Николай алексеевич некрасов железная дорога план. План-конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения Н.А

Анализ произведения

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос – многое ли изменилось за это время в России и изменилось ли вообще?

Тема народная в стихотворном произведении Н. А. Некрасова приобретает черты драматизма. Поэт очень внимательно следил за общественной жизнью и не мог молчать о той жестокой не­справедливости в отношении народа, которая с отменой крепост­ного права не только не уменьшилась, но приняла еще более ужасающие формы. Для Некрасова Народ был “основой” нацио­нального бытия, частью его самого. В его стихах народная жизнь изображается не совсем так, как у его предшественников и кол­лег по литературному делу. Он не дает народно-песенных эле­ментов, а представляет читателю голую прозу. И этот прием, этот “приземленный” подход позволил поэту максимально приблизиться к народу. Но он же и становится источником глубочайшего дра­матизма. Это вполне находит подтверждение в приведенном сти­хотворении. Герои поэмы – мальчик Ваня, его отец

– генерал, и лири­ческий герой.

Повествование открывается великолепной пейзажной зарисовкой:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…

Насыщенные красками картины природной роскоши в поэме явно противоречат всему дальнейшему описанию тягот и бед му­жицкой жизни, нелегкой доли народа-труженика, народа-раба. В поэме народ – это также особый герой, персонаж самый важ­ный. Непривычное для лирического описания природы слово “яд­реный” создает впечатление свежего, кристального воздуха, мы почти физически можем ощутить его вкус. Автор очень ясно про­водит параллель между гармонией в природе и тем миром, где царствуют законы неравенства, жестокости, несвободы. Он очень прозрачно намекает на это: “Нет безобразья в природе!” И только среди людей оно есть.

В мире есть царь:

Этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.

Голод правит людьми, заставляет их идти на верную смерть. Дорого достается им кусок хлеба. Для того чтобы показать во всей своей шокирующей наготе, неприглядности тяжелый народ­ный труд, Некрасов использует широко известный прием – при­ем “сна”. Взбудораженное, воспаленное воображение мальчика Вани создает картины потрясающей ясности. “Дебри бесплодные”, “топот и скрежет зубов”, образ “больного белоруса” (“Губы бес­кровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках”), “толпы мертве­цов” – все это мелькает перед нами подобно кадрам какого-то фантастического фильма. С горечью говорит автор о тех, кто воз­звал к жизни эти непроходимые дебри, и сам же нашел здесь себе могилу. Полный невыразимой тоски звучит в поэме вопрос:

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Все ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?..

И действительно, чего ради принесли свои жизни в жертву тысячи людей? Чтобы благодарные потомки говорили, что же­лезную дорогу построил “Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька?!” Здесь Некрасов вводит образ генерала, который по­является в третьей части поэмы. Генерал выступает как защитник эстетических ценностей. Автор не спешит прерывать его и дает ему высказаться до конца. Некрасов использует прием самоха­рактеристики. В монологе прекрасно видно равнодушие генерала к народу, его презрительное отношение:

– Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать – разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц!..

В уста генерала Н. А. Некрасов вкладывает обвинительную речь уже не просто русскому народу, а народу в более масштабном смысле, народам, в которых он видит лишь невежественную тол­пу, рабски преданную и покорную. Народ довольствуется малым, действует, не рассуждая. Подтверждение этому мы можем найти в тексте – это вся 4-я часть поэмы, где “рабочий народ тесной гурьбой у конторы собрался…” Изможденные, полуживые люди остались еще и должны подрядчику. Вся 4-я часть поэмы строит­ся согласно представлениям генерала. Это “светлая сторона”, по его мнению. Но на фоне всего повествования она становится са­мой драматичной, мрачной, беспросветной.

Здесь подводятся итоги, причем не только проделанной рабо­те, но и всему крепостному строю в целом. Здесь вся психология народная, вся жизнь его. “В синем кафтане – почтенный лабаз­ник, толстый, присадистый, красный, как медь…” едет посмот­реть свои работы. Сколько иронии, сколько сатиры вкладывает Некрасов в эти строки! Великодушно прощает подрядчик долги народные, да еще и выставляет бочку вина. Народ не ропщет, ни звука возражения! Куда там!

Выпряг народ лошадей – и купчину

С криком “ура!” по дороге помчал…

Завершается поэма риторическим вопросом:

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

Болью и горечью отзываются слова Н. А. Некрасова о русском народе. Сколько еще терпения осталось у него? Издавна повелось уж так на Руси: верит народ в “светлое будущее”, все силы отда­ет на его “строительство”, верит, что вот-вот, еще немного, и настанет совсем другая жизнь, новая, счастливая. Так было и перед отменой крепостного права, и потом, перед революцион­ными событиями начала следующего, XX века. Передовые, мыс­лящие люди, которым небезразличны были судьбы народные, понимали, что сиюминутных перемен нечего ждать. Отсюда и тя­желый пессимизм Некрасова, понимающего, что пройдет еще очень много времени до тех пор, пока рабская покорность не выйдет из души народной, пока труженик не станет действительно свободным, не только в обществе, но и в душе.

