Найти загадки по русскому языку. Конкурсная программа по русскому языку "Загадки слов" (2 класс)

Загадки с ответами для начальных классов к урокам русского языка.

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области

Загадки к урокам русского языка для учащихся начальной школы.

Краткое описание:
Предлагаю вашему вниманию подбор загадок с ответами к урокам русского языка на различную тематику. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, может быть использован на уроках русского языка в начальной школе при изучении нового материала, при закреплении изученного, а так же при проведении внеклассных мероприятий.

Цель: повышение учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.

Задачи:
- развивать внимание, воображение, сообразительность, любознательность, логическое мышление;
- расширять кругозор детей;
- воспитывать интерес к предмету.

Загадки по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)
2.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
3.Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)
4.Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков. (сова)
5.Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
6.Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.(зима)
7.Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)
8.Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)
9.По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (волна)
10.Рано утром на дворе,
Много бус на траве. (роса)

Загадки по теме «Правописание парных согласных в корне слова» .
1.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
2.Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
3.Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)
4.За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (след)
5.Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (снег)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)
7.Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с зелеными иголками. (гриб)
8.Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (еж)
9.Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (шапка)
10.Набитая пухом, лежит под ухом. (подушка)
11.Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду. (ложка)
12.Унылая старушка
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит. (кукушка)
13.В беленьких платьях, желтые глазки…
Ты назовешь их без всякой подсказки. (ромашки)
14.Вот где спряталась подружка.
Под листом сидит … (волнушка)
15.Дождь и снег, гроза и ливень.
Одним словом как назвать,
Чтоб загадку отгадать. (осадки)
16.Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Их зовут … (цыплятки)
17.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
(гвоздь)

Загадки по теме «Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».
1.Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (шило)
2.Под гору – коняшки,
В гору - деревяшки (лыжи)
3.Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)
4.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идут на чай.
Что за травка, отгадай! (душица)
5.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)
6.Горит столб, а дыму нет. (свеча)
7.Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)
8.Правду скажут, коль идут.
Остановятся – соврут. (часы)
9.Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен. (чулок)
10.У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)

Загадки по теме «Правописание разделительного мягкого и твердого знаков».
1.В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (муравьи)
2.Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук – не расстанутся! (деревья)
3.Спереди - пятачок, сзади – крючок.
Посередине спинка, а на ней щетинка. (свинья)
4.Я великан: вот ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят. (подъемный кран)

Загадки по теме «Состав слова».
1.Не спорю, не белый – я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
2.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
4.Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (пограничник)
5.Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (сапожник)
6.Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (водолаз)
7.Птица по небу летит,
Равномерно так гудит.
Крыльями она не машет,
Белый след за нею ляжет. (самолет)
8.По реке людей он возит,
В городах он в порт заходит. (теплоход)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».
1.Махнула птица крылом
И накрыла весь свет одним пером. (ночь)
2.Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (ключ)
3.Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)
4.Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (рожь)
5.Стоит над водой, трясет бородой. (камыш)
6.Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает. (карандаш)
7.Он от битья не плачет,
А прыгает и скачет. (мяч)
8.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)
9.Человек в халате белом
Занят очень важным делом.
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (врач)

Загадки по теме «Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением».
1.Бежит, гудит, в два глаза глядит,
А станет - ярко-красный глазок глянет. (автомобиль)
2.Из края города в другой.
Ходит домик под дугой. (трамвай)
3.На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Пригибаем стебельки –
Собираем огоньки. (ягоды)
4.В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился (сахар)
5.Русская красавица, всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одежда зелена. (береза)
6.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (орехи)
7.Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)
8.Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (морковь)
9.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)
10.Он чирикает на крыше и забраться может выше.
По двору шныряет, корм там подбирает. (воробей)

Загадки по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».
1.День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)
2.Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдется сразу дело мне. (лестница)
3.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)

