Моторная или парусная яхта? Парусный экстрим.

Отдых на яхте - недешевое удовольствие. Каждый мечтает иметь у себя такой островок спасения, на котором можно уплыть далеко от повседневных проблем и просто отдохнуть. Но такое хобби, помимо больших материальных затрат и времени, требует еще немалых навыков. Без знания устройства яхты далеко не уплывешь. Моряки - народ довольно-таки изобретательный. Они придумали свое название каждому элементу. Поэтому надо также ознакомиться и со специальной терминологией. В этой статье можно найти много полезной информации по устройству яхты и другим важным моментам.

Характеристики

Плавательные средства должны отличаться друг от друга. Классы яхт определяются в зависимости от того, какие у них характеристики. Они могут существенно отличаться друг от друга. Самыми значимыми характеристиками можно считать:

  • Длину . От нее зависят ходовые качества судна. Чем оно длиннее, тем быстрее может двигаться. Это особенно актуально для спортивных яхт.
  • Ширину . Этот фактор влияет на скорость и устойчивость. Чем шире судно, тем спокойнее оно ведет себя на воде и медленнее двигается (из-за большого сопротивления воды). Широкие яхты, как правило, делаются для прогулок по морю и океану, так как в таких местах могут возникнуть высокие волны.
  • Осадку . Яхты с маленькой осадкой хуже лавируют. Также у них меньше остойчивость - способность противостоять крену и возвращаться в былое положение.
  • Высоту борта . Она важна для тех плавательных средств, которые выходят в море. Чем выше борт, тем большие волны он может выдержать.
  • Водоизмещение . Яхты с большим показателем лучше справляются с неприятными погодными условиями, но из-за их тяжести они менее манёвренные.
  • Парусность . Влияет на скорость передвижения. Чем она выше, тем больше судно получает энергии от ветра, поэтому движется быстрее.

Классификация по наличию паруса

Яхты различаются между собой по нескольким признакам. Основным считается наличие или отсутствие паруса. Если его нет, то такая яхта передвигается за счет двигателя и называется моторной. Есть еще кое-что среднее между ними. Такая яхта имеет парус, но в случае чего может воспользоваться дополнительной силой двигателя.

По назначению

Делятся на гоночные и крейсерские. Первый тип предназначен для спортивных состязаний. Они обязательно должны соответствовать определенным стандартам. Главные их характеристики - парусность и вес. От этого зависит максимально возможная скорость. У такой яхты нет ничего лишнего. Поэтому комфортной ее вряд ли назовешь. Гоночные модели нужны только для преодоления дистанций на максимальной скорости.

Крейсерские яхты - это совсем другое дело. Они созданы для прогулок с большим комфортом. Они оборудованы всем необходимым для хорошего отдыха. Крейсерские яхты могут вмещать в себя достаточно много людей. На ней можно жить не один день. Современные судна, оснащенные мощным мотором, могут развивать неплохую скорость. Так что на таких моделях тоже можно прокатиться с ветерком.

Для длительных кругосветных путешествий лучше всего подойдут гоночно-крейсеркие яхты. У них есть минимальный набор для того, чтобы можно было выжить в море. К тому же они и достаточно быстрые. Именно на таких яхтах проводится «Вольво Оушен Рейс» - знаменитая кругосветная гонка.

По мореходности

Также классифицируют по тому, где плавают судна. Бывают морские и речные яхты. Они отличаются друг от друга конструкцией. Плавательные средства, рассчитанные для передвижения в море, должны быть более устойчивыми к внешним воздействиям, так как там бывают сильные штормы. Поэтому их конструкция обычно шире, а осадка больше, чем у пресноводных яхт. Для последних не нужна такая хорошая устойчивость.

По типу корпуса

Стандартные модели - это однокорпусные судна. Но помимо них есть еще катамараны и тримараны. Последние обладают своими качествами, помогающими при длительных плаваниях.

Конструкция яхты

Основной частью каждого плавательного средства является корпус. Он делится на 3 части:

  • Носовую.
  • Мидель.
  • Кормовую.

