Можно ли есть просфору. Вера православная - просфора-алф

Просфора, Антидор и Артос — как правильно употреблять ? Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности. И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл.9)

Просфора своим происхождениемуходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей - все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи - животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

В конце литургии молящимся раздается антидор - маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти - вместо и ди орон - дар, то есть точный перевод этого слова - вместодарие.

«Антидор, - говорит святой Симеон Солунский, - есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, - как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует отнести в церковь.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Вряд ли найдётся сегодня человек, которому не знакомы такие слова: "хлеб наш насущный". Но к сожалению, далеко не все знают, что они из молитвы «Отче наш», которая подчёркивает особое почтительное отношение к хлебу, предстающему здесь не в качестве тривиального продукта питания, а как символ, означающий все необходимое для поддержания души и тела человека. Одним из таких его воплощений является просвирка церковная.

История возникновения

Просвирка церковная или, как её ещё называют — просфора, представляет собой небольшой круглый хлебец, который используется в церковных таинствах и при поминании в Проскомидии. Его название переводится как "приношение". В первые столетия христианства хлеб и все необходимое для совершения богослужения верующие приносили с собой. Служитель, принимающий все это, включал их имена в особый список, который оглашался после молитв при освящении даров.

Часть приношений, а именно хлеб и вино, использовалось для Причастия, остальное вкушалось братией на вечере или раздавалось верующим. В некотором роде эта традиция сохранилась до наших дней. После богослужения на выходе из храма служители раздают частички просфоры прихожанам.

Позднее слово «просфора» стало применяться только в качестве названия хлеба, который употребляется для совершения литургии. Его стали выпекать специально для этой цели.

Символичность просфоры

Она представляет собой хлеб, который силой Бога меняет свою сущность или, как говорят христиане - пресуществляется в Тело Христово. Происходит это во время совершения в тот момент, когда священник вынутые на проскомидии частички погружает в Чашу, в которой Тело и Кровь Христова, произнося при этом особую молитву.

Круглая форма просфоры не является случайной, она делается такой, выступая символическим выражением вечности Христовой. В дополнение есть и другие, схожие толкования. Многие полагают, что это знак вечной жизни как отдельного человека, так и всего человечества во Христе.

Просвирка церковная состоит из двух частей: верхней и нижней. Это также имеет свой смысл. Собранные вместе две части символизируют особую природу человека, которая предстаёт в единстве двух основ: Божественной и человеческой.

Верхняя часть являет собой духовное начало человека. Его плотское, земное состояние символизирует нижняя, которую имеет просвирка церковная.

Фото позволяет разглядеть на верхней её части печать, состоящую из креста и надписи. Последняя в переводе с греческого знаменует победу Иисуса Христа.

Рецепт просвирок церковных

Для приготовления просфоры берут лучшую пшеничную муку 1,2 кг. Для замешивания теста одну ее треть следует высыпать в глубокую посудину и добавить святой воды. Размешав немного, тесто обдают кипятком. Делают это для крепости и сладости просфоры.

Чуть позже в остывшую смесь добавляют немного соли, разведённой святой водой, и 25 грамм дрожжей. Все это перемешивается и выдерживается около получаса. В поднявшееся тесто высыпают оставшиеся две трети муки и хорошенько вымешивают. Затем снова оставляют на полчаса, давая возможность подойти.

Готовое поднявшееся тесто раскатывают, старательно натирая мукой. При помощи формочки делают кружочки: верхние части поменьше, нижние — побольше. После этого, подготовленные части накрывают влажной тканью, на которую кладут сухую, и так оставляют на полчаса.

Далее на верхнюю часть ставится печать, ее соединяют с нижней, смачивая соприкасающиеся поверхности тёплой водой. Сформированную просфору прокалывают иглой в нескольких местах, ставят на противень, затем в духовку, где выпекают 15-20 минут.

