Наука статистика: история возникновения, становления, развития. История становления и развития западной социологии

Как и , берет свое начало в глубине тысячелетий. Термин «психология» (от греч.psyche - душа,logos - учение, наука) означает «учение о душе». Психологическое знание исторически развивалось — одни представления сменялись другими.

Изучение истории психологии, конечно, не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того чтобы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Психология как учение о душе человека всегда обусловлена антропологией, учением о человеке в его целостности. Исследования, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное понимание сущности человека, ориентируются на тот или иной его образ. В свою очередь, учение о человеке вписывается в общую картину мира, формируемую на основе синтеза знаний, мировоззренческих установок исторической эпохи. Поэтому история становления и развития психологических знаний видится как вполне логичный процесс, связанный с изменением понимания сущности человека и с формированием на этой основе новых подходов к объяснению его психики.

История становления и развития психологии

Мифологические представления о душе

Человечество начинало с мифологической картины мира. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии, согласно которой Эрот, бессмертный бог любви, влюбился в красивую смертную женщину Психею. Любовь Эрота и Психеи была столь сильна, что Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образом истинной любви как высшей реализации человеческой души. Поэтому Психся — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Вместе с тем в этой прекрасной легенде о трудном пути Эрота и Психеи навстречу друг другу угадывается глубокая мысль о сложности овладения человеком своим духовным началом, своим разумом и чувствами.

Древние греки изначально понимали тесную связь души с ее физической основой. Такое же понимание этой связи прослеживается и в русских словах: «душа», «дух» и «дышать», «воздух». Уже в древнейшую эпоху в понятии души соединялось в единый комплекс присущее внешней природе (воздух), организму (дыхание) и независимой от тела сущности, управляющей жизненными процессами (дух жизни).

В ранних представлениях душа наделялась способностью выходить на волю из тела, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти человека душа покидает тело навсегда, вылетая через рот. Учение о переселении душ относится к одному из самых древних. Оно было представлено не только в Древней Индии, но и в Древней Греции, особенно в философии Пифагора и Платона.

Мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их «двойниками» или призраками), а жизнь зависит от произвола богов, веками царила в общественном сознании.

Психологические знания в античный период

Психология как рациональное познание души человека зародилась в античности в недрах на основе созданной в этот период геоцентрической картины мира, ставившей человека в центр мироздания.

Античная философия восприняла от предшествовавшей мифологии понятие души. Практически все древние философы пытались выразить с помощью понятия души самое главное сущностное начало живой природы, рассматривая ее как причину жизни и познания.

Впервые человек, его внутренний духовный мир становится центром философского размышления у Сократа (469-399 до н.э.). В отличие от своих предшественников, занимавшихся преимущественно проблемами природы, Сократ сосредоточился на внутреннем мире человека, его убеждениях и ценностях, умении действовать в качестве разумного существа. Главную роль в психике человека Сократ отводил умственной деятельности, которая исследовалась в процессе диалогического общения. После его исследований понимание души наполнилось такими идеями, как «благо», «справедливость», «прекрасное» и т.д., которых физическая природа не знает.

Мир этих идей стал сердцевиной учения о душе гениального ученика Сократа — Платона (427-347 до н.э.).

Платон разработал учение о бессмертной душе , обитающей в смертном теле, покидающей его после смерти и возвращающейся в вечный сверхчувственный мир идей. Главное у Платона не в учении о бессмертии и переселении души, а в исследовании содержания ее деятельности (в современной терминологии в исследовании психической деятельности). Он показал, что внутренняя деятельность душ и дает знания о реальности сверхчувственного бытия , вечного мира идей. Каким же образом находящаяся в бренной плоти душа приобщается к вечному миру идей? Всякое знание, согласно Платону, есть воспоминание. При соответствующих усилиях и подготовке душа может вспомнить то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Он учил, что человек «насаждение не земное, а небесное».

Платон впервые выявил такую форму психической деятельности, как внутренняя речь: душа размышляет, спрашивает сама себя, отвечает, утверждает и отрицает. Он первым попытался раскрыть внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав: высшую часть — разумное начало, среднюю — волевое начало и низшую часть души — чувственное начало. Разумная часть души призвана согласовывать низшие и высшие мотивы и побуждения, идущие от разных частей души. В сферу изучения души вводилась такая проблематика, как конфликт побуждений, и рассматривалась роль разума в его разрешении.

Ученик — (384-322 до н.э.), споря со своим учителем, возвратил душу из сверхчувственного в чувственный мир. Он выдвинул концепцию души как функции живого организма, , а не какой-то самостоятельной сущности. Душа, по Аристотелю, является формой, способом организации живого тела: «Душа есть суть бытия и форма не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».

Аристотель выделил в организме различные уровни способностей к деятельности. Эти уровни способностей составляют иерархию уровней развития души.

Аристотель различает три вида души: растительную, животную и разумную. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку не могут существовать без материи, третья — метафизична, т.е. разум существует отдельно и независимо от физического тела как божественный разум.

Аристотель впервые ввел в психологию идею развития от низших уровней души к се высшим формам. При этом каждый человек в процессе превращения от младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее к разумной душе. Согласно Аристотелю, душа, или «психе», — это двигатель , позволяющий организму реализовывать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств.

При характеристике человека Аристотель на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость. Эта установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.

Психология в Средние века

При изучении развития психологических знаний в эпоху Средневековья нужно учитывать целый ряд обстоятельств.

Психологии как самостоятельной области исследований в период Средневековья не существовало. Психологические знания включались в религиозную антропологию (учение о человеке).

Психологические знания Средневековья основывались на религиозной антропологии, которая особенно глубоко была разработана христианством, особенно такими «отцами церкви», как Иоанн Златоуст (347-407), Августин Аврелий (354-430), Фома Аквинский (1225-1274) и др.

Христианская антропология исходит из теоцентрической картины мира и основного принципа христианской догматики — принципа креационизма, т.е. творения мира Божественным разумом.

Современному научно ориентированному мышлению очень трудно понять учения святых отцов, которые носят преимущественно символический характер.

Человек в учении святых отцов предстает как центральное существо во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице те арного, т.е. сотворенного Богом мира.

Человек есть центр Вселенной. Эта идея была известна и античной философии, которая рассматривала человека как «микрокосм», малый мир, объемлющий собой все мироздание.

Христианская антропология не отказалась от идеи «микрокосма», но святые отцы существенно изменили ее смысл и содержание.

«Отцы церкви» считали, что природа человека связана со всеми основными сферами бытия. Своим телом человек связан с землей: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», — говорится в Библии. Чувствами человек связан с материальным миром, душой — с духовным миром, разумная часть которой способна восходить к самому Творцу.

Человек, учат святые отцы, двойственен по своей природе: один его компонент — внешний, телесный, а другой — внутренний, духовный. Душа человека, питая тело, с которым она вместе создана, находится в теле повсюду, а не сосредоточена в одном каком-то месте. Святые отцы вводят различие между «внутренним» и «внешним» человеком: «Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего; слеплена плоть, сотворена же душа»*. Говоря современным языком, внешний человек есть явление природное, а внутренний человек — сверхприродное явление, есть нечто таинственное, непознаваемое, божественное.

В отличие от интуитивно-символического, духовно-опытного пути познания человека в восточном христианстве, западное христианство пошло по пути рационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика (конечно, наряду со схоластикой в западном христианстве существовали и иррационалистические мистические учения, но не они определяли духовный климат эпохи). Апелляция к рациональности в конечном итоге привела к переходу цивилизации Запада в Новое время от теоцснтрической к антропоцентрической картине мира.

Психологическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени

Гуманистическое движение, зародившееся в Италии в XV в. и распространившееся в Европе в XVI в., получило название «Возрождение». Возрождая античную гуманистическую культуру, эта эпоха способствовала освобождению всех наук и искусств от догматов и ограничений, наложенных на них средневековыми религиозными представлениями. В результате довольно активно стали развиваться и сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки. Началось и движение в направлении формирования психологического знания в самостоятельную науку.

Громадное влияние на психологическую мысль XVII-XVIII вв. оказала механика, ставшая лидером естественных наук. Механическая картина природы обусловила новую эпоху в развитии европейской психологии.