Тема будущего в поэме тесно связана с образом мальчика Вани. Недаром именно к нему обращается лирический герой:

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Уважение к народу, искренняя любовь к нему – залог скоро­го продвижения России на пути исторического прогресса.

План

1. Картины природы.

2. Лирический герой рассказывает мальчику Ване о тяготах народного труда.

3. Монолог генерала о народе: народ – варвар.

4. “Светлая сторона” труда. Итоги работы. Покорность на­родная.

Глоссарий:

  • план стихотворения железная дорога
  • план железная дорога некрасов
  • план железная дорога
  • план к стихотворению железная дорога
  • железная дорога некрасов план

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Железная дорога” (1864). В стихотворении изображаются “народные массы”, которые голод согнал на строительство доро­ги, но здесь каторжный труд и нечеловеческие условия сущест­вования, грабеж со стороны...

1) Какое значение имеет в стихотворении эпиграф "Разговор в вагоне":
Ваня. Папаша кто строил эту дорогу
Папаша. Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душенька
2) Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?

3) Почему Некрасов называет голод царём? В чём проявляется власть этого царя?
4) как вы понимаете строки:
Многие-в старшной борьбе,

к жизни воззвав эти дебри бесплодные,

гроб обрели здесь себе?....
какая мысль выражена антитезой?

5) Почему стихотворение обращено к детям?

6)Как вы думаете, почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы? Почему поэт, а вслед за ним и актёр акцентирует слова: славная осень; покой и простор; морозные ночи; ясные, тихие дни; нет безобразия в природе; всё хорошо под сиянием лунным.

7) Какой приём использовал поэт, сначала дав описание осени, а затем показав страшную картину строительства железной дороги? как актёр средствами художественного чтения воспроизводит этот приём?

8) Железная дорога-стихотворение о далёком прошлом. Как вы считаете, есть ли в нём мысли, современные и для наших дней? Найдите эти строки.

Пожалуйста напишите тропы из стихотворения "Железная дорога"

Прошу пожалуйста, обязательно отблагодарю, срочно!:(
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден -
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие - в страшной борьбе,
В жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу, восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?..."В ночь эту лунную,
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цынгой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Всё притерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..."

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого -
Это всё! братья твои - мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век...
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес эту дорогу железную -
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе.

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул - исчезла толпа мертвецов!
"Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал, - тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились - и он мне сказал:
"Вот они - нашей дороги строители!..""
Захохотал генерал!

"Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же... всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ - эти термы и бани,
Чудо искусства - он всё растаскал!"
-"Я говорю не для вас, а для Вани..."
Но генерал возражать не давал:

"Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать - разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону..."

-"Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены - немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался...
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку -
Брал ли на баню, лежал ли больной.
"Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот поди ты!.."- махнули рукой...

В синем кафтане - почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно...
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
"Ладно... нешто... молодца!... молодца!...

С богом, теперь по домам, - проздравляю!
(Шапки долой - коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И - недоимку дарю..."

Кто-то "ура" закричал, Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей - и купчину
С криком "ура" по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

Открытый урок по литературе на тему:

«Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»

Выполнила: учитель

русского языка и литературы

Хусеева Ц.Н.

Яшкуль, 2012

Конспект урока литературы в 7 классе.

«Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога».

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова, определить его тему и идею.

Задачи:

Образовательные : Научить анализировать прочитанное:

Определять тему и идею произведения;

Выделять композиционные части;

Видеть средства художественной выразительности в тексте.

Повторить пройденное.

Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные : Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Методы : частично-поисковый и репродуктивный

Формы : коллективная и индивидуальная

Методические приемы : чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, составление плана, эвристическая беседа.

Средства обучения : портрет Н.А.Некрасова, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с тестами.

Структура урока :

1 этап - организационный

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Организация внимания

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний.

Проверка домашнего задания

Актуализация ранее полученных знаний

Постановка учебной цели.

3 этап - обучающий

Организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста стихотворения.

4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала

Тестирование

5 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Ход урока

1 этап.

Орг.

Момент .

2 этап.

3 этап.

Слово учителя.

Тема урока: Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога».

Цель нашего урока: проанализировать это стихотворение, определить его тему и идею.

Главной темой своего творчества Николай Алексеевич Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году.

История создания стихотворения.

Стихотворение было опубликовано в 1865 году. Некрасов говорил, что, то было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1961г. Александр 2 отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовекового рабства невозможно было избавиться сразу. Некрасов считал, либеральные реформы Александра 2 обманом и высказал свое негативное отношение к реформам в таком стихотворении, как «Железная дорога». В этом стихотворении Некрасов воспроизводит картины строительства железной дороги между Петербургом и Москвой 1842-1852 гг. Руководить строительством Николай 1 поручил графу П. А. Клейнмихелю, деспоту и казнокраду. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровья и жизни рабочих.

Откройте учебники. Работаем с текстом

- С чего начинается стихотворение «Железная дорога»?