Одна из немаловажных частей корпуса - это киль. На его конце всегда находится бульб. Это специальное утолщение, где находится основной вес киля. Он нужен для того, чтобы центр тяжести был как можно ниже. Так судно становится более остойчивым. Чем больше и тяжелее киль, тем лучше яхта справляется с внешними воздействиями. Никогда не стоит о нем забывать, потому что им можно сесть на мель.

Также под водой помимо киля есть еще и перо руля. Это важный элемент устройства яхты, потому что с помощью него происходит управление. Сам штурвал связан с балером и головкой руля. Через них передается усилие на перо руля, и яхта поворачивает.

Верхняя часть корпуса

Первое, на что обращают внимание, называется палубой яхты. Это такая горизонтальная поверхность, которая разграничивает верхнее и внутреннее пространство. Их может быть несколько. Их задача - делить пространство внутри яхты. Есть несколько видов: жилая, батарейная, грузовая палуба. Каждая может быть предназначена для разных целей.

Верхняя палуба должна полностью покрывать всю верхнюю часть яхты. Она служит водонепроницаемым барьером. Она важна для прочности корабля. На палубе находится очень много важных элементов устройства яхты. С ними также надо ознакомиться.

В самом начале находится носовой рейлинг. Это один из элементов ограждения, присутствующий на яхте. Это жесткая конструкция, сделанная из металла. От него вдоль всего корпуса идут леера. Это тоже элемент ограждения. Но только они сделаны из железного троса. Во время шторма к ним обычно крепится страховка. Заканчивается все кормовым рейлингом.

На палубе есть люки. Они ведут внутрь яхты. Через них можно попасть на нижнюю палубу. При сильном ветре и волнах их задраивают, поэтому вода не может попасть внутрь.

Большая надстройка, которую можно сразу же заметить, называется рубкой. Там расположены различные приборы, которые составляют систему управления и навигации корабля. Для хорошего обзора там установлены иллюминаторы.

Палуба - это просто верхняя часть корабля. А то место, по которому именно ходят люди, называется потопчина. Она обычно делается из дерева или металла. Часто ее покрывают специальным нескользящим покрытием.

Одно из самых важных мест в верхней части корпуса - это кокпит. Сюда попадают люди, как только поднимаются по трапу на борт. Это то место, где находятся пассажиры и члены экипажа. Там же и находится пост рулевого вместе со штурвалом.

Парусное вооружение

Благодаря такому устройству яхта может передвигаться только на силе ветра и без помощи мотора. Здесь очень много всяких мелочей и прочих нюансов. Устройство парусной яхты довольно-таки сложное. Поэтому в нем надо хорошенько разобраться. Эта система состоит из нескольких частей:

  • Парусов.
  • Рангоута.
  • Такелажа.

Обычно применяется бермудский тип. Это когда спереди и сзади крепятся два треугольных паруса. Они называются стаксель и грот. Основным элементом устройства парусной яхты является рангоут. Это система, которая в совокупности создает каркас и основу крепления для парусов. Одной из частей рангоута является мачта. Также к нему относятся листы, краспицы, гик и другое. Вершина мачты называется топом. Нижний, в свою очередь, шпором. Заканчивается он в килевой части корабля и опирается на степс.

Такелаж - это все снасти, которые крепятся к рангоуту. Благодаря им проводится управление парусами. Среди них есть элементы движущиеся и стоячие (которые просто закреплены).

Моторные яхты

У такого вида плавательных средств нет парусного оснащения. Они передвигаются за счет энергии двигателей. Такой вид яхт самый дорогой. Предназначен он для элиты. И это не просто так. Моторные яхты имеют некоторые свои положительные стороны, которые делают их более привлекательными.

Первое, что хотелось бы отметить, это скорость. Все-таки мощность у двигателя намного больше, чем у ветра. Поэтому такие модели будут более быстроходными. Если нужно быстро преодолеть большое расстояние на воде или просто прокатиться «с ветерком», то моторные судна будут предпочтительными. Современные яхты могут развивать скорость до 40 морских миль в час. Довольно-таки неплохо, если считать, что это приблизительно 70 километров в час.

Моторные яхты снимаются в аренду или покупаются вип-персонами. Поэтому чаще всего они идут вместе с профессиональным персоналом, который гарантирует качественное обслуживание и безопасность на яхте.

