Обслуживание инвалидов. Основные направления, формы и методы социального обслуживания инвалидов в рф Цели предоставления социальных услуг инвалидов

Социальное обслуживание инвалидов


Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Нелишне бывает напомнить и успокоить, что такие услуги оказываются только при условии добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда оказание таких услуг необходимо, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Действующим законодательством предусмотрен перечень социальных услуг, предоставление которых осуществляется бесплатно. Такие услуги в формах, перечисленных ниже, предоставляются:

Инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для нашей области);

Инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

На условиях неполной оплаты услуги из базового перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ, оказываются:

Инвалидам, получающим пенсию (в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона);

Инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона);

Инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Если инвалид живет в семье, где средний доход на члена семьи на 150 процентов превышает прожиточный минимум, установленный для данного региона. Оплата также производится, если инвалиду были оказаны услуги, не входящие в базовый перечень. Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения области.

Предоставление социальных услуг может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

Организация питания, включая доставку продуктов на дом;

Помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

Содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

Содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

Содействие в организации ритуальных услуг;

Другие надомные социальные услуги.

Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Такое обслуживание предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющим медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, направленной на достижение такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах- интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в таком учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме- интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

В качестве особого вида услуг для инвалидов в целях оказания им неотложной помощи разового характера проводится так называемое срочное социальное обслуживание. Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

Разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

Разовое оказание материальной помощи;

Содействие в получении временного жилого помещения;

Организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

Организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

Иные срочные социальные услуги.

Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.

В комплекс мер, связанных с социальным обслуживанием населения включается также нормы права, распространяющиеся не только на инвалидов, но на всех граждан. В частности, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, являющимися инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население. Инвалиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

Льготы - льготами, уважение - уважением, а необходимость контроля оказывается необходимой даже в этой области. Несмотря на то, что нас с детства учат уважительному отношению к людям, оказавшимся в тяжелых жизненных условиях, и на требования закона об особых к требованиям к людям, на которых возлагается защита и реализация прав и интересов инвалидов, предусмотрена наравне с этим и система органов, осуществляющих контроль за исполнением разного рода нормативными актами, направленных на социальную поддержку инвалидов (Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 32, а также Федеральный Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ст. ст. 37, 38). Так, контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг на уровне области и государства в целом в сфере социального обслуживания осуществляется органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции, а также министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, государственными предприятиями, учреждениями и организациями, имеющими в своем подчинении учреждения социального обслуживания. Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг на уровне города, района осуществляется муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования, а также органами управления социальным обслуживанием Российской Федерации и органами управления социальным обслуживанием области.

Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг частными организациями в сфере социального обслуживания осуществляется государственными, муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции.

При выявлении случаев нарушения прав инвалидов в сфере социального обслуживания, предусмотренных законами, государственных стандартов качества социального обслуживания органы социальной защиты населения, выдавшие учреждениям социального обслуживания лицензию на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания, вправе приостанавливать ее действие. Вопрос об окончательном прекращении такой деятельности решается учредителями или собственниками учреждений социального обслуживания либо в судебном порядке.

Возможно, организация общественного контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты интересов граждан пожилого возраста и инвалидов.

Вообще, контроль за своевременной реализацией прав и интересов инвалидов осуществляют органы прокуратуры и суда.

Надзор за исполнением законодательных актов, предоставляющих дополнительные права и льготы инвалидам, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Органы прокуратуры представляют собой средство быстрого реагирования на различного рода нарушения и своевременное устранение каких-либо нарушений. Однако они не имеют возможности принудительного исполнения принятых ими решений, за исключением случаев, когда нарушение прав инвалидов связанно одновременно с нарушением уголовного и административного законодательства. Тем не менее, в силу Указа Президента "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" органы прокуратуры вправе обращаться к Президенту с требованием о применении мер взыскания, вплоть до освобождения от должности, к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения федеральных законов, указов Президента и других нормативных актов.