Готовые просвирки выкладывают на стол и укутывают, покрывая сначала сухой, затем влажной и снова сухой тканью, и дают им часок отдохнуть. Затем укладывают в специальные корзины.

В самом рецепте тоже заложен особый смысл. Мука и вода символизируют плоть человеческую, а дрожжи и святая вода - его душу. Все это неразрывно связано, и в то же время каждая составляющая имеет своё значение. Святая вода - Божья благодать, дарованная человеку. Дрожжи являют собой символ Духа Святого, который своей животворящей силой даёт жизнь.

Как и когда можно употреблять просфору

Всякий, кто посещает церковь, знает, когда едят просвирки церковные. Происходит это после первой Литургии, если в этот день верующий причащается, то немного раньше - после Евхаристии. Вкушают этот священный хлебушек с особым чувством - смиренно и благоговейно. Делать это следует до приёма пищи.

Всякому верующему полезно начинать свой день с пития святой воды и вкушения просфоры. Для этого необходимо расстелить чистую скатерть или салфетку. На ней приготовить освящённую Богом трапезу, состоящую из просфоры и святой воды. Перед тем как употребить их, непременно нужно сотворить молитву, которая произносится специально для этого случая. Просвирка церковная вкушается над тарелкой или листом бумаги. Делается это для того, чтобы её крошки не упали на пол и не были попраны.

Для церковных ритуалов и действий используется специальный хлеб — просфора. Это церковное изделие состоит из 2 частей, которые изготавливаются не зависимо друг от друга из дрожжевого теста, а позднее соединяются в единое целое. Просфора является символом людского естества, состоящего из миллионов частиц, аналогично тому, как мир состоит из миллионов людей.

Одна из частей просфоры, а именно нижняя, символизирует плотскую часть человека. Верхняя часть, та, на которой крест и надпись «победа» на греческом языке, есть духовным началом человека.

Изготовление просфоры

Для изготовлении просфоры обязательно используется:
— святая вода, на которой замешивают тесто;
— дрожжи для выпекания;
— мука;
— соль.

Святая вода — это Божья благодать, а дрожжи, используемые для выпечки, есть символом Святого Духа, что дает жизнь всему живому на Земле. Для службы обязательны только свежие просфоры. Молитвы с черствым хлебом приравниваются к тяжкому греху. Форма просфоры в виде круга — символ вечности Спасителя, давшего жизнь всем людям, а также Его вечной жизни. Выпекают просфоры те, кто не состоит и никогда не состоял в браке или же те, кто вступал в него 1 раз. Просфору можно получить в храме по окончанию литургии, после подаяния записки «О здравии» или «За упокой». Все имена, записанные в списке будут прочтены во время литургии и из просфоры будет вынута ее частица. По окончанию литургии всем присутствующим выдаются части просфоры, которую нужно принимать с благоговением, скрестив ладони, при это правая рука должна быть поверх левой. А руку священника, дающего просфору необходимо поцеловать. Антидор (часть просфоры) необходимо съесть там же в храме натощак.

Что нужно знать об употреблении просфоры

Придя домой из храма нужно приготовить чистую скатерть, на которую следует положить просфору и поставить святую воду. Перед едой обязательно прочтите молитву и поблагодарите Господа за Его милость. Есть просфору нужно над тарелкой или чистым листом бумаги, дабы ни малейшая крошка не упала на стол или на пол.
Просфору нужно принимать со страхом и смирением, так как это святой небесный хлеб. Просфору следует резать специальным ножом, отведенным для этих целей. Использовать кухонный нож категорически не рекомендуется и даже запрещается. Нож, отведенный для просфоры, должен храниться отдельно от других столовых приборов в чистом месте.


Когда вы подаете записки в свечной лавке, служитель спросит (либо ожидает, что вы скажете), какой именно род поминовения вы предполагаете. Чаще всего подают «записки на проскомидию». И за этой простой запиской...



После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода...


