О чем произведение гоголя ночь перед рождеством. Анализ сказки ночь перед рождеством

1. Определите главную тему «Ночи перед Рождеством.

Главная тема сказки размышления Гоголя о добре и зле, где добро победит зло, а зло выглядит смешным и нелепым. Празднование Рождества людьми из села, победа добра над злом.

2. Какие герои вызывают у вас сочувствие, какие – смех? Почему?

Сочувствие у меня вызывает кузнец Вакула, так как Оксана дала ему невыполнителыюе задание: взять царские червички у царевны, которая жила в Петербурге. В конце концов он был бедным и раздобыть подарок для возлюбленной было нереально. Смех у меня вызвал Чёрт. Ведь именно ему в голову пришла идея украсть луну на Рождество. Для деревенских людей это было "трагедией" . "Гак как в эту ночь вся молодёжь ходила по домам и пела колядки. За это они получали различные вкусности. Чёрт довез Вакулу до Петербурга.

3. В чём комизм ситуации, в которую попадают гости Солохи? Какие ещё эпизоды показались вам смешными?

Комизм ситуации: Солоха очень уважаемая дама, хороша собой, "молодуха" без мужа, мать Вакулы и никто, кроме чёрта, не знает, что она делает по ночам и что она просто ведьма.

Вечер, зима, Солоха дома, приходит чёрт, она очень любезна с ним, но вдруг стук в дверь! Солоха прячет чёрта в мешок, чтобы не потерять свою репутацию.

Начало новой истории, пришёл Пан Голова. Солоха бежит накрывать стол и заметать присутствие чёрта, с которым у неё давние связи. Всё готово. Голова только поднимает чарку и стук в дверь!Не губите мою честь и Пан лезет в мешок.

На пороге Дьяк, никто не пришёл к нему и он ищет Пана Голову. Но Солохе не до смеха. Голова сидит в мешке и дьяк может повлиять на её репутацию!

Стук в дверь и опять гость)Чуб пришёл к Солохе, его привели нежные чувства. Солоха стелется перед Чубом, но опять хлопает дверь! Чуб в мешке, а домой вернулся разочарованный Вакула, сын Солохи. Он зол на весь мир и не склонен к разговорам! Стук в дверь и Солоха бежит в огород. Тем временем, Вакула видит мешки на полу в горнице. Все его мысли об Оксане и он бездумно выкидывает ВСЕ мешки на улицу, а там колядуют все, кому не лень).

Уважаемы в селе люди, находясь в мешках, скачут по улице, пока их не подбирают девушки. Вакула в гневе выкинул все мешки, дав пипка каждому-в этом комизм ситуации. Но Солоха-честная дама, её репутация-вне подозрений.

Много смешных ситуаций создаёт чёрт, он неудачник, поэтому его действия смешны.

4. Как вы думаете, смех Гоголя в «Ночи перед Рождеством» злой, добродушный, ехидный, горький? Аргументируйте свою оценку.

Я думаю, что смех скорее добродушный, ведь он насмехается над чёртом и другими, посадив их в мешок и сын этой ведьмы случайно унёс чёрта и неплохо над им издевался.

5. Какие события повести вы отнесёте к бытовым, какие — к фантастическим? Всегда ли можно провести между ними границу?

Волшебная ночь перед Рождеством, все верят в чудеса и грань провести невозможно, в этом и есть прелесть Рождества, ожидание чуда. Всё зависит от нас и наших мечтаний, проведя грань, мы разрушим волшебство мечты, которая должна сбыться, если верить в неё.

"Повесть "Ночь перед Рождеством "-сама ночь, это реальность, а что случается-это сказка, волшебство. Чёрт с Солохой, укравшие Луну и звёзды-это фантастика, народные гуляния и колядование-это реальность. Мешки с посетителями Солохи-это правдивость, а чёрт в мешке-это фантастика. Полёт на чёрте в Петербург-это вымысел, а к кому летел Вакула- это реальность, императрица Екатерина II и князь Потёмкин, исторические личности. Запорожцы-это история, а Вакула вместе в ними-это фантастика. Пан Пацюк-реальность, а его связь с нечистой силой-вымысел. Солоха-дама на выданье, что она ведьма-это фантастка, а на что такие дамы готовы пойти, чтобы выйти замуж-это реальность.

6. За что «чёрт поклялся мстить кузнецу»?

За то, что Вакула нарисовал в церкви икону (фреску), на которой изображено, как очень сильно праведники гоняют черта.

7. Какие обычаи и традиции славян воссозданы в повести «Ночь перед Рождеством»?

Воссоздан обычай колядовать и славить Христа. 11еред Рождеством парубки и девушки принаряжаются и ходят веселыми компаниями по домам, чтобы петь колядки.

8. Определите общее и различное в характерах «сказочных» персонажей повести и фольклорных персонажей,знакомых вам по народным сказкам. Сделайте вывод.

Общие: борьба со злом различия: у Гоголя чёрт живёт и ведьма и другая нечисть живут вместе в селе. Где люди. Л обычно далеко от людей.

9. Назовите приёмы народной сказки, которые встречаются в повести «Ночь перед Рождеством».

