Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду. Для всех и обо всем

Магия — очень интересная тема и очень обширная. Она разная у разных народов, но всегда сводится к одному — общение с духами и богами. В этой статье вы узнаете про одно из направлений магии — Магия Вуду. Это религия и образ жизни. Для кого он кажется кровавым и жестоким, а кто жить без магии Вуду уже не может. Читайте статью и узнайте больше о прекрасной традиции. Дополнительно вы получите пару простых ритуалов.

Религия магии Вуду освящает культ богов и представляет собой систему религиозных верований и обрядов, используемых, в основном, для укрепления социальной системы и взаимоотношений в семье. Одновременно, Вуду — религия духов, божествов и сил природы.

Вуду возникло в Африке примерно две с половиной тысячи лет назад на территории современных Ганы, Того, Бенины и Нигерии среди народности, известной как йоруба. Больше, чем просто религия или культ смерти, Вуду играло и играет важную роль в повседневной жизни посредством символизации африканских традиций.

Эта традиция развивалась благодаря различным африканским верованиям, а также и христианства. Слово Вуду означает «своего рода власти, таинственные и, одновременно, страшные». Вуду можно встретить везде на Гаити. Она оказывает огромное влияние на жизнь каждого человека этой страны.

Вуду появилось в Новом Свете с началом африканской работорговли, которая стартовала на Гаити в 1700-х годах. Рабы привезли в Америку африканские традиции верований. Кроме того, некоторые из вариаций культа существуют на островах Антигуа и в Бразилии. Вуду состоит из сочетания нескольких этнических верований и является значимым элементом единства культур всех рабов, несмотря на их существующие различия.

Осмысление мира через религию Вуду включает в себя веру в реинкарнацию, в смену жизни смертью и наоборот. В Вуду, смерть считается регенерацией всего общества, если выполняются соответствующие посмертные ритуалы. Кроме того, немаловажное значение играет и уход за погребением. Таким образом, культ Вуду достигает примирения между миром мертвых и миром живых.

Религия Вуду имеет схожесть с христианством. В обеих религиях существуют сверхъестественные силы и существа. Все католики верят в рай и ад после смерти, так же, как и практикующие Вуду. Обе религии верят в единого Бога, который правит Вселенной и является несколько далеким от народа. Идеи католических святых и божеств Вуду очень похожи.

По традиции Вуду, люди прибегают к общению с богами в ритуальной манере. Боги капризны, и они помогут, если человек контактирует с ними при помощи соответствующих ритуалов. Церемонии Вуду состоят из нескольких элементов, в том числе музыки, танцев, пищи и жертвоприношений животных.

У Вуду есть свои жрецы и жрицы, прошедшие интенсивную подготовку, чтобы стать священниками. Они играют важную роль в ритуалах, вызывают духов и отвечают за жертвоприношения.

Ритуалы Вуду проводятся достаточно регулярно и посвящаются разным божествам в разное время года. Основная цель ритуалов – «задобрить» богов, чтобы они послали обильный дождь, хороший урожай и тому подобное. Например, ритуалы в честь Агуна и Дамбалы проводятся только дважды в год. Ритуал в честь Мет Тет проводятся для улучшения жизни, любви и здоровья. Чтобы помочь добиться справедливости для обиженных, используются ритуалы Рада и Петро, вызывающие для общения духов и предков.

Ритуал Вуду

Самые известные у нас ритуалы Вуду – это ритуал по привлечению денег и любви. Чтобы привлечь деньги , надо ежедневно класть по одной серебряной или любой другой монете белого цвета в небольшой глиняный горшок, думая о чем-то хорошем. Через неделю, когда в горшке будет семь монет, поставьте горшок на стол рядом с зажженной свечой. Выкладывайте монетки по одной из горшка на стол вокруг свечи и приговаривайте: «Идите ко мне, деньги, рекой, растите в моем кармане, сделайте меня богатой/богатым».

При безответной любви представьте себе близнецов Ибежи-Таэбо и Квинте, поверьте в них, честно расскажите о своей беде, поднесите им угощения. Повторяйте несколько дней подряд, верьте, и все сбудется.

Куклы Вуду хорошо известны во всем современном мире. В основном эти ассоциации связаны с черной магией. Кукла выполняется в виде намеченной жертвы с использованием фотографии, одежды или волос жертвы. При помощи ритуала, кукле наносятся повреждения, которые намеченная жертва ощущает на себе в реальности. Удивительно, что на родине Вуду никто из последователей даже не слышал о подобном ритуале. Подлинное происхождение этих кукол связано с европейским колдовством.

Мы обязательно напишем еще о магии Вуду в дальнейшем. Подписывайтесь на обновления сайта, чтобы не пропустить интереснейшую информацию от нас.

Пожалуй, ни одна магическая система в мире не имеет за собой такого мрачного шлейфа, как гаитянский вуду. Знаменитые куклы, одержимость духами и, разумеется, зомби - таким выглядит в глазах среднестатистического европейца культ вуду. FURFUR погрузился в таинственный мир этой гаитянской синкретической религии, чтобы выяснить, соответствуют ли действительности все слухи и рассказы о ней.

Откуда пришел культ вуду

Первых рабов из Африки европейские колонизаторы завезли на Гаити еще в 1503 году. Эту дату можно принять за точку отсчета в становлении вуду как полноценной религии. Оторванным от родной земли и лишенным свободы африканцам приходилось играть по навязанным правилам: католичество насаждалось среди рабов буквально огнем и сталью. Здесь впору сломаться, но чернокожие рабы нашли хитрый способ сохранить свои анимистические верования, облачив их в христианские одежды. Несмотря на то что рабы массово крестились, переходя в лоно католической церкви, за этим благообразным фасадом продолжали скрываться старые боги и устои, являясь, пожалуй, единственной отдушиной изнуренных рабов. Шло время. Католичество и африканская вера в старых богов сплавлялись в совершенно новую религию. Смесь языческого культа, христианской концепции единого бога-отца и самых разных обрывков африканской и европейских культур по прошествии веков превратилась в один из самых необычных религиозных феноменов - культ вуду.

Новая вера

Наибольшее распространение новый культ получил во французских колониях - Луизиане и Гаити. Здесь вуду обзавелся всеми атрибутами любой уважающей себя религии - церковью, устоями и собственными святыми. Но последователям культа все равно приходилось скрываться от колониальных властей, пока в 1804 году не грянула Гаитянская революция. После нее любая попытка миссионерской деятельности на острове заканчивалась смертью проповедника.

Лишь 60 лет спустя гаитянцы вспомнили, что без католичества не было бы и вуду, и вновь позволили представителям Ватикана прибывать на остров, но лишь с разрешения местных властей. То, что увидели прибывшие на Гаити пасторы, повергло их в шок. Католические святые практически утратили свой привычный облик, все больше напоминая низших богов вудуизма - лоа. Так, например, Дева Мария превратилась в покровительницу красоты Эрзули, а Святой Петр стал проводником между мирами Папой Легба.

Ритуальные предпочтения гаитянцев мало отличались от обрядов их африканских предков. Музыка, экстатические танцы, жертвоприношения и магия. Впрочем, все это не помешало Ватикану признать в 1860 году вуду одной из разновидностей католицизма. Папа официально одобрил одержимость и ритуальные убийства животных.

Блаженный Пий IX, занимавший в 1840 году трон понтифика, признал вуду одной из разновидностей католицизма.

Боги и маги

Не мудрствуя лукаво, гаитянцы разделили свой пантеон на две неравные части: высшее божество (Бондьё) и всех остальных (лоа). Примечательна сама форма вербализации сакрального имени верховного бога: Бондьё - всего лишь замысловатая трансформация французского bon Dieu - «добрый бог». Бондьё никоим образом не влияет на жизнь своего народа - он создал мир и отошел от дел.

Сложнее дела обстоят с лоа (от французского loi - закон). Эти африканские божества и духи, надевшие на себя маски христианских святых, обладают невероятным могуществом. Вся концепция ритуальной магии культа вуду строится на взаимодействии с лоа. Духи бесчисленны, и каждый из них имеет свое собственное имя и предназначение. Обитают лоа в своем особом мире - Ле Гвинее.

Еще одним символом Вуду является Уроборос, или Дамбала Ведо, - змей, заглатывающий собственный хвост. Это существо, по верованиям гаитянцев, стоит у истоков и конца всех вещей, он бог неба и создатель всего живого на земле.

