Методы и техники гештальт-терапии.


Тема. Технологии Гештальттерапии


Введение

Основатель данного психотерапевтического направления – Перлз. Представителями этой школы являются также Л. Перлз, П. Гудмен, Дж. Симкин, Р. Хефферлин, К. Наранхо. На развитие направления оказали влияние современная западная философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, различные психотерапевтические подходы: психоанализ, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия.

В гештальттерапии использовались термины гештальтпсихологии (фигура, фон, гештальт) для описания процесса удовлетворения потребностей и эмоционального реагирования. Объяснительная модель этого подхода такова. Человек взаимодействует со средой в ритме "контакт-уход". Когда появляется насущная потребность, она выделяется как фигура на фоне др. переживаний. Для удовлетворения потребности человек должен ее осознать и вступить в контакт со средой. После удовлетворения гештальт завершается, и человек выходит из поля. Новая фигура (потребность, эмоция), возникающая на фоне других, требует повторения цикла. Однако этот процесс нарушается, если фигура не может стать четкой: ей мешают др. неудовлетворенные потребности, появляющиеся в поле восприятия. В этом случае потребность не осознается, и человек не контактирует со средой. Избегание контакта осуществляется за счет подавления потребности и ухода в мысли, фантазии, внутренний монолог. "Осадки" незавершенных гештальтов, непережитых эмоций "замутняют" процесс осознавания в настоящем, появляясь в поле восприятия как фигуры. Ощущения теряют непосредственность, замещаясь усвоенным чужим опытом.

Прекращение осознавания собственных потребностей, разрушение контакта со средой ведет к нарушению границы "Я" и взаимодействия с людьми. В зависимости от характеристик этого процесса различаются четыре невротических механизма: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия. Слияние проявляется в неразличении собственных идей, чувств, потребностей и переживаний, идей других людей. Интроекция – мышление и действие от имени интериоризированного авторитета, усвоение чужих установок без рассмотрения и критики, перенесение в собств. систему верований без анализа и переструктурирования. Проекция состоит в приписывании другим собственных (чаще негативных) побуждений, мотивов, черт. Ретрофлексия означает раскол личнности на противоположные части (напр., "Я презираю себя").

В отличие от невротического функционирования, аутентичная личность осознает свои потребности и эмоции, находится в контакте со средой для их удовлетворения, погружена в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или будущим.

Опираясь на данную модель, представители гештальттерапии разработали принципы терапии: "Я-Ты", "что и как", "здесь и теперь". Результатом психотерапии является осознавание и полное переживание ощущений и эмоций, завершение гештальтов, доверие клиента к собственным потребностям и ответственность за их удовлетворение. Психотерапия направлена не на содержание вытесненного бессознательного, а на процесс осознавания в настоящем.

В гештальттерапии не используется интерпретация. Наиболее известные техники: зоны осознавания, техника усиления, челночная техника, разыгрывание ролей, метод "пустого стула".

Для терапевтических отношений в гештальттерапии характерно признание за клиентом ответственности за свои чувства, потребности, опора на его естественное стремление к росту. П. Гудмен сформулировал эту позицию в парадоксальной фразе: "Самое худшее, что Вы можете сделать для человека, – это помогать ему". В процессе психотерапии развивается личная автономия, и человек становится свободным и самодостаточным.

Гештальттерапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. То, что происходит «здесь и теперь», является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм во всей его целостности. Этот опыт также содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, фантазии, незавершенные ситуации, предвидения и намерения.

То, что происходит в настоящий момент - это опыт контакта с другими людьми и с окружающей средой. Психотерапевтический процесс концентрируется на осознавании того способа, которым субъект может нарушить этот опыт, игнорировать свои потребности и желания или отказаться от них, постоянно воспроизводить предшествующие ситуации, прерывать процесс творческого приспособления к окружающей среде. Это дает возможность пережить новый опыт контакта с вновь найденными знаниями и ясно определенными актуальными потребностями и осознать свою способность совершать выбор.

Активация тела углубляет происходящий опыт и делает его более динамичным. Это также позволяет создать более благоприятные условия для развития, интеграции и изменения, для становления целостности личности.

