Могут ли женщины посещать кладбище (совершать зиярат)? Посещение женщинами кладбищ.

Вопрос: Я похоронила самого мне близкого человека - МАМУ. Мне очень ее не хватает, сильно скучаю по ней, не передать на словах. Вопрос мой такой: можно ли женщине ходить на могилу близких родственников? Так как мне сказали, что женщинам суннитских мазхабов категорически запрещается ходить на кладбище, что сам пророк Мухаммед (да благословит его Аллах) запрещал женщинам ходить на кладбище. Какие есть по этому вопросу хадисы нашего пророка?

Что происходит после смерти? Где они до судного дня? Мама моя часто мне снится. Рядом ли они вообще?

Пожалуйста, ответьте мне на мои вопросы более развернуто. Я с нетерпением буду ждать. Заранее благодарю Вас. Да хранит нас Аллах. (Душанбе, Таджикистан)

Ответ:

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Приносим искренние соболезнования в связи со смертью вашей мамы. Желаем, чтобы Аллах дал ей высшую степень в раю, а родственникам - терпение. Аминь.

Мы понимаем ваши чувства, и они вполне естественны: мама - особенный для каждого человек, и никто не может заменить ее. Тем не менее, перемещение вашей мамы из этой временной жизни в будущую вечную - это решение Аллаха. Поэтому ваше расставание с ней носит временный характер. И, даст Аллах, однажды вы воссоединитесь с ней на том свете так же, как она воссоединилась сейчас с теми любимыми ею людьми, которые покинули этот мир раньше нее.

1) Если говорить о посещении могил, то специалисты по исламскому праву всех четырех мазхабов постановили, что рекомендуемым это действие является для мужчин. (Аль-маусуа аль-фикхия. - Том 24, стр. 88)

لا خلاف بين الفقهاء في أنه تندب للرجال زيارة القبور

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إني كنت نهيتكم عن زيارة القبور فزوروها فإنها تذكركم الآخرة

«Раньше я запрещал вам посещать могилы. Теперь же посещайте их, ведь это напомнит вам о том свете » . (Ахмад. Муснад. - № 1236, передал Али)

Если говорить о посещении могил женщинами, то теологи всех четырех мазхабов не рекомендовали этого делать. Некоторые из них выбирали более жесткую формулировку, говоря о запрете данного действия, другие считали это порицаемым (макрух). В ханафитском и маликитском мазхабах послабление дано очень пожилым женщинам, желающим посетить кладбище. Тем, кто не столь стар, нельзя посещать могилы, поскольку это может повлечь к совместному пребыванию лиц противоположного пола, что нарушит должную атмосферу кладбища.

В энциклопедии «Аль-маусуа аль-фикхия» приводится на данный счет мнение теологов всех четырех мазхабов:

أما النساء، فمذهب الجمهور أنه تكره زيارتهن للقبور

«Что касается женщин, большинство теологов постановили порицаемость посещения ими могил».

(Аль-маусуа аль-фикхия. - Том 24, стр. 88; см. также Радд-уль-Мухтар. - Том 2, стр. 242 (ханафитский мазхаб); Хашият-уд-Дусукы. - Том 1, стр. 422 (маликитский); Аль-Мухаззаб. - Том 1, стр. 258 (шафиитский); Кашаф-уль-Кына. - Том 2, стр. 150 (ханбалитский)).

2) Местом пребывания умершего человека является его могила; он более не относится к этому миру. Хорошему человеку после смерти по утрам и ночам показывают его пристанище в раю. А плохим умершим людям каждое утро и каждую ночь показывают их место в аду.

Как передавал господин Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение) сказал:

إن أحدكم إذا مات عرض عليه مقعده بالغداة والعشي، إن كان من أهل الجنة فمن أهل الجنة، وإن كان من أهل النار فمن أهل النار، يقال: هذا مقعدك، حتى يبعثك الله إليه يوم القيامة

Когда человек умирает, ему по утрам и вечерам показывают его пристанище. Если он - из числа обитателей рая, ему показывают место для тех, кто попадет в рай. Если он - из числа обитателей ада, ему показывают место для тех, кто попадет в ад. Ему скажут: «Это твое пристанище, пока Аллах не воскресит тебя в Судный день». (Муслим. Сахих. - № 2866)

Во многих других сообщениях со слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что после смерти человеку зададут три вопроса:

а) Кто твой Господь?
б) Какова твоя религия?
в) Что ты можешь сказать о Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха)?

Если человек был хорошим в этом мире, верил в Аллаха, он даст верные ответы:

а) мой Господь - Аллах;
б) моя религия - ислам;
в) это Мухаммад, посланник Аллаха.

Вследствие правильных ответов, Аллах скажет ангелам открыть из могилы этого человека окошко в рай. И человек, будучи в могиле, будет наслаждаться благами рая.

Если же человек не был истинным верующим, он не сможет ответить на заданные вопросы и будет в замешательстве говорить: «Ох! Ах! Я не знаю». Из-за этого ему откроют окно из могилы в ад, и он будет мучиться до Судного дня. (Абу Дауд. Сунан; Ахмад. Муснад)

3) Есть немало хадисов, доказывающих, что награда за чтение Корана и добрые дела дойдет до умершего и будет ему полезной, если эти действия будут исполнены от его имени.

Как передавал господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذا مات الإنسان انقطع عنه عمله إلا من ثلاثة إلا من صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له

Когда человек умирает, прекращаются все его дела, за исключением трех:

а) садака-джария (долговечной милостыни),
б) знаний, которыми он поделился, и которые теперь приносят пользу;
в) мольб праведного ребенка за него. (Муслим. Сахих. - № 1631)

В главе «Чтение над умершими» имам Абу Дауд (милость ему Аллаха) передавал сообщение, переданное господином Макалем ибн Ясаром (да будет доволен им Аллах) о следующих словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

اقرؤوا يس على موتاكُم

«Читайте суру «Я-син» над умершими (родственниками)». (Абу Дауд. Сунан. - № 3121)

Шейх Айни (милость ему Аллаха) писал в своем комментарии «Канз-уд-дакаик»:

يصل إلى الميت جميع أنواع البر من صلاة أو صوم أو حج أو صدقة أو ذكر أو غير ذلك

«Награда за все добрые дела (включая намаз, пост, хадж, милостыню, зикр и пр.) приносит пользу умершим». (Рамз-уль-хакаик)