Центральной фигурой лоа является Папа Легба, посредник между людьми и потусторонними сущностями. Заклинатель призывает его первым из лоа, чтобы получить разрешение на контакт со всеми остальными духами. Образ Папы Легба отчасти коррелирует со Святым Петром: и тот и другой являются хранителями врат другого мира. Ортодоксальное изображение Папы Легба - старик в соломенной шляпе и с палочкой.

Чуть ниже по иерархической лестнице стоит Барон Самеди, Барон Суббота - наверное, самый распространенный в массовой культуре лоа. Это Осирис и Анубис гаитянской религии в одном лице. Вместе со своей женой, Мамой Бриджит, Барон Самеди оберегает души умерших, поэтому на каждом новом кладбище первая могила посвящается Барону Субботе. Захоронение отмечено крестом - не христианским распятием, но перекрестком дорог. К слову, Барон Суббота - это прозвище, ведь истинное имя этого лоа произносить нельзя. Выглядит Барон Самеди очень колоритно: черный костюм гробовщика, высокий цилиндр, неизменная сигара в зубах. Как утверждают последователи культа вуду, больше всего на свете Барон любит табак и крепкий гаитянский ром. Барону подчиняется сама смерть, но одновременно он же отвечает за сексуальность и деторождение. Здесь нет никаких противоречий, достаточно вспомнить Дамбалу Ведо.

Контакт между лоа и паствой осуществляют жрецы, разделенные на специальности. Хунганы и мамбо заведуют предсказаниями, а за черную магию отвечают бокоры. И т, и другие в своей практике используют множество ритуальных предметов, самым известным из которых является кукла - вольт.

Кукла призвана символизировать определенного человека, и с помощью особого ритуала воль становится неразрывно связан с объектом воздействия бокора. Для того чтобы ритуал прошел успешно, кукла, помимо прочего, должна содержать кровь или волосы жертвы.

Франсуа Дювалье

Или, как он называл себя сам, Папа Док. Бессменный диктатор Гаити до самой свой смерти. Представлялся самим Бароном Субботой. Ввел личную гвардию - воспетых в фольклоре тонтон-макутов, изображавших верных правителю мертвецов. Пытался убить президента Кеннеди при помощи восковой куклы, некоторые считают - преуспел.

Мария Лаво

Неофициальная «королева вуду» Нового Орлеана и окрестностей. Прославилась в качестве одной из главных основательниц целого нового ответвления вуду - луизианского. Героиня бесчисленного множества легенд.

Как и где делать магию

Церемонии вуду могут проводиться в любом помещении, главное, чтобы там был установлен столб-митан, символизирующий дорогу, по которой духи спускаются в наш мир. Несмотря на то что ритуалы вуду разнятся в зависимости от того, к какому духу хочет обратиться колдун, общим остается лишь одно - любые взаимоотношения с лоа требуют соблюдения определенных правил. В первую очередь, необходимо начертить на земле символ вызываемого лоа.

Под ритмичную пульсацию барабанов колдун танцем открывает магическую церемонию - сантерию. Постепенно к экстатическому действу присоединяются остальные участники церемонии.

Когда наступает определенный момент, колдун берет заранее приготовленного жертвенного петуха и обезглавливает его в качестве приношения духам. Однако даже это не гарантирует, что лоа соизволят явиться на церемонию - все зависит от личной магической силы бокора, от его опыта и степени посвящения.


Степени посвящения в вуду

Колдуны вуду проходят несколько ступеней совершенствования своего магического ремесла. На первой ступени стоят еще неоперившиеся адепты, зато последнюю - шестую - занимают по-настоящему грозные маги.

  1. Первый этап становления жреца называется «язык духа». Освоившие его могут общаться с покойниками, но лишь с относительно свежими, например, недельной давности.
  2. Вторая ступень - «пристальный взгляд». Этот ритуал позволяет бокору влиять на любовное настроение жертвы. В этом темном деле помощником-лоа выступает, как ни странно, Эрзули, традиционно изображаемая в облике непорочной Девы Марии. Кроме того, способность «пристальный взгляд» дает жрецу возможность понимать язык змей.
  3. На третьей стадии посвящения бокор учится использовать sobo, «громогласный призыв». Этот ритуал требует тщательной подготовки и начинается с десятиминутной песни шамана, сжимающего в одной руке растертый магнитный камень, а в другой кремниевую пыль. Песня оканчивается именем духа грома Собо - его и выкрикивает с силой колдун. В результате (теоретически) все враги заклинателя глохнут на несколько часов. Бокор же с довольным видом принимает поздравления соратников.
  4. Четвертая ступень дает колдуну возможность скрыться от оппонента под защитой духов леса. Grans Bwa - своеобразный стелс, грамотно проведенный ритуал скрывает бокора от любого преследователя. Как и вся остальная магия вуду, «защита духов леса» - заклинание не моментальное: созданный буквально из земли и палок амулет шаман должен омывать собственной кровью в течение двух часов, да еще и под ритуальные песнопения. Поэтому фора у жреца, желающего скрыться, должна быть очень существенная.
  5. Адепт пятой ступени владеет уже серьезными силами. Достигший этого уровня постигает таинство вуду, то есть вполне может создать самую настоящую куклу вуду. С ее помощью маг превращается в грозного манипулятора-кукловода, способного причинить любой вред своим врагам.
  6. Последний, шестой этап называется zombi. Освоившие этот прием вольны поднимать мертвецов по собственному желанию и превращать их в рабов. Таинство ритуала бережно хранится поколениями потомственных жрецов.

Африканская республика Того прославилась наличием крупнейшего ритуального рынка в мире. Akodessewa Fetish предлагает колдунам и шаманам сакральные предметы всех мастей.


Как быть зомби

Термин «зомби» привезли на Гаити африканские рабы еще в начале XVIII века. Родина слова - полумистическое королевство черного континента Дагомея. На самом деле слово «зомби», выяснили исследователи, является искаженной формой «nzambi», что в переводе с африканского банту значит «душа мертвеца».

Долгое время обряд поднятия мертвых, свидетелями которого бывали и белые люди, считался одной из самых необъяснимых религиозных загадок. Так продолжалось бы и по сей день, если бы на помощь науке не пришел этнобиолог Дэвис Уэйд, сумевший провести несколько опасных экспериментов. Отважный ученый установил, что бродящие по Гаити «живые мертвецы» никогда не умирали. Секрет крылся в особом порошке, применяемом шаманами для создания зомби.

С помощью особой смеси, содержащей тетродотоксин, бокор вводил человека в состояние глубокой комы и спокойно ждал, пока семья несчастного не похоронит тело. Спустя день после погребения колдун приходил на кладбище и выкапывал свежеиспеченного раба: кислородное голодание, помноженное на токсичное воздействие зелья, приводило к повреждению головного мозга жертвы - области, отвечающие за память и речь, попросту отмирали, и из могилы вставало существо, умеющее лишь выполнять команды колдуна.

Написание данного материала было обусловлено либо полным отсутствием какой-либо информации об африканских диаспорических религиях (АДР), либо наличием искаженной информации, а также разнообразных мифов. Я постараюсь описать основные идеи и практики Гаитянского Вуду в сжатой форме, а также развеять некоторые мифы.

Прежде всего хочу обратить внимание на то, что в этой работе речь пойдет именно о Гаитянском Вуду и, хотя другие АДР имеют определенные сходства как между собой, так и с Гаитянским Вуду (далее просто Вуду), есть также и существенные отличия. Поэтому, практикуя АДР, их не следует путать, и эти практики не рекомендуется смешивать.

Как я заметил ранее, АДР имеют как сходства, так и определенные отличия, поскольку, хотя они и берут свое начало в Африке, начало это находится в различных частях Континента. Поэтому, даже если традиция носит название «Вуду», это вовсе не означает, что она идентична Гаитянскому Вуду.

Вот некоторые известные АДР:

Прежде всего “Вуду” могут называться следующие традиции:

  • Вуду Бенина (Vodun)
  • Луизианское Вуду (Louisiana Voodoo)
  • Доминиканское Вуду (21 Divisiones)
  • Гаитянское Вуду (Vodou, Sevis Ginen)

Другие АДР:

  • Сантерия, Пало Майомбе, Пало Монтэ (Куба)
  • Оча (Ямайка, Тринидад)
  • Кондомбле, Умбанда, Кимбанда (Бразилия)

Ифа (Нигерия) – Происходит из традиции народа Йоруба, является прародительницей Сантерии и отчасти Кимбанды.

Итак, непосредственно Гаитянское Вуду произошло из религиозных практик народов Фон и Эве королевства Дагомей (Бенин, Того, Гана). Во времена работорговли французы перевозили рабов в свою сахаропроизводящую колонию Сан Доминго (Гаити).