- Что такое эпиграф?

Посмотрите на эпиграф Некрасова.

- Чем он необычен?

-Что обычно в качестве эпиграфа?

- А что у нас?

- Как вы считаете, каково его значение?

- Какова его роль?

Какое значение имеют ремарки?

Что такое ремарка? В пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения, действующих лиц, их внешнего вида.

Как построено стихотворение?

Стих «Железная дорога»

План:

1) Осенний пейзаж

2) «Правда» поэта

- царь – голод

- песнь мертвецов

- белорус

- мысли о будущем народа.

3. Мнение генерала «народ-варвар»

4. «Светлая сторона» жизни

-Внимательно прослушаем 1 часть.

(чтение 1части наизусть)

- Что представляет собой 1 часть?

Запишем в тетрадь:

1 часть. Осенний пейзаж.

1. Почему Некрасов начинает свою поэму с описания тихой благодатной картины природы?

2. Что же вам показалось особенным в этом пейзаже?

-Какова лексика 1-й части?

3) - С помощью, каких изобразительно- выразительных средств создается это радостное настроение необыкновенной осени?

- Какие средства вы знаете?

Давайте найдем их в тексте.

4)

Всюду родимую Русь узнаю…

Почему родимая, а не родная Русь, ведь это слова синонимы?

5. Определите размер.

6. Впервые образ железной дороги появляется в конце 1 главы:

Быст р о ле ч у я по р ельсам ч угунным,

Д ум аю д ум у свою…

В песенной напевности 4-стопного дактиля явно прослушивается ритм движения поезда, усиливаемый аллитерацией и ассонансом. (Звук «у» создает монотонность, тяжесть, душевную тяжесть.)

Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием.

Ассонанс (фр. Ассонанс - созвучие)- повтор в строке, в строфе, в фразе, порой даже в прозаическом фрагменте однородных гласных звуков.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о народе, о труде.

Перейдем ко 2-й главе.

-Что можно сказать о построении 2ч?

Вторая глава – центральная в произведении. Это своеобразный поэтический ответ Некрасова на утверждение генерала, что дорога была построена графом Клейнмихелем.

1. Какой ценой была построена дорога? Кто тот всемогущий «царь», согнавший людей на эту стройку? Почему поэт не желает «держать» Ваню в «обаянии» , обмане?

2. Возражая генералу, поэт просит разрешения «показать» Ване правду. Почему не рассказать?

3. Труд этот, Ваня, был страшно громаден –

Не по плечу одному!

Кто же, по мнению поэта, истинный строитель дороги?

4. Кто согнал на этот «громадный » труд тысячи людей? Почему поэт называет голод «царем»?

(Картина)

5. Многие – в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Как вы понимаете прозвучавшие строки?

6. Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их? Ванечка, знаешь ли ты?

Внезапно преображается лунный пейзаж, в нем все больше и больше проступают мрачные, трагические краски. Родная сторона прекрасна, но и печальна. Почему же теперь «рельсы чугунные» Некрасов называет «дороженькой»? Почему в одной строфе так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, столбики, косточки (не кости!), Ванечка?

7. Чтение «Песни мертвецов».

Начинается страшное. Как в балладах (Жуковского, Лермонтова) – мертвецы встают из могил

Это живописное видение поэта. Перед нами художник, рисующий жизнь в картинках, обращенных к нашему сердцу и разуму . Мчится по рельсам поезд. Но что это? Стук колес? Вой ветра за морозными стеклами? Чу! Прислушайтесь, - словно говорит поэт. Сперва нам видна тень странной толпы, упавшая на вагонные стекла. А потом и сами мертвецы побежали по сторонам дороги, обгоняя поезд. Светлая лунная ночь наполняется стонами, звоном ржавых лопат, скрежетом зубов, песней-плачем. Краски сменяются звуками, страшными. Почему для столь мрачной картины поэт избирает лунную ночь?

8. Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки Волги, с Оки,

С разных концов государства великого-

Это все братья твои – мужики!

Откуда пришли на строительство дороги эти «мирные дети труда»? Почему так внезапно поэт обрывает это «пение дикое»?

9. Поэт называет мужиков-крестьян братьями Вани. Это генеральского-то сына?

10. Почему поэт, чувствуя, что Ваня напуган страшным рассказом, так горячо убеждает мальчика:

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,

Ты уж не маленький, волосом рус…

11. Опишите портрет простого человека, белоруса?

12. Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Вновь противоречие? Что же тут перенимать? Эту бессмысленную работу?

13. Почему 2 глава завершается восторженными словами во славу народного труда?

14. Обратите внимание на предпоследнюю строфу главы. В 4-х строках повторяется четырежды одно и то же слово: «вынес», «вынесет», но одинаков ли смысл этих глаголов?

15. Вдумайтесь в сочетание «дорогу железную»: Поэт делает ударение на слове «железная», он подразумевает переносный смысл.

16. «Вынесет все, что Господь ни пошлет!» Почему поэт употребил будущее время глагола?

III глава. 1) Что мы слышим? Что это предвещает?

