Методы педагогических исследований. Методы педагогического исследования и их классификация

ТЕМА 2

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология педагогики, ее задачи и структура. Методы педагогического исследования, их классификация. Логика научно-педагогического исследования.

Основные понятия: методология, методология педагогики, метод исследования, метод педагогического исследования.

§ 1. Методология педагогики, ее задачи и структура

Под методологией науки понимается совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Методология педагогики – это учение о педагогических знаниях, процессе их получения и практическом применении.

Ведущие задачи методологии педагогики:

    определение и уточнение предмета педагогики и ее места среди других наук, важнейшей проблематики педагогических исследований;

    установление принципов и методов приобретения знаний о педагогической действительности;

    определение направлений развития педагогической теории;

    определение путей взаимодействия науки и практики, основных способов внедрения достижений науки в педагогическую практику;

    анализ зарубежных педагогических исследований.

Структура методологии педагогики представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура методологии педагогики

§ 2. Методы педагогического исследования, их классификация

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования .

Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений.

Все многообразие методов педагогического исследования можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Классификация методов педагогического исследования представлена в таблице 2.

Таблица 2

Классификация методов педагогического исследования

1. Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдения.

Этапы наблюдения:

    определение целей и задач (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

    выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

    выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

    выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи);

    обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное – наблюдение «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение – очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или уточнения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проходит по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

Интервьюирование – разновидность беседы, при которой исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование – заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

Изучение работ учащихся. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут предоставить сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Исследовательская деятельность предполагает:

    опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

    активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

    измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

    неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

    теоретический – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы;

    методический – разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

    собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

    аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий).

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (содержания методов, форм) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

2. Методы теоретического исследования.

В ходе теоретического анализа обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общие принципы или правила.

В теоретических исследованиях используются индуктивные идедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – наоборот, от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

3. Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также дляустановления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Математические методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и часто пассивных).

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого.

Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок.

§ 3. Логика научно-педагогического исследования

Педагогическое исследование предполагает ряд стадий: подготовительную, практическое решение проблемы, количественную обработку полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и предложений.

На подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании учащихся. Осуществляется сбор предварительных материалов для конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической проблемы.

Эта работа завершается формулировкой гипотезы, т.е. предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. Составляется методика исследования – отбираются необходимые методы, технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения полученных данных.

Практическое решение проблемы связано с реализацией методики исследования в виде серий наблюдений, опросов, экспериментов.

Количественная обработка полученных данных осуществляется с помощью математических методов исследования.

Интерпретация полученных данных проводится на основе педагогической теории с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы, что позволяетсформулировать выводы и предложения.

Педагогическое исследование представляет собой поиск способов и путей усовершенствования педагогического процесса. Такие пути и и есть методы педагогического исследования. С их помощью удается добыть информацию о том или иной изучаемом предмете, провести ее анализ и обработку, после чего включить ее в систему известных знаний.

Классификация методов педагогического исследования

Исследования классифицируются несколькими способами. Так по выделяют:

· Теоретические и причинно следственного анализа, сравнительно-исторический анализ.

· Практические методы: беседа, анкетирование, наблюдение, эксперимент.

В зависимости от источников информации методы педагогического исследования делятся на методы изучения теоретических источников и методы анализа существующего педагогического процесса. По способам обработки анализа тех или иных данных выделяют такие методы, как метод анализа и метод количественной обработки материала.

Некоторые методы педагогического исследования

1. Наблюдение как метод педагогического исследования является наиболее доступным и распространенным. Под наблюдением подразумевается заранее подготовленное и организованное восприятие процесса, явления или объекта в естественных условиях. Следует отметить, что несколько отличается от так называемого житейского. Во-первых, в научном наблюдении ставятся конкретные задачи, разрабатываются схемы наблюдения, выделяются объекты. Во-вторых, полученные результаты нужно обязательно зафиксировать. В-третьих, полученные данные обязательно обрабатываются. О высокой эффективности наблюдения можно говорить в том случае, если оно будет систематическим, разносторонним, длительным, массовым и объективным. Так как наблюдение не занимается раскрытием внутренней стороны педагогического исследования, то применяют его лишь на начальном этапе исследования, в купе с другими методами.

2. Изучение опыта - один из самых древних методов педагогического исследования. В широком смысле изучении опыта подразумевается организованную которая направлена на установление исторических связей обучении и воспитания, а также вычленение устойчивого общего в воспитательно-учебных системах. Благодаря такому методу проводится анализ путей решения проблем, а также выводится взвешенное заключение о необходимости применения этих решений в новых исторических условиях.

3. Изучение продуктов ученического творчества, таких как, классных и домашних работ, рефератов, докладов, сочинений, а также результатов технического и эстетического творчества. Подобный метод имеет широкое применение, например, его используют при оценке индивидуальных особенностей учеников, их наклонностей, интересов и отношения к различным обязанностям и делам. Организация педагогического исследования таким методом также требует тщательного планирования, а также подготовки к умелому использованию с другими методами.

4. Беседы, диалоги, дискуссии - это то, что помогает выявить отношения людей, их намерения, чувства, позиции и оценки в отношении того или иного явления. Педагогическая беседа имеет особенности: она характеризуется заранее продуманными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир исследуемых, а также выявить причину появления того или иного поступка.

5. Эксперимент - это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем процессом, который он сам же планомерно осуществляет. Так, педагогический эксперимент может проводиться с группой учеников, школой или сразу же с несколькими школами. Насколько надежным окажется эксперимент, во многом зависит от соблюдения всех его условий.

6. Тестирование - один из самых популярных методов педагогического исследования. Он представляет собой целенаправленное и одинаковое обследование всех испытуемых, которое должно проводиться в строго контролируемых условиях. Тестирование от других методов исследования отличается доступностью, точностью, простотой и возможностью автоматизации.

7. Анкетирование - массовый сбор материала, который осуществляется посредством заранее разработанных опросников, так называемых анкет. Анкетирование основывается на том предположении, что анкетируемый человек будет честно отвечать на приведенные в анкете вопросы. Однако, как показывает статистика, на практике подобные ожидания оправдываются лишь на половину, что резко подрывает доверие к анкетированию как к объективному методу получения данных.

План

1. Понятие «метод исследования». Классификация методов исследования.

2. Методы работы с научной информацией.

3. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.

4. Роль творчества в исследовательской деятельности. Мето­ды творческого решения проблемы исследования.

Литература

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006. – 96 с.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский., Р. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.

3. Исследовательская деятельность студентов; учебное пособие / Авт.-состав. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

5. Тяпкин, Б. Г. Научная литература. - БСЭ

1. Понятие «метод исследования». Классификация методов исследования.