Поскольку французы были католиками, они активно пытались обратить рабов в свою веру, и африканские религиозные практики преследовались. В результате этого рабам приходилось скрывать свои практики под фасадом христианства, таким образом произошел синкретизм африканской религии и католицизма. В гаитянском вуду это ярко проявляется в виде отождествления католических святых с африканскими духами, а также использования католических молитв в практике вуду.

Однако, не смотря на влияние католицизма, французского оккультизма, масонства и церемониальной магии, гаитянское вуду, вместе с пало майомбе и кимбандой, является одной из наименее разбавленной христианством и наиболее близкой к африканской традиции АДР.

Вудуисты или вудуисанты (vodouisant) верят в существование единого, незримого и непостижимого Б-га Bon’dye (Б-г милостивый). Б-г создал мир и удалился, передав свои полномочия и власть духам Lwa (Лоа) . Лоа являются аналогом святых или ангелов, которые так же называются мистериями. Лоа существуют для поддержания баланса и равновесия в мире, управления им. Люди могут обращаться к ним за помощью и через них постигать Б-га, поскольку Б-г не общается с человеком напрямую и не достижим для человека. На мой взгляд, в этом прослеживается аналогия с каббалистическим видением мироздания, и, возможно, это видение просочилось в вуду из французского оккультизма.

Основные классы Лоа – Rada, Petwo, Guede.

Существует ошибочное представление о Лоа Petwo как злых и Лоа Rada как добрых. В реальности же, в вуду нет концепции добра и зла как таковых, или, по крайней мере, она существует не в том виде, в котором она присутствует на Западе.

Petwo Lwa можно описать как горячих (Cho) , их можно соотнести с огнем. Они вспыльчивые, агрессивные, работают быстро, напористо и приносят быстрый результат. Однако они очень требовательные и их легко обидеть, если что-то сделано неправильно. Начинающим практикам обычно не рекомендуют с ними работать.

Примеры: Kafou, Ti Jean Petwo, Ezili Dantor, Bossou.

Rada Lwa – духи более спокойные, размеренные, работают обычно медленно и терпеливо, хорошо подходят для защиты и получения знаний. В основном имеют африканское происхождение.

Примеры: Damballa, Ayizan, Kouzen Azaka.

Guede Lwa – духи, связанные с мертвым, во главе их находятся Бароны и Маман Брижит.

Известны своим непристойным поведением, пошлым юмором, ругательствами и разнообразными проказами. Когда они овладевают Лошадью (человеком, участвующим в службе), они имитируют половые акты, зажимают трость между ног и размахивают ей как фаллосом и всяческим образом дебоширят.

Примеры: Bawon Samedi, Bawon Simitye, Bawon Lakwa, Bawon Kriminel, Maman Brijit.

Также Guede – это неупокоенные мертвые.

Важной нацией (nasyon) духов в вуду считается Nago Lwa . Это в основном духи, пришедшие с территории современной Нигерии от народа Йоруба. Они похожи на духов Сантерии, Лукуми, Кондомбле и Ифа. В Ифа и Сентерии они известны как Ориша.

Самым ярким примером является Ориша Огун в Ифа или Лоа Огу в вуду.

Однако, несмотря на некоторое сходство, смешивать традиции, например, проводить ритуал вуду и взывать к Ориша Огун с использованием формул Лукуми, не рекомендуется, поскольку это может привести к различным неприятным и нежелательным последствиям.

Также следует отметить, что очень часто в вуду имя духа относится не к индивидуальному духу, а к целой семье Лоа, таким образом являясь в некотором смысле фамилией семьи Лоа.

Есть мнение, что всего существует 21 нация Лоа. В каждой линии или роде Вуду могут быть свои уникальные нации духов, которых нет в других линиях.

Лоа живут бок о бок с человеком, существуя в своем мире и в мире людей одновременно. Таким образом, существует мнение, что Лоа невозможно изгнать. С Лоа можно только договориться, чтобы они Вас оставили.

Согласно философии вуду, человек состоит из 5 частей.

Corps Cadavre – физическое тело, плоть.

N’ame – Дух плоти, жизненная энергия, позволяющая телу функционировать при жизни. Похоже на часть души Нефеш в Каббале.

Ti bon ange – Индивидуальность, эго, идентификация человека, сознание, менталитет и эмоции. Похоже на часть души Руах. Именно эта часть души наиболее интересна для практиков, поскольку с ней выполняются различные манипуляции.

Gros bon ange – дается человеку при зачатии, та часть жизненной энергии, которая движется дальше после смерти и возвращается к Б-гу. Похоже на Хия.

Z’etoile – звезда судьбы или божественная сущность человека, не связанная с другими частями, находится за пределами физического тела. Бессмертная божественная сущность. Похоже на Йехида.

Как можно видеть, прослеживаются аналогии с Каббалой, что, возможно, привнесено через масонство и оккультизм.

Как сказано выше, ti bon ange может подвергаться различным манипуляциям, и именно эта часть души может быть атакована колдунами. Эта часть души может быть временно отделено от тела (от головы). Например, при владении Лоа Лошадью, ti bon ange временно вытесняется из тела для создания места для Лоа. Также, связь ti bon ange с телом можно ритуально ослабить для облегчения владения. Делается это в ходе ритуала Lave Tet (мытье головы), который длится 3 дня и в ходе которого определяется Esco (Эскорт духов) и Met Tet (Хозяин головы или ангел хранитель) человека.

Следует заметить, что в вуду одержимость духами не является чем-то негативным или нежелательным. Напротив, когда Лоа входят в человека, они наполняют его божественной силой, благословлением, очищают его и излечивают, а также делают дивинацию.

Первая часть Лаве Тет заключается в очищении от различного духовного мусора, некоторые утверждают, что можно почувствовать физически, как с них снимается лишний груз.

Затем выполняется крещение головы, голова освящается в службе Гинен. После этого проводится небольшое празднество начала духовного пути.

В ходе Лаве Тет ti bon ange помещается в Pot Tet (горшок), который является связью с Мет Тет человека. Сама процедура ритуала держится в тайне от непосвященных.

Считается, что человек, проявляющий истинный интерес к Лоа, был избран (reklame) духами для службы им.

Важно отметить, что вуду не является системой магии, вуду – это скорее философия и образ жизни. Следовательно, подходить к вуду как к сугубо магической практике не стоит. Для этого существуют более простые и сугубо магические системы.

Практика вуду заключается в служении Лоа , построении и укреплении отношений и связи с духами. Лоа не приказывают, с ними выстраивают отношения, и они с радостью помогают. Их следует воспринимать как своих друзей и членов своей семьи и подобающе к ним относиться.

Служением Лоа вудуисанты стараются достичь гармонии своей индивидуальной природы с окружающим миром, что выражается в силе духа и проявлении находчивости в жизни. Частью этой гармонии является членство в сообществе или семье и поддержание отношений с другими членами. Сосьете вуду или «Дом» организован как большая семья, где инициированные являются детьми инициаторов, что создает иерархию и влечет определенные обязательства. Вуду зиждется на понятиях любви и уважении к Богу, духам, семье, сосьете и себе самому. Нет такого понятия, как правильно и неправильно, поскольку человек с Лоа Дамбала в качестве Мет Тет будет иметь взгляд на реальность, отличный от человека с Лоа Огу Ферай «в голове».

Для самостоятельного служения Лоа не требуется инициации, однако рекомендуется получить наставления опытного Унгана (Houngan) или Мамбо (Mambo) , то есть жрецов вуду, а также выявить своего Мет Тет.

Определение своего Мет Тет необходимо для того, чтобы другие духи не пытались завладеть головой человека. Важно знать, что Геде имеют свойство притворяться другими Лоа и пользоваться наивностью простаков, а также существуют так называемые Джабы, то есть сущности демонического характера, которые так же могут пытаться овладеть головой.

При получении консультаций и инициаций необходимо быть предельно осторожным, поскольку в АДР существует огромное количество шарлатанов и не вполне чистоплотных практиков. В лучшем случае есть риск потерять деньги, в худшем случае – нечто большее. Например, после некоторых инициаций люди хорошо себя чувствуют только на Гаити. Это происходит из-за намеренного подселения джабов в голову наивных искателей «силы», после чего они постоянно возвращаются на Гаити и тратят там свои деньги.

В интернете есть масса людей, продающих Канзо (инициацию) по схеме «все включено». За определенную сумму денег любой Петя Колдун или Маша Ведьма может отправиться на пару недель на Гаити и за это время изучить все таинства вуду и получить ассон.

Я не буду говорить о легитимности подобных инициаций, но аналогом могло бы быть посвящение в XII градус О.Т.О. за неделю и определенную сумму денег.

