Могли раствор попасть в левый желудочек. Особенности строения и работы сердца

Левый желудочек – одна из четырех камер сердца человека, в котором начинается большой круг кровообращения, обеспечивающий непрерывный ток крови в организме.

Строение и структура левого желудочка

Являясь одной из камер сердца, левый желудочек по отношению к другим отделам сердца располагается кзади, влево и книзу. Его наружный край округлый и носит название легочной поверхности. Объем левого желудочка в процессе жизни увеличивается от 5,5-10 см3 (у новорожденных) до 130-210 см3 (к 18-25 годам).

По сравнению с правым желудочком левый имеет более ярко выраженную продолговато-овальную форму и несколько длиннее и мускулистей.

В строении левого желудочка различают два отдела:

  • Задний отдел, который является полостью желудочка и с помощью левого венозного отверстия сообщается с полостью соответствующего предсердия;
  • Передний отдел – артериальный конус (в виде выводного канала) сообщается артериальным отверстием с аортой.

За счет миокарда стенка левого желудочка в толщину достигает 11-14 мм.

Внутренняя поверхность стенки левого желудочка покрыта мясистыми трабекулами (в виде небольших выступов), которые образуют сеть, переплетаясь между собой. Трабекулы меньше выражены, чем в правом желудочке.

Функции левого желудочка

Аортой левого желудочка сердца начинается большой круг кровообращения, который включает в себя все ветви, капиллярную сеть, а также вены тканей и органов всего организма и служит для доставки питательных веществ и кислорода.

Дисфункция и лечение левого желудочка

Систолической дисфункцией левого желудочка называют снижение его способности выбрасывать кровь в аорту из своей полости. Это является наиболее частой причиной развития сердечной недостаточности. Систолическую дисфункцию, как правило, вызывает падение сократимости, приводящее к снижению его ударного объема.

Диастолической дисфункцией левого желудочка называют падение его способности перекачивать в свою полость кровь из системы легочной артерии (иначе – обеспечивать диастолическое наполнение). Диастолическая дисфункция может привести к развитию легочных вторичных венозной и артериальной гипертензии, которые проявляются как:

  • Кашель;
  • Одышка;
  • Пароксизмальное ночное диспноэ.

Патологические изменения и лечение левого желудочка

К одному из типичных поражений сердца при гипертонической болезни относится гипертрофия левого желудочка (иначе – кардиомиопатия). Развитие гипертрофии провоцируют изменения в левом желудочке, что приводит к видоизменению перегородки между левым и правым желудочками и потере ее эластичности.

При этом подобные изменения левого желудочка не являются заболеванием, а представляют собой один из возможных симптомов развития любого типа заболеваний сердца.

Причиной развития гипертрофии левого желудочка может быть как гипертоническая болезнь, так и другие факторы, например, пороки сердца или значительные и частые нагрузки. Развитие изменений левого желудочка иногда отмечается на протяжении многих лет.

Гипертрофия может провоцировать значительные видоизменения, возникающие в области стенок левого желудочка. Наряду с утолщением стенки происходит утолщение перегородки, расположенной между желудочками.

Стенокардия является одним из самых распространенных признаков гипертрофии левого желудочка. В результате развития патологии мышца увеличивается в размерах, возникает мерцательная аритмия, а также наблюдаются:

  • Боль в области грудной клетки;
  • Повышенное артериальное давление;
  • Головные боли;
  • Нестабильность давления;
  • Нарушения сна;
  • Аритмия;
  • Боль в области сердца;
  • Плохое самочувствие и общая слабость.

Кроме того, подобные изменения левого желудочка могут быть симптомами таких заболеваний, как:

  • Отек легких;
  • Врожденный порок сердца;
  • Инфаркт миокарда;
  • Атеросклероз;
  • Сердечная недостаточность;
  • Острый гломерулонефрит.

Лечение левого желудочка чаще всего носит медикаментозный характер наряду с соблюдением диеты и отказом от имеющихся вредных привычек. В некоторых случаях может потребоваться оперативное вмешательство, связанное с удалением участка сердечной мышцы, которая подверглась гипертрофированности.