Гештальттерапия - это анализ процесса существования самого себя и своего присутствия в мире, анализ, способствующий созданию гибких и адекватных форм сознания и поведения и порождающий творческую ответственность.

1. Гештальттерапия – система, ориентированная на эмпирику.

Пожалуй, больше всего поражает, когда впервые знакомишься с основными положениями гештальттерапии, ее последовательный антиинтеллектуализм. "Отбросьте свой ум и оставьте только чувства", – любил повторять Ф. Перлз. Для людей, воспитанных по канонам западной культуры в духе прагматизма и рационализма, полное отрицание интеллекта, отвержение попыток поиска казуальных, причинно-следственных связей при объяснении механизмов психической жизни людей, как это декларируется в гештальттерапии, выглядит, мягко говоря, странным.

Один из принципов гештальттерапии, в котором нашел свое выражение антиинтеллектуалистический подход к психической жизни людей, гласит: ""Как" важнее "почему"". Провозглашение данного принципа вовсе не означает, что Ф. Перлз был агностиком, отрицавшим возможность выявления закономерностей функционирования психики. Умаление значения разума по сравнению с чувствами было вызвано целым рядом причин. Прежде всего, как нам кажется, это явилось следствием личной неудовлетворенности Ф. Перлза психоанализом и основными его процедурами. Каждое действие имеет множество причин, и каждая причина уводит все дальше и дальше от понимания самого действия. Поэтому бессмысленно, как считал Ф. Перлз, пытаться объяснять, интерпретировать причины, все внимание следует сконцентрировать на самом действии. Каждое действие следует рассматривать как часть целостного образования – гештальта. Поэтому важно, как возникает данный элемент, как он взаимодействует с другими компонентами гештальта, как он ассимилируется индивидом в рамках гештальта и т.п. Все это является содержанием опыта человека. Описание этих "как" без каких-либо интеллектуалистических интерпретаций, могущих исказить или заменить собой истинный опыт индивида, Ф. Перлз считал самодостаточным.

Другой причиной антиинтеллектуализма гештальттерапии является ее ориентация на феноменологию и экзистенциализм. Это нашло свое выражение не только в использовании таких понятий, как "пустота", "тупик", но и в категории "быть". "Быть", по мнению Ф. Перлза, означало "... быть сейчас и здесь, сознавать и нести ответственность – то есть постоянно находиться со своими собственными действиями и чувствами. Быть – это прежде всего ощущать, как функционирует организм, сознавать, как появляются и исчезают чувства и мысли, не мучиться при этом вопросом "Почему?" и не искать причины своего бытия.

Человек никогда не добьется способности спонтанно самовыражаться, если будет постоянно мучиться вопросом "Почему?": "Почему я так сделал?", "Почему я так сказал?" и т.д. За большинством "почему" находится молчаливое эхо родительских наставлений: "Если ты не можешь объяснить своего поступка, то не имеешь на него права". Поэтому в гештальттерапии больше внимания обращают на поступки и действия клиентов, а не на их слова. Гештальттерапия больше ориентирована на эмпирику, чем на мудрствования, на живой процесс терапевтического взаимодействия, чем на верования.

Указанный выше принцип ""Как" важнее "почему"" имеет несколько аспектов в практике гештальттерапии.

ПЕРВЫЙ из них связан с тем, как процесс сознавания находит свое выражение в поведении индивида, какой формосодержательный вид приобретает этот процесс в каждой конкретной точке континуума сознавания. Обращение внимания клиента на эти как существенно активизирует его сознавание.

ВТОРОЙ аспект касается того, как, каким образом возникает самосознавание. Появляется ли оно вследствие самоманипулирования, которое является показателем искусственности, произвольности сознавания, или же возникает само по себе, естественным образом, без дополнительных усилий со стороны человека, как бы данное ему само по себе. В этом последнем случае сознавание действительно имеет живительную, созидательную силу.