Загадки по теме «Слова с удвоенными согласными».
1.Плещет теплая вода в берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна)
2.Белая кошка лезет в окошко. (рассвет)
3.Движется большой вагон
На спине с усами.
А что это за вагон,
Догадайтесь сами. (троллейбус)
4.Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком … (аккордеон)
5.На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик –
Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!
Веселая игра … (хоккей)
6.Аппарат летательный – дом ее желательный.
Перелет Москва – Одесса, вас обслужит …. (стюардесса)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука».
1.В воде купался, сух остался. (гусь)
2.Всем, кто придет,
И всем, кто уйдет,
Она ручку подает. (дверь)
3.- Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? (снегирь )
4.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (гвоздь)
5.Огромная кошка мелькнет за стволами -
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка – смотри, берегись!
Идет на охоту коварная … (рысь)
6.Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
7.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька )
8.У двух матерей по пять сыновей,
Одно всем имя. (пальцы)
9.Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня? (коньки)
10.Без ног приходит, без языка рассказывает. (письмо)
11.Вот бочонок с шапочкой, с дерева упал.
Год прошел – и деревцем маленьким он стал. (желудь)
12.Что за дерево растет? Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает, в воздухе летает. (тополь)
13.Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие … (коньки)
14.За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая. (морковь)
15.Шел долговяз, в землю увяз. (дождь)
16.В ледяном полу дыра дышать рыбам помогла. (прорубь)

На просторах Интернета есть очень много обучающих загадок по русскому языку. Тематика у этих задач самая разная. Существуют загадки:

  1. про буквы и алфавит;
  2. про слоги и морфемы (приставка, корень, суффикс и др.);
  3. про лексические единицы (антонимы, синонимы, омонимы и т.д.);
  4. про части речи;
  5. про знаки препинания и т.д.

Такие задачи делают уроки более интересными, тем самым помогают школьникам лучше усвоить школьную программу.

Давайте приведем несколько таких загадок с ответами.

Загадки про буквы

  • Черные, кривые,

От рождения немые.

А встанут в ряд –

Вмиг заговорят.

(Буквы).

  • Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная -...

(Безударная).

  • Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки...

(Гласные).

  • Такие буквы нелегко произнести,

Преграда - зубы и язык на их пути.

Их в алфавите двадцать штук. Они все разные,

А называются они...

(Согласные).

Загадки про части речи

  • Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «нашел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется...

(Глагол).

  • Все, что есть на свете,

Оно обозначает.

На вопросы «Кто?» и «Что?»

Четко отвечает.

Всегда оно имеет

И число, и род,

Чтоб не обижался

На него народ.

Падежей различных –

Сразу целых шесть.

На любые случаи

У него уж есть.

(Имя существительное).

  • Художницу эту

Знает весь свет.

Раскрасит талантливо

Всякий предмет.

Ответит всегда

На вопросы такие:

«Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

(Имя прилагательное).

Загадки про знаки препинания

  • Знак простой – крючок и точка,

Я пишу его на строчке.

Если что-то вдруг спрошу,

То в конце его пишу.

(Знак вопроса).

  • Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

В конце третьего листочка

Я закончил. Ставлю...

(Точку).

  • Какая погода!

И день замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой -...

(Восклицательный).

Другие загадки про русский язык

  • Зовут его крылатым словом,

Его значение всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем...

(Фразеологизмом).

  • Слово делим мы на части.

Это же – большое счастье.

Сможет даже грамотей

Составить слово из частей.

(Слоги).

  • Любого языка он государь – наш всезнающий...

(Словарь).

  • А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно...

(Орфограммы).

"Загадки о русском языке"

1. Черные стоят все в ряд,

С нами мудро говорят. (Слова)

2. В текст слова чужие вставим,

И в кавычки их поставим.

Вы же знаете, ребята,

Что в кавычках, то …(цитата).

3. Слово делим мы на части.

Это ведь – большое счастье.

Сможет каждый грамотей

Сделать слово из частей. (Слоги)

4. Черные, кривые,

От рождения немые.

А встанут в ряд –

Вмиг заговорят. (Буквы)

5. Он предметы оживляет, и в дела их привлекает. Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит. Он три времени имеет, и спрягаться сам умеет. Дети долго ходят в школы, чтобы выучить…(глаголы).