К малым аномалиям сердца, проявляющимся наличием в полости желудочков тяжей (добавочных соединительнотканных мышечных образований) относится ложная хорда левого желудочка.

В отличие от нормальных хорд, ложные хорды левого желудочка имеют нетипичное крепление к межжелудочковой перегородке и свободным стенкам желудочков.

Чаще всего наличие ложной хорды левого желудочка на качество жизни не влияет, но в случае их множественности, а также при невыгодном расположении они могут вызывать:

  • Серьезные нарушения ритма;
  • Снижение переносимости физических нагрузок;
  • Релаксационные нарушения левого желудочка.

В большинстве случаев лечение левого желудочка не требуется, однако следует регулярно наблюдаться у кардиолога и проводить профилактику инфекционного эндокардита.

Еще одной частой патологией является левожелудочковая недостаточность сердца, которая наблюдается при диффузных гломерулонефритах и аортальных пороках, а также на фоне следующих заболеваний:

  • Гипертоническая болезнь;
  • Атеросклеротический кардиосклероз;
  • Сифилитический аортит с поражением венечных сосудов;
  • Инфаркт миокарда.

Недостаточность левого желудочка может проявляться как в острой форме, так и в виде постепенно нарастающей недостаточности кровообращения.

Основным лечением при левожелудочковой недостаточности сердца является:

  • Строгий постельный режим;
  • Длительные ингаляции кислородом;
  • Применение сердечнососудистых средств – кордиамина, камфары, строфантина, коразола, коргликона.

Контрольно – обобщающий урок в 8 «Д» классе

На тему «Кровь и кровообращение»

учителя высшей категории МАОУ Лицей№1 г. Балаково Саратовской области

Мартыновой Галины Ивановны

Тема «Кровь и кровообращение»

Цели:

1.обеспечить в ходе урока закрепление основных понятий и положений темы «Кровь и кровообращение»

2.развивать у учащихся умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль

3.формировать сознательное отношение к учебному труду, правила личной и общественной гигиены, здорового образа жизни

Оборудование : таблицы «Кровеносная система», «Сердце», муляж сердца, рельефная таблица «Органы кровообращения», микроскоп, микропрепараты «мазок крови человека», «кровь лягушки».

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Структура и основное содержание урока

I. Сообщение темы и целей . Мотивация учебной деятельности школьников

1.Показать знания об относительном постоянстве состава внутренней среды; особенностях строения органов кровообращения в связи с их функциями; причинах заболевания сердечно-сосудистой системы.

2.Умение обосновать значение переливания крови, необходимость знания группы крови и резус-фактора, распознавать на микропрепаратах под световым микроскопом клетки крови человека и лягушки.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний:

Кровь артерии

Кровообращение вены

Фибриноген капилляры

Агглютинация клапаны сердца

Гемофилия автоматизация сердца

Резус-фактор гиподинамия

Анемия пульс

Лейкоцитоз инфаркт миокарда

Лейкопения атеросклероз

Аллергия

III. Проверка глубины мысли учащихся, знаний и степени обобщения их.

Индивидуальный устный опрос:

1-ый ученик решает задачу у доски.

Возможно- ли переливание крови матери (I гр.) её детям: сыну (III гр.) и дочери (IV гр.), а также переливание крови брата и сестры друг другу. Что ещё необходимо учитывать при переливании крови?

2-ой ученик выполняет задание на стр. 114 учебника «Биология. Человек» авторы Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

Прокомментируйте следующие факты, ответьте на вопросы.

А. Впервые сердце человека было оживлено спустя 20 ч. после смерти пациента в 1902 г. русским учёным А.А. Кулябко (1866-1930). Учёный направил питательный раствор, обогащённый кислородом и содержащий адреналин, в сердце через аорту.

1) Мог ли раствор попасть в левый желудочек?

2) Куда он мог проникнуть, если известно, что вход в венечную артерию находится в стенке аорты и во время выброса крови прикрывается полулунными клапанами?