В сборнике «Сахих» Бухари приводится сообщение со слов госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что как-то к Пророку (мир ему благословение Аллаха) пришел человек и спросил:

إن «أمي افتلتت نفسها، ولم توص، وإني أظنها لو تكلمت لتصدقت، فلها أجر إن تصدقت عنها ولي أجر؟

У меня мама умерла неожиданно. Даже завещание оставить не успела. Думаю, если бы у нее была такая возможность, она бы распорядилась о милостыне. Если я раздам от ее имени милостыню, получит ли она за это награду, и я вместе с ней?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

نعم

Да. (Бухари. Сахих. - № 2717)

Это лишь несколько повествований из числа тех многих сообщений, которые говорят о том, что чтение Корана и совершение благих дел от имени вашей мамы принесут ей пользу в могиле. Продолжайте творить добро от ее имени: будь это милостыней, дополнительными постами, добровольными намазами, мольбами к Аллаху о прощении, поминанием Аллаха или чтением Корана. Она получит это в качестве подарков от вас: об этом говорил имам Ибн Кайим (милость ему Аллаха) в книге «Душа» («Ар-рух»).

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта

В праздничные дни после совершения верующие практикуют посещение могил своих родственников, вознося за них дуа. В этой связи необходимо помнить о некоторых правилах поведения на кладбище.

В первые годы пророчества Мухаммад (с.г.в.) запрещал мусульманам посещать места захоронения усопших. Это было связано с тем, что среди окружающих были популярны языческие обряды. Поэтому Посланник Аллаха (с.г.в.) дождался момента, когда верующие познают основы религии и тем самым будет снижена вероятность возвращения людей к традициям джахилии. Спустя некоторое время запрет на посещение могил был им снят. В одном из хадисов говорится: «Ранее я не дозволял вам наносить визиты на кладбище, но отныне я не возражаю против этого» (Муслим, Абу Дауд).

1) Думать об ином мире , т.е. верующему желательно поразмыслить о том, что смерть постигнет каждого. Ведь никому из нас неведомо, сколько ещё суждено прожить. В Судный день душам людей предстоит нести ответ за все свои земные деяния. Поэтому человеку в течение своей жизни следует совершать как можно больше благих и как можно меньше плохих дел, тем самым приблизить себя к Райским садам и отдалиться от Адского пламени. Визиты на кладбище способствуют анализированию мусульманином своей земной жизни. Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Посещайте могилы, так как они – напоминание о мире ином» (Тирмизи).

2) Совершать дуа за усопших. Подтверждением необходимости этого служат слова Посланника Аллаха (с.г.в.), переданные со слов его жены Аиши бинт Абу Бакр (р.а.) и записанные в виде хадиса Ахмадом: «Мне велел Всевышний совершать дуа за них (усопших)». В Пречистой сунне сохранилось множество , которые верующие могут произносить, находясь в местах захоронений.

При этом представители некоторых течений в исламе, например, мутазилиты, полагают, что в совершении дуа за усопших нет никакой необходимости. Свою позицию они аргументируют тем, что человек ответственен лишь за свои поступки, а деяния его родных не смогут ни помочь, ни навредить лично ему.

3) Произнести приветствие. Также мусульманам дозволено приветствовать умерших братьев и сестёр по вере. В одном из хадисов, приводимом в своде Муслима, говорится о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.), войдя на кладбище аль-Баки, поприветствовал всех, кто там был захоронен, словами «Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху!».

Чтение Корана на кладбище

Вопрос о дозволенности чтения Книги Аллаха у могил вызывает разногласия в среде мусульманских учёных. Одни полагают, что такая практика способствует обретению награды как тому, кто читает, так и усопшему. А умершие родственники, находясь в могилах, слышат чтение Корана, следовательно, получают саваб. Для подтверждения этого приводится хадис, в котором отмечается: «Если кто-либо, войдя на кладбище, прочитает , то Всевышний улучшит положение всех, кто покоится в зиярате» Еще одним аргументом в пользу данной позиции может служить другое высказывание Пророка (с.г.в.) со слов Али ибн Абу Талиба (р.а.): «Тому, кто находясь на кладбище 11 раз прочитает суру «Ихлас» и воздаст усопшим, тот обретёт воздаяние равное числу покоящихся» (оба хадиса приводит ан-Наджар).

Однако немало богословов считают практику чтения Священного Текста на кладбищах порицаемым или запретным нововведением. Они называют хадисы, используемые их оппонентами, недостоверными, так как в цепочке передатчиков есть люди, не заслуживающие доверия. А такие учёные, как Навави и Альбани, и вовсе причислили эти хадисы к выдуманным.

Кроме того, противники чтения сур Корана на могилах апеллируют также к Пречистой сунне. В одном из хадисов, приводимом Муслимом, сказано: «Не делайте из своих домов кладбища. Воистину, сатана уходит из того жилища, где читается сура «Корова». По мнению таких богословов, эта цитата служит косвенным подтверждением тому, что в местах захоронения запрещено чтение Книги Аллаха.

Посещение могил женщинами

Относительно допуска женщин на кладбища в среде мусульманских учёных существует три основные точки зрения.

Одни алимы уверены, что слабому полу дозволено это делать наравне с мужчинами, и такое положение закреплено в Благородной сунне. Другие же считают, что женщинам разрешается навещать усопших, но это нежелательное деяние (макрух). Третьи и вовсе относят подобные действия к запретным (харам).

В качестве аргументов «за», как правило, приводят хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.). Основным доказательством берётся следующее его изречение, которое мы цитировали в самом начале статьи: «Ранее я не дозволял вам наносить визиты на кладбище, но отныне я не возражаю против этого» (Муслим, Абу Дауд). Сторонники утверждают, что здесь речь идёт о всех мусульманах вне зависимости от пола. Кроме того, в другом риваяте, приводимом в сводах Ибн Маджи и Хакима, отмечается, что супруга Посланника Всевышнего (с.г.в.) – Аиша (р.а.) была на месте захоронения своего брата – Абдуррахмана ибн Абу Бакра.

Противники уверены, что хадис о дозволенности посещения могил имеет отношение только к мужчинам и не касается женщин. Во-вторых, они приводят следующее высказывание Пророка (с.г.в.): «Господь проклял женщин, регулярно посещающих кладбища» (Тирмизи). Эти слова одни алимы истолковали как нежелательность посещения кладбищ, а другие – как полный запрет.