6. Мы зашли в лесную чащу. Бродит там медведь рычащий. Там – протоптанные тропки. Еж испуганный и робкий. Там – ползущий муравей, и поющий соловей. В строках этих, я замечу, есть особая часть речи. (Причастие)

7. Все, что существует, оно обозначает. На вопросы «Кто?» и «Что?» четко отвечает. Всегда оно имеет и число, и род, чтоб не обижался на него народ. Падежей различных – сразу целых шесть на любые случаи у него уж есть. (Имя существительное)

Русский язык - один из самых сложных. И это связано не только с лексикой и синтаксисом, но и с его историей. Даже для нас, носителей языка, до сих пор многое в родном языке неясно и загадочно.

Послание

Лингвисты не раз отмечали акрофонический принцип построения древнерусского алфавита и даже видели в нем скрытое «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти». Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

Какой язык ближе к славянскому «предку»?

Между патриотически настроенными жителями славянских стран давно идут споры: какой язык все же ближе к исконно славянскому? Откуда вообще пошли различия между говорами на территории Восточной Руси (т. е. нынешней центральной России), Южной (современной Украины) и Западной (ныне – Белоруссия)?

Дело в том, что в генезисе национальных языков этих стран участвовали разные элементы. На Руси, помимо славян, проживали финно-угорские племена, балты. Часто наведывались сюда кочевники из южных степей. Татаро-монгольские завоеватели не только грабили и разоряли Русь, но и оставили после себя немало языковых заимствований.

Шведы, немцы, поляки – европейские соседи, также обогащали русский язык новыми словами. То, что значительная часть нынешней Белоруссии исторически была под властью Польши, а Южная Русь постоянно подвергалась набегам кочевников, не могло не отразиться на местных языках. Как говорится, с кем поведешься.

Но не стоит слишком сильно расстраиваться. То, что наш язык сегодня так далек от своего прародителя – это не случайность и не результат масонского заговора, но результат кропотливой работы множества талантливых людей, которые создали русский литературный язык в том виде, в котором он существует сейчас. Если бы не вдохновленные ими реформы, не было бы у нас поэзии Пушкина, прозы Толстого, драматургии Чехова. Кто же создал тот язык, на котором мы говорим сегодня?

Первое «увольнение букв»

В XVIII веке к власти приходит Петр I. Он начинает преобразования во всех сферах жизни, не обходит вниманием и русский язык. Но его реформы касаются лишь внешней стороны, они не проникают в саму суть языка: его синтаксис, лексику, грамматику.

Петр I упрощает правописание, избавляясь от греческих букв пси, кси и омеги. Эти буквы не обозначали в русском языке никаких звуков и их потеря язык нисколько не обедняла. Петр попытался избавиться еще от ряда букв русского алфавита: «Земля», «Ижица», «Ферт», а также убрал надстрочные знаки, но под давлением духовенства эти буквы пришлось вернуть.

Алфавитная реформа облегчала жизнь не только школьникам петровской поры (букв-то приходилось учить меньше), но и типографиям, которым не надо было больше печатать лишние знаки, не произносившиеся при чтении.
Ломоносов об этом отозвался так: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Зачем была нужна реформа?

Настоящая реформа происходит силами писателей и поэтов XVIII века: Тредиаковского, Ломоносова, Карамзина. Они создают русский литературный язык и «закрепляют успех» своими произведениями. До того русский язык, из-за постоянных контактов с Западной Европой, пребывал в хаотическом состоянии.

Просторечные формы соседствовали в нем с книжными, заимствованиями из немецкого, французского, латыни употреблялись наряду с русскими аналогами.
Тредиаковский изменяет сам принцип русского стихосложения, перенимая и адаптируя европейскую силлабо-тоническую систему - основанную на регулярном чередовании ударных и неударных слогов.

Ломоносов все слова русского языка делит на три группы: к первой принадлежали редко употребляемые, особенно в разговорной речи, но понятные грамотным людям: «отверзаю», «взываю». Ко второй – слова, общие для русского и церковнославянского языка: «рука», «ныне», «почитаю». И к третьей группе он относил слова, аналогов которых нет в церковных книгах, то есть слова русские, не исконно славянские: «говорю», «ручей», «лишь».

Таким образом, Ломоносов выделяет три «штиля», каждый из которых употреблялся в определенных литературных жанрах: высокий штиль подходил для од и героических поэм, средним штилем писались драматические произведения, проза – в общем, все произведения, где нужно изобразить живую речь. Низкий штиль использовался в комедиях, сатире, эпиграммах.

