Образ русской женщины в творчестве некрасова.  образ русской женщины в произведениях некрасова

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Н. А, Некрасов
Русская женщина всегда была для Некра-
сова главной носительницей жизни, выраже-
нием ее полноты. Жизнь трудового крестья-
нина, жизнь женщины-труженицы являют
резкий контраст умиранию разлагающихся
помещичьих усадеб. Голос женщины - голос
народа. Некрасовская героиня - человек не
сломленный испытаниями, сумевший высто-
ять. Некрасов, как никто другой, смог почув-
ствовать душу русской женщины. Она -
символ жизни. Недаром даже Муза Некрасо-
ва - «родная сестра» крестьянки. Тяжелый
труд, терпение, заботы являются уделом
женщины. Ее судьба предопределена тем об-
ществом, в котором она живет. В стихотворе-
нии «Тройка» Некрасов обращается к моло-
дой девушке, у которой впереди еще целая
жизнь; она молода, полна веселья и озорства,
будущая жизнь кажется ей прекрасной и
счастливой. Но Некрасов предрекает ей участь
всех женщин: жалкое, убогое существование,
непосильный труд, бедность:
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Похожую судьбу русской женщины рису-
ет поэт в стихотворении «Еду ли ночью по
улице темной.,.». Его героиня - жертва не-
справедливости, царящей в обществе, где
женщина не имеет никаких прав. «С детства
судьба невзлюбила тебя», - говорит Некра-
сов. Всю жизнь героиня терпела несправед-
ливость и унижения. Сначала бил отец, по-
том муж. Когда же она вопреки всяким ус-
ловностям по-настоящему полюбила и «ушла
на волю», это тоже не принесло ей радости.
В таком обществе, среди пустых и лживых
людей, женщина встает на путь греха и по-
рока, как героиня стихотворения «Когда из
мрака заблужденья…». Но в ее душе даже
тогда теплится искра надежды, а это значит,
что она сумеет преодолеть себя и вступить
на праведный путь.
Прекрасный образ женщины, воплотив-
шей в себе лучшие черты всех русских жен-
щин, создан в поэме «Мороз, Красный нос».
Поэт восхищается красотой своей героини
Дарьи, ее ловкостью, силой. Внешняя при-
влекательность в этой простой крестьянке
сочетается с внутренним нравственным бо-
гатством, с самоотверженностью и душевной
стойкостью.
Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный
нос» воспринимается как типичная участь
русской женщины-крестьянки:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Правда, Дарья избежала одной из «тяж-
ких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее
отношения с Проклом сложились на редкость
счастливо. Муж ее любил той сдержанной,
несколько суровой любовью, которая харак-
терна для крестьянских семей. Но счастье
длилось недолго. Похоронив мужа, Дарья по-
шла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-вое-
вода предлагает ей свое царство, «голубой
дворец» и вместе с этим спокойствие, забве-
ние от мук, небытие. Но она, замерзая, по-
следним усилием воли воскрешает в памяти
всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и
беспросветную, но все же дорогую ей. С той
же покорностью, с которой она сносила все
удары судьбы, Дарья разговаривает с Моро-
зом. На вопрос его: «Тепло ли тебе, молоди-
ца?» - трижды отвечает: «Тепло». С ее губ
не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок
ее с Морозом - это подвиг как Дарьи, так и
всех женщин.
Величавый и светлый образ русской жен-
щины встает перед нами в поэме «Кому на Ру-
си жить хорошо». Это крестьянка Матрена
Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, кото-
рая происходит в непосильном труде, - при-
мер удивительной стойкости, терпения и силы
характера. Именно о таких женщинах, как
Матрена, Некрасов писал:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Никакие жизненные неудачи и удары
судьбы не сломят ее, она способна выдержать
любые испытания, и, несмотря ни на что,
не поддается отчаянию и озлоблению и безро-
потно несет свой крест. Некрасов осмыслива-
ет историю Матрены, рисует ее героический
жизненный подвиг, показывает, что такие, как
она, имеют право на иную жизнь.
Шли на подвиг, когда ехали на каторгу за
мужьями, жены декабристов. Пленительно
прекрасные образы замечательных жен-
щин - княгини Трубецкой и княгини Вол-
конской - создал Некрасов в поэме «Рус-
ские женщины». Ни страх потерять дворян-
ство, ту среду, где они выросли, ни боязнь
каторжной жизни ни остановили их.
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его! -
этими словами отвечает Трубецкая губерна-
тору на его попытку «образумить» женщину.
В любых условиях некрасовская женщи-
на оставалась красивой, гордой и светлой
в своем величии, такой, которую можно срав-
нить с Богородицей на полотнах русских ху-
дожников:
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме…
«Кто же защитит тебя?» - обращается
Некрасов к женщине. Эту тяжелую роль за-
щитника женщины, подвиг которой так неза-
метен, но велик, поэт берет на себя.

