, которыми они нас награждают. Но душа не может насытиться такою пищею. Обращаясь к Богу с раскаянием, Он нам всё прощает, Он предваряет нас Своей благодатью, принимает нас в дом Свой и наделяет больше, чем прежде, благодатными дарами.

Суббота Вселенская родительская (мясопустная). Поминание усопших (за неделю до Великого поста). Глас 6.

Воскресенье. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Глас 7. – третья приготовительная неделя называется мясопустною, или сырною, а в народе – Масленицей, потому что в эту неделю разрешается вкушать сыр, молоко и яица. Заговенье на мясо (не положено вкушать). Ныне Святая Церковь напоминает нам о Страшном Суде. Уже посылала она нас учиться у мытаря смиренному вопиянию: «Боже, милостив буди мне грешному!». Уже внушала она нам не предаваться падению, а вслед блудного сына, восстав, идти к милосердному Отцу и умолять Его … принять хоть как наемником…. Ныне живописуя картину Страшного Суда, она еще громче говорит: покайтесь.

Всё свершится по мгновению ока: и суд будет без следствий, и осуждение без справок с законами, и возражений не будет. По мановению Божию, отделятся праведники от грешников…

Если не имеешь праведности, за которую мог бы стать с теми, кои одесную Судии, то поревнуй заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния. О едином грешнике кающемся радуются все Ангелы, - говорит Господь. Это они радуются за ту неизреченную радость, какою обрадован будет грешник, покаявшийся в день суда…

Понедельник. Седмица сырная (масленица) – сплошная. В среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц. Празднование Масленицы (Седмица сырная) - сплошная - неделя в феврале или в марте.

Масленица еще называлась Зятницей. Не потешиться на широкую Масленицу – значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить. Поэтому Масленицу праздновали широко. Первый день Масленицы – понедельник - встреча . Из соломы делают чучело и ставят его на снежной горе. Обрядовое посещение молодоженами на Масленичной неделе родителей невесты и жениха, родственников и всех, кто принимал участие в свадьбе. Молодые ехали к теще и оставались у нее сутки или же до конца праздничной недели. Для зятя теща специально пекла блины, творожники, пироги. Яйца, мука, масло, сметена, творог - основные составляющие масляничных блюд. Все они символизируют собой творение мира, берущего начало из молочной реки. Молодые могли гостить в доме у жены до Чистого понедельника. Этот обряд носил название отвязываться от родителей, после чего молодая окончательно отвязывалась от своего родительского дома, в знак чего им вручали чашку (или чашки) и две ложки. Второй день – вторник - заигрыши. Начинаются развлечения: катания на санях, гуляния, представления. Для молодоженов устраивали купание в снегу - попарно укладывали в яму и забрасывали снегом, маслили снегом по лицу. Молодожены не имели права избегать общественных гуляний, присутствовать на катальной горке или кататься по селу в санях. Третий день – среда - лакомка. Готовят блины и прочие яства. Тещи приглашали своих зятьев на блины, созывали всех родных. Масленица блинами хвалится, а всякий блин посланцем солнца является. Блин в народной культуре олицетворял соединение четырех стихий: мука – земля, вода, на которой замешано тесто – водная стихия, огонь - на котором было зажарено – огненная стихия, воздух, находящийся в дырочках блина – стихия воздуха. Блин являлся прототипом просфоры – Тела Господня, которым причащаются христиане. Для того чтобы блин или просфора стали Телом Бога, необходимо было произвести обряд – прочесть молитву. Четвертый день – широкий четверг – масленичный разгул. Пик игр и веселья. Символ Масленицы – приготовленная из соломы кукла. Одевали во все старое, негодное, что являлось символом уходящего и старого времени. Сжигая Масленицу, уничтожали и прогоняли зиму и смерть. В этот день устраивали качели, балаганы, ставили столы с явствами. Пятый день – пятница - Масленица – тещины вечерки. Прием у родственников жены. Шестой день – заловкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных со стороны мужа к себе в гости, а особенно сестер мужа – золовок. Молодуха подавала на тарелочке вкусный блинок, сдобренный сметанкой, коровьим маслицем, медком, да чтобы варенья земляничного вдостоль было, да наливочки вишневой. Недаром на Масленицу родню в гости звали. Можно было за столом все раздоры позабыть, семейный лад поддержать, а кому-то и восстановить.