Такой возможностью обладает только судебные органы. Действия или бездействие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав инвалидов, могут быть обжалованы в суд. Обращение суд в этом случае оформляется в виде жалобы, возмещение расходов, связанных с неисполнением законов, может производиться судом непосредственно при рассмотрении этой жалобы. Кроме того, в случае обнаружение в ходе судебного разбирательства, что действия должностного лица подпадают под условия, предусмотренные другими законодательными актами, судья может принять решения о возможности привлечения его к уголовной или административной ответственности, а также указать лицу, обратившемуся за защитой своих прав на привлечения допустившего нарушение лица к гражданско-правой ответственности.

Действующее в настоящий момент законодательство не представляет застывшей собой структуры. Как на уровне федерации, так и на уровне нашей области разрабатываются целевые программы, направленные на защиту инвалидов (как категории граждан, в настоящий момент особо нуждающихся в социальной поддержке государства). Оказание поддержки инвалидам будет производиться не только в виде целевых денежных выплат и адресного предоставления каких-либо льгот имущественного характера, но и создание для инвалидов социальной инфраструктуры, удобной для проживания (оборудование жилых домов средствами, удобными для перемещения инвалидов, т.е. специальными подъездными дорожками, подъемниками; создание реабилитационных комплексов, оборудованных специальными спортивными тренажерами, бассейнами; адаптация средств индивидуального, городского и междугороднего общественного пассажирского общественного транспорта, связи и информатики; расширение производства вспомогательных технических средств и бытового оборудования). Обеспечение в современных условиях занятости инвалидов должно осуществляться путем создания большего количества рабочих мест, специально оборудованных для осуществления трудовой деятельности инвалидом, увеличение доли квотирования рабочих мест на предприятии, предназначенных для приема на работу инвалидов. Дальнейшее совершенствование будет происходить и в системе социальной защиты.

В заключение можно добавить, что в настоящее время в рамках комитета социальной защиты идет подготовка законопроекта, направленного на закрепление основ социальной защиты населения Пермской области. В этом законопроекте будут закреплены, в том числе, нормы, направленные на защиту и поддержку инвалидов, постоянно проживающих на территории Пермской области. А пока на территории Пермской области действует годовая социальная программа, в которой предусматриваются меры, направленные на поддержку одиноких, малообеспеченных и неработающих инвалидов. Подробнее об условиях и порядке предоставления помощи в порядке реализации этой программы можно узнать в отделе социальной защиты вашего района.

К учреждениям социальной защиты относятся:

1. стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты, отделения временного проживания при домах-интернатах, отделения милосердия на базе домов-интернатов);

2. полустационарные учреждения социального обслуживания (центры социального обслуживания, дома ночного пребывания, социальные дома для одиноких пенсионеров);

3. нестационарные учреждения (специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, службы срочного социального обслуживания и др.)

учреждения социального обслуживания семьи и детей (социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, центры социальной помощи семье и детям);

учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (ГС МСЭ) и реабилитации инвалидов.

В России имеется более 900 домов-интернатов, в которых проживает около 260 тысяч инвалидов и лиц пожилого возраста. Указанные учреждения профилированы с учетом характера патологии и возраста инвалидов. Они включают: дома-интернаты общего типа (для пожилых людей и инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и внутренних органов), психо-неврологические интернаты (для инвалидов с хроническими психическими заболеваниями и глубокой умственной отсталостью), детские дома-интернаты для умственно отсталых и для детей с физическими недостатками. (36 с.26).

К сожалению, в настоящее время данные учреждения имеют сравнительно небольшую пропускную способность и не в состоянии представить широкий ассортимент реабилитационных услуг, а также условия для проведения оздоровительной трудотерапии. Вместе с тем финансово-экономическая база учреждений социальной защиты населения должна соответствовать социально гарантированным потребностям населения, независимо от места проживания людей.