Образ русской женщины в произведениях Некрасова
Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Н. А, Некрасов
Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, выражением ее полноты. Жизнь трудового крестьянина, жизнь женщины-труженицы являют резкий контраст умиранию разлагающихся помещичьих усадеб. Голос женщины — голос народа. Некрасовская героиня — человек не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Некрасов, как никто другой, смог почувствовать душу русской женщины. Она — символ жизни. Недаром даже Муза Некрасова — «родная сестра» крестьянки. Тяжелый труд, терпение, заботы являются уделом женщины. Ее судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она молода, полна веселья и озорства, будущая жизнь кажется ей прекрасной и счастливой. Но Некрасов предрекает ей участь всех женщин: жалкое, убогое существование, непосильный труд, бедность:
Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной,». Его героиня — жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», — говорит Некрасов. Всю жизнь героиня терпела несправедливость и унижения. Сначала бил отец, потом муж. Когда же она вопреки всяким условностям по-настоящему полюбила и «ушла на волю», это тоже не принесло ей радости. В таком обществе, среди пустых и лживых людей, женщина встает на путь греха и порока, как героиня стихотворения «Когда из мрака заблужденья...». Но в ее душе даже тогда теплится искра надежды, а это значит, что она сумеет преодолеть себя и вступить на праведный путь.
Прекрасный образ женщины, воплотившей в себе лучшие черты всех русских женщин, создан в поэме «Мороз, Красный нос». Поэт восхищается красотой своей героини Дарьи, ее ловкостью, силой. Внешняя привлекательность в этой простой крестьянке сочетается с внутренним нравственным богатством, с самоотверженностью и душевной стойкостью.
Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос» воспринимается как типичная участь русской женщины-крестьянки:
Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержан ной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. Но счастье длилось недолго. Похоронив мужа, Дарья пошла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его: «Тепло ли тебе, молодица?» — трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок ее с Морозом — это подвиг как Дарьи, так и всех женщин.
Величавый и светлый образ русской женщины встает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая происходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:
Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не сломят ее, она способна выдержать любые испытания, и, несмотря ни на что, не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Некрасов осмысливает историю Матрены, рисует ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь.
Шли на подвит, когда ехали на каторгу за мужьями, жены декабристов. Пленительно прекрасные образы замечательных женщин — княгини Трубецкой и княгини Волконской — создал Некрасов в поэме «Русские женщины». Ни страх потерять дворянство, ту среду, где они выросли, ни боязнь каторжной жизни ни остановили их. Ужасна будет, знаю я, Жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя Нерадостней его! —
этими словами отвечает Трубецкая губернатору на его попытку «образумить» женщину. В любых условиях некрасовская женщина оставалась красивой, гордой и светлой в своем величии, такой, которую можно сравнить с Богородицей на полотнах русских художников:
Тяжелые русые косы Упали на смуглую грудь, Покрыли ей ноженьки босы, Мешают крестьянке, взглянуть. Она отвела их руками, На парня сердито глядит. Лицо величаво, как в раме... «Кто же защитит тебя?» — обращается Некрасов к женщине. Эту тяжелую роль защитника женщины, подвиг которой так незаметен, но велик, поэт берет на себя.

Каков взгляд Некрасова на женщину?
В своих лирических любовных стихах Некрасов защищал право женщины на свободу чувства, воспевал « свободный по сердцу союз», основанный на любви и равенстве (стихотворения « Когда горит в твоей крови…» 1848 г., « Ты всегда хороша несравненно», 1847 г., и др.) С искренним участием поэт рисовал « падшую « женщину, отвергнутую в дворянско – буржуазном обществе (« Когда из мрака заблуждения» 1845 г., « Еду ли ночью по улице тёмной…») Он показал, как в условиях господства крепостнической морали уродуются лучшие человеческие задатки и стремления.
В замечательной реалистической поэме о труде и быте русского крестьянства – « Мороз Красный нос», Некрасов, мастерски используя тематику и приёмы народной поэзии, показал тяжёлую долю – долю деревенской женщины – матери, жены, труженицы, революционерки. Реалистическая фигура крестьянки дана в произведении « Орина, мать солдатская». Но все эти образы кажутся только эскизами к созданному в поэме « Кому на Руси жить хорошо » героическому образу Матрёны Тимофеевны, сильной духом, наделённой высокими нравственными качествами русской женщины.
А вот как рисуется женщина в стихах Некрасова, где поэт показывает русскую деревенскую красавицу – изобильную, дородную, могучую плоть.

« Осанистая женщина,
Широкая и плотная, «
- говорит он о Матрёне Корчагиной. И о Дарье в поэме « Мороз Красный нос»:

« . . . цветёт
Красавица, миру на диво
Румяна, стройна. высока,

Сидит, как на стуле двухлетний,
Ребёнок у ней на груди…»

И этот ребёнок такой же:

» Вырастет крепок и плотен,
Вырастет ласковы сын. «

Такова же Пелагея в его ранних стихах: « Черноброва, свежа и плотна.» Такова же волжская красавица в стихотворении « На Волге»:

« …. она
Мила, дородна и красна.»
« Постой, проказница, ужо
Вот догоню!»… Догнал, поймал, -
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких. »
Иногда Некрасов сам указывал, что таковы вкусы народа. Крестьяне села Нагожина с восхищением говорят о Матрёне:
« Корова холмогорская,
Не баба! Доброумнее
И глаже – бабы нет! »
И с таким же восхищением деревенский сват говорит жениху в стихотворении « Сват и жених«:

« Марья костью широка,
Высока, стройна, гладка!
- Ай да Марья! Марья – клад
Сватай Марью. Марью сват!
Нам с лица не воду пить,
И с корявой можно жить,
Да чтоб мясо на костях,
Чтобы силушка в руках! «
А кто забудет такие знаменитые строки о женщине в поэме « Мороз Красный нос»!! Даже через десятилетия прошлого они дошли до нас в своих многозвучных, обаятельных, заставляющих восхищаться, красках:

« Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
В игре её конный не словит,
В беде – не сробеет, - спасёт;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт. «

Но чем сильнее восхищается Некрасов пышно цветущей жизнью, тем мучительней была для него её слишком ранняя гибель в трагическом русском быту. Едва только появилась перед ним (в стихотворении « Тройка» пышущая здоровьем красавица, жизненные силы которой так и бьют через край, как он уже знает, что этому цветению жизни суждено отцвести раньше времени:

« И в лице твоём полном движенья,
Полном жизни – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный вечный испуг. «

И тем не менее Некрасов нигде так хорошо не показал жизнь русской женщины – крестьянки, как в своей героической поэме « Кому на Руси жить хорошо». В этой поэме мы встречаемся с упомянутой выше русской женщиной – крестьянкой Матрёной Тимофеевной. О её достоинствах было уже упомянуто. А жизнь Матрёны Тимофеевны сложилась так же, как и жизнь многих русских крестьянок. Счастьем она считает то время, когда была в девках. « Мне счастье в девках выпало» и дальше:

« За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, …»
Об этом времени Матрёна Тимофеевна вспоминает, как о далёком, счастливом и навсегда ушедшем сне. Грустно… И тем не менее приятно вспоминать те времена. Младенчество… Коротко же оно было:

« В день Симеона батюшка
Сажал меня на бурушку
И вывел из младенчества
По пятому годку
……………………
Потом бери - ка грабельки
Да сено вороши.
Так к делу приобыкла я…»

Так в труде, хороводах да гуляниях, « За прялицей с подружками» - шли девичьи годы. И настал день, когда:

« И волюшка скатилася
С девичьей головы.»
Увезли Матрёну Тимофеевну из родительского дома. Увёз её Корчагин в свой дом. Филипп Корчагин – муж Матрёны Тимофеевны был:

« Пригож – румян, широк – могуч,
Рус волосом, тих голосом.»

Несладко пришлось Матрёне Тимофеевне в новой семье:

« Семья было большущая,
Сварливая.. попала я
С девичьей холи в ад

Началась у Матрёны Тимофеевны тяжёлая, полная всяких невзгод и испытаний жизнь. Вот здесь - то Некрасов и раскрывает во всём многообразии жизнь крепостной женщины. Эта жизнь видна и в рассказах Матрёны Тимофеевны и в старинных русских песнях. После того, как Филипп снова ушёл на заработки, Матрёна Тимофеевна стала матерью. Родился у неё сын Дёмушка:

« Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь чёрная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза! «
С рождением сыны забылся весь гнев Матрёны Тимофеевны, накипевший у неё за эти, прямо – таки мученические годы. Всё своё тепло, всю ласку отдавала она своему первенцу, как отдаёт широкая река свои воды могучему океану. Недолго было материнское счастье у Матрёны. Погиб ещё грудным её Дёмушка, по недосмотру деда Савелия, её советчику и другу в этой злой семье. Сильно было горе Матрёны Тимофеевны:

« Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Дёмущку –
Да поздно было звать!..»

Но ещё сильнее оказалась обида, которую нанёс ей староста, обвинив её вместе с Савелием в убийстве Дёмы. Но когда была доказана их невиновность, Матрёна решила жаловаться, найти управу на злого старосту, найти заступника, но оказывается нет такого заступника:
« Высоко Бог. Далёко царь…» - говорит ей Савелий. Но Матрёна твёрдо решает добиться правды. И глубокий смысл вскрыт Некрасовым, который говорит устами Савелия:

« … Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти «
- Да почему же, дедушка? –
« Ты - крепостная женщина! « - Савельюшка сказал.

И эти слова « Ты крепостная женщина! « - стали непреодолимой стеной для Матрёны. Значит нужно терпеть. И терпела Матрёна, пока новая несправедливость не свалилась на неё. Незаконно забирают её мужа в армию. Осталась Матрёна одна со своими детьми и со своим горем. Почему одна? Ненужна она стала в этой семье, причина – в детях, ведь их одеть, накормить нужно:

« И стали их пощипывать,
В головку поколачивать –
Молчи, солдатка – мать! «

Не стала молчать Матрёна. Пошла к губернатору. И счастье улыбнулось ей:

«- Послали в Клин нарочного,
Всю истину доведала –
Филиппушку спасли» .
В образе Матрёны Тимофеевны Некрасов показал жизнь крепостных крестьянок. В речах Матрёны эта жизнь показана с глубоким смыслом. В словах Матрёны:

« По мне обиды смертные
Прошли не отплачённые,
И плеть по мне прошла! «
- он как бы обобщает ту участь крепостных крестьянок, которая выпала на их долю. А в словах:

« Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого И дальше:
« Да вряд ли они сыщутся
Какою рыбой сглонуты
Ключи те заповедные,
В каких морях та рыбина
Гуляет – Бог забыл!..»

Он говорит о вечной обречённости крепостной женщины. Из перечисленных выше произведений Некрасова видно, что Некрасов с большим вниманием относится к женскому вопросу. Но выхода из тяжёлого положения, в котором находится крепостная женщина, он не находит. И Некрасов пишет произведения, полные сострадания к крепостной женщине. Его произведения обличают существующий при его жизни строй и старорежимные порядки в отношении к крепостной женщине. В Некрасовских произведениях как бы звучит подтекст, который призывает прогрессивных людей России найти пути раскрепощения женщины, сделать её свободным человеком, равной во всех отношениях и правах.