Начало механическому подходу к объяснению психических явлений и сведению их к физиологии было положено французским философом, математиком и естествоиспытателем Р. Декартом (1596-1650), который первым разработал модель организма как автомата или системы, работающей подобно искусственным механизмам в соответствии с законами механики. Тем самым живой организм, который раньше рассматривался как одушевленный, т.е. одаренный и управляемый душой, освобождался от ее определяющего влияния и вмешательства.

Р. Декарт ввел понятие рефлекса , ставшее впоследствии фундаментальным для физиологии и психологии. В соответствии с декартовой схемой рефлекса внешний импульс передавался в мозг, откуда происходила ответная реакция, приводящая в движение мышцы. Им давалось объяснение поведению как чисто рефлекторному феномену без обращения к душе как движущей телом силе. Декарт надеялся, что со временем не только простые движения — такие, как защитная реакция зрачка на свет или руки на огонь, — но и самые сложные поведенческие акты удастся объяснить открытой им физиологической механикой.

До Декарта веками считалось, что вся деятельность по восприятию и обработке психического материала производится душой. Он же доказывал, что телесное устройство и без нее способно успешно справляться с этой задачей. Каковы же функции души?

Р. Декарт рассматривал душу как субстанцию, т.е. сущность, не зависящую ни от чего другого. Душа определялась им по единственному признаку — непосредственной осознаваемости своих явлений. Ее предназначение заключалось в знании субъекта о собственных актах и состояниях, незримых ни для кого иного. Тем самым произошел поворот в понятии о «душе», ставший опорным для следующего этапа в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание.

Декартом на основе механистического подхода был поставлен теоретический вопрос о взаимодействии «души и тела», который в дальнейшем стал предметом обсуждения для множества ученых.

Еще одна попытка построить психологическое учение о человеке как целостном существе была сделана одним из первых оппонентов Р. Декарта — голландским мыслителем Б. Спинозой (1632-1677), который рассматривал все многообразие чувств человека (аффектов) в качестве побудительных сил человеческого поведения. Им был обоснован важный для понимания психических явлений общенаучный принцип детерминизма — всеобщей причинной обусловленности и естественной научной объясни мости любых явлений. В науку он вошел в форме следующего утверждения: «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей».

Тем не менее современник Спинозы немецкий философ и математик Г.В. Лейбниц (1646-1716) рассматривал соотношение духовных и телесных явлений на основе психофизиологического параллелизма , т.е. независимого и параллельного их сосуществования. Он считал зависимость психических явлений от телесных иллюзией. Душа и тело действуют самостоятельно, однако между ними существует предустановленная гармония на основе Божественного разума. Доктрина психофизиологического параллелизма нашла многих сторонников в годы становления психологии как науки, в настоящее же время принадлежит истории.

Другая идея Г.В. Лейбница о том, что каждая из бесчисленного множества монад (от греч.monos — единое), из которых состоит мир, «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной, нашла неожиданное эмпирическое подтверждение в некоторых современных концепциях сознания.

Следует отметить также, что Г. В. Лейбниц ввел понятие «бессознательное» в психологическую мысль Нового времени, обозначив неосознаваемые восприятия «малыми перцепциями». Осознание восприятий становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый психический акт — апперцепция, включающий память и внимание. Идеи Лейбница существенно изменили и расширили представление о психическом. Его понятия о бессознательной психике, малых перцепциях и апперцепции прочно вошли в научное психологическое знание.

Другое направление в становлении новоевропейской психологии связано с английским мыслителем Т. Гоббсом (1588-1679), который начисто отвергал душу как особую сущность и считал, что в мире нет ничего, кроме материальных тел, движущихся по законам механики. Психические явления подводились им под действие механических законов. Т. Гоббс считал, что ощущения являются прямым результатом воздействия материальных предметов на организм. По закону инерции, открытому Г. Галилеем, из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представления. Они образуют последовательность мыслей в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Т. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое воздействие материального мира на органы чувств.

До Гоббса в психологических учениях царил рационализм (от лат.pationalis - разумный). Начиная с него, за основу познания был принят опыт. Рационализму Т. Гоббс противопоставил эмпиризм (от греч.empeiria — опыт), от которого возникла эмпирическая психология.

В разработке этого направления видная роль принадлежала соотечественнику Т. Гоббса — Дж. Локку (1632-1704), который в самом опыте выделил два источника: ощущение и рефлексию , под которой понимал внутреннее восприятие деятельности нашего ума. Понятие рефлексии прочно вошло в психологию. С именем Локка связан и такой метод психологического познания, как интроспекция , т.е. внутреннее самонаблюдение за идеями, образами, представлениями, чувствами, какими они являются «внутреннему взору» наблюдающего за ним субъекта.

Начиная с Дж. Локка, предметом психологии становятся явления сознания , которые порождают два опыта - внешний , исходящий от органов чувств, и внутренний , накапливаемый собственным разумом индивида. Под знаком этой картины сознания складывались психологические концепции последующих десятилетий.

Зарождение психологии как науки

В начале XIX в. стали вырабатываться новые подходы к психике, основанные не на механике, а на физиологии, которая превратила организм в объект экспериментального изучения. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта и исследовала зависимость психических функций от строения органов чувств и мозга.

Открытие различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг, позволило объяснить механизм связи нервов как «рефлекторную дугу», возбуждение одного плеча которой закономерно и необратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию. Это открытие доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, что было воспринято как опровержение учения о душе как особой бестелесной сущности.

Изучая воздействие стимулов на нервные окончания органов чувств, немецкий физиолог Г.Э. Мюллер (1850-1934) сформулировал положение о том, что никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Это положение было возведено в ранг закона, в результате чего психические процессы перемещались в тот же ряд, что и зримая под микроскопом и препарируемая скальпелем нервная ткань, которая их порождает. Оставалось, правда, неясным главное — каким образом совершается чудо порождения психических явлений.

Немецкий физиолог Э.Г. Вебер (1795-1878) определил зависимость между континуумом ощущений и континуумом вызывающих их физических стимулов. В ходе экспериментов обнаружилось, что существует вполне определенное (для разных органов чувств различное) отношение между первоначальным раздражителем и последующим, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало другим.

Основы психофизики как научной дисциплины были заложены немецким ученым Г. Фехнером (1801 — 1887). Психофизика, не затрагивая вопроса о причинах психических явлений и их материальном субстрате, выявляла эмпирические зависимости на основе внедрения эксперимента и количественных методов исследования.

Работы физиологов по изучению органов чувств и движений готовили новую психологию, отличающуюся от традиционной психологии, тесно связанной с философией. Была создана почва для отделения психологии и от физиологии, и от философии в качестве отдельной научной дисциплины.

В конце XIX в. почти одновременно сложилось несколько программ построения психологии как самостоятельной дисциплины.

Наибольший успех выпал на долю В. Вундта (1832-1920), немецкого ученого, который пришел в психологию из физиологии и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Назвав эту дисциплину физиологической психологией, Вундт занялся изучением проблем, заимствованных у физиологов — изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики.

Организовав в 1875 г. в Лейпциге первый психологический институт, В. Вундт решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе путем выделения во внутреннем опыте простейших структур, положив начало структуралистскому подходу к сознанию. Сознание было разбито на психические элементы (ощущения, образы), которые и стали предметом изучения.

Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучаемой, был признан «непосредственный опыт». Главным методом - интроспекция , суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании.

Метод экспериментальной интроспекции имеет существенные недостатки, которые очень быстро привели к отказу от программы исследования сознания, предложенной В. Вундтом. Недостаток метода интроспекции для построения научной психологии — его субъективность: каждый испытуемый описывает свои переживания и ощущения, которые не совпадают с ощущениями другого испытуемого. Главное же состоит в том, что сознание не слагается из каких-то застывших элементов, а находится в процессе развития и постоянного изменения.

К концу XIX в. иссяк энтузиазм, который некогда пробудила вундтова программа и заложенное в ней понимание предмета психологии навсегда потеряло доверие. Многие ученики Вундта порвали с ним и пошли другим путем. В настоящее время вклад В. Вундта видят в том, что он показал, каким путем не должна идти психология, поскольку научное знание развивается не только путем подтверждения гипотез и фактов, но и их опровержения.

Осознавая неудачу первых попыток построения научной психологии, немецкий философ В. Дилыпей (1833-1911) выдвинул идею «двух исихологий»: экспериментальной, родственной по своему методу естественным наукам, и другой психологии, которая взамен экспериментального изучения психики занимается интерпретацией проявления человеческого духа. Он отделил изучение связей психических явлений с телесной жизнью организма от их связей с историей культурных ценностей. Первую психологию он назвал объяснительной , вторую - понимающей.

