Нет телесных проявлений страха. Симптомы страха

Все мы на самом деле чувствуем энергетические проявления в теле. Даже те, кто отрицает возможность чего-то «такого этакого». Самыми заметными энергетическими паттернами являются по-настоящему сильные эмоции. Так, к примеру, все мы знаем, что любовь исходит из сердца. Это вполне конкретное ощущение в области грудной клетки. Там, где находится энергетический центр (чакра Анахата) отвечающий за приём и передачу любви, способность испытывать эмоции, душевную и эмоциональную близость. Но в этой заметке мы коснемся темы более острых эмоций: темы страхов.

Сильные эмоции ощутимы в теле, их, порой, сложно игнорировать:) В русском языке даже существует фразеологизм, который очень ТОЧНО описывает энергетический паттерн чувства сильного страха: «душа в пятки ушла». Это весьма конкретное ощущение. Когда в момент сильной опасности вся энергия, которая находится в более высоких энергетических центрах, опускается в нижние центры, которые отвечают за выживание. Нам не до того, чтобы как-то осмыслять ситуацию (что мы делаем энергетическим центром, который находится в межбровье), чтобы испытывать сложно дифференцированные чувства (что мы делаем сердечным энергетическим центром). Нам нужно быстро действовать (драться, убегать). Типична ситуация, когда человек, испугавшись дикого зверя, залез на какое-то возвышение, а потом сам не может вспомнить, как у него это получилось. Так происходит потому, что в момент такой сильной опасности в голову не поступало энергетического снабжения, которое было бы способно обеспечить вразумительный мыслительный процесс. Вся энергия человека была на корневом энергетическом центре, отвечающем за рефлексы выживания и целостность тела.

А теперь по диагностике:
В зависимости от того, в какой части тела вы чувствуете страх, несложно определить с чем именно он связан, и как именно с ним нужно работать для его утилизации.

1. Если вы «чувствуете задницей» опасность – то это страх потери физической целостности своего грубого физического тела. Банально – это страх смерти. Страх смерти и разложения присутствует только в нижних энергетических центрах. Потому что их задача сохранять эту наиболее грубую физическую целостность. Для высших энергетических центров смерти попросту не существует.

2. Страх в области половых органов (лобка) – страх быть использованным или отвергнутым. Тут находиться энергетический центр, отвечающий за приём и получение удовольствия от жизни, за здоровое отношение к сексу и своей сексуальности.

3. Страх в районе живота – это страх потери своего статуса, страх унижения. Именно тут находится энергетический центр, отвечающий за статус, умение достигать и добиваться своих целей, за жесткое противостояние.

4. Страх в грудной клетке – это страх одиночества («меня никто не любит/ не полюбит»).

5. Страх в области горла – боязнь неспособности проявить себя (к примеру, через речь). «Комок в горле» – это об этом.

6. В области межбровья – проявляется страх/напряжение по поводу потери контроля над ситуацией.

7. Страх в области макушки – это боязнь духовного одиночества. Когда человек, оказываясь в по-настоящему глубоких медитативных состояниях, может испугаться осознания своего одиночества на этом пути. Метамодельное нарушение характерное для возможности возникновения этого страха «ни с кем не поделишься, никому не объяснишь».

В зависимости от того, в какой зоне тела проявляется страх, можно понять какие энергетические центры и соответствующие им области жизни необходимо «прокачивать», делая их сильными и энергичными. Иногда мощной энергетической прокачки центра достаточно для того, чтобы в нем не осталось места негативным переживаниям (нарушениям, оттокам). Энергетические центры можно делать сильными посредством энергетическо-телесных практик. Самые эффективные системы, о которых я знаю – это кундалини-йога Йоги Бхаджана (на каждый центр свои комплексы упражнений, некоторые из них вы можете увидеть на сайте ), а так же практика Глубинного Касания и хатха-йога (сюда же дыхательные практики). Гармонизации центров так же способствует проработка их средствами практической психологии: убираются негативные программы, которые могут вызывать последующую дисгармонизацию сильных/прокаченных центров. Несколько эффективных способов утилизации страхов (снятия негативных программ) я описал вот в этой весьма объемной статье:
Лучше всего срабатывает сочетание телесных и психотерапевтических (духовных) техник.

С Уважением и Любовью
Александр Хитрый

Источник: Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.).

Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждении и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: "Не подходи - упадешь", "Не бери - обожжешься", "Не гладь - укусит", "Не открывай дверь - там чужой дядя" и т. д.

Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать "без нужды", так, на всякий случай, то дитятя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.

К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

Все это дает основание говорить об условно-рефлекторном характере воспроизведения страха, даже если ребенок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался неприятным переживанием. Подобное сочетание осталось в памяти в виде определенного эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

Так же часто, как термин "страх", встречается термин "тревога". И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Апофеоз страха и тревоги - ужас.

Тревога - это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.

Тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности, долга, сверхчувствительным к своему положению и признанию окружающих. В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь (и благополучие) как свою, так и близких людей.

Следовательно, если страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога - это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.

Тревога, в отличие от страха, - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, она может проявиться и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Чувство беспокойства в зависимости от психической структуры личности ребенка, его жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может приобретать значение как тревоги, так и страха. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.