Часто раздают просфоры. Это маленький пресный хлеб, который считается настоящей святыней. К нему следует относиться очень бережно и следить за тем, чтобы он не испортился. Обычно его вкушают во время причастия . Кроме этого, необходимо знать некоторые правила его употребления.

Просфора - что это и для чего нужно

Просфора - это маленький хлеб, который имеет круглую форму. Готовится он из пшеничного теста , которое замешивается на святой воде. Об этом угощении известно несколько фактов:

  • слово «просфора» переводится с греческого языка как «приношение»;
  • кроме дрожжей и соли, в такую выпечку не вносятся никакие добавки;
  • в православной церкви считается, что такая выпечка состоит из двух частей, которые символизируют слияние человеческой и божественной сущности, соединившихся в Иисусе Христе;
  • сверху на просвире имеется печать в форме креста, которые имеют равные стороны. По углам присутствуют буквы IС ХС NI K. А. Подобная надпись имеет значение «Иисус Христос побеждает», а печать является олицетворением невидимой печати образа Господа;
  • изображает просфора хлеб Тайной Вечери , который Иисус разделял между учениками.

Формы церковного хлебца

Просвирка церковная бывает нескольких форм. Их различают пять видов по печатям для просфор:

  • Агничная. Такое изделие имеет большой размер с крестом. Из него специальным ножом вырезают агнец - хлеб, который имеет форму куба. В то время, когда проходит литургия , агнец становится истинным телом Христа. Ту часть, которая была не использована, называют антидором. После службы её раздают верующим .
  • Богородичная. На таком хлебце присутствует печать «Мария» или образ Богоматери. Когда проходит проскомидия, из верхней части вынимают часть, имеющую форму треугольника. Она кладётся на специальное блюдо рядом с агнцем.
  • Девятичинная. Такая просвирка посвящается всем святым, и во время службы из неё вынимают девять частей.
  • Заздравная. Из такой выпечки вынимают две части за всех, кто участвует в литургии.
  • Заупокойная. Из этой берут только одну часть сверху за всех упокоенных верующих.

Кроме этих видов, существует ещё несколько особых видов. Это артос - хлебец, который освящают в Пасхальную ночь. В это время священнослужитель просит у Бога благословения и помощи в исцелении недугов. Этот вид просфоры на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат. В субботний день его разделяют на маленькие части и раздают верующим прихожанам. Артос является символом воскрешения Иисуса Христа и должен напоминать о его нахождении на земле.

Употребление церковного хлеба

Имеется несколько правил насчет просфоры. Как употреблять её, необходимо знать всем верующим. В первую очередь делается это натощак в утреннее время. Рекомендуют первым делом расстелить на столе чистую салфетку и поставить уже на неё хлеб и немного воды. Когда хлебец вкушается дома, перед его употреблением следует прочитать специально предназначенную для таких случаев молитву . Необходимо есть хлебец над тарелкой и следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Не употребляют просвирку и на кладбищах. Также нельзя раскрашивать её там.

Чтобы разрезать священный хлеб, в храмах используется специально предназначенный для этого нож. Его называют копие. Он представляет из себя нож, который имеет наконечник в форме копья . Такой нож не хранится рядом с другими столовыми приборами. Священнослужители не рекомендуют разрезать просфоры обычным кухонным столовым прибором.



Принято считать, что прочтение молитвы перед тем, как съесть священный хлеб и выпить святую воду, приводит к освящению тела и духа и помогает ограждению от нечистой силы. Просфору, разделённую на части, выносят в конце богослужения, в это время прихожане должны сложить ладони крестом. При этом правая ладонь должна накрывать левую. После передачи хлебца следует целовать руку священника. После того как он будет принесён домой, его следует положить на чистую салфетку. Перед употреблением святой воды с просвиркой нужно прочесть молитву .