Западная психология в XX столетии

В западной психологии XX в. принято выделять три основные школы, или, пользуясь терминологией американского психолога Л. Маслоу (1908-1970), три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическую психологию . В последние десятилетия весьма интенсивно разрабатывается четвертое направление западной психологии - трансперсональная психология.

Исторически первым был бихевиоризм , который получил свое название от провозглашенного им понимания предмета психологии — поведения (от англ.behavior - поведение).

Основоположником бихевиоризма в западной психологии считается американский зоопсихолог Дж. Уотсон (1878-1958), поскольку именно он в статье «Психология, как ее видит бихевиорист», опубликованной в 1913 г., выступил с призывом создать новую психологию, констатировав тот факт, что за полстолетия своего существования в качестве экспериментальной дисциплины психологии так и не удалось занять достойного места среди естественных наук. Причину этого Уотсон усмотрел в ложном понимании предмета и методов психологического исследования. Предметом психологии, по Дж. Уотсону, должно стать не сознание, а поведение.

Субьективный метод внутреннего самонаблюдения соответственно должен быть заменен объективными методами внешнего наблюдения за поведением.

Через десять лет после программной статьи Уотсона бихевиоризм стал властвовать почти во всей американской психологии. Дело в том, что прагматическая направленность исследований психической деятельности в США была обусловлена запросами со стороны экономики, а в дальнейшем — со стороны средств массовых коммуникаций.

Бихевиоризм включил учение И.П. Павлова (1849-1936) об условном рефлексе и стал рассматривать поведение человека под углом зрения условных рефлексов, формируемых под воздействием социальной среды.

Первоначальная схема Дж. Уотсона, объясняющая поведенческие акты как реакцию на предъявляемые стимулы, была далее усовершенствована Э. Толменом (1886-1959) путем введения посредствующего звена между стимулом из окружающей среды и реакцией индивида в виде целей индивида, его ожиданий, гипотез, когнитивной карты мира и т.п. Введение посредствующего звена несколько усложнило схему, но не изменило ее сути. Общий подход бихевиоризма к человеку как животному , отличающемуся словесным поведением , остался неизменным.

В работе американского бихевиориста Б. Скиннера (1904-1990) «По ту сторону свободы и достоинства» понятия свободы, достоинства, ответственности, морали рассматриваются с позиций бихевиоризма как производные от «системы стимулов», «подкрепительных программ» и оцениваются как «бесполезная тень в человеческой жизни».

Наиболее сильное влияние на западную культуру оказал психоанализ, разработанный 3. Фрейдом (1856-1939). Психоанализ внес в западноевропейскую и американскую культуру общие понятия «психологии бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества и т.д. и т.п. В отличие от бихевиористов, психоаналитики стали изучать сознание, строить гипотезы о внутреннем мире личности, вводить новые термины, претендующие на научность, но не поддающиеся эмпирической проверке.

В психологической литературе, в том числе и в учебной, заслуга 3. Фрейда усматривается в его обращении к глубинным структурам психики, к бессознательному. Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования брала нормального, физически и психически здорового человека и главное внимание уделяла феномену сознания. Фрейд же, став исследовать как психиатр внутренний психический мир невротизированных личностей, разработал весьма упрощенную модель психики, состоящую из трех частей — сознательной, бессознательной и сверхсознатсльной. В этой модели 3. Фрейд не открыл бессознательное, поскольку феномен бессознательного был известен еще с античности, а поменял сознание и бессознательное местами: бессознательное стаю центральным компонентом психики , нал которым надстраивается сознание. Само же бессознательное трактовалось им как сфера инстинктов и влечений, главным из которых является сексуальный инстинкт.

Теоретической модели психики, разработанной применительно к психике больных индивидуумов с невротическими реакциями, был придан статус общетеоретической модели, объясняющей функционирование психики вообще.

Несмотря на явное различие и, казалось бы, даже противоположность подходов, бихевиоризм и психоанализ сходны между собой — оба эти направления строили психологические представления, не прибегая к духовным реалиям. Недаром представители гуманистической психологии пришли к выводу, что обе главные школы — бихевиоризм и психоанализ — не видели в человеке специфически человеческого, игнорировали реальные проблемы человеческой жизни — проблемы добра, любви, справедливости, а также роль нравственности, философии, религии и были ничем иным, как «клеветой на человека». Все эти реальные проблемы рассматриваются как производные от основных инстинктов или социальных отношений и коммуникаций.

«Западная психология XX в., — как пишет С. Гроф, — создала весьма негативный образ человека — какой-то биологической машины с инстинктивными импульсами звериной природы».

Гуманистическая психология в лице Л. Маслоу (1908-1970), К. Рождерса (1902-1987). В. Франкла (р. 1905) и других поставила своей задачей введение реальных проблем в сферу психологических исследований. Предметом психологических исследований представители гуманистической психологии считали здоровую творческую личность. Гуманистическая ориентация выражалась в том, что в качестве базисных потребностей человека рассматривались любовь, творческий рост, высшие ценности, смысл.

Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.

Наряду с гуманистическим направлением в психологии неудовлетворенность попытками построить психологию на мировоззренческой базе естествен но-научного материализма высказывает и трансперсональная психология , которая провозглашает необходимость перехода к новой парадигме мышления.

Первым представителем трансперсональной ориентации в психологии считают швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875-1961), хотя сам Юнг называл свою психологию не трансперсональной, а аналитической. Отнесение К.Г. Юнга к предтечам трансперсональной психологии проводится на том основании, что он считал возможным для человека и преодолеть узкие границы своего «Я» и личного бессознательного, и соединиться с высшим «Я», высшим разумом, соразмерным всему человечеству и космосу.

Юнг разделял взгляды 3. Фрейда вплоть до 1913 г., когда он опубликовал программную статью, в которой показал, что Фрейд совершенно неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. К.Г. Юнг не игнорировал бессознательное, а уделяя большое внимание его динамике, дал новую трактовку, суть которой втом, что бессознательное — это не психобиологическая свалка отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов, а творческий, разумный принцип, связывающий человека со всем человечеством, с природой и космосом. Наряду с индивидуальным бессознательным, существует и коллективное бессознательное, которое, будучи ио своей природе сверхличным, трансперсональным, образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека. Именно эта идея Юнга была развита в трансперсональной психологии.

Основоположник транспсрсональной психологии американский психолог С. Гроф констатирует, что мировоззрение, основанное на естествен но-научном материализме, уже давно устаревшее и ставшее анахронизмом для теоретической физики XX в., все еще продолжает считаться научным в психологии, в ущерб ее будущему развитию. «Научная» психология не может объяснить духовной практики целительства, ясновидения, наличия паранормальных способностей у индивидов и целых социальных групп, сознательный контроль внутренних состояний и т.д.

Атеистический, механистический и материалистический подход к миру и существованию, считает С. Гроф, отражает глубокое отчуждение от сердцевины бытия, отсутствие подлинного понимания себя и психологическое подавление трансперсональных сфер собственной психики. Это означает, согласно взглядам сторонников трансперсональной психологии, что человек идентифицирует себя лишь с одним частичным аспектом своей природы — с телесным «Я» и хилотропным (т.е. связанным с материальной структурой мозга) сознанием.

Такое усеченное отношение к самому себе и к собственному существованию чревато в конечном счете ощущением тщетности жизни, отчужденностью от космического процесса, а также ненасытными потребностями, состязательностью, тщеславием, которые не в состоянии удовлетворить никакое достижение. В коллективном масштабе такое человеческое состояние приводит к отчуждению от природы, к ориентации на «безграничный рост» и зацикливанию на объектных и количественных параметрах существования. Как показывает опыт, такой способ бытия в мире предельно деструктивен и на личном, и на коллективном уровне.

Трансперсональная психология рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю.

В последнее десятилетие опубликовано множество работ по трансперсональной психологии, а в учебниках и в учебных пособиях это направление преподносится как новейшее достижение в области развития психологической мысли без какого-либо анализа последствий применяемых при исследовании психики методов. Методы трансперсональной психологии, претендующей на познание космического измерения человека, между тем не связаны с понятиями нравственности. Эти методы направлены на формирование и трансформацию особых, измененных состояний человека с помощью дозированного применения наркотиков, различных вариантов гипноза, гипервентиляции легких и т.п.

