Обряд и ритуал в чем различие. Альманах борух - чем по смыслу отличаются слова ритуал, обряд и церемония

Спрашивает: Татьяна Сергеевна

Вопрос: Обьясните, пожалуйста, как правильно называть служение священиков в храме во время проведения праздников, приношения жертв и прочего? У нас в церкви называют это церемониальным законом. Разве это правильно? Чем по смыслу отличаются слова ритуал, обряд и церемония.

С благодарностью и уважением надеюсь на ответ.

Отвечает Александр Болотников: Мир Вам!

Прежде всего, скажем, что в Священном Писании отсутствуют термины современного систематического богословия. Так, действия священников названные в русском переводе Библии "служение" в оригинале названы словом "авода" - работа, употребление или служение. Священники работая, служили Богу, очищая народ от грехов. Кроме того, когда русский Синодальный перевод Писания говорит об обрядах (например, Числа 9:3), необходимо отметить, что в оригинале используется слово "мишпат", означающее "суд", "закон" или "устав".

Перечисленные Вами слова ритуал, обряд и церемония с точки зрения русского языка - синонимы; церемония является более секулярным определением, чем ритуал и обряд.
Все три слова обозначают установленный порядок действий при совершении религиозных или традиционных действий. Ритуалы имели как язычники, так и потомки Иакова в Иерусалимском храме.

Для верующих людей наибольший интерес представляет библейская ритуальная динамика, о которой я расскажу ниже.
Я привожу выдержку из своей книги "Евангелие в Ветхозаветном Святилище". Глава 2. Святилище в прообразах и предтечах.

"В чем смысл ветхозаветных ритуалов? Как их можно понять? Именно этим занимается такой раздел экзегетики, как "ритуальная динамика". Смысл ритуала, его значение, заложенное Самим Богом, можно, хотя бы отчасти, понять, только если систематически, шаг за шагом изучить каждое действие.

Учитывая это, богослов Рой Гейн определяет ритуал следующим образом:

"Ритуал - это система действий, связанных между собой определенными четкими правилами, каждое из которых имеет свой глубокий духовный смысл. Целью ритуала является установление взаимосвязи между грешным человеком и запредельным Святым Богом". Иными словами, чтобы совершить ритуал, угодный Богу, необходимо иметь веру. Рассматривая каждое действие ритуала именно таким образом, мы очень скоро откажемся от идеи противоречия между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Мы увидим, что ритуал - это не бездумное действие, самоцелью которого является достижение спасения по делам, но это акт веры, имеющий огромное значение для человека, совершающего его. Вот почему нам важно говорить не только о типологии Нового Завета в Ветхом Завете, но и Ветхого Завета в Новом, так как это поможет нам убедиться в том, что Бог неизменен. Он осуществляет задуманный им план спасения независимо от культуры и уровня развития человека. В ветхозаветных ритуалах Господь приоткрывает перед человеком завесу будущего, что позволяло израильтянину верою увидеть тогда то, что мы, христиане ХХ века, наблюдаем как свершившуюся историю".

Некоторые действия людей могут называться обрядами или ритуалами. Есть ли разница в данных понятиях? И если можно провести такую грань, то чем отличается обряд от ритуала? Попытаемся найти ответ на эти вопросы.

Общие сведения

В любом случае речь идет о произведении символических действий в заданной последовательности. Подчеркивается внешняя форма исполнения. В поведении людей присутствует выразительность. Обряды и ритуалы выступают определенными ориентирами, им следуют в тех или иных ситуациях, соблюдают связанные с подобными явлениями правила.

Сравнение

Сразу стоит заметить, что однозначного мнения по поводу предмета обсуждения не существует. В научной, исследовательской и прочих видах литературы обряд и ритуал могут рассматриваться под разными углами и соотношения данных понятий не везде совпадают. Согласно некоторым трактовкам, отличие обряда от ритуала вовсе отсутствует. Эти названия в таких случаях употребляются как взаимозаменяемые.