3) Почему помимо питательных веществ и кислорода в раствор был включён адреналин?

4) Какая особенность сердечной мышцы позволила оживить сердце вне организма?

3-ий ученик отвечает на вопросы:

а). Какие характеристики включает обычный анализ крови?

б). Какие болезни и физиологические расстройства позволяет заподозрить такой анализ?

Работает с бланком «Анализ крови». Цель: на основании результатов анализа выяснить диагноз.

Весь класс выполняет эту работу на листочках, имея на столе бланк «Анализ крови» (смотри приложение №1)

4-ый ученик выполняет практическое задание, работая с микроскопом.

Задание: определите, каким номером обозначен микропрепарат крови человека,

А каким – лягушки. Ответ обоснуйте.

IV. Повторение и систематизация основных факторов, негативно влияющих на сердечно -сосудистую систему.

Учитель: « ни для кого не секрет, что по числу заболеваний, от которых умирает большое количество людей, первое место занимают болезни сердца и сосудов. Почему?

Сообщения учащихся на темы «Экология и сердечно -сосудистая система», «Гигиена сердечно- сосудистой системы»

V. Повторение и анализ ведущих идей и основных теорий .

1. Устная фронтальная беседа по типу телепередачи «Своя игра» (вопросы по теме «Кровь и кровообращение» на столах распечатаны на каждую парту, смотри приложение №2)

2. Тестирование (приложение №3)

VI. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Учитель сообщает оценки, которые учащиеся получили в ходе работы на уроке, комментируя их.

Д/з: приготовить сообщения о стенокардии и гипертоническом кризисе;

В ТПО выполнить задания № 97 на стр.41 параграф в учебнике 24

Список литературы

1.И.Д.ЗВЕРЕВ. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене. Москва Просвещение 2.Е.Н.Демьянков. Биология в вопросах и ответах. Москва Просвещение

3.А.А. Каменский. Организм человека: просто о сложном. Дрофа.Москва.2007

4.О.А. Пепеляева. Универсальные поурочные разработки по биологии(человек)

5. М.Р. Сапин. Анатомия и физиология человека. Москва. Просвещение. 1999

6.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. 8класс Дрофа. Москва. 2008

Приложение № 1 «Анализ крови»

Приложение № 3

Тест №1

  1. Внутреннюю среду организма составляют

А- кровь, цитоплазма клеток, межклеточное вещество

Б- кровь, лимфа, цитоплазма клеток

В- кровь, лимфа, межклеточное вещество

  1. Кровь состоит

А- из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов

Б- из плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов

В- из плазмы, лейкоцитов и тромбоцитов

  1. Средний объём крови в теле человека

А- 7литров

Б- 5 литров

В- 4 литра

  1. Что называется сывороткой крови

А- плазма крови без белков (фибриногена)

Б- плазма крови без тромбоцитов

В- плазма крови без эритроцитов

  1. Неверно перелитая кровь

А- уменьшает свёртываемость крови

Б- увеличивает свёртываемость крови

В- разбавляет кровь

  1. Иногда больным вводят в вены физиологический раствор, это раствор

А- содержит плазму крови, в концентрациях, равных концентрации крови

Б- содержит соли в концентрациях, равных концентрации солей крови

В- содержит кровяные клетки в концентрациях, равных концентрации клеток крови

  1. Если содержание лейкоцитов в 1мл крови равно 14000, то это

А- норма

Б- ниже нормы

В- выше нормы

  1. Заслуга Пастера заключается в

А- создании вакцины

Б- открытии условных рефлексов

В- создании фагоцитарной теории иммунитета

  1. При понижении концентрации солей в плазме крови эритроциты

А- лопнут

Б- сморщатся

В- не изменяются

  1. Малокровие – это

А- уменьшение количество эритроцитов

Б- уменьшение количества тромбоцитов

В- уменьшение количества лейкоцитов

Тест № 2 «Кровь. Внутренняя среда организма»