В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей под ним тревоги, подобно лаве, вытекающей из жерла вулкана.

Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха (страх страха), то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.

В самом общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке, например, при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический - особенностями личности.

Страх и тревога как относительно эпизодические реакции имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состояний: страх - в виде боязни, тревога - в виде тревожности. Общей основой всех этих реакций и состояний является чувство беспокойства. Если страх и отчасти тревога - скорее, ситуативно обусловленные психические феномены, то боязнь и тревожность, наоборот, личностно мотивированы и, соответственно, более устойчивы.

Несмотря на то что страх - это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни.

Обычно страх кратковремен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Более того, некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

На патологический страх указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности. Как же проявляется страх?

Иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление избегать посещения ряда мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость при общении.

Поскольку объединяющим началом для страха и тревоги будет чувство беспокойства, то рассмотрим проявления последнего.

При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри все "опускается", холодеет, тело становится тяжелым, ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, "сосет под ложечкой", щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и человек "обливается холодным потом". Одновременно он совершает много липших движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным и скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма, их расстройстве.

При состояниях беспокойства (тревожности и боязни) страх прячется в различных темных закоулках психики, выжидая подходящего момента для проявления. В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечаются двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной, деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. Типичны многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звонки, что создает видимость занятости, ощущение нужности, устраняющие в ряде случаев страх одиночества.

Стремление все согласовать, предусмотреть направлено на предупреждение самой возможности появления какой-либо неприятной ситуации. В связи с этим новое отрицается, риск исключается, поведение приобретает консервативный характер, поскольку все новое воспринимается как неизвестное.

Для состояния беспокойства с преобладанием боязни типичны медлительность, скованность и "топтание на одном месте". Речь невыразительна, мышление инертно, на сердце "тяжесть", настроение временами мрачное и подавленное. В отличие от депрессии нет тоски, апатии, идей самоуничижения, мыслей о самоубийстве, сохраняется достаточная активность в других, не затронутых страхом сферах жизнедеятельности.

Следовательно, тревожность напоминает в чем-то проявления холерического, а боязнь - флегматического темперамента. В ряде случаев длительно действующие аффекты тревоги и страха действительно способны заострить крайние типы темперамента.

При состояниях хронического беспокойства и страха человек находится в напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устает, ему свойственны преходящие головные боли и спазмы в различных участках тела.

Несмотря на усталость, не удается сразу заснуть, так как мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки, предчувствия. Сон беспокойный, часто бывают сноговорения, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные сновидения, в которых человек воюет, по существу, сам с собой, со своим неосознаваемым "я".

Характерны внезапные пробуждения с ясным сознанием, обдумыванием беспокоящих вопросов и нередко их решением. Нет "чувства сна", а есть стремление как можно раньше проснуться, при этом возникают спешка, страх не успеть, и все начинается снова.

Общение у беспокойных и боязливых людей становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, легко возникают замешательство и торможение при внезапных вопросах. Особенно это заметно приразговоре по телефону, когда невозможно сразу ответить, собраться с мыслями и сказать самое главное.

Мы видим, что хронический страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающими людьми.

Еще Ларошфуко сказал: "Мы обещаем согласно своим надеждам, а поступаем согласно своим страхам". Последствия страхов разнообразны, и, по существу, нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть неблагоприятные изменения. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, когда страх пропитывает все чувства тревожной окраской. В ряде случаев страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств, а сам страх, подобно опухоли, разрастается в психике человека, затормаживая ее.

Это проявляется в исчезновении ряда положительных эмоций, особенно смеха, жизнерадостности, ощущения полноты жизни. Вместо них развиваются хроническая эмоциональная неудовлетворенность и удрученность, неспособность радоваться, тревожно-пессимистическая оценка будущего. Подобное состояние эмоционального перенапряжения проявляется не только общей заторможенностью и раздражительной слабостью, но и в виде импульсивных, внезапно возникающих, труднопредсказуемых действий.

Вспоминается очень послушный, тихий, серьезный мальчик 6 лет, который в больнице нечаянно разбил термометр. Ребята, будучи с ним в одной палате, дружно заявили, что медицинская сестра накажет его, и страх перед этим у чрезмерно исполнительного, а фактически боящегося, мальчика был настолько велик, что он, не задумываясь, разжевал градусник вместе с ртутью и проглотил, скрывая следы своего "преступления".

Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить "разгулявшиеся" чувства. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижая еще больше жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм.

Тем самым страх, как мина замедленного действия, подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои права, у него развивается пораженческая психология, он заранее настраивает себя на неудачу и часто терпит поражения, все больше и больше убеждаясь в своей неспособности и никчемности. В этих условиях возрастает потребность в успокаивающих средствах, в том числе заглушающих остроту переживаний.

Но самое главное - взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем или женой, отцом или матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и скорее всего передаст свои волнения, тревоги, страхи ребенку.

Если, например, мать боится пожара, уколов, ездить в лифте, она старается предостеречь и ребенка, а на самом деле - передает ему испытанные в своем детстве страхи.