Если просфора заплесневела или испортилась

Иногда принесённый домой священный хлеб может засохнуть или заплесневеть. Верующим необходимо знать, что с ним делать и как правильно поступить. С засохшим хлебом можно поступить очень просто - следует его размочить, используя при этом святую воду, и съесть его. Хранится такое церковное угощение в том уголке, в котором стоят иконы. При длительном хранении лучше положить его в бумажный пакет.

Если просфора заплесневела - что делать? Это в первую очередь считают результатом небрежного обращения со святыней. Поэтому священнослужители считают это за грех и рекомендуют исповедаться. С заплесневевшим хлебцем поступают так же, как и с другими святынями, которые необходимо подвергнуть уничтожению. Поступить можно следующим образом:

  • закопать в том месте, где не ходят люди;
  • пустить по реке. При этом необходимо проследить за тем, чтобы она не пристала к берегу (можно её измельчить либо привязать к камню);
  • если хлебец испортился, то можно отнести его в церковь, где его сожгут;
  • священнослужителями разрешается измельчить хлеб и дать его птицам, однако бросать при этом крошки на землю запрещается, рекомендуется класть их на дощечку. Давать животным просфоры запрещено.
Строка поиска: просфора

Найдено записей : 9

Здравствуйте, батюшки! Мне дали антидор из женского монастыря, сказали, употреблять строго натощак со святой водой, но не очень часто, при этом произносить молитву (но не ту, которая произносится при принятии святой воды и просфоры). Молитву я, к сожалению, забыла, переспросить в ближайшие 2 недели не смогу. Что делать? И можно ли вообще употреблять антидор мирянам дома? Ведь это, как я понимаю, служебная просфора? Простите за такой вопрос! Спаси Господи!

Виктория

Да, Виктория, мирянам антидор употреблять можно, а молитву при этом можете все же читать ту, которая читается на принятие обычной просфоры, в этом нет ничего предосудительного. Храни Вас Бог!

игумен Никон (Головко)

Батюшка я по субботам в церкви покупаю просфору, и я знаю, что ее нужно разрезать на части и сушить, чтобы не испортилась. Просфора, когда засохнет, становится жесткой. Скажите, можно перед тем как есть, размочить ее в воде?

Андрей

Андрей, так и делается. Просфору или антидор разрезают, а перед тем как их съесть, если они засохли, размачивают в Святой воде.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, какую молитвы надо читать перед принятием Святой воды? В молитвослове есть молитва "На принятие просфоры и Святой воды", можно ли ее читать перед принятием только воды, без просфоры? На сайтах видел, что слово "просфора" в молитве "Перед принятием Святой воды" опускается; скажите, как правильно? Спасибо!

Андрей

Андрей, когда мы принимаем святую воду и просфору, то читаем молитву, а если принимать одну святую воду без просфоры, то слово «просфора» можно опускать в молитве. Зачем молиться о том, чего не будем делать?

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, благословите! Подскажите, что можно сделать с просфорой, если она заплесневела или засохла? Cпаси Вас Бог!.

Алексий

Алексий, если просфора засохла, то ее вполне можно вновь сделать мягкой с помощью воды и употребить в пищу, как и подобает. Если же просфора заплесневела, то придется поступить с нею так, как принято поступать со святыней, которую в силу необходимости нужно подвергнуть уничтожению: сжечь, либо закопать в непопираемом месте (т. е. таком, куда не будут наступать люди), либо опустить в проточную воду, в реку (но ни в коем случае не в канализацию!).

игумен Никон (Головко)

Добрый день! У меня просфора дома заплесневела. Что с ней делать?

Анна

Ее нужно выбросить в непопираемое место. Обычно такие специальные места есть при храмах; можно также в сухой колодец или в чистую реку.

диакон Илия Кокин

В чем смысл и значение приема просфоры? Как правильно принимать ее?