В других источниках указывается, что каждое из обсуждаемых явлений имеет свою специфику. Обряд представлен как сложное массовое действие, закрепленное традицией и наглядно изображающее всевозможные социальные отношения. Здесь выполняется коммуникативная и воспитательная функция.

Обрядами, в этом понимании, сопровождаются ключевые моменты жизни. Такие действия позволяют подчеркнуть уникальность, торжественность события. Религиозные обряды являются выражением веры, а, к примеру, календарные связаны с повторяемостью работ в крестьянском быту. Подобные действия отражают народное сознание и составляют важную часть фольклорного наследия.

Ритуал же здесь изображен как стилизованное, демонстративное действие, обладающее даже некоторой театральностью. Он призван драматизировать то или иное событие и вызывать у присутствующих глубокие эмоции (трепет, благоговение, скорбь). Во время ритуала произносится четко распланированный текст, выполняются определенные движения, часто используются особые предметы.

Ритуал может быть связан с посвящением в профессию, вступлением в какое-либо общество, браком, захоронением. Обычно ходом таких действий управляет «специалист», знающий все тонкости и правила соответствующего ритуала. Исследуемое явление не всегда имеет отношение к общественной жизни и зачастую представляет собой акт, совершаемый одним человеком. Кроме того, в отличие от обряда, это понятие употребляется и в биологии для обозначения определенных форм поведения животных.

Между тем многие авторы разграничивают понятия еще по одному критерию. В чем разница между обрядом и ритуалом по их мнению? В том, что первому явлению приписывают светлый, положительный оттенок, а второму – темный, негативный. Обряд как бы скрепляет отношения человека и Творца, позволяет почувствовать Божью благодать. Ритуал, с этой позиции, приравнивается к колдовскому действию и связывается с язычеством и оккультизмом.

  • Британская социальная антропология
  • Французская юридическая антропология
  • Индийская антропология права
  • § 3. Юридическая антропология в России
  • Часть II. Становление «человека юридического»
  • Глава 3. Генотип нрава: мононормы. Человек в системе архаического ("первичного") права
  • § 1. Табу как прототип правового запрета
  • § 2. Тотем, миф и "идеальный правовой порядок". Обычай как "пережитый правовой порядок"
  • Групповые регуляторы. Тотем
  • Магия, ритуал, обряд, обычай
  • Глава 4. Человек "общинный" и человек "государственный"
  • § 1. Общинная модель публичной власти и место человека в ней
  • § 2. Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
  • § 3. Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
  • § 4. "Право государства" и человек
  • Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
  • Глава 5. Философско-этическая доминанта в индусском праве и в конфуцианстве
  • § 1. Homo juridicus индусской общины
  • § 2. Мир "ли" и "фа" китайца
  • Глава 6. Шариат - "закон жизни" мусульманина
  • Всеобщая исламская декларация прав человека
  • Преамбула
  • I. Право на жизнь
  • II. Право на свободу
  • III. Право на равенство и недопущение никакой дис­криминации
  • IV. Право на справедливость
  • V. Право на справедливый судебный процесс
  • VI. Право на защиту против превышения власти
  • XIII. Право на свободу вероисповедания
  • XIV. Право на свободу собраний
  • XV. Экономический порядок и вытекающие из него права
  • XVI. Право на защиту собственности
  • XVII. Статус и звание трудящихся
  • XVIII. Право на социальное обеспечение
  • XIX. Право на создание семьи и связанные с этим вопросы
  • XX. Право замужней женщины
  • XXI. Право на образование
  • XXII. Право на личную жизнь
  • XXIII. Право на свободу перемещения и место жи­тельства
  • Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации (Африка, Сибирь, Кавказ)
  • Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации 249
  • § 1. Африка
  • Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации 251
  • § 2. Сибирь
  • Устав об управлении инородцев 22 июля 1822 г.
  • § 3. Кавказ
  • Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
  • Глава 8. Европейский homo juridicus
  • § 1. Европейская правовая традиция
  • Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
  • Билль о правах
  • Поправка VI
  • Поправка VII
  • Поправка VIII
  • Поправка IX
  • Поправка X
  • § 2. "Человек европейский" между правом и "не-правом"
  • Глава 9. Человек в системе российского права
  • § 1. Правовая традиция России: где человек?
  • Глава XXII
  • Указ, за какие вины кому чинить
  • Смертную казнь и за какие вины
  • Смертию не казнить, а чинить наказанье
  • § 2. Личность в социалистическом праве
  • Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик
  • II. Государство и личность
  • Глава 6. Гражданство ссср. Равноправие граждан
  • Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан ссср
  • Декларация прав и свобод человека
  • § 3. Преодоление "классового права"
  • 1. Права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие (целостность) личности:
  • 2. Права, обеспечивающие индивидуализацию личности:
  • 3. Права, обеспечивающие автономию личности:
  • 4. Неимущественные права авторов результатов ин­теллектуальной деятельности и исполнителей:
  • Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
  • Глава 10. Международные стандарты прав человека и проблема международной правосубъектности индивида
  • Глава 11. Международное гуманитарное право
  • 1. Основополагающие принципы
  • 2. Общие принципы
  • 3. Принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных конфликтов и ведения военных действий
  • Глава 12. Международная система защиты прав человека
  • Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
  • Глава 13. Современная семья и право
  • Глава 14. Личностные права: есть ли пределы?
  • § 1. Есть ли права у эмбриона?
  • § 2. Может ли человек распоряжаться своим телом?
  • Глава 15. Эвтаназия: право на достойную смерть или убийство?
  • Заключение Вклад антропологии права в "перспективное право"
  • Магия, ритуал, обряд, обычай