  1. Кровь образована

А- эпителиальной тканью

Б- соединительной тканью

В- железистой тканью

  1. В каком из перечисленных органов образуются форменные элементы крови

А- красном костном мозге

Б- селезёнке

В- в лимфоузлах

  1. Свёртывание крови связано с переходом

А- фибрина в фибриноген

Б- фибриногена в фибрин

В- тромба в фибриноген

  1. Вторую группу крови можно перелить

А- людям с 1 и 2 группами

Б- людям со 2и 3 группами

В- людям со 2и 4 группами

  1. Концентрация солей в физиологическом растворе равна

А- 0,2%

Б- 0,9%

В- 0,6%

  1. Эритроциты при введении дистиллированной воды

А- разрушаются

Б- сморщиваются

В- не изменяются

  1. Противодифтерийная сыворотка является

А- прививкой от дифтерии

Б- средством, действующим на возбудителей болезни

В- средством, стимулирующим образование лимфоцитов

  1. В 1 куб. мм крови в норме содержится эритроцитов

А- 2млн.

Б- 5 млн.

В- 8 млн.

  1. Аллергия может быть вызвана

А- только антителами

Б- только антигенами

А- любыми химическими веществами

  1. После кори и ветрянки возникает

А- естественный врождённый иммунитет

Б- искусственный приобретённый иммунитет

В- естественный приобретённый иммунитет

"Биология. Человек. 8 класс". Д.В. Колесова и др.

Особенности строения и работы сердца . Автоматизм сердца

Вопрос 1. Где находится сердце? Каковы его размеры?
Сердце находится в середине между правым и левым легким и слегка смещено в левую сторону. Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака.

Вопрос 2. Из каких слоев состоит стенка сердца?
Стенка сердца состоит из трех слоев: эндокарда (внутреннего эпителиального слоя), миокарда (среднего мышечного слоя) и эпикарда (наружного слоя, состоящего из соединительной ткани и покрытого серозным эпителием). Основную массу составляет миокард - это поперечнополосатая мышца, которая по ряду признаков отличается от поперечно-полосатой скелетной мышцы. Снаружи сердце покрыто околосердечной сумкой - перикардом. Стенки перикарда выделяют жидкость, которая уменьшает трение сердца при сокращении.

Вопрос 3. Почему стенка левого желудочка более мощная, чем правого желудочка? Почему стенки предсердий тоньше стенок желудочков?
Толщина мышечной стенки зависит от нагрузки, которую она выполняет. Стенки предсердий тоньше стенок желудочков, так как сила их сокращений обеспечивает лишь переход крови из них в соседние камеры - желудочки. Желудочки же отправляют кровь к тканям и органам, причем левый желудочек - по большому кругу кровообращения, а правый - по малому кругу. Отсюда и различие в мощности их стенок.

Вопрос 4. Что происходит в каждой фазе сердечного цикла?
За сутки сердце сокращается 100 тыс. раз и перекачивает 10 т крови. Сердечный ритм состоит из трех фаз.
Фаза сокращения предсердий
Длительность фазы: 0,1 с
Кровь движется: из предсердий в желудочки
Состояние клапанов:
Створчатые - открыты
Полулунные - закрыты
Фаза сокращения желудочков
Длительность фазы: 0,3 с
Кровь движется: из желудочковых артерий
Состояние клапанов:
Полулунные открыты
Створчатые закрыты, поднимаются, захлопываются и препятствуют возврату крови в предсердия, удерживающие их нити и сосочковые мышцы напряжены. Благодаря этому кровь не может попасть в предсердия. Под ее напором открываются полулунные клапаны на границе между желудочками и выносящими сосудами, и кровь направляется из левого желудочка в аорту, а из правого желудочка - в легочные артерии.
Фаза расслабления
Длительность фазы: 0,4 с.
Кровь движется: в предсердия и желудочки.
Состояние клапанов
Створчатые - открыты
Полулунные - закрыты
Артерии растягиваются под напором вытолкнутой крови, а полулунные клапаны захлопываются, и кровь устремляется по артериям. Попасть обратно в желудочки сердца крови не дают полулунные клапаны. Во время паузы сердечные камеры заполняются кровью. Створчатые клапаны открыты. Из вен кровь попадает в предсердия и частично стекает в желудочки. Такое попеременное сокращение и расслабление позволяет миокарду работать в течение всей жизни человека, не утомляясь.