Наконец, Карамзин обогащает русский язык неологизмами, он отказывается от церковнославянской лексики, синтаксис языка приближается в его произведениях к более «легкому» французскому. Именно Карамзину мы обязаны, например, появлением слов «влюбленность» или «тротуар».

Трудная буква «Ё»

Карамзин был одним из ярых «поклонников» буквы «ё», но он вовсе не был ее изобретателем. В 1783 году состоялось одно из первых заседаний Академии Русской словесности. Её учредителем была Екатерина Дашкова. Вместе с известнейшими литераторами своего времени: Державиным и Фонвизиным, княгиня обсуждала проект Славяно-российского словаря.

Для удобства Екатерина Романовна предложила заменить обозначение звука «io» на одну букву «ё». Нововведение было утверждено общим собранием академии, новаторскую идею Дашковой поддержал Державин, который стал использовать «ё» в своих произведениях. Именно он первым стал использовать новую букву в переписке, а также первым напечатал фамилию с «ё»: Потёмкинъ. В это же время Иван Дмитриев выпустил книгу «И мои безделки», отпечатав в ней все необходимые точки. И, наконец, широкое употребление она получила после того, как появилась в поэтическом сборнике Карамзина.

Были у новой буквы и противники. Министр просвещения Александр Шишков, как говорят, яростно пролистывал многочисленные тома своей библиотеки и собственноручно вымарывал две точки над буквой. Среди писателей тоже оказалось немало консерваторов. Марина Цветаева, например, принципиально писала через «о» слово «чорт», а Андрей Белый, по тем же соображениям, «жолтый».

В типографиях букву тоже недолюбливают, ведь из-за нее приходится расходовать лишнюю краску. В дореволюционных букварях её сослали в самый конец алфавита, в одну компанию с отмирающими «ижицей» и «фитой». А в наши дни её место – в самом углу клавиатуры. Но не везде к букве «ё» относятся с таким пренебрежением – в Ульяновске ей даже установлен памятник.

Тайна «Ижицы»

В знаменитом декрете Луначарского 1918 года об изменениях в русском языке нет упоминания о букве Ѵ («ижица»), которая была последней буквой в дореволюционном алфавите. К моменту реформы она встречалась крайне редко, и ее можно было найти в основном только в церковных текстах.

Мягкий знак - показатель мягкости

1. Немного печальный
Цветок музыкальный. (Колокольчик)

2. Веселая и строгая ходит,
Пол не трогая.

Кто ни выйдет, ни войдет,

Руку ей всегда пожмет. (Дверь)

3.Одной рукой всех встречает,
Другой провожает. (Дверь)

4. Притаились пичужки
Тесненько друг к дружке.

Что сутки - из стаи одна улетает. (Календарь)

5.Мчусь, как пуля, я вперед
Лишь поскрипывает лёд.
И мелькают огоньки,
Кто несёт меня?... (Коньки)

6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я... (Тетрадь)

7. Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль, побежит. (Автомобиль)

8. Тянусь я тонким столбиком

По трубке из стекла,

Сжимаюсь я от холода,

Расту я от тепла. (Ртуть в градуснике)

9. Меня частенько просят, ждут,

А только появлюсь, сразу прятаться начнут. (Дождь)

10. Ты за ней - она от тебя,
Ты от неё - она за тобой. (Тень)

11. У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле.
И нет у рыбы в море. (Тень)

12. В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жара,

В сундучище - холодище. (Холодильник)

13. Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные

Все ужасно важные. (Портфель)

14. В воде купался,

А сух остался. (Гусь)

15. Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

16. Боится зверь ветвей моих.
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я? (Олень)

17. Трав копытами касаясь,
Холит по лесу красавец.
Ходит гордо и легко,
Рога расставив широко. (Лось)

18. Не колода и не петь,

А лежит он целый день. (Лодырь)

19. Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою.

Но солнце её припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

20. Весной летает и жужжит,

То сядет на цветок,

То снова полетит. (Шмель)

21. Мету, мету - не вымету.

Несу, несу - не вынесу.

