Мир во второй половине xx века. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в
Во второй половине ХХ в. интеграционные процессы получили развитие в различных регионах мира. Заключая региональные торгово-экономические соглашения, государства брали курс на устранение ограничений в движении товаров, услуг, капиталов, людских ресурсов, на создание надгосударственных механизмов управления хозяйственным взаимодействием, на гармонизацию национальных законодательств. Однако, по мнению исследователей, в большинстве случаев региональное сотрудничество в Латинской Америке, Южной Азии, Африке, Среднем Востоке пока еще находится на начальных этапах и не дает существенного эффекта . Вместе с тем, некоторым интеграционным объединениям, таким как Европейский Союз, НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), АТЭС (Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество») удалось достичь реального прогресса в осуществлении поставленных целей. В частности, европейские государства последовательно сформировали таможенный союз, единый внутренний рынок, Экономический и валютный союз, а также дополнили экономическое измерение интеграции сотрудничеством в области обеспечения внутренней и внешней безопасности.
В Западной Европе существовали весомые предпосылки для развития интеграционных процессов. «Здесь раньше, чем в других районах мира, сложилась достаточно развитая рыночная экономика, имелась сравнительная близость экономической, общественнополитической, правовой и культурной среды, а относительно небольшие размеры территорий государств подчеркивали узость национальных границ и внутреннего рынка, подталкивая страны к взаимовыгодному объединению усилий» . Различные авторы, начиная с эпохи Средневековья, разрабатывали проекты объединения европейских государств. Практическая реализация «европейской идеи» во второй половине ХХ века была представлена несколькими моделями.
Во-первых, западноевропейские государства сформулировали общие цели и создали организации межправительственного сотрудничества в определенных областях. Так, в 1948 г. были образованы Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) и Совет Европы. ОЕЭС была призвана решить проблему восстановления экономики Европы в рамках плана Маршалла; Совет Европы – обеспечить эффективную защиту прав человека. После того, как основные задачи ОЕЭС были выполнены, ее заменила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она была создана в декабре 1960 г. для содействия экономическому росту и повышению уровня жизни в государствах-членах, для выработки согласованной экономической политики в отношении третьих стран, для развития мировой торговли на многосторонней и недискриминационной основе. Данная организация не распределяет финансовые средства и не обладает развитым механизмом принятия решений. По выражению бывшего генерального секретаря ОЭСР Ж.К. Пайе, «ОЭСР – это не наднациональная организация, а место, где творцы политики могут встретиться и обсудить свои проблемы, где правительства могут сравнить свои точки зрения и свой опыт» [Цит. по: 2, с. 132].
Во-вторых, Франция и Германия выдвинули инициативу создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в рамках которого предлагалось подчинить всю совокупность сталелитейного и угледобывающего производства государств-участников наднациональному органу. Парижский договор о создании ЕОУС был подписан в 1951 г. шестью европейскими государствами (Францией, Германией, Италией, Бельгией, Люксембургом, Нидерландами). Центральное место в системе институтов ЕОУС было отведено Высшему руководящему органу. Он был наделен правом принимать решения, обязательные, причем во всех своих частях, для государств-членов. В 1957 г. этими же государствами были созданы два новых интеграционных объединения – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). В 1992 г., на основе Европейских Сообществ, дополненных новыми «политиками и формами сотрудничества», был создан Европейский Союз.
В-третьих, на этапе создания ЕЭС, основой которого должен был стать таможенный союз, усилились разногласия между европейскими государствами по вопросу о более предпочтительной модели либерализации торговли. В 1956 г. Англия выступила с предложением ограничиться созданием зоны свободной торговли, которая должна была охватить все страны-участницы ОЕЭС. Однако, как уже говорилось выше, в 1957 г. были подписаны договоры об учреждении ЕЭС и Евратома, а в декабре 1958 г. британский проект
«большой» зоны свободной торговли не был принят на сессии Совета ОЕЭС . Тогда семь из оставшихся вне ЕЭС государств (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция) подписали в 1960 г. Стокгольмскую конвенцию о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В отличие от таможенного союза, данная модель позволяла избежать существенного ограничения национального суверенитета во внешнеторговой сфере, предоставляя государствам-членам свободу действий в области торговли с третьими странами. Соответственно, взаимодействие в рамках ЕАСТ осуществлялось на межгосударственной основе, без создания сильных наднациональных институтов. Данная организация продолжает существовать и в настоящее время, но сейчас в ее состав входят всего четыре государства – Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн.
В-четвертых, в 1949 г. по инициативе СССР был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), членами которого стали государства Центральной и Восточной Европы, а затем и ряд неевропейских государств (Монголия, Куба, Вьетнам). Исследователи поразному характеризуют данное объединение. Одни видят в нем
«пример интеграционной группировки не рыночного, а плановораспределительного, командно-административного типа» . Другие полагают, что «в СЭВ имела место система квазиинтеграционных международных отношений, внешне весьма схожая с реальной интеграцией, но по существу таковой не являвшаяся» .
В-пятых, в Европе возникали субрегиональные интеграционные объединения, которые иногда даже опережали общеевропейские тенденции. Так, в 1921 г. был создан Бельгийско-Люксембургский экономический союз как союз таможенный и валютный. В 1943 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали валютное соглашение, а в 1944 г. – таможенную конвенцию, которая вступила в силу в январе 1948 г. Таможенный союз Бенилюкс просуществовал до ноября 1960 г. 3 февраля 1958 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург заключили в Гааге договор об учреждении экономического союза Бенилюкс, вступивший в силу 1 ноября 1960 г., после его ратификации парламентами трёх стран. Договор предусматривал создание единого рынка его участников, свободное движение лиц, товаров, капиталов и услуг между тремя странами, координацию их экономической, финансовой и социальной политики, выступление странучастниц как единого целого в области внешних экономических связей . Государства Бенилюкса уделили внимание и развитию инструментов коллективной безопасности. Кроме того, уже в 1960 г. они подписали соглашение «О переносе личных проверок на внешние границы пространства Бенилюкс» , опередившее более чем на двадцать лет Шенгенские соглашения. Примером развития интеграционных процессов на субрегиональном уровне может служить также опыт стран Северной Европы в области создания Северного паспортного союза в 1950-х гг., а также в сфере гармонизации социального законодательства, защиты окружающей среды, развития транспортных сетей и др.
В 1990-е гг., после распада социалистической системы, сформировалась так называемая «Вышеградская группа». В феврале 1991 г. в венгерском городе Вышеграде была подписана Декларация о сотрудничестве между Польшей, Чехословакией и Венгрией с целью последующей интеграции в структуры Европейских сообществ / Европейского Союза. В декабре 1992 г. в Кракове Венгрия, Польша, Словакия и Чехия подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое вступило в силу
1 марта 1993 г. В данном случае субрегиональная интеграция рассматривалась как промежуточный этап, предшествующий вступлению в ЕС и позволяющий государствам-кандидатам подготовить необходимую экономическую, законодательную, институциональную основу для принятия соответствующих обязательств.
Круг участников практически всех объединений, рассмотренных в рамках пяти моделей, на определенных этапах расширялся. Но в долгосрочной перспективе наиболее эффективной и избранной большинством европейских государств оказалась интеграционная модель Европейских сообществ / Европейского Союза. К первоначальному однородному «ядру», состоящему из шести государствучредителей, присоединились Великобритания, Ирландия и Дания (1973), Греция (1981), Испания и Португалия (1986), Австрия, Швеция и Финляндия (1995). Последнее расширение Европейского Cоюза стало наиболее масштабным – в 2004 г. новыми членами организации стали сразу десять государств. Данная тенденция не могла не оказать влияние на характер европейской интеграции. Различия в уровнях экономического развития государств-участников и степени стабильности демократии, особенности политической культуры и специфика социального законодательства, несовпадение взглядов на допустимую степень ограничения национального суверенитета, – эти и другие проявления нарастающей внутренней неоднородности Европейского Союза обусловили возникновение феномена дифференцированной интеграции. Как справедливо отмечают исследователи, «дифференцирован не только сам процесс, но и его обозначение – в современном политическом и научном лексиконе Западной Европы можно встретить свыше десятка самых различных его наименований» . Вопрос о том, в какой мере каждый из этих терминов («Европа разных скоростей», «Европа a la carte», «более тесное сотрудничество», «концентрические круги»,
«вариабельная конфигурация» и др.) отражает идею дифференцированной интеграции, является дискуссионным .