ТРЕТИЙ аспект связан с дифференциацией в ходе осознавания непосредственных, чувственно-данных ощущений и переживаний, с одной стороны, и представлений и воспоминаний – с другой. При этом главная проблема для терапевта состоит в том, чтобы показать клиенту, как воображение, память, мышление, представления совершают свои "интервенции", вносят путаницу в реальность. Для того чтобы это не происходило, клиенту необходимо получить возможность осознать и разделить для себя непосредственные переживания и их интерпретацию, т.е. попытаться ответить на вопрос "Почему?". Сознавание может иногда выглядеть как оценка. При этом необходимо различать истинно эмоциональную оценку и оценку-суждение. Истинная оценка связана с осознанием процессов, происходящих в теле и "исходящих" из него, оценка-суждение "исходит" из ума. Если "телесная" оценка совершается непосредственно между полюсами "приятно – неприятно", то "умственная" оценка связана с интерпретацией (например, с точки зрения степени интеллектуальной зрелости) сознаваемых переживаний, их оригинальности, уникальности, социальной значимости и т.д..

Дж. Энрайт считает, что, помимо "поверхностных" механизмов процесса сознавания, существуют еще такие, которые углубляют сознавание и позволяют понять, как осознавание функционирует. Этими глубинными механизмами являются сравнение, атрибутирование и намерение.

Анализ функционирования сравнения позволяет заключить, что при всем том, что оно совершается согласно принципу "здесь и теперь", в нем всегда имплицитно присутствует опыт индивида, в соответствии с которым и осуществляется само сравнение. Например, сравнение обязательно присутствует при описаниях: "Я здесь и теперь сознаю, что этот человек выше меня и при этом чувствую..." или "Я сознаю, что чувства, которые я испытываю, начали изменяться" и т.д. Всякий раз, когда человек делает заключение о том, что кто-то выше его ростом, или когда говорит об изменении своих чувств, он невольно сравнивает их с каким-то исходным или предыдущим состоянием.

Сравнение – по сути тот контекст, который задает определенную модальность чувствам, переживаемым человеком. Качество опыта, по мнению Дж. Энрайта, меньше зависит от того, что происходит с людьми, чем от того, с чем они его сравнивают.

Чувства задаются контекстом, а не контекст задается чувствами. Если, например, некто, кого человек оценивает как своего врага, проявляет по отношению к нему негативные действия, то данный человек может испытывать, переживать в ответ агрессию или даже удовлетворение, интерпретируя активность оппонента как показатель того, что он его (этого оппонента) "достал". Однако если подобные действия исходят от друга, то ответные чувства у человека будут совершенно другими. Это может быть чувство обиды, например, или ощущение предательства и т.п. Поэтому и амбивалентность чувств может быть следствием того, что индивид совершает сравнение переживания как бы одновременно в двух различных контекстах, с двух противоположных позиций сравнения. В частности, механизм действия упражнения "Тяни-толкай" можно объяснить тем, что усиление или уменьшение эмоциональной привлекательности одного из равноценных полюсов сравнения позволяет индивиду сравнить их между собой и, следовательно, сделать выбор в пользу одного из них.

Включая Реферат >> Социология

Мысли и поступки инвалидов. Гуманистическое направление - гештальттерапия (Р. Перле), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия... работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, ...

Гештальт-терапия и гештальтпсихология является особым направлением в психологии, которое берет свое начало в Германии. Главной идеей в гештальтпсихологии является способность саморегулирования человеческого организма, то есть человек обязан отвечать за свои действия, нести ответственность. Основатели гештальт подхода разработали методику работы с пациентами, что помогло целостно решать вопрос изучения ряда психологических аспектов, происходящих в человеческом организме.

Гештальтпсихология не делит сознание на его составные компоненты. Представители теории считают, что восприятие не может создаваться или формироваться исключительно через человеческие ощущения, а свойства различных фигур, характеризуя только ее отдельные компоненты, описывать нельзя. Сознание из частей своего рода мозаики формирует целостное, создавая гештальт.

Понятие гештальт

Первый вопрос, который интересует многих. Что такое гештальт? Термин гештальт произошел от нем. слова «gestalt», что означает «форма», «фигура». Гештальтом называют структурные формирования из различных частиц, составляющих единое целое. Именно это понятие лежит в основе практик гештальт-терапии.

Каждый человек должен понимать и осознавать, что же ему в действительности нужно, что он ощущает и чувствует. Гештальтпсихология не заостряет особое внимание на максимально быстром решении незначительных по ее меркам проблем. Простыми словами описать не так просто. Психологический подход подразумевает нечто большее. При работе с психологами, человек сможет совсем иначе взглянуть на свою жизнь, пересмотреть собственные жизненные позиции и полноценно погрузиться в условия реального мира.