Эпитеты, сравнение, олицетворение, победа добра над злом, наличие вымышленных персонажей, путешествие главного героя, задание для главного героя, использование колорита в речи автора.

10. Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках? Обоснуйте свой ответ.

Да, похожи. Гоголь во многом опирался на фольклор. В народных сказках герою обязательно принести что-либо необычное издалека, либо победить кого-нибудь. Оксана же дала ему задание принести черевички самой царицы, что было почти невыполнимым.

11. Отметьте в тексте те фрагменты, где говорится о красоте Оксаны. Подготовьте рассказ о ней.

Прочитав повесть «Ночь перед рождеством» со многими сказочными событиями и смешными приключениями, хотелось бы выделить из главных героев произведения красивую девушку по имени Оксана. Эта капризная, ветреная и беззаботная девушка была дочерью знатного казака Чуба. Она очень нарядно одевалась в дорогие одежды, знала, что о ней говорят молодые парни, и подружки из ее села и была очень важной зазнайкой. Больше всего она любила любоваться собой в зеркале, меняя свои наряды. К ней сватались, но никто не мог добиться её любви. Один кузнец Вакула, над которым она постоянно смеялась, ждал, что она все же обратит на него внимание и полюбит. Девушка очень часто смотрелась в отражение зеркала с большим чувством самодовольствия. Однажды эта девушка перед самым рождеством отправляет кузнеца Вакулу к самой царице, чтобы тот исполнил ее очередной каприз и привез ей черевички, которые носит сама императрица.

Чуть позже в повествовании мы видим, что Оксана может испытывать искреннее чувство любви и сострадания. Девушка с большой радостью встречает кузнеца, когда он вернулся с черевичками, и дает согласие выйти за него замуж. В ней уживаются такие разные чувства и качества характера, как самолюбование, печаль, заносчивость и смущение. Можно сделать вывод, что Оксана может быть не только избалованной красавицей, у которой одни наряды на уме, но и человеком, способным на самые искренние человеческие чувства.

12. Запишите ключевые слова, которые помогут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

Вакула красив, силен, добр, полон неисчерпаемой энергии и молодого задора. Он обладает чистым сердцем, цельностью натуры и красотой чувств. Он верен своему долгу, своим обещаниям, обладает упорством в достижении цели. Препятствия, которые возникают на его пути, не останавливают его, а наоборот, заставляют проявлять большую находчивость и инициативу, смелость и решительность.

13. Почему Вакула оказывается сильнее чёрта? Какое значение имеет гот факт, что Вакула – человек верующий/ Свои ответ подтвердите примерами из текста.

Вакула – очень набожный и верующий человек, а также превосходный маляр. Ведь именно он нарисовал в церкви картину, унижающую черта, от чего нечистый и невзлюбил кузнеца. С того самого дня-лукавый поклялся ему вредить. Что с успехом и делал, но до поры до времени. Но кузнец никак не грешит, и даже придя к Пузатому Патоку, Вакула отказывается от скоромного, что коробит чёрта. И, наконец, перед полётом в Петербург кузнец подчиняет себе чёрта посредством наложения креста, таким образом оказываясь сильнее его. Поэтому, конечно, набожность Вакулы даёт ему власть над нечистым.

14. Что испытывает Вакула при виде убранства дворца? Запишите ключевые слова для ответа на этот вопрос.

При виде убранства дворца Вакула испытывает восторг и восхищение. «Что за лестница!», «Экие украшения»

15. Слово запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Гоголь в этой сцене?

Гоголь показывает щедрость царицы и близость её к народу, а также искренность Вакулы, его непосредственность, подкупающую простоту.

16. Подготовьтесь к выразительному чтению любого фрагмента повести. Послушайте в электронном приложении начало произведения. Как вы считаете, удалось ли чтецу верно передать настроение, создать в воображении слушателей нужную картину?

Да, чтецу удалось верно передать настроение, создать в воображении слушателей нужную картину.

17. Подготовьте художественный пересказ эпизода, изображённого на иллюстрации М.С. Родионова (с. 180). Как проявляются характеры героев в данной сцене?

18. Рассмотрите репродукцию картины К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии» (цветная вклейка). Какие приметы народного быта воссозданы художником? Как передана атмосфера праздника?

Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Первое издание произведения было опубликовано в 1832 году в типографии А. Плюшара. Повесть входит в известный цикл писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В «Ночи перед Рождеством» Гоголь с юмором изобразил опоэтизированную сельскую жизнь в праздничный день, развернув сюжет вокруг истории любви кузнеца Вакулы и дочери богатого козака Оксаны.

Главные герои

Вакула – кузнец, «силач и детина хоть куда», в свободное время занимался «малеванием», был влюблен в Оксану и летал в Петербург на черте, чтобы достать для нее черевички самой царицы.

Оксана – дочь козака Чуба, возлюбленная Вакулы, ей «не минуло еще и семнадцати лет», «была капризна, как красавица».

Черт – невзлюбил Вакулу за то, что тот нарисовал его в дурном свете, возил кузнеца в Петербург.

Другие персонажи

Чуб – богатый козак, вдовец, отец Оксаны.