Дифференцированная интеграция, на наш взгляд, предполагает существование особых режимов, представляющих собой исключения из единых правил, установленных источниками европейского коммунитарного права для государств-участников. Необходимость подобных исключений возникает в следующих случаях: 1) когда государство не соответствует критериям, позволяющим осуществлять наднациональное регулирование; 2) когда государство не заинтересовано в расширении компетенций наднациональных институтов;
3) когда группа государств, напротив, готова сделать шаг вперед и делегировать наднациональным институтам дополнительные полномочия, не дожидаясь согласия всех государств-участников. Рассмотрим соответствующие примеры.
В первом случае классической иллюстрацией могут служить
«переходные периоды», устанавливаемые для новых государствчленов, в течение которых они обязаны создать у себя необходимые условия для применения всего комплекса норм права Европейского Союза (так называемого «acquis communautaire»), до тех пор, пока эти условия не будут созданы, выполнение соответствующих обязательств, связанных с членством в Европейском Сообществе / Европейском Союзе, допустимо в ограниченном объеме. Так, например, были случаи поэтапного включения в общий рынок таких отраслей, как энергетика, телекоммуникации и сельское хозяйство. Особые условия, регламентирующие доступ к единому рынку рабочей силы, предусмотрены в рамках последнего расширения Европейского Союза. Следует подчеркнуть, что договоры о присоединении строго фиксируют сроки «переходных периодов». Соответственно, исключения носят временный характер и не представляют опасности для стабильности интеграционного объединения.
Можно вспомнить также опыт создания Экономического и валютного союза. Право участвовать в его третьем этапе, в ходе которого была введена единая валюта – евро, получили лишь те государства, которые соответствовали так называемым «критериям конвергенции». Эти критерии, перечисленные в Маастрихтском договоре 1992 г. (в ст.104 Договора о Европейском Сообществе и Протоколах № 5, 6), установили допустимые пределы дефицита государственного бюджета, общего государственного долга, курсовых колебаний, уровня инфляции и долгосрочных процентных ставок. Греция, которой потребовалось более длительное время для выполнения этой комплексной задачи, вошла в «зону евро» 1 января 2001 г., на два года позже других участников.
Оба примера свидетельствуют о возможности достижения единых целей различными темпами, и к ним может быть также применен термин «разноскоростная интеграция».
В случае, когда обнаруживается противодействие одного или нескольких государств расширению компетенций наднациональных институтов, возникает гораздо больше вопросов и проблем. Наиболее осторожную политику, в силу ряда причин , здесь проводит Великобритания. Она, в частности, заняла особую позицию по вопросам обеспечения внутренней безопасности, введения единой валюты, выработки социальной политики (правительство консерваторов не поддержало в начале 1990-х гг. положения, регламентирующие отношения профсоюзов и предпринимателей, а также условия труда ). Препятствием на пути развития интеграционного процесса стала и позиция Дании. Если датский парламент в мае 1992 г. одобрил Маастрихтский договор, в соответствии с которым был создан Европейский Союз, то на референдуме в июне 1992 г. был дан отрицательный ответ. 50,7 % его участников высказалось против расширения компетенций институтов ЕС, особенно в области иммиграции, гражданства, общей оборонной политики, введения единой валюты.
Необходимость преодоления подобных противоречий наделила европейскую интеграцию в 1980–90-е гг. следующими характерными чертами.
Во-первых, особенностью европейской интеграции стали различные темпы ее развития в экономической и политической областях. Эта тенденция неоднократно проявлялась еще в 1950-е гг. (можно вспомнить нереализованные проекты создания Европейского оборонительного сообщества и Европейского политического сообщества), а затем нашла воплощение в построении трех «опор» ЕС. Маастрихтский договор впервые включил в сферу компетенций Европейского Союза сотрудничество в области правосудия и внутренних дел (так называемая третья «опора» Европейского Союза) и во внешнеполитической сфере (так называемая вторая «опора» Европейского Союза). Вместе с тем, здесь был установлен особый режим правового регулирования. Его характерными чертами стали наличие собственной системы актов, на которые не распространялся юрисдикционный контроль со стороны Суда Европейских Сообществ, и приоритет инструментов межгосударственного сотрудничества в процессе принятия решений.
Во-вторых, получило развитие более тесное сотрудничество группы государств-членов ЕС вне рамок учредительных договоров. Примером могут служить Шенгенские соглашения (Соглашение «О постепенной отмене проверок на общих границах» от 14 июня
1985 г. и Конвенция от 19 июня 1990 г. о применении Соглашения 1985 г.). Основное их содержание заключалось в следующем: вопервых, внутри Шенгенского пространства отменялись все виды пограничного контроля; во-вторых, устанавливался единый визовый режим на его внешних границах; в-третьих, усиливалось взаимодействие правоохранительных органов государств-участников (в частности, в 1995 г. начала функционировать Шенгенская информационная система). Нормотворческую деятельность в сфере шенгенского права был призван осуществлять Шенгенский исполнительный комитет, не являвшийся институтом Европейских сообществ.
Шенгенские соглашения 1985 и 1990 гг. были изначально подписаны Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. В 1990 г. к Шенгенским соглашениям присоединилась Италия, в
1991 г. – Испания и Португалия, в 1992 г. – Греция, в 1995 г. – Австрия, в 1996 г. – Дания, Финляндия, Швеция, Исландия и Норвегия (последние два государства не являются при этом членами ЕС). Реализация положений Шенгенских соглашений на практике требовала значительной технической и юридической подготовки. Поэтому о фактическом существовании Шенгенского пространства можно говорить, начиная с 1995 г., а о реальном участии в нем всех пятнадцати государств, принявших на себя соответствующие обязательства, – с 2001 г. В декабре 2007 г. Шенгенское пространство расширилось за счет Венгрии, Латвии, Литвы, Мальты, Словакии, Словении, Польши, Чехии и Эстонии; в декабре 2008 г. – за счет Швейцарии (которая, как Исландия и Норвегия, не входит в ЕС). Таким образом, в настоящее время в Шенгенское пространство из стран ЕС не входят Великобритания, Ирландия, Румыния, Болгария и Кипр, но входят три государства, не являющиеся членами ЕС – Исландия, Норвегия и Швейцария.
Следует отметить, что в данном случае последовательное расширение круга участников Шенгенских соглашений позволило на определенном этапе включить их в правопорядок ЕС на основе соответствующего протокола. Это произошло с подписанием Амстердамского договора 1997 г., который вступил в силу в 1999 г. Полномочия Шенгенского исполнительного комитета перешли к Совету Европейского Союза. Новые источники шенгенского права теперь издаются в стандартных формах, которые предусмотрены учредительными документами ЕС (регламент, директива и др.).
В-третьих, некоторые государства-члены получили возможность участвовать не во всех составляющих интеграционного процесса.
Так, Великобритания, Дания и Швеция сохранили национальные валюты и не вошли в «зону евро». Дания, в соответствии с Эдинбургской декларацией 1992 г., получила также право не участвовать в общей оборонной политике и сохранить для себя межгосударственную основу сотрудничества в области правосудия и внутренних дел. Гражданство Союза будет дополнять, но не заменять национальное гражданство Дании (принцип, ставший действовать в отношении всех государств-членов с подписанием Амстердамского договора).
Черты, о которых говорилось выше, и сам факт отказа одного или нескольких государств-членов от участия в новых этапах интеграционного процесса, ставит на повестку дня вопрос об опасности, которую содержит в себе так называемая «Европа a la carte» (в дословном переводе «Европа по выбору» или «Европа на заказ»). Этим термином исследователи обозначают, в отличие от «разноскоростной интеграции», сотрудничество при отсутствии единых целей, к достижению которых должны стремиться все государствачлены . Каждое государство само выбирает те цели, которые соответствуют его интересам, и, соответственно, ищет единомышленников или уклоняется от участия в нежелательных сферах сотрудничества. Так, характеризуя британскую политику в социальной сфере, Э. Редер подчеркивает, что «решения в области одной из политик Европейского Союза принимаются не всеми государствами-членами, и создается впечатление, что позиция государства, остающегося в стороне, пересмотру не подлежит». Это, по мнению исследователя, представляет собой классический пример «Европы a la carte», которая «угрожает общему acquis communautaire и будущему интеграции всего Союза, поскольку отрицает общепризнанные принципы единообразной интеграции» .