Еще одним плюсом считается комфорт, который присущ только данному классу. У яхт с двигателями чаще всего есть специальные стабилизаторы, которые не дают судну так сильно раскачиваться. А это значит, что качка будет не так заметна.

Мега-яхты

Человек всегда стремился к большему. Яхты - не исключение. Своим стремлением инженеры смогли создать мега-яхты. Ежегодно такие судна награждаются премией «Нептун». Чтобы попасть в нее, они должны быть размером не менее 30 метров в длину.

Самая большая яхта носит гордое имя «Аззам». Она имеет длину 180 метров. Ее стоимость - 609 миллионов долларов. Несмотря на ее колоссальные размеры, она может двигаться со скоростью до 30 узлов. А это для такой громадины немало.

До того как создали «Аззам», яхта «Эклипс» известного предпринимателя Романа Абрамовича была Ее размер - 162,5 метра. Она обошлась владельцу почти в 800 миллионов долларов. Это одна из самых дорогих яхт в мире.

Третье место в списке занимает «Дубай». Ее длина составляет 160 метров, а цена - 350 миллионов долларов.

Самый быстрый парусник в мире April 25th, 2013

И хотя парусные суда переживают в наше время период серьезного упадка, все равно появляются новые разработки в этой области, которые позволяют современным парусникам быть быстрее, выше и сильнее своих предшественников. В качестве примера можно привести «летающее» судно Hydroptere самый быстрый парусник в мире !

Пару лет назад мир всколыхнул проект яхты Octuri Wind Powered Yacht , которая, расправив крылья-паруса, может превратиться в самолет и взлететь над водой. Конечно, это лишь фантазии дизайнеров, и в реальности подобное судно так и не появилось. Чего не скажешь про другой летающий корабль – парусник Hydroptere.

Hydroptere создан группой французских инженеров для того, чтобы показать отличные перспективы парусных средств передвижения по воде. Ведь этот парусник может разгоняться до скорости 55,5 узлов, что равно 103 километра в час.

При этом он не плывет по воде, а парит над ней. Чем больше парусник Hydroptere набирает скорость, тем выше он поднимается над поверхностью на подводных крыльях. В итоге площадь соприкосновения корпуса с водой сокращается до минимальных двух квадратных метров.

Летающий парусник Hydroptere с момента своего создания регулярно бьет очередные рекорды скорости как на коротких дистанциях, так и на длинных. Новая цель для этого судна – как можно быстрее преодолеть расстояние между Лос-Анджелесом и Гонолулу, столицей Гавайских островов.

Стоит ли говорить, что на Hydroptere нет ни электрического мотора, ни двигателя внутреннего сгорания? Единственная сила, которая движет его вперед – это ветер. И само существование Hydroptere является наглядной демонстрацией того, что паруса не стоит отправлять на свалку истории – у них вполне может быть не только великое прошлое, но и большое будущее!

Не плавать, а скользить. Погоня за скоростью – прежде всего борьба с сопротивлением, для уменьшения которого конструкторы пытались делать корпус предельно узким. По мере увеличения скорости, как известно, растет сопротивление водной среды, и в какой-то момент корпус «упирается» в свой теоретический максимум, выше которого скорость поднять невозможно в принципе, и Crossbow II подобрался к пределу вплотную.

Однако в 1986 году Паскаль Мака на Канарах побил этот рекорд. И главное, на чем – на обычной доске с парусом, виндсерфинге. Несмотря на кажущуюся простоту, в некотором смысле виндсерф – идеальный парусник, из которого убрали все лишнее, оставив только мачту, парус и маленький глиссирующий корпус. Главное слово тут – «глиссирующий», то есть скользящий по поверхности воды. В водномоторном спорте глиссеры давно уже стали привычным явлением, но вот заставить глиссировать парусник до виндсерфа никому не удавалось – он просто переворачивался.

Новая технология сразу выстрелила ворохом рекордов – уже через два года Эрик Беале преодолел планку в 40 узлов, и почти каждый год кто-то поднимал ее, мало-помалу подбираясь к заветным 50 узлам. Виндсерферы для заездов на скорость даже построили на юге Франции специальный канал, который в шутку прозвали French Trench. Парусники, казалось, все окончательно списали со счетов.