Прежде всего унган должен выполнить дивинацию, выявить, подходит ли этот путь человеку, дать ему указания, присмотреться и через год или около того, если человек все еще заинтересован, пригласить на инициацию. Более того, существует 3 степени посвящения, которые определяются Лоа. Разумеется, многие хотят сразу получить высшую степень, при этом не думая, какие обязанности и какую ответственность влечет за собой эта степень. Как я сказал ранее, только Лоа может определить, в какую степень может быть посвящен человек.

Итак, степени посвящения, следующие:

Унси канзо (hounsi kanzo) –должен уметь петь priye Ginen помимо других обязанностей. Обычно ведет нормальную профанную жизнь и имеет работу и т.д.

Унган/Мамбо Су Пуэн (Houngan/Mambo Sou Pwen) – огромная ответственность. Может работать для себя и друзей, не имеет права создавать свой ассон (специальный инструмент, похожий на маракас), но берет его «на прокат». Может служить в храме на различных позициях и должен уметь это делать, должен уметь петь Прие Гинен, должен подносить кровавые жертвы своим Лоа, должен участвовать во всех церемониях сосьете со своим духовным отцом/матерью и т.д. На данном этапе все еще возможно иметь работу.

Унган Ассогве (Houngan Assogwe) – высочайший чин и высочайший уровень ответственности, в этом чине унган получает ассон от Лоа Папа Локо. Обязан проводить все необходимые церемонии. Ответственность можно охарактеризовать следующей фразой – Б-г на первом месте, Лоа на втором, сосьете на третьем, все остальное после. Обязан выполнять все требования Лоа, например, проснуться в 3 утра и провести ритуал.

Если человек уверен, что вуду действительно ему подходит, в первую очередь необходимо установить связь с предками, поскольку они всегда приходят первыми и являются самыми надежными защитниками.

Об этом мало говорится, и роль почтения предков обычно сильно преуменьшается, но следует иметь в виду, что роль предков в вуду очень велика и их почтение занимает огромную, ключевую роль в практике.

Существует масса мифов о куклах вуду, иголках и т.д. Это происходит из Худу и Луизианского вуду и не имеет отношения к гаитянскому вуду.

В гаитянском вуду куклы используются для создания pwen , а не для симпатетической магии. Pwen – это некие объекты силы, и используются больше как талисманы.

Что касается Худу , это именно та практика, которую я мог бы порекомендовать интересующимся сугубо магической стороной вуду. Худу – это афроамериканская народная магия. Именно в этой системе используются куклы, свечи, корни и т.д. Также в ней используются псалмы. Своими корнями она уходит в африканскую деревенскую магию и происходит из Конго и Анголы.

Стоит отметить, что на взгляд обывателей, в вуду существует некий элитизм, поскольку при массовых службах унганы и мамбо используют так называемый Langaj Lwa (специальные жесты и фразы), музыканты используют специальные ритмы и т.д.

Несмотря на существование некоторых отличий от дома к дому, в инициатических линиях вуду существует достаточно строго определенный регламент, который, как и другие основные знания держится в строжайшем секрете и не доступен для непосвященных. Посвященные не имеют права разглашать эти тайны, поскольку клятва приносится прежде всего духам. К преимуществам инициации можно также отнести включение в семью, что означает получение всех преимуществ от многих поколений рода всей линии.

Существуют и линии вуд, где нет инициаций, но даже в них существуют некие тайны, не доступные обывателям. Самой известной такой линией является Макайя вуду , довольно распространенная в Гаити. Их жрецы в основном мужчины и называются Боко (Bokor) . Боко становится обычно человек с особенно сильным пуэн. Боко макайя вуду не следует путать с колдуном, работающим в одиночку и по найму, который тоже зовется Боко.

Самые известные линии вуду: Deka, Tcha Tcha, Makaya, Sanpwel, Sect Wonj, Bizango.

Групповые службы, как правило Fete Lwa , проходят следующим образом.

Все начинается с длительного и тщательного очищения храма (унфо). Затем произносятся католические молитвы, включая «Отче Наш». Затем поются песни духов сосьете (приветствие основных духов сосьете). Затем приветствие духов барабанов унто (hounto). На этих барабанах будут впоследствии играть музыканты. После этого поются песни каждого духа каждого класса, начиная с Легбы (Легба всегда приветствуется первым, поскольку он страж врат между мирами). Схема следующая: Легба, все духи Рада, все духи Петуо, все духи Геде. В ходе церемонии спускаются Лоа, овладевают людьми, берут подношения, дают благословления, делают дивинацию и исцеляют людей. Церемония длится несколько часов и заканчивается под утро, когда все изможденные расходятся по домам.

Также существует служба Mariaj Lwa – церемония бракосочетания человека с Лоа, при которой укрепляется связь человека с Лоа и человеком берется на себя огромная ответственность уделять внимание этому или этой Лоа.

При индивидуальных службах следует обратиться к Легбе с просьбой отворить врата и затем обратиться к конкретному Лоа.

К предкам можно обращаться напрямую без Легбы.

И напоследок немного о смерти.

После смерти, во время погребальной церемонии, части души разделяются. Gros bon ange возвращается для воссоединения с божественным, а ti bon ange отправляется anba dlo (под воду) на год и один день. После отдыха, ti bon ange вызывается из «вод» в специальный терракотовый горшок govi, которые далее помещают в храме или на алтаре потомков умершего. Далее ti bon ange служат как предку, и он оберегает последующие поколения. Если этот дух никто не заберет из «вод», он перерождается в неупокоенного мертвого или геде.

Если в Вас проснулось желание практиковать вуду, укрепите связь с предками, попросите их указать вам путь, и они обязательно Вам помогут. Затем выявите своего Мет Тет и начните ему служить. Для начала, но не до установления и укрепления связи с предками, можете служить Легбе, поскольку Легба есть у каждого.

Успехов и да укажут Вам Лоа самый безопасный и подходящий Вам путь!

Общее название группы афрохристианских сект. Секты вуду появились на Гаити в XVIII веке в результате слияния верований черных рабов с католицизмом. Особое развитие культ получил с приходом к власти в 1957 г. диктатора Франсуа Дювалье. Для вуду характерна практика колдовства и черной магии.

«В реке Темзе были найдены останки человеческого тела. Как позже выяснилось, останки принадлежали шестилетнему мальчику африканского происхождения. Восстановленная картина происшествия потрясла даже бывалых следователей. Убийство оказалось ритуалом религии вуду - ребенку сначала перерезали горло, а потом его тело было расчленено на мелкие части».

Такое сообщение распространили информационные агентства в 2001 г. «Сегодня труп в Темзе, а завтра в Днепре?» - подхватили отечественные СМИ. Повод для беспокойства был. Как знать, насколько далеко может привести любителей острых ощущений увлечение экзотическими культами и нетрадиционными религиями? Тем более когда знания о них почерпнуты из бульварных книг, «сенсационных сообщений» и художественных фильмов. Вуду - это не только религия населения небольшого острова в Карибском море, вуду - это еще и страшилка, в которую хочется верить последователям секты в США, Европе, России и Украине.

* * *

Вуду - религия, возникшая на Карибских островах (в первую очередь на Гаити) в результате смешения традиционных верований африканских рабов и католицизма. Название религии происходит от слова «vodu», что на языке народа фон (проживающего на территории нынешнего Бенина) означает «дух, божество».

В 1518 г. в Новые Испанские колонии в Карибском море были завезены первые черные рабы из Западной Африки. Их было всего трое. Торговля живым товаром оказалась доходным, а потому притягательным бизнесом. Все новые и новые потоки «черной слоновой кости» тянулись из Африки в Северную и Южную Америку, на Карибские острова, в том числе и на Гаити. Известно, что поставкой рабов торговцам в Африке занимались сами прибрежные племена.

Некоторые современные исследователи полагают, что спокойная перевозка в трюме корабля двухсот - трехсот человек была возможна только при предварительном зомбировании живого товара, которое и проводили местные африканские колдуны.

Рабы из племени фон, захваченные в Дагомее (Бенине) и привезенные на Гаити были лишены всего - имущества, прав, родины… Помочь выжить, по мнению рабов, могла только старая религия. Барабанный бой и ритуальные пляски, приближающие африканцев к духам, исполнялись теперь на гаитянской земле. Белые же хозяева - как правило, ревностные католики - запрещали рабам исповедовать их родные африканские религии. Негров, у которых находили фетиши , ждали в лучшем случае побои и суровое наказание, а иногда жестокие пытки и даже казнь. Рабов насильно крестили. Однако африканские культы выжили. Постепенно «черные религии» в той или иной степени смешались с католицизмом. Духи надели маски святых, архангелов и мадонн. Христианство стало прикрытием для вуду. Можно было посещать мессу, продолжая по ночам приносить кровавые жертвы и исполнять ритуальные танцы. На негритянских алтарях появились христианские статуэтки, свечи и мощи . Естественно, что существующее положение привело к образованию множества тайных сект, которые впоследствии и стали сектами вуду.