Вместе с тем, наблюдаются и позитивные изменения. В отношении позиции Великобритании их можно проследить как в области общей социальной политики (после прихода лейбористской партии к власти положения Соглашения о социальной политике были включены в 1997 г. в текст Договора о Европейском Сообществе), так и в сфере шенгенского сотрудничества. С 2000 г. Великобритания и Ирландия приняли на себя ряд обязательств в области борьбы с распространением наркотиков, участия в Шенгенской информационной системе и др. . Изменился, как говорилось выше, и механизм регулирования самого шенгенского сотрудничества, центральное место в котором теперь занимают институты ЕС. Отвечая в декабре 2007 г. на вопрос корреспондента «Евроньюс», можно ли говорить, что люди больше верят в европейскую идею сейчас, после ряда трудных лет, Председатель Европейской комиссии Ж.М. Баррозу отметил, что «сейчас ситуация лучше, чем за все предыдущие 8 лет, а по ряду вопросов и 15 лет, если взять Данию» .
Интересной тенденцией последнего десятилетия является развитие в рамках ЕС правовых основ так называемого «продвинутого сотрудничества», т. е. включение в учредительные договоры положений, которые предоставляют группам государств-членов возможность наделять органы Европейского Союза дополнительной компетенцией [см., напр., раздел VII Договора о Европейском Союзе]. На сегодняшний момент для реализации данной модели необходима соответствующая заинтересованность со стороны как минимум восьми государств (независимо от общего количества государств-членов и дальнейшего расширения Европейского Союза). Таким образом, возможно, что в перспективе противодействие со стороны некоторых государств станет менее существенным препятствием для углубления европейской интеграции.
Таким образом, европейские интеграционные процессы во второй половине ХХ в. развивались в рамках различных моделей. Наиболее эффективной и избранной большинством европейских государств оказалась интеграционная модель Европейских сообществ / Европейского Союза. Сочетание различных форм дифференцированной интеграции – это одна из особенностей развития Европейского Союза на современном этапе. Она закономерно связана с последовательным расширением круга государств-членов данной организации и позволяет сохранить единое направление интеграционного процесса в условиях возрастания внутренней неоднородности ЕС.
Список литературы
1. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред.
проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Экономистъ, 2006.
2. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации
/ Под ред. П.А. Цыганкова. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007.
3. Право Европейского Союза в вопросах и ответах: учеб. пособие / отв.
ред. С.Ю. Кашкин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
4. Право Европейского Союза: докум. и коммент. / под ред. С.Ю. Кашкина –
М.: Терра, 1999.
5. Топорнин Б.Н. Европейское право. – М.: Юрист, 1998.
6. Четвериков А.О. Комментарий к Шенгенским соглашениям.
7. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века: Почему не интегрируются страны СНГ. – М.: III тысячелетие, 2001.
8. Баррозу Ж.-М.: Европейська ідея знаходить все більше підтримки.
9. Chaltiel F. Pour une clarification du debat sur l’Europe a plusieurs vitesses // Revue du Marche commun et de l’Union europeenne. – 1995. – № 384. – P. 5–10.
10. Cloos J. Les cooperations renforcees// Revue du Marche commun et de l’Union europeenne. – 2000. – № 441. – P. 512–515.
11. Decision du Conseil du 29 mai 2000 relative a la demande du Royaume-Uni et d’Irlande de participer a certaines dispositions de l"acquis de Schenge // Journal officiel des Communautes Europeennes. – L 131/43. – du 01.06.2000.
12. Duff A. La Grande-Bretagne et l’Europe – la relation differente // L’Union europeenne au-dela d’Amsterdam. Nouveaux concepts d’integration europeenne/ Sous la dir. de M. Westlake. – Bruxelles: PIE, 1998. – P. 67–87.
13. Les traites de Rome, Maastricht et Amsterdam. Textes compares. – Paris: La Documentation francaise, 1999.
14. O"Keeffe D. Non-Accession to the Schengen Convention: The Cases of the United Kingdom and Ireland // Schengen en panne/ Sous la dir. de Pauly A. Maastricht: European Institute of Public Administration, 1994. – P. 145–154.
15. Quermonne J.-L. L’Europe a « geometrie variable » // Revue politique et parlementaire. – 1996. – № 981. – P. 11-18.
16. Roeder E. Integration at multiple speeds in the European Union.
Научно-техническая революция второй половины ХХ в.
После окончания II мировой войны в мире происходят качественно новые процессы: в основе успешного развития теперь находится научно-технический прогресс. Наука окончательно превратилась в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Период развития человечества в послевоенный период называют научно-технической революцией (НТР).
Значительный толчок к началу научно-технической революции дала II Мировая война, в ходе которой воюющими странами были созданы принципиально новые системы оружия и военной техники: атомная бомба, реактивный самолет, реактивный миномет, первые тактические ракеты и т. д. Эти изобретения моментально внедрялись в производство и в итоге задали направление НТР. Особенность мирового устройства во второй половине ХХ в. внесла свои корректировки в развитие науки и техники. В мире сложилось противостояние систем капитализма и социализма, которое, в конечном счете, вылилось в ожесточенную гонку вооружений. Во-вторых, произошло крушение колониальной системы развитых капиталистических стран, которое завершилось в 60-е годы ХХ в. Новые условия развития экономики, новые потребности, а также значительный задел военной эпохи в области прикладных и технических наук стали стимулом резкого рывка научно-технического прогресса.
Предпосылки же для НТР были созданы научными открытиями первой половины XX в., в частности: в области ядерной физики и квантовой механики, достижениями кибернетики, микробиологии, биохимии, химии полимеров, а также высоким техническим уровнем развития производства. Таким образом, наука стала превращаться в непосредственную производительную силу, что является характерной чертой НТР.
НТР имеет всеохватывающий характер, оказывая влияние на все сферы не только экономической жизни, но и на политику, идеологию, быт, духовную культуру, психологию людей. В НТР обычно выделяется два этапа:
I этап - 40-60-е гг. ХХ в. Главным направлением развития научно-технической мысли на этом этапе стали комплексная автоматизация производства, контроля и управления, создание микропроцессорной техники, открытие и использование новых источников энергии (овладение энергией атомного ядра), освоение космоса, появление телевидения, развитие химии, биотехнологии, генетики.
Автоматический контроль и автоматическое регулирование стали преобладающей тенденцией промышленного развития. Машина обрела способность самостоятельно выполнять длинную цепь сложных операций. Роль человека при этом сводится к конструированию и созданию машины, а также к поддержанию ее в работоспособном состоянии. Программируемая автоматизация и применение вычислительных машин являются самыми яркими штрихами современной жизни.
К этому времени относится появление робототехники ‑ науки о машинах, заменяющих человека и автоматически выполняющих задания. Практические принципы робототехники сформулировал англичанин С. Кенворд в 1957 г.
Основные открытия и изобретения первого этапа НТР:
‑ телевидение, транзисторы, компьютеры, радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин (1940-е гг.);
‑ водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетическая установка на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ) (50-е гг.);
‑ лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы (60-е гг.).
Границей же между двумя этапами НТР считается создание и внедрение в народное хозяйство ЭВМ четвертого поколения, на основе которых была завершена комплексная автоматизация и начат переход к новому технологическому состоянию всех отраслей экономики.
II этап - с середины 70-х гг. ХХ в. и продолжается по настоящее время. Основным содержанием этой второй волны НТР (ее также называют технотронной революцией) стали массовая компьютеризация производства, развитие наукоемких и свертывание традиционных отраслей производства, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, рост сферы услуг, повышение качества жизни, а также функциональные изменения в самой науке.
Прогресс в науке и технике оказался стремительным и, зачастую, непредсказуемым. Очень быстро развивалась отрасль электронного машиностроения: от традиционной вакуумной электроники (осветительные и приемно-усилительные лампы, кинескопы, приборы ночного видения) к твердотельной электронике (полупроводниковые диоды и транзисторы, разнообразные интегральные схемы). Революция электронных приборов позволила совершить революцию электронных систем, появление современных телевизоров, персональных компьютеров, микропроцессорного управления.
Основные открытия и изобретения второго этапа НТР:
– микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнология (1970-е гг.);
– сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез (1980-е гг.).
Ускоренное развитие научно-технического прогресса и внедрение его достижений в производство стимулировалось стремлением крупных национальных корпораций в условиях внутренней и международной конкуренции обеспечить устойчивый рост прибыльности производства. Большую роль в научно-технической революции играло соперничество двух военно-политических блоков: НАТО (во главе с США) и Страны Варшавского договора (СССР). Длительное противостояние этих блоков в период «холодной войны» вызывали беспрецедентную по масштабам гонку вооружений. Главным условием «победы» в этом процессе было технологическое превосходство, а стало быть возможности создания новых видов оружия массового поражения.