Вопрос 5. Что такое автоматизм сердца и как он сочетается с нервной и гуморальной регуляцией?
Автоматизм сердечной мышцы - это способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце. Благодаря этому последовательность работы камер сердца сохраняется независимо от регуляторных систем организма. Изменение частоты и силы сердечных сокращений происходит под влиянием импульсов центральной нервной системы - нервная регуляция (симпатические нервы увеличивают частоту и силу сердечных сокращений, а парасимпатические нервы уменьшают частоту и силу сердечных сокращений) и поступающих с кровью биологически активных веществ (гормонов) - гуморальная регуляция (адреналин, ионы кальция увеличивают частоту и силу сердечных сокращений, а ионы калия и ацетилхолин урежают деятельность сердца и уменьшают силу сердечных сокращений).

Ответы к школьным учебникам

Сердце находится в середине меж правым и левым легким и немного смещено в левую сторону. Размеры сердца человека приблизительно равны размерам его кулака.

2. Из каких слоев состоит стенка сердца?

Стенка сердца состоит из трех слоев. Внешний слой соединительнотканный. Средний - миокард - мышечный. Внутренний слой - из эпителиальной ткани.

3. Почему стенка левого желудочка более мощная, чем правого желудочка? Почему стенки предсердий тоньше стенок желудочков?

Толщина мышечной стенки находится в зависимости от нагрузки, которую она выполняет. Стенки предсердий тоньше стенок желудочков, потому что сила их сокращений обеспечивает только переход крови из них в соседние камеры - желудочки. Желудочки же посылают кровь к тканям и органам, при этом левый желудочек - по большому кругу кровообращения, а правый - по малому кругу. Отсюда и различие в мощности их стенок.

4. Что происходит в каждой фазе сердечного цикла?

1. Сокращение (систола) предсердий. Кровь через открытые створчатые клапаны проталкивается в желудочки сердца. Продолжительность - 0,1 с.

2. Сокращение (систола) желудочков. Створчатые клапаны, отделяющие предсердия от желудочков, подымаются, захлопываются и препятствуют возврату крови в предсердия, удерживающие их нити и сосочковые мышцы напряжены. Благодаря этому кровь не может попасть в предсердия. Под ее напором открываются полулунные клапаны на границе меж желудочками и выносящими сосудами, и кровь направляется из левого желудочка в аорту, а из правого желудочка - в легочные артерии. Продолжительность - 0,3 с.

3. Пауза (диастола). Артерии растягиваются под напором вытолкнутой крови, а полулунные клапаны захлопываются, и кровь устремляется по артериям. Попасть назад в желудочки сердца крови не дают полулунные клапаны. Во время паузы сердечные камеры заполняются кровью. Створчатые клапаны открыты. Из вен кровь попадает в предсердия и отчасти стекает в желудочки. Продолжительность - 0,4 с.

Для простоты запоминания воспользуйтесь таблицей.

5. Что такое автоматизм сердца и как он сочетается с нервной и гуморальной регуляцией?

Автоматизм сердечной мышцы - это способность сердца ритмически сокращаться под воздействием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце. Благодаря этому последовательность работы камер сердца сохраняется независимо от регуляторных систем организма. Изменение частоты и силы сердечных сокращений происходит под воздействием импульсов центральной нервной системы - нервная регуляция (симпатические нервы наращивают частоту и силу сердечных сокращений, а парасимпатические нервыуменьшают частоту и силу сердечных сокращений) и поступающих с кровью биологически активных веществ (гормонов) - гуморальная регуляция (адреналин, ионы кальция увеличивают частоту и силу сердечных сокращений, а ионы калия и ацетилхолин урежают деятельность сердца и уменьшают силу сердечных сокращений).