Страх уродует и мышление, которое становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях оно теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. Второстепенные детали заслоняют главное, а само восприятие лишается целостности и непосредственности.

Из-за нарастающей эмоциональной напряженности и боязни показаться смешным, сделать не то и не так, как требуется, уменьшаются познавательная активность, любознательность, любопытство. Все новое, неизвестное воспринимается с известной долей настороженности и недоверия, а поведение приобретает пассивный и излишне осторожный характер.

В некоторых случаях люди настолько устают от страхов, что отказываются от любых проявлений инициативы и внешне производят впечатление равнодушных и безразличных людей. Фактически же это говорит о развитии защитного торможения, предохраняющего психику от дальнейших эмоциональных перегрузок.

Однако при сильном или длительном страхе торможение может стать настолько устойчивым и труднообратимым, что психологически человек начнет умирать еще молодым, превращаясь в свою тень, как это и произошло с одной девочкой 14 лет: она перестала проявлять интерес к учебе, много спала, была пассивной и безучастной. Раньше эта эмоционально чувствительная и впечатлительная девочка росла достаточно энергичной и любознательной. Но в течение своей жизни она перенесла ряд сильных психических потрясений.

В 5 лет врач-стоматолог серьезно повредил слизистую оболочку ее рта; в 7 лет расплющило палец дверью лифта, и она, истекая кровью, полдня ждала прихода матери с работы; с 7 до 10 лет имели место семейные эксцессы, закончившиеся разводом родителей, разделом имущества и "ее самой", затем переездами и сменой четырех школ.

Нарастающая эмоциональная заторможенность, усиленная проблемами подросткового возраста, возрастной застенчивостью, явилась откликом на психотравмирующие условия ее жизни и могла быть устранена только после направленного психологического и психотерапевтического вмешательства.

Состояние эмоциональной заторможенности - это жизнь в сумерках, в комнате с плотно задернутыми шторами, когда нет притока свежих сил, бодрости и оптимизма. Жить в страхе - это все равно что постоянно оглядываться назад, исходить из своего травмирующего прошлого и не видеть будущего, его жизнеутверждающего начала.

Возникающий в этих условиях тревожно-пессимистический настрой приводит к тому, что все случайное, неприятное приобретает роковое значение, становится постоянным знаком опасности. Человек уже не способен, там, где нужно, пойти на риск, следовать непроторенными путями, не пугаться тайн и сомнений, то есть он не способен ко всему тому, что составляет основу новаторского и, в более широком плане, созидательного процесса.

При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Кажется, что они не так относятся, как раньше, не понимают, осуждают... Это говорит уже не только о тревожности, но и о мнительности.

Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной, творчески активной и насыщенной жизнью.

Гнев, подобно другим базовым эмоциям, является выражением эго.

Пара эмоций - гнев и страх - связана с переживанием или предвосхищением боли. Их возникновение совпадает с развитием мышечной системы.

Уже на первом году жизни ребенок начинает реагировать на боль и недомогание произвольными движениями. Этому предшествуют исключительно непроизвольные реакции в виде плача, изгибаний и извиваний тела и беспорядочных ударов ногами.

Эти действия выражают чувство раздражения, которое позднее сменяется гневом. Эмоция гнева постепенно вытесняет плач как средство разрядки напряжения. Однако гнев маленького ребенка, как правило, не способен повлиять на ситуацию и обычно переходит в плач, который является базовым механизмом высвобождения напряжения.

* Вообще, гнев является более эффективной реакцией, чем плач, поскольку он направлен на устранение причины боли . Для этого соответственно необходимо обладать способностью распознавать причину и понимать, на какой именно объект следует направить гнев. В то время как плач сопровождается ощущением собственной беспомощности в сложившейся ситуации, гнев преодолевает это чувство .

* В состоянии гнева мышцы вдоль спины заряжаются возбуждением, мобилизуя тело для атаки. Гнев ощущается как волна, движущаяся вверх по спине, к голове и рукам. Такой прилив эмоции сопровождается мощным притоком крови к этим частям тела. При наличии торможений и напряжений, блокирующих этот поток чувства, может возникнуть головная боль.

С другой стороны, плач переживается как отток. Во время плача заряд покидает мышечную систему и напряжение выходит наружу через конвульсивное рыдание. Гнев во многих отношениях подобен грозе: после разрядки чувства через интенсивные движения сознание проясняется и возвращается хорошее самочувствие, тогда как плач можно сравнить с тихим дождем .

* Гнев и страх относятся к эмоциям, возникающим в чрезвычайных ситуациях, они активируют симпатико-адреналовую систему, чтобы обеспечить дополнительную выработку энергии для борьбы или бегства. В том и другом эмоциональном состоянии мышечная система заряжается и мобилизуется к действию. В случае гнева организм готовится к нападению на источник боли. При возникновении страха организм настраивается на отступление и бегство от опасности.

Эти два противоположных направления движения отражают то, что происходит в теле.

Движение, направленное вверх вдоль спины, которое у собаки поднимает шерсть дыбом вместе с подачей головы вперед и опусканием плеч, представляет собой подготовку к нападению. Результатом движения вниз вдоль спины становится втягивание нижнего отдела позвоночника и заряжение ног к бегству.