В числе изобретений, воплотивших в себя все новейшие достижения науки и производства, были: стратегические бомбардировщики, баллистические межконтинентальные ракеты, различные виды оружия массового поражения (атомное и водородное, инфразвуковое (акустическое), радиочастотное (радиологическое), генетическое, оружие на топливно-воздушных смесях, геофизическое, химическое, биологическое и другие).
Первоначально в НТР лидировала военная сфера, но достижения в ней давали возможность реализовать военные наработки для мирных целей. Овладение энергией атомного ядра открывало путь к новому источнику энергии, что давало возможность неограниченного промышленного роста и требовало больших усилий научного потенциала. А советские межконтинентальные ракеты были модернизированы для запуска первого искусственного спутника Земли (октябрь 1957 г.) и первого пилотируемого Ю. А. Гагариным космического корабля (апрель 1961 г.).
Одним из фундаментальных направлений стало развитие электронных приборов и устройств, которые нашли широкое применение и стали незаменимыми в аппаратуре связи, автоматике, измерительной технике, электронных вычислительных машинах и других важных областях. Радиоэлектроника, широко вошедшая в производство, науку, быт людей, является одним из самых главных направлений технического прогресса, мощным средством повышения производительности труда. Наиболее важным изобретением радиоэлектроники стали электронно-вычислительные машины (ЭВМ), чье развитие привело к компьютерной революции.
Именно ЭВМ (компьютеры) дают возможность хранения, быстрого поиска и передачи информации, что означает революцию в системах накопления и доступа к освоенным знаниям. Наступает важный в жизни человечества этап «безбумажной информатики»: информация поступает к специалистам прямо на рабочее место на соответствующие устройства отображения (дисплеи), расположенные в удобных и легкодоступных для потребителя местах. Более того, информационная инфраструктура, основанная на слиянии ЭВМ, систем связи (в том числе космической) и баз знаний, становится важнейшим фактором в дальнейшем развитии электронной и вычислительной техники и информационных технологий.
Итого:
Основными чертами начального периода научно-технической революции, были:
‑ задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности;
‑ сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление;
‑ повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов;
‑ совершенствование видов вооружения и экипировки.
‑ развитие технологий более высокого уровня, связанных с понятием аппаратных средств информатики (электроника, вычислительная техника, телекоммуникация, радиолокация, оптоэлектроника, лазерная техника атомная энергетика, химия полимеров);
‑ существенные изменения в социальной структуре мирового общества (рост городского населения, увеличение доли занятых в сфере обслуживания и торговле, изменение образа жизни людей, смена приоритетов и ценностей).
Международные общественные движения
После второй мировой войны на новую ступень развития
поднялись массовые общественные движения. Особенно широ-
кий размах они получили в 70–80-е годы. Ряд из них возник вне
рамок политических партий, отражая кризис политических
партий как института демократического общества.
Ведущие общественные движения выступали в защиту мира,
демократии и социального прогресса, против всех проявлений
реакции и неофашизма. Общественные движения современнос-
ти вносят большой вклад в защиту окружающей среды, отстаи-
вание гражданских прав и свобод, борются за участие трудя-
щихся в управлении предприятиями и государством. Широкую
поддержку оказывают общественные движения справедливым
требованиям женщин, молодежи, национальных меньшинств.
Ведущая роль во многих движениях принадлежала рабо-
чим. Однако в последние десятилетия социальный состав мно-
гих общественных движений значительно расширился. В неко-
торые из них входят представители всех социальных слоев
современных западных обществ.
Коммунисты. Важную роль в победе над фашизмом сыгра-
ли коммунисты. Героическая борьба на фронтах и в тылу врага,
активное участие в движении Сопротивления в порабощенных
ческих партий в мире. Их влияние и численность значительно
возросли. Если в 1939 г. в мире имелась 61 коммунистическая
партия численностью около 4 млн., то к концу 1945 г. коммуни-
стические партии существовали в 76 странах, которые объеди-
няли 20 млн. человек. В первые послевоенные годы численность
коммунистов еще более выросла. В 1950 г. в мире действовала 81
партия, а численность коммунистов выросла до 75 млн. человек.
В 1945–1947 г. коммунисты входили в состав коалиционных
правительств Франции, Италии, Австрии, Бельгии, Дании,
Исландии, Норвегии и Финляндии. Их представители были
избраны в парламенты большинства государств Западной Ев-
ропы. В период с 1944 по 1949 г. компартии стали правящими в
странах Центральной и Юго-Восточной Европы и в ряде стран
Азии, позднее – на Кубе.
В годы войны (1943 г.) был распущен Коминтерн. Однако
зависимость компартий от КПСС сохранилась. Новые задачи
требовали укрепления интернациональных связей коммунис-
тов планеты. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось Совещание
представителей Компартий СССР, Болгарии, Венгрии,
Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Франции и
Италии. На совещании были заслушаны информационные со-
общения о деятельности представленных на совещании партий.
Был также обсужден вопрос о международном положении. В
принятой Декларации перед компартиями ставились коренные
задачи борьбы за мир, демократию, национальный суверени-
тет, за сплочение всех антиимпериалистических сил. Для коор-
динации деятельности компартий, обмена опытом работы было
принято решение создать Информационное бюро и наладить
издание печатного органа. На совещаниях, проведенных в июне
1948 г. в Румынии и в ноябре 1949 г. в Венгрии, были приняты
документы о защите мира, необходимости крепить единство
рабочего класса и коммунистов.
Серьезные разногласия между КПСС и Компартией Юго-
славии, давление Сталина на другие компартии привели к ис-
ключению из Информбюро Компартии Югославии. После 1949 г.
Информбюро не собиралось. Впоследствии связи между ком-
партиями стали осуществляться в форме двусторонних и мно-
госторонних встреч и международных совещаний на доброволь-
ной основе.
В 1957 и 1966 г. в Москве состоялись международные сове-
щания представителей коммунистических партий. Наиболее
актуальные проблемы коммунистического движения, демок-
ратии, мира и социального прогресса нашли свое отражение в
принятых на совещаниях документах. Однако в последующие
годы стали проявляться опасные тенденции и разночтения,
связанные с отходом руководства Компартии Китая от марк-
сизма-ленинизма и пролетарского интернационализма.
В 60-е годы произошло значительное ухудшение отношений
между КПСС и Компартией Китая, между КПК и другими ком-
мунистическими партиями. Разрыв между КПК и КПСС тяжело
отразился на единстве МКД. Некоторые компартии перешли на
маоистские позиции, в других появились маоистские группы. Ос-
трый кризис в МКД возник в связи с вводом войск государств-
участников Варшавского Договора в Чехословакию. 24 компар-
тии, в том числе итальянская и французская, осудили военную
интервенцию. После этого с трудом удалось созвать Совещание
коммунистических и рабочих партий в июле 1969 г. Разногласия
продолжали усиливаться. Пять компартий отказались подписать
итоговый документ Совещания, четыре партии, в том числе ита-
льянская и австралийская, согласились подписать только один
раздел, некоторые подписали документ с оговорками.
В 1977 г. Генеральные секретари влиятельных компартий
Западной Европы – итальянской (Э.Берлингуэр), французской
(Ж.Марше) и испанской (С.Каррильо) приняли декларацию
против ориентации МКД на советскую модель социализма. Новое
течение получило название «еврокоммунизм». «Еврокоммунис-
ты» выступали за мирный путь развития стран к социализму.
ССCP подвергался критике за отсутствие демократии и нару-
шение прав человека. Страны «реального социализма» осужда-
лись за подчинение государства партии. «Еврокоммунисты»
высказывали мнение, что Советский Союз утратил свою рево-
люционную роль.
Новое течение поддержали многие компартии, в том чис-
ле Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Японии. Не-
которые партии – Австралии, Греции, Испании, Финляндии,
Швеции – раскололись. В результате в этих странах образова-
лось по две, а то и по три компартии.
В последние десятилетия увеличилось расхождение идей-
но-политической ориентации коммунистических партий с ре-
альным общественным развитием. Это привело к кризису взгля-
дов, политики и организации коммунистических партий. Больше
всего он поразил те партии, которые находились у власти и
несли ответственность за развитие своих стран. Крушение «ре-
ального социализма» в странах Восточной Европы, уход со сце-
ны КПСС сделали очевидной необходимость серьезного пере-
смотра традиционных взглядов, политики и организации
коммунистических партий, разработки ими новой идейно-
политической ориентации, соответствующей происходящим в
мире глубоким изменениям.