Смешение католических и африканских религиозных норм наблюдается и до сих пор. Многие приверженцы вуду считают, что христианский Бог и святые придают их культу дополнительную силу. Вудуисты празднуют Рождество, почитают Библию. В дни Великого поста двери вудуистских святилищ закрыты. Борьба католиков с вуду продолжалась на протяжении всей истории Гаити. Интересно, что и в католическую службу на острове в середине прошлого века было позволено включать барабанную музыку. До недавнего времени большинство вудуистов одновременно считало себя католиками, что и отражалось в многочисленных статистических сводках.

Афрохристианские культы, подобные вуду, распространились и на других Карибских островах и в некоторых странах Латинской Америки. На Кубе сформировалась своеобразная религия - сантерия; в Бразилии смешанная негро-португало-индейская религия называется макумба. Вуду снискала популярность в Новом Орлеане (штат Луизиана), на территории штата Майами, а позже и в Нью-Йорке.

Большое влияние на формирование специфической религии вуду оказало достаточно раннее обретение Гаити независимости, что привело ее к изоляции от стран Европы и замкнуло ее религиозность на себе. Островное положение государства также способствовало самостоятельному развитию местных культов.

Удачное расположение и плодородные почвы Гаити сделали остров объектом постоянной борьбы между ведущими колониальными державами - Испанией, Великобританией и Францией. В середине XVII века Гаити переходит к последней. (В течение века после этого, по мнению многих специалистов, произошло окончательное оформление вуду как специфической религии негров во французских американских колониях.) К концу XVIII века Гаити становится одним из богатейших колониальных владений в мире. Конечно, благополучие острова продолжало основываться на жестокой эксплуатации рабов. В условиях нарастающего недовольства негров своим угнетенным положением вуду становится своеобразным символом собственного национального достоинства темнокожих гаитян, важным фактором их самосознания. Некоторые источники свидетельствуют, что восстание против французов, поднятое гаитянскими рабами под руководством Туссен-Лувертюра в 1791 г., началось с прорицания местного оракула и исполнения религиозного обряда Петро. Момент для восстания был выбран исключительно удачно. Французам было не до Гаити - революционные французские войска в то время были больше обеспокоены войной с армиями антифранцузской контрреволюционной коалиции. Позже Наполеону так и не удалось успокоить Гаити, и в 1804 г. остров получил независимость, став тем самым первым негритянским независимым государством Нового времени. Императором Гаити провозгласил себя генерал Дессалин.

И Дессалин, и чуть более поздний правитель Петион пытались показать себя просвещенными властителями и искоренить вуду. Религия опять ушла в подполье, сохранив очарование запретности. После столетней внутренней усобицы и постоянной борьбы за власть (в ходе которой, кстати, нередки были и столкновения католиков с вудуистами) остров был оккупирован США. Американцам не удалось примирить враждующие партии, продолжавшие жестокую войну всю первую половину прошлого века. Войну, которая закончилась победой негритянского, в массе своей вудуистского, населения. Вот только счастья эта победа неграм и мулатам не принесла.

* * *

Расцвет культа вуду во второй половине XX века связан с именем Франсуа Дювалье. С 1957 по 1971 гг. он безраздельно правил на Гаити и близлежащих островах Карибского моря. Папаша Док - так называл его весь мир, но это было не единственное его прозвище. Дювалье именовали и Солнцем Гаити, и Королем Счастья, и Поднебесной Радугой, и Помазанником африканских богов… А еще многие гаитяне считали, что власть Дювалье сохраняется, поскольку он является могучим колдуном вуду.

Франсуа Дювалье родился в 1907 г. В 1932 г. закончил медицинский факультет Университета Гаити, в 40-х изучал систему здравоохранения США в Мичиганском университете. В 1946 г. президентом Гаити стал негр - Дюмарсе Эстиме. Темнокожий доктор Дювалье в его правительстве был министром здравоохранения. Однако вскоре Дювалье пришлось перейти на нелегальное положение, поскольку Эстиме был свергнут военной хунтой. Она продержалась у власти до 1956 г., после чего Дювалье смог выйти из подполья и даже включиться в президентскую гонку. Выборы Папаша Док проиграл, но с помощью регулярных войск смог «переиграть» их результаты, провести новые выборы и стать президентом Гаити. Это произошло в 1957 г.

Бывший демократ запретил политические партии, закрыл оппозиционные издания, распустил профсоюзы и студенческие организации. В стране была установлена военно-полицейская диктатура, державшаяся, в первую очередь, на физическом устранении нелояльных граждан. В частности, преследованиям подверглись многие католические священники (католическая церковь поддерживала политических противников Дювалье в 50-е годы). В 1964 г. Папаша Док был провозглашен пожизненным президентом.

Дювалье прекрасно разбирался в тонкостях вуду и чувствовал настроения масс. Как и многие диктаторы, он стремился выглядеть истинно народным вождем. С другой стороны, вуду с его ореолом таинственности, почитанием «посвященных» и пугающими легендами как нельзя лучше подходило в качестве инструмента для того, чтобы держать в страхе и повиновении малограмотное население Гаити. Террор получил религиозную окраску. Папаша Док активно пропагандировал себя в качестве жреца вуду. Он изменил цвета национального флага с традиционного красного с синим на красный с черным (цвета, ассоциировавшиеся с влиятельной сектой вуду - Бизанго). Дювалье носил черный костюм с узким черным галстуком - это наряд одного их духов смерти Барона Субботы. Тайная полиция и спецслужбы президента (легендарные тонтон-макуты, о которых гаитяне до сих пор вспоминают с содроганием) периодически прибегали к ритуалам и символике вуду. По сути, этот народный культ стал официальной идеологией Республики Гаити и одной из основ диктатуры Дювалье. Огромное впечатление на население острова произвел эпизод, происшедший в 1963 г. Дювалье, недовольный охлаждением к нему со стороны США, публично объявил народу, что с помощью ритуалов вуду вызвал из ада самого дьявола, который нашлет проклятье на американского президента. Шесть недель спустя в Далласе был убит Джон Кеннеди.

Многие гаитяне верили, что Дювалье наделен сверхъестественной силой и что убитых им людей он превращал в зомби, делая их своими невидимыми шпионами. Влиятельным «посвященным» вудуистам было выгодно поддерживать возросший во времена правления Папаши Дока авторитет религии и после смерти диктатора, и после ссылки в 1986 г. младшего Дювалье - Жана-Клода. Впрочем, в период смут, последовавших за этим, вуду подверглось на Гаити очередным гонениям как идеология диктатуры.

Есть сведения, что теплый прием бывшим тонтон-макутам, бежавшим в Бразилию, оказали местные предприниматели. На предприятиях, в управлении которых участвовали гаитяне, люди показывали на некоторых работников, утверждая, что за непослушание те были превращены в зомби. Слухи о зомбировании укрепляли авторитет хозяев и отпугивали любопытных чиновников из контролирующих органов.

* * *

В 1990 г. в результате «первых свободных выборов в Гаити» президентом стал бывший католический священник левых убеждений Жан-Бертран Аристид. Недовольная его реформами богатая элита острова свергла Аристида, но после нескольких лет торгового эмбарго, инициированного Соединенными Штатами, Аристид вернулся к власти. Его правление стало важной вехой в истории вуду. Из тайного культа оно превратилось в предмет экспорта, стало одной из статей дохода нищей страны, ее брэндом. Вуду увлеклись знаменитые артисты и музыканты (например Майкл Джексон).

Вот описание типичного ритуального обряда «для зрителей и туристов»: «Итальянский посол, беседующий с первым секретарем посольства США, они, что ли, вудизм исповедуют? В присутствии стольких зевак, любопытствующих, о каком таинстве могла идти речь? Типичная тусовка иностранной колонии… Лупцевали по тамтамам, подвывая с приплясом, скорее всего нанятые для этого случая артисты фольклорного ансамбля, их густо-черные лица казались загримированными, а в бутылках, к которым они, как положено по ритуалу, прикладывались, видимо, не кларет булькал, а кока-кола. Экстаза никакого не наблюдалось, в транс никто не впадал, живым петухам откусывать головы не собирался. Ну ничего зловеще-чарующего - просто шоу, от которого веяло скукой», - так рассказывает о ритуале очевидец.