Однако сторонники утверждают, что данный хадис был ниспослан до полного разрешения посещать могилы, а значит, был им же (Мухаммадом, с.г.в.) и отменён. Некоторые же полагают, что запретность касается лишь обрядов причитания и стенания на могилах, практикуемых во времена джахилии.

Таким образом, вопрос о дозволенности или запретности посещения мест захоронения женщинами остаётся открытым. Тем не менее, большинство учёных придерживаются первой точки зрения.

Добавим, что в непосредственном женщины в исламе участвовать не могут – в этом вопросе богословы единодушны.

Что категорически запрещено делать у могил?

1. Просить помощи у усопшего – вне зависимости от того, кем был последний при жизни. Надеяться и уповать мусульмане могут лишь на Гсопода миров. Придание Ему сотоварищей (ширк), т.е. вера в то, что некое создание, без Его воли, способно помочь или навредить, – это один из страшнейших грехов в исламе. Людей, которые прибегают к ширку, будет ожидать суровое наказание.

2. Совершать молитву (намаз). Заключительный Божийпосланник (с.г.в.) наставлял: «Наихудшие из людей – те, что превращают могилы в места поклонения» (Ахмад, Ибн Хиббан).

3. Устраивать праздники, т.к. Пророк Мухаммад (с.г.в.) напутствовал: «Не совершайте на моей могиле никаких праздников» (Абу Дауд, Ахмад).

4. Ходить по местам захоронений и сидеть на могильных камнях. В одном из хадисов повествуется: «Ступать по обжигающим кожу углям или острию меча для меня было бы проще, чем наступить на могилу верующего» (Ибн Маджа).

5. Справлять нужду в любом её виде. Пророк (с.г.в.) говорил: «Я не вижу разницы (по степени отвратительности) между человеком, справившим нужду на могиле и на рынке» (Ибн Маджа).

6. Чрезмерно громко плакать и издавать громкие звуки, включая стенания. В одном хадисе упоминается: «Усопшего будет ждать наказание в могиле из-за громкого крика оплакивающих его» (Бухари).

7. Делать жертвоприношение, т.е. закалывать жертвенное животное, так как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) увещевал: «Нет места курбану на кладбищах в исламе» (Абу Дауд, Ахмад).

Обсуждение

Сайт 2019-03-03 08:29:54

Здравствуйте. 1. Каких-либо ограничений по количеству нет, но лучше выбрать "золотую середину" и посещать, например, несколько раз в год. В частности, у некоторых мусульманских народов существует практика делать это во время религиозных праздников. 2. Да, вы можете чистить могилу от травы и камышей, но будет лучше если вы сами будете высаживать здесь цветы, о желательности чего сказано в одном из хадисов.

Сайт 2019-02-08 11:42:18

Алейкум ассалам! Сажать какие-либо растения или цветы возле могил дозволено. Что касается просто возложения цветов, то запретного в этом ничего нет, но и большой пользы это действие также не принесет.

Сайт 2018-12-26 18:57:38

Уа алейкум ассалям, уа рахматуллахи, уа баракатух! Ваше намерение облагородить места захоронения чужих Вам людей по своей сути прекрасно и отражает суть ислама. Естественно, мусульманину следует делать благие дела так, чтобы о его причастности к ним остальные не знали (т.е. максимально анонимно). Но на практике подобное часто бывает не реализуемым, т.к. могут оказаться случайные свидетели, в Вашем случае это могут быть камеры видеонаблюдения на кладбище или сторож. Всевышний видит ваши истинные намерения и судит по ним. Постарайтесь выкинуть из головы мысли о том, что делаете это ради какой-то славы - думайте о возможных словах благодарности, дуа в честь "неизвестного анонима" от родственников этих покойных, такое не возбраняется и служит стимулом для совершения людьми добрых дел. И тогда, ин ша Аллах, на Вас не будет греха гордыни.

Сайт 2018-11-17 14:33:55

Карина, здравствуйте! В ношении еды нет никакой необходимости, так как она не принесет пользы и не навредит усопшему. Что касается поминок в классическом смысле, то в исламе такого нет. Здесь лучше совершать дуа и просить у Всевышнего прощения грехов умершего.

Сайт 2018-11-05 21:40:21

Динара, алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух! С посадкой деревьев ситуация аналогичная и их так же дозволено сажать. Что касается хадиса, то действительно он приводится и богословы, опираясь в том числе на него, и вынесли такое решение. Касаемо мольбы, Вы можете читать любые дуа и просить у Всевышнего за себя и своих родных, в том числе усопших. Лучше все-таки это делать после намаза, так как вероятность принятия в это время более высока.

Ислам.Глобал 2018-10-16 22:16:57

Артур, уа алейкум ассалям! Не надо относиться к предметам на кладбище как к чему-то особенному - это просто вещи. Естественно, нельзя наступать на места захоронения, осквернять кладбища, громко кричать, смеяться и т.п., а все, что положено для поддержания чистоты и порядка делать можно, и даже нужно. Поэтому изношенную со временем ограду разрешается заменить, старую сдать в металлолом или если деревянная использовать для растопки. Если принесете для покраски ограды краску, и она осталась, разрешается забрать ее с собой и использовать в хозяйстве некоторые суеверные люди говорят: «Ни в коем случае не забирайте ничего с кладбища»,и советуют банку оставлять в специальной будке для инвентаря, но они заблуждаются. И не забывайте перед каждым действием произносить «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим»

Салих 2018-06-18 07:24:42

Я, нет ничего в этом плохого. Пост вы не нарушили, потому что забывчивость прощается. А посчет того, чтобы есть или не есть ягоды с кладбища, это уже ваш собственный вкус решает. Во времена пророка Мухаммада и не только в его времена, но и сейчас ни о каких ягодах в местах, где погребают людей, и речи не шло. Погребали ведь в пустыне, строго говоря. Поэтому не переживайте.

Сайт 2018-08-30 13:38:21

Молдии, здравствуйте! Да, дозволено. К такому выводу богословы пришли, так как растения занимаются поминанием Всевышнего, а, значит, их посадка на кладбище не противоречит канонам ислама

участвовать нельзя 2018-04-20 14:29:18

Али, Закопать можно т.к. собак и свиней тоже закапывают. Там же как у них обычно - выкопать могилу и уйти, закапывают сами если есть кому иначе просто закапываешь то что положили, остального касаться нельзя иначе участие... вот стеречь можно т.к. они считают это имуществом.