Несомненно, что исследования и практика трансперсональной психологии обнаружили связь человека с космосом, выход сознания человека за обычные барьеры, преодоление во время транс- персональных переживаний ограничений пространства и времени, доказали само наличие сферы духовного и многое другое.

Но в целом этот путь исследования психики человека представляется весьма пагубным и опасным. Методы трансперсональной психологии рассчитаны на то, чтобы, сломив естественные защитные силы, проникнуть в духовное пространство личности. Транс- персональные переживания наступают в состоянии одурманенно- сти человека наркотиком, гипнозом или усиленным дыханием и не приводят к духовному очищению и духовному росту.

Становление и развитие отечественной психологии

Пионером психологии как науки, предметом которой является не душа и даже не сознание, а психически регулируемое поведение, можно по праву считать И.М. Сеченова (1829-1905), а не американца Дж. Уотсона, поскольку первый еще в 1863 г. в трактате «Рефлексы головного мозга» пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Позднее И.М. Сеченов стал определять психологию как науку о происхождении психической деятельности, к которой относил восприятие, память, мышление. Он считал, что психическая деятельность строится по типу рефлекса и включает в себя вслед за восприятием среды и его переработкой в головном мозгу ответную работу двигательного аппарата. В работах Сеченова впервые в истории психологии предмет этой науки стал охватывать не только явления и процессы сознания и бессознательной психики, но и весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия. Поэтому для психологии, по мысли И.М. Сеченова, единственно надежным является объективный, а не субъективный (интроспективный) метод.

Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но в основном они получили развитие в России в учениях И.П. Павлова (1849-1936) и В.М. Бехтерева (1857-1927), трудами которых был утвержден приоритет рефлексологического подхода.

В советский период российской истории в первые 15-20 лет советской власти обнаружился необъяснимый, на первый взгляд, феномен — невиданный взлет в целом ряде научных областей — физике, математике, биологии, лингвистике, в том числе и в психологии. Например, только в 1929 г. в стране вышло около 600 названий книг по психологии. Возникают новые направления: в области психологии обучения — педология, в области психологии трудовой деятельности — психотехника, проводились блестящие работы по дефектологии, судебной психологии, зоопсихологии.

В 30-е гг. по психологии были нанесены сокрушительные удары постановлениями ЦК ВКП(б) и почти все основные психологические концепции и психологические исследования вне рамок марксистских установок были запрещены. Исторически психология сама способствовала подобному отношению к исследованиям в области психики. Психологи — сначала в теоретических исследованиях и стенах лабораторий — как бы отодвигали на второй план, а затем и вовсе отрицали у человека право на бессмертную душу и духовную жизнь. Затем на смену теоретикам пришли практики и стали обращаться с людьми как с бездушными объектами. Этот приход был не случайным, а подготовленным предыдущим развитием, в котором свою роль сыграла и психология.

К концу 50-х — началу 60-х гг. сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Психология понималась как наука, изучающая психику, закономерности ее появления и развития. Понимание психики базировалось на ленинской теории отражения. Психика определялась как свойство высокоорганизованной материи — мозга отражать действительность в форме психических образов. Психическое отражение рассматривалось как идеальная форма существования материального. Единственно возможной мировоззренческой основой психологии был диалектический материализм. Реальность духовного как самостоятельной сущности не признавалась.

Даже в этих условиях советскими психологами, такими, как С.Л. Рубинштейн (1889-1960), Л.C. Выготский (1896-1934), Л.Н. Леонтьев (1903-1979), ДН. Узнадзе (1886-1950), А.Р. Лурия (1902-1977), был сделан немалый вклад в мировую психологию.

В постсоветскую эпоху перед отечественной психологией открылись новые возможности и встали новые проблемы. Развитие отечественной психологии в современных условиях уже не соответствовало жестким догмам диалектико-материалистической философии, что, безусловно, предоставляет свободу творческого поиска.

В настоящее время в отечественной психологии существует несколько ориентаций.

Марксистски ориентированная психология. Хотя эта ориентация перестала быть доминирующей, единственной и обязательной, однако долгие годы сформировали парадигмы мышления, которые определяют психологические исследования.

Западнически ориентированная психология представляет собой ассимиляцию, адаптацию, подражание западным течениям в психологии, которые были отторгаемы предыдущим режимом. Обычно на путях подражания продуктивные идеи не возникают. К тому же основные течения западной психологии отражают психику западноевропейского человека, а не русского, китайца, индуса и т.д. Поскольку универсальной психики не существует, теоретические схемы и модели западной психологии универсальностью не обладают.

Духовно ориентированная психология , направленная на восстановление «вертикали человеческой души», представлена именами психологов Б.С. Братуся, Б. Ничипорова, Ф.Е. Василюка, В.И. Сло- бодчикова, В.П. Зинченко и В.Д. Шадрикова. Духовно ориентированная психология опирается на традиционные духовные ценности и признание реальности духовного бытия.


ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

    Классический этап в развитии социологии (ХIХ - начало ХХ вв.).

    Школы и направления западной социологии ХХ в.

    Проблемы развития и перспективы отечественной социологии.

1. Историю социологии принято начинать с момента введения в научный оборот самого понятия "социология". Поэтому всё, что происходило до О.Конта, считается предисторией социологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. К началу ХIХ в. был накоплен богатый опыт в изучении общества, который привёл к осознанию необходимости создать отдельную и самостоятельную науку об обществе.

Первый шаг в создании новой науки об обществе сделал О.Конт (1798-1857). Историческая и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества он поставил в рамки отдельной науки, которую и назвал социологией. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привёл к формированию и развитию социологии. Однако О.Конт не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

Настоящее признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Для этого потребовалось почти сто лет. Период с 30-х гг. ХIХ в. до начала ХХ в. принято называть классическим этапом в развитии социологии. Это время теоретического развития социологии, формирования её исходных методологических принципов, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения социальных явлений и процессов. Свой вклад в создание новой науки внесли многие учёные. Их социологические концепции иногда дополняли друг друга, а иногда были и диаметрально противоположны.

О.Конта можно рассматривать как одного из представителей эволюционно-органического направления в социологии. Социальная эволюция в школах органического направления рассматривается как продолжение или составная часть биологической эволюции.

Взгляды Конта развивал английский философ и социологи Герберт Спенсер (1820-1903). Концепция Г.Спенсера основана на идеях эволюционизма . Основной закон социального развития по Спенсеру - закон выживания наиболее приспособленных. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Всякое вмешательство в естественный ход событий, по мнению Спенсера, приводит к биологическому вырождению, поощрению худших за счёт лучших. Государство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Такая позиция получила название "социального дарвинизма ".

Г.Спенсер уделил значительное внимание обоснованию самой возможности социологии как науки. Социология, по Спенсеру, возможна уже потому, что общество - часть природы и подчиняется закону "естественной причинности". Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений , социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты.

В центре социологической концепции Г.Спенсера - теория социальных институтов . Из контекста его работ следует, что социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Г.Спенсер выделял несколько типов институтов: домашние (семья, брак, воспитание), обрядовые (обычаи, этикет и т.д.), политические (государство, армия, суд и т.д.), церковные (церковь), профессиональные и промышленные. Концепция социальных институтов воспроизводила образ общества по аналогии с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование) - с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.).

Огромное влияние на обществоведение ХIХ и ХХ вв. оказал марксизм . Его основоположниками были К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Марксистская социология предлагала материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Согласно марсизму, процесс перемен в обществе представляется как противоборство между непримиримыми силами. К.Маркс рассматривал противоречия и борьбу между противоположными силами и тенденциями как источник и движущую силу развития. С К.Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.

Источник перемен, по Марксу, находится в самом обществе, прежде всего, в противоречиях экономической системы. К.Маркс и Ф.Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и, наконец, коммунистической. Историческая смена формационных типов общества происходит, согласно Марксу, в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Противоречие между изменяющимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями в конечном счёте приводит к социальным революциям. Однако политические пристрастия родоначальников марксизма привели их к недооценке многих аспектов классовых отношений и сведению их только к непримиримой борьбе.