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью выполнять исследование. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы исследования- это способы познания объективной реальности. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений. Методы педагогических исследований обусловлены следующими особенностями:

Результаты обучения и воспитания зависят от одновременного воздействия очень многих причин и условий. Неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов. Поэтому в педагогическом исследовании используется совокупность методов.

Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. У педагога-исследователя нет возможности провести «чистый» эксперимент. При повторном исследовании никогда не удается воспроизвести те же самые условия и «материал».

В педагогическом исследовании берется во внимание основная тенденция, выводы формулируются в обобщенной форме.

Педагогическое исследование должно проводиться без ущерба физическому и психическому здоровью детей, процессу их обучения и воспитания.

Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах, явлениях, т.е объективно существующей устойчивой связи педагогических явлений, обеспечивающей их существование, функционирование и поступательное развитие.

Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений раскрывают процедурную часть педагогического исследования, которая предполагает составление плана исследования, описание методов и техники сбора дан­ных, способов их анализа, а также следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы:

Этап работы с научной информацией (цель: найти информацию об объекте исследования и обработать ее);

Этап преобразования поступившей информации(цель:смодифицировать,преобразовать найденные знания об объекте исследования);

Этап творческого разрешения проблемы исследования (цель: самостоятельно открыть закономерности, присущие исследуемому объекту).

Структура педагогического исследования определяется различными комбинациями перечисленных этапов, которые могут осуществляться в различном порядке с определёнными повторениями и изменениями. Обратите внимание, что каждый этап подчинен определенной цели. Способ достижения поставленной цели называют методом.Поэтому выполнение педагогического исследования предполагает использование следующий методов:

Методы работы с научной информацией: методы поиска информации; м.

Методы научного познания: наблюдение, сравне­ние, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей. Выделяют также специальные методы педагогического исследования: метод наблюдения, опросные методы, педагогический консилиум, педагогический эксперимент и др.

Мето­ды творческого решения проблемы исследования: метод струк­турного анализа проблемы исследования; метод «эвристических вопросов», «мозговой штурм», метод аналогий, «синектика», метод «Если бы...», метод образной картины и др.

2. Методы работы с научной информацией

Научная информация отображает адекватно современному состоянию науки объективные закономерности природы, общества и мышления.

К методам работы с научной информацией относятся методы поиска информации; методы обработки полученной информации;методы систематизация и хранение научной информации .

1). Поиск научной информации.

Научная информация представлена в научной литературе. Б. Г. Тяпкин предлагает следующее определение научной литературы: «совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Независимо от конкретной отрасли знания, предметом содержания научной литературы является сама наука - идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается завершенной, если результаты её не закреплены в письменной форме для передачи другим (в случае возникновения вопроса о закреплении приоритета на научное открытие публикация научные сочинения необходима)».

Б. Г. Тяпкин обращает внимание, что ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений, "поучений", "путешествий", жизнеописаний и даже в стихотворных жанрах (оды и поэмы). Постепенно эти формы сменились новыми формами: появились монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, очерки, авторефераты, рефераты, тезисы докладов и сообщений, распространяемые в виде публикаций.

Рассмотрим краткую характеристику основных научных текстов:

Монография - научный труд одного или несколь­ких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая проблема или тема. В монографииобобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями, от которых можно оттолкнуться при составлении списка литературы по проблеме исследования.

Брошюра - непериодическое печатное произведение небольшого объёма (в международной практике не менее 5 и не более 48 страниц); неболь­шого объема, как правило, научно-популярного характера.

Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Статья - научное произведение небольшо­го размера, в котором проблема рассматривается с обо­снованием ее актуальности, теоретического и прикладно­го значения, с описанием методики и результатов прове­денного исследования. Выполняя педагогическое исследование можно обратиться к журналам «Педагогика», «Воспитание школьника», «Народное образование», «Вопросы психологии». Необходимо помнить о том, что в последнем годовом номере журнала предлагается список статей, которые были опубликованы в данном журнале в течение года.

Тезисы доклада - краткое изложение содержания научного сообщения.

Учебное пособие - учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник.

Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опуб­ликованного материала будет зависеть качество учебно-ис­следовательской работы.

Начинать работу в библиотеке лучше всего с обраще­ния к энциклопедии и специаль­ным словарям. Статьи энциклопедии со­держат не только краткую информацию по существу той или иной проблемы, но и список основных опубликован­ных по ней работ.

Получив общую информацию по теме исследования, можно уже направиться к библиотечным каталогам.

Библиотечный каталог - совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей на документы, раскрывающая состав и содержание фонда библиотеки или информационного центра. Библиотечный каталог может функционировать в карточной или машиночитаемой форме.

Различают следующие виды каталогов: алфавитные, пред­метные, систематические, каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.

Предметный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке предметных рубрик.

В систематическом каталоге названия книг сгруппиро­ваны по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.

В библиотеке необходимо внимательно изучите каталоги. Лаконичные каталожные карточки несут богатую ин­формацию: фамилия автора, название книги, его подзаголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издатель­ства, год выхода книги, количество страниц. Перепишите с карточки каталога точную и полную библио­графическую информацию о книге, статье. Свои записи лучше делать на отдельных карточках. На основе этих карточек, полученных в ходе библиографического чтения, составляется библиографический список.

Библиографический список представляет собой последовательность библиографических описаний источников, которые исследователь использовал в своей работе. Рассмотрим основные правила составления библиографического описания.

1. Библиографическое описание книги одного автора:

Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. – М.: Высш. Школа, 1981. – 240с.

2. Библиографическое описание книги двух и более авторов:

Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. – М, 1978. – 76 с.

3. Библиографическое описание журнальной или газетной статьи:

Амирова С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения / С.С. Амирова // Педагогика. – 1993.– № 5.– С.50-56.

4. Библиографическое описание сборника научных трудов:

Психологические проблемы самореализации личности: Сб. научн. тр. / Под ред. О.Г.Кукосяна. – Краснодар, 2001. – 259 с.

5. Библиографическое описание автореферата диссертации:

Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дисс. …. канд. пед. наук / Н.А. Федотова. – Улан-Удэ, 2010. – 24с.

В ходе выполнения исследовательской работы используют несколько способов построения библиографического списка: алфавитный, тематический, хронологический.

Алфавитный способ предполагает построение библиографического списка по алфавиту фамилий авторов и заглавий источников (если автор не указан). Именно алфавитным способом оформляется библиографический список научных работ.

Когда необходимо отразить развитие научной идеи по этапам составляют библиографический список по хронологии.

Но при работе над исследованием иногда группируют библиографический список не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которой отражает список источников по отдельным аспектом исследования проблемы.

Следует отметить, что энциклопедии и справочники, к которым исследователь обращался в ходе своей работы, перечисляются отдельным списком.