Динар 2018-08-18 07:31:08

Гусман,С именем Аллаха Милостивого, Милосердного Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем: При внимательно изучении Корана можно обнаружить, что там упоминается много вопросов, которые люди задавали Посланнику Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, и на которые Всевышний Аллах ответил им в Своей Книге. Когда Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, спросили о новолуниях, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: “Они определяют промежутки времени для людей и хаджа…”». Сура 2 «Корова», аят 189. Когда люди спросили о расходовании средств, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: “Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом”». Сура 2 «Корова», аят 215. Когда Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, спросили о сражениях в заповедные месяцы, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: “Сражаться в этот месяц - великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей - еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство…”». Сура 2 «Корова», аят 217. Когда люди спросили о вине и азартных играх, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы”. Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: “Излишек”. Так Аллах разъясняет вам знамения, - быть может, вы задумаетесь». Сура 2 «Корова», аят 219. Когда они спросили о воскрешении, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о Часе: “Когда он наступит?” Скажи: “Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления…”». Сура 7 «Преграды», аят 187. Но когда люди спросили Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, о том, как им обращаться к Всевышнему Аллаху и как найти путь к Нему, ответ Всевышнего не был предварён словом «Скажи», в отличие от предыдущих случаев. Этот аят стал объявлением о том, что между Аллахом и Его рабами нет посредников, и что Всевышний Аллах близок к Своим рабам и отвечает им, когда они взывают к Нему и подчиняются Его велениям. Господь величия и славы сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем». Сура 2 «Корова», аят 186. Повелитель верующих ‘Али ибн Абу Талиб мир ему сказал, наставляя своего сына имама аль-Хасана: «И знай, что Тот, в Чьей Руке сокровищницы небес и земли разрешил тебе обращаться к Нему с мольбой и гарантировал тебе ответ, и велел Тебе просить у Него, чтобы даровать тебе, испрашивать у Него прощения, чтобы простить тебя, и Он не поставил между Ним и тобой никого, кто отделял бы Его от тебя, и не вынудил тебя обращаться к кому-то, кто заступился и походатайствовал бы за тебя перед Ним». Сеййид Мухаммад Хусейн ФадлюЛлах написал интересный комментарий в своём тафсире «Мин вахйи-ль-Куран»: «Нет посредников между Господом и Его рабом в обращении к Нему и в мольбах. Устремление к Одному лишь Аллаху с поклонением и испрашиванием помощи, упомянутые в этом аяте: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи», показывает, что человек не нуждается в своей беседе с Аллахом и обращении к нему с просьбами в каком-либо посредничестве, потому что Аллах близок к Своему рабу и не устанавливает преград между Ним и человеком. Сам человек своими действиями отдаляет себя от милости Аллаха и препятствует возвышению своей мольбы до степеней близости к Аллаху. Всевышний Аллах пожелал, чтобы Его рабы обращались к Нему напрямую, чтобы отвечать им, и сообщил им о Своей близости к ним и о том, что Он слышит их слова, даже если они говорят шёпотом, и знает их сокровенные мысли. Всевышний Аллах сказал: “Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем” Сура 2 «Корова», аят 186. Всевышний также сказал: “Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена”Сура 50, «Каф», аят 16». «О те, которые уверовали! не уподобляйтесь тем, которые не веруют…» Коран повествует нам истории древних народов не для развлечения, а для того, чтобы они стали для нас назиданием и мы могли извлечь урок для себя и задуматься, а также осознали, что нельзя поступать так, как поступали они, чтобы нас не постигла такая же участь. Всевышний Аллах поведал верующим историю многобожников, к которым Он направил Своего Посланника Мухаммада, мир и благословение Аллаха ему и его семье, чтобы он открыл им глаза на истину и вытащил их из омута ширка к вере. Всевышний сообщил, что эти язычники признавали, что Всевышний Аллах является Творцом небес и земли, и что Он - Тот Кто выводит живое из мёртвого и распоряжается всем сущим. Всевышний Аллах сказал: «Если ты спросишь их: “Кто сотворил небеса и землю?” - они непременно скажут: “Их сотворил Могущественный, Знающий”». Сура 43 «Украшения», аят 9. Всевышний также сказал: «Скажи: “Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?” Они скажут: “Аллаху”. Скажи: “Неужели вы не помяните назидание?” Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?” Скажи: “В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “До чего же вы обмануты!”». Сура 23 Верующие», аяты 84–89. Всевышний также сказал: «Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”». Сура 10 «Йунус», аят 31. Аллах также сказал: «Если ты спросишь их: “Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?” - они непременно скажут: “Аллах”. До чего же они отвращены от истины! Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи. Если ты спросишь их: “Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?” - они непременно скажут: “Аллах”. Скажи: “Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет». Сура 29 «Паук», аяты 61–63. Так в чём же тогда трудность? Эти люди признавали, что Всевышний Аллах - Творец всего Дарующий удел, Оживляющий и Умерщвляющий, однако они обращали некоторые виды поклонения к кому-то или чему-то кроме Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они - наши заступники перед Аллахом». Сура 10 «Йунус», аят 18. Они говорили: «Аллах велик, а мы грешны, а потому нам нужны посредниками между Ним и нами». И они нашли себе таких посредников и стали обращать к ним некоторые виды поклонения, например, мольбы, испрашивание помощи, жертвы и обеты. Если бы у нас была возможность спросить их, считают ли они своих идолов истинными богами или же для них они всего лишь посредники между ними и Аллахом, принадлежащие Господу миров, то они ответили бы: «Они принадлежат Господу миров и мы обращаемся к ним с мольбами, просим у них помощи, приносим им жертвы и даём им обеты только для того, чтобы они приблизили нас к Всевышнему Аллаху». Всевышний Аллах сказал об их словах: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”». Сура 39 «Толпы», аят 3. Ибн аль-Хадид сказал в «Шарх нахдж аль-баляга» о мекканских язычниках: «Поклоняясь идолам, они в то же время расходились во мнениях относительно этого поклонения. Некоторые считали своих лжебогов сотоварищами Всевышнего Творца и называли их “шариик” сотоварищ. В тальбийе они говорили: “Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой. Нет у Тебя сотоварища, кроме сотоварища, который есть у Тебя и который принадлежит Тебе со всем, чем он владеет”. А другие не называли этих идолов сотоварищами Аллаха. Они считали их средством приближения к Аллаху. Это они сказали: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”». Всевышний Аллах указал нам в Коране на удивительное противоречие, отличавшее поведение язычников в те времена. Когда случалось что-нибудь ужасное, когда на них обрушивалась беда, они, повинуясь своей естественной природе, начинали взывать к Одному лишь Аллаху и просить помощи у Него Одного. Но стоило напряжению ослабнуть, как они снова возвращались к своему многобожию и начинали приравнивать кого-то к Аллаху, хотя знали, что отвести вред и принести пользу способен только Он, Всевышний. Всевышний Аллах сказал: «Когда человека коснётся вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему Одному». Это мольба, обусловленная естественной, инстинктивной человеческой природой. «Когда же Он дарует ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде [или забывает то, ради чего он взывал прежде], и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути». Сура 39 «Толпы», аят 8. Всевышний Аллах сказал: «Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него». Это мольба, обусловленная естественной, инстинктивной человеческой природой. Далее Всевышний говорит: «Когда же Он спасает вас и выводит на сушу, вы отворачиваетесь. Воистину, человек неблагодарен». Сура 17 «Ночное путешествие», аят 67. Всевышний также сказал: «Скажи: “Скажите мне, станете ли вы призывать кого-либо наряду с Аллахом, если вас поразит наказание Аллаха или наступит Час, если только вы говорите правду?”». Сура 6 «Скот», аят 40. И Всевышний Аллах сказал: «Они решат, что они окружены, и станут взывать к Аллаху, посвящая религию Ему Одному: “Если Ты спасешь нас отсюда, то мы будем одними из благодарных!”». Сура 10 «Йунус», аят 22. Всевышний также сказал: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху искренне, посвящая Ему религию. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают придавать Ему сотоварищей». Сура 29 «Паук», аят 65. Всевышний Аллах сказал: «Когда волна накрывает их, словно тень, они взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, то среди них находится тот, кто проявляет умеренность [проявляет покорность или уклоняется от должной благодарности]». Сура 31 «Люкман», аят 32. Всевышний также сказал: «Скажи: “Кто спасает вас от мраков на суше и на море, когда вы взываете к Нему смиренно и тайно, говоря: ‹Если Он спасет нас от этого, мы непременно будем благодарны!›”». Сура 6 «Скот», аят 63. Всевышний также сказал: «Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от напасти, он проходит, словно никогда не взывал к Нам по поводу постигшего его несчастья». Сура 10 «Йунус», аят 12. Всевышний Аллах также сказал: «Когда людей касается зло, они начинают взывать к своему Господу, обращаясь к Нему с раскаянием. А затем, когда Он дает им вкусить милость от Него, часть из них начинает приобщать сотоварищей к своему Господу». Сура 30 «Румы», аят 33. «Нет божества, кроме Аллаха» означает не только «Нет творца, кроме Аллаха». В то, что Аллах является единственным Творцом, верят и многие из тех, кто борется с исламом! Истинное значение этой формулы раскрыто в программе, которую приносили людям посланники. Однако люди привыкли искажать эти программы и переделывать их так, чтобы они соответствовали их ограниченным, материалистическим представлениям. И они придумали посредников между Аллахом и Его творениями. История Нуха мир ему - лучший пример того, как праведных людей со временем обожествляют и превращают в объект поклонения. Так произошло с Ваддом, Сува‘, Йагусом, Йа‘уком и Насром, которые были праведниками, но по прошествии многих лет были превращены в идолов своими соплеменниками - народом Нуха. Ибн Бабавейхи аль-Кумми приводит в «Иляль аш-шара‘и» сообщение от имама Джа‘фара ас-Садика, представляющее собой комментарий к Словам Всевышнего: «И сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сува‘, Йагуса, Йа‘ука и Насра”»: «Это имена людей, которые поклонялись Аллаху, а потом умерли, и их кончина опечалила их соплеменников и повергла их в уныние. Тогда к ним пришёл Иблис да проклянет его Аллах и сказал: “Я сделаю для вас их изображения, и тогда вы сможете смотреть на них, радоваться и поклоняться Аллаху”. И он помог им воспроизвести их образ. И они стали поклоняться Всевышнему Аллаху и смотреть на эти статуи. А когда наступила зима и стали часто выпадать дожди, они убрали эти статуи в дома. Они продолжали поклоняться Аллаху и смотреть на эти статуи, а когда это поколение сменилось другим, их потомки сказали: “Наши отцы поклонялись этим статуям”, и стали поклоняться им помимо Аллаха. Об этом Всевышний Аллах сказал: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда…”». Сказать «Ля иляха илляЛлах» очень легко. Но в эти слова вложен очень важный смысл, о глубине и важности которого сегодня многие и не подозревают. Поэтому Всевышний Аллах и сказал: «И знай, что нет божества, кроме Аллаха и проси прощения за свой грех» и Он не говорил: «Скажи: “Нет божества, кроме Аллаха”». Требуется признать смысл свидетельства «Ля иляха илляЛлах», как очевидный, так и сокрытый, который раскрывается не сразу. «Ля иляха илляЛлах» означает: «Не существует объекта поклонения, который достоин поклонения, кроме Аллаха», «Нет творца, кроме Аллаха», «Нет распорядителя, кроме Аллаха»… Мы не проявляем смирение ни перед кем, кроме Аллаха, не уповаем ни на кого кроме Аллаха, не связываем надежды ни с кем кроме Аллаха, не боимся никого, кроме Аллаха… Мы не ищем защиты ни у кого, кроме Аллаха, и не взываем с истовой мольбой ни к кому, кроме Аллаха… И мы не воздеваем руки в мольбе ни к кому, кроме Аллаха, - ни к пророкам, ни к праведникам! Всевышний Аллах направил к людям посланников, чтобы люди подчинялись им, а не испрашивали у них помощи. «Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха». Сура 4 «Женщины», аят 64. Всевышний Аллах направил их к людям, чтобы они передали им Его послание, а не для того, чтобы они служили посредниками между Ним и людьми и передавали Аллаху их просьбы и чаяния! Они - посланники Аллаха к нам, а не наши посланники к Нему! Их задача - сообщить нам о том, чего хочет от нас Аллах, а не сообщать Аллаху о том, чего мы хотим от Него! Названия разные, а суть - одна Всевышний Аллах сказал: «Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим. Взывайте к ним, и пусть они ответят вам, если вы говорите правду». Сура 7 «Преграды», аят 194. Этот аят показывает, что во все времена многобожники использовали в качестве посредников между ними и Аллахом не только идолов, но и людей. Например, христиане сделали Марйам Деву Марию мир ей посредницей между ними и Всевышним. Они обращаются к ней с мольбами и просят её о помощи, хотя в глубине души они знают и даже утверждают об этом вслух что она - не божество, которому нужно поклоняться. Этим посредникам поклоняются под разными названиями. Личности разные, но суть этого поклонения одна. Некоторые люди, создающие посредников между ними и Всевышним Аллахом, уповают на них, просят их о помощи, дают им обеты, приносят им жертвы. А когда вы осуждаете их за это и приводите им соответствующие аяты и хадисы, они восклицают: «Неужели ты сравниваешь пророка имама, праведника с идолами?!». Мусульманин не может приравнивать пророка, имама мусульман или праведника из их числа к идолам, потому что он понимает, что эти великие люди не одобряли ни для себя, ни для других поклонение кому-либо наряду с Аллахом. Как сказал Всевышний Аллах: «Если Аллах даровал человеку Писание, власть [знание или умение принимать решения] и пророчество, то ему не подобает говорить людям: “Будьте рабами мне, а не Аллаху”. Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его. Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?». Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 79–80. Пророки и праведники не подобны идолам, однако действия людей, которые превращают их в посредников между ними и Аллахом, схожи. Мекканские язычники взывали к идолам и совершали жертвоприношения им, чтобы они приблизили их к Всевышнему Аллаху, а эти люди обращаются с мольбами к пророкам, имамам и праведникам, просят их о помощи, дают им обеты и совершают иные подобные действия также для того, чтобы эти посредники приблизили их к Аллаху. Существенны ли различия между человеком, взывающим: «О Дева Мария! Помоги мне!» и человеком, взывающим: «О Фатыма, дочь Посланника Аллаха! Помоги мне!»? «Их сердца похожи. Мы уже разъяснили знамения людям убежденным!». Сура 2 «Корова», аят 118.