Солоха – ведьма, мать Вакулы, «имела от роду не больше сорока лет».

Пузатой Пацюк – знахарь, бывший запорожец, который уже много лет живет в Диканьке.

Голова, дьяк, кум Панас, царица Екатерина.

В Диканьке наступила зимняя, ясная ночь перед Рождеством. Неожиданно из трубы одной из хат вылетела ведьма верхом на метле и, поднявшись к небу, начала собирать в рукав звезды.

С другой стороны на небе появился черт. Он спрятал месяц в карман, и вокруг сразу сделалось темно. Сделал черт это для того, чтобы козак Чуб поленился идти по темноте и остался дома, а потому кузнец Вакула не смог прийти к его дочери Оксане. Так черт хотел отомстить кузнецу, который нарисовал его посрамленным на картине со Страшным судом.

Чуб вместе с Панасом, ожидая «добрую попойку» у дьяка выходят из хаты козака и видят, что на небе пропал месяц, и на улице стало совсем темно. Поколебавшись, они все же решают продолжить путь.

Пока Чуб ушел, оставшаяся одна дома Оксана любовалась собой перед зеркалом. За этим делом и застает девушку пришедший к ней Вакула. Кузнец обращается к Оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. Раздосадованный Вакула решает, что девушка не любит его.

Неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать.

Мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. Ведьмой была ни кто иная, как мать Вакулы – Солоха. Она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. Среди всех поклонников Солоха выделяла богатого козака Чуба.

Между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил Чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой.

И действительно – ничего не видя из-за метели, Чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. Дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик Вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. Не распознав в пришедшем Чуба, кузнец поколотил козака. Тогда Чуб, рассудив, что если Вакула здесь, то дома его нет, отправился к Солохе.

Пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «Все осветилось. Метели как небывало» . На улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками.

Девушки поспешили в дом Чуба. Оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. Тогда Вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит» . Шутя, Оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж.

К сидевшей с чертом Солохе неожиданно приходит дюжий голова. Пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. Голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк. Солоха спрятала голову во второй мешок. Однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к Солохе пришел козак Чуб. Хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и Чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери Вакулой.

Пока Солоха вышла к очередному посетителю, кузнец уносит все три мешка и, опечаленный издевательствами Оксаны, даже не замечает их тяжести.

На улице Вакула встречает колядующих. Оксана, смеясь, снова повторяет свое условие при всех. Расстроенный Вакула бросил мешки на землю и, взяв с собой самый маленький, попрощался со всеми и убежал.

Вакула решает пойти к местному знахарю – Пузатому Пацюку – «он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет» . Застав Пацюка за поеданием сначала галушек, а после вареников, которые сами летели в рот к хозяину, Вакула спрашивает у него как найти черта, чтобы попросить у того помощи. На это знахарь ответил ему: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами» . Испугавшись летящего ему в рот скоромного вареника, Вакула убегает от Пацюка.

Услышав слова кузнеца, черт тут же выскочил из мешка и предложил заключить контракт, подписав его кровью. Однако Вакула ухватил черта за хвост. Крестя нечистого, кузнец оседлал его и заставил отнести в Петербург к царице.

Оксана замечает оставленные Вакулой мешки и предлагает их забрать. Пока девчата ходили за санками, мешок с Чубом и дьяком уносит к себе вышедший из шинка кум. Во время ссоры Панаса с женой за содержимое мешка, из него вылезли Чуб и дьяк, объяснив, что решили так пошутить.

Девушки отвезли оставшийся мешок к Оксане. В это время вернулся домой Чуб и, обнаружив в мешке смущенного голову, был возмущен хитростью Солохи.

Долетев до Петербурга, черт обернулся конем, а после, по велению Вакулы, уменьшился и спрятался к нему в карман. Кузнец находит знакомых запорожцев, и с помощью нечистого получает согласие идти с ними к царице.

Во дворце запорожцев и Вакулу встретил Потемкин, а затем и сама царица. Когда Екатерина спросила у запорожцев, с какой просьбой они пришли к ней, кузнец тут же упал к ногам царицы, прося для своей жены такие же прекрасные черевички, как у нее. Екатерину развеселило его простодушие, и она приказала принести самые дорогие башмаки с золотом. Расхваливая ножки царицы, кузнец, подталкиваемый запорожцами, отошел назад и черт его мгновенно перенес уже «за шлахбаум» .

По Диканьке в это время уже пошли слухи, что Вакула то ли утонул, то ли повесился. Услышав об этом, Оксана очень расстроилась – ведь он любил ее, а теперь, возможно, навсегда ушел из села или вовсе пропал. Не появился Вакула и после обедни.

Обратно кузнец добрался еще быстрее, и, отвесив черту три удара хворостиной, отпустил его. Зайдя домой, Вакула тут же заснул и проспал до обедни. Проснувшись, кузнец взял с собой башмачки царицы для Оксаны и шапку и пояс для Чуба и отправился к козаку. После согласия отца на сватовство смущенная девушка сказала, что готова выйти замуж за Вакулу «и без черевичков» .

Женившись, кузнец размалевал всю свою хату, а в церкви изобразил черта в аду – «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо» .