    К. Леви-Строс устанавливал прямую связь между ми­фом и обрядом: "между мифом и обрядом постулируется оп­ределенное соответствие, или, другими словами, гомология: независимо от того, кому из них приписывается роль ориги­нала или отражения, миф и обряд воспроизводят друг друга: один- в форме действия, а другой - в виде понятий" 218 .

    Однако между мифом и обрядом (ритуалом) вклинива­ется такое действо, как магия. Современному человеку о магии известно, пожалуй, только, что есть "черная" (вредо­носная) магия и магия "белая" 219 , несущая в себе конечный положительный результат ("верну мужа", "сниму сглаз" - типичные фразы объявлений, размещаемых в наших газе­тах полчищами невесть откуда взявшихся новоявленных "ма­гов"). С магией часто отождествляют знахарство - народ­ную медицину вкупе с "заговорами", а также шаманство. Это говорит о том, что у магии есть свое продолжение в исто­рии вплоть до наших дней.

    Все это, конечно, интересно, говорят прагматично на­строенные студенты, но какая связь магии с правом? (Ох уж эти молодые прагматики с их установкой на четко обо­значенную "пользу"...) Постараемся объяснить, как можем, призвав на помощь два интереснейших труда: "Набросок об­щей теории магии" Марселя Мосса 220 и "Магия, наука и рели­гия" Бронислава Малиновского 221 , первый труд - фундамен­тальный академический текст, составленный на огромном эм­пирическом и научно-теоретическом материале, второй - блестящий научно-популярный очерк на тему о магии и об­рядности. Холодный картезианский ум и страстная славян­ская душа обратились к одному объекту с единой целью: вы­яснить воздействие мистических представлений и действий на духовный мир и поведение человека.