Социалисты и социал-демократы. Социалистический ин-
тернационал. В 1951 г. на конгрессе во Франкфурте-на-Майне
был основан Социалистический интернационал (СИ), кото-
рый провозгласил себя преемником РСИ, существовавшего с
1923 по 1940 г. Ведущую роль в создании СИ сыграли британ-
ские лейбористы, СДПГ, социалистические партии Бельгии,
Италии, Франции. На первых порах в его состав вошли 34 со-
циалистические и социал-демократические партии, насчиты-
вающие около 10 млн. человек.
В программной декларации «Цели и задачи демократиче-
ского социализма» была выдвинута цель: постепенно, без клас-
совой борьбы, революции и диктатуры пролетариата добиться
трансформации капитализма в социализм. Мирный эволюци-
онный процесс противопоставлялся марксистско-ленинскому
учению о классовой борьбе. В декларации было объявлено, что
главной угрозой миру является политика СССР. Создание СИ
и его стратегия в первые послевоенные десятилетия усилило
конфронтацию двух ветвей международного рабочего движе-
ния – социал-демократической и коммунистической.
В конце 50-х и особенно в 60 – начале 70-х годов социал-
демократия существенно расширила массовую поддержку своей
политики. Этому способствовали объективные обстоятельства,
которые благоприятствовали осуществлению политики социаль-
ного маневрирования. Важное значение имело расширение со-
става Социнтерна. Вступление в его ряды социалистических
партий стран Азии, Африки и Латинской Америки привело к
ларации «Мир сегодня – социалистическая перспектива» при-
знавалась необходимость мирного сосуществования государств
с различным общественным строем, содержался призыв к меж-
дународной разрядке и разоружению. Впоследствии СИ все ак-
тивнее выступал за укрепление мира и всеобщей безопасности.
В 70-е годы СИ продолжал придерживаться идеологии и
принципов «демократического социализма». Больше внимания
стало уделяться проблемам социально-экономического поло-
жения трудящихся. СИ активнее и более конструктивно выска-
зался за мир и разоружение, поддерживал новую «восточную
политику» В.Брандта, советско-американские соглашения по
вопросам ограничения и сокращения вооружений, за укрепле-
ние разрядки, против «холодной войны».
В 80-е годы социал-демократы столкнулись с определенны-
ми трудностями. Сократилась численность некоторых партий. В
ведущих странах Запада (Англия, ФРГ) они потерпели пораже-
ние на выборах и уступили власть неоконсерваторам. Трудности
80-х годов были порождены рядом факторов. Более остро прояви-
лись противоречивые последствия НТР и экономического роста.
Обострились экономические и другие глобальные проблемы. Не
удавалось остановить безработицу, и в ряде стран она приняла
угрожающие масштабы. Активное наступление вели неоконсерва-
тивные силы. По многим волнующим вопросам СИ разработал
новую стратегию и тактику, которые нашли свое отражение в
программных документах социал-демократических партий и в
Декларации принципов Социнтерна, принятой в 1989 г.
Конечная цель, провозглашаемая социал-демократами,
состоит в достижении социальной демократии, т.е. в обеспече-
нии всех социальных прав трудящихся (права на труд, образо-
вание, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение), в
ликвидации всех форм гнета, дискриминации, эксплуатации
человека человеком, в гарантии всех условий для свободного
развития каждой личности как условия свободного развития
всего общества.
Цели демократического социализма должны достигаться,
подчеркивают социал-демократические партии, мирными, де-
мократическими средствами, путем постепенной эволюции
общества, с помощью реформ, классового сотрудничества. В
послевоенные годы социал-демократы находились у власти в
ряде стран (Австрия, Англия, ФРГ, Франция, Испания, Шве-
ция, Норвегия, Финляндия).
Несмотря на то, что они нередко шли на уступки буржуа-
зии и крупному капиталу, объективная оценка деятельности
свидетельствует о том, что, прежде всего, они отражали и за-
щищали интересы трудящихся. Значителен их вклад в защиту
демократии, становление и развитие государства, благососто-
яния, в улучшение материального положения трудящихся, в
продвижение их стран на пути социального прогресса, в утвер-
ждение всеобщего мира и международной безопасности, в улуч-
шение отношений между Западом и Востоком, в решение слож-
ных проблем «третьего мира».
В 1992 г. состоялся ХІХ конгресс СИ. Он проходил в Берлине.
Председателем был избран французский социалист Пьер Моруа. В
ряде стран возникли новые социалистические и социал-демокра-
тические партии, в том числе, в независимых государствах СНГ.
Партии Социалистического интернационала представлены круп-
ными фракциями в парламентах многих западных стран.
листического интернационала. На съезда присутствовали 1200
делегатов, которые представляли 143 партии из 100 стран. О
важности проходившего съезда говорит и то, что среди делега-
тов присутствовали президент Аргентины и одиннадцать пре-
мьер-министров. В единогласно принятой декларации среди
многих важных положений, отражающих современные пробле-
мы мира, особое внимание было уделено необходимости «при-
дать процессам глобализации социальное изменение», «улуч-
шать представительную демократию», защищать «равновесие
между правами и обязанностями».
Несмотря на то, что в последние десятилетия в ведущих
странах Запада усилилась «неоконсервативная волна», социал-
демократия оказала и оказывает заметное влияние на полити-
ческую и общественную жизнь в западном мире. Частное пред-
принимательство остается регулируемым, демократия – всеобщей.
Социальные права трудящихся обеспечиваются государством.
Профессиональные союзы. В послевоенные годы возросла роль
профсоюзов – самой массовой организации работников наем-
ного труда. К началу 90-х годов только объединенные в между-
народные организации профсоюзы насчитывали свыше 315 млн.
человек. Уже в 50–60-е годы миллионы членов ВФП, созданной
на 1-м Всемирном конгрессе профсоюзов в Париже в сентябре
1945 г., активно выступали за улучшение материального поло-
жения трудящихся. Много внимания уделялось борьбе с безра-
ботицей, развитию системы социального страхования, отстаи-
ванию прав профсоюзов. Важное место в деятельности
профсоюзов занимали вопросы, связанные с борьбой народных
масс за запрещение атомного оружия, прекращение войн и ре-
гиональных конфликтов, укрепление всеобщей безопасности.
Постоянной поддержкой ВФП пользовалось националь-
но-освободительное движение. Выработке стратегии и тактики
международного профсоюзного движения, восстановлению
единства профсоюзов, борьбе за насущные права трудящихся,
за мир и национальную независимость трудящихся были по-
священы Всемирные конгрессы профсоюзов: в Вене (1953 г.),
в Лейпциге (1957 г.), в Москве (1961 г.), в Варшаве (1965 г.), в
Будапеште (1969 г.). Они сыграли важную роль в поднятии ав-
торитета и роста влияния ВФП в международном профсоюз-
ном движении.
На Всемирном конгрессе в Будапеште (1969 г.) был одоб-
рен «Ориентационный документ профсоюзных действий». Этот
документ ориентировал трудящихся добиваться ликвидации
экономического и политического господства монополий, со-
здания демократических институтов власти, обеспечения ак-
тивного участия рабочего класса в управлении экономикой. В
центре внимания были также вопросы единства международ-
ного профсоюзного движения. В 70 – 80-е годы ВФП по-пре-
жнему уделяла первостепенное внимание проблемам сокраще-
ния вооружений и укрепления мира, прекращения гонки
вооружений, выступала в поддержку народов Индокитая, Аф-
рики, Латинской Америки, которые в разные годы в отдель-
ных странах вели борьбу за укрепление своей независимости,
за демократические свободы. Важное место занимали вопросы
единства действий. ВФП призывала другие международные
профсоюзные центры к совместным выступлениям в защиту
интересов трудящихся, борьбы против безработицы, к отпору
монополистическому капиталу. Прошедшие в этот период Все-
мирные конгрессы и конференции профсоюзов показали все
многообразие форм борьбы ВФП в отстаивании коренных ин-
тересов трудящихся.