Заключение

В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь раскрывает тему народной жизни, изображая ряд типичных сельских персонажей – ловкого и сильного кузнеца Вакулу, красивую и самовлюбленную Оксану, глупого и богатого Чуба, хитрую Солоху и других. Вводя в повествование мифических персонажей (ведьму, черта, знахаря), автор приближает сюжет произведения к сказочному, таким образом переплетая в повести приемы реализма и романтизма.

Краткий пересказ «Ночи перед Рождеством» описывает основной сюжет произведения, но для лучшего понимания повести советуем ознакомиться с ее полным вариантом.

Тест по повести

Вопросы теста охватывают многие важные моменты краткого содержания произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1809.

«Ночь перед Рождеством»

Тема урока: основная мысль повести «Ночь перед Рождеством»

Преображение человеческой души

Цели: 1)помочь учащимся проникнуть в мир на примере изучаемой повести; 2)формировать умение узнавать в тесте художественные изобразительные средства, давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста, развивать у учащихся умение анализировать и обобщать прочитанный текст, формулировать основную мысль; 3) учить навыкам работы в группах; 4) создать позитивный настрой.

1.Волшебный мир природы в повести (художественные изобразительные средства в тексте: олицетворение, эпитеты, сравнения), чтение отрывков:

Описания природы и народных гуляний в селе;

2.Народные обычаи в повести Гоголя.

3.Викторина (по содержанию).

4. Защита проектов:

Описание внешности героя (портрет – художественное средство);

Черты характера;

5. Самостоятельная работа в группах:

Благодаря каким качествам характера и благодаря кому добивается своей цели главный герой?

6. Чтение эпилога:

Что происходит с Оксаной в церкви? (раскаивается)

Почему Вакула проспал службу? (расплата за общение с нечистой силой)

7. Итог урока. Формулирование основной мысли повести «Ночь перед Рождеством». Символическое значение образа Оксаны - жены Кузнеца.

8. Викторина «Угадай героя»

9. Рефлексия:

- «Как я оцениваю свою работу на уроке?»

10. Домашнее задание.

Оборудование: музыкальный фрагмент, портрет писателя, презентация урока.

Ход урока

1.Оргмомент. Мотивация учащихся к работе . Деление на группы.

Предлагаю Вам прослушать данные отрывки и определить, какой из отрывков принадлежит перу.

1) Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. А мороз такой, что воздух мерзнет - Инеем стоит; туманно, дымно. …А снег повалит - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: "Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!.." В самоварах, на долгих дужках, - сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая...На снежку, в лесу... приятно! … Морозная Россия, а... тепло!.. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь - резанет, ожжет морозом. А звезды!.. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках.

(«Рождество».)

2) Дело было о святках, накануне Васильева вечера. Погода разгулялась самая немилостивая. Жесточайшая поземная пурга, из тех, какими бывают славны зимы, загнала множество людей в одинокий постоялый двор, стоящий бобылем среди гладкой и необозримой степи. Тут очутились в одной куче дворяне, купцы и крестьяне, русские… Соблюдать чины и ранги на таком ночлеге было невозможно: куда ни повернись, везде теснота, одни сушатся, другие греются, третьи ищут хотя маленького местечка, где бы приютиться; по темной, низкой, переполненной народом избе стоит духота и густой пар от мокрого платья. Свободного места нигде не видно: на полатях, на печке, на лавках и даже на грязном земляном полу, - везде лежат люди. Хозяин, суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе.

(«Запечатленный ангел».)

3) Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

(«Ночь перед Рождеством».)

Почему Вы решили, что последний отрывок взят из произведения? (В третьем отрывке, в отличие от первых двух, присутствуют элементы фантастики, сказки (появляется ведьма)).

Найдите в тексте этот отрывок!

Какой прием помог – писателю сделать текст сказочным, волшебным. Найдите примеры использования этого приема в тексте (Олицетворение: «глянули звезды», «месяц величаво поднялся», «месяц заглядывал украдкою, как бы вызывая… девушек выбежать скорее на скрипучий снег»).

Как вы помните, повесть «Ночь перед Рождеством» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 2011 году у этой книги юбилей, ей исполняется 180 лет. В 1831 г. вышла первая книга “Вечеров”. С восторгом встретил появление сборника: “Сейчас прочёл “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!”

2.Объявление темы и задач урока.

Запись темы. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Слайды 1-2 (по щелчку)

Слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение повести «Ночь перед Рождеством». Тема нашего урока: «Основная мысль повести». Вы продолжите начатую работу в группах, расскажите о героях, которых выбрали для анализа, т. е. дадите ему характеристику. И, конечно же, мы с вами продолжим наслаждаться удивительным миром гоголевской прозы. Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь использовал устное народное творчество. Начинающий писатель изучал книги, посвященные фольклору, обращался к родным и знакомым с просьбой собирать для него украинские «всевозможные поверья и обычаи», а также устные рассказы.

С первых строк писатель погружает нас в необыкновенную, волшебную атмосферу ночи. Для чего он это делает? (готовит нас к тому, что должно произойти чудо!)