    М. Мосс с беспристрастием аналитика отделяет магию от других действий. Устойчивая во времени и санкционирован­ная общественным мнением практика, например суеверные действия игроков, не может, по его логике, считаться маги­ческой. Для антрополога права важно и такое замечание М. Мосса: "Традиционные практики, с которыми магические действия можно спутать, - это юридические действия, технические приемы и религиозные обряды. Магию связывают с системой юридических предписаний, потому что в обоих явлениях присутствуют обязательные слова и жесты, обле­ченные в торжественные формы. Поскольку юридические действия часто носят ритуальный характер, а контракты, клятвы, судебные процедуры напоминают в некотором роде священнодействие, то их путают с обрядами, хотя таковыми они не являются. В той мере, в которой эти действия облада­ют особым эффектом или создают нечто большее, нежели установление договорных отношений между человеческими существами, они перестают быть юридическими, но стано­вятся действиями религиозными и магическими" 222 .

    Итак, не любой обряд является магическим. От религи­озного магический обряд отличает то, что первый соверша­ется открыто, через поклонение и примирение, второй обыч­но тайно, вдали от посторонних глаз (в лесу, в темном месте) и достаточно агрессивен, ибо нацелен на получение непос­редственного результата. М. Мосс дает поэтому такое опре­деление магического обряда: ""...любой таинственный об­ряд, совершающийся частным образом, скрытно, не яв­ляющийся частью целостного культа и в своей крайности стремящийся к запрещенным формам обряда" 223 .

    Мы обратимся к анализу магии прежде всего потому, что во многих регионах мира она предшествовала религии. То, чего человек на достигал рациональными усилиями, он пытался достичь при помощи магических обрядов. Это было своего рода тайное знание, первобытная алхимия, но это зна­ние не было результатом божественного откровения. Б. Мали­новский тонко прочувствовал эту особенность магии: "Магия является свойством вещи или, точнее, свойством связи между человеком и вещью, ибо не будучи созданной человеком, ма­гия всегда была предназначена для человека. Во всякой тради­ции, во всякой мифологии магия всегда выступает как принад­лежность человека, полученная от человека же или какого-то человекоподобного существа" 224 . В магии человек заявляет о сво­ей автономности и пытается повлиять на законы природы, пред­восхитить или, напротив, приостановить ход событий усилием воли и совершением таинственных ритуальный действий.

    Магическое знание передается как традиция от челове­ка к человеку путем посвящения и обучения. Так, сибирские шаманы отбирали своих последователей из наиболее талант­ливой молодежи и обучали их своему ремеслу 225 . Для нас важно зафиксировать: усваиваемые с детства через мифы и уст­ную передачу правила поведения, являвшие собой как бы "идеальную правовую модель", в магии не только не под­тверждались, а даже отрицались и подавлялись, коль скоро отдельные индивиды полагались скорее на специфический опыт эмоциональных состояний, нежели на послушное сле­дование общепринятой модели. Магия в этом смысле давала модель "девиантного", т. е. противоправного поведения. Но она была (и в некоторых своих проявлениях остается) состав­ной частью бытия человека 226 . Магия породила многочислен­ные культы и обряды, во многом отличные от тотемизма и предназначенные отдельным половозрастным группам (эро­тические обряды и культы или обслуживавшие определен­ные виды деятельности (промысловые культы, охотничья магия; многие магические обряды затем трансформируются в обычные, "открытые для всех", культы, как, например, погребальные культы 227), регулируемые своими правилами.

    Еще одним важным социальным регулятором были и ос­таются ритуалы и обряды. Те, кто однажды (а многие не однажды) проходил через ритуал бракосочетания, знают, что целью его является психологическое сопровождение заклю­чения "акта гражданского состояния", сопровождение, дол­жное в свою очередь внушить уверенность в уникальности, торжественности события и прочности заключаемого в такой обстановке брака. У всех народов детально разработан не только брачный ритуал, но и ритуал посвящения в профес­сию, военный ритуал, похоронный и поминальный ритуал и т. д. Т. В. Кашанина дает емкое определение ритуала: "Ри­туал - это правило поведения, в котором акцент дела­ется на внешней форме его исполнения, причем эта фор ма является строго канонизированной" 228 . Она же отмеча­ет регулятивную функцию ритуала.