Ассаляму алейкум ва рахматулахи ва баракатух!
Помогите получить информацию,касаемо посещения могил родственников женщинами.
Могу ли я пойти прибраться на могилу бабушки и можно ли прочитать» Ясин» там?
Пожалуйста,поправьте.
_______________________________
Ва алайкум ассалам.

Посещение могил:

«…Посещайте могилы, воистину, они напоминают вам о загробной жизни…» «Сахих», Муслим

Посещать кладбища желательно мусульманам-мужчинам, но нежелательно женщинам, кроме случая, когда посещений могил пророков, учёных-богословов, праведников (авлия) и близких родственников, но и это при соблюдении определённых условий.

Человека, которого вы посещали при его жизни, будь то родственник, праведный человек или друг, желательно посещать и после его смерти, и сунной является и просить Всевышнего о милости для него. Также с целью пробуждения от беспечности рекомендуется вознамериться посещать любого усопшего, даже если он не относится ни к одной из упомянутых категорий.

Желательно часто посещать могилы праведных, благочестивых людей.

О посещении кладбища упоминается и в Священном Коране, и в хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Всевышний в Коране говорит: (смысл): «Люди, которых Аллах возвеличил, одарив Раем, радуются тем, кто ещё не присоединился к ним (т. е. тем, кто на этом свете)» (сура «аль Имран», аят 170).

Из сказанного явствует, что обитатели Рая радуются, если те люди, которых они, покидая сей мир, оставили здесь, совершили благие деяния, и, соответственно, печалятся, когда они совершают плохие поступки.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в начальный период распространения Ислама запрещал посещать могилы до тех пор, пока окружающие люди не обретут истинное понимание основ религии (тогда среди окружающих племён всё ещё были свежи обряды язычества). В хадисе, переданном Муслимом, ан-Насаи, ат-Тирмизи и аль-Хакимом, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) после того, как люди получили правильное понимание религии, сказал: «Я раньше запрещал вам посещение кладбища, теперь же посещайте его».

В некоторых версиях Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Посещение кладбища напоминает о загробной жизни, прерывает мирские наслаждения и удовольствия, избавляет сердце от беспечности».

Есть хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучает своих сподвижников, как при посещении кладбища приветствовать покойных, какую мольбу для них читать. Из их числа и следующее назидание, сделанное Пророком (мир ему и благословение) своей супруге Аише (да будет доволен ею Аллах):

«Скажи, о Аиша: “Мир и благополучие Аллаха вам, о верующие обитатели могил, и да смилуется Аллах над теми, кто умер прежде, и теми, кто присоединится к ним, и мы также, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”». Хадис передали Муслим, Ахмад, ан-Насаи и аль-Байхаки.

Имама Ахмада спросили относительно посещения кладбища: «Лучше посещать его или воздержаться от этого?».

Имам Ахмад ответил: «Посещение кладбища – лучше».

Имам ан-Навави в своей книге «Маджму» пишет, что посещение кладбища (зиярат) для мужчин является сунной.

Также ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «Фатх аль-Бари» отмечает: «Посещение могил является сунной».

Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет, что утверждения некоторых людей о том, что посещение кладбища по утрам и в предвечернее время и чтение там Корана и т. д. якобы являются запретным новшеством, отвергаются, они не имеют под собой никакой почвы. Напротив, сунной является посещать могилу по утрам и вечерам и читать суры «аль-Ихлас», «аль-Фатиха» и посвящать вознаграждение покойному, и лучше всего читать это непосредственно возле могилы.

О посещении кладбища женщинами.

Что касается женщин, то им нежелательно (караха) посещать кладбища, кроме могил пророков, богословов, святых (авлия), а также близких родственников, и то при условии, что кладбище находится в пределах населённого пункта. В таком случае их посещение даже является сунной. Если же кладбище находится за его пределами, тогда посещение его разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в указанный перечень, является нежелательным, даже в пределах населённого пункта.

Некоторые учёные утверждают, что это запретно, но есть и такие, которые говорят, что это дозволено.

В примерах из жизни Пророка (мир ему и благословение) также мы можем найти подобные случаи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучал свою жену Аишу (да будет доволен ею Аллах) словам, которые рекомендовано читать на кладбище, а своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах) говорил, чтобы она посещала могилу Хамзы (дяди Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)).

Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют ещё определенные условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам однозначно запрещается. Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), тех из женщин, которые нарушают вышеуказанные условия и всё-таки посещают кладбища, постигает проклятие. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил об этом так: «Аллах проклял женщин, посещающих кладбища».