Основными принципами социальной помощи на современном этапе являются:

принцип адресности социальной помощи, предусматривающей предоставление ее конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей;

принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание помощи, обратившимся в местные органы социальной защиты;

принцип дифференцированного дохода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий;

принцип комплексности, предполагающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи: денежной, натуральной, в виде услуг или льгот;

принцип самостоятельности местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями;

принцип социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума и т.д. (41 с.274)

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях (домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах). Направляются в эти учреждения инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

В дома-интернаты для инвалидов принимаются только инвалиды I и II групп в возрасте не старше 18 лет не имеющие трудоспособных детей и родителей, обязанных по закону их содержать.

В последнее годы широкое распространение получили дома для инвалидов, содержание в которых происходит на платной основе.

В стационарных учреждениях осуществляется не только уход и необходимая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера.

В соответствии с федеральным Перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых инвалидам, государственными учреждениями социального обслуживания утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1151 25 ноября 1995 года, инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются:

1. материально-бытовые услуги (предоставление жилой площади, организация реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания);

2. услуги по организации питания, в том числе диетического, обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями, создание условий для проведения религиозных обрядов и т.д.;

3. социально-медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание (бесплатная медицинская помощь, обеспечение ухода, содействие в проведении медико-социальной экспертизы, проведение реабилитационных мероприятий, оказание помощи в госпитализации, содействие в протезировании, обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях);

4. организация получение образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей;

5. услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией (создание условий для использования остаточных трудовых возможностей);

6. правовые услуги;

7. содействие в организации ритуальных услуг.

Материально-технической базой реабилитации инвалидов, находящихся в домах-интернатах, являются лечебно-трудовые мастерские (швейные, картонажные, сборочные, галантерейные и др.), подсобные хозяйства (полеводство, огородничество, садоводничество, цветоводничество, животноводство и др.), спеццехи (с учетом особенностей работающего спецконтингента: психических больных, больных туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д.).

К числу факторов, облегчающих адаптацию инвалидов в домах-интернатах, относится создание оптимальных бытовых условий, обеспечение домашнего уюта, удовлетворение потребностей инвалидов в медицинской помощи. (36 с.27)

Социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник постоянно осуществляет взаимодействие с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни о прошлой жизни человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслуживанию.

Роль социального работника как специалиста, владеющего основами знаний о психологии и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к проживающему контингенту. (36 с.31)

Для лиц без определенного места жительства из числа инвалидов создаются специализированные учреждения (социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации), в которых предоставляется временное место проживание (включая медицинское обслуживание, питание, ночлег) и проводятся мероприятия по социальной адаптации лиц, утративших социально-полезные связи (в первую очередь лиц, освобожденных из мест лишения свободы) к условиям жизни в обществе.

В указанных учреждениях предоставляется:

талоны на одноразовое (один раз в сутки) бесплатное питание;

первая доврачебная помощь;

предметы личной гигиены, санитарная обработка;

направление на лечение;

содействие в обеспечении протезирования;

оформление в дом-интернат;

оказание содействия в оформлении и перерасчете пенсии;

содействие в трудоустройстве, в оформлении документов, удостоверяющих личность;

содействие в получении страхового медицинского полиса;

оказание разносторонней помощи (консультации по юридическим вопросам, бытовые услуги и т.д.)

Одной из разновидностей социального обслуживание инвалидов являются полустационары, создаваемые в муниципальных центрах социального обслуживания или в органах социальной защиты населения. В отделениях дневного (ночного) пребывания осуществляется социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов.

Полустационарное социальное обслуживание предусмотрено для инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний.

В указанных учреждениях оказывается следующие виды услуг:

организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, предоставление постельных принадлежностей, обеспечение книгами, журналами, газетами);

социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, содействие в проведение реабилитационных программ для инвалидов, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, содействие в протезировании и т.д.);

содействие в получении образования и профессиональной подготовке;

содействие в трудоустройстве;

содействие в организации правовых услуг;

содействие в организации ритуальных услуг.