Татьяна

Значение вкушения просфоры в том, что через это мы приобщаемся к святыне. Просфора участвует в Литургии, ее частица, вынутая за спасение человека, погружается в Кровь Христову со словами "Помяни Господи принесших и ихже ради принесоша", т.е. и тех, кто молился, и тех, за кого молились. Вкушать просфору надо с молитвой: и натощак, можно запивать святой водой.

диакон Илия Кокин

Добрый день батюшка. Не могли бы Вы мне помочь и ответить на вопрос: проходил обряд причащения, после причащения, когда все уходили, каждому давали хлеб, в форме кекса. Хотел узнать, что с ним делать, можно ли его есть или нужно в какой-то определенный день есть? Заранее большое Вам спасибо.

Уважаемый Лев, «хлеб в форме кекса» - это святая просфора, церковный хлеб из которого вынимаются частички о живых и умерших, которые погружаются потом в чашу с причастием (Телом и Кровью Христовыми). Просфору нужно есть натощак с утра после того, как Вы прочитаете утренние молитвы.

Прошу прощения за такой деликатный вопрос. Я недавно интересуюсь религией, много не знаю, не понимаю. Так вот: 1) можно ли посещать церковь во время месячных? Кто-то говорит можно, кто нельзя. А если случилось что-то чрезвычайное - кто-нибудь умер и нужно в церковь на отпевание?! Как быть с большими праздниками (Пасха, Рождество), ведь они бывают раз в год. И иногда случается так, что эти дни из года в год выпадают на праздники. Как быть с такими событиями, как венчание, крещение, паломническая поездка? Их трудно планировать в зависимости от критических дней, тем более если ты только приглашенный (свидетель, крестный), да и как ни планируй, начаться они могут неожиданно и тогда нужно все отменять?! А иногда по состоянию здоровья месячные у женщины могут не прекращаться очень и очень долго. Поэтому прошу подробнее объяснить что можно, что нельзя и почему. Можно в эти дни ходить в церковь, пользоваться святым маслом, пить святую воду, прикасаться к иконам, просфорам, зажигать свечи, лампаду (как в храме так и дома), читать Библию, Евангелие, молитвослов, можно вообще просто молиться дома перед иконами, можно участвовать в Таинствах - причащение, исповедь, и т.д. 2) И еще: когда просто молишься дома перед иконами, нужно покрывать голову? Это просто отдельный вопрос, не зависимости от критических дней. 3) А беременным в церковь можно? Заранее спасибо.

Елена

Относительно первого вопроса отсылаю Вас к весьма обстоятельной статье, в которой на примере древних святоотеческих текстов и канонов показано, что все запреты, связанные с этой проблемой, возникли в Церкви достаточно поздно, и по существу не имеют серьезных причин: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1319/ И все же Вам следует взять благословение у священника Вашего храма, т.к. единого мнения на данный вопрос не существует. Для беременных же нет никаких причин уклоняться от посещения церкви - беременность не скверна, а благословение Божие, так что будущим мамам наоборот стоит почаще бывать в храме и причащаться. Что касается покрова на голове во время молитвы, то слова апостола Павла, в которых это предписывается, относятся только к замужним женщинам: «Жена должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов» (). Хотя, если честно, причины, по которым апостол дает такое предписание, лежат вне поля христианского учения и восходят к ветхозаветным талмудическим преданиям, но такова многовековая традиция.

Молитв перед Причащением , (совершается накануне или непосредственно перед Причастием), приход в храм с утра натощак (после полуночи ничего не едим и не пьем). Также, рекомендуется то, чтобы евхаристический опыт был регулярным, то есть в этом опыте нам нужно стараться укрепляться и возрастать. Для этого начните регулярно Причащаться - хотя бы не реже, чем раз в месяц. Что касается духовника, то он обретается опытно. Если будете регулярно исповедоваться и Причащаться, то присмотритесь к священникам в том храме, куда Вам будет удобно ходить. Возможно, кто-либо из них сможет быть Вашим духовником. Помощи Божией!

Похожие публикации