Сочинение ученика 10 класса. Домашнее задание.
Г. Вельск, Архангельская обл.
Вечерняя школа. 1971 год
Оценка за сочинение: Отлично
За русский язык: Удовл.
Учитель русского языка и литературы Климовская Нина Георгиевна

Шигабуддинов Руслан Айдарович

Научно-исследовательская работа на тему: "Образы русских женщин в произведениях Николая Алексеевича Некрасова"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шубанская основная общеобразовательная школа»

Научно-исследовательская работа на тему:

«Образы русских женщин в произведениях Н.А.Некрасова»

Выполнил: ученик 7 класса Шигабуддинов Руслан

Научный руководитель: учитель русского языка

и литературы Гильмутдинова Л.Н .

2013

  1. Введение. Значение женских образов в литературе……………………………………………2
  2. Основная часть. Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова.

2.1.«Во мне спасла живую душу ты…»…………………………………………………..…3

2.2.Катерина из поэмы «Коробейники»…………………………………………………….4

2.3. «Ключи от счастья женского затеряны у бога самого»……………………………..…6

2.4. Образ Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос»………………………………………..…7

2.5.«Русские женщины» - поэма о женах декабристов………………………………..…....9

  1. Заключение……………………………………………………………………….………………14
  2. Список использованной литературы……………………………………………………………15

Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.

Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.

Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но емком по содержанию стихотворении: «Вчерашний день в часу шестом».

В безымянной героине этой беглой «зарисовки с натуры», в терпении, с которым она переносит боль и унижения, живо чувствуется гордость и безмерное нравственное превосходство над теми, кто посмел поднять жестокий кнут над женщиной. В ней страдающей, но несломленной молодой крестьянке – прообраз многих будущих некрасовских героинь.

В напряженных поэтических размышлениях Некрасова о судьбах народа и родины, «убогой и обильной, могучей и бессильной» Руси, тема женской доли – одна из центральных сквозных тем. Поэт революционной демократии, великий поэт – гражданин и гуманист оставался неизменно верен этой горькой и прекрасной теме:

Но и всю жизнь за женщину страдаю.

К свободе ей заказаны пути,

Позорный плен, весь ужас женской доли

Ей для борьбы оставил мало сил…

Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений: «В дороге», «Тройка», «Когда из мрака заблужденные», «Буря», «Еду ли ночью по улице темной…» до стихотворений и поэм 50-х, 60-х,70-х годов. Поэт создал поистине эпические образы русской женщины: Дарья из поэмы «Мороз, красный нос», Катерина из «Коробейников», «Орина, мать солдатская», Матрена Тимофеевна Корчагина из «Кому на Руси жить хорошо», княгини Трубецкая и Волконская из поэмы «Русские женщины» и, наконец, образ музы, сливающийся с образом матери, в замечательном стихотворении 1877 года «Баюшки – баю».

В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание судьбе русской женщины. В этом он не походит на остальных русских поэтов и писателей. Не пишет он о женщинах- красавицах, о повелительницах богов, покорительницах мужских сердец. Героини его вышли из самой жизни. Не посыпана их дорога цветами, не так просто им все дается. Но стоит заглянуть в их душу. Какая это душа! Многострадальная, но никакими горестями не сломленная. Разные героини у Некрасова, но много у них и общего.

Проблема данной работы – изучение произведении Н.А.Некрасова

Задачи:1) изучение литературы по данной теме.

2) систематизация и анализ образов русских женщин в произведениях Н.А.Некрасова.

Объект исследования – биография и творчество Н.А.Некрасова.

Предмет исследования – произведения Н.А.Некрасова.

Методы исследования – исследование творчества Н.А.Некрасова.

2.1.«Во мне спасла живую душу ты…»

Некрасов родился в местечке Немирова на Украине, а детство провел в селе Грешневе, на берегу Волги. Неподалеку от Ярославля. Позже, став поэтом, он так говорил о своих первых жизненных впечатлениях:

В неведомой глуши, в деревне полудикой

Я рос средь буйных дикарей,

И мне дала судьба, по милости великой,

В руководители псарей

Вокруг меня кипел разврат волною грязной,

Боролись страсти нищеты,

И на душу мою той жизни безобразной

Ложились грубые черты.

Отец поэта, отставной армейский офицер, помещик средней руки, был убежденным крепостником. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные страдали от его тяжелого характера.

Мать Некрасова, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостных. Но именно она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.

Первые стихи Некрасов написал в семь лет и преподнес их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его творчество. В конце жизни, оглядывая весь свой путь, Некрасов писал в поэме «Мать»(1877).

Некрасов, еще совсем юным сумел преодолеть предрассудки помещичьей среды и почувствовать свое кровное родство с угнетенными и обездоленными.