2) Открывается пробуждением Вани. Оказывается, толпа мертвецов лунной морозной ночью – это … «сон удивительный». В чем начинает уверять мальчик отца?

3) . Поверил ли генерал словам сына?

4). Да, генерал не поверил в Ванин сон и решает в споре с поэтом, внушившем мальчику правду об истинных строителях дороги, высказать свою точку зрения. Подумайте, в чем заключается эта убежденность генерала. Как он относится к народу? Ведь облачил же он Ваню в простонародный кучерский армячок. Каким он видит народ?

3. Можно ли согласиться с генералом?

4. Поэт пытается возражать генералу, говоря, что все он рассказывал не для него, а для Вани. Мы вместе с поэтом становимся словно соучастниками напряженной схватки за душу ребенка. Кто победит в этой борьбе: поэт или генерал?

4 часть. Окончание работ.

« Светлая сторона» жизни.

Как построена 4 часть стихотворения?

И вот «почтенный» лабазник (торговец)- купец едет смотреть свои работы. Вглядитесь, как он обрисован поэтом. С каким чувством изображает его Некрасов? Сравните его с портретом несчастного белоруса.

Каков заработок?

Как народ откликается на поздравления лабазника?

Вот вам и «светлая сторона» жизни – замученные люди искренне радуются.

Подведем итог: О чем стихотворение?

Определим главную тему произведения

(Самостоятельно)

Тема: родины и судьбы народа- труженика .

- -Какая основная идея стихотворения?

Идея: Истинный строитель дороги

Народ- труженик.

Сделайте вывод

-Почему стихотворение посвящено детям?

С. Маршак: «…не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым «Железная дорога». Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который «вынес и эту дорогу железную», вынесет все – и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»

Слова Чуковского: « Самые мрачные строфы «Железной дороги » вовсе не те, где изображаются бедствия людей, а те, где поэт говорит об их терпимости, их всегдашней готовности смиренно прощать своих мучителей».

Поэт показал Ване удручающую картину примирения народа со своими угнетателями, торжества толстого подрядчика и «грамотеев-десятников».

Тесты.

Взаимопроверка

Рефлексия. Подведем итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

Каких результатов достигли?

Выучить наизусть отрывок из ч. 2 последние 3 строфы.

С эпиграфа.

Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата) которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Обычно в качестве эпиграфа пословица, цитата, а здесь отрывок из разговора в вагоне, разговор мальчика с отцом. Этот разговор построен как сцена из пьесы: обозначены действующие лица, их реплики предваряются авторскими ремарками.

Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения. Стихотворение является как бы ответом на разговор, спорит с утверждением эпиграфа, что дорогу построил граф Петр Андреевич Клейнмихель.

Кто строил дорогу?

Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения.

По ремаркам можно судить об участниках разговора: Ваня одет в кучерский армячок, это народная одежда, а он сын генерала (папаша в пальто на красной подкладке, то есть в генеральской шинели). Таким образом, кучерский армячок лишь маскарад, подделка под народность либерального «папаши».

4 части.

Это пейзаж осенней природы.

Ощущаем трепетное чувство поэта к природе, которая излечивает душу.

Поэт создаёт прекрасную осеннюю картину самыми «простыми» красками. У Некрасова воздух здоровый, ядреный (свежий), речка студеная, лед, как тающий сахар; увянувшая трава у леса напоминает мягкую постель, в которой можно выспаться. Эта славная осень вливает в душу поэта бодрость, силы. Поэту всё отрадно видеть: ковер из осенних листьев, морозные ночи. Он восхищается красотой природы, глубоко любит свою родину.

Поэт нашел для своего описания самые безыскусные, «народные» слова, которые придали этому пейзажу удивительную красоту и убедительность:

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Лексика создает радостное настроение.

Эпитеты – усталые силы

Студеная речка, морозные ночи

Ясные, тихие дни.

Метафора - употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства между предметами (осень славная, воздух здоровый, ядреный,

Безобразье в природе)

Олицетворение - воздух бодрит

Сравнение - лед, как тающий сахар; лес, как мягкая постель;

Листья, как ковер

Повтор - славная осень!

Инверсия – на речке студеной;

Лечу я; по рельсам чугунным.

Поэт называет родину родимой Русью по-народному. Та в народных песнях пелось о матери. Матушка родимая – та, что родила тебя и вырастила. Немного позже Некрасов скажет в своей поэме: «Матушка - Русь».

3-х ст. дактиль- трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на 3 слог.

Итак, Железная дорога, по которой едет поэт, становится поэтическим образом его родной земли, родины. Но, любуясь красотой этой земли, поэт не может не думать о страданиях ее народа.

Ваня умен, пытлив, любознателен, вероятно, поэту понравилось его умное лицо, добрые глаза, он так и говорит о нем, «умный Ваня», верит, что семена правды упадут на благодатную почву.

Показать правду – значит правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги.

Поэт употребляет эпитет «громадный», характеризуя огромные масштабы стройки. Такой труд был не под силу одному человеку, будь то Клейнмихель или даже сам царь. Народ – вот истинный творец железной дороги.