Воскресенье - Прощеный день. Прощеное воскресенье- целовальник. Глас 8. Заговенье на Великий пост. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. По завершению вечерней трапезы все члены семьи усердно молились и после этого выполняли обряд прощения. Начинали его самые младшие, обращаясь с положенными словами по очереди к старшим. У младших просить прощения не полагалось (прощение – прощаться). Последней прощалась мать с отцом. Глава семьи не просил прощения ни у кого из своих близких. « Если не будете прощать людям согрешения их, - возвещает Евангельское учение, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Последний воскресный день перед началом Великого поста. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Великий пост. Страстная пятница - Великая пятница (Великий Пяток) . Строгий пост. Полное воздержание от пищи. Воспо­минание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Немедленно поутру первосвященники… составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царём Иудейским? Они опять закричали: распни Его! Воины отвели Его внутрь двора… и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него… И били Его по голове тростью, и плевали на Него… Когда же насмеялись над Ним… повели Его, чтобы распять. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона… нести крест Его. И привели Его на место Голгофу… и распяли Его… В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»…А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить… Иисус же, возгласив громко, испустил дух…

В этот день красят яйца и пекут куличи. Сжигали накопившийся за зиму мусор. Яйцо – символ рождения, перехода из небытия в бытие. Яичко расписывается воском, т.к. воск – это небесное молочко, которым наша небесная мать нас кормит. Яичко воплощает собой символ единства. Вода набиралась из трех ручьев. В ней разводили натуральные краски. Яичко клали на зерна, которые являются символом рода-племени. Яички могут быть писанками, а могут быть крашенками. Сосна на писанке – символ здоровья. Черный цвет – цвет начала, из которого все происходит. На черные яички обязательно наносили яркий рисунок, показывая тем самым разнообразие жизни. Ребенку делали яичко-писанку на вишневом фоне, не на черном. Голубь – символ души. Сеточка – символ судьбы. Белый цвет – начало всех начал, судьба, которая строится на небе. Желтая сеточка – символ солнца и судьбы, которая строится здесь. Дубок – символ силы. Точечки – символ плодородия. Сливки – символ любви. Хмель – символ плодородия тоже. Любая ягодка – символ плодородия матери. Цветочки – девичество.

Откуда пошел обычай красить на Пасху яйца: - Одна из учениц Спасителя Мария Магдалина проповедовала в Риме. Однажды со словами «Христос Воскресе!» она преподнесла в дар императору Тиберию яйцо. Удивился император и сказал: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить. Так же трудно поверить, что это белое яичко может стать красным!». И пока он еще говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным! Отсюда и произошла пасхальная традиция дарить друг другу крашеные яйца.

Воскресенье Светлое Христово. Пасха. Православный праздник Светлое Христово Воскресение, Пасха (в воскресенье апрель – начало мая) . Пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!» , на которое отвечают: «Воистину Воскресе! ». Такими радостными словами приветствуют друг друга христиане в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения. Воскресение – важнейшее событие земной жизни Христа Спасителя, завершение Его земного служения. Акт окончательной победы над смертью, преобразующий грядущее воскресение мертвых и открытие человечеству жизни вечной. Слово «Пасха» пришло из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диавалу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово – это основа, венец, суть нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Перед началом торжественного пасхального богослужения плащаница вносится в алтарь и полагается на Престоле. В доме готовятся к Пасхе, все моют и чистят, оку­ривают можжевельником все помещения. На Пасху небо ясное – к хорошему урожаю. Если Пасха солнечная, жди солнышка и на Троицу. … По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу…, и говорят между собою: кто отвалит камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален… И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облечённого в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее… Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с ним, плачущим и рыдающим; но они… - не поверили. Радость Воскресения апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» - благой вестью о воскресении Христа.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб. Пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом: большинство церквей в пасхальную ночь переполнены. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» - приветствуя друг друга целованием и словами «Христос Воскресе!». Придя домой, а иногда прямо в храме устраивают пасхальный пир.