Свое детство Некрасов видит по-своему:

Воспоминания дней юности – известных

Под громким именем роскошных и чудесных,-

Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,-

Во всей красе проходят предо мной…

Эти горько иронические слова предшествуют воспоминаниям о самом дорогом человеке – о страдалице матери, чью жизнь сгубил «угрюмый невежда». В словах поэта, обращенных к ней, рядом с любовью, жалостью, восхищением слышится и упрек:

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,

Она была горда, упорна и прекрасна…

Сложны, противоречивы, мучительны чувства поэта. Но в горьких обвинениях и самообвинениях можно заметить единую прочную основу: суровую требовательность человека к себе и близким, способность чувствовать себя ответственным за все зло, всю несправедливость окружающей жизни.

Кажется, не было другого поэта, который так часто. С такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки – баю», «Затворница», «Несчастные» и других. Задумываясь в детстве о ее печальной судьбе, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам.

Некрасов утверждал, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины.

2.2.Катерина из поэмы «Коробейники»

Героиня стихотворения Катерина не подавлена общими советами, не пословицами, не гневом мужа, ни его побоями. Задорным вызовом отвечает она сердитому мужу:

Где я была, там нету!

Так-то, мил дружок!

Она не раба мужа и поэтому побои его принимает не с «бессмысленным, вечным испугом», а с насмешливым вызовом:

А и поколотит – не велик наклад:

Милого побои недолго болят!

Это один из тех образов русской крестьянки в творчестве Некрасова, которые показывают ее сильной, мужественной, гордой несмотря на всю тяжесть ее доли. Эти образы появляются в творчестве Некрасова в 60-е годы, с усилением народной струи в его поэзии.

Среди стихотворений 60-х годов, целиком или частично посвященных доле русской крестьянки («Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…»), есть одно, изображающее нравственные мучения женщины под гнетом жестокого патриархально-религиозного мировоззрения. Это – «Что думает старуха, когда ей не спится»(1862). Столетняя старуха «мечется на печи», «охает, мается» в ужасе от сознания своей греховности. «Грехи» ее иллюзорны или ничтожны, но ей представляются безмерными. Среди них есть такой:

С Федей – солдатиком чуть не слюбилась.

Сознательная или бессознательная реминисценция этого в «Катерине».

Есть солдатик Федя, дальняя родня,

Он один жалеет, любит он меня.

Катерина слюбилась с «солдатиком» Федей, но эта любовь не отравляет ее совести сознанием греховности, а радует Катерину, как просвет в ее печальной жизни. Любовь ее и Феди – это любовь равных людей, а не господина и раба. В этой любви нет побоев, а есть сердечная искренность и подлинное сочувствие. Эта любовь дает Катерине силу внутренний разрыв с постылым мужем.

Если Некрасов и обращается к крестьянской женщине со словами:

Ты вся воплощенный испуг,

Ты вся вековая истома,-

В то же время он ищет в народной жизни такие женские типы, которые предвещают исход из состояния «воплощенного испуга», типы, в которых сказывается стремление к свободе и протест против гнета и насилия.

Обрисованная немногими скупыми штрихами героиня лаконичного стихотворения Некрасова – это тип «нового человека» в народе. Она смело идет против общего мнения, против общества, исповедующего религию терпения, у нее есть убежденность в своей правоте, дающая ей силу на семейный разлад, на свободную любовь, на насмешку над попреками и побоями. В глазах революционных просветителей поведение Катерины - то борьба с несправедливыми, неестественными, насильственными семейными отношениями, являющаяся частью революционной борьбы против насилия над человеком вообще. За презрением Катерины к побоям мужа стоит презрение ко всему тому строю жизни, который держится на побоях, основа которого – грубое насилие. Борьба Катерины входит в широкую сферу борьбу угнетенного народа против насилия угнетателей.

Создавая образ Катерины, как и другие свои крестьянские образы, Некрасов отталкивался от реакционного фольклора и опирался на то, что было ему близко в народном творчестве.

Рядом с песнями «о вечном терпении» раздавались задорные песни, полные удали и кипучей, уверенной силы. Ведь в народной песне женщина далеко не всегда была подавлена волей грозного мужа, о котором пелось.

2.3. «Ключи от счастья женского затеряны у бога самого»

Корчагина Матрена Тимофеевна – крестьянка, ее жизнеописанию целиком посвящена третья часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

«Матрена Тимофеевна осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми. Красива: волос с проседью, глаза большие строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький, да серп через плечо».

Слава счастливицы приводит к ней странников. Матрена соглашается «душу выложить», когда мужики обещают ей помочь в жатве: страда в самом разгаре.

В родительском доме, в хорошей, непьющей семье, Матрене жилось счастливо. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала «с девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая заловка, на которую невестка должна работать как раба. С мужем, правда, повезло ей: лишь один раз дело дошло до побоев. Но Филипп только зимой возвращается домой с заработков, в остальное же время за Матрену некому заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господствующего управляющего, прекратившийся лишь с его смертью.

Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первенец Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат несправедливый суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка.

Долгое время Корчагина не может простить Савелию его неповторимой оплошности. Со временем у крестьянки появляются дети, «некогда ни думать, ни печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее восьмилетнему Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Но самые тяжкие испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди). В бреду ей рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и, когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне. С мужем возвращается домой, этот случай и закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторша». Дальнейшая судьба ее также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты.

Дважды погорели.

Бог сибирской язвой трижды посетил.

В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского

От вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого.

Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы подчеркивает типичность судьбы Матрены Тимофеевны: это обычная судьба русской женщины.

2.4. Образ Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос»

Дарья – главная героиня поэмы «Мороз, Красный нос». Некрасов рисует «тип величавой славянки».