    Обычно ритуал не требует присутствия специального лица, приводящего его в действие: предполагается, что ис­полняющие ритуал знают порядок своих действий. И все же жизненные наблюдения подсказывают, что нередко при ис­полнении ритуальных действий выдвигается неформальный лидер, знающий тонкости данного ритуала и руководящий его исполнением: знаменитый кавказский тамада за торже­ственной трапезой, вездесущие старушки на похоронах и т. п. Это говорит о том, что исполнение сложного ритуала тре­бует надзора за соблюдением определенных правил.

    Большей сложностью, большим числом участников и бо­лее жесткими правилами отличается от ритуала обряд. Как правило, социальная значимость обряда выше, психологичес­кое и воспитательное воздействие сильнее, чем у ритуала. Таков обряд инициации, известный многим народам, т. е. пе­ревод юноши или девушки из одной возрастной категории в другую. Обычно ему предшествует длительный период труд­ной подготовки, тяжелых физических и моральных испыта­ний (для сравнения: "курс молодого бойца" перед принесени­ем присяги в армии). Жестокость самого обряда посвящения в мужчины или женщины должна была подчеркивать "смерть" человека в прежнем состоянии и "рождение" его в новом ка­честве 229 . В то же время этот обряд - особенно в эпоху вож-деств, мужских и женских союзов - должен был означать и перемену статуса человека, наделение его новыми правами и обязанностями (сюжет, к которому мы скоро вернемся).

    И, наконец, обычай как средство нормативного регу­лирования. Сразу оговоримся: хотелось бы разделить поня­тия "обычай", применяемое к догосударственным общнос­тям с устным правом, и "обычай" как синоним обычного пра­ва народов в государственных образованиях, имеющих уже письменное право, на фоне которого, точнее, параллельно с которым бытуют нормы обычного права, нередко унаследо­ванные от догосударственного периода, но приобретшие уже другие свойства. Обычай в первом смысле - продукт архаи­ческого способа мышления, обычай во втором смысле - уже продукт более развитого менталитета, предполагающего плю­рализм правовых установок: вот здесь сфера обычного права моих предков, а вот здесь право государства, в котором я живу (или администрации метрополии, осуществляющей кон­троль над этой территорией). Конечно, в действительности, особенно там, где обычное право имеет глубокие истори­ческие корни, трудно провести между этими понятиями чет­кую границу, но как методологический ориентир хотелось бы все же сохранить это различие. Кстати, это различие проводит и изданный во Франции Словарь этнологии и ант­ропологии 230 - традиция, идущая от социологии М. Вебера ("Экономика и общество"). Правда, М. Вебер придавал обы­чаю в первом смысле более широкое значение некоей "при­вычки", идущей с "незапамятных времен": обычай мужчин большинства народов носить штаны, обычай европейцев упот­реблять хлеб с любой пищей, обычай восточных славян справ­лять поминки по усопшим и т. д. 231

    Для нас, рассматривающих сейчас обычай именно в пер­вом смысле, важно уяснить одно: обычай основан на много­кратно повторявшихся в прошлом действиях, он является поэтому "пережитым" порядком, освященным временем и опытом предыдущих поколений. Нарушение такого обычая, как правило, не влечет за собой очень жестких санкций (хотя бывают и исключения), но сила морального принуждения ("общественного мнения") столь велика, что такие обычаи являются фактически естественными правилами бытия че­ловека в обществе.

    Резюмируя, можно сказать, что саморегуляция жизне­деятельности первобытной общины и регуляция поведения человека в ней достигаются посредством правил поведения ("мононорм") и сопровождающих их ритуалов и обычаев. Эти мононормы носят естественно-обязательный характер. Дос­тижению высокой степени сплоченности такой общины спо­собствует полная интеграция индивида в ее структуру, вос­принимаемая им же, как естественная необходимость 232 . В пос­ледующую эпоху, как мы сейчас увидим, наступают прорывы индивидуального, причем сопровождаются они усложнением нормативной системы социумов.