Суть гештальт подхода состоит в том, чтобы человек правильно воспринимал окружающий его мир как подчиненную определенным принципам целостную структуру, а не как отдельные компоненты. Понятие гештальт, как и сама гештальтпсихология, является противником, так называемой, структурной психологии. Она не поддерживает принципы разделения, дробления человеческого сознания на отдельные компоненты и создания из них сложных психофеноменов.

Основные идеи

В гештальт-психологии самым главным объектом, с которым ведется работа, является сознание человека. Оно выступает единым динамическим целым, где каждый элемент вступает в тесное взаимодействие друг с другом.

Если говорить простыми словами, то подход в гештальт-психологии к основному объекту работы можно сравнить с человеческим организмом. Он является единым целым, хотя и состоит из разных компонентов. Но каждая система и орган четко и безотказно взаимодействуют между собой долгие годы, создавая единое целое.

Гештальтпсихология включает в себя ряд основных идей, объектов и инструментов, представляющих собой главные аспекты данного психологического направления:

  • Гештальт. Он представляет собой единицу сознания и целостную структуру образа.
  • Предмет данного направления психологии — это человеческое сознание. Построение понимания предмета осуществляется по принципу его целостности.
  • Познавательным методом в гештальт-психологии выступает описание, а также наблюдение собственных восприятий. Начало восприятия человек берет не от собственных ощущений, поскольку в реальном мире они отсутствуют, а от отражений воздушных колебаний и их давления.
  • Зрительное восприятие. Данное восприятие выступает как ведущий или основной психопроцесс, определяющий текущий уровень развития психики человека. К примеру, каждый из нас регулярно получает внушительное количество всевозможной информации, воспринимая и обрабатывая ее с помощью зрительных органов.
  • Мышление. Представляет собой не просто набор навыков, которые были сформированы в сознании человека, а это сложный процесс разрешения задач, который осуществляется с помощью структурирования особых полей — через так называемый инсайт в реальном мире.

Законы и принципы

В основе данного психологического подхода лежат основные законы гештальта.

Первым законом психологического учения является так называемый закон фона и фигур. Любой из нас воспринимает различные фигуры как своего рода замкнутые и целые объекты. Что же касается фона, то это нечто, что постоянно располагается сзади фигуры.

Вторым законом выступает транспозиция. Психика человека реагирует, то есть отвечает не на каждый отдельно взятый раздражитель, а на определенное их соотношение. Суть заключается в следующем — элементы можно объединить, если между ними присутствуют хоть какие-нибудь признаки схожести. Это может быть симметрия, близость, одинаковый цвет и пр.

Еще один важный закон — это закон прегнантности. Среди всевозможных перцептивных альтернатив имеется тенденция воспринимать наиболее простые и стабильные фигуры.

Закон константности или постоянства. Суть или смысл закона базируется на том, что все устремляется к константе.

Закон близости заключается в том, что мозг человека объединяет все окружающие структурные элементы в цельные образы, как в пространстве, так и во времени.

Последним, но не менее значимым законом в гештальтпсихологии является закон замыкания. Он предусматривает заполнение имеющихся в воспринимаемом человеком объекте пробелов. Иногда мы воспринимаем непонятные для нас вещи и образы, которые мозг пытается как-то изменить, трансформировать. То есть осуществляется определенный процесс преобразования непонятного объекта в такой объект, который вполне доступен нашему восприятию или пониманию. В некоторых случаях это представляет потенциальную угрозу. Мы видим то, чего нет.

Такие понятия, как качество, константа, а также фигура и фон, являются неотъемлемыми частями гештальта. Изучив их, вы сможете понять, что же такое гештальт-психология, и в чем заключаются ее главные особенности.