В задачи отделений социального обслуживания на дому входят выявление и учет лиц, нуждающихся в социальной помощи, в оказании конкретных социальных услуг (доставка обедов, приобретение продуктов и промышленных товаров, медикаментов, сдача белья в прачечную и т.д.) На обслуживание принимаются инвалиды, нуждающиеся в посторонней помощи. Такая помощь осуществляется (Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1998 года) соответствующими отделениями, созданными в муниципальных центрах социального обслуживания населения.

В соответствии с федеральным Перечнем услуг данными учреждениями оказывается следующие виды услуг:

1. услуги по организации питания, быта и досуга:

покупка и доставка на дом продуктов питания;

горячих обедов; помощь в приготовлении пищи;

покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

доставка воды;

топка печей;

сдача вещей в стирку и химчистку;

содействие в организации ремонта и уборке жилых помещений;

содействие в оплате жилья и коммунальных услуг; помощь в организации досуга и т.д.

2. социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:

обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;

содействие в оказание медицинской помощи;

проведение медико-социальной экспертизы;

проведение реабилитационных мероприятий;

содействие в обеспечении лекарствами;

содействие в получении протезной помощи.

3. Содействие в помощи получения образования инвалидам.

4. Содействие в трудоустройстве.

5. Правовые услуги.

6. Помощь в организации ритуальных услуг.

Гражданам могут быть предоставлены и другие (дополнительные) услуги, но на условиях полной или частичной оплаты. К числу таких дополнительных услуг относятся:

наблюдения за состоянием здоровья;

оказание экстренной до врачебной помощи;

выполнение медицинских процедур;

оказание санитарно-гигиенических услуг;

кормление ослабленных больных;

проведение санитарно-просветительной работы.

Федеральным Законом «О государственной социальной помощи» (от 2 июля 1999 года) предусмотрено право малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величены прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации на оказание им натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.). Размер такой помощи установлен в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего, одиноко проживающего гражданина.

Социальные услуги отделениями службы на дому оказываются бесплатно:

инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

инвалидам, имеющих родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечивать им помощь и уход, при условии, что размер получаемой ими пенсии, с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Задачи срочной социальной помощи заключаются в оказании неотложной помощи, разового характера, инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Объем социальных услуг установлен федеральным Перечнем. Гарантированных государством социальных услуг:

социально-консультативная помощь;

предоставление консультаций по вопросам социально-бытового и социально-культурного обеспечения жизнедеятельности;

предоставление психолого-педагогической помощи;

предоставление социально-правовой защиты инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в связи с инвалидностью, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов).

Важной задачей является совершенствование системы профессионального обучения и профориентации инвалидов. На сегодняшний день в России действует свыше 50 учебных заведений для инвалидов, где они обучаются более 20 профессиям, основными из которых являются: портной (39,1%), бухгалтер (17,9%), механик (13,4%), обувщик (4,7%), часовщик (3,7%). Специфика различных нарушений требует соответствующих программ и часто - специализированных учебных заведений. Первые специальные вузы для инвалидов открыты в Москве: институт искусств, институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. (44 с.118)

Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-социальной реабилитации инвалидов. В связи с ухудшением важнейших социально-гигиенических и социально-экономических показателей здоровья число инвалидов в Российской Федерации ежегодно увеличивается на 800-900 тысяч. Из них каждый четвертый - в возрасте до 40 лет. Основными причинами инвалидности, по данным медико-социальной экспертизы, являются болезнь системы кровообращения, злокачественные новообразования и травмы всех видов.

Неизменно продолжается рост относительной численности инвалидов с детства.

В детских домах-интернатах для детей с физическими недостатками сосредоточен самый тяжелый контингент детей с поражением опорно-двигательного аппарата. (Приложение 4)

Полная независимость в осуществлении самообслуживания отмечена у 56,6% детей, частичная бытовая зависимость от окружающих - у 26,3%. Дети, неспособные к самообслуживанию, составляют - 15,1%.