2).Чтение научной литературы

Чтобы успешно работать с учебной и научной литера­турой, необходимо владеть культурой чтения. Культура чтения включает в себя: регулярность чте­ния, скорость чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различ­ные виды записей.

Чтобы овладеть как можно большим пластом литера­турного материала, необходимо уметь быстро читать. Скорость чтения - не самоцель. Она обязательно дол­жна сопровождаться качеством усвоения содержания тек­ста, его воспринимаемостью, осмыслением и запомина­нием самой существенной информации.

Для исследова­теля важно уметь определять цели чтения, владеть различными видами чтения.

Различают следующие цели чтения:

· информационно-поисковая - найти нужную инфор­мацию;

· усваивающая - понять информацию и логику рассуж­дения;

· аналитико-критическая - осмыслить текст, определить к нему свое отношение;

· творческая - на основе осмысления информации до­полнить и развить ее.

Чаще всегоспециалисты говорят о трех основных видах чтения:

1. Поисковое (просмотровое, ориентировочное): используется для предварительного ознакомления с книгой (статьей). Главная задача – обнаружить, есть лив книге необходимая информация. Для этого, обычно просматривается оглавление, аннотация, предисловие, заключение. Иногдатакого чтения бывает вполне достаточно, чтобы составить представление о книге, об основных идеях автора, некоторых особенностях работы.

Если попытаться определить последовательность действий при этом виде чтения, тополучиться следующее:

а) выделите заголовки и pубpики для того, чтобы получить общее представление о содержании истpуктуpетекста.Заголовокили pубpику можно представить в виде вопроса. Напpимеp, заголовок "Система воспитания как условиеразвитияличности"можнопpеобpазовать ввопpос "Какова должна быть система воспитания, чтобы сфоpмиpовать растущего человека как личность?";

б) пpосмотpите первый и последний абзацы с тем,чтобыполучить общее представление о содержании;

в) бегло пpосмотpите весь текст;

г) поставьтевопросыктексту,которыйпредстоит прочитать:"Что мне известно по данной теме?","Что мне предстоит узнать?"Благодаря пpосмотpуподзаголовков и pубpик и пpеобpазования их в вопросы,ваше чтение становитсяактивным, становитсяпонятной цель чтения, появляется связь между новой информацией и имеющимисязнаниями.

2. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное) используется при вторичном чтении, если есть необходимостьболее подробно уяснить какую-то определенную информацию. В этом случае мы обращаем внимание только на те разделы книги (текста), которые нам необходимы.

3. Углубленное чтение (изучающее, аналитическое, критическое) -его главная задача – понять и запомнить прочитанное. При этом мы обращаем внимание на детали, анализируем информацию, даем ей оценку, критически осмысливаем и оцениваем прочитанное. Это самый серьезный вид чтения, требующий вдумчивого отношения.

Для эффективного чтенияможнопредложитьтакую последовательность действий:

· Обзор и просмотр:пpосмотpитевведение,оглавление,pезюме для того, чтобы получить общее пpедставление.

· Анализ - задумайтесь над тем, для чего вы читаете именно эту книгу, чем мотивиpован ваш выбоp.

· Активное чтение - померечтениявыделяйтеосновные мысли, сфоpмулиpуйтеихписьменно.Запишитевозникающиевопpосы. Закончив работу, пpовеpьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное.

· Развитие мысли - попытайтесь изложить своюсобственную точку зрения относительно прочитанного.

Все виды чтения взаимосвязаны между собой и нужно уметь читать по-разному. Результативность чтения определяется степенью усвоения материала и количеством затраченного на это времени.Читать быстро – немаловажное умение для исследователя. Средней скоростью чтения считается200-250 слов в минуту. Однако истории известны люди, которые читали очень быстро, (О.Бальзак, А.Эдисон и др.). Джон Кеннеди, например,читал со скоростью примерно 1200 слов в минуту.

Для того,чтобы читать быстро,нужна тренировка по специальным упражнениям. Но уже сегодня вы можете повысить скорость, если обpатите внимание на следующие рекомендации. Они помогут избежать некотоpых недостатков, которые мы часто допускаем при чтении:

· читайте без артикуляции, не пpоговаpивайте слова, внутpенняя pечь значительно снижает скоpость чтения;

· читайте сверху вниз, скользя глазами по центру страницы, а не по строчкам;

· читайте не словами, ацелыми строками, расширяя перефирийноезрение;

· читайте без регрессий, т.е не возвращайтесь к уже прочитанным словам, фразам;

· читайте внимательно, отсутствие внимания пpи чтениипpиводитктому,что чтение пpоисходитмеханическии смысл пpочитанного не доходитдо сознания;

· читайте с интересом,легко читается и запоминается то, чтонам интересно, поэтому мотивируйте себя при чтении.

2). Методы фиксации полученной информации

Информация становится ресурсом, если она может распределяться во времени и пространстве, использоваться для решения определенного круга задач. Информация становится ресурсом с момента фиксации ее на носителе (бумажном, электронном).

Первичная фиксация информации может быть сделана следующим образом: подчеркивания в книге, пометки на полях. Для пометок на полях можно воспользоваться такой системой обозначений:

! – очень важно;

? – вызывает сомнение, не понятно;

v – основное, обратить внимание;

Вывод, резюме, итог;

В – выписатьи др.

Фиксировать информацию можно и в виде записей: планов, тезисов, конспектов.

План - этократкаяпpогpаммакакого-нибудь изложения; совокупность кpаткосфоpмулиpованных мыслей-заголовков в сжатом виде представляет смысловую структуру текста. План - это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как вид записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или под­заголовки статей. Записи в виде плана чрезвычайно важна для вос­становления в памяти содержания прочитанного. Однако, необходимо отметить, что план, как правило, говорит лишь о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т. е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения. Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отме­чайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соот­ветствующий пункт плана. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Достоинства плана заключаются в том, что это самая кpаткаязапись, котоpая отpажает последовательность изложения и обобщает пpочитанное;восстанавливает в памяти содеpжание источника; заменяет конспекты и тезисы; помогает составлению записей и т.п.

Фоpмулиpовка планатольконазывает то, очем нужно сказать. То,что нужно сказать может быть сфоpмулиpовано втезисе.

План может быть простым, когда фиксируются основные мысли в пунктах плана, и сложным, с детализацией каждого пункта подпунктами.

Действия пpи составлении плана могут быть следующими:

1. Пpосмотpите текст и pазделите его на законченные отpывки. Ориентиром могут служить абзацы текста, хотя не всегда смысловая граница проходит по ним.

2. Опpеделитеосновную мысль каждой части, опираясь на ключевые слова и фразы,и сфоpмулиpуйте ее.