Основные положения и принципы гештальт-терапии

Свойства психологического восприятия, такие как константа, фигуры или фон, вступают во взаимодействие, принося новые определенные свойства воспринимаемым образам и объектам. Именно это и является гештальтом, то есть качеством формы. Чтобы достичь желаемой целостности, а также упорядоченности, используют несколько основные принципы гештальта:

  • Близость. Этот принцип заключается в том, что все располагаемое в непосредственной близости друг от друга воспринимается всегда как нечто единое целое.
  • Принцип схожести основан на понимании и восприятии вместе всего, что похоже по своему цвету, форме, а также размеру или иным признакам.
  • Целостность. У данного принципа восприятие склонно к стремлению упрощать и объединять в единое целое.
  • Смежность представляет собой близость между образами, возникающими в окружающем пространстве и данный момент времени. Примечательно, что смежности могут влиять на человеческие восприятия.
  • Речь идет о ситуациях, когда одно произошедшее событие повлекло за собой другое.
  • Общая зона. Данный принцип формирует повседневное восприятие человека, идущее совместно с ранее приобретенным человеком опытом.

Что такое гештальт терапия?

Широкое использование гештальтпсихологии во многом объясняется тем, что она способна решить ряд человеческих проблем. Задачей гештальтпсихологии является осознание собственных переживаний и выбор оптимального пути их решения.

Не удивительно, что ее активно применяют в практике психотерапевтической деятельности. На основе принципов гештальтпсихологии была разработана одна из самых популярных и эффективных методик современной психологии. Это направление получило вполне справедливое название гештальт терапия. Основы гештальт терапии были разработаны психологом Фридриком Перлзом, его женой Лаурой и Полом Гудменом.

Виды

Различают несколько видов терапии, среди которых:

  • групповая гештальт терапия;
  • семейная;
  • парная;
  • детская;
  • индивидуальная.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуется групповая гештальт терапия, но специалисты также не исключают пользу гештальт самотерапии. Изучив техники гештальт самотерапии, человек с их помощью может разобраться в себе, собственных проблемах и найти пути их решения.

В семейной, парной, детской и групповой гештальт-терапии основным действующим лицом выступает терапевт. Он проводит сеансы гештальт-терапии с детьми и взрослыми, осуществляет семейную гештальт-терапию, помогает в подборе путей решения проблем зависти, паники, конкуренции, помогает при обиде и в борьбе со стыдом.

Семейные, а также парные занятия полезны для обоих пациентов. Причем один человек может иметь проблемы, а задача остальных участников занятий – помочь ему, оказать поддержку.

Ведь как мужская, так и женская половина пациентов могут оказывать сопротивления в гештальт-терапии, потому групповые сеансы порой лучше заменить на индивидуальные беседы или парные приемы. Так партнер или член семьи послужит стимулом для раскрытия проблемы и поиска ее решения.

Также семейные и парные занятия направлены на решение внутренних проблем, которые негативно влияют на взаимоотношения между мужем и женой, либо родителями и детьми.

Роль гештальт-терапевта

Гештальт консультанты — это специалисты, которые практикуют применение методов гештальт терапии. При работе со сновидениями в гештальт-терапии или других методах терапии с пациентами, терапевт позиционирует себя как часть терапевтического лечения, взаимодействия. В случае применения специалистом методов гештальт-терапии в психологическом консультировании, соблюдая основные положения гештальта, псхотерапевт обязан раскрываться настолько же полноценно перед пациентом, как и пациент раскрывается перед ним. Опираясь на принципы гештальт-терапии, в ходе сеансов индивидуальной или групповой гештальт терапии достигается решение проблем, с которыми столкнулся пациент.

Первое, что следует определить специалисту в области психологии, это суть проблемы. Без этого начинать работы с устранением проблем взрослого человека или ребенка невозможно. К примеру, при панических атаках гештальт терапия готова предложить эффективные и действенные методы борьбы с подобными явлениями.

Различные упражнения данной психотерапии основаны на принципах «здесь и сейчас», «я – ты».

Принцип гештальт терапии «здесь и сейчас» является основополагающей концепцией, ведь мы живем именно здесь и сейчас. И если изменить прошлое мы не может, зачем так много внимания и энергии уделять ему?! Человеку следует думать о настоящем, а также о том, как приступы зависти, необоснованная паника или конкуренция может отразиться на нем в будущем.

Принцип «я – ты» демонстрирует стремление к естественному и открытому контакту личности с окружающим его обществом, подавляя в себе чувства зависти и конкуренции, на принципе основаны занятия групповой гештальт терапии.