Дело в том, что ночь не простая. В повести описан Сочельник - вечер накануне Рождества. Согласно Библии, Рождество знаменует появление на свет Иисуса Христа. С давних пор в народе считалось, что в этот вечер с наибольшей полнотой проявляет себя всякая нечистая сила. И Гоголь не случайно изображает именно в эту ночь появление ведьмы и черта на небе, кражу чертом месяца.

Слайд 3 (по щелчку)

Гоголь, хорошо знавший традиции своего народа, со всеми деталями описывает празднование Рождества. С давних пор это событие сопровождалось различными народными обрядами, такими как гадания, колядование и другие. В каждой семье накрывался праздничный стол, где всегда присутствовала кутья - знак богатого урожая, а также рыба, борщ, вареники, всевозможные пироги… и много всякого съестного".Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника.

Великий мастер слова, так ярко изобразил рождественские обычаи украинского народа, что, читая его произведение, мы сами словно окунаемся в атмосферу народного праздника, становимся его участниками. Повесть "Ночь перед Рождеством" позволяет лучше узнать народные традиции, весь уклад жизни крестьянства.

Слайд 4 (по щелчку)

В повести "Ночь перед Рождеством" мы видим молодых парней и девушек, которые ходят с колядками из дома в дом. (Дети читают отрывки.) "Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие". Колядки представляют собой веселые песни, шутки, пожелания счастья и благополучия хозяевам дома. В награду из окон то и дело высовывается рука хозяйки "с колбасою в руках или куском пирога". Еще до наступления утра все село собирается в церкви: здесь и пожилые женщины "в белых суконных свитках", и дворянки "в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами", и девчата, "у которых на головах была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов", а впереди всех - дворяне и простые мужики с усами и чубами, "в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка". И на лицах у всех - ощущение праздника.

3. Викторина

Давайте проверим, удалось ли вам оказаться наблюдательными читателями. Представители каждой команды выйдите к доске и снимите по три снежинки. На каждой звезде номер вопроса, на которой команде предстоит ответить. Итак, первая команда...

1) Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька)

2) Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (матерью)

3)Кем по профессии был Вакула из повести «Ночь ….»?(кузнецом)

4) Назовите, что вызвало восхищение кузнеца Вакулы во дворце? (Парадная лестница, икона, ручка двери)

5) Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь…»? (Корний Чуб)

10)За чем отправился Вакула к царице? (узнать из чего сделаны черевички)

11)Песни, которые распевали в канун Рождества (колядки)

12)Что означает выражение «строить куры»? (ухаживать)

Вытащите еще по одной снежинке и угадайте героя.

1) Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой. (Оксана)

2) Была ни хороша, ни дурна собою. Однако же умела причаровать к себе самых степенных казаков. (Солоха)

3)Несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. (Пацюк)

Вы узнали всех героев, которые встретились нам в этой повести. Давайте попробуем дать характеристику основным из них.

4. Защита проектов

Слайд 5 (по щелчку)

Характеристики героев. На прошлом уроке вы начали работу по составлению характеристики основных героев. Каждая группа должна была приготовить рассказ о своем герое, т. е. его охарактеризовать по следующему плану:

1.Вступление (роль героя в повести)

2.Описание внешности героя.

3.Черты характера героя (с доказательством)

4. Вывод.

Итак, слушаем выступление первой группы.

Слайд 6 (по щелчку)

Вакула

1.Вступление лавным героем повети «Ночь перед Рождеством является кузнец Вакула.

2.Описание внешности Гоголь описал его так «силач и детина хоть куда»

3.Черты характера и его поступки

1) Вакула был не только хорошим кузнецом, « В досужее время кузнец занимался милованием и слыл лучшим живописцем во все околотке…Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалеваны кузнецом» Он расписывал церковные стены.

2) Главной чертой характера Вакулы было трудолюбие. Если он хочет напомнить о себе, то вспоминает свои дела. Чтоб доказать свою любовь к Оксане, он говорит о сундуке «железо на оковку положил такое, которое не клал на сотникову таратайку…А как он будет расписан!...гореть будет как жар»

Вакула постоянно ищет себе дело. Например, когда он от Оксаны пришел домой, то глаза его искали, чтоб сделать: «Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузницу!»

3) Вакула очень любит Оксану, готов ради нее на многое. Вакула произносит: «Не хочу ни каменьев дорогих, ни золотой кузнецы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану»

Он оседлал черта и отправился в Петербург, чтобы поглядеть, из чего сделаны черевички царевны. Он проявляет смелость: «Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего не мог видеть внизу…однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом»

4) Вакула умел ценить прекрасное. Попав во дворец, он восклицает: «Что за лестница! – шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения!.. Боже мой! Что за перила! Какая работа! Тут одного железа рублей на пятьдесят пошло! .. Что за картина! Что за чудная живопись! – рассуждал он, - вот, кажется, говорит! Кажется живая!.. А краски! Боже ты мой, какие краски!»

Описывая образ кузнеца Вакулы, Гоголь хотел показать нам, что честность, трудолюбие, вера всегда смогут победить зло, что человек, имеющий такие качества, будет счастливым.