Основная цель этих учреждений - осуществление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов посредством непрерывной интенсивной восстановительной терапии и протезирования, психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной подготовки и последующего трудоустройства. (36 с.43)

По данным одного календарного года 13,5% выбывших из детских домов-интернатов переведены в дома-интернаты общего типа, 86,5% - выписаны домой. Из числа выписанных 80% продолжили обучение с целью получения конкретной профессии: 18% обучались в ПТУ системы профтехобразования, 9,2% - в техникумах, 3,2% - в средних школах рабочей молодежи, 2,0% в вузах. (36 с.44)

Инвалиды молодого возраста (от 16 до 44 лет) составляют около 10% всего контингента проживающих в домах-интернатах общего типа. Более половины из них - до 35 летнего возраста, и преобладающее большинство инвалидов I группы - 67,0%. (36 с.32) (приложение 4)

Большое число людей проживает в регионах с крайне неблагоприятной экологической обстановкой, способствующей возникновению хронических заболеваний.

При планировании развития учреждений социальной защиты населения необходимо учитывать следующие факторы:

1. обеспечение комфортных условий и качество обслуживания населения;

2. совершенствование размещения сети учреждений социальной защиты с учетом экономической целесообразности;

3. дальнейшее совершенствование сети учреждений социальной защиты в отраслевой структуре районов и крупных городов;

4. развитие инфраструктуры учреждений социальной защиты населения, призванной решать социально-экономические задачи в новых рыночных условиях.

Повышение эффективности работы учреждений и организаций социальной защиты и поддержки инвалидов зависит от кадров. Испытывается острый недостаток высококвалифицированных специалистов, в связи с чем весьма актуальной является проблема подготовки социальных работников с высшим специальным образованием. В 90-х годах в ряде вузов страны: Московском технологическом институте, Институте культуры, Екатеринбургском педагогическом и других были открыты факультеты и курсы подготовки специалистов по социальной работе. Был создан Московский Государственный Социальный Университет для подготовки разносторонних специалистов в области социальной работы. (41 с.28)

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения Российской Федерации устанавливает ФЗ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как “деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации ” (ст.1).

Социальное обслуживание базируетсяна принципах : равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста; доступности; добровольности; содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы; адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии; гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности в работе; профилактической направленности; законности и учета международных стандартов.

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

В соответствии с ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в РФ” (1995 г.), в сферу социальных услуг , оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; оказание материальной помощи и проведение социальной адаптации и реабилитации граждан.

Основные направления социального обслуживания населения:

- предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средства реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

Которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях , осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

- предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

- реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Существуют следующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

- социальное обслуживание на дому , включая социально-медицинское обслуживание;

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

- стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и др. учреждениях социального обслуживания);

- срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;

- социально-консультативная помощь , направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях, профилированных в соответствии с их состоянием здоровья и социальным положением. Оно направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

В Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.) декларируются следующие права граждан, проживающих в стационарных учреждениях.

Статья 12. Права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

1.Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания … имеют право на:

· обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

· уход, первичную медико-социальную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

· бесплатную специализированную помощь, в том числе зубопротезную (без использования драгоценных металлов), в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также бесплатную протезно-ортопедическую помощь;

· социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

· добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

· медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

· свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителями, а также родственниками и другими лицами;

· бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;

· представления им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

· сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение СО, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семьи, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое жилое помещение…

· участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.

2.Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях СО, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях … социальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения…

4.Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях СО, имеют право на свободу от наказаний . Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов…

Статья 13. Принуждение граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающзих в стационарных учреждениях СО, к лечебно-трудовой деятельности не допускается.