Пора придет - сама уйдет. (Тень)

22. Зимой и летом

Одним цветом. (Ель)

23. Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

24. Легонькое, кругленькое,

А за хвост не поднять. (Сапожный гвоздь)

25. На воде не тонет,

А в земле не гниет. (Уголь)

26. Красный кочеток

По жердочке бежит. (Огонь)

27.Белое поле, черное семя,

Кто его сеет, тот разумеет. (Письмо)

28.Есть у меня работники.

Во всем помочь охотники.

Живут не за горой:

День и ночь со мной.

Целый десяток

Верных ребяток. (Пальцы)

29. Черная корова

Весь мир поборола.

Белая пришла –

Всех подняла. (Ночь и день)

30. Привинтил сталь,

Покатил вдаль. (Коньки)

31. Сеюсь, как из сита,

Но не порошок.

Заползаю в жито,

Но не червячок. (Дождь)

32. Чему на свете нет

Ни меры, ни весу, ни цены? (Огонь)

33. Все ломаю, все срываю,

Ничему пощады нет. (Вихрь)

34.Посмотрю я в окошко,
Идет длинный Антошка. (Дождь)

35. С неба пришел

В землю ушел (Дождь)

36. Тонок, долог, голенаст,

Прыгать горазд,

В траве не видать. (Дождь)

37. Клеть дыровата,

А выхода нет. (Сеть)

38. Семьсот ворот,

Да один выход. (Сеть)

39. Летит птица:

Не ест ни ржи, ни жита,

А ест тура да оленя

До красного дня. (Слепень)

40. Белые хоромы,

Красные подпоры. (Гусь)

41.Щиплет за пятки

Беги без оглядки. (Гусь)

42. Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый не селе работник. (Конь)

43. Чего хочешь -
Того не купишь.
Чего не надо,
Того не продашь. (молодость и старость)

44. В новой стенке, в круглом окне.
Днем стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

45. Что на свете всех быстрее? (Мысль)

46. Под землей птица

Гнездо свила,

Яйца нанесла. (Картофель)

47. Г олова трясется,

Губы дрожат,

Зубы вертятся,

А из горла белый пар валится. (Мельница)

48. Не плеть плетена,

Не вязь вязана,

Не узлы знать,

А не развязать. (Цепь)

49. Без рук, без ног
Но гору ползет. (Огонь)

50. Когда нужен -.
в реку бросают,

А когда не нужен –

Наверх поднимают. (Якорь)

51. Солнце выглянет - заплачет.
Солнца нет - слезинки спрячет. (С осулька)

52. Кто приходит, кто уходит -

Все её за руку водят. (Дверь)

53. По лужку он важно ходит,

Из воды сухой выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

54. Маленький Ерофейка
Утонул до шейки. (Гвоздь)

55. Яичко в чашечке с дерева свалилось

И не разбилось. (Желудь)

56. Огромная кошка мелькает за стволами.

Глаза золотые, а уши с кистями.

Но это не кошка, смотри, берегись,

Идёт на охоту коварная... (Рысь)

57. Многим он ребятам нужен,

Чтобы начертить окружность.

На одной ноге стоит,

А другой ногой кружит.

Что же это за предмет?

Догадались или нет? (Циркуль)

58. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я-... (Осьминог)

59, Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это? (Олень)

60. В нашей кухне
Круглы год
Дед Мороз

В шкафу живет. (Холодильник)

61. Красный петушок
По жердочке бежит. (Огонь)

62. Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили.
В ушанке заячьей - зимой.
А летом - с бритой головой. (Тень)

63. Одну меня не съешь никогда,

А без меня невкусна еда. (Соль)

64. Если он на дне лежит,

Судно вдаль не побежит. (Якорь)

65. По крыше весело стучу,

И по пути, пока лечу,

Всё небо разрисую

В линеечку косую. (Дождь)

66. Видать глазами,

Да не взять руками. (Тень)

67. Что растет без коренья? (Камень)

68. Выросло, повыросло,
Из бороды повылезло,
Солнышко стало,
Ничего не стало. (Сосулька)

69. Шуба нова, на подоле дыра. (Прорубь)


1. За какую согласную букву надо спрятать другую согласную, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких ружей?
(Залп: за «л» — «п»).

2. Название какого дерева состоит из восклицания, ноты и предлога?
(О-си-на: осина).

3. Какое слово в русском и немецком языках обозначает название реки и один и тот же союз?
(Или – Одер).