Важную роль в международном профсоюзном движении
играет Международная конфедерация свободных профсоюзов
(МКСП). В нее входят профсоюзы индустриальных и некоторых
развивающихся стран. Для лучшей координации деятельности
входящих в нее профсоюзов МКСП создала региональные орга-
низации: Азиатско-Тихоокеанскую, Межамериканскую, Афри-
канскую. Как часть МКСП в 1973 г. была создана Европейская
конфедерация профсоюзов (ЕКП). МКСП стала более энергич-
но выступать в поддержку социально-экономических требова-
ний трудящихся, за укрепление мира и разоружение, против
конкретных актов агрессии. Она приветствовала демократиче-
ские революции в странах Восточной Европы, перестройку в
СССР, поддерживала усилия международного сообщества по
оказанию им помощи, более активно стала выступать за пре-
кращение региональных военных конфликтов.
В послевоенные годы в странах Запада активизировали свою
деятельность профсоюзы, находящиеся под влиянием церкви. В
1968 г. Международная конфедерация христианских профсоюзов
(МКХП) изменила свое название. XII конгресс МКХП поста-
новил именовать организацию Всемирной конфедерацией тру-
да (ВКТ). ВКТ защищает права человека и профсоюзные свобо-
ды, борется за улучшение положения населения в «третьем мире»,
призывает к активизации женщин в общественной жизни; при-
зывает к борьбе против всех видов эксплуатации и дискримина-
ции. Важное место уделяется глобальным проблемам современ-
ности, особенно экологическим. ВКТ поддерживала перемены,
происшедшие в Восточной Европе, приветствует позитивные
изменения в международных отношениях.
Профсоюзы, являясь наиболее массовыми организациями
рабочего движения, способствовали значительным его успе-
хам, социальному прогрессу в целом.
В начале 90-х годов мировое профсоюзное движение на-
считывало, по разным оценкам, 500 – 600 млн. человек, что
составляло 40 – 50% армии наемного труда. Они не охватывают
всей массы наемных работников в развитых странах Запада,
включая преимущественно занятых в традиционных отраслях
материального производства.
Кризисное состояние профсоюзов в современных условиях
связано с неадекватностью их деятельности тем глубоким изме-
нениям, которые произошли в характере труда и структуре за-
нятости в ведущих странах Запада, под воздействием ИТР. Проф-
союзы стараются изменить свою стратегию и тактику, в более
широком плане защищать интересы трудящихся, больше вни-
мания уделять глобальным проблемам, укреплять сотрудниче-
ство с другими массовыми демократическими движениями.
Другие массовые общественные движения. В послевоенные
годы почти во всех странах шел отток из традиционных поли-
тических партий и профсоюзов. Разочаровавшиеся члены этих
организаций стремились обрести больше свободы, не хотели
мириться с жесткими идеологическими установками. Особенно
это было характерно для студенческой молодежи. Появилось
множество различных групп, которые на добровольной основе
объединялись в движения, не связанные ни строгой дисципли-
ной, ни общей идеологией.
В условиях кризисных явлений в социально-экономической
и политической сферах в 70-е годы возникли новые движения,
охватившие людей различных социальных слоев, разных возрас-
тов и политических взглядов.
Массовые общественные движения в 70 – 80-е годы име-
ли различную направленность. Наиболее распространенными и
оказавшими значительное влияние на общественно-политиче-
скую жизнь западного мира были экологические и антивоен-
ные движения.
Представители экологического движения во многих стра-
нах активно выступают против сверхиндустриализации, не-
рациональной эксплуатации природных ресурсов. Особое вни-
мание уделяется проблемам, связанным с опасностью
перерастания экологического кризиса в экологическую ката-
строфу, которая может привести к гибели человеческой ци-
вилизации. В связи с этим экологическое движение выступа-
ет за запрещение испытаний ядерного оружия, ограничение
и прекращение военной деятельности, разоружение. Эколо-
гическое движение рассматривает разоружение и связанную
с ним конверсию военного производства как важнейший по-
тенциальный источник дополнительных ресурсов, матери-
альных и интеллектуальных, для решения экологических про-
блем. Среди массовых общественных движений экологические
течения являются наиболее организованными и развитыми в
теоретическом и практическом планах. Они создали во мно-
гих странах свои политические партии «зеленых» и междуна-
родные организации (Гринпис), единую фракцию в Евро-
парламенте. Движение «зеленых» поддерживает активное
сотрудничество в рамках ООН, многими неправительствен-
ными организациями.
Среди массовых движений в западных странах важное ме-
сто занимает антивоенное движение. Еще в годы второй миро-
вой войны оно консолидировалось на демократической анти-
фашистской основе, ставшей в послевоенный период базой
массового движения сторонников мира. На II Всемирном кон-
грессе в Варшаве (1950 г.) учреждается Всемирный Совет Мира
(ВСМ), который организует кампанию по подписанию Сток-
гольмского воззвания, квалифицировавшего атомную войну как
преступление против человечества. В середине 50-х годов в стра-
нах Запада широкое развитие получил антиядерный пацифизм.
Во второй половине 50-х годов во многих странах Запада созда-
ются массовые антиядерные организации или их коалиции. В
начале 70-х особый размах получило движение против войны
во Вьетнаме. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов уча-
стники антивоенного движения активно выступали против ней-
тронной бомбы, размещения американских и советских ракет
средней дальности в Европе.
В 60–70-e годы усилилось женское движение. В русле моло-
дежного бунта возникло неофиминистское движение, высту-
павшее с позиций новейших концепций «смешанного», а не
«сексуально разделенного» общества, и «социального созна-
ния полов», преодоления «насилия над женщиной». Предста-
вители женского движения в странах Запада активно выступа-
ют против монополии мужчин на власть в обществе, за равное
представительство женщин во всех сферах деятельности и всех
социальных институтах.
В последние десятилетия возросла гражданская активность
женщин. Они все большее влияние оказывают на политику,
избираются в парламенты многих стран, занимают высокие
государственные посты. Повысился интерес женщин к глобаль-
ным проблемам современности. Женщины активно участвуют
в антивоенном движении. Все это говорит о наметившейся тен-
денции возрастания роли женщин в жизни своих стран и пре-
вращении женского движения во влиятельную силу современ-
ной демократии.
На рубеже 60-х годов в США и других странах Запада
возникло движение молодежного протеста (хиппи). Это дви-
жение возникло как реакция на специфические черты со-
временного бюрократизма и тоталитаризма, на стремление
поставить все сферы жизни индивидуума под бюрократиче-
ский контроль, противоречие между демократической идео-
логией и тоталитарной практикой, все растущее обезличива-
ние бюрократической структуры. Стиль и лозунги хиппи
получили довольно широкое распространение в 70 – 80-е
годы, оказав сильнейшее влияние на ценностный мир Запа-
да. Многие идеалы контркультуры стали составной частью
массового сознания. Поколение хипстеров пустило в оборот
увлечение рок-музыкой, ставшей ныне существенным эле-
ментом традиционной культуры.
В ряде западных стран в 60 – 80-е годы получил развитие
экстремизм, который традиционно делится на «левый» и «пра-
вый». Левые экстремисты апеллируют обычно к идеям марк-
сизма-ленинизма и другим левым взглядам (анархизм, левый
радикализм), объявляя себя наиболее последовательными бор-
цами «за дело пролетариата», «трудящихся масс». Они крити-
ковали капитализм за социальное неравенство, подавление
личности, эксплуатацию. Социализм – за бюрократизацию,
забвение принципов «классовой борьбы» («Фракция Красной
Армии» в Германии, «Красные бригады» в Италии). Правые
экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне
консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эго-
изм, потребительство и «массовую культуру», отсутствие «по-
рядка», господство плутократии. И для правого, и для левого
экстремизма характерен антикоммунизм («Итальянское соци-
альное движение» в Италии, Республиканская и Националь-
но-демократическая партии в Германии, различные правора-
дикальные и откровенно фашистские группы и партии в США).
Часть «левых» экстремистских организаций находится на неле-
гальном положении, ведет партизанскую войну, совершает тер-
рористические акты.
В 60–70-е годы в западном мире получили развитие и та-
кие движения, как «Новые левые» и «Новые правые». Предста-
вители «Новых левых» (преимущественно студенческая моло-
дежь и некоторая часть интеллигенции) отличались разной
критикой всех современных ему форм социально-политического
устройства и организации экономической жизни с позиций
крайнего радикализма (включая терроризм) и анархизм. «Но-
вые правые» (в основном, интеллигенция, технократы и неко-
торые другие привилегированные слои развитых западных
стран) опирались на идеологию неоконсерватизма.
Современные массовые общественные движения являют-
ся важнейшей частью демократического процесса. Приоритет-
ными для них являются идеи мира, демократии, социального
прогресса, спасения человеческой цивилизации. Общественные
движения в подавляющем большинстве являются сторонника-
ми ненасильственных действий, считая, что гуманные цели не
могут быть достигнуты негуманными средствами.