Первый день Пасхальной недели понедельник Светлой седмицы продолжали ходить друг к другу в гости и поздравлять с воскрешением Христа. Нет поста в среду и пятницу.

Второй день Пасхальной недели Купальница – вторник Светлой седмицы . В этот день обливали водой тех, кто проспал заутреню. Девушки в этот день ходили пряники ловить. Они становились в круг на церковной площади, а парни бросали в них пряники и конфеты. Так же начинались молодежные игры. Продолжаются игры с яйцами. Чтобы быть удачным в играх, нужно было в Чистый четверг рано утром украсть у кого-нибудь со двора обычную палочку.

Третий день Пасхальной недели – Хороводницы – среда Светлой седмицы . Начинались хороводы, которые продолжались до Троицы.

Четвёртый день – четверг Светлой седмицы .

Пятый день Пасхальной недели Прошеный день – пятница Светлой седмицы . Прошение – тесть с тещей звали, просили, зятя на молодое, моленное пиво.

Шестой день Пасхальной недели Ублажение гордых – суббота Светлой седмицы . В этот день родственники молодой посещали дом новобрачных. А родственники молодого ублажали молодуху, если она им нравилась, отсюда и название дня – ублажение гордых.

Артос – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Пасхи. Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется и раздается как святыня в благословение верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. По Вознесении Спасителя ученики Христовы, когда сходились на общую молитву, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

Седьмой день Пасхальной недели Красная горка. Красная горка – это праздник, когда девочек впервые вводят в девичий хоровод на место тех, кто вышел замуж. Девушкам-невестам устраивали смотрины.

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха - Фомино воскресение. Восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы замену самого пасхального дня, отчего и назван Антипасхой, что значит «вместо Пасхи».

В тот же первый день недели вечером… пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои… Как послал Меня Отец, так и я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати учеников, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. … Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай пест твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

Начало второй недели после Пасхи: седмица 2-я по Пасхе. Фомина, проводная . Навий день – (или вторник или четверг) на Фоминой неделе. Кто в этот день перелезет через забор, у того родится навья (мертвая) косточка в ступне или пясти, которая никогда не гниет и может быть причиной смерти.

Радоница – вторник (9-й день после Пасхи) – празднуется веселее Масленицы, что дает ощущение беспрерывности жизни. Родуницы или роженицы – это богини, находящиеся при боге Роде. Если учесть, что православная Пасха справляется в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, то выходит, что Радуница отмечается на второй н еделе (вторник) после этого полнолуния– самое хорошее время для зачинания ребенка. Поминовение усопших. На Пасху и в продолжение всей Светлой седмицы, ради великой духовной радости Воскресения Христова, в храмах отмечаютсявсе заупокойные богослужения, панихиды и лития (разрешается лишь подавать на службу записки об упокоении); даже отпевание усопших в это время совершается по особому пасхальному чину. Для того, чтобы мы могли должным образом поминуть наших усопших родных и близких, разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после Светлой седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу (само название происходит от слова «радость» и означает общую духовную радость живых и умерших о Воскресшем Христе). В этот день в храмах совершаются заупокойные богослужения и панихиды; верующие, приходя на кладбища, посещают могилы своих сродников и близких.

Среда- день постный, пища с маслом.

Пятница – день постный, пища с маслом.