В конце ХIХ в. органическая концепция общества, которая пыталась объяснить социальные явления исходя из биологических аналогий, стала терять свою популярность. Появляются более сложные теоретические системы, акцентирующие внимание на психосознательных факторах человеческого поведения. Так, на рубеже ХIХ и ХХ вв. в социологии сложилось психологическое направление , которое можно разделить на три течения: индивидуалистское, групповое, социетарное. Все они допускали возможность полного или частичного сведения социальных явлений к действию тех или иных психических факторов. Так, представители первого течения считали, что социальные явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида. По мнению сторонников второго направления, аналогичные действия должны осуществляться с позиций психологии группы (рода, племени, коллектива). Представители третьего течения рассматривали психику индивида как продукт общества и предлагали подходить к социальным явлениям и процессам с позиций общественной психологии и социологии.

Наиболее известными представителями психологического направления в социологии классического периода являются Лестер Уорд (1841-1913) - американский исследователь, геолог и палеонтолог, первый президент Американской социологической ассоциации, Франклин Гиддингс (1855-1931) - американский социолог, основатель первой в США кафедры социологии (1894 г.) в Колумбийском университете, Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) - социолог и психолог, выходец из Англии, с 1920 г. профессор американского университета в Гарварде, а затем в Дьюке, Габриэль Тард (1843-1904) - французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Колеж де Франс, Гюстав Лебон (1841-1931) - французский социальный психолог, антрополог и археолог.

Л.Уорд развивал идею о том, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания, считал, что общественные силы есть силы психические и потому социология должна иметь психический базис.

По мнению Ф.Гиддингса , социология - это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии. Его центральная теоретическая идея выражалась понятием "себеподобного сознания" ("сознания рода", "родового сознания") под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим.

У.Мак-Дугалл полагал, что основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, которые он определял как наследственно определённые каналы разрядки нервной энергии. Во многом примитивизируя социальные процессы и явления, учёный сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов.

Г.Тард считал, что основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей, познание которых и является основной задачей социологии. Он психологизировал социологию и ориентировался на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межиндивидуального взаимодействия людей. Особое внимание Г.Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Основных социальных процесса, по его мнению, три: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). При этом "универсальными" социологическими и психологическими законами, согласно общесоциологической теории Г.Тарда, являются "законы подражания ".

Главным направлением в социологии и психологии Г.Лебона можно считать его исследования в области психологии народов и масс. Г.Лебон полагал, что каждый народ обладает устойчивым душевным строем, от которого происходят его чувства, мысли, учреждения, верования, искусства. Важное место в работах учёного занимали проблемы "толпы" и "расы".

Против натурализма и психологизма в социологии выступил французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Э.Дюрггейм стремился к автономии социологии, отделению её предмета от предмета других наук об обществе. Общество Э.Дюркгейм трактовал как надындивидуальное бытие, существование и закономерности развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал "коллективным сознанием ". Социология, по Дюркгейму, есть наука о социальных фактах - идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием. Главными признаками социального факта являются его независимое, объективное существование и его принудительный характер (способность оказывать на индивида внешнее давление).

Центральной в творчестве Э.Дюркгеяма была идея социальной солидарности . Он стремился найти ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. В условиях увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.

К классикам социологии следует отнести и итальянского учёного Вильфредо Парето (1848-1923). Он стремился положить конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об обществе и разработать такие принципы построения социологического знания, которые обеспечили бы его достоверность, надёжность и обоснованность. В.Парето придерживался позитивистской концепции науки об обществе и полагал, что социология является синтезом различных специальных общественных дисциплин - права, политэкономии, политической истории, истории религий и др.

В.Парето предложил логико-экспериментальный метод исследования . Социология должна стать такой же точной наукой как физика, химия и астрономия, пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он считал, что полезность теории определяется результатами её применения. Если результаты будут полезны для общества, то полезна и теория.

Одной из центральных идей В.Парето было рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии постоянно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Стремясь найти источник движения системы, В.Парето переходил на позиции биологизма и психологизма и искал источник социальной жизни в психических склонностях и предрасположенностях людей. Из основополагающей роли чувственных сфер человеческой психики он выводил свои теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит. Теория элит стала наиболее влиятельной частью паретовской социологической системы и послужила отправным пунктом для многочисленных исследований механизмов власти с самых различных теоретических позиций.

Важную роль в становлении и развитии классической социологии сыграла так называемая формальная социология . К ней относились Вильгельм Дильтей (1833-1911), Георг Зиммель (1858-1918), Фердинанд Тённис (1855-1936) и Леопольд фон Визе (1876-1969). Формальная школа в социологии представляла собой антипозитивистское направление , которое в противовес естественнонаучному "объяснению " культурно-исторической реальности предложила "понимание " исторических явлений в обществе. По мнению этих исследователей, социология должна была занимать промежуточное место между естественными и гуманитарными науками. Как и науки о природе, социология должна сохранять приверженность к точным фактам и причинному объяснению социальных явлений. В то же время она не должна избегать и приёмов метода понимания. Например, по Дильтею, "понимание" основывается на изучении и постижении мотивов человеческой деятельности, обусловившей то или иное событие. Задача "понимания" в том, чтобы ощутить себя в "идеальной одновременности" с людьми давно ушедших эпох, пережить возможности их бытия как свои собственные и тем самым обнаружить нереализованные потенции собственного бытия.

Огромный вклад в развитие классической социологии внёс немецкий учёный, экономист, историк и социолог Макс Вебер (1864-1920). Для его творчестав характерны глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. М.Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические школы.

Основу социологической теории М.Вебера составляет концепция социального действия . По его мнению, социальным является только такое действие, осуществляемое индивидом, которое осмыслено и направлено на других людей. М.Вебер считал, что наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. По Веберу, социология должна быть "понимающей" , т.е. дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять их и объяснить. Учёный предложил подход, с помощью которого можно объяснить социальное действие. Для этого необходимо понять значение, которое придаёт действующее лицо (актор) осуществляемому им акту.

Важной составляющей теории социального действия была веберовская концепция идеальных типов . Идеальный тип - это "интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции" ("ремесло", "капитализм", "церковь", "хозяйство"), идеальная (созданная в воображении человека) модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. Ученый разделял исторический и социологический идеальный тип (генетический и чистый). Учение об идеальных типах может служить как методологической установкой социального познания, так и решения практических проблем.

Контрольная работа >> Социология

Работа по дисциплине «Социология» на тему: «История становления и развития социологии» Выполнила: студентка... оказала глубокое влияние на развитие социологии . Усилия Маркса воодушевлялись верой... пути, по которому шло становление и развитие науки об обществе. ...

  • Становление и развитие социологии в XIX веке

    Контрольная работа >> Социология

    Строительства Контрольная работа по социологии на тему: "Становление и развитие социологии в XIX веке" ... социология необходимо рассмотреть историю становления и развития социологической науки. Одним из важнейших этапов исторического развития науки социология ...

  • История становления и развития социальной психологии

    Контрольная работа >> Психология

    Контрольная работа История становления и развития социальной психологии Введение Социальная психология – ... , расхождение в понимании общественных явлений, психологизаторство в социологии вызвали резкую критическую оценку марксистов...

  • Статистика, история развития которой будет нами сегодня рассмотрена, - это наука, имеющая многовековую историю. Своими корнями она уходит в древность. Статистическая практика появилась благодаря образованию государства. Для того чтобы оно возникло, необходимо было иметь сведения о землях, численности населения, проживающего на них, об их имущественном положении, а также о многом другом. А ведь именно сбором и анализом их занимается статистика. История возникновения и развития ее, представленная в статье, касается как мировой, так и отечественной науки. Начнем с зарубежной, а затем перейдем к описанию российской статистики.

    Кратко об истории развития статистики

    Еще несколько тысячелетий назад учет земель и численности населения, а также различных данных о нем, проводился в Древнем Египте, Риме и Китае. С глубокой древности начали собираться сведения, относящиеся к такой области знания, как статистика. История ее развития, таким образом, охватывает тысячелетия. В более позднее время эти данные начали обрабатываться и анализироваться, а не просто собираться, то есть произошло зарождение статистики в качестве науки.

    Школа политических арифметиков и два направления статистики в их трудах

    Школа политических арифметиков в Англии представлена такими основоположниками, как Д. Граунт (годы жизни - 1620-1674), Э. Галлей, живший с 1656 по 1742 год, В. Петти (1623-1687). Два направления можно выделить в трудах этих ученых. Первое из них - демографическое (Галлей и Граунт), имеющее уклон к вопросам, связанным со страхованием. Второе направление - статистико-экономическое, представителем которого является В. Петти. Д. Граунт был первым, кто открыл закономерности, существующие в массовых явлениях общества. Он показал, как нужно анализировать и обрабатывать первичный материал. Граунт предпринял первую попытку создать таблицу смертности населения.