Слайд 7 (по щелчку)

Солоха

1.Вступление.

Одним из героев повести Н. В.гоголя «Ночь перед Рождеством» является Солоха.

2.Описание внешности.

«Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков…»

3.Черты характера.

1) В повести Солоха показана отрицательным полумистическим персонажем. Она появляется неожиданно:

«Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу. И вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».

2) Ведьма также, как и черт, может превращаться в кого угодно и делать невозможное для человека

«Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, оставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу»

«…кое-где начали поговаривать старухи…, что Солоха точно ведьма; что парубок Кизяколупенко видел у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена ; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад.»

Солоха - ведьма. Она же мать главного героя повести Вакулы. В жизни она умела очаровывать самых степенных казаков. Она умела искусно обходиться с ними. «Ни одному из них и в ум не приходило. Что у него есть соперники».

4) Она была хорошей хозяйкой: «…как не зайти к Солохе, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой». «Солоха кланялась каждому, и каждый думал, что она кланяется ему одному». Но приветливее всего она была с казаком Чубом, потому что «В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами… В огороде кроме маку, капусты, подсолнечников засевалось еще каждый год две нивы табаку. Все это Солоха находила не лишним присоединить к своему хозяйству. Заранее размышляя о том, какой оно примет порядок. Когда перейдет в ее руки…»

5) Мать Вакулы Солоха хочет стать женой Чуба, поэтому она делает все, чтобы «отвадить» Вакулу от Оксаны. Ради своей выгоды была готова навредить даже своему сыну: «она прибегала к обыкновенному средству сорокалетних кумушек: ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом»

Благодаря своей находчивости (сметливости), она сумела своих кавалеров посадить в мешки: «Вот тебе на! Ай да Солоха! Посадить в мешок …то-то я гляжу у нее полная хата мешков… теперь я все знаю: у нее в каждом мешке сидело по два человека, я думал, что она только мне одному… Вот тебе и Солоха!»

В образе Солохи показал людские пороки: жадность, обман, измену.

Чуб

1.Вступление. Корний Чуб – сельский богатей и отец главной героини, сельской красавицы Оксаны.

2.Описание внешности. Грузный, «тяжелый мужик».

3.Черты характера и поступки. «Старый Чуб ленив и не легок на подъем», издавна не в ладах с кузнецом. Он упрям, и любит действовать наперекор, поэтому решился идти к дьяку в непроглядной темноте: «Если б кум не сказал этого, то Чуб, верно бы решил остаться, но теперь его как будто что-то дергало идти наперекор. « Нет, кум, пойдем! Нельзя, нужно идти!» Сказавши это, он уже и досадовал на себя, что сказал. Ему было очень неприятно тащиться в такую ночь; но его утешало то, что он сам нарочно этого захотел и сделал такине так, как ему советовали».

Чуб оказался в глупом положении из-за своего упрямства и самоуверенности.

Слайд 8 (по щелчку)

Оксана

1.Вступление.

Оксана – героиня повести «Ночь перед Рождеством» Именно ее полюбил Вакула

2.Описание внешности «Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете. И по ту сторону Диканьки, и по эту Сторону Диканьки, только и речей было, что про нее… Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой…»

3.Черты характера и поступки.

1)Оксана была избалованна и капризна. «Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица». Она постоянно крутится перед зеркалом, не может налюбоваться собою: «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость я принесу тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж!» «Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольствия выразилось на ее устах, на свежих ланитах и осветилось в очах»

2) Оксана отправляет Вакулу за черевичками, которые носит сама царица, обещав за это выйти за него замуж.

Гоголь показывает нам девушку очень красивую лицом – но надменную, гордую, капризную – некрасивую душой. («Парубки гонялись за ней толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным…»)Красота ее никому не приносит радости, кузнец готов из-за жестокой красавицы пойти на сговор с нечистой силой, погубить душу.

Слайд 9 (по щелчку)

черт

1.Вступление.

в своей повести использует фольклор, народные поверья. Писатель рисует образ черта, который в религиозной традиции является злым духом.

2.Описание внешности.

«Вдруг с другой стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко… Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт…»

На кого больше похож черт: на человека или на жуткое потустороннее существо? (Автор сравнивает его с людьми: трубочистом, немцем, стряпчим, мужиком, достававшим «голыми руками огонь из люльки». Черт больше похож на человека, у него человеческие манеры, он заигрывает с ведьмой; у него даже есть карман, куда он прячет месяц. Поэтому он и не страшен. Но тем не менее, это все равно фантастический персонаж, об этом говорят и его действия: он летает по небу, крадет месяц.)

Итак, мы выяснили, что черт не ужасен. Но так ли он безобиден? (Нет, он учит «грехам добрых людей»).

3.Черты характера и его поступки.

1)Черт показан Гоголем смешным кривлякой и вором. «…между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огнь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше»

2) «Черту оставалась последняя ночь шататься по белу свету и выучивать грехам добрых людей». Он хотел выместить свою злобу на кузнеце, потому что тот изобразил на одной из своих картин, как черта бьют кнутами и изгоняют из ада.

«Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду»

4) Черт очень обрадовался, что может отомстить кузнецу. «Теперь - то попался кузнец!» - думал он про себя, теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, изводимые на чертей!» Он старался уговорить кузнеца, обхитрить.

5) Как и все сказочные герои, он умеет перевоплощаться: летает по небу, «черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня…» или «Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким. Что без труда влез к нему в карман».

Нечистый дух мстителен, всегда готов совершить зло и неприметен.

Группа «Жители Диканьки»:

Назовите героев, о которых подробнее всего говорит автор. Как вы думаете, почему? Какие эмоции у вас они вызывают? (Дьяк, Чуб, кума, ткач, кумова жена. Они готовы попользоваться чужим добром, их описание отличается юмором, и поэтому «злоключения» вызвают только смех).

5. Чего хотят герои в начале повести?

Чего хочет каждый герой в начале повести?

Какое средство избирает для своей цели Вакула?

Благодаря каким качествам характера и благодаря кому добивается своей цели главный герой?(описание праздничного Петербурга, дворца и визита к царице)

6. Краткая характеристика героев.

(Самостоятельная работа учащихся)

Молодцы! Обратите внимание: у каждой группы на столах лежит карточки. Вы должны к указанному герою (а это будет не тот герой, которому вы давали характеристику) подобрать подходящие символы и записать душевные качества героев.

7. Викторина

Слайд 10 (по щелчку)

Пацюк – галушки, вареники. Обжорство, лень.

Оксана – зеркало, бусы, ленты. Гордость, самовлюбленность, эгоизм.

Вакула – икона, расписная хата, ручка в царском дворце. Мастерство, чистота души, любовь к прекрасному, верность в любви, вера в Бога.

Солоха - метла. Сметливость, изворотливость, жадность.

Черт – месяц. Хитрость, мстительность.

Царица – черевички. Приветливость, щедрость.

Зачитайте свои ответы.

Слайд 11 (по щелчку)

8. Итог урока. Чтение эпилога.

Что происходит с Оксаной в церкви?

Почему Вакула проспал?

Что происходит между Вакулой и Чубом?

В своей повести Гоголь рассказать о народных обычаях, о том, как праздновали Христово Рождество дворяне и простые люди. Действие происходит в небе и на земле. В небе летают черти и ведьмы, которые задумывают интриги во вред людям. На земле люди совершают ошибки и молятся в церкви. С юмором, но и с симпатией к своим героям Гоголь описывает их злоключения.

Что же дало власть силам зла ставить людей в смешное положение? (Слабости людей: накануне праздника нужно было поститься, а Чуб, голова, дьяк – пошли к Солохе за чаркой; кум, ткач и его сварливая жена проявили жадность, утащив чужие мешки; Вакула, несмотря на свою набожность, впал в такое уныние от равнодушия Оксаны, что даже решил обратиться за помощью к нечистой силе).

Какой же можно сделать вывод? Где творится прекрасное? Какие силы побеждают?

Слайд 12 (по щелчку)

Вывод. Запишем в тетради наш вывод.

Основная мысль повести «Ночь перед Рождеством».

Чудеса Рождественской ночи не в фантастических событиях, а в том, что происходит чудо преображение человеческой души.

Символическое значение образа Оксаны - жены Кузнеца.

Оксана – главная героиня, девушка, из-за которой развернулась интрига повести - становится способна на сострадание. Когда Вакула «пропал», Оксана стала сожалеть, что поступила с ним очень сурово. На праздничной Рождественской службе, где собрались все жители села, но на которой так не хватало кузнеца, «одна только Оксана стояла как будто не своя: молилась и не молилась. На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только смущение; слезы дрожали на глазах».

Оксана раскаивается в своей жестокости, и, как будто взамен на это, ее сердце становится способным любить. Она с радостью встречает Вакулу после возвращения его из Петербурга. «Нет! Нет! Мне не нужно черевиков! – говорила она, махая руками и не сводя с него очей, - я и без черевиков… - Далее она не договорила и покраснела».

Гоголь показывает нам другую Оксану: изменившуюся - не гордую и недоступную, а любящую и смиренную. В конце повести мы видим ее у дверей расписанной новой хаты: «красивая женщина с дитятей на руках». Вспомним, как восхищался в Петербурге Вакула картиной Пречистой девы с младенцем, символом святой любви – и перед нами она словно оживает.

У черта же ничего не получилось. Единственное, о чем он думал: чтоб Вакула отпустил его и не окрестил крестным знамением. «И так, вместо того чтобы провести, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен».

В образе Чуба показал не только человеческие недостатки: лень, упрямство, желание своей выгоды, но и способность к примирению.

Чуб и Вакула примиряются; обман Солохи открывается, поэтому все ее планы рушатся: добро торжествует, оно побеждает зло, которое наказано: «Вакула выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами (жизнерадостное сочетание!). Это, однако ж, не все: на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо…».

9. Рефлексия.

Составьте сами себе пожелания к изучению следующего произведения.

10. Домашняя работа.

Мини-сочинение на тему: «Чему нас учит повесть «Ночь перед Рождеством»?»

Примечание.