Воскресенье. Начало третьей недели после Пасхи. Неделя святых жен – мироносиц . Во второе воскресение по Пасхе чествуются женщины, следовавшие за Христом и послужившие Ему после Его смерти (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и др.). Послужили Христу при погребении и Его тайные ученики: Иосиф Аримафейский и Никодим. Много понадобилось слов и уверений Господу, чтобы убедить апостолов в Своём Воскресении. Но достаточно было одного апостольского глагола, чтобы жены-мироносицы поверили в радостную весть. Любовь и верность – вот что отличает жён-мироносиц. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них (Луке и Клеопе) на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати (апостолам), возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (всем). Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет». Евангелие от Марка, 16, 9-16. Неделя жен-мироносиц традиционно считается церковным «женским днем», когда в лице учениц Господа ублажаются добродетели женской души.

В воскресенье в неделю жен-мироносиц праздновался бабий праздник моргосье. Моргосье – от слова моргосить, что означает кокетничать, подмигивать, строить глазки. Праздник проводился для того, чтобы задобрить Маргостью, насылающую морготину (тошноту, головокружение) на беременных. В этот день все женщины почитались именинницами.

Понедельник. Седмица третья по Пасхе.

Среда. Пища с маслом.

Пятница. Пища с маслом.

Воскресенье. Начало четвёртой недели после Пасхи – о расслабленном. (о пьянстве).

Понедельник. Седмица 4-я по Пасхе.

Среда. Преполовение Пятидесятницы, т. е. празднуется в этот деньполовина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день вспоминается то событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой понимаются благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Находясь между днем Пасхи и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием первого из них в Преполовение напоминается и приближение праздника Сошествия Святого Духа, а также и праздника Вознесения Господня. День постный. Пища с маслом.

Пятница.

Воскресенье. Начало пятой недели после Пасхи – о самаряныне. (Прелюбодеяние). Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь благословил словами: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…».

Понедельник. Седмица 5-я по Пасхе.

Среда. Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. День постный. Рыба.

Пятница. День постный. Пища с маслом.

Воскресенье. Начало шестой недели после Пасхи – о слепом. Глас 5. Иисус проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии… Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим… Иисус сказап ему: веруешь ли ты в Сына Божия? Он отвечал: а Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

Понедельник. Седмица 6-я по Пасхе.

Среда. Отдание праздника Пасхи. День постный. Рыба.

Вознесение Господне. Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. Иисус Христос явился им и беседовал с ними. «Они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сиё ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сиё, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Вознесенье Господне (сороковой день после Пасхи – май - начало июня) – весна возносится на небо, а лето красное опускается на землю. В этот день окончательно заканчивались пасхальные торжества. Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется. В память Вознесения Господня на небо пекли большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами. Зачастую пироги пеклись с луком. Часто лесенки делались с семью перекладинами, что указывало на семь небес. По народному объяснению, лесенки пекли для того, чтобы Христу легче было подняться, вознестись на небо. Кое-где пекли блины – Христу на онучи (подвертки, портянки).

После Вознесенья семь дней отмечается церковью Попразднство Вознесения Господня. На восьмой день – отдание праздника Вознесения Господня.

Пятница. День постный. Пища с маслом. Вскоре после Вознесения Господь послал Своим ученикам и апостолам и всем составлявшим тогда малое стадо Христово – Духа Божественного, Который исполнил всех их чрезвычайными дарами: святостью, мудростью, даром языков, чистейшей и пламенной любовью, ревностью к славе Божией и о спасении душ человеческих, миром, радостью и т.д.

Воскресенье. Начало седьмой недели по Пасхе – святых отцов I -го Вселенского Собора (325). Память святых отцов семи Вселенских Соборов.

Понедельник. Седмица 7-я по Пасхе.

Среда. День постный. Пища с маслом.

Пятница. День постный. Пища с маслом.