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц, с красивою силой в движениях,

С походкой, со взглядом цариц…

Наряду с Матреной Корчагиной Дарья принадлежит к этому многократно воспетому Некрасовым типу неутомимой труженицы, рачительной хозяйки, на которой держится весь дом; нежной матери, покорной, любящей жены, в тяжкую минуту становящейся настоящей героиней:

В беде – не сробеет, - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Жизнь Дарьи проходит в бедности:

Все отдали, что по копейке,

По грошику медному

Мы сколотили трудом!

Но как не тяжела доля русской крестьянки («с рабом повенчаться, быть матерью сына раба, до гроба рабу покоряться»), потеря кормильца ложится на ее плечи несравненно более тяжелым бременем. Дарья, раздавленная горем, обращается к покойному Проклу, сетуя на свою горькую будущность. Отныне даже урожай станет для нее бедствием, ведь со всей работой придется справляться в одиночку. Некому будет вместе с ней порадоваться за подрастающих детей, да и недолгой будет эта радость:

Всех у нас деток Гришуха да дочка.

Да голова у нас вор-

Скажет: мирской приговор.

И Грише не избежать рекрутского набора. Некому заступиться за сына, некому пожалеть мать.

Но не так просто сломить русскую женщину. Есть в ней врожденная гордость. И тут не имеет значенья, крестьянка она или княгиня. Не хочет она показывать своего горя, никогда не стала бы унижаться ради себя. Только ради близких, любимых людей готова она понести оскорбления. Нельзя так просто покорить русскую женщину. Может она претерпеть и потерю родителей, и мужа, и сына. Она будет сопротивляться невзгодам. И не всегда же быть горю. А вы посмотрите на русскую крестьянку, когда она радуется или просто работает. Поэт восхищается ею. Да и как иначе? Сочетается в ней спокойная красота с огромной силой, как телесной, так и духовной:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна…

Нельзя над этой женщиной подшутить «Она улыбается редко». Но сердце радуется смотреть на нее во время веселья:

Такого сердечного смеха,

И песни, и пляски такой

За деньги не купишь.

Не любит она бездельничать, всегда у нее есть работа. На нее спокойно можно положиться, дом у нее всегда в достатке, в семье она главная.

Дарья пыталась спасти умирающего мужа, ночью через лес бесстрашно «прошла в монастырь отдаленный («В верстах тридцати от села») за чудотворной иконой, но все было напрасно. Похоронив Прокла, Дарья отправляется в лес за дровами и, наплакавшись, незаметно для себя справляется с привычной работой:

Едва ее ноги держали,

Душа истомилась тоской…

Стоит под сосной чуть живая,

Без думы, без стона, без слез».

Зачарованная Морозом героиня замерзает в лесу. Но перед смертью ей даровано утешение: она видит во сне конец жатвы, счастливый труд крестьянской семьи, заботливого мужа, румяные лица детей.

Дарья просто уходит, она видит прекрасный сон, ей хорошо:

Улыбка довольства и счастья

У Дарьи не сходит с лица.

Зачем пытаться вернуть ее к жизни? Там у нее есть все, а здесь ничего, кроме извечных бед.

2.5. «Русские женщины» - поэма о женах декабристов.

Подвиг русской женщины, самоотверженной и несгибаемой, для Некрасова – источник глубочайшего лиризма, в котором сплавились и восхищение, и боль сострадания, и вера в грядущее освобождение, признание красоты и богатства душевных сил, присущих русскому национальному женскому характеру:

В груди кипят рыдающие звуки,

Пора, пора им вверить мысль мою!

Твою любовь, твои святые муки,

Твою борьбу – подвижница, пою!..

Подвижничество, подвиг – эти высокие слова применимы в равной мере и к судьбам воспетых Некрасовым в «Русских женщинах» жен декабристов, чьи имена хранит наша историческая память, и к судьбам безвестных крестьянок, обретших бессмертие, в некрасовском поэтическом слове.

«Русские женщины» - поэма о женах декабристов – вводит нас в иную, по сравнению с народными поэмами, социальную среду и в иную эпоху, отстоящую от некрасовской на полстолетия. Обращаясь к прошлому, поэт думал и о своей современности. Он словно протягивал связывающую нить между поколениями революционеров 1820-х и 1860 -1870-х годов.

В героинях декабристкой эпохи Некрасов искал и проницательно находил черты, роднящие их с участниками революционного движения нового этапа, без страха перед каторгой и ссылкой вступавших на путь борьбы с самодержавной властью. И замысел поэта был точно угадан и принят передовыми современниками. В.Н.Фигнер, видная деятельница революционного народничества, вспоминала именно об этом: «обаятельный образ женщины второй четверти прошлого века сияет и теперь в немеркнущем блеске прежних дней. Их лишения, утраты и нравственные страдания роднят их с нами, женщинами позднейших революционных поколений».

Воссоздавая в поэме жизненный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской, Некрасов художнически открывал новые грани национального женского характера. Первоначальное заглавие произведения «Декабристки» было заменено новым, укрупнившим и расширившим содержание авторского замысла «Русские женщины». К первой публикации «Княгини Трубецкой» в журнале «Отечественные записки» поэт сделал примечание, где в том же ключе о декабристках говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии». Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность естественно сближает в нравственном плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в единое понятие «русские женщины».