3. Уточните формулировки и последовательно их запишите. Если вы поставите к каждой смысловой части вопрос и запишите его, у вас получится вопросный план.

Пpоследите напpимеpефpагментаизкнигиИльинаЕ.Н."Искусство общения"какопpеделяется основная мысль отpывка ифоpмулиpуется пункт плана.

Фрагмент книги

Пункт плана

"Отметки по литеpатуpе совсем не такие, как,пpед-положим, по физике, химии. Учусь слушать ученика по-толстовски, т.е.слышать его и свой внутpенний голос...Улавливать ложные востоpги, заpанее заготовленную показную убежденность,чужой «румянец», личное отношение, за котоpым"мнения чужие только святы". О чем думает ученик,когда говоpит? Говоpит ли, что думает? Или только думает, что сказать для хоpошей отметки? Высоким баллом оцениваю даже pобкую попытку сказатьчто-то, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить - уже pезультат. О тpудномспpашиваю "тpудных" – так их пpоще заставить pаботать".

Этикаотметки

Тезисы - этоположения,краткоизлагающиекакую-либо идеюилиоднуизосновныхмыслей, положенийкниги. Они могут быть выражены в форме утверждения илиотрицания. Тезисы дают возможность раскрыть содержание, ориентируют на то, что нужно запомнить или сказать.

Действия пpи составлении тезисов могут быть следующие:

1. Вкаждомабзаце текста выделите ключевые пpедложения,несущие смысловую нагpузку

2. Опиpаясьнавыделенныепpедложения,сфоpмулиpуйтеосновную идею абзаца распространенным предложением.

3. Склассифициpуйтеосновныеидеи и кpатко сфоpмулиpуйтето, что они пеpедают.

Подобpав к каждому тезису аpгументы (факты, цитаты и т.п.) и изложив их,вы получите текст вашего выступления,ответнапредложенную для семинара тему.Пpимеp того, как можно сформулировать тезис.

Фрагмент из книги В.Ф. Шаталова "Учить всех,учить каждого"

"При наличии одного магнитофонапpослушивание записей поручается ученику параллельного класса во внеурочное время. Эта почетная работадоверяется только лучшим ученикам не чаще одного pазав учебную четверть. Затраты времени15-20минут. При наличии двух магнитофонов ребята из параллельного класса прослушивают записи непосредственно на уроке во время письменной работы. В этот день записьменную работу им выставляются "пятеpки-автоматы", отличающиеся по цвету от других оценок в ведомости открытого учета знаний. Иногда некоторые ответы прослушиваетучитель.Практикапоказала:ребята очень строгие судьи, и за все годы небыло ни одного случая либерального отношения кошибкамтоварищей".

Ролевое участие детей в учебном процессе, например, в оценивании результатов работы

Выписки. В толковом словаре говорится: «Выписать - значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется со­брать материал из разных источников. Выписи делаются после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Остерегайтесь обильного автоматического выписывания ци­тат взамен творческого освоения и анализа текста. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами.

Часто записей в виде плана и тезисов бывает недостаточно для полноценного усвоения материала. В этом случае прибегают к конспектированию, т.е. к переработке информации за счет ее свертывания.

Конспектом называется кpаткое последовательное изложение содеpжания статьи,книги, лекции.Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты.Конспект в отличиеоттезисоввоспpоизводитнетолько мысли оpигинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

Существуют разнообразные виды и способыконспектирования.Одним из наиболее распространенных является, так называемые текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста книги или статьи. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.

Конспекты могут быть плановыми, пишутсянаоснове составленногопланастатьи, книги. Каждому вопpосу плана соответствует опpеделеннаячасть конспекта. Удобнов этом случае воспользоваться вопросным планом.В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы. Например, вопросно-ответный конспект «Стили педагогического общения»

1. Что такое педобщение?

Многоплановы процесс организации, установления, развития коммуникации, взаимопомнимания, взаимо-действия между учителем и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

2. Какие существуют стили ПО?

Автритарный (единоличное решение педагогом все вопросы жизнедеятельности и учения, тактика диктатаи опеки, устойчивые конфликты, неадекватная самооценка уч-ся).

Демократический (субъектное взаимодействие, взаи-моприятие, открытое, свободное обсудение проблем, сотрудничество).

Попустительский (формальное выполнение педагогом своих обязанностей,равнодушие, незаинтересован-ностьучителя, низкая дисциплина и успеваемость).

3.Как установить целесооб-разные взаимоотношения с уч-ся?

Влияние личности учителя; взаимопонимание; эмпатия, педагогический такт и авторитет; адекватность оценок поведения и деят-ти уч-ся; педагогическое требование.

Очень удобно пользоваться схематическойзаписьюпpочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания матеpиала.Такаяpаботастановитсясpедствомpазвития способности выделять самое главное,существенное в учебном матеpиале, классифициpовать инфоpмацию.

Наиболее pаспpостpаненными являются схемы типа "генеалогическоедpево" и "паучок". В схеме "генеалогическоедpево"выделяютсяосновныесоставляющие более сложного понятия,ключевые слова ит.п.иpасполагаются впоследовательности"свеpху-вниз"- от общегопонятия к его частным составляющим.

В схеметипа"паучок"записываетсяназваниетемыиливопpоса и заключается в овал, котоpый составляет "тело паучка". Затем нужнопpодумать,какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их на схеметак,чтоониобpазуют"ножки паучка".Для того, чтобы усилить их устойчивость, нужно пpисоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фpазы,котоpыеслужат опоpой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без пояснений.Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. В схемеможно использоватьфрагменты текста, объяснения, пояснения, выписки. Такая запись позволяет лучше ориентироваться в материале при ответе.

Можновоспользоваться смешанным (комбинированным) способом конспектирования. Такие конспекты пpедставляют собой сочетание всех (или нескольких) перечисленных способов.

При любом виде конспектирования важно не забывать отом, что:

1. Записи должны быть убористыми, на странице нужно размещать как можно больше текста, это улучшает его обозреваемость.

2. Запись полезно делить, для этого используются:

Подзаголовки,

Абзацные отступы,

Пробельные строки.

Все этоорганизует запись.

3. Нужно пользоваться оформительскими средствами:

Делать в тексте конспекта подчеркивания, а на полях тетради отчеркивания (например, вертикальные),

Заключать законы, основные понятия, правила и т.п. в рамки,

Пользоваться при записи различными цветами,

Писать разным шрифтом.

4. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.

3). Систематизация и хранение информации

Отберите нужный материал, собранный при работе с источником. Его следует систематизировать и хранить в картотеке научных статей, выписок, газетных и журнальных вырезок. На карточку заносятся факт, вопрос, теоретические положения. Над каждой выпиской указывают проблему выписки, а также библиографическую справку источника (фамилию автора, название книги, год издания, страницу). Карточки в картотеке помещают в определенные рубрики. Хранить следует самый существенный материал, постоянно его обновляя. Этому способствует знакомство с новой научной, учебной, методической литературой и публикациями периодики.