Суббота. Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших. Троицкая вселенская родительская суббота отмечается накануне праздника в честь Пресвятой Троицы. Праздник Троицы – день воспоминания Божественного промысла о мире, по которому все люди, избравшие праведную жизнь, сподобляются вечной радости в общении с Богом, своим Творцом и Спасителем. Это также день рождения Церкви, объединяющей живых и усопших.

Поэтому накануне дня Святой Троицы Церковь молится об усопших, испрашивая им у Бога милости, прощения грехов и вечного блаженства. Этот день является праздником единства Церкви земной и Церкви Небесной.

Воскресенье. Неделя восьмая по Пасхе – День Святой Троицы или - Пятидесятница. Праздник посвящен воспоминанию сошествия Святого Духа на апостолов, бывшего на пятидесятый день по Воскресении Христовом. Воскресный день Пятидесятницы не относится ни к какой седмице.

Отмечается через (семь недель) 50 дней после Пасхи. Три – число, связанное в традиционной культуре с образом великой Тройственной богини. Она (задолго до христианства) едина в трех лицах – дева, мать и старуха. Начало Троицкой, Всесвятской недели. С понедельника через неделю после Святой Троицы начало Петрова Поста (до 12 июля).

В Ветхом Завете Пасха была воспоминанием исхода евреев из египетского рабства, а Пятидесятница была памятью о даровании Богом Моисею Закона – десяти заповедей на Синайской горе; и как в Новом Завете Пасха стала празднованием смерти и Воскресения Христовых, «исхода» людей из грешного мира в Царство Божие, так и праздник Пятидесятницы стал дарованием «нового Закона», сошествием Духа Святого на учеников Христовых. Момент сошествия Духа Святого обычно называют рождением Церкви. В этот день Дух Святой сошел на первых учеников Христовых и соделал из них Церковь. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом… И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать». Дух Святой, сошедший на учеников, пребывает всегда в Церкви многоразличными действиями и дарами. В этот день впервые после Пасхи поется молитва Святому Духу «Царю Небесный». А на вечерне в день праздника впервые за этот период в Церкви совершаются коленопреклоненные молитвы. В богослужении праздника сошествие Духа отмечается вместе с явлением людям Святой Троицы, потому что в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества. В центр православного храма в этот день выносится икона Святой Троицы. Этот день именуется Троицей, потому что именно сошествие Святого Духа явило нам попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения Диаволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. По традиции, в этот день храмы изнутри украшаются цветами и зеленью (обычно небольшими березками).

Понедельник – седмица 1-я по Пятидесятнице. Сплошная. День Святого Духа – «Духов день». Этот праздник был установлен Церковью ради величия Пресвятого Духа - третьего Лица Святой Троицы. Сообщаясь христианину в Таинствах церковных, Дух Святой обогащает его многоразличными дарами. Святой Дух именуют также Утешителем, потому что Он может ободрить и успокоить нас; «вместо Христа» мы приняли Его и чрез Христа Его имеем. В этот день земдя именинница, так как в этот день она сотворена и потому нужно дать ей отдых. По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки, их не бывает до самой осени. Не верь теплу до Духова дня! Придет Свят-Духов день – будет на дворе как на печке. Свят-Дух весь белый свет согреет. В этот день без опояски (пояса) выходить не полагалось, а то паче чаяния подступится сила какая, навлечет злые чары да болезни. А пояс поможет, обережет.

Среда. Поста нет.

Пятница. Поста нет.

Суббота. Отдание праздника Пятидесятницы.

Воскресенье – неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8. Заговенье на Петров пост. Святая Церковь каждый день творит память святых. Но чтобы не оставить без чествования угодников Божиих, подвизавшихся безвестно, не явленных Церкви, то святая Церковь установила день, в который прославляет всех угодивших Богу, чтобы не оставалось никого, не прославляемого ею. (Это совершается в первую неделю по Пятидесятнице). Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа она узаконила потому, что все святые сделались и становятся святыми по благодаянию Святого Духа. Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотой и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, достойная Нового Неба и Новой Земли. Поревнуем же и мы идти вслед за святыми Божиими. Как это делать – учит Евангелие… . (Святитель Феофан Затворник).