«Главный принцип – это не плавать по воде, а летать – вот это и есть наша давняя мечта, – говорил Эрик Табарли. – Мы должны забыть о законах Архимеда, если хотим достичь бешеных скоростей».

Ветер в голове. Но тут в дело вмешался безбашенный австралиец Саймон Маккеон, придумавший, как заставить глиссировать свой гоночный тримаран Yellow Pages Endeavour. Три плоских поплавка образовывали треугольник, мешая опрокидыванию, а вместо паруса Маккеон применил крыло. На полной скорости воды касались всего два поплавка, а третий, с двумя членами экипажа внутри, поднимался в воздух.

Положа руку на сердце, признаемся, что на классический парусник Yellow Pages Endeavour походил еще меньше, чем виндсерф, но, тем не менее, яхтенное сообщество радостно приняло его в свои объятия.

И вот в октябре 1993 года Yellow Pages Endeavour под управлением Саймона Маккеона принес всемирную славу маленькому пляжу Сэнди-Пойнт в родной Австралии, развив скорость 46,52 узла (86,15 километра в час) и установив новый мировой рекорд. Ура! Парусники вернули себе пальму первенства. В течение целых одиннадцати лет никто ни на чем не мог превзойти этот рекорд.

Места. Для достижения высокой скорости на водной глади нужно парадоксальное сочетание ровного и сильного ветра и «плоской» воды, то есть полное отсутствие волн. Кроме того, необходимо, чтобы ветер дул под углом 120–140 градусов к кромке пляжа, а на дне не должно быть рифов или крупных камней. В поисках подходящих условий рекордсмены и их команды готовы колесить по всему миру и годами жить в непролазной глуши, тестируя и совершенствуя свои аппараты.

По числу парусных рекордов первое место держит юг Франции, точнее специально построенный недалеко от Марселя канал Сан-Мари, названный в честь одноименного городка: 30-метровая полоса воды длиной чуть более километра протянулась вдоль низкого берега Лионского залива. С ноября по апрель в этих краях дует мистраль – холодный сухой ветер, развивающий скорость до 40 узлов. Именно здесь в 2004 году Финиан Мейнард вернул рекорд виндсерфингу, разогнавшись до 46,8 узла. После чего его достижение еще пару раз улучшали в этом же канале, вплотную подойдя к 50 узлам.

Место действительно оказалось рекордным – неподалеку от Марселя в 2009 году гигантский океанский тримаран на подводных крыльях Hydroptere преодолел рекорд в 50 узлов, пройдя 500 метров со скоростью 51,36 узла.

Летящий на крыльях. Самый амбициозный проект в скоростном парусном спорте, Hydroptere, зародился в далеком 1975 году, когда группа авиационных инженеров смогла убедить Эрика Табарли, легенду французского паруса, в перспективности гоночной яхты на подводных крыльях. Почти через десять лет после начала разработок тримаран был спущен на воду.

Hydroptere опередил время, и это обстоятельство сыграло с его создателями злую шутку: даже самые совершенные материалы той эпохи не удовлетворяли требованиям по прочности.

Поперечные балки, выполненные из титана, не выдерживали нагрузок и вибраций. Проблему не смогли решить даже подпорки с гидравлическими амортизаторами. Ситуацию удалось спасти, только когда в конструкции стали широко применяться композитные материалы. Ни одна автоматическая система, если верить легенде, не справлялась с выравниванием строптивого аппарата, и тогда пришлось установить урезанный автопилот от боевого истребителя «Мираж». Многие конструкторы, создававшие Hydroptere, до этого действительно разрабатывали боевые истребители.

«Главный принцип – это не плавать по воде, а летать – вот это и есть наша давняя мечта, – говорил Эрик Табарли. – Мы должны забыть о законах Архимеда, если хотим достичь бешеных скоростей. Надо извлечь лодку из воды и преодолеть гидродинамическое сопротивление. Чем выше скорость, тем больше увеличивается подъемная сила – принцип работы прост и основан на том же законе, который позволяет самолетам взлетать. Концепция совершенно логична, но действующие силы таковы, что воплотить ее было невозможно до появления новых высокотехнологичных материалов, таких как углерод и титан, чтобы позволить лететь большой лодке по волнам».