По приказу царя Николая 1 крестьяне были согнаны со всех уголков России на возведение дороги, и вместе с тем на железную дорогу устремились толпы мужиков, задавленных нуждой, разоренных помещиками. Их гнал голод, который подчинил себе людей помимо их воли. Он не щадит ни старых, ни малых. Поэт выстраивает этот образ как символическую неизбежность, преследующую обездоленного человека. Страшные, полные безысходности слова поэта о царе-голоде приводят к печальным размышлениям: армия, рабочие артели каменотесов и ткачей, тяжкий крестьянский труд – всем «водит» голод, в таком труде нет ничего возвышенного, лишь один страх - не умереть бы с голоду.

Люди возродили эти глухие места, вдохнули жизнь в дорогу, но для себя обрели «гроб» - смерть. Такой прием в литературе называется антитезой – противопоставлением. Труд на этой гибельной дороге поэт называет «страшной борьбой»- с болезнями, голодом, нуждой.

Под ковром желтых листьев, под кочками моховых болот чудятся поэту»косточки русские»- в этих словах поэта глубокое сочувствие к погибшим, отсюда и образ дороженьки. Некрасовский стих звучит как народная песня о людском горе и страданиях.

Не только потому, как отмечали дети, чтобы разглядеть эти тени. Некрасов хорошо знал народные преданья, поверья, в которых лунная ночь была непременным фоном потусторонних сил.

Поэт тревожится, что Ваня будет напуган этой песней и решает сам вступить в разговор о народной стройке. Со всех концов Руси потянулся народ на железную дорогу: с Волхова, с Оки и матушки Волги. Поэт дополняет слово «Волга» эпитетом «матушка», ведь великая река была поэтической родиной Некрасова.

Некрасов старается убедить «умного Ваню» в том, что крестьяне-творцы материальных благ, хочет, чтобы Ваня видел в этих русских людях братьев.

Генерал, отец Ваня, считает, что ребенок не должен знать правды, нужно беречь его впечатлительную душу. У поэта другое мнение: лучший учитель – тяжелая, неприкрытая правда, от которой не закроешься перчаткой, нужно знать самую горькую правду, чтобы стать гражданином «отчизны любезной», любить народ, научить его бороться за свое счастье.

Поэт, создавая образ белоруса, обращает наше внимание на то, что работа для него несчастного стала наказанием, забрала у него все силы: он, как бесчувственный робот, «тупо молчит», «механически ржавой лопатой/мерзлую землю долбит».

Нет, поэт убежден: любой труд благороден. Человек должен сделать свой труд привычной, основой жизни.

Поэт верил: труд-вершитель благополучия на земле.

«Вынес достаточно русский народ»- перенес, испытал много трагедий, войн, потрясений, страшных эпидемий, голод.

«Вынес и эту дорогу железную»- построил, завершил ценой собственных жизней.

В первоначальном варианте вместо слова «достаточно» было: «татарщину», то есть монголо-татарское иго (1243-1480). Можно догадываться о причинах такой замены: «татарщина» - дела далекого исторического прошлого, между тем как в строительстве железной дороги участвовали и татары, страдавшие вместе с русским, так зачем же их задевать этим словом, как бы способствуя тем самым национальной розни?

Железная- бездушная, немилосердная дорога, погубившая тысячи жизней.

Некрасов уверен, что и грядущие испытания, ниспосланные Богом, народ выдержит с достоинством.

Мы слышим паровозный свисток, который сыграл традиционную роль петушьего крика, предвещающего утреннюю зарю и разгоняющего призраков, которые теперь спешат скрыться из мира живых. Таковы славянские, и не только славянские, представления на этот счет. У Шекспира именно так исчезает призрак отца Гамлета.

Ваня говорит, что видел во сне, как пятитысячная толпа мужиков предстала перед Богом и Он указал: «Вот они – нашей дороги строители!»

Нет, захохотал, словно дивясь наивной выдумке ребенка.

По мнению генерала, народ ничего не может сотворить великого, разве что печные горшки. Генерал ругает народ, будь то «славянин, англосакс или германец, не умеет творить, он лишь способен разрушать».

Нет, великие зодчие, художники, простые безвестные мастера и таланты – это народ.

Поэт так долго и убедительно показывал картины народной жизни, да и Ваня проникся этой верой в народ, что перестал «закрываться перчаткою», а начинает смело возражать отцу, призывая на помощь Бога: это Он указал на истинных героев железной дороги.

4 часть продолжает словно оборванную на полуслове 3 часть: «Рад показать»- ответ лирического героя генералу. Эта часть построена с помощью приема иронии. «Светлая сторона»- описание окончания тяжелых работ.

Окончание работ:

Мертвые в землю зарыты, больные в землянках, живые у конторы…

В слове «почтенный» сквозит нескрываемая авторская ирония: у кого власть да деньги, у того почет. Толстый, плотный, маленький, «красный как медь». Лицо сытое, лоснящееся от жира. А белорус обрисован тусклыми темными красками. Лабазник-ярок! Синий кафтан дорогого сукна, красное лицо! В описании белоруса видно глубокое сочувствие поэта, сострадание, то купец нарисован с явным презрением, отвращением и насмешкой.