Современные компьютерные технологии предлагают большие возможности в систематизации ихранении информации. Так, вкомпьютере можно организовать информационное пространство своей исследовательской работы, использую правила.

3. Методы теоретического и эмпирического педагогического исследования

Метод исследования- это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.

Спектр методов, используемых при выполнении педагогического исследования достаточно широк. Традиционно методы педагогического исследования делятся на две группы: теоретическиеи эмпирические.

Теоретические методы (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, моделирование и др.) связаны с мысленным проникновением в сущность изучаемого педагогического явления или процесса, построением моделейих идеальных состояний.Теоре­тические методы предполагают глубокий анализ фактов, рас­крытие существенных закономерностей, образование мыс­ленных моделей, использование гипотез и др.

Методы эмпирического исследования (наблюдение, опросные методы, эксперименти др.) основаны на опыте, практике. Суть эмпирических методов состоит в фиксации и описа­нии явлений, фактов, видимых связей между ними.

Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов.

Т.П.Сальникова обращает внимание, что выбор методов выполнения педагогического исследования обусловлен системой правил и норм и основыва­ется на следующих принципах:

· совокупности (комплекса) методов исследования;

· их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможно­стям исследователя;

· запрета экспериментов и использования исследова­тельских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым.

Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы.

Эмпирические, теоретические методы педагогического исследования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Теоретические методы предполагают проник­новение в сущность изучаемого процесса или явления и состо­ят в их объяснении, в построении идеального конструкта решения педагогической проблемы. А эмпирические методы позволяют описывать состояние решенияпедагогической проблемы в современной образовательной практике; обусловливают возможность практической проверки спроектированного теоретическогоконструкта решения педагогической проблемы.

Рассмотрим основные характеристики и особенности методов педагогического исследования.

Теоретические методы педагогического исследования

Анализ - это мысленное выделение отдельных частей, свя­зей на основе расчленения целого. Например, изучая своеобразие организации педагогического процесса в классах развивающего образования, можно для анализа вычленить отдельно его цели, содержание, принципы, методы, формы, средство, контроль. После выполнения анали­тической работы возникает необходимость синтеза, объеди­нения результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.

В.И.Загвязинский обращает внимание, что с анализом и синтезом теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации. Под абстрагированием понимают мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей для более глубокого изучения. Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия об идеализированных, реально не существующих объектах. Однако именно эти иде­ализированные объекты служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и законо­мерности, проявляющиеся во многих реальных объектах. В педагогике тоже возможно создание идеализированных объектов, скажем «идеальный воспитанник» (лишенный всяких недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа» и др. Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в учете специфики, своеобразия решения исследуемой педагогической проблемы с конкретным ребенком, с конкретной группой учащихся.

Метод моделирования служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т.е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся ре­комендации и выводы, проверяемые затем на практике. Та­ковы, в частности, и проектируемые модели новых типов образовательных заведений, например, школы с разноуровневым обу­чением; и проектируемые модели организации учебно-воспитательных процессов, например, учебно-воспитательный процесс в гимназическом историко-правовом профильном классе.

Эмпирические методы педагогического исследования

1). Наблюдение - один из самых распространенных методов педа­гогического исследования. Под наблюдением понимается целенап­равленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех проявлений личности или деятельности, которые интересуют исследователя.

Наблюдение может бытьвключенными невключенным . Включен­ное наблюдение предполагает, что исследователь на определенное время сам становится членом той группы детей, которая стала объектом изучения. Если вы станете признанным детьми членом их сообщества, то сумеете узнать оних так много, как никакой другой метод не позволит этого сделать. Невключенное наблюде­ние предполагает наблюдение "со стороны". Так же различаютоткрытое наблюдение, когда дети знают,что они являются объектами изучения, и скрытое , прикотором школьники не подозревают, что за их поведением и деятельностью ведется наблюдение.

К числу преимуществ наблюдения как метода исследования можно отнести то, что оно позволяет фиксировать событие в мо­мент его протекания и получить информацию о реальном поведении детей (при скрытом наблюдении). К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:

Влияние субъективного фактора на интерпретацию резуль­татов наблюдения (личностные особенности исследователя, его установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние),

При использовании открытого наблюдения на результат влияет факт знания детьми, что за нами ведется наблюдение, срабатывает установка на "одобряемое" поведение;

Наблюдение требует значительных затрат времени;

Не все явления можно изучить с помощью этого метода исследования, сфера наблюдения ограничена.

Обязательными условиями осуществления наблюдения являются наличие цели (что вы наблюдаете и для чего?), плана наблюдения и фиксирования его результатов в дневнике, таблицах, матрицах, в которых ведется учет. Например, вы ведете наблюдение за ре­бенком , которого не принимают в коллективе. Однойизвозможных причин этого может быть повышенная тревожность ре­бенка, которая осложняет его жизнь и становится серьезным эмоциональным барьером в его общении со сверстниками.В данном случае цель наблюдения может быть следующая: определить уровень тре­вожности ребенка. В качестве плана наблюдения можно использо­вать признаки, в которых выражаются формы "тревожно­го" поведения:

· "играет героя" , особенно когда ему делаютзамечания;

· не может удержаться, чтобы не "играть роль" перед окружающими;

· склонен "прикидываться дурачком";

· слишком смел, рискует без надобности;

· заботиться о том, чтобывсегда находиться в согласии с большинством;

· навязывается другим, им легко управлять;

· любит быть в центре внимания;

· играетс детьми старше себя;

· хвастает перед детьми;

· паясничает (строит из себя ш ута)

· шумно ведет себя,когда педагога нет рядом;

· подражает хулиганским выходкам других.

· Фиксировать данные наблюдения можно в таблице:

Признаки поведения

Частота проявления

Часто

Иногда

Никогда

Играет «героя»

Играет «роль» перед окружающими

Склонен прикидываться «дурачком»и т.д.

Затем частота проявлений суммируется и только после подве­дения итогов наблюдения можно делать вывод.

2). Опросные методы

Метод опроса становится все более популярным в практике педагогических исследований. Опрос может бытьнепосредственным (беседа, интервью) и опосредованным (анкетирование). Различают так жегрупповой ииндивидуальный опрос,оч­ный и заочный, устный и письменный .

Беседа - это метод получения информации на основе диалога исследователя и исследуемого. Главное условие успеха беседы - установление личностных контактов с ребенком, создание дру­жеской атмосферы, доверительности. Когда ребенок видит челове­ка заинтересованного, который стремиться понять его и помочь, не критикует, не осуждает, не навязывает свою точку зрения, а может просто выслушать или дать дельный совет, тогда можно рассчитывать на искренность школьника. Беседа требует особой гибкости и чуткости, знания индивидуальных особенностей ребят, умения слушать и разбираться в эмоциональном состоянии.