    Глава 4. Национальные традиции и общечеловеческое в культуре народов

    § 2. Формы преемственности культуры. Традиция как основная форма передачи межпоколенного опыта, формирования и сохранения национального характера народа

    1. Ритуал, обряд, обычай

    Культура не могла бы выжить, когда бы не существовало способов ее трансляции от поколения к поколению. В течение истории сложились несколько таких способов или форм.

    Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Это – ритуалы . Ритуал объемлет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического характера. Антрополог М.Дуглас определяетритуалы как типы действий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системам .

    Вне ритуала не совершается ни магическое действие, ни религиозный культ. Его священная цель - постоянное воспроизведение, своеобразное духовное восстановление в настоящем в большей или меньшей степени мифических событий, связанных с важными этапами в прошлом народа или группы и тем самым подчеркивающих их единство. Например, ритуальный ремонт лодки индейцами кечуа определенным способом происходит лишь потому, что ее именно так чинил праотец кечуа: тем самым все кечуа подчеркивают свою преданность и мифическому предку, и друг другу. Вне ритуала поломанную лодку они будут ремонтировать более удобным образом. Но тогда это будет просто починка лодки, не несущая глобального символического наполнения.

    В силу своего символического характера ритуал играет роль механизма регуляции внутриэтнических связей: поддерживает определенную иерархию этнических статусов; помогает членам этносов в усвоении групповых норм и ценностей; дает им осознание сакрально обусловленной сплоченности и солидарности, а, следовательно, и защищенности; помогает снять напряжение обыденной жизни; в кризисные моменты дает ощущение поддержки свыше, оказываемой общности. Впоследствии государства используют эту символическую мощь ритуала для собственных нужд: с течением времени он распространяется на область государственных церемониалов и церемониальных форм бытовых отношений (этикет).

    Постепенно ритуал приобретает характер систематического следования некоторым традиционным правилам, которые зачастую не соответствуют изменившимся потребностям, но поддерживаются по соображениям, связанным с интересами правителей, а отчасти - с неповоротливостью социальных институтов, с инерцией массовой психологии. Но, как оказалось, “отбрасывание одного за другим элементов ритуала последовательно, шаг за шагом ведут либо к уничтожению, либо к трансформации соответствующих институциональных образований, которые частично состоят именно в этих ритуализированных структурах действий... Революции начинаются с антиритуалистического протеста и завершаются тотальным сломом соответствующих институтов” [там же, 129 ] . В любом случае, ритуал означает посвящение, приобщение к данной религии и системе ценностей, к этносу, к государству. Так, единство исламской цивилизации в огромной степени поддерживается строгими и ритуально освященными предписаниями шариата.

    Вторая исторически существующая форма преемственности культуры – обряд. Обряд – это десакрализованный ритуал, который включает в себя традиционные действия, сопровождает важные моменты жизни и деятельности человека и человеческой общности (обряды, связанные с рождением, со смертью, с переходом члена общности в какое-либо другое качество, например, обряды инициации; семейные, календарные обряды), посредством чего утверждает социальную значимость жизненных состояний членов общности (этноса). Религиозная суть ритуала, лежащего в основе обряда, чаще всего утеряна, но он продолжает жить по принципу “так было от века” и тем самым демонстрирует отличие данного этноса от всех остальных.

    Так, далеко не все знают, что суть белорусского обряда колядования – спасение богини Громовницы от злого духа зимы Зюзи (Ситиврата); немногие знают, что традиционно водимая по кругу с припевками и прибаутками коза – символ Громовницы, которая должна быть спасена, чтобы родить Божича, а от этого рождения зависит приход лета, но сам этот обряд является неотъемлемым атрибутом жизни белоруса до сих пор. Обряд – это то, что из культа перешло в быт, потеряло магически-религиозный или государственно-установленный смысл (наши современники, как правило, празднуют Первое Мая просто как праздник весны, отнюдь не связывая его с Днем солидарности трудящихся).