Ничего, еще должны остались выплатить недоимку (не уплаченную в срок часть налога) подрядчику.

Купец «прощает» им недоимку, милостиво «дарит» этот долг, угощает бочкой вина. Затем рабочие впряглись «на радостях» в телегу, посадили в нее лабазника и с криками «ура» помчали его по дороге.

Остается безрадостное, тягостное впечатление

О Родине, о природе, о труде, о мужиках тружениках, о строительстве железой дороги, о будущем, о судьбе

Кто истинный строитель дороги?

Будущее России Некрасов связывал с молодым поколением, отдающим себя борьбе и труду во имя счастья народа.

Ответы:

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»

Тесты

1. Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:

1). Пейзажной лирике

2). Философской лирике

3) Гражданской лирике

2. Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?

1). Повествовательные, описательные

2). Разговорные, описательные, повествовательные

3) Разговорные, описательные.

3. Ведущей в стихотворении является тема:

1) Родины и судьбы народа-труженика

2) Труда и природы

3) Будущего Родины и природы

4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?

1) Эпитет 2) Метафора

3) Гипербола 4) Сравнение

5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?

1) удивился

2) захохотал

3) возмутился

Анализ произведения

Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос — многое ли изменилось за это время в России и изменилось ли вообще?

Тема народная в стихотворном произведении Н. А. Некрасова приобретает черты драматизма. Поэт очень внимательно следил за общественной жизнью и не мог молчать о той жестокой не­справедливости в отношении народа, которая с отменой крепост­ного права не только не уменьшилась, но приняла еще более ужасающие формы. Для Некрасова Народ был «основой» нацио­нального бытия, частью его самого. В его стихах народная жизнь изображается не совсем так, как у его предшественников и кол­лег по литературному делу. Он не дает народно-песенных эле­ментов, а представляет читателю голую прозу. И этот прием, этот «приземленный» подход позволил поэту максимально приблизиться к народу. Но он же и становится источником глубочайшего дра­матизма. Это вполне находит подтверждение в приведенном сти­хотворении.Герои поэмы — мальчик Ваня, его отец — генерал, и лири­ческий герой.

Повествование открывается великолепной пейзажной зарисовкой:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…

Насыщенные красками картины природной роскоши в поэме явно противоречат всему дальнейшему описанию тягот и бед му­жицкой жизни, нелегкой доли народа-труженика, народа-раба. В поэме народ — это также особый герой, персонаж самый важ­ный. Непривычное для лирического описания природы слово «яд­реный» создает впечатление свежего, кристального воздуха, мы почти физически можем ощутить его вкус. Автор очень ясно про­водит параллель между гармонией в природе и тем миром, где царствуют законы неравенства, жестокости, несвободы. Он очень прозрачно намекает на это: «Нет безобразья в природе!» И только среди людей оно есть.

В мире есть царь:

Этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.

Голод правит людьми, заставляет их идти на верную смерть. Дорого достается им кусок хлеба. Для того чтобы показать во всей своей шокирующей наготе, неприглядности тяжелый народ­ный труд, Некрасов использует широко известный прием — при­ем «сна». Взбудораженное, воспаленное воображение мальчика Вани создает картины потрясающей ясности. «Дебри бесплодные», «топот и скрежет зубов», образ «больного белоруса» («Губы бес­кровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках»), «толпы мертве­цов» — все это мелькает перед нами подобно кадрам какого-то фантастического фильма. С горечью говорит автор о тех, кто воз­звал к жизни эти непроходимые дебри, и сам же нашел здесь себе могилу. Полный невыразимой тоски звучит в поэме вопрос:

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Все ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?..

И действительно, чего ради принесли свои жизни в жертву тысячи людей? Чтобы благодарные потомки говорили, что же­лезную дорогу построил «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька?!» Здесь Некрасов вводит образ генерала, который по­является в третьей части поэмы. Генерал выступает как защитник эстетических ценностей. Автор не спешит прерывать его и дает ему высказаться до конца. Некрасов использует прием самоха­рактеристики. В монологе прекрасно видно равнодушие генерала к народу, его презрительное отношение:

— Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц!..

В уста генерала Н. А. Некрасов вкладывает обвинительную речь уже не просто русскому народу, а народу в более масштабном смысле, народам, в которых он видит лишь невежественную тол­пу, рабски преданную и покорную. Народ довольствуется малым, действует, не рассуждая. Подтверждение этому мы можем найти в тексте — это вся 4-я часть поэмы, где «рабочий народ тесной гурьбой у конторы собрался…» Изможденные, полуживые люди остались еще и должны подрядчику. Вся 4-я часть поэмы строит­ся согласно представлениям генерала. Это «светлая сторона», по его мнению. Но на фоне всего повествования она становится са­мой драматичной, мрачной, беспросветной.