Доминирующее свойство характера некрасовских декабристок – высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глубокую Сибирскую ссылку – подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости. Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Потому столь достоверен психологически кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем целует прежде его каторожные цепи.

В эпилоге «Княгини Трубецкой» Некрасов сказал:

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали

Их имена забыться не должны.

Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых и новых поколений писателей.

А разве не вызывают восхищения жены декабристов? Если крестьянку можно сравнить с могучей сосной, хозяйкой леса, выживающей в любых условиях, то они, скорее напоминают цветок, взлелеянный, ухоженный, который вдруг выбросили в дикий лес из привычного тепла. Но сколько силы в этих маленьких женщинах, сколько гордости. Казалось бы, откуда? Что они могли знать, кроме балов да светских бесед? Но велика сила русской души.

Нельзя равнодушно воспринимать этих женщин. Их появление в глуши подобно чуду:

И тихого ангела бог ниспослал

В подземные копи

И они не дрогнули даже в этих копях, жизнь воспитала их. Так почему же всегда только горе падает на долю русской женщины?

Почему за минуту счастья она должна расплачиваться годами страдания? Найдутся ли когда-нибудь ключи от счастья женского? Но даже если ей будет невыносимо тяжело, она, русская женщина, вынесет все. Такова ее судьба.

Образованные, любящие искусство, знатные, богатые молодые женщины бросили все и последовали за мужьями в Сибирь, чтобы поддержать их дух, разделить с ними тяжелую участь, помочь им в беспросветной трудной жизни на сибирской каторге. Они подписали страшную бумагу, составленную по приказанию царя, где они отрекались от своих прав, от богатства, от прав своих будущих детей, которые «поступят в казенные заводские крестьяне», как было написано в этой бумаге.

Смелых женщин не могли отговорить и родные, а они применили все средства, чтобы удержать их. Особенно трудно было М.Н.Волконской, которая очень любила своего отца. У молодой женщины достало силы и настойчивости, чтобы убедить, упросить этого человека твердой воли и уехать, оставив дома ребенка-сына. Отъезду Трубецкой родители не так препятствовали, но ей пришлось выдержать многодневную пытку в Иркутске, где губернатор принял все меры, от уговоров до угроз, чтобы задержать ее, заставить вернуться назад. Все преодолела воля женщины-героини, и губернатор вынужден был отправить ее дальше.

Разрыв Трубецкой и Волконской с «высшим светским обществом» был полным. Они правильно приняли своекорыстие, подлость и трусость этого общества:

Там люди заживо гниют,

Ходячие гробы,

Мужчины – сборище Иуд,

А женщины – рабы.

Только среди самых передовых русских людей своего круга они встретили полное сочувствие.

Большое сочувствие жены декабристов встретили и у простого народа.

Вот княгиня Трубецкая приходит в тюрьму:

С ключом старый и седой

Усатый инвалид –

«Иди, печальница, за мной!-

Ей тихо говорит: -

Я проведу тебя к нему,

Он жив и невредим…»

А ведь это вымуштурованный двадцатипятилетней службой солдат, ставший тюремщиком!

В сибирской зимовке лесник принял, обогрел и проводил на дорогу заплутавшуюся в снежной метели Волконскую:

Но деньги принять отказался.

«Не надо, родная!

Бог вас защити,

Когда на одной почтовой станции Волконская решилась спросить офицера, конвоировавшего образ с серебром, о «жертвах декабристкого дела», о своем муже, то нагло и грубо ответил:

«…я их не знаю – и знать не хочу,

Я мало ли каторжных видел!»

А простой солдат после ухода офицера:

… доброе слово – не варварский смех –

Нашел в своем сердце солдатском:

«Здоровы! – сказал он: - я видел их всех,

Живут в руднике Благадатском!...»

На что Волконская сердечно отозвалась:

Спасибо, солдатик. Спасибо, родной!

Недаром я вынесла пытку!

Она сроднилась с народом: лесник говорит ей «родная», она, благодаря солдата, тоже называет его «родной».

Она поняла горе народа, и народ понял и разделил ее скорбь.

Когда же они приехали на место каторжных работ, то не деньги, а сердечность, сочувствие солдата – часового помогли Волконской увидеть мужа и его товарищей:

Рыданьям моим часовой уступил,

Как бога, его я просила!

Светильник он засветил,

В какой-то подвал я вступила…

Там она увидела на тяжелой работе своего мужа и его товарищей. Замечательно, что, прежде чем обнять мужа, Волконская опустилась на колени и поцеловала его кандалы в знак уважения к делу, за которое он пострадал.

И здесь смотритель работ, простой человек, «нарочно скрылся», чтобы не мешать свиданию Волконской с декабристами.

Все это глубоко тронуло Волконскую и она, благодаря народ восклицает:

Спасибо вам, русские люди!

В дороге, в изгнанье, где я ни была,

Все трудное каторги время,

Народ! Я бодрее с тобою несла

Мое непосильное бремя.

Пусть много скорбей тебе пало на часть,

Ты делишь чужие печали,

И где мои слезы готовы упасть,

Твои уж давно там упали!..

Ты любишь несчастного, русский народ!

Страдания нас породнили…

Примите мой низкий поклон, бедняки!

Спасибо вам всем посылаю.

Спасибо!..

Эти слова – гимн прекрасным моральным качествам простого русского народа, любовь и сочувствие которого приобрели жены декабристов, порвавшие со своим «высшим кругом».