    В обрядах и ритуалах передается опыт религиозных, социальных и родовых отношений. Наряду с языком они сохраняют единство некоей человеческой общности – племени, этноса, нации.

    Третья традиционная форма преемственности культуры – обычай. В отличие от обряда и ритуала, обычай имеет не только религиозно-магические, но и практические корни. Обычай - это стереотипизированный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов . Это привычно соблюдаемая часть быта, осколки ритуалов и обрядов, утративших свое первичное значение, но сохранивших функцию соединения людей повседневно принятыми нормами; это регуляторы поведения в быту, постепенно перешедшие из сознания в привычку. Это религиозные и моральные нормы, утратившие свой сознательный характер, но сохранившие обязывающее в быту значение. В качестве примера приведем “чистый четверг” в донельзя секуляризированное время так называемого “застоя”. Атеисты, не имевшие представления о том, что такое “чистый четверг” и для чего он, все же день напролет мыли, скоблили, выбивали ковры и т.п.

    Хотя в качестве основного регулятора человеческого взаимодействия обычай выступает, в основном, на ранних стадиях человеческого общежития и в так называемых “традиционных обществах”, тем не менее он продолжает существовать и функционировать и на уровне динамичных, развитых этнических систем, олицетворяя более или менее обязательный образец поведения в быту . Человек, не исполняющий обычаев, так или иначе отторгается от общества. Таким образом в обычаях проявляет себя власть социума.

    Стабильность обычая, его сопротивляемость переменам столь велика, потому что обычаи всегда формируются в обществе и воспринимаются обществом как ценность, а в силу такого восприятия определяются “принудительностью коллективного требования” [ там же, 644 ] . И в этом смысле можно говорить о том, что одна из основных функций обычая в обществе - сохранение, спасение безвозвратно ушедшей жизни. Обычай - это социальный навык, столь часто повторяемый членами группы, этноса или представителями какой-либо цивилизации, что в результате он приобретает характер действия машинального, полуавтоматического и общего для всех . Можно назвать его сверхиндивидуальной привычкой. В этой сверхиндивидуальности (общественности) и обязательности обычая и таится его сила.

    В своей работе “Человек и люди” выдающийся испанский философ и культуролог Х. Ортега-и-Гассет подразделяет обычаи на два типа: обычаи, слабые и мягкие и обычаи, сильные и жесткие. Первые - это те, которые назывались “обычаями и нравами”, т.е. привычные нормы поведения, питания, взаимоотношений. Они учреждаются в обществе на протяжении длительного периода времени и так же долго и постепенно выходят из обращения. Сильные и жесткие обычаи, как правило, насаждаются политиками и государственными деятелями: таковы, например, приветствие с рукой, сжатой в кулак (“Рот Фронт!”) или с острой, как нож, выброшенной вперед ладонью (“Хайль!”). Они созданы в определенных политико-идеологических целях, возникают молниеносно и столь же молниеносно исчезают; скорее, это не столько обычаи, сколько политические или идеологические клише.

    Обычай гораздо более связан с практикой повседневной жизни, нежели обряд или ритуал. И хотя обычай чаще всего имеет дочернее отношение к этим формам преемственности, но отношение это все же двустороннее. Как ритуал или обряд могут, утратив свой смысл, превратиться в обычай, так же возможно и превращение обычая в обряд или ритуал. Так обычай обрезания у евреев и арабов, возникший чисто из гигиенической необходимости, был затем сакрализирован в священных книгах и стал обязательным ритуалом. То же произошло и с запретом на поедание свинины, первично возникшем оттого, что в условиях жаркого климата в организме свиней размножаются смертоносные для человека бактерии.

    И ритуал, и обряд, и обычай на правах составляющих входят в традицию как в бытовые способы передачи культуры из поколения в поколение.

    Похожие публикации