Яхта с антикрылом. Hydroptere побил абсолютный рекорд случайно: он создавался для других рекордов – океанских. Между тем еще двое спортсменов специально готовились к преодолению 50-узловой планки. Первый – это уже известный австралиец Саймон Маккеон с новой версией своего тримарана Yellow Pages. Правда, после рекордного «забега» Hydroptere в 2009 году его энтузиазм поубавился.

У кого с энтузиазмом проблем не возникло, так это у создателей английского рекордного парусника SailRocket. Проект зародился как дипломная работа четырех студентов Университета Саутгемптона в 2003 году. Идея была сумасшедшей до гениальности – парус-крыло должен был создавать не только тягу, но и подъемную силу, отрывая от воды один поплавок. Подводное крыло на корпусе с пилотом (вернее, антикрыло) призвано не поднимать болид над водой, а, наоборот, прижимать его вниз, не давая оторваться от водной глади! Что не всегда удавалось: несколько раз SailRocket взмывала в воздух, как настоящая ракета.

Разработка подводного крыла и жесткого паруса велась в рамках дипломных работ студентов того же университета. С действующей моделью в масштабе 1:5 участники команды отправились на Лондонское бот-шоу в поисках спонсора, готового поддержать молодых конструкторов.

Вместо одной богатой компании, готовой подписывать чеки, они получили длинный список компаний, готовых оказать материальную помощь в натуральной форме. Студенты не догадывались, насколько более полезной окажется именно такое сотрудничество. Конечно, им потребовалось немало терпения, изобретательности и сил. Зато, по оценкам Пола Ларсена, бессменного руководителя проекта, вся затея обошлась им в одну десятую той суммы, которую пришлось бы заплатить, обладай они хоть какими-то денежными ресурсами.

Теперь (2012 ujl) команда сидит в намибийском Уолфиш-Бей в ожидании подходящего ветра и непрерывных попытках побития мирового рекорда. А совсем недалеко от них, в городке Людериц, в специально прорытом 700-метровом канале, лучшие кайтеры мира попробуют обновить этот же рекорд скорости на Luderitz Speed Event-2010. Проект Hydroptere сегодня возглавляет Алан Тебо. Он руководит постройкой океанского рекордсмена Hydroptere Maxi, которому покорится главный мировой парусный рекорд: чудо конструкторской мысли должно совершить кругосветное путешествие менее чем за 40 дней.

Компания AB Yachts - одна из немногих верфей в мире, специализирующихся на постройке яхт с водометными движителями. Причем яхт немаленьких: самая компактная на сегодня модель верфи - AB 58 - имеет 17,7 м в длину, самая крупная - AB 140 - более 40 м! О ней и поговорим, ведь когда скорость более 50 узлов развивает относительно небольшая лодка, это впечатляет, бодрит, но не изумляет. А вот когда то же самое демонстрирует громадная яхта длиной 140 футов и водоизмещением 130 т, тут уже совсем другой интерес, и хочется разобраться в яхте, а не ограничиваться лишь междометиями при разговоре о ней. AB 140 появилась в портфолио верфи в 2008 году, и с тех пор по этому проекту построен не один корпус - как для частного владения, так и для чартера (цена вопроса - около 125 000 евро в неделю без учета налогов), и при этом все яхты разные. При такой длине и водоизмещении яхты строят уже по принципу semi custom, когда компоновка, отделка и оборудование внутри серийного корпуса могут быть такими, как пожелает Его Величество Заказчик. У яхт одного проекта разное расположение и число кают; они различаются двигателями, техническим насыщением, запасом топлива и воды и, конечно, дизайном интерьеров.