Учёный-богослов аль-Кальюби пишет: «Женщине, даже соблюдающей срок идда после смерти мужа, запрещается посещать кладбища». Поэтому необходимо довести это до женщин, которым, в свою очередь, следует обратить на это большое внимание.

Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших и помнить о грядущей смерти.

Да поможет Всевышний всем вести себя так, чтобы Он был доволен нами! Амин.
_______________________________________

Чтение Корана:

В основе, большинство ученых считают, что воздаяние за любое хорошее деяние может достичь покойного и принести ему пользу

Если он был мусульманином то ему принесут пользу следующие деяния

1. Приветствие покойных. Желательно приветствовать покойных при прохождении мимо кладбища. Передается от Аишы в описании посещения пророком (благословит его Аллах и приветствует) кладбища «Бакиъ»: «Пророк пришел на Бакиъ и простоял долгое время и затем поднял руки три раза, и когда я спросила его о молитве (дуа) за покойных, он сказал: «Скажи, приветствие вам, обитатели этих мест, из числа верующих и мусульман, и пусть Аллах смилуется над предшественниками из нас и запоздалыми, и мы, по воле Аллаха, присоединимся к вам» (Бухари, Муслим). Также существуют другие хадисы, указывающие на дозволенность приветствия покойных, с разными текстами приветствия, однако смысл их одинаков. Имам Изз бин Абду Салам комментируя эти хадисы говорит: «Очевидно из этих хадисов, что покойный знает о посетителе могилы, так как нам предписано приветствовать его, и религия не предписывает приветствовать того, кто не слышит его». (Фатава Изз бин Абду Салама. Стр. 44). На дозволенность делать дуа за покойного и посить прощения Аллаха за него, указывают большое количество хадисов, и как сказали выше, некоторые ученые привели иджма в этом вопросе, однако здесь не представляется возможным их всех привести.

2. Ученые единогласны в том, что молитва (дуа), прошение милости Аллаха, и мольба о прощении грехов покойного, приносят ему пользу. В Коране сказано: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш, прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас. Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш. Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный». (Коран, 59:10) Также в хадисе пророка (благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Когда вы совершаете заупокойную молитву, то будьте искренни в мольбе за него» (Ибн Маджа, Абу Дауд). Сам пророк тоже произносил эти слова в молитве: «О Аллах, прости грехи нашим живым и мертвым» (Ибн Маджа, Абу Дауд). Поэтому, является желательным просить у Аллаха прощения нашим покойным родителям и близким, а также всем братьям и сестрам.

3. Милостыня за покойного. Польза от милостыни, выделяемой живыми, доходит и до покойного, вне зависимости от того, кто ее раздает, родственник или кто то другой. От Имама Навави приводится, что в этом вопросе все ученые единогласны (иджма). На разрешенность раздачи милостыни указывает следующий хадис: передается от Абу Хурайры, что один человек пришел к пророку (благословит его Аллах и приветствует) и сказал ему: «Мой отец умер, и оставил после себя имущество без завещания. Простится ли ему если я раздам милостыню за него?», пророк ответил: «Да» (Муслим, Ахмад). В другом хадисе передается, от Хасана, что Саад бин Убада спросил пророка о дозволенности раздать милостыню за его покойную мать, на что пророк ответил: «Да». А когда Саад спросил, какой вид милостыни самый лучший, пророк сказал: «Поение водой» (Насаи Ахмад).

4. Пост за покойного. Передается от Ибн Аббаса, что к пророку пришел один человек и спросил его: «Моя мать умерла, и она должна была поститься один месяц, разрешается ли мне возместить ее пропущенный пост?», пророк ответил ему: «Если бы на твоей матери был долг, ты расплатился бы за нее?», он ответил: «Да». Тогда пророк сказал ему: «Долг перед Аллахом (пропущенный пост) достойнее, чтобы ты расплатился за него» (Бухари, Муслим).

5. Хадж. Разрешается мусульманину совершить хадж за покойного, если он сам уже совершил за себя. Имам Бухари приводит от Ибн Аббаса, что женщина из племени Джухайна спросила пророка: «Моя мать дала обет (назр) совершить хадж, и не выполнила его до самой смерти, можно ли мне совершить хадж за нее?», на что пророк ответил: «Соверши хадж за нее, как ты думаешь, если бы на твоей матери был долг, ты расплатилась бы за нее? Расплачивайтесь, Аллах более достоин этого».

Имам ибн Кудама говорит: «Эти достоверные хадисы указывают на пользу, получаемую покойником от благих дел. Потому что пост, молитва, просьба простить грехи - являются делами совершаемые человеком, и воздаяние за которые Аллах доводит до покойного. Также и другие, подобные им деяния».

6. Чтение Корана с последующим дуа, чтобы воздаяние за чтение дошло до покойного. В этом вопросе мнения ученых разделились. Так ученые Ханафитского и Ханбалитского мазхабов и поздние ученые Шафиитов и Маликитов считают что воздаяние доходит до покойного, независимо от того, читается Коран рядом с покойным или в дали от него. имам Ахмад и группа ученых Шафиитов считали что доходит, и следует чтецу Корана произнести после чтения: «О Аллах, дай такому - то воздаяние, равное воздаянию за мое чтение»». Также имам Ибн Кудама приводит в своей книге «Аль-Мугъни»: «Имам Ахмад сказал, что до покойного доходит воздаяние за все благие дела» И мусульмане на протяжении веков собираются и читают за покойных, не встречая при этом упреков. И потому, это является единогласным решением» (3:275).

Аллагьу А’лям

Да поможет Вам Аллах!

Скажите, девушкам, женщинам ходить на кладбище макрух (нежелательно) или харам (запрещено)? Йолдыз.

Запрет на посещение кладбищ некоторое время имел место быть при Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует). Затем, когда закрепилась вера в сердцах людей, а также осознание мирского и вечного, посланник Всевышнего заявил об отмене данного запрета и допустимости посещения могил. Разрешение это, по мнению большинства мусульманских ученых, касалось как мужчин, так и женщин .

Пророк Мухаммад сказал: «Я одно время запрещал вам посещать могилы. Теперь же можете посещать их. Это напомнит вам о вечности [о том, что мирское — временно, а вечное — неотвратимо]» .

Однажды супруга пророка Мухаммада ‘Аиша возвращалась с кладбища. Повстречавшийся ей Ибн Абу Малика спросил: «Откуда ты идешь, о мать правоверных?» — «Я посещала могилу моего брата ‘Абдурахмана», — ответила та. «А разве Пророк не запретил нам посещать могилы?» — вопросил Ибн Абу Малика. «Да, запрещал раньше, но теперь он (да благословит его Всевышний и приветствует) призвал нас посещать могилы» .