Подобные подходы и принципы при работе гештальт терапевта с пациентами и субличностями помогает им иначе взглянуть на происходящее, дать более объективную оценку собственным действиям, ощущениям, переживаниям и восприятиям. Собственно, это и является основной гештальттерапии, которую пациент постигает на приеме у терапевта.

Техника проведения сеансов

Цикл контакта является основным понятием гештальт терапии. Что такое цикл контакта? Это модель, которая описывает вполне естественный процесс удовлетворения человеческих потребностей, процесс формирования и деструкции фигуры. Об этом говорится в теории «Self» одного из сооснователей терапии — П. Гудмана. Появление self в гештальт терапии существенно повлияло на технику сеансов.

Осваивая технику гештальт терапии, терапевту важно выявить и узучить все механизмы прерывания контакта, причем каждый механизм требует определенного подхода. Прерыванием является нарушение естественных обменов человека с окружающей его средой, а также нарушения в процессах сознания.

Самые распространенные механизмы прерывания контакта в гештальт терапии: конфлюэнция (слияние), интроекция, проекция, ретрофлексия и эготизм.

Каждый из данных механизмов возникает в конкретной фазе цикла контакта. Конфлуенция формируется на этапе преконтакта, и проявляется тем, что человек не может осознать свои чувства и ощущения. На этапе контактирования контакт терапевта с пациентом затрудняют интроекция или проекция. На завершающем этапе контактирования, в случае уклонения субличности от прямого способа удовлетворения потребности возникает дефлексия или ретрофлексия, и, как результат, происходит обращение возбуждения пациента на самого себя. Эготизм возникает уже на в фазе постконтакта, в том случае, если опыт, полученный на предшествующих эпапах цикла, не усваивается в self и отвергается пациентом.

Прерывание контакта может в том случае, если у терапевта не достаточно опыта работы с механизмами прерывания, и он сам непроизвольно поддерживает механизмы прерывания контакта клиента.

Индивидуальные сеансы гештальт терапии и занятия в группах являются экспериментальными, экзистециональными подходами в психологии и консультировании, которые, в первую очередь, опираются на опыт.

Цель методики состоит в том, чтобы расширить собственное человеческое сознание путем осмысления жизни, а также улучшить взаимосвязь с миром и окружающими людьми.

Психология — это сложная и многогранная наука, в которой в настоящее время широко используется принцип гештальт терапии. Нужно лишь грамотно подобрать технику терапии, которая эффективно подействует в конкретном случае при работе с пациентом, его проблемами, переживаниями.

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоанализа и психотерапии онлайн , желаю Вам психического здоровья.

Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.

Незавершенный гештальт и «Проекция»

При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.

Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».

С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.

Незавершенный гештальт и «Слияние»

При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.

Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».

Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»

При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.

Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.

Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.

Гештальт терапия: методы, техники и упражнения

Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос , при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.

Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»

Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.

Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.

Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.

Подход гештальт терапии «Челночное движение»

«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.

Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визиуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования

Гештальт-молитва Фрица Перлза:

Я — это я.
А ты — это ты.
Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.
Я есть я.
А ты есть ты,
Аминь.

Учение о гештальт-терапии было разработано супругами Фрицем и Лаурой Перлз, совместно с Полом Гудменом в 1940-1950 годах. Перлз работал над методикой лечения людей, страдающих от расстройства психики. Уже при жизни психоаналитика гештальт-терапия из простого учения превратилась в практику, широко используемую в психологических кругах. Она активно развивалась и разрабатывалась, вбирая в себя идеи разнообразных школ психологии.

Многие современные психотерапевты используют данную методику практически во всех сферах жизни, так как с её помощью можно разрешить трудные ситуации , в которые попадает пациент.

По убеждению Перлза, человек должен быть целостен, а все стороны его жизни – духовные, социальные и физические – должны сливаться в единую целую личность. Из этого утверждения учёного появилось название терапии. Слово Gestalt в дословном переводе с немецкого языка переводится как «фигура», «форма», «личность», «целостный образ».

Теории Фрица Перлза направлены на осознание жизни «здесь» и «сейчас», на полноценную жизнь настоящим, а не прошлым или будущим.