Высокая скорость и водометы - далеко не все достоинства этой яхты

Вот лишь один из примеров того, как может выглядеть серийная, но не типовая AB 140.Только сначала все-таки взглянем на силуэт яхты: он многое скажет о том, что находится внутри. Предельно сглаженный, с некрупной надстройкой и небольшим флайбриджем, профиль AB 140 наглядно демонстрирует идею спортивности, реализованную в динамических возможностях яхты. В качестве альтернативы можно изготовить эту лодку вообще без флайбриджа, с открывающейся «крышей» над салоном - именно такой была дебютная модель AB 140. Обратим также внимание на огромные палубные пространства в носу и на корме: «пляжи» подобных размеров редко увидишь на яхтах с такими габаритами. В первую очередь оттого, что на большинстве суперяхт главная палуба вмещает, помимо салона, еще и мастер-каюту. Потому и надстройку делают больше, жертвуя аэродинамикой и урезая площадь носовой зоны отдыха. Стоит заглянуть внутрь, чтобы убедиться: на AB 140 все (или почти все) закрытое пространство главной палубы действительно отдано салону. Выполненный в монохромной серо-коричневой гамме интерьер выглядит достойно; мебель изготовлена из ультралегких композитных материалов и собрана на специальном конструкционном клее, а все вместе вполне гармонирует с агрессивно-спортивным, почти футуристическим внешним дизайном яхты. Хотя на такой лодке было бы странным ожидать краснодеревый ампир, интерьер все-таки ближе к классическому стилю, чем к набирающему обороты популярности современному минимализму. От остальных зон надстройки салон визуально отделяет не доходящая до подволока легкая полупереборка (с проходами по бокам), куда вмонтирован медиацентр с 50-дюймовым экраном. Далее - столовая на 10 персон и приподнятый на подиум пост управления с тремя по отдельности регулируемыми креслами.

С обеих сторон от поста управления есть выходы на палубу - так команде легче перемещаться по лодке, не беспокоя гостей. Там же расположен трап, ведущий вниз, в носовую часть лодки, где находятся камбуз и отсек экипажа. Последний включает четыре каюты (капитану - отдельная), столько же туалетных комнат и столовую для команды.Львиную долю площади главной палубы занимает кормовой кокпит. Тут уместились монументальный лежак, объединенный с диванной секцией, обеденный стол, кресла и барная стойка с высокими табуретами. Вторая, не менее значимая открытая зона отдыха расположена на носу: еще один лежак, диван и стол. Перемещаться между носом и кормой не составит труда, даже когда AB 140 идет полным ходом: у лодки очень высокий фальшборт, дополненный по периметру надежным релингом.Все каюты, включая апартаменты владельца, помещены на нижнюю палубу.

По выбору заказчика число их можно варьировать от трех до пяти. В данном случае мы имеем средний вариант: четыре каюты, а место потенциальной, пятой, занимает тренажерная комната.Расположенная в корме мастер-каюта простирается практически от борта до борта (а это 8 м!). Поэтому здесь без проблем уместились монументальная кровать, обширный диван, секции низких шкафов и еще остается столько места, что впору проводить уроки танцев. Гардеробная и ванная комнаты протянулись также от борта до борта, между каютой и моторным отсеком, и служат дополнительной звукоизоляцией. Впрочем, нужды в этом особой нет, так как за ними находится двойная переборка, заполненная звукопоглощающим материалом. Точно такая же разделяет две гостевые VIP-каюты и отсек экипажа. С этой же целью композитный пол нижней палубы положен на эластичную основу.

В VIP-каютах стоят двуспальные кровати, еще одна гостевая каюта левого борта предлагает раздельные спальные места. Естественно, все каюты оборудованы собственными ванными комнатами.Места для водных игрушек на борту тоже предостаточно: кормовой гараж вмещает два тендера длиной 4,2 и 6,5 м, а также большой гидроцикл; при этом остается еще масса места для всякой «мелочи» вроде вейкбордов, водных лыж и надувных «бананов».Может показаться, что самое интересное в AB 140 - это дизайн, архитектурный и интерьерный. На самом деле, с технической точки зрения яхта получилась не менее достойная и даже по происхождению имеющая некоторое отношение к России.