Итак, родительский день после Пасхи называется Радоница. Многие думают, что это суббота, но, на самом-то деле, согласно церковному календарю, это всегда вторник. Родительская после Пасхи в 2018 году, какого числа, спрашиваете вы? Мы отвечаем, что это родительский вторник, он приходится на 17 апреля и называется Радуница.

Отправляясь во второй вторник после Пасхи на кладбище, нужно брать с собой пасхальную еду и другую атрибутику. В начало Фоминой недели, в день Красной горки (15 апреля в 2017 году), можно дополнительно покрасить яйца и испечь куличи, которые будут взяты с собой на кладбище. Все дело в том, что Радоница – это Пасха и в этот день мы должны вместе с ними отпраздновать столь светлое и значимое событие.

Радость на Радуницу

Для человека, живущего в современном мире, название этого праздника может резать слух. Действительно, так уже никто не говорит «Радуница», да и что вообще значит это слово? Вам это может показаться, конечно, странным, но название праздника Радуница происходит от слова «радость». Так как в этот день мы отмечаем Пасху с нашими усопшими родственниками, то мы должны радоваться этому дню.

Чтобы радоваться получилось, достаточно просто еще раз вспомнить смысл самой Пасхи, если с недавнего пасхального воскресенья вы его успели уже забыть. Иисус Христос воскрес и этим событием он победил смерть. Жизнь победила смерть, а значит, смерти просто не существует, есть только вечная жизнь. Именно ей сейчас и живут все усопшие, так что, Радуница – это праздник, возможность отметить победу жизни над смертью с усопшими родственниками и близкими людьми.

Интересно! В некоторых источниках утверждают, что название этого праздника происходит также от слова «род». Потому что, в родительские дни поминаются именно представители рода человека, благодаря которым сам верующий человек и живет на этом свете. В эти дни можно приготовить .




Радоница на Фоминой неделе

Всегда Родительская после Пасхи (в 2018 году тоже) отмечается во вторник Фоминой недели. Неделя Фомы (того самого апостола Иисуса Христа, которого прозвали неверующим) начинается 15 апреля на Красную горку. Это всегда второе от наступления Пасхи воскресенье. Далее в течение всей недели до следующего воскресенья праздничная неделя продолжается.

И именно в рамках этой недели выделяется тот день в году – – когда можно и нужно поминать усопших после Пасхи. Причем, отправляться на кладбище нужно с куличами, с крашеными яйцами и даже с творожной пасхой. Часть еды, по возможности, нужно отдать нищим и просящим у церкви.

Другие родительские дни после Пасхи

Мы уже точно знаем, что родительский вторник после Пасхи в 2018 году приходится на 17 апреля. В этот день мы с усопшими родственниками и близкими празднуем саму Пасху и победу жизни над смертью. Но, в какие еще дни в течение года (уже после Пасхи) будут родительские дни.





Календарь родительских дней после Пасхи на 2018 год:
9 мая. Этот день посвящен поминовению усопших воинов и, конечно, напрямую связан именно с Днем Победы.
Также надо отметить 26 мая. Еще эта суббота называется Троицкой, потому что приходится ровно за день до наступления большого праздника Троицы (Пятидесятница). В весенне-летний период у православных верующих именно этот день является главным поминальным. Важно сходить в церковь и помолиться за усопших родственников, а потом отправиться на кладбище, чтобы навестить их.
11 сентября будет отмечаться родительским день, связанный с праздников Покров. В этот день вспоминают Иоанна Предтечу, который был ярым борцом с грехами людей. Важно в этот день соблюдать однодневный пост, потому что, верующие скорбят из-за насильственной смерти святого Иоанна Предтечи.
Последний родительский день в году будет 3 ноября. Он называется Дмитриевской субботой. Вспоминают в этот день Дмитрия Донского и воинов, которые погибли в битвах под предводительством этого человека.