В состоянии страха человек разворачивается и бежит. Если бегство невозможно, то возбуждение застревает в области спины и шеи, плечи поднимаются, глаза широко раскрываются, голова отводится назад, таз поджимается. Являясь типичным выражением страха, такая поза тела указывает на то, что человек находится в постоянном состоянии страха, не зависимо от того, сознает он это или нет.

* Движение потока возбуждения вдоль спины к голове в момент гнева, вероятно, объясняется тем фактом, что у человека, как и у большинства млекопитающих, основными средствами выражения агрессии служат рот и зубы. Импульс укусить - это архаичная форма выражения гнева.

Почти все дети в определенном возрасте кусаются, а иногда это делают и взрослые, в основном женщины. Это весьма эффективная форма атаки, поскольку вызывает сильную боль, но ее недостатком является необходимость близкого контакта.

Поэтому удар, который не столь требователен к дистанции и допускает большую маневренность, вытеснил кусание, став основным физическим способом выражения гнева. Тем не менее, когда человек сильно злится, его лицо часто принимает выражение оскала, которое ассоциируется с укусом .

* Я убежден в том, что сдерживание импульса укусить во многом ответственно за многие нарушения в сфере эмоционального выражения . Эти нарушения принимают форму неспособности рассердиться, истерических вспышек и постоянного чувства раздражения.

Гнев, подобно другим базовым эмоциям, является выражением эго. Он не прорывается, подобно истерическим реакциям, вопреки сознательным намерениям, он направляется эго и нацелен на позитивный результат, а именно - устранение причины фрустрации или боли.

Гнев - это не враждебность, ибо разозлиться не значит отвернуться или охладеть. Сдерживание импульса укусить препятствует движению возбуждения в голову и челюсть и блокирует естественное переживание этой эмоции.

* Неспособность человека "хвататься зубами за жизнь" или "вгрызаться в землю" когда это необходимо, является одним из результатов подавления импульса укусить.

Я не призываю поощрять укусы в процессе воспитания детей, однако их не следует наказывать за то, что они кусаются или каким-то иным образом выражают свой гнев.

Человек, которому отказано в праве выразить гнев, оказывается незащищенным. Будучи доведен до состояния страха и беспомощности, он будет пытаться преодолеть их, манипулируя своим окружением. Биоэнергетическая практика ясно показывает, что за хроническими чувствами страха и беспомощности скрывается подавляемый гнев .

* Отношение между страхом и гневом заключается в том, что одно сменяется другим. Если испуганный человек повернется лицом к опасности и решит нападать, то он разозлится и перестанет бояться. Это происходит потому, что поток возбуждения в его теле меняет направление. Его новое чувство - не что иное, как восприятие этой перемены. Когда нападающий человек начинает отступать, он по той же причине становится испуган. Чувство гнева находит разрядку в движениях нападения. Чувство страха разряжается через бегство.

* Страх развивается, когда источник боли представлен превосходящей с виду силой. Предосторожность советует человеку отступить, чтобы избежать боли, однако предосторожность является голосом разума, а эмоции не подчиняются сознательному контролю. Выберет ли человек борьбу или бегство, будет зависеть от его характера и от ситуации.

Несмотря на превосходящие силы агрессора, человек может реагировать на насилие гневом в тех обстоятельствах, когда отступление физически или психологически нецелесообразно. Праведный гнев прибавляет человеку немало сил и часто оказывается достаточным, чтобы компенсировать недостаток роста или веса. Человек, испытывающий гнев, как правило, подкрепляет себя убеждением в справедливости или оправданности своего состояния.

* С другой стороны, в ситуациях, когда гнев не может быть мобилизован, вследствие того что источник опасности неясен, неизвестен или безличен, естественной реакцией оказывается страх.

Так, дети боятся, когда их оставляют в темноте одних. Они чувствуют себя беззащитными и либо убегают, либо начинают плакать. По той же причине взрослые боятся неизвестного. Говорить ребенку, что ему не следует бояться темноты, глупо. Ему можно объяснить, что никакой реальной опасности в данной ситуации не существует, но при этом следует понимать, что его страх является биологической реакцией, которую нельзя подвергать осуждению.

Мы наносим непоправимый вред своим детям, когда называем их трусами и заставляем стыдиться своих естественных реакций. Такое иррациональное отношение со стороны некоторых взрослых - следствие незнания ими сути эмоциональных реакций. Кроме того, это в определенной степени представляет собой отреагирование на своих детях того способа обращения, с которым они столкнулись сами, будучи маленькими и беззащитными.

* Хотя у испуганного человека спонтанно возникает импульс к бегству, он может быть заблокирован усилием воли. Воля является механизмом, действующим в чрезвычайных ситуациях, находящимся под контролем эго и способным иногда брать верх над эмоциональной реакцией. В некоторых ситуациях это даже может спасти человеку жизнь. Воля, тем не менее, не снижает чувство страха. Она позволяет человеку отстаивать свою позицию или двигаться вперед, невзирая на страх. Хотя это может быть и проявлением безрассудства, как в тех случаях, когда посредством воли страх подавляется ради удовлетворения эго.