    Английский астроном Э. Галлей (портрет его представлен выше) предложил закон больших чисел. Он также использовал методы устранения отклонений (случайных). В. Петти - ученый, который осуществил ряд важных научных работ, которыми отмечена история становления статистики. В этих трудах он стремился оценить конкретно то или иное явление, даже если наблюдалась нехватка числовых данных.

    Ученые, работавшие в сфере политической арифметики, пытались охарактеризовать с помощью цифр состояние общества и его развития, понять закономерности тех или иных явлений в нем, которые проявляются на массовом материале. Задачи и цели, которые они преследовали, близки к сегодняшнему пониманию такой науки, как статистика. История ее дальнейшего развития характеризуется новыми достижениями. Перейдем к их рассмотрению.

    Статистико-математическое направление

    В первой половине 19 века появилось третье направление - статистико-математическое. Ученый А. Кетле (годы жизни - 1796-1874, портрет представлен выше) внес особый вклад в его развитие. Статистику он именовал социальной физикой, то есть наукой, которая изучает законы общества с использованием количественных методов. Кетле обосновал идею применения закономерностей, полученных из массы случаев, как важнейшего инструмента, с помощью которого можно познать объективную действительность.

    Дальнейшее развитие статистики на Западе

    История статистики за рубежом в 19 веке была дополнена новыми именами и достижениями. (годы жизни - 1822-1911) и К. Пирсонс, живший с 1857 по 1936 год - английские ученые, которые внесли существенный вклад в дальнейшее становление этой области знаний. Первый из них всерьез занялся проблемой наследственности. Гальтон (портрет его представлен выше) вскоре применил к ее анализу методы статистики, что дало положительные результаты.

    Р. Фишер (годы жизни - 1890-1962) является самым известным западным ученым в интересующей нас области в 20 веке. Он трудился в течение 50 лет. Многие исследования Фишера существенным образом повлияли на дальнейшее развитие такой области знания, как статистика.

    История статистики Древней Руси

    Что касается нашей страны, на Руси еще в 10-12 веках собиралась информация, касающаяся налогообложения. Во время реформ Петра I оказались затронутыми почти все сферы жизни общества. Это требовало множества точных статистических сведений, касающихся регистрации фабрик и заводов, цен на хлеб, количества городов и численности их населения, объемов внешней торговли и др.

    Описательная школа

    В нашей стране описательное направление развивалось быстрыми темпами, и на основе этого формировалась история статистики в России. Крупнейшие представители описательной школы - такие ученые, как М. В. Ломоносов (годы жизни - 1711-1765), И. К. Кириллов (1689-1737), К. Ф. Герман (1767-1838), а также В. Н. Татищев (портрет его представлен выше), живший в период с 1686 по 1750 год.

    Работа Кириллова - одно из первых в нашей стране экономико-географических описаний, представленных системно. Дальнейшая история развития статистики связана с именем такого ученого, как Татищев, который внес большой вклад в эту область знания. Им была создана детальная программа, позволяющая получить сведения, которые были нужны для составления географии государства с полным экономическим описанием страны.

    в статистику

    История развития статистики в нашей стране во многом связана с именем великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова. В 1755 году он написал книгу под названием "Слово похвальное императору Петру Великому". В ней была дана оценка осуществленной незадолго до этого Петровской ревизии. Михаил Васильевич касался в своих трудах ряда вопросов, которые были связаны с финансами, населением, природными богатствами и др.

    Усовершенствование метода подготовки и обследования данных, характеризующих население, географию и экономику государства в торговле, сельском хозяйстве, транспорте, промышленности и др. считается особой заслугой Ломоносова. Эту программу разработал сначала В. Н. Татищев. Она была предназначена для "Атласа Российского". Согласно этой программе, в уезды и города были разосланы специальные бланки обследования. Долгое время материалы поступали в академию. Их удалось обработать уже после смерти Михаила Васильевича.

    Развитие статистики в России в 19 веке

    История науки статистика в нашей стране была отмечена целым рядом достижений в 19 веке. Ряд крупных трудов, посвященных теории этой области знания, появился в начале данного столетия. К. Ф. Герман в своей книге под названием "Всеобщая теория статистики" изложил основополагающие направления, характеризующие эту науку. Большая роль в истории развития интересующей нас отрасли знания принадлежит работам К. И. Арсеньева (годы жизни - 1789-1856). Этот ученый считал, что статистическая наука способна адекватно охарактеризовать положение дел в государстве.

    Ученому Д. П. Журавскому, жившему в период с 1810 по 1856 год, принадлежит важная заслуга - изложение статистики в виде системы. Он раскрыл принцип, согласно которому качественный и необходимо рассматривать в единстве.

    Характерной чертой представителей академической школы интересующей нас науки было их стремление к тому, чтобы заменить изучение государства исследованием общества. К основоположникам ее относятся Э. Ю. Янсон (1835-93), А. И. Чупров (годы жизни - 1842-1908), Н. А. Каблуков, А. А. Кауфман. Ученые, работавшие в сфере академической статистики, многое сделали для развития интересующей нас науки в России. Их деятельность положительно сказалась и на работе различных статистических органов. На становление математического направления в нашей стране большое влияние произвели труды таких отечественных математиков, как П. П. Чебышев, и А. М. Ляпунов.

    Современные задачи и органы статистики в нашей стране

    В работах В. И. Хотимского, В. Н. Старовского, В. С. Немчинова, Б. С. Ястремского, А. Я. Боярского, Л. В. Некраша и других была обобщена история статистики кратко. В них собран опыт российских ученых в этой сфере. Сегодня в нашей стране осуществляется работа по совершенствованию системы, а также переводу методологии на принципы учета, принятые в зарубежной практике в соответствии с требованиями, предъявляемыми законами развития рыночной экономики.

    Госкомстат России является сегодня центральным органом системы государственной статистики в нашей стране. Это федеральный орган исполнительной власти. Систему госстатистики в нашей стране представляют и другие организации. Это ее органы в республиках, краях, автономных округах и областях, районах и городах, а также подведомственные им учреждения.

    Современное содержание понятия "статистика"

    Развитие этой науки, расширение области ее практического применения привело к тому, что содержание самого ее понятия изменилось. Сегодня термин "статистика" используется в следующих трех значениях.

    1. Под ним подразумевается отрасль практической деятельности человека, имеющая целью сбор и обработку массовых данных о разных явлениях жизни общества, а также их последующий анализ и публикацию. "Статистика" в этом смысле является синонимом такого словосочетания, как "статистический учет".
    2. Следующее значение - цифровой материал, который используется для характеристики той или иной сферы общественных явлений или же применяется при рассмотрении распределения некоторого показателя в территориальном отношении.
    3. Статистикой также именуется отрасль знания, отдельная научная дисциплина, а также учебный предмет, который преподается в средних и высших учебных заведениях.

    Итак, мы вкратце охарактеризовали такую отрасль знания, как статистика. История возникновения и развития ее была представлена в этой статье. Следует подчеркнуть, что эта наука все еще продолжает развиваться. История статистики, кратко охарактеризованная в статье, со временем будет дополнена новыми достижениями.

    Современные реалии диктуют нам свои условия. Огромное информационное пространство и взаимодействие общества в различных сферах деятельности усилило интерес к статистике и как к науке, и как к сфере деятельности в целом.

    Данные статистики помогают ориентироваться нам в определенных важных сферах жизни, оценивать происходящие события в экономической, политической сферах общества, да и в повседневных бытовых делах. Историю возникновения статистики рассмотрим в этом материале.

    Термин «статистика». Что обозначает

    Понятие «статистика» очень многогранно, нельзя остановиться на какой-то одной трактовке. Сейчас существует более тысячи определений этого слова в зависимости от того, в широком или узком смысле требуется объяснение.

    Статистика как термин корни свои берет от латинского слова «статус» - определенное положение вещей. Приведем несколько примеров известных определений статистики:

    1. Статистика - обширная область знаний, включающая в себя знания из математики, физики, экономики, излагающая вопросы сбора, сдвиги количественных изменений в процессах.
    2. В некоторых случаях статистику определяют как совокупность цифровых сведений, характеризующих определенные явления или процессы в жизни.
    3. Статистика выступает и как отрасль деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации определенных сведений.
    4. Есть определение статистики как параметра ряда случайных величин.