В 90-е годы ХХ века в сознании широких народных масс
получило развитие критическое отношение к современным
процессам глобализации. В дальнейшем оно переросло в мощ-
ное сопротивление особенно экономической глобализации,
выгоды от которой получают наиболее развитые страны За-
пада. Занимая передовые позиции в мировой экономике и
новейших технологиях, они ограждают свои интересы, про-
водя политику двойных стандартов. В то же время экономи-
ческие, социальные и другие издержки глобализации тяже-
лым бременем ложатся на слабые экономики развивающихся
стран и на беднейшие социальные слои населения даже в
развитых странах.
В этих условиях новое социальное движение, направлен-
ное против политики глобализации, стали называть «антигло-
балистским». Транснациональное по своим масштабам и харак-
теру, оно включает представителей самых различных движений
протеста, которых объединяет неприятие глубочайшего соци-
ально-экономического неравенства современного мира.
ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
1. Положение в стране в первые послевоенные годы. Установление республики.
2. Социально-экономическое и политическое развитие в 50-60-е годы.
3. Обострение социально-экономических и политических проблем в 70-е гг.
В апреле 1945 г. Италия была полностью освобождена от оккупантов. Страна находилась в очень тяжелом положении. За годы войны Италия потеряла 1/3 национального богатства, остро ощущалась нехватка промышленных товаров и продовольствия, процветала спекуляция, безработица составляла 2 млн. человек. В политической жизни страны доминировали 3 партии. Слева это были Итальянская коммунистическая партия (ИКП) и Итальянская социалистическая партия (ИСП), которые в 1946 г. заключили соглашение о единстве действий. Им противостояла правоцентристская Христианско-демократическая партия (ХДП), созданная в 1943 г. и выступившая за реформирование капиталистического общества. ХДП выступила за проведение аграрной реформы, допускала возможность национализации частной собственности, соглашалась с созданием системы социальной защиты. Все это позволило ХДП получить поддержку значительной части трудящихся. Силу ХДП увеличивала поддержка Ватикана.
В декабре 1945 г. было создано коалиционное правительство с участием ИКП, ИСП и ХДП во главе с лидером ХДП А. де Гаспери. В июне 1946 г. оно провело референдум по вопросу о форме государственного правления и выборы в Учредительное собрание. На референдуме итальянцы высказались за установление республики, королю пришлось покинуть страну. В мае 1947 г. для получения помощи по плану Маршалла де Гаспери создал новое правительство без участия коммунистов и социалистов. В декабре 1947 г. Учредительное собрание приняло новую конституцию, вступившую в силу 1 января 1948 г. По конституции Италия стала республикой с двухпалатным парламентом и президентом, имеющим широкие полномочия. Конституция гарантировала гражданам широкий набор политических и социальных прав, предусматривала возможность национализации частной собственности за выкуп. Весной 1948 г. прошли выборы в парламент, на которых уверенно победила ХДП, получив почти половину голосов избирателей.
Период 50-х - первой половины 60-х годов стал временем быстрого развития экономики Италии. В 50-ые годы производство увеличивалось в год на 10 %, в первой половине 60-х - на 14 % в год. В это время Италия превратилась в индустриально-аграрную страну и прочно закрепилась в числе главных индустриальных держав мира.
Причины экономического подъема были следующими:
1) помощь по плану Маршалла, которая дала экономике стартовый толчок;
2) дешевая рабочая сила, что сделало итальянские товары конкурентоспособными в Европе;
3) система госрегулирования, которая позволила эффективно использовать ресурсы страны и расширить внутренний рынок за счет повышения покупательной способности населения. В 50-60-е годы в Италии прошли 2 волны национализации, и был создан обширный госсектор. Государство также приобретало часть акций частных компаний, получая возможность контролировать частный сектор.
4) кооперация в рамках ЕЭС, что открыло для Италии доступ к технологиям и кредитам. В 60-е годы Италия получала из бюджета ЕЭС больше средств, чем вносила в него. В 60-е годы Италия в ЕЭС была в основном поставщиком сельскохозяйственной продукции и товаров легкой промышленности. Но постепенно росло ее значение как производителя автомобилей, электроники, химической продукции.
Политическая система Италии в 50-80-х годах получила название многопартийности с доминирующей партией. В это время самой сильной партией страны была Христианско-демократическая партия (ХДП). На парламентских выборах ХДП всегда получала большинство голосов, но никак не могла набрать абсолютное большинство, чтобы в одиночку править страной. Поэтому ХДП приходилось создавать коалиции с другими партиями. В 50-ые годы страной правила коалиция «правый центр» в составе ХДП, Республиканской и Либеральной партий. В конце 50-х годов авторитет ХДП упал, т. к. правительство не спешило увеличивать социальные расходы. Одновременно вырос авторитет ИКП. Это встревожило левое крыло ХДП, которое выступило за проведение широких социальных реформ и за создание коалиции с ИСП.
В 1962 г. в Италии была создана коалиция «левый центр» в составе ХДП, ИСП, Республиканской партии и Итальянской социал-демократической партии (ИСДП). Эта коалиция правила Италией до 1972 г. Ее главная цель заключалась в том, чтобы ослабить влияние ИКП в стране. Именно поэтому в 60-ые годы в Италии была введена 40-часовая рабочая неделя, увеличен размер минимальной зарплаты, повышены пенсии, расширены права профсоюзов. Эти реформы привели к росту инфляции и к замедлению экономического развития. ХДП выступила за сокращение социальных расходов, ИСП - за их расширение. Из-за внутренних споров «левый центр» в 1972 г. распался. Италией стала править правоцентристская коалиция: ХДП, Республиканская и Либеральная партии.
Создание коалиции «левый центр» стало возможным из-за разногласий между левыми партиями - ИСП и ИКП. В 50-ые годы между партиями усилились разногласия. Руководство ИСП поняло, что необходимо искать новые лозунги, а не призывать к социалистической революции. В 1956 г. ИСП отказалась от союза с ИКП, а затем пошла на сближение с ХДП. Руководство ИКП также поняло необходимость корректировки позиции. В 1956 г. ИКП приняла новую программу, в которой уже не делался главный упор на идеях революции диктатуры пролетариата (хотя от них ИКП не отказывалась), высказывалась идея демократического пути к социализму. Принятие новой программы позволило ИКП сохранить свои результаты на выборах. В то же время для ИСП участие в коалиции с ХДП обернулось падением авторитета. Поэтому после развала «левого центра» руководство ИСП опять стало стремиться к сотрудничеству с коммунистами.
Во второй половине 60-х годов темпы развития резко уменьшились, а в 70-ые годы экономику Италии поразил экономический кризис. Промышленное производство в 70-ые годы топталось на месте, безработица выросла в 3 раза, инфляция была одна из самых высоких в Европе. Все попытки преодолеть кризис при помощи государственного регулирования успехов не принесли.
В 70-е годы политическая ситуация в Италии обострилась. Кризис привел к росту забастовочного движения. Одновременно активизировались неофашистские организации и ультралевые «красные бригады», которые стали на путь террористических актов. Рост терроризма потребовал сплочения всех демократических сил. В 1975 г. коммунисты предложили создать коалицию в составе ИКП, ИСП, ХДП. Эту идею поддержало руководство ИСП, заявив, что партия не войдет ни в один политический блок без участия коммунистов. В 1978 г. в парламенте была создана коалиция ХДП, ИСП, ИКП, ИСДП, Республиканской и Либеральной партий. В 1979 г. ИКП вышла из нее в связи с началом неолиберальных реформ.
§ 106. Международные отношения во второй половине хх в.
Берлинский и Караибский кризисы.
Появление у Советского Союза на рубеже 60-х п. ХХ в. межконтинентальных ракет способствовало активизации его внешней политики. Противоборство СССР и США охватило тогда весь мир. СССР активно поддерживал национально-освободительные движения разных народов, другие антиамериканские силы. США продолжали активно наращивать вооруженные силы, расширять всюду сеть своих военных баз в больших масштабах оказывать экономическую и военную помощь прозападным силам во всем мире. Стремление двух блоков к расширению сфер влияния дважды в конце 50-х - начале 60-х п. хх в. ставило мир на грань ядерной воины.