Хроническое состояние паники

Когда эго идентифицировано с телом, оно поддерживает эмоциональные реакции тела и направляет их в эффективные действия. Если человек испытывает страх, то все действия эго будут направлены на то, чтобы избежать опасности.

В отсутствии контроля эго, который поддерживается благодаря идентификации с собственными чувствами, страх может легко перерасти в панику.

Сходным образом, когда человек разгневан, поставленные эго ограничения сводят его поведение к самым необходимым действиям, обеспечивающим прекращение или предотвращение боли или физического вреда. Эго добавляет элемент рациональности к гневу и не дает ему выйти из-под контроля. Поскольку гнев обычно утихает с прекращением негативного внешнего воздействия, его нельзя считать деструктивным действием.

Иное дело - ярость . Когда идентификация эго с телом снижается, приводя к ослаблению контроля, то волна гнева часто прорывается в виде ярости, часто оказывающей разрушительное воздействие на самого человека и его окружение.

* Подобно большинству других проявлений личности, паника и ярость полярно взаимосвязаны друг с другом. В обоих случаях человек чувствует себя словно в ловушке. Столкнувшись с непреодолимой опасностью, на которую нельзя ответить бегством или борьбой, человек почувствует панику или ярость.

  • Если это паника, его порывом будет отчаянное, бесконтрольное желание убраться прочь от опасности любой ценой. Если такая возможность возникнет, он побежит без оглядки, даже не пытаясь оценить возникшую ситуацию; налицо полное отсутствие контроля со стороны эго.
  • Если бегство невозможно, его реакцией будет ярость.

* Ярким примером паники является поведение людей, оказавшихся в горящем помещении. Ослепленные стремлением выбраться из угрожающей ситуации, они часто не замечают имеющихся путей спасения и действуют саморазрушительным способом.

Паника часто наблюдается во время военных действий, когда люди слепо бегут от приближающегося врага.

Но нам сложно представить, что паника может охватить ребенка, которому угрожает разгневанный родитель. Он буквально оказывается в ловушке, поскольку ни борьба, ни бегство для него невозможны. В такой ситуации паника может принять форму истерического крика.

* Дети, живущие в условиях постоянной угрозы, развивают хроническое состояние паники . С возрастом они научаются подавлять это чувство, но эффективность подобного подавления весьма относительна. Подавленное чувство прорывается позднее, причем в ситуациях, которые, хоть и являются стрессовыми, не оправдывают, с рациональной точки зрения, такой интенсивной реакции.

Некоторые люди настолько близки к состоянию паники, что боятся выходить из дома в одиночку. Мне приходилось сталкиваться на практике с несколькими подобными случаями. У других паника скрыта внутри. Это, как правило, проявляется в чрезмерно поднятой, надутой грудной клетке и затрудненном дыхании. Человек в состоянии паники чувствует, что ему не хватает воздуха. И наоборот, когда человек чувствует, что не получает достаточно воздуха, он впадает в панику. Затрудненное дыхание скрывает за собой заблокированный крик.

Если с помощью терапии крик выпустить на свободу, то дыхание становится свободнее и чувство паники снижается.

* Реакцией человека на угрожающую ситуацию также может быть ярость, особенно при наличии объекта, на который ее можно направить. При этом мышечное возбуждение становится чрезмерным, и человек теряет контроль над своими действиями. Подобно панике, ярость слепа. Человек в ярости бросается в атаку очертя голову, не осознавая деструктивных последствий своего поведения. В отличие от гнева, ярость связана не столько с конкретным внешним стимулом, сколько с внутренним ощущением безвыходности.

* Как можно объяснить ярость, которую некоторые родители иногда направляют на своих детей? Трудно представить, что ребенок может стать для родителя причиной подавляющего страха. Объяснение следует искать в предположении, что ребенок может вызвать у родителя чувство безысходности .

Прежде всего, мать привязана к своему ребенку. Она знает, что обязана обеспечить ему постоянный уход и внимание, в которых тот нуждается. Если уровень ее энергии снижен, то ребенок станет для нее непосильной ношей. В ситуации неблагополучно складывающихся отношений с супругом ребенок станет для нее цепью, удерживающей ее в этих отношениях и, стало быть, причиной ее страданий.

Если ее собственные детские потребности не удовлетворялись, она будет с возмущением отвергать исходящие от собственного ребенка требования любви.

Если материнство не становится для нее источником удовольствия и радости, она будет чувствовать себя в пойманной в ловушку взятых на себя обязательств. И в моменты сильного стресса она будет направлять на ребенка свою ярость.

* Родительская ярость повергает ребенка в ужас. К подробному описанию этого состояния я перейду ниже, а сейчас хотел бы заметить, что не только открытое выражение ярости или насилие оказывает подобное воздействие.

Скрытая жестокость родителя, которую чувствует ребенок, воздействует на него точно так же. Выражение ярости на родительском лице - это то, что ребенок не в силах понять и с чем не способен справиться. Это прямая угроза его существованию.