    Еще раз отметим, что определение зависит от того, в каком контексте вы хотите использовать данный термин.

    Предпосылки возникновения статистики

    Изначально она все-таки была практической деятельностью. Историю статистики можно начинать еще с древних государств, когда там считали людей, скот, землю, имущество. Первые статистические сведения содержатся в китайских документальных источниках еще во II веке до нашей эры.

    За триста лет до нашей эры Аристотель описал древние города, это тоже предпосылки возникновения статистики. Монгольские ханы переписывали население для взятия дани, всеобщую перепись в 1061 году проводили в Англии.

    Таким образом, в процессе осуществления практической деятельности человечество заложило основы статистики. Стали появляться определенные правила сбора и обработки информации.

    История статистики как науки

    Статистикой как наукой изначально стали заниматься в Англии и Германии. Две школы - английская научная и немецкая описательная - создавали статистику как науку.

    История статистики в Англии началась с английской научной школы политических арифметиков. У них была цель изучить явления общественной жизни с помощью чисел и их характеристик. В основе английской школы арифметиков было два направления. Первое представляли Д. Граунт и Э. Галей. Называлось оно демографическое. Второе направление, которое разработал В. Петти, называлось статистико-экономическим. Важные сферы жизни характеризовали статистическими данными, а не описательными оценками. Свое развитие английское направление получило также в Голландии и Франции.

    Немецкая школа все сведения старалась описать, цифры здесь не использовались. Немецкие ученые описывали определенные периоды в развитии государства, быт и нравы, финансы, климат и так далее. Основал описательную немецкую школу Г. Конрринг.

    Уже в 19 веке появилось еще одно, третье направление в истории развития статистики. Адольф Кетле, ученый из Бельгии, основал его. По основам, которые он разработал стали проводить перепись населения. По его инициативе проводили статистические конгрессы на международном уровне.

    Зарубежные ученые-статисты

    Историю развития статистики нельзя изучить, не оценив вклад зарубежных ученых. Флоренс Найнтингейл - реформатор из Великобритании - доказывал, что видные политики, предприниматели в своей деятельности должны основываться на статистических данных и статистическом анализе.

    Англичанин Карл Пирсон помог науке своими «критериями Пирсона». Историю статистики за рубежом, а именно корреляционную статистику разработал Карл Пирсон. Большой вклад внес Рональд Фишер.

    Как развивалась история статистики в России?

    Давайте рассмотрим. Конец 12 - начало 13 века в России можно смело отнести к развитию предпосылок истории возникновения статистики как науки. Уже в это время проводили перепись земель и населения.

    Особое внимание в истории развития статистики в России стоит уделить периоду реформ Петра I. Многочисленные изменения во всех сферах государственного устройства определили потребность в учете. Сенат был центром проведения работ по статистике. Сюда собирали отчеты со всех ведомств государства Российского. Уже в восемнадцатом веке подавались сведения о тех, кто родился и умер. И тогда же начали переписывать рабочих различных фабрик.

    Новый этап в истории развития статистики в нашем государстве пришелся на девятнадцатый век. 1802 год принято считать официальным днем рождения статистики, именно тогда министерства, по Манифесту Александра I, стали сдавать письменные отчеты. В 1811 году при Министерстве внутренних дел создали Статистическое отделение. Руководителем назначили К.Ф. Германа.

    Российские ученые-статисты

    В России, как и в зарубежных государствах, существовали определенные направления (школы) в изучении статистики. Описательную школу представлял В.Н. Татищев. Что он сделал для науки? Ученый предложил определенные правила проведения ревизий, единый учет населения.

    М.В. Ломоносов усовершенствовал систему, предложенную В.Н. Татищевым. В работах М.В. Ломоносова были уже и аналитические данные. Описательной статистикой занимались И.К. Кириллов, М.И. Чулков, С.Н. Плещев и другие ученые. На основе их трудов была создана экономическая теория России.

    К.Ф. Герман написал книгу «Всеобщая история статистики. Для обучающихся сей науке». Здесь статистика рассматривалась именно как наука. Много работ этой сфере посвятил К.И. Арсеньев.

    Основы статистики в России создал Журавский Д.П. Он системно изложил все вопросы этой науки. Экономическую и судебную статистику дополнили своими трудами А.Н. Радищев, Н.П. Огарев, А.И. Герцен.

    Особую роль в формировании статистики как науки сыграло земство. Именно во времена земства были созданы статистические бюро. Земские статисты - В.И. Орлов, А.П. Шликевич и другие.

    Русские математики П.П. Чебышев, А.М. Ляпунова тоже внесли свой вклад в науку статистику, с помощью их работ развитие получило математическое направление в ней.

    Особенно интенсивно развивалась советская статистика. Анализу подвергались промышленность, народное хозяйство, население, строительство, сельское хозяйство, государственный бюджет и остальные сферы.

    Современная статистика как наука

    Предметом изучения науки статитистики являются социальные и экономические явления, а также их количественная составляющая. Объектов изучения несколько: общество, процессы, происходящие в обществе, общественные явления.

    Статистика решает следующие задачи:

    • выявляет и анализирует социально-экономические преобразования в обществе;
    • исследует эффективность общественного производства ;
    • предоставляет важную информацию государственным органам.

    Предметом изучения статистики являются массовые социально-экономические явления и их количественная сторона в конкретных условиях и в конкретное время.

    Статистический показатель - это отображение количественных характеристик соотношения признаков общественных явлений.

    Основные виды статистики по сферам

    Различают экономическую и социальную статистику. Подробнее о них далее:

    1. Экономическая статистика. Данная отрасль занимается изучением экономических процессов с точки зрения анализа развития экономики в обществе. Здесь собирают, обрабатывают и анализируют информацию о данной сфере общества. Благодаря данному виду статистики можно оценить положение экономики в целом по стране.
    2. Социальная статистика. Исследует изменения социального характера, количественные и качественные. Общество, а также совокупность процессов и явлений, с ним связанных, являются предметом для изучения. Социальная статистика позволяет выявить развитие социальных условий населения. Структура населения, его состав, уровень доходов населения, бытовые условия - лишь небольшой перечень показателей для социальной статистики.

    Как устроена современная статистика в Российской Федерации?

    Структура статистических органов аналогична административно-территориальному делению государства. Городские и районные управления подчиняются областным, краевым, республиканским учреждениям статистики.

    Главной является Федеральная служба государственной статистики России. Она представляет официальные статистические сведения Президенту Российской Федерации, Правительству и другим государственным органам. Координация деятельности других органов статистики также возложена на Госкомстат. Распространяя официальные доклады, Госкомстат обеспечивает доступ любого жителя страны к информации.

    Статистика на международном уровне

    Изменения в экономических и социальных связях между государствами предопределили появление международной статистики. Изначально координировали функции международной статистики Международные конгрессы. Они определяли методологию статистических исследований.

    В историю статистики внесла вклад ООН. В 1946 году в Организации объединенных наций была создана Статистическая комиссия, а в ее составе рабочая группа из шести подразделений по следующим направлениям:

    • промышленная статистика;
    • статистика международной торговли;
    • статистика цен;
    • финансовая статистика;
    • статистика окружающей среды;
    • счетоводство.

    В организации объединенных наций есть и Статистическое бюро. Сотрудники этого подразделения составляют доклады для комиссии, обрабатывают и публикуют данные, обеспечивают работу учебных центров и так далее.

    Статистическое бюро сыграло большую роль в развитии статистики международного уровня. Им ежегодно выпускаются различные материалы по международной статистике. Например, «Статистический ежегодник ЮНЕСКО» или «Демографический ежегодник». Сборники по мировой торговле, промышленности и финансам также выпускаются ежегодно.

    Еще более широкое понятие в статистике - Гармонизированная статистическая система. В ее состав вошли: Статистическая комиссия ООН и ее отраслевые подразделения, статистические издания международного уровня, ЮНЕСКО, МВФ, ВОЗ и другие учреждения ООН, региональные статистические организации.

    Роль статистики в современном обществе

    Статистика продолжает развиваться и как наука, и как сфера деятельности. Таким образом, термин этот в наше время используется как отрасль практической деятельности, цифровой материал или научная дисциплина.

    Невозможно существование статистики в каком-либо одном значении, на одном уровне. Все они находятся во взаимодействии, дополняя друг друга. В статье изложена кратко история статистики. Подробную информацию можно найти в учебниках или трудах по данной дисциплине.