Здесь подводятся итоги, причем не только проделанной рабо­те, но и всему крепостному строю в целом. Здесь вся психология народная, вся жизнь его. «В синем кафтане — почтенный лабаз­ник, толстый, присадистый, красный, как медь…» едет посмот­реть свои работы. Сколько иронии, сколько сатиры вкладывает Некрасов в эти строки! Великодушно прощает подрядчик долги народные, да еще и выставляет бочку вина. Народ не ропщет, ни звука возражения! Куда там!

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал…

Завершается поэма риторическим вопросом:

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

Болью и горечью отзываются слова Н. А. Некрасова о русском народе. Сколько еще терпения осталось у него? Издавна повелось уж так на Руси: верит народ в «светлое будущее», все силы отда­ет на его «строительство», верит, что вот-вот, еще немного, и настанет совсем другая жизнь, новая, счастливая. Так было и перед отменой крепостного права, и потом, перед революцион­ными событиями начала следующего, XX века. Передовые, мыс­лящие люди, которым небезразличны были судьбы народные, понимали, что сиюминутных перемен нечего ждать. Отсюда и тя­желый пессимизм Некрасова, понимающего, что пройдет еще очень много времени до тех пор, пока рабская покорность не выйдет из души народной, пока труженик не станет действительно свободным, не только в обществе, но и в душе.

В начале 1842 года Николай I издал указ о начале строительства Она должна была соединить Москву и Петербург. Все работы, которыми руководил главный управляющий путями П. А. Клейнмихель, завершились в рекордно короткие сроки. Уже в 1852 году дорога была запущена.

Русский поэт, Некрасов Николай Алексеевич, посвятил этому событию одно из наиболее значимых стихотворений гражданской направленности. Вот только внимание его в большей мере привлекают не столько блага, которые давала дорога, позволившая сократить время пути с одной недели до суток, сколько то, какой ценой она досталась России.

Из истории создания произведения

Стихотворение "Железная дорога" Некрасова было написано в 1864 году и опубликовано в журнале «Современник». К тому времени железная дорога между Москвой и Петербургом была названа Николаевской, а П. А. Клейнмихель, отличавшийся невероятной жестокостью по отношению к подчиненным и компрометировавший власть, отстранен от должности Александром II.

Вместе с тем проблема, которую поднимает автор произведения, в 60-е годы XIX века являлась весьма злободневной. В это время развернулось строительство железных дорог в других уголках страны. При этом условия работы и содержания задействованных на работах крестьян мало чем отличались от описанных Некрасовым.

Работая над стихотворением, поэт изучил ряд публицистических документов, среди которых статьи Н. Добролюбова и В. Слепцова о жестоком отношении управляющих к подчиненным, опубликованные в 1860-61 годах, что расширяет временные границы произведения. Фамилия же Клейнмихеля в большей мере должна была отвлекать внимание цензуры от актуальности темы. Но даже это не делало его менее обличающим, что позволяет понять детальный анализ. «Железная дорога» Некрасова многими современниками воспринималась как смелое обличение существовавших и при Александре II порядков.

Композиция стихотворения

Произведение состоит из 4 глав, объединенных образами повествователя (лирического героя), генерала и его сына Ванюши, оказавшихся вместе в вагоне поезда Москва -Петербург. Роль экспозиции играет эпиграф, оформленный в виде диалога отца и сына. Именно ответ генерала на вопрос сына о том, кто построил эту железную дорогу, заставил повествователя вмешаться в их разговор. Возникший в результате спор и был положен в основу стихотворения (ниже приводится план) «Железная дорога».

Некрасов адресует свое произведение таким же детям, как Ваня. По мысли поэта, они непременно должны знать пусть и горькую, но все же правдивую историю своей страны, так как за ними будущее России.

Глава 1. Осенний пейзаж

Начало стихотворения «Железная дорога» Некрасова проникнуто чувством восхищения и умиротворения. Такой тон задает уже первая строчка: «Славная осень!» Для автора картины природы, мелькающие за окном вагона, олицетворяют всю родимую Русь (от самого названия, древнего и уже отошедшего в прошлое, веет теплотой и любовью), такую неповторимую и дорогую сердцу. Здесь все прекрасно и гармонично, даже попадающие в поле зрения «кочи», «моховые болота и пни». Из общего плана выбивается лишь одно слово, которое заставляет читателя насторожиться: «нет безобразья в природе…». Невольно возникает вопрос: "Тогда где же оно есть?"

Глава 2. Строители железной дороги

Далее Некрасов Николай Алексеевич возвращает читателя к эпиграфу и просит «папашу» не в «обаянии» (здесь - заблуждении) держать сына, а рассказать ему горькую правду о создании дороги. В начале разговора повествователь отмечает тот факт, что «труд этот … не по плечу одному», а значит и Клейнмихель не мог сам вести строительство. Сильнее управляющего и даже русского императора мог быть только один царь - Голод. Именно он во все времена решал судьбы миллионов людей. Насколько прав в этом утверждении повествователь, помогают понять следующие нарисованные автором картины и их анализ.