Статья 15.Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов … могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения СО в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию или активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными…

Сегодня в нашей стране активно развиваются реабилитационные центры для инвалидов и отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями в комплексных центрах социального обслуживания населения и центрах социальной помощи семье и детям. Созданы отделения реабилитации в детских психоневрологических домах-интернатах и в аналогичных домах-интернатах для взрослых. В этих службах и сосредоточена социальная работа с инвалидами.

Территориальная социальная работа и социально-консультативная помощь инвалидам реализуются прежде всего в мероприятиях по социальному патронажу, социальной диспансеризации и социальному сопровождению инвалидов и их семей.

В последние годы быстрыми темпами увеличивается чис­ло одиноких и одиноко проживающих граждан указанной ка­тегории, и возможности удовлетворения их потребностей по вышеперечисленным параметрам на основе внутрисемейного обслуживания все более ограничиваются. Это происхо­дит из-за высокой занятости трудоспособного населения, а также развивающегося процесса ослабления семейных свя­зей, обособления младшего поколения от старшего.

Все это послужило основанием для поиска новых форм организации социально-бытового обслуживания нетрудос­пособных граждан наряду с существующей системой поме­щения их в дома-интернаты. Такие формы социального об­служивания, включая медицинскую, бытовую, досуговую, психологическую и другие виды помощи предоставляют цен­тры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Основная цель деятельности этих учреждений сводится к тому, чтобы поддержать нормальный уровень жизнедеятельности подопечных, пока еще не нуждающих­ся в постоянном постороннем уходе, а имеющих физические и психические возможности сохранять, при периодической помощи работников центра, связь с внешним миром, свое здоровье и оптимальные условия существования.

В РФ деятельность центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов регулируется рядом законодательных актов:

· Конституция РФ от 12.12.93 г.;

· ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов» от 02.08.95 г.;

· ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 15.11.95 г.;

· ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.12.95 г.;

· Указ Президента РФ от 25.03.93 г. № 394 «О мерах по про­фессиональной реабилитации и обеспечению занятости ин­валидов»;

· Приказ Министерства социальной защиты населения РФ № 137 от 20.07.93 г. «О примерном положении центра соци­ального обслуживания»;

· Постановление Правительства РФ «О федеральном пе­речне гарантированных государством социальных услуг, пре­доставляемых гражданам пенсионного возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями соци­ального обслуживания».

Федеральный закон «О социальном обслуживании граж­дан пенсионного возраста и инвалидов» регулирует отноше­ния в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавли­вает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан указанной категории, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетво­рению потребности указанных граждан в социальных услу­гах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении меди­цинской, правовой, социально-психологической помощи: в натуральном виде, в профессиональной подготовке, тру­доустройстве, организации досуга и т. д.), которые предос­тавляются указанной категории граждан на дому или в уч­реждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Целью деятельности ЦСО является осуществление соци­ального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. Из этого вытекает ряд задач, от решения которых зависит эф­фективность и качественность выполнения поставленной цели, а именно:

Выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социального обслуживания;

Оказание социально-бытовой, медицинской, психоло­гической, консультативной и иной помощи гражданам;

Содействие в оптимизации у граждан, обслуживае­мых центром, возможности реализации своих по­требностей;

Обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законода­тельством;

Анализ уровня социально-бытового обслуживания на­селения района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населе­ния, внедрение в практику новых видов и форм помо­щи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;

Привлечение различных государственных и негосу­дарственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координация их деятельности в этом на­правлении.

Эти задачи детерминируют структурную организацию центра, в которую помимо аппарата входят следующие под­разделения: отделение социального обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального обслуживания (рис.


2.4).

ОСО создается для временного (до 6 месяцев) или постоян­ного оказания помощи гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посто­ронней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержание их социального, психологического и физического статуса.

Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не входящих в перечень гарантированных.

ОСО создается для обслуживания 60 граждан, прожива­ющих в сельской местности и 120, проживающих в домах со всеми удобствами. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, медсестрами, состоящими в штабе центра. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания 4 граждан сельской местности и 8 — в благо­устроенном городском секторе.