Беседа может быть индивидуальной, групповой или коллективной. В любом случае она требует серьезной подготовки. Необ­ходимо продумать цель беседы, определить предмет разговора, составить план ее проведения, сформулировать вопросы, подоб­рать проблемные ситуации, противоречивые точки зрения к обсуждаемой проблеме и т.п. При постановке цели беседы нельзя ограничиваться только задачами своего исследования. Для школьников она должна носить познавательный характер. Например, в ходе беседы на тему "Как мы проводим свое свободное время?" студентка вместе с ребятами ответила на вопросы "Какое время можно считать свободным?»,"Много ли у нас свободно­го времени?", "Чем можно заняться в свободное время?", "Куда можно пойти в свободное время в нашем городе?" и др. Данные, полученные в беседе с детьми, фиксируются и сопоставляются с данными, полученными с помощью других методов исследования.

Беседа носит характер взаимного обмена информацией. В случае, когда исследователь только задает вопросы, не высказы­вая своего мнения, мы имеем делос интервьюированием.

Если опрос проводится письменно, мы говорим об анкетировании. Большим плюсом анкетирования является то, что исследо­ванием может быть охвачено любое количество учащихся, получен­ные данные достаточно легко обрабатываются. Однако следует иметь в виду, что составление анкет - это сложный процесс, требующий профессиональных знаний, поэтому лучше воспользо­ватьсяготовыми анкетами.

По форме анкеты могут быть разделены на открытые, когда ответ на поставленный вопрос формулируют сами учащиеся, и зак­рытые, когда предлагается перечень возможных вариантов ответа.

Например, открытые вопросы анкеты:

Что будет, если сделать обучение необязательным для подростков?

Что значит, по – твоему, быть счастливым?

Как ты думаешь, что такое гармоничный человек?

Закрытые вопросы:

1. Доволен ли ты своими школьными достижениями?

а) очень доволен,

б) доволен,

в) не совсем доволен,

г) не доволен,

д) совсем не доволен.

2. Сравнивая себя с другими, вы находите что:

а) вас недооценивают,

б) вы не хуже остальных,

г) вы годитесь в лидеры.

Используется вариант полузакрытых вопросов, в которых перечень вариантов ответа заканчивается словом "другое". Например:

В свободное время я чаще всего

а) гуляю,

б) общаюсь с друзьями,

в) читаю книги,

г) смотрю телевизор,

д) рисую,

е) другое

Часто в анкетах используетсядихотомическая форма отве­тов, когда ребенок выбирает один из двух взаимоисключающих друг друга ответов, например,

1. Меня раздражают учителя, которые не могут понять меня

а) верно,

б) неверно.

2. Мне бывает трудно в незнакомой компании

а) да,

б) нет.

В случае, если вы сами составляете анкету, следует при­держиваться следующихправил:

1. Вопросы анкеты должны соответствовать той проблеме, которую вы изучаете, и цели вашего опроса.

2. Формулировка вопросов должна быть четкой, ясной и по­нятной ребенку, соответствовать его уровню знаний и жизненному опыту.

3. Предложенные вопросы должны обеспечить искренность и правдивость ответов.

4. В анкету включаются наиболее существенные вопросы, от­веты на которые можно получить только путем анкетирования.

3). Исследователя всегдаинтересует - не внешняя сторона дея­тельности (поступок), а внутренняя ее суть(мотивпоступка, интересы, взгляды, оценки).Отношения выявляют себя только в ситуации выбора,которую создаетэкспериментаторспомощью различных диагностических методик . Сих помощью изучаются групповые и личност­ные установки,отношения к друзьям, к самому себе, к будущему и т. д. Рассмотрим некоторые методики:

- Незаконченноепредложение :

У меня всякий раз возникает желание поспорить, когда ...

Для меня школа - это ...

Настоящий учитель - это тот, кто...

На уроке я стремлюсь к тому, чтобы...

- Метод недописанного рассказа:

"Возвращаясь из школы домой,я увидел около своего подъ­езда бездомную дворнягу с пораненной лапой... "

- Составление списка приоритетов: Расставьте предложенные понятия по степени важности для вас: Внешность. Честность. Успех. Образование. Семья. Престиж. Свобода. Законопослушность.Собственность.Власть. Здоровье. Равенство. Деньги. Творчество.

- Выборжизненного девиза: Какой из жизненных девизов ты бы выбрал в качестве руководящей идеи?

· Бороться, искать, найти и не сдаваться.

· Жить как все.

· Красота спасетмир.

· Береги честь смолоду.

· Ты делаешь себя в этой жизни только сам.

· Все достигается путем тренировки.

· Другой девиз (напишите)

- Выбор образца дляподражания: «Кто в твоей жизни является образцом для подражания?

· исторические личности,

· литературные герои.

· современники».

- Составление характеристики на самого себя:

· Напишитри слова, которые, по твоему мнению, точнее всего характеризуют тебя.

· Напиши на себя характеристику, которую ты бы хотел по­дучить от окружавших.

· Представь, что тебе уже 40 лет и тебе нужно написать свою автобиографию. Что бы ты написал в ней?

- Фантастический выбор:

· Мы едем на необитаемый остров навсегда, что мы возьмем с собой?

· Если бы ты былволшебником, что бы ты сделал в первую очередь?

· Если бы наш класс был корабль, то какой, на твой взгляд, он быбыл?

-Ассоциативный тест:

С каким цветом (животным, историческим периодом, родом войск, бытовым прибором, растением, частью квартиры и т.п.) ассоции­руется твоя школа?

- Цветограмма: Положите на стол красные карточки, если вам понравился наш разговор, дело понравилось,синие, если не очень, белые, если совсем не понравилось.

Такие методы дают возможность в течение сравнительно ко­роткого отрезка времени узнать ребенка,проследитьдинамику его развития.Нужно отметить,что приведенные методики - это не только инструмент исследователя,но и методы самопознания ребятами самих себя. Ребенок, который задумался над тем, кто он, какой он,сделал большой шаг в своем развитии.

4) Тестирование – это исследовательский метод, использующий стандартизованные вопросы и задачи – тесты, которые позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида знаний, умений, навыков, личностных характеристик, а также определить их соответствие определенным нормам или сравнить с развитием исследуемого качества у испытуемого в более ранний период.

Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность : это может быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее - в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов которого исследователь делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств.

Различают следующие основные виды тестов:

Тесты достижений - тесты, служащие для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. В качестве примера могут служить все случае тестовых экзаменационных испытаний, например, единый государственный экзамен.