Воспевая славный подвиг жен декабристов, Некрасов тем самым прославляет и самих декабристов, не пожалевших ни свободы, ни жизни ради блага народа. Прямо их изобразить, написать о них было невозможно – не позволяла цензура. Поэт все же сумел в кратких, но полных глубокого содержания сценах дать образы Трубецкого, Волконского. В арестантской одежде, в кандалах, в тюрьме и рудниках, они не были сломлены, подавлены, не считали ошибкой то, что сделали, не раскаивались, не пали духом.

Среди борцов за свободу было много женщин, и, назвав свою поэму «Русские женщины», поэт как бы прославляет в ней всех русских женщин, участниц борьбы за свободу.

Заключение.

В постоянных борениях некрасовских крестьянок с грозной судьбой – глубокий драматизм их земного пути. И этот – то из самой жизни почеркнутый, реальный драматизм определяет напряженность сюжетов, казалось бы, самых обыденных, погруженных в неспешный крестьянский быт, определяет и тот захватывающий интерес, с которым читаются поэмы Некрасова.

Жизнь крестьянская у Некрасова не беспросветна, в ней есть своя поэзия. И Дарье и Матрене Тимофеевне известны счастье взаимной любви и материнства, радость спорой работы, ощущение красоты окружающего мира природы. Непрочно это счастье, недолги эти радости. Что ж, тем выше их цена. Некрасов поэтизирует лучшие свойства крестьянского характера национального – величие души, беспримерное трудолюбие, высокое терпение в преодолении жизненных невзгод, - поэтизирует без сентиментального любования, в ключе народно-поэтических традиции. Это и вносит оптимистическую ноту надежды и веры в звучание даже такого трагического произведения, как «Мороз, Красный нос». Трагические и светлые интонации неповторимо сплетаются в завораживающих строках повествования о последних мгновениях замерзающей Дарьи. В воссоздании с проникновенным психологизмом предсмертных видениях героини поэт силою своего слова животворит неизбывную вековую мечту народа о прекрасной, счастливой жизни, о торжестве вольного и радостного труда. Эта мечта воодушевляет и некрасовских героев, и самого автора, который сумел увидеть мир и судьбы своих персонажей глазами самого народа.

Никто из русских поэтов до Некрасова не изображал жизнь простого народа так, как сумел сделать он. Герои гражданской лирики и эпических поэм Некрасова воплотили сущность русского характера: любовь к свободе и труду, богатство духовного мира, нравственную стойкость. Великий поэт был выразителем, вдохновителем революционного духа, всего прогрессивно-демократического движения своего времени.

Никто из русских поэтов до Некрасова так широко и с такой глубиной не охватил в своем творчестве жизнь городской и деревенской бедноты, Некрасов ярко показал тяжесть народных страданий, тяжесть подневольного труда. Поэзия его будила и будит умы, поднимает на борьбу против социального гнета, за равенство и счастливую долю. Его правдивая, мужественная поэзия, его задушевные песни слились с гневным голосом трудового люда. Некрасов глубоко понимая великую историческую миссию народа, который способен не только сетовать на горькую долю и петь заунывные песни, но и восстать против мира гнета и несправедливости. Воспевая неиссякаемую духовную силу, нравственную красоту народа, поэт будил в нем могучие, богатырские силы, внушал ему веру в светское будущее.

Литература.

1.Б.Бухштаб. Некрасов. Проблемы творчества. Советский писатель, 1989.

2.Н.А.Некрасов. Избранные произведения. II том. М.: Художественная литература, 1966.

3. Н.А.Некрасов. Сочинение. М.: Правда, 1954.

4. Н.А.Некрасов. Живые страницы. М.: Детская литература, 1974.

5. Н.А.Некрасов. Лирика. М.: Светская Россия,1978.

6. Н.А.Некрасов. Стихотворения и поэмы. М.: АСТ Олимп,1996.

7. Н.А.Некрасов. Избранная лирика. М.: Детская литература, 1986.

8. Н.А.Некрасов. Русские женщины. М.: Детская литература, 1956.

9. Н.А.Некрасов. Русские женщины. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984.

10. В.Г.Прокшин. где же ты, тайна довольства народного. М.: Наука,1990.

11. Русская литература. Учебник для 9 класса под редакцией М.Г.Качурина. М.: Просвещение, 1982.

12. Энциклопедия литературных героев. М.: АСТ Олимп, 2001.

Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.
Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе - житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета... Но она все может стерпеть:

Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест (“В груди у них нет душеньки... На шее - нет креста!”). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: “Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!”
Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме “Мороз, Красный нос”. Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая
- быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд - все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.
Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.
Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме “Русские женщины”. В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой (“Пускай вот муж - он виноват... А вам терпеть... за что?”, “бежите вы за ним. Как жалкая раба”) разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна “печальных потерь”. “Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я... Так небу угодно!..” -- говорит героиня. В ее словах - и любовь, и чувство долга.
Тот факт, что первоначальное название поэмы “Декабристки” Некрасов заменил на обобщенное “Русские женщины”, говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, - сила духа, умение пожертвовать собой, воля - это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты
И носит песнь, слагаемая мною
Живой любви прекрасные черты.
О мать моя, подвигнут я тобой,
Во мне спасла эюивую душу ты.

Похожие публикации