ОДП является полустационарным структурным подраз­делением центра и предназначается для социально-бытово­го, культурного, медицинского обслуживания граждан, со­хранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания, общения и отды­ха, привлечения к посильной трудовой деятельности, под­держания активного образа жизни.

В штат ОДП вводятся должности культорганизатора, медсестры, инструктора по труду, заведующего, а также младшего обслуживающего персонала. ОДП создается для обслуживания от 25 до 35 граждан. Продолжительность об­служивания в отделении устанавливается исходя из очеред­ности граждан на обслуживание, но не менее 2 недель. В ОДП выделяются помещения для кабинетов доврачеб­ной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, ле­чебно-трудовых мастерских и т. д.

Обслуживаемые граждане могут при их добровольном со­гласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специ­ально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая терапия осуществляется под руководством инструктора по труду и под наблюдением медицинского работника.

ОССО предназначается для оказания престарелым граж­данам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной под­держке, помощи разового или краткосрочного характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

В штат ОССО вводятся должности специалиста по со­циальной работе, заведующего, медицинского работника, а также психолога и юриста. Работниками ОССО осуще­ствляется выявление и учет граждан, остро нуждающих­ся в натуральных и иных видах помощи, с целью ее пос­ледующего предоставления. ОССО должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и пере­вязочных средств для оказания срочной доврачебной по­мощи. Деятельность ОССО строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, обще­ственными, благотворительными, религиозными органи­зациями и объединениями, фондами, а также отдельны­ми гражданами.

К перечню услуг, предлагаемых центром, относятся:

· услуги по организации питания, быта, досуга;

· социально-медицинские услуги;

· правовые услуги.

Глава 3. Социальное обслуживание инвалидов

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Согласно указанному Закону, инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет - категория «ребенок-инвалид». Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества: для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственным программах, предоставления им социальной помощи и т.д. Согласно Примерному положению о Центре социального обслуживания (от 20 июля 1993 г.) это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального облуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д.

Основными задачами деятельности Центра являются:

Выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.);

Определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи;

Дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;

Предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

Анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;

Привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.

В настоящее время расширяется система медико-социальной помощи инвалидам. Так, Федеральный Закон о социальной защите инвалидов конкретизирует понятие медико-социальной экспертизы как определения в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных свидетельствуемого лица с использований классификаций и критериев, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения.

На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) участие в разработке комплексной программы профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

4) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

5) определение причины смерти инвалида в случаях, когда действующим законодательством предусматривается предоставление льгот семье умершего. Закон вводит понятие реабилитации инвалидов как системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им экономической независимости и его социальной адаптации.

Реабилитация инвалидов включает:

Медицинскую реабилитацию инвалидов, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

Профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудового устройства;

Социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Федеральной базовой программой реабилитации инвалидов является гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности. Мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов осуществляет Государственная служба инвалидов, представляющая собой совокупность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня. Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов происходит через медицинскую помощь, беспрепятственный доступ к информации и к объектам социальной инфраструктуры.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам...

Виды социального обслуживания

5) социально-консультативная помощь. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных видов социального обслуживания. 1...

Виды социального обслуживания

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке...

Виды социального обслуживания

Зачисление на социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в Волгоградской области осуществляется в соответствии с Постановлением «О порядке и условиях зачисления граждан пожилого возраста и инвалидов на...

Виды социального обслуживания

Организация социальной работы по охране семьи, материнства и детства

Социальное обслуживание семьи - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан...

Особенности социального обслуживания населения

Система социального управления

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи...

Социальное обеспечение инвалидов и лиц пожилого возраста

Конституция РФ в ст.7 установила, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека...

Социальное обслуживание инвалидов

Социальное обслуживание инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг...

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов

Конституция РФ в ст. 7 установила, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека...

Социальные льготы и выплаты для инвалидов

Набор социальных услуг - это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 27.11.1995...

Похожие публикации