Международный кризис начался в 1958 г. вокруг Западного Берлина, после того как Запад отклонил требование советского руководства превратить его в свободный демилитаризованный город. Новое обострение событий произошло 13 августа 1961 г. По инициативе руководства ГДР вокруг Западного Берлина была возведена стена из бетонных плит. Эта мера дала возможность правительству ГДР предотвратить бегство граждан в ФРГ и укрепить положение своего государства. Строительство стены вызвало возмущение на Западе. Войска НАТО и ОВД были приведены в боевую готовность.
Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение
разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядерного удара, каким был Советский Союз после размещения американских ракет в Турции. Получение подтверждения размещения советских ракет на Кубе вызвало панику в США. Противостояние достигло своего пика 27 - 28 октября 1962 г. Мир был на грани войны, однако благоразумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с острова в ответ на обещания президента США Д. Кеннеди не вторгаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.
Берлинский и Караибский кризисы показали обеим сторонам опасность балансирования на грани войны. В 1963 г. было подписано исключительно важное соглашение: США, СССР и Великобритания прекратили все ядерные испытания, кроме подземных.
Второй период «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» начался в 1963 г. ОН характерен переносом центра тяжести международных конфликтов в районы «третьего мира», на периферию мировой политики. Одновременно отношения США и СССР трансформировались от конфронтации к разрядке международной напряженности, к переговорам и соглашениям, в частности, о сокращении ядерных и обычных вооружений и о мирном решении международных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.
Война во Вьетнаме.
После войны (1946-1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои войска
Военно-политические блоки.
Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Наибольшее число их было создано по инициативе и под главенством США. В 1949 г. возник блок НАТО. В 1951 г. образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США). В 1954 г. сформирован блок НАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). В 1955 г. был заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран), после выхода Ирака названный СЕНТО.
В 1955 г. была образована Организация Варшавского договора (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.
Основные обязательства участников блоков заключались во взаимной помощи друг другу в случае нападения на одно из государств-союзников. Главное военное противостояние развернулось между НАТО и ОВД. Практическая деятельность внутри блоков выражалась, прежде всего, в военно-техническом сотрудничестве, а также в создании США и СССР военных баз и развертывании своих войск на территории союзных государств на линии противостояния блоков. Особенно значительные силы сторон были сосредоточены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое количество американского и советского атомного оружия.
«Холодная война» вызвала ускоренную гонку вооружений, которая была важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников.
Периоды «холодной войны» И международные кризисы.
В «холодной войне» выделяют два периода. Период 1946-1963 П. характерен нарастанием напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кризиса в начале 60-х гг. хх в. Это период создания военно-политических блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух социально-экономических систем. Значительными событиями были война Франции во Вьетнаме (1946-1954), подавление СССР восстания в Венгрии в 1956 Г., Суэцкий кризис 1956 Г., Берлинский кризис 1961 г. и Караибский кризис 1962 г. Решающее событие войны произошло под местечком Дьенбьенфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставила капитулировать главные силы французского экспедиционного корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе с коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вьетнам), а на юге - проамериканские силы.
США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его режим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там развернулось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнама, а B 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с партизанами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществляли массовые расправы с мирными жителями, но движение сопротивления ширилось. Американцы и их местные подручные несли все большие потери. Американские войска действовали столь же безуспешно в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американские войска были выведены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу Сайгон. Появилось новое государство - Социалистическая Республика Вьетнам.
Война в Афганистане.
В апреле 1978 г. в Афганистане произошла революция. Новое руководство страны заключило договор с Советским Союзом и неоднократно просило его о военной помощи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Гражданская воина между сторонниками и противниками нового режима в Афганистане все более разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в Афганистан Ограниченного контингента войск. Присутствие советских войск в Афганистане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР действовал в рамках соглашения с руководством Афганистана и ввел войска по его просьбе. Позже советские войска оказались втянутыми в гражданскую войну в Афганистане. Это отрицательно сказалось на престиже СССР на мировой арене.
Ближневосточный конфликт.
Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между государством Израиль и его арабскими соседями.
Международные еврейские (сионистские) организации выбрали территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира. ООН в ноябре 1947 г. приняла решение о создании на территории Палестины двух государств: арабского и еврейского. Иерусалим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено государство Израиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Началась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более половины территории, предназначенной для арабского государства и западную часть Иерусалима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан получила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек.
С тех пор противостояние еврейского и арабского народов в Палестине остается одной из острейших проблем. Неоднократно возникали вооруженные конфликты. Сионисты приглашали евреев всего мира в Израиль, на историческую родину. Для их размещения продолжалось наступление на арабские территории. Наиболее экстремистские группировки мечтали о создании «Великого Израиля» от Нила до Евфрата. Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР поддержал арабов.
В 1956 г. объявленная президентом Египта Г. Насером национализация Суэцкого канала ударила по интересам Англии и Франции, которые решили восстановить свои права. Эта акция получила название тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта. 30 октября 1956 г. израильская армия внезапно перешла египетскую границу. В зоне канала высадились английские и французские войска. Силы были неравны. Интервенты готовились к наступлению на Каир. Лишь после угрозы СССР применить атомное оружие в ноябре 1956 г. военные действия были прекращены, а войска интервентов покинули Египет.
5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против арабских государств в ответ на деятельность Организации освобождения Палестины (ООП) по главе с Я.Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продвигались в глубь Египта, Сирии, Иордании. Во всем мире раздавались протесты и требования немедленного прекращения агрессии. Военные действия остановились к вечеру 10 июня. За 6 дней Израиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, западный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима, Голанские высоты на сирийской территории.
В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действовали более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полуострова. В 1970 и 1982 гг. израильские войска вторгались на территорию Ливана.
Все попытки ООН, великих держав добиться прекращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1979 г. при посредничестве США удалось подписать мирный договор между Египтом и Израилем. Израиль выводил войска с Синайского полуострова, но палестинская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась «интифада» восстание арабов. В 1988 г. было объявлено о создании Государства
Палестина. Попыткой разрешить конфликт стала договоренность между лидерами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестинской автономии на части оккупированных территорий.
Разрядка.
С середины 50-х гг. хх в. СССР выступал с инициативами всеобщего и полного разоружения. Крупным шагом был догoвop о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Однако важнейшие шаги по смягчению международной обстановки были сделаны B 70-e гг. ХХ в. И В США, и в СССР росло понимание, что дальнейшая гонка вооружений становится бессмысленной что военные расходы могут подорвать экономику. Улучшение отношений между СССР и Западом получило название «разрядка международной напряженности» или «разрядка».
Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация отношении СССР с Францией и ФРГ. Важным пунктом договора между СССР и ФРГ было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ. Во время визита в СССР в мае 1972 г. президента США Р. Никсона были подписаны соглашения об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-l). В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который был подписан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокращение баллистических ракет.
В августе 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству глав 33 европейских стран, США и Канады. Его итогом стал Заключительный акт совещания, в котором были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказ от применения силы и угрозы ее применения.
В конце 70-х гг. хх в. снизилась напряженность в Азии. Прекратили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях света в начале 80-х г. ХХ в. вновь привели к усилению гонки вооружений и росту напряженности.
Международные отношения В конце ХХ начале XXI В.
Перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказывать все более существенное влияние на развитие международных отношении. Обострение напряженности в отношениях между Востоком и Западом на рубеже 70 - 80-х гг. ХХ в. сменилось их нормализацией. В середине 80-х гг. ХХ в. глава Советского Союза М.С.Горбачев выдвинул идею нового политического мышления в международных отношениях. Он заявлял, что главной проблемой является проблема выживания человечества, решению которой должна быть подчинена вся внешнеполитическая деятельность. Решающую роль сыграли встречи и переговоры на высшем уровне между М. С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Они привели к подписанию двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-l) в 1991 г.
Благоприятно сказал ось на нормализации международных отношений завершение вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.
После распада СССР Россия продолжила политику поддержания нормальных отношений с США и другими ведущими западными государствами. Был заключен ряд важных договоров по дальнейшему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2). Резко снизилась угроза новой войны с использованием оружия массового поражения. Однако к концу 90-х п. хх в. осталась только одна сверхдержава - США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.
Серьезные перемены произошли на рубеже 80 - 90-х гг. ХХ в. В Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию германского вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.
В начале 90-х гг. хх в. изменилась политическая карта Европы.
Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Югославия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.
В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском пространстве. Вспыхнули вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые этнические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы становления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии. И Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказали этим силам военную и дипломатическую поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. В результате, несмотря на военные победы, сербы в Боснии и Косово были вынуждены согласиться на урегулирование на условиях противника.