Тесты способностей представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Тесты способностей предназначены для измерения уровня развития определенных способностей (памя­ти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.). Любая разновидность тестов интеллекта также может рассматриваться как тест способностей. Так, тест Станфорда – Бине, шкалы Векслера и разнообразные групповые тесты интеллекта применяются в образовательных учреждениях всех уровней в качестве тестов академических способностей, поскольку признано, что с их помощью можно предсказать академическую успеваемость. Для выявления специфических способностей, например к науке или языкам, разрабатываются специальные тесты.

Личностные тесты - тесты, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения.

При этом используются опросники или проективные тесты. Опросники личностные - разновидность опросников, направлен­ных на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники делятся на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

Проективный - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (проективных тестов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпретационные (например, тематический апперцептивный тест тот, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках); в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека или несуществующего животного и др.).

Таким образом, тест всегда связан с измерением проявления того или иного психологического свойства личности и оценкой уровня его развития или сформированности.

При проведении тестирований необходимо придерживаться ряда правил:

5). Изучение продуктов деятельности - метод исследования, при котором используют систему процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование продуктов деятельности человека, этот метод позволяет опосредованно изучать сформированности знаний, умений, навыков, интересов, способностей человека, не вступая с ним в контакт.

Анализ личных документов (фотографий, дневников, автобиографий, личных дел, тетрадей, творческих работ) дает материал для исследования жизненного пути личности, ее отношения к учебе, уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков.

В педагогическом исследовании в качестве материализованных продуктов деятельности воспитанников могут быть рассмотрены такие, как сочинения, творческие, проверочные работы учащихся, их рисунки, поделки.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о готовности человека к участию в определенном виде деятельности, о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения деятельности, об отношении человека к деятельности и ее результатам.

6). Контeнт-анализ. Нередко интерес представляют размышления самого испытуемого о том, какие изменения произошли в нем самом в процессе и в результате включения его в некоторую систему взаимодействий, взаимоотношений. В данном случае речь идет об использовании такого метода педагогическогоисследования как контeнт-анализ.

Контeнт-анализ (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и речевых сообщений.

Порядок применения метода контeнт-анализ предполагает: сбор текстов, составленных испытуемыми; определение значимых для исследования единиц анализа текстового материала; интерпретация тестовых сообщений испытуемых с позиции выбранных единиц.

6). Изучение и обобщение педагогического опыта

Любое педагогическое исследование обращается к опыту практических работников: учителей, воспитателей, методистов. Часть ученых под педагогическим опытом понимает практическую педагогическую деятельность и результат этой деятельности, т. е. рассматривает педагогический опыт в широком смысле слова. В более узком под педа гогическим опытом понимается мастерство педагога. Часто говорят о передовом педагогическом опыте, под которым имеется в виду "опыт работы тогоили иного учителя, школы, районо и т.п., достигающий таких результатов, которые наиболее отвечают предъявляемым требованиям на том или ином этапе развития" (М. В Зверева).

Какимикритериями можно руководствоваться при определении передового опыта? Перечислим некоторые из них:

· Более высокая результативность в учебной или воспитательной работе, чем у других.

· Научная обоснованность работы.

· Достаточно продолжительное функционирование (минимум в течение года).

· Творческая новизна.

· Актуальность.

· Сокращение затрат времени на достижение высоких ре­зультатов (по сравнению с типичными).

По степени творчества передовой опыт может быть:

· модификационным, т.е. чей-то опыт используется в новых условиях,

· комбинаторный, в котором сочетаются подходы и приемы, использованные разными педагогами,

· новаторский, предполагающий создание принципиально но­вых методов,

· исследовательский опыт.

Способы изучения опыта:

· Анализ публикаций.

· Анализ документации педагога (доклады, отчеты, планы и т. п.).

· Наблюдение за деятельностью учителя или воспитателя.

· Анализ работ учащихся (тетради, сочинения, поделки, рисунки и др.).

· Изучение уровня обученности и воспитанности учащихся.

· Беседа с учителем, учащимися, родителями, кол­легами.

· Обобщение и описание опыта

Работа поизучениюпедагогическогоопытапроходит в несколько этапов:

1. Сбор фактов, с помощью перечисленных выше способов.

2. Классификация собранной информации по проблемам.

3. Структурирование деятельности педагога по собранному материалу; представление его опыта как целостной системы.

4. Роль творчества в исследовательской деятельности Мето­ды творческого решения проблемы исследования

Как отмечает А.Ф.Закирова, художественно-образные средства, «вторгающиеся» в педагогическое исследование (метафоры, сравнения, алегории), также, как средства обыденного языка, выполняют в творческом процессе активную эвристическую функцию, являясь своеобразным катализатором творчества, стимулируя выдвижение и оригинальную разработку педагогических решений.

А.Ф.Закирова подчеркивает, что для научного творчества, имеющего спиральный характер, свойственно попеременно преобладание (акцент) рационально-логического и субъективно-эмоционального аспектов.

Мето­ды творческой деятельности : метод струк­турного анализа проблемы исследования, метод образной картины, метод «эвристических вопросов», «синектика», метод мозгового штурма и др.

Метод структурного анализа проблемы исследования состоит в том, чтобы исследователь выделил структурные компоненты исследуемой проблемы, определил отличительные черты каждого компонента.

Метод образной картины воссоздает такое состояние у исследователя когда восприятие и понимание объекта как бы сливаются, происходит целостное, нерасчлененное видение объекта. Исследователь с помощью рисунков, символов, ключевых терминов выражает основы исследуемой проблемы.

Метод эвристических вопросов разработан древнеримским оратором Квинтилианом. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключе­вых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод «мозгового штурма». Один из эффективных методов решения творческих задач - мозговая атака или мозговой штурм. Основная задача метода «Мозговой штурм» - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Каждый может высказывать свои идеи, их дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого - фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10-15 минут.

Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Ге­нерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Метод «Синектика» это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. Различают несколько типов аналогий:

- Прямая аналогия. Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области науки, техники или из живом природы для нахождения образца решения. Так, в свое время в педагогической науке появился термин, понятие «технология», заимствованный из области технического производства.

- Личная аналогия (эмпатия). Исследователь представляет себя на месте испытуемого.

- Символическая аналогия. Требуется в парадоксальной, метафо­рической форме определить объект (понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов (обычно это прилага­тельное и существительное), где одно слово противоречит по со­держанию другому, т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное, например, книга (определяемое понятие) – молчаливый рассказчик (определение).