Тысячи вудуистов со всего мира каждый год совершают паломничество на Плен-дю-Нор для совершения торжественного вудуистского ритуала. «У нас есть свои храмы, - говорит вудуистский священник Нене. - Мы верим в Бога и крестим людей, мы проводим религиозные церемонии, - так что мы действительно церковь».

В апреле 2003 г. Аристид подписал закон, объявляющий вуду одной из государственных религий Гаити. Первое ноября объявлено на острове нерабочим днем. По вудуистскому календарю, это праздник, когда чествуют мертвых. Признание вуду официальной религией нравится не всем. «В Библии сказано, что мы созданы по образу и подобию Бога, - говорит католический священник Адонэс Жан-Жюст. - Но эти люди, купающиеся в грязи, ведут себя, как свиньи. Они - те животные, которые любят валяться в грязи. Поклонникам культа вуду необходимо очиститься через крещение во Христе». Осенью 2003 г. тысячи христиан Гаити приняли участие в дне молитвы, который проводился в знак протеста против признания культа вуду государственной религией. Сверх того, гаитянские христиане направили к знахарям вуду своих «шпионов». Об этом заявил директор организации «Молодежная миссия Гаити» Терри Сноу. Соглядатаи отправились на место, где, по легенде, некогда был заключен союз с дьяволом, который якобы получил душу Гаити в обмен на победу над французами.

По словам Сноу, жрецы вуду привели на это место много жертвенных животных - свиней, коз и кур, однако между последователями культа разгорелся спор и ни одна жертва не была принесена. На 1 января 2004 г. планировалось новое жертвоприношение. Этот день является главным национальным праздником Гаити - Днем независимости.

* * *

Вудуизм - это не просто поклонение духам, богам и демонам. Для вудуиста нет разделения между материальным миром и духовным. Его духи и демоны - это не потусторонние существа, они присутствуют постоянно в этом мире. Вудуист - прагматик и исполняет свои ритуалы, чтобы получить от этой жизни то, что ему нужно, причем немедленно. Боги вуду от мира сего, и для вудуиста мир так же хорош, как и те желания, которые он порождает.

Объектом поклонения вуду являются дагомейские божества лоа, приобретшие ярко выраженные гаитянские черты. Секты вуду видят смысл жизни в общении с лоа с целью заручиться их расположением и получить ценную информацию. Лоа очень многочисленны и активны, они действуют в нашем мире. Вудуисты считают, что каждая вещь является продолжением или проявлением того или иного лоа и служит ему. Божества африканского происхождения относятся к классу Рада. Есть и другой класс - Петра. Это лоа, вошедшие в пантеон значительно позже. Чаще всего они являются обожествленными духами исторических личностей или местными гаитянскими богами.

Вудуисты признают существование изначального Верховного Божества, которого называют Гран Ме. Он создал мир, но слишком далек от него, чтобы ему стоило поклоняться. Старшим среди лоа является Великий Змей Дамбалла. Еще до эпохи рабства африканцы почитали питона Дангбве. Эта змея небезопасна для человека, и дагомейцы верили, что ребенку, которого она коснулась, самим Богом суждено стать жрецом или жрицей. После переселения в Америку рабы заменили питона на боа. Дамбалла - это начало и конец всех вещей, океан вечности, со всех сторон окружающий материальный мир. Дамбалла - это источник Силы и местонахождение всех лоа. Дамбалла создал все воды Земли. Движение его семи тысяч колец образовало горы и долины Земли, а также звезды и планеты. Змей выплавил металлы и послал на Землю стрелы-молнии, от ударов которых возникли камни и скалы. Когда Дамбалла сбросил свою кожу под солнцем, излив при этом воды на Землю, солнце засияло в воде и создало Айда-Ведо (Радугу). Дамбалла полюбил Радугу и сделал ее своей женой. Айда-Ведо воплощается в небольшой змее, которая живет в воде и питается бананами. Ее яркую расцветку воспроизводит декор вудуистских храмов.

Есть еще один важнейший лоа, без которого просто невозможно никакое общение между богами и человеком. Это Легба (Папа Легба). Папа Легба представляет Восток и Солнце; управляет дверями, воротами и окнами, а также Новым Годом (и вообще любыми началами и начинаниями). Никакое божество не сможет принять участие в ритуале, если Папа Легбу не попросят открыть для него дверь. (Для гаитян-като-ликов Легба ассоциируется с привратником - св. Петром.) В Вудуизме также почитаются Агве - бог моря, Эринле - бог лесов, Огу Баланжо - бог целительства, Огун - бог войны и железа, Папа Зака - покровитель сельского хозяйства, Эрзули - богиня красоты, богатства и процветания и многие другие лоа. Особый класс лоа составляют Геде, духи смерти и могил, необузданных желаний и разврата. Самыми популярными формами Геде являются Геде Ниббо, Геде Мазака, Барон Суббота. Их изображают как белобородых стариков в длинных пальто и высоких шляпах. Непременные атрибуты - череп, гроб, крест и трость. Люди, одержимые Бароном Субботой (обитателем кладбищ), отпускают сальные шутки, жадно набрасываются на еду, курят сигары и выпивают огромное количество алкоголя.

Вудуисты делятся на жрецов (колдунов) и мирян. Церемония посвящения в вуду длится три дня, по истечении которых посвященному моют голову холодной водой с лепестками священных цветов. В некоторых сектах вуду для проведения обряда используется кровь, обычно петушиная.

Роль колдунов в вуду исключительна важна. Рядовых сектантов посвящают в колдуны самые высшие посвященные - папа-лист и мама-лист. Колдунов мужчин называют унганами, а колдуний - мамбо. Их влияние на рядовых приверженцев вуду не ограничивается религиозной сферой, а распространяется на все стороны жизни, в том числе на медицинскую и юридическую практику.

Культовые церемонии вуду проходят в специальном помещении - хунфоре, который представляет собой небольшую хижину с пристроенным к ней навесом. Внутри хижины находится алтарь, на котором располагаются как вудуистские, так и католические символы. Также в хунфоре находятся своеобразные «приделы» - специальные комнаты для определенных лоа. В центре хунфора расположен митан - столб, называемый дорогой богов, по которому во время службы якобы спускаются лоа. Даже если обряд проводится не в специально оборудованном месте, он все равно начинается со втыкания в землю длинного шеста.

Ритуал установления связи между людьми и духами проводится при помощи специально подготовленного и впавшего в транс вудуиста. Во время ритуала в него якобы вселяется лоа. Своими движениями человек показывает, какой именно лоа в него вселился, и унган может задавать божеству вопросы или советоваться с ним. Для введения в транс используется музыка ритуальных барабанов. Трое барабанщиков, выстукивая четкий ритм, причем каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После этого поют песню-прошение, обращенную к лоа Легбе: «Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа». Танцуя вокруг шеста, мамбо (или унган) струйкой воды из кувшина рисуют вокруг шеста магический круг в честь Папы Легбы и охранителя дома Огуна, дабы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Затем колдун создает на полу веве - рисунок из белой муки (знак призываемого лоа). Во время культовых церемоний унганы кормят лоа, чтобы умилостивить, принося в жертву различных животных (в первую очередь молодого петуха). Мясо жертв частично съедается, а частично разбрасывается и закапывается.

Одержимый лоа вудуист на время превращается в «лошадь Бога». Молодые девушки, одержимые старыми духами, даже преображаются физически и становятся дряхлыми и слабыми. И наоборот, слабый человек, в которого вселяется молодой крепкий лоа, начинает плясать и прыгать, начисто позабыв о своих болезнях. Лоа могут исцелять, прорицать, давать житейские советы и духовные наставления. Священник Джон Хут, всю жизнь проработавший на Гаити, говорит, что люди, одержимые лоа, часто впервые в жизни чувствуют себя значительными. Они говорят властным тоном, и люди их слушают.

Если лоа остаются довольны щедрыми подарками, а обряд проведен правильно, в успешном его результате можно не сомневаться.

Вуду вызывало и вызывает страх у многих добропорядочных европейцев и американцев. В конце XIX века приобрела популярность книга миссионера Гайти, в которой автор описал отвратительные и весьма преувеличенные подробности ритуалов этой религии, таких как поклонение дьяволу, жертвоприношение младенцев, каннибализм. Последователи Гайти - писатели, журналисты, режиссеры - поддержали сомнительную репутацию загадочной религии, надо сказать, что церемонии вуду и в самом деле могут потрясти неподготовленного человека.