В процессе роста и развития психологии в гештальт-терапию было внесено два немаловажных изменения:

  1. Групповая терапия стала применяться значительно реже;
  2. Появилось более внимательное и терпимое отношение к пациенту, а вхождение с ним в контакт (что нередко использовал основатель учения) – нежелательным.

В 1969 году Перлз опубликовал в одной из своих книг короткий текст, получивший широкую известность сначала в Америке , а затем и распространился по всему миру. «Гештальт-молитва», предлагавшая концепцию независимой личности, подвергалась как бурной критике, так и восторженным отзывам. Она оказала значительное влияние на культуру 1970 годов, когда люди вели активную борьбу за свои права, отвергали многие традиции и находились в постоянном поиске новых форм отношений друг с другом.

Основные принципы и положения терапии

В основе этого учения заложены следующие понятия и принципы:

Таким образом, основная цель гештальт-терапии проявляется в возможности позволить человеку осознать себя в настоящем , принять и полюбить себя, двигаться вперёд собственным путём, а не пытаться подавить индивидуальность. Выполнение упражнений гештальт-терапии помогает чувствовать себя лучше, увереннее, отбрасывать все ненужное и находить свой путь в жизни.

Терапия может быть групповой, или проводиться в индивидуальном порядке. Во время групповых занятий терапевт обычно работает с одним (максимум с двумя) участниками, при этом остальные члены группы могут давать им обратную связь, идентифицироваться с «рабочим» участником и оказывать эмоциональную поддержку, что играет немаловажную роль в процессе лечения.

Кому подходит гештальт-терапия

Прибегать к методам гештальт-терапии может любой человек, испытывающий трудности в общении, находящийся в разладе с собой и желающий изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Гештальт-терапия может быть также применена при следующих расстройствах , характерных для хронического стресса:

  • психосоматические заболевания;
  • подавленные переживания, фобии и страхи;
  • расстройства невротического характера;
  • депрессия, суицидальные наклонности, кошмарные сны;
  • повышенная агрессивность, раздражительность и тревожность.

Выяснилось, что этот метод имеет высокую эффективность при работе с клиентами, имеющими суицидальные тенденции.

Гештальт-терапия весьма эффективна при работе с жертвами изнасилования . Используемые при этом методы дают возможность:

  • возвращения к реальности, делая упор на «здесь и сейчас»;
  • сосредоточения внимания на актуальных переживаниях, отстранение от прошлого, установка акцента на переменах в собственном состоянии;
  • прорабатывания негативных воспоминаний, завершение гештальта;
  • вербализации мыслей и чувств;
  • осознанного контроля своих эмоций, избавление от бесчувственности и страха.

Существует несколько особенностей, которые необходимо знать для удачной терапии.

По статистике, женщины обращаются за помощью к психологии намного чаще, чем мужчины. Они более открыты и эмоциональны , а потому проще налаживают контакт со специалистом, чаще прислушиваются к советам и рекомендациям, с большей охотой участвуют в играх и групповых занятиях.

Мужчины, напротив, в большинстве своём, не склонны общаться на групповых занятиях и с трудом идут на контакт. Однако здесь все зависит от индивидуального подхода психотерапевта к общению с клиентом. Талантливый специалист, умеющий подбирать грамотную методику общения, сумеет выйти на контакт даже с самым нелюдимым клиентом.

К детям у психотерапевтов подход особенный, в том числе и в гештальт-терапии. Например, проблемным для них считается ребёнок, который никогда не жалуется на своих родителей. Это может означать, что идёт подавление истинных чувств ребёнка из-за страха перед недовольством родителей. С такими детьми наиболее сложно найти общий язык.

Как работает гештальт-терапия?

Незавершённые гештальты

Поведение личности легко объясняется при создании и завершении гештальт-структур. Всякая личность устраивает свою жизнь так, чтобы направлять свои действия на завершение текущих нужд и потребностей.

Например, человек, желающий приобрести какую-то ценную вещь, копит деньги на её покупку, ищет дополнительные способы дохода и прибыли. А тот, кто желает обзавестись потомством, направляет все силы на достижение именно этой цели. После выполнения гештальт разрушается, и человек испытывает чувство удовлетворения.