Мне приходилось видеть выражение лиц родителей, с яростью глядящих на своих детей. При этом родители, которые находились в этот момент в моем офисе, даже не осознавали того, что написано у них на лицах. Лица матери становилось темным, как если бы черная туча нависла у нее над бровями. В положении челюсти читалась беспощадность. Глаза были холодны и жестоки. Это был взгляд убийцы. При встрече с таким взглядом ребенка парализует ужас.

* В подобном состоянии наступает паралич мышечной системы, исключающий любой вид борьбы или бегства. Ужас представляет собой еще более интенсивную форму страха, чем паника, и развивается в ситуациях, когда любое усилие, направленное на сопротивление или бегство, кажется безнадежным.

Ужас - это одна из форм шока; ощущения отводятся от периферии тела, снижая чувствительность организма в ожидании наступления последней агонии. Это уход в себя.

* У ребенка, испытывающего ужас в отношениях с собственными родителями, формируется шизоидная личность. В его теле проявляются все соответствующие признаки: оно становится жестким и скованным или дряблым, со слабым мышечным тонусом. Поверхность тела недостаточно заряжена. Глаза обычно пустые, на лице застывшее, словно маска, выражение. Дыхание сильно ограничено спазмами мышц горла и бронхов. Вдох поверхностный, а грудная клетка удерживается в позиции выдоха. Недостаток движения приводит к деперсонализации, то есть отделению восприятия эго от тела.

* Этот спектр простых эмоций и их описание не являются полными и всесторонними. Это лишь схема, представляющаяся удобной для того, чтобы обрисовать существующую биологическую систему и показать механизм ее функционирования. опубликовано

©Александр Лоуэн из книги «Удовольствие: Творческий подход к жизни»

Страх мгновенно вызывает несколько реакций, каждая из которых позволяет человеку адаптироваться к внезапно изменившейся и ставшей угрожающей ситуации. Два хорошо видимых внешних проявления это широко открытые глаза и замирание. Широкое раскрытие глаз позволяет максимально расширить поле зрения, а замирание служит первичной и мгновенной маскировочной мерой. Хорошо известно, что заметность движущегося объекта существенно выше, а краем периферийного зрения вообще можно обнаружить только объект движущийся. Мелкие животные, которые служат пищей для хищников, имеют именно такую манеру перемещения - несколько энергичных прыжков чередуются с затаиванием и обозрением окружающего пространства. Иногда, особенно у женщин, эти две реакции дополняются жестом, закрывающим рот ладонью. Инстинктивно все люди склонны кричать от боли и страха, чтобы автоматически предупредить своих соплеменников и, возможно, позвать их на помощь. Причем женщины склонны звать на помощь более охотно, так как имеют меньше возможностей самостоятельно защитить себя. Но в случае внезапной и близкой опасности чаще бывает полезнее затаиться и остаться незамеченным, отсюда и происходит импульс символически зажать себе рот.

Помимо этих хорошо видимых проявлений, испуг вызывает еще целый ряд менее заметных, но не менее важных процессов. В частности, сильнейший выброс адреналина и норадреналина вызывает такие реакции как учащение дыхания и сердцебиения, увеличение артериального давления, покраснение или побледнение лица, выделение пота на ладонях. Все эти проявления доступны для внимательного наблюдателя. О внутренних процессах, протекающих в организме под действием страха, можно подробно прочесть в статье , а углубленную информацию о действии различных гормонов, выделяющихся в опасных ситуациях, можно почерпнуть в статье .

Дальнейшие проявления страха

Когда первый испуг прошел, и уже нет необходимости отчаянно бороться за жизнь, картина совершенно меняется. Теперь нет смысла в расходном для организма стрессе и выбросе гормонов, мобилизующих скрытые резервы. На смену приходит философия жизни в постоянной готовности либо убежать, либо вступить в поединок. И проявляется такая философия прежде всего в повышенном мышечном тонусе. Все прекрасно знают, как тяжело бывает после глубокого сна не только совершать значительные мышечные усилия, но и вообще собраться с мыслями. Надо некоторое время потянуться, размяться, и только потом можно начинать действовать всерьез. Но в жизни далеко не всегда есть время для разминки, особенно в периоды постоянно нависающей опасности. Вот человек во время таких периодов и выбирает для себя стратегию быть постоянно «размятым», находиться в постоянной боевой готовности. Для этого он поддерживает собственные мышцы в слегка напряженном состоянии - тонусе. Вот этот самый постоянный тонус, как физический, так и психологический, и является важнейшим проявлением длящегося чувства опасности. Такой человек похож на сжатую пружину, он готов в любую минуту словесно или физически ответить агрессору. С практической точки зрения довольно спорный вопрос - больше пользы или вреда принесет такое состояние, являющееся бессознательной реакцией. Ведь известно, что профессионалы войны наоборот находятся в расслабленном состоянии, хотя и способны мгновенно мобилизоваться. Но при этом у них ослаблено чувство страха.