«Бой барабанов и песнопения звучат час за часом без остановки. На земле лежит коза и маленькая черная свинья - обе с перерезанным горлом, а все люди вокруг забрызганы кровью. Животных бросают в небольшой пруд, полный пузырящейся коричневой грязи. Люди в сине-красных одеждах прыгают в пруд вслед за жертвами». Это кульминация традиционной вудуистской церемонии на равнине Плен-дю-Нор. А вот описание ритуала, проведенного «по-домашнему» в одном из бедных кварталов столицы Гаити - Порт-о-Пренса: «Из собравшейся в круг толпы, раскачивающейся из стороны в сторону под все убыстряющийся ритм тамтама, выбилась женщина, закружилась на месте, сдернула платок с головы, покачнулась, упала, разбросав в стороны руки, застыв так в прострации. Грозя ее затоптать, еще четверо прорвались в круг, крутясь волчком, раздирая ногтями лица. Хлынула кровь, чего никто не замечал. Массовый психоз, транс, осатанение. То один, то другой прикладывался к бутылкам, содержавшим явно не кока-колу. Заплакал ребенок, плач его поглотило неистовство тамтамов, нарастающий вой на глазах обезумевших, теряющих остатки рассудка людей, близких к чему-то ужасному, отвратительному, запредельному».

Помимо таких шокирующих обрядов и атрибутики смерти, огромное значение для создания пугающего имиджа гаитянской религии сыграла «черная магия вуду». Колдунов, использующих черную магию, называют бокорами. Они объединены в тайные общества. Считается, что бокоры могут наслать на человека порчу, используя восковую куклу, или оживить мертвеца, полностью подчинив его себе.

Истории о зомби, живых мертвецах, безропотных существах, лишенных памяти и воли, по популярности могут поспорить с рассказами о вампирах. Зомби фигурируют в самых кассовых фильмах, таких как «Пираты Карибского моря», «Ночь живых мертвецов» и др. Из чисто вудуистского термина слово «зомби» превратилось в термин социальный и политический. Зомбированием зачастую называют «промывание мозгов» населению, введение их в состояние легкой внушаемости с помощью, например, электронных средств массовой информации, шумных мероприятий и т. д.

На Гаити зомбирование считается вполне реальным и опасным явлением. Для жителей страны - это не просто миф. Статья 249 Уголовного кодекса республики гласит: «Также должно быть расценено как покушение на убийство любое действие против человека, которое не вызвало действительной смерти, а только состояние комы более или менее продолжительное. Если после завершения таких действий человек был похоронен, то действие расценивается как убийство вне зависимости от конечного результата».

Слово «зомби» происходит от конголезского «нзамби», т. е. «живой мертвец». Из Африки якобы пришло и умение вудуистских колдунов вводить человека в состояние клинической смерти с последующим возвращением к нему физических возможностей, но потерей памяти и воли.

Бокоры, по мнению гаитян, могут зомбировать человека, чтобы превратить его затем в своего раба. Островитяне любят рассказывать о том, как деревенские жители с ужасом узнают в бессловесных работниках плантаций своих родственников, которые были похоронены много лет назад. Существуют внешние признаки, которые позволяют «безошибочно» определить зомби: покачивание при ходьбе, механические, неосмысленные движения, несфокусированный взгляд, гнусавый голос. Человек может находиться в зомбированном состоянии неопределенно долго, но ему нельзя давать соль, которая, как считается, возвращает зомби память и способность к нормальной речи.

В свое время газеты распространили сенсационное известие о некоем Кларвиусе Нарциссе, который объявил, что в течение 33 лет был зомби и что только необъяснимая случайность позволила ему вспомнить прошлое и вернуться в семью. Официально Кларвиуса похоронили в 1962 г., о чем свидетельствуют соответствующие документы и могила. Но, как он теперь утверждает, на самом деле его отравили каким-то порошком, но он не умер, а впал «в застывшее состояние». Кларвиус в деталях рассказал о том, как происходили его собственные похороны. Через день после погребения его откопали вудуисты и заставили работать на плантации. Могила Нарцисса действительно оказалась пустой, а фотография бывшего зомби рядом со своим надгробием облетела весь мир.

Вот что вудуисты говорят о том, как зомбируют людей. Для начала колдун изготавливает некий порошок, засыпает его в кувшин и на три дня закапывает в землю. Классический способ отравления этим зельем человека - незаметно насыпать немного порошка на спину или на ноги будущему зомби. Человек недолго корчится в конвульсиях, а затем перестает подавать признаки жизни… Могилу раскапывают через два-три дня. Мерно ударяя в барабан, надо открыть крышку гроба и несколько раз назвать имя «покойника». Вновь «родившегося» уводят подальше от родных мест, дают новое имя и используют по своему усмотрению. Многие вудуисты верят, что колдун может превратить в зомби и действительно умершего человека, если поймает его отлетающего «доброго ангела» (составную часть души человека).

Так или иначе, но колдуны-бокоры на самом деле умеют готовить некий наркотический препарат, который позволяет погружать человека в коматозное состояние. По всей видимости, длительное пребывание в подобном состоянии может привести к серьезным психическим и физиологическим расстройствам, ведь препарат ядовит. Американский ученый Дэвис специально занимался этим вопросом: опрашивал жрецов вуду и тех, кого называли зомби, брал токсикологические пробы и выяснил приблизительный состав зловещего порошка. Важнейшим компонентом зелья, оказывается, является тетродоксин, полученный из рыбы-собаки, в который добавляется галюциногенный препарат из определенного вида жабы. Добавляются и другие вещества (это уже, скорее, для «зрителей») - капли жидкости из носа мертвеца, измельченные кости мертвой колдуньи-мамбо. Полученный яд блокирует передачу нервных импульсов, что приводит к безволию, отключению речи, смерти или видимости смерти. Было выяснено, что яд, содержащийся в гаитянском снадобье, родственен яду, который вырабатывает знаменитая рыба фугу.

Приверженцы вуду изо всех сил пытаются оградить своих мертвецов от незавидной участи зомби. На могилу наваливают камень потяжелее, покойников кладут лицом вниз, набивая рот землей, зашивая губы. Некоторые семьи ночи напролет проводят возле места погребения, пока тело, по их мнению, не начнет разлагаться. На Гаити придумано специальное «антиугонное устройство», устанавливающееся на местных могилах. В глухих деревнях сохранился обычай расстрела или расчленения покойника во время похорон.

* * *

Культ вуду на Гаити в конце XX века насчитывал около 5 миллионов приверженцев, хотя официально 98 % гаитян исповедуют христианство . Число «посвященных» вудуистов не более миллиона человек. По некоторым подсчетам в мире насчитывается более 40 миллионов последователей культа . Количество сект вуду превышает 100.

В России небольшие группы последователей вуду есть в Москве и Санкт-Петербурге, преимущественно в вузах. По данным Всеукраинского центра «Диалог», в Украине действует не менее полусотни групп, практикующих вудуистский культ. Магическое учение изложено в массе книг, которые можно найти на многих книжных прилавках. Похоже, что именно из этих книг, которые в первую очередь акцентируют внимание на самых шокирующих и зловещих аспектах религии, черпают свои познания местные «бокоры». Это, наверное, и вызывает беспокойство исследователей. Кто знает, какое влияние на умы доморощенных черных магов может оказать красочно описанное и преподнесенное как несомненный факт человеческое жертвоприношение?

Вот что пишут авторы книги «Вуду в мегаполисе» Блэк и Хайатт: «Жить в виртуальной компьютерной реальности может быть интересно, но такая жизнь не заменит ощущения реального обладания силой. Практика вуду очень активна: командование духами, странные и дикие имена, звуки, запахи, танцы, принесение в жертву животных. Все это рождает реальное ощущение силы, а иногда и реальный ужас. В этом все дело. Большинство из нас уже не знает, что такое реальное приключение. Мы проводим жизнь в кресле. Современный человек оторван от своих корней, он перестал быть охотником - исследователем неведомого». Остается только пожелать, чтобы исследование неведомого не обернулось утратой человеческого облика, разрывом с близкими людьми, потерей чувства реальности. Никакая экзотика не стоит того, чтобы превращаться в зомби.

Владислав Карнацевич

На основе верований народов Дагомеи (ныне Бенин, располагается в регионе между современными государствами Того (на западе) и Нигерией (на востоке) и их синтеза с католицизмом на Гаити несколько сот лет назад появилась система взглядов — Вуду . Похожая религия Сантерия на основе верований народа йоруба появилась на Кубе, макумба — также на основе верований йоруба появилась в Бразилии.