«Железная дорога» Некрасова продолжается рассказом о том, насколько неисчислимы были беды и страдания народные во время строительства дороги. Первый вывод, который делает автор, - эти чудесные пути были построены на косточках русских. «Сколько их?!» - в данном случае говорит красноречивее всяких слов и цифр. И вдруг дремлющему под стук колес Ване видится жуткая картина. Еще недавно такой прекрасный пейзаж сменяется описанием бегущих вслед за вагоном мертвецов - строителей дороги. Тишина и покой нарушаются звоном лопат, стоном, плачем и громкой песней об испытанных страданиях. Многие вместо хлеба и денег обрели здесь могилу, так как работы велись все светлое время суток с ранней весны до поздней осени, а порой и зимой. Но торжеством наполняются слова мертвецов (автор говорит от их лица, что еще больше придает достоверности изображаемому): «Любо нам видеть свой труд». Именно на эту «привычку … благородную» - работать - и обращает внимание мальчика повествователь.

Описание белоруса

Из бегущей вслед за поездом толпы выделяется застывшая фигура одного из трудяг. Он не движется, а лишь «ржавой лопатою мерзлую землю долбит».

В полной мере понять последствия невыносимого труда и нечеловеческих условий жизни позволяют подробное описание его фигуры и внешности, а также их анализ («Железная дорога» Некрасова - глубоко реалистическое произведение, показывающее все без прикрас). Упавшие веки и бескровные губы, покрытые язвами тощие руки и опухшие ноги («вечно в воде»), «ямою грудь» и горбатая спина… Автор описывает даже колтун в волосах - признак антисанитарии и постоянной мучительной болезни. А еще однообразные, доведенные до автоматизма движения. Здесь стирается различие между мертвым и живым, но очень больным человеком, каким изображает белоруса Николай Некрасов. Железная дорога в результате для одних становится источником славы, для других - могилой. В ней погребены тысячи безвестных замученных людей.

Так чувство восторга, вызванное красотой природы в 1 главе, сменяется описанием жестокой эксплуатации одних людей другими.

Глава 3. Роль народа в истории

Паровозный свисток, подобно крику петуха, развеял казавшиеся такими реальными видения (вспоминаются черты баллады, которые удачно использует в стихотворении «Железная дорога» Некрасов).

Идея повествователя о великом подвиге, совершенном народом, и рассказ Вани об удивительном сне вызывают у генерала лишь хохот. Для него простые мужики не больше чем пьяницы, варвары и разрушители. В его представлении восхищения достойны только истинные создатели прекрасного, а это непременно должны быть талантливые одухотворенные люди. Эстет в душе, недавно видевший лучшие творения искусства в Риме и в Вене, генерал презирает необразованного мужика, ни на что, по его мнению, не способного. В том числе и на строительство железной дороги. В этом споре героев отразилось актуальное в середине века противостояние материалистов и эстетов о том, что полезнее: практичность (т. е. глиняный горшок) или красота - статуя Аполлона (А. Пушкин, «Поэт и толпа»).

Отец считает, что подобные истории изначально вредны для сердца ребенка, и просит показать «светлую сторону» строительства. Стихотворение «Железная дорога» Некрасова завершается рассказом о том, какую награду получил народ за свою работу.

Глава 4.«Светлая сторона» строительства

И вот рельсы уложены, мертвые похоронены, больные - в землянках лежат. Пришло время получать награду за труды. Все подсчитали десятники за время работы: «брал ли на баню, лежал ли больной». В результате каждый приказчику еще и должен остался. На этом фоне иронично звучат слова лабазника, выкатившего бочку вина: «… недоимку дарю!» Невеселые мысли навевает последняя глава и ее анализ. «Железная дорога» Некрасова - это произведение не только о трудовом подвиге русского народа, но и о его холопской сути, которой ничем не сломать. Замученный, нищий, привыкший к покорности мужик ликовал и «купчину с криком "ура!"» по дороге помчал…

Образ лирического героя в стихотворении «Железная дорога»

Некрасов, тема унижения и закабаления народа для которого являлась одной из главных, проявил себя как гражданин, чувствующий личную ответственность за судьбу родной страны.

Лирический герой открыто заявляет о своей позиции и отношении к тому, что становится предметом изображения. Признавая забитость и покорность, на самом деле, присущие русскому мужику, он восхищается его силой духа, крепостью характера, стойкостью и невероятным трудолюбием. Поэтому его не оставляет надежда, что наступит момент, когда чувство человеческого достоинства одержит верх, и униженные народные массы смогут встать на свою защиту.

Отношение современников к стихотворению

Новое произведение Н. Некрасова вызвало широкий общественный отклик. Не случайно, один из цензоров назвал его «страшной клеветой, которую нельзя читать без содрогания». А журнал «Современник», первым опубликовавший текст, получил предупреждение о закрытии.

Г. Плеханов вспоминал о знакомстве со стихотворением в выпускном классе военной гимназии. По его свидетельству, первым желанием его и товарищей было одно: взять ружье и пойти «сражаться за русский народ».

Похожие публикации