Класс: 8

  • обеспечить в ходе урока закрепление основных понятий и положений темы “Кровь и кровообращение”;
  • развивать у учащихся умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль;
  • формировать сознательное отношение к учебному труду, правила личной и общественной гигиены, здорового образа жизни.

Оборудование: таблицы “Кровеносная система”, “Сердце”, муляж сердца, рельефная таблица “Органы кровообращения”, микроскоп, микропрепараты “мазок крови человека”, “кровь лягушки”.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Структура и основное содержание урока

I. Сообщение темы и целей. Мотивация учебной деятельности школьников

1.Показать знания об относительном постоянстве состава внутренней среды; особенностях строения органов кровообращения в связи с их функциями; причинах заболевания сердечно-сосудистой системы.

2.Умение обосновать значение переливания крови, необходимость знания группы крови и резус-фактора, распознавать на микропрепаратах под световым микроскопом клетки крови человека и лягушки.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний:

III. Проверка глубины мысли учащихся, знаний и степени обобщения их.

Индивидуальный устный опрос:

1-й ученик решает задачу у доски.

Возможно ли переливание крови матери (I гр.) её детям: сыну (III гр.) и дочери (IV гр.), а также переливание крови брата и сестры друг другу. Что ещё необходимо учитывать при переливании крови?

2-й ученик выполняет задание на стр. 114 учебника “Биология. Человек” авторы Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

Прокомментируйте следующие факты, ответьте на вопросы.

А. Впервые сердце человека было оживлено спустя 20 ч. после смерти пациента в 1902 г. русским учёным А.А. Кулябко (1866-1930). Учёный направил питательный раствор, обогащённый кислородом и содержащий адреналин, в сердце через аорту.

1) Мог ли раствор попасть в левый желудочек?

2) Куда он мог проникнуть, если известно, что вход в венечную артерию находится в стенке аорты и во время выброса крови прикрывается полулунными клапанами?

3) Почему помимо питательных веществ и кислорода в раствор был включён адреналин?

4) Какая особенность сердечной мышцы позволила оживить сердце вне организма?

3-й ученик отвечает на вопросы:

а). Какие характеристики включает обычный анализ крови?

б). Какие болезни и физиологические расстройства позволяет заподозрить такой анализ?

Работает с бланком “Анализ крови”.

Цель: на основании результатов анализа выяснить диагноз.

Весь класс выполняет эту работу на листочках, имея на столе бланк “Анализ крови” (смотри приложение №1)

4-й ученик выполняет практическое задание, работая с микроскопом.

Задание: определите, каким номером обозначен микропрепарат крови человека, а каким – лягушки. Ответ обоснуйте.

IV. Повторение и систематизация основных факторов, негативно влияющих на сердечно -сосудистую систему.

Учитель: “ ни для кого не секрет, что по числу заболеваний, от которых умирает большое количество людей, первое место занимают болезни сердца и сосудов. Почему?

Сообщения учащихся на темы “Экология и сердечно -сосудистая система”, “Гигиена сердечно- сосудистой системы”

V. Повторение и анализ ведущих идей и основных теорий.

1. Устная фронтальная беседа по типу телепередачи “Своя игра” (вопросы по теме “Кровь и кровообращение” на столах распечатаны на каждую парту, смотри приложение №2 )

VI. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Учитель сообщает оценки, которые учащиеся получили в ходе работы на уроке, комментируя их.

Д/з: приготовить сообщения о стенокардии и гипертоническом кризисе; в ТПО выполнить задания № 97 на стр.41 параграф в учебнике 24.

Список литературы

1.И.Д.ЗВЕРЕВ. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене. Москва Просвещение 2.Е.Н.Демьянков. Биология в вопросах и ответах. Москва Просвещение.

3.А.А. Каменский. Организм человека: просто о сложном. Дрофа.Москва.2007.

4.О.А. Пепеляева. Универсальные поурочные разработки по биологии(человек).

5. М.Р. Сапин. Анатомия и физиология человека. Москва. Просвещение. 1999.

6.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. 8класс Дрофа. Москва. 2008.

Похожие публикации