Урок можно проводить в группах , каждая из которых отвечает и готовится по двум героям:

- Чуб, Оксана

-Солоха, царица

-Вакула, черт

Часть №3 (викторина) также проводится в трех группах, каждая из которых тянет по три вопроса.

Часть №4 (домашние заготовки) защита проектов в группе, по своим персонажам, ответы дополняются участниками группы.

Часть №7 (викторина) соревнуются капитаны при поддержке группы.

Если остается время, можно завершить урок придумыванием трудных вопросов по содержанию:

-для чего отправился кузнец в Петербург? (Узнать, из чего сделаны черевички)

-благодаря кому он попал к царице? (запорожцы привели)

-что вызвало восторг Вакулы во дворце? (изображение Мадонны с младенцем)

- и т. п.

Сколько группа придумала вопросов, столько добавлять баллов, а если никто не ответил правильно – 3 балла за вопрос.

Баллы, набранные каждой группой, подсчитываются, победителям – новогодние игрушки. Увлекательно и весело!

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Герои и идея повести - страница №1/1

Тема Урока: Н.В.Гоголь « Н очь перед Рождеством»

Герои и идея повести.

Цель: 1. Дать характеристику главным героям повести.

2. Уметь анализировать поступки героев и их речь.

3. Выявить основную идею произведения.

4. развивать устную монологическую речь учащихся, логическое мышление.
Оборудование:


  • Учебник

  • Высказывание А.С.Пушкина.

  • Костюмы для героев повести.

  • Портрет Н.В.Гоголя.

Ход Урока.


  1. Вступительное слово учителя.
А.С.Пушкин сказал: « Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия! Я доселе не образумился».

Вопрос: Чем же так изумили Пушкина «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

/ ответы учащихся/

Вопрос: О чем это произведение?

Ответить на поставленный вопрос можно лишь проанализировав действия и поступки героев.

Дается целевая установка.


  1. Беседа.
Назвать героев повести. Делается запись на доске.

Черт –


Солоха –

Оксана –

Вакула –

На какие две группы можно разделить героев и почему? Свой ответ необходимо аргументировать.

/ответы учащихся/


  1. Творческое задание: рассказать о герое от лица самого героя. Подобрать в костюмерной костюм.

  2. Индивидуальное задание: Работа со сборником упражнений к учебнику.
Выписать из текста описание героев.

  1. Рассказы учащихся.

    • Вакула. Один из учащихся рассказывает о Вакуле от имени героя.

    • ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ: Подготовить и задать вопросы Вакуле.

    • Беседа между Вакулой и учащимися.

    • Задание учащимся: Подобрать и записать эпитеты, характеризующие Вакулу.

    • Оксана . (Действия и задания по аналогии с Вакулой)

    • Дополнительные вопросы: Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана? Почему Гоголь наделяет свою героиню такими чертами характера как гордость, своенравие?

    • Ответы учащихся. В основе – история любви Вакулы и Оксаны. Почему произведение называется «Ночь перед Рождеством»?

    • Для чего Гоголь вводит в повесть нечистую силу? Кто является представителем Нечисти?

    • Солоха . (Действия учащихся по аналогии с Вакулой).

    • Почему Солоху считают ведьмой? Почему Гоголь называет солоху «черт-баба», «ветреная Солоха»? Чем восхищается Гоголь? Как можно объяснить цитату: «Ай да Солоха»!

    • Черт. (Действия аналогичные)

    • Почему черт украл месяц? За что черт был так зол на кузнеца?

  1. Ответ учащегося, работающего индивидуально. Особенности портретной характеристики героев.

  2. Обобщения и выводы. Зло слабее добра. Оно не может победить. Черт не всесилен, он даже не страшен тому, кто благороден и добр. Для Гоголя черт – это воплощение пошлости, которую он ненавидел. Черт прельщает золотом, богатством, некой победой над всеми препятствиями. Но человек оказывается добрее и смелее: заставил же Вакула черта служить ему.
Вывод №1 (формулируют учащиеся)

В «Ночи перед Рождеством» показана борьба между добром и злом. Добро побеждает зло.

8. Задание: Назвать остальных героев.

Вопросы: Для чего Гоголь вводит их в повествование? Кто больше всего поразил, удивил, понравился и почему?


  1. Инсценировка сцены «У Пацюка».
Вопрос: Чем запомнилась эта сцена? В чём необычность героя?

  1. Защита иллюстраций.

  2. Отношение рассказчика к героям. Полное название произведения, куда вошла «Ночь перед Рождеством», «Вечера на хуторе близ Диканьки», изданные Пасичником Рудым Паньком. Как сам рассказчик относится к своим героям?
(ответы учащихся)

  1. Обобщения и выводы. О чем это произведение?
- история любви.

Борьба добра и зла

(ответы аргументировать)

(ответы учащихся)


  1. Вывод №2. (формулируют учащиеся). Гоголь стремился создать такую картину действительности, которая отразила бы единство бытия народа и его нравственного идеала.
Что поразило Пушкина?

(ответы учащихся)


  1. Домашнее задание. Индивидуальные задания. Проанализировать языковые средства в повести.
Вопросы и задания по учебнику стр. 217.
Похожие публикации