Пасха Христова в 2018 году приходится на 8 апреля. Святая Троица в 2018 году будет 27 мая. От Пасхи до Троицы проходит семь недель, которые еще называют Святая Пятидесятница. В семь воскресных дней вспоминаются разные события, особенности молитвенного правила и поклонов на Святой Пятидесятнице.

Семь недель после в церковном календаре выделяются особо, и считаются Неделями «по Пасхе». «Христос Воскресе!» приветствуют православные друг друга все семь недель после Пасхи и отвечают «Воистину Воскресе!» . Кроме этого, перед каждым вкушением пищи поют пасхальный тропарь, а не обычные молитвы.

Особо выделяется , в 2018 году она идет с 9 по 14 апреля. Это сплошная седмица, то есть не имеет постных дней. Всю эту неделю каждый желающий может позвонить в колокола. Существуют особенности и в молитвенном правиле - вместо утренних и вечерних молитв и правила подготовки к причастию поются или читаются Часы Пасхи. Необходимые перед причастием каноны, заменяют на канон Пасхи.

Вторая неделя носит название Фомина, Антипасха или Красная горка. В Она начинается в 2018 году 15 апреля с воспоминания уверения апостола Фомы в воскресшего Спасителя и продолжается до 21 апреля. На эту неделю приходится важное событие – Радоница, день особого поминовения усопших. Питание на этой неделе идет обычной годовой чередой – среда и пятница постные дни.

Третья неделя называется Мироносицкая, начинается в 2018 году 22 апреля Днем святых Жен Мироносиц и заканчивается 28 апреля.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

В эту неделю вспоминаются святые Жены-Мироносицы, которые первые поспешили отдать последние почести распятому Учителю, но обрели Гроб пустым.

Четвертая неделя называется «О расслабленном», в 2018 году она начинается 29 апреля, когда воспоминается чудо о воздвижении расслабленного, которое совершил Христос, и заканчивается 5 мая. На этой неделе верующие задумываются о том, как важно для того, что бы начать двигаться за Христом, сначала довериться Ему и подняться (начать).

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Пятая неделя называется «О самарянке», она в 2018 году начинается 6 мая воспоминанием беседы у колодца Христа с самарянкой и заканчивается 12 мая. Открытое сердце самарянки легко приняло слова Христа, так как они подобны чистой воде.

Шестая неделя называется «О слепом», в 2018 году она начинается 13 мая тем, что вспоминается чуда о даровании слепорожденному зрения, как ответ на веру, и заканчивается 19 мая. Чудо о слепом было совершено в субботу и стало вызовом фарисеям, запрещавшим трудиться в субботу. В четверг этой недели всегда приходится переходящий праздник Вознесения Господня, который в 2018 году приходится на 17 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Седьмая неделя по Пасхе установлена в память о Первом Вселенском соборе, она начинается 20 мая и заканчивается 26 мая. На этом Соборе епископ Мир Ликийских Николай, прозванный позже Чудотворцем, выступил против Ария и победил ересь. Во вторник этой недели, 22 мая - праздник Святителя Николая, который является непереходящим - Никола Летний. 26 мая - Троицкая родительская суббота.

После того, как все семь недель по Пасхе заканчиваются, наступает праздник Святой Троицы, который в 2018 году приходится на 27 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

С самого дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня все дела, трапезы и молитвословия предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровах!» Далее читается Трисвятое: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный помилуй мя!»

С Вознесения до Троицы все молитвословия начинаются с Трисвятого.

С Пасхи до Троицы молитва «Царю Небесный...» не читается.

С Пасхи до Вознесения молитва «Достойно есть» заменяется на Задостойник Пасхи.

От Вознесения до Троицы обе эти молитвы не читаются. Не надо забываться, что от Пасхи до Троицы земные поклоны в храме не совершаются.

Похожие публикации