Жесты страха

Итак, самой главной внешней реакцией, выдающей страх, является внутреннее напряжение, которое проявляется через повышенный мышечный тонус. Этот тонус распространяется в том числе и на мышцы лица. В результате чего появляется специфическое напряженное выражение лица, являющееся визитной карточкой уязвимого человека. Именно эта застывшая напряженная маска служит приглашением для всякого рода агрессоров, потому что такого человека можно легко и безнаказанно обижать - он скорее всего побоится дать отпор. И наоборот, расслабленного и вальяжного человека трогать боязно. Раз он ничего не боится, значит у него на то есть причины. Конечно, далеко не всегда это так, в мире существует довольно много самоуверенных слабаков. Но подсознательно мы ожидаем большей опасности от расслабленных и уверенных в себе личностей.

У того, кто испытывает страх, дело не ограничивается напряжением мышц. Помимо потребности постоянно находиться в тонусе есть еще не осознаваемая потребность защитить наиболее уязвимые места. Это шея, живот, и область гениталий. Соответственно, к общему напряжению добавляется сутулость, желание пригнуться, сгруппироваться, и особенно реакция втянуть голову в плечи. Поэтому тот, кто не чувствует себя в безопасности, имеет поднятые плечи, сгорбленную спину и немного опущенную голову. Сутулая осанка выполняет еще одну функцию - социальную, но о ней мы поговорим позже. Потребность защищать живот и гениталии заставляет сжимать ноги и держать сцепленные руки внизу живота. Особенно это видно в сидячем положении. Но тут можно ошибиться. Во-первых, женщины, даже сидя в брюках, часто по привычке сводят колени, забывая, что они не в юбке, и можно расслабиться. Во-вторых, желание скрыть руки (указывающее на ложь) можно перепутать с жестом закрытия гениталий.

Проявления страха перед другим человеком

Внутри любого вида существует своя иерархия. Точнее две иерархии - у самцов и у самок. Более сильный самец может напасть на более слабого, если слабый не признает его превосходства. С другой стороны, слабый может обезопасить себя от нападения сильного, если продемонстрирует ему признаки подчинения. Конечно, отношения внутри человеческого сообщества неправильно будет низводить до животного уровня, но многие из животных реакций прекрасно действует и у людей. Особенно когда речь идет о выживании или размножении. Давайте вспомним, как предписывалось вести себя представителям низших сословий по отношению к высшим.

Во-первых, кланяться. Надо обязательно показать, кто выше в прямом смысле этого слова. Для подчеркивания высоты также широко применялись вытянутые головные уборы, а трон всегда стоял на возвышенности. В некоторых азиатских странах запросто можно было поплатиться жизнью за возвышение головы над головой правителя. И, конечно же, с этим связана классика комплекса неполноценности - комплекс Наполеона. Сейчас в большинстве стран кланяться не принято, но инстинкты не изменились. Поэтому каждый внутренне уверен - если продемонстрировать более сильному свой маленький рост, то он не нападет. Отсюда и берется желание сутулиться у испытывающих страх перед собеседником. И наоборот, нарочито выпрямленная спина представляет собой неосознанный вызов окружающим, сигнализирует о бесстрашии обладателя прямой спины.

Во-вторых, отводить взгляд. Существует поверье, что внутренняя сила человека проявляется в его взгляде. И тот, кто способен «пересмотреть» другого, на самом деле сильнее. Отчасти это действительно так, но все несколько проще. Играть в гляделки - любимая забава самцов. У некоторых видов, например у горилл, вообще не принято драться. У них все решает кто кого пересмотрит. В некоторых культурах, например, в японской, взгляд в глаза неприличен и служит агрессивным жестом. Во всех случаях взгляд в глаза (существу своего пола) это вызов. Ответом на вызов может быть прямая агрессия. Поэтому лучший способ избежать агрессивной реакции это уклониться от принятия вызова и отвести взгляд. Так обычно и поступают, желая разрядить напряженность, а стремление отводить взгляд служит верным признаком страха перед собеседником.

В-третьих, понижать голос. Опять приведем в пример восточную культуру, на этот раз китайскую. В традиционном Китае начальнику полагается повышать голос. Он кричит не потому что зол или имеет дурной характер, а потому что так нужно. Чтобы все понимали, чьи команды надо выполнять, чтобы был порядок. Чем ниже в иерархии находится человек, тем меньше ему позволяется издавать громкие звуки. Громкий звук привлекает внимание, а внимание стаи должно быть приковано к вожаку, или наиболее сильным самцам. Если концентрироваться на самых успешных, повышается шанс выжить. В принципе, то же самое происходит и у людей, кричать позволяется только главным. А еще у находящегося внизу иерархии в голосе обязательно появятся просительные нотки. И чем ниже место, тем более осторожным и даже плаксивым будет голос. В человеческом сообществе есть еще один прием: находящимся внизу иерархии могут вообще не дать возможности высказаться. Впрочем, люди иногда заигрываются. Привычно укоренившиеся наверху расслабляются. Тогда те, кому отказывали в праве голоса, берут оружие, и ситуация решительно меняется.