    История возникновение и развитие науки

    1. История возникновение и развитие науки

    1.1 Возникновение и развитие науки, ее функции

    1.2 Научное познание и его специфические признаки

    1.3 Строение и динамика научного знания

    1.4 Методология научного познания

    1.5 Методы эмпирического и теоретического исследования

    1.6 Этика науки

    Список использованных источников

    наука эмпирический теоретический ученый

    1. История возникновение и развитие науки

    1.1 Возникновение и развитие науки, ее функции

    В древности человек, добывая себе средства к жизни, сталкивался с силами природы и получал о них первые, поверхностные знания. Миф, магия, оккультная практика, передача опыта внетеоретическим способом от человека к человеку - таковы некоторые формы донаучного знания, обеспечивавшие условия человеческого существования. Л.И. Шестов утверждал, что существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые приводили если не к самому познанию, то к его преддверию. Ненаучное понимается как разрозненное, несистематическое, неформализованное знание. Донаучное знание выступает прототипом, предпосылочной базой научного. Следует также иметь в виду, что есть сферы человеческой деятельности и отношений, которые весьма затруднительно выразить строгими нормами научной доказательности, например области нравственности, культурно-этических традиций, веры, аффектов и т.д. М. Вебер, Р. Триг, П. Фейерабенд и др., рассуждая о границах научного познания, приводили следующие аргументы.

    1. Человеческая жизнедеятельность шире и богаче рационализированных ее форм, поэтому необходимы помимо научно-рациональных иные методы изучения и описания бытия и его частей.

    2. Научное познание есть не только сугубо рациональный акт, но и включает в себя интуицию, творчество без осознанных логических операций.

    3. Наука, развиваясь на основе собственной логики, в то же время опосредована всем социокультурным фоном и не является лишь плодом разума.

    В целом, отвергается не значение науки в функционировании системы «человек - общество - природа», а ее порой чрезмерные претензии на решение различных проблем.

    Удивление явилось началом философии, ибо это есть начало мысли, а возникшее по поводу многих явлений мира и тайн человека недоумение есть начало науки (точнее, пред- науки). Элементарная наука возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физического и сформировалась особая группа людей - ученых, для которых научная деятельность стала профессией.

    Предпосылки науки создавались в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции, Древнем Риме в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде зачатков астрономии, этики, логики, математики и др. Эти зачатки сведений и знаний объединялись в рамках философии. В античности и средние века понятия «философия», «знания» и «наука» совпадали.

    Центрами обучения и формирования творческих качеств ученого стали научные школы - неформальные объединения коллег. Платон создал школу-академию. В средние века появились публичные диспуты, шедшие по жесткому ритуалу. Им на смену пришел непринужденный диалог между людьми в эпоху Возрождения. В последующем формы диспута и диалога переросли в процедуры защиты диссертаций. Общение ученых с целью обмена идей ведет к приращению знаний. Бернард Шоу рассуждал: если два человека обмениваются яблоками, то у каждого остается по яблоку. Но если они передают друг другу по одной идее, то каждый из них становится богаче, обладателем двух идей. Полемика, оппонирование (открытое или скрытое) становятся катализатором работы мысли.

    Наука ориентируется на поиск сущности, того, что не дано непосредственно чувствам. Необходимым стало умение реальные объекты трансформировать в идеальные, существующие в мысли, в логике рассуждений, в расчетах. Начиная с античности, функцией научной деятельности стала объяснительная (обоснование и разъяснение различных зависимостей и связей, существенных характеристик явлений, их происхождения и развития).

    Идея рациональности постепенно дополнялась идеей возможности перевести идеальный объект в материальный. Предвестником опытной науки стал Р. Бэкон (XIII в.). Он критиковал схоластический метод, предлагал опираться на опыт, большое значение придавал математике, обращался к проблемам естествознания. Родился эксперимент, соединивший идеальность (теорию) и технологичность («делание руками»). Б. Рассел писал о двух интеллектуальных инструментах, конституировавших современную науку, - изобретенный греками дедуктивный метод и впервые систематически использованный Галилеем экспериментальный метод.

    Наука в собственном смысле слова возникла в XVI - XVII вв., когда «наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов». Наука, в отличие от обыденного знания, доводит изучение объектов до уровня теоретического анализа. Э. Агацци считает, что науку следует рассматривать как «теорию об определенной области объектов, а не простой набор суждений об этих объектах».

    Факторами возникновения науки стали: утверждение в Западной Европе капитализма и острая потребность в росте его производительных сил, что невозможно было без привлечения знаний; подрыв господства религии и схоластически-умозрительного стиля мышления; наращивание количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Самостоятельными отраслями знания стали астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Наиболее выдающимися естествоиспытателями, математиками и одновременно философами в XVI - XVII вв. были Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и др.

    Научная рациональность выражается прежде всего как соразмерность мира критериям разума, логики. Начиная с XVII в. рациональность становится одним из фундаментальных идеалов европейской культуры. Как социальный институт наука оформилась в XVII - XVIII вв., когда возникли первые научные общества, академии и научные журналы.

    Античное и средневековое представление о космосе как конечном и иерархически упорядоченном мире в Новое время уступает место представлению о бесконечности Вселенной, о природе как совокупности естественных, причинно обусловленных, не зависящих от человека процессов. Ориентация на изучение объективного мира вещей и вещных отношений в качестве функции науки выдвигала задачу познания с целью переделки и преобразования природы. Ф. Бэкон провозглашал, что цель науки - господство над природой ради повышения благосостояния общества и совершенствования производства. Он выступал за союз философии и естествознания. Ф. Бэкон - автор афоризма «Знание - сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Адекватной этой задаче формой организации знания явилась рационально-логическая, представлявшая знание в правиле, математической формуле, рецепте и т.д., что фиксировалось в справочниках и учебниках. Развивалась прогностическая функция науки.

    В XVII в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов. В XVIII - XIX вв. значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой, ее общественная полезность. Д-И. Менделеев, например, подчеркивал взаимную заинтересованность друг в друге промышленности и науки.

    Наука возникла из практики и развивается на ее основе под влиянием общественных потребностей (астрономия, математика, механика, термодинамика, биология химия и т.д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием. Например, электродинамика возникла преимущественно в научных лабораториях и дала импульс для электротехники, создания новых средств связи. Атомная, лазерная, компьютерная, биоинженерная технологии возникли не из повседневного опыта, а в головах ученых. В XX в. теоретическое и экспериментальное естествознание, а также математика достигли такого уровня, что начали оказывать решающее воздействие на развитие техники и всей системы производства. Наука, превратившись в отрасль массового производства - индустрию знаний, стала, как предвидел К. Маркс, производительной силой общества. Наука внедряется в производство через многочисленные посредствующие звенья (новую технику, новые технологические процессы и т.п.), создание которых требует определенного времени. В этом смысле наука - опосредованная производительная сила. Взаимосвязь практики и науки не следует понимать примитивно в том смысле, что каждое положение науки должно подтверждаться практикой и применяться на практике. «В процессе обоснования положений науки мы пользуемся многими приемами опосредованного сопоставления научных утверждений, научных контекстов с действительностью (логическим доказательством, принципами соответствия, принципами простоты и непротиворечивости, отысканием моделей, удовлетворяющих формальным системам, правилам сведения сложного к простому и т.п.), которые лишь в конечном счете связаны с практикой».

    По своей сущности наука, отмечал Н.А. Бердяев, есть реакция самосохранения человека. Обращенность науки к человеку особенно стала заметной с середины XX в. Это вызвано тем, что автоматизация освобождает работника из технологического подчинения машине. Поэтому прежняя ориентация на технику теряет самодовлеющее значение. М. Вебер, подчеркивая позитивную роль науки в обществе, считал, что наука разрабатывает, во-первых, технику овладения жизнью» - как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышления, ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки обращения с ними, т.е. наука служит школой мышления. Усилилась роль науки как социальной и политической силы общества. Наука используется для разработки планов и программ социального и экономического развития, для грамотного политического управления. Наука опосредованно, через социальные общности и политические организации общества, систему общемировоззренческих и культурных установок, определяет социальное, политическое, экологическое и демографическое поведение, цели общественного развития. Наука изменяет отношения «человек - природа», «человек - машина» и «человек - человек», т.е. воздействует на всю общественную практику.

    Похожие публикации