Интерьеры яхты ближе классическому стилю, чем современному минимализму

При разработке проекта модельные испытания корпуса в масштабе 1:5 проходили в Санкт-Петербурге, в опытовом бассейне ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. Во время испытаний определялись основные динамические характеристики будущего судна, в частности - его поведение на волне при различных курсах по отношению к фронту. Результатом стал весьма остойчивый динамически корпус, которому даже не потребовались стабилизаторы качки. Корпус-«сэндвич» в особенно нагруженных узлах для повышения прочности усилен кевларом; его конструкция, как свидетельствует верфь, обеспечивает хорошую звуко- и виброизоляцию, столь необходимые для высокоскоростной лодки. Настолько хорошую, что на скорости 40 узлов уровень шума в каютах составляет 72 дБ, а при скорости 30 узлов падает до 50 дБ.

Все каюты AB 140, включая каюту владельца, помещены на нижней палубе

Вот мы и добрались до скорости - главного, пожалуй, достоинства AB 140, достижению которой подчинен ряд проектных и технических решений, реализованных на яхте. С тремя двигателями MTU по 2400 л. с. (2450 об/мин) лодка выдает максимальную скорость в 40 узлов; в круизном режиме при скорости 35 узлов она в состоянии пройти без дозаправки примерно 650 миль. Вот так работают корпус, двигатели и водометы (как мы уже знаем, в качестве приводов на яхте стоят именно эти движители).А зачем вообще нужны водометы? Для скорости, маневренности и снижения осадки. На графике, присутствующем во многих учебниках по гидродинамике, показано, что при 50 узлах водомет начинает превосходить по КПД обычный гребной винт, но еще уступает винту суперкавитирующему. На скорости свыше 80 узлов у водомета уже нет конкурентов среди серийных движителей. Однако у каждой лодки свои особенности, и можно предположить, что для AB 140 вторая критическая скорость меньше. Но маневренность со шведскими водометами MJP 650, особенно когда их три, просто великолепная, что особенно важно для лодки большого водоизмещения.

Сглаженный профиль яхты наглядно демонстрирует ее спортивный дух

Теперь осадка. Для сравнения, у 42-метровой AB 140 она такая же, как у глиссирующей стеклопластиковой лодки длиной 15–16 м с гребными валами - всего-то в пределах 1,5 м. Многим владельцам крупных моторных яхт или отдыхающим на них в чартере неинтересно, что находится ниже ватерлинии. Хотя осадка в определенной степени влияет на качество отдыха. Умеренная осадка позволяет заходить в укромные мелководные бухты, где можно купаться, отдав якорь чуть ли не у самого берега. Обычно крупные суда в выборе таких мест ограничены, а потому возможностей найти уединенную стоянку без других яхт и толпы отдыхающих на берегу у них куда меньше. Так что водомет - штука полезная во многих аспектах, особенно когда научишься с ним управляться. Впрочем, если вернуться к скорости как таковой, эти 40 узлов вовсе не являются пределом: проект предусматривает установку на АВ 140 трех еще более мощных двигателей MTU по 3700 л. с., которые, согласно расчетам, должны разогнать яхту до скорости уже 53 узла. Насколько нам известно, такой вариант пока еще не построен, так что у кого-то есть возможность отличиться и стать здесь первым.

Умеренная осадка позволяет легко заходить в укромные мелководные бухты

Только не спрашивайте, зачем ТАКОЙ лодке ТАКАЯ скорость. Это, должно быть, любопытно… При 100 км/ч на небольшом круизере ты мчишься, раскрепившись в кокпите, стиснув зубы и боясь поднять голову над ветровым стеклом, дабы случайный комар на пути не набил тебе на лбу шишку. На лодке водоизмещением 130 тонн ты тоже летишь по волнам с той же скоростью, но вальяжно сидя на диване в кокпите или на флайбридже, да еще с бокалом чего-нибудь вкусного и полезного… Все хорошо, только топливные танки пустеют на тонну с лишним в час, да и море при такой скорости скоро кончится - хоть по кругу катайся! Но если такие лодки строят, значит это кому-нибудь нужно!

Парус - один из древнейших способов передвижения человека по воде. В то же самое время сегодня именно парусные яхты являются главными носителями высоких технологий и двигателями прогресса в яхтенной индустрии. Пять самых поразительных творений яхтенных дизайнеров - в нашем хит-параде.