4. В названии какой птицы сорок одинаковых букв?
(Сорока: сорок — «а»).

5. К какому местоимению нужно прибавить другое, чтобы получить крупные плоды?
(«Ты» к «вы» — тыквы).

6. В каком глаголе сто отрицаний?
(Сто «нет» — стонет).

7. Какой глагол называет вас своим?
(Мой).

8. Как перечислить при помощи наречий по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

9. В каком наречии, состоящем из пяти букв, звучит пять «О»?
(Опять: «о» — пять).

10. Какая змея бывает наречием?
(Уж).

11. Какой буквой, взятой два раза, можно назвать военный праздник?
(Пара «Д» — парад).

12. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами?
(Кошка).

13. Ради какой буквы замечательный русский изобретатель победил пространство, создав возможность людям общаться друг с другом из любых мест мира?
(Ради «О» — радио).

14. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и слева направо?
(Оно, тот).

15. Какие женские имена состоят из союзов?
(Ада: «а» и «да»; Ида: «и» и «да»).

16. В каких случаях слова «грозный», «шахты», «бостон», «изюм», «калач» пишутся с большой буквы?
(Названия городов).

17. Какие два местоимения мешают движению транспорта?
(Ямы: «я» и «мы»).

18. Как превратить высокое растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь?
(Камыш: на ка+мыш+ добавь «ь»).

19. Чем оканчиваются день и ночь?
(Мягким знаком).

20. Что находится между горой и оврагом?
(Буква «и»).

21. Какие три одинаковые буквы могут исполнить музыкальную пьесу?
(Три «о»: трио).

22. Какой месяц короче всех?
(Май – из 3-х букв).

23. У человека – одна, у ворона – две, а у медведя – нет ни одной.
(Букв «о»).

24. У каких глаголов в конце большое помещение?
(У которых корень оканчивается на букву «З»: ска-зал, заре-зал – у глаголов в прошедшем времени).

25. У каких глаголов в конце животное с ветвистыми рогами?
(У безличных, возвратных: не спал – лось, не хоте – лось).

26. Сколько в «азбуке» букв?
(6).

27. Из названий каких двух букв можно приготовить вкусное блюдо?
(Каша: «ка» — «ша»; уха: «у» — «ха»).

28. Какая буква наиболее редкая гостья в русских книгах?
(Ф).

29. Какие буквы обижаются на то, что их не пишут в начале русских слов?
(«Ы» и «Й»).

30. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками?
(Точь-в-точь).

31. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост?
(Мала – я, высока-я).

32. В каком падеже личное местоимение «МЫ» состоит их двух предлогов?
(В р.п.: «на» и «с» — нас).

33. Какой приток Днепра образован предлогом и числительным?
(«При» и «пять» — Припять).

34. В каких лесах не водится дичь?
(Лес ошибок, срубленный, спиленный).

35. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
(Как дважды два).

36. В каком числительном можно встретить пять «Ю»?
(Пятью: пять «ю»).

37. Из каких четырёх предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю дорогу?
(Насос: «на» — «с» — «о» — «с»).

38. Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного?
(Коза: «к» — «о» — «за»).

39. Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?
(Сосна: «с» — «о» — «с» — «на»).

40. Что было завтра, а станет вчера?
(Сегодня).

41. Какой полуостров жалуется на свой рост?
(Я-мал).

42. Название какой реки можно найти у себя во рту?
(Десна).

43. Что общего у винтовки и дерева?
(Ствол).

44. Какой остров говорит, что его можно носить под рубашкой?
(Я-майка).

45. Какой болезнью на земле никто не болел?
(Звёздной).

46. Какой башмак на ногу не натянуть человеку никак:
Ни маленькому, ни большому, ни самому крутому?
(Железнодорожный).

47. Что общего в деревьях и книжках?
(Лист: листы – листья).

48. Что у зайца позади, а у цапли впереди?
(Буква «Ц»).

49. Что есть у слова, у растения и у уравнения?
(Корень).

50. Названия каких двух животных надо соединить, чтобы получился страшный яд?
(Мышь и як).

51. Так в старину называли и большой населённый пункт, а сейчас – только осадки.
(Град).

Похожие публикации