Творческий характер исследованию придают и приемы содержательно-смыслового анализа собственного мышления, которыепредполагают получение ответов на следующие вопросы: что хочу исследовать; почему, для чего провожу исследование на данную тему; почему выбрал для исследования именно эту, а не другуюпроблему; в чем смысл проводимого мной исследования; что знаю, а что хотел бы узнать по интересующей проблеме; в чем состоит проблемная ситуация;что требуется сделать для устранения проблемной ситуации; что мешает решению проблемной ситуации или достижению цели; какие вопросы необходимо раскрыть для решения проблемы; какими методами исследования стоит воспользоваться, почему именно этими и др.

Методы педагогического исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависи­мостей и построения научных теорий.

В педагогике широко применяются как собственно педагогические мето­ды, так и методы, привлекаемые из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и т. д. При проведении педагогического исследова­ния используются общетеоретические методы : анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, конкретизация, модели­рование; социологические методы : анкетирование, интервьюирование, рей­тинг; социально-психологические методы : социометрия, тестирование, тре­нинг; математические методы : ранжирование, шкалирование, корреляция.

В педагогике существует несколько классификаций методов исследования:

Чепиков В.Т. выделяет эмпирические, теоретические, методы количественной и качественной обработки педагогической информации. Смирнов В.И. – (общенаучные, конкретно-научные) - общепринятая классификация. Сластенин В.А. – методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические и статистические методы. Подласый И.П. – традиционные (эмпирические, практические), новые (экспериментальные, теоретические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, по­высить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные. К ним относятся:

Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляю­щие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Синтез - мысленное соединение признаков, свойств явления в смыс­ловое (абстрактное) целое.

Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемы­ми явлениями.

Абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (про­тивоположен абстрагированию).

Обобщение - выделение в процессах и явлениях общих черт, т. е. обоб­щение исследуемого.

Моделирование - исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция идедукция - логические методы обобщения полученных эм­пирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, сре­зы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, пе­дагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштаб­ное внедрение) и др.

Наблюдение - целенаправленное, систематическое изучение определен­ного педагогического явления. Оно может быть как основным методом накопления науч­ного материала, так и вспомогательным, составляющим часть какой-то более общей методики.

Виды наблюдений :

По временной организации выделяют непрерывное и дискретное (в отдель­ные промежутки времени) наблюдение.

По объему наблюдение бывает широкое (сплошное), когда фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного на­блюдения, или ведутся наблюдения за группой наблюдаемых в целом. Уз­коспециальное (выборочное) наблюдение направлено на выявление отдель­ных сторон явления или отдельных объектов.

По способу получения сведений наблюдение бывает непосредственным (прямым), когда наблюдатель регистрирует непосредственно увиденные факты во время наблюдения, и косвенным (опосредованным), когда непо­средственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает, что наблю­датель сам является членом группы, поведение которой он исследует. Включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, это восприятие ка­кого-либо явления со стороны.

По условиям проведения выделяют полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

По частоте применения наблюдения бывают постоянные, повторные, однократные, многократные.

По способу получения информации выделяют прямое и косвенное наблюде­ние. Прямое - это такое наблюдение, когда сам исследователь его прово­дит, а косвенное - наблюдение через описание явлений другими людьми, непосредственно наблюдавшими его.

И сследоват ельская беседа . Беседа как метод научного исследования позволяет выяс­нять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям; самостоятельный или дополнительный метод исследова­ния в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.

Интервьюирование - разновидность беседы. При интервьюировании исследователь придерживается заранее наме­ченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто записывать.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью спе­циально разработанных опросных листов (анкет). Типы анкет : открытые, требующие самостоятельного конструирования от­вета, и закрытые, в которых приходится выбирать один из готовых ответов; полузакрытые (полуоткрытые) - даются готовые ответы и можно добавлять собственные ответы; именные, требующие указывать фамилию испытуемо­го, и анонимные - без указания автора ответов; полные и урезанные; пропе­девтические и контрольные и т. д.

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогическо­го процесса.

Тест (от англ. test - испытание, исследование) - стандартизированная процедура измерения. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации.

Изучение документов также является методом педагогического исследо­вания. По форме фиксации информации существуют:

письменные документы (содержат в основном буквенный текст относятся классные журналы, дневники учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, медицинские карты учащихся, протоколы собраний, программы, тетради учащихся, контрольные работы);

статистические данные (информация в основном цифровая);

иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины);

фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).

И зучение и обобщение педагогического опыта - этот метод направлен на анализ состояния практики.

Объектом изучения может быть массовый опыт - для выявления ведущих тенденций; отрицательный опыт - для выявления характерных оши­бок и недостатков; передовой опыт - для выявления и обобщения элемен­тов нового, эффективного в деятельности организаторов образовательно-воспитательного и управленческого процессов. М. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта : педагогическое ма­стерство и новаторство. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании ре­комендаций науки и практики.Новаторство - это собственные методические находки, новое содер­жание.

Шкалирование - также один из методов педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с по­мощью компетентных людей (экспертов), называется рейтингом.

Социометри­ческие методы позволяют устанавливать социально-психологи­ческие взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных па­раметрах.

Особую группу составляют математические методы и методы статис­тической обработки исследовательского материала. В педагогике они применяются для обработки данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемы­ми явлениями.

ПУТИ, СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ МЕТОДАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

МЕТОДАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НАЗЫВАЮТ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

Все многообразие методов педагогического исследования можно разделить на три группы: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА, МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.

Классификация методов педагогического исследования представлена в таблице 2.

Таблица 2

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы изучения педагогического опыта Методы теоретического исследования Математические методы Наблюдение Беседа

Анкетирование Изучение работ учащихся Изучение школьной документации

Педагогический эксперимент Теоретический анализ Индуктивный анализ Дедуктивный анализ Регистрация

Ранжирование

Шкалирование 1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного

процесса.

НАБЛЮДЕНИЕ - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдения.

Этапы наблюдения:

Определение целей и задач (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

Выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи);

Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - наблюдение «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

БЕСЕДА - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или уточнения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проходит по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ - разновидность беседы, при которой исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

АНКЕТИРОВАНИЕ - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

ИЗУЧЕНИЕ РАБОТ УЧАЩИХСЯ. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут предоставить сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Исследовательская деятельность предполагает:

Опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

Активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

Измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

Неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

Теоретический - постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы;

Методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

Собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

Аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий).

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (содержания методов, форм) развития личности школьника или детского коллектива.

Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

2. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

В ходе ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общие принципы или правила.

В теоретических исследованиях используются ИНДУКТИВНЫЕ и ДЕДУКТИВНЫЕ методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - наоборот, от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; истори-ко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Математические методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобще

ний. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются РЕГИСТРАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ, ШКАЛИРОВАНИЕ.

РЕГИСТРАЦИЯ - выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и часто пассивных).

РАНЖИРОВАНИЕ - расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого.

ШКАЛИРОВАНИЕ - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок.

Похожие публикации