Cамый быстрый

Детище француза Алена Тиболта - самая быстрая парусная яхта на планете. Тебо придумал и построил ее ради того, чтобы исполнить свою давнюю мечту - обойти вокруг света за 40 дней. Этот парусный тримаран на подводных крыльях построен из карбона и титана.

Благодаря крыльям на определенной скорости корпус яхты поднимается над водой. Чем меньше площадь контакта с водой, тем выше скорость. Hydroptere обгонит не только парусник, но и большинство моторных яхт и даже скоростных катеров. Собственный рекорд тримарана на сегодняшний день - 61 узел (112 км/ч).


Самый роскошный

Венчурный капиталист, живая легенда Силиконовой долины Том Перкинс привык к рискованным проектам. Его 88-метровая яхта Maltese Falcon стала вызовом традиционным технологиям и канонам яхтостроения.

На судне использовано инновационное парусное вооружение DynaRig. Три вращающиеся вокруг своей оси мачты из карбонового волокна несут изогнутые реи, на которых растягиваются паруса. Изменяя угол постановки парусов и их общую площадь, Maltese Falcon подстраивается под любые ветровые условия. При этом все операции с парусами и мачтами осуществляются одним-единственным человеком с помощью пульта управления в рулевой рубке. Сегодня эта роскошная и высокотехнологичная яхта принадлежит уже другому человеку, но по-прежнему привлекает всеобщее внимание везде, где бы ни появилась.



Самый безумный

Повелители могущественного джинна, имя которому нефть, не устают меряться крутизной своих игрушек. Оманские принцы Азиз, Дауд и Хашим, занимающие ключевые позиции в авиакомпании Masqat Airways, желают перемещаться по своим владениям на удивительном гибриде парусной яхты и реактивного самолета.

Проект такого летучего корабля разработан по их заказу дизайнером Йелкеном Октури. Летающая лодка принцев будет иметь длину 46,2 м. Сигарообразный корпус увенчают четыре 40-метровых мачты, несущие 1302 кв.м парусов. При переходе в режим полета мачты опускаются и становятся крыльями.

Пока что этот проект существует лишь в виде макета, и Йелкен Октури не готов сказать, сможет ли однажды его смелое творение подняться в небо. С другой стороны, еще каких-то пять лет назад никто не думал, что в Дубае откроют горнолыжный спуск.



Самый футуристичный

Яхта Ankida от дизайн-бюро Lila-Lou простирает свои паруса-крылья, словно гигантская бабочка. Ее создатели отошли от традиционных канонов парусных яхт, заменив привычные мачты на сложную конструкцию в виде арки, соединенную в одно целое с килем судна. С каждой стороны к арке подвешен поворачивающийся на 180 градусов гик. Таким образом два треугольных паруса могут устанавливаться в любом положении относительно ветра и друг друга, что позволяет яхте двигаться под любым углом к ветру.

Для движения по ветру поднимается большой парус-спинакер, причем благодаря арочной форме мачты его ничто не заслоняет от ветра. Киль яхты автоматически регулируется для оптимального распределения массы в зависимости от положения парусов и кренящего момента, создаваемого ветром. При этом электричество для всех испольнительных механизмов вырабатывает ветряная турбина на вершине мачты-арки.



Самый экологичный

Студия Berret Racoupeau не приемлет компромиссов. Задумав создать экологичный парусник, ее дизайнеры решили, сделать его на 100% «зеленым». Парусный катамаран Code [e] имеет 40 квадратных метров солнечных батарей и две выдвижных вертикальных ветряных турбины. Все вместе они выдают 1100 Вт электроэнергии.

Во время движения под парусом электричество для бортовых систем вырабатывают гидроэлектрогенераторы. Все освещение на борту - cветодидное. Для швартовки и движения в штиль есть гибридный двигатель, обеспечивающий 15 минут автономного хода на батареях. Для того, чтобы как можно меньше пользоваться опреснителем, на катамаране предполагается собирать, фильтровать и очищать дождевую воду. В настоящий момент французские энтузиасты ищут верфь и заказчика, готовых построить такую яхту.



Похожие публикации