Корни вуду уходят в Западную Африку, откуда привозились на Гаити рабы.
Именно смешение традиционных верований народностей Дагомеи и католических представлений привели к формированию этой религии. Это был своеобразный ответ рабов на те унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли. Полагают, что сейчас во всем мире насчитывается около пятидесяти миллионов приверженцев культа вуду.

Слово «vodun», «vodu», означает «дух» или «божество» в переводе с языка Fon, одного из наречий Дагомеи, именно там и находится по преданию место обитания божеств- vodun и духов лоа.

В Вуду не существует центральной религиозной власти, поэтому популярное высказывание на Гаити говорит, что «каждая Мамбо и Хунган — глава их собственного дома». Различные детали ритуалов вполне могут отличаться от Храма к Храму.

Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-создателя (Нсамби, Bondieu — Доброго Бога), который не участвует в жизни своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи.
После сотворения мира Бог отдалился от человечества, однако все же Он продолжает внимательно наблюдать за всем, что происходит на Земле и сохраняет управление всем существующим. Бог-Нсамби есть истинный Владелец всего и всех. Он вмешивается в создание каждого индивида. Линии на ладонях и позвоночный столб указывают на Его непосредственное влияние. Он управляет жизнью и смертью и наказывает нарушителей Его закона. Нсамби не воплощается на Земле и не является непосредственным объектом культа.
Приверженцы Вуду считают, что все вокруг пронизано незримой силой лоа. Лоа неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого есть свой знак, имя и предназначение.

Приверженцы Вуду полагают, что предметы, служащие лоа, продлевают и выражают его. Лоа весьма активны в мире и часто овладевают верующими в течение всего ритуала. Только специальные люди такие, как белые колдуны унганы и колдуньи мамбо, могут напрямую общаться с лоа. Во время обряда совершаются жертвоприношение и ритуальные танцы, затем унган впадают в транс и упрашивают лоа о помощи и покровительстве в житейских делах, о благосостоянии. Если лоа остаются довольны щедрыми подарками и обряд проведен правильно, в успешном его результате можно не сомневаться.

По верованиям вудуистов в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога — совесть. Одна душа — gros-bon-ange, «большой добрый ангел» — наделяет человека определенной индивидуальностью. Еще до рождения — «до прибытия на Землю» — каждый из нас был таким ангелом. После смерти человек вновь станет ангелом и вернется к предкам в «Гвинею». Страна эта не имеет ничего общего с тремя африканскими Гвинеями. Это — блаженное царство, страна мечты. В минуты транса «большой добрый ангел» вылетает из тела человека, и его место занимает бог. «Ангел» и сам со временем может стать богом, когда многое познает и наберется мудрости.
Другая душа — ti-bon-ange, «маленький добрый ангел» — это наша совесть, своего рода наш ангел-хранитель. Это — искра, которую заронил в нас бог. Она теплится, пока мы живем. После нашей смерти она вернется к богу на небеса.
Вуду верят в перевоплощение — используется термин «Joto». Дух «перевоплощенного» Предка — Joto. Joto — это душа передаваемая от Предка, «представителем» которого является человек, и который опекает данного индивидуума. Joto — Предок, жизненный поток которого оживляет ребенка. Он упоминается как Se-Joto или Se mekokanto. Он тот, кто представляет Создателю глину из которой будет «вылеплено» тело вновь прибывшего. Он — сила, жизненная и духовная энергия, которая моделирует и направляет существование человека; Se (Защитник), который дается человеку. В принципе, ребенок не получает имя своего Joto. К нему можно, однако, обратиться по этому имени время от времени, чтобы напомнить ему об этом. Это имя может преобладать, если человек будет посвящен в культ его Joto. В этом случае имя Joto становится реальным именем человека в религии. Индивидуальная душа Joto не воплощается в своего «протеже», но передает последнему его социальный статус и роль.

Гаитянское Вуду имеет два основных Пантеона Богов — Рада и Петро. Rada (креольский термин для Allada) — Пантеон, происходящий из Дагомеи. Petro — Пантеон, имеющий корни в Конго (вопреки широко распространенному мнению, Петро Пантеон Вуду состоит отнюдь не из одних лишь Духов конголезского происхождения).

Вуду почитают богиню любви Эрзули и великого Змея Дамбалла Ведо. Этот Змей — главный и обязательный элемент во всех таинствах вуду, потому что он есть начало и конец всех вещей; Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир; безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому все рано или поздно вернется вновь. Дамбалла — это источник Силы и местонахождение всех лоа. Дамбалла представляет как доброй, так и злой Силой (в зависимости от самого призывающего).

Еще одним известным лоа является Барон Самеди, или Геде. Это — ужасный бог царства мертвых. Известно, что он носит фрак и курит трубку, а потому эти реквизиты заранее приготовлены. Любит Геде и ром, особенно если кинуть в него стручки жгучего перца. Жертва, выбранная Геде, бросается к бутылке и может разом выпить ее до дна.

Вуду имеет свои высокоупорядоченные взгляды в отношении «темной» стороны лоа и людей. Колдунов, использующих черную магию, именуют бокорами, они объединены в тайные общества. Они могут наслать на человека порчу, используя восковую куклу или оживить мертвеца полностью подчинив его себе, наслать на врага и тем самым смертельно запугать его.
Темная сторона таинств вуду получила широкую известность в цивилизованном мире благодаря «зомби». Американские фармацевтические компании заинтересовались методом получения порошка, посредством которого человека можно было приводить в состояние управляемого биологического робота. Были официально обследованы десятки людей, подвергшихся воздействию неизвестного науке препарата, который блокировал определенные участки мозга, отвечающие за жизнедеятельность организма (такие, как сердцебиение, дыхание, кровообращение), но странным образом оставлял нетронутым сознание. В итоге человек как бы умирал, а потом, по истечению некоторого времени, оживал, частично не помня своей прошлой жизни или не помня таковой вообще. По слухам, черные маги вуду могут создавать себе или другому человеку сколько угодно двойников, множество подобий, или «отпечатков». А душу можно попеременно вселять в любое из созданных подобий, остальные при этом действуют как зомби, повинуясь воле хозяина, отыскать которого в толпе двойников просто невозможно. Ещё один способ уничтожения человека с помощью колдовства — это насылание на него духов смерти. Жертва такого воздействия начинает болеть, худеть и чахнуть. Иногда жертва находит более могущественного колдуна, который, разумеется, за деньги изгоняет, в конце концов, злой дух смерти, вошедший в несчастного. Но бывает так, что колдун, наславший духов и изгнавший их — это одно лицо.

В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор — святилище). Лишь некоторые унганы вывешивают над культовыми зданиями драпо — пестрые, расшитые блестками и разноцветными нитями флаги, которые указывают: здесь совершаются церемонии. Религиозные церемонии вуду нередко проходят ночью в чаще влажных тропических лесов.

Основные атрибуты церемоний Вуду: митан (столб — дорога богов) и чёрные свечи. Ритуал всегда начинается с втыкания в землю длинного шеста, служащего своеобразной основой для визуализации Дамбалла. Трое барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии.
Обычно в начале церемонии поётся песня-прошение, обращённая к лоа Легбе: «Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа». Лоа — Легба или Папа Легба, является, по представлениям Вуду, посредником между другими богами и связывает лоа с жрецами унган и мамбо, которые, в свою очередь, доносят ему волю народа через ритуальные танцы и песнопения. Легба — хранитель врат в потусторонний мир. Без его помощи не открыть врата, не добраться до демонов и духов. Поэтому с самого начала церемонии взывают к нему: да распахнутся врата. Людей, одержимых Легбой, видно сразу. Ведь сам он — старый хромец. Вот и люди, кого он взял в оборот, теряют способность нормально двигаться. Их словно парализует; некоторые из них оцепенело лежат на земле не в силах тронуться с места.

Танцуя вокруг шеста, мамбо, вместе со своей помощницей-унси и помощником — ла пласом, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легби и охранителя дома Огуна Феррея, чтобы отогнать от себя и присутствующих злых духов, в которых некоторые авторы видят христианских святых. Танцы проходят под звуки барабанов, уводящих своей монотонностью в транс тех, кто присутствует на них. Из сосуда с жертвенной кровью или непосредственно из кровоточащего обезглавленного тела животного или птицы жрецы смазывают лица всех участвующих в этом сборище. Иногда обезглавливание курицы, которую приносят в жертву, происходит путём откусывания головы зубами под бешеный танец, в состоянии исступления. Всё это дело происходит вокруг пылающего костра, рядом с которым стоит ящик или сосуд, в котором содержится главный объект поклонения — змея (символ Дамбалла).

Похожие публикации