Также достоверно известно, как однажды пророк Мухаммад увидел на кладбище женщину, которая плакала над могилой своего ребенка. Он призвал ее проявить терпение и не терзать себя. При этом посланник Всевышнего ничего не сказал о запрете посещения могил женщинами, никак не упрекнул ее по этому поводу .

Исходя из вышеупомянутого, когда женщина посещает могилы своих умерших родственников, желая почтить их память, помолиться за них и получить назидание от атмосферы кладбища (таинства жизни и смерти), тогда это в полной мере канонически допустимо .

Излишние и многочисленные посещения женщинами кладбищ не приветствуются и даже могут подвести их к Божьему проклятию . Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Проклинаемы Богом женщины, постоянно посещающие кладбища» . Замечу, что некоторые исламские ученые уточнили: все запрещающие хадисы, в том числе и только что процитированный, были высказаны Пророком до окончательной разрешенности: «Теперь же можете посещать их (кладбища, могилы)» .

Итак, посещение женщинами кладбищ и могил однозначно не является запретным (харам).

Я раз в год приезжаю на свою родину навестить родных. Считаю своим долгом посетить могилы близких. Но иногда это совпадает с наступлением у меня менструации. Ждать, пока она закончится, времени не бывает, так как нужно уезжать обратно. Скажите, пожалуйста, имеет ли женщина право посещать кладбище во время менструации? Рудана.

Да, конечно же, имеет полное право.

Могут ли женщины участвовать в похоронных процессиях?

Во-первых, советую учитывать те обычаи относительно посещения кладбищ, которые сложились у разных мусульманских народов. С точки зрения канонов, народные обычаи должны приниматься во внимание (безусловно, если они не вступают в явное и резкое противоречие с основами веры и религиозной практики), особенно когда нет однозначного положения по тому или иному вопросу в Коране и Сунне.

Во-вторых, основным достоверным хадисом являются слова Умм ‘Атыйи: «Нам (женщинам) было запрещено сопровождать похоронные процессии, но запрет этот не был категоричным» . В своде хадисов ан-Насаи и Ибн Маджи, а также у Ибн Абу Шейбы имеется повествование о том, как однажды ‘Умар окликнул женщину, присоединившуюся к похоронной процессии. Увидев это, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Оставь ее, ‘Умар [пусть она идет вместе с нами]» .

Подавляющее большинство исламских богословов говорило о том, что участие женщин в похоронной процессии является нежелательным (макрух танзихэн), но это допустимо и регулируется в соответствии с обстоятельствами .

Женщины, сопровождающие похоронную процессию вместе с мужчинами, должны идти позади .

О смерти и похоронах по Исламу читайте .

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. (2000). Т. 4. С. 191.

Св. х. Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, аль-Хакима. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 4. Ч. 7. С. 46; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. (2000). Т. 4. С. 191; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 364, хадисы № 3234 и 3235, оба «сахих».

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. С. 220.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадис № 1283.

См., например: Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 220, 221.

Среди тех, кто говорил об этом, обосновывая свое мнение упоминаемым хадисом, был и имам аль-Куртуби. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191.

28.06.2016

Православная религия относится к посещению могил родных и близких положительно, причем различий между мужчинами и женщинами в этом случае никаких не делается: совершенно беспрепятственно можно посещать кладбища, как первым, так и последним. В мусульманстве же взгляд на этот вопрос несколько иной. Если представители сильной половины человечества могут в любое время навестить могилу близкого, то на женщин накладываются определенные ограничения. Некоторые мусульманки понимают запрет как абсолютный, и совсем не посещают мест вечного успокоения. С чем связан такой запрет и так ли уж все фатально? Можно ли женщинам мусульманкам посещать кладбище?

Традиция эта - ограничение на посещение кладбищ мусульманскими женщинами - идет из очень далеких времен и связана с особым положением прекрасных дам в обществе согласно нормам шариата. Они вообще много чего делать не имеют права: показываться на людях в недостаточно закрытой одежде, совершать прогулки без сопровождения родственников-мужчин, работать на определенных должностях. Что касается кладбищ, то, согласно старинным преданиям, сподвижник пророка Мухаммеда Абу Хурейра записал однажды для потомков одно из высказываний пророка, которое звучало так: «Пусть будут прокляты женщины, часто посещающие кладбища».

В качестве обоснования проклятия были выдвинуты следующие аргументы. Представительницы слабой половины человечества ранимы и чутки, они будут громко стенать и плакать у родных могил. Предаваясь печали без всякой меры, женщины становятся менее чувствительны к нормам морали и предписанного им поведения, а потому способны невольно впасть в грех. Ученик и сподвижник пророка, озабоченный возможностью нарушения дамами норм шариата, указывает далее, что женщины, собираясь на кладбище, могут позволить себе принарядиться для посторонних.

Кроме того, существует опасность встречи с чужими мужчинами. А некоторые женщины, по всей видимости, настолько морально неустойчивы, что на кладбищах заводят беседы на всякие бытовые и отвлеченные темы и даже (о, ужас!) могут назначить свидание возлюбленному у какой-нибудь досточтимой могилы. Впрочем, если подумать, мнение это отчасти не лишено оснований. Если женщинам запрещено все, то куда же они еще могут надеть свои лучшие наряды, где могут свободно пообщаться, а также краешком глаза взглянуть на постороннего мужчину, если не на кладбище?

Здесь хотя бы есть благовидный предлог для прикрытия всех этих «страшных грехов»: посещение родных могил. Последователи Мухаммеда, обдумав все это, вероятно, пришли в итоге к выводу: все-таки ходить на могилы умерших женщинам можно. Но при соблюдении жестких условий, а именно: делать это не слишком часто, предварительно заручиться дозволением мужа, взять в сопровождающие кого-нибудь из родственников мужского пола. Кроме того, посещать можно лишь могилы известных ученых-богословов, пророков, а также близких родственников.

Полного запрета на посещение кладбищ для мусульманок нет. Но, как видим, шариат предписывает строго соблюдать при этом своеобразный «моральный кодекс». Нелегко приходится прекрасным дамам в странах Востока. Хотя, кто знает, возможно, они воспринимают это как норму и нашего удивления попросту не поймут. В чужой монастырь со своим уставом идти не стоит!

Похожие публикации