Однако не каждый процесс достигает своего завершения, и люди начинают постоянно формировать однотипные паттерны . Данные отклонения связаны с незавершёнными психическими образами, и человек будет продолжать попадать в негативную ситуацию одного и того же характера до тех пор, пока гештальт не будет разрушен.

Проработать незавершённые гештальты помогают психотерапевты на индивидуальных или групповых сеансах, используя специальные практики.

Терапевтические техники

Все техники гештальт-терапии могут быть разделены на две группы:

  1. Проективные. Используются во время работы со снами, образами, диалогами с вымышленными собеседниками и так далее.
  2. Диалоговые. Во время этих техник производится сложная работа психотерапевта с клиентом. Отследив механизмы прерывания, психолог трансформирует собственные эмоции в часть окружающей среды клиента и переносит их на границу контакта.

Чёткое разграничение техник есть только в теоретической психологии, на практике они тесно переплетены друг с другом.

Заключение контракта

Чаще всего процесс гештальт-терапии начинается с «заключения контракта»: соглашения о том, что врач и пациент – равноправные партнёры, несущие равную ответственность за результат совместной работы. Разделение ответственности – один из самых важных шагов в терапии.

«Горячий стул», «Пустой стул»

Пожалуй, это самый известный и распространённый метод гештальт-терапии.

«Горячий стул» – это то место, куда человек садится и рассказывает о своих проблемах, пока психолог и участники группы его внимательно слушают. Выражать свои эмоции, делиться мнениями и чувствами разрешено только после того, как речь будет завершена.

«Пустой стул» – это место, куда при помощи воображения помещают значительного для пациента человека, с которым можно вести беседу независимо от того, в каких они отношениях, и, вообще, жив ли этот человек. Ещё одним предназначением «пустого стула» является разговор между разными частями личности, необходимый в случае наличия у человека внутреннего конфликта. Подобные диалоги помогают обрести целостность, принять себя и окружающий мир.

Концентрация

Концентрация – это оригинальная техника института гештальта. Метод основан на концентрированном осознании внутренних миров (эмоциональные и физические ощущения), внешних миров (видеть, слышать) и мыслей. Используя главный принцип гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает психологу о своих чувствах в данный момент времени, описывает все, что с ним происходит, и о чём он думает.

Эта технология позволяет усилить ощущение реальности и понять свои способы ухода от неё.

Экспериментальное усиление

Одна из эффективных техник – это специальное усиление каких-либо малозначительных проявлений. Например, пациент неосознанно может часто повторять слова «Да, но», тем самым отыскивая причину не делать что-либо, не следовать рекомендациям лечащего врача, и так далее. Специалист может предложить клиенту начинать каждое своё предложение с этой фразы, чтобы человек осознал стремление к противоречию и желанию всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Техники этого направления обычно нацелены на поиск противоположностей в личности. Например, скромному, неуверенному в себе человеку психолог может предложить вообразить себя сильной уверенной личностью и пообщаться с этой позиции с окружающими людьми.

Стеснительному клиенту, который боится просить о помощи, врач может посоветовать обращаться к группе с самыми невообразимыми просьбами.

Эта техника поможет расширить зону осознавания и открыть в себе недоступный ранее потенциал.

Работа со снами

Со сновидениями работают психологи и терапевты самых разнообразных школ, однако гештальт-методика имеет характерные черты. В ней детали сна рассматриваются как части личности, с каждой из которых происходит идентификация клиента. Это делается для присвоения собственных проекций и, несмотря на тонкую сферу работы данной методики, в ней продолжает действовать основное правило гештальт-терапии: «здесь и сейчас».

Клиент может рассказать психотерапевту о своём сне так, как будто это происходит в настоящем времени. Важно, чтобы описание сна происходило не только от лица сновидца, но и от имени предметов и других людей, являющихся частью сна.

Работа с техниками гештальт-терапии будет крайне полезна для любого человека, имеющего незавершённые дела, застрявшего в определённом сценарии, находящегося в разладе с собой или обществом. И даже если нет времени или возможностей обратиться к квалифицированному специалисту, будет полезным попробовать выполнить несколько упражнений самостоятельно. Нередко во время таких упражнений случаются инсайты, помогающие выбрать правильное и желанное направление в жизни.

Похожие публикации