В-четвертых, низам не разрешалось спрашивать стоящих более высоко. Коротко говоря, предписывалось молча выполнять указания. В любом объяснении всегда содержится толика оправдания. А зачем оправдываться сильному? Что ему сделают слабаки, даже если он не прав? Независимость от мнения других служит надежным проявлением силы и явным указанием на нее. Слабый человек, испытывающий страх перед собеседником, имеет потребность объясняться и оправдываться, чтобы не вызвать гнев и не стать жертвой атаки более сильного. Еще один важный признак нахождения на определенной позиции в иерархии это интенсивность жестикуляции, общее количество жестов, которыми усиливается речь. Исследования однозначно указывают, что чем ниже место в иерархии, тем большее количество жестов используется. И наоборот. Вполне понятно почему: начальнику достаточно просто распорядиться, и его воля будет исполнена, в то время как подчиненному надо уговаривать, жестикулировать, и тем самым дополнительно усиливать свою аргументацию.

Если внимательно присмотреться, становится понятно, что все перечисленные требования к поведению низших сословий относительно высших хорошо обоснованы, в том числе и биологически. Человека целенаправленно ставят в подчиненное положение, и стараются всячески его там закрепить. Закрепить путем выработки рефлекторного подчиненного поведения. Анализ показывает, что, с другой стороны, все перечисленные выше требования к поведению и являются маркерами страха перед другим человеком.

Каждый человек чего-то боится. Существует мнение, что чувство страха жизненно необходимо, это важная защитная реакция. Человек, охваченный страхом, опасается, пугается или испытывает ужас. Это зависит от характера опасности. Если причина страха - реальная угроза (например, автомобильная авария, стихийное бедствие), такая фобия обоснованна. Однако существуют причины фобий, которые одним очень важны, а другим они выглядит абсолютно необоснованными. Фобия такого характера называется неврозной.

Чаще всего у испуганного человека подкашиваются ноги, возможно даже нарушение ориентации. Соматические симптомы страха - учащенный пульс, расширенные зрачки, напряжение мышц, потоотделение и др. Психические реакции, вызываемые фобией: ощущение бессилия, неспособности что-либо изменить. Правда, иногда люди сами ищут источник страха: многие любят посещать комнату «страхов», смотреть фильмы ужасов. В этих случаях волнение, переживание и испуг вызывают у человека удовлетворение.

Причины страха

Причины резкого испуга многообразны. Трусливого человека способна испугать любая мелочь. Однако бояться можно и реальной опасности. Тогда придумываются способы для того, чтобы избежать этой опасности. Поэтому страх не следовало бы расценивать как отрицательное явление. Малая его доля даже необходима для выживания. Если чего-то боишься, не надо спешить думать о себе как о трусе, лучше попытаться проанализировать причины страха.

Нередко трусость, как черта характера, развивается у детей еще в раннем детстве вследствие подражания родителям. Поэтому у трусоватых родителей и дети часто всего боятся. Трусливый человек рано осознает, как опасен этот мир, он постоянно обращает внимание на плохие новости и впечатления. Кроме того, все это происходит почти бессознательно.

От страха, как реакции, зависит и поведение. Например, представьте, что вы идете на собеседование по поводу новой работы и очень боитесь, что вас не примут. От того, как вы будете вести себя во время собеседования (будете ли как рыба «ловить» ртом воздух, попытаетесь ли перенести дату собеседования, или же ваше поведение будет подчеркнуто развязанным), будут зависеть и его результаты.

Фобии у детей

Как правило, дети боятся нереальных вещей, например, чудовищ или духов, многие боятся оставаться одни в темноте. Когда дети подрастают и приобретают жизненный опыт, некоторые из этих фобий исчезают. На душевные муки пугливого ребенка нельзя не обращать внимания, так как дети, в отличие от взрослых, часто не способны понять, чего они боятся и, что страх абсолютно безоснователен.

Боязнь у детей могут вызывать и физические явления, например, головная боль, тошнота, рвота, боль в желудке, бессонница. С возрастом у ребенка многие из этих фобий проходят сами по себе. Если вы не выясните настоящую причину боязни ребенка и лишь будете вторить, что он боится без причины, так ребенку не поможете. Намного лучше согласиться с тем, что ребенок в самом деле боится, и посоветовать ему, как можно справиться с этим страхом. Например, если ребенок боится чужих людей, папа или мама должны взять его за руку и вместе с ним подойти к человеку, с которым ребенок еще незнаком.

Как бороться с испугом?

Страх - это симптом, говорящий о том, что человек испытывает слишком большую эмоциональную нагрузку. Признаться себе в своей фобии очень трудно. Как правило, женщинам это сделать намного легче, чем мужчинам. Мужчины страх воспринимают как слабость. Но иногда лучше признать страх и станет проще объяснить свои действия.

Нередко фобия бывает и симптомом некоторых психосоматических заболеваний. Это указывает на глубокую связь между болезнями души и тела человека. Когда фобия действительно непреодолима, временно ее можно смягчить успокаивающими лекарствами. Но если у больного развивается болезненное влечение к таблеткам, это может привести к еще большим осложнениям. В таких случаях необходимо обращаться к психотерапевту или в клинику, где лечат психосоматические заболевания.

Для того, чтобы уметь управлять своими фобиями, необходимо познать взаимосвязь различных явлений. Важно выяснить причины боязни. Если страх становится болезненным и непреодолимым, его следует лечить.

Похожие публикации